Какие способы выражения сравнения вы знаете. Способы выражения сравнения в тексте

    Сравнение - это специальный литературный прием, основанный на сравнении двух предметов или явлений, между которыми можно установить уравнительные отношения. С помощью сравнения художественная речь становится более яркой и выразительной, характер героев раскрывается наиболее полно.

    В литературе сравнения создаются несколькими способами:

    При помощи сравнительных союзов как будто, словно, как, точно и т.д.

    Формой творительного падежа.

    Сравнительной степенью прилагательного или наречия.

    С помощью слов похожий и подобный .

    Некоторые сравнения из-за частого употребления стали устойчивыми выражениями, поэтому из сравнений превратились во фразеологизмы. Например:

    Под сравнением в русском языке подразумевается сопоставление разнообразных предметов или же явлений для того чтобы пояснить предмет другим предметом или же одно явление другим явлением. Другими словами под сравнением подразумевается уподобление одного предмета другому посредством выявления общих признаков или признака.

    А вот примеры:

    Солнечная улыбка - здесь улыбка сравнивается с солнцем, имеется в виду такая же яркая, тплая.

    Его глаза такие глубокие как море - глаза сравниваются с морской глубиной;

    Она прекрасна как майская роза - она сравнивается с майской розой.

    В русском языке сравнения (лат. comparatio) - это один из художественных стилистических приемов, предназначенный для более полного выражения своей мысли, чтобы читатель ярко представил описываемые картины и события. Это уподобление, противопоставление двух различных объектов, чтобы затем утверждать похожи они или различны, выявление их общих признаков.

    1.Простой метод сравнения - с употреблением слов: как, точно, словно, будто, как будто.

    Лепестки розы алели на снегу, как капли крови.

    Е глаза блестели, будто бриллианты.

    Она была так худа, словно тростинка.

    Лицо было так бело, точно выточенное из мрамора.

    2.Косвенный метод сравнения (применяется с помощью существительного в творительном падеже)

    Он жил хомяком - вс тянул в свою норку. Сравните: Он жил, как хомяк. т.е. предыдущие слова не применяются, но подразумеваются.

    3.Бессоюзные сравнения:

    Мой дом - моя крепость.

    4.Сравнение метафорой (Употребляемое в переносном смысле выражение).

    А.Типичная метафора - Читаем у А. Блока Бегут ручьи моих стихов - стихи называются ручьями.

    Б.Отрицательная метафора - Чаще в древнерусских былинах, песнях и сказах - То не гром гремит, не комар пищит, это кум до кумы судака тащит.

    В.Сравнения - устойчивые фразы - сопоставления:

    Сладкий как мед, кислый как уксус, горек как перец.

    Г.Сравнения с животными:

    Строчка М.Ю. Лермонтова: Гарун бежал быстрее лани, быстрей, чем заяц от орла

    Д.Сравнения - пугающие зрительные образы:

    Похожа, судьба, на базарного ты мясника, чей нож окровавлен от кончика до черенка (Хакани).

    Талант писателя и проявляется в умении пользоваться сравнениями, и поэтому у одного это яркие картины, а у другого несвязный лепет.

    Это процесс сопоставления нескольких объектов и их качеств/характеристик. Например, в литературе часто используется для того, чтобы придать повествованию ещ большую выразительность.

    Выделяют несколько видов сравнений (например, с помощью союзов КАК, БУДТО и др.; с помощью метафор и т.д.):

    Например,

    Он силн, как бык.

    Сравнение в любом языке (и в русском - в частности) - это, по своей сути, риторическая фигура , образующаяся различными языковыми примами. Этот термин можно назвать и языковедческим, и литературоведческим одновременно. Любой троп , в том числе и сравнение, изучается в лексике, но применяется и в разговорном языке, и в любых других стилях; и в художественной литературе.

    Школьникам можно объяснить так:

    Для того, чтобы образно и красиво сравнить двух (или нескольких) людей, животных, два предмета или два качества, писатели и поэты применяют сравнения.

    Сравнения и метафоры - это разные языковые понятия, поэтому не нужно их путать. Иначе мы допустим ошибку.

