Поход крейсера кузнецов в сирию. Бесславный поход «Адмирала Кузнецова

«Боец 9-го полка «ДНР», нахожусь на должности гранатометчика»

Сотрудники Службы безопасности Украины (СБУ) совместно с бойцами Вооруженных сил задержали боевика террористической организации «ДНР» по кличке «Фил», который вел разведку позиций украинских подразделений на мариупольском направлении.
Как сообщает СБУ , 35-летний житель Авдеевки с 2014 года принимал участие в боях возле Славянска, Широкино, Саханки, Саур-Могилы. Главари террористов неоднократно отмечали его «наградами».

Задержанный боевик дал обширные свидетельства о присутствии российских военных на Донбассе и о их действиях.

«Месяц спустя мы вернулись обратно на позиции в Ленинское, где были те же российские советники. Российский комбат с позывным Добрый был уличен в мародерстве и насилии над гражданскими людьми», — говорит задержанный об одном эпизоде своего участия в террористических формированиях.

Полная расшифровка слов задержанного боевика:

«Я уроженец города Авдеевка. 1981 года рождения. Позывной Фил. Боец 9-го полка «ДНР», 1-го мотострелкового батальона, 2-й мотострелковой роты, 1-го мотострелкового взвода. Нахожусь на должности «гранатометчик». 16 июня 2014 года я решил вступить в ряды «ополчения». Для этого я прибыл в город Донецк к зданию СБУ, в котором проводились сборы. Меня записали, зачислили. Дали день на сбор вещей. На следующий день, 17 июня, я приехал в Донецк с вещами к зданию СБУ, в котором нас посадили в автобус в составе 35 человек и отправили в город Славянск.

В Славянске нас встретил командир под позывным Чечен кавказской национальности. Нам выдали оружие, форму. До вечера спрятали в подвале недостроенного дома. После этого привезли в населенный пункт Семеновка. После Семеновки по истечению трех дней нас привезли в поля перед населенным пунктом Маньки. Там мы вели инженерные работы и наблюдали за передвижением техники украинской армии. 4 июля 2014 года поступил приказ о нашем выходе из Славянска в город Краматорск. В 11 часов вечера 4 июля мы выдвинулись, вошли в Краматорск. С Краматорска нас погрузили на автобусы и повезли в город Донецк. Разместили нас в университетском общежитии, находящемся рядом с автостанцией «Южный». После отдыха в этом общежитии мы дислоцировались в город Торез. Находились там два дня. После Тореза — село Шапошниково. Находились там неделю и вели наблюдение за городом Амбросиевкой, передвижением украинских войск.

После Шапошниково мы отправились в населенный пункт Мариновка, где находились уже российские солдаты с боевой техникой. И они этой техникой разбомбили украинский пограничный пункт. После этого мы переехали на Саур-Могилу, на которой тоже при взятии работала крупнокалиберная техника, «Грады», танки, САУ Российской Федерации. После взятия Саур-Могилы мы поднялись на нее, на саму гору, пособирали оружие, которое там было, и сдали в комендатуру Снежного. После этого мы отправились в Новоазовский район, в котором нас распределили по подразделениям и отправили на разные участки службы. Мой взвод попал на поселок Еланчик. Мы меняли там российских солдат с тяжелой техникой — танки, САУ. В этот же день они уехали, мы остались окапываться и вести наблюдение за передвижением украинской армии. По истечении нахождения в селе Еланчик, мы 30 сентября переехали в поселок Октябрь, в котором в штабе были российские офицеры. Там же, в Октябре, я получил первую зарплату в размере тысяча долларов. Потом ее стали платить меньше — от 170 до 300 долларов. И в итоге на сегодняшний день я получал 15 тысяч рублей.

