Предложения с придаточным уступки из художественной литературы. Конспект урока "сложноподчиненные предложения с придаточными условия и уступки"

В сложноподчинённых предложениях помимо главного обязательно присутствует придаточное. Эта вторая зависимая часть может играть разные роли. Например, существует придаточное уступительное. Об особенностях таких предложений пойдёт речь в этой статье.

Сложноподчиненное предложение с придаточным уступительным

Русский язык многосложен и выразителен. Для усиления или акцентирования описания некоторых событий или явлений часто используется с придаточным уступительным. Обычно в нем содержится указание на определённое условие, которое могло бы помешать исполнению чего-либо, описанного в главной части, но вопреки этому действие свершается, свершилось или может свершиться. То есть придаточное уступительное - это речевая конструкция, содержащая не сработавшую причину, которая могла бы помешать действию, но не повлияла на него. Также следует знать, что оно является частью сложноподчинённого предложения, причём выступает всегда в роли зависимого. Например: «Несмотря на то, что во многих государствах разработана социальная программа помощи неимущим, нищие дети продолжают просить милостыню в переходах». Главная часть - «нищие дети продолжают просить милостыню в переходах». Уступка содержится в предложении «несмотря на то, что во многих государствах разработана социальная программа помощи неимущим». Эта часть является зависимой, так как отдельно без главной существовать не может - мысль не закончена и требует раскрытия.

Если же превратить обе части сложноподчиненного предложения в простые равнозначные единицы речи, то получится следующее: «Во многих государствах разработана социальная программа помощи неимущим. Нищие дети продолжают просить милостыню в переходах». В принципе, смысл высказывания сохранён, однако оба предложения являются противоречащими друг другу, что создаёт некоторую трудность в понимании главной идеи высказывания автора. Именно для наиболее удачного понимания смысла, для большей выразительности и создания яркого образа в речи используются сложноподчинённые предложения с придаточными уступки. Благодаря таким конструкциям основная мысль высказывания приобретает большую эмоциональность и окраску.

Вопросы, на которые отвечает придаточное уступки

В процессе синтаксического разбора сложных предложений следует определять связь между его частями. Поэтому очень важно помнить, что придаточные предложения уступительные отвечают на вопросы вопреки чему? невзирая на что? несмотря на что? и некоторые другие. Например: «Вопреки расхожему мнению о кровожадности тигров, практика доказывает иное: эти животные способны быть милыми, ласковыми и послушными, подобно домашним кошкам».

Рассмотрим связь: "Практика доказывает иное (вопреки чему?) вопреки расхожему мнению о кровожадности тигров". Налицо придаточное уступительное. В предложении оно стоит перед главной частью, выделяется запятой. Также следует знать, что придаточное уступительное относится ко всему главному. С зависимыми предложениями другого рода дело обстоит иначе. Например, придаточные места и времени относятся только к сказуемому главной части, а определительные - к существительному, местоимению или слову другой части речи, которое выполняет функцию существительного.

Союзы для связи частей в конструкциях рассматриваемого типа

Присоединяется придаточное уступительное к главному с помощью следующих союзов: невзирая на то что, невзирая на, несмотря на то что, несмотря на, даром что, пусть, пускай, хотя, хоть. В речи часто встречаются подобные конструкции. Помогут рассмотреть предложение придаточное уступительное примеры:

1. Даром что она была красавицей и умницей, замуж девицу никто не брал.

2. Пускай на улице идёт дождь, детям сидеть взаперти не резон!

3. Я уволю вас, невзирая на то, кем приходится директору школы ваша супруга!

4. Несмотря на стремительно ухудшающееся зрение, Валентин не прекращал своих опытов.

5. Хотя весна уже была в разгаре, курочка наша ни в какую не желала садиться на яйца.

6. Хоть ветер с ног сбивает, пусть снег засыпал дороги, идти на работу всё равно необходимо.

