Как научиться не отвечать на агрессию. Что представляет собой агрессия? Эти люди – Жертвы

Психология

Как часто вам приходилось сталкиваться с неадекватным поведением на улице, в транспорте, в любом другом общественном месте? А сколько раз в ответ на свою доброжелательную улыбку или слово вы слышали грубость и хамство? Думаю, так же часто, как и мы. Почему так происходит? Психически неустойчивых людей стало больше или просто мы стали так остро реагировать на агрессивные выпады? И можно ли защититься от «энергетических вампиров»?

Психологи говорят: «Мы сами создаем себе ту реальность, в которой живем». Что это значит? Если мы зло и агрессивно настроены, то постоянно будем замечать негатив вокруг себя. Если же наоборот, то агрессивные выпады окружающих будут проходить мимо нас. Но, согласитесь, неудачи на работе, проблемы в личной жизни и просто плохое настроение разжигают в нас внутреннее напряжение, и одно хамское слово в нашу сторону действует как порох – и вот, бомба накопленного негатива взрывается, и мы уже в эпицентре скандала.

Напустить розового тумана
Есть определенная категория людей, которые склонны к скандалам в общественных местах. «Это, скорее всего, махровые неврастеники, у которых смысл в жизни – поругаться, – объясняет эксперт рубрики, психолог-консультант Виктория Рябова. – Весь мир для таких людей плох, для них доказать настоящую «правду жизни» становится делом чести. Причем доказывать они ее будут в маршрутке, в магазине, в общем там, где большое скопление народа».
Виктория Борисовна предупреждает: с такими людьми нельзя вступать в полемику. Но что делать, если агрессивная фраза обращена именно к вам? Если просто проигнорировать, то поток негатива будет продолжаться, и справедливое ощущение обиды не заставит себя ждать. В таких случаях необходимо применять специальный прием – психологическое айкидо или, по-другому, прием розового тумана. Его суть заключается в том, что последнюю фразу, брошенную в ваш адрес, вы переадресуете оппоненту. Например, вы зашли в маршрутку, на проходе стоит склочная женщина, которая не намерена пропускать вас, и делает все, чтобы вы ее задели. Так и происходит, в итоге на вас сыплются горы обвинительных фраз: «Прутся тут всякие, спокойно доехать нельзя!» Какие ваши действия? Вы возвращаете ей последнюю фразу: «Да, спокойно доехать нельзя». Она снова выкрикивает: «Нельзя спокойно домой доехать! Что мне теперь, на такси ездить?» Вы спокойно отвечаете: «Да, наверное, придется ездить на такси».
– Криком и руганью здесь не поможешь, – уверяет психолог. – Склочные люди, устраивая скандалы, пытаются обратить на себя внимание окружающих, причем их цель – вызвать положительное отношение. Они хотят, чтобы их поддержали (да, у нас все маршрутки переполнены, и все стали грубыми, толкаются, хамят). То есть они, затевая скандал, ждут поддержки от окружения. Когда человек начинает использовать прием психологического айкидо, то есть возвращения последней фразы собеседника обратно, ссора сходит на нет, вызывая смех окружающих.
Если же вы будете в ответ кричать, оправдываться или возмущаться, скорее всего, весь автобус встанет на позицию оппонента, а не вас: возмущается, вроде как, по делу, и, что немаловажно, раньше зашла в маршрутку и проехала целую остановку – почти как родная стала для остальных пассажиров.

Главное – не смотреть в глаза
Когда вы сталкиваетесь с агрессивными людьми, которые пытаются вывести вас на ответную реакцию, нельзя смотреть в глаза, иначе вы зацепите агрессию другого человека, и у вас на подсознательном уровне возникнет желание ответить. То есть, если вам говорят «дурак» вы, не задумываясь, отвечаете – «сам дурак!» Но агрессия имеет геометрическую прогрессию: если вам говорят «дурак», вам в ответ хочется ответить «дурак» два раза. И так до бесконечности, выйти из этой ситуации будет проблематично. Что же делать?
– Если вы слышите грубую фразу, адресованную вам, отведите глаза от человека и лучше всего посмотрите на кончики его пальцев. Таким образом, вы закончите негативный энергетический круг, и злость оппонента, направленная на вас, опустится в ноги. Он сам захлебнется собственной злостью, а значит, энергетического движения не произойдет, – уточняет Виктория Борисовна.
Существует множество психологических приемов, применяемых при агрессивном поведении окружающих: представить себя под стеклянным куполом, за стеклянной стеной, непроницаемым энергетическим полем, в капсуле и так далее. Если же вам очень хочется ответить на агрессивный выпад, сделайте это, но в более мягкой форме. Например, на обзывательство «дура» ответьте «сама ты дурочка». Эта техника сглаживания конфликта сработает безотказно, потому что по законам психологии, оппонент должен будет ответить вам уже менее агрессивно, а, следовательно, конфликт будет исчерпан.

