Херасков, михаил матвеевич. Значение херасков михаил матвеевич в краткой биографической энциклопедии

Творчество

Херасков Михаил Матвеевич руководил группой литераторов, которые себя определяли в качестве учеников Сумарокова и объединившихся рядом с изданием «Полезное увеселение» и Московским университетом. Журнал издавался непосредственно при университете, во главе с Херасковым начиная с января 1760 года и по середину 1762.

Родился Михаил Херасков 25.10.1733 на Полтавщине в городе Переяславле и имел непосредственное отношение к знатному роду аристократов. Он приходился сыном румынскому боярину, который совместно с Дмитрием Кантемиром переселился в Россию. Воспитывался Михаил своим отчимом, так как родной отец умер, по исполнению мальчику двух лет. Отчим был образованнейшим человеком, князем Никитой Трубецким, находившимся в тесных взаимоотношениях с Сумароковым, Ломоносовым и Кантемиром.
Михаил, идентично Александру Сумарокову, проходил обучение в питерском Шляхетном корпусе и окончил его в 1751 году. Его ждала великолепная карьера. Между тем, Херасков отдал предпочтение Московскому университету, с коим и связал свою жизнедеятельность.

В 1775 году он становится сотрудником университета, где трудится, как заведующий библиотекой до самой своей отставки в 1802 году. Кроме того, он заведовал типографией и университетским издательством, а далее стал директором университета и попечителем (куратором) его. Такой выбор Хераскова обуславливался желанием служить российскому просвещению. В данном направлении у Михаила получилось преуспеть - он добился, что с 1767 года в университете стали преподавать на руссом языке, что значительно способствовало развитию культурных университетских учреждений.

Заинтересованность в области литературы у Хераскова стала проявляться еще в период обучения в корпусе, где он впервые стал писать свои стихи. Начиная с 1760 года, под патронажем Хераскова начинает издаваться первое литературное издание «Полезное увеселение», журнал-еженедельник, выходящий два года, а оставшиеся шесть месяцев журнал выходил ежемесячно. Херасков отмечал, что участники издания стремились к обеспечению безопасности добродетелей, увеселению общества в целом и обличению пороков. Основополагающая задача этого журнала заключалась именно в обличении пороков, и занимал он обособленную позицию, если проводить параллель между ним и «Трудолюбивой пчелой», так как Херасков считал чуждой для себя остроту социальной сатиры Сумарокова.

Участники вышеупомянутого издания «Полезное увеселение» придерживались умеренности в своих либеральных взглядах и способными были лишь к пассивному проявлению оппозиции по отношению к самодержавному произволу и принципам бюрократическо-дворянской государственности. Корректировка нравов « и ругань пороками» - это было чуждо Хераскову и его единомышленникам. Сумароков веровал в мощь разума, который способен улучшить имеющийся порядок и обучить царей рациональному правлению государством, а дворян научить исполнению своего долга. Херасков не питает надежд относительно разума - и ему пытается противопоставить принцип нравственного пассивного самоусовершенствования индивидуальной личности и возможности отхода от непосредственного участия в жизни общества. В стихотворении «К Евтерпе» Херасков спрашивает:

«Дозволь, Евтерпа, еще мне сказать яснея,
Что я хочу сказать:
Но будут ль люди при таких словах умнея?
Ты молвишь: «Никогда», - я лучше промолчу.

Определенное разочарование в способности посредством разума добиться жизненного успеха, да и в самом разуме как таковом, прослеживается в его стихотворении под названием «О разуме»:

«На что полезен разум,
Когда низки поклоны,
Когда глубоки иски
Людей приводят к счастью?
На что потребен разум?
Не надобен, я чаю.

Политическая пассивная позиция Хераскова, отчуждение его от гражданского рационализма вызывались определенной разочарованностью дворянской прогрессивной государственностью. В те времена, когда на территории России начали формироваться новоявленные капиталистические взаимоотношения, во время усиления меркантильной заинтересованности руководящих кругов дворян, увеличения социальных противоречий и наглядного превалирования реакционно-направленных политических тенденций государства дворян, Херасков не верил в социальную гармонию разума и отдавал предпочтение уклонению от активного проявления социального противостояния, уходя в мир философско-нравственных размышлений. Разочарованность «в идеальных формах дворянской прогрессивной государственности, отказ от общественного служения на основании гражданского долга и собственного разума, а также увлечения этическими и религиозными изысканиями, попытка сбежать от умственной абстракции рефлексивной абстракции и суеты жизни в столице в уединение села. Такое новоявленное миросозерцание Хераскова нашло непосредственное отражение на его поэтических произведениях и литературной направленности возглавляемого им издания «Полезное увеселение».

Сотрудничали в издании приблизительно 30 литераторов. Были среди них и связанные с университетом. Собиравшиеся около «Полезного увеселения» авторы, занимались на страницах журнала пропагандой искусства независимого дворянства, почитанием словесной изящности. Основополагающее место в журнале отводилось для стихов. Помимо стихов, в некоторых случаях из которых состоял весь журнал, в нем имелись беллетристические произведения, рассматривающие нравственно-этическую тематику, нравоучительные статьи и анекдоты с философским подтекстом. В бесчисленных любовных идиллиях, посланиях и элегиях, одах философского и анакреонтического содержания, авторы отдавали предпочтение не обличению пороков, а воспеванию самой добродетели, прославлению сладостной жизнедеятельности на природном лоне, отрицанию моральной злобы, что противопоставлялось карьере, погоне за богатством и житейской суете.

Мотивация социального неравенства находила свое перевоплощение в морально-этический план, предлагая всякому индивидууму искать счастье и успокоение во взаимоотношениях с внутренним собственным миром. Полнейшее выражение данной темы и мотиваций наиболее ярко отражаются в начальной поэзии Хераскова, отдающего предпочтение философской «нравоучительной» поэзии. В данной лирике, моральные нравоучительные сентенции определяли выражение эмоционального характера, что оказывало помощь в формировании некоего настроения, тогда как наиболее сухая морализация могла восприниматься в виде лирического размышления.

Нередко в стихах Хераскова и тех поэтов, которые печатались в «Полезном увеселении», прослеживались мотивы жизненной быстротечности и бренности земной жизни. Эти мотивации являли собой предтечи поэтических изысканий Державина и других поэтов-сентименталистов. В лирических произведениях Хераскова прослеживается идеализация патриархальной жизнедеятельности тех людей, которые не ведают благ цивилизации, несущей зло и развращение. В данном сегменте характерной является эго элегия, получившая название «На человеческую жизнь», которая была опубликована в «Полезном увеселении». Здесь поэт выражает определенную неудовлетворенность русской современной жизнедеятельностью, восхваляя жизни предков, которые «лукавства не имея, счастливо вели век».

