Местоименно определительные придаточные предложения примеры. Урок «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

Не всё золото, что блестит. [всё …], (с. сл. что…).

Не тот стар, кому стукнуло шестьдесят, а тот , кто скис в тридцать. [не тот …, (кто …), а тот], (кто…).

Каков сад, таковы и яблоки. (Каков …), [таков …].

Кто на борзом коне жениться поскачет, тот скоро поплачет. (Кто …), [тот …].

Предложения этого типа часто передают обобщённую мысль, афоризм, сентенцию.

Тот, кто посвятил себя науке, не свободен от неё и в дни отдыха.

Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя (Гёте).

Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит (М. Булгаков).

СПП с изъяснительной с то 2

В СПП с придаточной изъяснительной указательное местоименное слово в главной части, как правило, является факультативным .

Он сказал о том, что скоро вернётся.

Он не отрицал того, что виновен.

Я убеждён в том, что этот человек честен. [… глаг. + _ то 2 ], (с. что…).

Тип связи – присловный, механизм -- союзный.

Соотносительное слово то 2 в СПП с придаточной изъяснительной является обязательным в следующих случаях:

1) при глаголах начать(ся), начинать(ся), кончить(ся), кончать(ся), состоять, сводиться, заключаться.

Всё началось с того , что я пропустил занятие по синтаксису.

А закончилось всё тем , что я не сдал экзамен. [… глаг. + то 2 ], (с. что …).

Тип связи – корреляционный, механизм – местоименно-союзный.

2) в сочетаниях дело в том, вопрос в том, проблема в том .

Дело в том , что нужно разобраться в тонкостях структуры СПП.

Моя проблема в том , что некогда этим заниматься.

3) при глаголах эмоционального состояния и соотносительных с ними причастиях (поражён тем, смущён тем, оскорблен тем ).

Её застарелая нравственность была оскорблена тем , что дочь её позволила целовать себя до брака (Помяловский).

4) при прилагательных с качественно-характеризующим значением (замечателен тем, хорош тем, удивителен тем, страшен тем ).

Разумихин был ещё тем замечателен , что никакие неудачи его никогда не смущали (Ф. Достоевский).



Филологический факультет знаменит тем , что здесь учатся самые красивые девушки.

5) если придаточная изъяснительная занимает позицию одного из членов однородного ряда.

Он говорил о лете и о том , что быть поэтом женщине нелепость

(А. Ахматова).

6) если при опорном слове имеется отрицание с дальнейшим противопоставлением.

Рад не тому , что лекция закончилась, а тому , что впереди ещё две пары.

7) если соотносительное местоимение акцентируется усилительной частицей или вводным словом.

Радуюсь именно тому , что впереди ещё две пары.

СПП с придаточной места

Придаточными места называются части СПП, содержащие указание на место действия или проявления признака, выраженного в главной части, и отвечающие на вопросы где?, куда?, откуда?.

Средства связи

Придаточные места связываются с главной частью при помощи союзных слов где, куда, откуда . В качестве соотносительных слов в главной части выступают местоименные наречия там, туда, оттуда, всюду, повсюду, отовсюду, везде .

Смелый там найдёт, где робкий потеряет. [… там …], (где…).

Где кто родился, там и пригодился.Где любовь да совет, там и горя нет. (Где …), [там …].

Куда иголка, туда и нитка. (Куда …), [туда …]

Везде , где приятное заменяют полезным, приятное почти всегда на этом выигрывает
(Ж. Ж. Руссо).
[Везде, (где…), …].

СПП с придаточными места характеризуются наличием корреляционной пары:

там – где, туда – где, туда – куда, туда – откуда, всюду – где, везде – где, повсюду – куда.

Место придаточной части не является фиксированным: она может находиться в постпозиции, в интерпозиции, в препозиции.

Союзные слова где, куда, откуда могут осложняться усилительной частицей ни . В главной части при этом употребляется наречие с обобщённым значением – всюду, везде . Благодаря этому СПП места получает обобщённо-усилительный оттенок.

Всюду , куда я ни обращался, мне помогали. [Всюду, (куда ни…), …].

NB! Подводные камни!

1. Иногда указательное слово в главной части может отсутствовать.

Где бодрый серп гулял и падал колос, теперь уж пусто всё (Ф. Тютчев).(Где …) и (…), .

В РГ подобные конструкции рассматриваются как СПП расчлененной структуры.

2. Придаточные места могут употребляться для уточнения обстоятельства места.

Впереди, где кончалась чаща, стояли березы. [Обст-во места, (где …), …]. Впереди (где именно?)

