Гадания без карт. Настоящим победителем будет тот, кто сражался, излучая вибрацию любви

Эта гексаграмма - символ сознательного уединения. Вы на пороге важных решений - подойдите к этому со всей возможной аккуратностью и рассудительностью. Удача сопутствует вам, но не забывайте об осторожности: выбирайте себе в союзники людей, в чьих добрых намерениях вы уверены. Возможно, в ближайшее время вы получите известие, или вам нанесут неожиданный визит. Настроение в данный момент у вас довольно романтическое, хотя и несколько омраченное разладом с близким человеком.

ваше желание

Исполнение вашего желания зависит от вашей способности ладить с другими людьми и находить с ними общий язык.

Объяснение гексаграммы

полное объяснение 7-й гексаграммы → Ши: Войско

Объяснение каждой черты

объяснение черт гексаграммы снизу вверх

Эта гексаграмма отличается от предыдущей тем, что в ней вместо Творчества, расположенного вовне, находится Исполнение. Если первое - это напряжение, Свет, то второе - это податливость, Тьма. Она не может вносить ясность, так сказать, произносить суждение, и поэтому в ситуации выраженной в данной гексаграмме, судом конфликт не может быть решен. Здесь действенно нечто иное. Тот, кто может судить сам себя, не доводит дело до суда. Тот же, кто доходит до необходимости судится, еще не обязательно будет удовлетворен решением суда. В таком случае он, несмотря на решение это, восстанет против него. Но в таком положении действовать одними юридическими средствами бессмысленно, ибо именно при помощи их произнесено осуждение. Система "Книги Перемен" была бы нарушена, если бы суд в ней был показан с одной положительной стороны. Возможен и неправый суд, против которого необходимо восстать. Но так как юридически восстать невозможно, то приходится прибегать к вооруженному восстанию, к войску. Нельзя, однако, легкомысленно относиться к последнему. Поэтому данная гексаграмма посвящена многостороннему изучению "войска", его действия и применения. Опасность - это основное качество действия и применения войска. Это выражено в самой структуре гексаграммы: внутри (внизу) - Опасность, а вовне - Исполнение: триграмма, состоящая только из черт Тьмы. Мрачная опасность, вот о чем говорит сам символ. С величайшей бдительностью, с полноценным жизненным опытом мужа следует решать спор при помощи войска. Здесь одинаково пагубным может оказаться как юношеский задор, так и старческая косность. Только при учете этого может быть успех, т.е. может быть исправлено то, что уже раньше было испорчено. Недоразвитый юноша или разовьется правильно, и тогда ему надо лишь выждать свой час; или же он в развитии совершит ошибку, которая должна быть осуждена. Если же даже судом нельзя исправить ошибку, то необходимы решительные меры: необходимо действие войска. Таков второй смысл данной гексаграммы. Но в них обоих общим остается требование стойкости: устойчивого пребывания на правом пути и незапятнанной совести. В тексте лишь намек на эти руководящие мысли, вскрывающиеся только в комментаторской литературе, главным образом из герменевтического исследования. Вот текст: Войско. Стойкость. Возмужалому человеку - счастье. Хулы не будет.

Во всяком действии войска сосуществуют и приобретение и утрата. Перевес первого над второй определяет успех войска. Но успех достижим лишь тогда, когда не он является страстно желаемым результатом. Здесь горячность может лишь привести к наихудшим последствиям. Наоборот, успех возможен лишь тогда, когда применение войска вытекает не из одного желания победы (которой одинаково желают обе воюющие стороны), а из железной необходимости, из высших законов стратегии. - Так и исправление ошибок, допущенных в познании, недостижимо при помощи действий, основанных на простом намерении и желании. Оно достижимо только из осознания его неизбежности, которое должно быть самым основательным и добросовестным. Текст облекает эти мысли в следующие слова: В начале слабая черта. Войску выступать по закону. Без добросовестности - несчастье.

