Об умении держать себя в обществе. Как вести себя с мужчиной

Хотите получать информацию о новых статьях? Введите адрес электронной почты:

Как вести себя в обществе: как правильно держаться, ходить, садиться

Дата добавления: 2014-01-24

Держаться, ходить, садиться? Да. И делать это правильно!

Не нужно думать, что двойной смысл выражения "хорошо держаться" случаен. Если оно одновременно означает и физическую гармонию, и то неуловимое, что позволяет человеку чувствовать себя непринужденно наедине с самим собой и при любых обстоятельствах, значит, наш язык снова дает нам ключ к взаимосвязи между внутренней жизнью и внешним обликом.

Сколько раз нам приходилось сталкиваться с людьми нервными и неуживчивыми, у которых разлад с миром и с самими собой проявляется даже в неуправляемых движениях рук. Или с тщеславными, распускающими павлиний хвост, требующими, чтобы все человечество признавало их особую стать. У насмешников глубокие складки стягивают вниз уголки рта, а застенчивые сутулятся и ступают с опаской, поскольку убеждены, что их путь усеян ловушками.

Манера держаться (осанка, походка, внешний вид) - часть того, что мы получаем в наследство от предков, и это порой не так уж легко изменить. Но самокритика без снисходительности или умение следовать дружеским советам могут помочь исправить то, что неверно было бы "оставить, как есть".

Начнем с того, что присуще всякому человеку, как подпись: с походки. Кто не восхищался гибкой и грациозной походкой манекенщиц и актрис? У них не найдешь ни одного неловкого движения, никакого лишнего усилия, их походка - воплощение непринужденности и изящества. Но редко кто из простых смертных представляет себе, сколько необходимо упражняться, чтобы добиться этой "естественности" на сцене, подиуме или перед камерой. Во всех школах, где преподается умение красиво ходить, учащимся (и прежде всего - женщинам!) предлагают поносить на голове книгу или какой-то подобный предмет. Невозможно удержать его в равновесии, если сутулиться! В древности женщины именно таким образом приобретали великолепную осанку. Последуем их примеру! Попробуйте-ка, держа ношу на голове, согнуть плечи или пройтись неуверенной походкой! Вот еще одна область, где, как гласит поговорка, "навык мастера ставит", хотя и маловероятно, что нам когда-нибудь придется переносить на макушке с этажа на этаж тяжелый словарь. Научиться держаться прямо, но не выгибаясь излишне, гармонично покачивать руками в пределах, ограниченных естественным положением локтей, делать шаги не слишком большие и не слишком маленькие, не приподнимать и не опускать плечи - посмотрите, сколько важных этапов на пути к правильной походке!

Даже тем, у кого красивая походка, бывает довольно трудно стоять прямо, оставаясь естественными и непринужденными. Значит, им нужно внимательно изучать себя в большом зеркале.

Вам кажется трудным твердо стоять на ногах, соединив колени, не дергаясь, со спокойным лицом? "Втяните живот, распрямите плечи!" Старая команда, напоминающая о казарме, но от того не менее действенная. Следует вспоминать ее всякий раз, желая исправить свою осанку. И прежде всего постарайтесь не нарушать правил хорошего тона: не опирайтесь на спинку стула, не прислоняйтесь к стене, не прячьте руки в карманы, не теребите нервно в руках зажигалку или платок. А в особенности, ради Бога, постарайтесь избегать самых "сильных средств": доказывая свою правоту, не хватайте собеседника за отвороты пиджака или - хуже того! - за несчастную пуговицу, в знак одобрения не хлопайте его по плечу и не толкайте локтем в бок. И еще одно. Очень трудно говорить с человеком, который брызгается слюной, и незачем сердиться, если вы страдаете этим, а партнер при беседе пятится от вас: у него были для этого все основания.

А когда наступит время сесть, уйти или перейти к столу, важно ни к кому не поворачиваться спиной, особенно - к дамам и старикам, даже если вы не такая заметная особа, чтобы привлечь к себе восхищенные взгляды. Если выражение "красивая спина способна очаровать" верно в вашем случае, пользуйтесь этим на пляже или на балу, надев платье с большим вырезом, но отнюдь не в повседневной жизни.

