Развернутая социально психологическая характеристика с места учебы. Характеристика студента с места учебы – основные требования

Характеристика на студента учебного заведения - официальный документ, который может потребоваться в разных жизненных ситуациях: для поступления в университет, устройства на работу, прохождения комиссии в военкомате.

При написании характеристики следует соблюдать ряд формальностей, указывать необходимые факты, добавлять информацию, касающуюся личности учащегося.

Что такое характеристика студента с места учебы

Характеристикой на студента называют документ, в котором представитель учебного заведения излагает информацию об успеваемости, индивидуальных качествах обучающегося. Она может понадобиться при устройстве на работу, для предоставления в военкомате, правоохранительным органам, при переходе в другой вуз.

Примерная структура

Составление характеристики – функциональная обязанность работников кафедры или деканата, но учащимся часто приходится писать ее самостоятельно. Не нужно бояться, ведь оформить документ несложно, главное, соблюдать определенную структуру написания:

  1. В начале документа следует указать данные образовательного заведения.
  2. В центральной части приводится краткая биография (Ф. И. О., дата рождения, год поступления в вуз, специальность и прочее).
  3. Далее – отношение к учебе, средний балл, деловые и профессиональные навыки.
  4. Личностные данные учащегося (положительные и отрицательные): поведение, внеурочная деятельность, отношения с одногруппниками, отзывы педагогического коллектива.
  5. Дата, подпись составителя (куратора, руководителя, педагога), декана или ректора.

При составлении документа на фирменном бланке института в шапке необязательно указывать реквизиты.

Как написать характеристику на студента

Чтобы не упустить важных моментов при написании характеристики, целесообразно использовать шаблоны и готовые документы в качестве образцов.

Пример характеристики студента

Характеристика учащегося... (название вуза)

факультета....

специальности....

(Ф. И. О.) обучается (учился) в.... (название вуза, факультет, специальность, кафедра) с... (период учебы). За это время проявил себя способным и дисциплинированным студентом. Усердно изучал все предметы, посещал практические занятия. Средний балл успеваемости – 4 (С-В).

Дипломная работа (курсовая, практическая) по теме «...» была выполнена самостоятельно и продемонстрировала глубокий, творческий подход к исследованию. За период обучения (практики) в... (тип учреждения) показал(а) хорошие знания предмета, владение методиками, которые смог(ла) применить при выполнении.... (виды деятельности). Проявил(а) себя в качестве инициативного и ответственного специалиста, за что получил(а) высокую оценку.

Ф. И. активно участвовал(а) в жизни института. Выступал(а) с докладами на студенческих конференциях (перечислить), семинарах.

Параллельно с обучением серьезно занимался (лась) теннисом, участвовал(а) в студенческих соревнованиях. Увлекается автомоделированием, классической литературой.

Характеристика выдана по требованию.... /Студента... (ФИО) можно рекомендовать для...

Образец характеристики на студента – это только примерный план написания. Документ видоизменяется в зависимости от личностных качеств учащегося и требований принимающей стороны. При составлении:

  • для военкомата или полиции:
    • уточняется специальность, курс, номер группы;
    • указывается отношение к посещению занятий (количество пропусков за месяц, семестр);
    • характеризуется уровень дисциплинированности;
    • описываются черты характера: склонность к конфликтам, уравновешенность, подход к решению проблемных или трудных ситуаций;
    • отмечается, применялись ли к студенту дисциплинарные наказания, был ли он замечен в противозаконной деятельности;
  • на месте практики:
    • прописывается название учреждения, выдавшего документ;
    • уточняется структурное подразделение организации, где проходила стажировка, ее период;
    • перечисляются функции, доверенные практиканту, и достигнутый уровень овладения трудовыми навыками;
    • делается отзыв об отношении к производственным обязанностям;
    • выставляется оценка за практику.

Несмотря на корректировки, которые вносятся в зависимости от типа документа и требований запрашивающей его стороны, характеристика на студента пишется по общему формальному стандарту.

Образец характеристики студента: 4 случая, в которых может понадобиться характеристика + 5 пунктов оформления отчетности с места учебы + 6 составляющих характеристики в военкомат + 8 ключевых элементов характеристики студента с места практики.

Образец характеристики студента может понадобиться не только руководителю практики или куратору академической группы образовательного учреждения, но и самому студенту. Как это возможно?

Во-первых, ни для кого не секрет, что адресанты рекомендации часто слишком заняты непосредственными профессиональными обязанностями. В связи с чем составление текстовой части официального документа перепоручается учащемуся.

Во-вторых, большинство образовательных программ для молодежи предусматривает изучение делового русского языка. И одним из практических заданий часто становится составление характеристики. Поэтому навыки составления отчетности не будут лишними в общем количестве студенческих или профессиональных умений.

