Обучающее изложение "река стала". Написание изложение с творческим заданием

Р/Р Обучающее изложение «На речке»

Цель: продолжить работу с текстом, научить письменно пересказывать текст.

Оформление: на доске записаны слова: раскаленный, черный, девчонка, так как, впервые, сбоку.

Ход урока

Первичное восприятие текста.

Мы с моей дочерью Светланой выбрались к реке. Мы счистили всю грязь и тину, которые облепили нас со всех сторон. Мы выполоскали одежду и искупались пока она сохла на раскаленном песке.

И все рыбы с ужасом умчались прочь в свою глубокую глубину, когда мы с хохотом взбивали сверкающие пенистые водопады.

И черный усатый рак, которого я вытащил из его подводной страны, ворочал своими круглыми глазами, бился и прыгал, так как впервые увидел такое яркое солнце и такую рыжую девчонку. Он злобно схватил Светлану за палец. С криком отбросила его Светлана в самую середину гусиного стада. Шарахнулись в сторону глупые толстые гусята.

Но подошел сбоку старый серый гусь. Много он видал и пострашней на свете. Скосил он голову, посмотрел одним глазом, клюнул - и нет рака.

По А. Гайдару

Работа над текстом. Предварительные упражнения

Сделать разбор по составу слов: счистить, облепили, выполоскали, искупались, раскаленный, сверкающий, пенистый, водопад, подводный.

Составить словосочетания с этими словами.

Объяснить значение слова «шарахнулись». Составить с ним предложение.

Объяснить написание слов: впервые, сбоку, пострашней.

Чтение текста.

Слово учителя.

Ребята, кто знает, из какого произведения Аркадия Гайдара взят этот отрывок? Он взят из рассказа «Голубая чашка», в котором описан один прекрасный летний день. В этот день отец со своей маленькой дочерью Светланой путешествует по лесам и полям, они любуются природой, встречаются и разговаривают с разными людьми. Рассказ написан очень поэтично, лирично, но в то же время с юмором. Какие еще произведения Гайдара вы знаете?

Каким настроением пронизан этот отрывок?

Почему он так называется?

Что описано в отрывке?

Как описаны обитатели реки?

Какие чувства и мысли вызвал у вас отрывок, какие картины вы представили себе, слушая его?

Как можно по-другому назвать этот отрывок?

Какие синонимы можно подобрать к словам: впервые, шарахнулись, с ужасом умчались.

6. Повторное чтение отрывка.

7. Написание изложения.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Учимся писать изложение. Учитель: Мохова Ольга Игорьевна. МБОУ Северная СОШ Развитие речи 3 класс УМК «Начальная школа XXI века»

Расположите части текста в правильном порядке при помощи картинок, пронумеруйте части. Прочитайте текст. Понятно ли вам, о чём в нём рассказывается? Лёд на реке. Один мальчик упал. На него упали другие. Лёд не выдержал тяжести. Было чудесное утро. Мороз сковал реку. Трое ребят стали бегать по самой середине реки. Лёд был тонкий. Дети очутились в воде. Они цеплялись за кромку льда, но он ломался. Скоро дети совсем выбились из сил. К речке побежали мальчишки со всей деревни. Ребята подняли радостный крик. Для проверки льда бросали камни и палки. Л ёд крепкий. Вдруг появился мужчина. Он полз по льду и толкал впереди себя длинную доску. Ребята ухватились за край доски. Это было спасение. 4 1 3 5 2 6

Рассмотрите последнюю картинку. Подходит ли она к тексту? Почему? Что надо было нарисовать? Прочитайте текст правильно. Лёд на реке. Было чудесное утро. Мороз сковал реку. К речке побежали мальчишки со всей деревни. Ребята подняли радостный крик. Для проверки льда они бросали камни и палки. Лёд был крепкий. Трое ребят стали бегать по самой середине реки. Лёд был тонкий. Один мальчик упал. На него упали другие. Лёд не выдержал тяжести. Дети очутились в воде. Они цеплялись за кромку льда, но он ломался. Скоро дети совсем выбились из сил. Вдруг появился мужчина. Он полз по льду и толкал впереди себя длинную доску. Ребята ухватились за край доски. Это было спасение.

Придумайте название к каждой картинке. 1. Морозное утро. 2. Проверка льда. 3. На середине реки. 4. Лёд не выдержал тяжести. 5. Дети очутились в воде. 6. Спасение детей.

