Почему средние века часто называют темным временем. Были ли Тёмные века на самом деле "тёмной" эпохой? Начало развития науки

Начиная с каменного века и до космической эры, каждая эпоха в человеческой истории стремилась к прогрессу. Ну, почти каждая эпоха. Темные века являются исключением из правил - все знают, что после того, как пал Рим, мир перестал развиваться и «окунулся во тьму», которая длилась на протяжении веков. Это был период интеллектуальной и экономической темноты, где каждый превращался либо в жестокого воина, либо в грязного оборванца.

Да, Вы быть может сидите и хотите сыграть в online игру на тему средневековья и также ждете там привычную грязь, бедность и разруху, быть может это всего лишь flash и не полноценная 3D игра, а всего лишь онлайн гейминг, но быть может это всё выдумка и вам лучше сыграть в фантастическую сагу? Исторические игры, как и сама история по факту, рассказ, который дошел нас в виде старых книг, рассказов прапрапрапра...праочевидцев... И стоит ли этому верить?

По крайней мере, нам так говорят. Несмотря на то, что Темные века были определенно темнее, чем современные (точно так же, как и в бронзовом веке никто, еще не знал, что такое телефон), они ни в коем случае не были слишком безнадежными, как принято о них рассказывать. Во имя того, чтобы исправить некоторые популярные заблуждения о данном периоде, давайте рассмотрим мифы, в которые вы наверняка верите.

№ 1. Общество было жестоко, а условия жизни отвратительными

Причины, по которым этот период времени назвали именно Темные века:
Общество имело очень мало предметов обихода, и практически отсутствовала инфраструктура. По земле бродили полководцы и варвары, любая поверхность была покрыта слоем грязи, а средняя продолжительность жизни основной части населения была очень мала.

Между тем, церковь широко применяла пытки над людьми, для того, чтобы они стали верить в Христа, и, возможно, даже и после этого продолжала издеваться над ними по любому случаю. Честно говоря, попробуйте поискать фильм или книгу об этой эпохе, и мы гарантируем вам, что вы не найдете ни на одной обложке кучу улыбающихся детей.

Реальность:

На самом деле, уровень жизни был довольно неплохим, даже если человек был очень беден. В действительности в то время человечеству удалось достигнуть лучшего уровня в филантропии и здравоохранении, а также ввести новый вид благотворительности, совершаемой практически на ежедневной основе.

К примеру, в Темные Века рабство перестало быть очень популярным. Известно, что римляне любили своих некоторых рабов, но улучшения в технологии земледелия и появление лучше наученного рабочего скота постепенно сделало вынужденный человеческий труд менее необходимым. Вместо этого классы, которые, вероятно, ранее были в рабстве, стали в основном либо бесплатными работниками или, в худшем случае, крепостными. Последние были еще технически не свободными (они не могли оставить землю без разрешения своего Господина), но пользовались гораздо большей свободой, чем рабы.

Также, надо признать, что, несмотря на большое количество случаев сжигания людей на кострах, в это время стало развиваться христианство, а также наблюдалось резкое увеличение благотворительных организаций. Почти сразу же после того, как представители церкви утвердились в Европе, они начали формировать широко распространенную систему благотворительных организаций, которые раздавали нуждающимся продовольствие, одежду и деньги. Может быть, это и не случайно, что первые формы хосписов, больниц и приютов для бедных были изобретены именно во время «темных» веков, что подготовили почву для создания системы общественного здравоохранения.

Не поймите нас неправильно, если бы вы вернулись в эпоху средневековья на машине времени, вы бы возненавидели это время, потому что местным жителям понадобилось бы всего пять минут, чтобы убить вас за колдовство. Но термин «темные века» вообще не используется учеными, потому что есть не так много доказательств того, что та жизнь была хуже, чем в периоды до или после того века (но об этом позже). Его стали использовать потому, что массовая культура помнит только насильственные его части, там, где рассказывается о том, что люди собирались посмотреть, как мужики бьют друг друга лошадьми просто для удовольствия. И, раз уж мы заговорили об этом…

№ 2. Развлечения в Средние Века состояли из рыцарских турниров и боев на мечах

Если вы были в ресторане средневековых времен, то вы знаете, что когда средневековые люди хотели расслабиться после тяжелого рабочего дня, проведенного в пролитии крови, их самым предпочтительным видом развлечений было - пролить еще больше крови.

Поэтому, когда Европа не была охвачена очередной войной, подданные различных царств находили себе другие способы, чтобы насытить свою пресловутую кровожадность и жажду боя. Естественно, они предпочитали игры, которые как можно больше напоминали войну - рыцарские турниры были, очевидно, самыми популярными, но различные поединки и «битье дубинами» также стали широко распространены.