Вежливо отстранитесь
Есть другая категория людей, которая неадекватно ведет себя в общественном месте. Это психически неполноценные люди, чаще шизофреники, но не опасные для общества. Часто такие люди, заходя, например, в автобус, начинают что-то рассказывать, обращаясь к пассажирам. «Ни в коем случае нельзя смеяться, потому что если это действительно шизофреник, то неизвестно, какую это вызовет у него реакцию, – предупреждает Виктория Рябова. – Такие люди очень легко переходят из состояния спокойствия в агрессию, любой смех с издевательским словом может привести к тому, что человек кинется на вас с кулаками».
В полемику с неадекватным человеком вступать нельзя, воспринимайте его поведение, как радио. Если он пристает к вам, есть такое вежливо-отстраненное поведение: полностью игнорировать его не получится, но можно кивать ему с улыбкой головой и говорить «да, конечно», но не ввязываться в разговор. И главное – не смотрите ему в глаза, тогда, скорее всего, он будет искать другого собеседника.

Будьте выше!
Если вы столкнулись с хамским поведением, не принимайте это на свой счет, агрессор никогда не злится на вас лично, ему просто необходимо выплеснуть свои отрицательные эмоции. Не доставляйте ему удовольствие – не выступайте для него боксерской грушей, на которой он сможет выместить всю свою обиду на этот несправедливый мир. И помните, если вы внутренне не готовы к тому, что вас могут оскорбить, вы никогда не оскорбитесь на агрессивные выпадки. Вы выше этого!

Когда в ответ на спокойный вопрос или просьбу вам нагрубили, не стоит отвечать тем же. Просто скажите: «Я понимаю, как вы сегодня устали, вам, наверное, очень тяжело». Все, конфликт исчерпан, человек сразу изменит свой агрессивный настрой и успокоится.

Уважаемые читатели! Если вас интересуют темы или вопросы, ответы на которые вы бы хотели увидеть в нашей постоянной рубрике «Психология», мы будем рады услышать их по телефону 2 – 39 – 09 – 68 или 2 – 61 – 99 – 99, а также прочитать по адресу [email protected]. Мы переадресуем их экспертам нашей рубрики и предоставим вам развернутые ответы.

В современном мире каждому человеку, ведущему активную социальную жизнь, так или иначе, но приходится сталкиваться с враждебностью, конфликтностью или даже агрессией окружающих его людей. Независимо от того, скрытая она или открытая, это всегда неприятно. Однако от того, насколько правильно мы среагируем на агрессивное поведение, зависит дальнейшее общение с агрессором.

Чтобы научиться правильно реагировать на агрессию и оскорбления важно для начала определить с какой формой враждебности вы столкнулись. Итак, агрессия и враждебность бывает:

Открытая агрессия

Чаще всего такую «неприкрытую» агрессию использует достаточно конфликтный, но при этом искренний и открытый человек. В таком случае реагировать на такого рода агрессию стоит спокойно, без лишних негативных эмоций и здесь важно выяснить у оппонента, что именно послужило причиной его враждебности. Скорее всего ваш оппонент не станет скрывать от вас истинные мотивы своего отношения и поведения.

Постарайтесь уладить конфликт не теряя собственного достоинства. А по итогу старайтесь общаться с ним только по существу, или вообще избегать общения с таким человеком. Потому что чаще всего контакты с конфликтными, агрессивным людьми, редко бывают продуктивными.

Скрытая враждебность

С категорией людей, которые затаивают обиду и скрывают свою враждебность под маской любезности, намного сложнее. Они ведут «холодную войну», а их враждебность иногда сложно доказать, зато очень легко почувствовать. В таком случае нужно просто стараться обходить острые углы, и контролировать свои эмоции.

Защитная агрессия

Такую агрессию зачастую используют неуверенные, «избитые» жизнью и обстоятельствами люди. Они пытаются использовать нападение, как лучшее средство защиты, хотя по сути таковыми не являются. Как реагировать на подобную агрессию?

Попробуйте с помощью доброго отношения создать ощущение безопасности для этого человека, проявите вашу заинтересованность к нему и будьте искренними. Тогда вы сможете смягчить его враждебность, он почувствует себя рядом с вами в безопасности, и возможно сбросит с себя защитную маску агрессии.

Что помогает правильно и спокойно реагировать на агрессию?

Чувство юмора

Первое оружие против враждебности – искренняя улыбка, чувство юмора и оптимизм. Если не удастся полностью смягчить настрой человека, вы по крайней мере с помощью корректной шутки сможете перевести общение в продуктивное русло, сохранить отношения и избавить себя от лишних переживаний. Но, шутите осторожно, чтобы более не усугубить сложившуюся ситуацию.

Вежливость и уважение

Кто бы ни был вашим оппонентом – относитесь к нему с уважением. Уважение, равно как и самоуважение поможет продуктивно общаться, слышать друг друга, а иногда и расположить к себе собеседника. Вежливость сдержит враждебность и предотвратит конфликт.

Извинения

Каждый из нас совершает ошибки, которые могут послужить причиной для враждебного отношения к нам окружающих людей. Сила человека состоит в том, чтобы признавать свои ошибки и не бояться просить прощения. Искренние извинения не унижают человека, а наоборот – делают его еще более достойным в глазах окружающих людей.

Как реагировать на агрессию и оскорбления?

1. Никогда не отвечайте взаимностью

Безусловно сложно удержаться и не ответить тем же. Научитесь владеть своими эмоциями, и если вы будете держать их под контролем, вам будет гораздо проще разрешать возникающие проблемные ситуации.

Даже в случае проявления агрессии со стороны близкого вам человека, особенно необходимо уметь контролировать эмоции и сдерживать свой гнев. Оцените ваши отношения и постарайтесь не разрушить их колкими замечаниями и острыми словами.

Самоконтроль, самообладание и мудрость — ваши главные инструменты в борьбе с агрессией.

