Летчики кожедуб и покрышкин. Иван никитович кожедуб трижды герой советского союза
Дата рождения: |
|
Место рождения: |
Село Ображиевка, Глуховский уезд, Черниговская губерния, Украинская ССР |
Дата смерти: |
|
Место смерти: |
Москва, СССР |
Род войск: |
Авиация (военно-воздушные силы) РККА, истребительная авиация ВВС ВС СССР |
Годы службы: |
|
Маршал авиации ВВС СССР |
|
240 иап, 176 Гв. иап |
|
Сражения / войны: |
Великая Отечественная война:
1 - Курская битва
2 - Битва за Берлин
|
В отставке: |
Писатель Депутат Верховного совета СССР Народный депутат СССР |
Список воздушных побед
Библиография
(укр. Іван Микитович Кожедуб; 8 июня 1920, село Ображиевка, Глуховского уезда Черниговской губернии, Украинская ССР - 8 августа 1991, Москва) - советский военный деятель, лётчик-ас времён Великой Отечественной войны, наиболее результативный лётчик-истребитель в авиации союзников (64 сбитых самолета). Трижды Герой Советского Союза. Маршал авиации (6 мая 1985).
Псевдоним во время боевых действий в Корее - Крылов.
Биография
Иван Кожедуб родился в селе Ображиевка Глуховского уезда Черниговской губернии (ныне - Шосткинского района Сумской области) Украинской ССР в семье крестьянина - церковного старосты. Принадлежал ко второму поколению советских пилотов-истребителей, принявших участие в Великой Отечественной войне.
В 1934 году Кожедуб окончил школу и поступил в химико-технологический техникум в городе Шостка.
Первые шаги в авиации сделал, занимаясь в Шосткинском аэроклубе. С 1940 - в рядах Красной Армии. В 1941 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, в которой начал службу в должности инструктора.
После начала войны вместе с авиашколой был эвакуирован в Среднюю Азию, г. Чимкент. В ноябре 1942 года Кожедуб был откомандирован в 240-й истребительный авиационный полк 302-й истребительной авиационной дивизии, формирующийся в Иваново. В марте 1943 года в составе дивизии вылетел на Воронежский фронт.
Первый воздушный бой закончился для Кожедуба неудачей и едва не стал последним - его Ла-5 был повреждён пушечной очередью Мессершмитт-109, бронеспинка спасла его от зажигательного снаряда, а при возвращении самолёт был обстрелян советскими зенитчиками, в него попало 2 зенитных снаряда. Несмотря на то, что Кожедубу удалось посадить самолёт, полному восстановлению он не подлежал, и летчику пришлось летать на «остатках» - имеющихся в эскадрилии свободных самолётах. Вскоре его хотели забрать на пост оповещения, но командир полка заступился за него. 6 июля 1943 года на Курской дуге во время сорокового боевого вылета, Кожедуб сбил свой первый немецкий самолёт - бомбардировщик Юнкерс Ю-87. Уже на следующий день сбил второй, а 9 июля сбил сразу 2 истребителя Bf-109. Первое звание Героя Советского Союза Кожедубу было присвоено 4 февраля 1944 года за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолётов противника.
С мая 1944 года Иван Кожедуб воевал на Ла-5ФН (бортовой № 14), построенном на средства колхозника-пчеловода Сталинградской области В. В. Конева. В августе 1944 года, получив звание капитана, он был назначен заместителем командира 176-го гвардейского полка и стал воевать на новом истребителе Ла-7. Второй медали «Золотая Звезда» Кожедуб был удостоен 19 августа 1944 года за 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолётов противника.
К концу войны Иван Кожедуб, к тому времени - гвардии майор, летал на Ла-7, совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолёта противника, среди них 17 пикирующих бомбардировщиков Ju-87, по 2 бомбардировщика Ju-88 и He-111, 16 истребителей Bf-109 и 21 Fw-190, 3 штурмовика Hs-129 и 1 реактивный истребитель Me-262. Последний бой в Великую Отечественную, в котором он сбил 2 FW-190, Кожедуб провёл в небе над Берлином. За всю войну Кожедуб ни разу не был сбит. Третью медаль «Золотая Звезда» Кожедуб получил 18 августа 1945 года за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, проявленную на фронтах войны. Он был отличным стрелком и предпочитал открывать огонь на дистанции 200-300 метров, крайне редко сближаясь на меньшую дистанцию.
В лётной биографии Кожедуба числятся также два сбитых в 1945 году самолёта P-51 «Мустанг» ВВС США, которые атаковали его, приняв за немецкий самолёт.
И. Н. Кожедуб ни разу не был сбит во время Великой Отечественной войны, и хотя его подбивали, он всегда сажал свой самолёт. Он же считается первым в мире летчиком-истребителем, сумевшим сбить немецкий реактивный истребитель Ме-262.
По окончании войны Кожедуб продолжил службу в ВВС. В 1949 году окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию. В то же время он оставался действующим пилотом-истребителем, освоив в 1948 году реактивный МиГ-15. В 1956 - Военную академию Генерального штаба. Во время войны в Корее командовал 324-й истребительной авиационной дивизией (324 иад) в составе 64-го истребительного авиационного корпуса. С апреля 1951 по январь 1952 года лётчики дивизии одержали 216 воздушных побед, потеряв всего 27 машин (9 пилотов погибло).