Реальность:

Турниры (каждый может себе мысленно представить себе, как выглядел исторический кровавый спорт) в действительности просто не могли проводиться в этот период. Настоящие рыцарские стремена еще не были известны в большинстве стран Европы, так что отсутствие опоры для ног приводило к тому, что участников сражений легко сбивали с ног (вернее, с коней) как мешки с картошкой самыми легкими ударами. На самом деле, рыцарские турниры были, собственно, военными тренировками вплоть до конца 11 века.

Но реальность еще менее потрясающая: даже в самые «темные» века Средневековья проводились невинные семейные забавы. По сравнению с эпохами до и после них, спорт и игры в Темные века были явно менее воинственными. Многие вещи, которые люди из Средневековья делали для удовольствия очень похоже на то, что мы по-прежнему делаем и сегодня (когда мы не проводим весь день в интернете). На самом деле стрельба из лука, бокс и регби были либо изобретены или усовершенствованы в Темные Века.

О, а как вам такое: в скандинавских сагах, начиная с девятого века, описывают страшных викингов, весело резвящихся на ледовых катках и участвующих в лыжных гонках. И давайте не будем забывать о действительно популярных играх того времени таких, как боулинг, танцы, игры в салки и метание подковы. Да, метание подковы было в моде в средневековье. Сравните это с гладиаторской резней, что проводилась во времена Римской империи или турниры, которые появились во время позднего средневековья. Так какое столетие заслуживает прозвище «темного»?

№ 3. В это время постоянно шли жестокие войны

Причина, по которой Темные века так назвали, была в том, что тогда, после падения славной Римской империи, предположительно начались унылые года. Когда Римская империя была разрушена в результате многочисленных нападений со стороны варварских орд в 476 году нашей эры, мгновенно стала ощущаться нехватка нации, которая смогла бы легко уклониться от нападений народных ополчений. Обнаружив внезапное отсутствие такого большого государства, различные вожди из всей Европы сразу же вздохнули с облегчением и начали, в хаотичном порядке, воевать друг против друга.

Вскоре весь континент оказался в бесконечном состоянии тотальной войны, князья и военачальники стали бороться за контроль над владениями друг друга.

Реальность:

Конечно, тогда велась борьба. Это очень возможно. Но, что люди склонны забывать, так это о масштабе тех боевых действий.
Если сравнить сражения во время Темных Веков, скажем, с римскими войнами, то это то же самое, что сравнить борьбу между двумя малышами с дракой разбойничьих банд: в обоих случаях воины обучались вести борьбу, но в первом из них все выглядело так, как будто миллионы людей просто поспорили между собой.

Давайте внесем ясность: Рим был великолепен, когда дело дошло до крупномасштабных сражений. Во время первой войны с Карфагеном, римский флот численностью в 100000 человек был потерян в течение одного дня. Рим ответил на эту катастрофическую потерю спокойно, отправив воевать еще больше войск и продолжив войну еще на полтора десятилетия вперед. В течение второй Карфагенский войны, Рим потерял 400 000 солдат, не моргнув и глазом. Римская империя не была заинтересована в том, чтобы перехитрить своих противников, она просто дольше продержалась. Если у Рима появлялись какие-то проблемы, он отправлял войска для их решения, и не отзывал назад, пока они не выполняли свою задачу.

Когда Римская империя была сломана, экономика Европы становилась все более и более локальной. Без межконтинентального налога и разумного разделения труда, гигантская постоянная армия превратилась в артефакт ушедшей эпохи. Это внезапное отсутствие финансовой инфраструктуры позволило десяткам королей и князей, занять освободившиеся места у римской власти ограниченной в средствах. Конечно, они бы, наверное, хотели провести с собой через весь континент миллион мужчин, наподобие легиона, но они просто не имели денег, чтобы оплатить услуги такой огромной армии.

Большинство лидеров отреагировал на эту проблему путем введения феодальной системы, они разделили свои земельные владения, выделив отдельные участки земли для военных сил. Так как очень немногие из них с самого начала завладели большими участками земли, это заставило их сделать свои армии относительно небольшими (даже самые массивные военные силы на последних этапах эпохи, хорошо, если насчитывали по 20 000 солдат). Большинство армий были похожи на большие банды. Таким образом, войны в Темные века проходили как короткие стычки между крошечными силами. Там не было никаких масштабных кампаний, ни десятилетней борьбы, никакой адской жизни на истерзанных войнами землях, просто короткие перепалки между двумя бандами парней, которые затем возвращались пасти скот и пахать свои поля.

Но это приводит нас к еще одному наиболее распространенному мифу, что...

