Как избавиться от шопоголизма. Шопогоизм - зависимость от шопинга

В чем опасность этого увлечения, рассказы-вает наш эксперт - врач-психотерапевт Алексей Козинцев .

Немалую долю ответственности за все возрастающее число «наркоманов от шопинга» несут торговые компании.

Разумеется, эффект мнимый. Рекламные слоганы давят на тонкие струнки души: «Ведь ты этого достойна!», «Вам будут завидовать!», «Могу себе позволить» и т. д. Производители сегодня продают не товар, а мечту о счастье, любви, уважении. А это - все то, в чем нуждается каждый из нас.

Шопинг как наркотик

Первым новую болезнь обнаружил еще в 1915 году знаменитый немецкий психиатр Эмиль Крепелин , «первооткрыватель» шизофрении и маниакальной депрессии. Он заметил, что новый недуг очень похож на прочие виды зависимости и шопоголики испытывают примерно то же, что и наркоманы.

Как понять, что нормальная женская увлеченность нарядами или объяснимое желание представителей сильного пола иметь крутой телефон, плеер и другие модные вещицы переросла в болезнь? Это довольно просто, ведь у шопоголизма есть четкие симптомы. Вот они:

  • поход в магазин без намерения найти там что-то конкретное, а лишь для того, чтобы просто провести время;
  • неконтролируемое желание что-то купить «просто так», не представляя, как эта вещь будет использоваться;
  • разочарование и злость после покупки, оказавшейся слишком дорогой или ненужной;
  • постоянное обсуждение купленного товара;
  • подавленное настроение из-за невозможности сходить в магазин и мгновенное повышение жизненного тонуса при входе в него.

Истоки зависимости

Шопоголики часто вырастают в семьях, где родители уделяют слишком большое внимание материальному благополучию. На детей у них просто не остается ни времени, ни сил, поэтому нехватку родительской любви они компенсируют подарками. Так ребенок с детства приучается мерить любовь деньгами.

Третью, самую многочисленную группу шопоголиков составляют дети авторитарных родителей. Они вырастают неуверенными в себе. Покупками они стараются возместить себе недостаток любви.

Шопоголизм развивается лишь в том случае, если в семье превалирует культ денег. Если же мама и папа с детства прививают ребенку вечные ценности, объясняют, что удовольствие могут доставлять не только покупки, но и нематериальные радости (творчество, спорт, искусство, общение с природой, дружба, любовь), то их дети с самых ранних лет получают «прививку» от шопоголизма.

Поэтому старайтесь тратить на детей не только деньги, но и время.

Не покупайтесь на скидки

Тем же жертвам шопоголизма, которых воспитывать уже поздно, можно посоветовать следующее «лечение».

  • Всегда расплачивайтесь только наличными. Кредитки создают иллюзию, что вы тратите не собственные деньги.
  • Все покупки делайте строго по списку, а лучше возьмите с собой прижимистого спутника, который удержит от ненужных трат. Помните, что скидки - еще не повод для покупки, приобретайте только то, что действительно нужно.
  • Чаще «забывайте» деньги дома, пусть в кошельке лежит лишь необходимый минимум.
  • Даже если очень понравилась вещь, не покупайте ее сразу, попросите отложить до завтра. Обычно отрезвление приходит, как только вещица исчезает с глаз долой.
  • Женщинам не стоит посещать магазины за 10 дней до менструации. Британские ученые пришли к выводу, что причиной необдуманного женского шопинга является гормональный сбой, вызванный приближением месячных.

Известная шутка о двух главных проблемах некоторых женщин – «нет места в шкафу» и «нечего надеть» - имеет под собой веские основания. Такая взаимно усугубляющая точка зрения некоторых людей – шопоголиков - может объясняться внутренним дисбалансом их переживаний. Важно определить, какие эмоции испытывает человек (раздражение, подавленность, злость, радость) в момент «приступа» желания покупать практически все, что попадается ему на глаза.


Еще пару десятков лет назад в некогда великой нашей стране такого понятия как «шопоголизм» и в помине не было, да и быть не могло по причине пустых полок в магазинах. Изобилие товаров в современной торговой сети по всему миру поспособствовало возникновению такой модной сегодня привычке. Вредной эту привычку не принято считать, но, согласитесь, она доставляет немало хлопот и серьезных житейских проблем. Результат такого увлечения – ощутимый удар и по кошельку (по семейному бюджету), и по моральному состоянию членов семьи, включая самого шопоголика, потому что рано или поздно результаты его поступков начинают нарушать нормальный образ жизни. И тогда нужно срочно решать, как избавиться от шопоголизма.

