Профайлинг определение. Методы профайлинга в современном обществе

Психология лжи и обмана [Как разоблачить лжеца] Спирица Евгений

Глава 12. Профайлинг и оперативная психодиагностика личности

Прежде чем мы перейдем к описанию основного инструмента верификатора – опросной беседы, необходимо определиться с рядом терминов и понятий. В первую очередь стоит сказать о разнице между деятельностью верификатора и профайлера. Некоторые исследователи часто соединяют эти два явления в одно, что в корне неверно. Давайте рассмотрим почему.

Изначально термин «профайлинг» (от англ. profail – «профилирование») использовался в ситуации составления поискового психологического портрета (профиля) неизвестного преступника по следовой картине на месте преступления.

Одна из первых попыток составления психологического портрета принадлежит британскому хирургу Томасу Бонду, которую он предпринял в 1888 г. в отношении установления личности серийного убийцы и маньяка Джека-потрошителя.

В настоящее время профайлинг (профилирование личности) применяется в рамках программы нахождения и задержания преступников, разработанной в 1985 г. в ФБР под руководством П. Брукса и Р. Ресслера с целью способствования раскрытию серийных преступлений насильственного характера.

Еще одно значение понятия «профайлинг» служит для обозначения технологии наблюдения и опроса пассажиров в ходе предполетного досмотра с целью выявления потенциально опасных лиц при авиаперелетах, а также профилактики и предотвращения терактов на воздушном транспорте.

Подготовка и использование специалистов (профайлеров) с целью выявления потенциально опасных пассажиров с точки зрения возможности осуществления противоправных действий, прежде всего террористической направленности, на воздушном транспорте и в аэропортах впервые были реализованы в Израиле авиакомпанией Эль-Аль, а также в аэропорту Бен-Гурион.

В последнее время трактовка понятия «профайлинг» была расширена и стала включать в себя ряд прикладных психологических методик, целью которых является оценка достоверности сообщаемой информации по вербальному и невербальному поведению человека, то, что мы называем безынструментальной детекцией лжи.

Профайлер – специалист, составляющий портрет неизвестного преступника по следам на месте преступления, определяющий ареал обитания человека, совершившего преступление, для скорейшего его задержания. Таким образом, профайлинг является совокупностью методов психолого-криминалистической направленности.

Верификатор – это лицо, работающее с рядом данных. В процессе детекции лжи, в отличие от профайлинга, у нас, как правило, уже есть лицо, в отношении которого нужно сделать однозначный вывод о его причастности или непричастности к расследуемому событию.

При этом нужно понимать, что и методы достижения результатов у двух разных специалистов будут разные.

«Методология криминального профайлинга предполагает работу с материалами уголовного дела и интерпретацию доказательств. Результатом работы профайлера является криминальный профиль – юридически значимый документ, в котором описаны личность и поведение преступника и жертвы в ключе совершенного преступления или серии преступлений».

Тут и хотелось бы определиться с терминами.

Поскольку в СССР маньяков и серийных убийц «не было», то и в инструментальной детекции лжи (а также в генетике, кибернетике и других отраслях науки) мы сильно отставали от Запада, где уже существовали целые отделы по поиску серийных убийц. Сейчас мы берем у западных коллег многое и даже не удосуживаемся правильно переводить термины. Термин «криминальный профайлинг» переводится однозначно и означает «преступный профайлинг»! Получается, что мы готовим преступников правильно выбирать и составлять психологический портрет жертвы для лучшего совершения преступления. Безграмотность современных российских специалистов в области детекции лжи, криминалистики и профайлинга вызывает грусть и печаль, особенно когда в научной литературе цитируются в качестве источников популярные книги Аллана и Барбары Пиз.

Вместо некорректного, с моей точки зрения, термина «криминальный профайлинг» я использую термин «криминалистическое изучение личности неизвестного (известного) преступника».

Специалист-профайлер, как правило, работает с материалами уголовного дела, со следовой картиной преступления. Перед ним стоит основная задача создания документа, в котором был бы описан психологический портрет подозреваемого. Ярким примером составления такого психологического профиля можно назвать психологический и антропологический портрет Андрея Чикатило, который создал профессор А.О. Бухановский, работая с материалами дела.

Что касается детекции лжи, как инструментальной, так и безынструментальной, то в этом случае нам предстоит иметь дело уже с конкретным лицом, нам известным (даже если это анализ видеозаписи), и, естественно, методологические подходы и приемы будут отличаться от методов криминалистического изучения личности.

Если в профайлинге основным инструментом является ознакомление с материалами уголовного дела, то в детекции лжи мы используем различные виды опросных бесед, которые и являются основными инструментами верификаторов.

Часто опросную беседу для установления истинности или ложности высказывания путают с таким явлением, как калибровка. Калибровка – термин из инструментария нейролингвистического программирования (НЛП), точное узнавание состояния и типологизация личности другого человека по вербальным и невербальным (телесным) сигналам.

Задача же, которая стоит перед верификатором во время опросной беседы, – не только описать состояние, но и спровоцировать человека на неосторожное высказывание, получить признание, поэтому калибровку верификатор проводит каждую секунду и на основании ее принимает решение о переходе от одного этапа исследования к другому.

Однако это возможно только при развитии такого качества, как «сенсорная чувствительность». Сенсорная чувствительность – навык делать более тонкие различения в отношении сенсорной информации, которую мы получаем из окружающего мира. У многих людей хорошо развита сенсорная чувствительность от природы. Особенно это качество развито у женщин в силу их правополушарности. Исследования многих антропологов, в частности Д. Морриса, показали, что женщины от природы лучше распознают невербальные сигналы.

Для верификатора это не природное качество, а навык, который сформирован путем длительных упражнений и поэтому используется не бессознательно, а осознанно.

Из книги Криминалистическая психология автора Образцов Виктор Александрович

5.3. Психодиагностика почерка подозреваемого В начале 90-х годов минувшего столетия профессор Башкирского госуниверситета Г. Аминев разработал оригинальную методику исследования почерка подозреваемого, названную автором "Психодиагностикой почерка подозреваемого в

Из книги Формула успеха или Философия жизни эффективного человека автора Козлов Николай Иванович

Грамотная оперативная корректировка Если какой-то сотрудник имеет привычку излагать большинство вопросов невнятно, неконструктивно или обвинительно, создавая из любого мелкого вопроса большую проблему, Ну, как обычно…не будьте пассивны и не дожидайтесь наезда в

Из книги Искусство Быть Собой автора Леви Владимир Львович

ОПЕРАТИВНАЯ ТОНИЗАЦИЯ Не устану повторять, что в попытках самоовладения нет нужды стремиться к чему-то сверхъестественному – достаточно лишь хорошенько поучиться у себя самого. Вот и теперь не открою никакого секрета, сказав, что мы ежедневно и иногда по многу раз