    Поскольку вопрос отправлен в зону русского языка, в частности синтаксиса, то, рассматривая сравнения, нужно сейчас остановиться именно на языковых примах сравнивания.

    Вот несколько моих примеров с пояснениями:

    1. Щки у Наташи порозовели, как будто (словно, подобно, как будто, как бы, точно) два яблока (обычное, самое простое сравнение, с помощью сравнивающего союза).
    2. Щки у Наташи были похожи (походили) на два розовых яблока (такое же простое сравнение, но вместо союзов другие части речи).
    3. Щки Наташи розовели красными яблоками (предмет, с которым идт сравнение, ставится в Творительный падеж).
    4. Наташины щки-яблоки розовели вс больше (два сравниваемых предмета соединены дефисом).
    5. Яблочные щки Наташи розовели, как никогда (применено необычное определение с целью сравнения).
  • Сравнение это стилистический прием в языке, когда явление или понятие проясняется, уточняется путем сопоставления его с другим явлением или понятием. Сравнения могут быть отрицательныими, развернутыми.

    Примеры сравнений и способых их выражений:

    Сравнением называется стилистический прием, который основан на образном сопоставлении состояний или нескольких предметов. Сравнения очень часто используют писатели в своих творениях и это очень хорошо выражает их подтекст. Например слова А. С. Пушкина

    Также в природе очень хорошо выражается и применяется

    Сравнение - выявление общего признака путем сопоставления (уподобления) одного явления другому. Стилистический прием в русском языке, литературе. В письме выделяется запятыми. Сравнение бывает простым (будто, словно) или косвенным.

    Сравнение в русском языке - стилистический прием, за счет которого можно описать свойства одного предмета посредством сопоставления его качеств с другим. Есть различные приемы сравнения в русском языке, например, при помощи степеней качественных прилагательных:

    • положительной степени (качественный);
    • сравнительной (качественнее);
    • превосходной (самый качественный).

    Есть еще образное сравнение. Пример такого сравнения можно найти в книгах - это когда определенный предмет сравнивают с определенным образом. Например: Погода холодная, как зимой. Тут слово погода - это предмет сравнения, а как зимой - это образ.

    Сравнением в русском языке называют сопоставление в устной или пистьменной речи двух предметов или явлений, которые имеют общие признаки. Может использоваться также для того, чтобы объяснить одно явление с помощью другого.

    Примеры сравнений.

В сложном предложении, кроме сравнительного придаточного, сравнение может выражаться предложением, распространенные предикативные части которого образуют период со словом так на границе основных частей (при понижении).

Сравнения, которые указывают на несколько общих признаков в сопоставляемых предметах, называются развернутыми. В развернутое сравнение включаются два параллельных образа, в которых автор находит много общего. А.И.Ефимов относит к развернутым только «спадающие», представляющее собой своеобразную антитезу.

По мысли ученого, такое сравнение «обычно состоит из двух самостоятельных и иногда очень больших предложений (и, может быть, даже абзацев), которые как бы противопоставляются друг другу. Обычно вторая часть такого сравнения начинается со слова так». Такие сравнения часто замыкают развернутые художественные описания и придают им особую выразительность.

Иные, кроны поднимая к небесам,
Как бы в короны спрятали глаза,
И детских рук изломанная прелесть,
Одетая в кисейные листы,
Еще плодов удобных не наелась
И держит звонкие плоды.
Так сквозь века, селенья и сады
Мерцают нам удобные плоды.
(Н.Заболоцкий «В жилищах наших»)

Еще один пример. Стихотворение «Незрелость» замыкают строки: «Так он урок живой науки / Душе несчастной преподал». В поэтических текстах встречаются также неопределенные сравнения; в них дается высшая оценка описываемого, не получающая, однако, конкретного образного выражения: «Не то сирены, не то девки, / Но нет, сирены, - на заре, / Все в синеватом серебре, / Холодноватые…».

Стилистические функции сравнений разнообразны. Так, сравнение может помогать образному описанию самых различных признаков предметов, качеств, действий.

Очень часто сравнение дает точное описание цвета («В бокале плавало окно. / Оно, как золото, блестело», «Ночь легла / Вдоль по траве, как мел бела») ; звука («Звук самодержавный, / Глухой, как шум Куры», «Глухим орлом / Был первый звук»); формы («Меж камней тела устроя, / Змеи гладки, как стекло», «Руки крепкие, как палки, / Груди круглые, как репа», «Подумай только: среди ручек, / Которы тонки, как зефир»).