Суть проблемы



Избавиться от проблемы можно, изучив ее причины. К шопоголизму могут приводить как внутренние, так и внешние факторы.

Как утверждают психологи, причины шопомании или, на медицинском языке ониомании, могут лежать в глубоком детстве, которое проходило в бедствующей семье при отсутствии внимания и любви родителей. Повзрослев, бывший ребенок всю жизнь стремиться наверстать упущенное, восполнить пробел в недостатке приятных ощущений за счет бесконечно повторяющихся покупок. Такое сомнительное удовольствие длиться очень недолго, поэтому требует новых и новых ощущений, а значит, толкает на новые покупки.

Если детство было окрашено исполнением всех ваших прихотей, то в сознательном возрасте привычка баловать себя вырастет вместе с вами и не покинет вас, пока вы сами ее не прогоните.

Взрослый человек, столкнувшийся с неудачами в личной жизни (ссорами в семье, с нелюбовью супруга) или в профессии (медленный карьерный рост, неумение отстоять свою позицию, низкая заработная плата), ищет подмену «счастья» в просторных торговых помещениях. А не находя его, в минуты редкого просветления испытывает угрызения совести из-за своего неподобающего поведения и горечь от факта финансовых растрат. Поэтому в конце дня раз и навсегда дает себе слово – никакого шопинга… А утром все повторяется.

Внутренние факторы шопоголизма



Как мы уже упоминали, многое обусловлено психологическими особенностями личности. Чаще всего эмоции человека, которые он испытывает в повседневной жизни из-за эмоциональных нагрузок, стрессов, перенапряжений, моральной усталости, одиночества, рутины повседневной жизни требуют выплеска. В противном случае они приводят к возникновению неуверенности в себе, к занижению самооценки.

«Экскурсии» по магазинам – прекрасная возможность переключить свое внимание на то, что доставляет удовольствие и даже радость. В результате в организме происходит выброс гормона радости – серотонина и гормона эмоций – адреналина. Чтобы усилить и продлить свою радость, мы открывает кошелек в готовности оплатить эти ощущения. В ответ получаем восторженные взгляды, реплики работников магазина по поводу совершенной нами покупки, что значительно повышает нашу самооценку. Власть над ситуацией импонирует нам, поэтому запоминается. Время от времени мы стремимся снова ее ощутить. Такие кратковременные чувства в момент покупки создают иллюзию контроля над своей жизнью, иллюзию внутренней свободы.

Внешние факторы шопоголизма



Побуждение к необдуманному совершению покупок формируется благодаря разнообразию маркетинговых приемов, применяемых владельцами магазинов. Если красиво оформленные витрины стали для нас уже более или менее привычным антуражем, то сезонные и не только сезонные периоды всевозможных скидок и акций успешно стимулируют наши стремления совершать бессмысленные покупки. Ну как пройти мимо заведения, где тебе «только сегодня» позволят 70% стоимости оставить себе или отдадут три предмета по цене одного? Импульсивное желание немедленно сделать еще одну покупку возникает и при мысли, что завтра к этой вещи вернется ее первоначальная стоимость.

Надо признать, что не всегда подобные акции экономят средства покупателей, потому что чаще всего магазин многое сделает для того, чтобы не только вернуть потраченные средства, но и получить прибыль. Рядом на полке будет лежать предмет более жизненно важной необходимости, который вы будете вынуждены купить даже по завышенной цене. Но это уже тонкости ценовой политики торговых предприятий и их привычки заводить в заблуждение покупателей, а нам бы с вами разобраться, как избавиться от шопоголизма.

