Кто такой декан и какие функции он выполняет? Кто такой декан, и какова его роль в университете.

Но образовался не столько благодаря его урокам, сколько непосредственным изучением природы. С первых шагов на художественном поприще выказал необычайный талант, вскоре стал одним из главных представителей романтического направления академизма во французской школе наряду с Энгром , Делярошем и Делакруа , признанным мастером романтического пейзажа .

Художник весьма плодовитый и разнообразный - писал масляными красками и акварелью жанровые сцены, исторические картины, пейзажи и изображения животных, литографировал многие из собственных композиций, был иллюстратором и карикатуристом, отражая в карикатурах политические события и общественные нравы.

Литература

  • Е. Cheneau-Panckoucke, «Le Mouvement moderne en peinture» (1861)
  • Choumelin, «Decamps» (Marseille, 1861)
  • Ch. Clément, «Decamps» (Paris).

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Декан А. Г." в других словарях:

    - (лат. decanus, от decem десять). 1) в позднейших римских войсках старший над 10 воинами. 2) в Константинополе член клира древней христианской церкви, занимавшийся бесплатным погребением мертвых и казненных, и вообще наблюдавший за… … Словарь иностранных слов русского языка

    - ён. Офен. Одиннадцать. Бондалетов, 88. Декан здю. Офен. Двенадцать. Бондалетов, 89. Декан стрём. Офен. Тринадцать. Бондалетов, 89. /i> Декан десять. Из греч. яз. (В. И. Даль). Грачев 1997, 86 … Большой словарь русских поговорок

    Священник, руководитель Словарь русских синонимов. декан сущ., кол во синонимов: 4 алкан (37) парафин … Словарь синонимов

    декан - декан. Произносится [дэкан], допустимо [декан] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    - (от лат. decanus, первонач. начальник десяти человек) руководитель факультета в вузе. Как правило, избирается профессорами, преподавателями и научными сотрудниками факультета … Юридический словарь

    - (от лат. decanus первоначально начальник десяти человек), руководитель факультета в вузе. Как правило, избирается профессорами, преподавателями и научными сотрудниками факультета … Большой Энциклопедический словарь

    ДЕКАН, декана, муж. (лат. decanus, букв. десятник). 1. Лицо, стоящее во главе факультета в высшем учебном заведении. 2. В католической и англиканской церкви старший священник. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ДЕКАН, а, муж. Руководитель факультета в высшем учебном заведении. | прил. деканский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Муж. профессор университета, председательствующий, по чреде или по выбору, в своем факультете. Деканство ср. звание и должность его. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    Деканское плоскогорье, в центр, части п ова Индостан; Индия. Название от санскр. Дакшина Пантх правая дорога, но с учетом применявшейся в прошлом ориентации обращаясь лицом к востоку, правая сторона юг плоскогорье находится к Ю. от плотно… … Географическая энциклопедия

    Декан - (Deccan Sanskrit dakshin, south), плоскогорье, имеющее форму треугольника и занимающее большую часть п ова Индостан, к Ю. от р. Нармада. Многие стремились добиться полного контроля над всей терр. Д., и нек рым, напр. Ашоке (ок. 250 до н.э.),… … Всемирная история

Книги

  • МРТ. Суставы верхней конечности. Руководство для врачей , Труфанов Геннадий Евгеньевич, Фокин Владимир Александрович, Декан Вячеслав Станиславович. Издание является первой книгой из серии "Практическая магнитно-резонансная томография", объединяющей описание результатов исследований, применяемых при дифференциальной лучевой диагностике…

Кто такой декан? Этот вопрос возникает практически у каждого первокурсника, ведь в школе подобных должностей не существует. Ответ учащийся получит в первые же дни учебы. Декан - это руководитель факультета, управляющий структурной единицей в университете. Чем занимается человек этой должности и какими правами обладает?

Немного истории: происхождение слова, прямое значение

Получив ответ на вопрос о том, кто такой декан факультета, возникает мысль: откуда взялось это слово? Кажется, что оно не имеет ничего общего с Россией. Слово имеет греческое происхождение. Там его употребляли для обозначения людей, которые занимали промежуточную руководящую должность - управляли десятью людьми - десятников. Чаще всего такая организационная структура была характерна для монастырей и церквей. Но после она плавно перекочевала и в университеты. При этом подчиненных у деканов стало со временем намного больше.