В стихотворных формах Хераскова прослеживается мотив отделения от общества, шумной жизнедеятельности города и уединения на лоне природы в мире тишины и покоя. В стихотворении с громким названием «Тишина», поэтом рисуется идиллическое изображение подобного образа жизни, но со свойственной поэтам его направленности, некоторой идеализацией жизни на селе, демонстрируя идиллические картины крестьянской жизни.

Для Хераскова бедный люд являлся счастливее собственных же господ, ибо «Пышные чертоги и сребро, для сердца не дают спокойства». Особо резко Херасков осуждает гонгу за деньгами и чинами, а идеалом его является образованный дворянин, который самого себя посвящает высоким взглядам: самоусовершенствованию морального аспекта, культуре и науке. И мотивацией собственной поэзии, и плавной гибкостью собственного стиха, Херасков предваряет «новоявленный слог» и сентиментальность стихотворений Карамзина.

В свое время Херасков стал зачинателем драматургии и сентиментализма, создавая такие трагедии, как « Борислав» и «Пламена», по всем правилам классицизма поэтики. В своем произведении «Венецианская монахиня», которое автор написал в 1758 году, он решает этическую проблему вовсе не так, как требует трагедия классицизма. Придумав некий образ девушки Занеты, писатель доказывает то, что любой человек имеет право на любовь и счастье, несмотря на чувство долга, пусть даже это будет монашеский обет.

В 1774 году Херасков начинает работу над пьесой «Друг несчастных»- это слезная драма, в которой бедняки, не имеющие счастья в жизни, проявляют доброту и вызывают помощь и сочувствие благородных дворян. В данном произведении автор воплотил в жизнь образ дворянина Пречеста, который хочет жениться на бедной простой девушке Милане, и обращается к ней с такими словами: «Позвольте мне, скрывшись между вами от света, вкушать жизнь благополучную».

Знаменитую пьесу писателя «Гонимые», также можно отнести к слезной драме. За время свой творческой практики М. М. Херасков показывает свою внутреннюю противоречивость, которая вызывает стремление примерить традиционный канон классицизма с новейшим литературным веянием. Прежде всего, они проявляются в создании новых образов, в преодолении абстрактности, в стремлении раскрыть весь внутренний мир человека, совместно с его психологическим состоянием.

Творческая деятельность писателя, которая началась еще в 1753 году, была плодовитой и многообразной. Его произведения носили драматургический, стихотворный и эпический характер. Также следует отметить, что Херасков пробовал себя в написании политико-нравоучительных романов, в их число входит и изданный в 1768 году авторский роман под названием «Нума Помпилий». В данной книге писатель выступает как сторонник монархии просвещенников.

Героическая эпопея «Россияда»

Михаил Матвеевич стал известным поэтом в русско-литературной истории, благодаря героической эпопее, именуемой как «Россияда», она была выпущена в 1779 году. В своем произведении автор называл Державина «творцом бессмертной Россияды». Однако до того как Херасков выпустил эту поэму, он пробовал и раньше писать в данном направлении, однако все его другие героические эпопеи так и не увенчались успехом.

В знаменитой эпопее Херасков выступает в качестве последовательного ученика Сумарокова и при ее создании подчеркивает то, что классицизм есть, был и будет основным литературным направлением. Следует отметить, что над своим произведением «Россияда» автор работал целых 8 лет. При создании поэмы поэтический классицизм предусматривал важность именно исторического сюжета, в который были включены разнообразные чудесные элементы: аллегории, предсказания, видения. Повествование книги излагалось шестистопным размеренным ямбом, который должен был полностью передать все величие и торжественность происходящего.

Обширная поэма «Россияда» была посвящена значимому событию в истории Руси, а именно взятию Казани Грозным. Херасков расценивал этот этап как заключительный в борьбе татаро-монгольского иго с Русью. Эпопея «Россияда» состоит из 12 песен. Однако самой главной идеей данного произведения остается торжество и героизм русских воинов, победа православной веры над иегаметанской, а также победа Россиянами над варварством. В ней писатель максимально старается раскрыть воспитательно-патриотические моменты, вдохновляет своих современников героическими подвигами предков и, тем самым, учит их настоящему патриотизму.

Однако автор в своем произведении вовсе не описывает всю подлинность российской истории, многое в его книге было переработано и исчерпано с источников различных книг, а также вымышлено и украшено фантастикой. Представляя идеи дворянского либерализма, Херасков глубоко рассматривает взаимные отношения бояр и монарха - Грозного. В поэме великодушный и храбрый царь не только делится последним глоточком воды с ближними, но и полностью отдается в руки Господа, тем самым, действуя по внушению высших сил.

Подчеркивая единство бояр и Грозного, Херасков сказывает об утопичности политических идеалов. Многие бояре, воины, советники и другие приближенные царя, в поэме ведут себя доблестно и храбро, все они являются верными патриотами, которые в отношениях с царем держат себя независимо и смело.

Несмотря на то, что сюжет «Россияды» имеет историческую основу, она в некоторой степени обращена и к современности. В написанной в период турецко-русской войны поэме, и закончившей ее написание во времена присоединения к России Крыма, Херасков включает в произведении похвалы, обращенные в адрес Екатерины II. Поэма делает либерализм автора весьма ограниченным, именно потому, что посвящается она великой Екатерине II.

Отвечая всем требования классицизма, писатель наполняет свое произведение многочисленными аллегориями, олицетворениями порока и страсти, видениями и фантастическими образами. В поэме присутствует много длинных описаний, что несколько замедляет ход развития сюжета. Тяжеловесность и растянутость эпопеи отметили Батюшков и Вяземский, но в то же время они не переставали признавать в ее создании определенные заслуги автора.

Следует отметить, что героическая поэма Хераскова наполнена и рядом отступлений, которые нарушают чистоту жанра и, тем самым, свидетельствуют о новых литературных тенденциях. Несмотря на то, что «Россияда» находилась далеко от настоящего историзма, в литературе XVIII века она сыграла огромную роль в силу своего патриотического гражданского содержания. Херасков недаром дал своему произведению название « Россияда». В основе поэмы лежит национальный сюжет, она не только рассказывает о делах и взаимоотношениях царя с боярами, но и повествует о храбром русском народе, а, тем самым, и обо всей России.