Симптомы



По следующим признакам можно предположить приверженность к шопоголизму:

  • пониженный тонус, апатия без возможности посетить магазины, раздражительность от нерегулярности покупок;
  • посещение торговых центров без всякой причины;
  • регулярное многочасовое и бесцельное блуждание по торговым залам, даже если нет необходимости в покупках;
  • бессмысленное рассматривание всевозможных товаров;
  • трудно сдерживаемое желание купить многое из увиденного при отсутствии веской на то причины;
  • посещение магазинов или их отделов, которые не имеют никакого отношения к вашим потребностям и к вашему образу жизни;
  • постоянные обсуждения своих покупок с подругами и знакомыми, отсутствие интереса к другим темам;
  • изобилие приобретенных вещей, которые остаются неиспользованными;
  • полное удовлетворение и душевный подъем в период шопинга;
  • настойчивое неодобрение вашим ближайшим окружением совершенных вами покупок;
  • при уличении вас в чрезмерных неоправданных тратах вы начинаете скрывать факт покупок и занижать истинную их стоимость.



Шопоголик фанатичный – тот человек, который испытывает непреодолимое пристрастие не только к приобретению товаров в магазинах, но и неудержимое желание обсуждать новинки и модные тренды.

Если при этом важно купить побольше и подешевле, а также, если качество интересует в меньшей степени, нежели количество, то перед вами шопоголик деловой.

Шопоголика равнодушного занимает не та или иная покупка и владение ею, а скорее, сам процесс шопинга: предвкушение похода по магазинам, прогулки по залам с товарами, выбор новых покупок, их приобретение, последующее наслаждение купленным, но, к сожалению, непродолжительное время.

Шопоголик эмоциональный , отправляясь в магазин за одним платьем, возвращается с множеством пакетов в руках, в которых найдутся туфли, юбка, шарфик, браслет, серьги, заколка… И что-нибудь из белья. Такое обилие покупок захламляет жизненное пространство, загружает его ненужными вещами и, что самое удивительное, не приносит длительного удовлетворения, ради которого приложено столько сил.

Обратите внимание! Именно иллюзия свободы поступать, как хочется, избалованность с корнями из детства, неудовлетворенность при дефиците внимания, адреналин в качестве приятного стресса – все это «подсаживает» на шопинг.

Излечение



Для тех, кто понимает, что «спасение утопающего – дело рук самого утопающего», будут полезны наши советы. От навязчивого состояния можно избавиться самостоятельно только честно признав факт зависимости от своих сомнительных желаний.

Пошаговые меры борьбы с шопоголизмом приблизительно могут выглядеть так:

  1. Составьте план покупок на месяц с учетом своих финансовых возможностей.
  2. Перед посещением магазина составьте список крайне необходимых покупок.
  3. Отправляясь в магазин, возьмите с собой только необходимую сумму в соответствии с составленным списком покупок.
  4. При возникновении острого желания что-либо купить, перенесите этот пункт в список следующего месяца.
  5. Регулярно анализируйте список покупок, отмечая совершенные спонтанно.
  6. Не устраивайте себе экскурсии по торговым сетям, в особенности по элитным магазинам с дорогостоящими товарами, где цену чаще всего определяет не только качество вещей, но в большей степени их бренд.
  7. Расставьте жизненные приоритеты, займитесь самооценкой, сделайте для себя вывод – что возвысит вас в собственных глазах.


Трудно оспаривать тот факт, что хождение по магазинам – тяжелый труд, и не только потому, что приходиться много ходить пешком. Как оказывается, это занятие в конечном итоге отнимает не только физические, но и моральные силы. Разорительный недуг – шопоголизм – способен безвозвратно отобрать:

  • деньги,
  • силы - физические и моральные,
  • драгоценное время.

В итоге есть угроза наступления материального и духовного разорения в сопровождении с глубокой депрессией и утратой жизненных ценностей.

Обратите внимание! Шопоголизм давно признан опасным. Это психологическое заболевание чаще наблюдалось за рубежом. США признают родиной шопоголизма. На постсоветском пространстве в нем было заподозрено лишь 3% покупателей. Сегодня зависимость от шопинга сравнивают с привязанностью к алкоголю, к сильному наркотику героину, с зависимостью от игровых автоматов.

Масса покупок, неподкрепленных необходимостью в них, с последующим поиском оправдания себя и своего поведения – явные признаки шопоголизма. Как и от всякой болезни, от шопомании можно и нужно избавиться, если вовремя признать и сам недуг, и важность избавления от него. И тогда новые краски заиграют в вашей жизни. Она приобретет новый смысл – позитивный и здоровый.

