Методы экзистенциальной терапии. Экзистенциальный подход к человеку

Материал подготовила: Катерина Зыкова , психолог.

Экзистенциальная психотерапия: всё горит, но с этим можно быть

Экзистенциальная психотерапия (англ. existential therapy) – направление в психотерапии, ставящее целью подвести пациента к осмыслению своей жизни, осознанию своих жизненных ценностей и изменению своего жизненного пути на основе этих ценностей, с принятием полной ответственности за свой выбор.

Навигация по статье:
1. ;
2. ;
3. ;
4. .

Экзистенциальная философия

XX век, после войн и связанных с ними социального и духовного кризисов, стало не очень понятно, как жить. Опор поубавилось: позитивизм не привел к разумной и прекрасной жизни, "Бог умер", не работали спасительные авторитеты и ценности. Настало время принимать решения, и делать выбор: "смысла жизни не существует, мне придётся самому создавать его" (Ж. П. Сартр). Между двумя мировыми войнами начала оформляться школа экзистенциальной философии, возникшая в "воскресный полдень 1834 года, когда молодой датчанин сидел в кафе, курил сигару и размышлял над тем, что ему грозит опасность состариться, не оставив следа в этом мире". Любитель сигар – Сёрен Кьеркегор, основоположник экзистенциальной философии, таки оставивший в мире след.

Экзистенциалисты (известные и влиятельные представители, развившие идеи Кьеркегора: М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, К. Ясперс, М. Бубер и др.) рассматривают человека как существо уникальное, свободное (даже "осуждённое быть свободным"), обращенное в будущее, способное к выбору собственной судьбы и "подлинной" жизни (Мартин Хайдеггер выделяет два модуса существования: подлинный и неподлинный. Подлинно человек живет в согласии с собой, а не общепринятыми нормами; в одиночестве встречаясь с неопределённостью и абсурдностью жизни, неизбежностью смерти).

Смерть "бога" (у Ницше – "Бог умер", у Достоевского – "если бога нет, то все дозволено") – один из ключевых пунктов экзистенциализма. Под "богом" подразумевается в принципе любая система ценностей, способная дать опору в жизни (религия, идеология и т.д.). У Сартра: "Если я ликвидировал бога-отца, то должен же кто-нибудь изобретать ценности… ценность есть не что иное, как выбираемый вами смысл". "Бога" нет, каждый сам выбирает, как жить (кстати, не выбирать – это тоже выбор). Таким образом, человек представляет собой "совокупность своих поступков", принятых решений.

Экзистенциальная психотерапия

Экзистенциальная философия – главный источник возникновения экзистенциальной психотерапии. Первым экзистенциальную философию и психиатрию объединил швейцарский психиатр Людвиг Бинсвангер, создав концепцию экзистенциального анализа. Затем появился дазайн-анализ ещё одного швейцарского психиатра Медарда Босса – нечто среднее между психоаналитической терапией и философией Хайдеггера. Экзистенциальный анализ (дазайн-анализ) как направление экзистенциальной психотерапии продолжает развиваться до сих пор. Ещё одно интересное направление – логотерапия Виктора Франкла. Волю и стремление к смыслу Франкл считает одним из ведущих человеческих свойств. Смысл есть даже в ситуациях, которые кажутся безвыходными, наполненными страданием. Фрустрация воли к смыслу приводит, по мнению Франкла, к проблемам, кризисам, неврозам.

Экзистенциальная психотерапия не рассматривает человека как однажды застывшую совокупность черт характера, реакций, механизмов поведения, социальных ролей и т.д. Дословно "экзистенция" переводится как "становление", "возникновение". Так и человек – непрерывно меняющийся, возникающий, становящийся – определяется своим "бытием-в-мире" (в пер. с нем. Dasein – "вот-бытие", "здесь-бытие", философское понятие М. Хайдеггера) в физическом, социальном, психологическом и духовном измерениях.

В течение жизни человек неизбежно сталкивается с универсальными данностями: бытие, одиночество, свобода, ответственность, смысл, бессмысленность, тревога, время, смерть. Известный экзистенциальный психотерапевт Ирвин Ялом считал, что особенно важны для психотерапии четыре из этих данностей: "неизбежность смерти каждого из нас и тех, кого мы любим; свобода сделать нашу жизнь такой, какой мы хотим; наше экзистенциальное одиночество; и, наконец, отсутствие какого-либо безусловного и самоочевидного смысла жизни".

Если хорошенько вдуматься, а затем пережить любую из этих данностей, можно испытать разные чувства, в том числе сильный ужас. Экзистенциальная картина мира напоминает анекдот: "На самом деле, жизнь очень простая, сынок. Это просто как ездить на велосипеде, который горит, и ты горишь, и всё горит, и ты в аду". "Мы все умрём", "жизнь – боль", "смысла нет" и прочие выражения удачно впишутся в попытку троллинга экзистенциального психотерапевта (их вообще принято упрекать в пессимизме). Хотя такая картина мира выглядит не пессимистичной, а, скорее, реалистичной: да, эти данности существуют, да, велосипед горит, всё горит, мы все умрём, но с этим можно быть. В ходе экзистенциальной терапии человек имеет шансы обнаружить в себе мужество и храбрость для принятия реальности. Более того, экзистенциальная картина мира способна быть оптимистичной: ведь несмотря на тревогу и страх по поводу неопределённости мира и отсутствия смысла, "судьба человека полагается в нём самом".

Как это работает

Экзистенциальный терапевт Ролло Мэй говорил, что экзистенциальная психотерапия не имеет жестких отличий от других направлений. И она похожа не на метод, а, скорее, на дополнение, надстройку, обращается к глубокому уровню нашего существования, с которым просто не работают другие виды терапии. Ещё один известный экзистенциальный психотерапевт Ирвин Ялом пишет, что никакой экзистенциальной психотерапии не существует. Но есть особое отношение психотерапевта к жизни – и он может использовать его в работе.

