Кара-богаз-гол и мирабилит. Феномен системы Каспий – Арал В преддверии новой гипотезы

Залив Кара-Богаз-Гол в сентябре 1995 года

Хронология катастрофы Кара-Богаз-Гола
Нынче под угрозой затопления Каспийским морем находятся 4 города, 109 сельских населённых пунктов, в которых проживают в общей сложности около 200 тыс. человек. Интегральная площадь земель, которая может оказаться под водой, равна 1072 тыс. га, из них 473 га – сельскохозяйственные угодья. Предполагаемый прямой экономический ущерб в ценах 2000 г. 30 млрд. рублей. И тут интересна статистика. В течение нашей эры наблюдались ровно 6 крупных колебаний уровня Каспия в пределах 510 м, всякий раз опустошавших уже освоенные прибрежные территории и сделавшихся причиной гибели многих очагов цивилизаций. Если, допустим, в течение почти столетия (с 1837 по 1933 гг.) уровень моря колебался незначительно в диапазоне от -25,3 до -26,5 м, то в период с 1933 по 1977 г. уровень моря понизился с -26,1 до
-29,0 м. Ну а с 1978 г. стало наблюдаться нынешнее повышение уровня Каспия в среднем на 13 см в год, составившее сегодня 212 см (26,9 м). И эта тенденция к подъёму уровня воды остаётся довольно-таки устойчивой. Эксперты не исключают, что в ближайшие годы вплоть до 2005-2010 гг. подъём уровня продолжится и достигнет своей критической отметки – 25 м. Однако наиболее вероятным представляется последнее, так как тут был учтён отток из Каспийского моря в знаменитый залив Кара-Богаз-Гол, который в недавние времена был наглухо закрыт, и далее в бессточные впадины на территории Казахстана плюс рост испарений истекаемых вод.
Многие специалисты глубоко уверены в довольно-таки ошибочном тезисе о том, что главенствующим фактором, определяющим водный режим Каспийского моря, являются глобальные изменения климата. На самом же деле, здесь работают совершенно иные механизмы.

В преддверии новой гипотезы


Кара-Богаз-Гол - залив Каспийского моря на западе Туркмении в 1972, 1987 и 2010 гг. Строительство в 1980г. дамбы привело к падению уровня воды и образованию «соляного котла». В 1992г. дамбу взорвали, и экосистема залива начала восстанавливаться.

