Михайловский дворец в коломенском. Коломенское

Проезжая по проспекту Андропова в районе метро Каширская, я неоднократно обращала внимание на сказочные башенки. Это виднеется восстановленный дворец Алексея Михайловича в Коломенском. Прекрасным майским днем у меня выдалась такая возможность прогуляться рядом с дворцом и даже заглянуть в царские покои.

Признаюсь, я очень люблю гулять в Коломенском. Однако, со стороны Каширской как-то не удавалось побывать. И вот недавно, подруга пригласила меня совершить ежегодный променад по весеннему Коломенскому, пройтись по парку от метро Каширская до метро Коломенская. В мае сады Коломенского особенно эффектны: цветут знаменитые яблоневые сады, газоны усеяны разноцветными тюльпанами. Естественно, я согласилась! К тому же, погода была майская: теплая, солнечная.

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском

Мы договорились встретиться около метро Каширская. Выйдя из метро, я позвонила подруге. Оказалось, что она зашла в близлежащий магазин и предложила встретиться уже у дворца. Ну, ок, ко дворцу, так ко дворцу.

Как найти дворец Алексея Михайловича

Найти дворец довольно просто, но главное - правильно выйти из метро Каширская. Смотрим на указатели в метро, и ищем «К парку Коломенское, проспекту Андропова». Далее, нужно дойти до проспекта Андропова и перейти его по подземному переходу. В итоге, попадаем прямо к центральному входу в парк Коломенское. Тут уже и до дворца рукой подать.

Попав на территорию от красоты захватывает дух. Во-первых - сам дворец (особенно издали) очень симпатичный, сказочный такой, а во-вторых - это цветущие в Коломенском сады и тюльпаны.

Вокруг дворца высажены молодые деревья, которые распустились в буйном цветении. Чем вызвали у детей, приехавших на экскурсию не меньший восторг, чем сам дворец.


Цветение молодых деревьев у Дворца

Сказочный дворец


Дворец в Коломенском

Вот он, сказочный красавец - Дворец царя Алексея Михайловича. Открытие первого дворца в Коломенском состоялось в 1672 году. В семнадцатом веке подлинный дворец в Коломенском вызывал бурный восторг у современников, зарубежные гости называли его «восьмым чудом света». Настолько он был красив и необычен. Однако, дворец был из дерева, поэтому простоял он всего около 100 лет. Екатерина вторая велела разобрать дворец, при этом провести тщательные обмеры дворца. Женщина была мудрая, авось пригодятся!

И вот, спустя почти 300 лет, в начале 21 века дворец Алексея Михайловича решено было восстановить. Официальное открытие произошло в сентябре 2010 года.

Надо отдать должное создателям этого музея: дворец Алексея Михайловича был поставлен чуть поодаль подлинных шедевров Коломенского, что подчеркивает его некоторую «чужеродность» этому месту. Безусловно, здание производит впечатление ненастоящего, искусственного. Хотя и красивого.


Окна царских палат во дворце

По поводу восстановленного дворца царя Алексея Михайловича споров много: большинство экспертов считает его очень приблизительной копией того, что было, фальсификацией истории. Москвичи считают его «ужасным новоделом». Мнений много как негативных, так и позитивных. Однако, почему бы не быть в Москве и такому музею? Ведь восстановили же Храм Христа Спасителя и другие храмы и здания. Глядя, на то, с какими горящими глазами тут ходят дети, понимаешь, что это прежде всего дня них. Почему бы не рассказать им в таких палатах о древних страницей нашей истории?


Крыльцо Дворца в Коломенском

Позвонив подруге, я услышала, как она пытается узнать у прохожих, как пройти ко дворцу. Знающих не нашлось. Но Аня, как девушка упорная, попыток не оставляла.

Осознав, что у меня есть немного времени, я решила обойти дворец по периметру. Внешне здание выглядит как деревянный терем, однако на самом деле, он стоит на бетонном фундаменте, стены также сделаны из бетона. Только внешне дворец украшен деревом. Будем надеяться, что простоит он долго.

Дворец - это на самом деле несколько теремов, соединенных переходами: палаты царя, царицы, младших царевичей и царевен. Терем царя находится перед всеми другими теремами. Шпили некоторых башенок украшены львами - символами царской власти.

Дворец можно пройти насквозь. Во внутренних двориках расположены детские карусели, воссозданные по старинным рисункам, лавочки, растут цветы. Там очень мило, и не жарко.


Детские качели

Около дворца было очень много детских экскурсионных групп. Это замечательно, что история сегодня интерактивна. Во дворце проводятся тематические лекции и занятия для школьников. Экскурсии внутри дворца ведут настоящие царевны, в одеждах Марфы Васильевны из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Дети с интересом слушают, значит таки можно их оторвать от компьютера?

Изучив внешнее убранство дворца, а также внутренние дворы, я опять решила позвонить подруге. Однако в трубку я услышала, что она перепутала станцию… и вышла на Варшавской. Но Анька решила не сдаваться и все же доехать ко мне на автобусе.

Я поняла, что у меня в запасе есть еще минимум час, и решила зайти внутрь дворца.

Ищем кассы и вход во Дворец

Во дворец есть две кассы. Первая находится непосредственно рядом со входом в парк. Чтобы попасть в хоромы царя дворец надо обойти. В одной кассе билет не удалось приобрести, так как техника «зависла». Честно говоря, только в наших музеях с таким столкнешься.

Во второй кассе, около главного входа в царские покои мне продали общий билет за 300 рублей . Билет на фотосъемку стоил 70 рублей, к тому же снимать разрешается во дворце только без вспышки. Итого, 370 рублей за удовольствие. Не дешево, надо отметить.

Дворец я решила обойти самостоятельно, хотя была возможность взять за 150 рублей аудиогид.

Кстати, вот и прайс-меню на посещение дворца. Льготные цены немного засветились, для тех, кто интересуется- цена до 100 рублей.


Стоимость билетов во дворец

В хоромах дворца

Осмотр внутренних покоев начинается с парадных покоев Царя. Первое, что встречает посетителей - это резное парадное крыльцо и массивная дверь с гербами различных областей.

Дверь, ведущая в царские палаты

Самыми богато украшенными являются тронный зал и зал для торжеств. Во всех комнатах можно найти подробное описание назначений залов на русском и английском языках.


Экскурсия в трапезной

Шикарно украшенный потолок в трапезной.


Потолок в трапезной

В залах также есть мебель, светильники и другие старинные вещи. Кое-что было привезено сюда из других музеев, а кое-что воссоздано по рисункам того времени.


Один из залов Дворца

Роспись стен и потолков очень напомнила мне убранство залов Дворца Юсуповых в Москве. Возможно, те же люди занимались реставрацией?

Непосредственно, царский трон.

Царский трон

Экскурсия по дворцу - это своеобразный квест, где тебя ждут всевозможные потайные двери, проходы и красивые залы. Причем, музейным смотрителям доставляет особое удовольствие наблюдать за тем, как турист не может найти выход. Представляете, сколько раз в день они это наблюдают?


Переход из одного терема в другой

Покои царя заканчиваются комнатой под названием «мыльня», то есть баня. Из «мыльни» - проход в покои Царицы. Все логично, в общем-то.

Хоромы царицы

В покоях царицы я бродила в гордом одиночестве, так как у меня было мало времени. Все группы остались позади.

Прогуливаясь около дворца я увидела вот такую рекламу. вдруг кому пригодится. Думаю, что свадебные фотографии внутри дворца должны получиться очень красивыми.

Регистрация брака в Коломенском дворце

В целом, внутри дворец Алексея Михайловича мне понравился. Я бы рекомендовала его родителям с детьми, и тем, кто интересуется историей. Здесь по крупицам собрана история первых Романовых.

Как раз, когда я окончила осмотр Дворца, моя подруга наконец-то доехала. И мы вместе отправились гулять по парку.

Как добраться

Адрес дворца Алексея Михайловича в Коломенском: м. Каширская, проспект Ю.В. Андропова, д.39, стр.69.

Часы работы дворца в Коломенском: с 10-00 до 17-30. (касса до 16-45), Понедельник - выходной.

Стоимость аудиогида: 100 рублей - по территории "Хоромы царя и царевичей" (звучание - 45 минут), 150 рублей по территории "Хоромы царя и царевичей. Хоромы Царицы" (запись 1 час 15 минут), залог 1000 рублей. Аудиогид можно взять в аренду непосредственно во Дворце, в вестибюле Царских палат. Время выдачи с 12-00 до 17-00.