№ 4. Темные века были в «интеллектуальной бездне»

Как ни крути, но Темные века не стали бы так называется только потому, что несколько варваров мародерством прокладывали себе путь через Европу. Реальная причина, по которой эта эпоха была лишена любого света, это потому что люди, по большей части, были очень неграмотными, да и к тому же суеверными. Ученых (не говоря уже о людях, которые умели бы читать) было мало, и они жили далеко друг от друга, а любое стремление к литературе активно подавлялось, поскольку оно не имело никакого проку в сельскохозяйственных работах. На самом деле написание хоть какого-либо рассказа привело бы к тому, что вас, вероятно, сожгли как ведьму.

Реальность:

Причина, по которой этот век был, практически, вычеркнут из истории человечества, является то, что никто не учитывал все, что происходило в течение указанного периода. Образ Средневековья ничем не отличается от переходного интеллектуального периода. Конечно, основное население не умело читать и писать, но подобные примеры можно найти в каждой эпохе вплоть до новейшей истории. С другой стороны ученые просто напросто развлекались в Темные Века.

Минускул Каролингов стал стандартным рукописным шрифтом, который был введен императором Карлом Великим в восьмом веке и произвел революцию во всей концепции чтения и письма. До Каролингов минускулы и письмо большинства писак, были неразборчивыми и велись без всяких правил. Верхний регистр в смеси с нижним регистром и случайное расставление разделительных знаков было довольно распространено, а правила орфографии и алфавита отдельные ученые высказывали только в качестве вежливого предложения. Стандартизированный, быстрый и эффективный минускул Каролингов ввел революционные концепции, такие как падежи, знаки препинания и пробелы между словами. Это значительно ускорило как письмо, так и чтение, потому что сделало его более быстрым, ведь теперь не надо было долго вглядываться в абсурдные загогулины на протяжении нескольких часов.

Введение минускула Каролингов дало возможность начать производство документов и книг. А также, возможно, самой главной причиной, почему сохранилось так много древних текстов, стало то, что ученые и переводчики Каролингов разыскали все неправильно написанные книги, пьесы, и документы, тщательно выправили в них ошибки, скопировали и воспроизвели их, пользуясь своим новым супер почерком.

Что касается основных нововведений касаемо истории передачи информации, написание документов в удобочитаемой форме и относительно быстрое их производство, вероятно, следует сравнить с печатным станком Гуттенберга и интернетом. Но никто никогда не помнит о минускуле Каролингов, потому что это было в Темные века.
Но, в конце концов, это приводит нас к тому, что...

Фактически благодаря труженикам "Темного времени" мы то и читаем средневековые рукописи

№ 5. Темные века были реальной вещью

Хорошо, может быть, в Темные Века происходили какие-то необычные события, но даже в самые ужасные эпохи обязательно было что-то такое. В целом, должна быть очень хорошая причина для того, что окрестить подобным названием целую эпоху. Таким образом, историки должны были руководствоваться какой-то серьёзной причиной, чтобы придумать термин «темные века», не так ли?

Реальность:

Ха, конечно, нет! Вот вам шокирующие поворот: историки никогда не имели ничего общего с использованием термина «Темные века», просто некоторые из них были введены в заблуждение, принимая этот термин. Как мы уже упоминали ранее, в те дни средневековые историки пытались избежать этого названия, предпочитая использовать более нейтральные термины, такие как «переселение народов», «Раннее Средневековье» или просто «Средневековье» в зависимости от того, которое столетние описывалось значением «Темные века».

А все потому, что Темных веков никогда и не существовало. Общее представление о них является полной и абсолютной выдумкой, кое-как слепленным сбитым с толку писателем. Термин «Dark Ages» был впервые использован в 14 веке Петрарком, итальянским поэтом, у которого была склонность к римской ностальгии. Петрарка использовал его, чтобы описать, практически каждое событие, произошедшее после падения Рима. Он не высказывал аргументы о «темноте», которая была в течение сотен лет человеческих достижений в силу того, что было достаточно исторических доказательств о любых событиях, которые тогда происходили. Все свои аргументы он построил на основании общего мнения, что жизнь стала плохой с тех пор, как был разрушен Рим.
Петрарка считал, что единственный способ улучшить мир - это подражать древним римлянам и забыть о варварских летах, которые отбрасывали его современников из Рима в прошлое. Конечно, он благополучно забыли еще несколько вещей. А именно массовое рабство, заклание и чрезмерное налогообложение древних римлян, их невозможно найти в его выдуманных образах, как и многочисленные достижения «века тьмы», который он так радостно очернил.

И это самое смешное в истории. Любой человек может переписать ее при определенных обстоятельствах, и все, что для этого требуется - некоторый идиот с запоминающимся термином и его поклонники, которые осквернят целую эпоху. Поэтому, когда вы, наконец, закончите создавать машину времени и захотите проверить будущее, не удивляйтесь, если в случайно выбранном 26-й веке фетишисты из викторианской Англии назовут наше время «Информационным веком».

