Предложения со словом «послышалось. Степь - чехов Стилистические ресурсы словообразования

Сочинение

В своих произведениях Чехов опускал такие важные сведения, как родословная, биография героев. Основным средством характеристики был портрет, хотя он тоже не соответствовал привычному представлению. Это было не описание цвета волос, глаз и тому подобное, писатель выбирал две-три наиболее точные и меткие детали, и этого было достаточно для яркого представления образа в целом. Например, в рассказе «Ионыч» Чехов показывает деградацию главного героя Старцева, в частности, через портрет. В начале рассказа он «шел пешком не спеша… и все время напевал» песню. В конце произведения Ионыч «пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову», «пухлый, красный».

Здесь очень важна цветовая деталь: и Старцев, и его кучер - оба стали красными, и у читателя появляется к ним отвращение. В рассказе «Человек в футляре» при описании Беликова Чехов использует только бледные, серые тона. Этим писатель хочет подчеркнуть, что Беликов - неяркая, неинтересная личность. Художественной деталью может быть не только цвет, но и запах. В рассказе «Ариадна» главной характеристикой героя является то, что от него пахло вареной говядиной. Множество художественных деталей встречается в речи персонажей. Любая незначительная на первый взгляд фраза может иметь важное значение, тем более если она стоит в соответствующем обрамлении. Это можно снова проследить в рассказе «Ионыч». После неудавшегося свидания Старцев думает не о Екатерине Ивановне, его мысли заняты совершенно другим: «Ох, не надо бы полнеть!» Или когда он ждал ее, а она долго не выходила, Старцев размышлял о приданом: «А приданого они дадут, должно быть, немало».

Эта деталь показывает начало деградации героя: его душа очерствела, он уже не был способен любить по-настоящему.

Вообще, художественная деталь всегда стоит в особом месте, специально подготовленном для нее: «Это был человек среднего роста, с пухлым лицом и маленькими глазами, бритый, и казалось, что усы у него были не бриты, а выщипаны» («О любви»).

Пейзаж у Чехова небогат разнообразными описаниями природы. Писатель, следуя своей творческой манере, своим принципам, стремясь к наиболее выразительному изображению, отбирает только легкие детали. Так, например, в рассказе «Степь» Чехов описывает грозу: «Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфорическая полоска и потухла. Послышалось, как где-то очень далеко кто-то прошелся по железной крыше. Вероятно, по крыше шли босиком, потому что железо проворчало глухо».

Ярко представить общую картину помогает и бытовая обстановка. Желая показать нищету крестьян, их тяжелую жизнь, в рассказе «Студент» писатель вводит маленькую деталь - «дырявые соломенные крыши», - которая ярко и точно изображает ситуацию.

В своих рассказах Чехов показывает только основные, наиболее важные моменты, а остальное опускает. Художественная деталь помогает ему уплотнять время. Например, в рассказе «О любви» Алехин рассказывает, что первоначально он поселился в парадных комнатах и завел так, что после завтрака и обеда ему подавали кофе и ликеры, а перед сном он читал «Вестник Европы». Но со временем Алехин мало-помалу перебрался вниз, стал обедать в людской кухне, ликеры кончились, читать не хватало времени, и из прежней роскоши осталась.только прислуга. Жизнь его сильно изменилась. Чехов не говорит об этом прямо, но читатель ярко представляет эти перемены, и все это благодаря художественной детали.

Писатель использует также прием усиления, зрительного укрупнения детали. Например, в новелле «В родном углу» при описании тети Даши первоначально мы узнаем, что она молодится и хочет нравиться мужчинам, затем, что она ходит мелкими шагами и что у нее вздрагивает спина. При этом у читателя возникает неприязненное отношение к ней. Потом нам становится известно, что служанки не выдерживают ее характер больше недели, что она безбожно штрафует мужиков. И, наконец, в конце появляется деталь, которая подытожила все сказанное ранее: Чехов замечает, что у нее деспотические руки. Эта деталь максимально метко определяет характер героини.

Важное значение имеют авторские заметки. В рассказе «Хамелеон», когда Очумелов узнает о приезде брата генерала, «лицо его заливается улыбкой умиления». Этим Чехов хотел показать преклонение перед чинами. Стиль писателя также содержит множество художественных деталей. Например, конец рассказа «Студент» насыщен восклицательными знаками. Здесь Чехов выражает идею произведения, и он хочет выделить ее, обратить на нее внимание читателей.

Сравнения, метафоры, встречающиеся в новеллах, способствуют более выразительному изображению предметов, картин природы: «Это был дождь. Он и рогожа, как будто поняли друг друга, заговорили о чем-то быстро, весело и препротивно, как две сороки» («Степь»). Чехов никогда не навязывал свое мнение читателю. С помощью художественной детали он оставлял читателю возможность домыслить образ, представить общую картину самостоятельно. Он никогда не отзывался плохо о своих героях. Если они ему не нравились, он показывал это с помощью детали. Например, в рассказе «Ионыч» речь Ивана Петровича Туркина насыщена якобы остроумными фразами. Он говорил: «Покорчило вас благодарю». Эта деталь помогает читателю понять, что перед ним недалекий человек.

Развитие художественной детали - важная заслуга Чехова, он внес огромный вклад в мировую литературу. Этот прием введен в новеллистику с высоким мастерством. Чехов рисовал обыденную, будничную жизнь и добился максимального приближения к ней. Из маленьких штрихов, мазков создается красочная реалистическая картина. Читатель забывает, что перед ним текст, настолько ясно он представляет себе все описанное.