Перескажите текст по картинкам и плану. План. Морозное утро. Проверка льда. На середине реки. Лёд не выдержал тяжести. Дети очутились в воде. Спасение детей. Слова - помощники. Чудесное утро, сковал. Радостный крик, бросали, крепкий. Трое, бегать, середине, тонкий. Упал, на него, другие. Цеплялись, кромку льда, выбились из сил. Полз по льду, толкал, длинную доску, ухватились.

Отредактируйте текст. Уберите ненужные повторы. Белка взобралась на верхушку ёлки. Зверёк любит еловые шишки. Белка грызёт их и ест вкусные семечки. Белка взобралась на верхушку ели за шишками. Белка взобралась на верхушку ели за шишками. Зверёк грызёт их и ест вкусные семечки. Отредактируйте текст. Уберите ненужные повторы. Отредактируйте текст. Уберите ненужные повторы. Отредактируйте текст. Уберите ненужные повторы. Белка взобралась на верхушку ёлки. Зверёк любит еловые шишки. Она грызёт их и ест вкусные семечки.

Постройте предложения или разбейте одно предложение на несколько так, чтобы между ними появилась логическая связь. Ехали две машины. Одна ехала медленно, а другая – с включёнными фарами. Ехали две машины. Одна на буксире тащила другую и, поэтому ехала медленно, а у второй были включены фары. На прошлой неделе я прочитал толстую книгу, а на этой неделе – интересную. Я люблю читать и много читаю, поэтому на прошлой неделе я прочитал толстую книгу, а на этой неделе – интересную.

Постройте предложения так, чтобы было понятно, к какому слову относится местоимение. Настя сняла шапку, куртку и кофту и положила её на стул. Настя сняла сначала шапку и куртку, а потом - кофту и положила её на стул. Рома надел брюки и ботинки почистил их щёткой. Рома надел брюки, а потом ботинки и почистил их щёткой.

Подберите более уместное слово. По лесной тропе бежала рыжая лисичка. Я невольно залюбовался этим прекрасным млекопитающим животным. По лесной тропе бежала рыжая лисичка. Я невольно залюбовался этим прекрасным животным.

Учимся писать изложение. Урок 101. Стр. 53. 1 Внимательно слушайте название текста и сам текст. При первом чтении постарайтесь понять основную мысль текста, запомнить порядок следования частей. 2 . При повторном чтении запишите ключевые слова, яркие образы, сравнения. 3. Составьте план теста. 4. Попробуйте одним предложением передать основную мысль каждого пункта плана. У вас должен получиться маленький текст. 5. Следующее действие – расширение «маленького текста»: здесь могут быть записанные ключевые слова, интересные образы и сравнения.

Учимся писать изложение. 6. В результате предварительной работы у вас получился черновик. Его надо внимательно прочитать, проверить ошибки, отредактировать, то есть поискать неудачные выражения, повторы, слова, которые не сочетаются друг с другом. 7 . Аккуратно без ошибок перепишите изложение и ещё раз его проверьте.

Учимся писать изложение. Внимательно слушайте название текста и сам текст. При первом чтении постарайтесь понять основную мысль текста, запомнить порядок следования частей. Лесной дом. Какова главная мысль текста? Какое предложение выражает эту мысль? Зачем губить свой лесной дом и природу? А победу присудили муравью.

Учимся писать изложение. 2. При повторном чтении запишите ключевые слова, яркие образы, сравнения. 1. поспорили, всех удивить, себя хвалил, решили, перенести. 2 . бобры, плотина, волк, лиса, ёж, заяц, мусор, муравей, жёлуди, медведь, необыкновенной силой.

Учимся писать изложение. 3. осень, встретились, удивлять, поразила плотина, понравился мост, чистота приятна, пустой и унылой, засажена, оказывается, муравей, жёлуди, выросли, деревца. 4. очередь огромному дубу, поднатужился, вырвал, не восхищался, губить, дом, природу. 5. присудили, устроили пир.

3. Составьте план теста. Учимся писать изложение. Лесной дом. План. 1. Спор. 2. Труд животных летом. 3. Встреча осенью. 4. Зачем губить лесной дом? 5. Победа муравья.

4. Попробуйте одним предложением передать основную мысль каждого пункта плана. У вас должен получиться маленький текст. Учимся писать изложение. 1. Спор. Лесной дом. План. Поспорили однажды в лесу звери, кто чем сможет всех удивить. 2. Труд животных летом. Всё лето трудились: бобры плотину строили, волк и лиса мост через реку наводили, ёж и заяц мусор в лесу убирали, а муравей жёлуди таскал. 3. Встреча осенью. Встретились звери осенью и стали друг друга своими делами удивлять. 4. Зачем губить лесной дом? Зачем губить лесной дом и природу?. 5. Победа муравья. А победу присудили муравью.