Садиться тоже надо осмотрительно. Если актеров этому специально учат, значит, все не так просто, как принято думать. Сесть на стул, на диван, в кресло - значит выдержать своего рода экзамен, и нередко такое простое и внешне безобидное движение означает, что визит грозит затянуться. Лень и недостаток самоконтроля действительно проявляются в наших манерах самым вопиющим образом. И именно в таких случаях нам легче всего показаться неряшливыми и некрасивыми.

Между тем правильная посадка может быть весьма грациозной и изящной. Но кто из нас не видел людей, которые плюхаются на стул, словно брошенный на прилавок кусок мяса, или, напротив, располагаются, как завоеватели, которые останутся здесь до тех пор, пока их не выгонят?

Несколько замечаний. Не стоит обвиваться вокруг ножек и подлокотников будто плющ вокруг ствола дерева.

Совет женщинам: не старайтесь примоститься на самом краешке кресла -это благовоспитанность примерных маленьких девочек прошлого века.

Совет мужчинам: не обрушивайтесь на сиденье с такой силой, которая сразу же возбудит у хозяев желание вызвать мастера для ремонта мебели.

К сожалению, список погрешностей против хорошего вкуса, допускаемых сидящими людьми, можно продолжать до бесконечности. Тот обнимет руками колени, другой развалится в кресле или на стуле, а кто-то станет нервно барабанить пальцами по его краю...

Случается также увидеть, как сидящий человек вдруг начинает насвистывать или напевать какую-то мелодию, явно думая о чем-то своем. Но самая ужасная поза (особенно - для дам!) - это когда колени широко расставлены, а ступни при этом повернуты носками внутрь! Вы - особы обоего пола - нарушите требования этикета, если усядетесь, положив ногу на ногу. Зато дамы могут беспрепятственно скрещивать ноги у щиколоток, хотя даже обладательницам стройных, как у кинозвезды или газели, ножек лучше прикрывать колени юбкой, пусть даже Рим или Париж предписывают мини-моду!

Когда же приходит время встать, постарайтесь не поворачиваться спиной к обществу и не отталкивать стул так, будто он - ваш смертельный враг, внезапно возникший на пути. Гораздо лучше доказать свою приверженность к порядку, поставив стул на место, но, разумеется, не впадая при этом в другую крайность в поисках именно того места, где он стоял, ибо это уже будет похоже на манию.

Жесты и выразительность

Да, но что делать с руками? Мы уже перечислили, чего с ними НЕ НАДО делать: нервно теребить предметы, рыться в карманах, барабанить пальцами по поверхности чего бы то ни было и так далее. Однако мы еще не сказали о самой главной и самой распространенной ошибке - излишней жестикуляции . Известно, что в разговоре южных людей, отличающихся свои темпераментом, руки принимают такое же активно участие, как язык, и тот, кто не размахивает ими при беседе, прослывет косноязычным. Вспомним старый анекдот: провансальский вор сказал жандарму: "Я не могу отвечать на ваши вопросы, я в наручниках?"

Конечно, совсем отказаться от жестикуляции значило бы лишить беседу оживленности, а иногда и помешать собеседнику правильно понять вас. Но важно помнить - никаких излишеств !

Вы совершите ошибку - и грубую! - если укажете рукой на какой-либо предмет, а тем более на человека. И еще хуже - через плечо! Возможно, это было принято, когда люди объяснялись знаками, но сейчас подобные жесты уместны только для путешествующих автостопом.

Раздражают также навязчивые движения, свойственные некоторым людям: одни бесконечно проверяют гибкость фаланг, другие хрустят суставами пальцев в стиле сен-сансовской "Пляски смерти".. Бесполезно говорить, что подобным привычкам не место в хорошем обществе. На барометре, висящем на стене в одном из горных пансионов, было написано "Стуча по мне, вы не улучшите погоды, но испортите меня!" Ценное замечание, даже если вы две недели ждете прояснения, которое позволит совершить намеченную прогулку!

В заключение, напомним еще несколько описаний.

