Кольцова М. М

Звуки, которые издают младенцы, возможно, продуцируемые без намерения выразить какой-либо смысл. Когда лепет постепенно начинает включать звуки, типичные для речевой среды ребенка и использоваться для коммуникации, употребляются различные уточняющие слова, например, направленный лепет, управляемый лепет и т.д. Необходимо заметить, что даже совершенно глухой младенец лепечет в течение первых нескольких месяцев жизни почти так же, как и нормально слышащие младенцы.

Лепет

разновидность предречевых вокализаций ребенка, появляющаяся в конце первого - начале второго полугодия жизни. Представляет собой разнообразные сочетания повторяющихся слогов или отдельные слоги типа «та-та-та», «ба», «ма» и т. п. Используются ребенком для называния предметов, выражения своих желаний, требований, сопровождают предметно-манипулятивную деятельность, часто наблюдаются как «игра» ребенка с голосовыми звуками. Л. младенца активизируется в ответ на обращенную к ребенку речь взрослого (так наз. ответный Л.). В конце первого года жизни отмечается «лепетное говорение» - Л., интонационно имитирующий целую фразу или несколько фраз в подражание речи взрослых. «Лепетное говорение» - предвестник появления активной речи; в отличие от других предречевых вокализаций, Л. может иметь диагностическое значение, так как отсутствует у умственно отсталых детей. У глухих детей наблюдается спонтанный Л., но отсутствует ответный. С. Ю. Мещерякова

ЛЕПЕТ

голосовые реакции ребенка на раздражители положи тельного характера; появляется в норме на втором месяце жизни в виде разнообразных несложных звуковых комплексов (гуление) и по степенно усложняется, превращаясь в многократное повторение слогов; при отклонениях в развитии появляется в более поздние сроки

Лепет

общеславянск., от звукоподражательного «леп») - звуки, предшествующие речевым, которые с 2 и до 6-месячного возраста издает младенец. При этом издается множество звуков, которых нет в родном языке. Предпочтение тех или фонем зависит, как предполагается, от настроения, возникающих потребностей. Говорят, например, о пищевых фонемах, фонемах удовольствия и др. Намеренно повторяемые фонемы, имитирующие устную речь, обозначают термином итерации (нормальное явление, в отличие от соответствующего расстройства речи у взрослых). Когда лепет начинает включать звуки речевой среды и использоваться младенцем для коммуникации, используют уточняющие слова. Например, направленный лепет, управляемый лепет и др. Термином лингвистический лепет обозначают лепетная речь младенца, являющаяся уже средством коммуникации. В это время появляется отсроченная имитация услышанных звуков речи, предшествующая появлению эхолалии, – металалия (ср. Фонография). В первые 6 месяцев лепечут и глухие от рождения младенцы, но далее, в отличие от детей с нормальным слухом, они лепечут все менее активно, а к годовалому возрасту их лепет прекращается.

Лепет ребёнка - стадия доречевого развития. Перед переходом к ней идёт , а после появляются первые слова и даже фразы. Хронологически детский лепет имеет место во второй половине первого года – появляется приблизительно в 6-7 месяцев и сменяется следующей стадией в начале второго года жизни ребёнка.

Лепет ребёнка: особенности стадии доречевого развития

Говоря о детском лепете, мы имеем в виду слогоподобные вокализации. Открытыми слогами ребёнок выражает свои требования и желания, а часто просто «играет». Педиатры отмечают, что лепет ребёнка идёт рука об руку с предметно-манипулятивной деятельностью малыша. С течением времени слоговые цепочки приобретают всё большее разнообразие: в их составе оказываются не только одинаковые (ба-ба; ма-ма; па-па и т.д), но и разнотипные слоги (та-ту, бу-ба и т.д.)

  • В начале состав лепета ребёнка разнообразен, хотя и достаточно хаотичен: характер звуков и их последовательность определить довольно непросто. Со временем у малыша появляются «любимые» звуки — состав лепета обедняется, но «фразы» приобретают устойчивый характер и даже начинают обозначать что-то конкретное.
  • В возрасте 8,5-9 месяцев лепет ребёнка меняет свой характер, педиатры называют более поздний лепет «модулированным», или «мелодическим». Обратите внимание, что ребёнок уже способен подражать – он старательно повторяет интонацию взрослого человека и воспроизводит последовательность звуков.

Независимо от языкового окружения ребёнка, в лепетной речи чаще всего встречаются звуки- П, Б, Т, М, Д, Н, К, Г, С и Х.] Чаще всего это открытые слоги, которые легко произносить нараспев.