Вокруг себя. Даль заметно почернела и уж чаще, чем каждую минуту, мигала бледным светом, как веками. Чернота ее, точно от тяжести, склонялась вправо.

Дед, гроза будет? - спросил Егорушка.

Ах, ножки мои больные, стуженые! - говорил нараспев Пантелей, не слыша его и притопывая ногами.

Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфорическая полоска и потухла. Послышалось, как где-то очень далеко кто-то прошелся по железной крыше. Вероятно, по крыше шли босиком, потому что железо проворчало глухо.

А он обложной! - крикнул Кирюха.

Между далью и правым горизонтом мигнула молния и так ярко, что осветила часть степи и место, где ясное небо граничило с чернотой. Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на ее краю висели большие, черные лохмотья; точно такие же лохмотья, давя друг друга, громоздились на правом и на левом горизонте. Этот оборванный, разлохмаченный вид тучи придавал ей какое-то пьяное, озорническое выражение. Явственно и не глухо проворчал гром. Егорушка перекрестился и стал быстро надевать пальто.

Скушно мне! - донесся с передних возов крик Дымова, и по голосу его можно было судить, что он уж опять начинал злиться. - Скушно!

Вдруг рванул ветер и с такой силой, что едва не выхватил у Егорушки узелок и рогожу; встрепенувшись, рогожа рванулась во все стороны и захлопала по тюку и по лицу Егорушки. Ветер со свистом понесся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травою такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колес. Он дул с черной тучи, неся с собой облака пыли и запах дождя и мокрой земли. Лунный свет затуманился, стал как будто грязнее, звезды еще больше нахмурились, и видно было, как по краю дороги спешили куда-то назад облака пыли и их тени. Теперь, по всей вероятности, вихри, кружась и увлекая с земли пыль, сухую траву и перья, поднимались под самое небо; вероятно, около самой черной тучи летали перекати-поле, и как, должно быть, им было страшно! Но сквозь пыль, залеплявшую глаза, не было видно ничего, кроме блеска молний.

Егорушка, думая, что сию минуту польет дождь, стал на колени и укрылся рогожей.

Пантелле-ей! - крикнул кто-то впереди. - А... а...ва!

Не слыха-ать! - ответил громко и нараспев Пантелей.

А...а...ва! Аря...а!

Загремел сердито гром, покатился по небу справа налево, потом назад и замер около передних подвод.

Свят, свят, свят, господь Саваоф, - прошептал Егорушка, крестясь, исполнь небо и земля славы твоея...

Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем; тотчас же опять загремел гром; едва он умолк, как молния блеснула так широко, что Егорушка сквозь щели рогожи увидел вдруг всю большую дорогу до самой дали, всех подводчиков и даже Кирюхину жилетку. Черные лохмотья слева уже поднимались кверху и одно из них, грубое, неуклюжее, похожее на лапу с пальцами, тянулось к луне. Егорушка решил закрыть крепко глаза, не обращать внимания и ждать, когда всJ кончится.

Дождь почему-то долго не начинался. Егорушка, в надежде, что туча, быть может, уходит мимо, выглянул из рогожи. Было страшно темно. Егорушка не увидел ни Пантелея, ни тюка, ни себя; покосился он туда, где была недавно луна, но там чернела такая же тьма, как и на возу. А молнии в потемках казались белее и ослепительнее, так что глазам было больно.

Пантелей! - позвал Егорушка.

Ответа не последовало. Но вот, наконец, ветер в последний раз рванул рогожу и убежал куда-то. Послышался ровный, спокойный шум. Большая холодная

(Отрывки)

Направо сверкнула молния и, точно отразившись в зеркале, она тотчас же сверкнула вдали. Даль заметно почернела и уж чаше, чем каждую минуту, мигала бледным светом, как веками. Чернота ее, точно от тяжести, склонилась вправо.

Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфористическая полоска и потухла. Послышалось, как где-то очень далеко кто-то прошелся по железной крыше. Вероятно, по крыше шли босиком, потому что железо проворчало глухо.

Между далью и правым горизонтом мигнула молния, и так ярко, что осветила часть степи и место, где ясное небо граничило с чернотой. Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на ее краю висели большие черные лохмотья; точно такие же лохмотья, давя друг друга, громоздились на правом и левом горизонте. Этот оборванный, разлохмаченный вид тучи придавал ей какое-то пьяное, озорническое выражение. Явственно и не глухо проворчал гром.

… Ветер со свистом понесся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травою такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колес. Он дул с черной тучи, неся с собой облака пыли и запах дождя и мокрой земли. Лунный свет затуманился, стал как будто грязнее, еще больше нахмурились, и видно было, как по краю дороги спешили куда-то назад облака пыли и их тени. Теперь, по всей вероятности, вихри, кружась и увлекая с земли пыль, сухую траву и перья, поднимались под самое небо; вероятно, около самой черной тучи летали перекати-поле, и как, должно быть, им было страшно! Но сквозь пыль, залеплявшую глаза, не было видно ничего, кроме блеска молний…

Загремел сердито гром, прокатился по небу справа налево, потом назад и замер…

Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем; тотчас же опять загремел гром; едва он умолк, как молния блеснула…

Дождь почему-то долго не начинался.Было страшно темно. А молнии в потемках казались белее и ослепительнее, так что глазам было больно.