Экспозиции: дворцовые интерьеры, «Сокровища русского искусства ХVII века»

Для групп экскурсоводы музея предлагают экскурсии: «Женская половина Коломенского дворца», «Мужская половина Дворца», «Парадные палаты и личные покои Коломенского дворца» и другие.

Если вы таки любите посещать такие объекты с экскурсией, рекомендуем приобрести экскурсию в Коломенский дворец у наших партнеров. Подробности - здесь >>>

Подмосковная деревня Коломенское некогда была вотчиной русских царей. Сейчас это место является территорией Государственного архитектурного заповедника. На огромной площади в почти четыреста гектаров расположены загородные монастыри и церкви, а также дворцы: домик Петра Великого, перевезенный сюда из Архангельска, и, собственно, хоромы русских царей - Алексея Михайловича, прозванного Тишайшим, и Фёдора Алексеевича. Большая часть заповедника - это парк и нетронутая человеком природа: овраги, лес. В юго-восточной части он выходит к Так что во дворец царя в Коломенском можно приплыть на прогулочном теплоходе. Хорошо заглянуть сюда во время народных гуляний на Рождество или Масленицу. Тогда в Коломенском проходят театрализованные представления, катание на санях и другие увеселительные забавы. На территории заповедника находятся и несколько старинных церквей. Но в данной статье мы сосредоточимся именно на дворце русских царей.

Немного истории

Русские князья любили Коломенское. Дворец стоял в этом месте еще в четырнадцатом веке. Поэтому окрестности деревни украшали церкви «столичного масштаба». Например, Василий III возвел в 1532 году Вознесения. Жил в Коломенском и Иван Грозный. Хроники сообщают, что здесь, в своем дворце, он праздновал именины. Но особенно полюбилось это место царю Михаилу Фёдоровичу. Он приказал расширить хоромы, фактически, построить на старом месте новый дворец. 17 сентября 1640 года царь отпраздновал с боярами новоселье. Полюбилось это место и наследнику, Алексею Михайловичу. Заядлый охотник, он неоднократно наведывался в эту загородную резиденцию. По восшествии на престол он затеял новое строительство.

Коломенское: дворец Алексея Михайловича

Еще в 1649-1650, а также 1657 годах царь пристраивал к старым новые помещения - по случаю рождения детей. Но это все было не то. Царю хотелось создать целостный ансамбль, а не систему изб, соединенных переходами. В 1667 году был заложен первый камень в строительство того, что позже современники назовут «восьмым чудом света». Следует отметить, что строили дворец Алексея Михайловича в Коломенском простые люди - плотники Семен Петров и Иван Михайлов. Уже через год началась отделка деревянных стен, оконниц и фасадов искусной резьбой. Весной 1669 года были выписаны из-за границы материалы для отделки и краски), да и сам мастер - армянин из Персии Богдан Салтанов. Руководил отделочными работами иконописец Симеон Ушаков. и стен, золочение шатров продолжалось около двух лет. Наконец, в 1673 году мастером Оружейной палаты Петром Высоцким были установлены часы на предвратную башню и устроена механика рычащих львов.

Перестройки Фёдора Алексеевича

После смерти Тишайшего новый царь взялся за Коломенское. Дворец снова был перестроен. Федор Алексеевич приказал построить новую трапезную, которая соединялась с личными покоями царя галереей. Эту столовую строил крепостной боярина Шереметьева Семен Дементьев. Были также возведены «Золочёные ворота», которые в отсутствие царя в Коломенском завешивались тканью, чтобы не потускнели. Был проведен ремонт рыкающих львов у трона, внешних украшений и интерьера. Реставрация завершилась весной 1682 года. Еще около двух лет шли работы по ремонту хозяйственных пристроек, оформлению кровель и росписи помещений. Вследствие бунта стрельцов были возведены казармы для личной охраны - всего шестнадцать изб. В 1685 году были усилены английским оловом и железом, водружены новые часы.

Эпоха и Коломенское

Дворец, с переносом столицы в Санкт-Петербург, стал постепенно приходить в упадок. Дерево - не очень стойкий материал. Последующие императрицы также не уделяли этой загородной резиденции достаточного внимания. Анна Иоанновна, правда, повелела держать ее «в добром призрении», однако средств на это выделить не соизволила. Осенью 1762 года в Коломенское наведалась Екатерина II. Она приказала составить смету ремонта. Документ представили в 1764 году. Но императрица вместо реконструкции приказала возвести новый дворец на месте разрушившихся хозяйственных пристроек. В мае 1767 года Екатерине доложили, что в старых хоромах начали рушиться лестницы и кровли. Тогда императрица приказала разобрать дворец Алексея Михайловича в Коломенском, а место - очистить. Точная дата разрушения неизвестна. Карамзин в «Бедной Лизе» (1792 год) упоминает деревню Коломенское с высоким дворцом. На месте деревянных хором возвели четырехэтажное строение в стиле классицизма. Но и оно спустя столетие было разрушено.

Музей «Коломенское»

Восстановление исторического места началось с инициативы известного художника-реставратора П. Барановского. Он предложил в 1923 году устроить на территории бывшей усадьбы русских царей музей под открытым небом, посвященный деревянной архитектуре России. Вот чем объясняется присутствие в Коломенском В нем царь-реформатор прожил на острове Маркове около двух месяцев, лично следя за возведением оборонительной крепости Архангельска. Барановский отреставрировал интерьер домика, Моховую башню Сумского острога, проездные врата Николо-Корельского монастыря, церковь Георгия Победоносца и другие памятки деревянного зодчества. Постепенно стали реконструировать и другие постройки, относящиеся уже непосредственно к Коломенскому: Водовзводную башню, Фряжский погреб и храм Святого Георгия с колокольней. А в 1990 году появилась идея воссоздать и летний дворец Алексея Михайловича.

Реконструкция

Хотя царские хоромы семнадцатого века были полностью стерты с лица земли, осталось множество литографий и рисунков, на которых подробно изображены интерьеры и внешнее убранство этого «восьмого чуда света». К тому же, сохранились чертежи самих строителей Поскольку на месте дворца уже выросли вековые дубы и липы, решено было реконструировать постройку в другом месте, неподалеку, в селе Дьяковское. Возведение было закончено в 2010 году. Деревянный дворец Алексея Михайловича сменила железобетонная конструкция, облицованная бревнами. Несмотря на то что она изменила первоначальную ориентацию по сторонам света, туристы могут увидеть палаты царя и государыни, покои царевича и принцесс. Особенное впечатление оставляет парадная столовая, в которую из разных крыльев дворца ведут крытые галереи.

Музей: часы работы, стоимость

Несмотря на то что весь дворец был построен в первых годах нашего столетия, экскурсия в Коломенское никого не разочарует. Ведь все интерьеры были воссозданы с чрезвычайной тщательностью, полностью копируя сохранившиеся рисунки чертежи. Палаты оснащены уникальными светильниками, слюдяными оконницами и мебелью. В двадцати четырех интерьерах дворца перед глазами туристов предстает личная жизнь и официоз русских государей допетровской эпохи.

Вход на территорию парка свободный. А вот на выставки - за отдельную плату. Если вы приехали в Коломенское на целый день, лучше приобрести единый билет - он стоит 400 рублей и дает право посещать различные помещения. Экспозиция работает ежедневно, кроме понедельника. Вход во дворец стоит 250 рублей.

Древнее подмосковное село Коломенское выделялось среди других вотчинных владений российских государей - здесь размещались великокняжеские и царские загородные резиденции. Самая знаменитая среди них - деревянный дворец царя Алексея Михайловича. Сын первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича, Алексей Михайлович, вступив на престол, неоднократно перестраивал и последовательно расширял отцовскую подмосковную резиденцию, что было связано с ростом его семьи. Он часто посещал Коломенское, занимался соколиной охотой в его окрестностях и проводил здесь официальные церемонии. В 1660-х годах царь Алексей Михайлович задумал масштабные изменения коломенской резиденции. Торжественная церемония закладки фундамента нового дворца, начавшаяся молебном, состоялась 2-3 мая 1667 года. Строился дворец из дерева по чертежам, работы вела артель плотников под руководством стрелецкого головы Ивана Михайлова и плотничьего старосты Семена Петрова. С зимы 1667 по весну 1668 года были выполнены резные работы, в 1668 году обивали двери и готовили краски для росписи дворца, а в летний сезон 1669 года были завершены основные иконописные и живописные работы. Весной и летом 1670 года во дворце уже работали кузнецы, резного железного дела мастер и замочники. Осмотрев дворец, царь распорядился добавить живописных изображений, что и было выполнено в 1670-1671 годах. Государь внимательно следил за ходом работ, в течение всего строительства часто приезжал в Коломенское и оставался там на день. Окончательное завершение работ пришлось на осень 1673 года. Зимой 1672/1673 года дворец был освящен патриархом Питиримом; на церемонии иеромонах Симеон Полоцкий произнес "Приветство" царю Алексею Михайловичу.