Мы спускались вниз, куда вёл указатель «Спортивный зал». […обст-во места], (куда …).Вниз (куда именно?)

Структура расчлененная, связь детерминантная (распространяется член предложения), придаточная – уточняющая места.

Все посмотрели туда, где были вывешены таблицы. [ …туда], (где…).

Все посмотрели налево, где были вывешены таблицы. [ …обст.места], (где…).

Все посмотрели налево, туда, где были вывешены таблицы. [ …туда], (где…).

Все посмотрели на доску, туда, где были вывешены таблицы. [ …туда], (где…).

Все посмотрели на доску, где были вывешены таблицы. [ …сущ.], (где…).

Многие придаточные места превратились в устойчивые сочетания:

где угодно, куда следует, куда прикажете, куда хочешь, куда глаза глядят, куда ворон костей не уносил, куда Макар телят не гонял.

Выпускников филфака можно встретить где угодно .

Едут они по распределению куда глаза глядят.

Изучение синтаксиса вызывает определенные трудности, что связано в первую очередь с многообразием конструкций и понятий. отличается наличием нескольких предикативных частей, которые могут быть самостоятельными. Это сложносочиненное предложение. А могут быть зависимыми и главными - это сложноподчиненное предложение. В статье идет речь об СПП с придаточными определительными.

Сложное предложение с подчинительной связью частей

Предложения, где одна часть главная, а другие зависимые, могут быть разными по своей структуре и по значению подчинительных частей. Если придаточная часть СПП отвечает на падежей, то это изъяснительная часть. Например:

  • Петр утверждал, что его на заседании не было.
  • Екатерина поняла, зачем они выполняли эту работу.
  • Кошка знала, что за свои выходки она будет наказана.

В случаях, когда к придаточной части задается вопрос обстоятельства, это предложение. К примеру:

  • Они встретились в парке, когда закончилась демонстрация.
  • Так как начался шторм, путешествие на теплоходе пришлось отложить.
  • Максим был там, где жили его друзья.

К СПП с придаточными определительными задается вопрос "какой". Например:

Эта птица, которая пролетала над морем несколько раз, называется гагарой.

Мальчик, чьи родители работали на объекте в Сочи, показал отличные результаты в спорте.

Усадьба, что находится в пределах заповедника, является музеем.

Пунктуация в СПП

Какие ставятся знаки препинания в сложноподчиненном предложении? В русской грамматике принято отделять главную часть от придаточной запятыми. В большинстве случаев она предшествует союзу или является членом предложения, к нему можно задать вопрос): "Туристы остановились на ночлег в палаточном городке, потому что им предстоял еще долгий путь в горы".

Много примеров, когда запятая ставится в финале главной части, но не перед союзом/союзным словом (особенно часто это наблюдается в СПП с придаточными определительными): "Тропинка к источнику лежала через ущелье, о месторасположении которого было известно немногим".

В случаях, когда придаточная часть расположена в середине главной, запятые ставятся по обеим сторонам зависимой части: "Дом, в который они переехали, был просторнее и светлее".

Знаки препинания в ставятся по таким же синтаксическим правилам: после каждой части - запятая (чаще всего перед союзами/союзными словами). К примеру: "Когда поднялась полная луна, ребята увидели, как таинственно плещутся морские волны, звуки которых они слышали давно".

Придаточное определительное

  • Определительная зависимая часть раскрывает некоторые признаки слова, обозначенного в главной части. Такая придаточная часть сравнима с простым определением: "Выдался чудесный день"/ "Выдался день, о котором давно мечтали". Разница не только синтаксическая, но и семантическая: если определения называют предмет прямо, то придаточная часть рисует объект через ситуацию. При помощи союзных слов присоединяются СПП с придаточными определительными. Предложения-примеры:
  • Машина, которую Мария купила в Японии, была надежной и экономичной.
  • Миша принес яблоки из сада, где также росли груши и сливы.
  • Отец показал путевки в Венецию, куда вся семья отправится в сентябре.

При этом есть союзные слова, которые являются основными для таких предложений: "который", "чей", "какой". Другие считаются неосновными: "где", "что", "когда", "куда", "откуда".

Особенности придаточного определительного

Кратко описав основные характеристики конструкций, можно составить небольшой конспект «СПП с придаточным определительным». Основные черты таких предложений раскрываются ниже:


Местоименно-определительные предложения

От СПП с придаточными определительными, где зависимая часть относится к существительному с указательным местоимением, нужно отличать такие, что зависят от самого указательного местоимения. Подобные предложения называются местоименно-определительные. Для сравнения: "Тот не будет допущен к зачету, кто не сдал лабораторную работу"/ "Те студенты, которые не сдали лабораторную работу, не будут допущены к зачету". Первое предложение - местоименно-определительное, так как в нем придаточная часть зависит от указательного местоимения "тот", которое нельзя убрать из предложения. Во втором предложении зависимая часть относится к существительному "студенты", при котором есть указательное местоимение "те", и его можно опустить, следовательно, это придаточное определительное.