В 1964-1971 - заместитель командующего ВВС Московского военного округа. С 1971 служил в центральном аппарате ВВС, а с 1978 года - в Группе генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР. В 1970 году Кожедубу присвоено звание генерал-полковника авиации. А в 1985 году И. Н. Кожедубу присвоено воинское звание Маршал авиации. Избирался депутатом Верховного Совета СССР II-V созывов, народным депутатом СССР.
Список воздушных побед
В официальной советской историографии итог боевой деятельности Кожедуба выглядит как 62 самолёта противника, сбитые лично. Однако недавние архивные исследования показали, что эта цифра немного занижена - в наградных документах (откуда она, собственно, и была взята) по неизвестным причинам отсутствуют две воздушные победы (8 июня 1944 - Ме-109 и 11 апреля 1944 - PZL P.24 ), между тем как они были подтверждены и официально занесены на личный счёт лётчика.
Дата победы |
Тип самолёта |
Место победы |
|
зап. Завидовка |
|||
ст. Гостищево |
|||
Красная Поляна |
|||
вост. Покровка |
|||
Прелестный |
|||
Искровка |
|||
сев. Искровка |
|||
юго-зап. Бородаевка |
|||
зап. Бородаевка |
|||
зап. Бородаевка |
|||
Петровка |
|||
юго-зап. Андреевка |
|||
юго-зап. Андреевка |
|||
сев.-зап. Бородаевка |
|||
юго-зап. Красный Кут |
|||
зап. Куцеваловка |
|||
Бородаевка |
|||
Днепрово-Каменка |
|||
сев. Плоское |
|||
юж. Петровка |
|||
юж. Домоткань |
|||
Кривой Рог |
|||
зап. Будовка |
|||
Ново-Злынка |
|||
вост. Нечаевка |
|||
зап. Липовка |
|||
Лебедин - Шпола |
|||
сев. Яссы |
|||
юго-вост. Вултуру |
|||
Хорлешти |
|||
Хорлешти |
|||
Тыргу Фрумос - Думбрэвица |
|||
вост. Вултуру |
|||
Чужа Вода |
|||
зап. Стынка |
|||
Редиу-Улуй - Тэтэр |
|||
Редиу-Улуй - Тэтэр |
|||
сев.-зап. Яссы |
|||
сев.-зап. Стренчи |
|||
юго-зап. Рамниеки - Даксты |
|||
сев.-зап. Валмиера |
|||
юж. Студзяна |
|||
сев.-зап. окр. аэродром Морин |
|||
зап. Кинитц |
|||
зап. Кинитц |
|||
оз. Китцер-Зее |
|||
вост. Альт-Фридлянд |
|||
сев. Фюрстенфельде |
|||
сев. Брюнхен |
|||
сев. Кюстрин |
|||
сев.-зап. Кюстрин |
|||
сев. Зеелов |
|||
вост. Гузов |
|||
ст. Вербиг |
|||
В конце Великой Отечественной войны американскими лётчиками в зоне действий советской авиации были сбиты советские истребители. И. Н. Кожедуб вылетел и лично подбил два американских истребителя, виновных в этом акте агрессии. В книге Николая Бодрихина «Советские асы» приведены несколько иные обстоятельства этого эпизода: Кожедуб отогнал от американского бомбардировщика атаковавшие его немецкие самолёты, после чего был сам атакован американским истребителем с очень большой дистанции. Кожедуб сбил два американских самолёта; судя по словам выжившего американского лётчика, американцы приняли самолёт Кожедуба за немецкий Фокке-Вульф.
Награды
- Трижды Герой Советского Союза (04.02.1944, № 1472; 19.08.1944, № 36; 18.08.1945, № 3)
- Кавалер двух орденов Ленина (04.02.1944; 21.02.1978)
- Кавалер семи орденов Красного Знамени (22.07.1943, № 52212; 30.09.1943, № 4567; 29.03.1945, № 4108; 29.06.1945, № 756; 02.06.1951, № 122; 22.02.1968, № 23; 26.06.1970, № 537483)
- Кавалер ордена Александра Невского (31.07.1945, № 37500)
- Кавалер ордена Отечественной войны I степени (06.04.1985)
- Кавалер двух орденов Красной Звезды (04.06.1955; 26.10.1955)
- Кавалер ордена «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» II степени (22.02.1990)
- Кавалер ордена «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени (30.04.1975)
- Кавалер ордена Боевого Красного знамени МНР
- Почётный гражданин городов: Бельцы, Чугуев, Калуга, Купянск, Сумы и др.
Память
Бронзовый бюст Кожедуба установлен на родине в селе Ображиевка. Его Ла-7 (бортовой № 27) экспонируется в музее ВВС в Монино. Также именем Ивана Кожедуба назван парк в городе Сумы (Украина) возле входа установлен памятник лётчику, а также улица на Юго-Востоке Москвы (улица Маршала Кожедуба).
Имя Трижды Героя Советского Союза Ивана Никитича Кожедуба носит Харьковский университет Воздушных Сил (бывш. ХВУ, ХИЛ), а также Шосткинский химико-технологический колледж. 8 мая 2010 года памятник Кожедубу открыт в Парке Славы, в Киеве. 8 июня 2010 года в городе Шостка в ознаменование 90-летия Кожедуба был установлен бюст возле музея Ивана Кожедуба. 12 ноября 2010 года памятник Кожедубу был установлен в Харькове, на территории Харьковского университета Воздушных Сил.
О Кожедубе снят документальный фильм «Тайны века. Две войны Ивана Кожедуба».
