Как победить ненависть любовью. Как избавиться от отвращения к себе Можно ли побороть сильную ненависть

Ненависть - очень сложное в понимании чувство, которое люди часто даже не могут объяснить. Им кажется, что негативные ощущения возникли на пустом месте, но на самом деле, для таких эмоций всегда есть свои серьезные предпосылки.

Пытаясь устранить ненависть по отношению к человеку или группе людей, многие совершают непростительные ошибки, которые лишь усугубляют проблему. Каким же образом можно справиться с негативом в собственном сердце и обрести полное взаимопонимание с миром?

Причины возникновения ненависти

Как перестать ненавидеть окружающих - вопрос хороший, но ответить на него просто невозможно, пока не будут до конца изучены мотивы возникновения негативного чувства. Причин появления подобных эмоций может быть много, и вот лишь основные из них:

В основе такого чувства всегда лежит скрытый негатив. Все может начаться с одного неправильно сказанного слова, глупой шутки, которая выливается во взаимные оскорбления. Через пару месяцев люди уже начинают люто ненавидеть друг друга.

Соперничество между двумя личностями тоже редко заканчивается чем-то хорошим. Причем соревнование может касаться как личной жизни, так и карьерной сферы. Ощущая конкуренцию, человек попытается найти недостатки в оппоненте, чтобы утвердиться в своем превосходстве. Желание быть первым у обоих обернется резким негативом по отношению друг к другу.

Порой ненависть возникает из-за элементарной непохожести. Если холерик и флегматик начинают общаться, они тут же сталкиваются с абсолютной биполярностью характеров. В результат, негатив усиливается при каждой новой встрече, оборачиваясь жгучей ненавистью.

Психологи подтверждают, что мотив для возникновения негативного чувства может быть абсолютно ничтожным. Но это не отменяет того факта, что плохое отношение к оппоненту возникнет и окажется неискоренимым.

Только выяснив мотив чувства, можно переходить к решению вопроса о том, как избавиться от ненависти.

Почему человек ненавидит всех вокруг

Иногда встречаются особенно сложные случаи ненависти по отношению ко всем окружающим. В такой ситуации человек чувствует невероятную оторванность от мира, ведь он не может дружить, строить отношения и даже общаться с окружающими. Почему же такая ситуация появляется?

Избавиться от негатива в такой ситуации поразительно сложно. Обычно психологи советуют отыскать одного единственного человека, общение с которым будет доставлять наименьший дискомфорт. Далее с помощью этого друга можно постигать мир, находя все больше и больше хороших знакомых.

Если ненависть ко всему без исключения возникает из-за неприятия их недостатков, придется научиться терпимости. Идеальных людей не бывает, и именно поэтому нужно в позитивном ключе воспринимать чью-то непросвещенность или непривлекательность. В таком случае, общаться с миром будет проще.

Негатив по отношению ко всем без исключения со временем оборачивается ужасающими последствиями. Такие одинокие люди часто идут на преступления, желая устранить тех, кто их раздражает, то есть всех окружающих. Не редки и случаи суицида, ведь чувствуя оторванность от всего мира, так просто оказаться в петле.

Способы борьбы с негативом

Как перестать ненавидеть человека, и можно ли побороть отрицательное чувство? Психологи подчеркивают, что это возможно, но работать над собой придется много. Какие же шаги помогут справиться с отрицательными эмоциями?

  1. Необходимо на листке бумаги перечислить все положительные качества человека, чтобы хотя бы ослабить негатив по отношению к нему.
  2. Стоит встретиться и обсудить ситуацию, попытаться выяснить, почему проблема вообще возникла.
  3. Ни в коем случае нельзя опускаться до сплетен. Чем реже человек плохо думает и говорит про того, кого ненавидит, тем лучше.
  4. Следует научиться терпимее относиться к людям.
  5. Если все перечисленные советы оказываются бесполезны, то необходимо минимизировать контакт с ненавистной личностью. При отсутствии постоянного общения, негатив постепенно сойдет на нет.

Что делать, если ненавидишь человека, с которым работаешь или общаешься в одной компании? Для начала нужно понять, взаимны ли эти негативные эмоции. Если оппонент часто подшучивает над Вами, распускает слухи и говорит гадости за спиной, то речь скорее всего идет о взаимной неприязни.

В такой ситуации, лучшим способом решения конфликта будет беседа. Следует сесть и обсудить причины возникновения проблемы. Иногда это может быть какая-то совершенно незначительная мелочь, а порой причиной негатива выступает потаенная симпатия.

Если беседа не помогла, то необходимо пресечь негатив, исходящий со своей стороны. Кидая обвинения в одну сторону и исходя желчью, оппонент рано или поздно устанет, а вражда автоматически прекратиться.

Как справиться с ненавистью к человеку, если все перечисленные методики оказываются бесполезны? В таком случае, психологи рекомендуют минимизировать контакты. Если личности не общаются и не пересекаются, им становится сложнее ненавидеть друг друга. Постепенно вражда и вовсе испаряется.