Сопоставляемые предметы могут сближаться также на основании сходства по функции, назначению («На долю этому герою / Осталось брюхо с головою / Да рот большой, как рукоять, / Рулем веселым управлять». Сравнения могут уточнять характер действия («И снаряды междометий / Рвутся над головами, / Как сигнальные ракеты», «Стоит, как башня, часовой».

Вместе с тем, по мысли А.И.Ефимова, необходимо установить, при каких лексических единицах, при каких частях речи употребляются сравнения. «Сравнение дополняет смысловую структуру слов образными ассоциациями.

Если бы Пушкин просто сказал, что Ольга скромна, послушна и весела, то эти прилагательные без сравнений были бы обычными характеристиками. Но когда Пушкин говорит, что Ольга, как утро, весела, что она простодушна, как жизнь поэта, то качественные характеристики лица становятся более экспрессивными».

Употребляемые при качественных прилагательных сравнения помогают уточнять заложенные в них качественные признаки. Такие сравнения обычно используются поэтами и писателями для создания портрета (описания внешности, характера персонажа):

«Подумай только: среди ручек, / Которы тонки, как зефир, / Он мог бы жить в условьях лучших / И почитаться как кумир»; «Прижаться к палевым губам и неподвижным, как медали»; «Безобразный, конопатый, / Словно толстый херувим, / Дремлет дядя Волохатый / Перед домиком твоим»; «Меж камней тела устроя, / Змеи гладки, как стекло» (Н.Заболоцкий).

Головкина С.Х., Смольников С.Н.
Лингвистический анализ текста — Вологда, 2006 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 г. Шахты Ростовская область

Конспект урока по теме: «Способы выражения сравнения» 8 класс

подготовила

учитель русского языка и литературы

Петрова Наталья Васильевна

2015 год

Цели урока.
    Создать условия для повторения и изучения способов выражения сравнения; отработки умения находить сравнения в предложении; повторения орфографии и пунктуации; умения использовать сравнения в речи; Формировать регулятивные универсальные учебные действия целеполагания, контроля, коррекции, оценивания. Развивать коммуникативные УУД.
Тип урока: изучение нового материала. Оборудование: учебник, рабочий лист. Ход урока - Современная молодежь все чаще и чаще использует в своей речи короткие однотипные предложения, похожие на смс-сообщения. Чем это грозит русскому языку? (Потере выразительности, обеднению языка, искажению информации). - Потенциал русского языка огромен. Наш язык богат средствами, позволяющими передать все оттенки чувств, эмоций, описать любой предмет, явление. Об одном таком средстве будем говорить сегодня на уроке. Узнать и изучить это средство выразительности помогут задания рабочего листа. Запишите фамилию и имя. Выполните задание №1.

Задание №1 (самостоятельно)

Обособленное определение

Проверка, взаимопроверка. Оцените работу: Допустил(а) ошибку 0 Обособленное определение

Какое предложение оказалось «лишним»? («Лишним» будет предложение №4). - Чем оно отличается от других предложений? (Отсутствуют обособления, заявленные в задании). - Какое явление отражено в предложении №4? Сформулируйте тему урока. (Сравнение и способы его выражения). - Запишите тему в рабочий лист. - Подумайте, чему вы могли бы научиться, изучая эту тему? (Находить сравнения, определять способы выражения сравнения, использовать его в речи). - Запишите цель урока в рабочий лист. Действительно, эта тема важна, потому что употребление сравнений позволяет разнообразить речь. Более того, задания на нахождения сравнения есть в итоговой аттестации. Проверим, какими знаниями вы владеете. Выполните задание №2.

Задание №2 (работа в парах)

    От злости Казбич по-волчьи оскалил зубы.

    Радость ползет улиткой.

    Правда дороже золота.

    Нашу речку , точно в сказке, за ночь вымостил мороз.

    Своим поведением он похож на ребенка .

    Стало мне вдруг хорошо на душе , как будто детство мое вернулось.