2. Не принимайте всё на свой счёт

Это наверное самая сложная задача, выполнив которую можно с уверенностью заявить, что вы научились правильно реагировать на агрессию. Не воспринимайте агрессию, как что-то направленное по отношению лично к вам. Займите позицию наблюдателя.

Возможно ваш партнёр пытается использовать агрессию как защиту или как способ привлечения к себе внимания. Также он может манипулировать вами путем агрессии, чтобы вывести вас из себя и заставить почувствовать себя жертвой. Постарайтесь быть выше всего этого негатива и оставаться достаточно мудрым, чтобы вовремя распознать подобные манипуляции.

3. Выслушайте

Терпеливое отношение часто смягчает гнев, и уже через несколько минут агрессивный человек может начать успокаиваться. Своим спокойствием вы сможете помочь собеседнику взять себя в руки. Хотя не всегда. Чрезмерное спокойствие может наоборот разгневать агрессора еще больше, поэтому постарайтесь найти «золотую середину» и подобрать такой тон общения, чтобы его успокоить.

4. Перенесите разговор

Если вы видите, что человек ведет себя более, чем агрессивно, а вы тоже взвинчены, вам не хочется общаться в такой напряженной обстановке, извинитесь и перенесите разговор на другое время. Только не ссылайтесь на эмоциональное состояние собеседника, как на причину – этим можно вызвать новую волну агрессии и непонимания.

5. Проявляйте уверенность

Конечно же любой агрессор будет наносить вам оскорбления и обиды, если вы ему это позволите. Ни в коем случае не демонстрируйте свою слабость, принимая роль жертвы. Наоборот, вы должны защитить себя от нападок и оскорблений с помощью проявления уверенности и внутренней силы. Покажите это своему оппоненту, например с помощью одного, но твердого и острого высказывания о том, что подобного к себе отношения вы не потерпите и т. п.

Большую ошибку допускают многие женщины, принимая по отношению к себе агрессивные и жесткие нападки со стороны мужчины.

Как реагировать на агрессию и оскорбления мужа?

Во — первых, необходимо зарубить себе на носу, что агрессия в семейных отношениях — это не нормально. И название этому явлению дали давно и определили как «моральное насилие в семье», а если еще и рукоприкладство случается, то это уже факты физического насилия.

Во — вторых, скорее всего муж вас заверит в том, что вы сами дали ему повод проявить агрессию и что вы заслужили такие вот оскорбления. А это чистой воды манипулирование вами. Вы постепенно становитесь жертвой в семье, а муж манипулятором и агрессором. Сначала он навязывает вам чувство вины, а затем ловко и уверенно манипулирует вами с целью контроля и подчинения.

Безусловно это лично ваше дело как вы будете реагировать на агрессию и оскорбления мужа. Но, если вы всё — таки стремитесь к более — менее счастливой, продуктивной и стабильной семейной жизни заставьте мужа себя уважать и обрывайте любые попытки проявления неуважения к вам.

Как реагировать на агрессию начальника?

Не пытайтесь спорить или оправдываться, особенно если дорожите своей работой. Сделайте вид, что вы согласны с критикой начальства и пообещайте все недочёты исправить.

Попробуйте спокойно объяснить, что вам необходимо услышать от него рациональные предложения и конструктивные замечания, чтобы улучшить качество своей работы. Можете сказать ему, что вам трудно сосредоточиться тогда,когда на вас кричат и держите свои эмоции под контролем.

Будьте вежливы. Не стоит хамить в ответ, лучше скажите вашему боссу, что вам крайне важно его мнение и предложите спокойно обсудить, что именно его не устраивает.

Когда сталкиваешься с грубостью, хамством и оскорблениями - становится не по себе. Надо бы что-то говорить, защищаться. Но оскорблять человека в ответ не хочется: некрасиво опускаться до такого уровня. Воспитание не позволяет ответить на хамство - хамством. Что делать в такой ситуации, как отвечать на грубость достойно и красиво?

Способ, который сработает правильно при взаимодействии с другими людьми, зависит от психологии человека, с которым вы столкнулись. Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана позволяет с одного взгляда понять, с кем вы имеете дело, почему он себя так ведет, и найти на хамство достойный ответ.

«Я сразился бы с вами в интеллектуальной дуэли - но вижу, вы без оружия…»

Если в детстве вам посчастливилось получить хорошее культурное развитие, то вопрос, как реагировать на агрессию и оскорбления , имеет особенное значение. Культурно развитый человек несет в себе определенные нормы: какие слова и поведение допустимы в обществе, а какие категорически неприемлемы. Как говорится, «джентльмен - это тот, кто назовет кошку кошкой, даже если об нее споткнулся».

Но в жизни нас окружают самые разные люди. Бывает, мы сталкиваемся с чужим негативом, который проявлен в такой агрессивной и неприглядной форме, что ответить тем же не выходит. Просто не можешь переступить собственный внутренний барьер. Как тут не реагировать на негатив и оскорбления эмоционально? Советы психологов «не обращать внимания» - не работают. На душе гадко, и хочется как-то защититься, как-то ответить на грубость .

В качестве компромисса мы обычно подыскиваем остроумные ответы на оскорбления. Чтобы поставить агрессора на место через иронию и сарказм. Подбираем изящные фразы - как ответить на оскорбление красиво, чтобы высмеять хамство и «недалекость» собеседника. И за рамки культуры выходить не придется, и обидчик не уйдет безнаказанным, верно? Попробуем разобраться, в каком случае этот способ сработает.