Различие элементов полярности возможно лишь в силу их единства. Различие между светом и тьмой возможно лишь благодаря их единству. В теории Книги указывается весьма часто на взаимное тяготение света и тьмы. С другой стороны, в каждой гексаграмме преимущественно действенна тьма, если теневых, слабых черт в ней ощутимое меньшинство, и наоборот. С третьей стороны, в каждой гексаграмме выражается развертывание во времени данного процесса, идущее двумя волнами, в которых две высшие точки - это черты вторая (во внутреннем) пятая (во внешнем). Они, занимающие срединное положение между началом волны и ее концом, особенно благоприятны. Это еще подчеркивается тем, что середина, сосредоточенность, целеустремленность, уравновешенность - все это понятия, заключающиеся в техническом термине чжун. Рассматриваемая позиция выражена здесь чертой, символизирующей все эти качества, т.е. она занимает наиболее удачное положение, кроме того, это единственная в гексаграмме световая черта, к которой тяготеют и которой подчиняются все остальные черты. Но, кроме того, она находится в самом средоточии триграммы "опасность". Все это должно выражать положение полководца в средоточии его войска. Пусть войско и его действия и стоят под знаком опасности, пусть в окружении и тьма, но данный полководец находится в средоточии войска, т. е. одинаково чужд как чрезмерного, так и недостаточного. Поэтому его действия будут вполне и навсегда удачны и он удостоится высшей похвалы, ибо между его чертой (сильной) и чертой государя (слабой пятой) существует соответствие как по аналогии их центральных положений, так и по антитезе полярности. Так изображен в данной образности и символике удачно действующий полководец. Таков разум, действующий в самом средоточии нового акта познания. Благодаря его центральному положению ему одинаково доступны все слагаемые, входящие в состав познавательного акта. И именно этот разум, заложенный в средоточии нового акта познания, и инспирируя со стороны носителей уже достигнутого знания. В тексте это выражено следующими словами: Сильная черта на втором месте. Пребывание в средоточии войска. Счастье. Хулы не будет. Царь трижды пожалует приказ.

Позиция кризиса - децентрирована. Кроме того, здесь она занята слабой чертой, а это еще ухудшается тем, что в символике Книги нормой считается пребывание сильных черт на нечетных позициях и слабых - на четных. Собственно, норма эта требует силы для преодоления кризиса, а в данном случае как раз наоборот. Поэтому никакого успеха здесь ожидать невозможно, что и находит свое выражение в соответствующем образе текста. Так и в познании не может быть успеха, т.е. нового знания, когда акт нового познания лишен внутренней силы и правильности. Он не в состоянии преодолеть косность уже накопленного опыта, который, в новых условиях, может быть совершенно неприменимым, неживым. Происходит тогда подмена нового живого познания трупами когда-то возникших мыслей, чуждых текущему моменту познавательной жизни. Иными словами, происходит гибель познания, т.е. несчастье, раскол между знанием и миром. Текст это выражает лаконично и напряженно: Слабая черта на третьем месте. В войске может быть воз трупов. Несчастье.

Нормальность отношения между слабой чертой и четной позицией дает возможность говорить о следующем этапе развития данной ступени, на которой учитывается предыдущий опыт и оказывается предпочтенным отказ от активного действия: отступление войска на постоянные квартиры для выжидательной подготовки дальнейшего выступления. Так же и в познании это момент, когда выжидательно подводится итог накопленного опыта перед вторичным завоеванием нового познания. Ни об удаче, ни о неудаче здесь говорить невозможно, но можно лишь указать, что такое "отступление войска" - не бегство, а подготовка, за которую хулить нельзя. Текст здесь следующий: Слабая черта на четвертом месте. Войску - отступать в тыл. Хулы не будет.

Хотя пятая позиция вообще представляет собой подъем сил, но в данном случае она занята слабой чертой, символизирующей невозможность самостоятельного действия. Однако действовать здесь еще необходимо, ибо конечный результат действия еще не достигнут, и примешиваются к нему еще совершенно чуждые элементы. Точно на возделанном поле появилась дичь, которая портит всходы. Однако если самому здесь действовать и невозможно, то для успешности распоряжений из не следует отменять. Надо держаться своего слова. При этом, конечно, важно, чтобы был правильно выбран человек, которому дается распоряжение и который тем самым облекается соответствующими полномочиями. В таких условиях его единоначалие необходимо, а всякий его подчиненный, действующий на свой риск и страх, обречен на неудачу, даже если бы он действовал с полной прямотой и стойкостью. В гносеологической глоссе символика этой цитаты понимается так, что речь идет о том моменте познания, когда завоевывается новое знание, но оно еще не завоевано до конца. В таком положении к подлинному знанию примешиваются еще элементы случайных ассоциаций, возникающих не в силу незнания или слишком поверхностного знакомства с предметом познания. Здесь много может помочь и начитанность в литературе, и за эти слова надо крепко держаться, однако надо помнить, что важен смысл слов, а не самые слова, что смысл этот должен быть основательно усвоен, точно издавна усыновлен. Это "старший сын", который противопоставляется "младшему сыну", олицетворяющему лишь поверхностное ознакомление с литературой. Для последнего стойкость равносильна косности, которая может погубить успех познания. Вот образы в тексте: Слабая черта на пятом месте. На пашне есть дичь. Благоприятно держаться слова. Хулы не будет. Старшему сыну - предводительствовать войском. Младшему сыну - воз трупов. Стойкость - к несчастью.