… Но вот, наконец, ветер в последний раз рванул … и убежал куда-то. Послышался ровный, спокойный шум, но в это время что-то посыпалось и застучало по дороге.Это был дождь…

В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами, но степь все еше прекрасна и полна жизни. Едва зайдет солнце и землю окутает мгла, как дневная тоска забыта, все прошено, и степь легко вздыхает широкою грудью. Как будто от того, что траве не видно в потемках своей старости, в ней поднимается веселая, молодая трескотня, какой не бывает днем; треск, подсвистыванье, царапанье, степные басы, тенора и дисканты1 - все мешается в непрерывный, монотонный гул, под который хорошо вспоминать и грустить. Однообразная трескотня убаюкивает, как колыбельная песня; едешь и чувствуешь, что засыпаешь, но вот откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы, или раздается неопределенный звук, похожий на чей-то голос, вроде удивленного «а-а!», и дремота опускает веки. А то, бывает, едешь мимо балочки, где есть кусты, и слышишь, как птица, которую степнякизовут сплюком, кому-то кричит: «Сплю! сплю! сплю!», а другая хохочет или заливается истерическим плачем - это сова. Для кого они кричат и кто их слушает на этой равнине, бог их знает, но в крике их много грусти и жалобы… Пахнет сеном, высушенной травой и запоздалыми цветами, но запах густ, сладко приторен и нежен.

Сквозь мглу видно все, но трудно разобрать цвет и очертания предметов. Все представляется не тем, что оно есть. Едешь и вдруг видишь, впереди у самой дороги стоит силуэт, похожий на монаха; он не шевелится, ждет и что-то держит на руках… Не разбойник ли это? Фигура приближается, растет, вот она поравнялась с бричкой, и вы видите, что это не человек, а одинокий куст или большой камень. Такие неподвижные, кого-то поджидающие фигуры стоят на холмах, прячутся за курганами, выглядывают из бурьяна, и все они походят на людей и внушают подозрение.

А когда восходит луна, ночь становится бледной и томной. Мглы как не бывало. Воздух прозрачен, свеж и тепел, всюду хорошо видно и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. На далекое пространство видны черепа и камни. Подозрительные фигуры, похожие на монахов, на светлом фоне ночи кажутся чернее и смотрят угрюмее. Чаще и чаще среди монотонной трескотни, тревожа неподвижный воздух, раздается чье-то удивленное «а-а!» и слышится крик неус-нувшей или бредящей птицы. Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу, а в непонятной дали, если долго всматриваться в нее, высятся и громоздятся друг на друга туманные, причудливые образы… Немножко жутко. А взглянешь на бледно-зеленое, усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймешь, почему теплый воздух недвижим, почему природа настороже и боится шевельнуться: ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни. О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит томно и манит к себе, а от ласки его кружится голова.

Едешь час-другой… Попадается на пути молчаливый старик курган или каменная баба, поставленная бог ведает кем и когда, бесшумно пролетит над землею ночная птица, и мало-помалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки няньки-степнячки и все то, что сам сумел увидеть и постичь душою. И тогда в трескотне насекомых, в подозрительных фигурах и курганах, в глубоком небе, в лунном свете, в полете ночной птицы, во всем, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни; душа дает отклик прекрасной, суровой родине, и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей. И в торжестве красоты, в излишке счастья чувствуешь напряжение и тоску, как будто степь сознает, что она одинока, что богатство ее и вдохновение гибнут даром для мира, никем не воспетые и никому не нужные, и сквозь радостный гул слышишь ее тоскливый, безнадежный призыв: певца! певца!

Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая Друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается… Солние уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издалека похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.

Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля - все, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести. Над дорогой с веселым криком носились старички, в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы.Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку…

Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. Трава поникла, жизнь замерла. Загорелые холмы, буро-зеленые, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи, где тень лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным, представлялись теперь бесконечными, оцепеневшими от тоски…

… Воздух все больше застывал от зноя и тишины, покорная природа цепенела в молчании… Ни ветра, ни бодрого, свежего звука, ни облачка.

Но вот, наконец, когда солнце стало спускаться к западу, степь, холмы и воздух не вьшержали гнета и, источивши терпение, измучившись, попытались сбросить с себя иго. Из-за холмов неожиданно показалось пепельно-серое кудрявое облако. Оно переглянулось со степью - я, мол, готово - и нахмурилось. Вдруг в стоячем воздухе что-то порвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, на дороге спирально закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, черным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце. По степи вдоль и поперек, спотыкаясь и прыгая, побежали перекати-поле…

Вдруг рванул ветер…

Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем; тотчас же загремел гром…Раздался новый удар, такой же сильный и ужасный. Небо уже не гремело, не грохотало, а издавало сухие, трескучие, похожие на треск сухого дерева, звуки…

… По дороге текли ручейки и прыгали пузыри…

Вы можете или написать свой.

Упражнение 211. Исследуйте фонику отрывков; определите виды звуковых повторов и покажите их стилистическую функцию в речи.
I. Только что наступившая летняя ночь была тиха и тепла; с одной стороны, там, где солнце закатилось, край неба еще белел и слабо румянился последним отблеском исчезнувшего дня, - с другой стороны уже вздымался синий, седой сумрак. Ночь шла оттуда. Перепела сотнями гремели кругом, взапуски перекликивались коростели… Герасим не мог их слышать, и не мог он слышать также чуткого ночного шушуканья деревьев (Т.).
II. Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфорическая полоска и потухла. Послышалось, как где-то очень далеко кто-то прошелся по железной крыше. Вероятно, по крыше шли босиком, потому что железо проворчало глухо (Ч.).