Период «Темных веков»

Вслед за микенским периодом в истории Древней Греции наступает период, получивший название «Темных веков». До настоящего времени убедительные причины заката микенской культуры не могут быть точно определены, но существуют археологические данные, проливающие свет на события этого периода. Все крупные микенские города пережили какую-то катастрофу, скорее всего, большинство из них были уничтожены огнем.

Замечание 1

Об этом периоде известно крайне мало, он характеризуется упадком культуры и утратой письменности. Происходит крушение остатков микенской цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений.

Самым весомым свидетельством череды разразившихся катастроф является надстройка городских стен Микен и Тиринфа:

  • Косвенные свидетельства находят в хеттских текстах и эпосе Гомера.
  • Разрозненные сведения на линейном письме (включая пилосские таблички), предполагают, что $XII$ в. до н.э. был периодом ожесточенной вражды между различными небольшими городами-государствами в микенской Греции. Можно предположить, что они находились в состоянии непрекращающейся войны.
  • Городские стены и дворцы перестраивались, численность армий и их снаряжения увеличивалась, но со временем экономика, призванная поддерживать эти царства, переставала быть эффективной. Микены были разрушены в начале $XIII$ в. до н.э., восстановлены, только чтобы вновь подвергнуться разрушению приблизительно в $1150$ г. до н.э..

Уничтожение греческой культуры

В течение последних лет бронзового века греческая культура уничтожалась во время войн. Даже Гомер ссылался на эти события: вернувшийся в Микены Агамемнон был убит своей женой Клитемнестрой, но его сын Орест убил собственную мать, отомстив за отца. Одиссей, вернувшись домой, находит претендентов на свой трон и на руку жены. Возможно, Гомер черпал вдохновение из преданий и летописей междоусобиц, раздиравших микенский мир.

Замечание 2

Период Тёмных веков также называется «Гомеровским», так как основными письменными источниками об этом времени являются произведения легендарного поэта Гомера - «Илиада» и «Одиссея».

Предлагались и иные объяснения упадка греческой цивилизации в конце бронзового века. Военные конфликты вели к оттоку населения, приводившему к опустению городов, поскольку мигранты селились в более безопасных районах Греции. Некоторые ученые упоминают также перенаселение, ведущее к столкновениям между царствами, боровшимися за сельскохозяйственные продукты, так необходимые для обеспечения существования своих подданных. Иные ученые упоминают упадок торговли в районе Восточного Средиземноморья, связанный с увеличением нестабильности, вызванной вторжением «народов моря».

Из всех гипотез, объясняющих коллапс греческой культуры конца бронзового века, самой популярной является гипотеза внешнего вторжения. Поздние греческие писатели сообщают, что героический век подошел к концу из-за миграции грекоговорящих народов, пришедших с севера. И хотя существуют археологические свидетельства, поддерживающие эту точку зрения (одно из них - сооружение оборонительной линии вдоль Коринфского перешейка для защиты Пелопоннеса), найдены и другие свидетельства, дающие основание предположить, что остатки микенской культуры пережили разрушение городов-царств. Правда, неясно, проникли дорийцы в микенскую Грецию как завоеватели или просто мигрировали в страну, раздираемую междоусобицами.

Замечание 3

«Народы моря» получили свое название от египтян, но греки называли их дорийцами и утверждали, что они спустились с гор Северной Греции.

Что бы ни было причиной, закат микенских городов продлился в период Темных веков, о котором не сохранилось никаких письменных свидетельств, и было ничтожно мало археологических находок. На четыре столетия Греция превращается в варварскую пустошь, теряя связи с остальным Средиземноморьем. Искусство, ремесла и государственная администрация пришли в упадок; и отток греков на западные берега Малой Азии дает основание предположить демографические изменения, приведшие к тому, что осколки постмикенской культуры были перенесены в относительную безопасность отдаленной Эгеиды.

Часто Средние века считают темным пятном на страницах истории, царством мракобесия: на кострах сжигали ведьм, а на улицах царили страх и уродство. Само название подчеркивает безликость этой эпохи, которую затмевают две соседние: античность и Возрождение, более богатые в эстетическом и культурном смысле.

Если вы когда-нибудь обращались к текстам, созданным более пяти веков назад, то согласитесь с тем, что события, описанные в них, изложены совсем не так, как мы привыкли. Возможно, это связано с тем, что тогда мир еще представлялся людям в чудесном одеянии тайны, а европейское общество еще не потеряло веру в сверхъестественное. Попробуем разобраться, в каком свете представала жизнь, когда человечество и мир были моложе.

Яркость и острота жизни

Человеческие чувства выражались более непосредственно. Душа не скрывала чувств, а разум не старался их подавлять. Радость и горе, смех и слезы, нищета и богатство демонстрировались всенародно без стеснений и страха. Ритуал пронизывал всякое действие или поступок, «возвышая их до прочего внеземного стиля жизни».