С Октября мы переехали в населенный пункт Ленинское. Заняли позицию. Тоже меняли российских солдат. Руководители батальона и полка — российские все советники. Во время нахождения в селе Ленинском поступил приказ 14 февраля 2015 года выйти в населенный пункт Широкино для взятия высоты под названием «Пансионат «Краматорск». В этом селе находились спецгруппы Российской Федерации, разведка. Они пытались прояснить ситуацию, как можно ближе подойти к высоте этой, названной «Краматорск», и взять ее. У нас ничего не вышло. Мы встретили бой, разместились все по всему селу, в ближайших домах. Вели также окопные работы, инженерные, военные действия, применение оружия. При выходе 24 июня 2015-го прибыл нам приказ выйти из Широкино. Мы вышли из Широкино и поехали в пансионат «Зори» в Изымино на отдых. После этого месяц спустя мы вернулись обратно на позиции в Ленинское, где были те же российские советники, российский комбат по позывному Добрый. Он был обнаружен… как это называется… при мародерстве, насилии гражданских людей. За это его выгнали. После этого мы стояли на своих позициях в селе Ленинское, вели наблюдение, занимались инженерными работами. И в декабре 2015 года мы поднялись на так называемую Высоту — заняли позицию «Высота», находящуюся перед населенным пунктом Водино. Там велись также инженерные работы, наблюдение и боевые действия против украинской армии.

8 октября 2016 года я и два моих товарища шли по направлению к селу Ленинское с Высоты и попали в плен. К этому хочу добавить, что я осознаю свою вину. Хочу призвать солдат «ДНР», чтобы закончилось это все насилие, сложить оружие и больше не воевать».
Открыто уголовное производство по ч. 1 ст. 258-3 Уголовного кодекса Украины (создание террористической группы или террористической организации).

Задержанный боевик неоднократно награждался террористами за участие в боях против ВСУ.









Взятый в плен террорист Фил оказался известным снайпером из ДРГ «Белые лебеди», любителем «кошмарить укров».

Задержанный правоохранителями боевик по кличке Фил оказался снайпером, ответственным за убийства украинских воинов на Донбассе.
Об этом сообщает Цензор.НЕТ .

Как стало известно, задержанный правоохранителями боевик по кличке Фил оказался бойцом 1-го АК ВС РФ Михаилом Филимоновым (уроженец Авдеевки,1981 года рождения), который был снайпером-убийцей украинских воинов из диверсионной группы боевиков «Белые лебеди». В частности, на одном из видео, датированным ноябрем 2014, боевик Фил заснят со снайперской винтовкой в руках, и прямо признает свою причастность к ДРГ «Белые лебеди». Он также рассказывает о своих военных преступлениях против украинских воинов.

По данным СБУ, задержанный террорист принимал участие в боях возле Славянска, Широкино, Саханки, Саур-Могилы. Главари террористов неоднократно отмечали его «наградами».

Снайпер-убийца из ДРГ боевиков «Белые лебеди» Филимонов, по кличке Фил

По сообщению священника РПЦ, проходящего «службу» на «Адмирале Кузнецове», на борту закончились нательные крестики.

Российская ударная авианосная корабельная группа приблизилась к сирийским берегам. Об этом сообщили ряд новостных ресурсов России. Одновременно с этим пришла и ещё одна новость: по сообщению священника РПЦ, проходящего «службу» на «Адмирале Кузнецове», на борту закончились нательные крестики. Примерно в это же время приходит ещё одна новость: более 2,2 тысяч мигрантов спасли в средиземном море. Признаться, я сразу сопоставил численность команды тяжёлого авианесущего ракетного крейсера проекта 1143, который почему-то гордо именуют «авианосцем». Впрочем, информация о беженцах пока не про команду «Кузи»: повезло африканцам и арабам, а российские моряки пока вынуждены молиться о своей судьбе и довольствоваться «нательными крестиками». Почему так – давайте разбираться от «начала начал».

ТАВКР проекта 1143

Проект тяжёлого авианесущего крейсера 1143 был разработан «не так давно» - всего лишь в 1970 году. Надо отметить, что к 1973 году были готовы и другие проекты ТАВКР - 1153 и 1160 – с ядерной силовой установкой и немного другим составом авиационной группы. Но в Советском Союзе думали о целесообразности авианосцев в принципе и поэтому выбрали самый дешёвый вариант. Так началась постройка «близнецов» «Адмирала Кузнецова». Сам «Кузя», или как он тогда назывался «Рига» был заложен в 1981 году. Но уже в 1982-м изменил имя и стал тезкой почившего в бозе генсека Леонида Брежнева. Дальше корабль строился… очень долго строился - цены на нефть падали, денег в СССР не было. Цены падали, генсеки умирали, но новое имя ТАВКР получил уже при Горбачёве. Стал крейсером «Тбилиси».

В 1991 году крейсер, если говорить прямо угнали – часть команды решила на нём «переплыть в Россию». Угнали, кстати с судостроительного завода в украинском Николаеве - денег в СССР не было и поэтому в 1991-м, через 10 лет после закладки, корабль так и не был готов. В том числе силовые установки.

