Есенин “Чувство родины – основное в моем творчестве”. Сочинение: Есенин с
Характеризуя свою лирику, Есенин говорил: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве”.
И действительно, каждая строчка стихов Есенина проникнута горячей любовью к родине, а родина для него неотделима от русской природы и деревни. В этом сплаве родины, русского пейзажа, деревни и личной судьбы поэта состоит своеобразие лирики С. Есенина.
В дореволюционных стихах поэта звучит боль за свою нищую родину, за этот “заброшенный край”. В стихотворениях: “Запели тесаные дроги...”, “Гой ты, Русь, моя родная,” поэт говорит, что любит до “радости и боли” “озерную тоску” своей родины. “Но не любить тебя я научиться не могу!” - восклицает он, обращаясь к Руси. Любовь поэта к родине родила и такие проникновенные строки:
Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою”.
Великую Октябрьскую социалистическую революцию Есенин встретил радостно, но с определенными сомнениями и колебаниями; как он сам говорил: “Принимал все по-своему с крестьянским уклоном ”.
Не зная марксистско-ленинской теории, Есенин представлял себе социализм как некий мужицкий рай, неизвестно кем и как созданный в его любимой, нищей и убогой, безграмотной и забитой крестьянской России. Он считал, что раз произошла революция, то подавай каждому “избу новую, кипарисовым тесом крытую”, подавай каждому по первому желанию “ковш золотой с брагою” Абрамов А.С. Есенин С.Е. Жизнь и творчество. М., Просвещение, 1976 г. - С. 14.
А в стране не угасал огонь гражданской войны, терзали родину интервенты, разруха и голод делали свое дело. Поэт видел опустевшие села, незасеянные поля, черные паутины трещин на опаленной засухой земле, и сердце его сжималось от боли.
А потом надо было залечивать раны, ломать старый уклад деревенской жизни, посадить крестьянство на “железного коня”. Видя все это, Есенин с горечью восклицал:
Россия! Сердцу милый край!
Душа сжимается от боли!
Испытывая острое разочарование, Есенин начинает проклинать “железного коня” - город с его индустрией, который несет гибель милой сердцу поэта деревне, начинает оплакивать старую, уходящую Русь.
Тревожные размышления поэта, которому казалось, что революция принесла крушение его милой деревне, нашли отражение в стихотворении “Сорокоуст”.
Мучительным был для Есенина разрыв с прошлым. Не сразу он мог понять то новое, что входило в жизнь страны. В этом заключалась та тяжелая душевная драма, о которой писал поэт в стихотворении “Русь уходящая”.
Старая деревня доживала свои последние дни. Есенин это чувствовал, понимал, и ему порой начинало казаться, что вместе с ней доживает свой срок и он.
Заграничная поездка заставила поэта другими глазами посмотреть на свою страну, по-новому оценить все, что в ней происходит. Он, по его словам, “еще больше влюбился в коммунистическое строительство”.
Посетив родное Константинове в 1924 г, после возвращения из-за границы, Есенин увидел, какие изменения там произошли. Об этом он пишет в стихотворении “Русь советская”.
Поэт вернулся в страну своего детства и с трудом узнал ее. Ему казалось, что гибель идет на деревню, жизнь кончается, но видит там совсем иное: мужики обсуждают свою “жись”. Оказывается, жизнь не кончена, она повернулась в другое русло, ее уже трудно догнать. Вместо прежних отчаянных стонов, вместо заунывно-тоскливого отпевания рождаются новые мотивы. И хотя он, поэт, в этой жизни места себе не находит, и ему очень горько от этой мысли. Он принимает эту жизнь и прославляет новую.
Поэту, конечно, обидно, что его песни в новой деревне не поют. Он испытывает горькое чувство обиды за то, что в родных местах он словно иностранец, но эта обида уже на самого себя. Сам виноват, что не пел новых песен, сам виноват, что его в деревне не принимают за своего, родного.
Однако в том и состоит величие Есенина, что он смог возвыситься над личной судьбой, не утратил перспективу развития.
Поэт чувствует, что у новых людей иная жизнь и все-таки благословляет ее независимо от своей личной судьбы.
Стихотворение заканчивается светлыми строками, обращенными к молодежи, к будущему родной страны.
Еще более определенно заявляет Есенин о своих новых взглядах в стихотворении “Неуютная жидкая лунность”. Уже не Русь уходящую, а Русь советскую хочет воспевать поэт.
Ему теперь уже не милы “лачуги”, “песни таежные”, “очажный огонь”, потому что все это связано с нашей Россией, с “бедностью полей”. Он хочет видеть Русь “стальную”, уже предвидит мощь родной страны.
Есенин пропел свою песнь о России, без своего народа он не мыслил жизни, творчества.
Мужественная, самозабвенная любовь к родине помогла Есенину находить свой путь к большой правде века.