Кто может стать главой факультета?

Декан - должность ответственная. Поэтому не каждый может занять этот пост. Для того чтобы выдвинуть свою кандидатуру на главу факультета, необходимо соответствовать некоторым критериям:

  • человек должен иметь научный или преподавательский опыт более пяти лет;
  • иметь оконченное высшее образование;
  • наличие ученой степени или звания - также обязательное условие.

В должность вступают после избрания на общем заседании из нескольких претендентов на пост. Иногда главу факультета может назначить ректор самостоятельно.

Место декана в структуре университета

Кто такой декан в вузе и кому он подчиняется? Это человек, руководящий конкретной структурной единицей - факультетом. Он подчиняется проректору по учебной работе и ректору.

На факультете, в свою очередь, декан имеет заместителей по учебной, научной, воспитательной работе, секретарей. Эту группу людей называют деканатом.

Факультет состоит из кафедр, которые возглавляют заведующие, подчиняющиеся непосредственно декану.

Таким образом, должность декана находится в середине структурной цепочки управления в университете.

Основные функции

Кто такой декан факультета, если он не знает досконально о происходящем в своем подразделении? Он обязан быть в курсе всех нюансов работы: научной, издательской, воспитательной, учебной, агитационной деятельности.

Основные задачи управляющего подразделением:

  1. Разрабатывать план развития факультета по всем направлениям.
  2. Организовывать учебный процесс, расписание, сессии, практики, стажировки.
  3. Контролировать работу преподавателей, проверять их на соблюдение образовательных стандартов.
  4. Руководить процессами зачисления, отчисления, допусков студентов к сессиям.
  5. Издавать приказы и распоряжения.
  6. Внедрять новые методики и технологии и др.

Какими правами располагает декан?

Кто такой декан факультета, если он не будет располагать индивидуальными правами? Согласно типовой инструкции, глава факультета может:

  • принимать участие в совещаниях как внутри факультета, так и в целом в университете;
  • издавать общеобязательные на факультете распоряжения;
  • приходить на любой экзамен, зачет, защиту;
  • входить в состав Ученого совета;
  • вносить свои предложения по совершенствованию работы факультета и университета;
  • пользоваться услугами социального, лечебного, бытового характера, предоставляемыми в вузе;
  • требовать письменных отчетов от подчиненных и др.

Должностная инструкция

Именно этим документом регулируется деятельность декана. В Должностной инструкции распределены основные обязанности, функции, полномочия и права, которыми он обладает.

Кроме того, обязанности декана можно узнать из Положения о факультете или Положения о деканате.

Все перечисленные документы утверждаются в каждой отдельно взятой организации. Учебное заведение вправе добавлять дополнительные положения, исходя из особенностей вуза. Однако существуют типовые документы, которые и являются основой для правовых отделов университетов при составлении собственных положений и инструкций.

Кто такой декан, должен знать каждый студент, ведь этот человек может решать не только дела факультета и университета, но и определить дальнейшую судьбу каждого своего учащегося.

Первые недели учёбы в вузе для первокурсников проходят под знаком смущения и растерянности. Кто такой куратор, методист, декан? готов заранее объяснить будущим студентам все непонятные слова. А начнём мы, пожалуй, с самого простого — с людей. Чтобы избежать неловких ситуаций.

Студент — учащийся вуза.

Первокурсник («первач») — студент I-го курса. Администрация вуза твердит о том, что первокурсника от студента отделяет боевое крещение в виде первой сессии. Так оно и есть!

Одногруппник — студент из твоей группы. Как правило, он учится на твоей специальности, но бывает и так, что в одну группу объединяют ребят со смежными специальностями (если набор на каждую из них был небольшой). Иногда одногруппники оказываются и соседями по комнате в общежитии, так что на ближайшие годы вы разделите тяготы и радости студенческой жизни.

Однокурсник, сокурсник — студент, который учится с тобой на одном курсе. С однокурсниками ты сможешь познакомиться на поточных лекциях, когда один предмет читается нескольким группам. У сокурсника всегда можно разведать, как тот или иной преподаватель принимает экзамены и зачёты.

Староста — это студент, который является формальной главой группы. Обычно человека на эту должность выбирают уже на первом собрании группы.