Какая-то странная психотерапевтическая школа, да? А где же теории, методы, концепции, приёмы. В этом и смысл: экзистенциальная школа рассматривает человека как существо уникальное, значит, не может быть единых универсальных методов решения проблем, подходящих всем. Экзистенциальная психотерапия не предусматривает работу по принципу медицинской модели "поставил диагноз – выписал рецепт – вылечил".

Так, Ирвин Ялом предлагает изобретать "свой вид терапии для каждого клиента". Такое отсутствие чётких заданных правил добавляет экзистенциальному психотерапевту неопределённости (поэтому одно из важных умений терапевта – способность эту неопределённость выдерживать). С другой стороны, экзистенциальный терапевт имеет меньше шансов стать "экспертом", спрятаться за "авторитетностью" – тем самым отдалиться от реального человека, загнав его в ярлыки, рамки и концепции. Как говорил Гуссерль, "назад к самим вещам": поведение человека следует описывать незамутнённо, беспредпосылочно.

Экзистенциальному терапевту следует быть предельно чутким и внимательным в исследовании жизни другого, ни в коем случае не навязывать собственного мнения, не смотреть на мир другого сквозь свои представления, проекции, установки. Для такого "чистого" взгляда в экзистенциальной психотерапии используется феноменологический подход – терапевт смотрит на феномены клиента максимально беспристрастным взглядом, потому что в мире "нет единственного пространства и единственного времени, а есть столько времен и пространств, сколько существует субъектов" (Л. Бинсвангер).

Экзистенциальный терапевт при этом не является только бездушным и беспристрастным наблюдателем жизни другого. Искренне, открыто, он вступает в отношения с клиентом, ищет способ бытия с ним, и в первую очередь исследует процесс жизни конкретного человека. Помогает ему разобраться в своих возможностях и границах этих возможностей, принять парадоксы и противоречия – свои и мира: "экзистенциальный парадокс – человек, который ищет смысл и уверенность в мире, не имеющем ни того, ни другого" (И. Ялом). Человек, не вытесняющий реальность, не бегущий от неё в самообман/конформизм/инфантилизм/общество потребления и т.д., имеет больше шансов выбрать свою, а не чужую судьбу.

Все не так сложно, как кажется

Экзистенциальная психотерапия может показаться слишком заумной – этому способствует использование в ней не всегда понятной лексики из экзистенциальной философии типа "дазайн", "эпохе", "экзистировать"; слишком непростой – кажется, что к экзистенциальному терапевту просто так не придёшь, только с одухотворённым лицом и вопросами о вечном и смысле жизни. Но это не так. "Ненавижу своего соседа", "всё хорошо, но сплю я плохо", "как мне общаться с женой/свекровью/начальником", "боюсь летать на самолетах", "иногда мне как будто чего-то не хватает", "хочу стать увереннее" – можно приходить с любым запросом, потому что экзистенциальная психотерапия – про жизнь, как есть. Она, по словам Ялома, "твердо укоренена в онтологическом фундаменте, в глубочайших структурах человеческого существования". Экзистенциальная психотерапия привлекательна тем, что подвергает сомнению оценочное отношение к человеку в категориях нормы и патологии, "хорошо" и "плохо". Она обращается к конкретному опыту жизни клиента, со всеми его парадоксами и переживаниями, исследует её смысл в практическом аспекте, поддерживает человека в стремлении самостоятельно совершать выбор без ориентации на внешние источники.

Не менять свою жизнь и оставить в ней всё, как есть – тоже выбор, это нормально. Экзистенциальная психотерапия вообще не стремится к каким-то обязательным внешне измеримым достижениям клиента, изменениям в его жизни. Нет даже никаких гарантий, что вы обретёте, наконец, смысл жизни (но нет никаких гарантий, что не обретёте! Хотя в экзистенциальной парадигме с этим вообще засада: важен не раз и навсегда обретённый смысл, а его поиск, то есть процесс обретения). Своеобразным "результатом" экзистенциальной психотерапии может стать разве что чувство жизни, у Бьюдженталя – "внутренняя витальная уверенность в собственном бытии", процесс сознания и переживания себя, своего внутреннего чувства – творческий, полный, актуализирующий.

Список литературы:
1. "Наука быть живым" – Джеймс Ф. Т. Бьюдженталь;
2. "Экзистенциальная психотерапия" – Ирвин Д. Ялом;
3. "Экзистенциализм – это гуманизм" – Жан-Поль Сартр;
4. "Основы психологического консультирования" – Римантас Кочюнас;
5. Е. А. Абросимова, статья "Уязвимость экзистенциальной психологии" ;
6. Д. Смирнов, статья "Экзистенциальная терапия: как смерть Бога помогает принять ответственность за свою жизнь и почему не стыдно быть испуганным";
7. "Основы логотерапии" – Виктор Франкл.

Экзистенциальная психотерапия (existential therapy) выросла из идей экзистенциальной философии и психологии , которые сосредоточены не на изучении проявлений психики человека, а на самой его жизни в неразрывной связи с миром и другими людьми (тут-бытие, бытие-в-мире, бытие-вместе).

Истоки экзистенциализма связаны с именем Серена Кьеркегора (1813-1855). Именно он ввел и утвердил понятие экзистенции (уникальной и неповторимой человеческой жизни) в философском и культурном обиходе. Он же обратил внимание на поворотные моменты в человеческой жизни, открывающие возможность жить далее совершенно иначе, чем жилось до сих пор.

В настоящее время целый ряд очень разных психотерапевтических подходов обозначается одним и тем же термином экзистенциальной терапии (экзистенциального анализа). Среди основных из них можно упомянуть:

  • Экзистенциальный анализ Людвига Бинсвангера.
  • Dasein анализ Медарда Босса.
  • Экзистенциальный анализ () Виктора Франкла .
  • Экзистенциальный анализ Альфрида Лэнгле.