Дальнейшая судьба ТАВКР «Адмирал Кузнецов» (такое имя ему дали в РФ) наглядно демонстрирует справедливость народной истины «краденное не пойдёт на счастье» и фразы из известного мультфильма «как вы яхту назовёте, так она и поплывёт».

Имя мёртвого генсека, история кражи, помноженные на отсутствие у России технологий доведения до ума кораблей такого класса превратило тяжёлый авианесущий крейсер в обычное судно. Пусть военные моряки не пинают меня тем, что корабль - это корабль, а судно сами знаете где. ТАВКР «Адмирал Кузнецов» - именно судно. Хоть и выглядит грозно.

Судите сами: ТАВКР «Адмирал Кузнецов» приписан не к порту, а к судоремонтному заводу. То есть сия посудина в состоянии «отстоя» и ремонта, которые в РФ называются «глубокой модернизацией» проводит большую часть своей своей трагикомичной истории. Ннечастые выходы в море сопряжены с большими проблемами. Не для русских моряков - голова болит у всех окружающих. Вот лишь несколько вех эпичной, богатой красками истории судна:
1995 год. У берегов Новой Зеландии выходят из строя более половины силовых установок. Судно чуть было не выбрасывает на берег.

Декабрь 1995 года. Поход в Средиземное море. Вновь силовые установки говорят «упс». Ну, не совсем «упс» - судно даже двигалось в турборежиме со средней скоростью 2-4 узла.

Февраль 1996 года. Тот же Средиземноморский поход. Юбилей «Флота Российского». Судно зашло на Мальту. Приём у министра обороны этой морской державы…. Здесь лучше меня расскажет российский адмирал Валентин Селиванов:
«…Я помню, как сейчас. Сидим мы на приеме у министра обороны Мальты во дворце. Мне офицер связи докладывает: «Ветер усиливается до тридцати метров в секунду. На «Кузнецове» не работает ни один котел». Я сразу прикидываю: якорь-цепь у нас вытравлена на сто метров, длина корпуса 304 метра, до скал 250 метров. Парусность у корабля огромная, его тащит на скалы.

Бросаю министра и мчусь к вертолетной площадке. По всем летным правилам посадка на палубе при таком ветре запрещена, но вертолетчики посадили меня. Я уже предчувствовал величайший в истории позор. Самый большой корабль России в год юбилея лежит разбитый на скалах Мальты. Это бы увидел по телевизору весь мир…»

Воспоминания адмирала, который после такого случая посчитал за лучшее подать в отставку разошлись широко. Даже попали в иллюстрированную энциклопедию «Авианосцы». Кстати, изданную в России в 2013 году. (стр. 262)

1998 год. Пульт управления стрельбой был залит… 60-ю тоннами мазута. Ошиблись «при заправке».

2000-2009 годы. 6 пожаров. Это только крупные, которые попали в СМИ.

О том, в каком состоянии находилось судно на рубеже нулевых прекрасно рассказал моряк, проходивший на нём службу. Повествование он дополнил, естественно, целой серией прекрасных фотографий. Среди прочего он описал такие банальные вещи как горячая и просто вода в трубах как явление чуда, большой трюм в качестве мусоросборника и, извините, проблему с гальюнами – туалетами по-простому. А на судне 2000 человек, которые что-то кушают и куда-то какают…

Может это, всё вражеская пропаганда? Возможно, «казачок засланный», но даже по официальной статистике ТАВКР «Адмирал Кузнецов» находился на ремонте в следующие периоды: 1992-1994, 1994-1995, 1996-1998, 2001-2004, 2008, 2009-2010, 2014-2016. Это не считая «текущих ремонтов» - только масштабные работы. То есть за 20 лет в составе ВМФ России его «гордость» была на плаву не более 5-6 лет. Остальное время судно пытались заставить не утонуть после первого же выхода в море.