Психология хамства и грубости

Главная причина, по которой человек может оскорблять другого, хамить и вообще наносить вам психологический ущерб, - это его внутренние состояния. Никто ведь не орет матом и не выкрикивает ругань от счастья. Если кто-то ведет себя подобным образом, значит, в его душе накопилась огромная боль, которая в виде негатива выплескивается наружу. Причины такого состояния могут быть разные:

Вариант 1. Вы столкнулись с человеком, который еще в детстве недополучил достаточного развития своих врожденных талантов и свойств. Равно как и не наработал достаточного культурного слоя, чтобы иметь ограничения в поведении.

Обычно у такого человека незавидная судьба. Часто он не реализован благополучно ни в одной сфере жизни - ни в работе, ни в семье, ни в материальных достижениях. Не умея получать от жизни радость через конструктивные действия среди людей, человек накапливает фрустрации. Он испытывает огромное внутреннее напряжение, которое сбрасывает, унижая другого, скандаля с ним, оскорбляя. Причем это состояние может быть систематическое, закрепленное годами.

Форма, в которой проявляется такое поведение, зависит от врожденных качеств и свойств психики, например:

Недостаточно развитые и не реализованные в жизни обладатели кожного вектора - скандалят.
- Носители анального вектора - вербально садистируют, очерняют всех и вся, критиканствуют, поливают грязью.
- Обладатели зрительного вектора в подобных состояниях могут использовать эмоциональный шантаж и истерики.
- Носители орального вектора - оговаривают и ругаются так, словно хотят вас словами съесть заживо.

Вариант 2. Вы столкнулись с достаточно развитым и в целом реализованным в жизни человеком. Но в текущий момент он переживает настолько сильный стресс, который пробивает барьер его культурного слоя.

Внешне нападки на вас могут выглядеть точно так же и зависят от векторов человека. Но разница огромная - для человека развитого это внештатная ситуация. Скорее всего, после конфликта он и сам будет испытывать стыд и неловкость, что так себя повел. Причина его срыва - проблемы в той сфере жизни, которая для человека очень значима. Например:

- Обладатель анального вектора видит смысл жизни в семье и детях . Спусковым крючком для срыва у такого человека может стать развод, болезнь или смерть кого-то из близких.

- Обладатель кожного вектора стремится к имущественному и социальному превосходству. Прилагает огромные усилия, чтобы вырасти по карьерной лестнице. Когда заслуженное повышение достается не ему, а кому-то другому - это сильнейший стресс. Нервирует кожника и утрата рабочего места, сокращение зарплаты.

- Эмоциональный, чувственный зрительник осмысливает жизнь в любви и душевных связях с людьми . Когда он испытывает разрыв чувственной связи со значимым человеком - это очень тяжелые переживания.

Если человек в состоянии сильного стресса сорвался и вышел за рамки культуры, как красиво ответить на его хамство ? Такой собеседник, конечно, способен понять вашу иронию. Вопрос в другом: уместна ли тут она? Системно понимая, кто перед вами и что человек переживает в этот момент, вы просто сами не захотите нанести ответный удар.

Понимая психику и состояние человека, вы подберете самые точные и верные слова, чтобы вернуть ему душевное равновесие. И вместо неприязни к себе получите тепло и благодарность.

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Часто читают

Фрагмент книги Ковпак Д.В. Не на тех напали! или Как бороться с грубостью? - М.: Питер, 2012

Сколько можно мириться с грубостью? В транспорте, на работе, в гостях, дома, в сети, на улице - где угодно! Сколько можно исполнять роль жертвы? Терпеливо перенося любые неудобства, любые проявления хамства. Известный психотерапевт и мужественный человек, Дмитрий Ковпак решил, что с него хватит! Читайте его захватывающие истории и профессиональные советы по борьбе с грубостью и цинизмом. Доктор Ковпак готов изменять окружающий мир, не прогибаясь под него! А вы?

Основные стратегии преодоления грубости

Эффективное противодействие

Очевидно, существует три подхода в отношениях между людьми. Первый - считаться только с собой и подавлять других... Второй - всегда и во всем уступать другим... Третий подход - иметь в виду свои интересы, не пренебрегая интересами других.

Только мертвого невозможно задеть за живое. Каждый из нас попадал в ситуации, когда был уязвлен или психологически травмирован. Естественным образом возникает желание наказать или проучить обидчика либо свести к минимуму урон для реноме и оценок окружающих.

Что конкретно делать? Терпеть или ответить? Чем все это обернется? И целый сонм других вопросов неотступно крутятся в голове. Это случилось не впервые и не только с вами. Как на это отвечали раньше люди, уже столкнувшиеся с подобной проблемой?

Когда то Конфуцию задали вопрос: «Правильно ли отвечать добром на зло?» На что он ответил: «Добром нужно отвечать на добро, а на зло нужно отвечать справедливостью».

Бесспорно, если вы регулярно позволяете себя обижать, это может войти в привычку у ваших обидчиков. Желание сделать замечание или даже сорваться на вас у грубияна наступает раньше, чем возникает для этого повод.

Если вы будете помогать неуравновешенным людям, регулярно предоставляя им площадку для выплеска своего раздражения, эта тактика у них станет срабатывать автоматически. Им больше не надо будет гадать, кто же во всем виноват.