Большинство из них уделяет внимание одним и тем же базовым элементам существования: любви, смерти, одиночеству, свободе, ответственности, вере и т. д. Для экзистенциалистов принципиально неприемлемо использование каких бы то ни было типологий, универсальных интерпретаций: постичь что-либо в отношении каждого конкретного человека можно только в контексте его конкретной жизни.

Экзистенциальная терапия помогает справиться со многими, казалось бы, тупиковыми жизненными ситуациями:

  • депрессиями;
  • страхами;
  • одиночеством;
  • зависимостями, трудоголизмом;
  • навязчивыми мыслями и действиями;
  • опустошенностью и суицидальным поведением;
  • горем, переживанием утрат и конечности существования;
  • кризисами и неудачами;
  • нерешительностью и потерей жизненных ориентиров;
  • потерей ощущения полноты жизни и др…

Терапевтическими факторами в экзистенциальных подходах являются: понимание клиентом уникальной сути своей жизненной ситуации, выбор отношения к своему настоящему, прошлому и будущему, развитие способности действовать, принимая ответственность за последствия своих действий. Экзистенциальный терапевт заботится о том, чтобы его пациент был максимально открыт навстречу возникающим в течение его жизни возможностям, был способен осуществить выбор и актуализировать их. Цель терапии - максимально полноценное, насыщенное, осмысленное существование.

Человек может быть тем, кем он решил быть. Его существование всегда дано как возможность выхода за пределы самого себя в виде решительного броска вперед, через свои мечты, через свои стремления, через свои желания и цели, через свои решения и действия. Броска, всегда сопряженного с риском и неопределенностью. Экзистенция всегда непосредственна и уникальна, в противоположность универсальному миру пустых, застывших абстракций.

Экзистенциальная психотерапия - направление психотерапии, заключающееся в помощи людям в осознании понятий смерти, ответственности, изоляции с применением определенных методик. Выделяют большое количество техник, которые подбирает психотерапевт индивидуально, в зависимости от проблемы и особенностей человека. К работе в рамках экзистенциальной терапии допускаются психологи, имеющие базовое высшее образование и прошедшие профессиональную переподготовку по этому направлению.

Экзистенциальная психотерапия: описание направления

Экзистенциальная психотерапия («existentia» - возникновение, появление, существование ) - психотерапевтические подходы, в которых делается упор на свободное развитие личности, осознавание ответственности человека за формирование внутреннего мира и выбор жизненного пути. Основоположником этого метода является философ из Дании Серен Кьеркегор. Он считал, что решение любой проблемы - созданная трудность искусственным способом, которая должна по значимости перекрыть настоящие беды. Экзистенциальная психотерапия возникла в Европе во второй половине XX века по причине неудовлетворенности психологов детерменисткими взглядами на человека и развития экзистенциальной философии.

Фундамент экзистенциальной психотерапии составляют 4 основных понятия, которые лежат в основе человеческого мышления, направленного на осознание негативного отношения к окружающей среде:

  • смерть;
  • свобода;
  • изоляция;
  • бессмысленность.

Экзистенциальная психотерапия основана на убеждениях о том, что внутренний конфликт человека формируется на основе его собственного отношения к появившейся проблеме, т. е. то, что для одного человека может быть огромной бедой, другим воспринимается как незначительная трудность и проходит мимо него незамеченным. Главная особенность этого психотерапевтического метода заключается в направленности на жизнь индивида, а не на личность, поэтому многие психотерапевты этого направления избегают использовать данный термин. Основная цель экзистенциальной психотерапии - помочь разобраться в своей жизни, лучше понять свои возможности и их границы. Перестройки личности пациента не предусмотрено. Именно поэтому это направление связано с философией.

На его развитие повлияли следующие философы:

  • М. Хайдеггер;
  • М. Бубер;
  • К. Ясперс;
  • П. Тиллих;
  • Ж.-П. Сартр;
  • В. Розанов;
  • С. Франк;
  • Н. Бердяев

Особенности данного направления

По мере развития экзистенциальной психотерапии Д. Бьюдженталем выдвинуты основные постулаты этого направления (1963 год):

  1. 1. Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих, т. е. человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций.
  2. 2. Человеческое бытие разворачивается в контексте человеческих отношений, т. е. он не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не учитывается межличностный опыт.
  3. 3. Человек сознает себя.
  4. 4. Человек обладает выбором.
  5. 5. Человек интенциален, т. е. обращен в будущее.

Другой особенностью экзистенциальной терапии является стремление к пониманию человека через его внутренние универсальные характеристики. Выделяют 7 таких факторов:

  • свобода, ее ограниченность и ответственность за нее;
  • конечность человека или смерть;
  • экзистенциальная тревога;
  • экзистенциальная вина;
  • жизнь во времени;
  • смысл и бессмысленность.

Представители

Одним из представителей этого психотерапевтического направления является Виктор Франкл (1905-1997). Его учение называется «логотерапия» - вариант экзистенциального анализа, который означает стремление человека к смыслу. Существует специфическая и неспецифическая сфера применения этого метода. К первой относятся неврозы, а ко второй - другие различные заболевания.

Согласно В. Франклу, человек в любой ситуации стремится к смыслу. В данном подходе существуют три базовых концепта:

  • свобода воли (у людей сохраняется основная свобода для принятия решений);
  • воля к смыслу (человек не просто обладает свободой, а он свободен для того, чтобы достичь определенных целей);
  • смысл жизни (смысл - объективная реальность).

В учении Франкла выделяется такое понятие, как ценности, которые являются результатом обобщения типичных ситуаций в истории общества. Он выделяет три группы ценностей: творчества, переживания и отношения. Ценности творчества реализуются через труд. К ценностям переживания относится любовь.