Библиография
- Кожедуб И. Три сражения. - М.: Воениздат НКО СССР, 1945. - 40 с.
- Служу Родине. - М. - Л.: Детгиз, 1949.
- Праздник Победы. - М., 1963.
- И. Н. Кожедуб Верность отчизне. - М.: Детская литература, 1969, 1975. - 430 с. - 100000 экз.
- Друзья-однополчане. - М., Детская литература, 1975.
- Иван Кожедуб Верность отчизне. Ищущий боя. - М.: Яуза, Эксмо, 2006. - 608 с. - (Сталинские соколы). - 5000 экз. - ISBN 5-699-14931-7
- И. Н. Кожедуб Неизвестный Кожедуб. Служу Родине. - М.: Яуза, Эксмо, 2009. - 368 с. - (Величайшие советские асы). - 4000 экз. - ISBN 978-5-699-34385-0
Иван Никитович Кожедуб – прославленный летчик-ас Второй мировой войны, наиболее результативный летчик-истребитель в авиации союзников (64 личных победы). Трижды герой советского союза. Участвовал в боевых действиях с 1943 по 1945 год, все свои боевые вылеты совершал их на истребителях конструкции Лавочкина – Ла-5 и Ла-7. За все время войны ни разу не был сбит. По окончании войны продолжил службу в ВВС, оставаясь действующим пилотом и освоив реактивный истребитель МиГ-15. Окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию, в 1985 году летчику было присвоено воинское звание маршала авиации.
Иван Никитович Кожедуб родился 8 июня 1920 года в крестьянской семье в небольшом украинском селе Ображиевка Шосткинского района Сумской области. В последствии окончил химико-технологический техникум и Шосткинский аэроклуб. В Красную Армию попал в 1940 году. В 1941 году закончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, где служил инструктором. С началом Великой Отечественной войны Иван Кожедуб вместе с авиашколой был эвакуирован в Среднюю Азию. После подачи многочисленных рапортов с просьбой отправить его на фронт, его желание было удовлетворено. В ноябре 1942 года сержант Иван Кожедуб прибыл в распоряжение 240-го истребительного авиационного полка (ИАП) формирующейся 302-й истребительной авиадивизии. В марте 1943 года части дивизии были отправлены на Воронежский фронт.
Свой первый боевой вылет будущий ас и Герой Советского Союза провел 26 марта, вылет закончился неудачно: его истребитель Ла-5 (бортовой № 75) в бою получил повреждения, а при возвращении на аэродром был вдобавок обстрелян своей зенитной артиллерией. С большим трудом летчик смог довести машину до аэродрома и совершить посадку. После этого примерно месяц летал на старых истребителях, пока вновь не получил новый Ла-5.
Боевой счет своим победам летчик-ас открыл 6 июля 1943 года на Курской дуге, сбив пикирующий бомбардировщик Ju-87. Уже на следующий день Кожедуб одержал вторую воздушную победу, сбив еще один Ju-87, а в воздушном бою 9 июля смог сбить сразу 2 немецких истребителя Me-109. Уже в августе 1943 года Иван Кожедуб становится командиром эскадрильи. Первое звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» командир эскадрильи 240-го ИАП старший лейтенант Иван Кожедуб получил 4 февраля 1944 года за 146 боевых вылетов, в которых он сбил 20 немецких самолетов.
С мая 1944 года Кожедуб воевал на новой модификации истребителя Лавочкина – Ла-5ФН (бортовой № 14), который был построен на деньги колхозника Сталинградской области В.В. Конева. Уже через несколько дней после получения он сбивает на нём Ju-87. В течение шести последующих дней летчик-ас записывает на свой счет ещё 7 вражеских самолётов. В конце июня он передает свой истребитель К.А. Евстигнееву (впоследствии дважды Герой Советского Союза), а сам переходит в учебный полк. Но уже в августе Иван Кожедуб назначается заместителем командира 176-го гвардейского полка ИАП. В это же время полк проходит процедуру перевооружения, получая новые истребители Ла-7. Летчику-асу достался самолёт с бортовым № 27. Иван Кожедуб будет летать на нем до самого конца войны.
Второй медалью «Золотая Звезда» гвардии капитан Иван Кожедуб был награжден 19 августа 1944 года за 256 совершенных боевых вылетов, в которых он лично сбил 48 немецких самолетов. Однажды во время воздушного боя на истребителе Ла-7, который проходил над территорией противника, самолет Кожедуба был подбит. На машине заглох двигатель и Иван Кожедуб, чтобы не сдаваться в плен немцам, выбрал для себя на земле цель и начал на нее пикировать. Когда до земли оставалось совсем немного, двигатель истребителя неожиданно снова заработал и Кожедуб смог вывести машину из пикирования и благополучно вернулся на аэродром.
12 февраля 1945 года Иван Кожедуб в паре со своим ведомым лейтенантом В.А. Громаковским патрулировали пространство над передним краем, находясь в режиме «свободной охоты». Обнаружив группу из 13 истребителей FW-190, советские летчики немедленно атаковали их, сбив при этом 5 немецких истребителей. Три из них записал на свой счет Иван Кожедуб, два – Громаковский. 15 февраля 1945 года в полете над Одером Кожедуб смог сбить немецкий реактивный истребитель Me-262, которым управлял унтер-офицер К. Лянге из I./KG(J)54.