Погоня за победой лишь закрывает глаза на насущную необходимость борьбы. Поэтому на предыдущих ступенях с соответственно разных сторон давались предупреждения против ошибок текущего момента. Здесь же - конец процесса, названного Войско. Здесь речь уже должна идти о результате его действий. Единственное предупреждение, уместное здесь, - это предупреждение против действия "ничтожеств", которые борются лишь ради победы. Поэтому один из комментаторов данного места говорит столь же лаконично, сколь и парадоксально: "Когда совершенномудрый человек действует войском, то в начале этого действия он не добивается победы во что бы то ни стало. Поэтому в конце данного действия он может [достичь] подлинного успеха". Как метафора эта мысль применима и к деятельности познания на этапе завоевания нового знания, где это последнее уже завоевано и должно образовать единства, точно вновь основанное государство должно сочетаться с домами прежних феодалов, - если облекать это в образность феодального памятника - "Книги Перемен", где мы читаем: Наверху слабая черта. Великий государь владеет судьбами. Он основывает царство, примыкая к домам [феодалов]. Ничтожные люди да не действуют.

Дисциплина подобна воде под землей — жизненно важный ресурс, доступный, но скрытый, требующий усилий, чтобы добраться до него. Этот потенциал можно использовать в случае необходимости. Как только он будет доступен, великие дела могут быть достигнуты с помощью организованной дисциплины.

Самый успешный лидер — это не тот, кто торжествует на поле битвы, но тот, кто благодаря силе дисциплины и внутренней власти, может достичь примирения, не проливая крови. Аналогичным образом, в любой крупной организации ключевыми добродетелями являются дисциплина и добросовестность. Если вы стремитесь к лидерству, помните, что истинный лидер захватывает сердца людей и формирует четкое видение, которое связывает их вместе.

В политике хорошие отношения между армией и государством имеют решающее значение. Только когда государство будет экономически процветающим, армия может быть сильной. Только тогда, когда армия дисциплинирована, государство может быть защищено от разрушительных внешних сил. Чтобы этот баланс сохранился, правительство должно быть доброжелательным к своему народу. Солидарность необходима для успеха.

Толкование линий:

Строка 1 (нижняя строка)

В начале любого крупного дела важно установить порядок. Ничего хорошего не может быть достигнуто без организации ваших активов и координации ваших войск.

Удача приходит тогда, когда генерал сражается посреди своих войск. И когда вручаются почести, вся армия гордится тем, что их лидера награждают от их имени.

Вас может постигнуть неудача, если вы переоцените свои возможности или недооцените свои слабости. Будьте уверены, что вы и те, кто вас окружает, играют свою роль, для которой они предназначены, и вы преодолеете трудности.

Требуется стратегическое отступление. Это не окончательное поражение, а возможность набраться сил, исчезнув ненадолго из поля конфликта. Отступление — это дисциплинированное отстранение от всех ответов, нейтралитет и принятие ситуации как таковой.

Не позволяйте другим нарушать ваши границы, иначе ситуация ухудшится. Укрепите свои позиции, приведя отношения с окружающими в согласие.

Строка 6 (верхняя строка)

При победе щедрость — это самая чистая награда тем, кто помог вам добиться успеха. Не давайте обещаний вознаграждения в обмен на хорошую работу и никогда не давайте вознаграждения, основанные только на чувствах. Вознаграждения имеют такое же отношение к будущему, как и прошлое.

Гексаграмма скорее положительная. Она символизирует сознательное уединение и предупреждает о необходимости тщательней обдумывать и планировать свои действия, чтобы как можно дольше длился текущий благоприятный период жизни.

Сейчас вы как генерал, решающий, когда лучше начать сражение. Будьте осмотрительны, берите в союзники только проверенных людей с хорошими намерениями.

К вам придет неожиданное известие или вас навестит нежданный гость.