Появление в конструкции ещё одного союза «но»

Иногда в главном предложении дополнительно к уже имеющемуся союзу в придаточном уступительном появляется слово «но». Конструкция может существовать в обоих случаях. Однако при наличии «но» расставить знаки препинания становится проще, ведь всем известно, что перед этим союзом всегда стоит запятая. Для сравнения можно привести примеры, аналогичные использованным выше: «Хоть ветер с ног сбивает, пусть снег засыпал дороги, но идти на работу всё равно необходимо» или «Пускай на улице идёт дождь, но детям сидеть взаперти не резон».

Для самопроверки предлагается подсказка, основанная на вышеописанном способе построения сложноподчинённых предложений с придаточными уступки. Она гласит: если в главную часть можно подставить союз «но» без потери смысла, то требуется ставить запятую перед этим союзом. Определять данную конструкцию следует как сложноподчинённое предложение с придаточным уступки.

Следует подробнее остановиться на правописании союзов «несмотря» и «невзирая», а также перечислить сложные союзы, в состав которых входят данные слова.

Слитное и раздельное написание

Если предложение с придаточным уступительным включает в себя слова «несмотря» и «невзирая», необходимо знать, что они, имя форму деепричастия, пишутся с частицей «не» слитно. Для сравнения: «Таня мыла посуду, не смотря в сторону Валентина». «Не смотря» в данном случае является членом предложения (обстоятельством), поэтому пишется раздельно. «Несмотря на плохое самочувствие, Таня помыла посуду». Здесь слово «несмотря» членом предложения не является, а служит для присоединения придаточного уступки, поэтому пишется слитно.

В помощь тем, кто изучает русский язык и сомневается в правописании, можно предложить такую подсказку: если при словах «невзирая» или «несмотря» есть предлог «на», то это союз, и писать его следует слитно с «не», а вот при отсутствии такового наблюдается использование деепричастия, которое необходимо употреблять раздельно с «не».

Знаки препинания

Часто употребляется конструкция союзов «несмотря на» и «невзирая на», чтобы к главной части прикрепить придаточное уступительное. Примеры: «Невзирая на прогресс, существуют ещё такие уголки на планете, где уровень жизни населения ужасающе низок». В подобных конструкциях союз «невзирая на» или «несмотря на» входит в состав придаточной части. Следует помнить, что зависимое предложение отделяется от главного запятой.

Знаки при союзах «несмотря на то что» и «невзирая на то что»

Часто используется расширенная конструкция союза. Тогда требуется разделение запятой. Обычно это происходит в тех случаях, когда к главному предложению при помощи «несмотря на то что» или «невзирая на то что» прикрепляется придаточное уступительное. Союзы разделяют запятыми, которые ставятся перед словом «что». Например: «Несмотря на то, что супруги прожили вместе более полувека, им удалось сохранить нежность и взаимопонимание».

Прикрепление придаточного уступки союзными словами

Наряду с перечисленными выше союзами существует ещё один способ присоединения зависимой части предложения. Для прикрепления нередко используются в сочетании с частицей «ни», например: как ни, что (бы) ни, сколько ни. Обычно в этой роли выступают и наречия.

Кстати, присутствие усилительной частицы «ни» ещё раз подчёркивает акцентирующую роль придаточного уступки, о чём было сказано в начале статьи. При написании этих союзных слов с частицами не следует путать «ни» и «не». Примеры: «Сколько ни плакала Татьяна зимними вечерами, отношение Евгения к ней к лучшему не менялось». Мы видим сложноподчинённое предложение с придаточным уступки, которое присоединяется союзным словом «сколько» с усилительной частицей «ни». «Не плакала Татьяна более, и отношение к ней Евгения стало меняться в лучшую сторону». Это частица «не» с глаголом использована для отрицания.

Различия между придаточным уступки и обособленным обстоятельством уступки

Иногда можно встретить конструкции предложений, чрезвычайно сходные между собой по смыслу. Однако при синтаксическом разборе их следует различать. Таковыми являются сложносочинённые предложения, в составе которых присутствуют зависимые уступительные придаточные, и простые, где уступка выражается с помощью Трудность разграничения этих конструкций заключается в том, что зависимая часть сложного предложения и обособленный член отвечают на один и тот же вопрос. Для того чтобы эта мысль стала более понятной, следует обратиться к примерам.