  1. Зубочисткой на людях не пользуются. Ей место в ванной комнате или, по крайней мере, там, где вы в одиночестве.
  2. Певцы сжимают руки на груди - кажется, это помогает им петь. У всего остального человечества этот жест смешон.
  3. Упирать руки в бедра никогда не считалось признаком хорошего воспитания, даже если таким образом выражался столь же неукротимый, сколь и праведный гнев.
  4. Если верить художникам, романистам и поэтам, Наполеон любил держать одну руку за пазухой, а другую - за спиной. Пусть вы ничем не хуже, чем Наполеон (да кто в этом усомнится?), но такая поза вызывает только улыбку.
  5. Когда вы кашляете, зеваете или чихаете, надо прикрывать рот рукой. Это все знают, но, к сожалению, не все делают. Смех, по Рабле, - неотъемлемое свойство человека. Кроме того, как говорят, это признак здоровья. Но если ваш смех подобен грохоту железнодорожной катастрофы или при данных обстоятельствах выглядит чистым садизмом, такого смеха можно только стыдиться. Неуместно также закрывать рот рукой, позволяя слышать, как вы задыхаетесь, клокочете, пытаясь подавить приступ неудержимого смеха, потому что рано или поздно все равно взрыв неизбежен.

С другой стороны, хохотать во все горло, хлопая себя по ляжкам, тыча пальцем в бок соседу, повизгивая, словно тормоза старой машины, и вообще смеяться так, чтобы вас было слышно в соседнем доме, может, скорее, конюх, чем благовоспитанный человек. Особенно, если смех вызван своей же собственной шуткой. Как и все остальные человеческие проявления, идеальное выражение смех находит в золотой середине.

Умение вести себя в обществе подразумевает сочетание естественности с уважением к окружающим. Тактичный ведет себя непринужденно и вместе с тем избегает ситуаций, которые могут поставить кого-либо в неловкое положение, доставить неприятность или огорчить. Тактичность требует, чтобы человек воздерживался от вмешательства в чужие дела в тех случаях, когда это не угрожает обществу. Тактичный человек скромен и покладист, но не настолько, чтобы забыть о чувстве собственного достоинства, которое подразумевает не только уважение к себе, но и ко всем окружающим.

Давно известно, что форма общения во многом определяет результаты бесед, носящих как деловой, так и личный характер. Именно поэтому тактичный всегда ведет беседу в дружелюбном тоне, подчеркивает свой интерес к собеседнику и его м. Знаменитый венский психолог А. Адлер говорил: «Человек, которого не интересуют судьбы других людей, испытывает огромные трудности в жизни и причиняет большой вред окружающим». Тактичный человек избегает споров, если их можно избежать, потому что споры, не имеющие принципиального характера, как правило, безрезультатны и способствуют взаимному озлоблению и раздражению. Тактичный человек старается и в глаза и за глаза говорить только хорошие и приятные слова, чтобы поддержать в людях самоуважение, способствовать воспитанию в них лучших качеств и побуждать их к добрым поступкам.

Приветствия. Первым приветствует младший старшего, мужчина - женщину, подчиненный - начальника. Входящий в помещение первым здоровается с присутствующими, а уходящий первым прощается с остающимися. Придя в гости, прежде всего здороваются с хозяйкой, потом с хозяином, а уже затем с остальными гостями (независимо от пола), в том порядке, в котором они сидят. Здороваться можно и с незнакомыми людьми, если вы часто встречаетесь с ними на улице, если заходите в комнату (кабинет, купе поезда, садитесь в машину), где они находятся. Встретив человека, с которым вы уже успели сегодня поздороваться, можете поприветствовать его еще раз. Здороваясь или знакомясь, старший первым протягивает руку младшему, женщина - мужчине, начальник - подчиненному. Рукопожатие не должно быть чрезмерно крепким. Не протягивают руку через стол. При знакомстве младшего представляют старшему, мужчину - женщине, подчиненного - начальнику. Если вы заходите в помещение и сталкиваетесь с кем-либо в дверях, надо уступить дорогу выходящему.