Видео

Подробнее о психологии шопоголизма рассказано в следующем видео-ролике:

Шопоголизм - одна из проблем современности, получившая распространение в последнее десятилетие. Получать удовольствие от походов по магазинам свойственно многим, но когда совершение покупок становится навязчивой идеей, затмевающей все остальные интересы, то речь идёт о психической зависимости. Выражается шопоголизм в непреодолимом желании приобретать всё больше вещей и как можно чаще, а отсутствие такой возможности приносит человеку дискомфорт и вгоняет в апатию.

Другое название расстройства, ониомания, имеет греческое происхождение и означает «безумие в покупках». И хотя официально ВОЗ ещё не включила шопоголизм в список психических расстройств, наличие проблемы признаётся психотерапевтами и лечится особыми методами на Западе. У нас в стране такой зависимостью страдает около 3% населения, преимущественно это жители крупных городов, и специальной терапии пока не предусмотрено. Вопреки распространённому мнению, неудержимое желание совершать покупки присутствует не только у женщин, часть мужчин тоже находится в плену ониомании. Зависимый человек не обязательно зациклен на приобретении модной одежды и аксессуаров, это могут быть также товары для дома, антиквариат, автомобили или просто мелкие безделушки.

Причины шопоголизма

Как и страдающий любой другой зависимостью человек, шопоголик прежде всего ищет утешения и стремится уйти от проблем. Истоки ониомании по мнению многих психологов берут начало ещё в детском возрасте, когда подарки родителей воспринимались ребёнком как знак любви и заботы при недостатке таковых в истинном выражении. Многие шопоголики родом из обеспеченных и внешне благополучных семей, где материальные ценности возводились на пьедестал. Но есть и другие причины, превращающие нормального человека в зацикленного ониомана:

  • Нехватка общения и понимания в близком окружении;
  • Скрытые комплексы и неуверенность в себе, которые компенсируются обладанием новыми и модными вещами;
  • Стресс и около депрессивное состояние, которое хочется «забыть» при помощи покупок.
  • Нервозность и склонность к истерикам (магазины - как средство успокоится и почувствовать мнимую власть);
  • Подверженность общественному мнению и лёгкая внушаемость. Царящий в современном обществе «культ потребления» легко воздействует на сознание морально не стойкого человека с отсутствием жизненных ориентиров, заставляя думать, что вещи - это единственный показатель счастья и успеха.

Признаки шопоголизма

Грань между радостью от совершения покупок до развитием зависимости довольно тонка, и наличие провоцирующих факторов легко может сделать из человека ониомана. Многие покупки, совершаемые в порыве шопоголизма, оказываются ненужными и бесполезными, в результате чего приходит опустошённость и разочарование, в том числе и из-за материального урона. Однако, общество в целом поддерживает страсть к покупкам; есть даже особый клуб шопоголиков, работающий в онлайн пространстве и помогающий людям в выборе действительно нужных вещей. Но и о каком излечении о зависимости тут, конечно, речи не идёт.

Итак, как же определить наличие шопоголизма и не спутать его с безобидной любовью к шопингу и магазинам?

  • частое посещение магазинов без конкретной цели купить нечто определённое;
  • стремление постоянно разглядывать витрины и представленный товар;
  • увлечение глянцевыми журналами мод;
  • желание быть в курсе последней информации о распродажах и модных новинках;
  • частое приобретение вещей без объективных причин;
  • потребность обсуждать с окружающими купленные товары и их преимущества;
  • плохое настроение и тоска при отсутствии возможности посещать магазины;
  • угасание интереса ко всему, что не имеет отношение к шопингу и покупкам.

Шопоголизм совсем не безобиден, как это может показаться на первый взгляд. Ведь помимо финансовых сложностей, прорех в семейном бюджете и множества долгов ониомания отдаляет человека от его близких, зачастую не разделяющих его страстного увлечения. Зависимость также неизбежно влечёт к сужению круга интересов и утрате социальных связей. Шопоголик становится всё более одиноким и пытается компенсировать это покупками, что приводит к ещё большему отдалению от родных и близких. Получается замкнутый круг. При таком раскладе вещей зависимый подвергается депрессиям, неврозам и психическим расстройствам.