Настоящее время наполнено для вас романтикой, что, впрочем, не помешает возникновению трений с близким человеком.

Планируйте все будущие дела тщательно. Старайтесь действовать обдуманно и разумно.

И хотя удача в данный момент на вашей стороне, будьте осторожны и рассудительны.

Для толкования следующей гексаграммы перейдите к странице .

Пояснение к толкованию гексаграммы 7.Войско

Если ответ древнекитайского оракула понятен не до конца и кажется вам туманным, прочитайте пояснение к гексаграмме, в котором заключена основная мысль послания, это поможет вам правильнее понять оракула древнего Китая.

Ответ на поставленный вопрос — Ши — Войско.

Иероглиф изображает людей, движущихся вокруг центра.

Войско, армия; лидер, великий воин, генерал, искусный мастер; мобилизовать, дисциплинировать, упорядочивать, делать функциональным,; подражать, брать за образец.

Смысловые связи гексаграммы 1.Цянь

Прочитайте ассоциативное толкование, и ваша интуиция и образное мышление помогут вам разобраться в ситуации более детально.

Образно эту гексаграмму можно представить, как символизирующую время упорядочивать дела и организовывать их для эффективных действий. Приводите в порядок свои дела, развивайте свои способности лидера, крепите боевой дух, советуйтесь с опытными людьми. Армия служит людям, основывает города и защищает их. Вокруг вас масса неорганизованных явлений. Ваша задача исправить это положение и выделить место для каждого. Не ведите агрессивные действия, а поддерживайте людей. Это будет трудной работой. В своем желании служить и защищать идите на обдуманный риск и разумно преодолевайте препятствия. И люди увидят ваши поступки и потянутся к вам. Это не будет ошибкой, а именно тем, что вам сейчас нужно.

Толкование гексаграммы в переводе канонического текста Книги Перемен

Прочитайте перевод канонического текста, возможно, у вас появятся свои ассоциации в толковании седьмой гексаграммы.

[Стойкость. Возмужалому человеку — счастье, хулы не будет]

I. В начале шестерка.

Выводи войско, руководясь законом.

— А если не так, то (хотя бы оно и было хорошим) — будет несчастье.

II. Девятка вторая.

Пребывание в войске.

— Счастье! Хулы не будет! Царь трижды пожалует приказы.

III. Шестерка третья.

В войске быть может воз трупов.

— Несчастье!

IV. Шестерка четвертая.

Войско отступает в тыл.

— Хулы не будет.

V. Шестерка пятая. На поле дичь.

Старшему сыну (если ты опираешься на истину) — вести войска.

Младшему сыну (если ты заблуждаешься, но упорно стоишь на своем) — воз трупов.

— Первому благоприятно сдержать слово; хулы не будет.

— Второму стойкость — к несчастью.

VI. Наверху шестерка.

Великий государь владеет судьбами, начинает династию, собирает земли и наследует их [своему] дому.

— Ничтожному человеку — не действовать!


Ши (Войско): войско, армия; лидер, генерал, великий воин, искусный мастер; упорядочивать, делать функциональным, мобилизовать, дисциплинировать; брать как образец, подражать. Иероглиф изображает людей, движущихся вокруг центра.

Стойкость.
Возмужалому человеку - счастье.
Хулы не будет.

Это время упорядочивать дела и функционально их организовывать для эффективного действия. Приведите свои дела в порядок. Развивайте в себе способности лидера. Советуйтесь с опытными (возмужалыми) людьми. Крепите боевой дух. Помните, идеал армии не в том, чтобы вести агрессивную войну, а в служении, упорядочении и защите людей, которые не могут защитить себя сами. Армия основывает города и защищает их. Вы окружены массой неорганизованных явлений. Постарайтесь исправить это положение, выделив место для каждого. Поддерживайте и защищайте людей. Это трудная работа. Идите на риск и преодолевайте препятствия в своем желании служить. Люди оценят ваши поступки и потянутся к вам. Это именно то, что нужно. Разве это может быть ошибкой?

Эта гексаграмма отличается от предыдущей тем, что в ней вместо Творчества, расположенного вовне, находится Исполнение. Если первое – это напряжение, Свет, то второе – это податливость, Тьма. Она не может вносить ясность, так сказать, произносить суждение, и поэтому в ситуации выраженной в данной гексаграмме, судом конфликт не может быть решен. Здесь действенно нечто иное. Тот, кто может судить сам себя, не доводит дело до суда. Тот же, кто доходит до необходимости судится, еще не обязательно будет удовлетворен решением суда. В таком случае он, несмотря на решение это, восстанет против него. Но в таком положении действовать одними юридическими средствами бессмысленно, ибо именно при помощи их произнесено осуждение.