Коломенский дворец имел асимметричную планировку и состоял из самостоятельных и разновеликих клетей, размеры и оформление которых соответствовали иерархическим традициям семейного уклада. Клети соединялись сенями и переходами. Комплекс делился на две половины: мужскую, включающую терема царя и царевичей и парадные сени, и женскую, состоящую из теремов царицы и царевен. Всего во дворце было 26 теремов разной высоты - от двух до четырех этажей. Основными жилыми помещениями были комнаты второго этажа. Всего же во дворце насчитывалось 270 покоев, которые освещались 3000 окошек. При оформлении коломенского дворца впервые в русском деревянном зодчестве использовались резные наличники и обшивка тесом, имитирующая камень. В решении фасадов и интерьеров активно применялся принцип симметрии. В итоге масштабных работ в Коломенском был создан сложный комплекс, потрясавший воображение как современников, так и людей "просвещенного" XVIII века. Дворец отличался большой декоративностью: фасады были украшены затейливыми наличниками, многоцветными резными деталями, фигурными композициями и имели нарядный вид.















В 1672-1675 годах царь Алексей Михайлович с семейством регулярно выезжал в Коломенское; во дворце часто проходили дипломатические приемы. Новый государь Федор Алексеевич (годы правления 1676-1682) осуществил перестройку дворца. 8 мая 1681 года плотник Семен Дементьев, крестьянин боярина П.В.Шереметева, вместо обветшавшей повалуши начал строительство огромной Столовой палаты. Окончательный вид этого здания был запечатлен затем на различных гравюрах и картинах. Коломенский дворец полюбили все последующие правители России. В 1682-1696 годах его посещали цари Петр и Иван, а также царевна Софья Алексеевна. Значительно чаще других здесь бывали Петр и его мать, царица Наталья Кирилловна. При Петре I под дворец был подведен новый фундамент.













На протяжении XVIII века дворец постепенно ветшал и разрушался несмотря на все попытки его сохранить. В 1767 году по указу императрицы Екатерины II началась разборка дворца, продолжавшаяся примерно до 1770 года. В процессе демонтажа были составлены подробные планы дворца, которые вместе с описями XVIII века и изобразительными материалами дают достаточно полное представление об этом замечательном памятнике русской архитектуры XVII века.





















Идея воссоздания дворца возникла в музее-заповеднике еще в 1990-е годы, и в итоге была поддержана Правительством Москвы. Были проведены археологические работы и исследованы сохранившиеся фундаменты. Но поскольку за прошедшее время на месте бывшего дворца сформировался природный комплекс и уже выросли многовековые дубы и липы, было принято решение о переносе строительства на территорию бывшей деревни Дьяковское, за Голосов овраг. Нынешнее строение представляет собой макет Дворца Алексея Михайловича в натуральную величину. Строительство велось по чертежам, сделанным по велению Екатерины II. Однако новое строение не является полностью деревянным: все конструкции монолитные, железобетонные, покрытые затем бревнами. Ориентация относительно сторон света также нарушена - макет был повернут вокруг вертикальной оси на 90 градусов, что полностью нарушило сакральный смысл первоначального строения. Общая площадь застройки составляет свыше пяти тысяч квадратных метров, а общая площадь помещений - более семи тысяч квадратных метров. Хоромы располагаются на пяти уровнях и объединяют пять строений. Внутри дворца воссозданы старинные интерьеры и росписи времен царствования Алексея Михайловича.















В работах по созданию интерьерной экспозиции во Дворце приняли участие 226 человек 20-ти специальностей, среди них - модельщики и скульпторы, художники по керамике и иконописцы, резчики по дереву, мебельщики, паркетчики и столяры, позолотчики, витражники и литейщики бронзы, ткачи и золотошвеи, ювелиры и др. Основной объем ручных работ проводился в мастерских Москвы, но также были привлечены мастера из Санкт-Петербурга, Ярославля, Суздаля и других городов. Реконструкция призвана дать представление о дворцовых интерьерах эпохи Романовых. Экспозиция во Дворце Алексея Михайловича рассчитана на широкий круг посетителей. Ее залы наполнены предметами из фондов музея-заповедника, воссоздающими образ эпохи, рассказывающими о жизни царского дома.

Красное, или Парадное, крыльцо - главный вход в любой царский дворец. Согласно этикета, к нему мог подъехать верхом или на повозке только царь; за нарушение следовало суровое наказание. В Коломенском даже иноземные послы и бояре сходили с лошадей перед Передними воротами Государева двора. Был разработан сложный церемониал приема. Он требовал с должной торжественностью встречать именитых гостей снаружи, перед домом, на одной из площадок Красной лестницы. Навстречу выходил стольник с дьяком или боярин (окольничий) со стольником (думным дьяком). Иноземного посла или принявшего русское подданство правителя приветствовали трижды - у лестницы на подъездном помосте (рундуке), на крыльце против средней лестницы и у дверей палаты. На всем пути до дверей палаты в два ряда стояли дворовые и служилые люди с парадным оружием и в богатейших одеждах, которые выдавали на время из царской казны. Переднее крыльцо служило также местом выхода государя к подданным. Здесь царь мог дать краткую аудиенцию, выслушать отчеты, принять челобитья и подношения.



















На Переднем крыльце происходила раздача именинных пирогов в день ангела одного из членов царской семьи - обязательная, важная часть государственного церемониала, демонстрировавшая единство правителя и его подданных. Убранство крыльца и его архитектура усиливали ощущение торжественности. В украшавших крыльцо богатой резьбе и живописи использовалась государственная символика: двуглавый орел, пары геральдических животных, скульптуры львов под столбами крыльца. Для церемониальных встреч рундуки (площадки), ступени, перила и столбы устилали яркими коврами и драгоценными тканями. Украшали крыльцо и металлические изделия: фонари со слюдяными стенками, кованые двустворчатые наружные двери с росписью и луженым убором. Парадный вход во дворец обязательно осеняли иконы. Над входной металлической дверью крыльца помещены современные списки икон "Спас", "Богоматерь" и "Иоанн Предтеча".

Сени перед Столовой палатой состоят из двух помещений, связанных проходом в стене ("сени" и "сени ж, где входят с кушаньем"). Это была своего рода буфетная, из которой обслуживали царские пиры. Степенные ключники и стряпчие накрывали здесь поставцы Сытного, Кормового и Хлебного дворов по несколько на каждый двор. На эти стойки-серванты ставили все, что позже подавали на столы: на поставцы Сытного двора - сосуды с винами, пивом, медом и квасом; на поставцы Хлебного двора - калачи, караваи, пироги; на поставцах Кормового двора перед началом пира стояли кувшины с уксусом и лимонным рассолом, а во время пира сюда приносили кушанья, приготовленные в поварне. Перед пиром поставцы накрывали шелковыми золотными материями - фатами.



















Кушанья и питье на царский стол подавали, следуя придворному ритуалу. Каждое блюдо многократно пробовали из-за боязни отравы или порчи. При отпуске с поварни блюдо отведывал повар в присутствии стряпчего, от него блюда принимали ключники (каждый отдельное кушанье) и под охраной стряпчих несли во дворец. Подавая яства на кормовой поставец, ключники пробовали каждый со своего блюда; наконец, кушанья пробовал дворецкий (глава Приказа Большого дворца, отвечавший за продукты для царского стола) и отдавал стольникам "нести перед государя". Перед подачей на стол блюда отведывал кравчий, а напитки - чашник. Над дверью в сенях перед Столовой палатой размещен современный список иконы "Спас Нерукотворный".

Столовая палата - самое большое, парадное и торжественно оформленное помещение дворца. Она была построена царем Федором Алексеевичем на месте обветшавшей "повалуши" и новыми сенями соединялась с теремом царя. В палате проходили важнейшие дворцовые церемонии. Здесь принимали иноземных гостей, отмечали семейные и церковные праздники, могли устроить прием в честь важного назначения. Заканчивались приемы приглашением к царскому столу с ритуалом подачи "государевой чаши". После официальной части и перед царским столом был короткий промежуток, позволявший государю немного передохнуть, а стряпчим и ключникам - завершить приготовления к трапезе.

