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

Методика «Оперативная память» Применяется для обследования взрослых. Цель: изучение кратковременной памяти.Инструкция. Сейчас я назову вам пять чисел (см. табл. числовых рядов). Ваша задача – постараться запомнить их, затем в уме сложить первое число со вторым, а

Из книги Загадки и тайны психики автора Батуев Александр

Оперативная память А теперь я хочу рассказать о собственных исследованиях нейронных основ памяти, которые проводились совместно с моими учениками А. А. Пироговым и А. А. Орловым на обезьянах – макаках-резусах. Обезьяна во время опыта находилась в специальном

Из книги Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность ребенка автора Круглова Наталья Федоровна

Оперативная память Ограниченность оперативной (кратковременной) памяти особенно отрицательно сказывается на первых этапах обучения, когда ребенок не имеет еще никаких рациональных способов работы с поступающим каждодневно учебным материалом, и поэтому этот материал

Из книги Техники позитивной терапии и НЛП автора

Психодиагностика и тестирование Корректное применение психодиагностических методик может существенно повысить эффективность работы психолога. К сожалению, использование психологических тестов в практической работе с клиентами сталкивается с рядом психологических

Из книги Техники гештальта и когнитивной терапии автора Малкина-Пых Ирина Германовна

Глава 1 Психодиагностика Для понимания теоретических основ психотерапевтического консультирования необходимо ответить на вопрос – каков генез психологической проблемы.Практика психотерапии всегда ставит перед психологом одни и те же ведущие вопросы: «Какими

Из книги Психология критического мышления автора Халперн Дайана

Оперативная память Ученые, изучающие свойства памяти, сходятся во мнении, что объем человеческой памяти ограничен; иначе говоря, мы неспособны запомнить все, что нам хотелось бы. Не можем мы и удерживать в памяти слишком много разных «кусков» информации, с тем чтобы можно

Из книги Психологические подсказки на каждый день автора Степанов Сергей Сергеевич

Житейская психодиагностика Один издатель в Цюрихе выпустил брошюру, в которой даются советы, как подбирать хороших работников на руководящие должности. «Вместо того, чтобы предлагать кандидатам заполнять длинные анкеты и проводить с ними собеседование, лучше

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

42. КРАТКОВРЕМЕННАЯ, ДОЛГОВРЕМЕННАЯ И ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ Существует также деление памяти на кратковременную и долговременную. Кратковременная память – это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. В чем-то кратковременная

Из книги Психология общения. Энциклопедический словарь автора Коллектив авторов

Часть IV Психодиагностика общения

Из книги Записки профайлера автора Гусева Евгения

Из книги Психология лжи и обмана [Как разоблачить лжеца] автора Спирица Евгений

Из книги автора

Часть 3. Профайлинг: оперативная психодиагностика личности, или Как лгут разные психотипы Из этой части книги вы узнаете о том, чем различаются разные психотипы. А главное – разберетесь, как они

Из книги автора

Глава 13. Профайлинг в безынструментальной детекции

Защита от террористических актов на транспорте предполагает разработку различных технологий, позволяющих быстро и эффективно предотвращать такого рода явления. Практика показала, что степень защищенности транспортного объекта зависит от применения как можно более широкого спектра научно-практических методик, охватывающих различные области человеческих знаний. Посредством применения только досмотровой техники невозможно решить проблему выявления потенциального террориста.

Наряду с развитием технических средств необходимо учитывать и другую сторону данной проблемы – возможности предотвращения актов незаконного вмешательства посредством тестирования пассажиров. Опыт осуществления защиты от актов незаконного вмешательства (АНВ) на транспорте свидетельствует, что посредством применения только различной досмотровой техники невозможно решить проблему выявления потенциального террориста. Эти обстоятельства диктуют необходимость искать и другие возможные направления защиты от актов незаконного вмешательства в отраслях транспортного комплекса.

На технологию «профайлинг» особое внимание было обращено после террористических актов в августе 2004 г. Распоряжением начальника Федеральной службы надзора в сфере транспорта было рекомендовано ввести группы профайлинга в службы авиационной безопасности еще до 1 ноября 2004 г. Отметим, что профайлинг уже имеет опыт применения на территории Российской Федерации и в некоторых странах СНг на международных рейсах в Пулково, Шереметьево и других аэропортах. Данная технология, широко применяемая в мире рядом авиакомпаний, прежде всего в США и Израиле, набирает обороты и в нашей стране. Система профайлинга очень гибкая и предполагает возможность различных модификаций в соответствии с архитектурой и особенностями аэровокзального комплекса, местными условиями, спецификой угроз.

Термин «профайлинг» не имеет точного перевода с английского языка. Данное слово относиться к сленговой терминологии и берет свое начало от английского «profile» – профиль. Концепция профайлинга как раз и основывается на построении профиля пассажира. Основное методологическое положение заключается в том, что лица, совершившие террористический акт или собирающиеся его совершить, характеризуются наличием определенного набора подозрительных признаков во внешности, поведении, путевых документах и в перевозимых вещах. Изучение и систематизация данных признаков дает возможность создания профиля пассажира, на основании которого каждый человек может классифицироваться как неопасный или потенциально опасный. В соответствии с этим весь пассажиропоток обрабатывается по определенной схеме, позволяющей выявить подозрительные признаки.

В основе концепции профайлинга лежит положение о том, что каждый пассажир может оказаться террористом, а каждый предмет – взрывным устройством или оружием и т. д.; поэтому все мероприятия, проводимые в рамках рассматриваемой технологии, призваны подтвердить или опровергнуть данное утверждение. Соответственно, под профайлингом понимается выявление потенциально опасных пассажиров и ситуаций в ходе предполетного досмотра. Система профайлинга позволяет делать только предположение о возможной причастности пассажира к акту незаконного вмешательства. Действительная же угроза может быть выявлена лишь на основании углубленного личного досмотра пассажира и перевозимых им вещей.

Работа с пассажиром может начинаться со сбора предварительной информации о нем по различным базам данных. Затем, согласно существующей на сегодня практике, перед регистрацией на рейс изучаются путевые документы пассажира, досматриваются все перевозимые им вещи, анализируется общий облик, поведение человека и сопровождающих его лиц. Особое внимание уделяется изучению документов с целью обнаружения признаков подделки. Наиболее удобным местом при проведении профайлинга при предполетном досмотре является зона перед регистрационными стойками, где пассажир находится со всеми перевозимыми им вещами. Работа профайлера может осуществляться на позиции первого номера сотрудника досмотра или рядом с ним.