Живут в русской глубинке люди, у которых в рабочих столах и портфелях лежат неопубликованные работы мирового значения. Открытия, ждущие понимания и оценки. Таков обнинский учёный естествоиспытатель Борис Павлович Середин. Он и философ, и геофизик, и изобретатель, и бескорыстный генератор идей, опережающих время. Работает сейчас Борис Павлович над важнейшей темой – предсказуемостью землетрясений и других крупных катастроф. Размышляет он и о межпланетных связях, и космических катаклизмах, которые, как он предполагает, вскоре можно будет обнаруживать на кончике пера. Мы предлагаем читателям рассказ об интересном русском естествоиспытателе из Обнинска, который из Подмосковья разглядел судьбу двух морей.
* * *
Известно, что новая гипотеза подобна лучу света, с неожиданной стороны выявившего то, что мы сотни раз видели и не замечали. И тогда становится понятным замысел всей мизансцены и всего того, что задумано было Творцом в сюжете, например, какой-нибудь сложной геотектонической пьесы. И ещё есть одно примечательное качество в новой гипотезе – это лёгкость и непринуждённость в объяснении старых явлений, понятий или фактов.
Обо всём этом невольно вспоминается, когда размышляешь над новой гипотезой обнинского естествоиспытателя Бориса Павловича Середина, в которой разыгрываются, казалось бы, два совершенно ничем не связанных явления. Первое. Из многочисленных сообщений прессы давно известна трагедия Аральского моря, которое уменьшилось по размерам вполовину, а его дно уже превратилось в бесплодную пустыню с песчаными бурями, которые уничтожают некогда существовавшие оазисы у берегов этого в недавнем прошлом огромного озера. И второе. За последние 10-11 лет уровень Каспия стал катастрофически подниматься. Пять лет назад я был в районе Баку на западном побережье моря, а затем в Красноводске и заливе Кара-Богаз-Гол на восточном побережье, где воочию убедился в драматизме ситуации. Каспийское море буквально наступает на сушу, подтапливая берега, разрушая береговые сооружения – пирсы, набережные и даже некоторые посёлки.
Ещё у всех на слуху дважды муссируемый в средствах массовой информации в середине восьмидесятых годов прожект <поворота северных рек> в Арал. И только возмущённый голос российской общественности, а более всего развал СССР помешали осуществлению ещё одной бредовой идеи доморощенных архитекторов абсурда. Это всё то, что касается Арала. Зато с Каспийским морем наши <народные> академики уложились в самое яблочко. У меня хранится как драгоценная реликвия копия с <Заключения экспертной комиссии Госплана СССР по технико-экономическому обоснованию строительства гидроузла в проливе Кара-Богаз-Гол>, датированного 23 августа 1978 г. К заключению приложено лаконичное особое мнение доктора химических наук И.Н. Лепешкова, единственного учёного, воспротивившегося предстоящей казни залива. А нужно отметить, что 16 лет назад уровень Каспийского моря стал падать, и довольно значительно.
Ретровзгляд: Каспий, 1991-й
Помнится, летом 1991 г. через несколько часов лёта на Ту-154 из Москвы я благополучно приземлился на аэродроме Красноводска, который был основан ещё в XVII в., по указанию Петра I, и назывался УФРА, аббревиатура которого расшифровывалась, как Укреплённый Форт Русской Армии. Я был командирован от одного <толстого> журнала на предмет катастрофической ситуации с заливом Кара-Богаз-Гол по письму-протесту тамошних людей, болеющих за природу.
Местные подвижники-экологи из Института КаспНИИРХа (НИИ, занимающегося рыбоводством, водорослями и прочими организмами Каспия) Вероника Назаренко и Анатолий Левада прямо с трапа самолёта усадили меня в свой красный <Москвич>, и мы понеслись в сторону Бегдаша, к знаменитому заливу. Над нами раскинулся шатёр синего неба с серебристой паутиной перистых облаков, а кругом, насколько хватало обзора, барханы, поросшие верблюжьей колючкой да сквозными зарослями саксаула. Песок, однажды стронутый деятельностью человека, начинал беспрестанное движение, а потому шоссе надо было регулярно чистить от наметённых сугробов песка, и на нашем неближнем пути попадались, и не раз, бульдозеры или скреперы, счищающие эти вечные заносы. Только изредка покажется одногорбый верблюд, да мелькнёт в стороне от шоссе бетонный колодец с питьевой водой.
И вот на 150-м километре, когда дорога на Бегдаш круто ушла налево, мы подъехали к высокой насыпи – плотине, которая десять лет назад нагло перекрыла путь воды из Каспийского моря в Кара-Богаз-Гол. Петляем мимо руин и гор битого кирпича. Одичалость и запустение создают впечатление, что тут когда-то прошли беспощадные орды Тамерлана. Между тем ещё не так давно здесь стоял и благоденствовал 50-тысячный город Кара-Богаз-Гол (кстати, до сих пор обозначенный на географических картах махоньким кружочком – не верьте этому, дорогие читатели, это миф!). В сим райском уголке рождались, жили и умирали люди – туркмены, казахи, русские, украинцы, азербайджанцы – каких-то десять или пятнадцать лет назад. А сегодня от старинных кварталов возле чудесного Каспия осталось целым лишь здание бывшего Госбанка, которое самоотверженно спасал тогдашний начальник гидрометеостанции Эльдар Иманов (камни этого несчастного города гидростроители собирались уложить в тело пресловутой <фёдоровской> плотины). Каких-то два года понадобилось новоявленным врагам природы, чтобы исчез Кара-Богаз-Гол – это чудо Земли.
Злополучный вояж из Москвы-столицы академика Е.К. Фёдорова в мае 1978 г. и брошенная им вещая фраза, что <пролив будет наглухо закрыт>, – всё это привело к экологической катастрофе края. Как предсказывал доктор химических наук И.Н. Лепешков в своём <особом мнении>, захирели поросли саксаула, исчезли бахчи, высохли луга, и сразу же в ответ поредели отары овец, табуны одногорбых верблюдов и стада шустрых степных коров, а люди откочевали в иные пределы; перестали прилетать птицы на гнездовье. Далеко окрест вновь утвердились барханы с колючками, а облака сульфатной пыли теперь стали достигать самого Ашхабада. И до самых последних дней энергичный и неутомимый Иманов, тринадцать лет назад показывавший московскому академику достопримечательности Кара-Богаз-Гола и не ведавший, по наивности, про чёрные последствия этого сановного вояжа, истово и напряжённо боролся за возрождение былой морской реки-пролива, от которого остались хилые ручейки, упрятанные в метровые трубы. Если раньше Каспий отдавал 250 кубометров в секунду, то нынче через 11 шлюзов проходило в 5 раз меньше.
– Заполнена всего лишь десятая часть Кара-Богаз-Гола, – рассказал мне Иманов. – Подпитка залива идёт лишь зимой, и то мизерными дозами. Летом же вода напрочь испаряется, не доходя до залива.
Если не принять экстраординарных мер, то произойдёт экологическая катастрофа, так считает начальник гидрометстанции. Канал сильно обмелел у самого моря: с 56 до 1,4 м, а ширина его сократилась с полукилометра до 50 м. Вот такие грустные цифры. Гидростроители потрудились на славу: трубы в плотине уложены далеко от центра бывшего пролива, а канал в новом русле делает резкий поворот и замедляется, завихряясь по движению. И как следствие такого безграмотного решения – обмеление русла пролива и сужение берегов.
Учёные-практики из Красноводска пытались по-своему возродить полезную отдачу людям знаменитого пролива. Вероника Назаренко и Анатолий Левада показали мне тогда транспортировочный вагончик для будущей базы по разведению экологически чистой продукции: раков, осетров, белуги и других ценных морских животных. Кстати сказать, раками вполне серьёзно заинтересовались в то время в одной шведской фирме; её эмиссары уже приезжали в Красноводск, знакомились как с лабораторией, так и с перспективами поставки деликатесной продукции в далёкую Скандинавию.
Ещё недавно здесь в порушенном городке обитали сульфатчики, а жители приморских посёлков Карши и Аим занимались рыбным промыслом. В Душкудуке, например, размещались конторы сразу трёх животноводческих хозяйств. Пыль разбитых домов Кара-Богаз-Гола стучит в сердце каждому честному и совестливому человеку! Кара-Богаз-Гол должен возродиться, просто обязан!
Мы возвращались в Красноводск, а я думал тогда о том, что катастрофа Кара-Богаз-Гола, которую сотворили под водительством академика Е.К. Фёдорова (ныне уже покойного) десять лет назад якобы во имя спасения мелеющего Каспия, на поверку обернулась экологической катастрофой тамошнего приморья и пока, слава Богу, местного масштаба. Природа по-своему наказала человека: спад уровня Каспия завершился неожиданным подъёмом моря. И если в случае Арала развал СССР нарушил планы прожектёров от Академии наук по переброске северных рек России в мелеющее море и предотвратил очередной экологический беспредел с реками и пашнями страны, то в случае с Кара-Богаз-Голом катастрофа уже произошла и нынешним Туркмении и Казахстану сию проблему в одиночку просто не решить. И даже если всё будет скрупулёзно учтено, то потребуется не один, десяток лет, чтобы восстановить утраченную флору и фауну многострадального залива Кара-Богаз-Гол.
Обнинск: рабочая гипотеза 5
По иронии судьбы, обнинский учёный Борис Павлович Середин после того злополучного вояжа, в мае 1978 г. академика Е.К. Фёдорова вскоре встретился с ним в его кабинете по другому поводу: о судьбе своего открытия под названием <Гравитационный волновой механизм планетарной системы Земля – Луна – Солнце>. Ну а тот направил ходока, как и было принято, по инстанции: в Институт физики Земли имени О.Ю. Шмидта. И вот в августе академик Фёдоров вынес окончательный приговор заливу Кара-Богаз-Гол, даже не подозревая, что разгадка феномена <Каспий – Арал> была рядом, у Бориса Павловича в расчётах, документах и действующей материализованной схеме, лаконично обозначенной им как <Приливная модель>, где научно обосновывался тот чудовищной силы небесный <мотор>, благодаря которому кочуют континенты, извергаются вулканы и сотрясается почва под ногами. С тех пор естествоиспытатель Б.П. Середин выступал перед многочисленными аудиториями на конференциях, симпозиумах, научных совещаниях, оббил пороги институтов с приставкой <ГЕО> и без оной, а также отправил массу депеш коллегам-учёным, академикам и чиновникам в АН СССР, а теперь в РАН.
Давайте остановимся на некоторых аспектах этого открытия. В настоящее время в учёном мире сложилось мнение о том, что наша планета выше ядра представляет трёхслойную модель, то есть состоит как бы из вложенных друг в друга оболочек, наподобие русских матрёшек: литосфера – прочная наружная толщиной 40-50 км, под ней находится астеносфера – верхний слой мантии с невысокими прочностными характеристиками, ну а глубже, вплоть до самого ядра, простирается очень жёсткая, но в разогретом состоянии – мезосфера. Таким образом, рассматривая систему <Земля – Луна – Солнце>, мы имеем в принципе своеобразную конструкцию волновой передачи внутреннего зацепления. Причём гибкая литосфера выполняет роль деформируемого звена, астеносфера служит в своём роде смазкой, а мезосфера являет собой прочностную конструкцию. В качестве генератора здесь выступают Луна и Солнце, которые создают ту самую космическую волновую передачу, благодаря которой океанские воды приливов наступают на сушу, а земная твердь вздымается землетрясениями. В процессе подобной гигантской работы жёсткая конструкция мезосферы раскатывает тонкую и хрупкую литосферу, будто каталка тесто. Образуются трещины, разломы, а литосферные плиты начинают двигаться в разные стороны, кочуют:
Такой сугубо инженерный подход Б.П. Середина к рассмотрению планетарной системы <Земля – Луна – Солнце> позволил по-новому объяснить разнообразные природные явления: и дрейф материков, и цикличность многих процессов, и возникновение землетрясений.
Итак, как утверждается в <приливной модели Середина>, двигаясь над нашей планетой, Луна своим притяжением провоцирует в литосфере приливную волну. И независимо от того, будет ли данная волна продольной либо поперечной, произойдёт обязательное перемещение массы. Причём современная научная точка зрения до сих пор это отвергала: никакого, дескать, переноса вещества не может быть. Далее: чередование процессов сжатия и растяжения вызывает усталостные трещины. Ну а жёсткая мезосфера проходится по податливой литосфере, как по пластилину. В результате образуются фундаментальные разломы – рифты, делящие земную кору на плиты. Расходясь от серединно-океанических хребтов, где кора сравнительно молодая и тонкая, плиты наползают на старые и мощные материковые слои. В итоге возникают горные цепи, взрываются вулканы или всплывают острова.
К объяснению феномена системы <Каспий – Арал> Бориса Павловича подтолкнула статья научного сотрудника Института геологии и геофизики АН Узбекистана Л.И. Морозовой, которую она опубликовала в журнале <Физика Земли> (№ 10, 1993). Название статьи <Облачные индикаторы геодинамики земной коры> заинтересовало Середина. И он не ошибся, ибо Морозова рассматривала ранее не известные явления в природе: реакцию в атмосфере на сейсмогенез, выраженный в том, что облачность над разломами размывалась. Особенно красноречиво показали это снимки с искусственных спутников. На фотографиях из космоса размывание облачности над разломами либо выражалось в виде узкой тёмной полосы (безоблачный коридор), либо в контрастных прямолинейных границах облачности, надвигающейся на разлом. И запечатлённый на снимках облачный феномен являлся следствием активизации тектонических сил того участка разлома, который находился под ним в тот момент. Из графика, который приводится в статье Морозовой на основе снимков августа 1988 г., ясно видны активные разломы, соединяющие Каспий и Аральское море. И далее, учитывая то, что уровень Арала значительно выше Каспия (перепад 7075 м), то переток воды вполне закономерен. Кроме того, воды Аральского моря в стародавние времена уходили по ныне безводной реке Узбой в Каспий. Как сообщалось выше, с ветхозаветных пор имеется специальная статистика наблюдений о колебаниях уровня Каспия и Арала. В учебнике по <Общей гидрологии> (В.Н. Михайлов и
А.Д. Добровольский. <Высшая школа>, 1991 год, с. 216) приведены таблицы вековых и многолетних колебаний уровня Каспийского и Аральского морей.