Виды шопоголизма

Шопоголизм как явление имеет свои особенности, и в зависимости от характера зависимого человека, может приобретать различные формы. В психологии есть условное подразделение шопоголиков на виды по поведению и личностным особенностям:

  • Спонтанный шопоголик. Это человек, не признающий своей зависимости и не имеющий навязчивых мыслей о покупках. В магазин ходит с конкретной целью, зачастую носит с собой список покупок. Но если обнаруживает, что есть товары по акции или распродажа, то обязательно приобретёт множество бесполезных предметов. И так каждый раз.
  • Осознанный шопоголик. Не отрицает свою безудержную тягу к приобретению вещей, ходит по магазинам бесцельно, чтобы расслабиться или просто время скоротать.
  • Целеустремлённый шопоголик. Самая сложная разновидность шопоголиков. Совершает покупки неосознанно и даже не может ответить, на что были потрачены значительные суммы.

Также разделяют шопоголизм на истинный и разумный. Первый вариант предполагает покупку всего подряд, без цели и смысла, а второй - приобретение нужных вещей, но в больших количествах, в результате чего часть купленного выбрасывается.

Лечение шопоголизма

Большинство психологических зависимостей, в том числе шопоголизм, в отличие от физических, не способны полностью подчинить себе сознание человека. Поэтому когнитивно-поведенческая терапия во многих случаях помогает решить проблему. Но обязательно должно быть желание у самого пациента и осознание им собственной зависимости. Если требуется, то назначается курс антидепрессантов и транквилизаторов. Ведь в начале лечения шопоголику придётся преодолевать своеобразную «ломку», связанную с отсутствием «стимулятора» - посещений магазинов и кучи покупок.

Далее человеку следует проанализировать степень полезности и целесообразности своих покупок. После необходимо избавиться от ненужных вещей. Не стоит их выкидывать, лучше продать или отдать тем, кому они действительно нужны.

В период прохождения терапевтического курса и долгое время после него следует посещать магазины, имея на руках чётко фиксированную сумму денег и список необходимых вещей. Правила шопинга дисциплинируют человека, не давая возможности совершать необдуманные покупки, как прежде.

Самоубеждение - тоже действенный пункт терапии. Каждый раз, отправляюсь за покупками, рекомендуется проговаривать перед зеркалом вслух или мысленно то, что у вас имеется всё, что нужно, и поход в магазин возможен без приобретения вещей, и настроение всё равно останется отличным.

Причины покупки лишних вещей – разные, а значит, искать, как избавиться от шопоголизма одним способом, не получится. Нужно как минимум десять. Этот пост для тех, кто хочет победить в себе склонность к ненужным покупкам или пытается убедить своих близких не тратить деньги зря.