Это касалось не только самых важных событий жизни человека (рождения, брака и смерти, достигавших блеска мистерии), но и общественных мероприятий: торжественной встречи короля или казни, которая становилась не только нравоучением, но и ярким зрелищем.

Конечно, жизнь средневекового человека не отличалась красотой сама по себе. Условия жизни без электричества, канализации и отопления были далеки от того, чтобы называться прекрасными, а потому красоту необходимо было создавать искусственно.

Стремление к прекрасной жизни

В Средние века эстетическое мировосприятие преобладало над логическим и этическим. Формы жизненного уклада преобразовывались в художественные, а общество становилось всё более игровым, до такой степени, что любое действие превращалось в обряд.

Искусство Ренессанса появилось в мировой истории не на пустом месте. Культура на исходе Средневековья - «расцвечивание аристократической жизни идеальными формами жизни, протекающей в искусственном освещении рыцарской романтики, это мир, переодетый в наряды времен короля Артура».

Такое искусственное, эстетическое освещение всех событий создавало сильное напряжение, формируя мысли и нравы средневекового человека.

Жизнь придворных была пронизана эстетическими формами до неприличия, пестрота красок здесь слепила горожан, что лишний раз доказывало и обосновывало власть высшего сословия. Грязные попрошайки, торговцы и деревенщины видели истинное доказательство благородного происхождения в красотах одеяний знати и придворных убранствах.

Формализация жизни

Земная жизнь, облекаясь в эстетические формы, не только привлекала к себе внимание, но и обретала ранее неизвестное человечеству измерение. Формализм в отношениях подчас препятствовал естественному общению между людьми, однако, доставлял им наибольшее эстетическое удовольствие, занимая промежуточное положением между искренностью и этикетом.

Есть что-то трогательное в том, что «прекрасные формы», выработанные в жесткой борьбе поколения людей пылкого нрава, иногда превращались в нескончаемые вежливые препирательства.

Посещение храма превращалось в род менуэта: при выходе возникало соперничество за предоставление особе более высокого ранга права раньше других перейти через мостик или через узкую улочку. Как только кто-либо доходил до своего дома, он должен был - как того еще и поныне требует испанский обычай - пригласить всех зайти к себе в дом чего-нибудь выпить, от подобного предложения каждому следовало учтиво отказаться; затем нужно было немного проводить остальных, и все это, конечно, сопровождалось взаимными препирательствами.

Йохан Хёйзинга

Громогласные страдания напоказ считались не только уместными, но и красивыми, что превращало повседневную жизнь в подлинное драматическое искусство.

Боль обретает ритм

Похоронные обряды также сопровождались торжеством страдания, в котором горе облекалось в прекрасные и даже возвышенные формы.

Реальная действительность перемещалась в сферу драматического. В более примитивных культурах, погребальные обряды и поэтические погребальные плачи все еще представляют единое целое; траур своей пышностью призван был подчеркнуть, сколь огорчен поражённый скорбью.

Йохан Хёйзинга

нидерландский философ, историк, исследователь культуры

В таких формах легко теряются настоящие переживания. Вот отрывок из записок Алиеноры де Пуатье об овдовевшей Изабелле Бурбонской: «Когда Мадам оставалась сама по себе, вовсе не пребывала она неизменно в постели, так же, как и в покоях». Что свидетельствует о сознательном стремлении к драматизму, причиной которого были общественные обычаи.

Людям нравилось, когда всё, что имело отношение к сфере этического, принимало эстетические формы.

Особой категорией людей, к которым обыватели испытывали неподдельный интерес, были проповедники и аскеты. Изумление перед смирением и умерщвлением плоти святых подвижников, перед покаянным отречением от грехов доходило до высшей степени любования и восхищения. Любое личное переживание, волнение и достижение должно было найти необходимую публичную форму выражения, закреплённую в культуре.

Любовь и дружба

Появляется особая форма дружбы, называемая миньонством - она просуществовала до XVII века. Каждый уважающий себя придворный имел близкого друга, привычки, одежда и внешний вид которого необходимым образом должны были повторять его собственные. Миньонов брали с собой на свидания, прогулку, работу. Такая дружба носила исключительно эстетический смысл и была призвана разбавить одиночество и скуку, а также добавить симметрию в жизнь.

Учтивость и этикет были напрямую связаны с одеждой, которая имела опредёленные смыслы.

Например, если девушка желала заявить о верности возлюбленному то, надевала одежду синего цвета, в то время как одежда зелёного цвета свидетельствовала о влюблённости.

В любви для тех, кто не порывал со всеми земными радостями вообще, проявлялись цель и сущность наслаждения прекрасным как таковым. Чувство влюбленности ценилось намного сильнее чем отношения, а тем более брак. Часто бывало, что молодая замужняя женщина оставалась дамой сердца многих рыцарей, которые выкрикивали её имя на поле брани.