Пожалуй, больше всего сложностей вызывают названия должностей работников вуза, а также степеней и званий преподавателей. Поясняем:

Ректор — это руководитель высшего учебного заведения. Ректора обязательно нужно знать в лицо.

Проректор — заместитель ректора. Как правило, в крупных вузах есть первый проректор и множество других, специализирующихся уже на более узких вопросах: учебная работа, международное сотрудничество, идеологическая работа, спорт и т. д.


Декан — возглавляет факультет, руководит учебной, воспитательной и научной работой. Знать его имя и писать без ошибок — твой долг: все прошения и ходатайства на уровне факультета отправляются на его имя.

Заместитель декана по учебной работе — отвечает за успеваемость на факультете: учебный процесс, экзамены, зачёты, научная жизнь — его вотчина. Хочешь уехать домой посреди учебной недели — идёшь к нему.

Заместитель декана по воспитательной работе — держит руку на пульсе культурной жизни факультета. Есть идеи, как весело организовать какое-нибудь мероприятие? Обращайся к нему.

Заведующий кафедрой — руководит кафедрой на факультете. Если факультет — это отделение высшего учебного заведения, где преподаются научные дисциплины какой-либо одной отрасли знаний, то кафедра — это структурное подразделение вуза, которое осуществляет подготовку в рамках определённой специализации.


К примеру, на стоматологическом факультете есть 14 кафедр, среди которых — кафедра ортодонтии, кафедра челюстно-лицевой хирургии, кафедра болезней уха, горла, носа и др.

Лаборант — научно-технический сотрудник, подчиняется заведующему кафедрой или лабораторией. Подготавливает приборы, препараты, оборудование, наглядные материалы для лабораторных, семинаров или к проведению экспериментов. С лаборантами лучше дружить, ведь они — источник информации о преподавателях (как они спрашивают на зачётах и экзаменах, на чём любят подловить, как у ним найти подход, где искать преподавателя, когда он будет не на кафедре и т. д.).

Методист — специалист, который занимается составлением учебных программ, а также ведёт документацию по учебной работе. В его компетенцию входит, к примеру, составление расписания и учёт сессии. Хороший методист — счастье для факультета. Обычно студент приходит к нему в нескольких случаях: взять справку с места учёбы или разобраться с расписанием занятий.

Ассистент — начальная преподавательская должность в вузах. Обычно её занимают аспиранты. Ассистент проводит семинарские и практические занятия, помогает принимать зачёт или экзамен.

Преподаватель — преподавательская должность в вузах, которая занимает промежуточное положение между ассистентом и старшим преподавателем. На этого специалиста возлагается проведение семинарских и лабораторных занятий. Как правило, на данную должность назначаются педагоги без учёной степени с опытом работы.

Старший преподаватель — преподавательская должность в вузах, которая занимает промежуточное положение между преподавателем и доцентом. Старшие преподаватели могут самостоятельно читать курсы лекций и принимать зачёты и экзамены. Как правило, ими становятся преподаватели, не имеющие учёной степени, но имеющие достаточный опыт работы (обычно не менее трёх лет).


Доцент — учёное звание преподавателей высших учебных заведений, выполняющих функцию университетских лекторов; должность в высших учебных заведениях.

Кандидат наук — учёная степень первой ступени. Звание кандидата наук может назначаться с указанием специализации (кандидат экономических наук).

Доктор наук — учёная степень второй, высшей ступени (после кандидата наук). Звание доктора наук может назначаться с указанием специализации (доктор экономических наук).

Профессор — учёное звание научно-педагогического работника высшего учебного заведения.

Академик — звание действительного члена организации учёных — академии наук, высшее учёное звание.

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях

Декана, м. [латин. decanus, букв. десятник]. 1. Лицо, стоящее во главе факультета в высшем учебном заведении. 2. В католической и англиканской церкви – старший священник. Большой словарь иностранных слов