Упражнения по теме

Закрепить изложенные выше теоретические сведения поможет тест «СПП с придаточными определительными».

  1. В каком предложении представлено СПП с придаточным определительным.

а) Егору сообщили о случившемся поздно, что ему не понравилось.

б) Вследствие того что заседание затянулось, адвокат опоздал на встречу.

в) Роща, где росло много берез, после дождя манила грибников.

г) Море было спокойным, когда они вышли к берегу.

2. Среди предложений найдите местоименно-определительное.

а) Его еще не видели таким, каким он был вчера на совещании.

б) Тот город, который появился на горизонте, был Бейрут.

в) Мысль, что пришла ему в голову, понравилась всем.

г) Школа, в которую ходила ее сестра, была в другом городе .

3. В каком варианте ответа придаточная часть разрывает главную?

а) Тот не поймет Пушкина, кто не читал его душой.

б) Вода в реке, что находилась на окраине города, была студеной.

в) На день рождения был приглашен его приятель, с которым он познакомился на конференции.

г) Василий позвонил доктору, чей номер дала Дарья Николаевна.

4. Укажите придаточное определительное предложение.

а) Он знал, откуда доставили груз.

б) Страна, откуда он родом, находилась в центре Африки.

в) Откуда приехал Михаил, было известно лишь отцу.

г) Она подошла к окну, откуда доносились голоса.

5. Укажите предложение с местоименно-определительным придаточным.

а) Та улица, которая шла параллельно проспекту, была древнейшей в городе.

б) Та, что была в желтом костюме, оказалась женой Ипатова.

в) Та девушка, что встретилась Николаю в парке, была знакомой его сестры.

г) Лидию привлекла та песня, которую исполняли дети со сцены.

Виды подчинительной связи, члены предложения, разбор предложения, средства связи предложений - все это синтаксис русского языка. Определительное придаточное - пример одной из самых сложных тем в изучении русского синтаксиса.

Придаточное предложение: определение

Неотъемлемая часть сложноподчиненного предложения - придаточная часть. Придаточной называется та часть сложного предложения, которая является зависимой от главной. На полях лежал белый снег, когда они ездили в деревню. Здесь главное предложение На полях лежал снег. От него задается вопрос к зависимой части: лежал (когда?) когда они ездили в деревню . Придаточная часть - это отдельное предложение, так как в нем есть предикативная основа. Однако связываясь с главным членом семантически и грамматически, оно не может существовать самостоятельно. Этим отличается главная часть сложного предложения от придаточной. Таким образом, придаточное предложение - часть сложноподчиненного предложения, зависимая от главной части.

Придаточное предложение: виды

В синтаксисе русского языка выделяется четыре типа придаточных предложений. Вид зависимой части определяется по вопросу, задаваемому от главного предложения.

Виды придаточных частей
Название Значение Пример
Определительная От одного слова в главном предложении задается вопрос какой? В то время он руководил ансамблем, где играл Ильин. (ансамблем (каким?) где играл Ильин)
Изъяснительная От одного слова в главном предложении задается вопрос косвенного падежа: чего? чему? чем? о чем? кого? кому? кем? о ком? Представляешь, как она обрадуется! (представляешь (что?) как она обрадуется)
Обстоятельственная От одного слова в главном предложении задается вопрос обстоятельства: где? когда? откуда? как? зачем? и другие Он поступил так, как поступают трусы. (поступил (как?) как поступают трусы)
Присоединительная От всего главного предложения задается любой вопрос. Был сильный ветер, почему и отменили рейсы. (рейсы отменили (почему?) потому что был сильный ветер)

Верно определить вид придаточного предложения - задача, которая стоит перед обучающимся.

Придаточное определительное предложение

Сложноподчиненное предложение (СПП) с придаточными определительными, примеры которых даны в таблице, состоит из двух или более частей, где главная часть характеризуется придаточной. Определительная часть относится к одному слову из главного предложения. Это либо существительное, либо местоимение.
Определительное придаточное - пример становления определительных отношений между главной и зависимой частями. Одно слово из главной части согласуется с целым придаточным предложением. Например, Виктор смотрел на море, в просторах которого показался корабль. (Море (какое?), в просторах которого показался корабль) .

Придаточное определительное: особенности

Есть некоторые особенности в СПП с придаточными определительными. Примеры из таблицы помогут разобраться.