Работа автора над поэмой с названием «Чесмесский бой» явилась предпосылкой для создания эпопеи « Россияда». Произведение Хераскова «Чесмесский бой» было посвящено победе в Чесмесской бухте русского флота, в период турецкой войны. Однако поэма, рассказывавшая о бесстрашных русских воинах, победивших бой, несколько отличалась своей документальностью. Ее написание автор произвел по точным известиям, именно поэтому она не смогла полностью ответить законам эпической поэмы, которая требует проявления разнообразных чудесных элементов.

В духе знаменитой эпопеи «Россияда» Херасков в 1785 году написал более позднюю поэму под названием «Владимир». Однако она была несколько меньше пропитана мистическим духом и несла менее художественный характер. Последним значимым произведением в литературном творчестве М. М. Хераскова и в поэзии настоящего русского классицизма стала именно «Россияда».

В творчестве Хераскова присутствуют достаточно характерные моралистические тенденции, а также вера в то, что нравственное усовершенствование человека может достигнуть самого высокого блага на всей земле. Все они имели достаточно консервативный характер, однако даже самая пассивная позиция в бюрократической самодержавной политике придавала его творческой деятельности и личности независимый характер.

Пытаясь как можно лучше развить литературное просвещение, Херасков зачастую помогал найти свою дорогу в литературе многим молодым авторам, в том числе и Богдановичу. Херасков, совместно со своей женой Елизаветой Васильевной, открыл литературный салон, который получил широкую популярность среди многих литераторов.

Нравственно-религиозные тенденции, усилившиеся в творчестве писателя после пугачевского восстания, сблизили Хераскова с масонами. Именно в них он увидел ту силу, которая способна противостоять безверию. Все это отразилось в его последних романах: «Полидор, сын Кадма и Гармонии»- 1794 и «Кадм и Гармония»- 1786. В них автор выражает неприязнь к «дерзновенным вольнодумцам» и широко раскрывает масонские взгляды. Эти произведения также не отличаются высокой художественностью, в большей степени в них присутствует новый литературный стиль и сентиментализм.

Скончался Херасков Михаил Матвеевич в возрасте 74 годов, в 1807 году 27 сентября (9 октября).

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Херасков Михаил Матвеевич представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

ХЕРАСКОВ Михаил Матвеевич родился в семье, принадлежавшей к знатному роду валашских бояр Хереско - писа­тель.

В 1711 после Прутского похода Петра I семья деда поэта переселилась в Россию. С 1743-1751 Михаил Матвеевич получал образование в Сухопутном шляхетском кадетском корпусе. Затем 3 года военной службы и кратковре­менное пребывание в Коммерц-коллегии.

В 1755 был определен на службу в Мос­ковский университет в чине коллежского асес­сора.

С 1763 до 1770 был директором университета. В Московском университете Xерасков развернул большую и полезную деятель­ность: добивался перевода преподавания с латинского на русский язык; ведал библиотекой, типографией, театром; сов­местно с объединившимися вокруг него молодыми писателями стал издавать пер­вые московские литературные журналы:

1760-62 - «Полезное увеселение»,

1763 - «Сво­бодные часы» (1763).

В 1770 его перевели в Петербург вице-президентом Берг-кол­легии, ведавшей горной промышленнос­тью.

В 1775 уволили в отставку, после чего Михаил Матвеевич вернулся в Москву. Возможно, что перевод в Петербург и его отставка были вызваны его масонскими связями.

Но с 1778-1802 Xерасков снова оказался в Москов­ском университете в должности куратора (что было выше должности директора. Вскоре после своего назначения добился открытия при Московском университете Благородного пан­сиона, где позже получили образование В. А. Жуковский , А. И. Грибоедов , В. Ф. Одоевский , М. Ю. Лермонтов , Ф. И. Тют­чев , и передал в аренду на 10 лет универ­ситетскую типографию Н.И.Новикову, широко развернувшему просветитель­скую издательскую деятельность.

Писать Xерасков М.М. начал еще в корпусе, где гос­подствовали литературные и театральные интересы.

В 1751 он напечатал «Оду на воспоминание победы Петра Великого над шведами» (указано В. С. Сопиковым в «Опыте российской библиографии»).

В 1755-56 в журнале «Ежемесячные сочи­нения» он опубликовал ряд басен, эпи­грамм, сонетов, «Оду Анакреонтову» и другие, наполнив их оптимистическим содержанием и следуя в этих жанрах за А. П. Сумароковым . Но вскоре Xерасков значительно отступил от канонов классицизма, и сделал это прежде всего в об­ласти драматургии.

В 1758 вышла первая тра­гедия «Венецианская монахиня» в вывел на сцену не высокопоставлен­ных особ, а обычных, рядовых людей, для которых любовь оказалась сильнее «долга», в основу сюжета положил дей­ствительное происшествие из современ­ности, ограничился тремя действиями вместо обязательных пяти. «Венециан­ская монахиня» была значительно бли­же к новому для того времени жанру сен­тиментальной «буржуазной» драмы, чем к классицистической трагедии. И в даль­нейшем, наряду с созданием трагедий в классицистическом роде он выступал в жанре «слезной драмы»

«Борислав» - 1774;

«Идолопоклонники, или Горислава» - 1782;

«Пламена» - 1786;

«Осво­божденная Москва» - 1798;

«Зареида и Ростислав» - (напечатана посмертно, в 1809),

«Друг нещастных» - 1771;

«Гонимые» - 1775;

«Школа добро­детели» и «Милана» - 1798).

В лирике Михаил Матвеевич и его литературное окружение (участники названных выше московских университетских журналов) поставили в центре своего творчества абстракт­ное морализирование, мотивы личного самоусовершенствования, темы житей­ской суеты, бренности земного. Xерасков откро­венно признавался, что ему «тихое вздыханье стенящих горлиц мило», а «ти­хие потоки», «рощи» и «долины» «прият­ней лирна гласа». При исключительном жанровом разнообразии лирики Xерасков М.М. охот­нее всего культивировал философские оды, элегии, дружеские послания, со­держащие в себе раздумья и нравоуче­ния. В лирике писатель, как и в его драматур­гии, заметно начали проявляться эле­менты сентиментализма. Он был также автором политико-нравоучительной повести «Нума Помпилий, или Процветающий Рим» (1768), где отстаивал ряд принципов просве­тительной философии, масонского символико-аллегорического романа «Кадм и Гармония» (1786), с резкими выпадами против философов-материалистов, и лю­бовно-авантюрного и тоже аллегориче­ского романа «Полидор, сын Кадма и Гармонии» (1794), где враждебно изо­бразил французскую революцию.

