Река кунья - ловать. Река кунья
Блог "Познай свой край родной" представляет собой виртуальное путешествие для детей по Псковскому краю и является воплощением в Интернет-пространстве основных материалов проекта Централизованной библиотечной системы г. Пскова «Познай свой край родной!».
Данный проект был разработан и реализован в библиотеках Централизованной библиотечной системы г. Пскова в 2012-2013 гг. - Библиотеке – Центре общения и информации, Детской экологической библиотеке «Радуга», Библиотеке «Родник» им. С.А. Золотцева и в инновационно – методическом отделе Центральной городской библиотеки.
Главная цель проекта - в основных чертах дать представление об историческом прошлом Псковского края, его настоящем, о людях (личностях), прославивших Псковский край, о богатстве и своеобразии природы Псковского края.
Проект объединил единой целью работников библиотек, участников образовательного процесса и родителей.
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в любовь к своей стране – к её истории, её прошлому и настоящему» (Д. С. Лихачев).
Псков. Фот. Петра Косых. |
Партнёры по реализации проекта:
Школы города:
· Средняя общеобразовательная школа № 24 им. Л.И. Малякова (учитель нач. классов Григорьева Валентина Ивановна)
· Средняя общеобразовательная школа №12 им. Героя России А. Ширяева (учитель нач. классов Овчинникова Татьяна Павловна)
· Погранично – таможенно – правовой лицей (учитель нач. классов Иванова Зинаида Михайловна)
Псковский областной институт повышения квалификации работников образования
:
Пасман Татьяна Борисовна – методист по истории, обществознанию и праву ПОИПКРО
Псковский государственный университет
Бредихина Валентина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики гуманитарного образования ПсковГУ.
Редактор блога:
Бурова Н.Г. - зав. отделом информационно-коммуникационных технологий ЦГБ г. Пскова
В настоящее время, несмотря на то, что проект, первоначально явившийся основанием для создания данного ресурса, завершён, наш краеведческий блог продолжает успешно существовать и развиваться. Являясь по своей сути информационно-познавательным ресурсом и хорошим подспорьем для тех, кто хочет познакомиться поближе с Псковом и удивительным Псковским краем (в особенности это касается ребят), - будь-то открытие памятника в г. Пскове или на территории Псковской области, впечатления от поездки в один из уголков Псковщины, создание новой краеведческой игротеки или фотогалереи и, конечно же, мы всегда сообщаем нашим читателям о выходе в свет новых книг о Пскове, рассчитанных на юных краеведов.
Материалы данного блога могут быть использованы и на школьных занятиях, и на библиотечных мероприятиях, а могут быть и прочитаны просто так - для самообразования!
Мы ждем на страницах нашего блога всех неравнодушных к истории Пскова и Псковского края ребят, и, в свою очередь, обещаем радовать наших посетителей новыми материалами. Кстати, обновления блога можно проследить в разделе
1.08 на попутной машине от станции Сердце мы доехали до речки Кунья. Собрали байдарку, приготовили обед и пошли вниз по реке. Течение слабое, глубина достаточная, погода хорошая. Основное препятствие - жерлицы и заколы. |
Берега высокие, лесистые, чистые. Мест для стоянки достаточно. На стоянках ловили рыбу спиннингом. Попадались щуки. После сибирских и кольских рыбалок щуки воспринимались как нечто ординарное. Рыбы в реке много. Встретились местные парни на резиновой лодке. Они наловили спиннингом десятка два щук, которых держали на кукане. |
По мере расширения русла стали появляться завалы. В большинстве случаев в завалах были проходы. |
Лето стояло жаркое, река обмелела, обозначились порожки. Путь для байдарки приходилось просматривать и иногда расчищать. |
Были обычными и искусственные преграды вроде этой сваи - мостика. Пришлось обнести. |
Завалы уже воспринимались как обычное явление. При небольшой скорости течения можно было успеть осмотреть проход. |
Встречались полуразрушенные мосты. Они опасны всяким промышленным хламом в воде с режущими и колючими кромками. |
Некоторые мостовые пролеты расположены низко над водой, приходится буквально проползать под ними. |