Причины и способы борьбы

  • Причина 1. Эта вещь есть у многих, а значит, чем-то она ценна. Способ борьбы . Часто это так – все-таки мы все между собой очень похожи, похожи и наши потребности. Но в каждом человеке иногда таится, а иногда явно выражается его собственная натура, у которой есть свои личные ценности и стремления. Подумайте, ценна ли эта вещь лично для вас , поможет ли в достижении ваших целей?
  • Причина 2. Восхищение предметом. Способ борьбы. Любуйтесь вещью так, как любуетесь морем или грациозным хищником – не обладая. В природе ничто никому не принадлежит . Сфотографируйте или просто запомните в деталях, как выглядит предмет. Очень легко сделать это с товаром из интернет-магазина – сохраните его фото на компьютер и рассматривайте. В отличие от природных красот, вещи, изготовленные человеком, имеют свойство надоедать.
  • Причина 3. Часто нас соблазняет интересное сочетание цветов. Способ борьбы. Добавьте эти цвета в вашу жизнь . Рисуйте, раскрашивайте, сделайте цветной торт или салат, покрасьте внутреннюю часть мебели, сделайте нашивку на одежде, поставьте яркую заставку на смартфон, пишите фломастером полюбившегося оттенка.
  • Причина 4. Купить какой-то интересный предмет нас часто побуждают эмоции. А почему бы и нет, если вещица доступна по цене? Способ борьбы. Тут надо научиться отключать эмоции, становиться роботом , ответственным и практичным. Нужна ли эта вещь в доме, в гардеробе или вам просто понравился ее дизайн?
  • Причина 5. Желание продемонстрировать свою уникальность. Способ борьбы. Покупка может помочь подчеркнуть ваш образ, особенно если это не ширпотреб. Но не стоит строить свою индивидуальность на том, что потребляете . Пусть так поступают герои рекламы. А реальным людям лучше проявлять себя в делах и идеях. Многие «звезды» стали известными именно потому, что сделали что-то важное для человечества. Конечно, не все знаменитости полезны обществу. И не все толковые люди знамениты, зато с самооценкой у них должно быть все в порядке.
  • Причина 6. Шопинг является для вас приятным способом заполнить время, а охота за скидками поднимает настроение. Способ борьбы. Найдите другое увлечение – в мире столько интересного! Правда, есть нюанс: хобби может тоже заставлять вас посещать магазины. Если так происходит, нужно просто сесть и подумать, что именно вас радует в вашем увлечении – сам процесс или покупки для него. Нужно искать то, что доставляет удовольствие независимо от того, новыми ли предметами вы пользуетесь или нет . Если вам нравится писать в старом блокноте обычной ручкой, значит, это дело – ваше.
  • Причина 7. Модная одежда и техника нужны вам для того, чтобы окружающие уважали и восхищались вашей «продвинутостью» и хорошим вкусом. Способ борьбы. Бороться с этим убеждением можно, подумав вот о чем. Возможно, вы и добьетесь «восхищения», но оно будет адресовано не вам, а вашим вещам. А уважать вас будут продавцы , которым нужно вам продать очередной предмет одежды или какую-то прикольную безделушку.
  • Причина 8. Хочется нравиться себе в зеркале. Способ борьбы. Чтобы нравиться себе и людям, много одежды не нужно. Уверенности в своей неотразимости прибавит регулярный уход за кожей, подвижный образ жизни, правильное питание. Большое значение имеет и то, как вы говорите. Вот, например, у нас на Донбассе красивых людей много, но «гэкаем» же страшно. При обычном общении этого не заметно, привыкли. Но если записать свою речь и мимику на видео, можно много нового о себе узнать . Мне, например, тоже есть над чем работать. И никакой новый наряд не исправит ситуации – только работа над собой!
  • Причина 9. Вы бы и рады остановиться и почитать, как избавиться от шопоголизма, но все никак не найдете ту самую, идеальную во всех отношениях вещь. Поэтому у вас так много рубашек (сумок, обуви или чего-то другого). Способ борьбы. Научитесь тормозить. Дольше думайте, прежде чем купить что-то. Не стесняйтесь возвращать не подошедший товар – у покупателей есть права и они не просто так написаны.
  • Причина 10. Многие товары стали доступнее, почему бы не порадовать себя чем-то недорогим? Способ борьбы. В том-то и дело – многие вещи подешевели, поэтому теперь больше ценится свободное время, пространство и порядок . И этих радостей можно лишиться, если накупить разных безделушек. Кроме того, дешевые вещи не такие уж и дешевые на самом деле. По сети гуляет замечательная формула: нужно поделить цену вещи на количество раз, которое ее использовали. После таких подсчетов даже копеечная майка, надетая один раз, покажется «золотой». А если учесть еще и время, потраченное на ее поиск?

Примите во внимание и такое обстоятельство: если вы постоянно покупали и покупали, значит, у вас скопилось немало добра. В частности – одежды. И ваш гардероб во много раз больше гардероба других людей, окружающих вас. И даже если вы резко откажетесь от шопинга, наряды останутся с вами и это разнообразие будет вас сопровождать еще долгое время. А в магазин отправляйтесь только тогда, когда это действительно необходимо.

Когда шопинг полезен

  • Когда нужна определенная вещь, и вы детально продумали, какой она должна быть, какие функции выполнять.
  • Когда вы чувствуете, что изменились внутренне и хотите внешнего соответствия с новым(ой) собой.
  • Покупать новое лучше тогда, когда испортилось что-то старое. Сносилось, поломалось, закончилось. Причем при покупке нового от старого лучше избавиться. Тогда количество вещей вокруг вас останется прежним.
  • Шопинг нужен и в то время, когда в жизни происходят важные события: рождение ребенка, переезд в регион с другим климатом.
  • Новая одежда и обувь бывает нужна при поступлении на работу – этого может требовать строгий дресс-код.