Случаи, когда справиться с негативом невозможно

Чаще всего люди принимают за ненависть элементарную неприязнь, которая куда проще в своей мотивации. Однако бывают ситуации, когда избавиться от неприятных ощущений просто невозможно. Связано это с глубокими чувствами, личной отвращением, у которого всегда есть причины.

Так, брошенная жена вряд ли сможет простить разлучницу и смириться с произошедшим. Отец погибшего ребенка не прекратит ненавидеть убийцу, даже если на помощь к нему придет два десятка психологов.

В такой ситуации единственным разумным решением становится полное игнорирование этого человека. Не стоит следить за ним в социальных сетях, осуждать его или искать встречи. Минимальный контакт поможет в итоге хотя бы немного сгладить негатив.

Далеко не каждому под силу узнать ответ на вопрос о том, как побороть ненависть к человеку. Проблема здесь в том, что для избавления от негатива нужно и самому немного измениться. Придется пересмотреть свои взгляды, убеждения, эмоции. Однако бороться со столь черным чувством следует до конца, ведь оно способно изнутри уничтожить своего носителя.

Марина, г. Энгельс

Проблема всех ваших чувств в том, что вы с ними боретесь. По тем или иным причинам, они кажутся вам лишними, не конструктивными, и так далее, и вы стараетесь превозмочь их.

Вы стараетесь их вытеснить, найти способ победить, и так далее.

Но чувства работают не совсем так.

Говоря конкретно и ненависти и злобе, пытаясь побороть ненависть и злобу, вы будите плодить в себе еще больше ненависти и злобы, на свою не способность победить их, или сами эти чувства.

Чтобы справиться со своими эмоциями, вам нужно понять одну очень важную вещь о них.

Они скорее всего, даны вам не случайно.

И это не эзотерика или нечто подобное, наши эмоции и чувства контролирует не относительно недавно сформировавшийся неокортекс, а более древние структуры нашего мозга. И как бы это не было странно, эти структуры понимают и знают наше с вами состояние гораздо больше и глубже сознания. И принимают соответствующие действия для регуляции нашей деятельности, которые необходимы. Это и становиться нашими эмоциями.

Так же стоило бы отметить их огромное влияние на наш организм, доходящие вплоть до контроля эндокринной и нервной системы, что вообщем-то и делает борьбу с ними бесполезной.

Но к счастью, у нас с вами есть некоторый выход их этого положения, по крайне мере. мне такой выход подошел.

Видите ли, эмоции находятся вне нашей юрисдикции. Мы можем старательно обманывать себя, но что бы мы не делали, мы будем чувствовать то, что чувствуем.

Однако одна вещь отлично поддается нашему сознательному контролю. Это не сами эмоции, а реакция на них.

Вне зависимости от того что вы испытываете, вы можете выработать к этому некое отношение, которое сможет вам помочь.

И первый шаг на этом пути, привычка не отождествлять себя со своими эмоциями. Все же как бы они не были могущественны, они лишь мысли, поток. А вы тот кто сидит у берега реки, наблюдая за этим потоком. Смотрите на все эти чувства, как бы со стороны, абстрагируйтесь от них. В этом вам кстати, могут очень сильно помочь правильные медитативные практики.Если вы заинтересованы в том, чтобы попробовать медитации, но не знаете как начать, то вот вам курс который может помочь http://welcomebackhome.ru/article/id/341/it/kurs-po-meditatsii?gcmes=696368658&gcmlg=255280.

В целом это наверное все чем я могу помочь вам в данном вопросе, надеюсь мои мысли по этому поводу оказались для вас полезны.

Нет универсального ответа. Мне помогает дача, не потому что природа, а скорее всего потому, что когда-то у меня там было беззаботное время,"как в детстве". это как матрица воспоминаний всех в сложной ситуации тянет к родителям. Еслть медицинские правда показания злости: больные почки. камни в желчном, избыток тестестерона. в таком случае нужен врач или спорт зал. Отвлечся от мучающих тебя проблем. Кому-то помогает гонка на автомобиле. Каждый снимает стресс в меру своей испоченности.

Все гораздо проще:

Стать счастливым

По себе заметил, что после стадии грусти/чувства одиночества/экзистенциальных кризисов и тд. наступает стадия злости и ненависти буквально ко всему и всем.

Нужно найти занятие которое бы нравилось, человека с которым было бы хорошо или друзей с которыми по настоящему весело, избавиться от ненавистных вещей и занятий которые вас удручают и вы даже не заметите как перестали быть злюкой.

Как уже было сказано выше – чем сильнее вы с ними боретесь, тем они больше обостряются.

Надо принять, что вы злитесь на что-то, тогда начнутся перемены.

Приведу простой пример: если я злюсь, завидую или расстраиваюсь, первое, что мне помогает, это признаться самой себе в своих чувствах, а не отрицать их, чтобы попытаться быть хорошей. Еще лучше сказать вслух, и иногда я спокойно говорю друзьям "Я завидую, тоже бы так хотелось". От этого на душе гораздо легче, мгновенно. Это не значит, что я желаю зла, просто признаю, что пока не могу порадоваться, как хотелось бы. А если кто-то обидел, он может и не знать, что это вас так обидело. "Меня обижают такие поступки, потому что... Можешь пожалуйста так не делать?"