Так, перепутав терпение и благоразумие со страхом и ленью, вы можете превратиться в местного козла отпущения.

Человек в реальности не так миролюбив, как он это декларирует и даже как сам о себе думает. Поэтому ждать от ваших обидчиков, что они самостоятельно прозреют, признают ошибки и учиняемую несправедливость, может оказаться слишком трудоемкой и дорогостоящей стратегией. Помогите им осознать, что не на того нарвались.

Но отвечайте не на содержание речи противника, а на сам факт его вмешательства не в свое дело.

Есть ли победители в схватке с грубиянами, вопрос спорный и даже риторический. Однако если уж вы решились на единоборство, то вам не помешают некоторые навыки, технологии и полезная информация.

Вступающим в словесный поединок требуется ряд качеств и навыков:

  • оперативность поиска и воспроизведения информации;
  • остроумие, ироничность;
  • находчивость, хитрость, предприимчивость;
  • умение использовать логику и последовательное аргументирование;
  • мастерство риторики;
  • стрессоустойчивость и терпимость (толерантность);
  • помехоустойчивость.

Весьма часто люди, отстаивая свои интересы, ведут себя грубо и бесцеремонно, смешивая понятия агрессивного, пассивно-неуверенного и уверенного поведения. Различие в этих способах поведения заключается в том, что, действуя уверенно, человек не оскорбляет и не подавляет других, уважая права людей в той же мере, что и свои собственные.

Люди, умеющие должным образом постоять за себя, в значительно меньшей степени подвержены стрессовым состояниям в сложных жизненных ситуациях и чаще испытывают чувства удовлетворенности собой и самоуважения.

Люди, действующие в агрессивной манере, в действительности испытывают чувства вины, неполноценности или неуверенности в себе и своим агрессивным поведением пытаются маскировать эти подспудные переживания.

Ключ к уверенному поведению - это закрепление в регулярной практике новой модели отношения и поведения.

Запомните: то, что вы скажете грубияну, гораздо менее важно, чем то, как вы это скажете.

Чтобы успешно ставить на место хамов и агрессоров в любой ситуации, прежде всего надо четко осознать право на неприкосновенность своей личности и личной жизни.

Проявление грубости - это, в первую очередь, свидетельство отсутствия у человека достойных аргументов.

«Юпитер, ты сердишься, значит, ты неправ», - сказал Прометей раз гневавшемуся Юпитеру, который готов был бросить в него молнию, не найдя другого ответа.

Самый малоэффективный вариант реагирования на хама - эмоционально завестись и закричать в ответ всякие глупости. Таким образом вы становитесь братом-близнецом этого невоспитанного типа и скатываетесь до его уровня. А главное, ваши эмоции покажут, что его стрелы достигли цели и уязвили вас.

Но порой и это помогает сбросить напряжение. Цена такого сбрасывания варьирует в зависимости от ситуации и присутствующего в этот момент окружения, а также отсроченных последствий. Порой она непомерно высока.

Гораздо лучше помогает прием выплеска отрицательных эмоций в воду. Особенно когда ситуация уже в прошлом, а «махать кулаками» все еще хочется.

Откройте кран и просто прокричите все, что накипело, в струю воды. Заодно умойтесь прохладной водой и идите получать положительные эмоции. Конфликт исчерпан. Вы оказались умнее!

Представьте себе такую ситуацию: вас здорово разозлил начальник, жестко и грубо отчитавший вас за ситуацию, к которой вы на самом деле не имели никакого отношения. После его ухода вы ударяете кулаком по столу, ломаете два карандаша, ручку и превращаете целую стопку бумаг в бесформенную массу. Уменьшат ли эти действия ваш гнев? И избавят ли они вас от склонности в будущем сердиться на руководителя в подобных ситуациях?

Согласно хорошо известной теории катарсиса (очищения), ответ в обоих случаях будет положительным. Когда рассерженный человек выпускает пар посредством энергичных, но не причиняющих никому вреда действий, происходит следующее: во-первых, снижается уровень напряжения или возбуждения, а во-вторых, уменьшается склонность прибегать к открытой агрессии против провоцирующих (или других) лиц.

Эти предположения восходят еще к трудам Аристотеля, считавшего, что созерцание постановки, заставляющей зрителей сопереживать происходящему, косвенно может способствовать «очищению» чувств. Несмотря на то что сам Аристотель не предлагал конкретно этот способ для разрядки агрессивности, логическое продолжение его теории было предложено многими другими, в частности З. Фрейдом, полагавшим, что интенсивность агрессивного поведения может быть ослаблена либо посредством выражения эмоций, имеющих отношение к агрессии, либо путем наблюдения за агрессивными действиями других.

Признавая реальность такого «очищения», Фрейд впоследствии был весьма пессимистично настроен относительно его эффективности для предотвращения открытой агрессии. Похоже, он считал, что его влияние малоэффективно и недолговечно. И действительно, просмотр фильмов или телевизионных программ со сценами насилия не приводит к снижению уровня агрессии - напротив, подобный опыт скорее усилит интенсивность агрессивных проявлений в будущем.

Уровень агрессии не уменьшается, если человек вымещает свой гнев на неодушевленных предметах.