Что необходимо знать про образец характеристики студента?

Характеристика является официальным документом со сведениями о каких-либо весомых качествах личности, что имели значение в процессе выполнения обязанностей (учебных, студенческих, профессиональных). С помощью сведений из характеристик становится возможной определенная оценка качества проделанной работы либо особенностей психологического портрета человека.

Характеристика может составляться как для самых маленьких граждан (воспитанники детского сада), так и для солидных работников международных компаний. Стоит заметить, что в обоих случаях содержание рекомендации может сыграть очень важную роль. Поэтому относиться к составлению документа необходимо не только ответственно, но и объективно.

Одной из наиболее востребованных разновидностей отчетности является характеристика студента «с места практики» и «с места учебы»:

  • Характеристика с места совершенствования практических навыков предназначается руководителю студенческой практики. Часто указанная в документе оценка переносится в журнал успеваемости академической группы и может повлиять на стипендию для учащихся на государственном обеспечении.
  • Второй документ предназначен для потенциальных работодателей, к которым студенты после окончания ВУЗов пожелают попасть. Ну и что скрывать, для личной самооценки студентов отзыв от авторитетного работника имеет достаточно весомое значение.

Первое, что необходимо помнить о документе: это не обычный отзыв на уровне «понравился — не понравился». Характеристика должна иметь определенную структуру, стиль и логику изложения.

Чем подробнее будет сделан анализ качеств или деятельности, тем четче адресат будет понимать, смог ли человек выполнить все предусмотренные требования. Но слишком много текста может сбить с толку читателя. Поэтому важно придерживаться «золотой середины».

Стиль изложения материала должен быть официальный с учетом норм ведения деловой переписки.

Ведь, по сути, при оформлении и последующей передачи отчетности существует адресант (кто составляет) и адресат (кому предназначается) характеристика. Их данные указываются непосредственно на бланке. Поэтому можно воспринимать характеристику, как официальное письмо получателю, не требующее ответа.

Важно помнить: поскольку документ является официальным, сведения, о которых там идет речь, не должны разглашаться посторонним лицам. В противном случае это может посчитаться нарушением действующего законодательства («Положения о защите персональных данных») либо внутреннего устава образовательного учреждения.

Зачем нужен образец характеристики на студента с места учебы?

Характеристика студента с места учебы должна помочь адресату документа увидеть учащегося глазами студенческой общины и педагогического коллектива.

Как правило, документ составляется куратором при помощи старосты академической группы. И это вполне логично, ведь именно они на протяжении многих лет чаще всего общаются со студентами и наблюдают за их поведением в разных жизненных ситуациях.

Примечательно, что один образец документа может быть полезным сразу в нескольких случаях.

Данная разновидность документа может потребоваться:

  1. Для отдела кадров при последующем трудоустройстве.
  2. При плановом .
  3. По запросу уполномоченных органов в случае привлечения студента к уголовной или административной ответственности.
  4. Для содействия студенту в процессе перевода в другое образовательное заведение.

1. Правила оформления характеристики

Характеристика, как и любой официальный документ, имеет свой образец и правила оформления. Если они будут нарушены, под сомнение может попасть профессиональная квалификация составителя.

Поскольку ничего сложного ни по структуре, ни по оформлению текста нет, достаточно лишь раз ознакомиться с требованиями и быть внимательным в процессе написания оценочного материала.

Как должен выглядеть документ согласно образцу:

  • набран печатным текстом со стандартными полями, шрифтом Times New Roman, размер — 14;
  • объем — 1-2 страницы A4 (если текст не поместился на первой странице, второй лист использовать не нужно, просто переверните страницу на другую сторону);
  • в содержании не должно находиться никаких посторонних данных о студенте кроме тех, что касаются периода и результата получения образовательных услуг.

2. Структура характеристики


* Характеристика на студента: образец завершающей части

Характеристика на студента: образец для военкомата

Образец характеристики для военкомата имеет много общего с прежним примером. Единственная разница в количестве информации, которой во втором образце немного больше. Дополнительными пунктами могут выступать графы для описания семейного положения, общего состояния здоровья или значительных спортивных достижений студента.

Особое внимание при составлении официальной рекомендации, согласно образцу, следует уделить психологическому портрету личности. К примеру, если студент проявил желание нести службу в альтернативных войсках РФ, важно, чтобы его личные качества соответствовали мирровозрению пацифиста.

Так, основными качествами должны быть неконфликтность, спокойствие, доброта, рассудительность, эмпатийность и т.д. Часто в таких молодых людей кураторы отмечают особое творческое восприятие.