Наибольшую известность у современ­ников Xераскова М.М. принесли его поэмы, среди ко­торых особо выделяется «Россияда» (1779), имевшая целью воспеть «знаменитые под­виги не только одного государя, но и всего российского воинства». Посвящен­ная важному историческому событию в жизни русского народа - взятию Ка­зани Иваном Грозным как завершающему этапу в свержении татарского ига, «Рос­сияда» вместе с тем на материале прош­лого одобряла современную ее автору борьбу России с Турцией, осуждала рас­пущенность царского двора Екатерины. Кроме «Россияды», Xерасковым был создан еще ряд поэм:

«Плоды наук» (1761),

«Чес­менский бой» (1771),

«Владимир» (1785),

«Вселенная» (1790),

«Пилигримы» (1795),

«Царь, или Спасенный Новгород» (1800),

«Бахариана» (1803).

В творчестве Xераскова Михаила Матвеевича отразились характер­ные изменения в литературном процессе 2-й половины XVIII в. «Творец бессмертной «Россияды», один из столпов русского классицизма, ученик и последователь Сумарокова, он в то же время оказался предшественником сентименталиста Ка­рамзина . Xерасков М.М. относится к числу тех «тру­долюбивых людей», которые, по выраже­нию Белинского , «размножали на Руси книги, а через книги - читателя.

Умер - , Москве.

Русская литература XVIII века

Михаил Матвеевич Херасков

Биография

Творческий путь

Михаил Матвеевич Херасков стоял во главе группы литераторов, считавших себя учениками Сумарокова и объединившихся вокруг Московского университета и журнала «Полезное увеселение», издававшегося при университете под руководством Хераскова с января 1760 по июнь 1762 г.

Поэт, прозаик, Михаил Херасков родился 25 октября (6 ноября) 1733 году в Переяславле на Полтавщине. Он принадлежал к знатному аристократическому роду. Сын румынского боярина, переселившегося вместе с Дмитрием Кантемиром в Россию, М. Херасков воспитывался в доме своего отчима (отец Хераскова умер, когда мальчику было два года), образованнейшего человека князя Никиты Трубецкого, который был связан с Кантемиром, Ломоносовым и Сумароковым. Михаил, как и Александр Сумароков, учился в Шляхетном корпусе в Петербурге, который окончил в 1751 году. Его ожидала блестящая карьера. Однако Херасков предпочел связать свою жизнь и деятельность с Московским университетом.

В 1775 г. он поступает в штат университета, где работает до своей отставки (1802) в качестве заведующего библиотекой, типографией, издательством университета, а затем становится директором университета и его куратором (попечителем). Выбор Хераскова был обусловлен его стремлением служить просвещению России. И он преуспел в этом, добившись в 1767 г. преподавания в университете на русском языке, способствуя развитию культурных учреждений университета.

Литературные интересы появились у Хераскова еще во время учебы в корпусе, где он начал писать стихи. С 1760 г. под руководством Хераскова издается первый литературный журнал «Полезное увеселение», издание еженедельное на протяжении двух лет, остальные полгода - ежемесячное, участники которого, как писал Херасков, стремились «к защищению добродетелей, обличению пороков, увеселению общества». Ставя целью обличать пороки, журнал занимал особую позицию по сравнению с «Трудолюбивой пчелой», ему была чужда социальная острота сатиры Сумарокова.

Участники журнала «Полезное увеселение» стояли на умеренно-либеральных позициях и были способны только на пассивную оппозицию самодержавному произволу и порядкам дворянско-бюрократической государственности. Исправлять нравы, «пороками ругаться» - эта задача чужда Хераскову и его группе. Если Сумароков верил в силу разума, способного улучшить существующий порядок вещей и научить царей, как править государством, а дворян - выполнять свой гражданский долг, то Херасков не надеется на разум и противопоставляет ему путь пассивного нравственного самоусовершенствования каждой личности, путь отхода от участия в общественной жизни. В стихотворении «К Евтерпе» Херасков вопрошает:

Позволь, Евтерпа, мне еще сказать яснея,

Что я сказать хочу:

Но люди будут ли при сих словах умнея?

Ты скажешь: «Никогда», - я лучше замолчу.

Разочарование в разуме, в способности с помощью разума добиться успеха в жизни звучит и в его стихотворении «О разуме»:

На что полезен разум,

Когда поклоны низки,

Когда глубоки иски

Людей приводят к счастью?

На что потребен разум?

Не надобен, я чаю.

Пассивная политическая позиция Хераскова, его отход от гражданского рационализма были вызваны разочарованием в прогрессивной дворянской государственности. В период формирования в России новых капиталистических отношений, в период усиления меркантильных интересов у правящих дворянских кругов, роста социальных противоречий и явного преобладания реакционных тенденций в политике дворянского государства Херасков, не веря в разумную социальную гармонию, предпочитает уклониться от активной социальной борьбы, уйти в мир нравственно-философских раздумий. Разочарование «в идеалах прогрессивной дворянской государственности, отказ от служения обществу на основе разума и гражданского долга и увлечение религиозно-этическими исканиями, бегство от умственной абстракции эмоциональной рефлексии и от суетной столичной жизни в сельское уединение» - это новое миросозерцание Хераскова отразилось прежде всего на его поэзии («Новые оды», изданные 1762 г., и «Философические оды и песни», изданные в 1769 г.) и на литературной позиции руководимого им журнала «Полезно увеселение».

В журнале сотрудничало около 30 литераторов. Среди них и те, кто не связан с университетом. Группировавшиеся вокруг «Полезного увеселения» писатели пропагандировали на страницах журнала искусство независимых дворян, приверженность к изящной словесности. Основное место в журнале отводилось стихам. Кроме стихов, из которых иногда состоял целый номер журнала, печатались беллетристические произведения на нравственно-этические темы, философические анекдоты, нравоучительные статьи. В многочисленных любовных элегиях, посланиях, идиллиях, анакреонтических и философских одах они предпочитали обличению пороков воспевание добродетели, отрицание морального зла, прославление сладостной жизни на лоне природы, которую они противопоставляли житейской суете, погоне за богатством, карьерой. Мотивы социального неравенства переводились в морально-этический план, они предлагали каждому находить покой и счастье в обращении к собственному внутреннему миру. Наиболее полное выражение эти темы и мотивы нашли в ранней поэзии Хераскова, для которого основное значение имела нравоучительная «философическая» поэзия. В этой лирике нравоучительные, моральные сентенции находили эмоциональное выражение, что способствовало созданию определенного настроения, а сухая морализация воспринималась как лирическое размышление. Часто звучит в стихотворениях Хераскова и поэтов, печатавшихся в «Полезном увеселении», мотив быстротечности жизни, бренности всего земного.