1. «Несмотря на то, что все члены экспедиции смеялись и шутили, чувство тревоги не покидало Алексея…» уступительным «несмотря на то, что все смеялись и шутили», к которому можно задать следующий вопрос: «Несмотря на что?» В качестве доказательства выделим в этой зависимой части сложного главные члены предложения: «члены экспедиции» - подлежащее, «шутили» и «смеялись» - однородные сказуемые.

2. «Несмотря на смех и шутки всех членов экспедиции, чувство тревоги не покидало Алексея…». с подлежащим «чувство тревоги» и сказуемым «не покидало». Уступка присутствует в обособленном обстоятельстве «несмотря на смех и шутки всех членов экспедиции», которое так же, как и придаточное, отвечает на вопрос «несмотря на что?»

Для того чтобы не допускать ошибок при написании текстов, следует помнить: придаточное уступки выделяется запятыми; части союзов «несмотря» и «невзирая» пишутся слитно; с союзными словами используется усилительная частица «ни».

Урок №39. Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки, условия. 9класс

Глездунова С.Н., учитель русского

языка и литературы МБОУ «МСШ»

Цель: формирование пунктуационной грамотности обучающихся на уроках русского языка.

Задачи:

    показать особенности СПП с придаточными уступительными и условными;

    научить различать придаточные уступки и условия от других видов придаточных;

    совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

    развивать речь обучающихся.

    воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока.

    Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. Работа у доски.

Из упр. 128 выписать 2 предложения с придаточными времени и произвести синтаксический разбор. Выписать слова с пропущенными орфограммами, объяснить.

III. Орфографическая работа. (Взаимопроверка).

Интересная картина – подлинник; репродукция работы; совершенная копия; оригинал красивее копии; оригинальный язык; принять решение; принял участие; приняла гостей; приняло в соответствии с уставом; приняли единогласно.

2. Работа в паре : Расставьте знаки препинания, определить вид придаточных.

1. Палатку надо натягивать так чтобы она гудела как барабан. 2. Потом ее надо окопать чтобы во время дождя вода стекала в канавы по бокам палатки и не подмочили поле. (К.Паустовский) 3. Почти нет той минуты в сутках чтобы в последедовских полях не кипела работа. (М. Салтыков-Щедрин) 4. Я хочу чтоб к штыку приравняли перо. (В.Маяковский) 5. Надо всегда выступать честно чтобы ни перед кем не было стыдно. (К.Паустовский) 6. Она любила Ричардсона не потому чтобы прочла не потому чтоб Грандисону она Ловласа предпочла. (А.Пушкину)

Проверьте себя (на мультимедийной доске): Палатку надо натягивать так, чтобы она гудела, как барабан. – придаточное образа действия. к а к?

Потом ее надо окопать, чтобы во время дождя вода стекала в канавы по бокам палатки и не подмочили поле. - придаточное цели с какой целью?

Почти нет той минуты в сутках, чтобы в последедовских полях не кипела работа. - придаточное определительное к а к о й?

Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. – придаточное изъяснительное ч т о?

Надо всегда выступать честно, чтобы ни перед кем не было стыдно. - придаточное цели. с какой целью?

Она любила Ричардсона не потому, чтобы прочла, не потому, чтоб Грандисону она Ловласа предпочла. - придаточное причины по какой причине?

III. Сообщение темы и цели урока .

IV. Изучение нового материала.

1. Вопросы и задания.

– Какое значение имеют сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия? (Общее значение обусловленности.)

– Рассмотрите таблицу на с. 84-85 учебника § 19. Назовите виды предложений со значением обусловленности.

Сегодня на уроке мы познакомимся с обстоятельственными придаточными уступки и условия. (Постановка цели и задач урока обучающимися)

Работа с таблицей (у каждого на парте)

Средства связи:

Союзы:

Союзные слова:

хотя (хоть)

сколько ни

несмотря на

несмотря на то что

даром что

Придаточные условия относятся ко всему главному предложению.