К концу Великой Отечественной войны гвардии майор Иван Кожедуб выполнил 330 боевых вылетов и провел 120 воздушных боев, сбив при этом 64 самолета противника. В это число не входят 2 американских истребителя P-51 «Мустанг», которые советский ас сбил весной 1945 года. При этом американцы первыми напали на истребитель Ла-7, которым и управлял советский летчик. По словам выжившего в этом воздушном бою американского пилота, они перепутали Ла-7 Кожедуба с немецким истребителем FW-190 и напали на него. Третью «Золотую Звезду» Иван Никитович Кожедуб получил уже после войны за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу.
Среди сбитых Иваном Кожедубом вражеских самолетов были:
21 истребитель FW-190;
18 истребителей Ме-109;
18 бомбардировщиков Ju-87;
3 штурмовика Hs-129;
2 бомбардировщика He-111;
1 истребитель PZL P-24 (румынский);
1 реактивный самолёт Ме-262.
Ла-5 и Ла-5ФН
Ла-5 – это одномоторный деревянный низкоплан. Как и у истребителя ЛаГГ-3, основным конструкционным материалом используемым в планере самолета была сосна. Для производства некоторых шпангоутов и лонжеронов крыла применяли дельта-древесину. Деревянные детали обшивки самолета склеивались при помощи специального карбамидного КМ-1 или смоляного клея ВИАМ-Б-3.
Крыло самолета, набранное из профилей NACA-23016 и NACA-23010, технологически подразделялось на центроплан и 2-е двухлонжеронные консоли, которые имели фанерную работающую обшивку. К металлической трубе при помощи торцевой нервюры присоединялись основные стойки шасси. Между лонжеронами центроплана находились кессоны для бензобаков, выклеенные из фанеры, а в носовой части размещались купола для колес шасси.
Лонжероны самолета были деревянными со специальными полками из дельта-древесины (на истребителях модификации Ла-5ФН, начиная с 1944 года, монтировались металлические лонжероны.) К консолям с фанерной обшивкой присоединялись автоматические предкрылки, элероны типа «Фрайз» с дюралевым каркасом, обшитые перкалью и щитки-закрылки типа «Шренк». Левый элерон имел триммер.
Фюзеляж истребителя состоял из деревянного монокока выполненного как одно целое с килем и передней металлической фермы. Каркас состоял из 15 шпангоутов и 4 лонжеронов. Фюзеляж истребителя был наглухо скреплен с центропланом 4-я стальными узлами. Кабина летчика закрывалась плексигласовым сдвижным фонарем, который мог стопориться в закрытом и открытом положениях. На шпангоуте за спинкой сидения летчика находилась бронеплита толщиной в 8,5 мм.
Стабилизатор – двухлонжеронный, полностью деревянный с фанерной работающей обшивкой, оперение – свободнонесущее. Стабилизатор машины состоят из 2-х половинок, которые крепились к силовым элементам хвостовой части машины. Руль высоты с триммером обладал дюралевым каркасом, который обшивался полотном и также как стабилизатор состоял из двух половинок. Управление истребителем было смешанным: рулями высоты и поворота с помощью тросов, элеронами при помощи жестких тяг. Выпуск и уборка шитков-закрылков происходили при помощи гидропривода.
Шасси истребителя было убирающимся, двухопорным с хвостовым колесом. Основные опоры шасси обладали масляно-пневматическими амортизаторами. Основные колеса Ла-5 имели размеры 650x200 мм и оснащались воздушнокамерными тормозами. Хвостовая свободно ориентирующаяся опора также убиралась в фюзеляж и имела колесо размером 300 на 125 мм.
Силовая установка истребителя состояла из звездообразного двигателя воздушного охлаждения М-82, который обладал максимальной мощностью в 1850 л.с. и трехлопастного винта изменяемого шага ВИШ-105В с диаметром 3,1 метра. Выхлопные патрубки объединялись в 2 коллектора реактивного типа. Для регулирования температурой двигателя использовались лобовые жалюзи, которые находились на переднем кольце капота, а также 2 створки по бокам капота за мотором. Двигатель самолета запускался при помощи сжатого воздуха. Масляный бак емкостью в 59 литров находился на месте стыка металлической фермы и деревянной части фюзеляжа. Топливо объемом в 539 литров находилось в 5 баках: 3-х центропланных и 2-х консольных.
Вооружение истребителя состояло из 2-х синхронных пушек ШВАК калибра 20-мм с пневматическим и механическим перезаряжанием. Общий боезапас равнялся 340 снарядам. Для наводки на цель использовался коллиматорный прицел ПБП-la. На самолетах модели Ла-5ФН дополнительно устанавливались крыльевые бомбодержатели, которые были рассчитаны на подвеску бомб массой до 100 кг.
В состав оборудования истребителя помимо стандартного набора контролирующих и пилотажно-навигационных приборов включались кислородный прибор, коротковолновая радиостанция РСИ-4 и посадочная фара. Запаса кислорода хватало на 1,5 часа полета на высоте 8000 м.
Буквы ФН в маркировке Ла-5ФН расшифровывались как Форсированный Непосредственного впрыска топлива и относились к двигателю. Данный самолет начала поступать в войска с марта 1943 года. Его двигатель АШ-82ФН развивал максимальную мощность в 1850 л.с. и мог выдерживать форсированный режим в течение 10 минут полета. Данная версия истребителя Ла-5 была наиболее скоростной. У земли машина разгонялась до 593 км/ч, а на высоте в 6250 метров могла развить скорость в 648 км/ч. В апреле 1943 года в подмосковных Люберцах состоялась серия воздушных боёв между Ла-5ФН и трофейным истребителем Bf.109G-2. Учебные бои продемонстрировали подавляющее превосходство Ла-5 в скорости на малых и средних высотах, которые являлись основными для воздушных сражений Восточного фронта.
