Почему нахичевань отдельно от азербайджана. Праздничное нашествие иранских азербайджанцев

Не объедешь, на самолете лететь не с руки. Поэтому поездка сюда отложилась до лучших времен.


Мусорные баки.

Trash dumpsters.


Парадные адресные таблички.

Front entrance address signs.


Афишная тумба.

An advertising pillar.


На люках читается слово «дизайн».

An alternate spelling of “design.”


На каждой газовой трубе есть круглая нахлобучка. Вероятно, какой-то узел иранского производства.

Every gas pipe has a round contraption attached to it. Some sort of Iranian-made fitting, it seems.


Высокое напряжение.



Окраина непричесанная.

The unpolished outskirts.


Телевизионные тарелки.

Satellite TV dishes.


Как и в Баку, тут принято пристраивать к своей квартире столько метров, на сколько хватит денег. Не имеет значения, на каком этаже. Соседи сверху и снизу участвуют в программе расширения жилплощади по мере обогащения.

Like in Baku, it’s common practice to build on extensions to apartments here, their size limited only by how much one can afford. It doesn’t matter which floor the apartment is on. Upstairs and downstairs neighbors participate in the square footage expansion program to the best of their financial ability.


Любопытно, что все дорожные знаки дублируют на асфальте.

It’s interesting to note that all the traffic signs are also painted on the road surface.


Еще любопытно, что для сбора конденсата из кондиционеров тут используют пластиковые бутылки, ровно как в Мале .

It’s also interesting that plastic bottles are used here to collect AC condensate, just like in Malé .


К сожалению, к этому моменту все интересное закончилось.

Unfortunately, at this point all the interesting things had run out.


Было два часа дня. От безделья я сходил посмотрел на местную чахлую достопримечательность.

It was two in the afternoon. Finding nothing better to do, I went to see the lackluster local attraction.


Три раза проехал вдоль и поперек по городу.

Drove up and down the city three times.


И понял, что еще одного дня здесь не вынесу. У меня был билет на послезавтра, но тоска заела нешуточная. И я пошел в Авиакассу. Она здесь одна. Перед зданием стояла толпа в сто человек, которые записывались в очередь. Внутри здания еще столько же народу. Войти сначала не удалось, получил свой трехзначный номер и сел под дерево кручиниться.

And realized I couldn’t bear to spend another day here. My return ticket was for the day after next, but I was already bored to tears. So off I went to the airline ticket office. There’s only one for all the airlines here. A hundred people were crowding to register for the queue outside; another hundred were waiting inside. I wasn’t able to get in at first; I received my three-digit number and sat down under a tree to wallow in my sorrow.


Добрые люди стали расспрашивать, как да чего. Улететь, говорю, сегодня хочу. Так иди к ментам, скажи, что сегодня надо, отвечают. Подошел — сработало.

Kind people began to inquire about my troubles. I want, I said, to fly out today. So go up to the cops and tell them you need to leave today, they replied. I did—and it worked.

Внутри система такая: сидят десять кассирш, каждая отвечает за одно направление. Одна продает билеты только в Москву, другая в Стамбул, третья в Баку. Бегал от одной к другой, пока не выяснилось, что есть билеты в Баку сегодня ночью.
— :-)
— Остался только бизнес-класс.
— :-(
— Стоит 99 $.
— :-)

The system inside works like this: there are ten cashiers, each of whom is responsible for one destination. One sells tickets only to Moscow, another to Istanbul, a third to Baku. I ran around from one to the next until I found out that there were tickets to Baku available for that night.
“:-)”
“We only have business class left.”
“:-(”
“It’s $99.”
“:-)”

Нет, нет, только не Нахичевань.

Anything, anything but Nakhchivan.

Впервые Нахичевань упоминается в Географии Птолемея как «Наксуана» . Согласно этому источнику, город был основан в 4400 году до н. э..

Согласно М. Фасмеру и Г. Хюбшману топоним «Нахичевань» происходит от арм. → «Нах» - первичная, «иджеван» - высадка. Однако, как отмечает Хюбшман, «Нахичевань» не был известен под этим названием в древности. Вместо этого, он заявляет, что современное название эволюционировало в «Нахичевань» от «Нахчаван» - где приставка «Нахч» было именем, а «aван» от арм. «» → «местность».

Древнейшие памятники материальной культуры племён, населявших в древности территорию современной Нахичевани, относятся к эпохе неолита. Во II тысячелетии до н. э. на территории Нахичеванской Автономной Республики была развита Нахичеванская археологическая культура. В начале I тысячелетия до н. э. эта территория входила в состав государства Урарту. В VIII-VII вв. до н. э. территория Нахичеванской Автономной Республики входила в состав государств Манна и Мидия, с VI века до н. э. - в состав государства Ахеменидов , в границах сатрапии Армения, граничила с Мидией рекой Аракс. Позже вошла в состав царства Атропатена.

В составе Великой Армении

С начала II в. до н. э. по 428 г. н. э. часть Великой Армении . Нахичевань находилась в центре армянского государства, простиравшегося, как отмечает энциклопедия «Ираника», от Куры до верховий Евфрата и Тигра. Согласно армянскому географу VII века Ананию Ширакаци, в составе Армении район принадлежал нахангам (провинциям) Васпуракан и Сюник, причем земли по Араксу, то есть гавары (уезды) Нахчаван (позднее Нахиджеван) и «обильный вином» Гохтн (район Ордубада) входили в состав Васпуракана, тогда как более северные земли принадлежали гаварам Чахук (ныне Шахбузский район) и Ернджак (Джульфинский район) наханга Сюник (карта провинции, автор Роберт Хьюсен). Эта область управлялась наследственными гофмейстерами армянских царей, которые, носили титул мардпетов, а их род именовался Мардпетакан. Согласно Фавсту Бузанду, в самом Нахчаване Тиграном Великим были поселены евреи, выведенные из Палестины. Когда во время персидского нашествия на Армению в 369 г. город был взят персами, они вывели оттуда „две тысячи семейств армян и шестнадцать тысяч семейств евреев“ . В конце IV в. в Гохтне проповедовал учёный и монах Месроп Маштоц, который именно там пришёл к мысли о необходимости перевода Библии на армянский язык, для понимания местным населением. Монастырь на месте, где проповедовал Маштоц (построен в 456 году), сохранялся до последнего времени в селе, носившем в честь Маштоца название Месропаван.

В составе Персии и Арабского Халифата

К началу н. э. Нахичевань была важным пунктом торговли между Западом и Востоком. Территория Нахичевани в III веке была завоёвана Ираном , в 623 - Византией, в середине VII века - арабами.

Когда они дошли до пределов армянских, то рассеялись для нападения. Они разделились на три отряда, из которых один выступил на васпураканскую область и завладел селами и замкам, до города Нахичевана; другой на страну Тарон, третий, дойдя до Когойовита, осадил укрепление Арцап…

Как отмечает „Энциклопедия ислама“ в эпоху арабов собственно Нахичевань, наряду с Двином, был одним из важнейших городов Армении.

В 705 году арабы заживо сожгли в церквях Нахичевана и соседнего селения Храм представителей армянской знати, приглашенных ими якобы для заключения договора (800 человек).

В IX веке население этой области было связано с движением Бабека, хотя большой роли в нём не играло.