Мужчина и женщина. Мужчина помогает женщине снимать и надевать пальто, не допуская, чтобы это делал гардеробщик. Входя в помещение, мужчина открывает дверь и пропускает вперед женщину. В зал ресторана, кино или театр мужчина входит первым. Прежде чем сесть за стол, мужчина предлагает наиболее удобное место женщине и помогает ей сесть. В кино или театре, проходя к своим местам, мужчина идет первым, лицом к сидящим. Сидеть лучше слева от женщины. Придя с женщиной в общественное место, не оставляйте ее надолго одну. Дважды пригласив даму на танец и дважды получив отказ, не делайте третьей попытки. Прежде чем закурить, спросите позволения у женщины. Следите за тем, чтобы дым от сигареты не причинял ей неудобства. Мужчина выходит из автомашины, автобуса, троллейбуса, трамвая первым и помогает сойти женщине. При входе он пропускает ее вперед. Вверх по лестнице мужчина идет рядом или впереди женщины.

В гостях, в обществе. Визит, нанесенный без предупреждения, может поставить хозяев в неловкое положение. Тем более нельзя ходить в гости без приглашения. Согласно правилам вежливости, в гости не приходят раньше 12 и позже 20 часов. Находясь в гостях, не забывайте о том, что у хозяев есть и свои заботы: не затягивайте визита, особенно тягостно долгое прощание. Прежде чем войти в дом, выбросьте сигарету, снимите головной убор. Не следует идти в гости с незнакомым хозяину человеком (если не было предварительной договоренности с хозяевами). Хозяева не должны предлагать гостям снять обувь. Приходите в гости в точно назначенное время. Вообще пунктуальность - исключительно полезное качество, которое к тому же выработать очень легко. Старайтесь стоять или сидеть так, чтобы не оказаться спиной к кому-либо из присутствующих. Находясь в гостях, не уединяйтесь с книгой или газетой. При размещении за столом стул не тащат по полу, а приподнимают. Если гость отказывается от какого-либо блюда или напитка (причины объяснять не обязательно), ни в коем случае нельзя настаивать, уговаривать его: каждый волен есть и пить то, что он хочет. Не появляйтесь перед гостями в майке или пижаме (пижама - одежда для сна, и разгуливать в ней по коридору или поезду неприлично). Не выкладывайте на стол перчатки, носовой платок, расческу. Вообще избегайте всего, что может вызвать брезгливость у окружающих.

Программа действий. Прежде всего задумайтесь, какое впечатление на окружающих производите вы своим внешним видом и формой общения. Постарайтесь быть при этом самокритичным. Дальнейшее довольно просто. Надо принять на вооружение приведенные здесь советы косметолога, начав с элементарного - более широкого использования холодной воды. При необходимости следует чаще использовать и все остальные рекомендации, многие из которых, несмотря на простоту и доступность, для большинства мужчин пока еще не привычны. Не представляет труда освоить «Кодекс тактичного человека». Поняв и запомнив приведенные в нем правила, надо в течение нескольких недель самокритично анализировать характер своего общения с окружающими, стараясь постепенно вносить поправки в свое поведение. Результаты освоения «Кодекса» бывают поразительными, они порой в корне меняют отношения людей, создавая атмосферу доброжелательности, спокойствия и деловитости.

Хорошие манеры, как правило, стараются привить нам родители с самого детства. Но это является лишь основой, первыми кирпичиками в построении нашего стиля поведения. Его формирование продолжается с годами. Взрослея, человек уже сознательно начинает сам развивать тактичность и деликатность. Для этого, конечно же, необходим определённый отрезок времени и желание. Так как вести себя в обществе и всегда производить приятное впечатление на окружающих? На самом деле, научиться вести себя подобающе довольно просто, а принципы этого поведения будут понятны каждому.

Какие существуют правила приветствия?

При равных условиях, то есть, когда встречаются люди одного возраста, пола либо социального и общественного положения, несущественно, кто первым протянет руку. Но при этом следует обратить внимание на следующее:

  • если вам при встрече протянули руку, то обязательно нужно ответить, в противном случае это будет выглядеть, как оскорбление;
  • если мужчина в перчатках, то перед рукопожатием он должен их снять. К женщинам же это не относится;
  • целовать женщине руку при встрече в нашей стране принято лишь в исключительных ситуациях, например, на юбилее. При этом поцелуй должен быть ненавязчивым – лишь лёгкое прикосновение губ.

Позвольте обратиться…

Рассматривая вопрос о том, как вести себя в обществе, невозможно обойти тему обращения к человеку, которая, на самом деле является основой этикета. Ведь именно исходя из этого, у людей сложиться первое впечатление о вашей персоне.