Всё красивое - каждый звук или цветок - украшало любовь. Литература, мода, обычаи упорядочивали отношение к любви, создавали прекрасную иллюзию, за которой люди мечтали следовать. Любовь стала формой фантастического желания. Рыцарский турнир предлагал игру в любовь в наиболее героической форме. Победителю доставался особый подарок в виде платка или поцелуя возлюбленной.

Короткое замыкание

Важно понимать, что средневековый человек жил совершенно в другом мире, нежели мы. Его жизнь была пронизана божественной тайной, а потому любое явление расценивалось как знак свыше.

Он жил в семиотически насыщенном мире. Полном смысловых отсылок и высших смыслов проявлений Бога в вещах; он жил в природе, которая постоянно говорила на языке геральдики.

Умберто Эко

философ, специалист по семиотике и средневековой эстетике

Лев, орел, змей - не только настоящие животные, но символы, указывающие человеку путь к истине, которые значили больше, чем предметы сами по себе. Аллегоризм распространялся на все явления жизни и даже служил призывам к действию.

Часто, когда шум дождя вводит в транс, либо свет лампы преломляется определенным образом, мы тоже можем испытать другую гамму чувств, обычно скрытых в повседневной жизни и делах. Это дает нам ощущение бесконечной тайны мира и может сделать немного счастливее, вернуть в состояние, которое средневековый человек испытывал всегда.

Тёмные века - причина света Возрождения

Красота повседневной жизни считалась греховной, благодаря чему приобретала двойную притягательность, и если перед ней сдавались, то наслаждались как никогда страстно.

В искусстве религиозный сюжет спасал красоту от печати греховности. Если в Средние века в музыке и изобразительном искусстве видели смысл, только если они являлись частью почитания Христа, а вне церкви заниматься искусством было предосудительным, то Ренессанс, преодолев устаревшее представление о радостях жизни как о греховных, «стремится наслаждаться всей жизнью целиком».

Искусством становится вся жизнь, и даже самые неэстетичные формы преобразуются в высшее свидетельство красоты и любования.

В эпоху Нового Времени искусством начинают наслаждаться в отрыве от жизни, оно начинает возвышаться над ней, а сама по себе жизнь теряет эстетическое измерение. С этой потерей и связана тоска по средневековью, эпохой, в которой небо было выше, а трава зеленее.

Время с V по Х века – эпоха, когда Европа представляла собой гигантский бурлящий котел. Возникали и разрушались новые государства, христианская религия распространялась все дальше и дальше, народы переселялись с места на место. Почему же за этим периодом европейской истории прочно закрепился термин «Темные века»? Действительно ли они были «темными»?

Если взглянуть на этот период европейской истории повнимательнее, приходится признать: да, были. Разрушение античной рабовладельческой системы и становление нового феодального общества шло крайне медленно и мучительно. Непрочные внутренние связи римского мира конца эпохи Империи были очень быстро уничтожены варварскими нашествиями, и главный удар обрушился на экономику. Почти замерла торговля – покупателей находилось мало, а купцы, как правило, становились жертвами разбойников или завоевательных армий. Единственным постоянным фактором жизни средневекового человека была нестабильность. В любой момент крестьянин, обрабатывающий свой надел, мог быть угнан в рабство, а защиты от местного барона или от городских властей ждать не приходилось. Город, вокруг которого издавна группировались сельскохозяйственные угодья, сам запирался за ветшающими стенами, надеясь спастись от внезапного набега.

В Европе наступил голод. Трудно представить, но хроническое недоедание стало нормой во всем христианском мире. Ни охота, ни рыбная ловля не могли возместить недостаток хлеба и мяса. Повсюду в Европе в это время авторы монастырских хроник отмечали, что людоедство охватывало целые области. Матери убивали и варили собственных детей. Вслед за голодом и войной неизбежно должны были прийти болезни. Эпидемии выкашивали целые города и селения, порой в некогда цветущей области практически не оставалось живых. За время, прошедшее от падения Римской империи до становления империи Каролингов, население Западной Европы сократилось более чем вдвое. В VI веке началась первая крупная эпидемия чумы, свирепствовавшая в Италии, Галлии и Испании более пятидесяти лет.

Оказались позабыты все технические достижения античности. В V – VIII веках в Европе практически перестали строить из камня. Большинство каменных церквей этой эпохи – римские храмы, слегка перестроенные в соответствии с требованиями христианской символики. То, что не удавалось перестроить, разрушали, чтобы добыть строительный камень. Римляне считали дерево символом варварства – но после падения Рима некому стало так считать, и дерево превратилось в основной строительный материал.