Армянские города расположенные вдоль реки Аракс, в том числе и Нахичевань, в течение средневековья многократно становились ареной борьбы. Так, например, в середине X века эмир Дайсам ибн Ибрагим во главе курдских войск вторгся в Армению и захватил Нахичевань. Далее контроль над этой территорией было оспорено курдской династией Шеддадидов, иранской династией Саларидов и Раввадидадами - по-видимому курдизированными арабами.

Багратидская Армения

В конце IX века Нахичеван был отвоеван у арабов вторым царем Анийского царства - Смбатом I Багратуни, который в 891/92 году отдал его на правах условного владения князю Сюника. В 902 году Смбат передал его владетелю Васпуракана Ашоту Арцруни, а после смерти последнего в 904 году - вновь владетелю Сюника Смбату. После этого Нахичеван оставался в составе Сюника, со временем приобретшего фактическую независимость от Ани. В арабских источниках Нахичевань упоминается как Нашава. Согласно Ибн-Хаукаль (X век) жители области Нахичевань говорили по-армянски:

Жители Дабиля и Нашава, а также окрестных провинций говорят по-армянски

Сельджуки, монголы, Тимур

В 1064 Нахичевань завоевана сельджукским султаном Алп-Арсланом, когда началась полномасштабное завоевание Армении. В годы правления атабеков Азербайджана из династии Ильдегизидов, Нахичевань становится столицей государства.

С начала XIII века в районе Нахичевана владычествовали роды Орбелянов и Прошьянов, которые, как это видно из летописи Степаноса Орбеляна (XIII в.), сохранили свое значение и после тюркского завоевания.

В XIII-XIV вв. Нахичевань подвергалась нашествиям монгольских завоевателей и Тимура. Рубрук, посетивший Нахичевань после монгольского нашествия, пишет, что город «прежде был столицей некоего великого царства и величайшим и красивейшим городом; но татары обратили его почти в пустыню. Прежде в нём было восемьсот армянских церквей, а теперь только две маленьких, а остальные разрушили сарацины».

Оттеснение армянского населения тюрками

Уже в сельджукскую эпоху в регионе начинается многовековой процесс оттеснения армянского населения пришлым тюркским, особенно усилившийся после нашествий Тимура. В период монгольского владычества Северная Армения подвергается разрушению и разграблению, а с конца XIII века Газан-хан подвергает сильным гонениям армянское население, особенно из Нахичевана и близлежащих областей. Процесс изгнания армян Нахичевани усиливается с XVI-XVII вв., в период османо-персидских войн, когда значительное большинство армянского населения Нахичеванской области либо погибло, либо было угнано в Персию. Современник «Великого сургуна» (тогда выселялись также мусульмане и евреи) организованного персидским шахом Аббасом I в 1604 году, Аракел Даврижеци, пишет: «…он превратил в необитаемую [пустыню] благоденствующую и плодородную Армению. Ибо при переселении он изгнал в Персию [жителей] не одного или двух, а многих гаваров, начиная с границ Нахичевана через Ехегадзор, вплоть до берегов Гегамских…» . Одновременно, в XVI-XVII веках, Закавказье не только стихийно, но и целенаправленно заселялось курдами и туркменскими кочевыми племенами, которых местные правители рассматривали как свою опору. Историк XVII века сообщает:

Великий царь персов шах Аббас первый выселил армянский народ из коренной Армении и погнал их в Персию с целью опустошить страну армян и застроить страну персов, уменьшить [численность] народа армянского и увеличить - персидского. И так как сам шах Аббас был человек осторожный и предусмотрительный, всегда и беспрестанно думал и размышлял о том, как бы предотвратить возвращение армянского населения к себе на родину…

Тогда только из Джулфы число депортированных армян, по разным данным, колеблется от 12 тыс. семейств до 20 тыс. человек.

В 1746 г. Надир-шах приказывает переселить 1000 армянских семейств из Нахчевана в Хорасан.

Эпоха османо-сефевидских войн

В XV в. Нахичевань входила в состав государств Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу , в XVI в. оспаривался Турцией и державой Сефевидов . Примерно в 1500 году к северу от реки Аракс, в Персидской Армении, поселяется тюркское кочевое племя кангарлу.

Осенью 1603 году шах Аббас I в ходе войны с Оттоманской империей занял Нахичеванский регион. Турецкий гарнизон города Нахичевани капитулировал перед Сефевидскими войсками и покинул Нахичевань вместе с жителями-суннитами, тогда как «воины города» (из местных мусульман), по сообщению Аракела Даврижеци, поспешили заявить о своей приверженности шиизму: они «быстро сняли с себя османскую одежду, постригли длинные бороды свои, облачились в кызылбашскую одежду и стали похожи на стародавних кызылбашей». Однако летом 1604 года оттоманские войска предприняли контрнаступление, заставшее Шаха Аббаса врасплох. Не надеясь удержать регион, Шах Аббас решил осуществить тактику «выжженой земли» и вывел всё население Нахичевани и Эривани (как армянское, так и мусульманское) вглубь Персии, по словам Аракела, «превратив в необитаемую [пустыню] благоденствующую и плодородную Армению». Всего из Нахичевани и Еревана было угнано в Персию 250-300 тысяч армян. В частности, лишился своего населения крупный город, населённый преимущественно армянами и бывший центром армянской торговли (прежде всего шёлком) в регионе - Джуга (Джульфа), жители которой при занятии персами торжественно вышли встречать шаха Аббаса во главе со священниками. Её население около 20.000 человек было переселено в Исфахан, где образовало армянский пригород, существующий до сих пор - Новую Джульфу. При этом многие армянские ремесленники и беднота погибли при переселении, а богатые купцы превратились в приказчиков шаха.

Современная исследовательница Е. Родионова выделяет несколько причин выселения армян в Персию (получившего название «великий сургун»): а) военно-стратегическая: ослабить противника, оставить «выжженную землю»; б) политическая: укрепление центральной власти, ослабление сепаратистских областей); б) экономическая (намерение основать армянскую колонию в центре своей державы и перенести центр караванных путей из Джульфы в Иран) и стремление использовать труд искусных армянских ремесленников на строительных работах в Исфахане. В числе переселённых было и тюркское племя Кенгерли, которому было разрешено вернуться в Нахичевань при потомке шаха Аббаса I шахе Аббасе II. При завоевании Нахичеванской области, шах Аббас I устраивал резню суннитского населения. По мнению специалиста по истории Ирана Аптина Ханбаги, в ходе турецко-персидских войн армянам повезло больше, чем мусульманам, так как турки убивали шиитов, а персы - суннитов.

Нахичеванское ханство

Посетивший Нахичеванский край в 1648 году турецкий путешественник Эвлия Челеби описывал его как цветущий край и называл Нахичевань «гордостью среди городов иранской земли». По его сообщению, в благоустроенном городе Карабаглар, составлявшем отдельное султанство в Нахичеванской земле, его угостили 26 сортами груш. Описывая город Нахичевань, Челеби отмечал, что «город украшают 10000 больших домов, крытых глиной; имеется 70 соборных мечетей и мест поклонения, 40 квартальных мечетей, 20 домов для приезжих, 7 прекрасных бань, около 1000 лавок».

В 1720-гг. некоторые территории (район Ордубад-Агулис) Нахичеванского края были заняты авид Беком и Мхитаром Спарапетом - предводителями армянского национально-освободительно движения в Сюнике (Зангезур).