  • «Ты» — так можно обращаться только к детям и молодым людям, которым еще не исполнилось 18-ти лет, а также к близким друзьям.
  • «Вы» — это обращение применимо ко всем прочим лицам без исключения, даже если человек находится с вами в одной возрастной категории.
  • Переходить на «Ты» правильно в тех ситуациях, когда именно вы старше по возрасту либо положению своего собеседника. В противном случае инициативу может взять только ваш оппонент. И всегда такой переход должен быть тактичным.
  • К незнакомому человеку, чаще всего, обращаются в безличной форме, используя такие фразы, как «прошу прощения», «позвольте обратиться», «извините» и т. п.
  • Согласно правилам этикета, людей не окликают по половому признаку, возрасту и роду занятий – «мужчина», «официант», «бабушка».

Если же при обращении вы запнулись либо неправильно произнесли имя, то в такой ситуации непременно следует извиниться.

Как грамотно выстроить разговор?

В первую очередь при общении нужно соблюдать дистанцию. Оптимальное расстояние между малознакомыми собеседниками, а также деловыми партнёрами должно составлять около метра.

Одним из основных показателей культуры человека является умение правильно построить разговор, корректно изложив свои мысли. Вы должны делать это последовательно и чётко, следя за своим произношением и мимикой. Жестикуляция допускается сдержанная и только там, где это действительно уместно. Плюс ко всему, в обществе людей необходимо уметь не только грамотно выдавать свою информацию, но и выслушивать собеседника. Помните, что продолжительные монологи, какие-либо долгие воспоминания и повествования о своих личных заботах не приветствуются.

Учитывайте интересы человека, с которым вы общаетесь. Излагайте свои мысли простым языком, грамотно, избегая жаргонных оборотов и жёстких выражений. Если вы слушаете, то проявляйте интерес. Если же в процессе беседы вы заметили, что собеседнику не нравится тема, которую вы пытаетесь развить, то вам следует извиниться и перевести разговор в нейтральное русло.

Речь не должна быть торопливой, а выражения двусмысленными. Свою мысль нужно излагать чётко, чтобы не обидеть присутствующих рядом с вами людей. Кроме того, крайне нежелательно навязывать своё мнение. Плохим тоном также являются данные вами советы, которых никто не просил. Обсуждать людей, которые в данный момент отсутствуют крайне неприлично, особенно когда в это общество вы попали впервые и окружающие вам незнакомы.

Правильно проведённая беседа всегда оставляет приятное послевкусие, даже при условии, что в процессе обсуждались весьма острые вопросы. И помните, что собеседник должен иметь возможность беспрепятственно выйти из разговора, поэтому загораживание прохода и удерживание его за какую-либо деталь одежды не допускается.

Делать все необходимо вовремя!

Пунктуальность также является составляющей хорошего тона и это касается абсолютно всего:

  • выполнения поставленных задач;
  • появления на встречах;
  • совершения запланированных телефонных звонков.

Если вы научитесь всегда правильно рассчитывать своё время, то это будет характеризовать вас исключительно с положительной стороны. Это свидетельствует о том, что вы уважаете окружающих и цените не только собственное, но и чужое время. А постоянные опоздания приведут к негативной реакции, например, если вы не придёте вовремя на деловую встречу, то это может спровоцировать разрыв договорённостей и потерю надёжного партнёра по бизнесу.

Всегда нужно принимать во внимание мнение и интересы окружающих вас людей. Это позволит на протяжении долгого времени поддерживать крепкие стабильные отношения с теми, кто вам дорог по различным причинам. Это могут быть коллеги, друзья, подчинённые и вышестоящие лица. Эгоизм же, напротив, как правило возвращается бумерангом. Важно осознать разницу между такими понятиями, как уверенность в себе и высокомерие. Воспринимайте критику спокойно и научитесь выносить из неё только положительные моменты, те, которые помогут вам стать лучше. Прислушивайтесь к советам окружающих, даже если это ваши подчинённые.

И последнее, всегда нужно помнить о правиле «двух «У» — улыбка и уважение. Они всегда должны сопровождать вас. Встречайте всех с радушием и старайтесь любезно с ними обходиться. Даже если человек вам незнаком и вы случайно столкнулись с ним в обычном общественном месте, обойтись с ним некорректно и проявить неуважение вы просто не имеете права. Помните, что эта встреча может быть далеко не случайной и жизнь сведёт вас ещё когда-нибудь.