Вспомните, как у нас любят пересказывать мифы о подвалах японских корпораций, где якобы сотрудники молотят чучела своих боссов и потом спокойные и довольные идут на рабочее место. Если предоставить людям возможность отдубасить надувные игрушки, закидать дротиками изображения ненавистных врагов или разнести вдребезги какие-нибудь предметы, совершенно не обязательно, что сила их стремления совершить агрессивные поступки по отношению к досаждающим им лицам уменьшится.

Уровень агрессии не уменьшается также и после серии вербальных атак - напротив, полученные данные свидетельствуют о том, что такие действия на самом деле усиливают агрессию оппонента.

Английский писатель Джон Рескин сказал: «Кроткий ответ удаляет злобу».

Это тоже определенная техника. Только она требует достаточной закалки и выдержки. Чтобы хватило терпения на злые оскорбления реагировать вежливо и не выходить при этом из себя не только внешне, но и внутренне. Для этого потребуется развить в себе немалую самодисциплину.

В крайнем случае можно сказать спокойно-нейтральную описательную фразу, например: «Как вы грубо сейчас высказались. Мне не подходит общение в такой форме/таком тоне». Иногда это останавливает обидчика или сбивает его на время. В любом случае вы получите паузу и сможете с гордо поднятой головой ретироваться с места словесного боя.

Так вы устраните причину для последующих возвратов к ситуации в воспоминаниях, что происходит при проглоченной безответной обиде, с прокруткой «победоносных сценариев» в фантазии - виртуального «махания кулаками» после вербального боя.

Главное - это сохранение внутренней уверенности в себе.

Будет уместна мысленно сказанная самому себе фраза Ганди: «Они не способны отнять наше самоуважение, если мы сами не отдадим им его». А выводы, сделанные на основе житейского опыта, о том, что мы зачастую чувствуем себя лучше (то есть менее возбужденными или напряженными), ответив людям, выводившим нас из себя, действительно имеют под собой основания, как заявляют весьма серьезные исследователи агрессии.

Если вы располагаете временем, позвольте собеседнику без очевидной агрессии договорить до конца, выслушайте его внимательно, правильно и аналитически.

Внимательно слушать - значит воспринимать слова, которые произносятся, не слишком отвлекаться на попутные мысли. Правильно - подавать сигналы обратной связи, показывающие, что вы понимаете собеседника (например, с помощью кивка).Аналитически - ухватить суть высказывания, одновременно воспринимая информацию, зашифрованную между слов. Уметь слушать - это настоящее искусство.

Но бывают ситуации, когда собеседник резко негативно о вас отзывается или лжет. В такой щекотливой ситуации следует отказаться от данного правила. Спокойно прерывайте разговор в тот момент, когда вы заметили, что была сказана ложь: просто вежливо и корректно поправьте собеседника. Но, пожалуйста, будьте кратки.

Например, во время переговоров за круглым столом или выступления на трибуне нужно реагировать сразу же - если не словами, то отрицающим покачиванием головой или жестами.

На негативное высказывание вы можете отреагировать позже, если это произошло во время диалога, но если присутствуют третье лицо или зрители, они будут ждать вашей реакции. А отсутствие реакции означает согласие!

Не бойтесь при необходимости нарушать правила и стереотипы. Умный человек выбирает тактику в зависимости от ситуации.

Техника вопроса - это королева диалектики. «Кто спрашивает, тот и управляет!» - так в виде лозунга сформулировано одно из ведущих правил искусства ведения беседы.

Вопросы часто являются инструментами давления для того, чтобы требовать информацию, углублять тему разговора, мотивировать собеседников или переводить беседу с материальной или технической плоскости в эмоциональную. Они служат также для того, чтобы требовать объяснения, настаивать на справедливости, взбадривать участников беседы или внушать им что-то, требовать приведения фактов или конкретизировать высказывания собеседника.

Поэтому помните о тактике задавания вопросов. Ими вы можете остановить агрессора и хама. Не бойтесь отвечать вопросом на вопрос. Это тоже сильный инструмент.

Клиент спрашивает:

  • А почему все риелторы отвечают вопросом на вопрос? Ответ риелтора:
  • А вы сами как думаете?

Если кто-либо указывает вам, как нужно поступать, делает некорректные замечания, пытается проверять ваши знания в какой-либо области или давать вам оценки, о которых вы не просили, можно дать отпор одним из следующих способов, описываемых В. Петровой.

Начальный, самый мягкий и вежливый прием самозащиты можно обозначить как «психологический заслон». Своими вежливыми и конкретными замечаниями мы можем отграничить наше личное пространство, недвусмысленно давая понять собеседнику, что он посягает на чужую территорию. Как правило, уже после первого этапа самозащиты большая часть агрессоров отступает.

Чаще всего этот метод применяется, когда незнакомые или малознакомые люди высказывают свои соображения, комментарии или дают нам советы, о которых мы не просили.