Да и сейчас - о грозном «Адмирале Кузнецове» и его Средиземноморском походе российские СМИ сообщили в начале года. Мол, готов и вот-вот поплывёт. Как оказалось, готов да не совсем, поплыл, да не сразу. Кстати, я ещё тогда отмечал, что «Кузнецов» – страшная сила и действительно способен напугать многих. Чем – это уже другой вопрос.
Эпичный поход эпичного корыта

Итак, ТАВКР «Адмирал Кузнецов» вышел в море и поразил весь мир. Дым из трубы сего судна сравнили с извержением вулкана. Люди, разбирающиеся в проблеме, естественно указали на возможные неполадки с силовыми установками. Тем более, что «Кузя» шёл далеко не на максимальной скорости . Российская же «Лента», которую трудно обвинить в нелояльности к Кремлю разразилась статьёй «Огонь в небесах» , где резюмировала историю судна и его состояние ёмкой фразой ««Кузнецов» не мог не быть проблемным кораблем».

Это был удар по самолюбию «великой страны», потому сразу пошли опровержения. Например, на православном канале «Царьград». Иначе и быть не могло - страна ведь скрепами скреплена. Приводят слова Адмирала Васильева о том, что дымы – морская традиция под названием «Дать шапку»: «Могли и «дать шапку». Потому что такие корабли, такие группировки нечасто в последнее время проходят такие точки».

Забыл только сказать адмирал, что традиция существовала в начале 20 века. С другой стороны, «Кузнецов» - судно традиционное. Для подтверждения посмотрите фото на российском тематическом форум е, участники которого в том числе и офицеры, служившие на ТАВКР.

Это интеллектуальное и высокотехнологичное устройство для чистки топок на «Кузе». А что вы хотели – «два солдата и лопата заменяют экскаватор» – тоже традиция.

Что было дальше без смеха воспринимать невозможно. Как оказалось, «Адмирал Кузнецов» не имеет достаточного запаса топлива для заправки. При этом его отказались запускать в порты Испании и Мальты. Ничтоже сумявшеся, российское руководство «само отозвало» запрос на заход в испанские порты. Через сутки после того, как испанцы ненавязчиво послали «Кузю»… куда подальше. И не удивительно - там пляжи, люди загорают. Но загореть не значит прокоптиться. Ну и, естественно, сама суть миссии на фоне пируэтов РФ в сирийском конфликте раздражала.

Проблема. Далее 27 октября грозная группировка ВМФ России легла в дрейф. По крайней мере про это свидетельствовали данные Vessel Finder (https://www.vesselfinder.com/). Самое забавное то, что в составе группы есть как минимум два танкера, но т.к. «Кузя» «давал шапку» – топливо закончилось.

Европа переполошилась - получить застрявшее корыто в чистом Средиземном море – ещё та проблема. Прокормить две тысячи голодных русских мужиков ещё куда ни шло, но что делать с отходами их жизнедеятельности? Экологическая катастрофа, однако.

Впрочем, топливо быстро нашли - Марокко не отказало и ударная «авианосная» группа пошла дальше по средиземному морю. Пошла, но вновь удивила весь мир текущим ремонтом. Думаете, силовыми установками занялись моряки? Оно-то, возможно так, но решили они и палубу подкрасить. Светло голубой цвет заставил поперхнуться генералов НАТО, экспертов в области развития ВМС и досужих наблюдателей. Кто и по каким критериям выбирал такую краску - неизвестно.

С другой стороны, адмиралы флота российского, видимо, не рассчитывали на появление фото в СМИ: такие вещи как спутниковые снимки стали для них неожиданностью. Что касается цвета - какая краска была, такой и красили. А чем ещё занять команду во время дрейфа? Есть ведь правило «копать отсюда и до обеда». Вот и копали, ой, красили. Кстати, ручками – на снимках в хорошем разрешении можно рассмотреть «тела маляров».

Российские СМИ впали в ступор. Как объяснить такой карнавал на корыте не знал никто, но «Россия-24» решала и не такие задачи. Вот и ведущий специалист центра «Фобос» Вадим Заводченков с умным видом объяснял почему красят и почему в голубой. Оказывается этот цвет наиболее заметен лётчикам на фоне океана, он создаёт дополнительную «подъёмную силу», отражая солнечные лучи (а вы что, про солнечный ветер не слышали?!) и, естественно, уменьшает заметность судна на вражеских радарах. Вот так, господа, это глупые пендосы ломают голову над технологией Stealth. В России всё просто - голубая нано-краска! Короче, данное видео без слёз смотреть невозможно. Настоятельно рекомендую к просмотру:

Но беда не ходит одна. Имя мёртвого генсека Леонида Брежнева даёт о себе знать: буквально через день сеть взорвали новые снимки, на которых «Кузя» корма к корме в сцепке с танкером. Вновь ступор у российского ВМФ - как объяснить сию «позицию из морской кама-сутры» думали долго. В конце концов заявили, что, мол, это обычная заправка.