Все тщета в подлунном мире,

Исключенья смертным нет,

В лаврах, рубище, порфире,

Всем должно оставить свет, -

Писал Херасков в стихотворении «Прошедшее».

Мотивы эти - предтеча поэзии Державина и поэтов-сентименталистов. В лирике Хераскова идеализируется патриархальная жизнь людей, не знающих цивилизации, которая несет с собой развращающее зло. В этом смысле характерна его элегия «На человеческую жизнь», напечатанная в «Полезном увеселении». В ней поэт, выражая неудовлетворенность современной русской жизнью, восхваляет жизнь предков, которые «счастливо век вели, лукавства не имев / И без стенания они на свете жили».

В стихах Хераскова звучит мотив ухода от общества, от городской шумной жизни на лоно природы, в мир спокойствия и тишины. В стихотворении, которое так и называется «Тишина», поэт рисует идиллическую картину подобной жизни, причем, как это свойственно и поэтам его школы, идеализация сельской жизни оборачивается идиллическими картинами жизни крестьян.

Для Хераскова бедняки счастливее своих господ, ибо «сребро и пышные чертоги спокойства сердцу не дают».

Херасков резко осуждает погоню за чинами и деньгами. Его идеал - образованный дворянин, посвятивший себя высоким материям: науке, культуре, моральному самоусовершенствованию. И мотивами своей поэзии, и легкой плавностью изящного стиха Херасков предваряет сентиментальные стихи и «новый слог» Карамзина. Такие стихи, как:

Мне тихое вздыханье

Стенящих горлиц мило;

Мне тихие потоки,

Мне рощи, мне долины

Приятней лирна гласа -

Ничем не отличаются от типично сентиментальных стихов.

Создавая трагедии по всем правилам поэтики классицизма («Борислав» - политическая трагедия, «Пламена»), Херасков явился зачинателем сентиментализма и в драматургии. В «Венецианской монахине», написанной в 1758 г., Херасков разрешает этическую проблему иначе, чем этого требовала трагедия классицизма. Образом Занеты он доказывает право человека на счастье и любовь вопреки чувству долга, в данном случае монашескому обету.

В 1774 г. он пишет пьесу «Друг нещастных» - «слезную драму», в которой действуют несчастные, но добродетельные бедняки, вызывающие сочувствие и помощь благородных дворян. В духе новых настроений Хераскова один из героев драмы, дворянин Пречест, обращается к бедной девушке Милане, на которой он хочет жениться, со словами: «Позвольте мне, скрывшись между вами от света, вкушать жизнь благополучную». К «слезным драмам» относится и его пьеса «Гонимые».

В творческой практике М. М. Хераскова сказалась внутренняя противоречивость, вызванная стремлением примирить традиционные каноны классицизма с новыми литературными веяниями, которые прежде всего проявились в преодолении абстрактности в создании образов, в стремлении к раскрытию внутреннего мира человека, его психологического состояния с помощью новых образных и стилистических средств. Начавшаяся с 1753 г. литературная деятельность Хераскова была весьма многообразной и плодовитой. Он пишет стихотворные, драматургические произведения, разрабатывает жанр эпической поэмы, пишет политико-нравоучительные романы, таков, в частности, роман, изданный им в 1768 г., «Нума Помпилий», в котором Херасков выступает сторонником просвещенной монархии.

Героическая эпопея «Россияда"

Однако в историю русской литературы Михаил Матвеевич вошел прежде всего как создатель героической эпопеи «Россияда» (1779). Творец бессмертной «Россияды» - так называл Хераскова Державин. Героическая эпопея была самым важным и почетным жанром классицизма. Попытки создать героическую эпопею до Хераскова («Петрида» Кантемира, «Петр Великий» Ломоносова, «Дмитрияда» Сумарокова) не увенчались успехом. Создание «Россияды», в которой Херасков выступает как наиболее последовательный ученик Сумарокова, свидетельствует о том, что классицизм продолжает оставаться ведущим литературным направлением. Херасков работал над «Россиядой» восемь лет, используя опыт создания европейской героической эпопеи («Илиады» Гомера, «Энеиды» Вергилия, «Освобожденного Иерусалима» Тассо, «Генриады» Вольтера и др.).

Поэтика классицизма предусматривала при создании поэмы важность исторического сюжета, включение элемента чудесного: видений, предсказаний, аллегорий, высокий слог должен был соответствовать героико-патриотическому содержанию, и все обширное повествование излагалось размеренным шестистопным ямбом, долженствующим передать торжественность и величие происходящего.

Обширная поэма, состоящая из 12 песен, «Россияда» посвящена знаменательному событию русской истории - взятию Грозным Казани, которое Херасков расценивал как заключительный этап в борьбе Руси с татаро-монгольским игом. В «Историческом предисловии» к «Россияде» он писал, что взятие Казани означало переход страны «из слабости в силу, из уничижения в славу, из порабощения в господство». В работе над своей обширной поэмой Херасков использовал летописные источники, «Повесть о Казанском царстве», исторические песни и легенды.

Главная идея «Россияды» - торжество героики русских воинов, победа России над варварством, православной веры над магометанской. Своей поэмой автор преследует воспитательно-патриотическую цель: вдохновить современников подвигами предков и научить их подлинному патриотизму. Херасков не стремится к исторической правдивости, документальности в поэме, да это и возбранялось требованиями поэтики классицизма. Многое переосмыслено, творчески переработано, украшено фантастикой, почерпнутой и из книжных источников, и из фольклора, когда рядом с мифологическими образами Марса, Эрота, Киприды действуют Змей Тугарин, Идолище Поганое. В духе идей дворянского либерализма Херасков рассматривает взаимоотношения Грозного - идеального монарха и бояр. «Вельможи и цари отечеству ограда», - говорит в поэме Грозный. Царь храбр, великодушен, делится с ближним последним глотком воды, он угоден богу и действует по внушению свыше. В единстве Грозного и бояр сказывается утопичность политических идеалов Хераскова. Большинство бояр, приближенных царя, воинов и советников доблестны и храбры, они верные патриоты, которые держат себя с царем смело и независимо. В духе просветительской идеологии Херасков дает уроки царю. Введением небесного посла (тень князя Тверского) царю указывается на его долг перед отечеством. Херасков напоминает царю: «Не царь порфирою, порфира им почтенна».