Учимся писать изложение. 5. Следующее действие – расширение «маленького текста»: здесь могут быть записанные ключевые слова, интересные образы и сравнения. Лесной дом. 1. Спор. Поспорили однажды в лесу звери, кто чем сможет всех удивить. поспорили, всех удивить, себя хвалил, решили, перенести. 2. Труд животных летом. Всё лето трудились: бобры плотину строили, волк и лиса мост через реку наводили, ёж и заяц мусор в лесу убирали, а муравей жёлуди таскал. бобры, плотина, волк, лиса, ёж, заяц, мусор, муравей, жёлуди, медведь, необыкновенной силой.

Учимся писать изложение. 3. Встреча осенью. Встретились звери осенью и стали друг друга своими делами удивлять. осень, встретились, удивлять, поразила плотина, понравился мост, чистота приятна, пустой и унылой, засажена, оказывается, муравей, жёлуди, выросли, деревца. 4. Зачем губить лесной дом? Зачем губить лесной дом и природу?. очередь огромному дубу, поднатужился, вырвал, не восхищался, губить, дом, природу. 5. Победа муравья. А победу присудили муравью. присудили, устроили пир.

http://animashky.ru/index/0-11?20-8 картинки Литература: С. А. Сущевская «Тексты с дырками и хвостами». «Карапуз», « Гелеос » С. А.. Есенина «Как научить вашего ребёнка писать изложения» 3 класс Издательство Грамотей 2008 С. В. Иванов, М. И. Кузнецова Русский язык. Комментарии к урокам. 3 класс « Вентана –Граф» 2011


Тексты для изложений.

Подвиг Володи Ермака.

Была Великая Отечественная война. Шёл бой. Наши бойцы бросились вперёд. Им навстречу из дзота ударил пулемёт. Пришлось залечь. Но один солдат и под огнём продолжал ползти вперёд. Он подобрался к дзоту сбоку и, вскочив на ноги, дёрнул дверь. Она не поддавалась. А пулемёт стрелял. Солдат бросился к амбразуре и упал на неё. Пулемёт замолчал. Бойцы снова поднялись в атаку. Этот подвиг совершил 19 июля 1943 года Володя Ермак.

Подготовься к беседе по рассказу.

    Когда происходили события, описанные в рассказе?

    Почему солдаты не могли двигаться вперёд?

    Что решил сделать Володя Ермак?

    Как он выполнил своё решение?

    Как можно назвать его поступок?

Замени данные выражения подходящими по смыслу.

Бросились вперёд-___________________________________

Пулемёт ударил-_____________________________________

Пришлось залечь-____________________________________

Подобрался к дзоту-__________________________________

Упал на амбразуру-___________________________________

Пулемёт захлебнулся-_________________________________

Поднялись в атаку-____________________________________

Словарь: пошли в наступление

перестал стрелять

пришлось укрыться (лечь на землю)

подполз незаметно

закрыл своим телом

начал стрелять

Знамя Победы.

Долгим и трудным был путь советских войск до Берлина. В кровопролитных сражениях сломили они силу фашистских полчищ. Героическими подвигами прославили советские воины свои боевые знамёна.

И вот советские дивизии пошли на штурм фашистской столицы. Жестокий бой разгорается в самом рейхстаге, здании фашистского правительства.

А в это время сержант Михаил Егоров и младший сержант Мелитон Кантария под огнём врага поднялись на купол здания и подняли на нём победное алое пламя.

Знамя Победы сейчас находится в Центральном музее Вооруженных Сил Российской Федерации. Здесь встречаются фронтовые друзья. Они вспоминают бои и походы.

Дополни предложения, опираясь на текст.

Берлин –это___________________________________

Рейхстаг- это здание, где____________________________________________

Знамя победы – это то знамя, которое ________________________________

Фронтовые друзья- это ветераны, которые ____________________________

Солдат.

Горел дом. А в доме остался ребёнок. Никто не мог войти в дом. Солдат подошёл и сказал:

Я войду.

Ему сказали:

Сгоришь.

Солдат сказал:

Два раза не умирать, а один раз не миновать.

Вбежал в дом и вынес ребёнка.

Сколько спят дубовые почки?