В качестве средства связи могут выступать союзы если, коли, кабы, ежели, когда в значении если , как в значении если и раз в значении если .

В сложноподчиненных предложениях придаточные условия могут занимать позицию как перед главным предложением, так и после главного предложения.

Вы никогда не забудете красоты этого города, если хоть раз видели его.

Если вы хоть раз видели этот город, вы никогда не забудете его красоты.

Придаточные уступки с ообщают о тех условиях, вопреки которым совершаются какие-либо действия.

Маленькая Варя выпрашивала конфеты (несмотря на что?), несмотря на то, что они вредны для зубов.

Придаточные уступки относятся ко всему главному предложению.

Средствами связи придаточных уступки с главной частью предложения могут являться союзы хотя, пусть, пускай . А также несмотря на то что, невзирая на то что и даже даром что .

Придаточное предложение уступки

Назовите придаточное; определите вид придаточного

Когда уже все расселись, в огромном розовом театре потухли сразу все лампочки. Он остановился там, где горел костер. Как только рассвело, мы прибыли на вокзал. Когда мне хорошо, или наоборот, больно, я всегда вспоминаю эту джазовую мелодию. Мы пошли в сторону леса, куда указал нам старик.

Придаточное предложение условия Вопрос Союзы Если Если бы Ежели Раз Когда (= если) Коли Когда бы

СПП с придаточным условия (При каком условии?) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт. Приходи сено косить, (при каком условии?) только если не будет дождя. Её лицо делалось лучше, (при каком условии?) когда матушка улыбалась.

Физпауза.

Игра«Продолжи предложение»:

СПП с придаточным условия

Мне бы хотелось встретиться с тобой в субботу, если…

Ты выиграл бы конкурс, ежели…

Команда выйдет в финал, если…

Ты не получил бы плохую оценку, когда бы (= если бы)….

СПП с придаточным уступки

Продолжите СПП с придаточным уступки

Мы прекрасно провели время, несмотря на то…

Он пришел на занятие, хотя…

Вы не достигните результата, как ни…

Физпауза для глаз.

V. Закрепление, систематизация, применение.

1.Работа по упр.133(1-3предложение), 134 (1-3)

2. Упр. 135 (1-4предложение).

3. Раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания: (работа в парах)

    (Не)смотря на гололед автобусы вышли на линию.

    (Не)смотря на меня он угрюмо шел.

    Куй железо, пока не остыло.

    Мы прекрасно провели время (не)смотря на то что лето выдалось дождливое.

    Нет таких дел, которые не одолел бы человек.

    Где ни просвищет грозный меч, где конь сердитый ни промчится,везде главы слетают с плеч.

4 . Конструирование СПП с придаточным условия и уступки (устно):

А) дополните главные предложения придаточными условия:

Приятно отдохнуть за городом…

Машина … может прослужить ещё лет десять.

Б) дополните придаточные условия главными предложениями:

Если идти ночью по незнакомой дороге …

Если завтра музей будет открыт…

В) дополните незаконченные предложения:

Настроение у всех превосходное, несмотря на то что…

В марте обычно снег тает, хотя…

Тестовое задание.

А) Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным.

Весной, когда оживает природа, чувствуешь необыкновенный прилив сил.

Он понял тогда, что Левинсон хотел проверить боевую готовность отряда.

Несмотря на то что была солнечная погода, в парк мы так и не пошли.

Я присел на скамейку, чтобы не упасть.

Б) Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным условия.

У меня было такое чувство, будто я в чём-то ошибся.

Если команда нашей школы выиграет завтрашний матч, то она выйдет в финал.

Я смотрел на крепость и пытался угадать, какая история связана с ней.

Комплексная работа с текстом. «Готовимся к ОГЭ». Задание. Прочитайте текст, объясните орфографию и пунктуацию, определите тему и основную мысль текста.

VI. Выводы по уроку. Рефлексия.

Используя начало, создайте 2 предложения, применяя знания, полученные на уроке, определите вид придаточных, составьте схемы:

Я понял, что…

Несмотря на то что

Несколько человек зачитывают, объясняют.