Несмотря на историческую основу сюжета, «Россияда» обращена к современности. Написанная в период русско-турецкой войны и законченная незадолго до присоединения Крыма к России, поэма содержит похвалы в адрес Екатерины, которая заставит трепетать «восточную луну» и даст народам «божественны» законы. Поэма посвящена Екатерине II -все это делает весьма ограниченным либерализм Хераскова. Отвечая требованиям классицизма, Херасков наполняет свою поэму множеством аллегорий, олицетворений (так, олицетворяются различные страсти и пороки: злоба, корыстолюбие, безбожие и т. д.), фантастических образов, видений. В ней много отступлений, длинных описаний, что необычайно замедляет развитие сюжета. На эту растянутость, тяжеловесность поэмы указывали Вяземский, Батюшков, признавая в то же время определенные заслуги Хераскова в создании эпопеи. Вместе с тем в этой героической эпопее есть и ряд отступлений, нарушающих чистоту жанра и свидетельствующих о новых тенденциях в литературе. Таковы сюжетная линия татарской царицы Сумбеки, связанный с ней любовный элемент, таково обращение к фольклору.

Хотя «Россияда» была далека от подлинного историзма, она сыграла видную роль в литературе XVIII в. в силу своего гражданско-патриотического содержания. Недаром Херасков назвал свою поэму «Россияда». В основе эпопеи - национальный сюжет, она рассказывает не только о делах и взаимоотношениях царя и бояр, но и обо всей России, о героическом русском народе.

Предпосылкой к созданию «Россияды» явилась работа Хераскова над поэмой «Чесмесский бой» (1771), посвященной победе русского флота в Чесмессхой бухте в период войны с Турцией (1770). Однако эта поэма, в которой Херасков прямо заявляет: «россиян петь хочу», рассказывающая о русских воинах, бесстрашных в бою и вместе с тем великодушных к побежденным, отличалась документальностью. Она была написана «по точным известиям» и в силу этого не могла полностью отвечать законам эпической поэмы, требующей элементов «чудесного».

В духе «Россияды» написана и более поздняя поэма Хераскова «Владимир» (1785), но она менее художественна и проникнута мистическим духом. «Россияда» была последним значительным произведением и в творчестве Хераскова, и в поэзии русского классицизма.

Характерные для творчества Хераскова моралистические тенденции и вера в то, что в результате нравственного усовершенствования каждой личности возможно достигнуть блага на земле, были достаточно консервативны, но даже пассивная оппозиция самодержавно-бюрократической политике правительства придавала независимый характер его личности и творческой деятельности. Херасков проявлял неустанную заботу о развитии просвещения, помогая молодым литераторам, в частности Богдановичу, найти свое место в литературе.

Литературный салон Хераскова и его жены Елизаветы Васильевны, писавшей стихи, был очень популярен среди литераторов. Усилившиеся после пугачевского восстания религиозно-нравственные тенденции в творчестве Хераскова закономерно привели его к сближению с масонами, в которых он увидел силу, способную противостоять растущему «безверию». Это нашло отражение и в последних романах Хераскова «Кадм и Гармония» (1786) и «Полидор, сын Кадма и Гармонии» (1794), в которых писатель выражает масонские взгляды и неприязнь к «дерзновенным вольнодумцам». Романы эти не отличаются художественностью, но знаменуют отход от рационалистической прозы классицизма к чувствительности, свойственной новому литературному стилю - сентиментализму.

Михаил Матвеевич Херасков – известный русский поэт, прозаик (1733 - 1807). Михаил Херасков родился в г. Переяславе на Полтавщине 25 октября 1733 года в знатной аристократической боярской семье. Он получил хорошее домашнее воспитание. В 1751 году Херасков окончил Петербургский Сухопутный шляхетский корпус. С юности Херасков увлекался творчеством. В 1775 г. он поступил в штат Московского университета, в котором работал до 1802 г. заведующим библиотекой, типографией, издательством университета, а затем был назначен директором университета и его куратором.

Михаил Матвеевич вошел в историю русской литературы, прежде всего, как создатель эпопеи «Россияда», изданной в 1779 г. Главной идеей данного произведения было торжество героизма русских воинов и победа России над варварством. Целью поэмы было вдохновение современников подвигами предков и попытка обучения их подлинному патриотизму.

Херасков был последователем классицизма в драматургии. Он написал 20 пьес, наиболее известными среди которых были: трагедии "Пламена", "Борислав"; комедии "Безбожник", "Ненавистник". В своих произведениях Херасков осуждает погоню за чинами и деньгами. Его идеалом является образованный дворянин, который посвятил свою жизнь науке, культуре и моральному самоусовершенствованию. В период, когда в России формировались новые капиталистические отношения и усиливались меркантильные интересы в правящих дворянских кругах, Херасков, предпочел уклониться от социальной борьбы и уйти в мир философских раздумий.

Херасков Михаил Матвеевич (1733 - 1807), поэт, прозаик.

Родился 25 октября (5 ноября н.с.) 1733 в Переяславе на Полтавщине в знатной семье валашских бояр, переселившихся в Россию при Петре I. Получил хорошее домашнее воспитание.

Затем учился в Сухопутном шляхетном кадетском корпусе в Петербурге, который окончил в 1751. По выходе из корпуса Херасков недолгое время находился на военной службе, а затем поступил в только что открывшийся Московский университет «асессором». С юности был серьёзно увлечён творчеством.

В 1756 в «Ежемесячных сочинениях» были помещены его «Притчи» и эпиграммы, а в следующие годы он издаёт поэму в трёх частях «Плоды наук» , трагедию «Венецианская монахиня».

В 1760 - 1762 издавал (при университете) журнал «Полезное увеселение», в 1873 - «Свободные часы»; «Невинное упражнение», «Доброе намерение».

Состоял членом Российской Академии.

К 70-м годам Херасков становится деятельным масоном и активным помощником Новикова. В частности, он передаёт в распоряжение Новикова Университетскую типографию. Масонская деятельность сказалась и в его творчестве, в той философии нравственного самоусовершенствования, которая определяет его лирику.

Вокруг Хераскова группировалась талантливая литературная молодёжь. В 70-х годах, покинув на несколько лет университет и женившись в Петербурге, он вместе с женой, одной из первых русских поэтесс, устроил в своём доме литературный салон, участники которого читали там свои произведения, помещаемые в журнале «Вечера» (1772-1773).