Из наблюдений чётко видно, что сперва стал падать уровень Арала, а затем, спустя пять лет, воды Каспия начали прибывать. Ну а затем уровни морей синхронно изменялись в разных направлениях.
Так вот, указанная цикличность уровней системы <Каспий – Арал> хорошо увязывается с гипотезой Середина, который считает, что имеет место <дыхание> литосферных плит согласно его <приливной модели>. В итоге происходит образование в недрах глубинных каналов между морями где-то в двухкилометровой толще сарматских известняков, поверхность которых была когда-то дном ёмкого водоёма (судя по карте 1496 г.), а теперь это характерные отложения между Каспийским и Аральским морями. Ну а вода вследствие перепада уровней по закону сообщающихся сосудов перетекает в нижерасположенное озеро. И мы наблюдаем этот красноречивый эффект сегодня. По версии Б.П. Середина, спусковым механизмом по чрезвычайной подвижке литосферных плит могли быть ядерные испытания под землёй на полигоне под Семипалатинском.
Представляют научный интерес и такие экзотические явления, как грязевые вулканы и фумаролы, фиксируемые в районах, прилегающих к Баку, и других местах на Каспии. Их насчитывается более 200, то есть примерно половина зафиксированных в мире. Продуктами извержений грязевых вулканов могут быть твёрдые, жидкие и газообразные компоненты. Местоположение подобных вулканов различно: они встречаются не только на дне моря, но и на суше или островах, которые сами же образовали. С их деятельностью связаны изменения уровня морского дна – его поднятие или, наоборот, опускание. Установлена и связь с колебаниями уровня Каспия: в эпоху понижения его уровня грязевой вулканизм усиливается, а во время подъёма ослабевает и даже полностью прекращается. Любопытно и то, что сейсмоактивность в районе грязевых вулканов гораздо ниже, чем за их пределами. То есть извержение подобных вулканов снимает напряжённость в земной коре. Ну а механизмом грязевого вулканизма и образования трещин в земной коре являются её новейшие волновые складкообразующие движения, которые будто перистальтическим насосом выдавливают сквозь трещины глинистые слои, воду, газообразные углеводороды. Таким образом, на изменения уровня Каспия и Арала влияют не столько испарения и разбор воды на орошение, сколько тектоника – движения и деформация земной коры, обусловленная земными приливами – волновыми движениями земной коры, вызванными притяжениями Луны, Солнца, планет, а также вращением самой Земли.
Признай отечественная наука ещё двадцать лет назад концепцию Бориса Павловича <Гравитационный волновой механизм планетарной системы ><Земля – Луна – Солнце>, тогда не нужно было бы в 1978 г. уважаемому академику Е.К. Фёдорову приговаривать к казни залив Кара-Богаз-Гол только за то, что уровень воды в Каспийском море стал падать. Знай специалисты концепцию Середина, они уже в те времена смогли бы вплотную подойти к существующему феномену системы <Каспий – Арал>.
<Ну а что же дальше?> – спросит иной любознательный читатель. Проще, как говорится, некуда. Сообразуясь с новой гипотезой Б.П. Середина, можно с успехом прекратить катастрофический переток больших объёмов вод из Аральского в Каспийское море. Для этого нужно провести серьёзнейшие полевые геологические изыскания на пространствах между этими уникальными бассейнами. И когда картина будет достоверной, полной и однозначной, лишь тогда можно рассмотреть пути непосредственных воздействий на всe толщи данного массива, включая и доходящие до двух километров слои сарматских известняков. И всё это ради будущего изменения настоящей ситуации в системе глубинных трещин или же каналов, связывающих эти два моря. Что под этим может подразумеваться? Либо это будут скважины, полученные с помощью глубокого и сверхглубокого бурения с последующей закачкой в земные недра масс воды, или же установление зарядов и проведение направленных взрывов. Трудно, правда, без суровой экспертной оценки дать сейчас какой-либо однозначный ответ. В любом случае должен быть соблюдён главный принцип: <НЕ НАВРЕДИ>, а для этого нужно семь раз отмерить и один раз отрезать, как гласит мудрая русская пословица.
Вместо эпилога
Ещё в 1993 г. была разработана федеральная программа <Каспий>, рассчитанная на период до 2000 г. К работе над ней были привлечены многие учёные из НИИ РАН, Росгидромета, Минэкономики РФ, МГУ и других ведущих научных и проектных организаций. Надо отметить, что все предпринимаемые попытки воспрепятствовать экологической катастрофе на протяжении трёх лет тормозились неполным выделением госбюджетных ассигнований и использованием их не по назначению. Постановлением Правительства РФ ещё от 19 января 1993 г. № 37 были определены источники и объёмы финансирования мероприятий, предусматривающие выделение капитальных вложений в 1993-1995 гг. в сумме 1021,45 млн. рублей (в ценах 1991 г.). Этим всё и ограничилось. Ни на следующий год, ни через год так до конца 2000 г. долгообещанная концепция <Федеральной программы решения социальных, экономических и экологических проблем, связанных с подъёмом Каспия> ни разу не представлялась на рассмотрение в Госстрой РФ. А потому едва ли в данной ситуации уместно говорить о принятии каких-либо <НЕОТЛОЖНЫХ МЕР>.
Буквально в конце ноября 2000 г. произошло сильнейшие толчки – 7 баллов по шкале Рихтера – в акватории Каспийского моря. То есть появилась слабая надежда, что этот катаклизм сдвинет глубинные пласты и перекроет переток воды из Арала в Каспий. Будем ждать. И всё вернётся на круги своя.