Вот примеры подобных ответов:

  • Спасибо за ваше внимание, вам не стоит об этом беспокоиться.
  • Пожалуйста, не беспокойтесь из-за наших дел, мы сможем разобраться сами.
  • Пожалуйста, не стоит уделять столько внимания...
  • Прошу вас, не утруждайте себя…
  • Простите, но разве это ваше дело? Не говорите: «Не ваше дело» - это звучит куда более грубо, а также избегайте формулировки «Это мое дело», поскольку она привлекает внимание к вашей персоне (переводит центр внимания окружающих на вашу персону), а не к поведению вашего оппонента.
  • Возможен вариант - напомнить нападающему о том, что судить имеет право только суд или Господь Бог и у агрессора нет никакого права давать другим людям оценки. Сила воздействия этих слов заключается в том, что каждый человек подспудно понимает, что сам он не идеален и не имеет морального права указывать окружающим. Любого критика и хама можно высмеять за присвоение им роли судьи: «А судьи кто?»
  • «На каком основании вы задаете мне эти вопросы?», «На каком основании вы меня экзаменуете?» - такие ответы формализованны, но это помогает поддержать собственную уверенность ассоциацией с силой бюрократии и сбивают с толку разнузданных хамов, чаще оперирующих просторечием. Агрессивность такого ответа значительно приглушена, и его можно применять даже в разговорах с начальством в случае сильного давления.
  • «Это уж пусть Бог рассудит. Или вы хотите возложить на себя его функции?» Неважно, к кому вы обращаетесь - к атеисту или к религиозному фанатику, все равно сработает. Переадресация «к Богу» - эффективный прием, поскольку каждый понимает, что, давая оценку другому человеку, он явно превышает свои полномочия.

Необходимо различать грубость и объективную критику.

Всем людям свойственно ошибаться, и вам тоже. Если вас раскритиковали по делу (например, в своей точке зрения вы не учли какой-то факт, что-то не заметили, допустили какую-либо ошибку или оплошность) - поблагодарите критика, например, словами: «Да, действительно, я не учла/учел этого факта. Спасибо, буду иметь в виду», «Спасибо, я этого как раз не заметил», «Я подумаю, спасибо за замечание/информацию».

Целый ряд техник отпора грубиянам построен на принципе переводе внимания с вашей личности на личность нападающего.

Примером может служить фраза одного из персонажей фильма «Кин-дза-дза»: «Вам кто-то сказал, что вы умная, или вы сами так решили?»

Еще одним вариантом переключения внимания на личность грубияна является описание его действий. Любое действие собеседника можно представить в виде картины, только написанной не красками, а вашими словами.

Человек, который ведет себя недостойно, как правило, не отдает себе отчета в том, что неприглядность его поведения и мотивы, которые заставляют его поступать таким образом, прекрасно видны окружающим, или просто вытесняет понимание этого. Как это ни странно, агрессору кажется, что люди воспринимают только его слова, но его самого не видят (не оценивают). Поэтому, чтобы смутить противника, следует описать его поведение в виде наглядной картины, например: «Вы сами слышите, что говорите?» или «Вы понимаете, как сейчас выглядите?»

Людей, которые любят говорить за других, в частности вещать с позиции «высших ценностей», «норм морали и нравственности», тоже можно поставить на место.

Следует спросить у человека, который, например, обвинил вас, кому конкретно был нанесен вред вашими действиями. Если не ему лично, то вы не обязаны с ним разговаривать и тем более перед ним отчитываться. Отвечайте: «Об этом мы поговорим с тем человеком, интересы которого были затронуты, но не с вами».

Если же агрессор утверждает, что вы наносите ущерб сразу многим, скажите: «При желании вы имеете право обратиться в соответствующие инстанции» (например, к вашему начальству, в домоуправление, в милицию, в суд и т. п.). Но ни в коем случае не включайтесь в не нужный вам диспут. Не оправдывайтесь, не отчитывайтесь перед человеком, не являющимся должностным лицом, в чьи обязанности действительно входит правовая оценка ваших действий.

Разговаривать с людьми, настаивающими на том, что вы наносите вред каким-то третьим лицам, не стоит, даже если вы располагаете неопровержимыми доказательствами собственной невиновности. Приберегите эти доказательства на тот случай, если в дело вмешаются уполномоченные лица, перед которыми вы действительно обязаны отчитаться.

Сам факт того, что вы начали оправдываться перед посторонним человеком, свидетельствует о том, что у вас снижена уверенность в себе, у вас легко вызвать чувство вины и вы слишком много «должны» окружающим.

Каким бы самоуверенным и наглым ни казался вам хам, помните, что на свете существуют люди, с которыми он боится разговаривать так, как с вами.

Также грубиян не осмелился бы вести себя подобным образом, если бы ситуацию видели люди, которых он боится или мнением которых дорожит. Можно апеллировать к ним: «Почему бы вам не повторить то же самое такому-то (назвать имя начальника этого человека, родственника, которого он уважает или боится, и т. п.)?», «Ты ведь на работе так не разговариваешь!»

Еще одним вариантом является ссылка на виртуальных свидетелей: «Как вы полагаете, как поступил бы на вашем месте воспитанный человек?» (можно назвать имя конкретного человека, которого агрессор уважает), «Как вы полагаете, почему другие люди так не делают?»

Если недостойно ведет себя человек, который находится при исполнении служебных обязанностей, можно прокомментировать его поведение пожеланием, чтобы его слова услышал человек, которого чтят представители этой профессии.

Как-то раз учитель обозвал ученика бранным словом. Тот не растерялся и сказал: «Да услышат вас Макаренко и Сухомлинский».

Весьма эффективен так называемый метод Милтона Эриксона (известного гипнопсихотерапевта), который использовал метафоры и рассказы, в которых заключался намек или пример поведения человека, которому предназначалась история.

Метафора представляет собой вид косвенного внушения. Это слово состоит из двух греческих корней: мета - «через» и форе - «переносить». То есть метафора - это средство переноса. Что же переносит метафора? Она переносит смыслы, минуя сознательные контроли и барьеры.