В детстве нам говорили, что есть хорошие эмоции, а есть плохие. Но если существуют разные эмоции, то все они нужны. Главное правильно их выражать – не бить никого, не мстить и так далее. Отрыто признавать, анализировать, учиться с ними работать.

Нельзя запрещать себе испытывать эмоции, согласно психосоматике, это может привести к проблемам со здоровьем. https://my.mail.ru/mail/sh.t.ju/video/3677/3686.html

Когда останетесь одни, выговоритесь. Вслух поругайте то, что вас бесит, злит. Проговорите все обстоятельно, каждую мелочь. Возможно, вам потребуется несколько раз. Мне помогает выговориться друзьям, если что-то случилось. Один, второй, третий раз. И на четвертый уже нет злобы, потому что ты уже все высказал. А еще я пишу дневник эмоций, тоже классная вещь.

у еврейских мудрецов есть высказывание, которое гласит:

Со стороны тела(плоти) и животной души человек хуже всего живого.
Но со стороны духа и высшей души (нешама) он - величайшее из творений.

Злоба, эгоизм, ненависть, лукавство, жадность, гордыня и прочее - это плоды нашей плотской и грешной природы, которую мы получили с рождения. Мы рождаемся уже по сути злыми. Можно конечно как то путем сдержек, противовесов, сублимации до некоторой степени подавить, перенаправить, свести до минимума, замаскировать эти плоды, однако это путь лишь сдерживания, а не спасения и избавления. Спасение заключается в жизни человек по духу, в возрождении человека, в приобретении новой природы, а не исправлении старой. Может это звучит грубовато, но это можно сравнить с попыткой отмывать свинью или рядить волка в овечьи одежды - сколько бы злую сущность не усовершенствовать она всё равно останется злой сущностью. Породистая собака отличается от дворняги лишь внешним лоском, но не сутью. По сути - они обе псины, имеющие одинаковый состав. Окультуривание не меняет сути, а лишь придает внешнее благообразие.
Ветхое здание нужно снести и на его месте строить новое иначе как не выкрашивай фасады, как не латай и не ремонтируй - рано или поздно оно рухнет и под своими обломками может многое похоронить.

Горбатого могила исправит (с)- Укоренившиеся недостатки или странности человека исправить невозможно.

Как же стать этим Новым человеком? Как же построить на месте старого Новое здание?
Для этого Бог дал нам Христа.
Как известно рождение Христа было отличным от простого человеческого рождения - Своим чудесным рождением от Девы и Духа Святого Иисус миновал семя змея и благодаря этому грех, лукавый, ветхость человеческая не имел на Него своей всепоглощающей власти.

23 Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира.
24 Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших.
(Иоан.8:23,24)

30 Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего (сатана), и во Мне не имеет ничего.
(Иоан.14:30)

Принимая Христа верою и следуя Его учению Нового Завета человек и совершает эту " реконструкцию" :

47 Первый человек(Адам)- из земли, перстный; второй человек (Христос) - Господь с неба.
48 Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные.
(1Кор.15:47,48)

Во Христе человек получает искупление прошлых грехов совершенных в неверии, в неведении, а что самое главное он получает новое начало, становиться на новый путь, ведущий его в Новую Жизнь и созидающий в его жизни новое здание взамен ветхого. Во Христе человек становиться Новым Творением Божьим со всеми вытекающими:

17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией , по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, - так как истина во Иисусе, -
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
(Еф.4:17-24)

Именно отчуждение от Бога, Божьей жизни делает человека "дьяволом".

1. Ненависть в ответ на ненависть

Обычно нам не нравятся люди, которым не нравимся мы. Чем больше, как нам кажется, они нас ненавидят, тем больше мы ненавидим их в ответ.

2. Конкуренция

Когда мы соревнуемся за что-то, наши ошибки могут принести пользу конкурентам. В таких случаях, чтобы сохранить чувство собственного достоинства, мы перекладываем вину на других. Мы начинаем обвинять в своих неудачах (реальных и мнимых) тех, у кого дела идут лучше. Постепенно наше разочарование может перейти в ненависть.

3. Мы и они

Способность отличать от врагов всегда была жизненно необходима для безопасности и выживания. Наши мыслительные процессы эволюционировали, чтобы быстрее замечать потенциальную опасность и соответствующим образом на неё реагировать. Поэтому мы постоянно вносим информацию об окружающих в собственный «справочник», где хранятся все наши взгляды о разных людях и даже целых классах людей.

Обычно мы относим всё к одной из двух категорий: правильный или неправильный, хороший или плохой. А так как большинство из нас ничем особенно не выделяется, даже незначительные, поверхностные различия, как, например, расовая принадлежность или религиозные убеждения, могут стать важным источником идентификации. Ведь мы, прежде всего, всегда стремимся принадлежать к группе.

Считая себя частью определённой группы, которая, по нашему мнению, превосходит другие, мы меньше расположены сочувствовать представителям остальных групп.