В профайлинге разработана специальная система контрольного опроса по багажу, которая позволяет выявить возможное наличие опасных или запрещенных к транспортировке предметов, перевозимых пассажиром или переданных ему другими людьми. Акцентирование внимания пассажира, что опрос проводится в целях его безопасности, создает положительную установку для контакта с профайлером. Вопросы, задаваемые на языке, понятном для человека, обычно не вызывают каких-либо затруднений. Стандартный опрос занимает по времени 3–4 мин. За этот период сотрудник, анализируя полученные ответы и поведение стоящего перед ним человека, делает вывод относительно его потенциальной опасности для рейса. если по данным позициям не выявлено отклонений от нормы, пассажир считается неопасным для рейса и проходит далее на регистрацию. Пассажир, квалифицированный как подозрительный или опасный (отобранный), направляется на личный досмотр. В данном процессе большое практическое значение имеет интуиция профайлера и его профессиональный опыт. Стандартные вопросы в зависимости от ситуации могут касаться цели поездки, цели и месте пребывания, культурно-исторических памятников и др.

В системе профайлинга большой интерес представляют особенности поведенческих реакций пассажира и сопровождающих его лиц. Соответственно, профайлеру желательно иметь некоторые специальные знания в области прикладной психологии. Выявление подозрительных моментов во внешности и поведении людей возможно посредством применения психологического тестирования в работе профайлера, которое здесь понимается как визуальная диагностика внутреннего состояния человека через видимые проявления характерных признаков, возможно свидетельствующих о готовящемся противоправном деянии. Речь в данном случае идет о профессиональном наблюдении за человеком по определенной схеме. Установлено, что лица, вынашивающие преступные замысли, характеризуются определенным неконтролируемым субъектом психологическим состоянием, которое неизбежно будет иметь свое выражение в поведении, в физиологических реакциях организма и во всем внешнем облике. Это, к примеру, все симптоматические проявления нервозного состояния, признаки аффективного реагирования на ситуацию, особенности лживого поведения, а также характерные приметы наркотических воздействий на человека. Также заслуживают особого внимания так называемые «улики преступного поведения». В частности, это общая неадекватность психологического состояния; неестественность и наигранность в поведении при контактах с сотрудниками служб безопасности (милиции); отрешенность от происходящего вокруг (симптом суицидального террориста). Важным аспектом психологического тестирования является акцентирование внимания на динамике поведения пассажира, вызывающего подозрения. Так, например, если при контрольном опросе по багажу или при любых других контактах с профайлером или представителем службы безопасности человек при затрагивании определенных тем меняет свое поведение (наблюдаются напряженность, тревожность, страх), то это очень показательный факт. К психологическому тестированию пассажира можно отнести также применение различных техник общения и влияния на собеседника с целью быстрого установления контакта и получения необходимой информации (данные технологии достаточно хорошо представлены в практических разработках в области нейролингвистического программирования).

Конечно же, сразу возникает закономерная проблема о том, кто может работать в качестве профайлера. Остановимся на вопросе подготовки профайлера и основных социально-психологических требованиях, а также необходимого общего и профессионального образовательного уровня.

Прежде всего, это довольно специфическая форма деятельности, соединяющая в себе различные отрасли гуманитарных знаний, таких как, например, география, искусство, история и др. Поэтому желательным для профайлера будет наличие высшего или неоконченного высшего образования. часто возникающий вопрос о том, должен ли профайлер в обязательном порядке иметь базовое психологическое образование, не предполагает однозначный ответ.

Конечно же, данный род деятельности непосредственно связан, как мы уже отмечали, с такими психологическими категориями, как «общение» и «наблюдение», поэтому знания в соответствующей области будут совсем не лишними. С другой стороны, психологические знания, необходимые для непосредственной работы, можно получить и за более короткий срок, чем обучение в институте. Несомненно, прослеживается взаимосвязь между интересом к психологии и успешной работой в качестве профайлера. Многие профайлеры являются студентами психологических факультетов, а у других наблюдается ярко выраженная заинтересованность знаниями практической психологии. Настаивать же на обязательном психологическом образовании для профайлера не совсем правильно, так как в содержании данной деятельности психологической составляющей не более четверти.

Более существенным требованием при отборе является обязательная проверка кандидата на должность по криминалистической базе данных, так как профайлинг связан с областью безопасности и соответственно крайне нежелательным будет приток «случайных» людей. Наличие антисоциальных патологических наклонностей личности, склонность к которым можно выявить при собеседовании (тестировании), однозначно являются поводом для отвода кандидатуры. К важным факторам следует отнести наличие положительной мотивации к данному виду деятельности, то есть стремление работать именно в сфере безопасности с четким осознанием важности и ответственности выполняемых функций.

Общение с пассажирами по вопросам, выходящим за рамки проверки билетов и багажа, требует хорошо развитого интеллекта и достаточно высокой эрудиции. Специфика работы – дефицит времени – диктует необходимость иметь способность быстро анализировать большой объем информации и делать правильные логические выводы за короткий промежуток времени. Наличие различных нестандартных ситуаций в работе профайлера, требующих быстрого решения, предполагает склонность к нестандартному мышлению и хорошую скорость реакции. Выявление подозрительных признаков во внешности и поведении будет невозможно без развитой наблюдательности. Общение с пассажирами должно проходить на высоком профессиональном уровне, поэтому профайлер должен обладать такими коммуникативными качествами, располагающими к себе собеседника, как грамотная речь, четкая дикция, приятные манеры и др., а также владеть техниками влияния на собеседника. Потенциальная возможность возникновения конфликтных ситуаций и других напряженных моментов в работе профайлера делает стрессоустойчивость профессионально значимым качеством.

Из специфических знаний и умений для профайлера отметим необходимость отличного владения методикой проверки перевозочных документов, что возможно лишь при совершенном знании правил оформления и защиты паспорта, авиабилета и визы пассажира. Также обязательным считается наличие определенного уровня сведений по вопросам, связанных с действующими террористическими организациями, и владение иностранным языком в объеме, необходимом для общения с пассажирами для работы на международных линиях.

Профайлер по роду своей деятельности должен производить общее благоприятное впечатление. Этому процессу будет способствовать аккуратный внешний вид – строгая одежда (или форма), соответствующая прическа и аксессуары. Поведение профайлера должно быть выдержанным и вежливым. При общении с пассажиром не должно быть и намека на грубость, высокомерие, пренебрежение, с одной стороны, а с другой – заискивающих и неуверенных интонаций.

Нестандартность ситуации (опрос, ручной досмотр багажа), порождающей порой закономерно негативную психологическую реакцию пассажира, требует проявления со стороны профайлера необходимой деликатности и такта. Несмотря на базовое положение профайлинга о возможной причастности каждого пассажира (посетителя) к террористической деятельности, это не должно никак сказываться на профессиональном общении. Потенциальный террорист не должен заметить, что его подозревают, а «обычного» невиновного человека нельзя открыто подвергать недоверию, так как это может отрицательным образом сказаться на результатах проведения профайлинга в целом.