В 1763 - 1802 был (с перерывами) директором, затем куратором Московского университета. В историю русской литературы вошёл как крупный представитель русского классицизма, в творчестве которого обозначилось движение к сентиментализму. Знаменит как автор эпических поэм: «Плоды наук» (1761), «Чесменский бой» (1771), «Россияда» (1779), «Владимир Возрожденный» (1785), «Царь или Спасённый Новгород» (1800).

В драматургии Херасков выступил последователем классицизма. Написал 20 пьес, среди которых особенно известны были: трагедии «Пламена» (1765), «Борислав» (1774), «Освобождённая Москва» (1798); комедии «Безбожник» (1761), «Ненавистник» (1774).

Однако в драмах «Друг несчастных» (1774), «Гонимые» (1775) Херасков использует приёмы и мотивы сентиментализма. Проза Хераскова прошла эволюцию от философско-нравоучительного романа об идеальном государстве с царём-философом на троне («Нума Помпилий, или Процветающий Рим», 1768) до романа с запутанной любовно-авантюрной интригой («Кадм и Гармония», 1786).

Разбросанной по жанрам лирике Хераскова свойственны проповедь умеренности, сетование на испорченность современного общества, которому противоставляется тихая жизнь на лоне природы («Истинное благополучие» , «О разуме» , «К А. Ржевскому » и др.).

Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000

ХЕРАСКОВ, Михаил Матвеевич - русский писатель. Из знатной семьи валашских бояр. Окончил Сухопутный шляхетский корпус в Петербурге (1751). Издавал журналы «Полезное увеселение» (1760-62), «Свободные часы» (1763). В 1763-1802 был (с перерывами) директором, затем куратором Московского университета. Видный деятель русского масонства. В историю русской литературы Херасков вошёл как крупнейший представитель русского классицизма, в творчестве которого обозначилось движение к сентиментализму, как автор эпических поэм. В дидактической поэме «Плоды наук» (1761) Херасков, споря с Ж. Ж. Руссо, вполне в духе классицизма доказывал практическую и моральную пользу науки. Поэма «Чесменский бой» (1771) посвящена современной теме. В полном соответствии с поэтикой классицизма находится поэма «Россияда» (1779). Поэма написана шестистопным ямбом, высоким слогом; в ней изображено важное событие из истории страны - покорение Иваном Грозным Казанского царства. Принятие Русью христианства лежит в основе сюжета поэмы «Владимир Возрожденный» (1785), однако «второй план» её - рассказ о внутренней жизни человека, «сокровенных чувствах души, с самою собою борющейся», отразил масонские взгляды поэта. Откликом на события Великой французской революции явилась поэма «Царь, или Спасённый Новгород» (1800), в которой автор стремился представить «ужас безначальственного правления, пагубу междуусобий, бешенство мнимой свободы и безумное алкание равенства». Некоторое влияние поэмы-сказки Хераскова «Бахариана» (1803) сказалось на поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» .

Последователем классицизма Херасков выступил и в драматургии (написал 20 пьес, включая переводы-переделки): трагедии «Пламена» (1765), «Борислав» (1774), «Идолопоклонники, или Горислава» (1782), «Освобождённая Москва» (1798), комедии «Безбожник» (1761), «Ненавистник» (1774, опубликована 1779) и др. Однако в первой и самой значительной трагедии Хераскова «Венецианская монахиня» (1758) заметны некоторые отступления от канонов классицизма: в трагедии три, а не пять актов, построена она на современном материале, в основе сюжета - любовная страсть, заставляющая героя трагедии решиться на позорную смерть ради спасения чести своей возлюбленной. В «слёзных драммах» «Друг несчастных» (1774), «Гонимые» (1775) и других Херасков изображает жизнь страдающих людей, используя приёмы и мотивы сентименталисткой драматургии.

Проза Хераскова эволюционировала от философско-нравоучительного романа об идеальном государстве с царём-философом на троне («Нума Помпилий, или Процветающий Рим», 1768) к роману с запутанной любовно-авантюрной интригой, показывающему историю человеческой души в духе масонской символики («Кадм и Гармония», 1786). Герой романа Кадм сначала погрязает в пороках, затем становится добродетельным, обретает Гармонию (это и жена героя, и обозначение его душевного состояния). В романе «Полидор, сын Кадма и Гармонии» (1794) содержится резкая критика французской революции: жители изображённого здесь острова Терзит (по имени отрицательного персонажа «Илиады» Гомера), находясь в безначалии, превратились в буйное стадо. Проза Хераскова тяготеет к ритмичности; она многословна, изобилует словесными украшениями. Лирика Хераскова, разнообразная по жанрам, медитативна, для неё характерны нравоучительная проповедь умеренности, сетование на испорченность современного общества, которому противопоставляется тихая жизнь на лоне природы («Истинное благополучие» , «О разуме» , «К А. А. Ржевскому» и др.).

Соч.: Творения, ч. 1-12, М., 1796-; то же, 2 изд., М., 1807-12; Избр. произв. [Вступ. ст., подгот. текста и примеч. А. В. Западова], Л., 1961.

Лит.: Мерзляков А. Ф., Россияда, поэма эпическая г-на Хераскова, «Амфион», 1815, кн. 1-3, 5-6, 8-9; Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 7, М., 1955, с. 112-15; Розанов И. Н., М. М. Херасков, в кн.: Масонство в его прошлом и настоящем, т. 2, [М., 1915]; Гуковский Г. А., У истоков рус. сентиментализма, в его кн.: Очерки по истории рус. лит-ры и обществ. мысли XVIII в., Л., 1938; Кулакова Л. И., Херасков, в кн.: История рус. лит-ры, т. 4, ч. 2, М. - Л., 1947; Поспелов Г. Н., У истоков рус. сентиментализма, «Вестник МГУ», 1948, № 1; Соколов А. Н., Очерки по истории рус. поэмы XVIII и первой пол. XIX в., М., 1955, с. 144-87; Макина М. А., Поэмы М. М. Хераскова, «Уч. зап. Новгород. пед. ин-та», 1963, т. 9; Назаретская К. А., Сентиментальные и предромантич. мотивы в творчестве Хераскова и поэтов его школы 60-70-х гг., «Уч. зап. Казан. ун-та», 1967, т. 127, кн. 2; Серман И. З., Херасков и Курбский, «Тр. ОДРЛ», 1969, т. 24; Билинкис М., Пространство и система персонажей в повестях М. М. Хераскова, в кн.: Рус. филология, 3-й сб. науч. студенч. работ, Тарту, 1971; Thiergen P., Studien zu M. M. Cheraskovs Versepos «Rossijada», Bonn, 1970 (Diss.).