4. От сострадания к ненависти

Мы считаем себя отзывчивыми, чуткими и приветливыми. Тогда почему же мы всё равно испытываем ненависть?

Дело в том, что у нас есть чётко сложившееся мнение о себе и своей правоте. И если мы не можем достичь компромисса, виним мы, конечно же, другую сторону. Наша неспособность полностью оценить ситуацию, а также тот факт, что мы всегда оправдываем себя, приводят к мысли, что проблема не в нас, а в окружающих. Такой взгляд часто разжигает ненависть.

Кроме того, в подобных ситуациях мы обычно считаем себя жертвой. А те, кто нарушает наши права или ограничивает нашу свободу, кажутся нам обидчиками, заслуживающими наказания.

5. Влияние предрассудков

Предрассудки могут по-разному влиять на наши суждения и решения. Вот несколько примеров.

Игнорирование достоинств другой стороны

Однозначных ситуаций не бывает. У всех есть свои достоинства и недостатки. Но когда мы находимся во власти ненависти, наше искажается до такой степени, что мы совершенно не видим в оппоненте никаких положительных качеств. Так у нас складывается неверное представление о человеке, которое потом довольно сложно изменить.

Ненависть по ассоциации

Согласно этому принципу природа новости влияет на наше восприятие того, кто её сообщает. Чем хуже происшествие, тем хуже кажется нам и всё, что с ним связано. Именно поэтому мы виним вестника, даже если он не имеет никакого отношения к произошедшему событию.

Искажение фактов

Под влиянием предрассудков, основанных на симпатии и антипатии, мы обычно заполняем пробелы в информации о каком-либо событии или человеке, опираясь не на конкретные данные, а на собственные предположения.

Стремление нравиться

Все мы в разной степени ценим мнение окружающих. Мало кто хочет, чтобы его ненавидели. Общественное одобрение значительно влияет на наше поведение. Вспомните слова французского писателя и философа Ларошфуко: «Мы охотно сознаёмся в маленьких недостатках, желая этим сказать, что более важных у нас нет».

Как проявляется ненависть

Физическая и душевная боль - очень действенный стимул. Мы не хотим страдать, поэтому стремимся либо избегать, либо уничтожать врага. Другими словами, ненависть - это защитный механизм против боли.

Ненависть может находить разные выражения. Наиболее очевидное из них - война.

Кроме того, она проявляется в политике. Вспомните такие вечные противостояния: левые и правые, националисты и коммунисты, либертарианцы и авторитаристы.

Как избавиться от ненависти

  • Во-первых, с помощью продолжительного тесного контакта с людьми. Особенно эффективна совместная деятельность, когда вы сотрудничаете для достижения общей цели или объединились против общего врага.
  • Во-вторых, благодаря равному положению во всех аспектах (образование, доход, права), которое будет действовать не только на бумаге.
  • И, наконец, самое очевидное - мы должны осознавать собственные чувства и стараться не отмахиваться от чувств окружающих. Когда вас одолевают сильные эмоции, лучше просто отойти в сторонку, сделать глубокий вдох и постараться избавиться от своих предрассудков.

0 5 671 0

Ненависть не появляется спонтанно. Она начинается со злости. И если злость и гнев является заложенным природою чувством, то озлобленность и ненависть – творение человека. Для лучшего понимания разницы между этими чувствами, необходимо рассмотреть каждое из них по отдельности.

  1. Злость и гнев – чувства, возникающие, как правило, на почве несправедливости. Такие эмоции вполне приемлемы, так как они заставляют субъект предпринимать определенные меры, связанные с улучшением качества жизни. Отличаются друг от друга только интенсивностью с которой испытываются субъектом.
  2. Озлобленность и ненависть – длительное и неудовлетворенное чувство злости и отвращения. Может проявляться как в отношении определенных живых существ, так и к миру в целом. Как и в предыдущем случае, отличаются друг от друга интенсивностью с которой испытываются субъектом.

Как ненависть влияет на человека

Любые эмоции, в зависимости от их качества, влияют на организм человека.

Наивысшими качествами обладают светлые чувства, такие как: любовь, доброта и благодарность. Чувства с самыми низкими качествами – озлобленность и ненависть. Именно низкокачественные эмоции способные причинить человеку вред, среди которого:

  1. Длительные депрессии.
  2. Отстраненность от привычной жизни в социуме.
  3. Развитие болезней в разных органах тела.
  4. Психические расстройства на почве неудовлетворенности собой.
  5. Обрывание связей с родными и близкими.
  6. Неудачи на работе и в личной жизни.
  7. Потеря желания и возможностей к самореализации.

Озлобленность на мир и людей

Подобная ненависть проявляется у людей, у которых создалась непреодолимая пропасть между желанным видением мира и социума, и миром, которым он есть в реальности. Также эта негативная эмоция проявляется в отношении некоторого слоя общества, объеденного общими характеристиками. Обычно, ненависть испытывают такие люди:

  1. Завистливые.
  2. Нереализованные как личности.
  3. Нереализованные как специалисты в определенной сфере.
  4. С недостатком любви в детстве и во взрослой жизни.
  5. Ограниченные чем-то или чего-то лишенные.