Около мостовых опор образуются завалы, иногда многолетние. Известную опасность представляют подростки - хулиганы, забрасывающие байдарки камнями. |
Встречаются и полностью разрушенные мосты. Они опасны остатками свай под водой. |
Через такой завал приходилось продевать байдарку как нитку через игольное ушко. |
Места для стоянок на Кунье отличные. Высокие берега, лесные поляны, много цветов. |
По мере продвижения речка принимала притоки один за другим и становилась все шире. |
На берегах есть большие поляны с некошенной травой. Иногда на них пасут коров местные жители. |
Деревни в основном находятся на некотором удалении от берега. Иные домики стоят на высоком берегу. |
Мы познакомились с местной жительницей и попросили продать молока. |
Роланд вечером сходил в деревню и принес три литра парного молока. В городе такого не отведаешь |
Молоко нам обоим понравилось. |
Река становилась все шире, стали появляться острова, а вот глубина стала уменьшаться и на шкуре байдарки появились протертости. |
Теперь на каждой стоянке приходилось осматривать и подклеивать оболочку. |
Из-за низкой воды пришлось сойти с маршрута в городе Холм. На перекладных автобусах добрались до Великих Лук и поездом 12.08 уехали в Ригу. |
Карта нашего похода по Кунье. При подъезде по железной дороге лучше всего ехать до станции Таборы. От станции до реки Кунья примерно километр. |
В прибрежных деревнях осталось мало коренных жителей. Все больше дачников из столиц и областных центров. Они местности совсем не знают. |
Местные жители именуют свои деревни стародавними именами, подчас не совпадающими с теми, что на карте. |
Знакомство с Центральной Россией. Река Кунья.
В 1991 году большинство моих прежние спутников оказались занятыми домашними делами, кто жизнь устраивал, кто работу искал в связи с перестройкой и грядущим развалом страны. Свободное время было только у Роланда, вот мы и собрались побывать на реках Кунье и Ловати. Реки вытекают из озер, протекают по лесистой местности, при ежедневном переходе порядка 20-30 километров маршрут можно было пройти за 20 дней.
Для сплава выбрали байдарку Таймень-2, для рыбной ловли - поплавочные удочки и спиннинги с набором блесен.
31 июля поездом Рига-Москва выехали из Риги. Договорились с проводником чтобы не сходить в Великих Луках, так как у нас были билеты только до Великих Лук, проехали Великие Луки и 1.08 высадились на станции Сердце. Подробной карты у нас не было, были кроки по 25 километровой гипсометрической карте России и политико-административным картам Псковской, Тверской и Новгородской областей. Теперь ясно, что следовало ехать до станции Таборы, от которой до реки Кунья метров 400. Планировали дойти до реки по тропе вдоль железной дороги, да не тут-то было. С ликвидацией дорожных обходчиков пропали тропы вдоль железных дорог, все заросло бурьяном. Пришлось идти на автомобильную дорогу, где нас подобрал на самосвал шофер по имени Андрей и довез до реки к деревне Пески. Кстати у деревни есть остановка пригородного поезда от Великих Лук, но этого мы тогда не знали. Собрали байдарку и вышли. Река мелкая, узкая, берега глинистые, крутые. Никогда не приходилось видеть такого количества жерлиц, буквально через 4-6 метров, чаще всего без рыболовов. Шли до 16.00 и встали. Приготовили еду, поставили палатку, решили переночевать.
2 августа. Через полтора часа после начала движения порвались на мосту недалеко от деревни Кривандино. Препятствия на реке во многих случаях сделаны человеком. Это и наплавные мосты, и заколы для установки верш, и просто бетонные сваи, сброшенные в реку в качестве мостиков.
К естественным препятствиям относятся завалы из деревьев, снесенных во время половодья и шиверы.
Поргов на Кунье не встретили. Подклеили байдарку и пошли дальше. Стоит отметить, что из-за недостатка времени не удалось перед выходом наклеить протекторы или хотя бы сделать поддувное дно, поэтому каждое препятствие причиняло байдарке ущерб.
3 августа. Прошли устье реки Усвяты. По Кунье попрежнему встречаются перекаты с камнями, причем из камней сделаны запруды для подъема уровня воды ради купания, наплавные мостики, по берегам разбросаны отдельные домики, используемые как дачи жителями столиц и областных центров, много рыболовов со спиннингами и жерлицами.