Место государя за обедом было на помосте (рундуке), где находился стол, накрытый скатертями из шитого бархата или аксамита; к столу ставили "приступ" в две ступени, обитый цветным персидским ковром. К лавкам, на которых сидели приглашенные, приставлялись столы: "большой" ("первое место от угла под иконами"), "кривой" (он заворачивал за угол) и другие, по числу гостей. Ставились столы всегда так, чтобы можно было видеть государя. Кроме лавок сидели и на стульях, которых в палате было много. Посуду, напитки и кушанья помещали в поставцы или буфеты. В поставце, именовавшемся царским, размещали особенно дорогую посуду - в основном серебряную, реже золотую или из полудрагоценных камней. Она служила великолепным украшением трапезы. На столы ставили скатерти, украшенные тесьмой и кружевом; полы были устланы коврами. Украшением палаты была и ценинная многоцветная печь со сложным орнаментом. Потолок Столовой палаты украшала символическая роспись "Боги небесные" с изображением планет и знаков Зодиака с аллегориями четырех стран света по углам. Над окнами Столовой палаты размещены современные списки иконе "Спас Эммануил", "Архангел Гавриил", "Архангел Михаил", "Спас" и "Богоматерь". Над троном находится современный список иконы "Богоматерь Знамение".

Думная палата, или Передняя комната, выполняла в личных покоях царя роль приемной. Это было одно из самых важных в дворцовом быту помещений: по утрам в нем собирались думные люди для челобитья (подачи прошений) государю и обсуждения дел. Здесь же могли проходить заседания Боярской думы - совещательного органа в системе государственного управления. "Думное присутствие", а вместе с ним и управление государством перемещалось вслед за царем при его "походах" в подмосковные села. В Передней комнате выдавали жалованье и награды, могли принимать иностранных послов. Отсюда важная особенность палаты - в ней находилось кресло царя, или "государево место", стоявшее на помосте. Таким образом, Передняя комната была парадным, официальным, но вместе с тем и рабочим помещением. Это определяло стиль ее оформления, близкий к оформлению московских приказных палат.









На столе как напоминание о законодательной деятельности царя Алексея Михайловича раскрыта печатная книга "Уложение", изданная в Москве в 1649 году. Находящаяся в углу печи из многоцветных изразцов воссоздана по образцу печи Потешного двора вблизи села Дьякова, остатки которой найдены при раскопках на территории Дьякова городища. В красном углу палаты помещены современные списки икон "Спас Эммануил", "Архангел Гавриил", "Архангел Михаил", а над дверью - иконы "Преображение Господне".

Престольная палата выполняла в царских дворцах роль Тронной залы. Если в Думной (Передней) палате государь держал совет со своими приближенными, то в Престольной он торжественно, в присутствии бояр принимал иноземных послов, облаченный в богатый наряд и окруженный рындами в парадных белых одеждах с серебряными топориками и в массивных золотых цепях. Здесь же государь одаривал приближенных. "Хоромный наряд" Престольной палаты был исключительно роскошен, он демонстрировал подданным и иноземным послам величие и мощь державы. Стены и потолок покрывала многоцветная роспись, дверные и оконные проемы - рельефная золоченая резьба. Им вторили великолепные светильники, парадная расписная мебель и восточные ковры. Сверкала глянцевая поверхность изразцов, глаз радовали цветные стекла и оклады икон из благородных металлов. Все это великолепие служило оправой для символа власти правителя - царского места (трона). Троны делали из ценных пород дерева и украшали золотом, серебром, слоновой костью, алмазами, бирюзой и другими редкими материалами. Согласно нескольким источникам, трон царя Алексея Михайловича в Коломенском охраняли подвижные скульптуры в виде двух механических львов, издававших рычание, что должно было напоминать присутствующим о библейском прообразе - троне царя Соломона.



















Особенность Престольной палаты - украшающее потолок и стены "бытийное письмо" на сюжеты истории библейских царей Давида и Соломона. Композиции для росписей заимствованы из западных гравюр и "лицевых" (иллюстрированных) Библий. Для реконструкции "бытийных" росписей плафона потолка избраны четыре сюжета из Ветхого и Нового заветов: "Песнь песней царя Соломона", "Жертвоприношение царя Давида", "Царица Савская, дары приносящая", "Единение Христа с Церковью". Для стенных панно использованы сюжеты - "Суд царя Соломона", "Царь Давид", "Царь Соломон". Источником иконографии послужили гравюры из Библии Пискатора, изданной в Амстердаме в 1674 году, и их русские переработки на фресках XVII века. Высокое назначение Престольной палаты подчеркивается расположенной здесь изразцовой печатью, панно которой несет образ двуглавого орла - символа Московского царства. Над дверью престольной палаты помещен современный список иконы "Спас Смоленский и припадающим Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским", а над троном - иконы "Спас Великий Архиерей".

Внутри каждой группы помещений дворца обязательно имелись Задние (Постельные) сени, доступные только самым приближенным придворным, а также слугам. Так, через Задние сени в покои царя Алексея Михайловича могли войти лишь постельничий, царский духовник и казначей.











Задние сени служили для перехода из одних царских покоев дворца в другие. В царском тереме Коломенского дворца они соединяли Престольную палату с комнатой (кабинетом) царя, выходя на крыльцо, через которое вносили кушанья с поварни. В Задних сенях были устроены также кладовые ("каморки"), в которых хранили взятые в "государев поход" в Коломенское вещи царя: сундуки с тканями, коврами, перинами и другими вещами, обеспечивающими комфорт государя.

Комната (кабинет) царя Алексея Михайловича. В этом помещении государь проводил большую часть дня. Он мог допустить сюда членов ближней Боярской думы, но в первую очередь комната служила местом уединения. Здесь царь занимался государственными делами, писал письма и записки, "своеручно правил документы". Убранство этих "постельных" покоев отражало личный вкус царя Алексея Михайловича в особенности его повседневной жизни. К XVII веку сложился принцип оформления "постельных" покоев: в них стояли лавки для сидения, одновременно служившие ларями для хранения домашних вещей, и особые поставцы (шкафы) для бумаг, писем и книг. В переднем углу под образами находилось кресло хозяина, в перед ним - стол для занятий с запасом избранных книг, письменных принадлежностей и игр. Часть мебели выполняли по специальному заказу государя, в том числе особые подставки-ступеньки, расписные столы, парадные резные стулья и кресла с росписью, серебрением и позолотой. Особое внимание следует обратить на сюжетные росписи над дверями, напоминавшими государю о подвигах величайших правителей древности: "Царь Александр Македонский и царь Дарий III (Персидский)", "Царю Юлий Цезарь (Римский) и царь Пор Индийский". Эти сюжеты входили в круг самых популярных тем раннего европейского классицизма; они соседствовали с традиционными для русских помещений иконами. Аналогами для росписей комнаты послужили работы выдающегося придворного живописца французских королей Шарля Лебрена, а также традиционная резьба и роспись русских иконостасов XVII века. Печь из полихромных изразцов реконструирована на основании фрагментов, найденных при археологических раскопках на территории дворца в Коломенском.

















Круг чтения, работы и отдыха в комнате царя Алексея Михайловича обозначен копиями книг и рукописей (подлинники которых хранятся в Российском государственном архиве древних актов). Среди них - обязательное для православного человека Евангелие, напечатанное на Московском Печатном дворе в 1663 году; богословское сочинение Лазаря Барановича "Меч духовный... или Книга проповеди слова Божьего...", выпущенная типографией Киево-Печерской лавры в 1666 году и посвященная царю Алексею Михайловичу. Рукописное "Сказание об Успении Богородицы", "Роспись столовому кушанью царицы Натальи Кирилловны и царевичей Федора, Иоанна и Петра Алексеевичей" и "Жалованная грамота царя Алексея Михайловича Муромскому Борисоглебскому монастырю на вотчину в Муромском уезде. 15 ноября 1671 года" содержат пометки царя Алексея Михайловича. Для работы с книгами и бумагами царь Алексей Михайлович использовал очки, современная копия которых также представлена в экспозиции (очки были хорошо известны в Европе XVII века). В комнате царя Алексея Михайловича в красном углу находится современный список иконы "Богоматерь Казанская", а над окнами - икон "Алексий человек Божий", "Алексий человек Божий и Мария Египетская", "Спас", "Богоматерь", "Иоанн Предтеча", "Святая мученица Наталия".