  • декан - Декан, деканы, декана, деканов, декану, деканам, декана, деканов, деканом, деканами, декане, деканах Грамматический словарь Зализняка
  • декан - ДЕКАН [де] и [дэ], -а; м. [лат. decanus] Лицо, стоящее во главе факультета в высшем учебном заведении. Д. исторического факультета. ◁ Деканский, -ая, -ое. Толковый словарь Кузнецова
  • декан - (от лат. decanus, первонач. - начальник десяти человек) - руководитель факультета в вузе. как правило, избирается профессорами, преподавателями и научными сотрудниками факультета. Большой юридический словарь
  • Декан - См. Парафины. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • декан - -а, м. Лицо, стоящее во главе факультета в высшем учебном заведении. Декан исторического факультета. [лат. decanus] Малый академический словарь
  • декан - декан I м. Руководитель факультета высшего учебного заведения. II м. 1. Старший священник, наблюдающий за группой приходов (в современной католической и англиканской церкви). 2. Должностное лицо, помогающее в управлении аббату - настоятелю католического мужского монастыря эпохи Средневековья. Толковый словарь Ефремовой
  • ДЕКАН - ДЕКАН (Decamps) Александр Габриель (1803-60) - французский живописец и график. Живые и естественные сцены, картины на исторические, литературные, библейские темы, близкие к романтизму ("Турецкий патруль", 1831). ДЕКАН (от лат. Большой энциклопедический словарь
  • Декан - I Дека́н (Decamps) Александр Габриель (3.3.1803, Париж, - 22.8.1860, Фонтенбло), французский живописец и график. Примыкал к романтической школе. Большая советская энциклопедия
  • декан - орф. декан, -а Орфографический словарь Лопатина
  • декан - ДЕК’АН, декана, ·муж. (·лат. decanus, ·букв. десятник). 1. Лицо, стоящее во главе факультета в высшем учебном заведении. 2. В католической и англиканской церкви - старший священник. Толковый словарь Ушакова
  • декан - дека́н "руководитель факультета". Вероятно, через нем. Dekan из лат. decānus, первонач. "настоятель соборного капитула", а также "старший над десятью монахами"; см. Клюге-Гётце 99. Этимологический словарь Макса Фасмера
  • Декан - Деканское плоскогорье, в центр, части п-ова Индостан; Индия. Название от санскр. Дакшина-Пантх - "правая дорога", но с учетом применявшейся в прошлом ориентации обращаясь лицом к востоку, правая сторона - "юг" - плоскогорье находится к Ю. от плотно заселенной долины Ганга. Топонимический словарь
  • декан - сущ., кол-во синонимов: 4 алкан 37 парафин 14 руководитель 86 священник 65 Словарь синонимов русского языка
  • декан - ДЕКАН м. профессор университета, председательствующий, по чреде или по выбору, в своем факультете. Деканство ср. звание и должность его. Толковый словарь Даля
  • Декан утверждается в должности приказом ректора . Декан факультета подчиняется непосредственно ректору, проректору по учебной части.

    Требования к квалификации декана, согласно приказу Минздравсоцразвития: «Высшее профессиональное образование, стаж научной или научно-педагогической работы не менее 5 лет, наличие учёной степени или учёного звания» .