4 августа. Продолжили движение. Много препятствий: завалы, разрушенные мосты, низкие мосты, мелкие каменистые перекаты.
Прошли поселки Тарасы, Ваши, устье реки Добша. Гребли и шли 5 часов, иногда пришлось байдарку проводить, встали в километрах шести от деревень. Роланд решил половить рыбу, сразу же поймал щуку. Да это и не мудрено. Мы обогнали местных парней, сплавлявшихся на резиновой лодке и ловивших рыбу на спиннинг. На кукане у них сидело десятка полтора щук. Уровень воды в Кунье быстро спадает. Решили идти только до Холма, если ситуация не переменится.
5 августа. Характер реки и препятствий не меняется - плавучие мосты, разрушенные мельницы, очень мелкие перекаты. Встали у деревни Жарихино. Познакомились с местной жительницей Еленой Тихановной Викторовой. Она пасла нескольких коров. В деревне нет пастуха, поэтому владельцы пасут коров по очереди. Расспросили о местных условиях, о жителях. Оказалось, что коренных жителей в деревне осталось несколько семей, остальные дачники, живут только летом. Договорились о покупке молока. Вечером Роланд сходил и принес 3 литра. Денег хозяйка не взяла. Пришлось расплачиваться фотографиями, которые ей были высланы по возвращению в Ригу.
6 августа. Прошли деревни Романово, Пестряково, устье реки Ока. Кунья на глазах мелеет. Встали на подходящем месте. Много комаров. Выручали репелленты.
7 августа. Как всегда встали в 8.00, полтора часа на завтрак и сборы. Шли до 16.00, дошли до Уварово, решили пройти еще часок, но налетели на камень, решили осмотреть оболочку да и остановились на ночь. Решил угостить Роланда согудаем, скоренько поймал двух щук, тут пошел дождь, решили оставить согудай до утра. Еще раз убедился, что байдарка без протекторов - не байдарка, а головная боль. Окончательно решили сходить с маршрута, при такой низкой воде оболочка байдарки не выдержит похода.
8 августа. Встали в 8.00, сделали согудай, позавтракали. Согудай Роланду и мне понравился. Вышли в 12.00. На реке много перекатов.
Встретили два моста, прошли деревню Кочута, стали смотреть место для стоянки, нашли, но не сразу. Поставили палатку, уже затемно приготовили ужин.
9 августа. Встал в 6.30, наловил удочкой рыбы для ухи. Роланда поднял в 8.00, сварили уху, клеили байдарку, движение начали в 13.00. В 14.30 начался дождь, его переждали на воде в байдарке под деревом в компании с москвичами. Продолжили движение в 15.10. прошли устье реки Сережа и встали на высоком правом берегу на чьей-то хорошо оборудованной стоянке.
Место очень красивое в лесу на цветочной поляне. Нашел червяков под колодой, наловил окуней и ершей на удочку. Рыбы в реке много, но ловить нужно стационарно. В вынесенной на берег байдарке было много воды, пришлось подсушить и подклеить.
Весь день шли длинными плесами, перекаты стали реже. К ночи похолодало, поднялся ветер, пришлось залить костер, и тут начался дождь.
10 августа. Кунья резко пошла под уклон, скорость течения возросла, глубина уменьшилась, любой контакт со щебнистым дном приводил к повреждению оболочки. Пока шли, клеились три раза, последний раз в 5 километрах от Холма. Пришли в Холм в 17.00. Поставили палатку. Я готовил ужин, Роланд сходил в город на автостанцию, узнать когда автобус до Великих Лук. Прямого автобуса не было, был автобус утром в 10.00 до Локни с пересадкой. Поужинали, разобрали байдарку. Обнаружили, что погнуто несколько стрингеров и хорошо подрана оболочка. Высушили байдарку, уложили все по походному, устроились на ночь.
11 августа. встали в 6.00, дошли до автостанции, купили билеты. Груз пришлось взять в салон автобуса, багажные отсеки были заполнены имуществом шофера. В Локне пересели на автобус Подберезье - Великие Луки, на котором приехали в Великие Луки в 15.30. Перехали на городском автобусе на железнодорожный вокзал и к 2 часам ночи добыли билеты на пассажирский поезд до Риги. Багаж сдали в багажное отделение. Переночевали в комнате отдыха.