Основная проблема логотерапии - проблема ответственности. Найдя смысл, человек несет ответственность за его осуществление. От индивида требуется принять решение: осуществлять ли этот смысл в данной ситуации или нет.

Американский психолог Р. Мей сформулировал причины развития и характеристики данного направления. Этот ученый отрицал то, что экзистенциальная психотерапия - самостоятельная ветвь психотерапии. Дж. Бьюджентал стремился соединить принципы гуманистической и экзистенциальной психотерапии и выделил основные положения такого направления:

  1. 1. За любыми проблемами человека лежат более глубокие неосознаваемые экзистенциальные проблемы свободы выбора и ответственности.
  2. 2. Данный подход заключается в признании человеческого в каждом индивиде и уважении к его уникальности.
  3. 3. Ведущая роль отводится работе с тем, что актуально в настоящее время.

Работа в экзистенциальном направлении

Обратиться к экзистенциальной терапии могут быть любые люди. Важно, чтобы пациент активно включался в процесс исследования своей жизни, был открытым и честным. Данное направление помогает попавшим в кризисные обстоятельства, когда они не видят смысл существования, жалуются на апатию и депрессию. Такая психотерапия показана людям, у которых произошли перемены в образе жизни, потеря близких людей. Она помогает тем, кто страдает острыми или хроническими соматическими заболеваниями, психическими патологиями, улучшая понимание и принятие изменений из-за болезни.

Психотерапевт, работая в этом направлении, изучает поведение, речь, сны и биографию. Экзистенциальная психотерапия проводится индивидуально и в группе, которая состоит из 9-12 участников.

В большинстве случаев работа осуществляется в группе, так как имеет ряд преимуществ перед индивидуальной формой. Пациенты и терапевт могут получить больше информации о человеке при межличностном общении, увидеть неадекватные поступки и корректировать их. В экзистенциальной психотерапии важна групповая динамика, которая направлена на выявление того, как поведение каждого члена группы рассматривается другими людьми, заставляет их чувствовать, создает мнение о человеке и влияет на их представление о себе. Обучение этому направлению осуществляется на основе наличия базового психологического образования.

Специалисты не навязывают пациентам собственных мыслей. В работах такого психотерапевта, как Ирвин Ялом, упоминается о важности неявных «вливаний». Речь идет о тех моментах в сеансе, когда консультант проявляет не только профессиональное, но и человеческое участие в проблемах пациента. Тем самым происходит превращение психотерапевтической сессии в дружескую встречу.

Для установления и поддержания хороших отношений с клиентом специалисту нужна полная включенность в проблемную ситуацию, мудрость и неравнодушие, умение максимально включиться в психотерапевтический процесс. Стоит вопрос о самораскрытии психотерапевта. Специалист может это сделать двумя способами.

Во-первых, рассказывать своим собеседникам о собственных попытках примирения с проблемами и сохранения лучших человеческих качеств. Ирвин Ялом говорит о том, что он совершил ошибку, редко прибегая к самораскрытию. Как автор отмечает в своей работе «Теория и практика групповой психотерапии» (2000 год), каждый раз, когда он делился с пациентами своим опытом, последние извлекали пользу для себя.

Во-вторых, не обязательно фокусировать внимание на содержании сессии. Психотерапевты могут просто использовать это время для применения мыслей и чувств, которые касаются того, что происходит в настоящее время, для улучшения отношений между специалистом и пациентом. Ключевыми моментами являются воля, принятие ответственности, отношение к терапевту и вовлеченность в жизнь.

Методы и техники

Существует большое количество техник применения концепций данного направления. Их выбор осуществляется специалистом на основе их эффективности, проблемы клиента и индивидуальных особенностей. Если некоторые проблемы не решены самим психотерапевтом, то он некомпетентен в их решении и необходимо направить пациента к другому.

Выделяют техники работы с экзистенциальными беспокойствами: смертью, ответственностью и свободой, изоляцией и бессмысленностью. Иногда рекомендуется применять и другие техники. Их использование позволяет увеличить эффективность психотерапии.

Смерть

Техника «разрешения терпеть» заключается в том, чтобы дать пациентам понять, что обсуждение проблем, которые связаны со смертью, высоко ценится в консультировании. Это может быть сделано с через проявление интереса к самораскрытию в этой области и при помощи поощрения этого.

Психотерапевту не нужно поддерживать у клиентов отрицание смерти. Необходимо, чтобы эти вопросы оставались «на виду».

Техника работы с защитными механизмами состоит в том, что психотерапевт старается помочь пациентам признать, что они будут жить не вечно. Таким психологам нужно иметь настойчивость и умение правильно выбирать время, чтобы помогать клиентам разбираться со своими детскими и наивными взглядами на смерть и трансформировать их.

Работа со сновидениями осуществляется путем рассказов пациентов о своих снах. В снах (особенно в кошмарных снах) могут неосознанно в неподавленном виде проявляться разные темы, в них часто присутствует и мотив смерти. Таким способом проводится анализ и обсуждение снов.

Техника использования вспомогательных средств заключается в том, что пациента просят написать собственный некролог или заполнить анкету с вопросами по теме смерти. Консультант может предложить пофантазировать на тему своей смерти, воображая где, как и когда они ее встретят и как пройдут их похороны. К предыдущей близка техника уменьшения сензитивности (чувствительности) к смерти, согласно которой психотерапевт помогает справиться с ужасом смерти, многократно вынуждая испытывать этот страх.