«ЧУВСТВО РОДИНЫ ОСНОВНОЕ В МОЕМ ТВОРЧЕСТВЕ» (С. Есенин) Сочинение
«Моя лирика жива одной большой любовью к родине, чувство родины - основное в моем творчестве», - говорил С. Есенин. К вершинам поэзии он поднялся из глубин народной жизни. Рязанские поля, мужики, косившие траву и сеявшие свой хлеб, были страной его детства. Мир народно-поэтических образов окружал его с самого рождения:
Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали. Вырос я до зрелости, внук купальской
ночи,
Сутепень колдовная счастье мне пророчит.
И костер зари, и плески волн, и серебристая луна, и шелест листвы, и голубая гладь озер - вся красота народного края с годами отлилась в стихи, наполненные любовью к русской земле:
О Русь, малиновое поле! И синь, упавшая в реку, - Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.
О чем бы ни писал Есенин: о переживаниях, об исторических переломах, о судьбах России в «суровые грозные годы», - каждый есенинский образ и строка согреты чувством безграничной любви к родине:
Но более всего Любовь к родному краю Меня томила, Мучила и жгла.
Есенин рассматривал крестьянство и деревню как основных носителей «русскости», поэтому основная тематическая направленность стихотворений поэта - мир русского крестьянства. «Все равно я останусь поэтом золотой, бревенчатой избы», - писал он в одном из стихотворений. Это не просто броская фраза, а жизненная позиция поэта, определившая особенности его стихов о родине.
Есенин любит не абстрактную Россию, а создает образ близкой и дорогой ему земли - Рязанщины, малой родины поэта («Низкий дом с голубыми ставнями...», «Край любимый...»).
В полном соответствии с традицией, заложенной в XIX веке А. С. Пушкиным и М. Ю. Лермонтовым, С. А. Есенин предпочитает говорить не об отвлеченной «русской идее», а воспевать крестьянский труд, который хорошо знает:
Хорошо косою в утренний туман Выводить по полю травяные строчки, Чтобы их читали лошадь и баран.
Цветовая гамма родины имеет у Есенина своеобразную, неповторимую окраску: «голубую оставил Русь», «О Русь, малиновое поле! И синь, упавшая в реку...».
В лирике поэта, посвященной теме родины, отразились и его раздумья о судьбе страны после революции. В первых своих произведениях он приветствует ее как возможность обновления России:
О Русь, взмахни крылами! Поставь иную крепь!
С иными именами Встает иная степь.
В это время лирика поэта наполняется глубокими раздумьями о России. Революцию Есенин принял, по его словам, «с крестьянским уклоном». Есенин, как поэт крестьянский, всегда думает в первую очередь о деревне. И особенно тяжело, временами трагически, переживает он ломку старых, патриархальных устоев русских деревень. И поэту кажется, что его родина в нем не нуждается, что у нее теперь другие певцы: «Моя поэзия здесь больше не нужна, да и, пожалуй, я сам тоже здесь не нужен».
С любовью к Отчизне связано и его критическое отношение к себе в это время.
Я человек не новый!
Что скрывать?
Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою.
Выражая чувство сопричастности судьбе страны, чувство любви и ответственности за нее, поэт скажет:
Но и тогда,
Когда по всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, -
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
Есенин говорит, что, где бы он ни был, что бы с ним ни случилось, он всегда будет помнить свою родину, своих родных:
Низкий дом с голубыми ставнями, Не забыть мне тебя никогда.
Россия - единственная любовь Есенина: «Чувство родины - основное в моем творчестве - оно все, без нее ничего. Женщины, дети, дом, друзья, - все это можно отдать другому, только не Россию, вне России не будет ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы».