Оцените работу: Работу выполнил(а) правильно 1

Допустил(а) ошибку 0

- Что нового для себя вы узнали из учебной статьи? (Сравнение имеет большое количество способов выражения. Кроме привычного сравнительного оборота используется в речи творительное сравнение, сочетание прилагательного в форме сравнительной степени с существительным). - Примените полученные знания на практике, выполните задание № 3, работая в парах.

Задание № 3 (работа в парах) Распределите предложения по способу выражения сравнения, номер предложения запишите в таблицу. Упражнение № 527 стр. 262 (учитель может предложить свое задание). Способ выражения сравнения


Оценивание. Не понял(а) тему 0

Задание № 4 (самостоятельно)

Ответ: 3 5 6 Проверка выполнения работы. Оцените работу: Работу выполнил(а) правильно 1

Допустил(а) ошибку

Рефлексия. Как я усвоил материал?

Как я работал?

    Не справился – 1 балл.

Итоговая оценка 10 – 9 баллов – «5» 8 – 7 баллов – «4» 6-5 баллов – «3»

Домашнее задание: упр. 530.

Приложение. Рабочий лист. Ф. И____________________________________________________________ Тема урока_______________________________________________________ Цель урока_______________________________________________________ Задание №1 (самостоятельно) Определите, чем осложнено предложение. Номер предложения запишите в таблицу.

    Ранний солнечный свет, падавший на листву, казался холодным и бледным.

    Память, этот бич несчастных, оживляет даже камни прошлого.

    Журавли, друг друга окликая, осторожно тянутся гурьбой.

    Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела.

Обособленное определение
Оцените работу: Работу выполнил(а) правильно 1 Допустил(а) ошибку 0 Задание №2 (работа в парах) Прочитайте предложения, найдите сравнения, подчеркните их.

    От злости Казбич по-волчьи оскалил зубы.

    Радость ползет улиткой.

    Правда дороже золота.

    Нашу речку, точно в сказке, за ночь вымостил мороз.

    Своим поведением он похож на ребенка.

    Стало мне вдруг хорошо на душе, как будто детство мое вернулось.

Прочитайте статью в учебнике (стр.260 – 261), оцените правильность выполнения задания. Оцените работу: Работу выполнил(а) правильно 1

Допустил(а) ошибку 0

Задание № 3 (работа в парах) Распределите предложения по способу выражения сравнения, номер предложения запишите в таблицу. Упражнение № 527 стр. 262 Способ выражения сравнения Оценивание. Уверенно справился с заданием, могу объяснить однокласснику 2 Частично справился с заданием, требуется помощь 1 Не понял(а) тему 0 _______________________________________________________________________________________ Задание № 4 (самостоятельно) Запишите номера предложений с сравнением.

    Все затихло. 2. Природа дышала надвигающейся грозой. 3. По небу бежали тучи, похожие на клубы черного дыма. 4. Изредка солнечный луч подал на березы. 5. Они вспыхивали, будто золотые свечи. 6. Предгрозовой ветер завывал по-звериному.

Ответ____________________________________________________________________________ Оцените работу: Работу выполнил(а) правильно 1

Допустил(а) ошибку 0


Оцените свою работу на уроке: Как я усвоил материал?

    Получил прочные знания. Материал усвоил – 7 баллов.

    Усвоил новый материал частично - 5 баллов.

    Мало что понял. Необходимо еще работать - 3 балла.

Как я работал?

    Со всеми заданиями справился сам, оказывал помощь другим – 3 балла.

    Допустил ошибки, справился, но обращался за помощью – 2 балла.

    Не справился – 1 балл.

Итоговая оценка 10 – 9 баллов – «5» 8 – 7 баллов – «4» 6-5 баллов – «3»

Литература.

    Львова С.И. Русский язык. 8 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / С.И. Львова, В.В. Львов. – 5-е издание, стер. – Мнемозина, 2012. ГИА-9. Русский язык. Сенина Н.А. Легион, 2014.

Цель урока: определить роль сравнения как изобразительно-выразительного средства в русском языке.

Задачи:

  1. Изучить теоретический материал, дать определение сравнения.
  2. Проанализировать художественные тексты, определить способы выражения сравнения.
  3. Выяснить изобразительно-выразительные особенности сравнения.