Предложения с придаточными определительными: примеры и особенности
Особенности Примеры
Придаточное определительное присоединяется к главному предложению, обычно союзным словом (чей, который, что, где, какой и другими).

Его потрясла картина (какая?), что висела в гостиной.

Город (какой?), где растут магнолии, запомнился ему навсегда.

В главной части СПП могут находиться связанные с союзными словами указательные местоимение тот, то, такой и другие.

В том городе (каком?), где мы отдыхали, много исторических памятников.

От яблоневого сада шел такой аромат (какой?), который бывает только в теплые майские дни.

Придаточные определительные должны следовать сразу после определяемого слова.

Фотография (какая?), что лежит у него в записной книжке, была подарена ему Ольгой.

День (какой?), когда они встретились, запомнили все.

Придаточное определительное (примеры предложений с союзным словом который ) может отделяться от главного слова другими членами предложений.

Комната, в пределах которой находилась галерея, была хорошо освещена.

Вечерами в курортном городке слышался шум моря, на фоне которого кричали чайки.

Соотносительные придаточные

У сложноподчиненных предложений с придаточной определительной частью есть еще одна особенность. Если в главной части СПП подлежащее или именная часть составного именного сказуемого выражены определительным или указательным местоимением, от которого зависит придаточная определительная часть, то такая часть называется соотносительной (местоименно-определительной). То есть предложения, в которых есть соотношение местоимения в главной части и союзного слова в зависимой, - это предложения, где есть местоименно-определительные придаточные.

Примеры: Ему рассказали только то, что было н еобходимо (соотношение то+что). Женщина ругалась так громко, что слышала вся площадь (соотношение так+что). Ответ был таким, каким был сам вопрос (соотношение таким+каким). Голос капитана был такой громкий и строгий, что вся часть сразу слышала и строилась (соотношение такой+что). Отличительной чертой местоименно-определительных придаточных является то, что они могут предшествовать главному предложению: Кто не был на Байкале, тот не видел истинной красоты природы.

Придаточное определительное: примеры из художественной литературы

Вариантов сложноподчиненных предложений с придаточной определительной частью множество.
Писатели активно используют их в своих произведениях. Например, И.А Бунин: Северный уездный городок (какой?), где осталась моя семья,... был от меня далеко. На ранней заре (какой?), когда еще кричат петухи и по-черному дымятся избы, распахнешь, бывало, окно...

А.С. Пушкин: В одну минуту дорогу занесло, окрестность исчезла во мгле (какой?)..., сквозь которую летели белые хлопья снегу... Берестов отвечал с таким же усердием (каким?), с каковым цепной медведь кланяется господам по приказанию своего вожатого.

Т. Драйзер: Нам остается только утешать себя мыслью (какой?), что эволюция человека никогда не прекратится... На нее нахлынули чувства (какие?), которые испытывает отверженная.

Придаточное определительное предложение (примеры из литературы иллюстрируют это) вносит дополнительный оттенок значения главного слова, обладая широкой описательной способностью, дает возможность автору произведения красочно и достоверно описать тот или иной объект.

Нарушение построения предложений с придаточным определительным

В экзаменационной работе по русскому языку встречаются задания, где неверно употреблено определительное придаточное. Пример подобного задания: Чиновник приехал в город, который отвечал за финансирование проекта. В данном предложении из-за отрыва придаточной части от главной произошел смысловой сдвиг.
Необходимо видеть ошибку и верно употреблять определительное придаточное. Пример: Чиновник, который отвечал за финансирование проекта, приехал в город. В предложении исправлена ошибка. В речи носителей языка и в творческих работах обучающихся встречаются и другие ошибки при употреблении предложения с придаточными определительными. Примеры и характеристика ошибок даны в таблице.

Ошибки при определительных придаточных
Пример Характеристика ошибок Исправленный вариант
Ее выручил, кому она помогала в прошлом. Необоснованное опущение указательного местоимения Ее выручил тот, кому она помогала в прошлом.
Нарвал - уникальное млекопитающее, который обитает в Карском море. Неверное согласование союзного слова с главным словом Нарвал - уникальное животное, которое обитает в Карском море.
Люди открыли от удивления рты, которые были поражены происходящим действием. Не соблюдены логические и смысловые связи Люди, которые были поражены происходящим действием, открыли от удивления рты.

Определительное придаточное и причастный оборот

Предложения, где есть причастный оборот, семантически схожи со сложноподчиненным предложением, в котором есть придаточное определительное. Примеры: Дуб, посаженный прадедом, превратился в огромное дерево. - Дуб, который посадил прадед, превратился в огромное дерево. Два схожих предложения имеют разные оттенки значений. В художественном стиле предпочтение отдается причастному обороту, который носит более описательный и выразительный характер. В разговорной речи придаточное определительное используется чаще, чем причастный оборот.