Мы привыкли к тому, что перед большими праздниками нужно непременно приобрести обновку. Но часто такие нарядные вещи оказываются одноразовыми, как раз таки по причине своей нарядности и заметности. Если вам это так же не нравится, как и мне, то можно: а) брать эти вещи напрокат (не в каждом городе это сделать легко); б) продавать наряд после праздника тем, кто еще не знает, как избавиться от шопоголизма (шутка); в) выбирать такую одежду, которая будет использоваться и в дальнейшем – лаконичную и практичную; и г) вообще игнорировать эту традицию.

Расскажите, боритесь ли вы с соблазном купить лишнее? Что помогает вам отказаться от «выгодных» предложений?

Доброго времени дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, как избавиться от шопоголизма. Вам станут известны характерные симптомы этого состояния. Выясните, почему оно может развиваться у людей, в частности у женщин. Вам станут известны методы борьбы и ценные рекомендации касательно избавления от данной зависимости.

Что вызывает

Какие же причины влияют на развитие шопоголизма?

  1. Желание всегда оставаться в центре внимания, не отставать от модных тенденций. Это может толкать женщину на походы в дорогие бутики и совершение дорогих покупок, которые не соответствуют финансовым возможностям.
  2. Человек, у которого в детстве имелись серьезные финансовые проблемы в семье, он был много лишен. Когда вырастает, начинает компенсировать это, совершая нужные и ненужные покупки, ведь теперь он имеет такую возможность.
  3. Взросление в обеспеченной семье, когда малышу все покупалось по первой прихоти. Когда человек повзрослел, так и не научился ценить деньги, продолжает их бездумно тратить и постоянно испытывает финансовые проблемы.
  4. Развивается у взрослых женщин, которые являются женами обеспеченных и деловых людей. Все по причине того, что мужья не уделяют достаточно времени своим супругам, спонсируют их деньгами, а женщины совершают покупки, пытаясь компенсировать недостаток внимания со стороны любимых мужчин.
  5. Депрессия благоприятно влияет на формирование шопоголизма. Человек, совершая покупки, получает хоть какую-то радость в жизни, он фактически существует под воздействием «наркотика», зависим от дозы серотонина. Таким образом, шопинг является своеобразным антидепрессантом, который позволяет улучшить самочувствие.
  6. Низкая самооценка. Человек не может пройти мимо ни одной акции, скидки, бонусной системы. Если продавцы начинают зазывать особу с заниженной самооценкой, говоря приятные и лестные слова, создавая иллюзию того, что о ней хотят позаботиться, то она не сможет пройти мимо, не совершив ни одной покупки. То есть человек получает временную власть, уважение, на него обращают внимание. Неудивительно, что при этом развивается шопоголизм.
  7. Постоянные стрессы в семье, на работе провоцируют развитие данной зависимости. Человек отвлекается от будничных проблем, совершая покупки. Ведь, только в магазине появляется возможность ощутить свою свободу и важность, можно выбрать то, что нравится самой личности, а не кому-то.

Характерные проявления

Некоторые люди и не догадываются о наличии у них шопоголизма. Указывать на это будут следующие проявления:

  • часто приходит осознание того, что были совершены бессмысленные покупки;
  • желание отправиться в магазин возникает в момент сильного стресса или по причине одиночества, скуки;
  • часто отсутствуют деньги на необходимые вещи, бюджет уходит впустую;
  • покупки являются единственным способом, позволяющим отвлечься и развеяться;
  • находясь в магазине, просыпается безумное желание что-то купить, наблюдается потеря контроля над собой;
  • нахождение в магазине до тех пор, пока имеются деньги;
  • появляется желание приобрести вещи, о возможности использования которых, человек даже не догадывается;
  • длительное обсуждение совершенных покупок;
  • поход в магазин только для того, чтобы провести там время;
  • ощущение злости, разочарования после совершенной покупки, которая оказалась ненужной или чересчур дорогостоящей;
  • ощущение подавленности при отсутствии возможности посетить магазин и повышение настроения, когда такая возможность появляется.

Шопоголик, совершая очередную покупку, ощущает сильный прилив сил, при этом выделяется гормон счастья — серотонин. Все проблемы и тревоги сразу отходят на задний план.

Способы борьбы

У человека должно прийти понимание того, что шопоголизм — это болезнь, а значит, с ней нужно бороться. Иначе не избавиться от зависимости.