С.А. Есенин — русский поэт начала XX века, заявивший: «Чувство Родины — основное в моем творчестве». Сергей Есенин родился в крестьянской семье на Рязанщине в селе Константиново. Свою любовь к крестьянской России поэт пронесет через всю свою жизнь, возглавив новокрестьянское течение (термин условен) в русской поэзии «серебряного века». В семнадцать лет С. Есенин приехал в Москву с надеждой опубликовать свои первые поэтические произведения: «Береза», «Проталинка», «Ночь» и др. Но столичные журналы закрыты для юного поэта, поэтому тот решается показать свои стихи признанному мэтру «серебряного века» — А.А. Блоку. Прочитав первые поэтические опыты С. Есенина, Александр Блок, серьезный и строгий в собственных оценках и суждениях человек, тотчас же отметил талант молодого поэта и написал рекомендательное письмо московским литераторам с просьбой опубликовать поэтические произведения юного дарования. Есенин вошел в русскую поэзию «серебряного века» со своей темой, которая стала главной на протяжении всего творческого пути поэта — темой России, родного края, отчего дома. В 1914 году в детском журнале «Мирок» напечатано первое произведение С.А. Есенина — «Береза» (1913). Центральным образом стихотворения является береза — любимое дерево русского народа, «одно из наиболее почитаемых у славян». Эпитет белая не только описывает дерево, но и отождествляется в восприятии читателя с божественным началом, так как белый цвет в древнерусских памятниках означает причастность к Богу. Одушевленный образ березы создается и метафорой принакрылась, через которую прослеживается связь дерева с образом женщины: ее желанием быть красивой, сохранить очарование. Строка «Под моим окном» указывает на личностную сопричастность происходящего поэту, который не просто восхищен открывшейся перед ним картиной природы, но и делает неожиданные открытия. Первое эмоциональное впечатление постепенно сменяется проникновением в тайну существования дерева. Береза, оказывается, живет внутренней жизнью. Она сама из себя творит чудо: в ней таится природная сила, способная обычный пейзаж превратить в сказочно-прекрасный. Третья строфа стихотворения начинается союзом и, имеющим в поэтическом контексте особый смысл: естественное продолжение лирического повествования, объединение всего произведения в единое целое, указание на последовательность смены описываемых картин. В третьей строфе расширяются пространственные границы изображения, определяется место березы в окружающем мире:
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
В последней строфе главная роль отведена заре, внимание которой еще более выделяет березу среди окружающей действительности:
А заря, лениво Обходя кругом,
Обсыпает ветки Новым серебром.
Через несколько лет в программной статье «Ключи Марии»
С.А. Есенин написал: «Все от древа — вот религия мысли нашего народа… Древо — жизнь…». В стихотворении «Береза» раскрывается философия раннего Есенина: в центре мироздания находится дерево как символ сопричастности человека с настоящими корнями.
В 1916 году издан первый поэтический сборник Сергея Есенина «Радуница», в котором намечены основные мотивы его творчества: Русь с ее полями, залитыми весенним солнцем лугами, с немеркнущей красотой первозданной природы, образами крестьянской жизни. Уже первый сборник Есенина отмечен критикой. Литературным учителем молодого талантливого поэта становится Н. Клюев, при поддержке которого развиваются основные темы в творчестве С.А. Есенина, заявленные им в «Радунице». В этот же период происходит знакомство с другими известными поэтами «серебряного века»: Н.С. Гумилевым, Д.С. Мережковским, З.Н. Гиппиус, А.А. Ахматовой и др. Сергей Есенин быстро становится профессиональным писателем. О его появлении в русской литературе Р. Ивнев (русский поэт «серебряного века») писал: «Литературная летопись не отмечала более быстрого и легкого вхождения в литературу. Всеобщее признание свершилось буквально в какие-нибудь несколько недель». В ранний период творчества С.А. Есенин примкнул к группе имажинистов (от англ. image — образ), основными представителями которой были: Р. Ивнев, В. Шершеневич, Н. Эрдман и др. Как литературное направление в русской поэзии «серебряного века» имажинизм просуществовал недолго, так как сторонники данного направления шли по пути самоцельной образности в ущерб смыслу, но для С.А. Есенина это был важный этап в формировании его художественного миропонимания. Склонность Есенина к образному видению мира и стала отличительной особенностью его художественного таланта. Сам поэт писал: «В стихах моих читатель должен главным образом обращать внимание на лирическое чувствование и … образность. Образ живет во мне органически так же, как мои страсти и чувства». Например, образ луны (месяца) представляется лирическому герою Есенина то в облике «рыжего гуся», то «ковригой хлебною под сводом», то в обличье «всадника унылого» и др.
До 1917 года С.А. Есениным развиваются его основные поэтические темы: деревенская Русь, природа родного края, обожествление всего живого. Есенин называл себя «последним поэтом деревни», характеризуя в собственных произведениях деревенский уклад жизни, сельский труд, русскую природу. Сквозными образами поэзии Сергея Есенина являются: образы земли и неба, образ дороги, образ солнца и луны, образ русской избы (деревенской хаты). В стихотворении «В хате» (1914) каждая строчка наполнена деталями крестьянского быта, которые являются частью малой родины поэта: сажа над заслонкою, парное молоко, «квохот» беспокойных кур, «щенки кудлатые». Лирический герой растворяется в деревенской жизни, для него каждое мгновение имеет особый смысл, поэтому ничего не остается без внимания. Поэта привлекают самые обыденные вещи:
Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными Тараканы лезут в паз.
Главная тема стихотворения С. Есенина «Топи да болота» (1914) — любовь к родному краю. Ключевыми словами данного лирического произведения являются последние строки, которые обобщили созданную Есениным художественную картину:
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!