Система “Книги Перемен” была бы нарушена, если бы суд в ней был показан с одной положительной стороны. Возможен и неправый суд, против которого необходимо восстать. Но так как юридически восстать невозможно, то приходится прибегать к вооруженному восстанию, к войску. Нельзя, однако, легкомысленно относиться к последнему. Поэтому данная гексаграмма посвящена многостороннему изучению ” войска”, его действия и применения. Опасность – это основное качество действия и применения войска. Это выражено в самой структуре гексаграммы: внутри (внизу) – Опасность, а вовне – Исполнение: триграмма, состоящая только из черт Тьмы. Мрачная опасность, вот о чем говорит сам символ. С величайшей бдительностью, с полноценным жизненным опытом мужа следует решать спор при помощи войска. Здесь одинаково пагубным может оказаться как юношеский задор, так и старческая косность.

Только при учете этого может быть успех, т.е. может быть исправлено то, что уже раньше было испорчено. Недоразвитый юноша или разовьется правильно, и тогда ему надо лишь выждать свой час; или же он в развитии совершит ошибку, которая должна быть осуждена. Если же даже судом нельзя исправить ошибку, то необходимы решительные меры: необходимо действие войска. Таков второй смысл данной гексаграммы. Но в них обоих общим остается требование стойкости: устойчивого пребывания на правом пути и незапятнанной совести. В тексте лишь намек на эти руководящие мысли, вскрывающиеся только в комментаторской литературе, главным образом из герменевтического исследования.

Внешний и Внутренний миры: Земля и Вода

Внутренняя готовность к риску и внешняя цель служения сочетаются, образуя войско.

Организация войска содержит скрытую возможность возвращения к источнику энергии.

Последовательность

Там, где идет тяжба, поднимаются толпы. Осознание этого формирует войско.

Определение

Войско означает горе.

Символ

В центре земли течет река. Войско.
Благородный человек снисходит к подданным, чтобы собрать людей.

Линии гексаграммы

Линия 1

Вначале шестерка

Войску выступать по закону.
Без добросовестности - несчастье.

Войску необходима дисциплина, чтобы выступить вперед, но чрезмерная строгость может только помешать ему. Успех зависит не только от вашей целеустремленности, но и от вашей осмотрительности. Иначе путь будет закрыт.

Во всяком действии войска сосуществуют и приобретение и утрата. Перевес первого над второй определяет успех войска. Но успех достижим лишь тогда, когда не он является страстно желаемым результатом. Здесь горячность может лишь привести к наихудшим последствиям. Наоборот, успех возможен лишь тогда, когда применение войска вытекает не из одного желания победы (которой одинаково желают обе воюющие стороны), а из железной необходимости, из высших законовстратегии. – Так и исправление ошибок, допущенных в познании, недостижимо при помощи действий, основанных на простом намерении и желании. Оно достижимо только из осознания его неизбежности, которое должно быть самым основательным и добросовестным.

Линия 2

Девятка вторая

Пребывание в средоточии войска. Счастье.
Хулы не будет.
Царь трижды пожалует приказы.

Военачальник должен находиться в центре своего войска. Ему равно чужды чрезмерное и недостаточное, поэтому путь открыт перед ним. Царь трижды пожалует приказ. Это великая честь. Выполнение полученных указаний может изменить вашу жизнь.

Различие элементов полярности возможно лишь в силу их единства. Различие между светом и тьмой возможно лишь благодаря их единству. В теории Книги указывается весьма часто на взаимное тяготение света и тьмы. С другой стороны, в каждой гексаграмме преимущественно действенна тьма, если теневых, слабых черт в ней ощутимое меньшинство, и наоборот. С третьей стороны, в каждой гексаграмме выражается развертывание во времени данного процесса, идущее двумя волнами, в которых две высшие точки – это черты вторая (во внутреннем) пятая (во внешнем). Они, занимающие срединное положение между началом волны и ее концом, особенно благоприятны. Это еще подчеркивается тем, что середина, сосредоточенность, целеустремленность, уравновешенность – все это понятия, заключающиеся в техническом термине чжун.