Упражнение 212. Рассмотрите звуковую организацию речи; обратите внимание на художественное значение фоники в прозе.
Направо от огорода, тихо пошептывая и изредка вздрагивая от невзначай налетавшего ветра, темнела ольховая роща, налево тянулось необозримое поле. Там, где глаз не мог уже отличить в потемках поле от неба, ярко мерцал огонек ‹…›… Заря еще не совсем погасла, а летняя ночь уж охватывала своей нежащей, усыпляющей лаской природу.
Все замирало в первом, глубоком сне, лишь какая-то неизвестная мне ночная птица протяжно и лениво произносила в роще длинный членораздельный звук, похожий на фразу: «Ты Ни-ки-ту видел?», и тотчас же отвечала сама себе:
«Видел! видел! видел!» ‹…›
Наступило молчание… Потемки между тем все более сгущались, и предметы теряли свои контуры. Полоска за бугром совсем уже потухла, а звезды становились все ярче, лучистее… Меланхолически-однообразная трескотня кузнечиков, Дерганье коростеля и крик перепела не нарушали ночной тишины, а, напротив, придавали ей еще большую монотонность. Казалось, тихо звучали и чаровали слух не птицы, не насекомые, а звезды, глядевшие на нас с неба… ‹…›
В потемках глухо зазвучали робкие шаги, и из рощи показался силуэт женщины. Я узнал ее, несмотря даже на то, что было темно, - это была Агафья Стрельчиха. Она несмело подошла к нам, остановилась и тяжело перевела дыхание. Запыхалась она не столько от ходьбы, сколько, вероятно, от страха и неприятного чувства, испытываемого всяким при переходе в ночное время через брод.
(А.П. Чехов.)

Упражнение 213. Охарактеризуйте фонику стихотворения; покажите звуковую близость слов, тематически связанных с образами утеса и тучки.


Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана:
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне
(М.Ю. Лермонтов.)

Упражнение 214. Анализируя фонику, покажите единство звуковой и смысловой стороны речи.


1. Только ночью видишь ты вселенную.
Тишина и темнота нужна,
Чтоб на эту встречу сокровенную,
Не закрыв лица, пришла она.
2. Замерзший бор шумит среди лазури,
Метет ветвями синеву небес.
И кажется, - не буря будит лес,
А буйный лес, качаясь, будит бурю.
3. Без музыки не может жить Парнас.
Но музыка в твоем стихотворенье
Так вылезла наружу, напоказ,
Как сахар прошлогоднего варенья
(Из произведений С.Я. Маршака.)

Упражнение 215. Укажите звуковые повторы; рассмотрите грамматические связи слов, сходных в звучании; определите стилистическую функцию звукописи; проиллюстрируйте примерами из поэтической речи звуковое сближение грамматически зависимых членов предложения.
1. Волшебник страшный Черномор, ревнивый трепетный хранитель замков, безжалостных дверей, он только немощный мучитель прелестной пленницы своей. 2. Руслан на мягкий мох ложится. 3. Очнулась, пламенным волненьем и смутным ужасом полна. 4. Дробясь о мраморны преграды, жемчужной, огненной дугой валятся, плещут водопады. И ручейки в тени лесной чуть вьются сонною волной. 5. Оно умрет, как шум печальный волны, плеснувшей в берег дальный, как звук ночной в лесу глухом. 6. И, озарен луною бледной, простерши руку в вышине, за ним несется Всадник Медный на звонко скачущем коне. 7. Разумный муж уехал вскоре в свою деревню… 8. Он был простой и добрый барин. 9. Почтил он прах патриархальный. 10. Владимир тут же начертал ему нагробный мадригал. 11. Запутанный в сетях судьбы суровой…
(Из произведений А.С. Пушкина.)

Упражнение 216. Проанализируйте правку русских поэтов с точки зрения фоники; укажите лексические замены, продиктованные звуковым отбором слов, попытайтесь обосновать отказ от тех или иных созвучий и подбор слов определенной звуковой окраски.


I. 1. Любви печальную тревогу
Я слишком, может быть, узнал.

1. Любви безумную тревогу
Я безотрадно испытал.

2. Услышишь суд глупца
И черни смех холодный…

2. Услышишь суд глупца
И смех толпы холодной…

3. Твори, питая жар глубоких,
чистых дум.

3. Усовершенствуя плоды
любимых дум (П.).

II. 1. Убит!.. К чему теперь рыданья,
Похвал и слез ненужный хор…
Не вы ль сперва так долго гнали
Его свободный, чудный дар…
Отравлены его последние
мгновенья
Коварным шепотом
(презрительных)
бесчувственных невежд…

1. Убит!.. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор…
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар…
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом
насмешливых невежд…

2. Ей снится прекрасная пальма
В далекой восточной земле,
Растущая тихо и грустно
На жаркой песчаной скале.

2. И снится ей все, что в пустыне далекой -
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

3. Слова надежды повторяя,
Чужда тоски душа твоя.

3. Слова разлуки повторяя,
Полна надежд душа твоя (Л.).

III. 1. Начал на лодке кататься с Ульяшей да восхищаться природою нашей.

1. …да над природой подтрунивать нашей.

2. Я почему-то вспомнил вдруг о яблоне красивой в моем саду: там жил паук, паук трудолюбивый.
Я отвечал ему не вдруг, я вспомнил клен красивый…
Я отвечал ему не вдруг, припомнил я рябину…

2. Встречаясь с ним, я вспоминал невольно дуб красивый в моем саду: там сети ткал паук трудолюбивый.

3. Княгиня просит, чтоб живей перепрягали лошадей.

3. Выходит путница: «Скорей перепрягайте лошадей!»

4. Приехал сам митрополит… Прощенье царское сулит.

4. Явился сам митрополит… «Покайтесь, братия!» - гласит.

5. Между тем расплатились бы с прачкой.
Право, лучше б разделаться с прачкой.

5. Рассчитайтесь, сударыня, с прачкой (Н.).