В середине XVIII в. после гибели Надир-шаха Гейдар-Кули хан из рода Кенгерли создал Нахичеванское ханство.

В составе России

В начале XIX века регион стал ареной русско-персидских войн. По Гюлистанскому трактату Россия отказалась от попыток захватить Нахичевань, признав ханство «в совершенной власти» Персии, однако в ходе новой русско-персидской войны Нахичевань была занята войсками генерала Паскевича, встреченными населением с полной покорностью, и согласно статье III подписанного в 1828 году Туркманчайского договора, Нахичеванское и Эриванское ханства передавались шахом «в совершенную собственность» России. Келбали Хан Нахичеванский был ослеплен в свое время Ага-Мохаммед ханом Каджаром, что вызвало в семье естественную ненависть к династии Каджаров, в результате его сын, правитель ханства Эхсан-хан Кенгерли вместе с братом Ших-Али беком добровольно перешёл на сторону России, оказав важную помощь в войне с Персией, за что ему было пожалован чин полковника русской службы и он был назначен наибом Нахичеванского ханства, а Ших-Али бек наибом Ордубадского округа. В октябре 1837 года Эхсан Хан был произведён в генерал-майоры. В 1839 году, под давлением главноуправляющего на Кавказе генерала Е. А. Головина Эхсан Хан вынужден был отказаться от должности наиба. В порядке компенсации он был назначен походным атаманом Кенгерлинского войска, а позже военно-походным атаманом Закавказских мусульманских войск.

Указом Николая I от 21 марта 1828 года, сразу же после заключения Туркманчайского договора из присоединённых к России Нахичеванского и Эриванского ханств была образована Армянская область, из которой в 1849 году с присоединением Александропольского уезда была образована Эриванская губерния.

Согласно условиям Туркманчайского мира, российским правительством было организовано массовое переселение в Армянскую область армян из Персии. Это вызвало недовольство мусульманского населения, лишавшегося своих земель, которые отдавали переселенцам. Чтобы снизить напряженность в регионе, российский посол в Персии А. С. Грибоедов рекомендовал главнокомандующему российской армии на Кавказе графу Паскевичу дать приказ о перемещении части переселившихся из Персии в Нахичевань армян в Даралагез.

Согласно данным 1831 года в Нахичеванской области проживали 37 тыс. армян (из который 2,7 тыс. старожилы, 10 тыс. переселенцы из разных регионов) и 17,1 тыс. азербайджанцев (кавказских татар). По данным на 1886 год на территориях, составивших современную Нахичеванскую Автономную Республику, этнический состав был следующим: на части Давалинского участка Эриванского уезда: татары (азербайджанцы) - 4,215 (100 %); на части Нахичеванского уезда: татары (азербайджанцы) - 47,117 (59,1 %), армяне - 31,968 (40,1 %), курды - 473 (0,6 %); на Шарурском участке Шаруро-Даралагёзского уезда: татары (азербайджанцы) - 27,453 (86,4 %), армяне - 4,075 (12,8 %) .

По данным на 1896 год в Нахичеванском уезде Эриванской губернии проживали «адербейджанские татары» (то есть азербайджанцы) - 56,95 %, армяне - 42,21 %, курды - 0,56 %, русские - 0,22 %, грузины и цыгане 0,06 %. В уезде была 1 православная церковь, 58 армяно-григорианских церквей, 66 мечетей. Перепись 1897 года зафиксировала в Нахичеванском уезде 100,771 человек, из которых татары (азербайджанцы) - 63,7 %, армяне - 34,4 %, русские - 0,9 %, курды - 0,6 % .

Нахичеванский край в 1918-1920 гг.

Подробнее: Аракская республика , Республика Армении , Азербайджанская Демократическая Республика

Подробнее: Армяно-азербайджанская война (1918-1920)

Нахичеванская ССР

28 июля 1920 года 1-й Кавказский полк 11-й Красной Армии вступил в Нахичевань. Командир этого полка телеграфировал С. М. Кирову: «Население Нахичевани тепло приветствует Красную Армию и Советскую власть» . Был образован Нахичеванский ревком (председатель М. Бакташев, члены: Г. Бабаев, А. Кадымов, Ф. Махмудбеков и др.), провозгласивший Нахичевань Советской Социалистической Республикой. На следующий день ревком предложил правительству Республики Армении начать мирные переговоры, но 30 июля военный министр Армении потребовал «обеспечить безусловную покорность Нахичевани армянскому правительству…» . Ультиматум был отклонён. В начале августа армянские части развернули наступление на Нахичевань из района города Ордубада, но были отброшены советскими частями 28 сд. 10 августа председатель Нахичеванского ревкома Бакташев писал председателю СНК Азербайджанской ССР Нариману Нариманову, что население признаёт Нахичевань неотъемлемой частью Азербайджанской ССР. В тот же день РСФСР и Республика Армении подписали соглашение о мире, по которому войсками РСФСР занимаются спорные области: Карабах, Зангезур и Нахичевань. Согласно соглашению «занятие советскими войсками спорных территорий не предрешает вопрос о правах на эти территории Республики Армения или Азербайджанской Социалистической Советской Республики. Этим временным занятием РСФСР имеет в виду создать благоприятные условия для мирного разрешения территориальных споров между Арменией и Азербайджаном на тех основах, которые будут установлены мирным договором, имеющим быть заключённым между РСФСР и Республикой Армения в скорейшем будущем» .

В ноябре армянские части вновь развернули военные действия. 29 ноября ревкомом Армении была провозглашена Социалистическая Советская Республика Армения. 30 ноября была составлена декларация Азревкома следующего содержания (по тексту опубликованному в Сборнике документов и материалов. Ереван, 1992, стр. 601):

Советский Азербайджан, идя навстречу борьбе братского армянского трудового народа против власти дашнаков, проливающих и проливавших невинную кровь наших лучших товарищей коммунистов в пределах Армении и Зангезура, объявляет, что отныне никакие территориальные вопросы не могут стать причиной взаимного кровопускания двух вековых соседних народов: армян и мусульман; территории Зангезурского и Нахичеванского уездов являются нераздельной частью Советской Армении, а трудовому крестьянству Нагорного Карабаха предоставляется полное право самоопределения.

В это же время в ночь со 2 на 3 декабря между дашнакской Арменией и правительством Великого Национального Собрания Турции в Александрополе был заключён мирный договор, по которому районы Нахичевани, Шарура и Шахтахты объявлялись временно находящимися под защитой Турции. Правительство РСФСР и ревком Армянской ССР не признали Александропольский договор, поскольку он был подписан уже после передачи власти правительством Республики Армении ревкому Армянской ССР.

Однако согласно Одри Альштад договор между РСФСР и Демократической Республикой Армении, заключённый в декабре 1920 года, признавал претензии последней только на Зангезур, но не на Карабах или Нахичевань.

В начале 1921 года в городах и селениях Нахичеванского края путём опроса прошёл референдум, по результатам которого свыше 90 % населения высказались за то, чтобы Нахичевань вошла в составе Азербайджанской ССР на правах автономной республики. Данные полученные в ходе референдума, объясняются тем, что число армян в регионе значительно уменьшилось. Так, в результате истребления и бегства армян в ходе Первой мировой войны, вкупе с невозможностью вернуться обратно, доля армян сократилась с 41,2 % в 1832 году до менее 11 % в 1926 году. В это же время на 1-й краевой партийной конференции был избран Нахичеванский обком КП Азербайджана.