Ответственность и свобода

Техника определения видов защиты и способов уклонения от ответственности состоит в том, что психотерапевт оказывает помощь клиенту в понимании функций его поведения в форме уклонения ответственности за выбор. Иногда консультант совместно с пациентом анализирует ответственность за собственные несчастья и ставит его лицом к лицу с ней. Этот способ заключается в том, что когда человек жалуется на негативную ситуацию, которая случилась в его жизни, терапевт интересуется, как он ее создал, а также сосредотачивает внимание на способах, с помощью которых собеседник использует язык уклонения от ответственности (т. е. часто говорит «я не могу» вместо «я не хочу»).

Следующая техника акцентирует внимание на отношениях между психотерапевтом и пациентом (идентификация уклонения от ответственности). Она заключается в том, что специалисты ставят клиентов лицом к лицу с их попытками перенести ответственность за то, что происходит в рамках психотерапии и вне ее, на консультанта. То есть, многие пациенты, которые обращаются за помощью к психологу ожидают, что терапевт проделает всю необходимую работу за них, иногда относятся к нему как к другу. Воздействуя таким способом на чувства консультанта, клиент перекладывает ответственность на консультанта.

Техника столкновения с ограничениями реальности заключается в том, что психотерапевт помогает определить сферы жизни, на которые пациент может влиять, несмотря на трудности. Специалист меняет установку на те ограничения, которые нельзя изменить. Он дает возможность собеседнику принять существующую несправедливость.

Изоляция и бессмысленность

При технике работы с изоляцией психолог помогает понять, что каждый человек рождается, развивается и умирает в одиночестве. Осознание этого концепта влияет на изменение качества жизни и отношений в социуме. Психотерапевт предлагает собеседнику отгородиться на время от окружающего мира и побыть в изоляции. В результате этого клиенты осознают одиночество и свои скрытые возможности.

Техника переопределения проблемы применяется, когда пациенты жалуются на то, что в жизни нет смысла. На самом деле они имеют в виду, что жизнь имеет смысл, но они не могут его найти. Задача терапевта в этом случае - объяснить: в жизни нет объективного смысла, но человек ответственен за его создание. Техника определения видов защиты от тревоги и бессмысленности заключается в том, что специалист помогает лучше осознавать их. Именно с данными понятиями часто связано то, что пациенты относятся к своей жизни несерьезно и создают проблемы, от решения которых приходится уклониться.

Экзистенциальная психотерапия - это собирательное понятие для обозначения психотерапевтических подходов, в которых делается упор на «свободную волю», свободное развитие личности, осознавание ответственности человека за формирование собственного внутреннего мира и выбор жизненного пути. Экзистенциальный подход является больше взглядом на психотерапию, чем отдельным терапевтическим подходом. Ориентированный на экзистенциализм психотерапевт может использовать любой метод или подход, если он совместим с экзистенциальными взглядами.

В известной мере все психотерапевтические подходы экзистенциальной психотерапии имеют генетическое родство с экзистенциальным направлением в философии - философией существования, возникшей в XX столетии как следствие потрясений и разочарований, вызванных двумя мировыми войнами.

Центральное понятие учения - экзистенция (человеческое существование) как нерасчлененная целостность объекта и субъекта; основные проявления человеческой-экзистенции - забота, страх, решимость, совесть, любовь. Все проявления определяются через смерть - человек прозревает свою экзистенцию в пограничных и экстремальных состояниях (борьба, страдание, смерть). Постигая свою экзистенцию, человек обретает свободу, которая и есть выбор своей сущности.

Философская основа

Философской основой экзистенциальной терапии служит, как уже говорилось, феноменологический подход, цель которого состоит в отказе от принятия всех концепций реальности, чтобы дойти до того, в чем нельзя сомневаться, - до чистых явлений. Феноменологический подход связан с именем Эдмунда Гуссерля. Из него исходит философия Мартина Хайдеггера.

Хайдеггер утверждал, что люди, в отличие от предметов, существуют в интерактивном единстве с реальностью. Они, скорее, являются источником активности, чем фиксированными объектами, и постоянно ведут диалог со своим окружением. В каждый конкретный момент индивид является творческим соединением прошлого опыта и нынешней ситуации. В результате он ни на минуту не остается постоянным. Хайдеггер посчитал бы, что вера в фиксированную личностную структуру, включая навешивание различных ярлыков пограничной, пассивной или нарциссической личности, есть неаутентичный способ отношения к себе и к другим. Люди не «обладают» личностью; они постоянно создают и пересоздают ее с помощью собственного выбора и действий.

Жан-Поль Сартр предположил, что, когда люди сталкиваются с необходимостью нести ответственность за себя и за свой выбор, они начинают испытывать тревогу. Концепция фиксированной идентичности снижает тревожность. Отношение к себе как к хорошему человеку заменяет исследование своего поведения и возможность выбора на основе правильности и добродетели. Если вы определяете себя как пограничную личность, вам больше не нужно считать себя ответственным за свои импульсивные действия. Чтобы избежать ощущения тревожности при выборе, нам всем нужна зафиксированная идентичность, такая как «врач» или «честный человек». Однако на самом деле важно не то, кем мы являемся, а то, что мы делаем, то есть какой стиль поведения мы избираем.

Всякий раз, когда человек делает выбор, он открывает новые возможности как в себе, так и в окружающем мире. Например, если вы ведете себя жестоко по отношению к кому-нибудь, то вы обнажаете и свои негативные стороны, и, возможно, негативные стороны этого человека. Если вы ведете себя заботливо, вы можете позволить выйти наружу вашим потенциальным позитивным качествам.

Таким образом, люди - это существа, посредством которых реальность проявляет себя . Действия человека позволяют ясно выразить то, что было раньше лишь потенциальным или «спрятанным» в реальности. Наиболее важным видом знания является знание того, «как» (то есть оно связано с действиями). Например, обучение игре на гитаре выявляет не только творческий потенциал играющего, но и музыкальный потенциал инструмента. Мысленное знание фактов менее полезно. Терапия должна научать быть человеком, а не получать знания о себе, то есть о своем прошлом. Людям необходимо учиться слушать себя и соответствовать природе своей развивающейся личности.