Да вот беда, за эти сутки с вопросом «шо это было» журналисты обращались к многим. В том числе, к редактору «Морского бюллетеня» Войтенко Михаилу – человеку, которого трудно заподозрить в отсутствии профессионализма.

Вооружение. Русские говорят «авианосец» - значит оценим самолёты. Россия-24 заявила о «десятках» Су-33 и МиГ-29К на борту. Но вот незадача, буквально сегодня в сети появились снимки ангара «Кузи»…

Видите самолёты? А они, по версии «Россия-24» там есть. Наверное, голубой нано-краской покрашены….

Того же мнения придерживаются и посетители упомянутого мной форума, посвящённому «Кузе». Вот цитата активного посетителя и одного из модераторов после просмотра множества репортажей и сопоставления бортовых номеров самолётов: «опять те же 4 мига и 5 сушек- походу реально только они на борту».

Впрочем, может сами самолёты - чудо техники. Увы, Су-33 разрабатывался и создавался как ИСТРЕБИТЕЛЬ. То есть он не предназначен для ударов по наземным целям: может их осуществлять, но не особо много и не особо метко.
МиГ-29К более универсален. Но, лёгкий, с небольшим запасом боекомплекта. Что так же накладывает свой отпечаток на потенциальную эффективность.

И, наконец, самое главное - упомянутый трамплин. Увы, но такая конструкция накладывает серьёзные ограничения на массу самолёта. И Су, и МиГи взлетают или не с полными баками, или не с полным БК. Иначе никак за исключением сильного попутного ветра, максимальной скорости самого ТАВКР и чуточки везения. Но судно быстро не плывёт, ветров больших нет, а «солнечный ветер» от голубой краски ситуацию не спасает.

Но, даже если бы это всё было - всё равно много самолётов не подымешь в воздух. Сильный ветер на море - это сильное волнение. А теперь посмотрите на вторую фотографию заправки. Ничего странного? Что же, дам ещё одно фото:

Это подъёмник самолётов из ангара. У авианосцев он на палубе, но проект 1143 гениален в сути своей. Дело в том, что самолёт поднимается и опускается по борту. Кроме того, поскольку проект создавался как наследник вертолётоносца, подъёмник немного маленький. То есть хвост самолёта в любом случае «чуть-чуть торчит».

Но это теория. В реальности на борту «Кузнецова» есть то, что видим на палубе. + 1 самолёт в ангаре - ссылку давал - можете полюбоваться на фото.

Ракеты? Ах, да крейсер ракетонесущий. Действительно, ракеты есть и запустить их могут. Ракеты, разработанные чуть позже, чем сам «крейсер». Для современных систем ПВО ничего нового «Кузнецов» не несёт. К этому добавляем уже упомянутый факт отсутствия нормального целеуказания - КА-31 с его радиусом - курам на смех. То есть и «ракетный меч» может быть эффективен, если есть цели переданные с берега или других,более современных кораблей. По большому счёту, против сирийских партизан и гуманитарных конвоев вполне грозное оружие. Что касается остальных игроков… тут теоретически тоже. Угроза есть, но не самолётами и не ракетами.

Грозен Кузя в гневе своём.

Итак имеем судно с 2 тысячами экипажа, умирающей силовой установкой, без полноценного авиаотряда и кучей проблем с эксплуатацией, но страны бассейна Средиземного моря всполошились.

И тому есть причины. Вначале вновь о конструкции: 2 тысячи человек, извините, ходят в туалет и мусорят. Где это всё хранится? Это в буржуйских флотах разные там биогазовые и другие установки. На «Кузе» всё проще: или за борт, или в специальные отсеки (но система слива в них тоже работает с перебоями). Сии продукты жизнедеятельности периодически откачиваются на специальное судно (в походе) или на судоремонтный завод, где ТАВКР проводит большую часть времени.

Вот в этом основная беда. Представьте, что сие корыто потонет или даст течь. Рядом - пляжи Турции, Ливана, Израиля. Что с ними будет, если всё, что за месяц «наделал» экипаж в составе 2 тыс человек поплывёт в море. Это не считая пятен мазута и других прелестей. Вот так, подтопив одно старое корыто (и, естественно, обвинив в этом НАТО) РФ может сорвать туристический сезон 2017 сразу в нескольких государствах. Россияне всё равно попрут - уж чище, чем в «Сочах» да и дешевле будет, но другие туристы - вряд ли.