Рассматриваемая позиция выражена здесь чертой, символизирующей все эти качества, т.е. она занимает наиболее удачное положение, кроме того, это единственная в гексаграмме световая черта, к которой тяготеют и которой подчиняются все остальные черты. Но, кроме того, она находится в самом средоточии триграммы “опасность”. Все это должно выражать положение полководца в средоточии его войска. Пусть войско и его действия и стоят под знаком опасности, пусть в окружении и тьма, но данный полководец находится в средоточии войска, т. е. одинаково чужд как чрезмерного, так и недостаточного. Поэтому его действия будут вполне и навсегда удачны и он удостоится высшей похвалы, ибо между его чертой (сильной) и чертой государя (слабой пятой) существует соответствие как по аналогии их центральных положений, так и по антитезе полярности. Так изображен в данной образности и символике удачно действующий полководец. – Таков разум, действующий в самом средоточии нового акта познания. Благодаря его центральному положению ему одинаково доступны все слагаемые, входящие в состав познавательного акта. И именно этот разум, заложенный в средоточии нового акта познания, и инспирируя со стороны носителей уже достигнутого знания.

Линия 3

Шестерка третья

В войске может быть воз трупов.
Несчастье.

Трупами могут быть как мертвые тела, так и призраки старых воспоминаний, бесполезных идей и ложных образов. Это приводит к несчастью - то есть конфликту между знанием и окружающим миром. То, что вы носите в себе, преграждает путь.

Позиция кризиса – децентрирована. Кроме того, здесь она занята слабой чертой, а это еще ухудшается тем, что в символике Книги нормой считается пребывание сильных черт на нечетных позициях и слабых – на четных. Собственно, норма эта требует силы для преодоления кризиса, а в данном случае как раз наоборот. Поэтому никакого успеха здесь ожидать невозможно, что и находит свое выражение в соответствующем образе текста. – Так и в познании не может быть успеха, т.е. нового знания, когда акт нового познания лишен внутренней силы и правильности. Он не в состоянии преодолеть косность уже накопленного опыта, который, в новых условиях, может быть совершенно неприменимым, неживым. Происходит тогда подмена нового живого познания трупами когда-то возникших мыслей, чуждых текущему моменту познавательной жизни. Иными словами, происходит гибель познания, т.е. несчастье, раскол между знанием и миром.

Линия 4

Шестерка четвертая

Войско отступает на постоянные квартиры.
Хулы не будет.

Вы подводите итог пройденному пути, готовясь к новым завоеваниям. Отступление - это не бегство, а подготовка, за которую нельзя осуждать.

Нормальность отношения между слабой чертой и четной позицией дает возможность говорить о следующем этапе развития данной ступени, на которой учитывается предыдущий опыт и оказывается предпочтенным отказ от активного действия: отступление войска на постоянные квартиры для выжидательной подготовки дальнейшего выступления. – Так же и в познании это момент, когда выжидательно подводится итог накопленного опыта перед вторичным завоеванием нового познания. Ни об удаче, ни о неудаче здесь говорить невозможно, но можно лишь указать, что такое “отступление войска” - не бегство, а подготовка, за которую хулить нельзя.

Линия 5

Шестерка пятая

На пашне есть дичь.
Благоприятно держаться слова. Хулы не будет.
Старшему сыну - предводительствовать войском.
Младшему сыну - воз трупов.
Стойкость - к несчастью.

Поле кишит врагами. Держите свое слово и не слушайте чужих советов. Благородный человек подобен старшему сыну в стремлении постигать суть вещей, а поверхностный человек подобен младшему сыну в своей ограниченности: даже стойкость не принесет ему успеха. Избавьтесь от старых идей и ложных образов. Действие в чужих интересах и разделение ответственности сейчас неблагоприятны.

Хотя пятая позиция вообще представляет собой подъем сил, но в данном случае она занята слабой чертой, символизирующей невозможность самостоятельного действия. Однако действовать здесь еще необходимо, ибо конечный результат действия еще не достигнут, и примешиваются к нему еще совершенно чуждые элементы. Точно на возделанном поле появилась дичь, которая портит всходы. Однако если самому здесь действовать и невозможно, то для успешности распоряжений из не следует отменять. Надо держаться своего слова. При этом, конечно, важно, чтобы был правильно выбран человек, которому дается распоряжение и который тем самым облекается соответствующими полномочиями. В таких условиях его единоначалие необходимо, а всякий его подчиненный, действующий на свой риск и страх, обречен на неудачу, даже если бы он действовал с полной прямотой и стойкостью.