Крестьяне спилили ствол разбитого грозой дуба, а через месяц над широким пнём красовалась пышная листва.

«Побеги вырастают из почек. Откуда же взялись почки на пне?»- недоумевал Никита. Учитель объяснил: «Эти почки появились давным-давно на маленьком дубочке, но долго спали. Ведь живительная влага струилась из земли к верхним почкам. Гроза сломала дуб, сок из земли хлынул к нижним почкам, разбудил их. И вот на пне зеленеет буйная листва».

Случай на реке.

Рядом с деревней Ивановка протекала река. В начале лета буксиры забивали всю речку брёвнами. Ребята придумали игру. Они перескакивали по брёвнам с одного на другое. Брёвна под ногами тонули. Нужно было быть очень быстрым и ловким. В этом был весь интерес.

Алёша любил ходить по брёвнам. Он был чемпионом, мог доходить до середины реки. Однажды он взял с собой сестрёнку Людмилу. Маленькая девочка сидела на песке. Она в руках держала ленточку. Ветер вырвал её из рук и отнёс на дальние брёвна.

Алёша хотел достать ленту. Он прыгал по брёвнам и добрался до ленты. Тут брёвна расступились и он стал тонуть. Людмилка бросилась с рёвом домой.

Мальчик держался за брёвна. Волнами поддавало соседние брёвна. Они били мальчика по рукам. Из деревни бежали люди. Первым примчался друг Мишка. Он прыгал по брёвнам, потом лёг на живот и вытащил Лёшу за ворот.

1.Радость мальчишек.

2.Лёд не выдержал.

3.Спасение.

1.Радость мальчишек.(утро,мороз сковал,со всей деревни, радостный крик,для проверки, камни, и, был).

2.Лёд не выдержал. (трое, по самой середине, скользкий,упал, другие, тяжести, очутились, цеплялись, выбились из).

3.Спасение.(мужчина, пополз, толкал, впереди, ухватились, край, спасение).

1.Радость мальчишек.(утро,мороз сковал,со всей деревни, радостный крик,для проверки, камни, и, был).

2.Лёд не выдержал. (трое, по самой середине, скользкий,упал, другие, тяжести, очутились, цеплялись, выбились из).

3.Спасение.(мужчина, пополз, толкал, впереди, ухватились, край, спасение).

1.Радость мальчишек.(утро,мороз сковал,со всей деревни, радостный крик,для проверки, камни, и, был).

2.Лёд не выдержал. (трое, по самой середине, скользкий,упал, другие, тяжести, очутились, цеплялись, выбились из).

3.Спасение.(мужчина, пополз, толкал, впереди, ухватились, край, спасение).

1.Радость мальчишек.(утро,мороз сковал,со всей деревни, радостный крик,для проверки, камни, и, был).

2.Лёд не выдержал. (трое, по самой середине, скользкий,упал, другие, тяжести, очутились, цеплялись, выбились из).

3.Спасение.(мужчина, пополз, толкал, впереди, ухватились, край, спасение).

1.Радость мальчишек.(утро,мороз сковал,со всей деревни, радостный крик,для проверки, камни, и, был).

2.Лёд не выдержал. (трое, по самой середине, скользкий,упал, другие, тяжести, очутились, цеплялись, выбились из).

3.Спасение.(мужчина, пополз, толкал, впереди, ухватились, край, спасение).

1.Радость мальчишек.(утро,мороз сковал,со всей деревни, радостный крик,для проверки, камни, и, был).

2.Лёд не выдержал. (трое, по самой середине, скользкий,упал, другие, тяжести, очутились, цеплялись, выбились из).

3.Спасение.(мужчина, пополз, толкал, впереди, ухватились, край, спасение).


Лед тронулся! - слышны крики среди ясного весеннего дня. - Ребята, лед идет!

Лед трогается аккуратно каждую весну, но тем не менее ледоход всегда составляет событие и злобу дня. Заслышав крики, вы, если живете в городе, бежите к мосту, причем на лице у вас такое серьезное выражение, как будто бы на мосту совершается убийство или дневной грабеж. Такое же выражение и у мальчишек, которые бегут мимо вас, у извозчиков, у торговок. На мосту уже собралась публика. Все, свесившись через перила моста, молчат, не двигаются и вопросительно глядят вниз на реку. Молчание гробовое, лишь городовой рассказывает какому-то господину в мохнатом пальто о том, насколько прибыла вода, да изредка проезжают с шумом извозчики.