Подготовка профайлера занимает в среднем 2–3 недели (2–3 курса) и включает в себя изучение теории профайлинга, прохождение тестовых испытаний, а также деловые игры и тренинги, практику. После каждого пройденного курса рекомендуется стажировка под руководством более опытных сотрудников. После обучения профайлер приступает к самостоятельной работе под контролем непосредственных начальников. В дальнейшем все сотрудники проходят обучение в рамках повышения квалификации. Профессиональный отбор будущих профайлеров по представленным критериям намного повысит эффективность применения профайлинга в любой отрасли транспортного комплекса.

Методика профайлинга, сформированная для западных служб авиационной безопасности, может быть с успехом модифицирована для специфики аэропортов РФ и стран СНг. Авиапредприятия, учитывая свои конкретные условия, могут использовать технологию профайлинга в «классическом» варианте или же частично.

Профайлингу можно обучить уже работающих сотрудников авиационной и транспортной безопасности, милиции, входящих в группы досмотра, охраны, перронного контроля и т. д.; возможно формирование групп профайлеров из специально подобранных для этой работы людей. При профотборе следует учитывать те значимые социально-психологические характеристики, о которых шла речь выше, так как далеко не все обладают набором качеств, необходимым для работы в качестве профайлера. Преимущество при отборе на данную должность должно отдаваться людям, работающим или имеющим опыт работы в правоохранительных и других силовых ведомствах.

Введение профайлинга в структуру служб авиационной безопасности имеет веские обоснования. В первую очередь, необходимо отметить, что эта методика уже больше 20 лет имеет опыт успешного практического применения в мире. Это достаточно большой срок, полученные положительные результаты подтверждают практическую полезность этого метода. Поэтому данный опыт с его некоторой трансформацией нельзя оставлять без внимания и в России. Заметим, что профайлинг очень вариабелен и дает возможность рассмотганизации работы служб береть различные способы орзопасности в соответствии с этой системой. Профайлинг можно рассматривать как методологический подход к организации защиты от АНВ.

Профайлинг не предполагает отказа от применения различных технических средств по досмотру пассажира, его багажа и ручной клади. Все имеющиеся способы защиты от террористических актов можно успешно сочетать с применением технологии профайлинга.

Необходимо отметить, что организация профайлинга не требует особенных материальных затрат, кроме как на соответствующее обучение сотрудников, которое, как мы уже отмечали, занимает около двух-трех недель.

Остановимся еще на одном важном моменте внедрения профайлинга с точки зрения анализа общей концепции безопасности. Система профайлинга является хорошей прогностической базой для превентивных мер по предупреждению терроризма в гражданской авиации. В рамках данной концепции тщательно изучаются общие вопросы, связанные с современным терроризмом, с существующими экстремистскими организациями и основными тенденциями их деятельности, а также составляется описательная модель участника террористической угрозы. Такая информация является, можно сказать, бесценным материалом для создания модели террористической деятельности, опираясь на которую можно с достаточно высокой степенью вероятности прогнозировать осуществление новых террористических атак.

Важным пунктом являются накопление базы данных подозрительных признаков, указывающих на возможность совершения теракта, и их систематизация по различным критериям (путевые документы, внешний вид, поведение). Отметим комплексный подход к проблеме – пассажир, его багаж и документы рассматриваются как единый блок. Это дает возможность системного подхода к выявлению лица, вынашивающего преступные намерения, а также повышает общий уровень обслуживания пассажира.

Гражданская авиация в силу объективных причин является очень привлекательным объектом для террористических атак. Другие отрасли транспортного комплекса также оказываются под ударом террористов. В связи с этим хочется отметить, что технология профайлинга именно как общий методологический подход к проблеме выявления потенциального правонарушителя, террориста (преступника) может быть задействована в создании надежной системы безопасности и для других видов транспорта. Так, применение профайлинга возможно на авто- и железнодорожных вокзалах, при осуществлении мер безопасности на морском и речном транспорте.

Активное внедрение профайлинга в структуру деятельности безопасности на транспорте должно принести ощутимую пользу в данной области, так как прекрасно зарекомендовавший себя практическими результатами метод обладает способностью качественно улучшить весь комплекс мероприятий по предупреждению терроризма, конечно, если внедрение профайлинга не будет просто являться данью моде или осуществляться формально. Даже само обучение профайлингу сотрудников безопасности, как показывает опыт, положительным образом влияет на их последующее отношение к выполнению своих непосредственных обязанностей, так как в сознании меняется подход к своей непосредственной работе. Профайлинг заставляет более вдумчиво и внимательно наблюдать и анализировать всю окружающую обстановку, поведение людей, искать подозрительные признаки и устанавливать причинно-следственные связи между различными событиями, нестандартно подходить к решению возникающих в работе проблем. Это очень важные умения и навыки для человека, работающего в сфере безопасности. еще раз напомним о высоких требованиях к профессии, которые являются основанием для более тщательного профессионального отбора.

Важно отметить, что внедрение профайлинга, как еще одного из возможных аспектов обеспечения безопасности, носит существенный вклад в общую ситуацию борьбы с терроризмом. чем больше осуществляется различных практических мероприятий в данной сфере, чем больше охватывается теоретических подходов и направлений с их практическим использованием, тем, соответственно, повышается общий уровень безопасности на транспорте. Тем самым мы опосредованно воздействуем на ситуацию, снижая риск возникновения новых террористических актов.

В заключение необходимо остановиться на актуальном для всех транспортных организаций вопросе – правовой базе применения профайлинга. В отношении гражданской авиации в положении о порядке производства досмотра в приказе Минтранса от 21 ноября 1995 г. No 102 говорится, что в рамках мероприятий по предполетному досмотру «рекомендуется проводить психологическое тестирование пассажиров (опрос) пассажира с целью выявления опасных веществ и предметов и возможных преступных намерений с его стороны». Заметим, психологическое тестирование – это, как уже отмечалось, часть процедур профайлинга, но сама постановка вопроса в тексте приказа говорит о необходимости разработки и внедрения соответствующего комплекса мер по данному направлению. Профайлинг как раз и является той технологией, которая акцентирована на указанные в этом приказе вопросы.

Сохраняющаяся угроза террористических актов как в гражданской авиации, так и на других видах транспорта предполагает разработку различных практических мероприятий и основных правовых положений по применению профайлинга в системах безопасности во всех отраслях транспортного комплекса страны. Создание соответствующей законодательной базы для применения профайлинга даст возможность службам безопасности (милиции) с успехом использовать этот метод выявления потенциального правонарушителя.