В гносеологической глоссе символика этой цитаты понимается так, что речь идет о том моменте познания, когда завоевывается новое знание, но оно еще не завоевано до конца. В таком положении к подлинному знанию примешиваются еще элементы случайных ассоциаций, возникающих не в силу незнания или слишком поверхностного знакомства с предметом познания. Здесь много может помочь и начитанность в литературе, и за эти слова надо крепко держаться, однако надо помнить, что важен смысл слов, а не самые слова, что смысл этот должен быть основательно усвоен, точно издавна усыновлен. Это “старший сын”, который противопоставляется “младшему сыну”, олицетворяющему лишь поверхностное ознакомление с литературой. Для последнего стойкость равносильна косности, которая может погубить успех познания.

Линия 6

Наверху шестерка

Великий государь владеет судьбами.
Он начинает династию и собирает земли.
Ничтожному человеку - не действовать.

Великий военачальник добивается своей цели в конце, потому что не ищет победы в начале. Теперь он получает возможность осуществить свои возвышенные устремления. Действуйте без колебаний и не уделяйте внимания незначительным обстоятельствам.

Погоня за победой лишь закрывает глаза на насущную необходимость борьбы. Поэтому на предыдущих ступенях с соответственно разных сторон давались предупреждения против ошибок текущего момента. Здесь же – конец процесса, названного Войско. Здесь речь уже должна идти о результате его действий. Единственное предупреждение, уместное здесь, – это предупреждение против действия “ничтожеств”, которые борются лишь ради победы. Поэтому один из комментаторов данного места говорит столь же лаконично, сколь и парадоксально: “Когда совершенномудрый человек действует войском, то в начале этого действия он не добивается победы во что бы то ни стало. Поэтому в конце данного действия он может достичь подлинного успеха”. – Как метафора эта мысль применима и к деятельности познания на этапе завоевания нового знания, где это последнее уже завоевано и должно образовать единства, точно вновь основанное государство должно сочетаться с домами прежних феодалов, – если облекать это в образность феодального памятника – “Книги Перемен”.


Мы находим в природе человека три основания причины войны: во-первых, соперничество, во-вторых, недоверие, в-третьих, жажду славы.
Томас Гоббс

Состав

ГУА ВЕРХНИЙ, КУНЬ. ЗЕМЛЯ. ПОСЛУШНОСТЬ. МАТЬ. ЮГО-ЗАПАД. ЖИВОТ.
ГУА НИЖНИЙ, КАНЬ. ВОДА. ОПАСНОСТЬ. СРЕДНИЙ СЫН. СЕВЕР. УХО.

Ключевые слова

Мобилизация. Воинская обязанность. Поле брани. Полководцы. Солдаты, противостояние сил.

Объяснение структуры

Сохранение мира - главное. Счастье в отсутствии войска. Но опасность есть, есть войско, армия, народ готов воевать. Сборища - великая сила, в том числе и анархического плана. Вода - опасность. Она внизу. Низы охраняют землю послушно, с верностью присяге.

Структура обоих гуа

ГУА НИЖНИЙ, КАНЬ. ВОДА. ОПАСНОСТЬ. СРЕДНИЙ СЫН. ЗАЩИТА. СЕВЕР. УХО.

НИЖНИЙ ИНЬ.

Дисциплина, порядок, на страже войска. Отсутствие дисциплины - анархия, хаос, несчастье.

ВТОРОЙ ЯН.

Начальная твердость. Честного воина правитель отблагодарит. Благосклонность небес. Честный воин. Рыцарь Меча.

ТРЕТИЙ ИНЬ.

В войнах возможны поражения. Колесницы с трупами. Смерть.

ГУА ВЕРХНИЙ, КУНЬ. ЗЕМЛЯ. МАТЬ. ЮГО-ЗАПАД. ЖИВОТ.

ЧЕТВЕРТЫЙ ИНЬ.

Привалы. Отдых, разумное командование. Подвиги во имя отечества.

ПЯТЫЙ ИНЬ.

Смерти на поле брани, родители хоронят младших сыновей. Средние воюют. Мать провожает сыновей. Длительные войны приносят беды, смерти. Войны - несчастья нации.

ШЕСТОЙ ИНЬ.

Решают правители, маленькие люди - жертвы. Смерть. Из-за войн - смуты.