Оборудование: раздаточный материал, презентация, справочная литература.

ХОД УРОКА

1. Учитель: Представьте, что вы смотрите в летнее небо и наблюдаете за проплывающими облаками. Они медленно плывут, постоянно меняя свои формы и удивляя вас своей белизной. Попробуйте назвать слово «облака» другими словами, которые в той или иной мере говорили о признаках и свойствах этого предмета. (слайд 1)

Учащиеся называют различные ассоциации, связанные с облаками.

Учитель: Скажите, чтобы так назвать облака, что вы делали? (Сравнивали, сопоставляли, находили общие черты)

2. Учитель: Я никогда не устану повторять, как богат наш русский язык, какие неисчерпаемые возможности он имеет, чтобы обычное слово зазвучало по-новому, превратилось в зрительный образ, навсегда осталось в памяти. Задание с облаками я предложила вам неслучайно и сегодня мы изучим сравнение как одно из языковых средств выразительности. (слайд № 2)
Скажите, как можно изучать? (Прочитать, спросить, наблюдать, проанализировать, сопоставить и т.д.)
Я написала на доске возможные ваши действия. Вам не кажется, что все перечисленные вами действия можно отнести к одному виду деятельности? К какому, на ваш взгляд?

3. Учитель: У каждого из вас есть карта исследования. На столах есть папки с материалами по исследовательской работе, которые вам помогут на занятии.

Карта исследования

Учитель: Мы уже не в первый раз исследуем средства выразительности, поэтому вам, думаю, не составит труда заполнить первые три позиции в карте.
Проверяем: (слайды № 3, 4)
Предположим, что сравнение имеет свои изобразительно-выразительные функции в речи (слайд № 5)
Как вы думаете, какие задачи вам нужно будет выполнить, что бы добиться цели всей исследовательской работы. (слайд № 6)

4. Работа в группах по изучению теоретического материала.

Учитель: На ваших столах лежат разные источники, из которых вы можете взять для себя необходимый теоретический материал. Работаем в группах по следующему плану (слайд № 7)

  1. Внимательно прочитайте теоретический материал
  2. Найдите в тексте ключевые слова
  3. Ответьте на вопрос: «Что называется сравнением?»
  4. Обсудите определение в группе
  5. Сделайте общий вывод (определение, схема, схематический рисунок и т.д.)

Выступление от групп (слушаем определения, схемы)

5. Учитель: А сейчас займемся анализом текстов и выясним, какие способы выражение имеет сравнение.

Работа в группах

Задание группе № 1

  1. Ответьте на вопросы:
  1. Сделайте вывод: чем может быть выражено сравнение.

1. Снежная пыль столбом стоит в воздухе.
2. Лицо у него было доброе, губы трубочкой.
3. Разноцветным коромыслом в небе радуга повисла.
4. А он всё заливался соловьём и слушать не хотел ничьих советов.
5. И далёко меж курганов
Темно-серою змеёй
До бледнеющих туманов
Пролегает путь домой.

Задание группе № 2

  1. В примерах из художественной литературы найдите те слова, при помощи которых один предмет или явление уподобляется другому.
  2. Ответьте на вопросы:

3. Сделайте вывод: чем может быть выражено сравнение.

Примеры из текстов для анализа

1. Как океан разверзлись небеса,
И спит земля – и теплится, как море…
2. С высоты мне виделась Москва, будто муравейник.
3. Горы, словно могучие великаны, окружили долину.
4. Точно старушонки, накренились избы на бок.

Задание группе № 3

1. В примерах из художественной литературы найдите те слова, при помощи которых один предмет или явление уподобляется другому.
2. Ответьте на вопрос: При помощи каких слов происходит сравнение?
3. Сделайте вывод: чем может быть выражено сравнение.

Примеры из текстов для анализа

1. Подобно ласковому зверю метель во двор к нам забралась.
2. Когда Настя плакала, она была похожа на маленького ребенка.
3. Огромные деревья похожи на лесных великанов.
4. Горный ручей весной подобен шумной реке, несущейся с заоблачных круч

Задание группе № 4

1. Изучите теоретический материал
2. Постройте схему «Основные способы выражения сравнения»
3. Оцените ответы выступающих от 1, 2, 3 группы
4. Сделайте вывод об основных способах выражения сравнения.