Ла-7 стал дальнейшей модернизацией истребителя Ла-5 и одной из лучших серийных машин конца Второй мировой войны. Данный истребитель обладал отличными летными качествами, высокой маневренностью и хорошим вооружением. На малых и средних высотах он имел преимущество над последними поршневыми истребителями Германии и стран антигитлеровской коалиции. Ла-7, на котором заканчивал войну Кожедуб, в настоящее время находится в Центральном музее ВВС России в поселке Монино.
По своему внешнему виду и размерам истребитель очень незначительно отличался от Ла-5. Одним из существенных отличий были лонжероны, которые, как и на последних сериях Ла-5ФН, были выполнены из металла. При этом обшивка и нервюры самолета остались без изменений. Размеры сечения лонжеронов были сокращены, что позволило освободить дополнительное пространство для топливных баков. Масса лонжеронов истребителя снизилась на 100 кг. Аэродинамика истребителя значительно улучшилось, достигалось это, в частности, путем переноса и улучшения формы радиатора. Также подверглась улучшениям внутренняя герметизация самолёта путем полной ликвидации просветов между трубами и отверстиями для них в противопожарной переборке и щелей в капоте. Все эти улучшения позволили Ла-7 получить над Ла-5 преимущество в скорости полета, скороподъемности и максимальном потолке. Максимальная скорость Ла-7 составляла 680 км/ч.
В качестве вооружения на Ла-7 могли быть установлены две 20-мм пушки ШВАК или 3 20-мм пушки Б-20. Пушки имели гидромеханические синхронизаторы, которые препятствовали попаданию снарядов в лопасти винта. Большая часть Ла-7, как и Ла-5, вооружалась двумя пушками ШВАК, которые обладали боезапасом по 200 патронов на ствол. В состав боекомплекта истребителя входили бронебойно-зажигательные и осколочно-зажигательные снаряды массой в 96 грамм. Бронебойно-зажигательные снаряды на дистанции в 100 метров пробивали по нормали броню толщиной до 20 мм. на двух подкрыльевых узлах истребителя можно было подвесить бомбы массой до 100 кг.
Использованы источники:
www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=403
www.airwar.ru/enc/fww2/la5.html
www.airwar.ru/enc/fww2/la7.html
Материалы свободной интернет-энциклопедии «Википедия»
Кожедуб Иван Никитович — трижды Герой Советского Союза сбил 64 самолета противника, в их числе реактивный истребитель МE-262. Он стал самым результативным летчиком-истребителем авиации союзников во Второй мировой войне.
Родился Иван Кожедуб 8 июня 1920 года в в селе Ображиевка Черниговской губернии в крестьянской семье церковного старосты.
В 1934 году, после окончания школы, Ваня поступил в химико-технологический техникум в городе Шостка. Там же стал заниматься в аэроклубе. Осенью 1940 года окончил Чугуевскую военно-авиационную школу летчиков, после чего в ней же и остался работать инструктором.
НЕУДАЧНОЕ НАЧАЛО
В самом начале Великой Отечественной войны Ивана Никитовича вместе с авиашколой эвакуировали в город Чимкент в Казахскую ССР. В 1942 году 23 февраля Ивану было присвоено звание старшего сержанта. В ноябре месяце того же года его откомандировали в 240-й истребительный авиаполк 302-й авиадивизии, в составе которой он в марте 1943-го вылетел на Воронежский фронт.
Несмотря на большой инструкторский опыт Ивана, его первый воздушный бой едва не стал и последним: сначала его ЛА-5 достала пушечная очередь с немецкого истребителя Ме 109 (спасла бронеспинка), а при возвращении «Лавочкин» был обстрелян своими же зенитками (попало два снаряда). В результате самолет оказался сильно поврежденным, и Кожедуб был вынужден летать на «остатках» (имеющихся в эскадрилье свободных самолетах).
СТАНОВЛЕНИЕ ГЕРОЯ
Первый вражеский самолет Иван сбил только в сороковом боевом вылете б июля 1943 года на Курской дуге, когда достаточно набрался фронтового опыта. Им оказался тихоходный «лаптежник» (немецкий пикирующий бомбардировщик Юнкере 87 с неубирающимися шасси). На следующий день он вогнал в советскую землю еще один Ju 87, а 9 июля за ними последовали сразу два истребителя Ме 109. Так Иван Никитович расплатился с «мессерами» за свою первую неудачную встречу с ними.
Кожедуб отлично пилотировал самолет (ему даже казалось, что он составляет с ним единое целое); метко стрелял (причем предпочитал открывать огонь на дистанции в 200-300 метров); был инициативен и смел (не боялся лобовых атак); нападал используя фактор внезапности; старался сбить или повредить самолет противника с первой же атаки; нападал, даже когда был один и силы противника во много раз превосходили его собственные. И это не могло не сказаться на результатах его боевой работы.
К 4-му февраля 1944 года на счету Ивана Кожедуба уже числилось 146 боевых вылетов и 20 лично сбитых самолетов противника, за что советское правительство наградило старшего лейтенанта И. Н. Кожедуба первой звездой Героя Советского Союза.