IV. 1. Пальцы огромной руки идут на Питер.

1. Пальцы корявой руки прут на Питер.

2. И красные мчались на юг эскадроны.

2. И красные скакали на юг эскадроны (Маяк.).

4.3. Устранение недочетов в звуковой организации речи


Упражнение 217. В отрывках из научных статей и газетных материалов укажите недочеты фоники. Устраните их, если звуковая организация речи мешает ее восприятию.
1. Три принципа русской пунктуации и их единство в языке… 2. В ораторской речи употребляется и ирония как один из стилистических приемов. 3. Нельзя не отметить и такую яркую черту южнорусских говоров, как аканье. 4. Эту проблему мы обсуждали с учеными с мировым именем. 5. Система «Старт» содержит регулирующие, управляющие, функциональные и вычислительные устройства, приборы контроля, регистрирующие и показывающие, - всего более тридцати наименований. 6. Все устройства построены на элементах универсальной системы элементов промышленной пневмоавтоматики. 7. Журавлев - прирожденный пейзажист, последовательно следующий лучшим традициям русской художественной школы. 8. Вот какие нам заданы задачи в части участия в конкурсе. 9. Председатель студсовета выражал еще надежду, что одежду можно будет вешать хоть на… гвоздики. 10. Справки по отправке грузов можно получить по телефону.

Упражнение 218. В предложениях, взятых из радиопередач, укажите недочеты в звуковой организации речи и устраните их.
1. Произносятся с глубоким уважением ими имена героев войны. 2. Работа хозяйства оценивается по количеству произведенной продукции и полученной прибыли. 3. Способность к быстрому приспособлению организма к температурным изменениям людям закаленным и изнеженным свойственна в разной мере. 4. Герои демонстрируют бесстрашие и благородство в борьбе с бандитскими бандами. 5. Над двадцатигектарной территорией училища вздымаются дымы костров. 6. Основным методом изучения положений уставов, не связанных с практическими действиями обучаемых, обычно является беседа с разъяснением уставных положений при помощи плакатов, диафильмов и учебных кинофильмов. 7. Это позволит определить перечень важнейших видов оборудования, машин, механизмов, освоение которых планируется комплексно, а также заданий по созданию и промышленному освоению полных комплексов, серий, типажей и рядов оборудования машин, механизмов, средств механизации и автоматизации. 8. В экспериментах измерение импульсов вторичных частиц часто четко не удается выполнить. 9. Преподаватель дает учащимся ряд контрольных вопросов для уяснения усвоения материала. 10. Речь прерывалась слушателями шумными и долгими аплодисментами.

Упражнение 219. В газетных текстах укажите случайные звуковые повторы, определите их типы (аллитерация, ассонанс, смежная и раздельная анафора, эпифора), обратите внимание на неуместную рифму и ритмизацию речи. Устраните недостатки фоники, если они наносят ущерб стилю письменной речи, а также лексические ошибки.
1. Проблем предостаточно, и главная - сюрприз капризной природы. 2. Успешно выдержавшие экзамены в ГАИ получают удостоверения водителя автомобиля-любителя. 3. После экспедиции, по традиции, состоится отчет любителей подводного спорта. 4. Местком принял решение об улучшении выдвижения на награждение премиями. 5. Этот дом надо снести и на месте его возвести новый пищеблок. 6. После прохождения основного насаждения мутность воды уменьшается на 20%. 7. На клавиатуре, словно пианисты, работали линотиписты. 8. Одетые в национальные костюмы алькадессы привлекали внимание прессы. 9. Пассажиры, курящие во время полета, аннулируются из салона самолета. 10. Организуем систематически тематические выставки. 11. Пользуются успехом выступления по радио юристов и других специалистов. 12. Обычно распоряжение на выполнение задания и распоряжение на вознаграждение за затраченный труд отдаются одновременно. 13. Увеличение объема и усложнение технической информации вызвало необходимость ее организации и систематизации. 14. Отсутствие данных документов служит симптомом плохой организации управления, функция координирования осуществляется интуитивно, в связи с чем координирование малоэффективно. 15. Запуск в производство насосов перенесен из-за задержки с поставкой нержавеющей стали.

Упражнение 220. Укажите недостатки фоники, речевые ошибки, стилистические недочеты; исправьте предложения.
1. Химизация приводит к аллергизации жителей этих регионов, которые, по милости своего бездарного правительства, становятся жертвами цивилизации. 2. Новые элегантные сушуары украшают интерьер заново отремонтированной парикмахерской. 3. Индикация - это регистрация какой-либо информации. 4. Наши три пятерки (они в трех разных формах: красной, желтой и зеленой) согласованно и организованно посменно выполняют различные игровые упражнения. 5. Рост благополучия, хорошее воспитание, нормальное питание положительно скажутся на физическом состоянии молодого поколения. 6. Заслуживает доброго слова Смирнова, которая обеспечивает детским питанием наших малышей. 7. Очень часто школьник до поступления в первый класс может начинать пробовать читать, считать и писать. 8. Стало меньше хворых ездить в Хвастовичи, за что следует хвалить фельдшера, которая со многими болезнями справилась сама. 9. По линии налаживания посещения занятий мы имеем улучшение. 10. Сегодня необходимо поговорить хотя б об обязательствах. 11. Взбаламученные в споре с порогами волны Дуная, добежав до плотины и мощно хлестнувшись о нее, поворачивают к берегам, чтобы попасть в пасть турбины. 12. Мы узнавали, не писали ли литераторы об этих событиях. 13. Автору указано на нанизывание одинаковых падежных форм, наносящее ущерб стилю. 14. Своевременно ли полили лилии? 15. Молодой балет Алма-Аты заставил зрителей заговорить о себе. И, конечно же, ждать непринужденных и живых встреч с ним. 16. Мы довольны деятельностью детской комнаты. 17. Токует глухарь на окраинах топких моховых болот, затерянных в глухой лесной глухомани. 18. Первое место в первенстве заняла группа гимнасток города Гомеля.