Принципы экзистенциальной терапии

Экзистенциальная психотерапия, как и само понятие «экзистенциализм», включает множество разнообразных направлений и течений, однако в ее основе лежат некоторые общие идеи и принципы.

Конечной целью экзистенциальной терапии является предоставление клиенту возможности понять собственные цели в жизни и сделать аутентичный выбор. Во всех случаях терапия помогает им «снять с себя ограничения», а также способствует их развитию. Клиенты должны открыто посмотреть в лицо себе и тому, чего они избегали, - своей тревожности и, в конечном счете, своей предельности. Часто для контроля тревожности люди отказываются от своих глубинных потенциалов. Выбрать реализацию своего потенциала означает пойти на риск, но в жизни не будет ни богатства, ни радости, если люди не научатся прямо смотреть в лицо возможности утраты, трагедии и, наконец, смерти.

Первое, что нужно сделать клиенту, - это расширить способность осознания, то есть осмыслить: потенциал, от которого он отказывается; средства, используемые для поддержания отказа; реальность, которую он может выбрать; тревожность, связанную с данным выбором. Чтобы помочь клиенту преуспеть в этом, терапевт применяет два основных инструмента - эмпатию и аутентичность.

Эмпатия используется как форма феноменологического метода. Терапевт пытается отреагировать на клиента без предубеждений. Эмпатичное и неосуждающее отношение может помочь клиенту раскрыть свой внутренний мир.

Другой важный инструмент - собственная аутентичность терапевта. Если целью терапии является достижение аутентичности клиента, то терапевт должен эту аутентичность смоделировать. Для того чтобы стать аутентичным, клиенту необходимо узнать, что ему не надо играть какую-то роль, не следует стремиться быть совершенным или таким, каким его хотят видеть. Ему не нужно также отказываться от аспектов собственного опыта и можно идти на риск. Терапевту следует смоделировать эти качества и попытаться стать реальным лицом в терапии.

В экзистенциальной терапии быть реальным или аутентичным означает делиться с клиентом, своими непосредственными впечатлениями и мнениями о нем. По сути, это предоставление клиенту непосредственной личной обратной связи.

Техники экзистенциальной психотерапии

Хотя экзистенциальные психотерапевты используют ряд техник, имеющихся в других подходах, в особенности в психоанализе, все же формы экзистенциальной терапии имеют ряд особенностей, отличающих ее от других подходов. Мэй отмечает шесть таких особенностей (Мэй Р., 1958).
1. Экзистенциальные психотерапевты используют широкий спектр техник. Эти техники отличаются гибкостью и разносторонностью, по выражению Мэй,

«варьируют от пациента к пациенту и от одной стадии к другой во время лечения одного и того же пациента» в зависимости от того, что необходимо «для наилучшего выявления существования данного конкретного пациента в данный момент его личной истории» и «что наилучшим образом способно осветить его бытие-в-мире».

2. Экзистенциальные психотерапевты, в особенности: с психоаналитической подготовкой, используют психологические процессы, такие как перенос, вытеснение, сопротивление, но всегда с учетом их смысла в экзистенциальной ситуации текущей жизни пациента .

3. Акцент делается на присутствии, или реальности отношений психотерапевт-пациент, в которых психотерапевт «озабочен не собственно проблемами, а пониманием и переживанием, насколько это возможно, бытия пациента» за счет проникновения и участия в поле пациента. Этот взгляд разделяют также представители других психотерапевтических школ, рассматривающих пациента как сущее, требующее понимания, а не как объект, который необходимо подвергнуть анализу.

«Любой психотерапевт экзистенциален в той мере, в какой, с учетом своей технической подготовки и полученных знаний о переносе и других психологических процессах, он обладает способностью относиться к пациенту как к „одной экзистенции, взаимодействующей с другой", говоря словами Бинсвангера».

Пациент является не субъектом, а «экзистенциальным партнером», и отношения - это встреча, или «со-бытие», друг с другом в подлинном присутствии. Задача психотерапевта - не оказывать на пациента влияние, но наладить осмысленные отношения как взаимное переживание.

4. Психотерапевт пытается избегать видов поведения, способных затормозить или разрушить экзистенцию полного присутствия в отношениях . Поскольку полная встреча с другим человеком нередко порождает тревогу, психотерапевт может защищать себя, рассматривая этого другого как «всего лишь пациента», как объект, или же фокусируясь на поведенческих механизмах. Способом блокирования присутствия может быть использование техник.

5. Цель терапии состоит в том, чтобы пациент переживал свое существование как реальное . Ему необходимо полностью осознать свое существование, что включает осознание потенциальных возможностей и начало деятельности в соответствии с ними. Интерпретация механизмов или процессов как часть экзистенциальной терапии всегда будет происходить в контексте осознавания человеком собственной экзистенции. Задача терапии - не только показать пациенту, где, когда и почему он не смог реализовать свой человеческий потенциал в полном объеме, но и заставить его пережить это настолько остро, насколько возможно. Момент чрезвычайно важный, поскольку одна из особенностей невротического процесса в наше время - утрата смысла бытия, когда в попытке объективно себя оценить человек начинает воспринимать себя как объект или механизм. Просто дать индивиду новые представления о себе как о механизме значит лишь закрепить невроз, а терапия, которая это делает, лишь отражает и продолжает фрагментацию культуры, ведущей к неврозу. Такая терапия может вызвать устранение симптомов и тревоги, но за счет приспособления пациента к культуре и ограничения его существования за счет отказа от свободы.

6. Экзистенциальная терапия помогает пациенту развить установку или ориентацию на обязательства . Данная установка предполагает решения и действия, но не ради собственной выгоды. Скорее, это обязательства перед некоторым моментом в собственном существовании пациента. Такие обязательства являются необходимым условием приобретения знаний. Пациент не может позволить себе обрести инсайт или знание до тех пор, пока он не будет готов к принятию решений, не займет определенную жизненную позицию и не примет предварительных решений.