  1. Адрес места жительства.
  2. (при наличии таковой).
  3. Семейный состав, отношения между членами семьи, ее финансовое положение.
  4. Темперамент, поведенческий тип (по оценке интроверсии и экстраверсии).
  5. Уровень владения иностранными языками.
  6. Поведение студента.

Очень важно указывать только правдивую информацию о физическом лице. Ведь в отдельных случаях плохая характеристика человека может послужить решающим аргументом для отказа принять его в ряды элитных войск.

К таким элитным войскам относятся:

  • Президентский полк,
  • воздушно-десантные войска,
  • воздушно-космические войска,
  • морская пехота.

Но если студент зарекомендовал себя, как довольно сомнительная личность, не надо бояться составлять правдивое описание. Наоборот, о возможных трудностях характера учащегося составитель должен предупредить уполномоченные органы заранее. Ведь так руководство военной части призывника больше внимания сможет уделить коррекции некоторых качеств личности.

Изучив распространенные образцы характеристик «проблемных» студентов, можно сделать вывод, что поводом для коррекции могут быть вспышки гнева, конфликтность, агрресивность. Если у студента были приводы в полицию, этот факт тоже нужно указать.

Важно помнить, что с места учебы должна быть написана не куратором, а заведующим кафедрой, в особенных случаях — ректором образовательного учреждения.

Характеристика студента в военкомат должна соответствовать, как минимум, трем требованиям:

  1. Составлена от имени третьего лица.
  2. Указанные в ней факты отвечают действительному положению вещей (не прошлому времени).
  3. Рекомендация оформлена согласно образцу.

*Образец характеристики студента в военкомат

Характеристика в военкомат. Как правильно написать?

Консультация специалиста.

Образец характеристики студента с места практики

Отчетность с места прохождения практики оформляется руководителем практической деятельности студента либо начальником организации, где выполнялись практические задания. Публикуется отчетность по практике на фирменном бланке организации и адресуется в образовательное учреждение.

Характеристика должна отображать уровень продемонстрированных в ходе практики студенческих знаний, а также объем полученного опыта под руководством профессионала.

Независимо от формы практики (ознакомительной, производственной или преддипломной) можно использовать единый образец характеристики студента с места практики. Его форма и структура идентична во всех трех случаях.

Для составления характеристики с места практики можно также использовать материалы со студенческого «Дневника практики».

Согласно требованиям, по завершению практики студент должен иметь при себе письменный материал с указанными масштабами осуществленной деятельности. Поэтому если составителю нужны более подробные сведения о том, какие именно навыки учащийся получил в организации, можно смело использовать эту информацию.

Как выглядит образец характеристики с места практики:


* Образец характеристики с места практики

Образец характеристики на студента позволяет быстро и легко составить оценку личных или профессиональных качеств человека. Придерживаясь основных параметров оформления, получить желаемый результат вполне реально уже с первой попытки.

Главное — помнить, что характеристика – это, прежде всего, официальный документ. Поэтому данные о лице, на которого составляют рекомендацию, не должны передаваться посторонним лицам. А составлять бумагу необходимо, не нарушая действующего законодательства в вопросах защиты прав и чести человека.

Характеристика с места учебы

Характеристика с места учебы | Образец

Характеристика с места учебы составляется учебным заведением, в которой учился человек, для предъявления по месту требования, например: военкомат, высшее учебное заведение, училище и так далее.

Текст характеристики состоит из четырех частей:

  • Анкетные данные лица, на которого складывается характеристика (размещаются по центру листа или в столбик справа).
  • Сведения об учебе (с какого года учится, где, отношение к учебе, уровень профессионализма, учебные достижения, владение учебным материалом).
  • Оценка деловых и моральных качеств: сведения о поощрении (взыскании), отношение в коллективе.
  • Выводы: указание, куда подается характеристика.

В характеристике можно описать эффективно — эмоциональную сферу человека, это темперамент, тревожность, личностность, поведение человека в определённых ситуациях. Если характеристика на подростка, то можно описать его отношения со взрослыми, отношения с ровесниками, поведение в различных ситуациях, агрессивность.

Также можно указать познавательные процессы, внимание, стойкость, колебания.

Можно описать какое у человека мышление, образное, логическое, конкретное, творческое, также длительность процессов мышления.

В характеристике можно описать память человека, произвольная слуховая память, произвольная зрительная память, и т.д.

Характеристика допускает описание особенностей морально-волевой сферы, это: самооценка, волевые качества в поведении, стойкость интересов человека.

Также в характеристике нужно указать уровень общения и отношения между людьми, это коммуникабельность, конфликтность, социометрический статус в коллективе.