Ненависть к конкретному человеку

Ненавидеть конкретного человека можно по вполне объяснимым причинам.

К примеру, можно рассмотреть отвращение к бывшему мужу. Допустим, женщина ненавидит своего бывшего из-за его пристрастия к спиртному, некультурной речи или неуважению к ней. Возможно, он ее избивал или же как-то по-другому подавлял ее потенциал. В таком случае вполне понятен ее негатив в отношении к этому человеку. Но в реальности эта женщина ненавидит не только поступки бившего. Она ненавидит разрушенную им мечту об идеальном браке и идеальном муже.

Также рассмотрим озлобленность в отношении начальника. Он грубый, заваливает работой, никогда не благодарит, лишает премии и вообще всецело несправедлив. И даже в таком случае подчиненный ненавидит не одни лишь личностные качества начальника. Это негативное чувство касается той же самой разрушенной мечты. В данном случае личное видение идеальной работы никак не совпадает с реальностью. Прямо или косвенно человек винит в этом начальника, поэтому тот и становиться субъектом ненависти.

И если злость в данном случае стимулирует человека на поиски лучших вариантов для жизни, то ненависть делает все иначе.

Ненависть всецело поглощает. Она приводит к зацикленности на субъекте, к которому испытываются негативные чувства. А такое состояние чревато серьезными последствиями.

Ненависть к себе

Считается самой опасной. Она может быть скрытой, а может быть явной.

Скрытая

Часто проявляется вместе с ненавистью к конкретному человеку, например, к тому же самому бывшему. В таком случае женщина ненавидит себя за свою слабость, неумение дать отпор, нерешительность и др. Подсознательно она винит себя также сильно, как и сознательно свое бывшего мужа.

Явная

Предполагает, что человеку отвратительна своя внешность, физические данные, умственные способности и др. Чаще всего отвращение к себе появляется на почве детских комплексов. И нередко в этом виновны сами родители. Даже самое обычно замечание «ты ведешь себя отвратительно» может серьезно навредить ребенку. Эти слова, повторенные множество раз, заставляют думать ребенка, что он отвратителен. Ведь родители – главные авторитеты в жизни ребенка, и они всегда правы. Поэтому родитель должен понимать важность каждого сказанного нелесного слова своему сыну или дочке.

Определение причины

Правильное определение причины озлобленности поможет быстрее справиться с ней. Для этого отлично подходит способ, которой предполагает наличие ручки и листа бумаги.

  1. Для начала необходимо написать все качества и поступки субъекта ненависти, которые вызывают отвращение. Такой список состоит из трех и более пунктов.
  2. Далее необходимо детально рассмотреть каждый пункт.

Почти все негативные качества со списка можно отыскать у многих других людей, даже у себя. Это не значит, что человек испытывает к себе ненависть. Это значит, что женщина или мужчина предвзято относятся к субъекту своих негативных чувств. Ведь в реальности существуют всего один-два пункта, которые действительно порождают отвращение. Они могут быть весьма серьезными, но могут быть и незначительными. И уже в зависимости от их типа необходимо подбирать тот или иной способ избавления от ненависти.

Поиск позитива

Позитив – это лучший способ избавления от негативных чувств. Для людей этот способ предполагает минимум усилий, так как приятные эмоции можно испытывать от чего угодно, например:

  • От общения с друзьями и близкими.
  • От прогулок на природе.
  • От посещения разнообразных мероприятий.
  • От взаимных чувств любви.
  • От занятия делом, которое человеку нравится.

Умение прощать

Прощение помогает избавиться от ненависти. Такое умение позволяет справится с многими жизненными неурядицами. Оно устраняет внутренний дискомфорт, причиненный другими людьми.

Человек, умеющий прощать, находится в значительно лучшем положении, чем человек, который и дальше продолжает реагировать на раздражители обидами.

Те, кто оставляет старые обиды в прошлом, намного меньше подвержены стрессам и депрессиям. У них крепче здоровье, а жизнь насыщенна приятными событиями.

Тем не менее, не каждый способен на этот великодушный поступок. Ведь возненавидеть проще, чем простить. Но важно всегда помнить, что умение прощать – это неотъемлемая часть высококачественной жизни.

Любовь к себе

Любовь к себе должна закладываться еще с детства.

Родители обязаны дать понять ребенку, что каждый человек красивый по-своему и заслуживает на любовь.

Чтобы побороть отвращение к себе и ненависть, человеку необходимо себя полюбить. Это чувство способно исцелять не только душу, но и тело. Существует много подтвержденных случаев, когда человек, изменив отношение к себе, совершенно менял свою жизнь в лучшую сторону.