Сегодня мы посетим государство, занимающее четвертое место в мире после России, Ирана и Катара по разведанным запасам и добыче природного газа. Добро пожаловать в Туркменистан.


В предыдущем посте мы подобрались к самой границе Казахстана и Туркменистана, преодолев 335 километров от Актау, четверть из которых - фактически вне дороги.

Таможенный пост Темир-баба не перегружен транспортом, поскольку официального товарооборота между двумя госудаствами практически нет. На таможне преобладают толпы челноков, перетаскивающих в закрытое государство дорогие или дефицитные товары народного потребления. Удобства, соответственно, челночные, без изысков. Нашу экспедицию пррвожал заранее предупреждённый казахский таможенник в уютной форме пижамной раскраски.

На оформление документов, выгрузку всех вещей из машин, прохождение сканеров и загрузку всего скарба обратно ушло около пяти часов. На удивление, при завидных возможностях Туркменского государства, на границе все бумажки и данные паспортов заполнялись вручную. Было время изучить монументальность окрестных клозетов.

Уставшие, но довольные въездными штампами на самой труднополучаемой визе, мы ожидали увидеть легендарные туркменские асфальтированные дороги. Не тут то было, цивилизация сюда ещё ни дошла и следующие 40 километров нам предстояло проехать не то что вне дорог - по направлениям.

Для разнообразия, каждый ехал по своей колее. Все вместе не пропустили только одну большую лужу, впервые встретившуюся с момента выезда из Астрахани и немного в ней порезвились.

Ближайший населёный пункт на карте - город Карабогаз - бывший промышленный поселок Бекдаш, где в советское время в больших количествах добывались ценные виды химического сырья: сульфат натрия, глауберова соли и пр. Назначение легко объяснялось его расположением - в богатейшей естественной «химической кладовой» Туркменистана - на берегу залива Кара-Богаз-Гол.

Garabogazköl — дословно «озеро чёрного пролива». Во время обмеления Каспия залив превратился в озеро, отделённое от моря узкой песчаной косой.

В время шторма солёные волны приносят в озеро новые порции солей и минералов. Из-за высокой испаряемости площадь водного зеркала сильно меняется по сезонам, а единственный канал постоянного сообщения с морем - искуственно прорытый - в засушливый сезон длиной не больше двухсот метров.

Солёность Кара-Богаз-Гола совершенно другого типа, чем солёность Каспийского моря, и достигала 310 ‰ в начале 1980-х. Местная фауна очень скудна, поэтому на берегу - не привычный морской ракушечник, а древние отложения окаменелых моллюсков.

Саша поймал лучи солнца, стремительно заходящего за территорией Азербайджана, по другую сторону Каспийского моря.

А нам пора.

Здесь, за холмом, начнётся долгожданная, вся в заплатках, но асфальтовая дорога.

На подъезде к туристическому курорту Аваза, километров за сорок, нам в лицо засветил мощнейший прожектор. Только через полчаса езды, щурясь всё сильнее и сильнее, мы увидели очертания Нефтеперерабатывающей станции. Так горит туркменский газ.

В Авазу вьехали глубокой ночью и сразу же поехали селиться в отель. Сопровождающие по всему городу фонарные столбы заставили нас переглянуться от удивления.

Гостиница с порога потрясла своим уровнем и размахом. В интерьере - ноты восточной роскоши.

Заглянем в номер sergeydolya немногим больше ста долларов в сутки.

Туркменские ковры - в каждой спальне. А "лавка для массажистки" по-правильному называется рекамье.

И кабинет для написания постов в четыре руки. Правда, интернет здесь, по словам хостес на ресепшене, "временно не работает".

Спустимся в лобби. В Туркменистане есть мобильный оператор Алтын Асыр. Переводится, как "Золотой век". В лифте приём отличный, правда значок интернета в телефоне не зажигался в стране ни разу.

Явно просматриваются интерьеры какого-нибудь пятизвездочного отеля в Дубаи, которыми, судя по всему, вдохновлялись архитекторы.

Вот они, туркменские дороги, о которых ходили легенды: идеальное покрытие, чёткие указатели, антиослепляющие фонари и щадящие, не ломающие диски, скошенные бордюры. А вместо рекламы - интерактивные патриотических экраны и часы с температурой.

Город произвёл впечатление абсолютно пустого, и мы чувствовали себя здесь фактически единственными туристами. Но позже, пообщавшись с местным жителем ashkhabadka пришли к выводу, что в сезон загрузка отелей - почти полная. Обслуживающий персонал есть, но в небольших количествах - например, полив растений полностью автоматизирован.

Аваза продолжает активно строиться. Отели, в основном, возводят мастера монолитного строительства из турции на государственные туркменские деньги. А после сдачи отель переходит в управление какому-либо министерству, ведомству или крупному предприятию.

Задумка Президента Гурбангулы Мяликгулыевича Бердымухамедова потрясает своей масштабностью. Уже отданы распоряжения о строительстве на авазинском взморье аквапарка с развлекательным центром, океанариума, центра картинга для занятий мини-автоспортом, гольф-центра, супермаркетов, велотрека, дельфинария, планетария, кинотеатра, парка аттракционов и Конгресс-центра.

Стоит представить, что ещё в 2008 году здесь была степная пустыня, а уже через два года были сданы в эксплуатацию опреснитель морской воды и газотурбинная электростанция мощностью 254 мегаватта и новый международный аэропорт.

Часть мест в отелях распределяется между сотрудниками государственных организаций по путевкам, а в перспективе планируется сделать здесь курорт международного масштаба.

Летом 2012 года на Авазе стал возможен семейный отдых, были открыты комплекс коттеджей «Шапак» и «Йупек йолы» и яхт-клуб "Йелкен".

К осени 2010 года набережную Авазы украсили морские гейзеры высотой до 100 метров и парковый ансамбль интерактивных фонтанов, а также заведения досуга и амфитеатр для массовых торжеств.

На открытиях новых объектов на Авазе выступили Дженнифер Лопес, Мустафа Сандал, Нэнси Аджрам, Зийнет Сали и даже Филипп Киркоров. :)

Сегодня построено 26 отелей из запланированных 60. Уже сейчас курорт готов принимать до 8000 человек в сутки при том, что всех въездных виз в Туркменистан выдаётся всего 15000 в год, большинство из которых - по дипломатическим задачам. По территории бывшей пустыне прорыты искуственные каналы, а все набережные обеспечены всеми условиями для комфортных прогулок.