превентивный противоправный профайлинг опасный

При проведении профайлинга можно выделить основные этапы технологии, которые представляют собой целостный процесс выявления потенциально опасных лиц и ситуаций

1. Первичное наблюдение за пассажиром и анализ первого впечатления. На данном этапе сотруднику безопасности необходимо:

поздороваться с пассажиром и представиться ему;

объяснить цель проводимой проверки (т.е. пояснить, что проверка проводится в целях безопасности самого пассажира);

* установить с пассажиром контакт.

Очень важный информативный фактор в профайлинге -- анализ первого впечатления о пассажире по его внешности, поведению, багажу (если имеется), ручной клади, одежде, обуви, аксессуарам, прическе, украшениям, особым приметам (для женщин -- по макияжу) и т.д.

Первичный осмотр пассажира позволяет:

составить первое впечатление о человеке и охарактеризовать его;

обнаружить подозрительные признаки во внешнем облике, поведении пассажира и сопровождающих его лиц;

отнести к определенному типу («турист», «командировочный», «бизнесмен» и др.);

выявить характерные признаки стресса, страха, агрессии, тревоги, состояния общей неадекватности;

зафиксировать внешние признаки, указывающие на возможное алкогольное или наркотическое опьянение;

сделать предварительные выводы о пассажире.

2. Проверка документов. Проверка паспорта пассажира (другого официального документа, удостоверяющего личность) и авиабилета производится в целях:

* проверки личности пассажира;

* выявления подозрительных признаков в паспорте и авиабилете, если необходимо в визе на въезд в иностранное государство;

* определения действительности документа, удостоверяющего личность (исключение подделки);

* для международных перелетов -- проверки документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за ее пределами.

Используются следующие методы проверки документов:

сравнение информации в паспорте с личностью пассажира с целью определения принадлежности документа;

2) установление признаков подделки документа (акцент на соответствии фотографии в документе личности пассажира);

3) изучение информации, содержащейся в билете с целью выявления признаков подделки, несоответствий, ошибок и т.д.; в билете (электронном билете) содержится информация, которая должна быть учтена при классификации пассажира.

3. Беседа с пассажиром. Она проводится с целью обнаружения и (или) опровержения подозрительных признаков, выявленных на предыдущих этапах проверки пассажира. Здесь можно задать следующие вопросы:

* Ваше имя? Куда Вы летите? Цель Вашего визита в страну назначения (город и т.п.)?

* У Вас есть родственники (друзья, знакомые) в этом городе/стране?

* Где Вы планируете остановиться? (или: где Вы останавливались?);

* Что Вы собираетесь посетить (посетили) в ходе поездки (различные мероприятия, музеи, театры, культурно-исторические памятники)?

* Что Вам особенно понравилось? Какие покупки Вы сделали? (планируете сделать?).

Проверка документов и вышеперечисленные вопросы по времени должны в среднем занимать не более 2--3 мин.

4. Опрос пассажира по обнаруженным подозрительным моментам. При выявлении у пассажира подозрительных признаков во внешности, поведении, багаже, путевых документах необходимо провести опрос именно по внушающим опасение (сомнение) фактам.

Такой опрос проводится в целях разрешения возникших сомнений, чтобы предотвратить применение усиленных мер безопасности. Для этого используются контрольные уточняющие вопросы, сформулированные таким образом, чтобы можно было получить необходимую информацию, которая может рассеять или подкрепить подозрения.

Выделяют основополагающие принципы опроса по подозрительным моментам:

вопросы задаются строго по тематике подозрительного момента, не допускается перескакивания с одной темы на другую (например, если сомнения возникли на основе изучения билета пассажира -- необычный маршрут перелета, то в опросе лучше сконцентрироваться на цели поездки);

вопросы должны быть типовыми для каждой ситуации и хорошо известными лицу, которое их задает, чтобы не возникало необходимости в их конструировании на ходу;

полученную информацию при ответах на вопросы (вербальная информация) необходимо одновременно соотносить с невербальной информацией, поступающей от опрашиваемого (позы, движения, жесты, мимика);

во время беседы необходимо следить за поведением пассажира, динамикой его реакций, уделяя особое внимание признакам лжи, стресса, нервозного состояния или общей неадекватности;

* надо помнить, что обнаруженные при опросе отклонения в психологическом состоянии пассажира усиливают значимость выявленного подозрительного признака;

* при ведении опроса необходимо следить, чтобы нить разговора всегда была у сотрудника безопасности, нельзя упускать инициативу и позволять втягивать себя в длительные дискуссии и спровоцированные конфликтные ситуации.

* следует иметь в виду, что опрашиваемый вправе отказаться от ответов на задаваемые вопросы, но подобное поведение должно вызывать повышенное внимание к проверяемому лицу со стороны сотрудника безопасности.

Обязательный опрос по багажу проводится в целях выявления неосведомленных («наивных») пассажиров, поскольку все другие группы опасных пассажиров должны быть обнаружены на предыдущих стадиях.

Профессиональный и грамотно проведенный опрос по багажу позволяет обнаружить опасные ситуации, связанные с провозом запрещенных веществ и предметов. Отказ от взаимодействия с сотрудником безопасности расценивается как подозрительный признак. Неудовлетворительные итоги опроса по багажу являются основанием для применения усиленных мер безопасности к пассажиру (например, ручной досмотр багажа или же досмотр с использованием рентгено-телевизионной установки).

Опрос по багажу начинается с предварительной фразы: «Я должен (должна) задать несколько вопросов по поводу Вашего багажа, так как в прошлом неоднократно случалось, что пассажиры, возможно не зная об этом, перевозили с собой предметы, которые оказывались опасными для пассажиров и рейса».

Опрос проводится по следующим пунктам:

1. Кому принадлежит весь этот багаж, его содержимое?

2. Кто упаковывал этот багаж, когда и где?

3. С момента, когда Вы упаковали свой багаж и до настоящего времени, где он находился?

4. Оставляли ли Вы свой багаж без присмотра; доверяли ли вы его малознакомым людям, случайным попутчикам?

5. Какие предметы, переданные другими людьми, Вы везете с собой?

6. Расскажите обо всех электрических, электронных или работающих от батареек устройствах, которые Вы везете с собой.

Расскажите о всех жидкостях, которые Вы везете с собой.

Имеются ли у Вас с собой запрещенные к перевозке предметы, являющиеся оружием, похожими на оружие или же которые можно использовать как оружие?

В заключение сотрудник безопасности или сотрудник ОВД должен поблагодарить за сотрудничество и выразить пожелание, чтобы пассажир с данного момента и до посадки в самолет не принимал ни от кого никаких предметов и не оставлял свои вещи без личного присмотра или под присмотром неизвестных лиц.