Внутренний распорядок царский "постельных" покоев (опочивальни) отражал древнерусское представление об исключительном положении царя и особую заботу о его безопасности. Доступ в комнату был строго ограничен. Сюда не мог войти никто, кроме самых близких царю придворных. В покое с государем ночевал его постельничий - руководитель Царской Мастерской палаты (в его ведении было шитье царского платья и белья и надзор за чистотой и сохранностью "государевой постели"). Иногда здесь же ночевали стряпчий "с ключом" (он хранил ключ от комнаты) и один или два спальника. В смежной с опочивальней комнате обычно находились шестеро самых приближенных стряпчих и спальников; в следующей комнате - стряпчие и дневальные жильцы; наконец, у внешних дверей сторожили истопники. В опочивальне решались многие государственные вопросы, поскольку "хозяин" опочивальни, постельничий, входил в число особо приближенных советников государя, возглавлял его канцелярию и хранил его личную печать.















В опочивальне стояла кровать с балдахином ("подволокою") и другая мебель: лавки (включая особую спальную скамью для ближних слуг), поставцы, скрыни (комоды) и сундуки, где хранили белье, дорогие опахала, мелкие принадлежности туалета (зеркала, гребни, мыло, стеклянные флаконы с эфирными маслами). В спальне обязательно стелили ковры и ставили часы. Икон в опочивальне было, как правило, немного, но поклонный крест и образа у красном углу и над входными дверями были обязательно. Кровать выполнена на основе архивных описаний, изображений и предметов из музейных собраний. Печь реконструирована с использованием фрагментов подлинных изразцов, обнаруженных при раскопках на территории дворца в Коломенском. В опочивальне помещены современные списки икон "Спас Эммануил на престоле с припадающими Артемоном и Наталией", "Архангел Гавриил" и "Архангел Михаил".

Крестовая, или Моленная, палата, - комната в личных покоях государя, где он молился ранним утром и вечером перед иконостасом. В Крестовых дворцовых палатах "служили у крестов" стоявшие на царском жалованье "крестовые" попы и "крестовые" дьяки. Здесь совершали малую вечерю, всенощное бдение и заутреню, а также молебны. Но в Крестовых не было алтаря, они не предназначались для совершения литургии (ее служили в особой домовой Казанской церкви). В основу воссоздания интерьера Крестовой палаты положены описи моленных в царских дворцах и типологическое описание, составленное известным историком И.Е.Забелиным. Согласно ему, одну стену Крестовой занимал иконостас в несколько ярусов. Иконы в нем размещались согласно порядку церковных иконостасов и включали Деисус с иконами Спасителя, Богородицы и Иоанна Крестителя; нижний пояс заполняли иконы местного ряда: сюда ставили образа небесных покровителей членов царской семьи; иконы-"благословения" от родителей и родственников; благословенные кресты, панагии и ковчежцы с мощами; свечи, зажженные от Святого Огня на Гробе Господнем, святую воду; списки чудотворных икон; иконы особо чтимых святых-заступников; праздничные иконы и святыни, подносимые монастырями и духовными властями. Таким образом, иконостас Крестовой палаты был хранилищем домашних святынь и представлял духовную историю ее хозяина. Со временем иконы и другие святыни, принадлежавшие государю и членам его семьи, передавали из Крестовых на Казенный двор, в Образную палату, где к концу царствования Алексея Михайловича скопилось более 8200 подносных икон.









В Крестовой была также необходимая для совершения обрядов мебель, прежде всего аналои для чтения богослужебных и святоотеческих книг. Раскрытая на аналое книга - "Служебник", напечатанный в Москве в 1688 году.

В царском дворце мыльню (мовня, мовница - старинное название бани) устраивали в подклете или на одном этаже с жилыми комнатами, отделяя от них небольшими переходами-коридорами или сенями. В Коломенском дворце мылен было четыре. Самая большая мыльня была в отдельном строении у терема царевича (переходами она также соединялась с хоромами царя и царицы). Именно эта мыльня была выбрана для реконструкции. Она включает "мовные" сени и саму мыльню.


"Мовные" сени



"Мовные" сени



"Мовные" сени



"Мовные" сени



"Мовные" сени


В сенях перед мыльней не только раздевались, но и отдыхали после бани, поэтому вдоль стены здесь располагали скамьи с резной опушкой и "мовной" постелью. Кроме лавок в сенях перед мыльней стояли столы, один из которых предназначался для "мовной стряпни" (вещей, которые использовали во время мытья: колпака, простыни, опахала). Освещались мыльни светом из окон, но для защиты от сквозняков окна занавешивали; вечером и ночью здесь светили слюдяные фонари. В углу стояла печь, облицованная изразцами. Воссоздание основной принадлежности русской бани - печи с закрытой каменкой - уникальный пример в практике современной реконструкции. По стене от печи до противоположной стены тянулся полок с приступками и подголовьем. Чем выше была ступень этой своеобразной банной лесенки, или подиума, - тем на ней было жарче. Вдоль других стен стояли лавки, на которых мылись. На полок и лавки раскладывали свежее сено с ароматическими травами, накрывали его полотняными простынями и полавочниками. В центре мыльни стоит большая деревянная ванна со скамеечкой и простынями внутри, именно в ней мылся царь.















Воду для мытья держали в деревянных ушатах и кадьях, а также металлических сосудах. Разогревали ее с помощью раскаленных камней из каменки, которые кидали в воду. Щелок для мытья волос держали в медных луженых тазах, квас - в берестяных туесах. В верхних этажах терема пол и стены мыльни до уровня лавок выстилали для защиты от протечек свинцовыми досками, спаянными по швам. Над дверью в мыльню помещен список иконы "Богоматерь Живоносный источник".

Учительная палата в тереме царевича предназначалась для обучения царских сыновей (царских дочерей обучали в их тереме). Ребенку в царской семье отводились собственные покои, где он жил со своими кормилицами и няньками. Царские дети вели замкнутый образ жизни, их изолировали от внешнего мира, сверстников для игр подбирали из числа детей дворян, и мальчики, покидая хором, росли вместе с будущим государем. Если царевич в дальнейшем становился правителем, то его детское окружение отчасти сохраняло на него влияние.













Первым наставником царевича был воспитатель - "дядька", которому мальчика поручали с малых лет. Когда царевич достигал пяти-шестилетнего возраста, начиналось его обучение. Учителями выбирали дьяков - они лучше всех владели искусством чтения и чистописанием. Чтению обучали по азбуке или букварю. До XVII века азбуки были рукописными, первая печатная - букварь Василия Бурцова - появилась в 1634 году. Азбуку учили наизусть, читая ее вслух и нараспев. За букварем следовал Часослов, потом Псалтырь, затем Апостол - их также заучивали. За чтением следовало письмо. Ему начинали учить в семь-восемь лет по скорописным азбукам на столбцах, по которым тренировали написание строчных и прописных букв, а после букв - слогов. Лучшими каллиграфами считались подъячие Посольского приказа. Кроме чтения и письма учили церковному пению: будущий царь Алексей Михайлович на восьмом году уже учил Октоих/Осмогласник, заключающий вседневные церковные службы. Известно, что царь Алексей Михайлович прекрасно владел искусством знаменного пения и создавал собственные музыкальные произведения. С XVII века в программу начального обучения царевичей стала входить арифметика: четыре действия и таблица умножения. Для детей царя Алексея Михайловича в штат придворных учителей взяли известных книжников и проповедников (в их числе был выдающийся просветитель, поэт и драматург Симеон Полоцкий). Новые учителя обучали всемирной истории (в том числе античной), географии и иностранным языкам. Специально для царских детей делали рукописные "Потешные книги" (в одном экземпляре для каждого царевича) с миниатюрами придворных иконописцев Оружейной палаты - своего рода энциклопедии в картинках. Отечественную историю царевичи постигали по лицевым Царственным книгам - летописям в картинках с подробными подписями. Царевичам часто дарили книги на европейских языках, западноевропейские гравюры и карты. Обязательным для царевичей было обучение военному делу, для чего в Оружейной палате для них изготавливали "потешное" оружие. В Учительной палате представлены копии учебных материалов XVII века: богослужебные книги, напечатанные в Москве, - Псалтирь 1632 года, Апостол 1648 года, Часослов 1688 года; учебник Мелетия Смотрицкого для первичного обучения грамматике, изданный в Москве в 1648 году; "Карта Московии Северной и Восточной" (1643-1648 годов) и "Карта России или Московии" (1690-1695 годов), отпечатанные и раскрашенные в Амстердаме и Лондоне. В красном углу Учительной палаты размещен список иконы "Троица Ветхозаветная", а над дверью - иконы "Спас Вседержитель".