  1. Аутотренинг. Такой метод психотерапии помогает людям, которые осознали свою проблему и готовы всеми силами с ней бороться. Перед человеком ставится список специальных указаний, которым нужно четко следовать и неукоснительно их выполнять.
  2. Групповые занятия. На сегодняшний день все больше людей подвержено данной зависимости, поэтому не составляет труда устроить сеансы с присутствием ни одного, а нескольких человек сразу. Данный метод позволяет увидеть себя со стороны, осознать проблему другого человека и свою собственную. К тому же, находясь в группе единомышленников, процесс выздоровления дается гораздо быстрее.
  3. Когнитивно-поведенческая терапия:
  • специалист обучает, как нужно себя вести в кризисные моменты;
  • устанавливает образец правильного поведения;
  • объясняет, что все действия должны быть рациональными;
  • учит, как нужно реагировать в той или иной ситуации;
  • обсуждает возможные варианты избавления от зависимости.

Если шопоголизм не лечится, он может приводить к серьезным последствиям, проблемам материального характера, стойкой депрессии, разрушению семьи, многочисленным долгам, одиночеству, потере друзей.

  1. Необходимо определить, что именно провоцирует Вас на совершение покупок. Для этого можно завести специальную тетрадку, в которой нужно будет фиксировать после каких событий, Вы отправляетесь в магазин.
  2. Самостоятельно справиться будет очень сложно. Нужно заручиться поддержкой друзей и близких. Пусть они контролируют Ваши покупки.
  3. Найдите реальную альтернативу шопингу. Если посещение магазина помогает избавиться от скуки, то внесите в свою жизнь новые развлечения, например, запишитесь на спортивную секцию или займитесь экстремальным видом спорта. Важно, чтоб каждый день был занят, времяпровождение было активным. Так не останется сил и времени на то, чтобы совершать покупки.
  4. Большое влияние на шопоголика оказывает информационная среда. Необходимо ограничить себя от воздействия рекламы.
  5. Попробуйте оценить свои действия со стороны, осознайте, что без многих покупок можно было обойтись. Если возникает желание что-то купить, проанализируйте, что именно Вы будете делать с этим предметом, можно ли заменить его чем-то менее дорогим.
  6. Если решили отправиться в магазин, то возьмите с собой совсем мало денег. Это позволит уберечься от лишних растрат, тщательнее продумывать, что именно приобретать. Например, отправляясь в продуктовый магазин, нужно написать список покупок и приблизительно рассчитать, сколько на это потребуется денег, взять такую сумму. Тогда Вы будете вынуждены скупляться исключительно в соответствии со списком, без возможности купить что-то ненужное.
  7. Старайтесь посвящать свое свободное время общению с друзьями и любимым человеком. Важно, чтобы все мысли были заняты чем-то положительным, чтоб не оставалось времени на шопинг.
  8. Если отправляясь в магазин, Вы пытаетесь преобразиться при помощи новых покупок, например, покупаете каждые два дня новую одежду с надеждой на то, что таким образом будет повышена самооценка, то самое время понять, что таким путем Вы не добьетесь успеха. Лучше заняться уходом за своей кожей, телом, отправиться в парикмахерскую, записаться в тренажерный зал. Все это позволит преобразиться, стать лучше внешне, физически, укрепить здоровье. При этом сможете избежать излишних трат денег на ненужные Вам вещи.
  9. Нельзя использовать кредитки. Шопоголик рассматривает такую карточку, как возможность растратить все деньги, которые на ней хранятся. В этот момент человек и не задумывается над тем, что потом придется возвращать долг банку. Поэтому, отправляясь за покупками, нужно брать только наличные деньги, по крайней мере, до тех пор, пока не научитесь себя контролировать.

Теперь Вы знаете, что собой представляет психология шопоголика. Многие люди не обращают внимания на такую зависимость, они не видят в этом особой проблемы. Хорошо еще, если финансовые средства позволяют совершать безумные покупки. Но нужно помнить и о возможных последствиях шопоголизма, ведь так Вы можете остаться без семьи, без друзей, да еще и приобрести серьезные финансовые проблемы. Если замечаете за собой признаки данной зависимости, не откладывайте решение проблемы на потом, если нужно, посетите кабинет психолога или психотерапевта.