16 марта правительства Советской России и Великого Национального Собрания Турции в Москве заключили договор о дружбе и братстве, по которому Нахичеванская область «образует автономную территорию под протекторатом Азербайджана, при условии, что Азербайджан не уступит сего протектората третьему государству» . Согласно энциклопедии «Ираника» советско-турецким договором Нахичевань была отделена от Армении. По мнению Сергея Вострикова, Нахичевань являлась ядром исторических армянских земель, которые послужили разменной монетой в территориальном разделе и сближении между советской Россией и кемалистской Турцией. Согласно ему же, формальным поводом для передачи Нахичевани под протекторат Азербайджана послужило то, что вследствие геноцида армян и резни армян в Баку, Нахичеване и Шуше в 1918-1921 годах численность армянского населения здесь сократилась вдвое.

В октябре того же года между правительством Великого Национального Собрания Турции, Советской Россией, Арменией и Азербайджаном был подписан Карсский договор. Согласно ст. 5 данного договора: «Правительство Турции и Правительство Советской Армении и Азербейджана соглашаются, что Нахичеванская область в границах, определённых в приложении 3 настоящего договора, образует автономную территорию под покровительством Азербейджана» .

В январе 1922 года состоялся 1-й съезд Советов Нахичеванской ССР.

Нахичеванская АССР

В феврале 1923 года на основе решения 3-го Всенахичеванского съезда Советов в составе Азербайджанской ССР был создан Нахичеванский автономный край, преобразованный 9 февраля 1924 года в Нахичеванскую АССР. Нахичеванская АССР была единственным автономным образованием на территории СССР, которая была создана не на этноконфессиальной основе. По переписи 1926 года в Нахичеванской АССР проживало 104656 советских граждан, из которых азербайджанцы - 88433, армяне - 11276, курды - 2649, русские - 1837 человек. Вследствие политики вытеснения армянского населения из края, которая велась ещё со сталинской эпохи, к 1988 году всё армянское население было изгнано из автономной республики..

В республике были созданы горнорудная, пищевая, лёгкая и др. промышленность, многоотраслевое колхозное сельское хозяйство. Были созданы высшие учебные заведения, научные и научно-исследовательские учреждения, библиотеки, клубы и др. В республике значительного развития достигли литература и искусство.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 жители республики принимали в ней участие. Три человека были удостоены звания Героя Советского Союза, тысячи награждены орденами и медалями за боевые и трудовые подвиги.

В 1967 году за успехи в развитии народного хозяйства и в культурном строительстве Нахичеванская АССР была награждена орденом Ленина, а 29 декабря 1972 года в ознаменование 50-летия Союза ССР - орденом Дружбы народов. К 1974 году в республике был 21 Герой Социалистического Труда.

Нахичеванская Автономная Республика

19 января 1990 года чрезвычайная сессия Верховного Совета Нахичеванской АССР приняла постановление о выходе Нахичеванской АССР из Союза ССР и объявлении независимости. 17 ноября того же года Верховный Совет Нахичеванской АССР изменил наименование «Нахичеванская АССР» на «Нахичеванская Автономная Республика».

Конституция Нахичеванской Автономной Республики в статье 1 гласит:

I. Нахчыванское автономное государство демократическая, правовая, мировая автономная республика в составе Азербайджанской Республики.
II. Статус Нахчыванской Автономной Республики определяют Конституция Азербайджанской Республики, Московский 16 марта 1921 года и Карсский 13 октября 1921 года международные договора.

По данным переписи Азербайджана 1999 года в Нахичеванской Автономной Республике проживало 354,072 человека, а по переписи 2009 года численность населения составило 398,323 человека.

Сто-ли-ца На-хи-че-ван-ской Ав-то-ном-ной Рес-пуб-ли-ки.

Население около 86 тысяч человек (2012 год). Рас-по-ло-жен на пра-вом бе-ре-гу реки На-хи-че-ван-чай (при-ток реки Аракс). Железнодорожная стан-ция. Узел ав-то-до-рог. Ме-ж-ду-народный аэ-ро-порт.

Нахичевань - один из древ-ней-ших го-ро-дов на тер-ритории Азер-бай-джа-на (древ-ний и средневековый го-род на-хо-дил-ся в северной час-ти современного города; по мне-нию Дж. Ха-ли-ло-ва и В. Г. Алие-ва, средневековая Нахичевань рас-по-ла-га-лась в 12 км от современного го-ро-да). Наи-бо-лее ран-ние упо-ми-на-ния о городе со-дер-жат-ся в тру-дах ан-тич-ных учё-ных Ио-си-фа Фла-вия (I век н. э.; название пе-ре-да-но в фор-ме «Апо-ба-те-ри-он») и Клав-дия Пто-ле-мея (II век н. э.; название пе-ре-да-но в фор-ме «На-ксуа-на»); не-ко-то-рые средневековые ис-точ-ни-ки да-ти-ру-ют ос-но-ва-ние го-ро-да 1539 года до н. э. Нахичевань вхо-ди-ла в со-став Ман-ней-ско-го цар-ст-ва (IX-VII века), за-тем Ми-дии. В VI-IV веках в 14-й сат-ра-пии Ахе-ме-ни-дов го-судар-ст-ва , за-тем в со-ста-ве Атро-па-те-ны и др. С V-VI века н. э. Нахичевань - важ-ный тор-го-во-ре-мес-лен-ный и административно-по-ли-тический центр. В VII-IX веках под кон-тро-лем Ха-ли-фа-та. В конце X - середине XI веков сто-ли-ца не-боль-шо-го са-мо-сто-ятельного На-хи-че-ван-ско-го шах-ст-ва (тюркский «На-хчы-ван шах-лыг»), ос-но-ван-но-го Абу Ду-ла-фа-ми. В 1064 году за-хва-че-на сель-джук-ским сул-та-ном Алп-Арс-ла-ном, ко-то-рый соз-дал там свою ре-зи-ден-цию. В XII веке сто-ли-ца государства Иль-де-ги-зи-дов, зна-че-ние го-ро-да воз-рос-ло, в ней про-жи-ва-ло около 150-200 тыс. человек Нахичевань де-ли-лась на шех-ри-стан (внут-ри кре-по-ст-ных стен) и ра-бат (ба-за-ры и ка-ра-ван-са-раи). Вы-со-ко-го раз-ви-тия дос-тиг-ла ме-ст-ная ар-хитектурная шко-ла.

В 1221 году Нахичевань за-хва-че-на и раз-ру-ше-на мон-го-ла-ми. Го-род стал воз-ро-ж-дать-ся в государстве Ху-ла-гуи-дов в прав-ле-ние Га-зан-ха-на (1295-1304 годы). В 1386 году за-ня-та и раз-ру-ше-на ха-ном Зо-ло-той Ор-ды Тох-та-мы-шем, а в 1387 году - Ти-му-ром. В XV веке вхо-ди-ла в со-став го-су-дарств Ак-Ко-юн-лу и Ка-ра-Ко-юн-лу. Во вре-мя турецко-персидских войн XVI-XVII веках Начевань не-од-но-крат-но пе-ре-хо-ди-ла из рук в ру-ки и ра-зо-ря-лась; пра-ви-те-лей Нахичевань в это вре-мя на-зна-ча-ли, как пра-ви-ло, из чис-ла пле-ме-ни кян-гер-ли. В 1588-1603 годах (яв-ля-лась цен-тром санд-жа-ка) и 1724-1735 годах на-хо-ди-лась под вла-стью Ос-ман-ской им-пе-рии . Со 2-й половины XVII века вхо-ди-ла в со-став Чу-хур-са-ад-ско-го бей-лер-бей-ст-ва государства Се-фе-ви-дов.