Упражнение 221. Проанализируйте правку А.М. Горького, определите цель переработки писателем предложений (в скобках даны слова, которые он заменил); укажите способы стилистической правки, используемые при исключении из речи неблагозвучных причастий.
1. Челкаш презрительно сплюнул и (прервал свои вопросы, отвернувшись) отвернулся от парня. 2. И можно было, глядя на небо, думать, что оно - тоже море, только море взволнованное (и застывшее в своем волнении), опрокинутое над другим. 3. Впереди ему улыбался солидный заработок, (требовавший) требуя немного труда и много ловкости. 4. Сонный шум волн (плескавшихся о суда, грозил чем-то, предупреждал о чем-то) гудел угрюмо и был страшен.

Упражнение 222. Сравните звуковую организацию речи в предложениях; укажите, что нарушает ее благозвучие в неотредактированных вариантах. Проанализируйте стилистическую правку, в случае необходимости внесите в редакторский вариант коррективы.

1. В заметке речь шла о том, что по вине УКСа простаивали две автомашины, привезшие на завод оборудование и не разгружавшиеся в течение нескольких часов.
1. В заметке говорилось о том, что по вине Управления капитального строительства две автомашины, которые привезли на завод оборудование, не разгружались несколько часов.
2. Пограничники охраняют границу, как зеницу ока.
2. Пограничники надежно охраняют границу.
3. Живописную летопись Москвы представляют собой рисунки и гравюры, представленные на выставке.
3. Рисунки и гравюры, представленные на выставке, - это художественная летопись Москвы.
4. Сотрудники нашей лаборатории проводят большую работу по разработке этой важнейшей проблемы.
4. Сотрудники нашей лаборатории участвуют участвуют в решении этой важнейшей проблемы.
5. Сейчас диспетчер из Самары сообщает поездную обстановку, и из селекторного динамика доносится перестук проходящих поездов.
5. Диспетчер из Самары говорит о движении поездов, а в микрофон врывается перестук колес проходящих мимо составов.
6. Угрожающий холодный свет зловеще освещал кипящие воронки бурлящей воды.
6. Зловещий холодный свет грозно бросал отблески на воронки, в которых, казалось, кипела вода.
7. Свиридов старается создать серьезный разрыв, памятуя о реактивном финише Иванова. На спуске Иванов смело спуртует и смотрит на соперника.
7. Свиридов помнит о реактивном финише соперника и старается вырваться вперед. Он смело делает рывок на спуске и оглядывается на Иванова.
8. С раннего утра сюда стало стекаться все население села.
8. Рано утром сюда начали идти люди со всего села.
9. Инициатива родителей улучшила блюдаж и сказалась на ассортименте питания детей в детсаде.
9. По инициативе родителей в детском саду улучшилось питание: блюда стали вкуснее и разнообразнее.
10. Безответственное отношение к сохранению товаров приводит к фактам отсутствия предотвращения растрат и хищений.
10. Бесхозяйственное хранение товаров создает благоприятную почву для хищений и растрат.
11. В некоторых службах связи сложилось положение, которое ставило под сомнение реальность выполнения заданного задания.
11. В некоторых службах связи было поставлено под угрозу выполнение задания.
12. На беспримерном примере полета «Союза-9» основывались авторы в снимании фильма.
12. В основу фильма был положен беспримерный полет космического корабля «Союз-9».

Упражнение 223. Проанализируйте звуковую организацию речи в газетных заголовках, отмечая недочеты фоники и оправданные звуковые повторы.
1. «Афганский урок не впрок». 2. «Витамины грудничкам и старичкам». 3. «Спид не спит». 4. «Без надзора ревизора» (корреспонденция с подзаголовком «Из зала суда»). 5. «Хода нет на минарет» (фельетон о пренебрежении архитектурными памятниками). 6. «Таможенный склад - не работа, а клад». 7. «В одночасье съезд зачах. При свечах» (статья о «чрезвычайном шестом съезде народных депутатов СССР в марте 1992 г.). 8. «Недостаток внимания руководства к развитию производства». 9. «Строится остров». 10. «Конъюнктура для контркультуры». 11. «Баллы за бал на льду». 12. «Их конек - коньки». 13. «Какие хлопоты, таков и хлопок». 14. «Инъекция против инерции». 15. «База не обуза». 16. «Чем Уже, тем хуже». 17. «Прогноз и диагноз». 18. «Продолжатели и подражатели». 19. «Кому облегчение, кому огорчение». 20. «Расчеты и просчеты». 21. «Мнения и сомнения». 22. «Цитадели из цитат». 23. «Ждет матчей мяч». 24. «Уха из петуха». 25. «Чудо-чадо». 26. «Быт не забыт». 27. «Визит к «визирям».

Упражнение 224. Проанализируйте звуковую организацию речи в приведенных предложениях, отмечая недочеты фоники. Устраните их.
1. Строители предупреждены о персональной ответственности за устранение недостатков и за затяжку ремонта. 2. Нам было указано на наличие недостатков в работе. 3. На ферме горячие деньки, несмотря на природу, словно пытающуюся перелистать календарь вспять. 4. В совхозном саду во главе со стажером ребята проводят борьбу с листожором. 5. Свой день дети должны привыкать начинать с утренней гимнастики, проводимой дома, но пользу она принесет, если проводится систематически. 6. Всякому из нас следует строго спросить с себя за порядок. 7. Крытый стадион открыт для всех. 8. Мы узнавали, не писали ли литераторы о этих событиях. 9. Все слышали, как скрипят тормоза за закрытым окном. 10. Не видели ли вы Лидии? 11. Вспомним еще одну аналогию из мифологии: Геракл стал пионером гидросмыва, пустив воды реки в авгиевы конюшни.