С мая 1944-го Иван Кожедуб воевал уже на улучшенном самолете ЛА-5ФН (бортовой № 14), который построили для советского летчика на средства колхозника-пчеловода из Сталинградской области В. В. Конева.
В августе 1944 года Иван Никитович стал капитаном и был назначен заместителем командира 17б-го гвардейского истребительного авиаполка. Летать он стал на новой модели истребителя конструктора Лавочкина — ЛА-7. 19 августа 1944 года за 256 боевых вылетов и 48 лично сбитых самолетов противника Иван Кожедуб был удостоен второй медали «Золотая Звезда».
ПРОТИВ «ЧУДО-ОРУЖИЯ» ЛЮФТВАФФЕ
19 февраля 1945 года в бою над Одером Кожедуб уничтожил новейший реактивный истребитель-бомбардировщик люфтваффе Ме 262. Вылетев в паре с летчиком Дмитрием Титоренко, Иван обнаружил на высоте более 3000 метров необычный самолет, который летел с очень большой скоростью. Кожедуб заметил, что самоуверенный немецкий пилот не контролировал пространство под собой, полагаясь на высокую скорость машины, и решил его наказать.
Но внезапного нападения не получилось. Первым огонь с дальней дистанции открыл Титоренко. Вот как этот бой описал сам Иван Кожедуб:
«В противника летят трассы (следы, которые остаются в воздухе от пуль): ясно — мой напарник все-таки поторопился! Про себя нещадно ругаю Старика (Титоренко); уверен, что план моих действий непоправимо нарушен. Но его трассы неожиданно мне помогли: немецкий самолет стал разворачиваться влево, в мою сторону. Дистанция резко сократилась, и я сблизился с врагом. С невольным волнением открываю огонь. И реактивный самолет, разваливаясь на части, падает».
В КОНЦЕ ВОЙНЫ
К концу войны гвардии майор Иван Кожедуб совершил 330 боевых вылетов и в 120 воздушных боях сбил лично 64 вражеских самолета, что подтверждено документально. Свой последний бой с противником в Великую Отечественную войну советский летчик совершил 17 апреля 1945 года. В этом бою в небе Берлина он сбил два истребителя Фокке-Вульф FW-190.
18 августа 1945 года страна отметила своего героя-летчика третьей звездой Героя Советского Союза.
Кроме немецких и румынских самолетов в конце войны советский ас сбил и пять американских самолетов. 22 апреля 1945 года он сбил два американских истребителя Р-51 «Мустанг» (документально подтверждено), которые атаковали его, видимо, приняв за немецкий истребитель. А за несколько дней до капитуляции фашистской — 3 американских бомбардировщика, которые в составе соединения из 20 самолетов пытались пробомбить территорию, уже занятую советскими войсками. Конечно, эти самолеты не были записаны в летную книжку нашего летчика, но сбил он их в честном бою, защищая свою жизнь и жизни советских солдат на земле.
ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
По окончании Второй мировой войны Иван Никитович продолжил служить в ВВС.
В 1949 году он окончил Военно-воздушную академию. А в период Корейской войны генерал Кожедуб был послан в во главе 324-й истребительной авиационной дивизии. С апреля 1951 по январь 1952 года летчики его дивизии в боях в одержали 216 воздушных побед, потеряв при этом 27 своих машин и девять пилотов. В 1956 году Кожедуб окончил Военную академию Генерального штаба.
С 1971 года он работал в центральном аппарате ВВС. В 1985 году стал маршалом авиации. Скончался Иван Никитович Кожедуб 8 августа 1991 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Личный счет вражеских самолетов летчика Ивана Кожедуба:
21 истребитель Фокке-Вульф FW-190;
18 бомбардировщиков Юнкере JU-87;
18 истребителей Мессершмитт МE-109;
3 штурмовика Хеншель НS-129;
2 двухмоторных бомбардировщика Хенкель Нe-111;
1 истребитель PZL Р-24 (румынский);
1 реактивный Мессершмитт МE-262.
Кожедуб Иван Никитович - самый результативный военный летчик времен Великой Отечественной войны. В последствии - маршал авиации, трижды Герой Советского Союза, награжден 14 советскими и 6 иностранными орденами, советскими и иностранными медалями. В годы Великой Отечественной войны совершил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев, лично сбил 62 самолета противника. Согласно официальным данным И.Н. Кожедуб - наиболее результативный советский летчик-истребитель.
Будущий летчик родился 6 июля 1922 г. в деревне Ображеевка Сумской области, став пятым ребенком в бедной крестьянской семье. Окончил рабфак Шостинского химико-технологического техникума. В 1938 г. пришел в аэроклуб, где в апреле 1939 г. совершил свой первый полет. Затем, в начале 1940 г. поступил в Чугуевское военное авиационное училище, после окончания которого остался там работать инструктором. С начала войны И.Н. Кожедуб неоднократно писал рапорты об отправке на фронт, но его просьбы были удовлетворены только осенью 1942 г., когда И.Н. Кожедуб направлен в Москву, а затем в 240 истребительный авиаполк, имевший на вооружении новейшие истребители Ла-5.
В начале военной карьеры Ивана Никитовича преследовали неудачи, летчика чуть было не перевели на пост оповещения. Только заступничество командира полка майора И. Солдатенко помогло ему остаться в полку.