Царевич Федор Алексеевич, девятый ребенок царя Алексея Михайловича, родился болезненным. На него не возлагали особых надежд как на будущего правителя. Но после скоропостижной смерти брата, царевича Алексея Алексеевича, царь Алексей Михайлович торжественно нарек Федора наследником престола 1 сентября 1675 года. Уже на следующий день царевич участвовал в первой своей официальной церемонии - вместе с отцом принимал в Коломенском дворце императорское посольство. В 1676 году шестнадцатилетний царевич был венчан на царство вместо неожиданно скончавшегося отца. Федор Алексеевич получил традиционное образование, изучал также латынь и польский язык (его готовили в польские короли). Молодой царь страдал цингой в тяжелой форме и "скорбел ножками" - у него опухали ноги, ходил он с трудом, опираясь на палку; иногда его носили на троне. Несмотря на это, Федор Алексеевич стал очень деятельным государем и за недолгое шестилетнее правление сумел многое поменять в русском обществе. С его именем связаны преобразование государственного управления, отмена местничества, реформа системы налогообложения и преобразования в армии. Он ввел при дворе костюм и церемониал на польский манер, часто выезжал в загородные резиденции и совершал продолжительные паломничества по монастырям.







Пристрастия государя в области искусства оказались столь же многообразными. Он был удивительно разносторонним человеком: увлекался музыкой (ввел новое для России партесное пение и ноты), сочинял стихи и церковные распевы, прославился как знаток архитектуры и градостроительства. Он много строил, его любовь к архитектурным нововведениям выразилась в Коломенском дворце созданием новой роскошной Столовой палаты. Царь Федор Алексеевич очень любил бывать в Коломенском, предпочитая его другим загородным резиденциям. Здесь он вел уединенный образ жизни, предаваясь любимым занятиям - слушал пение и стрелял из лука. Царь был благочестив и установил в Коломенском новый праздник - Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, отмечаемый 1 августа. В этот день вспоминали Крещение Руси при князе Владимире и победу князя Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в 1164 году. В Коломенском дворце родился его единственный сын Илья, вскоре скончавшийся вместе с матерью, царицей Агафьей Семионовной Грушецкой. С новой супругой, Марфой Матвеевной Апраксиной, царь Федор также часто наезжал в Коломенское. При реконструкции комнаты царевича Федора Алексеевича сделана попытка показать особенности жизни, воспитания и обучения царских детей в позднесредневековой Москве, отразив и стремление к пышным западноевропейским интерьерам, возникшее в России во второй половине VXII века во многом благодаря реформам царя Федора Алексеевича. Круг чтения царевича представлен Псалтырью Симеона Полоцкого, изданной в Москве в 1680 году, и сочинением "Синонсис или краткое собрание от различных летописцев", вышедшим в Киеве в 1680 году; оно было крайне популярно в России в XVII, XVIII и даже XIX веке как краткий курс русской средневековой истории. В красном углу помещены современные списки икон "Богоматерь Владимирская" и "Федор Стратилат", над дверью - иконы "Спас на убруссе с ангелами".

В жизни Петра Великого, сына царя Алексея Михайловича, построенный отцом дворец сыграл важную роль. Недаром в памяти москвичей детство и юность Петра тесно связаны именно с Коломенским: еще в XIX веке здесь показывали его "детскую колыбель", искренне полагая, что Коломенское - место рождения Петра (на самом деле Петр родился в Кремле). Впрочем, подобная легенда имела основание - само Коломенское стало колыбелью, из которой Петр шагнул в широкий мир. Поэт Сумрароков имел полное право написать: "Российский Вифлием, Коломенско село, которое на свет Петра произвело". Здесь Петр научился читать и считать, сюда он ходил под парусом, сплавляясь по Москве-реке в знаменитом ботике, окруженный небольшой флотилией. Здесь зародилась и тяга юного царя к ратному делу. Ему с раннего детства стала близкой атмосфера торжественных смотров, шествий полков иноземного строя, представленной ко двору "нововыезжих" из чужих земель офицеров. Все это предопределило необычайные по размаху и разнообразию "воинские потехи" Петра. Архитектурный ансамбль Коломенского наряду с Немецкой слободой определил тягу Петра к европейским стилям. Здесь он увидел памятники русско-итальянского строительства первой трети XVI века: церкви Вознесения Господня и Святого Георгия, церковь в Дьякове. Сам Коломенский дворец, впитавший многие элементы западной архитектуры XVII века и наполненный привезенными с Запада диковинами, отражал жадную тягу московской знати к европейскому образу жизни и культурным новшествам.











Из Коломенского дворца началась дорога Петра к малым и большим свершениям: переодеванию дворянства в западное платье, строительству Санкт-Петербурга, победе над шведами. Петр не забывал о Коломенском, иногда возвращаясь сюда в 1700-е годы. Он всю жизнь дорожил отцовским дворцом как памятью о детстве. Даже напрягая все силы страны на строительство Санкт-Петербурга, Петр I не забыл направить часть из на поддержание дворца в Коломенском. Он поручил архитектору М.Г.Земцову подвести под деревянные стены новые каменные фундаменты и тем самым сохранил дворец еще на полстолетия. При Петре во дворце проявились и печи нового типа, облицованные гладким, расписанным по белому полю кафелем, что резко контрастировало с муравленными или ценинными рельефными печами последней трети XVII века. Следы печей нового типа находят в Коломенском при археологических раскопках. О победах русского оружия, одержанных под знаменами Петра, напоминают солдатские и урядничью медали 1709 года "За Полтавскую баталию". С эпохой Петра I неразрывно связаны новые книги, которыми пользовались его современники: "Арифметика" Леонтия Магницкого, изданная в Москве в 1703 году. "Географиа генералная" Варениуса Бернгарда в переводе Ф.П.Поликарпова, напечатанная в Москве в 1718 году. В особых сочинениях проставлялись подвиги самого Петра. Одно из них представлено в кабинете, это "Политколепная достохвальные храбрости Всероссийского Геркулеса... Богом прославляемаго великого государя царя... Петра Алексеевича..." Иосифа Туробойского, книга издана в Москве в 1709 году. В красном углу помещен современный список иконы "Алексий человек Божий и мученица Наталия".



Залы дворца соединены многочисленными коридорами и переходами, общая площадь которых превышает 150 кв. метров.





Царицына казна размещалась во внутренних покоях и была предназначена для хранения ("оберегания") множества личных вещей, нужных в ежедневном обиходе царицы и привозимых для нее из Москвы, - платьев, уборов, постельных принадлежностей. Для этого в царицыной казне имелась специальная мебель - сундуки и шкафы. Распоряжалась казной верховая (придворная) боярыня. Ей подчинялись казначея, постельницы, мовницы; только они могли входить в помещение казны. В комнате царицыной казны размещен современный список иконы "Предстоящие Христу Вседержителю", на которой изображены Иоанн Предтеча и семь святых, соименных с членами женской половины семьи царя Алексея Михайловича.







Через Переднее крыльцо терема царицы посетители попадали в Передние сени - первое парадное помещение. Эти сени вели в Престольную палату царицы или в Задние сени, через которые можно было пройти в терема царя и царевичей. Над дверью в Передние сени терема царицы помещен современный список иконы "Богоматерь Одигитрия".

Царицына Престольная палата существенно отличалась от Престольной палаты царя, хотя в ней находилось много сходных предметов мебели, отражающих высокий статус владелицы. Замкнутый образ жизни женской половины семьи царя и общее положение женщины в допетровскую эпоху не позволяли им часто видеть посторонних - в повседневном быту царицу посещали только лица женского пола, а из мужчин - близкие родственники и священнослужители. Занятия рукоделием и развлечения цариц также проходили в замкнутом кругу.











Тем не менее, царицы тоже устраивали аудиенции: к ним проходили люди из Царицыной Мастерской палаты, управляющие и жители подведомственных палате слобод, духовенство с подношениями и просьбами, а также другие челобитчики - царицы и царевны часто ходатайствовали перед царем о смягчении приговоров. На торжественные аудиенции в покои государыни в сопровождении царя приглашались иноземные послы, Московский и Вселенские патриархи, иноземные особы царского достоинства. Встречи равных по положению лиц проходили у царицы почти так же, как у государя, только у царицы придворные должности исполняли боярыни. Выезды для гулянья в загородные дворцы, а том числе и Коломенское, царицы совершали чаще летом. Реконструкция Престольной палаты терема царицы стала возможна на основании текста из Описи Коломенского дворца 1742 года. Опись позволила разместить на потолке палаты медальоны с росписью на сюжет "Аллегория четырех времен года", а на стенах - "леншафты" (пейзажи). Печь в палате реконструирована на основе изразцов, обнаруженных при археологических раскопках на территории дворца. В палате размещены современные списки икон: в красном углу - "Избранные святые", "Богородица Умиление", "Спас Вседержитель", над дверью - "Спас Благое молчание".