Правила этикета в обществе - это умение вести себя во всех ситуациях, в которых только может оказаться человек. В современном мире необычайно важно знать их, иметь хорошие манеры, чтобы быть довольной собой и другими, относиться ко всем людям уважительно, приветливо, доброжелательно, естественно. Чтобы любое, даже самое лучшее элитное общество охотно приняло вас в свои ряды.

Трактовка термина

Этикет в современном обществе - перечень общепринятых правил, которые касаются поведения человека по отношению к другим людям в определенных жизненных случаях.

Разделяют несколько основных видов таких правил.

  1. Умение подать себя - правила формирования гардероба, внешний вид, уход за собой, физическая форма и осанка, походка, позы, жесты.
  2. Речевой этикет - умение правильно говорить приветствия, комплименты, благодарности, подавать реплики; правила прощания, вежливость,
  3. Столовый этикет - манеры поведения за столом, нормы сервировки, умение есть.
  4. Правила этикета в обществе - как вести себя в музее, на выставке, в театре, ресторане, суде, библиотеке, магазине, офисе и пр.
  5. Деловой этикет - отношения с коллегами, начальством, хорошие манеры в бизнесе, умение вести и т. д.

Умение подать себя

Хорошие манеры, правила этикета, умение быть любезным человеком - все это требует не только навыков, но и знаний в этих областях. Современный человек должен знать, как держаться в любых обстоятельствах, уметь вести себя соответственно, быть любезным, дружелюбным и уверенным в себе.

Этикет в одежде

Первое впечатление является самым сильным и запоминающимся, а кроме того, ум проявляется в выборе одежды по случаю. Чтобы произвести хорошее впечатление, недостаточно быть модно или дорого одетой. Если вы хотите нравиться окружающим, то должны считаться с ними и учитывать разные обстоятельства. Поэтому даже в формировании гардероба принято соблюдать правила этикета в обществе. Важно, чтобы одежда была красивой и шла вам, но гораздо важнее, чтобы все детали внешнего вида органично сочетались между собой, а сам он соответствовал времени, месту и обстановке. Днем не принято надевать вечерние наряды, а на работу - носить одежду для отдыха. Каждый раз, выбирая, что надеть, вы должны учитывать обстановку, соответствующий повод, время, место, не забывать про собственный возраст, особенности фигуры. Все, что на вас надето, всегда должно быть чистым, подшитым, застегнутым и отглаженным. Выходной наряд всегда должен быть в полной готовности. Формируя свой гардероб, помните, что в него должны входить обязательные вещи, такие как костюмы, строгие брюки и юбки, блузки и вечерняя одежда, а также домашние комплекты.

Уход за собой

Хорошие манеры предполагают обязательное соблюдение чистоты одежды, правильное питание и здоровый образ жизни. Недопустимо появляться в обществе неухоженным. При этом важно следить за внешностью в комплексе, аккуратно убирая волосы, выходя в «свет». Это обязательные правила этикета и поведения для девушки, равно как и для мужчины.

Хорошие манеры поведения в обществе

Умение подать себя начинается с походки, осанки, жестов, поз, манеры садиться и сидеть. Правила этикета в обществе требуют красивой походки с прямой осанкой, когда руки нешироко двигаются в ритме шага, плечи выпрямлены, живот подтянут. Нельзя задирать голову высоко, но и не стоит ходить с опущенной головой. Не менее важны позы и жесты. Чтобы произвести хорошее впечатление, нужно вести себя просто и естественно. Дурным тоном считается манера вертеть что-либо в руках, накручивать на палец волосы, барабанить пальцами по столу, притопывать в такт музыке, трогать руками какие-либо части тела, теребить другого за одежду. Что касается вопроса о том, как правильно сидеть, то здесь важно знать всего два правила: не закидывать ногу на ногу и не разваливаться, раскинув ноги и руки в стороны.