Упражнение 225. Сравните предложения; проанализируйте стилистическую правку, назовите устраненные недочеты фоники и речевые ошибки. В случае несогласия предложите свой вариант правки.

1. Ядовитые растения - растения, вырабатывающие и накапливающие ядовитые вещества, вызывающие отравления человека и животных.
1. Ядовитые растения - растения, которые вырабатывают и накапливают ядовитые вещества, способные вызвать отравления человека и животных.
2. Очень важно детям предлагать создавать изображения в различные периоды формирования знаний и представлений о профессиях.
2. Очень важно побуждать детей к рисованию во время формирования у них знаний о профессиях.
3. После последнего перевоплощения - на этот раз в самих себя - они вышли в своей будничной одежде и оказались представителями молодежных клубов моды, существующих при многих пошивочных фабриках.
3. Последнее перевоплощение (на этот раз в самих себя), и они вышли в своей будничной одежде и оказались представителями молодежных клубов моды, организованных при многих швейных фабриках.
4. Не менее впечатляющими оказались и изменения, происшедшие за прошедшее десятилетие в этой области.
4. Впечатляют те изменения, которые произошли в этой области за последнее десятилетие.
5. В отношении мануфактуристов крестьяне выступали как люди, продававшие свою рабочую силу, что являлось типичным явлением для того времени.
5. По отношению к владельцам мануфактур крестьяне выступали как люди, продающие свою рабочую силу, что было типично для того времени.

Упражнение 226. Укажите недочеты фоники (неблагозвучие, неуместные звуковые повторы, случайную рифму). Отредактируйте текст, устраняя замеченные ошибки и недочеты.
Секрет трюка
Их имена редко появляются в титрах, в лицо этих людей знают лишь работники киностудии - режиссеры, сценаристы, операторы. Но в те минуты, когда они «работают» на экране, каждый из нас следит за происходящими событиями с замирающим сердцем.
…Грузовик с прицепом, взвизгнув резиной колес, свернул с шоссе и понесся по проселку. Через мгновение из-за поворота появилось преследующее его такси-пикап. От тряски и ударов фургон прицепа развалился и с грохотом, рассыпая снопы искр, покатился за обочину. Грузовик резко затормозил, развернулся, поднял шлейф пыли и, взревев мотором, помчался навстречу такси. Удар, скрежет металла, звон разбитого стекла.
Я пришел в себя от увиденного только после громкой команды: «Снято!» Из автомашин вылезли каскадеры.
Интерес к профессии каскадера с каждым днем растет. Фильмы, в которых мужественные, смелые герои участвуют в невероятных приключениях, погонях, совершают головокружительные трюки, привлекают наше внимание. Каскадеров часто чуть ли не сказочными героями представляют, «не горящими в огне, не тонущими в воде». Кто же они на самом деле?
Если вы встретитесь с ними, то ничего особенного не заметите. Спортивные, подтянутые, приятные в общении люди. Таких немало. Но в сложной ситуации, когда от реакции, расчета, физической выносливости, хладнокровия зависит успех номера, вы понимаете, что это не обычные актеры.
Каскадеры - это те же актеры, но роли у них бывают сложны не только технически. Например, выпасть на ходу из машины, изображая мертвое тело, гораздо труднее, чем прыжок из едущего автомобиля. Иногда приходится дублировать известных актеров. Тут одного грима мало, чтобы зритель не узрел подмены, не заметил фальши. Необходимо передать манеру двигаться, пластику «звезды» экрана. Все это возможно лишь обладая актерскими способностями.

5. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ


Упражнение 227. Выделите формы субъективной оценки и определите их стилистические функции в контексте.
1. Приехал этот мальчишечка… Парнишечку того звали Ванькой. Такой шшербатенький, так, невысокого росточка (Шукш.). 2. Появилась песенная старушка. - Сашенька такой бледненький, такой слабенький, такой нежненький (Сол.). 3. Прочитав в глазах Смурого… мелкий, собачий страшок… она ответила (Гриф.). 4. Значит, клубишко имеется? - Имеется, Паша (Шукш.). 5. Там дома коровушка да заботушка (Лих.). 6. А вот другая популярная розовая сказочка (Я. Боровой). 7. Зачастили к Иванову разные посетители; не отпустите ли досочек, а красочки? (Голов.) 8. Ружьишком забавляется, а мы жди (Абр.). 9. В кинцо проветрился (Лихон.) 10. Ну и бородищу ты отрастил, жуть! 11. Вот такой миллионище можно выиграть в «Лотто-миллион»! 12. Я взялась вести две иностранные фирмашки, всю документацию им готовлю (из разг. речи).

Упражнение 228. С помощью различных аффиксов образуйте формы экспрессивных глаголов; укажите их функционально-стилевую принадлежность и эмоциональные оттенки значений. Придумайте с ними словосочетания, предложения.
Образец. Бегать - добегаться (разг.), избегаться (разг.), забегаться (разг.), выбегаться (прост.), убегаться (разг.), отбегать (разг.).
Болтать, верить, говорить, гулять, ездить, звать, искать, курить, лежать, работать, смеяться, стоять, хохотать, шутить.