И в сельском хозяйстве варварские народы оказались далеко позади античных земледельцев. Орудия труда, по большей части заимствованные у римлян, не совершенствовались, земля обрабатывалась плохо и неравномерно. Ремесла, некогда принесенные варварами на земли Империи, понемногу сходили на нет. Стеклоделы из рейнских земель лишились соды, ранее поступавшей к ним из средиземноморских областей. Спрос на ювелирные изделия упал, и сохранившиеся до наших дней образцы ювелирного искусства варваров II – III веков стоят в художественном отношении гораздо выше грубых поделок VI – VII веков.

Но самым страшным был упадок нравов, о котором можно судить не только по монастырским хроникам, но и по судебным документам. Во времена, когда древние варварские «правды» понемногу отходили на второй план, когда римское право значило крайне мало, а церковь не могла уследить за паствой, получили широкое распространение так называемые пенитенциарии – сборники, где подробно описывались наказания за различные прегрешения. Человеческая жизнь превратилась в товар – ничем иным, кроме денежных штрафов, нельзя было наказать преступника. Самое жуткое в этих пенитенциариях – скрупулезность. Штрафы варьировались в зависимости от того, например, оторвана ли у пострадавшего рука целиком или болтается на клочке кожи (в последнем случае штраф снижался почти вдвое). Два любых оторванных пальца на руке «стоили» столько же, сколько один оторванный указательный палец.

Властители, чувствовавшие себя совершенно безнаказанно в своих владениях, творили над подданными жесточайший произвол. Французский историк Ж. Ле Гофф точно подметил, что пытки, которым христиане в это время подвергали собратьев по вере, многократно превосходят все то, что творили римляне-язычники с первыми христианами. Людям отрубали кисти рук, жгли лицо раскаленным железом, после чего ждали, пока раны слегка заживут, и возобновляли пытки. Нередко остановить короля или графа, вошедшего во вкус пыток, могло лишь убийство.
Церковь в эпоху Темных веков была, возможно, единственной структурой, сохранявшей какой-то порядок в своих рядах. Умело добиваясь поддержки практически от всех варварских королей, католическая церковь скопила громадные богатства и земельные угодья. Благодаря этому была заложена база для стремительного подъема христианского мира в ХI веке.
В Темные века церковь вела активную деятельность не только в духовной, но и в светской, в политической жизни. Епископы ряда крупных городов были фактически полноправными их правителями, порой вступая в конфликт с королями и майордомами, порой направляя их устремления в нужную церкви сторону. Именно при поддержке католических епископов франкский король Хлодвиг начал расширять границы своего королевства. Сами епископы, выходцы из знатных семейств, преследовали собственные политические интересы, пусть и в рамках деятельности всей Церкви. Такое положение дел неизбежно привело к практически полному взаимопроникновению духовной и светской властей, церкви и королей.

В некоторых странах на первые роли выдвинулась церковь. Так произошло в Испании, где духовные власти готского королевства установили жесточайшие законы, вызвавшие резкую неприязнь населения. Мавров, пришедших на Пиренеи, испанцы встретили довольно спокойно именно потому, что власть мусульман оказалась мягче, чем власть христианских епископов. Практически повсюду епископы были советниками королей, составляли законы и утверждали налоги.

С другой стороны, и короли, крестившись и приобретя поддержку церкви, стремились внедрить в ее структуру своих людей. Нередко король назначал в города своей страны епископов из числа своих приближенных, а сам руководил работой церковных соборов. Из такого союза не могло выйти ничего хорошего. Верховное руководство церкви пало жертвой тех же пороков, что и полуварварская светская знать. Дошло до того, что ряд областей христианского мира надолго отошел от христианства, вернувшись к язычеству, к древним суевериям, с которыми церковь попросту не справлялась. Так происходило в Англии в VI веке и во Франции в VII веке.

Иначе обстояло дело в низших кругах духовенства. Монастыри еще со времен Великого переселения народов были почти единственным прибежищем для простых людей. Варвары-захватчики, как правило, оставляли монастыри и церкви в покое. Еще в V веке готы Алариха, ворвавшись в Рим, признали за христианскими церквями право убежища. В страшную эпоху варварских нашествий монахи, единственные образованные люди, неустанно занимались врачеванием больных, выступали посредниками между населением округи и вождями варварских племен. Святые и подвижники того времени старались, как могли укрепить в людях веру и дать им силы. Монастыри оставались последним оплотом культуры. Рукописи античных авторов, научные труды и литературные произведения сохранялись в монастырских библиотеках, копировались и переписывались.

Мрачные настроения, овладевшие людьми, и фактический развал высших кругов духовенства грозили погубить церковь. Но в 590 году папский престол занял человек, чья политика определила на века вперед самый дух средневекового общества – Григорий Великий.