Виды придаточных предложений. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. 9 класс

Цели урока:

-обучающие: научить учащихся находить придаточные определительные в сложноподчинённых предложениях по характерным признакам, расставлять знаки препинания в предложениях данного типа, составлять схемы сложных предложений;

-развивающие: развивать орфографическую грамотность, навыки определения данных придаточных в сложноподчинённых предложениях;

-воспитательные: прививать любовь к родному языку.

Оборудование: учебник, записи на доске.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока

    Организационный момент

    Эмоциональный настрой

    Повторение изученного материала

    Лингвистическая разминка (на проверку и тренировку слуховой памяти)

- Из предложенных слов выпишите лишь вторую букву каждого из них. Если вам удастся всё сделать без ошибок, то из этих букв получится сочетание слов, относящееся к научной терминологии .

Вскрикнуть, блистательный, количественный, ожог (руки), интенсивный, роскошный, бескорыстный, опасность, прочувствованный, безымянный, одиннадцать, бледнолицый, возлагать, сжаренный, серебряный, интеллигентный, циничный, реалистичный.

(Сложное предложение.)

Дополнительное задание: объяснить лексическое значение слов интенсивный, циничный, реалистичный. При необходимости воспользоваться толковым словарём.

    Повторение теоретических сведений о сложных предложениях

Какой раздел науки о языке изучает предложение?

Что называется сложным предложением?

На какие виды делятся сложные предложения?

3. Цифровой диктант

-Отметьте номера сложных предложений.

1) Мой дом находится на окраине района. (Простое предложение)

2) Было уже часов десять, и над садом светила полная луна. (Сложносочинённое предложение)

3) И нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

4) Охотник насторожился: собака поджала хвост. (Бессоюзное сложное предложение)

5) Мы добрались до цели нашего путешествия. (Простое предложение)

6) Пел он старинную русскую песню, которую без волнения слушать было невозможно. (Сложноподчинённое предложение)

(2, 3, 4, 6)

    Подготовка к восприятию нового материала

Какое предложение называется сложноподчинённым?

У ч и т е л ь. Все сложноподчинённые предложения делятся на три группы: определительные, изъяснительные, обстоятельственные.

- Прочитайте последнее предложение цифрового диктанта.

Найдите главное и придаточное предложения.

От какой части речи в главном предложении задаётся вопрос к придаточному?

(От имени существительного)

Задайте вопрос. (Песню какую? )

Какое средство связи главного предложения с придаточным?

(Союзное слово которую – относительное местоимение)

Составьте схему предложения.

В данном предложении придаточное отвечает на такой же вопрос, как и имя прилагательное. Поэтому оно называется… (определительным.)

Верно. Так сформулируйте тему и цели нашего урока.

5. Формулирование учащимися темы и целей урока

6. Изучение нового материала

1.Работа со статьёй учебника (с. 69-70)

Чтение статьи, комментирование примеров, составление плана.

План

    Вид придаточного предложения.

    На какой вопрос отвечает придаточное предложение?

    К чему относится в главном предложении?

    Средства связи.

    Есть ли указательные слова?

    Пример сложноподчинённого предложения с придаточным определительным.

2.Работа в парах

- Расскажите по плану о придаточных определительных.

7. Закрепление изученного материала

1. Записать предложения, раскрывая скобки и ставя придаточное после определяемого слова. Составить схемы полученных предложений.

1) В реке водится рыба (что протекает возле нашего села).

2) В доме живёт участник Великой Отечественной войны (который стоит рядом со школой).

3) На дне лесного оврага бежал по каменистому руслу ручей (куда мы пришли).

2. Выборочная работа с тестовыми заданиями из сборника по подготовке к ОГЭ по русскому языку под редакцией И. П. Цыбулько (36 вариантов).

8. Подведение итогов урока. Рефлексия

Интерактивный приём «Микрофон»

Продолжите предложение: «Сегодня на уроке мы повторили (изучили, узнали, выполнили) …».

9. Домашнее задание

Литература

    Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: универсальное пособие. – М.: ВАКО, 2006. – 224 с.

    ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И. П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2015. – (ОГЭ. ФИПИ - школе).

    Русский язык. 9 класс: поурочные планы по учебнику Л. А. Тростенцовой и др. / авт.-сост. Т. М. Амбушева. – Волглград: Учитель, 2012. – 143 с.

    Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; науч. Ред. Н. М. Шанский. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 206 с.