VII. Итог урока.

С какими предложениями познакомились на уроке?

Почему их так назвали?

На что указывают придаточные уступки?

При помощи чего присоединяются к главному предложению?

VIII. Домашнее задание.

    Выучит правила на стр. 84-85, § 19, для 1группы: упр. № 134 (5-6), 135 (5-7).

    Творческое задание для 2группы: из текстов художественной литературы выписать пять СПП с придаточными уступки и условия или составить сказку о придаточных уступки и условия.

Придаточное уступки относится ко всей главной части и имеет уступительное значение - называет ситуацию, вопреки которой осуществляется событие, названное в главной части. К придаточной части можно поставить вопросы несмотря на что? вопреки чему? Придаточное уступки присоединяется подчинительными союзами хотя (хоть), несмотря на то что, даром что, пусть, пускай или союзными словами кто ни, где ни, какой ни, сколько ни и др.: На улице было почти везде грязно, хотя дождь прошёл ещё вчера вечером (Ф. Сологуб) - средство связи - союз хотя. Каковы бы ни были чувства, обуревавшие Бомзе, лица его не покидало выражение врождённого благородства (И. Ильф и Е. Петров) - средство связи - союзное слово каковы, входящее в состав сказуемого. Сколько Иван ни прибавлял шагу, расстояние между преследуемыми и им ничуть не сокращалось (М. А. Булгаков) - средство связи - союзное слово сколько, являющееся обстоятельством. Союз может быть двукомпонентным со второй частью но, да, однако; эти компоненты могут быть использованы и при употреблении союзных слов: Как ни странно,новид бумажек немного успокоил председателя (И. Ильф и Е. Петров). И хоть бесчувственному телу равно повсюду истлевать, но ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать (А. С. Пушкин). СПП с придаточными сравнения Придаточное сравнения распространяет всю главную часть. Содержание главной части сравнивается с содержанием придаточной. От главной части к придаточной можно поставить вопросы как? как что? подобно чему? Придаточное присоединяется сравнительными союзами как, будто, словно, точно, подобно тому как, так же как, как будто, как бы, будто бы, словно бы, как будто бы: Князь Василий говорил всегда лениво, как актёр говорит роль старой пьесы. (Л. Н. Толстой) Но вот с океана долетел широкий и глухой звук, будто в небе лопнул пузырь. (А. Н. Толстой) Роллинг сотрясся, поднялся с кресла, трубка вывалилась у него изо рта, лиловые губы искривились,точноон хотел и не мог произнести какое-то слово (А. Н. Толстой). В главной части СПП с придаточным сравнительным может использоваться указательное слово так, которое, однако, не является обязательным: Он так весело рассмеялся, словно услышал самую остроумную шутку в своей жизни. Необходимо разграничивать придаточное сравнительное и сравнительный оборот. В придаточном сравнительном присутствует сказуемое или второстепенные члены группы сказуемого, т. е. зависимые от сказуемого слова. В сравнительном обороте группа сказуемого не представлена: «Антилопа-гну» приняла присмиревшего грубияна и покатила дальше, колыхаясь, как погребальная колесница (И. Ильф и Е. Петров) - сравнительный оборот, обстоятельство. Близки к СПП с придаточными сравнения СПП с придаточными сопоставительными, в которых одна часть сопоставляется с другой и вторая присоединяется к первой при помощи союза чем - тем; в обеих частях такого предложения представлены сравнительные степени прилагательного или наречия: И чем ярче становились в его воображении краски, тем труднее ему было засесть за пишущую машинку (В. Набоков). В этих предложениях главной частью считается вторая часть, содержащая компонент союза тем. Особую группу внутри СПП со сравнительными придаточными образуют такие, которые относятся не ко всей главной части, а к одному слову в ней - к форме сравнительной степени прилагательного или наречия или к словам иной, другой, по-иному, по-другому, иначе. Придаточная часть присоединяется к главной с помощью союзов чем, нежели. Отношения между частями - сравнительные или сопоставительные: Время шло медленнее, чем ползли тучи по небу (М. Горький).

