Ребусы на осеннюю тематику. Самые лучшие ребусы про осень

Толстикова Татьяна Александровна, воспитатель ГБООУ НАО «Ненецкая санаторная школа-интернат», г. Нарьян-Мар
Описание: Предлагаю вашему вниманию авторские ребусы об осени для проведения конкурсов, внеклассных мероприятий, оформления стенгазет и стендов. Материал может быть полезен для учителей начальной школы, воспитателей интернатов, организаторов внеклассной работы и родителей. Предназначен для учащихся 3-4 классов. Конкурс проводится между тремя командами из 3-5 человек (можно сформировать 6 команд). Продолжительность конкурса 30-40 минут.
Цель: организация внеурочной деятельности младших школьников в форме конкурса ребусов
Задачи: Закрепить знания детей об осенних месяцах и осенних праздниках
Познакомить с пословицами об осени
Формировать интерес к творчеству поэтов-классиков
Расширять кругозор детей
Развивать логическое мышление, воображение.
На одной карточке зашифрованы современные названия осенних месяцев, на другой – старинные. Ребятам надо их отгадать, соединить современное название со старинным и поставить месяца в правильном порядке.

За правильное соединение – 1 балл за каждый месяц,
За правильный порядок месяцев – 1 балл.
Максимальное количество баллов – 10




Имя хмурень сентябрь получил благодаря своим погодным отличиям от других – небо начинает часто хмуриться, идут дожди.
Октябрь у наших предков он известен под именем листопада, от осеннего падения листьев.
В старину ноябрь назывался грудным, от груд замерзшей земли со снегом,Каждая команда получает свою карточку. Надо расшифровать названия праздников и догадаться, к какому месяцу они относятся.
За каждый правильно отгаданный ребус – 1 балл,

Максимальное количество баллов – 4




Каждая команда получает свою карточку. Надо расшифровать пословицу и догадаться, о каком месяце идёт речь, и постараться объяснить смысл этой пословицы.
За пословицу – до 5 баллов
За правильно угаданный месяц – 1 балл
За правильно раскрытый смысл пословицы –до 2 баллов
Максимальное количество баллов – 8




Каждая команда получает свою карточку, на которой зашифрованы 2 строчки стихотворения, которые им и надо отгадать. Также из предложенных поэтов надо выбрать автора этого стихотворения.
За правильно расшифрованный ребус – до 6 баллов
За правильно названного автора – 1 балл
Максимальное количество – 7 баллов


Ответ:
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,


Ответ:
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.


Ответ:
Полумрак на все ложится,
Налетев со всех сторон,
Перед дождем
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и острой;
Набегает холодок.
Полумрак на все ложится,
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон...
(Н. Некрасов)

Подведение итогов.

Ребус – логическая игра, в которой надо разгадать ответ по картинке. На последней изображаются предметы, животные и растения, буквы и цифры. Имеет значение их взаимное расположение. Даже для непосед ребусы могут стать увлекательным занятием, если подать его в игровой форме. Например, можно предложить научить ребенка, как разгадывать шпионские шифровки.

И от самых простых картинок-головоломок для дошкольного возраста добраться до сравнительно сложных. Уверяем: если ваше чадо увлечется и научиться включать логическое мышление, со временем уже вы будете учиться у него, как решать загадки в картинках.

Ребусы придуманы на огромное множество тем. Главное, чтобы каждое слово, буква и предмет, служащие ответом к картинке, были уже знакомы малышу.

Как решать ребусы для детей с буквами в картинках?

Если вы заинтересовались ребусами, то, скорее всего, знаете преимущества этих логических задачек. Они развивают память, сообразительность, скорость мышления, умение ориентироваться в ситуации и применять уже полученные знания.

Чтобы научить ребенка 6-7 лет, как правильно решать задания, для начала начала объясните ему правила. Не нужно настаивать, чтобы он запомнил все сразу. Скорее всего, вы и сами их все не знаете. Лучше за день объяснять одно-два и подкреплять тематическими заданиями. Последние можно распечатывать (удобнее для занятий на улице) или показывать с монитора. На следующих занятиях тоже лучше не предлагать слишком много материала. Важно объяснить чаду, что сначала ему нужно правильно идентифицировать и назвать предмет, изображенный на картинке. И только потом в отношении этого слова применять правила.