Преодоление гнева и ненависти

Мы с вами выявили обманчивую и разрушительную природу омрачений. Ненависть и гнев - самые большие помехи для практикующего бодхичитту. У бодхисаттв никогда не должно возникать ненависти, они должны противодействовать ей. Для этой цели решающее значение имеет практика спокойного перенесения трудностей - терпеливость. Шантидева начинает шестую главу своего текста, названную "Терпение", объяснением серьезности вреда и урона, приносимых гневом и ненавистью. Их вред распространяется на настоящее и будущее и, кроме того, разрушает собрание наших былых заслуг. Поскольку практикующий терпение должен победить ненависть, Шантидева прежде всего подчеркивает важность распознания факторов, вызывающих гнев и ненависть. Главная причина - это неисполнение желаемого и горестные переживания. Когда мы несчастны и не удовлетворены, мы легко раздражаемся, а это ведет к возникновению ненависти и гнева.

Шантидева объясняет, что для тех, кто упражняется в терпении, очень важно предотвращать возникновение несчастного состояния ума, которое готово возникнуть, как только мы чувствуем, что появилась угроза нам или нашим любимым, когда обрушивается неудача или когда другие мешают достижению наших целей. Чувства неудовлетворенности и несчастности в этих случаях - топливо, питающее ненависть и гнев. Поэтому важно с самого начала не позволять подобным обстоятельствам нарушать наш душевный покой.

Шантидева настаивает на том, что мы должны всеми доступными средствами нейтрализовывать и устранять приступы ненависти, поскольку единственная ее функция состоит в том, чтобы вредить нам самим и другим. Этот совет исполнен глубокого смысла.

Ненависть, питаясь неудовлетворенностью, незаполучением того, что мы желаем, вынужденным деланьем того, что не желаем, вырастает - и в итоге губит нас.

Хотя сохранение уравновешенного и счастливого состояния даже перед лицом превратностей судьбы является ключевым пунктом в предотвращении возникновения ненависти, мы можем не знать, как достичь его.

Шантидева говорит, для того, чтобы преодолеть нежелательную ситуацию, превратность судьбы, не имеет никакого смысла чувствовать себя несчастным. Это бесполезно и лишь способствует углублению нашего отчаяния и возникновению неприятного и неудовлетворенного состояния. Мы теряем самообладание и уверенность. Отчаяние и горесть постепенно разъедают нас изнутри и отражаются на сне, аппетите и здоровье. Если вред, который вверг нас в отчаяние, был причинен врагом, то ваше горе может его даже порадовать. Поэтому, когда сталкиваешься с превратностями судьбы, бессмысленно чувствовать себя несчастным и неудовлетворенным или же стремиться мстить тому, кто причинил нам вред.

Далее Шантидева объясняет, что, если проблему можно решить, то нет нужды оставаться сверхозабоченным или встревоженным. С другой стороны, если ничего нельзя сделать, чтобы справиться с трудностями, то бесполезно чувствовать себя несчастным. В обоих случаях переживание несчастья и подавленность тяготами - неподходящая реакция.

Вообще, есть два вида ненависти или гнева, которые возникают в результате несчастности и неудовлетворенности. Один возникает, когда кто-нибудь причиняет нам вред, и в результате мы чувствуем себя несчастными и испытываем гнев. Другой - когда испытываем недовольство, наблюдая успехи и процветание врагов.

Вред, причиняемый другими, тоже бывает двух видов. Один вид - это непосредственный физический вред, причиненный другими и осознанно испытываемый нами. Другой - урон нашему материальному достоянию, репутации, дружбе и тому подобному. Хотя он направлен и не на наше тело, но тоже неприятен.

Давайте теперь подумаем, на что и почему мы гневаемся. Если, например, кто-то ударил нас палкой, мы чувствуем боль и сердимся. Но мы не сердимся на орудие, причиняющее боль, - то есть на палку, не правда ли? Что конкретно является объектом гнева?

Если справедливо было бы злиться на тот фактор, который вызвал побои, то нужно было бы сердиться даже не на человека, а на те дурные эмоции, которые побудили его действовать. Но обычно мы не проводим такого разграничения. Вместо этого мы считаем единственно ответственным за все человека, выступающего в качестве посредника между дурными эмоциями и действием, и затаиваем зло против него, а не против палки или омрачений.

Также нужно осознавать, что, поскольку мы обладаем физическим телом, которое восприимчиво к боли, то наше тело тоже частично ответственно за переживание боли при ударе палкой. Из-за тела и его природы мы переживаем физическую боль даже тогда, когда внешних причин боли нет. Поэтому ясно, что переживание боли и страдания приходит как результат взаимодействия между телом и различными внешними факторами.

Можно задуматься также вот над чем: если причинение вреда другим - сущностная природа человека, который обижает вас, то нет смысла сердиться на него, ведь тогда ни вы, ни сам этот человек не можете ничего сделать, чтобы изменить его или ее сущностную природу. Он просто был бы не способен действовать иначе. Как утверждает Шантидева:

Даже если бы в природе было у людей-детей причинять обиды существам другим, все-таки неверно было б зло на них таить, так же как сердиться на огонь, что он жжет.

С другой стороны, если вредоносность - не сущностная природа данного человека и, напротив, очевидно, что вредный характер просто случаен и обусловлен обстоятельствами, тогда тоже нет нужды злиться на него, поскольку проблема полностью зависит от конкретных непосредственных условий и обстоятельств. Например, он может выйти из себя и поступать плохо, даже если и не хотел обижать вас. Можно размышлять и по такой схеме.