Общие требования к проведению обязательного опроса по багажу таковы:

беседа ведется в спокойной и доброжелательной манере, задавать вопросы лучше негромким голосом, немного наклонившись к пассажиру, чтобы оказать необходимое психологическое воздействие;

вопросы предлагаются пассажирам в корректной форме, на понятном для них языке;

начать опрос лучше всего со слов о том, что цель предстоящей беседы -- безопасность самого пассажира и его рейса, так как это создает нужный настрой;

вопросы должны быть составлены в определенной логической последовательности, которой необходимо придерживаться;

в случае непонимания вопрос можно повторить, но при этом не менять формулировок;

вопросы должны быть открытыми, т.е. они предполагают развернутые ответы, а не просто: «да» и «нет».

Технология проведения профайлинга предполагает, что могут возникнуть самые различные по сложности ситуации и в любой момент нахождения пассажира (посетителя) в здании аэровокзала. Поэтому существуют разные варианты опроса пассажира по подозрительным моментам.

Так, в целях предотвращения незаконного оборота оружия нельзя упускать из вида такую ситуацию, когда пассажир перевозит с соблюдением требуемых условий в зарегистрированном багаже следующие предметы: арбалеты, ружья для подводной охоты, мечи, кинжалы, ножи, имитаторы любого вида оружия и др. В этой ситуации необходимо особенно внимательно следить за поведением пассажира. При проявлении внешних признаков тревоги, неуверенности, стресса сотруднику САБ или представителю органа внутренних дел следует задать вопросы следующего содержания:

* Кому принадлежат эти предметы?

* Где, когда и с какой целью Вы их приобретали?

* Каким образом собираетесь их использовать в том городе, стране, регионе, куда Вы направляетесь?

Пассажир должен дать четкие логичные ответы на эти вопросы и при утверждении, что данный предмет принадлежит именно ему, должен быть в состоянии объяснить их предназначение и как им пользоваться.

Если в ходе предполетного досмотра предъявлено или обнаружено огнестрельное, газовое, пневматическое и другое оружие, сотрудник органа внутренних дел на транспорте обязан проверить наличие у пассажира документов на право хранения и ношения оружия, а в необходимых случаях соответствующего разрешения на его ввоз (вывоз), а также произвести тщательный осмотр оружия и сделать соответствующую отметку в актах приемки оружия на период полета. При возникших подозрениях следует задать такого рода вопросы:

* Кому принадлежит лицензия на оружие?

* Какой срок действия лицензии на приобретение оружия?

* Где и когда данная лицензия была выдана?

* С какой целью Вы перевозите данное оружие?

* Известны ли Вам правила обращения с оружием?

* Вы охотник? У Вас имеется охотничий билет? (в случае перевозки охотничьего оружия);

* В каких спортивных мероприятиях Вы планируете принимать участие? Уже принимали участие? (при перевозе спортивного оружия).

Сбивчивые и неясные ответы, признаки лжи и явного стресса в поведении будут свидетельствовать о возможной причастности данного лица к таким противоправным действиям, как незаконный оборот оружия.

При подозрении в предъявлении поддельной или неисправной визы представителю авиакомпании (сотруднику САБ, милиции) следует поставить перед пассажиром такие вопросы:

* Где Вы получали визу?

* Кто, когда выдавал Вам эту визу?

*Какая валюта принята в данной стране, куда (откуда) Вы направляетесь?

* Назовите срок действия визы.

* На какой срок Вы отправляетесь в данную страну?

Здесь очень важно обратить внимание на то, знает или не знает пассажир дат, указанных в визе.

В случае применения профайлинга сотрудниками органов внутренних дел при проведении, например, оперативных проверок в зоне пограничного (паспортного) контроля в целях выявления лиц с недействительными документами и (или) лиц, которым временно ограничен выезд из Российской Федерации, в связи с задержанием по подозрению в совершении преступления либо с привлечением в качестве обвиняемого пассажиру выборочно и (или) при возникших подозрениях можно задать примерно такие вопросы:

* Имеются ли у Вас ограничения на выезд из Российской Федерации?

* Не были ли Вы в качестве обвиняемого, подсудимого?

* Где и когда Вы получали паспорт или иной предъявляемый документ?

* Ваша фамилия, имя, отчество? Дата Вашего рождения? Место жительства? (сверить ответы с данными в паспорте).

Если пассажир путается в собственных паспортных данных, напрягается при произнесении его фамилии, имени и отчества, демонстрирует признаки лжи при ответах на вопросы об ограничениях на выезд и привлечении к уголовной ответственности, можно предположить, что это лицо, связано с теми или иными преступлениями (правонарушениями).

Для выявления подозрительных признаков, указывающих на возможный провоз пассажиром (посетителем) запрещенных, предметов и веществ или размещение вещей в камерах хранения с противоправными целями, можно также задать ряд вопросов:

* Кому принадлежит этот багаж?

* Не оставляли ли Вы багаж без присмотра или посторонним малознакомым людям?

* Что находится в Вашем багаже?

* С какими целями Вы сдаете багаж в камеру хранения?

Рекомендуется проводить данный опрос при зафиксированных в поведении лица, сдающего багаж, вещи (в момент предъявления для досмотра), при несоответствии сдаваемого багажа статусу, общему облику человека, подозрительных сопровождающих и т.д., а также в качестве выборочного контроля и (или) дополнительной меры безопасности при усилении угрозы совершения АНВ.

5. Характеристика пассажира. Проведенные мероприятия на перечисленных этапах проверки предоставляют возможность охарактеризовать пассажиров с точки зрения потенциальной опасности для рейса (угрозы взрыва, захвата заложников), т.е. классифицировать их по категориям. В зависимости от присвоенной характеристики (категории) должны варьироваться и последующие меры безопасности (проверки).

Разделение пассажиров на категории должно осуществляться в соответствии со степенью их угрозы для рейса, установленной при помощи профайлинга. Условно выделяют четыре категории пассажиров: «низкий риск», «обычный риск», «высокий риск» и «очень высокий риск».

«Низкий риск» (пассажир «низкого риска»). В эту категорию входят пассажиры с зафиксированными положительными признаками (дипломаты, «известные» пассажиры, действующие сотрудники МВД России, ФСБ России и других силовых структур); пассажиры с положительными результатами проверки. Профиль -- неопасный пассажир.

Можно с полным основанием предполагать, что такого рода пассажир:

* не имеет намерения совершить теракт;

* не может быть использован для совершения теракта.

«Обычный риск» (пассажир «обычного риска»). Отнести пассажиров к данной группе позволяют: положительные результаты проверки; подозрительные признаки не выявлены или же не получили негативного подтверждения в ходе собеседования. Профиль -- неопасный пассажир. Можно с полным основанием предполагать, что исходный уровень угрозы от данного типа пассажира ограничен.

«Высокий риск» (пассажир «высокого риска»). В данную категорию входят те пассажиры, в отношении которых в ходе проверки были обнаружены подозрительные признаки, получившие при опросе дополнительное подтверждение. Профиль -- потенциально опасный пассажир. В этом случае можно с полным основанием предполагать, что пассажир представляет собой угрозу для рейса или каким-то образом задействован в осуществлении теракта.