До избрания на высшую церковную должность Григорий был монахом. Став главой католической церкви, он не изменил данному ранее обету об отказе от всего мирского. Григорий словно возвращал церковь к ее истокам – к тем временам, когда первые христиане, укрываясь в катакомбах от гонителей-римлян, ожидали нового пришествия Мессии и наступления конца света. При Григории тема конца света зазвучала с новой силой. Надо сказать, что этому способствовало многое – страшная чума в Италии, не обошедшая стороной и Рим (папскую резиденцию), голод, войны, полный разлад в умах и душах. Апокалипсис, так красочно описанный Иоанном Богословом, казался совсем рядом. Папа призывал христиан отрешиться от всего земного, покаяться и готовиться к Страшному Суду. «Что толку жать, если жнецу не суждено жить?» – вопрошал Григорий.

Григорий Великий первым поставил со всей остротой главный вопрос Средневековья: о взаимоотношении мирского и духовного начал. В дни, когда мир рушился, следовало выбирать дух. Эта идея оказалась созвучна умонастроениям большинства христиан. Собственно говоря, именно с Григория Великого начинается Средневековье как культурная эпоха.

Итак, мы с вами остановились на моменте крушения микенской цивилизации, которое произошло в результате вторжения варварских племён с севера. Это у нас происходило в XII веке. После чего наступает период XI — IX веков, который мы с вами назвали периодом тёмных веков , гомеровским периодом или же периодом предполисным. Не останавливаясь долго на этом периоде, нужно только отметить самое главное, что характеризует это время. Это период разрушения основ цивилизации. Это разрушение основ государственности. Это разрушение основ, прежде всего, дворцового типа экономики. Это период забвения многих культурных ценностей, которые были созданы в предшествующие века. Это период возвращения к родоплеменным отношениям.

Так что это период, с одной стороны, характеризуется как период глубокого упадка и регресса. И, прежде всего, об этом свидетельствуют те археологические данные, которые имеются в распоряжении историков. Прежде всего, эти данные показывают очень низкий уровень жизни, практически отсутствие социальной дифференциации: практически все погребения этого периода одинаково бедны, это отсутствие предметов роскоши и, прежде всего, предметов, привезённых извне. В это время Греция ни с кем не торговала, и торговать-то ей было не чем в это время.

Это период, когда полностью забывается письменность. Вот то, что мы с вами говорили о линеаре Б, фактически вместе с уничтожением дворцовых комплексов Балканской Греции, с уничтожением дворцового сектора экономики, отпадает необходимость в письменности как в таковой. Не потому, что, повторяю, были уничтожены носители этих знаний. Как говорит традиция, определённая часть микенской знати уцелела и потом даст начало будущей, новой аристократии Греции I тысячелетия до н.э. Потребности в этом уже не было, в такой письменности, которая фиксировала, прежде всего, хозяйственную документацию.

Исчезают навыки в создании высококачественной микенской керамики. То, что мы имеем для этого времени: керамика очень примитивная и с точки зрения изготовления её, и с точки зрения росписи. Причём искусствоведы говорят о том, что в это время вместо так называемого микенского койне, единого стиля, который царствовал на территории Балканской Греции в предшествующий период вне зависимости от существования государственных границ. В это время существует как бы целый набор диалектов, то есть те мастера, которые изготовляли эту керамику, которые жили-то буквально часто в 10-15 километрах друг от друга, они не общались. Это период разобщённости того населения, которое в Греции осталось.

Ещё одним страшным показателем этой эпохи является резкое сокращение численности населения. Опять-таки археологически доказывается, что многие существовавшие поселения, я уже не говорю о центрах, цитаделях, которые были просто разрушены и заброшены, так вот обычные поселения резко сокращаются. Причём сокращение происходит в несколько раз. Скажем, в Арголиде в последний период существования микенской цивилизации было более 40 поселений, в период тёмных веков – не более 6. Даже те поселения, которые продолжали существовать, они резко сокращаются в площади. То есть и в живущих поселениях количество живущих людей становится гораздо меньше.

Население в Балканской Греции становится меньше по нескольким причинам. Прежде всего, разрушение государств привело к политическому хаосу. Недаром в традиции, прежде всего Фукидида, осталось воспоминание об этом периоде, когда греческие племена “шлялись” по Греции. Государство “держит” границы, они дают какие-то рамки. Вот когда нет государств, тогда вот эти племенные группы, которые образовались на базе пришельцев, на базе существовавших ахейских племён, практически в период темных веков очень много путешествовали по этой небольшой Греции. Более сильный старался вытеснить более слабого с тех немногочисленных удобных территорий, которые есть в Балканской Греции. Отсутствие государственности, разрушение государственной инфраструктуры приводило не только к бесконечным боевым столкновениям, это нельзя назвать войной, это были столкновения относительно небольших по численности группировок, но потери от этих бесконечных столкновений были большими.

Потом, как свидетельствует традиция, это был период, когда часто, несколько десятилетий, Грецию опустошали различные эпидемии, болезни.