Цель: формирование пунктуационной грамотности обучающихся на уроках русского языка.

  1. показать особенности СПП с придаточными уступительными; научить различать придаточные уступки от других видов придаточных; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
  2. развивать речь обучающихся.
  3. воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование:

  1. Раздаточный материал.
  2. Плакаты.

На доске:

  1. Число, тема урока.
  2. Схемы.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.

1. Работа над ошибками по предыдущей теме урока в проверенной учителем работе.

Пока выполняется РНО, обучающиеся, получившие отметку “5”, работают по карточкам:

Выполните пунктуационный разбор.

Любовь и дружество до вас 1
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

2. Опрос теории по теме: “СПП”.

Какие предложения мы с Вами изучаем?

Какие предложения называются сложноподчиненными?

На какие основные группы они делятся?

Какие из них мы изучаем сейчас?

Перечислим изученные обстоятельственные придаточные по цепочке.

1. Данная строфа из произведения А. С. Пушкина “Во глубине сибирских руд” предлагается для разбора в кн. см.: Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку: универсальное пособие. 9 класс. – М: ВАКО, 2007.

(Во время ответов обучающихся на доске появляется схема)

III. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с обстоятельственными придаточными уступки (в схеме появляется запись “уступки”) или по - другому уступительными (учитель указкой показывает на запись темы урока на доске).

Запишем число и тему урока.

IV. Изучение новых знаний, формирование новых умений.

1. Запишем предложение, сделаем пунктуационный разбор (обучающийся работает у доски)

Хотя Петя не помыл посуду, мама отпустила его гулять.

(Акцент: слово “гулять” не входит в состав сказуемого, дети объясняют почему)

Петя помыл посуду?

Он хотел, чтобы мама отпустила его гулять?

Он ждал уступки?

Слово учителя: “Это СПП с придаточным уступки”.

Запишем следующее предложение и так же его разберем (у доски работает другой ученик).

Сколько ни стучали в дверь, никто не открыл.

Объясните выбор написания частиц не и ни.

В дверь стучали, хотели, чтобы им уступили и открыли?

Значит какое это придаточное?

Дверь открыли, уступили? А Пете уступили?

Слово учителя: “В СПП с придаточным уступки, ожидают её, но она может произойти, а может нет”.

Посмотрите на СПП с уступительными придаточными и скажите, что мы можем сказать о действии в придаточном предложении по отношению к главному?

На какой вопрос они отвечают?

(На доске появляется плакат:

Придаточные предложения со значением уступки указывают на действие, противопоставляемое действию в главном предложении, и отвечают на вопрос несмотря на что?)

При помощи чего присоединялось в 1 предложении придаточное уступки?

Какими союзами можно заменить союз хотя?

(аналогично с союзным словом во 2 предложении)

(Плакат дополняется следующей записью:

Средства связи:

2. Запишем и разберем следующее предложение.

Хотя путник и не знал дороги, но все- таки вышел к поселку.

Замените придаточное уступки деепричастным оборотом.

Сделайте пунктуационный разбор.

Какое из данных предложений точнее выражает значение уступки?

Какие еще придаточные могут быть синонимичны деепричастным оборотам?

3. По следующим схемам составьте СПП с уступительными придаточными (устно по рядам).

1. , (несмотря на то что…).

2. (Как ни …), .

3. [ ,(хотя…), ]

Запишите любое из составленных предложений в тетрадь.

Что еще мы можем сказать о придаточных уступки?

V. Закрепление, систематизация, применение.

Работа по раздаточному материалу.

Раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания:

  1. (Не)смотря на гололед автобусы вышли на линию.
  2. (Не)смотря на меня он угрюмо шел.
  3. Куй железо, пока не остыло.
  4. Мы прекрасно провели время (не)смотря на то что лето выдалось дождливое.
  5. Нет таких дел, которые не одолел бы человек.
  6. Где ни просвищет грозный меч, где конь сердитый ни промчится,везде главы слетают с плеч…

1. Выпишите СПП предложение с уступительным придаточным, раскройте скобки, расставьте, если надо, пропущенные знаки препинания (проверка).