Тема бродяжничества, скитальческого образа жизни присутствует в поэзии С. А. Есенина уже с первых стихотворений («Пойду в скуфье смиренным иноком…» (1914), «Я — пастух, мои палаты…» (1914), «По дороге идут богомолки…» (1914), «Не бродить, не мять в кустах багряных…» (1916) и др.). Впоследствии с образом дороги связаны надежды поэта на новую жизнь. Образ деревенской хаты неотделим в сознании поэта от народнопоэтического мировосприятия. Например, в стихотворении «Край ты мой заброшенный…» (1914) образ избы олицетворяется:
Избы забоченились,
А их всех-то пять.
Крыши их запенились В заревую гать.
Родной край в стихотворениях дореволюционного времени воспринимается лирическим героем поэта как родная семья, отчий дом, где все гармонично сосуществует («Край любимый! Сердцу снятся…» (1914), «Гой ты, Русь, моя родная…» (1914), «Сторона ль моя, сторонка…» (1914), «В том краю, где желтая крапива…» (1915), «Я снова здесь, в семье родной…» (1916) и др.).
Особую роль в поэзии С.А. Есенина играют цветовые эпитеты, недаром его называли мастером словесной живописи. Среди цветов в лирике С.А. Есенина преобладают золотые, розовые и голубые тона. Именно так воспринимается мир поэтом, именно так видит он свою родину — милую Русь («роща золотая», «над голубым прудом», «сиреневую цветь», «голубую Русь», «золотою лягушкой луна», «увяданья золотом охваченный», «на розовом коне»).
В свершившейся Октябрьской революции поэт видит надежду на обновление, поэтому в первые послереволюционные годы Есенин вырабатывает собственную поэтическую систему, соединяющую и рамках художественного текста и народнопоэтическую символику, и библейские образы, и языческую мифологию. Для есенинского поэтического мышления этих лет характерен гиперболизм, космичность. Это привело Сергея Есенина в созданную новокрестьянскими поэтами группу «Скифы». Поэт обращается в своих произведениях к мифотворчеству. В 1918 году С.А. Есенин пишет статью «Ключи Марии», в которой характеризует свои основные художественно-поэтические принципы, объясняет, что мифология является источником народного искусства, первоосновой художественных образов и символов. Тема природы связана в есенинской поэзии с олицетворением живых существ. Например, в стихотворении «Песнь о собаке» (1915) у матери-собаки отняли «рыжих семерых щенят». Чистый натурализм («ощенила сука», «причесывая языком», «слизывая пот с боков») соединяется у Есенина с глубоким лиризмом («струился снежок подталый», «долго, долго дрожала воды незамершей гладь», «в синюю высь звонко глядела», «месяц скользил тонкий», «золотыми звездами в снег»). Стихотворение сюжетно: человек («хмурый хозяин»), не считаясь с чувствами собаки, утопил ее щенят. Поэтом передано истинное горе животного:
А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой Одним из ее щенков.
Последнее четверостишие является оксюмороном, с помощью которого описано невозможность существования в одном мире жестокого человека и собаки-матери, сознательно лишенной собственных детей:
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег.
Именно животное становится единственным другом лирического героя уже в поздней период творчества в стихотворении «Собаке Качалова» (1925). Данное произведение начинается с обращение лирического героя к своему четвероногому другу — Джиму. Именно собака становится доверенным лицом, посредником между возлюбленной, которая «всех безмолвней и грустней», и лирическим героем:
Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку За все, в чем был и не был виноват.
Обращаясь к Джиму, поэт использует следующие эпитеты: «голубчик», «мой милый», «друг», которые переводят отношение лирического героя к животному в личностный план. Через любовь «ко всему живому» выражается отношение Есенина к миру.
Восприняв Октябрьскую революцию, как он сам говорил, с «крестьянским уклоном», поэт вскоре понимает, что «мужицкому раю» на земле не бывать, наступают минуты трагического разочарования. Попытки соединить Русь уходящую с Русью советской оказываются безуспешными. Свои переживания С.А. Есенин переносит на лист бумаги, создавая поэтические стихотворения, полные лиризма, трагического мироощущения, скрытых переживаний. Именно к такой лирике и относится стихотворение поэта «Не жалею, не зову, не плачу…» (1921). Данное стихотворение С.А. Есенина принадлежит к философской лирике поэта: в нем происходит переосмысление событий настоящего и прошлого. Лирический герой — человек, «увяданья золотом охваченный», размышляет об «утраченной свежести», молодости; о том, что многие чувства и желания исчезли, глаза уже не горят так ярко, как раньше. Лирический герой утратил безрассудство, «дух бродяжий», и никто уже его «не заманит шляться босиком». Прошедшее воспринимается как ранняя весна, связанная с «розовым конем». Лирический герой С. Есенина, расставаясь с юностью, в первую очередь прощается с «духом бродяжьим»:
Дух бродяжий, ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст,
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.