В 1735 году Нахичевань за-нял На-дир-Ку-ли-хан Аф-шар (с 1736 года На-дир-шах). По-сле его ги-бе-ли Нахичевань - сто-ли-ца На-хи-че-ван-ско-го хан-ст-ва (1747-1828 годы). В 1808 году за-ня-та российскими вой-ска-ми во вре-мя русско-персидской вой-ны 1804-1813 годов, вто-рич-но за-ня-та ими в ию-не 1827 года во вре-мя русско-персидской вой-ны 1826-1828 годов. По Турк-ман-чай-ско-му ми-ру 1828 года Нахичевань в со-ста-ве На-хи-че-ван-ско-го хан-ст-ва во-шла в со-став Российской им-пе-рии. Центр На-хи-че-ван-ской провинции Ар-мян-ской об-лас-ти (до 1840 года), уезд-ный го-род Гру-зи-но-Име-ре-тин-ской (1840-1846 годы), Тиф-лис-ской (1846-1849 годы), Эри-ван-ской (1849-1920 годы) гу-бер-ний. Во 2-й тре-ти XIX века про-ис-хо-ди-ло мас-со-вое пе-ре-се-ле-ние в Нахичевань армянских се-мей из Пер-сии и Ос-ман-ской им-пе-рии. По го-ро-до-во-му по-ло-же-нию 1870 году в городе вве-де-но го-род-ское са-мо-управ-ле-ние. В 1908 году от-кры-то дви-же-ние по про-шед-шей че-рез Нахичевань железнодорожной ли-нии Улу-хан-лу (ны-не Ма-сис, Ар-ме-ния) - Джуль-фа.

О том, что в последнее время в Нахичевани наблюдается серьезная концентрация не только азербайджанских, но и турецких войск, говорилось много. Реакция азербайджанских масс-медиа, старающихся по возможности не реагировать и не отвечать на подобную информацию, время от времени проскакивающую в изданиях их коллег по региону, лишний раз доказывает, что дело там действительно обстоит нечисто.

Некоторые из экспертов называют конкретные цифры, уверяют, что сегодня в Нахичевани расположился и окопался целый армейский корпус. И что количество турецких солдат в этом районе раза в три больше, чем азербайджанских.

Достаточно часто эту цифру упоминают лидер Демократической партии Армении (ДПА) Арам Гаспарович Саркисян и бывший министр обороны Армении Вагаршак Арутюнян. Они уверены, что Турция именно сейчас осуществляет в Нахичевани своеобразную ползучую, негласную армейскую экспансию. Причем делается это не просто с молчаливого согласия Баку, а в силу конкретных договоренностей с ним.

Директор Института востоковедения НАН Армении Рубен Сафрастян считает, что Анкара целенаправленно усиливает свое влияние и увеличивает количество своего армейского контингента в автономной области, так как в планах у Турции в среднесрочной перспективе — увеличение своего влияния и усиление давления на геополитические процессы в регионе Южного Кавказа.

Все это действительно способно навести на тревожные мысли, особенно в том плане, что граница с Нахичеванью проходит всего лишь в каких-то 80-100 километрах от столицы Армении. То есть Ереван в радиусе действия турецких ракетных комплексов, которых у азербайджанской армии на вооружении очень много.

Если ко всему вышесказанному добавить еще и тот фактор, что Баку в последнее время достаточно часто проводит в Нахичевани военные учения (штабные, танковые, пехотные), то можно с уверенностью говорить о том, что в автономной области идет накачивание военной силы.

Только в последних общевойсковых учениях там участвовало до 25 тысяч военных, до 250 единиц танков и бронетехники, до 50 единиц армейской и фронтовой авиации. Причем наша армейская разведка имеет данные, что участвовали в учениях далеко не только азербайджанская бронетехника и пехотные подразделения.

Самая свежая информация, поступающая из Нахичевани, свидетельствует, что на днях там была открыта новая полноценная воинская часть. Вернее даже целый учебно-образовательный центр. Там построены солдатские казармы, армейский бытовой комплекс, здание штаба, госпиталь. Созданы смотровая площадка, спортивный городок, стрелковый полигон — словом, полный набор.

Поговаривают, что основной преподавательский состав в учебно-образовательном центре — специалисты из Турции, прошедшие натовскую подготовку.

Примечательно, что на церемонии сдачи в эксплуатацию всего комплекса присутствовал президент Азербайджана Ильхам Алиев, который в эти дни приезжал в Нахичевань в связи с мероприятиями, посвященными 95-летию дня рождения своего отца Гейдара Алиева.

Там же, во время своего выступления Алиев говорил о том, что скоро (в ближайшие три года) будет сдана в эксплуатацию та часть железной дороги, которая будет соединять Нахичеванскую автономную республику с "материковым" Азербайджаном через территорию Ирана.

Президент Азербайджана назвал это "прорывом блокады", в которой, оказывается, все эти годы находился Нахичевань.

Нахиджеван -Исконно Армянская земля,под оккупацией закавказских татар(1923-азербайджана)


Флаг Нахиджевана

Административное деление нахиджевана

Нахиджеван-Руки прочь от нахиджевана

История Нахиджевана

Нахичеван — первая остановка Ноя, после всемирного потопа. В ряде языков имеется своя трактовка слова. «Нахичеван» — арм. → «Нах» — первичная, «иджеван»-высадка;Иудейский историк Иосиф Флавий (I век) сообщает об этническом составе края, употребляя топоним «Апобатерион», что грамматический буквальный перевод армянского «Нахиджевань», и означает «местом высадки»: «Через семь дней Ной выпустил с тою же целью голубя… Принеся затем жертву Господу Богу, он вместе с сородичами своими устроил жертвенный пир. Это место армяне называют „местом высадки“, и до сих пор еще туземцы показывают там остатки, сохранившиеся от ковчега».Ученый и монах Месроп Маштоц с конца IV века вел активную проповедческую работу в гаварах Голтн и Ернджак вблизи Нахичевана, после чего стал перед потребностью перевода Библии на армянский язык, для понимания местным населением.Древнейшие памятники материальной культуры племён, населявших в древности территорию современной

Краткая хроника

Нахичевани, относятся к эпохе неолита(9500 лет до н. э).

Айастан

Айаса

Аррата

Torgom(2570-2507)

Айаса(Hayasa) (2492 г. - 331 г. до н. э.)