(Акцент: “несмотря” в составном союзе “несмотря на то что” пишется слитно, запятую перед “что” ставить не надо)

2. Работа по вариантам:

I вариант работает с первым предложением;

II вариант – со вторым предложением.

(При коллективной проверке акцент делается на слитном написании “несмотря” в составном предлоге “несмотря на” и раздельном написании частицы не с деепричастием во втором предложении).

3. Постройте схемы оставшихся предложений.

Какие еще предложения встретились?

Во время работы по вариантам и составлении схем сильный учащийся работает у доски со следующим предложением:

Не смотря на то, что лежало на столе, он взял яблоко.

(При коллективной проверке делается акцент: это СПП с придаточным изъяснительным, “не смотря” пишется раздельно, перед “что” в сочетании “не смотря на то, что” ставится запятая).

VI. Итог урока.

С какими предложениями познакомились на уроке?

Почему их так назвали?

На что указывают придаточные уступки?

При помощи чего присоединяются к главному предложению?

VII. Домашнее задание.

  1. Из текстов художественной литературы найти и выписать пять СПП с уступительными придаточными.
  2. Стр. 77, упр. № 176 (II) (Русский язык: учебник для 9-ых классов общеобразовательных учреждений/[С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др.]. – 28-е изд. – М: Просвещение, 2006.).

Придаточные уступки отвечают на вопрос "вопреки чему?". Придаточные относятся ко всей главной части, вводятся при помощи союзов НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ДАРОМ ЧТО, ПУСТЬ, ПУСКАЙ. Придаточная часть может быть в любом месте по отношению к главной. Несмотря на то что ласточка не была ездовой птицей, она согласилась перевезти Дюймовочку в страну эльфов.

Возможна постановка запятой внутри союза НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, но он все равно остается единым союзом. Если придаточное в препозиции, союз не расчленяется.

Есть еще разновидность придаточного уступки - обобщенно-уступительные предложения, в которых подчеркивается неопровержимость сообщаемого в главной части, несмотря на убедительность аргументов, содержащихся в придаточной. В этом типе используются союзные слова ЧТО, КТО, КАКОЙ, СКОЛЬКО, ГДЕ и другие в сочетании с частицей НИ: Кто ни предлагал Дюймовочке брак, она всем отказывала. Девочка не могла убедить себя в необходимости брака с кротом, что бы она себе ни говорила.

СПП с придаточными сравнительными

Придаточные сравнительные отвечают на вопрос "подобно чему?". Придаточные относятся ко всей главной части, вводятся при помощи союзов КАК, БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО, КАК БУДТО, БУДТО БЫ и других. Придаточная часть может быть в любом месте по отношению к главной, но чаще будет в постпозиции. Крылышки шли Дюймовочке, как будто она родилась вместе с ними. Крот и мышь стояли неподвижно и смотрели на улетающую Дюймовочку, будто хотели запомнить её навсегда.

В этом типе придаточного тоже есть разновидности.

Во-первых, выделяются сравнительные компаративные - предложения, где придаточная часть вводится союзами ЧЕМ, НЕЖЕЛИ и присоединяется присловно к словам "иной", "другой", "по-иному", "по-другому", "иначе". С высоты птичьего полета земля казалась иной, чем Дюймовочка привыкла видеть её. Крот воспринимал мир иначе, нежели видим его мы.

Во-вторых, выделяются придаточные сопоставительные с союзами ПО МЕРЕ ТОГО КАК (нерасчлененный), ЧЕМТЕМ. В этих предложениях части сопоставлены друг с другом более тесно, чем просто в сравнительных предложениях, сопоставляемые ситуации влияют одна на другую: По мере того как Дюймовочка и ласточка подлетали к стране эльфов, все больше пахло диковинными цветами (это же предложение может использовать союз ЧЕМТЕМ, первая часть часть включит часть ЧЕМ и будет придаточной) .