проходило успешно, родители должны оказывать ему помощь на каждом из этапов её развития. В случае с лепетом ребёнку также требуется помощь.
  • Чтобы малыш слышал звуки, произносимые взрослыми, очень важно создавать правильную атмосферу – в помещении должно быть тихо, ребёнок должен чувствовать себя комфортно и спокойно.
  • Активному развитию детского лепета способствует постепенное обогащение звуковой среды — знакомьте ребёнка с новыми источниками звуков: , аудиозаписями и т.д.
  • Используйте взаимную связь между разными формами активности: поощряйте , двигательную активность, социализируйте ребёнка, позволяя ему «говорить» со сверстниками.
  • Поддерживайте контакт с ребёнком – «говорите» с ним на его языке, соблюдая зрительный контакт для концентрации внимания и стимуляции подражательного рефлекса малыша.
  • Старайтесь, чтобы ребёнок постоянно слышал речь и понимал её связь с разными предметами – разговаривайте с малышом, побуждая его вступать с вами в интересный диалог.

Особое место в развитии лепета ребёнка отводится тренировкам мышц губ и щёк.

Многие родители отмечают, что стадия лепета ребёнка одна из самых любимых и весёлых – это удивительные моменты осознанного общения с малышом, закладывающие прочную основу для крепкой психоэмоциональной связи между вами!

Лепет - разновидность предречевых вокализаций ребенка, появляющаяся в конце первого - начале второго полугодия жизни. Представляет собой разнообразные сочетания повторяющихся слогов или отдельные слоги типа "та-та-та", "ба", "ма" и т. п. Используются ребенком для называния предметов, выражения своих желаний, требований, сопровождают предметно-манипулятивную деятельность, часто наблюдаются как "игра" ребенка с голосовыми звуками. Л. младенца активизируется в ответ на обращенную к ребенку речь взрослого (так наз. ответный Л.). В конце первого года жизни отмечается "лепетное говорение" - Л., интонационно имитирующий целую фразу или несколько фраз в подражание речи взрослых. "Лепетное говорение" - предвестник появления активной речи- в отличие от других предречевых вокализаций, Л. может иметь диагностическое значение, так как отсутствует у умственно отсталых детей. У глухих детей наблюдается спонтанный Л., но отсутствует ответный.

С.Ю. Мещерякова

Определения, значения слова в других словарях:

Психологическая энциклопедия

Звуки, которые издают младенцы, возможно, продуцируемые без намерения выразить какой-либо смысл. Когда лепет постепенно начинает включать звуки, типичные для речевой среды ребенка и использоваться для коммуникации, употребляются различные уточняющие слова, например, направленный...


Поделиться:

Усвоение родного языка происходит поэтапно. Особенно важным для успешного развития речи является ранний возраст , так как в этот период жизни ребёнок овладевает основными закономерностями языка.

Знание основных речевых этапов поможет вовремя выявить возможные речевые проблемы любимого чада. Несмотря на то, что жёстких стандартов нет (ведь каждый ребёнок развивается в своём индивидуальном темпе), любое отклонение от возрастных норм должно насторожить внимательных родителей и стать сигналом для своевременного обращения к логопеду. Пусть лучше специалист опровергнет Ваши опасения, чем будет пропущен благодатный период для исправления нарушения.

Первый год жизни (подготовительный возраст) крайне важен для речевого развития ребёнка, так как идёт активное созревание речевых областей мозга. Первый год – это доречевой период, который является фундаментом для дальнейшего становления речи. Его условно можно разделить на следующие этапы: первый (0 – 3 мес.) – развитие эмоционально-выразительных реакций; второй (3 – 6 мес.) – время появления голосовых реакций (гуления и лепета); третий (6 – 10 мес.) – начало развития понимания речи, активного лепета; четвёртый (10 мес. – 1 год) – время появления первых слов.

Первый этап (0 – 3 мес.)

Крик – первая голосовая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам жизни отражает состояние крохи. Интонации при крике становятся разнообразны. Так, например, крик голодного малыша пронзительный и настойчивый, а крик при дискомфорте вялый и невыразительный. Появляется «комплекс оживления» – простейшая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым.

Второй этап (3 – 6 мес.)