Рукоделие занимало важное место в системе ценностей православного патриархального уклада русской жизни. Ему придавалось тем больше значение, чем выше было положение семьи в обществе. Умение вышивать было признаком хорошего воспитания любой знатной женщины, и царицы с царевнами собственными руками украшали церковную утварь. Был также образован особый приказ, Царицына Мастерская палата (1656-1701 годы), ведавшая изготовлением одежды для цариц, царевичей и царевен. Для "чистых" рукоделий во дворце служила светличная палата - большая комната на женской половине.









В Коломенском дворце известна светлица в тереме царицы, к которой вела круглая лестница-подиум (рундук) из пяти ступеней. При воссоздании этого помещения использованы описи светлиц в царских дворцах и богатых домах Москвы, а также подлинные предметы, например, изразцы с изображением птиц и букетов, обнаруженные при археологических раскопках на территории дворца в Коломенском. Воссоздана мебель, нужная для работы (стольцы, стол, стул, кресло) и для хранения материалов, изделий, личных вещей царской семьи (шкафы, сундуки, полки). В мастерской помещены современные списки икон: в красном углу - "Святитель Николай Мирликийский", над дверью - "Рождество Богородицы".

Царевне Софье Алексеевне (1957-1704) - третьей дочери царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, как и другим царевнам, был предначертан теремной затвор и вечные молитвы за страну и царскую семью. Однако царевна Софья проявила себя как "принцесса ума великого", которую панегиристы заслуженно сравнивали с Софией Премудростью Божией. По смерти в 1682 году царя Федора Алексеевича, в результате борьбы между придворными группировками и спровоцированного кланом Милославских восстания стрельцов, царями были провозглашены Иван и Петр Алексеевичи, а регентом - их старшая сестра царевна Софья.









Софья стала реальным правителем: она проводила заседания Боярской думы и контролировала работу приказов; ее наставником в государственных делах стал боярин князь Василий Васильевич Голицын, получивший новый пышный титул - "царственныя большия печати и государственных великих посольских дел сберегатель, ближний боярин и наместник новгородский". Во многом благодаря ему царевна продолжала внутреннюю и внешнюю политику царя Федора Алексеевича: начала сплошное межевание территории России (в Коломенском она сама выбрала писцов для межевания), стремилась упорядочить приказное судопроизводство, способствовала развитию промышленности и торговли. При поддержке царевны Софьи возникли прототипы высших школ: Славяно-латинская школа Сильвестра Медведева в Заиконоспасском монастыре (1682-1687 годы), Богоявленская школа братьев Лихудов в Богоявленском монастыре (1685-1687 годы) и Славяно-греко-латинская академия братьев Лихудов в Заиконоспасском монастыре (с 1687 года). В правление Софьи были заключены выгодные для России договоры с Польшей (1686 год) и Китаем (1689 год). Предпринятые в 1687 и 1689 годах Крымские походы историки обычно относят к неудачным, но современники оценивали их результаты не так однозначно. Когда царь Петр достиг совершеннолетия, Софья не уступила ему власть и даже незаконно присвоила себе титул "самодержица". Однако сторонники молодого царя оказались сильнее. Попытка стрельцов вернуть ей власть путем восстания (1698 год) оказалась неудачной, и Софью постригли в монахини под именем Сусанны. Царевна Софья была частой посетительницей Коломенского дворца, где неоднократно отмечала свои именины (17 сентября по старому стилю). В покоях царевны Софьи Алексеевны многое напоминает о ней как о деятельной правительнице и просвещенной женщине. Вышедший в Москве в 1704 году, после пострижения Софьи, "Лексикон треязычный, сиречь речений славянских, еллиногреческих и латинских сокровище" указывает на ее занятия иностранными языками, а карта южных земель России "Московия, Южная часть", изданная в Амстердаме в 1642-1648 годах, - о Крымских походах. Лежащая на столе книга придворного поэта Симеона Полоцкого "Вечеря душевная", вышедшая в 1693 году, раскрыта на гравюре Симона Ушакова; под руководством этого мастера создавались иконы к интерьерной росписи Коломенского дворца. В покоях помещены современные списки икон: в красном углу - "Спас Вседержитель", "Богоматерь Взыграние Младенца", "Свято Леонтий Ростовский"; над дверью - "Спас оплечный".

Дочь императора Петра I Елизавета родилась в 1709 году. В детстве они с сестрой Анной много времени проводили в царских "подмосковных" (существовала даже легенда о рождении Елизаветы в Коломенском). В 1741 году дочь Петра Великого сумела, опираясь на гвардию, взойти на престол. Она охотно демонстрировала возврат к традициям отцовского правления, восстановив роль Сената, Главного магистрата и других петровских учреждений. В годы правления Елизаветы Петровны был осуществлен ряд успешных государственных и экономических преобразований: отменены внутренние таможни, изменена система налогообложения. Заметные сдвиги произошли и в русской культуре. Елизавета Петровна учредила Академию художеств и Московский университет; при ней был создан первый российский театр и издана знаменитая Елизаветинская Библия (царица была чрезвычайно религиозна). Елизавета, признанная красавица своего времени, была очень приятна в общении, остроумна, весела, изящна, необыкновенно хорошо танцевала, причем любила и русские танцы. Жизнь ее двора запомнилась современникам как бесконечная череда балов, маскарадов и ярких фейерверков.

Покои Елизаветы Петровны


Бесстрашная наездница и неутомимая охотница, она часть совершала далекие прогулки и, приезжая в Москву, непременно посещала Коломенское, отчасти вернув ему статус парадной резиденции. В год своей коронации она приняла в Коломенском персидское посольство. Вместе с ней в Коломенское приезжал и М.В.Ломоносов, научную и просветительскую деятельность которого царица поддерживала (впечатления от этого посещения отражены в его сочинении "Описание стрелецких бунтов и правлений царевны Софьи"). Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, уникальный памятник эпохи правления ее деда, по ее указанию привели в порядок и специально для императрицы отделали роскошные апартаменты. Их великолепие стремятся показать воссозданные интерьеры. Вкусам Елизаветы Петровны полностью отвечает стиль позднего барокко с его пышными и изощренными формами: живописный плафон с аллегорической композицией "Венера"; обязательные для дворцов того времени зеркала; драпировка стен из декоративных тканей, резная мебель. Все это призвано передать естественную и бесконечно ценимую жизнелюбивой дочерью Петра Великого атмосферу. Противоречивость пристрастий Елизаветы Петровны отражают представленные в покоях книги: с одной стороны, это первый том "Книги житий святых..." Димитрия Ростовского (издан в Киеве в 1689 году), а с другой - европейская книга исключительно светского, куртуазного содержания, популярная в Европе и России - "Символы и емблемата", напечатанная по указу Петра I в 1705 году. В красном углу помещены современные списки икон "Богоматерь Всех Скорбящих Радость", "Преподобный Сергий Радонежский", "Апостол Иоанн Богослов".

На этом наше виртуальное путешествие подошло к концу. Если у вас будет такая возможность, то посетите царский дворец в Коломенском, получите массу впечатлений. И, хоть это строение считается "новостроем", дворец царя Алексея Михайловича раскроет вам много интересных страниц истории средневекового Российского государства.

В настоящее время всё ещё продолжается строительство дворца, подходить близко к нему пока ещё не приветствуется.

Внутренности дворца ещё отделываются, но снаружи дворец уже выглядит весьма интересно.

Дворец воссоздаётся не на том месте, где он был построен. Сейчас на том месте разбит парк и растут старые липы... И чтобы не разрушать текущий ансамбльь парка Коломенское было решено возводить дворец на южной окраине парка.

Оригинальный дворец Алексея Михаиловича в Коломенском был построен в 1667-1668 гг. архитекторами Семеном Петровым и Иваном Михайловым

Он простоял около 100 лет а потом был разобран за ветхостью.

Тогда дворец был выполнен из дерева.