    Должностные обязанности декана

    • разрабатывает стратегию развития факультета
    • обеспечивает систематическое взаимодействие с работодателями, органами государственной и исполнительной власти, органами управления образованием, организациями, учреждениями, предприятиями
    • изучает рынок образовательных услуг и рынок труда по направлениям (специальностям) подготовки специалистов на факультете (институте)
    • обеспечивает учёт требований рынка труда в образовательном процессе на факультете
    • руководит учебной, методической, воспитательной и научной работой на факультете
    • возглавляет работу по созданию и реализации на практике профессиональных образовательных программ, учебных планов, программ учебных курсов
    • организует работу по созданию научно-методического и учебно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса
    • участвует в разработке системы качества подготовки специалистов
    • координирует деятельность заведующих кафедрами образовательного учреждения, обучающихся (студентов, слушателей) и аспирантов факультета (института)
    • обеспечивает выполнение государственного образовательного стандарта
    • создаёт условия для формирования у обучающихся (студентов, слушателей) основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников
    • создаёт и читает авторские курсы по дисциплинам, преподаваемым на факультете (в институте), в установленном образовательным учреждением порядке и объёме
    • представляет на утверждение руководству образовательного учреждения учебные планы и программы обучения обучающихся (студентов, слушателей), программы курсов на факультете (в институте); тематику и программы дисциплин по выбору и факультативных предметов
    • утверждает индивидуальные планы обучения обучающихся (студентов, слушателей), темы дипломных и диссертационных работ
    • участвует в разработке штатного расписания факультета (института) с учётом объёма и форм выполняемых на факультете (институте) педагогической, учебно-воспитательной и других видов работ
    • организует и проводит профессионально-ориентационную работу и обеспечивает приём обучающихся (студентов, слушателей) на факультет (в институт)
    • осуществляет руководство их профессиональной подготовкой
    • руководит работой по составлению расписания учебных занятий, приёму экзаменов, зачётов, контролирует и обобщает их результаты.
    • контролирует и регулирует организацию учебного процесса, учебных практикумов и иных видов практик
    • осуществляет координацию деятельности учебных и научных подразделений, входящих в состав факультета.
    • организует контроль и анализ самостоятельной работы обучающихся (студентов, слушателей), выполнение индивидуальных образовательных профессиональных программ
    • осуществляет перевод обучающихся (студентов) с курса на курс, а также допуск их к экзаменационным сессиям
    • даёт разрешение на досрочную сдачу и пересдачу курсовых экзаменов
    • принимает решение о допуске обучающихся (студентов) к сдаче государственных экзаменов, к защите выпускной квалификационной (дипломной) работы
    • осуществляет работу в составе комиссии по итоговой государственной аттестации выпускников факультета, приёмной комиссии факультета
    • представляет к зачислению, отчислению и восстановлению обучающихся (студентов, слушателей)
    • назначает стипендии обучающимся (студентам) факультета в соответствии с положением о стипендиальном обеспечении обучающихся (студентов)
    • осуществляет общее руководство и координацию научно-исследовательской работы обучающихся (студентов, слушателей), проводимой на кафедрах, в лабораториях, научных студенческих кружках, научных студенческих обществах
    • организует связь с выпускниками, изучение качества подготовки специалистов, выпускаемых факультетом
    • руководит работой по трудоустройству выпускников факультета
    • обеспечивает внедрение новых технологий обучения и контроля знаний обучающихся (студентов, слушателей), *обеспечивает в процессе их обучения внедрение дифференцированной и индивидуальной подготовки
    • возглавляет работу по формированию кадровой политики на факультете
    • осуществляет совместно с заведующими кафедрами подбор кадров профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного, административно-хозяйственного персонала, организует повышение их квалификации
    • организует и проводит учебно-методические межкафедральные совещания, семинары, научные и научно-методические совещания и конференции
    • организует, контролирует и принимает участие в международной учебной и научной деятельности факультета в соответствии с уставом образовательного учреждения
    • руководит:
      • работой совета факультета (института), осуществляет разработку планов работы факультета, координацию их с планами работы образовательного учреждения, несёт ответственность за их выполнение
      • подготовкой заседаний учёного совета факультета
    • осуществляет общее руководство подготовкой учебников, учебных и учебно-методических пособий по предметам кафедр, входящих в состав факультета
    • координирует их рецензирование, организует издание учебно-методической литературы
    • участвует в учебной и научно-исследовательской работе факультета
    • обеспечивает выполнение научной работы и подготовку научно-педагогических кадров
    • отчитывается о своей работе перед учёным советом факультета образовательного учреждения по основным вопросам учебно-воспитательной, научно-исследовательской, научно-методической деятельности факультета
    • организует работу и осуществляет контроль над научно-методическим сотрудничеством кафедр и других подразделений факультета с учебными заведениями, предприятиями и организациями
    • обеспечивает связь с однопрофильными образовательными учреждениями с целью совершенствования содержания, технологии и форм организации обучения обучающихся (студентов, слушателей)
    • организует составление и представление факультетом текущей и отчётной документации руководству образовательного учреждения, в органы управления образованием
    • проводит работу по укреплению и развитию материально-технической базы факультета
    • присутствует на учебных занятиях по выбору, а также при проведении экзаменов и зачётов
    • контролирует выполнение обучающимися (студентами, слушателями) и работниками факультета правил по охране труда и пожарной безопасности.

    Деканат

    Деканат - возглавляемый деканом организационный центр по управлению работой факультета . Деканат выполняет функции координации и административного обеспечения учебного процесса, ведения делопроизводства. Здесь составляется расписание занятий. Деканат контролирует работу преподавателей и студентов на предмет её соответствия учебному плану, осуществляет общее руководство научной работой студентов.