Когда вы злитесь на других - тех, кого воспринимаете как вставших на пути вашего завоевания славы, положения, материальных выгод и так далее, то подумайте следующим образом: зачем особенно унывать или сердиться по поводу этой именно проблемы? Проанализируйте природу вещей, к обретению которых возникли помехи, и тщательно продумайте, насколько они для вас полезны. Действительно ли они так важны? Вы обнаружите, что нет. А поскольку дело обстоит именно так, зачем тогда сердиться на тех людей? Подобные размышления тоже полезны.

Когда вы сердитесь из-за того, что чувствуете себя несчастным, видя успех и процветание врага, вспомните, что сама ваша ненависть, злость или переживание несчастья не повлияют на материальные владения этого человека или его успехи. Поэтому даже с этой точки зрения они бессмысленны.

Те практикующие, кто относится к тексту Шантидевы как к источнику вдохновения, в дополнение к практике терпения стремятся тренировать ум, развивать бодхичитту, то есть бескорыстную жизненную установку достичь пробуждения ради блага всех живых существ, а также сострадание. Если, несмотря на свою практику, они все равно чувствуют себя несчастными из-за успехов врагов, пусть вспомнят о том, что это отношение совершенно не к лицу человеку, практикующему бодхичитту. Если дурное отношение сохраняется, тогда мысль: "Я практикую бодхичитту, я живу в соответствии с наставлениями о преобразовании мышления", - делается пустыми словами, лишенными смысла. Напротив, настоящий практик бодхичитты должен радоваться, что другие оказались способны достичь для себя чего-то без его помощи. И вместо того, чтобы расстраиваться и завидовать, надо радоваться чужим успехам.

Если задуматься еще глубже, то окажется, что, когда враги причиняют нам вред, мы действительно можем испытывать к ним благодарность. Такие ситуации, как я уже говорил, дают нам редкий шанс проверить свою практику терпения. Это драгоценная возможность практиковать не только терпимость, но и другие идеалы бодхисаттвы. В этих ситуациях складываются подходящие обстоятельства для накопления благих заслуг и получения пользы в будущем. А бедный враг, с другой стороны, из-за своего дурного действия - вреда, причиненного кому-то по гневу и ненависти, должен будет однажды неминуемо встретиться с последствиями своих действий. Это подобно тому, как если бы преступник, виновный в причиненном зле, пожертвовал собой ради нашего блага. Поскольку заслуги, собранные в результате практики терпимости, могут возникать только благодаря тем возможностям, которые предоставил нам враг, то, строго говоря, мы должны были бы посвятить свои заслуги благу этого врага. Вот почему в Вступая на путь бодхисаттвы говорится о доброте врага.

Однако, хотя можно заметить, с одной стороны, доброту врага, нам все-таки может показаться, что, с другой стороны, враг не имел намерения быть добрым к нам. "Поэтому, - думаем мы, - нет нужды помнить его доброту".

Если для того, чтобы уважать или дорожить чем-то, требовалось бы сознательное намерение со стороны объекта, тогда этот аргумент должен был бы прилагаться равным образом ко всем другим предметам. Например, истинное прекращение страданий и истинные пути, ведущие к прекращению, со своей стороны не имеют сознательного намерения быть благодетельными. И все же мы уважаем и почитаем их. Почему? Потому что мы извлекаем из них пользу. Если же выгоды, которые мы извлекаем, невзирая на отсутствие у них какого бы то ни было сознательного намерения, оправдывают наше уважение этих двух Благородных истин, тогда то же самое логическое обоснование должно применяться и к врагам.

Тем не менее нельзя не чувствовать большой разницы между врагом и двумя Истинами: истинным прекращением и истинными путями. В отличие от Истин, враг имеет сознательное желание повредить нам. Но это отличие тоже не является достаточной причиной, чтобы не уважать врага. В действительности это как раз дополнительное основание для того, чтобы быть почтительным и благодарным по отношению к нему. Именно этот особый фактор и делает вашего врага уникальным. Если бы простое причинение физической боли было достаточным, чтобы превратить кого-то во врага, тогда мы должны были бы считать за врага своего доктора, поскольку он часто причиняет нам боль во время лечения.

Итак, будучи настоящим практиком сострадания и бодхичитты, вы должны развивать терпимость. А чтобы практиковать искренне и вырабатывать спокойствие, нужен кто-то, кто преднамеренно вредит вам. Подобные люди предоставляют нам реальные возможности практиковать. Они испытывают нашу внутреннюю силу так, как не может испытать даже наш гуру. Даже у Будды нет такой способности. Так что враг - единственный, кто дарит нам эту блестящую возможность. Замечательный вывод, не правда ли?

Размышляя над этими строками и используя эти обоснования, вы в итоге разовьете необычайное уважение к своим врагам. Это главная идея Шантидевы в шестой главе.

Когда вы зародили искреннее уважение к врагу, то легко сможете устранить большую часть помех к развитию безграничного альтруизма. Шантидева упоминает, что достижению всеведения способствуют как поле Будд, так и помощь живых существ. Всеведение можно развить только с опорой на оба эти поля: доброту живых существ и доброту будд.