Финал стихотворения философский: понимая, что «все мы в этом мире тленны», поэт благословляет жизнь со всеми ее невзгодами и печалями, радостями и победами:
Все мы, все мы в этом мире тленны Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Используемые художественно-выразительные средства: эпитеты («белых яблонь», «страна березового ситца»), метафоры («яблонь дым», «сердце, тронутое холодком», «буйство глаз и половодье чувств»), олицетворения («расшевеливаешь пламень уст», «льется с кленов листьев медь») — создают многогранный поэтический образ. Чередование мужских и женских окончаний формирует ритмику стихотворения, придает ему напевность. Многие поэтические произведения С.А. Есенина положены на музыку и стали романсами.
Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» также является известным романсом.
Поэт воспринимает происходящее в России как личную трагедию:
Россия! Сердцу милый край!
Душа сжимается от боли.
Перед С.А. Есениным встает вопрос: «Куда несет нас рок событий?». Вопрос, на который поэт так и не смог дать ответ. В стихотворениях о деревянной Руси этого периода («Я усталым таким еще не был…», «Низкий дом с голубыми ставнями…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Заметался пожар голубой…» и др.) много боли, скорби, так как на смену «милому краю» приходит «стальная конница». Деревенская изба — целый мир поэта — разрушается, и это нельзя ничем оправдать, поэтому в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» (1925) используется традиционный для раннего Есенина эпитет «золотой», который в данном случае является символом уклада деревенской жизни, со всей присущей ей красотой и гармонией:
Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом и моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы
И в этот период главным в лирике о Родине остается патриотический и гуманистический пафос, глубочайшая народность, то, что делает Есенина великим русским национальным поэтом. Например, стихотворение «Отговорила роща золотая…» (1924) написано поэтом в сложное для себя и России время, в двадцатые годы XX века. Тематика данного стихотворения многолика: здесь переплетаются ощущения лирического героя, полного «дум о юности веселой», с описанием тех изменений, которые происходят в природе поздней осенью, когда «отговорила роща золотая березовым, веселым языком», когда «дерево роняет тихо листья». Образ лирического героя, забытого всеми, уставшего от жизни, является сквозным. Особую роль в стихотворении играет мотив странничества — герой ощущает себя как «каждый в мире странник», которого никто не жалеет. В настоящем лирический герой одинок, хотя в прошлом была веселая юность, мечты, о которых «не жаль», но все куда-то исчезло, и человек больше никому не нужен. Состояние человека сопоставляется поэтом с природой, которая увядает поздней осенью, когда еще «в саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть». Стихотворение философично и лирично одновременно. Особый лиризм данному произведению придают цветовые эпитеты: «роща золотая», «над голубым прудом», «сиреневую цветь», «костер рябины красной»; метафоры: «среди равнины голой», «костер рябины»; олицетворения: «отговорила роща», «журавли не жалеют», «грезит конопляник». Поэтический язык стихотворения красочен и живописен: у поэта природа говорит с человеком — и этот диалог подчеркивает одиночество человека, невозможность обретения счастья в общении с людьми. Ключевую роль в стихотворении играет образ времени, которое пройдет, но ничего не изменит. Лирический герой С. Есенина не боится времени, а наоборот, вступает с ним в дискуссию, ведь ему: «…Не жаль…лет, растраченных напрасно, не жаль души сиреневую цветь».
Лирический герой С.А. Есенина чувствует свою непонятость, невостребованность в современной России, в связи с этим сквозными мотивами есенинской лирики позднего периода стали: одиночество, тоска по безвозвратно ушедшему прошлому. Поэт не может ужиться в новой реальности, поэтому в звуке мотора ему слышится лай, а в скрипе тележных колес — песня:
И, внимая моторному лаю В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз,
Ни за что я теперь не желаю Слушать песню тележных колес.
(«Неуютная жидкая лунность…» (1925))
В стихотворении «Письмо к матери» (1924) лирический герой мечтает только об одном — вернуться домой, поэтому восклицает:
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
В цикле «Москва кабацкая» лирический герой — противоречивая личность: задиристость, хулиганство («оттого прослыл я шарлатаном, оттого прослыл я скандалистом», «я московский озорной гуляка», «средь мальчишек всегда герой») сочетаются с сильнейшей жалостью к самому себе («я такой же, как вы, пропащий», «синие глаза твои в кабаках промокли»).
Тема любви занимает в лирике С.А. Есенина особое место: сам поэт многократно влюблялся, мечтая о настоящем искреннем чувстве («Пускай ты выпита другим…» (1923), «Дорогая, сядем рядом…» (1923), «Мне грустно на тебя смотреть…» (1924) и др.). Итоговым циклом поэтических произведений С.А. Есенина о любви являются «Персидские мотивы», написанные поэтом в 1924-1925 годах во время и после путешествия по Кавказу. Известно, что Есенин не был в Персии, поэтому весь цикл — стилизация под Восток. В стихотворениях идет разнообразная любовная игра: между лирическим героем и восточной красавицей, между героем и чайханщиком, стерегущим свою пленницу. Поэт использует восточные образы: «глаза, как яхонты, горят», «дыханье свежих чар» и др. Часто встречающиеся повторы, характерные для композиции восточной поэзии: например, «До свиданья, пери, до свиданья», «Хороша ты, Персия, я знаю», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» и т.д. В стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» (1924) любовная тема переплетается с темой памяти. Лирический герой вспоминает родной север, рязанские раздолья, «волнистую рожь при луне». Образ Шаганэ сопоставляется с русской девушкой, живущей на севере. Лирический герой очарован, однако
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне Про волнистую рожь при луне.