Итак, почитаем основные правила! В частности, определимся, что означает запятая, перечеркивание, перевернутый предмет и другие тонкости в картинках.

  • Что значит запятая в начале или конце ребуса?
    Запятая внизу или вверху перед картинкой значит, что от названия изображенного предмета надо отбросить одну букву в начале. Соответственно, видим две запятые – отбрасываем две первые буквы. Эти значки встречаются очень часто.
  • Что значит перевернутая запятая в начале или конце?
    Правила для перевернутых запятых, аналогичны правилам для обычных запятых (смотри предыдущий пункт).
  • Что означают зачеркнутые и дописанные буквы?
    Зачеркнутая буква на картинке значит, что из названия нарисованного предмета ее нужно исключить (и добавить другую, если она указана). Дописанная слева или справа от картинки – надо добавить ее к слову в начале и в конце.
  • Что означают цифры в ребусах?
    Цифры могут иметь два значения. Они стоят над словом? Чтобы отгадать ответ, надо переставить буквы с места на место в обозначенном порядке. Название цифры может быть частью слова (часто используют «сто», «пять»). Зачеркнутая цифра значит, что из слова нужно исключить букву с таким порядковым номером. Следует помнить, что некоторые цифры, так же как и предметы, могут иметь несколько названий (единица – «кол», «раз», «один»).
  • Что означает плюс, знак «равно»?
    Если между словами (символами) стоит знак «плюс», значит, их надо добавить друг к дружке. Иногда «+» значит предлог «к», нужное выбирается по смыслу. Знак «равно» (например, А=К) говорит о том, что все буквы «А» в слове следует заменить на буквы «К».
  • Вертикальная или горизонтальная черта в заданиях?
    Горизонтальная черта значит одновременно «под», «по», «над» и «на» в зависимости от контекста. Используется с буквами или картинками, когда одна часть нарисована ниже черты, другая – выше. Иногда обозначает дробь (половину чего-либо, то есть «пол-»).
  • Расположение букв на картинке и предлоги
    Важно посмотреть на взаиморасположение букв. Если они размещены одна в другой, значит, к их названиям добавляется предлог «в». Одна буква нарисована за другой – имеется в виду предлог «за» или «перед».
  • Предмет на картинке нарисован вверх ногами ? Чтобы получить ответ, надо прочитать слово наоборот. Короткие слова дети 6-7 лет вполне могут перевернуть в уме. Правда, количество таких заданий довольно ограничено.

Чаще всего в ребусах используется одновременно несколько правил. Считается, что в 6-7 лет дети уже знакомы с буквами, четко знают их названия. Если младший школьник еще не сталкивался с запятыми, научить его новому значку не составит особой сложности.

Примеры ребусов в картинках для детей 6-7 лет с ответами

Дети 6-7 лет и меньше гораздо лучше воспринимают материал в привязке к какому-либо запоминающемуся событию. Ребусы про животных будут разгадываться с восторгом, если предложить их ребенку на следующий день после посещения зоопарка. Девочке-первоклашке, которая горит желанием поступать в музыкальную школу, будут интересны музыкальные ребусы. А ребенку, впечатленному планетарием мальчику, понравятся картинки про космос.

Про животных и о птицах

Давая детям задание про птиц или животных, убедитесь, что он уже сталкивался с такими названиями животных, а также понимает все, что изображено на картинке.

Ребусы о семье, о маме

Кто для ребенка милее всех, если не мамочка! А кого он с радостью встречает каждый раз, кроме мамы и папы? Деткам очень понравится узнавать и угадывать в зашифрованных картинках бабушку, дедушку, сестричку и других родных. Распечатайте или нарисуйте картинки поярче и начинайте развлекаться, заодно обучая ребенка!

О спорте, о здоровье

Ребусы о труде, здоровье, спорте, профессиях и многие другие можно использовать в качестве тематических игровых пособий. В выпускной группе детсада, первых классах школы или дома намечается занятия либо беседа на одну из тем? Загадка в виде картинки позволит усвоить материал лучше, чем обычный безликий рассказ. Малышей заинтересует нестандартная подача материала.