Текст для изучения

В русском языке насчитывается около десяти способов выражения сравнения. Эти способы относятся к лексическим, синтаксическим и морфологическим единицам. К основным, т.е. самым распространенным, принято относить три способа:

1. Творительный падеж существительного (Варька тенью бродила по опустевшему двору.)
2. Сравнительные обороты с союзами: как, будто, словно, точно (Белей, чем снеговые горы , идут на запад облака.)
3. Сравнительные конструкции со словами: подобный, похожий. (Ее любовь к сыну была подобна безумию .)

6. Выступление групп:

Выступление 1 группы (слайд № 8)

Существует мнение, что сравнение в форме творительного падежа существительного произошло из древних поверий об оборотничестве: тогда люди верили, что человек может в тех или иных условиях превращаться в зверя, птицу, дерево, т.е. "оборачиваться" им. Вспомните героя русской народной сказки, который, ударившись о землю, оборачивается серым волком. Таким образом, форма творительного падежа была рождена определенным фантастическим содержанием.
Уже в первых памятниках литературы эта форма сравнения получила довольно широкое распространение. Так, например, в «Слове о полку Игореве» мы слышим следующие строки: «Боян бо вещий, аще хотяше песнь творите, растекашился мысью по древу, серым волком по зимли, шизым селезнем под облакы…»
Сравнения в творительном падеже достаточно распространены в разговорной речи: "слезы ручьем", "волосы копной", "мелькнул молнией".
Сравнение в форме творительного падежа является характерной чертой устного народного творчества, но и в художественной литературе мы находим массу примеров использования этого средства выразительности.

Выступление 2 группы (слайд № 9)

Дополнительное сообщение учащихся:

Сравнительные обороты с союзами как, будто, словно, точно пришли в нашу речь гораздо позднее, когда сложилась определенная синтаксическая система, близкая современному русскому языку. Сравнительные обороты получили наибольшее свое распространение в художественной литературе, в частности, в поэзии.
Исследователи отмечают, что сравнительные обороты чаще всего встречаются в произведениях Лермонтова, Есенина, Блока и Цветаевой.

Выступление 3 группы (слайд № 10)

Дополнительное сообщение учащихся:

Сравнительные конструкции со словами подобный , похлжий чаще употребляются в разговорной речи, их образный характер немного снижен, так как строится на простом сопоставлении, чаще внешнем. «Гора похожа на медведя», «лает подобно собаке», «он похож на пугало».
Однако и эта форма сравнения нашла свое место в художественной литературе. Чаще всего она встречается в произведениях Тургенева и Короленко.

4 группа – группа экспертов оценит выступление первых трех групп.

6. Учитель: А теперь нам предстоит определить роль сравнений в речи и сделать основной вывод. Для этого вы должны сравнить два текста, в одном из которых убраны все сравнения.

Текст № 1. Поднявшись на вершину горы, мы увидели озеро. Его окружали скалы, поднимающиеся вверх. На берегу расстилалась буйная зелень. Солнце садилось. Его угасающие лучи падали на гладкую поверхность воды. Вечернее небо казалось еще выше и отражалось в горном озере. Редкие облака медленно проплывали над головой и растворялись, не успев скрыться из вида.

Текст № 2. Поднявшись на вершину горы, мы увидели озеро, похожее на большую серебряную чашу. Его окружали скалы, каскадами поднимающиеся вверх. Буйная зелень на берегу расстилалась изумрудным ковром. Солнце садилось. Его угасающие лучи падали на гладкую, как стекло, поверхность воды. Вечернее небо казалось еще выше и, словно в зеркале, отражалось в горном озере. Редкие облака, как заблудившиеся путники, медленно проплывали над головой и растворялись, не успев скрыться из вида.

Группы сообщают предложения к основному выводу. Выступление от групп записывают на доске:

Сравнение помогает более точно представить предмет или явление
- сравнения помогают нагляднее представить описываемые предметы
- речь становится более яркой и выразительной
- сравнения помогают увидеть в предмете новые, невидимые стороны
- сравнения чаще всего используются в художественных текстах и разговорной речи
- сравнение имеет собственные средства выражения, которыми они отличаются от других тропов.