Но Президент сказал. И Туркменистан строится.

В следующем посте - город Туркменбаши и ещё незатронутый глобальными стройками Туркменистан.

Да, не прощаюсь!

Партнеры экспедиции:

Кара́-Бога́з-Гол (туркм. Garabogazköl - дословно «озеро Чёрная Пасть») - залив-лагуна Каспийского моря (самоё солёное место), соединяющийся с ним узким (до 200 м) проливом.

Впервые в Кара-Богаз-Гол входил на гребной шлюпке известный путешественник, географ и натуралист Григорий Силыч Карелин, работавший в Каспийском море в 1832, 1834 и 1836 годах.
Карелин пришёл к выводу, что наблюдающееся сильное течение из Каспийского моря в Кара-Богаз-Гол обусловлено отсутствием в этом заливе речного стока, очень малым количеством атмосферных осадков и очень сильным испарением, на что уже указывал Ф. И. Соймонов.

Первая полная опись (включая промеры) Кара-Богаз-Гола была произведена в 1847 г. лейтенантом Иваном Матвеевичем Жеребцовым, входившим в этот залив на пароходе «Волга». При этом Жеребцов первый заметил, что при измерении глубин лот приносил со дна не обычные грунты, а соль.

Для того чтобы окончательно выяснить влияние Кара-Богаз-Гола на режим Каспийского моря, в частности на его рыбное хозяйство, в 1894 г. была организована экспедиция геолога Н. И. Андрусова. Однако эту экспедицию постигла неудача. Ее бот вместе со всеми инструментами и хозяйством погиб во время бури. Андрусов все же собрал на берегах залива коллекции флоры и фауны и, в том числе, трупы рыб, занесенных в Кара-Богаз-Гол течением из Каспийского моря.

Спутник Андрусова, штурман Максимович с двумя матросами остался зимовать в проливе, соединяющем Каспийское море с заливом Кара-Богаз-Гол, на туркменской лодке и провёл там очень интересные наблюдения. По его записям, течение в Кара-Богаз-Голе существует круглый год, ослабевая несколько лишь зимой. Ход рыбы по проливу прекращается с ноября до середины февраля, когда температура воды у берегов понижается до 10° и исчезают рачки, служащие рыбам пищей. Весной с появлением рачков по проливу спускается громадное количество рыбы разных пород, а за нею молодые тюлени.

Для уточнения и пополнения сведений, полученных от Андрусова и Максимовича, Министерство земледелия, ведавшее в то время рыбными промыслами, организовало в 1897 г. новую экспедицию, в состав которой вошли гидролог Шпиндлер, зоолог Остроумов, химик Лебединцев и геолог Андрусов. Морское министерство предоставило в распоряжение экспедиции колесный пароход «Красноводск».
Большим результатом этой экспедиции было открытие на дне Кара-Богаз-Гола (наибольшая глубина 13–14 м) пластов глауберовой соли – сульфата натрия. Солёность вод Кара-Богаз-Гола оказалась в среднем около 164‰, но в некоторых местах доходила до 200‰

Дальнейшие исследования показали, что летом, когда температура придонной воды повышается почти до 30°, много соли переходит в раствор. Зимой соль осаждается и во время бурь выбрасывается на берег, образуя на нем громадные валы. О валах мирабилита на берегах Кара-Богаз-Гола писал еще Г. С. Карелин.
Более тщательные, имеющие целью промысел, исследования Кара-Богаз-Гола были проведены уже в XX веке. Художественное описание залива и его освоения при Советской Власти оставил Константин Георгиевич Паустовский

До 1980 г. Кара-Богаз-Гол был обширным, почти замкнутым заливом Каспийского моря.
Количество выпадающих на его поверхность осадков составляет менее 200 мм, а испарение достигает 1400–1500 мм. В водном питании Кара-Богаз-Гол полностью зависел от притока каспийских вод через узкий пролив. Солёность вод в заливе достигала 280-305‰, шло осаждение мирабилита – ценного химического сырья, которыое добывалось в заливе более 50 лет.

В рамках решения проблемы Каспия с целью замедления снижения его уровня в 1980 г. пролив был перекрыт глухой плотиной, поступление каспийских вод в залив прекратилось. Он был превращён в озеро, практически лишённое водного питания. Нарушение экологического равновесия тут же сказалось на сокращении площади водоёма вследствие испарения. Уже к 1983 г. площадь его сократилась в 3 раза (с 18 до 6 тыс. км²), глубины не достигали и 50 см, объём рассолов сократился в 10 раз, прекратилось осаждение мирабилита, стал накапливаться галит (хлорид калия). В последующие годы Кара-Богаз-Гол превратился в белую соляную пустыню. Разносимые ветром с его поверхности соли загрязняют природную среду, вызывают засоление почв. Нанесен ущерб месторождению мирабилита. Возникла проблема Кара-Богаз-Гола. Для ее решения стали подавать воду из Каспия в Кара-Богаз-Гол по трубам, затем построили в плотине шлюз для увеличения и регулирования подачи воды в Кара-Богаз-Гол.

В заливе Кара-Богаз-Гол сосредоточены громадные запасы рассолов, являющиеся прекрасным сырьём для получения сульфата натрия, бишофита, эпсомита.