Свесившись через перила, вы тоже глядите на реку, Какое разочарование! Вы ожидали треска и грохота, но ничего не слышите, кроме глухого, однозвучного шума, похожего на очень отдаленный гром. Вместо чудовищной ломки, столкновений и дружного натиска вы видите безмятежно лежащие, неподвижные груды изломанного льда, наполняющего всю реку от берега до берега. Поверхность реки изрыта и взбудоражена, точно по ней прошелся великан-пахарь и тронул ее своим громадным плугом. Воды не видно ни капли, а только лед, лед и лед. Ледяные холмы стоят неподвижно, но у вас кружится голова и кажется, что мост вместе с вами и с публикой куда-то уходит. Тяжелый мост мчится вдоль реки вместе с берегами и рассекает своими быками груды льда. Вот одна большая льдина, упершись о бык, долго не пускает мост бежать от нее, но вдруг, как живая, начинает ползти по быку вверх, прямо к вашему лицу, словно хочет проститься с вами, но, не выдержав своей тяжести, ломается на два куска и бессильно падает. Вид у льдин грустный, унылый. Они как будто сознают, что их гонят из родных мест куда-то далеко, в страшную Волгу, где, насмотревшись ужасов, они умрут, обратятся в ничто.

Скоро холмы начинают редеть, и между льдинами показывается темная, стремительно бегущая вода.. Теперь обман исчезает, и вы начинаете видеть, что двигается не мост, а река. К вечеру река уже почти совсем чиста от льда, изредка попадаются на ней отставшие льдины, но их так мало, что они не мешают фонарям глядеться в воду, как в зеркало.

Это еще не ледоход! - говорят на мосту. - А вот будет ледоход, когда лед с верховьев пойдет!..

На другой день пасмурно, дует холодом и сыростью. Такая резкая перемена погоды показывает, что где-то на большом пространстве идет лед... На мосту стоит публика и опять глядит на реку. Вода стоит высоко, но поверхность еще чиста и гладка. Зрители нетерпеливо зевают и пожимаются от холода. Но вот показывается на поверхности реки большая ледяная глыба. За ней, как за козлом в стаде, в почтительном отдалении тянется несколько глыб поменьше... Слышится удар глыбы о бык моста. Она разбилась, и части ее в смятении, кружась и толкаясь, бегут под мост... На повороте показывается новая глыба, за ней другая, третья... и скоро воздух наполняется глухим шумом, который слышался вчера. Вы видите уже не тутошний лед, а чужой, с далеких верховьев.

Скоро и этот лед пропадает, но с его уходом еще не оканчивается весеннее оживление реки. Тотчас же после ледохода начинают показываться плоты.

Плоты следует наблюдать не в городе, а где-нибудь подальше, хотя бы у тех таинственных верховьев, откуда шел последний лед.

Вот по речонке Жиже, лавируя и извиваясь змеей, несется длинный плот. Летом Жижа представляет собой лужицу, которую вы не увидите из-за густого ивняка и перейдете вброд, где хотите, теперь же она неузнаваема. Глядите на нее и диву даетесь: откуда могла взяться такая прыть? Она надувается, топорщится и грозит затопить всю землю. С большим плотом она обращается, как с маленькой щепкой. Этот плот запоздал и принадлежит к числу последних, которым грозит возможность застрять на полдороге.

На плоту копошится человек двадцать мужиков и баб. Настоящий мужик, который сыт и одет, не пойдет в сплавщики, а потому вы видите здесь одну только сплошную голь. Народишко все Малорослый, сутуловатый, угрюмого вида. Все в лаптях и такой одежонке, что, кажется, если взять мужика за плечи и хорошо потрясти его, то висящие на нем лохмотья посыплются на землю. У каждого из них свое лицо, у каждого своя рваная шапка, свои лохмотья, свой голос, но тем не менее все они непривычному глазу кажутся одинаковыми. Такое разительное сходство придается им одной общей печатью, которая лежит на всех бледных, угрюмых лицах, на всех лохмотьях и рваных шапках - невылазной бедностью.

Работа их непрерывна. Что ни шаг, то Жижа делает поворот, а потому то и дело приходится перебегать с краю на край и работать шестами, чтобы несущийся плот не налетел на берег или не наскочил на утес, о который он мог бы разорваться... Все красны, вспотели и тяжело дышат... Ни один не сидит, хотя среди плота и раскидана солома для сиденья. Бабы с заболтанными, мокрыми подолами, тощие и оборванные, делают то же, что и мужчины...