К третьему месяцу или чуть раньше появляется гуление. Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: "а-а-а-а", "гу-у-у", "а-бм", "бу" и т.д. Эти звуки либо просты для произношения, либо связаны с актами сосания и глотания. В период гуления появляется интонация радости. Кроха гулит, когда ему хорошо: он выспался, сух и сыт. В 4 месяца звуковые сочетания усложняются и появляются новые: "гн-агн", "рн", "кхн" и т.д.

Гуление есть абсолютно у всех детей. Дети всего мира гулят одинаково: в речи крохи можно услышать звуки всех языков. Но позже малыш отберёт только те звуки, которые свойственны его родному языку.

При нормальном развитии ребёнка в 4 – 5 месяцев гуление плавно переходит в лепет. Лепет – воспроизведение слоговых сочетаний, подражание речи окружающим. Наиболее интенсивный процесс накопления лепетных звуков происходит после шестого месяца. При тяжёлых речевых нарушениях лепет обнаруживается у детей в более позднем возрасте! У глухих и слабослышащих гуление затухает!

Нравится статья? Расскажи друзьям!

Третий этап (6 – 10 мес.)

От 7 – 8 месяцев и до 1 года новых звуков появляется мало. Ребёнок много раз подряд ритмически повторяет «тя-тя-тя…», «гы-га-гы…» и другие лепетные цепи, оттачивая мастерство произношения и одновременно слушая себя. Так постепенно количество переходит в качество. Появляются лепетные слова , которые малыш соотносит с определёнными лицами, предметами, действиями. «Би-би» – показывает на машину, «топ» – шагает, «ма-ма» – обращается к маме и т.д. Лепетные слова состоят из тех звуков, которые приближены по звучанию к звукам родного языка (в отличие от звуков гуления). У здоровых ребятишек речь эмоционально выразительна. В процессе общения со взрослыми малыш пытается подражать интонации, темпу, ритму звучащей речи, сохранять общий контур слова.

В этот период формируется понимание речи окружающих. Уже в 7 – 8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. Ребёнок поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?». Реагирует на своё имя. Знает обычное местонахождение домашних предметов (часов, кроватки…), если их раньше показывали и называли. Другими словами, начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом. Полное непонимание обращённой речи является тревожным сигналом!

Четвёртый этап (10 мес. – 1 год)

Появляются первые слова – слова-предложения. Одно и тоже слово может выражать чувства, желания и обозначать предмет. «Мама» - это и обращение, и просьба, и жалоба. Первые слова состоят из парных одинаковых (намного чаще) и неодинаковых слогов: «па-па», «ди-ди», «би-ка» и др. При этом один слог выделяется громкостью и длительностью. Так закладывается ударение. Речевая активность в этом возрасте ситуативна и зависит от эмоционального участия взрослого в общении. В 1 год здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», «му», «ням-ням».

От 1 года до 3 лет (преддошкольный возраст) происходит становление активной речи , потому что ребёнок начинает ходить. С появлением способности передвигаться быстро расширяются представления об окружающем мире, интенсивно развивается речь: малыш спрашивает, что как называется. В речи наблюдаются звуковые искажения, употребляются ударные и начальные слоги, пропускаются трудные звуки, имеются перестановки слогов.

К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь . В общении со взрослым малыш объединяет 2-3 слова, например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал) и т.д.

Если к 2,5 годам у ребёнка нет элементарной фразовой речи, то темп его речевого развития начинает отставать от нормы!

Постепенно формируются грамматические категории (число, род, падеж…). К 3 годам ребёнок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции . Общаясь со взрослыми или сверстниками, детишки используют простые предложения.

Характерным для этого периода является достаточно стойкое воспроизведение интонационно-ритмических контуров слов, например, «каябль» - корабль, «синюська» - свинюшка.

К 3 годам появляется потребность в словотворчестве . Ребёнок придумывает свои слова, но при этом использует законы родного языка: «пальчатки» - перчатки, «копатка» - лопатка, т.е. малыш овладевает основными закономерностями языка.

В 3 года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, следовательно, завершается благоприятный период в речевом развитии ребёнка. Поэтому так важно при отклонениях от возрастных норм развития речи обратиться к логопеду, который проведёт комплексное обследование и по необходимости направит к отоларингологу (проверить слух крохи), неврологу (выявить особенности созревания ЦНС) и другим специалистам. Всё это максимально достоверно поможет установить причины речевого недоразвития, назначить комплексное лечение (массаж, рефлексотерапию...) и провести логопедическую коррекцию для достижения положительных результатов.

Смердова Юлия ,
логопед

08. 10. 2009