М. Г. Альтшуллер

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 8. - М.: Советская энциклопедия, 1975

Михаи́л Матве́евич Хера́сков (25 октября 1733, Переяславль - 27 сентября 1807, Москва) - русский поэт эпохи Просвещения, автор огромной по объёму эпической поэмы «Россиада», видный масон и розенкрейцер, владелец подмосковной усадьбы Очаково.

Биография

Родился 25 октября (5 ноября) 1733 в Переяславле на Левобережной Украине (сейчас - Переяслав-Хмельницкий в Киевской области Украины). Происходил из валашского боярского рода Хереско. Его отец, Матвей Андреевич Херасков, переселился из Валахии в Россию в 1712 году при Петре I. Отец умер почти сразу после рождения Михаила. Вскоре мать Анна Даниловна Хераскова, в девичестве княжна Друцкая-Соколинская, замечательная красавица, воспетая А. П. Сумароковым, вышла замуж за Никиту Юрьевича Трубецкого и после назначения отчима генерал-прокурором в 1740 году переехала с сыном в Петербург.

В 1743 году Херасков поступил в Сухопутный шляхетский кадетский корпус в Петербурге - одно из лучших гуманитарных учебных заведений. Ещё кадетом Херасков начал под руководством Сумарокова писать статьи, которые потом печатались в «Ежемесячных сочинениях». В 1751 году после завершения обучения получил звание подпоручика.

Служил сначала в Ингерманландском полку, в 1754 году - в коммерц-коллегии, а в 1755 году подал прошение об отставке и поступил на службу в открывшийся Московский университет, где организовал и руководил несколькими печатными изданиями, выходившими в типографии Университета.

С 1756 году начал помещать свои труды в «Ежемесячных сочинениях». С 1760 года в течение 3 лет издавал вместе с И. Ф. Богдановичем журнал «Полезное увеселение». В 1761 году Херасков издал поэму «Храм Славы» и поставил на московской сцене героическую поэму «Безбожник».

В 1760-х годах дом Хераскова (на месте нынешнего здания № 21 по Тверской) стал центром литературной Москвы.

В 1762 году написал оду на коронацию Екатерины II и был приглашён вместе с Сумароковым и Ф. Волковым для устройства уличного маскарада «Торжествующая Минерва» по случаю коронации, после чего в 1763 г. назначен директором Московского университета.

В 1770 году Херасков переезжает в Петербург в связи с назначением на пост вице-президента берг-коллегии - учреждения, ведавшего горной промышленностью России. В Петербурге Херасков тоже создаёт литературное общество, издаёт журнал «Вечера», за что разгневанная императрица отправляет поэта в отставку.

В 1778 году Херасков был назначен вторым куратором Московского университета. В этой должности он передал Н. И. Новикову университетскую типографию, предоставив ему возможность развить свою издательскую деятельность.

В 1779 году вышла поэма Хераскова «Россиада», над которой он работал с 1771 года, после чего Екатерина II отменила опалу и вернула поэта в Московский университет на должность куратора. Херасков переселился в Москву, занимался издательской деятельностью, создал университетский благородный пансион, где позже получили образование В. Жуковский, М. Лермонтов, Ф. Тютчев и другие знаменитые литераторы. Предполагают, что в том же году он вступил в масонскую ложу и начал новую большую поэму «Владимир возрожденный», напечатанную в 1785 году. В 1779 году Херасков выпустил в свет первое издание собрания своих сочинений. В 1783 году стал членом только что созданной Российской академии.

В 1802 году Херасков в чине действительного тайного советника, полученном за преобразованием Университета, вышел в отставку.

Умер Херасков 27 сентября (9 октября) 1807 в Москве. Похоронен на кладбище Донского монастыря.

Семья

Жена Елизавета Васильевна (1737-1809) - русская писательница.

Творчество

Херасков вошёл в историю русской литературы как крупный представитель русского классицизма. Наиболее знаменит как автор эпических поэм - «Россиада» и «Владимир Возрожденный». Характерная черта его произведений - серьёзность содержания. Известны также духовные произведения поэта, например стихотворение «Коль славен наш Господь в Сионе», которое было положено на музыку Д. С. Бортнянским и в начале XIX века считалось неофициальным Гимном Российской империи

Участие в литературном процессе

В доме Хераскова собирались все, кто имел стремление к просвещению и литературе, в особенности литературная молодежь; в конце своей жизни он поддерживал только что выступившего на литературное поприще В. А. Жуковского. Херасков издавал или так или иначе участвовал в издании нескольких журналов: «Полезное увеселение» (1760-1762), «Свободные часы» (1763), «Вечера» (1772-1773), «Утренний свет» (1777-1779).

Произведения
  • Эпические героические поэмы
    • «Чесменский бой» (1771); перевод поэмы на французский язык сделал Хераскова известным в Европе (переводчик Мария Сушкова, «Le combat de Tzesme, poème en cinq chants» , 1772);
    • «Россияда» (1778)
    • «Владимир возрожденный» (1785)
    • «Царь, или Освобожденный Новгород» (1800)
  • Дидактическая поэма
    • «Плоды наук» (опубл. 1761)
  • Другие эпические произведения
    • «Вселенная, мир духовный» (1790) - поэма о творении мира
    • Пилигримы, или Искатели счастья (1795) - поэма-аллегория;
    • Бахариана (1805) - богатырская сказка
  • Трагедии
    • «Венецианская монахиня» (1758)
    • «Пламене» (1762, опубл. 1765)
    • «Мартезия и Фалестра» (ок. 1766)
    • «Борислав» (1772, опубл. 1774)
    • «Идолопоклонники, или Горислава» (1782)
    • «Юлиан Отступник» (нач. 1790-х)
    • «Цид» (нач. 1790-х)
    • «Освобожденная Москва» (1798)
    • «Зореида и Ростислав» (1807)
  • Комедии
    • «Безбожник» (1761)
    • «Ненавистник» (1770)
  • Слёзные драмы
    • «Друг несчастных» (1774)
    • «Гонимые» (1775)
    • «Милана» (1786, «драма с песнями»)
    • «Школа добродетели» (1796)
    • «Извинительная ревность» (1796)
  • Сборники лирических стихотворений
    • «Новые оды» (1762)
    • «Философические оды или песни» (1769)
  • Басни
    • «Нравоучительные басни» (1764)
  • Романы
    • «Нума Помпилий» (1768)
    • «Кадм и Гармония» (1787)
    • «Полидор, сын Кадма и Гармонии» (1792)

материал взят с сайта