Бросается в глаза большой «карман» - залив полукруглой формы, глубоко вдающийся в сушу в северо-западной части Туркменистана. Если масштаб мелкий, то он покажется обычным заливом, но на местности или на детальной карте и аэрофотосъемке сразу видна его главная особенность: лагуна почти наглухо отделена от моря широкой полосой песка - пересыпком. Разрезая барханы, известковые и соляные отложения, пробивает себе дорогу через раскаленную пустыню уникальная «морская река» - пролив Кара-Богаз-Гол (тюрк, «черное горло») длиной ок. 10 км и шириной ок. 200 м. Из-за значительного перепада уровня воды в Каспии и в заливе - около 4,5 м - вода течет с большой скоростью - от 1 до 3 м/сек. Не понимая природы этого явления (куда потом девается вся эта вода), одно время люди верили, что на дне залива берет начало подводная река, утекающая в неизвестном направлении…
в районе Кара-Богаз-Гола достигает отметки 32 м ниже уровня Мирового океана, а уровень Каспийского моря сейчас колеблется около отметки -26,7 м, причем колебания уровня этого большого соленого озера-моря могут быть очень значительными: судя по археологическим исследованиям, до 15 м за последние 3 тыс. лет. Когда-то, при более высоком уровне Каспия, перемычки между морем и заливом вообще не существовало и они жили в едином гидрологическом режиме; впрочем, за последние 2-3 тысячи лет в западной части Туркмении произошло много кардинальных изменений в ландшафте: понизился уровень Каспийского моря, вода ушла из старого русла Узбой, на месте степи образовалась пустыня, древние города обратились в руины, оазисы засыпало песком…
Когда Российская империя в 1860-х начала военную экспансию в Среднюю Азию, правительство чуть лине вперед военных направляло разведывательные экспедиции для составления карт и оценки потенциальной значимости новых территорий и их ресурсов. Так, Хивинское царство (включало территорию современного Балканского велаята) окончательно пало и перешло под российский протекторат в 1873 г., а уже в 1875 г. «Бранобель» (компания братьев Нобелей) начал качать нефть из месторождений Небитдага. Что же касается Кара-Богаз-Гола, то несведущему человеку было очень сложно понять огромную ценность этой богатейшей «химической кладовой» с первого взгляда на эти бесплодные берега и мутную белесую воду. Рапа (соленая вода лагуны) разъедала кожу и, по слухам, растворяла даже железные гвозди на днище кораблей; в заливе сразу дохли занесенные быстрым течением рыбы. Всюду в воздухе висела мельчайшая соляная пыль, проникавшая во все щели, под неплотно закрытые крышки емкостей и превращавшая пресную воду в горько-соленую. Влажные соляные испарения вызывали удушье, пейзаж навевал уныние, все вокруг казалось чужим, мрачным и враждебным. В итоге в первом отчете был сделан вывод об абсолютной бесполезности этого залива для России и о возможном вреде для рыбного хозяйства Каспия.
Большая мелкая лагуна округлой формы на западе отделена от моря Карабогазской пересыпью (пустынный перешеек из двух кос), прорезанной узким длинным проливом. Северный берег крут и обрывист и состоит из засоленной глины и белого гипса. Ни травы, ни деревьев нет. Вдоль восточного берега возвышаются унылые горы, а южный берег низок и покрыт множеством соляных озер. Все берега пустынны и не имеют пресной воды. Мною не было обнаружено ни единого ручья, каковой впадал бы в это поистине мертвое море…
Ни подводных камней, ни рифов, ни островов на пути корвета не встречалось. (Из донесения первого исследователя Кара-Богаз-Гола - русского гидрографа и картографа И.А. Жеребцова, 1847 г.).
«Ненасытная пасть» жадно засасывает тонны и тонны каспийской воды, с тем чтобы они испарялись под палящим солнцем в мертвой, мутной, серебристо-серой, перенасыщенной солями лагуне. На дне - толща соляных отложений, на побережье - громадные валы мирабилита из глыб, выброшенных штормами в холодные зимы. В белесом небе висит соляная пыль.
Впервые на российской карте, составленной для Петра I в 1715 г. А. Бековичем-Черкасским в ходе злополучной экспедиции в Индию, залив был отмечен как море Карабугазское, а при входе в залив помечена Черная горловина - Карабугаз. Первым русским, рискнувшим войти в зловещую «Черную глотку» на гребной шлюпке и рассказавшим о глыбах ценной глауберовой соли, был известный путешественник, географ и натуралист Г.С. Карелин, работавший в Каспийском море в 1832, 1834 и 1836 гг. А лейтенант И.А. Жеребцов - моряк, гидрограф и картограф - был первым, кто сделал подробный отчет правительству в 1847 г., включая описание флоры, фауны, промеры дна и карту береговой линии Кара-Богаз-Гола. Чтобы выяснить влияние Кара-Богаз-Гола на режим Каспийского моря и на его рыбное хозяйство, в 1894 и 1897 гг. были организованы экспедиции (геолог Н.И. Андрусов, гидролог Шпиндлер, зоолог Остроумов, химик Лебединцев), которые подтвердили наличие на дне лагуны пластов сульфата натрия. Карабогазское месторождение сульфата натрия - крупнейшее в мире. Из перенасыщенного солями карабогазского раствора добывают также бишофит, эпсомит и др. Лабораторные исследования показали, что в здешней рапе растворена, условно говоря, вся таблица Менделеева.
Экосистема залива и всей юго-восточной акватории Каспийского моря в 1980-х гг. чуть не погибла в результате реализации не прошедшего экспертизы проекта, от которого пытался предостеречь еще в 1932 г. в своей повести „Кара-Богаз" К.Г. Паустовский, Главный герой - постаревший Игнат Александрович Жеребцов - очень переживает, что в молодости чуть было не сделал страшной ошибки, предложив в отчете российскому правительству «безумную затею» - перекрыть дамбой (!) Кара-Богаз-Гол, который сначала ему показался абсолютно бесполезным, даже вредным. Но потом устами старого гидрографа писатель доходчиво объясняет, что подобным вмешательством в жизнь залива одним махом можно было бы уничтожить богатейшую естественную «химическую кладовую» глауберовой соли и массы других редких и ценных элементов, веками откладывавшихся на дне этого залива.
Работая над «Кара-Богазом», молодой Константин Паустовский проявил себя как дотошный исследователь: он использовал в основе сюжета подлинные документы, проверенные факты и не проверенные, но правдивые воспоминания и рассказы местных жителей, местные легенды и предания. Так, в повести упомянуты два малоизвестных народных названия лагуны: Горькое море (Аржи-Дарья) и Слуга моря (Кула-Дарья). Залив и правда служит морю верой и правдой: ежегодно поглощая до 20-25 км 3 соленой воды, он выполняет функции своеобразного опреснителя для Каспия, регулятора влажности для большого региона и продуктивнейшего естественного выпаривателя морской соли при испарении огромных объемов воды в условиях жаркой пустыни.
…Но когда к 1978 г уровень Каспийского моря понизился до рекордной отметки 29 м. ниже уровня моря, паника хозяйственников и призывы горе-экологов «спасать Каспий» подтолкнули правительство к поспешному возведению глухой бетонной дамбы в 1980 г., чтобы не отдавать «впустую» тонны морской воды. Предполагалось со временем доделать водорегулирующие сооружения, считалось, что вода в заливе начнет испаряться лет через 25, все были уверены, что запасы мирабилита никуда не денутся… В результате произошла экологическая катастрофа. Пробитые в дамбе отверстия для 11 труб не помогли, и в 1992 г. дамбу взорвали. Экосистема понемногу восстанавливается.

Общая информация

Мелкая и очень соленая лагуна, соединенная с Каспийским морем длинным узким проливом.
Местоположение : восточное побережье Каспийского моря в северо-западной части Туркмении.
Омывает территории : Туркмения, Западный экономический район, .
Населенные пункты : Бекдаш.
Ближайшие крупные населенные пункты : Актау, Избербаш, Каспийск.

1980 г. - залив был отгорожен от Каспийского моря глухой дамбой.
1984 г. - сквозь дамбу проведены 11 труб.

1992 г. - дамба взорвана.

Цифры

Площадь залива до строительства и после взрыва дамбы : ок. 18 тыс. км 2 .

Площадь залива после строительства глухой дамбы : 6 тыс. км 2 .

Протяженность залива : сильно изменяется в зависимости от уровня Каспийского моря.
Преобладающая глубина залива : 4-7 м, после строительства дамбы обмелел до 0-50 см.
Уровень воды в заливе : ок. -32 м от уровня моря.

Уровень Каспия : сильно колеблется от 25,2 м ниже уровня моря до 29 м ниже уровня моря, в среднем ок. 27,5 м ниже уровня моря.

Перепад уровня воды : ок. 4,5 м.