Речевой этикет

Вежливые слова - особенные формулы, в которых зашифрован большой объем информации, как смысловой, так и эмоциональной. Необходимо знать их наизусть, уметь выбирать наиболее подходящие случаю и вовремя произносить их соответствующим тоном. Виртуозное, правильное владение этими словами и есть речевой этикет в современном обществе.

1. Приветствие

Выбирая форму приветствия, вкладывайте в слова достаточно смысла и чувства. Например, вы поступите не очень деликатно, сказав «добрый день» человеку, по лицу которого видно, что он чем-то расстроен. Или совсем недопустимо говорить начальнику «привет», за исключением случаев личной дружбы. Будьте внимательны к словам и людям - приветствуя их, называйте по имени или по имени-отчеству. Мужчины должны сопровождать приветствие друг друга рукопожатием. При встрече с дамой галантный кавалер целует ей руку, при этом он не должен подтягивать ее к себе, а обязан наклониться настолько, насколько женщина подала руку.

2. Обращение, представление

Какое из обращений предпочтительнее, приходится решать в каждом конкретном случае, в зависимости от той аудитории, к которой вы обращаетесь. К знакомым принято обращаться по имени или по имени и отчеству, второе считается проявлением большего уважения. В официальной обстановке, представляя кого бы то ни было, называйте имя и фамилию. А обращение по отчеству, например Ивановна, допустимо только в деревне, но никак не в светском обществе.

3. Просьбы

Слово «пожалуйста» действительно волшебное, оно обязательно должно звучать во всех просьбах. Поскольку просьба так или иначе обременяет того, к кому вы обращаетесь, в некоторых случаях стоит прибавить: «Если тебе не трудно», «Вас не затруднит?» Также уместно говорить: "Сделайте одолжение, будьте любезны, вы не могли бы" и пр.

4. Прощание

Перед тем как попрощаться, следует подготовить собеседника к расставанию: «Уже поздно», «К сожалению, мне пора». Затем принято выразить удовлетворение временем, проведенным вместе, например «Я рад, что мы встретились». Следующий этап прощания - слова благодарности. Иногда можно сказать комплимент хозяйке дома, попрощаться и сразу уходить, не задерживаясь.

Кроме того, правила этикета в обществе предполагают умение приглашать, извиняться, утешать, выражать соболезнование, благодарность. Каждая из этих форм обращения должна звучать естественно, искренне, исключая грубые и резкие фразы и словосочетания.

Столовый этикет

Красиво есть так же важно, как хорошо двигаться и говорить, но именно здесь нужно особенно соблюдать меру.

  • Не нужно пытаться специально приукрасить процесс еды, например, кушать очень маленькими кусочками, отставлять согнутые пальцы. Достаточно не открывать рот во время жевания, не разговаривать с набитым ртом, тщательно пережевывать пишу, прежде чем положить в рот очередную порцию.
  • Никогда не пейте, пока не проглотите еду, за исключением случая, когда вы неожиданно взяли в рот горячую пищу. Если видите, что еда горячая, не дуйте на неё, прежде чем начать есть.
  • Старайтесь есть и пить абсолютно бесшумно.
  • В обществе хлеб едят, не откусывая от целого куска, а отламывая от него кусочки.
  • Соль из открытой солонки, если в ней нет специальной ложечки, положено брать концом чистого ножа, насыпав ее после на край своей тарелки.
  • Кетчуп или горчицу в качестве приправы предлагают только в самой непринужденной обстановке.
  • Во время еды старайтесь как можно меньше испачкать свою тарелку, не перемешивайте и не размазывайте еду на ней.
  • Никогда, даже дома, не ешьте руками. Вилку принято держать в левой руке, а нож в правой. Если вы едите салат, то вилку можно взять правой рукой.
  • Если вы хотите попить или сделать перерыв в еде, то нужно оставлять вилку и нож в положении крест-накрест или "домиком".
  • Ложку всегда берут правой рукой, если вы едите из суповой миски, ложку после еды оставляют там, не выкладывая на стол.
  • По окончании еды и перед тем, как попить, принято пользоваться салфеткой.

Этикет: правила поведения в обществе и общественных местах

В общественных местах существуют некоторые специфические правила хорошего тона, соблюдать которые необычайно важно.