Ещё одна проблема тоже связана с экипажем из 2 тысяч. Случится что-то и всю эту братию как африканских беженцев спасать надо будет, кормить. А потом часть ещё и убежища попросит - русские любят любить Родину на расстоянии. Траты, головная боль.

Или пойдёт «Кузя» вдоль разных берегов «давая шапку». Дышать трудно, на горизонте не красиво. Вновь проблема, траты, головная боль…

Самое главное и самое страшное в другом – ТАВКР «Адмирал Кузнецов» рано или поздно поплывёт назад - в Мурманск! Сейчас все наблюдали последний месяц было проявлением «идеального состояния» судна, которое только вышло из доков. Попробуйте представить эпичность похода «домой».

Думаю, что самому экипажу крейсера страшно. Пока они благодарят Христа, Аллаха, Будду за то, что доплыли. Растёт религиозность и батюшка требует прислать на судно… не ремонтников, не технику и оборудования – нательные крестики. Но больше всего меня поразил способ передачи просьбы: «отец Сергий передал записку» сообщает сайт «Православие.ру». Не позвонил, не телеграфировал – это всё от лукавого – записку передал. Вот они скрепы в информационном мире.
Экипажу радостно и страшно. Экипаж молится. Батюшка толкает крестики. ТАВКР «Адмирал Кузнецов» угрожает психическому здоровью моряков стран НАТО - ну, нельзя так много смеяться. Впрочем, скоро судно пойдет назад на судоремонтный завод в Мурманск. Нас ждет второй сезон приключений «Кузи».

Игорь Тышкевич

Тэги: адмирал кузнецов

Пользуясь тем, что президент Обама после избрания нового президента США в течение двух с половиной месяцев будет находиться в положении «хромой утки» и, следовательно, будет сильно ограничен в своей внешнеполитической активности, Москва активизировала свои действия в Сирии. Установление полного контроля над Алеппо должно стать важным символическим достижением Асада. Чтобы помочь ему достичь этой цели, накануне американских выборов к сирийским берегам отправился единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов» с кораблями сопровождениям.

Судя по ряду признаков, генеральный штурм Алеппо планировалось начать примерно 15 ноября. Надеялись, что к тому времени уже определится, кто будет новым американским президентом, и внимание американской, да и мировой общественности будет отвлечено увлекательным процессом формирования новой президентской администрации в США, и ей вообще будет не до Сирии. Но на президентских выборах в США победил Дональд Трамп, а не Хилари Клинтон, как ожидали во всем мире. В связи с этим в Кремле возникла кратковременная эйфория в связи с надеждой на новую «перезагрузку» в отношениях с Америкой. В Москве даже несколько притормозили операцию против Алеппо.

Контекст

Почему падают русские истребители

Обозреватель 07.12.2016

В бой идут «Адмиралы»

Русская служба BBC 15.11.2016

«Адмирал Кузнецов»: крещение огнем

Lidovky 22.11.2016

Чем грозит потеря МиГа для «Адмирала Кузнецова»?

The National Interest 15.11.2016 Но очень быстро выяснилось, что все предлагаемые Трампом кандидаты во внешнеполитический и оборонный блок его администрации являются отчетливыми «ястребами» как в отношении России, так и в отношении режима президента Башара Асада. Даже считавшийся чуть ли ни другом Владимира Путина Майкл Флинн, которого Трамп предполагает сделать советником по национальной безопасности, успел отметиться «ястребиными» заявлениями. И в Кремле решили попытаться захватить Алеппо до вступления Трампа в должность, чтобы поставить новую американскую администрацию перед свершившимся фактом.

И «Адмирал Кузнецов», и сопровождающие его корабли пока что в боях в Сирии как будто всерьез еще не участвуют, а скорее только «демонстрируют флаг». Вообще, значение этого похода не столько военно-стратегическое, сколько политико-символическое. Ведь при наличии российских военно-воздушных баз в Сирии никакой острой нужды направлять к сирийским берегам авианосец не было. Гораздо проще и дешевле было бы просто перебросить дополнительные самолеты и боеприпасы на сирийские аэродромы хоть через Черноморские проливы, хоть через Иран. Но Москве принципиально важно показать миру, что Россия не хуже Америки и тоже может направлять авианосец к далеким берегам. Показать европейцам, что они тоже могут быть уязвимы для ударов российской палубной авиации.