Среднегодовой отток воды из Каспия в залив : ок. 20-25 км 3 .
Испарение : не менее 6 км 3 каспийской воды в год.

Соленость : перенасыщенный соляной раствор (достигал 310%о в начале 1980-х).

Прозрачность : до 3 м.

Пролив Кара-Богаз-Гол : длина ок. 10 км, ширина ок. 200 м.
Скорость течения в проливе : от 1 до 3 м/с.

Климат и погода

Резко-континентальный, засушливый (пустынный), сильные ветра, соляные бури (следствие нарушения экобаланса).

Жаркое лето, довольно холодная зима.

Средняя температура воды на глубине : -6°С.
Температура воды на поверхности летом : до +35°С.
Температура воды на поверхности зимой : ниже 0°С.

Средняя температура воздуха в январе : до -4°С.
Средняя температура воздуха в июле : +30°С.
Максимальные температуры : до +48°С, минимальные - до -31°С.

Среднегодовое количество осадков : от 70 до 100 мм (как правило, до земли капли дождя не долетают - испаряются от жары на лету).
Среднегодовое испарение : до 1400-1500 мм.

Экономика

Полезные ископаемые : мирабилит (глауберова соль) - крупнейшее в мире месторождение. Из подземных рассолов добывают ценное сырье - бор, бром, редкоземельные элементы.

Промышленность : добывающая и перерабатывающая (химкомбинат «Карабогаз-сульфат» в г. Бекдаше).

Достопримечательности

    Пролив Кара-Богаз-Гол - единственная в своем роде морская река длиной около 10 км, текущая из Каспия в залив через барханные пески пустыни.

    Гряда известково-солончаковых отложений образовала в русле двухметровый водопад.

    Залив Кара-Богаз-Гол - сам по себе достопримечательность, экосистема с уникальными функциями.

Любопытные факты

    Богатая сульфатом натрия вода из источника в 1626 г. помогла химику И.Р. Глауберу долечиться после сыпного тифа, поэтому он исследовал ее состав и назвал соль чудесной (мирабилит - от лат. «мирабилис»). Глауберова соль имеет большое значение в промышленности и медицине.

    В 1980-е гг. власти Казахстана, Узбекистана и Азербайджана пробивали в Москве проект переброски сибирских и северных рек России (Ишима, Тобола, Иртыша, Печоры и Вычегды) на юг для «спасения» Каспия и Аральского моря. Речь шла о канале длиной в 700 км, начались даже подготовительные земляные работы. Катастрофа Кара-Богаз-Гола в определенном смысле помогла остановить этот «проект века».

    После строительства дамбы уже через три года площадь залива сократилась в три раза, глубины не достигали и 50 см, объем рассолов сократился в 10 раз, прекратилось осаждение мирабилита, стал накапливаться галит. Вскоре Кара-Богаз-Гол превратился в белую соляную пустыню, соляные бури загрязнили почвы и воду на сотни километров, начался мор овец.

    В конце XIX в., когда воды залива еще не были такими солеными, Шпиндлер и другие исследователи наблюдали в заливе красные полосы пены от скопления икры местных рачков. Рачками питались рыба и молодые тюлени, также было очень много птиц: дикие гуси, пеликаны и даже розовые фламинго.
    С возрастанием солености воды рачки и те, кто ими питались, исчезли. Рыбы, проникая в залив из моря, погибают. Из органического мира здесь теперь имеются лишь бактерии и несколько видов водорослей.

    На подходе к заливу издалека виден над песками «купол багровой мглы, как бы дым тихого пожара, горящего над пустыней». Туркмены говорят, что это «дымит Кара-Богаз» (природное явление, описанное в повести «Кара-Богаз»).

Название залива, куда ежегодно утекают тонны каспийских вод, переводится как «Черная глотка». Есть еще менее известное народное название - Кула-Дарья, то есть «Слуга моря». Залив выполняет функции активного опреснителя для Каспия, регулятора влажности для большого региона и продуктив-нейшего выпаривателя морской соли.

«ЧЕРНАЯ ПАСТЬ» КАСПИЯ

Учитывая, сколько воды Каспий ежегодно на протяжении веков отдает этой лагуне, его не вполне корректно называть бессточным озером: да, оно не имеет выхода в Мировой океан, но сток у него имеется, пусть и своеобразный.

На карте мира у Каспия напротив Баку бросается в глаза большой «карман» - залив полукруглой формы, глубоко вдающийся в сушу в северо-западной части Туркменистана. Если масштаб мелкий, то он покажется обычным заливом, но на местности или на детальной карте и аэрофотосъемке сразу видна его главная особенность: лагуна почти наглухо отделена от моря широкой полосой песка - пересыпком. Разрезая барханы, известковые и соляные отложения, пробивает себе дорогу через раскаленную пустыню уникальная «морская река» - пролив Кара-Богаз-Гол (тюрк, «черное горло») длиной ок. 10 км и шириной ок. 200 м. Из-за значительного перепада уровня воды в Каспии и в заливе - около 4,5 м - вода течет с большой скоростью - от 1 до 3 м/сек. Не понимая природы этого явления (куда потом девается вся эта вода), одно время люди верили, что на дне залива берет начало подводная река, утекающая в неизвестном направлении...

Прикаспийская низменность в районе Кара-Богаз-Гола достигает отметки 32 м ниже уровня Мирового океана, а уровень Каспийского моря сейчас колеблется около отметки -26,7 м, причем колебания уровня этого большого соленого озера-моря могут быть очень значительными: судя по археологическим исследованиям, до 15 м за последние 3 тыс. лет. Когда-то, при более высоком уровне Каспия, перемычки между морем и заливом вообще не существовало и они жили в едином гидрологическом режиме; впрочем, за последние 2-3 тысячи лет в западной части Туркмении произошло много кардинальных изменений в ландшафте: понизился уровень Каспия, вода Аму-дарьи ушла из старого русла Узбой, на месте степи образовалась пустыня, древние города обратились в руины, оазисы засыпало песком...

Когда Российская империя в 1860-х начала военную экспансию в Среднюю Азию, правительство чуть ли не вперед военных направляло разведывательные экспедиции для составления карт и оценки потенциальной значимости новых территорий и их ресурсов. Так, Хивинское царство (включало территорию современного Балкарского ве-лаята) окончательно пало и перешло под российский протекторат в 1873 г., а уже в 1875 г. «Бранобель» (компания братьев Нобелей) начал качать нефть из месторождений Небитдага. Что же касается Кара-Богаз-Гола, то несведущему человеку было очень сложно понять огромную ценность этой богатейшей «химической кладовой» с первого взгляда на эти бесплодные берега и мутную белесую воду. Рапа (соленая вода лагуны) разъедала кожу и, по слухам, растворяла даже железные гвозди на днище кораблей; в заливе сразу дохли занесенные быстрым течением рыбы. Всюду в воздухе висела мельчайшая соляная пыль, проникавшая во все щели, под неплотно закрытые крышки емкостей и превращавшая пресную воду в горько-соленую. Влажные соляные испарения вызывали удушье, пейзаж навевал уныние, все вокруг казалось чужим, мрачным и враждебным. В итоге в первом отчете был сделан вывод об абсолютной бесполезности этого залива для России и о возможном вреде для рыбного хозяйства Каспия.