Упражнение 229. С помощью приставок воз- (вос-), пре-, пред-, со- образуйте от приведенных глаголов синонимы, относящиеся к высокому стилю (за справками обращайтесь к толковым словарям). Употребите их в контексте.
Образец. Оглашать-возглашать: Все их громко величают и царевича венчают княжей шапкой, и главой возглашают над собой (П.).
Гореть, жечь, известить, исполнить, любить, начертать, переживать, пылать, сиять, скрыть, соединить, терпеть, уведомить.

Упражнение 230. Приведите примеры книжных слов, образованных при помощи приставок а-, анти-, архи-, вне-, гипер-, де-, интер-, квази-, пост-, псевдо-, сверх-, со-, транс-, экстра-; суффиксов -аж, -иад(а), -иан(а), -изирова-(ть), -изм, -ин, -ирова-(ть), -ит, -ол, -ом(а); а также в результате словосложения. Покажите на этих примерах функционально-стилевую прикрепленность словообразовательных средств в русском языке.

Упражнение 231. Определите функционально-стилевую закрепленность аффиксов в словах.
Автол, акклиматизация, акцентировать, алогизм, ангинома, астмантол, бронхит, валидол, востребовать, вредничать, воссиять, гиперзвуковой, гречиха, дакать, дарвинизм, задарма, задаром, коммуникабельный, мамкать, металлоид, мультяшка, насмешничать, номенклатура, аденома, отсебятина, подзаработать, писанина, попривыкнуть, пошив, пошлятина, пятнол, сверхприбыль, совладелец, толстовство, тоннаж, уськать, фотогеничный, Чаплиниада, экстразональный, якать.

В каких песнях вам слышались не те слова, что поются на самом деле?

Моим апогеем была песня "Арлекино" Аллы Пугачёвой, которую, наверно, каждый помнит наизусть:
"Арлекино, Арлекино, Есть одна награда - смех".

В моём исполнении, однако, она звучала несколько иначе:

Арлекино, Арлекино,
Нужно быть смешным для всех.
Арлекино, Арлекино,
(!) Есть одна нога на всех.

И затем -- тот жуткий смех Аллы Борисовны: "Аха-ха-ха-ха ха-ха-ха ха!"

Да, слова "одна нога на всех" меня действительно удивляли, "но, - думал я, - какого только бреда эти взрослые не понапридумывают..."

У Окуджавы в "Песенке о старом, больном, усталом короле" мне всегда слышалось "Пять грустных солдат, пять веселых солдат и еврейка" вместо "ефрейтор". Видимо, во мне тогда дремал антисемит.

Из советского детства папы бабушка вспоминала: маленьким он в песне "Хотят ли русские войны" пел по-своему "Котятки русские войны"

То, что сразу вспомнилось - знаменитая песня Меладзе и ВИА Гра про несчастного человека по имени "Стоша Говнозад", которая на самом деле "сто шагов назад".

Когда-то читала обсуждение "Что в песнях Земфиры вы слышали не так", самое шедевральное было: "Я несла бачок" вместо "я не слабачок" в песне Самолёт. Но это ещё не всё - в песне поётся "я никак не слабачок", то есть она его ещё и никак несла, плохо несла, а тут ещё и перестрелки

В песне Пугачевой "Позови меня с собой" всегда слышала "снова от меня ветер злых перемен тебя уносит, не оставив мне даже денег взамен.." вместо "тени". Когда выросла - стало даже стыдно за такую детскую меркантильность.

В "Трёх мушкетёрах", в душещипательной сцене, где любимая Д"Артаньяна погибает, он поёт что-то такое грустное, произнося её имя: "Констанция, Констанция!..", - мне всё время слышится "Как станция? Как станция?", - ну, как бы он связь проверяет.

Мой отчим с удивлением спрашивал, почему группа "Демо" поёт песню "сонный шкаф в трусах". На самом деле, это была песня "солнышко в руках", и она играла из каждого утюга.

Дочь нашей знакомой не знала слова "стиляга", вот и получалось, что всем известный Вася "с телегой из Москвы".

Летящей походкой ты вышла, Измая, и скрылась опять, Перенееея моя!
Все детство так слышала и ничуть не удивлялась. Нуачо, красивые ж имена!

В мюзикле "Собор Парижской Богоматери" есть всем известная песня Belle. Там есть фраза "в раба мужчину превращает красота", которую я упорно слышала как "в ДРОВА мужчину превращает красота"

Первая же строчка в песне Бернеса про Костю-морячка "Шаланды, полные кефали" в детстве не поддавалась точной расшифровке. Вроде и слышалось всё правильно, но что это за полные шаланды и что они делали (кифали - глагол в прошедшем времени!), оставалось загадкой до весьма сознательного возраста. По ассоциации со словом "шалава", представлялось, что это тучные женщины, занятые неким распутным делом.

Мы долго ржали на работе, когда узнали, что Боярский на самом деле поет "Pourquoi pas, Pourquoi pas, почему бы нет". Мне казалось, что он поет "куклапа", другой девочке казалось, что "про клопа, про клопа, почему бы нет".

А я в детстве вела песенник, в котором была очень забавная песня, которая мне очень нравилась - "Портрет твой, портрет рисунка падла ты косой"

Пабло Пикассо?? Нет, не слышали.

У Юрия Антонова вместо "....скрылась из глаз в пелене января" отчетливо слышалось: "Она вышла из мая и скрылась из глаз пельмени варя". И я даже представляла себе эту скрывающуюся женщину с кастрюлей в руке.

Понравился пост? Поддержи нас в соцсетях - Ставь "Нравится" и делись с друзьями!

Добавьте свой прикол!