Записываем общий вывод

7. Учитель: Я думаю, что наше сегодняшнее исследование может найти продолжение в следующих творческих работах:

  1. Сравнения в русских пословицах и поговорках.
  2. Роль сравнений в творчестве М.Ю. Лермонтова.
  3. Сравнения в разговорной речи молодежи.
  4. Развернутое сравнение, его роль в тексте. (слайд № 11)

8. Учитель: А сейчас я бы хотела подвести итог нашему занятию. Предлагаю каждой группе написать сиквейны на тему «Сравнение» (слайд №12). Слушаем сиквейны.

9. Домашнее задание :

Индивидуальное задание

1 уровень

Найдите в тексте сравнения, укажите их способ выражения.

1. Горит восток зарёю новой …
2. …И дремлет, качаясь,
И снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
3. Страсти в нем пылали подобно костру.
4. Деревья склонились над ручьем и были похожи на большой зеленый шатер.
5. Туча, словно большая черная птица, закрыла полнеба.
6. Его слова прозвучали для меня приговором.

2 уровень

Дополните текст сравнениями.

Солнце ____________________________ выкатилось из-за горизонта. На траве ____________________________ заблестели капли росы. Лес просыпался. Голоса птиц зазвенели ________________________. Вдруг слева от тропинки я увидел старое дерево. Оно было похоже на ______________
______________________.

3 уровень

Составьте текст (5-6 предложений) на тему «Зимний пейзаж», используя сравнения в разных его формах.

краткое содержание других презентаций

«Выразительные средства языка» - Литота – образное словоупотребление, противоположное гиперболе. Дивный голос твой, низкий и странный. Сравнение – троп, близкий к метафоре и отличающийся от нее. Какие средства выразительности использованы в следующих примерах. Тропы и фигуры. Налетели на мертвого жирные карандаши. Эпитет – яркое определение, признак предмета. Принцы мечтают о золушках-замарашках. Где начинается тщеславие, там кончается разум.

«Средства языка» - Опишите состояние лирического героя. Изобразительно-выразительные средства языка. - Противопоставление. Перенесение изображения человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. И снова. Синекдоха. Инверсия. Осень взмахнула кистью волшебной, Легким багрянцем покрыла листву. (С. Петросян). Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить. (из народной песни). Что использует автор для усиления настроения?

«Средства художественной выразительности» - Восточная мудрость. Эпитеты. Тайны словесного искусства. Образ зимы. Орлица. Художественный образ. Простор изображенной картины. Вспомните стихотворение. Изобразительно-выразительные средства языка. Закончить предложения. Служебное слово. Действие. Неодушевленные предметы. Воображение. Образы радости и печали. Картинная живопись слова. Месяц.

«Средства выразительности» - Лексические средства выразительности речи. Широкое звездное небо. Три секрета выразительности русской речи. Работы учеников. Мудрым познанием жизни отзовётся слово британца. Лексические средства. Был прекрасный июльский день. Учиться хорошей речи надо долго и внимательно. Дитмар Эльяшевич Розенталь. А.И.Куинджи « Березовая роща» 1879.

«Метафора в языке» - Метафора – поэтический прием. «Огненные» метафоры. Слово ВОЛНОВАТЬСЯ этимологически связано со словом ВОЛНА. Метафоры в русском языке. Метафоры в китайском языке. Теория метафоры. «Водная» и «огненная» метафоры. Метафоры эмоций человека в китайском и русском языке. Некоторые эмоции ассоциируются с представлениями об огне. Метафорические единицы. Различия в языке отражают различия в национальной ментальности.

«Изобразительные средства языка» - Связь. Анафора. Сравнение. Способы сравнения. Эллипсис. Ирония. Тропы. Эпитет. Метафора. Градация. Гипербола. Эпифора. Изобразительно-выразительные средства языка. Умолчание. Параллелизм. Риторический вопрос. Изобразительные языковые средства. Антитеза. Метонимия. Сарказм. Условия выразительности речи. Повторение слов или оборотов. Слово, образно определяющее предмет. Многосоюзие. Синекдоха. Бессоюзие.