Большая мелкая лагуна округлой формы на западе отделена от моря Карабогазской пересыпью (пустынный перешеек из двух кос), прорезанной узким длинным проливом. «Северный берег крут и обрывист и состоит из засоленной глины и белого гипса. Ни травы, ни деревьев нет. Вдоль восточного берега возвышаются унылые горы, а южный берег низок и покрыт множеством соляных озер. Все берега пустынны и не имеют пресной воды. Мною не было обнаружено ни единого ручья, каковой впадал бы в это поистине мертвое море... Ни подводных камней, ни рифов, ни островов на пути корвета не встречалось. (Из донесения первого исследователя Кара-Богаз-Тола - русского гидрографа и картографа И. А. Жеребцова, 1847 г.).

МОРЕ «ЧУДЕСНОЙ СОЛИ»

«Ненасытная пасть» жадно засасывает тонны и тонны каспийской воды, с тем чтобы они испарялись под палящим солнцем в мертвой, мутной, серебристо-серой, перенасыщенной солями лагуне. На дне - толща соляных отложений, на побережье - громадные валы мирабилита из глыб, выброшенных штормами в холодные зимы. В белесом небе висит соляная пыль.

Впервые на российской карте, составленной для Петра I в 1715 г. А. Бековичем-Черкасским в ходе злополучной экспедиции в Индию, залив был отмечен как море Карабугазское, а при входе в залив помечена Черная горловина - Карабугаз. Первым русским, рискнувшим войти в зловещую «Черную глотку» на гребной шлюпке и рассказавшим о глыбах ценной глауберовой соли, был известный путешественник, географ и натуралист Г. С. Карелин, работавший в Каспийском море в 1832, 1834 и 1836 гг. А лейтенант И. А. Жеребцов - моряк, гидрограф и картограф - был первым, кто сделал подробный отчет правительству в 1847 г., включая описание флоры, фауны, промеры дна и карту береговой линии Кара-Богаз-Гола. Чтобы выяснить влияние Кара-Богаз-Гола на режим Каспийского моря и на его рыбное хозяйство, в 1894 и 1897 гг. были организованы экспедиции (геолог Н. И. Андрусов, гидролог Шпиндлер, зоолог Остроумов, химик Лебединцев), которые подтвердили наличие на дне лагуны пластов сульфата натрия. Карабогазское месторождение сульфата натрия - крупнейшее в мире. Из перенасыщенного солями карабогазского раствора добывают также бишофит, эпсомит и др. Лабораторные исследования показали, что в здешней рапе растворена, условно говоря, вся таблица Менделеева.

Экосистема залива и всей юго-восточной акватории Каспийского моря в 1980-х гг. чуть не погибла в результате реализации не прошедшего экспертизы проекта, от которого пытался предостеречь еще в 1932 г. в своей повести «Кара-Богаз» К. Г. Паустовский. Главный герой - постаревший Игнат Александрович Жеребцов - очень переживает, что в молодости чуть было не сделал страшной ошибки, предложив в отчете российскому правительству «безумную затею» - перекрыть дамбой (!) Кара-Богаз-Гол, который сначала ему показался абсолютно бесполезным, даже вредным. Но потом устами старого гидрографа писатель доходчиво объясняет, что подобным вмешательством в жизнь залива одним махом можно было бы уничтожить богатейшую естественную «химическую кладовую» глауберовой соли и массы других редких и ценных элементов, веками откладывавшихся на дне этого залива.

Работая над «Кара-Богазом», молодой Константин Паустовский проявил себя как дотошный исследователь: он использовал в основе сюжета подлинные документы, проверенные факты и не проверенные, но правдивые воспоминания и рассказы местных жителей, местные легенды и предания. Так, в повести упомянуты два малоизвестных народных названия лагуны: Горькое море (Аржи-Дарья) и Слуга моря (Кула-Дарья). Залив и правда служит морю верой и правдой: ежегодно поглощая до 20-25 км3 соленой воды, он выполняет функции своеобразного опреснителя для Каспия, регулятора влажности для большого региона и продуктивней-шего естественного выпаривателя морской соли при испарении огромных объемов воды в условиях жаркой пустыни.

Но когда к 1978 г уровень Каспийского моря понизился до рекордной отметки 29 м ниже у. м., паника хозяйственников и призывы горе-экологов «спасать Каспий» подтолкнули правительство к поспешному возведению глухой бетонной дамбы в 1980 г, чтобы не отдавать «впустую» тонны морской воды. Предполагалось со временем доделать водорегулирующие сооружения, считалось, что вода в заливе начнет испаряться лет через 25, все были уверены, что запасы мирабилита никуда не денутся... В результате произошла экологическая катастрофа. Пробитые в дамбе отверстия для 11 труб не помогли, и в 1992 г. дамбу взорвали. Экосистема понемногу восстанавливается.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ В конце XIX в., когда воды залива еще не были такими солеными, Шпиндлер и другие исследователи наблюдали в заливе красные полосы пены от скопления икры местных рачков. Рачками питались рыба и молодые тюлени, также было очень много птиц: дикие гуси, пеликаны и даже розовые фламинго. С возрастанием солености воды рачки и те, кто ими питались, исчезли. Рыбы, проникая в залив из моря, погибают. Из органического мира здесь теперь имеются лишь бактерии и несколько видов водорослей.

■ На подходе к заливу издалека виден над песками «купол багровой мглы, как бы дым тихого пожара, горящего над пустыней». Туркмены говорят, что это «дымит Кара-Богаз» (природное явление, описанное в повести «Кара-Богаз»).

■ Богатая сульфатом натрия вода из источника в 1626 г. помогла химику И.Р. Глауберу долечиться после сыпного тифа, поэтому он исследовал ее состав и назвал соль чудесной (мирабилит - от лат. «мирабилис»). Глауберова соль имее! большие значение
в промышленности и медицине.

■ В 1980-е гг. власти Казахстана, Узбекистана и Азербайджана пробивали в Москве проект переброски сибирских и северных рек России (Ишима, Тобола, Иртыша, Печоры и Вычегды) на юг для «спасения» Каспия и Аральского моря. Речь шла о канале длиной в 700 км, начались даже подготовительные земляные работы. Катастрофа Кара-Богаз-Гола в определенном смысле помогла остановить этот «проект века».

■ После строительства дамбы уже через три года площадь залива сократилась в три раза, глубины не достигали и 50 см, объем рассолов сократился в 10 раз, прекратилось осаждение мирабилита, стал накапливаться галит. Вскоре Кара-Богаз-Гол превратился в белую соляную пустыню, соляные бури загрязнили почвы и воду на сотни километров, начался мор овец.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Пролив Кара-Богаз-Гол - единственная в своем роде морская река длиной около 10 км, текущая из Каспия в залив через барханные пески пустыни.
■ Гряда известково-солончаковых отложений образовала в русле двухметровый водопад.
Залив Кара-Богаз-Гол - сам по себе достопримечательность, экосистема с уникальными функциями.

Атлас. Целый мир в твоих руках №207