История Нахиджевана(Нахичеван)-Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона отмечает, что по преданию город Нахичевань был основан Ноем, а дата основания города по персидским и армянским источникам — 1539 год до н. э. — первая остановка Ноя, после всемирного потопа. В ряде языков имеется своя трактовка слова.«Нахичеван» — арм. → «Нах» Современная наука также относит основание города к 1500 году до н. э.— первичная, «иджеван»-высадка;Иудейский историк Иосиф Флавий (I век) сообщает обэтническом составе края, употребляя топоним «Апобатерион», что грамматический буквальный перевод армянского«Нахиджевань», и означает «местом высадки»: «Через семь дней Ной выпустил с тою же целью голубя… Принесязатем жертву Господу Богу, он вместе с сородичами своими устроил жертвенный пир. Это место армяне называют„местом высадки“, и до сих пор еще туземцы показывают там остатки, сохранившиеся от ковчега».Ученый и монахМесроп Маштоц с конца IV века вел активную проповедческую работу в гаварах Голтн и Ернджак вблизи Нахичевана,после чего стал перед потребностью перевода Библии на армянский язык, для понимания местным населением.Древнейшие памятники материальной культуры племён, населявших в древности территорию современной

Армянские, хеттские, ассиро-вавилонские, персидские и греческие источники свидетельствуют о правлении семи основных всеармянских царских династий в Армении:

590 г. до н. э. — в составе Арарата(на ассирийском Урарту)

Во II веке н. э. Нахичеван уже был известен Птолемею под именем Ναξουὰνα.

Тигран II -140 год до н. э. — 55 год до н. э.

Столицы Арташат, с ок. 200 Вагаршапат, с 338 Двин

Мовсес Хоренаци (V или IX вв н. э), описывая деяния легендарного армянского царя Тиграна I Ервандида (Тигран I Древний) повествует о крепости Нахиджеван (арм.Նախիջևան).

Средневековый турецкий путешественник XVII века Эвлия Челеби приписывал основание Нахичевана (Нахшеван или Накшиджихан) легендарному царю Турана по иранской мифологии Афрасиябу. Иранский историк и географ XIV века Хамдаллах Казвини в своей книге «Нузхат Ал-кулуб» («Услада сердец») основателем города Нахичевань (Накш и-джахан) считал сасанидского иранского полководца, в последующем шахиншаха Ирана, Бахрам Чубина, жившего в конце VI века н. э.

В составе Великой Армении

C начала II в.до н. э. по 428 г. н. э. часть Великой Арменией. Нахчаван находился в центре населенных армянамиземель, простиравшихся, как отмечает энциклопедия «Ираника», от Куры до верховий Евфрата и Тигран. В составеАрмении, район принадлежал нахангам (провинциям) Васпуракан и Сюник, причем земли по Араксу, то есть гавары(уезды) Нахчаван (позднее также Нахиджеван) и «обильный вином» Гохтан (в древнеармянском произношении Голтн,район Ордубада) входили в состав Васпуракана, тогда как более северные земли принадлежали гаварам Чахук (нынеШахбузский район) и Ернджак (Джульфинский район) наханга Сюник. Эта область управлялась наследственнымигофмейстерами армянских царей, которые, носили титул «мардпетов», а их род именовался «Мардпетакан»..В конце IV в. в Голтне и Ернджаке проповедовал ученый и монах Месроп Маштоц, который именно там пришел к мыслио необходимости перевода Библии на армянский язык, для понимания местным населением. Монастырь на месте, гдепроповедовал Маштоц (построен в 456 году), сохранялся до последнего времени в селе, носившем в честь Маштоцаназвание Месропаван.

В VI—IV вв. до н. э. город — в составе персидской сатрапии «Армения».

Владычество персов и арабов

С 428 район — часть армянского марзпанства (наместничества) Персии.

В V—VII вв. столица Персидской (т. н. Марзпанской) Армении,после в составе провинции Армения Арабского Халифата.

590 г. до н. э. — в составе Мидии, с VI века до н. э. — в состав государства Ахеменидов, в границах сатрапии «Армения»,В составе Великой Армении. C начала II в.до н. э. по 428 г. н. э. часть Великой Арменией. Нахчаван находился в центре населенных армянами земель, простиравшихся, как отмечает энциклопедия «Ираника», от Куры до верховий Евфрата и Тигран. В составе Армении, район принадлежал нахангам (провинциям) Васпуракан и Сюник, причем земли по Араксу, то есть гавары (уезды) Нахчаван (позднее также Нахиджеван) и «обильный вином» Гохтан (в древнеармянском произношении Голтн, район Ордубада) входили в состав Васпуракана, тогда как более северные земли принадлежали гаварам Чахук (ныне Шахбузский район) и Ернджак (Джульфинский район) наханга Сюник. Эта область управлялась наследственными гофмейстерами армянских царей, которые, носили титул «мардпетов», а их род именовался «Мардпетакан»..В конце IV в. в Голтне и Ернджаке проповедовал ученый и монах Месроп Маштоц, который именно там пришел к мысли о необходимости перевода Библии на армянский язык, для понимания местным населением. Монастырь на месте, где проповедовал Маштоц (построен в 456 году), сохранялся до последнего времени в селе, носившем в честь Маштоца название Месропаван.

В 623 году временно отошел к Византии, в
середине VII века завоеван арабами.

В 705 г. арабы заживо сожгли в церквах Нахичевана и соседнего селения Хармпредставителей армянской знати, приглашенных ими якобы для заключения договора (800 человек)




В VIII векенаселение этой области было связано с движением Бабека, хотя большой роли в нем не играло.

В 705 г. арабы заживо сожгли в церквах Нахичевана и соседнего селения Харм представителей армянской знати, приглашенных ими якобы для заключения договора (800 человек).

Анийское царство Багратидов


В конце IX века Нахичеван был отвоеван у арабов вторым царем Анийского царства — Смбатом I Багратуни, который в891/92 году отдал его на правах условного владения князю Сюника. В 902 г. о владения князю Сюника. В 902 г.

Владычество персов и арабов

С 428 район — часть армянского марзпанства (наместничества) Персии. В 623 году временно отошел к Византии, в середине VII века завоеван арабами. В 705 г. арабы заживо сожгли в церквах Нахичевана и соседнего селения Харм представителей армянской знати, приглашенных ими якобы для заключения договора (800 человек) В VIII веке население этой области было связано с движением Бабека, хотя большой роли в нем не играло.



Анийское царство Багратидов

В конце IX века Нахичеван был отвоеван у арабов вторым царем Анийского царства — Смбатом I Багратуни, который в 891/92 году отдал его на правах условного владения князю Сюника. В 902 г. Смбат передал его владетелю Васпуракана Ашоту Арцруни, а после смерти последнего в 904 г. — вновь владетелю Сюника Смбату. После этого Нахичеван оставался в составе Сюника, со временем приобретшего фактическую независимость от Ани. В районе Нахичевана владычествовали роды Орбелянов и Прошьянов, которые, как это видно из летописи Степаноса Орбеляна (XIII в.), сохранили свое значение и после тюркского завоевания По свидетельству папского посла Рубрука, накануне монгольского нашествия в Нахичеване было 800 армянских церквей.


Смбат передал его владетелюВаспуракана Ашоту Арцруни, а после смерти последнего в 904 г. — вновь владетелю Сюника Смбату. После этогоНахичеван оставался в составе Сюника, со временем приобретшего фактическую независимость от Ани. В районеНахичевана владычествовали роды Орбелянов и Прошьянов, которые, как это видно из летописи Степаноса Орбеляна(XIII в.), сохранили свое значение и после тюркского завоевания По свидетельству папского посла Рубрука, наканунемонгольского нашествия в Нахичеване было 800 армянских церквей.