Ребусы по сказкам

Сказки со знакомыми героями, современные или классические мультфильмы – неисчерпаемый кладезь вдохновения. Если ребенок не очень интересуется логическими загадками, можно попробовать увлечь его отгадыванием любимых персонажей. Загадок на эту тему гораздо больше, чем приведено в качестве примера. Зная интересы и любимые сказки вашего ребенка, вы можете создать ребусы в виде аппликаций самостоятельно.

Можно вместе с детками разгадывать увлекательные ребусы про осень . В каждом ребусе зашифрованы названия предметов, различных явлений природы с помощью букв, картинок, цифр и символов. Главная их особенность в том, что наблюдать их можно только в осенние месяцы. Вам стоит только выглянуть в окно, выйди на улицу на прогулку, и вы обязательно увидите эти зашифрованные слова своими глазами.

Ребусы про осень с ответами - это простые загадки-головоломки , потому что они ориентированы на детей до 8-9 лет, которым будет интересно вспоминать, какие изменения происходят в природе с приходом первого осеннего месяца.

Например, вы видите ребус, на котором нарисована «8», впереди которой стоит одна запятая. Под «8» указано «М=Н». Значит, ход ваших размышлений должен идти следующим образом: «8» - это слово «восемь», запятая указывает, что первую букву слова не надо учитывать, то есть у вас остается слово «осемь». М=Н указывается на то, что в слове надо заменить букву «М» на букву «Н», следовательно, вы получаете правильный ответ на ребус - «осень». Также в данном ребусе могло быть указано 5=Н, то есть пятая буква в слове «восемь» должны быть заменена на «Н».

Поскольку осенью часто идут дожди, то и дождливая тематика будет актуальна для детских ребусов. Например, такие ребусы: на картинке изображена «луна», под ней указано «Н=Ж». Значит, у вас получается слово «лужа». Учитывайте, что если луна изображена не полная, то слово может быть зашифровано за картинкой «месяц».

Если вам нравятся смешные загадки про зонт , то обратите внимание и на такой ребус - он достаточно необычный по своему изображению. На картинке в начале изображена буква «З», далее следует изображение «нос», под которым стоят две цифры «2, 1», что говорит о том, что сначала надо взять вторую букву, а затем - первую: у вас получится «он». Буква «С» из слова «нос» выкидывается, о чем вам говорит запятая в конце изображения. Дальше на картинке изображен «кит», под ним стоит числовая последовательность «3, 2, 1» - значит, получается слово «тик». А слово целиком - «зонтик».

Все знают, что осень - грибная пора, поэтому вы можете не только разучить , но и разгадать ребусы про осень для школьников о грибах. На картинке в начале нарисована большая буква «Г», далее изображена «рыба», под картинкой есть уточнение, что «Ы=И», то есть буква «Ы» в слове «рыба» заменяется на букву «И». После картинки стоит запятая, которая обозначает, что последнюю букву в слове «рыба» вы не должны учитывать при отгадывании ребуса. Таким образом, слово «рыба» преобразовывается в слово «риб», к этой части присоединяется заглавная «Г» и получается слово «гриб», что и является ответом на ребус.

Цели:

  • в занимательной форме вспомнить и повторить приметы осени;
  • развивать фантазию и творчество учащихся.

Домашнее задание: Разделиться на команды по 5 человек.

  • Придумать название команды и соответствующую ему загадку.
  • Зашифровать в ребусе слово “Осень” (1 ребус от команды).
  • Составить загадки о природных явлениях (2 загадки от команды).
  • Повторить загадки об овощах.

Оформление зала:

  • название конкурса “В гостях у осени”;
  • нарисованная корзина;
  • рисунки овощей;
  • нарисованные листья березы, осины, клена и рябины с загадками;
  • чистые листы и карандаши на каждый стол;
  • плетеная корзина с яблоками;
  • жетоны.

Ход конкурса

Ученик читает стихотворение об осени.