За свою небольшую творческую жизнь С.А. Есенин опубликовал более двадцати книг, подготовил собрание стихотворений в трех томах. Сергеем Есениным написаны также следующие поэмы: «Пугачев» (1921), «Анна Снегина» (1925), «Песнь о великом походе» (1924), «Черный человек» (1925) и др. С.А. Есенин всегда писал так, как хотел и о чем хотел, поэтому установившаяся в России система расправилась с ним: поэт ушел из жизни, оставив своему читателю стихотворение-завещание «До свиданья, друг мой, до свиданья…» (1925) — последнее произведение С. Есенина:
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
Образ России в творчестве Есенина
1. Чувство родины - основное в творчестве Есенина
Характеризуя свою лирику, Есенин говорил: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве”.
И действительно, каждая строчка стихов Есенина проникнута горячей любовью к родине, а родина для него неотделима от русской природы и деревни. В этом сплаве родины, русского пейзажа, деревни и личной судьбы поэта состоит своеобразие лирики С. Есенина.
В дореволюционных стихах поэта звучит боль за свою нищую родину, за этот “заброшенный край”. В стихотворениях: “Запели тесаные дроги...”, “Гой ты, Русь, моя родная,” поэт говорит, что любит до “радости и боли” “озерную тоску” своей родины. “Но не любить тебя я научиться не могу!” - восклицает он, обращаясь к Руси. Любовь поэта к родине родила и такие проникновенные строки:
Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою”.
Великую Октябрьскую социалистическую революцию Есенин встретил радостно, но с определенными сомнениями и колебаниями; как он сам говорил: “Принимал все по-своему с крестьянским уклоном ”.
Не зная марксистско-ленинской теории, Есенин представлял себе социализм как некий мужицкий рай, неизвестно кем и как созданный в его любимой, нищей и убогой, безграмотной и забитой крестьянской России. Он считал, что раз произошла революция, то подавай каждому “избу новую, кипарисовым тесом крытую”, подавай каждому по первому желанию “ковш золотой с брагою” Абрамов А.С. Есенин С.Е. Жизнь и творчество. М., Просвещение, 1976 г. - С. 14 .
А в стране не угасал огонь гражданской войны, терзали родину интервенты, разруха и голод делали свое дело. Поэт видел опустевшие села, незасеянные поля, черные паутины трещин на опаленной засухой земле, и сердце его сжималось от боли.
А потом надо было залечивать раны, ломать старый уклад деревенской жизни, посадить крестьянство на “железного коня”. Видя все это, Есенин с горечью восклицал:
Россия! Сердцу милый край!
Душа сжимается от боли!
Испытывая острое разочарование, Есенин начинает проклинать “железного коня” - город с его индустрией, который несет гибель милой сердцу поэта деревне, начинает оплакивать старую, уходящую Русь.
Тревожные размышления поэта, которому казалось, что революция принесла крушение его милой деревне, нашли отражение в стихотворении “Сорокоуст”.
Мучительным был для Есенина разрыв с прошлым. Не сразу он мог понять то новое, что входило в жизнь страны. В этом заключалась та тяжелая душевная драма, о которой писал поэт в стихотворении “Русь уходящая”.
Старая деревня доживала свои последние дни. Есенин это чувствовал, понимал, и ему порой начинало казаться, что вместе с ней доживает свой срок и он.
Заграничная поездка заставила поэта другими глазами посмотреть на свою страну, по-новому оценить все, что в ней происходит. Он, по его словам, “еще больше влюбился в коммунистическое строительство”.
Посетив родное Константинове в 1924 г, после возвращения из-за границы, Есенин увидел, какие изменения там произошли. Об этом он пишет в стихотворении “Русь советская”.
Поэт вернулся в страну своего детства и с трудом узнал ее. Ему казалось, что гибель идет на деревню, жизнь кончается, но видит там совсем иное: мужики обсуждают свою “жись”. Оказывается, жизнь не кончена, она повернулась в другое русло, ее уже трудно догнать. Вместо прежних отчаянных стонов, вместо заунывно-тоскливого отпевания рождаются новые мотивы. И хотя он, поэт, в этой жизни места себе не находит, и ему очень горько от этой мысли. Он принимает эту жизнь и прославляет новую.