В 902 г. Смбат передал его владетелю Васпуракана Ашоту Арцруни, а после смерти последнего в 904 г. — вновь владетелю Сюника Смбату. Во второй половине IX века и особенно в эпоху правления Гагика I Нахичевань, как остальные южные области Армении не были подвергнуты нападениям.
После этого Нахчаван, или Нахиджеван, как его также стали называть, оставался в составе Сюника, со временем приобретшего фактическую независимость от Ани.



Сельджуки, монголы, Тимур



Сельджуки, монголы, ТимурВ 1064 Нахичевань завоевана сельджукским султаном Алп-Арсланом; в XII в. здесь располагался центр государства.
Династия Закарян (Еркарабазук, Мхаргрдзели) (1196 - 1261)

В 1064 Нахичевань завоевана сельджукским султаном Алп-Арсланом; в XII в. здесь располагался центр государства Ильдегизидов.В XIII—XIV вв. Нахичевань подвергалась нашествиям монгольских завоевателей и Тимура. Робрук, посетивший Нахичевань после монгольского нашествия, пишет, что город «прежде был столицей некоего великого царства и величайшим и красивейшим городом; но татары обратили его почти в пустыню. Прежде в нем было восемьсот армянских церквей, а теперь только две маленьких, а остальные разрушили сарацины»Оттеснение армянского населения тюрками.Уже в сельджукскую эпоху в регионе начинается многовековой процесс оттеснения армянского населения пришлым тюркским, особенно усилившийся после нашествий Тимура. В 1603 г. все нахичеванские армяне, впрочем как и мусульмане, были уведены шахом Аббасом I в Персию.Одновременно, в XVI-XVII веках, в Закавказье не только стихийно, но и преднамеренно заселялись туркменские кочевые племена, которых местные правители рассматривали как свою опору

В районе Нахичевана владычествовали роды Орбелянов и Прошьянов, которые, как это видно из летописи Степаноса Орбеляна (XIII в.),сохранили свое значение и после тюркского завоевания.Разорялась монголами (XIII век), Тамерланом (конец XIV века).

Ильдегизидов.

В XIII—XIV вв. Нахичевань подвергалась нашествиям монгольских завоевателей и Тимура. Робрук, посетившийНахичевань после монгольского нашествия, пишет, что город «прежде был столицей некоего великого царства ивеличайшим и красивейшим городом; но татары обратили его почти в пустыню. Прежде в нем было восемьсотармянских церквей, а теперь только две маленьких, а остальные разрушили сарацины»

Папский посол Рубрук, посетивший Нахичевань вскоре после её разгрома монголами, нашёл на месте этого некогда «величайшего и красивейшего города» «почти пустыню»: «Прежде в нём было восемьсот армянских церквей, а теперь только две маленьких, а остальные разрушили сарацины».

В XVII веке входит в состав государства Сефевидов.

Оттеснение армянского населения тюркамиУже в сельджукскую эпоху в регионе начинается многовековой процесс оттеснения армянского населения пришлымтюркским, особенно усилившийся после нашествий Тимура. В 1603 г. все нахичеванские армяне, впрочем как имусульмане, были уведены шахом Аббасом I в Персию.

В ноябре 1603 года шах Аббас I со своим 120 тысячным войском захватывает у турок практически не сопротивлявшийся Нахичевань, об этом свидетельствует побывавший с австрийским посольством Георг Тектандер отмечая, что«Все города и села, затем, куда бы мы не пришли, подчинялись Персам добровольно, без всякого противодействия, как н. п. города Маранд в Мидии, Нахичевань, Джульфа в Армении и многие другие, чему я сам был свидетелем»»После занятия города шах выселил всё его население в глубь Персии, по словам армянского автора Аракела Даврижеци, «превратив в необитаемую [пустыню] благоденствующую и плодородную Армению»Посетивший Нахичеванский край в 1648 году турецкий путешественник Эвлия Челеби описывал регион как цветущий край. Челеби писал о Нахичевани, что «город украшают 10000 больших домов, крытых глиной; имеется 70 соборных мечетей и мест поклонения, 40 квартальных мечетей, 20 домов для приезжих, 7 прекрасных бань, около 1000 лавок».

Одновременно, в XVI-XVII веках, в Закавказье не только стихийно, но и преднамеренно заселялись туркменскиекочевые племена, которых местные правители рассматривали как свою опору.

Эпоха персидско-турецких войн

В XV в. Нахичевань входила в состав государств Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, в XVI в. оспаривался Турцией и державой Сефевидов.Осенью 1603 году шах Аббас I в ходе войны с Оттоманской империей занял Нахичеваньский регион. Турецкий гарнизон города Нахичевани капитулировал перед Сефевидскими войсками и покинул Нахичевань вместе с жителями-суннитами, тогда как «воины города» (из местных мусульман), по сообщению Аракела Даврижеци, поспешили заявить о своей приверженности шиизму: они «быстро сняли с себя османскую одежду, постригли длинные бороды свои, облачились в кызылбашскую одежду и стали похожи на стародавних кызылбашей». Однако летом 1604 года оттоманские войска предприняли контрнаступление, заставшее Шаха Аббаса врасплох. Не надеясь удержать регион, Шах Аббас решил осуществить тактику «выжженой земли» и вывел все население Нахичевани и Эривани (как армянское, так и мусульманское) вглубь Персии, по словам Аракела, «превратив в необитаемую благоденствующую и плодородную Армению». Всего, по данным армянских авторов, из Нахичевани и Еревана было угнано в Персию 400 тысяч армян. В частности, лишился своего населения крупный город, населенный преимущественно армянами и бывший центром армянской торговли (прежде всего шелком) в регионе - Джуга (Джульфа), жители которой при занятии персами торжественно вышли встречать шаха Аббаса во главе со священниками. Ее население около 20.000 человек было переселено в Исфахан, где образовало армянский пригород, существующий до сих пор - Новую Джульфу. При этом многие армянские ремесленники и беднота погибли при переселении, а богатые купцы превратились в приказчиков шаха. Современная исследовательница Е.Родионова выделяет несколько причин выселения армян в Персию (получившего название «великий сургун»):

а) военно-стратегическая: ослабить противника, оставить «выжженную землю»;

б) политическая: укрепление центральной власти, ослабление сепаратистских областей);

в)экономическая (намерение основать армянскую колонию в центре своей державы и перенести центр караванных

путей их Джульфы в Иран) и стремление использовать труд искусных армянских ремесленников на строительных работах в Исфахане В числе переселенных было и тюркское племя Кенгерли, которому было разрешено вернуться в Нахичевань при потомке шаха Аббаса I шахе Аббасе II. При завоевании Нахичеванской области, шах Аббас I устраивал резню суннитского населения. По мнению иранско-британского историка Аптина Ханбаги, в ходе турецко-персидских войн армянам повезло больше, чем мусульманам, так как турки убивали шиитов, а персы - суннитов.В составе Персии. Нахичеванское ханство.Посетивший Нахичеванский край в 1648 году турецкий путешественник Эвлия Челеби описывал его как цветущий край и называл Нахичевань «гордостью среди городов иранской земли». По его сообщению, в благоустроенном городе Карабаглар, составлявшем отдельное султанство в Нахичеванской земле, его угостили 26 сортами груш. Описывая город Нахичевань, Челеби отмечал, что «город украшают 10000 больших домов, крытых глиной; имеется 70 соборных мечетей и мест поклонения, 40 квартальных мечетей, 20 домов для приезжих, 7 прекрасных бань, около 1000 лавок».В середине XVIII в. после гибели

Эпоха персидско-турецких войн.