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
К.Бальмонт

Учитель: О каком времени года это произведение? И сегодняшний конкурс загадок посвящен этому времени года. Но прежде, чем мы начнем соревнование, ответьте на вопрос - что же такое загадка? (Варианты ответов).

ЗАГАДКА - это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость и сообразительность.

Учитель: А кто знает, когда и как появились загадки? (Варианты ответов).

По убеждению первобытного охотника, скотовода, пахаря в поле, в лесу, на воде, в жилище - везде и всюду человек постоянно сталкивается с враждебной сознательной силой, насылающей неудачу, пожар, болезнь. Эту силу необходимо перехитрить, а для этого необходима тайная, условная речь. Без знания этой условной речи юноша не мог стать равноправным членом своего рода. Наряду с прочими, для юношей устраивались испытания в его мудрости

Позже крестьянские обычаи предписывали загадывать загадки в определенное время и при определенных обстоятельствах. В народных свадебных обычаях вплоть до XIX века загадывание загадок составляло обязательную принадлежность свадебного обряда.

В сказках царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать ее загадки. Запрещалось загадывать загадки не вовремя - летом и днем. Это вызывало напасти. У древних греков и германцев, как говорят предания, загадывание загадок приравнивалось к единоборству. Согласно легендам и преданиям, не отгадавший загадки расплачивался жизнью.

А еще при помощи загадок человек пытался понять окружающую его природу. Вот, оказывается, какая интересная история у загадки - окунитесь с головой в этот мир - и он не даст вам скучать.

Учитель: У нас в зале 4 команды, у каждой свое название. Угадайте их. (Команда загадывает загадку, а другие отгадывают название этой команды.)

1-й Конкурс. Ребусы.

Учитель: Дома каждая команда зашифровала в ребусе слово. Расшифруйте его. (Каждая команда показывает свой ребус). Какие слова у вас получились? Почему?

Я еще приготовила для вас ребусы. Расшифруйте их, и вы узнаете приметы осени.

Учитель каждой команде раздает еще по два ребуса.

(Перелет птиц)

(Увядание растений)

(Понижение температуры)

(Затяжные дожди)

Учитель: Какие приметы осени вы еще знаете? (Ответы учащихся)

2-й Конкурс. Карусель загадок.

Учитель: Ребята каждой команды сами придумали загадки про осень. Давайте устроим карусель этих загадок.

Каждая команда задает друг другу по кругу свои загадки.

Учитель: Я тоже хочу загадать каждой команде по одной загадке.

Осень в сад
К нам пришла,
Красный факел
Зажгла.
Здесь дрозды,
Скворцы снуют
И, галдя, его клюют. (Рябина)

Никто не пугает,
А вся дрожит. (Осина)

Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки. (Березы)

Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем! (Дуб)

Учитель: А теперь, ребята, найдите листья тех деревьев, название которых вы отгадали. (Листья с загадками развешаны по классу). Посмотрите, что на другой стороне листа. Разгадайте эти загадки.

Летит, рычи,
Ветки ломает,
Пыль поднимает
Слышишь его,
А не видишь его. (Ветер)

Меня часто зовут,
Дожидаются,
А приду – от меня
Укрываются. (Дождь)

Седой дедушка у ворот
Всем глаза заволок. (Туман)

Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стекла,
Сделал снежными сады. (Мороз)

Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)

Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
Не снег и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)

Надо мною, над тобою
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес,
Прохудился и исчез. (Туча)

Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облака)

Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает. (Солнце)

Утром бусы засверкали,
Всюду траву собой заткали.
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдем. (Роса)

На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У нее теперь ангина. (Град)

Опустел холодный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)

3-й Конкурс. Аукцион загадок.

Учитель: Осень приходит к нам не с пустыми руками, а с богатым урожаем. Давайте посмотрим что она нам принесла в корзинке.

Из нарисованной корзины учитель достает картинки фруктов, овощей, грибов. Кто скажет о них загадку, тот и забирает рисунок.

Подведение итогов.

За каждое правильно выполненное задание ученики получают жетоны. Побеждает та команда, которая больше всех наберет жетонов.

Награждение.

Все участники получают яблоки из большой плетеной корзины.