«Очень высокий риск» (пассажир «очень высокого риска»). Эту категорию составляют пассажиры, в отношении которых были зафиксированы негативные (критические) признаки. В ходе собеседования по выявленным подозрительным признакам сотрудником безопасности были получены данные, свидетельствующие о высокой степени причастности данного лица к планируемому теракту. В частности, со значительной степенью достоверности выявляется намерение совершить теракт на борту самолёта, например путем вооруженной атаки с использованием холодного или огнестрельного оружия, ручных гранат, боевых кассетных элементов, самодельных взрывных устройств и т.д. Профиль -- потенциально опасный пассажир.

К пассажирам, которым присвоен статус «высокий риск» и «очень высокий риск», должны быть применены дополнительные (усиленные) меры безопасности, осуществляемые СБ и правоохранительными органами. Цель усиленных мер безопасности -- вынесение окончательного решения по поводу причастности данного пассажира к планируемому теракту и соответственно о возможности осуществления им авиаперелета (проезда) или его задержание.

С овременные технологии призваны защитить общество от потенциально опасных лиц, способных причинить ущерб личности или государству. Одной из таких дисциплин стал профайлинг, разрабатывающий технологии, способные выявить лиц с потенциально опасным поведением.

Понятие и история профайлинга

В практике деятельности органов, специализирующихся на оперативно-розыскной деятельности и следствии, под профайлингом (термин произошел от английского слова profile - «профиль») понимается система оценки личности и выявления ее особенностей, использующая методы невербальной и оперативной психодиагностики. Применение этой системы знаний в работе сотрудников полиции призвано решить ряд важнейших задач, связанных с защитой правопорядка.

Впервые «в поле» эта система была опробована в конце 1970-х годов авиакомпанией государства Израиль «Эль-Аль». Это был период авиационного терроризма, и психологи разработали комплекс простых вопросов пассажирам, для того, чтобы определить у них значимость или незначимость важных антитеррористических тем. В 1980х годах технология была признана успешной и ее стали использовать другие авиакомпании и аэропорты, в частности, с 1984 года она стала повсеместно применяться в США.

С 1985 года в технологии профайлинга добавили алгоритмы оценки лица и мимики по методологии американского эксперта Пола Экмана, позволяющая по лицу человека определить его эмоциональное состояние и предположить его основные мотивы и стереотипное поведение.

В дальнейшем, технологии профайлинга существенно дополнились и распространились на другие контексты и рынки, в частности - в практическую деятельность силовых ведомств, следственную деятельность, корпоративную безопасность и другие сферы.

Технологии профайлинга в деятельности органов ОРД

Для того чтобы сотрудник полиции смог применить в своей работе сложные технологии, он должен пройти специальное обучение. Но его результаты позволяют существенно упростить задачи дознавателей и следователей, привести не только к выявлению преступников, но и к предотвращению совершения преступлений. Так, если привести пример из сферы транспорта, то закон «О транспортной безопасности» считает одной из основных задач органов полиции определение наличия угроз незаконного вмешательства в работу транспорта. Как показывает практика, существенное количество террористических актов совершается именно на транспорте, на магистралях, вокзалах, в автобусах и поездах. Наличие в штате служб, обеспечивающих их безопасность, сотрудников, владеющих технологиями профайлинга, способно минимизировать угрозы.

Любые инциденты могут быть предотвращены только сочетанием трех методов:

  • применением специальной техники досмотра;
  • проведением стандартных и регламентированных контрольных мероприятий;
  • личной работой с гражданами с использованием методов профайлинга.

Оборудование и связанные с его применением методы легко обнаружат оружие, взрывчатые вещества, но они пока не способны определить наличие противоправных намерений. Существует не так много технологий, которые позволяют определить фактическое наличие умысла на совершение противоправного деяния.

Однако недостатком всех этих систем является сложность их применения к субъекту, который не является обвиняемым или подозреваемым. Для выявления потенциально опасных лиц необходимо использовать только неочевидные методы, одним из которых становится профайлинг. Помимо фактической невозможности использования сложных технологий в ежедневной оперативной работе, факторами, влияющими на сложность применения оборудования для изучения состояния человека, становятся его цена, невозможность массовой установки и требования к квалификации персонала. Сотрудник, имеющий возможность производить психологическое тестирование лично, оказывается в этой ситуации наиболее эффективным решением задачи. Среди компетенций профессионала, знакомого с технологией профайлинга, оказываются:

  • считывание психологического состояния;
  • определение особенностей поведения;
  • определение мотивов поведения наблюдаемого лица;
  • определение динамики развития каждого внутреннего состояния;
  • принятие решений в оперативном порядке.

Для реализации этих задач профессионал должен обладать высокой сенсорной чувствительностью и тренированностью, позволяющей улавливать мельчайшие изменения в психоэмоциональном состоянии человека, и общения, в результате которого будут получены ответы на заранее подготовленные вопросы, затрагивающие основные реперные точки риска. Именно получения этих навыков необходимо добиться при обучении сотрудника полиции технологиям профайлинга.

Оперативный и криминальный профайлинг

Практика применения метода позволила выработать все различающиеся между собой технологии оперативного и криминального профайлинга. Каждый из них основывается на конкретной технологии применения и имеет свои особенности, представляющие собой единую систему. Наиболее полезным в сфере предупреждения преступлений считается оперативный профайлинг.

Технология оперативного профайлинга

Обученный сотрудник должен иметь возможность проанализировать личности граждан, проходящих мимо него, вне зависимости от того, происходит это на транспорте или на входе в Государственную Думу, в моментальном режиме. В ситуации быстрого принятия решения возникает необходимость отнести изучаемого индивида к одной из двух групп - или потенциально опасной или проблемной.

Практика выделяет следующие этапы работы в человеком в ходе оперативного профилирования:

  1. Первичное изучение. На этой стадии производится установление контакта. Требуется не только представиться потенциальному субъекту изучения, но и создать у него уверенность, что вопросы задаются только в целях обеспечения его безопасности. Для этого могут быть использованы все доступные психологические методы.
  2. Осмотр. Он производится визуально. Фиксируются и запоминаются все существенные особенности внешнего вида и поведения гражданина, составляется его профиль. Надо обращать внимание на все нестандартные моменты и отклонения. Кроме выявления подозрительных моментов, необходимо провести определение типа личности, отнести его к любым стандартным группам - путешественник, командировочный, бизнесмен. Если такая типизация невозможна и общая система не выстраивается, это становится поводом продолжить изучение более глубоко.
  3. Составление психологического портрета и выявление профайлером признаков страха, агрессии или подавленности. Общие характеристики личности должны быть учтены, но на этой стадии выявлению подлежат и ее особенности.
  4. Проверка документов. Она не должна настораживать человека. Требуется изучить паспорт или другие документы, что поможет не только решить задачу установления личности и маршрута, но и обнаружить возможные признаки подделки. Фотография позволит установить идентичность человека, а данные в билете или его электронной распечатанной версии облегчат его типизацию.
  5. Беседа . Задаваемые в ее ходе вопросы относятся к категории отработанных многолетним опытом, они составляют стройную систему и нацелены на получение информации не только о самом пассажире, но и о его контактах с другими людьми. Стандартным вопросом становится уточнение цели визита, но помимо нее выясняется наличие знакомых или родственников в месте назначения, планов на посещение наиболее известных культурных достопримечательностей. Важным станет вопрос и о планируемых покупках.