Свою первую победу летчик одержал в ходе 40 боевого вылета, сбив немецкий пикирующий бомбардировщик. В дальнейшем И.Н. Кожедуб проявил себя отважным и умелым летчиком, в котором дерзость сочеталась с расчетливостью, инициатива с исполнительностью. Кожедуб относился к своей боевой машине подчас как к живому существу, для него самолет был другом, и истребитель отвечал ему тем же: за годы войны летчику ни разу не пришлось прыгать с парашютом.
В сентябре 1944 г. Кожедуба переводят в 176-й «маршальский» гвардейский истребительный авиаполк, где были собраны многие знаменитые военные летчики. В составе этого полка он и окончил войну. На счету Ивана Никитовича среди многих типов немецких самолетов числится и реактивный истребитель Ме-262, сбитый им 19 апреля 1945 г. над Одером.
После войны И.Н. Кожедуб окончил Военно-воздушную академию и был назначен командовать 326-й истребительной авиадивизией. В ходе войны в Корее с марта 1951 по февраль 1952 гг. дивизия Кожедуба одержала 215 побед, потеряв 52 самолета и 10 летчиков. Правда, сам Кожедуб в боевых вылетах не участвовал из-за строго запрета командования. По возвращении на родину Кожедуб окончил академию Генштаба, занимал ряд высоких командных должностей в ВВС, в том числе командовал авиацией Московского военного округа. В 1985 г. Н.И. Кожедубу было присвоено звание маршала авиации.
Иностранные наградыИва́н Ники́тович Кожеду́б (укр. Іван Микитович Кожедуб ; 8 июня , Ображиевка , Глуховский уезд, Черниговская губерния , УССР - 8 августа , Москва , СССР) - советский военный деятель , лётчик-ас времён Великой Отечественной войны , наиболее результативный лётчик-истребитель в авиации союзников (64 победы). Трижды Герой Советского Союза . Маршал авиации (6 мая ).
Биография
Иван Кожедуб родился в селе Ображиевка Глуховского уезда Черниговской губернии (ныне Шосткинского района Сумской области Украины) в семье крестьянина - церковного старосты . Принадлежал ко второму поколению [ ] советских пилотов-истребителей, принявших участие в Великой Отечественной войне.
Первые шаги в авиации сделал, занимаясь в Шосткинском аэроклубе . В начале 1940 года - поступил на службу в ряды Красной Армии и осенью того же года окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, после чего продолжил в ней службу в должности инструктора.
Первый воздушный бой закончился для Кожедуба неудачей и едва не стал последним - его Ла-5 был повреждён пушечной очередью Мессершмитта-109 , бронеспинка спасла его от зажигательного снаряда, а при возвращении самолёт был обстрелян советскими зенитчиками, в него попало 2 зенитных снаряда. Несмотря на то что Кожедубу удалось посадить самолёт, полному восстановлению он не подлежал, и лётчику пришлось летать на «остатках» - имеющихся в эскадрилье свободных самолётах. Вскоре его хотели забрать на пост оповещения, но командир полка заступился за него. В начале лета 1943 года Кожедубу было присвоено звание младшего лейтенанта, затем он был назначен на должность заместителя командира эскадрильи. Вскоре после этого, 6 июля 1943 года на Курской дуге , во время сорокового боевого вылета, Кожедуб сбил свой первый немецкий самолёт-бомбардировщик Юнкерс Ю-87 . Уже на следующий день сбил второй, а 9 июля сбил сразу 2 истребителя Bf-109 . Первое звание Героя Советского Союза Кожедубу (уже старшему лейтенанту) было присвоено 4 февраля 1944 года за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолётов противника.
Последний бой в Великую Отечественную, в котором он сбил 2 FW-190 , Кожедуб провёл 17 апреля 1945 года в небе над Берлином . Третью медаль «Золотая Звезда» Кожедуб получил 18 августа 1945 года за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, проявленную на фронтах войны. Он был отличным стрелком и предпочитал открывать огонь на дистанции 200-300 метров, крайне редко сближаясь на меньшую дистанцию.
И. Н. Кожедуб ни разу не был сбит во время Великой Отечественной войны, и хотя его подбивали, он всегда сажал свой самолёт. На счету Кожедуба также есть и первый в мире реактивный истребитель, немецкий Ме-262, который он сбил 19 февраля 1945 года, однако он не был первым, кому это удалось сделать - ещё 28 августа 1944 года один сбитый Me-262 был записан на счёт американских пилотов М. Кроя и Дж. Майерса, а всего до февраля 1945 года американским лётчикам было официально засчитано около 20 сбитых самолётов этого типа .
По окончании войны Кожедуб продолжил службу в ВВС. В 1949 году окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию . В это же время он оставался действующим пилотом-истребителем, освоив в 1948 году реактивный МиГ-15 . В 1956 году окончил Военную академию Генерального штаба . Во время войны в Корее командовал 324-й истребительной авиационной дивизией (324-й иад) в составе 64-го истребительного авиационного корпуса . С апреля по январь 1952 года лётчики дивизии одержали 216 воздушных побед, потеряв всего 27 машин (9 пилотов погибло).
Внешние изображения | |
---|---|
. |
Список воздушных побед
В официальной советской историографии итог боевой деятельности Кожедуба выглядит как 62 самолёта противника, сбитые лично. Однако недавние архивные исследования показали, что эта цифра немного занижена - в наградных документах (откуда она, собственно, и была взята) по неизвестным причинам отсутствуют две воздушные победы (8 июня 1944 - Ме-109 и 11 апреля 1944 - ПЗЛ-24 ), между тем как они были подтверждены и официально занесены на личный счёт лётчика .