Если вам была полезна эта информация, то поделитесь ней с друзьями:

На этой странице находится образец характеристики студента

Иванов Алексей учился в институте ХВНГИ с 1.09.2005 года по 30.05.2010 год. Как студент способен, имеет хорошую память, Иванов Алексей старателен в овладении знаниями по профессии.

Склонен к изучению естественных и точных наук. На сессиях был активным и внимательным, работал систематически.

С легкостью овладевал точными науками. За результатами учебы показал высокий уровень знаний. Занятия посещал регулярно, пропусков занятий без уважительных причин не было.

Алексей был склонен к взаимопониманию, товариществу, уважению к старшим преподавателям, и ни когда не имел проблемы с дисциплиной.

Во внеклассной работе был активным участником различных кружков по интересам. Был участником спортивных соревнований из футбола и тенниса.

С удовольствием посещал кружок информационных технологий. Интересуется техникой.

Характер легкий. Легко находит общий язык с ровесниками, уважает старших.

Иванов Алексей хороший собеседник, начитанный, имеет простой уравновешенный характер.

Характеристика выдана для предъявления за местом требования.

Декан института (Фамилия Имя Отчество)

Руководитель факультета (Фамилия Имя Отчество)

Руководитель группы (Фамилия Имя Отчество)

Исходя из цели написания, характеристика студента составляется представителем учебного заведения (классным руководителем, руководителем группы, завучем, директором вуза). Характеристика на студента – практиканта составляется наставником, за которым был закреплен студент.

Характеристику студента в суд пишет классный руководитель или руководитель группы, после чего эту характеристику подписывает директор учебного заведения или завуч. Характеристика студента для работодателя, должна содержать профессиональные черты студента, его уровень знаний, трудолюбие и особенности характера.

В такой характеристике на студента, сконцентрировать внимание на активность и самостоятельность студента, а не на его профессиональные навыки, так как он ещё мало работал практически.

Характеристика студента отличается от любой другой характеристики тем, что в ней выставляются несколько оценок связанных с направлением после учебной профессиональной деятельности. Характеристика студента должна содержать максимум достоверной информации о студенте, это в дальнейшем может помочь избежать различных неприятностей и недоразумений.

В жизни много раз встречались случаи, когда благодаря характеристике, в судебных инстанциях человек был оправдан. Если характеристика студента составляется в правоохранительные органы, то её содержание и весь акцент ставится на личность студента, а на втором плане его успеваемость в учебном учреждении (школе, институте, училище, колледже и т.д.)

Текст характеристики состоит из четырех частей ::

1. Анкетные данные лица, на которого складывается характеристика (размещаются по центру листа или в столбик справа).

2. Сведения об деятельности или учебе (с какого года работает или учится, где, отношение к работе, учебе, уровень профессионализма, учебных достижений и владение мастерством, или владения учебным материалом).

3. Оценка деловых и моральных качеств: сведения о поощрении (взыскание): отношения в коллективе.

4. Выводы: указание, куда подается характеристика.

Для примера ниже мы приводим образцы характеристик.

Для поступления на работу, в военкомат и во многих других случаях может понадобиться характеристика студента с места учебы. Этим документом учебное заведение, где раньше находился студент, дает ему психологическую характеристику и характеристику по успеваемости и дисциплине. По своей сути похожа на аналогичный документ с места работы. Но в данном случае она должна быть подготовлена на бланке учебного заведения и содержать его печать, а также иметь подпись декана или ректора учебного заведения. Составляется же характеристика студента руководителем или куратором группы, сотрудником деканата или другими представителями обучающего заведения.

Пример характеристики студента

Характеристика студента с места учебы составляется по таким правилам:

1. В ней должен быть указаны реквизиты и точный адрес учебного заведения, в котором учился студент, а также его полное название. Иногда эта информация указывается на форме бланка. В любом случае располагаться она должна в заголовочной части документа.


2. Полные данные о студенте. Они подразумевают не только данные по анкете (дата рождения и ФИО), но и период, во время которого он обучался в заведении, название его группы, специальности, факультета.

3. исходя из его успеваемости, отношения к обучению, способностям к тем или иным областям знаний. Здесь же необходимо указать его баллы по обучению, достижения, участия в жизни заведения вне учебы.


4. Характеристика его качеств личности: как поведенческих, так и психологических. Здесь необходимо указать на тип его мышления, какие у него были взаимоотношения с коллективом, его уровень культуры.

5. Последняя часть документа отводится под дату его составления и подписи уполномоченных лиц – декана.

Обратите внимание, что в характеристике должна быть указана только информация, соответствующая действительности. Потому как характеристика студента с места учебы дает общее представление о студенте на новом месте работы.