С. Паттерсон и Э. Уоткинс (2003) считают возможным добавить к этому перечню седьмую характеристику: в терапевтической ситуации экзистенциальная психотерапия сосредоточивается на ситуации здесь-и-сейчас. Прошлое и будущее вовлекаются лишь постольку, поскольку они входят в текущее переживание. Здесь-и-сейчас включает не только переживания пациента за рамками терапии, но также его отношения с психотерапевтом. Можно исследовать личную историю пациента, но не с целью объяснить ее в терминах какой-либо школы психотерапии. Скорее, она понимается как модификация общей структуры бытия-в-мире данного пациента.

Этих аспектов, или акцентов, экзистенциальной психотерапии, отмечают Паттерсон и Уоткинс, едва ли достаточно в качестве основы для практики. Первостепенное значение имеют стоящие за ними концепции; важно, что объект, находящийся в фокусе экзистенциальной терапии, - то есть экзистенция как она есть, а не отдельные симптомы - отличается от объекта большинства традиционных подходов. Однако необходимо, чтобы эти концепции проводились в жизнь с помощью определенных методов, и можно предполагать, что если такая теория, как экзистенциализм, заметно отличается от других теорий своими концепциями и принципами, то и методы должны использоваться иные. Вместе с тем в настоящее время отсутствует подробное, систематическое описание природы и процедур экзистенциальной психотерапии, а оно представляется необходимым, в особенности с учетом того, что процедуры эти могут отличаться от принятых в других подходах.

Перед психотерапевтами, испытавшими на себе влияние экзистенциализма, не стоит проблема методов. Если они считают, что техники вторичны и не должны нарушать аутентичности отношений, они не будут опасаться чрезмерного увлечения техниками и анализировать механизмы их действия. Но в таком случае они не станут демонстрировать механизмы действия своих приемов и лишат другого человека возможности понять или освоить эти методы и процедуры. Тем не менее методы и процедуры должны существовать, и им следует уделять внимание, иначе подход будет считаться полностью интуитивным.

Экзистенциальная психотерапия – психотерапевтическое течение, которое ставит во главу угла задачу подтолкнуть человека к осмыслению своего жизненного пути как целостной совокупности и нахождению значимых личностных ценностей. А в дальнейшем — коррекция стратегии поведения в соответствии с этими выделенными ценностями. И самое главное – принятие за это ответственности. Данный подход применяется, помимо прочего, и .

Именно поэтому экзистенциальная терапия скорее напоминает диалог, подталкивающий пациента к самопознанию. А экзистенциальный психолог не следует строгому плану консультации и не навязывает никакую точку зрения. Он стремится лишь дать возможность клиенту осознать свои особенности и самого себя.

Экзистенциально-гуманистическое направление в психотерапии – это, прежде всего, направление, предполагающее глубинные изменения, а не работа с «обрезанием» проявлений и видимых проблем. Если можно сказать коротко, то согласно этому направлению, работа с симптоматикой не имеет смысла. Ведь рассматриваемый экзистенциально-гуманистический подход стоит на основе того, что главный внутренний конфликт – это конфликт с «данностями» конечности существования любого человека в этом мире.

Вообще, название экзистенциальная психотерапия включает в себя два важных понятия: « », как признание существования человека разумного, строящего свой личный жизненный путь. Таким образом человек рассматривается в «человеческом», а не во внешнем мире проявлений. И понятия «гуманистичности», как веры в способность человека брать на себя ответственность и реализовать свой потенциал через осмысление.

Как можно заметить даже по вступительной части, основы экзистенциального подхода берут свои истоки из философии. Многие исследователи видят предпосылки развития такого направления в работах Кьеркегора, Ницше, Хайдеггера и Сартра. Кстати, сам Хайдеггер надеялся, что придёт день, когда его идеи выйдут за рамки философии и придут на помощь «страдающим людям».

Что касается первых психотерапевтов, которые непосредственно применили такой подход, как экзистенциальная психотерапия, то можно выделить К. Ясперса, Л. Бинсвангера, М. Босса, Р. Мэя.

Отдельно хочется остановится на логотерапии, автором которой является Виктор Франкл. Это особое экзистенциальное направление, которое основано на поиске смысла в каждом происходящем явлении, как позитивном, так и негативном. То есть, всё происходящее даётся человеку не просто так. Важно понять – для чего и что необходимо из этого вынести. Сам основатель подхода, Франкл, прошёл ужасы концентрационных лагерей. И своим примером демонстрировал возможность находить смысл даже в переживании немыслимых страданий.


Основные постулаты экзистенциальной психотерапии

Основными постулатами, важными для экзистенциально-гуманистической психотерапии являются понимание всех житейских проблем любого человека в рамках:

  • осознания «конечности и бессмысленности» существования как такового. И в связи с этим, необходимости поиска своего смыслополагаюшего начала;
  • как следствие – осознание обязательной смерти и соответствующего страха перед этой смертью;
  • присутствие постоянного страха выбора и ответственности за этот выбор, в связи с данностью человеку свободы воли;
  • понимание и осознания холодности и безразличности окружающего мира, при необходимости взаимодействия с ним.

Таким образом, обозначились четыре основные проблемы, сформулированные Ирвином Ялом:

Вся остальная напряжённость основана на поведенческих конфликтах, которые являются производными из основных. И только осмысленный подход к этим упомянутым четырём ключевым проблемам даёт возможность найти облегчение и наполнить существование своим личностным значением.