Главное в гуа

Там, где идут войны, - травля Поднебесной, но народ по непонятным причинам мирится с войнами, с раздорами, маршевая музыка полков ассоциируется с китайской нотной грамотой.

Основной тезис

Разумное ведение войн, награды и почести большим людям. Младшие сыновья везут трупы в колесницах войн. Войска встают лагерем слева. Береги сердце. Штаб армии.

Прорицательный аспект

Клиент вступит в битву в скором времени.
Необходимо проявить характер, волю соответственно ситуациям. Войны, битвы могут быть любыми, в том числе и с самим собой.
В политической борьбе - интриги, в социальной жизни - катаклизмы, в личных делах - борьба, противостояние.
Даже если шансы на победу высоки, не избежать потерь.
Управляй своей КОЛЕСНИЦЕЙ мудро. Не прельщайся победами, главная победа - над собой.
Отдавай должное врагам, уважай умного противника. Считайся с данностью, с тем, что дается свыше.
Не забывай, что все мы во власти кармы и судьбы. Ничтожное будет побеждено.

Соответствие с Таро

Основной Аркан, соответствующий этому знаку, конечно, Колесница, Аркан VII, в обеих позициях. А также Аркан XI, Сила, в обеих позициях. Войны не бывают бескровными, поэтому здесь работает и Аркан XIII, Смерть.

Основное соответствие - Аркан VII, Колесница. В мире божественном Аркан соответствует септенеру, означающему господство духа над материей, природой, в мире интеллектуальном - священству и империи, в мире физическом - подчинению материи разуму монады. Определим "монаду" как человеческое сознание, человек, микрокосм. Аркан VII предостерегает нас от четвертого искушения, искушения триумфатора его же собственной победой. Только отречение от побед может помочь обрести истиннную победу - достигнуть триумфа духа. Ведь Победитель - это еще и Победитель, одержимый манией величия, он олицетворяет все четыре добродетели (по Аристотелю) - благоразумие, славу или силу, умеренность, справедливость. Это проекции тетраграмматона, имени Бога, на человеческую природу. Персонаж Аркана одержал победу над четырьмя искушениями, сохранив верность трем обетам - бедности, послушания и целомудрия, - а потому он может считаться истинно "обреченным" на освобождение, в том числе и от астрологических влияний. Но иерархическое построение идет дальше, ибо в массе колесниц, в толпе, всегда будет то, посредством чего сравнивают, а именно посредством СБЛИЖЕНИЯ. Об этом нам расскажет следующий гуа.

Резюме. Интерпретация при гадании

1. Общественное положение, политика.

Успехи во всех сферах жизни только после ожесточенной борьбы, при этом необходимо и достаточно проявление воли, желания, знания обстановки, осуществление верной стратегии и тактики. Прекрасный защитник в делах судебных.

2. Бизнес (все, что связано с материальным миром, Тельцом, Пентаклями).

В бизнесе все зависит от позиции руководства. Борьба обернется победой, но со временем. Необходима смена позиций, замена некоторых людей.

3. Взаимоотношения (любовь, отношения полов, жизнь в семье)

В личных делах - ссоры, склоки, непонимание друг друга. Позиция "кошка - собака" по отношению друг к другу.

4. Межличностные отношения.

В межличностных отношениях напряжение, катаклизмы, подтасовки фактов, интриганство, ненависть.

5. Здоровье (на физическом и тонком планах).

Заболевания органов движения. Хирургия. Операции плановые, внезапные (удаление аппендикса). Заболевания преодолимы, поправимы.

6. Тенденция.

Ожесточенное противостояние. Упорство. Мужество. Долг.

АРКАН VII И АРКАН ХIII, КОЛЕСНИЦА И СМЕРТЬ

Ключевое слово: воинственные перемены. Аркан VII и Аркан XIII, Колесница и Смерть, ибо при исполнении планов, задуманного, эти перемены неизбежны. Аркан VII - Аркан главенства в значении равно искушения и достижения.

Духовная мания величия стара как мир. Источник ее - за пределами земного. Колесница предупреждает нас об опасности мании величия и учит истинному триумфу. Практическая доктрина: "Триумфатор - выздоравливающий, то есть одержавший верх над любым недугом, любым дисбалансом. Адепт этого Аркана - истинный адепт герметизма и Божественной человеческой природы".

Вера Склярова. Карточный канон "И-Цзин"