Беда только в том, что, как я уже писал, и турбины авианосца оставляют желать лучшего, и умение российских пилотов сажать самолеты на авианосец находится на самой низкой отметке. И неизвестно еще, как долго продлится конфликт в Сирии, и выдержит ли корабль столь долгий срок пребывания вдали от родной базы. Ведь отзывать его до получения какого-то определенного результата в Сирии было бы уже не демонстрацией флага, а потерей лица. Ведь не секрет, что надежность единственного российского авианосца, мягко говоря, оставляет желать лучшего.

Введенный в эксплуатацию в 1991 году, «Адмирал Кузнецов» (при закладке назывался «Рига», спущен на воду под названием «Тбилиси») неоднократно имел проблемы с паровыми турбинами. Начнем с того, что для своей бесперебойной работы они требуют дистиллированной воды, для чего вместе с авианосцем приходится посылать танкер с такой водой. Когда в декабре 1995 года «Адмирал Кузнецов» отправился в Средиземное море, у двух из восьми паровых котлов оказались засолены трубки, поскольку матросы, чтобы не морочиться, вместо дистиллированной залили забортную воду. В том походе из-за постоянных проблем с трубками авианосец двигался со скоростью 2-4 узла. В феврале 1996 года у Мальты отказали вообще все котлы, и авианосец встал. А в октябре 2003 года произошел пожар в главном газоходе, когда «Адмирал Кузнецов» отправился после докования в Баренцево море на ходовые испытания. При длительном походе риск такого рода происшествий, естественно, возрастает.

Ну, а с авиагруппой «Кузнецова» просто беда. В России всегда был острый дефицит летчиков, умеющих сажать самолет на авианосец. А это — гораздо более трудная задача, чем посадить машину даже на небольшой сухопутный аэродром. Доказательством этого служит хроника последних авиапроисшествий на «Адмирале Кузнецове».

18 октября 2004 года на авианосец совершил жесткую посадку самолет Су-25УТГ. Машина зацепилась посадочным гаком за трос аэрофинишера и восстановлению не подлежала. 5 сентября 2005 года в Северной Атлантике произошли две аварийные посадки истребителей Су-33 на авианосец. Один из истребителей упал в океан и затонул на глубине 1100 м. К счастью, пилотировавший самолет летчик успел катапультировался, второй же самолет удержался на палубе. Причиной обеих аварий был обрыв троса аэрофинишера. Уже во время нынешнего похода, 14 ноября 2016 года, в Средиземном море во время захода на посадку на борт крейсера после выполнения тренировочного полета к берегам Сирии потерпел крушение истребитель МиГ-29К. К счастью, пилот катапультировался и был спасен, а самолет упал в море, не повредив авианосец. А 3 декабря та же участь постигла Су-33. Наиболее вероятные причины всех этих происшествий — ошибки экипажей.

Все это дает основания предполагать, что в случае, если авиагруппе «Кузнецова» все-таки придется участвовать в интенсивных боевых действиях в Сирии, то командование, чтобы не рисковать неизбежными в этом случае авариями при частых посадках на авианосец и связанными с этим потерями людей и техники, предпочтет перебросить всю или большую часть авиагруппы «Адмирала Кузнецова» на базы в Сирии. По некоторым признакам, сейчас это уже частично происходит. После этого авианосец может спокойно отправляться домой, пусть это произведет и не самое благоприятное впечатление о российской военно-морской мощи. Численность же российской авиагруппы в Сирии может, как минимум удвоится (хотя точное число самолетов на борту «Кузнецова» неизвестно).

Что же касается ситуации в Сирии, то здесь пока что сдерживать Россию, до того, как определится внешняя политика новой американской администрации, пытаются Турция и страны Евросоюза. Турецкий президент впервые прямо заявил, что турецкая армия находится в Сирии для свержения режима Асада. Это весьма обязывающее заявление дает понять Москве, что Анкара не допустит разгрома антиасадовской оппозиции. Ну, а в ЕС заговорили о новых санкциях против России в связи с ее ролью в Сирии. Однако маловероятно, что их успеют принять до вступления в должность нового президента США. Не допустить победы Асада и Москвы в Сирии Турции и Евросоюзу по силам, но для этого желательно одобрение Вашингтона.