В XV в. Нахичевань входила в состав государств Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, в XVI в. оспаривался Турцией и державой Сефевидов.

Сефевидов.

Осенью 1603 году шах Аббас I в ходе войны с Оттоманской империей занял Нахичеваньский регион. Турецкий гарнизонгорода Нахичевани капитулировал перед Сефевидскими войсками и покинул Нахичевань вместе сжителями-суннитами, тогда как «воины города» (из местных мусульман), по сообщению Аракела Даврижеци,поспешили заявить о своей приверженности шиизму: они «быстро сняли с себя османскую одежду, постригли длинныебороды свои, облачились в кызылбашскую одежду и стали похожи на стародавних кызылбашей». Однако летом 1604года оттоманские войска предприняли контрнаступление, заставшее Шаха Аббаса врасплох. Не надеясь удержатьрегион, Шах Аббас решил осуществить тактику «выжженой земли» и вывел все население Нахичевани и Эривани (какармянское, так и мусульманское) вглубь Персии, по словам Аракела, «превратив в необитаемую [пустыню]благоденствующую и плодородную Армению». Всего, по данным армянских авторов, из Нахичевани и Еревана былоугнано в Персию 400 тысяч армян. В частности, лишился своего населения крупный город, населенныйпреимущественно армянами и бывший центром армянской торговли (прежде всего шелком) в регионе - Джуга(Джульфа), жители которой при занятии персами торжественно вышли встречать шаха Аббаса во главе сосвященниками. Ее население около 20.000 человек было переселено в Исфахан, где образовало армянский пригород,существующий до сих пор - Новую Джульфу. При этом многие армянские ремесленники и беднота погибли припереселении, а богатые купцы превратились в приказчиков шаха. Современная исследовательница Е.Родионовавыделяет несколько причин выселения армян в Персию (получившего название «великий сургун»):а) военно-стратегическая: ослабить противника, оставить «выжженную землю»;б) политическая: укрепление центральной власти, ослабление сепаратистских областей);в)экономическая (намерение основать армянскую колонию в центре своей державы и перенести центр караванныхпутей их Джульфы в Иран) и стремление использовать труд искусных армянских ремесленников на строительныхработах в Исфахане В числе переселенных было и тюркское племя Кенгерли, которому было разрешено вернуться вНахичевань при потомке шаха Аббаса I шахе Аббасе II. При завоевании Нахичеванской области, шах Аббас I устраивалрезню суннитского населения. По мнению иранско-британского историка Аптина Ханбаги, в ходе турецко-персидскихвойн армянам повезло больше, чем мусульманам, так как турки убивали шиитов, а персы - суннитов.

Надир-шаха Гейдаp-Кули хан из рода Кенгерли создал Нахичеванское ханство.

В составе Персии. Нахичеванское ханство.

Посетивший Нахичеванский край в 1648 году турецкий путешественник Эвлия Челеби описывал его как цветущий крайи называл Нахичевань «гордостью среди городов иранской земли». По его сообщению, в благоустроенном городеКарабаглар, составлявшем отдельное султанство в Нахичеванской земле, его угостили 26 сортами груш. Описываягород Нахичевань, Челеби отмечал, что «город украшают 10000 больших домов, крытых глиной; имеется 70 соборныхмечетей и мест поклонения, 40 квартальных мечетей, 20 домов для приезжих, 7 прекрасных бань, около 1000 лавок».В середине XVIII в. после гибели Надир-шаха Гейдаp-Кули хан из рода Кенгерли создал Нахичеванское ханство.

В конце XVIII — начале XIX веков столица независимого Нахичеванского ханства. 26 июня 1827 без боя занята русскими войсками генерала Паскевича.

Согласно статье III Туркманчайского мирного договора, подписанного 10 февраля 1828 г.

Вместе со всем ханством была уступлена шахом «в полную собственность» Российской империи. Тогда же вошёл в состав Армянской области.

В составе России

В начале XIX века регион стал ареной русско-персидских войн. По Гюлистанскому трактату Россия отказалась от попыток захватить Нахичевань, признав ханство «в совершенной власти» Персии, однако в ходе новой русско-персидской войны Нахичевань была занята войсками генерала Паскевича, встреченными населением с полной покорностью, и cогласно статье III подписанного в 1828 году Туркманчайского договора, Нахичеваньское и Эриваньское ханства передавались шахом «в совершенную собственность» России. Келбали Хан Нахичеванский был ослеплен в свое время Ага-Мохаммед ханом Каджаром, что вызвало в семье естественную ненависть к династии Каджаров; в

результате его сын, правитель ханства Эхсан-хан Кенгеpли вместе с братом Ших-Али беком добровольно перешел на сторону России, оказав важную помощь в войне с Персией, за что ему было пожаловано звание генерал-майора русской службы и походного атамана войска Кенгерли.; он был назначен наибом (капитан-исправником, руководителем гражданской части) Нахичеванского уезда, тогда как его брат - Ордубадского. По рескрипту Николая I от 20 марта 1828 года сразу же после заключения Туркманчайского договора из присоединенных к России Нахичеваньского и Эриваньского ханств была образована Армянская область, из которой в 1849 году с присоединением

Александропольского уезда была образована Эриванская губерния.К моменту присоединения Нахичеванского ханства к России эта провинция имела преимущественно тюркское население. Согласно условиям Туркманчайского мира, российским правительством было организовано массовое

переселение в Армянскую область армян из Персии. Это вызвало недовольство мусульманского населения, лишавшегося своих земель, которые отдавали переселенцам. Чтобы снизить напряженность в регионе, российский посол в Персии А. С. Грибоедов рекомендовал главнокомандующему российской армии на Кавказе графу Паскевичу дать приказ о перемещении части переселившихся из Персии в Нахичевань армян в Даралагез.Согласно данным 1896 года в Нахичеванском уезде Эриванской губернии проживали армяне — 56,95 %, «адербейджанские татары» (то есть азербайджанцы) —42,21 %,. В уезде была 1 православная церковь, 66 армяно-григорианских церквей, 58 мечетей.Погром армян в Нахичевани 1905—1906 Вандализм азербайджанцoв 1905—1906

С 1849 года центр Нахичеванского уезда Эриванской губернии.

К моменту присоединения Нахичеванского ханства к России эта провинция имела преимущественно тюркскоенаселение. Согласно условиям Туркманчайского мира, российским правительством было организовано массовоепереселение в Армянскую область армян из Персии. Это вызвало недовольство мусульманского населения,лишавшегося своих земель, которые отдавали переселенцам. Чтобы снизить напряженность в регионе, российскийпосол в Персии А. С. Грибоедов рекомендовал главнокомандующему российской армии на Кавказе графу Паскевичудать приказ о перемещении части переселившихся из Персии в Нахичевань армян в Даралагез.Согласно данным 1896 года в Нахичеванском уезде Эриванской губернии проживали армяне — 56,95 %,«адербейджанские татары» (то есть азербайджанцы) —42,21 %,. В уезде была 1 православная церковь, 66армяно-григорианских церквей, 58 мечетей.