    Напишите отзыв о статье "Декан (должность)"

    Примечания

    Литература

    • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
    • // Гуманитарный словарь, 2002

    Отрывок, характеризующий Декан (должность)

    – Как отчего? – сказала княжна Марья. – Одна мысль о том, что ждет там…
    Наташа, не дослушав княжны Марьи, опять вопросительно поглядела на Пьера.
    – И оттого, – продолжал Пьер, – что только тот человек, который верит в то, что есть бог, управляющий нами, может перенести такую потерю, как ее и… ваша, – сказал Пьер.
    Наташа раскрыла уже рот, желая сказать что то, но вдруг остановилась. Пьер поспешил отвернуться от нее и обратился опять к княжне Марье с вопросом о последних днях жизни своего друга. Смущение Пьера теперь почти исчезло; но вместе с тем он чувствовал, что исчезла вся его прежняя свобода. Он чувствовал, что над каждым его словом, действием теперь есть судья, суд, который дороже ему суда всех людей в мире. Он говорил теперь и вместе с своими словами соображал то впечатление, которое производили его слова на Наташу. Он не говорил нарочно того, что бы могло понравиться ей; но, что бы он ни говорил, он с ее точки зрения судил себя.
    Княжна Марья неохотно, как это всегда бывает, начала рассказывать про то положение, в котором она застала князя Андрея. Но вопросы Пьера, его оживленно беспокойный взгляд, его дрожащее от волнения лицо понемногу заставили ее вдаться в подробности, которые она боялась для самой себя возобновлять в воображенье.
    – Да, да, так, так… – говорил Пьер, нагнувшись вперед всем телом над княжной Марьей и жадно вслушиваясь в ее рассказ. – Да, да; так он успокоился? смягчился? Он так всеми силами души всегда искал одного; быть вполне хорошим, что он не мог бояться смерти. Недостатки, которые были в нем, – если они были, – происходили не от него. Так он смягчился? – говорил Пьер. – Какое счастье, что он свиделся с вами, – сказал он Наташе, вдруг обращаясь к ней и глядя на нее полными слез глазами.
    Лицо Наташи вздрогнуло. Она нахмурилась и на мгновенье опустила глаза. С минуту она колебалась: говорить или не говорить?
    – Да, это было счастье, – сказала она тихим грудным голосом, – для меня наверное это было счастье. – Она помолчала. – И он… он… он говорил, что он желал этого, в ту минуту, как я пришла к нему… – Голос Наташи оборвался. Она покраснела, сжала руки на коленах и вдруг, видимо сделав усилие над собой, подняла голову и быстро начала говорить:
    – Мы ничего не знали, когда ехали из Москвы. Я не смела спросить про него. И вдруг Соня сказала мне, что он с нами. Я ничего не думала, не могла представить себе, в каком он положении; мне только надо было видеть его, быть с ним, – говорила она, дрожа и задыхаясь. И, не давая перебивать себя, она рассказала то, чего она еще никогда, никому не рассказывала: все то, что она пережила в те три недели их путешествия и жизни в Ярославль.
    Пьер слушал ее с раскрытым ртом и не спуская с нее своих глаз, полных слезами. Слушая ее, он не думал ни о князе Андрее, ни о смерти, ни о том, что она рассказывала. Он слушал ее и только жалел ее за то страдание, которое она испытывала теперь, рассказывая.
    Княжна, сморщившись от желания удержать слезы, сидела подле Наташи и слушала в первый раз историю этих последних дней любви своего брата с Наташей.
    Этот мучительный и радостный рассказ, видимо, был необходим для Наташи.
    Она говорила, перемешивая ничтожнейшие подробности с задушевнейшими тайнами, и, казалось, никогда не могла кончить. Несколько раз она повторяла то же самое.
    За дверью послышался голос Десаля, спрашивавшего, можно ли Николушке войти проститься.
    – Да вот и все, все… – сказала Наташа. Она быстро встала, в то время как входил Николушка, и почти побежала к двери, стукнулась головой о дверь, прикрытую портьерой, и с стоном не то боли, не то печали вырвалась из комнаты.
    Пьер смотрел на дверь, в которую она вышла, и не понимал, отчего он вдруг один остался во всем мире.
    Княжна Марья вызвала его из рассеянности, обратив его внимание на племянника, который вошел в комнату.
    Лицо Николушки, похожее на отца, в минуту душевного размягчения, в котором Пьер теперь находился, так на него подействовало, что он, поцеловав Николушку, поспешно встал и, достав платок, отошел к окну. Он хотел проститься с княжной Марьей, но она удержала его.
    – Нет, мы с Наташей не спим иногда до третьего часа; пожалуйста, посидите. Я велю дать ужинать. Подите вниз; мы сейчас придем.
    Прежде чем Пьер вышел, княжна сказала ему:
    – Это в первый раз она так говорила о нем.