Поэту, конечно, обидно, что его песни в новой деревне не поют. Он испытывает горькое чувство обиды за то, что в родных местах он словно иностранец, но эта обида уже на самого себя. Сам виноват, что не пел новых песен, сам виноват, что его в деревне не принимают за своего, родного.
Однако в том и состоит величие Есенина, что он смог возвыситься над личной судьбой, не утратил перспективу развития.
Поэт чувствует, что у новых людей иная жизнь и все-таки благословляет ее независимо от своей личной судьбы.
Стихотворение заканчивается светлыми строками, обращенными к молодежи, к будущему родной страны.
Еще более определенно заявляет Есенин о своих новых взглядах в стихотворении “Неуютная жидкая лунность”. Уже не Русь уходящую, а Русь советскую хочет воспевать поэт.
Ему теперь уже не милы “лачуги”, “песни таежные”, “очажный огонь”, потому что все это связано с нашей Россией, с “бедностью полей”. Он хочет видеть Русь “стальную”, уже предвидит мощь родной страны.
Есенин пропел свою песнь о России, без своего народа он не мыслил жизни, творчества.
Мужественная, самозабвенная любовь к родине помогла Есенину находить свой путь к большой правде века.
Годы жизни и творчества С. Есенина
Среди произведений о природе одно из самых видных мест занимают стихотворные новеллы о животных. Их не так уж много, но они остаются в памяти читателей...
Детская поэзия Е.А. Благининой
Нелегко разъять в анализе цельность благининской поэзии, потому что стихи ее не отдельно о труде, отдельно о природе или о личной жизни. «Россия, страсть моя!» -- и все у нее о России: когда рисует весны и осени, рассветы и закаты...
Жизнь и последние годы Н.В. Гоголя
Николай Васильевич Гоголь родился 19 марта (1 апреля по н. ст.) 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии, в дворянской семье Василия Афанасьевича и Марии Ивановны Гоголь-Яновских...
Литературно-философские источники футуристической утопии Маяковского ("Футуризм" Маринетти)
Футуризм (от лат. «Futurum» - будущее) - общее название художественных авангардистских движений 1910-х - начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и в России. Родиной нового движения была Италия...
Образ Родины в творчестве Расула Гамзатова
Для полного анализа его творчества мы использовала цикл лирических произведений, это «Мой Дагестан», «О, Родине», «Горцы», «Дагестан, все, что люди мне дали…», «Всему я на свете…», «Покуда вертится земля», и повесть «Мой Дагестан»...
В поэзии Есенина поражает щемящее чувство родной земли. Поэт писал, что через всю свою жизнь он пронес одну большую любовь. Это любовь к Родине. И действительно, каждое стихотворение...
Образ России в творчестве Есенина
Поэзия Есенина... Чудесный, прекрасный, неповторимый мир! Мир, который близок и понятен всем. Есенин - истинный поэт России; поэт, который к вершинам своего мастерства поднялся из глубин народной жизни...
Песенная традиция в лирике С.А. Есенина
"Творчество Сергея Есенина - это песня о Родине".? Сам поэт говорил, что "нет поэта без родины". Именно для неё он берёт свои заветные слова. Верный патриот России, С. Есенин был поэтом, кровно связанным с родной землей, с народом...
Природа в творчестве Есенина
Природа - всеобъемлющая, главная стихия творчества поэта, и с ней лирический герой связан врожденно и пожизненно: Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали" "right">("Матушка в купальницу по лесу ходила..."...
Природа в творчестве Есенина
Любовь к родной крестьянской земле, к русской деревне, к при-роде с ее лесами и полями пронизывает все творчество Есенина. Образ России для поэта неотделим от народной стихии; большие го-рода с их фабриками, научно-технический прогресс...
Своеобразие поэтики С. Есенина
Тема, которая заняла центральное место в поэзии Есенина, - тема Родины. Есенин был вдохновенным певцом России. Все самые возвышенные представления и сокровенные чувства его были связаны с нею...
Сказки А.С. Пушкина, вошедшие в круг детского чтения
Фольклорная поэтика становится в сказках Пушкин могучим средством реалистического изображения жизни, помогает поэту проникнуть в психологию героев. Удивительно легко...
Тема любви в творчестве А.И. Куприна
Повесть «Олеся» была как-то особенно дорога Куприну - она связана с его полесскими впечатлениями 1897 года. Тогда, недовольной своей репортерской судьбой, он оставил Киев и отправился в Полесье...
Философия творчества С. Есенина
Экзистенциальная проблематика в творчестве Есенина связана, прежде всего, с отражением кризисного сознания современного человека Мамлеев Ю. Есенин и кризис современной цивилизации // Столетие Сергея Есенина: Международный симпозиум. М., 1997...