Теперь же основные конструкции дворца выполнены на бетонном основании. Однако внешнее убранство дворца восстановлено в стилистике 17 века в дереве.

Имеет смысл представить фотографию интерьера дворца во время выполнения внутренних работ за некоторое время до открытия. Фото предоставлено Павлом Деменко.

От дворца хорошо прогуляться по парку до основного ансамбля музея-усадьбы Коломенское.

Издалека ориентиром будет стремящаяся ввысь белая церковь Вознесения.

Раньше в этом месте стояла деревня, я ещё застал маленькие домики, стоящие на пути от метро Каширская к парку Коломенское. Тогда эти места ещё не воспринимались как единый парк.

Теперь же в яблоневом саду поставили скамеечки

Проложили дорожки и ведут дальнейшее благоустройство

Ну а спустившись по лесенке, ведущей вниз от яблоневого сада попадаешь в овраг с ручейком и прудами...

Но об этих местах я уже рассказывал подробнее на страницах про парк

Чем интересна историко-художественная реконструкция «Дворец царя Алексея Михайловича» в Коломенском. Как добраться, время работы и цены на билеты 2019.

В Коломенском парке, в окружении живописных рощ, находится место, которое раньше называли восьмым чудом света - дворец царя Алексея Михайловича. Памятник русской архитектуры 17 века выполнен с точным следованием канонам русского деревянного зодчества и напоминает затейливую игрушку. Луковичные башенки, резные наличники, высокие крылечки, расписная черепица на крыше - все производит впечатление сказочности и переносит гостя в стародавние времена. Те самые, когда русской земле неведомы были каменные колонны и европейские дворцы.

Историческая реконструкция дворца Алексея Михайловича

Забавно, но самая русская часть - построена отнюдь не во времена сказок и былин, а совсем недавно, всего несколько лет назад. Постройка полностью повторяет оригинальный дворец царя, который стоял здесь в 17 столетии. Позже он был заброшен и в связи с активным разрушением разобран. Правда, чертежи и замеры бережливая Екатерина Вторая сохранила, благодаря чему и стало возможным отстроить это великолепие заново.

Корпус здания выполнен из металла и бетона, как и любые современные постройки, но сверху на него «надет» деревянный скелет. Поэтому кажется, что дворец Алексея Михайловича целиком выполнен из бревен, как и его предшественник. Внутри гостям также предстают бревенчатые стены. С одной стороны, внешний деревянный облик не нарушен, с другой - с бетоном как-то надежнее и долговечней.

Дворец царя Алексея Михайловича: экскурсии

У сооружения имеется множество входов и выходов, потому найти собственно вход для посетителей не всегда удается с первого раза. Внутри, как и у настоящего дворца, обустроено 270 различных комнат и помещений: тут и жилые покои, и хозяйственные помещения и всевозможные подсобки. Правда, посетителям открыт вход далеко не во все из них - для туристов доступно около десятка помещений.

Отдельно расположена выставка искусства 17 века, вход в которую оборудован с другого крыльца по отдельным билетам.

Дворец царя Алексея Михайловича в Москве / Фотобанк Лори

Для посещения дворца Алексея Михайловича лучше всего заказать экскурсию в , чтобы было интереснее и познавательней. Только так можно узнать, отчего у царя было столько серебряной посуды, почему у него такая короткая кровать и как происходило таинство омовения государя в бане. Гиды одеты в наряды царевича и царевны, рассказывают очень живо и интересно. В общем, удовольствие незабываемое, пусть и за доплату. Но вернемся к самому дворцу.

Внутренняя отделка и царские палаты

Царские покои - мужская половина. Здесь посетителей ждет аналог современного фойе, где гости и бояре дожидались царя. Тут можно увидеть типичную русскую мебель - лавки и сундуки. Тут же выставлена старинная посуда из меди и серебра - вазы, кубки, тарелки, кувшины и пр. Все это дары иностранных гостей, так как своего злата-серебра у России не было и цари крайне приветствовали подарки из драгметаллов, отчего и прослыли скрягами и сребролюбцами.

Столовая палата, где проходили пиры. Здесь, на широких столах, заботливо расставлены муляжи типичных яств и угощений, коими потчевали дорогих гостей. Тут и запеченные лебеди, перепела, венец кулинарных творений - сделанный из сахарной массы белокаменный Кремль. Удивительно, но стульев вы здесь не увидите. Право сидеть за столом имел только царь-батюшка, а остальные гости кушали стоя. Стены этой части дворца Алексея Михайловича расписаны ярко и пафосно, бросается в глаза обилие золотой краски. Если взглянуть на потолок, можно увидеть уникальные росписи звездного неба со знаками зодиака, солнцем и луной. По тем временам это был прорыв, поскольку в просвещенной Европе кое-где все еще считали землю плоской.

Столовая палата во дворце в Коломенском / Фотобанк Лори

Вслед за столовой следует рабочий кабинет царя. Ничего особенного он не представляет и даже поражает скромностью размеров. Тут можно увидеть стол, стулья, секретер, шкафы. На столе, словно с царских времен, осталась незаконченная партия в шахматы. На стендах выставлены древние книги.

Царская опочивальня - место удивительное. Прежде всего, поражают размеры государевой кровати: она настолько коротка, что впору разве что карлику или гному. Но все объясняется проще: в те времена спать лежа считалось вредным, вот и приходилось персонам, заботящимся о здоровье, встречаться с Морфеем сидя. Зато в остальном все как положено - балдахин, вышитые подушки - все по статусу и высшему классу. Можно увидеть и одну из печей, украшенную уникальными изразцами. Говорят, под царскими покоями находится растопочная, где раньше всегда дежурили слуги, оберегая государя. Если что - слуги погибали первыми, зато монарху угарный газ не угрожал.

Престольная палата - сердце дворца. Пространства здесь не много, тем более непонятно, как в таком тесном помещении царь умудрялся принимать толпы бояр. Особенно если добавить к этому, что они обязаны были находиться в собольих шубах до пят - и это при такой жаре. При таком подходе так и станешь ненавистником мехов и приобщишься к защитникам природы! Но интересна престольная палата другим: здесь расположен трон с золотыми львами, которые шевелятся и издают грозный рык по нажатию кнопки. Доподлинно известно, что Алексей Михайлович был поклонником разных механизмов и хитрых устройств. Он любил демонстрировать гостям своих зверушек, повергая иностранных послов и купцов в состояние шока. Потолки в палате тоже расписные, только вместо звездного неба его украшают царь Давид и Соломон.

Царские бани - самое сокровенное. Ни одна экскурсия по царской резиденции не обходится без посещения мылен - старых царских бань. Правда, если не сказать об этом, то сразу и не догадаешься. Те же деревянные полки-ступени, деревянные панели на стенах, только в центре стоит большая лоханка, в которой омывался Алексей Михайлович перед и после греховных дел, как он сам любил говаривать. Под импровизированной ванной раньше клали раскаленные угли, таким образом, вода не остывала и государь мог греться сколько угодно.

Женская часть дворца. Здесь не так интересно, представлены предметы рукоделия, мебель, кровать. У царицы имелся свой трон, правда, без секретов. В одной из комнат можно увидеть станок для вышивания. Куда более интересна так называемая Голубая гостиная императрицы Елизаветы Петровны. Обстановка тут заметно роскошнее, есть резная барочная мебель и предметы интерьера. Да и изображения самой государыни имеются в виде картин на стенах.

Покои Елизаветы Петровны в Коломенском / Фотобанк Лори

Детско-юношеская часть дворца. В покоях царевичей наиболее интересной считается учебная палата или попросту школьный класс с партами, стульями. В свое время гранит науки грыз здесь первый император России - Петр Великий. В детстве же у него было 15 братьев и сестер. Правда, до взрослых лет дожило меньше половины. И именно здесь прошли младые годы большинства царских отроков.

Несмотря на бурную критику историков о несоответствии многих элементов оригиналу, дворец Алексея Михайловича дает подробное представление о жизни царя в 17 веке и архитектуре того времени. Прогуляться по дворцовым палатам будет интересно и любителям истории, и просто любопытным.

Часы работы и стоимость билетов

Терем царя Алексея Михайловича открыт для посещений ежедневно с 10-00 до 18-00. Выходной день - понедельник, как у большинства музеев.

Стоимость билетов во дворец в Коломенском:

Чтобы охватить все одним махов можно приобрести комплексный билет - «Дворец царя Алексея Михайловича. Историко-художественная реконструкция». В него входят посещение хором царя, а также царевичей и царицы Елизаветы Петровны.