Чтобы не усложнять задачу и не привлекать внимания, все эти 5 стадий надо пройти за небольшое время, стандартно не превышающее 2-3 минуты. Это особенно важно, если в зоне досмотра образовалась очередь, любое замедление при которой вызывает повышенную нервозность граждан, снизить которую можно только применением дополнительных мер воздействия. Если есть основания для подозрения, для выявления потенциально опасных лиц потребуется перевод беседы на более глубокий уровень изучения. В его рамках необходимо прояснить все появившиеся сомнения, связанные с особенностями внешности, багажа, поведения, документов. Уточняющие вопросы задаются по всем этим категориям и ставятся они так, чтобы новые сведения подкрепили или опровергли подозрения. К такой беседе профессионалы в технологии профайлинга предъявляют следующие требования:

  • система опроса должна быть глубоко отработана. До получения исчерпывающих данных нельзя произвольно менять тему, переходить с характеристик личности на цель туристической поездки. Странный маршрут с непредсказуемыми пересадочными пунктами станет отличным объектом для анализа;
  • вопросы должны быть подготовлены профайлером заранее и представлять собой проверенную методику. Нельзя терять время и преимущества, конструируя новые темы на ходу;
  • вербальная информация должна фиксироваться и запоминаться, но крайне важно соотносить ее со сведениями, поступающими при наблюдении за невербальными особенностями поведения. Мимика, жесты, непроизвольные физиологические реакции, например, нервный тик, могут сообщить ценные данные для предотвращения потенциального преступления;
  • требуется фиксировать любое отклонение от обычного поведения. Нервозность является обычным состоянием многих пассажиров, особенно для авиационного транспорта, и во время опроса ее проявления иногда усиливаются. Более опасным станет выявление признаков стресса или агрессии;
  • инициатива в беседе всегда должна оставаться за профайлером, недопустимо упускать ее и начинать отвечать на встречные вопросы. При этом следует помнить, что у пассажира всегда есть право не отвечать на те вопросы, которые покажутся ему чересчур личными. Процедура профайлинга не является допросом.

Существует такая категория граждан, как наивные пассажиры, добровольно решившие передать кому-то посылку. Это может быть и ценная книга, и что-то опасное. Для выявления таких ситуаций требуется провести опрос, связанный с багажом. Вопросы помогут выявить факт отказа от ответов или иные способы сокрытия информации. Если такие реакции проявились, оперативный сотрудник должен принять решение о досмотре.

Стандартными вопросами будут:

  • принадлежит ли весь багаж пассажиру, нет ли в нем вещей третьих лиц;
  • как, где и каким образом производилась упаковка;
  • где находились вещи с момента упаковки и до настоящего времени, был ли за ними постоянный контроль;
  • не было ли ситуаций, в которых за багажом просили проследить незнакомцев;
  • нет ли с собой жидкостей или предметов, работающих от электросетей.

После удовлетворения своего интереса сотрудник полиции или службы безопасности должен поблагодарить пассажира за сотрудничество, которое могло предотвратить террористический акт.

Технологии иных видов профайлинга

Помимо решения оперативных или криминальных задач технологии профайлинга часто применяются и в мирных областях деятельности, в которых важно умение составить психологический портрет человека. Выделяются следующие направления применения метода:

  • Криминалистический. Его основной задачей является подготовка психологического портрета (описания базовых черт характера, типа личности, возможных психических отклонений) человека, подозреваемого в совершении серии преступлений. В 90% случаев это маньяки и убийцы. Специалисты криминалистического профайлинга используют знания по криминалистике, психиатрии и клинической психологии. Подобные отделы созданы при МВД Российской Федерации, ФБР в США и др.
  • Антитеррористический профайлинг, используемый для предотвращения террористических угроз и захвата заложников, особенно в местах массового скопления людей. Специалисты в области антитеррористического профайлинга мониторят обстановку и в ходе массовых мероприятий, выявляя и нейтрализуя потенциально опасных участников.
  • Авиационный. Позволяет обеспечить безопасность авиаперелетов для граждан. Для этого специалистами по профайлингу разработаны алгоритмы наблюдения, осмотра и опроса для лиц, которые проходят досмотр перед вылетом. Это позволяет выявить потенциально опасных пассажиров и исключить попадание на борт запрещенных к перевозу веществ.
  • Научно-исследовательский профайлинг - быстро развивающееся научное направление, которое постоянно дополняется современными научными теориями и фактами. Большое количество исследований посвящено технологиям считывания эмоций и дистанционной детекции лжи. Благодаря этому, сегодня инструменты профайлинга используются не только сотрудниками спецслужб, но и департаментами безопасности коммерческих организаций.
  • Типологический. Основной задачей этого вида профайлинга явлется создание практических психотипологий, необходимых для быстрого определения типажа человека и его основных личностных качеств и, основываясь на этом, создать наиболее вероятные поведенческие модели его действий в интересующий ситуациях.
  • Психотехнологический. Таким профайлингом пользуются специалисты, применяющие методы НЛП (нейролингвистического программирования). Они составляют программный профиль личности, ее систему ценностей и убеждений. Определяют особенности получения, интерпретации и анализа сведений при личностном контакте. Политехническая методика направлена на получение информации, позволяющей понять окружающих и увеличить коммуникативные навыки.

Профайлинг продолжает развиваться. С конца девяностых годов прошлого века набирает популярность наука психосоматика, в основе которой лежит утверждение, что заболевания связаны с неправильными мыслями. При помощи профайлинга можно корректировать психологические установки, снизить уровень тревожности и предупредить появление заболеваний психосоматического характера.
Сотрудники, занимающиеся профайлингом, специализируются на обработке и анализе «языка жестов» (невербальных источников информации), проявляющегося при общении с контрагентами компании во время деловых переговоров или рядовых рабочих встреч с партнерами по бизнесу. Участие профайлеров в указанных мероприятиях - гарантия получения правдивых и объективных сведений о профессиональных навыках контрагентов, их скрытых целях, а также личном отношении к предмету бизнес-переговоров.