Например, вот история о том, что не все является грубостью, каковой кажется на первый взгляд.

Однажды странник остановил прогуливающегося старца, чтобы узнать, далеко ли еще до города.

Ступай, - односложно ответил тот. Озадаченный странник продолжил путь, размышляя о грубости местных жителей. Но не прошел он и полусотни шагов, как услышал:

Постой! Старик стоял на дороге и кричал путнику:

До города тебе еще час пути.

Почему же ты не ответил сразу? - воскликнул странник.

Я должен был увидеть, каким шагом ты идешь, - пояснил старик.

Или история о поспешных выводах.

Шел рыцарь по пустыне. Долгим был его путь. По дороге он потерял коня, шлем и доспехи. Остался только меч. Рыцарь был голоден, и его мучила жажда. Вдруг вдалеке он увидел озеро. Собрал рыцарь все оставшиеся силы и пошел к воде. Но у самого озера сидел трехглавый дракон.

Рыцарь выхватил меч и из последних сил начал сражаться с чудовищем. Сутки бился, вторые бился. Две головы дракона отрубил. На третьи сутки дракон упал без сил. Рядом упал обессиленный рыцарь, не в силах более стоять на ногах и держать меч.

И тогда из последних сил дракон спросил:

  • Рыцарь, а ты чего хотел-то?
  • Воды попить.
  • Ну так и пил бы...

А напоследок вспомните феерический фильм «Формула любви» и спокойную отповедь доктора проходимцу Калиостро с использованием наглядных примеров из жизни:

Да-да, - согласился Калиостро. - Обо мне придумано столько небылиц, что я устаю их опровергать. Между тем биография моя проста и обычна для людей, носящих звание магистра... Начнем с самого детства. Родился я в Месопотамии, недалеко от слияния рек Тигр и Евфрат, две тысячи сто двадцать пять лет тому назад... - Калиостро оглядел собравшихся, как бы давая им возможность осознать услышанное. - Вас, вероятно, изумляет столь древняя дата моего рождения?

Нет, не изумляет, - невозмутимо сказал доктор. - У нас писарь в уезде был, в пачпортах, где год рождения, одну цифирку только обозначал. Чернила, шельмец, вишь, экономил. Потом дело прояснилось, его в острог, а пачпорта переделывать уж не стали. Документ все-таки.

© Ковпак Д.В. Не на тех напали! или Как бороться с грубостью? - М.: Питер, 2012
© Публикуется с разрешения издательства

У агрессии, как водится, две стороны медали. Светлая (в плюс) – злость помогает нам занимать «своё место под солнцем». Не просить, а добиваться. Не клянчить милости, а претендовать. Претендуй! И непременно будет в твоей жизни и любовь, и радость, и образование, и счастье.

Отвечает консультант :

Ещё агрессия позволяет нам быть инициативными, активными, а это всё про жизненный тонус. Важная штука.

Минусовой полюс агрессии - это неконтролируемые выплески. Словесная агрессия – хамство, грубость, ехидство. Телесная агрессия – драки, рукоприкладство, крушение всех и вся. Идеологическая агрессия – разрушение ценностей в другом человеке через «промывание мозгов» и тотальный контроль.

Только у человека агрессия может быть неконтролируемой, в мире животных агрессия всегда ТОЛЬКО контролируемая. Как только одно животное в схватке принимает позу подчинения (наклон головы или хвоста), то победитель сразу прекращает нападение. Никогда звери не бьются до крови в своём отряде (виде). Вот пойди теперь, разберись, кого называть зверем.... Человеконогое зверьё или гуманистичного представителя фауны?

Важно уметь регулировать баланс в себе. Чтобы ты рулил сложной ситуацией, а не ситуация – тобой. Как-то ученик спросил Учителя: «Какой волк внутри меня победит – злой или добрый?». «Тот, которого ты больше вскармливаешь...» – ответил Гуру.

Подумайте, чем вы чаще питаете свой внутренний мир? Мщением и категоричностью или осознанностью, что именно сейчас я хочу в результате? Война – это не единственный ответ. Есть ещё компромисс, просто пауза в принятии решения. Варианты есть, если вы захотите.

Где брать баланс?

Во-первых, развивать самооценку. Именно развивать, ваять, укреплять. Замечать то, что УЖЕ получается, наращивать мастерство. И не шибко важно, в какой сфере ты – Мастер. Может быть. пошутить умеешь вовремя, может быть руки правильные, т. е. «золотые», может быть, книжки любишь читать, а может быть и просто ты – хороший друг.

Есть, конечно же, и специальные упражнения (но придётся уделить этому время! Теория не поможет. Например, быть в состоянии «охотника». Это, значит, в разговоре напряжённом смотреть на человека особым образом: отслеживать, как меняется его лицо (краснеет-бледнеет), и тело (замирает – мельтешит). Тогда его нападение не вводит в ступор ваш организм, не заводит с «пол-оборота» вашу нервную систему и вы можете быть адекватным, а, значит, устойчивым, а, значит, «над ситуацией» будете именно вы.

В-третьих, есть спецпсихологические тренинги про уверенность (смотри интернет или ищи в городе), про агрессивное поведение.

В-четвёртых, при разрушительной агрессии, направленной на вас, надо уметь делать категорически правильный и единственно верный выбор – «делать ноги». Не надо доказывать лому или асфальтоукладчику, что вы – смельчак... А какие варианты у вас? Пишите.