Список воздушных побед И. Н. Кожедуба | |||
---|---|---|---|
№ п/п | Дата победы | Тип самолёта | Место победы |
1 | 06.07.1943 | Ю-87 | зап. Завидовка |
2 | 07.07.1943 | Ю-87 | ст. Гостищево |
3 | 09.07.1943 | Ме-109 | Красная Поляна |
4 | 09.07.1943 | Ме-109 | вост. Покровка |
5 | 09.08.1943 | Ме-109 | Прелестный |
6 | 14.08.1943 | Ме-109 | Искровка |
7 | 14.08.1943 | Ме-109 | Коломна |
8 | 16.08.1943 | Ю-87 | Рогань |
9 | 22.08.1943 | ФВ-190 | Люботин |
10 | 09.09.1943 | Ме-109 | сев. Искровка |
11 | 30.09.1943 | Ю-87 | юго-зап. Бородаевка |
12 | 01.10.1943 | Ю-87 | зап. Бородаевка |
13 | 01.10.1943 | Ю-87 | зап. Бородаевка |
14 | 02.10.1943 | Ме-109 | Плоское |
15 | 02.10.1943 | Ю-87 | Петровка |
16 | 02.10.1943 | Ю-87 | юго-зап. Андреевка |
17 | 02.10.1943 | Ю-87 | юго-зап. Андреевка |
18 | 04.10.1943 | Ме-109 | сев.-зап. Бородаевка |
19 | 05.10.1943 | Ме-109 | юго-зап. Красный Кут |
20 | 05.10.1943 | Ме-109 | зап. Куцеваловка |
21 | 06.10.1943 | Ме-109 | Бородаевка |
22 | 10.10.1943 | Ме-109 | Днепрово-Каменка |
23 | 12.10.1943 | Ю-87 | сев. Плоское |
24 | 12.10.1943 | Ме-109 | юж. Петровка |
25 | 12.10.1943 | Ю-87 | юж. Домоткань |
26 | 29.10.1943 | Ю-87 | Кривой Рог |
27 | 29.10.1943 | Хе-111 | зап. Будовка |
28 | 16.01.1944 | Ме-109 | Ново-Злынка |
29 | 30.01.1944 | Ме-109 | вост. Нечаевка |
30 | 30.01.1944 | Ю-87 | зап. Липовка |
31 | 14.03.1944 | Ю-87 | Осиевка |
32 | 21.03.1944 | Ю-87 | Лебедин - Шпола |
33 | 11.04.1944 | ПЗЛ-24 | Сырка |
34 | 19.04.1944 | Хе-111 | сев. Яссы |
35 | 28.04.1944 | Ю-87 | юго-вост. Вултуру |
36 | 29.04.1944 | Хш-129 | Хорлешти |
37 | 29.04.1944 | Хш-129 | Хорлешти |
38 | 03.05.1944 | Ю-87 | Тыргу Фрумос - Думбрэвица |
39 | 31.05.1944 | ФВ-190 | вост. Вултуру |
40 | 01.06.1944 | Ю-87 | Чужа Вода |
41 | 02.06.1944 | Хш-129 | зап. Стынка |
42 | 03.06.1944 | ФВ-190 | Редиу-Улуй - Тэтэр |
43 | 03.06.1944 | ФВ-190 | Редиу-Улуй - Тэтэр |
44 | 03.06.1944 | ФВ-190 | сев.-зап. Яссы |
45 | 07.06.1944 | Ме-109 | Пырлица |
46 | 08.06.1944 | Ме-109 | Кырпицы |
47 | 22.09.1944 | ФВ-190 | сев.-зап. Стренчи |
48 | 22.09.1944 | ФВ-190 | юго-зап. Рамниеки - Даксты |
49 | 25.09.1944 | ФВ-190 | сев.-зап. Валмиера |
50 | 16.01.1945 | ФВ-190 | юж. Студзяна |
51 | 10.02.1945 | ФВ-190 | сев.-зап. окр. аэродром Морин |
52 | 12.02.1945 | ФВ-190 | зап. Кинитц |
53 | 12.02.1945 | ФВ-190 | зап. Кинитц |
54 | 12.02.1945 | ФВ-190 | оз. Китцер-Зее |
55 | 17.02.1945 | Ме-262 | вост. Альт-Фридлянд |
56 | 19.02.1945 | Ме-109 | сев. Фюрстенфельде |
57 | 11.03.1945 | ФВ-190 | сев. Брюнхен |
58 | 18.03.1945 | ФВ-190 | сев. Кюстрин |
59 | 18.03.1945 | ФВ-190 | сев.-зап. Кюстрин |
60 | 22.03.1945 | ФВ-190 | сев. Зеелов |
61 | 22.03.1945 | ФВ-190 | вост. Гузов |
62 | 23.03.1945 | ФВ-190 | ст. Вербиг |
63 | 17.04.1945 | ФВ-190 | Врицен |
64 | 17.04.1945 | ФВ-190 | Кинитц |
Всего воздушных побед: 64+0
боевых вылетов - 330
воздушных боёв - 120
1 Ныне живущий. 2 Впоследствии получил звание Главного маршала артиллерии. 3 Лишён звания в 1952 году, восстановлен в 1953. 4 Разжалован до звания генерал-майор артиллерии в 1963 году. 5 Главный маршал артиллерии, ранее имел звание генерала армии.
|
|
|
|