Человеческое существование является чередой таких конфликтов, которые подвигают личность к переоценке ценностей и нахождению новых понятий «для того, чтобы…» Поэтому даже крайние формы аффективных переживаний видятся не как психолого-психиатрические проблемы, а как естественные кризисы, которые являются своеобразными ступенями для дальнейшего саморазвития.

Например, депрессия служит маркером того, что прежние ценности стали для нас незначимы, и личность готова к поиску новых. Тревожные переживания связаны с внутренним напряжением из-за необходимости важнейшего (или важнейших) выборов и, соответствующего, осознания ответственности за это.

Таким образом, задача экзистенциального психотерапевта сводится к побуждению философских размышлений над данными вещами в случае, если сам пациент откладывает или боится углубляться в эти понятия и надолго остаётся в аффективных реакциях.

Ирвин Ялом и противодействие «протокольной терапии»

Резким критическим подходом к «строго прописанной терапии» отличался один из ведущих мастеров данного подхода — Ирвин Ялом. Он начинал свой путь от психоанализа, но не был согласен с выделенными в нём движущими силами.

По его мнению, основным конфликтом любого человека является понимание своей собственной смерти и её неизбежности. Как только человек способен осознать и противостоять этому постоянному страху, так он начинает перестраивать свои личностные ценности и приоритеты: ценит близких и тёплые взаимоотношения, берёт на себя риск и ответственность…

Кроме того, центральным моментом его подхода было желание подобрать индивидуальную терапию для каждого, кто к нему обращался. А не следовать заранее отработанной схеме. По его мнению, экзистенциальное консультирование только даёт толчок к переоценке ценностей и философским умозаключениям пациента, а также помогает при его страхе следовать этим размышлениям.

У каждого человека существует свой собственный путь преодоления боязни своей неминуемой конечности этой жизни, и у каждого при этом выявляются так же лишь индивидуальные прерогативы и ценности.

Экзистенциальный психоанализ

С критикой подхода Фрейда выступал и Жан-Поль Сартр. И хотя он также назвал свой подход «психоанализом», но по сути предложил вариант экзистенциального подхода. Во-первых, Сартр рассматривал личность как целостность, в противовес Фрейдовскому убеждению постоянной конфликтности личностных качеств и биологических инстинктов. Отсюда следует, что оговорки, жесты, слова, равно как и симптомы выражают не область проблемы, а фундаментальный выбор, который намеревается сделать человек.

Сартр не мог смириться, что личность сводится к таким простым моментам, как первичным желаниям, ещё и, как правило, сексуальным. Куда же в этом случае пропадает вся многослойность и индивидуальность каждой конкретной этой самой личности? Кроме того, он критично относится и к понятию бессознательного. Ведь если человек, посредством рефлексии понимает свои симптомы и идёт с ними к терапевту, то как же можно говорить о бессознательном, если оно осознаётся?

По мнению автора, признаком существования человека есть его желания, но желания существуют при дефиците или ограниченности жизни. Таким образом, человек пытается восполнить недостаток существования, которые отражаются в двух комплексах:

Размышления над этими базисами и ведут к переоценки внутренних установок, желаний и дают возможность справиться со всеми проблемами, преображая глубинные уровни личности.

Взгляд Джеймса Бюджентала

Одним из самых продуктивных практических терапевтов, который более тридцати лет занимался непосредственной практикой, является, пожалуй, Д. Бюджентал. Важнейшими его фундаментальными тезисами можно выделить такие моменты:

  • любому человеку присущ мотив «поиска здравого», который побуждает двигаться к наибольшей эффективности и удовлетворённости;
  • «жизнеизменяющая терапия» — это совместная работа клиента и терапевта над переосмыслением ответов первого на вопросы жизни, чтобы позволить сделать саму эту жизнь более «аутентичной» и позволить человеку больше самореализоваться.

Таким образом, терапия может происходить на двух уровнях:

Одними из важнейших проблем в развитии личности, автор видит в жёстких идентификациях и «идеальных образах», которые и выливаются в ощущение неудовлетворённости и «проблемности». Осмысление не всегда ведёт к реальной аутентичности, для этого и необходим терапевт, который способен заметить «шаблонности».

Совместный поиск, «осознание нашей сознательности» (с помощью рефлексивного самосознания), приводит пациента к подлинной «экзистенциальной эмансипации». Но, при этом, ни в коем случае не теряется, а, наоборот, увеличивается ответственность за свои выводы и свой выбор.

Школы в России

Становление экзистенциального направления в психологии России ознаменовано визитами Франкла и Роджерса в конце 80-х годов прошлого века. Именно они зародили интерес к этому направлению и способствовали становлению своих школ, таких как Высшая Школа гуманитарной психотерапии и Восточно-европейская школа экзистенциальной психотерапии. В настоящий момент имеются очень интересные и продуктивные терапевты, работающие в этом ключе.

Экзистенциальная психотерапия: критика подхода

Стоит отметить, что каждый автор вносил в подход свои элементы работы. Поскольку экзистенциальное направление принципиально не прописывало чёткую стратегию построения консультации. Поэтому сложно выделить обобщённые критические замечания. Но, в целом, основным вопросом является аспект готовности – неготовности человека касаться довольно фундаментальных тем бытия и мочь при этом делать определённые базисные выводы, проводить аналогии. Тем более, принимать тяжёлые переживания как моменты переосмысления.

Однако, терапевты говорят про возможность работать с любым клиентом именно благодаря гибкости подхода и возможности человека самому преобразовывать свои ценности. Так, например, упомянутый Бюджентал писал, что успешно работал с клиентами, среди которых были: инженеры, проститутки, полицейские, чиновники, представители духовенства и монахини, домохозяйки, врачи, студенты разных специальностей, юристы, секретари, солдаты, сиделки и няни, профессоры, актёры, чернорабочие и политики.

Таким образом ещё раз утверждая, что экзистенциально-гуманистический подход может быть широко применим для помощи самым разным клиентам.