Для тех из нас, кто считает себя последователем Будды Шакьямуни, почитает и уважает идеалы бодхисаттвы, Шантидева утверждает, что неправильно питать недовольство или ненависть по отношению к врагам, в то время как все живые существа дороги сердцам Будд и бодхисаттв. Конечно же, наши враги входят в "поле всех живых существ". Если мы питаем недовольство по отношению к тем, кого Будды и бодхисаттвы считают близкими своему сердцу, мы противоречим идеалам и опыту Будд и бодхисаттв, то есть именно тех, кому мы стараемся подражать.

Даже по мирским понятиям, чем больше уважения и восхищения мы испытываем к кому-то, тем больше мы считаемся с этим человеком. Мы стараемся избегать поступков, которые он может осудить, поступков, которые, как нам кажется, могли бы его обидеть. Мы стараемся принимать во внимание образ мыслей наших друзей, их принципы и так далее. Если мы делаем это даже для обычных друзей, то, будучи практиками идеалов бодхисаттвы, мы должны выказывать такое же, если не большее, уважение и по отношению к Буддам и бодхисаттвам своими стараниями не хранить недовольства и ненависти к врагам.

Шантидева заключает эту главу о терпимости объяснением выгод практики терпимости. Говоря кратко, путем практики терпимости вы не только достигнете в будущем состояния всеведения, но и в повседневной жизни испытаете ее благотворные результаты. Вы станете способны сохранять душевный покой и жить радостной жизнью.

Когда мы практикуем спокойствие для преодолении ненависти и гнева, очень важно иметь в своем арсенале силу радостного усердия. Мы должны быть искусными в развитии радостного усердия. Шантидева объясняет, что как при исполнении мирского дела, например ведении войны, нужно стараться внимательно причинить максимальный урон врагу, в то же время защищаясь от вражеских нападений, точно так же, предпринимая практику радостного усердия, важно достигать максимального уровня успеха, удостовериваясь в то же время, что это не вредит и не мешает нашим другим практикам.

Наш потенциал как противоядие против ненависти к себе Во время одной из своих поездок в Индию, за два года до приезда Далай Ламы в Аризону, я встретился с ним в его доме в Дхарамсале. На той неделе он ежедневно встречался с группой западных ученых, врачей, психологов и

О злопамятстве, гневе, ненависти, зависти и ропоте 1. 4. Монаху Маркеллину.Молитвою и воздеянием рук Моисей обратил в бегство Амалика. Посему, если не помнишь зла на брата и молишься за ближнего, который оскорбляет и огорчает тебя, то явно, что руки твои воздеты горе, к небу,

Глава 10. Истоки ненависти Бали к Сугриве Всем сердцем жаждя мира, я пытался успокоить моего брата, который по возвращении негодовал на меня. Я сказал: «По милости богов ты одержал победу и враг твой пал, не выдержав силы твоих ударов. Потеряв тебя, я лишился поддержки, ты мой

О умножении любви и искоренении ненависти и всякой злобы Тропарь, глас 4 Союзом любве апостолы Твоя связавый, Христе, и нас, Твоих верных рабов, к Себе тем крепко связав, творити заповеди Твоя и друг друга любити нелицемерно сотвори, молитвами Богородицы, Едине

Библейские каноны ненависти Другие библейские отрывки также рисуют картину враждебного отношения Израиля к своим соседям, причем эта вражда санкционирована Богом. Как для Ветхого Завета, так и для Нового Завета крайне важна история о призвании и создании народа,

Истоки ненависти Религиозный мир стал куда более холодным местом, но нельзя в этом винить исключительно Феодосия и его суровых потомков или отдельных людей, таких, как Пульхерия. Императорская семья, несомненно, определяла религиозную политику, но она бы не смогла

Иисус предупреждает о ненависти мира 18 - Если мир вас ненавидит, помните, что сначала он возненавидел Меня. 19 Если бы вы принадлежали миру, то мир любил бы вас как своих. Но вы не принадлежите миру, потому что Я избрал вас из мира, поэтому мир вас и ненавидит. 20 Помните Мои

2. “От гнева Шивы вас спасет гуру, но от гнева гуру вас не спасет и Сам Шива” Основателем и гуру секты был Шри-пада Садашивачарья Ананданатха (Сергей Лобанов, род. в 1968 г.). В Индии в 1989 г. он получил посвящение от Гухая Чханнавасавы Сиддхасвами - садгуру одной из

6. Египтяне и иудеи: нарастание взаимной ненависти Конечно, можно было поверить в жестокость египтян, закабаливших невинных и трудолюбивых евреев и, в конце концов, озверевших по неизвестным причинам до такой степени, что законодательным постановлением египтяне стали

О любви до ненависти к себе Иисус Христос - Бог безначальный, дал нам заповеди, которые обладают свойством раскрыть ум и сердце человека до беспредельности. Вначале, однако, верующий в не-преходящее значение Евангельского слова (Мф. 24, 35) вводится во внутреннейшую область