    Пьера провели в освещенную большую столовую; через несколько минут послышались шаги, и княжна с Наташей вошли в комнату. Наташа была спокойна, хотя строгое, без улыбки, выражение теперь опять установилось на ее лице. Княжна Марья, Наташа и Пьер одинаково испытывали то чувство неловкости, которое следует обыкновенно за оконченным серьезным и задушевным разговором. Продолжать прежний разговор невозможно; говорить о пустяках – совестно, а молчать неприятно, потому что хочется говорить, а этим молчанием как будто притворяешься. Они молча подошли к столу. Официанты отодвинули и пододвинули стулья. Пьер развернул холодную салфетку и, решившись прервать молчание, взглянул на Наташу и княжну Марью. Обе, очевидно, в то же время решились на то же: у обеих в глазах светилось довольство жизнью и признание того, что, кроме горя, есть и радости.
    – Вы пьете водку, граф? – сказала княжна Марья, и эти слова вдруг разогнали тени прошедшего.
    – Расскажите же про себя, – сказала княжна Марья. – Про вас рассказывают такие невероятные чудеса.
    – Да, – с своей, теперь привычной, улыбкой кроткой насмешки отвечал Пьер. – Мне самому даже рассказывают про такие чудеса, каких я и во сне не видел. Марья Абрамовна приглашала меня к себе и все рассказывала мне, что со мной случилось, или должно было случиться. Степан Степаныч тоже научил меня, как мне надо рассказывать. Вообще я заметил, что быть интересным человеком очень покойно (я теперь интересный человек); меня зовут и мне рассказывают.
    Наташа улыбнулась и хотела что то сказать.
    – Нам рассказывали, – перебила ее княжна Марья, – что вы в Москве потеряли два миллиона. Правда это?
    – А я стал втрое богаче, – сказал Пьер. Пьер, несмотря на то, что долги жены и необходимость построек изменили его дела, продолжал рассказывать, что он стал втрое богаче.
    – Что я выиграл несомненно, – сказал он, – так это свободу… – начал он было серьезно; но раздумал продолжать, заметив, что это был слишком эгоистический предмет разговора.
    – А вы строитесь?
    – Да, Савельич велит.
    – Скажите, вы не знали еще о кончине графини, когда остались в Москве? – сказала княжна Марья и тотчас же покраснела, заметив, что, делая этот вопрос вслед за его словами о том, что он свободен, она приписывает его словам такое значение, которого они, может быть, не имели.
    – Нет, – отвечал Пьер, не найдя, очевидно, неловким то толкование, которое дала княжна Марья его упоминанию о своей свободе. – Я узнал это в Орле, и вы не можете себе представить, как меня это поразило. Мы не были примерные супруги, – сказал он быстро, взглянув на Наташу и заметив в лице ее любопытство о том, как он отзовется о своей жене. – Но смерть эта меня страшно поразила. Когда два человека ссорятся – всегда оба виноваты. И своя вина делается вдруг страшно тяжела перед человеком, которого уже нет больше. И потом такая смерть… без друзей, без утешения. Мне очень, очень жаль еe, – кончил он и с удовольствием заметил радостное одобрение на лице Наташи.
    – Да, вот вы опять холостяк и жених, – сказала княжна Марья.
    Пьер вдруг багрово покраснел и долго старался не смотреть на Наташу. Когда он решился взглянуть на нее, лицо ее было холодно, строго и даже презрительно, как ему показалось.
    – Но вы точно видели и говорили с Наполеоном, как нам рассказывали? – сказала княжна Марья.
    Пьер засмеялся.
    – Ни разу, никогда. Всегда всем кажется, что быть в плену – значит быть в гостях у Наполеона. Я не только не видал его, но и не слыхал о нем. Я был гораздо в худшем обществе.