Цветная лирика С. Есенина
есенин поэт цвет лирика Все поэтические образы Есенина движутся, превращаются, а человек и природа неразделимы. Однако мысль о том, что мир и человек находятся в дороге, подводила поэта к другой мысли - о конце этого движения, о смерти...
Характеризуя свою лирику, Есенин говорил: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве”.
И действительно, каждая строчка стихов Есенина проникнута горячей любовью к родине, а родина для него неотделима от русской природы и деревни. В этом сплаве родины, русского пейзажа, деревни и личной судьбы поэта состоит своеобразие лирики С. Есенина.
В дореволюционных стихах поэта звучит боль за свою нищую родину, за этот “заброшенный край”. В стихотворениях “Запели тесаные дроги...”, “Гой ты, Русь, моя родная” поэт говорит, что любит до “радости и боли” “озерную тоску” своей родины. “Но не любить тебя я научиться не могу!” - восклицает он, обращаясь к Руси.
Любовь поэта к родине родила и такие проникновенные строки:
Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою”.
Великую Октябрьскую социалистическую революцию Есенин встретил радостно, но с определенными сомнениями и колебаниями; как он сам говорил: “Принимал все по-своему, с крестьянским уклоном”.
Не зная марксистско-ленинской теории, Есенин представлял себе социализм как некий мужицкий рай, неизвестно кем и как созданный в его любимой, нищей и убогой, безграмотной и забитой крестьянской России. Он считал, что раз произошла революция, то подавай каждому “избу новую, кипарисовым тесом крытую”, подавай каждому по первому желанию “ковш золотой с брагою”.
А в стране не угасал огонь гражданской войны, терзали родину интервенты, разруха и голод делали свое дело. Поэт видел опустевшие села, незасеянные поля, черные паутины трещин на опаленной засухой земле, и сердце его сжималось от боли.
А потом надо было залечивать раны, ломать старый уклад деревенской жизни, посадить крестьянство на “железного коня”. Видя все это, Есенин с горечью восклицал:
Россия! Сердцу милый край!
Душа сжимается от боли!
Испытывая острое разочарование, Есенин начинает проклинать “железного коня” - город с его индустрией, который несет гибель милой сердцу поэта деревне, начинает оплакивать старую, уходящую Русь.
Тревожные размышления поэта, которому казалось, что революция принесла крушение его милой деревне, нашли отражение в стихотворении “Сорокоуст”.
Мучительным был для Есенина разрыв с прошлым. Не сразу он мог понять то новое, что входило в жизнь страны. В этом заключалась та тяжелая душевная драма, о которой писал поэт в стихотворении “Русь уходящая”.
Старая деревня доживала свои последние дни. Есенин это чувствовал, понимал, и ему порой начинало казаться, что вместе с ней доживает свой срок и он.
Заграничная поездка заставила поэта другими глазами посмотреть на свою страну, по-новому оценить все, что в ней происходит. Он, по его словам, “еще больше влюбился в коммунистическое строительство”.
Посетив родное Константиново в 1924 г. после возвращения из-за границы, Есенин увидел, какие изменения там произошли. Об этом он пишет в стихотворении “Русь советская”.
Поэт вернулся в страну своего детства и с трудом узнал ее.
Ему казалось, что гибель идет на деревню, жизнь кончается, но видит там совсем иное: мужики обсуждают свою “жись”. Оказывается, жизнь не кончена, она повернулась в другое русло, ее уже трудно догнать. Вместо прежних отчаянных стонов, вместо заунывно-тоскливого отпевания рождаются новые мотивы. И хотя он, поэт, в этой жизни места себе не находит, и ему очень горько от этой мысли. Он принимает эту жизнь и прославляет новую.
Поэту, конечно, обидно, что его песни в новой деревне не поют. Он испытывает горькое чувство обиды зато, что в родных местах он словно иностранец, но эта обида уже на самого себя. Сам виноват, что не пел новых песен, сам виноват, что его в деревне не принимают за своего, родного.
Однако в том и состоит величие Есенина, что он смог возвыситься над личной судьбой, не утратил перспективу развития.
Поэт чувствует, что у новых людей иная жизнь, и все-таки благословляет ее независимо от своей личной судьбы.
Стихотворение заканчивается светлыми строками, обращенными к молодежи, к будущему родной страны.
Еще более определенно заявляет Есенин о своих новых взглядах в стихотворении “Неуютная жидкая лунность”. Уже не Русь уходящую, а Русь советскую хочет воспевать поэт.
Ему теперь уже не милы “лачуги”, “песни таежные”, “очажный огонь”, потому что все это связано с нашей Россией, с “бедностью полей”. Он хочет видеть Русь “стальную”, уже предвидит мощь родной страны,
Есенин пропел свою песнь о России, без своего народа он не мыслил жизни, творчества.
Мужественная, самозабвенная любовь к родине помогала Есенину находить свой путь к большой правде века.