1. В музее, на выставке, вернисаже

Правила поведения в этих «храмах» искусства во всем мире одинаковы и чрезвычайно просты: ходите по залам тихо, разговаривайте приглушенным тоном, ничего не трогайте руками, не подходите слишком близко к картинам и экспонатам, чтобы не мешать другим посетителям.

2. В театре, филармонии, концертном зале

Современные правила хорошего тона несколько противоречивы. Раньше в такие общественные места дам должен был приглашать мужчина, сегодня считается вполне приличным, если девушка сама приглашает его на спектакль, концерт. И даже если именно она оплачивает билеты на двоих. Хорошо воспитанный мужчина должен исполнить роль галантного кавалера, всюду ухаживая за дамой. Важно приходить вовремя, спокойно раздеться, занять место, никому не мешая. Люди с безупречным воспитанием не должны ничего жевать во время просмотра.

3. В суде, церкви, поликлинике, библиотеке

Правила этикета и хорошего тона в обществе призывают вести себя в этих местах как можно тише и незаметней. Нельзя разговаривать, шуршать, жевать и ходить без особой необходимости. На обращения и вопросы следует отвечать вежливо и вполголоса.

В любом учреждении важно сохранять хорошие манеры, быть любезным, тактичным и вежливым. Главное, ваше пребывание не должно доставить дискомфорта ни одному из присутствующих.

Деловой этикет

Хорошие манеры на работе - обязательное условие для каждого работника. Какие моменты затрагивает деловой этикет? Легкие правила помогут разобраться в этом вопросе.

  • Соблюдение субординации с коллегами и начальством.
  • Своевременный приход на работу и быстрое выполнение своих обязанностей.
  • Вежливое общение как с коллегами, так и с посетителями.
  • Конфиденциальность в работе.
  • Соответствие одежды учреждению, в котором вы работаете.
  • Отсутствие личных тем в обсуждениях.
  • Поддержание порядка на своем рабочем месте.
  • по телефону.

Правила в обществе помогают достичь целей, назначенных в бизнесе. Благодаря хорошим манерам, можно продвигаться по служебной лестнице и во всем быть успешной самореализовавшейся личностью.

Чтобы быть приятным человеком в любой ситуации, чтобы с вами хотели иметь дело, нужно в совершенстве знать законы поведения в обществе. Они помогут не только достичь любых целей, но и стать уверенным в себе и счастливым человеком.

Семья – сообщество близких людей, связанных между собой узами родства и, по определению, любящих друг друга. Но это не значит, что в своих стенах вы можете вести себя грубо и нетерпимо по отношению к родственникам. Чтобы получать их любовь и поддержку, без которых трудно добиться успеха в жизни, необходимо признавать за всеми, даже несовершеннолетними членами семьи, право на собственную личную жизнь и мнение. Ведите себя вежливо, уважительно и доброжелательно, не отказывайте в помощи и совете.

Вы можете не скрывать в семейном кругу своих тревог и огорчений, давать выход эмоциям, но не позволяйте себе унижать и оскорблять близких, тем более – поднимать на них руку.

Как вести себя в обществе

Придерживайтесь общих правил этикета, чтобы не прослыть хамом и невеждой. Обратите внимание на культуру своей речи. Научитесь поддерживать беседу на любом уровне и не только слушать собеседников, но и слышать их.

Не встревайте в ненужные споры и старайтесь не провоцировать их. Будьте всегда открыты и доброжелательны, не демонстрируйте свое плохое настроение или раздражение окружающим. Оказывайте должное уважение людям, которые старше вас по возрасту или положению. Старайтесь держаться со всеми ровно, соблюдая при этом собственное достоинство.

Как вести себя на работе

Помните, что на работу вы являетесь, чтобы выполнять свои обязанности, а не просто просиживать штаны, и, тем более, не для того, чтобы мешать работать остальным, отвлекая их пустыми разговорами. Уважительно относитесь к сослуживцам, вне зависимости от того, какое положение они занимают относительно на служебной лестнице.

Уважайте и себя: ни в коем случае не демонстрируйте раболепия перед начальством, не наушничайте, не кляузничайте и не плетите интриг.

Будьте внимательны к коллегам по работе, интересуйтесь событиями в их жизни, поздравляйте с днями рождения. Это вам не будет стоить большого труда, но позволит избежать недоброжелательного отношения к себе.