12 августа. Выехали в 10 часов утра и 21.30 приехали домой в Ригу.
Выводы и рекомендации:
Иногда сибирские и северные речки не доставляют столько хлопот и неудобств как эта милая речка Кунья.
Комаров может быть много, нужны брать репелленты.
Дно реки на плесах сильно закоряжено, поэтому для рыбалки нужно либо лески брать погрубее, либо соглашаться с потерей блесен.
Рыба в реке есть. Это щуки, окуни, плотва, красноперка, густера, ерши и т.д.
Ночи в августе могут быть холодными, поэтому подходящяя одежда и спальники не помешают.
В проходах заколов, каменных запруд могут быть умышленно установлены острые и режущие предметы для повреждения средств сплава.Благодарю за внимание. Василич. [email protected]
Открытие водного сезона мы планировали на украинской реке Збруч, но в силу ряда причин пришлось изменить маршрут на российскую реку Кунью, протекающую в Псковской и Новгородской областях. Нынешний 2004 год запомнится многим туристам небывалым весенним половодьем. Судя по нашей речушке Ислочь-уровень воды в ней поднимался выше максимума 1996 года сантиметров на 20-30. Тогда нам удалось пройти по ней на пике половодья и поплавать среди притопленных деревень и хуторов. Накануне из теленовостей узнали, что в Новгоро-ской области в устьях рек наблюдается повышение уровня воды, не наблюдавшееся последние 80 лет. Вечером 2 апреля мы загрузились в питерский поезд, в Новосокольниках пересели в дизель. А утром на вокзале Великих Лук уже обсуждали с водителями такси место непосредственной заброски к реке. Заплатив по 250 рублей за две легковушки, мы вскоре наслаждались видами замерзших разливов Куньи.
По скудным интернетовским описаниям началом маршрута служит ж/д мост у ст. Таборы или мост еще одной ж/д ветки у ст. Великополье. Нас высадили у моста на трассе Рига-Москва, удлинив маршрут на 10 км. В темпе собравшись и позавтракав, мы вскоре бороздили бескрайние дали, залитые водой. Мы любовались переливами восходящего солнца в сосульках необычных форм на кустах, плотно сжимающих русло Куньи, проламывали сантиметровый лед, уходя в разлив, преодолевая препятствия в виде завалов. Приличное течение позволило добраться до первого ж/д моста менее чем за два часа. Вышли на него поразмяться. На обозримом расстоянии станции не наблюдалось. А вот в д. Великополье остановочный ж/д пункт виден с реки. Надо отметить, что участок Куньи до второго моста летом вряд ли проходим.
Первую ночевку сделали на правом берегу у брода напротив д. Гиписово. Отличная лужайка с лесом, отгороженная от реки кустами. (Трудно сказать, можно ли попасть сюда вмежень). Первая ночь испытывала нас морозом, электронный градусник отбил наружный максимум -11,7°, а внутренний (впалатке) -11,5°. Последующие ночные низкие температуры в течение недели уменьшались на 2 градуса, а последние две ночи даже был плюс. Еще раз убедились в туристской мудрости: плохой погоды не бывает, бывает плохое снаряжение. У нас все было ОК.
Разливы продолжались до д. Прохново. На этом участке река проходит через заболоченные участки и небольшие озерца. Видно, что русло сильно меандрирует, но нас это не напрягало. Мы шли напрямик по разливу. Многие мосты, обозначенные на карте Псковской области с географической основой 1997 года, отсутствуют. За д. Болебино заплыли в затопленный лес. Раньше приходилось плавать среди кустов или одиноких деревьев, а тут получилась настоящая прогулка на байдарке в лесном массиве, необычные радостные чувства переполняли нас. Мы, как дети, покружили хоровод возле огромной ели, попрятались под густым лапником, порезвились между березками. Затем внимание привлекли сосны. Их ветки начинались в метре от воды. Я ткнул веслом вниз, дна оно не достало. Как-то сразу вернулось чувство ответственности, и по-тихоньку мы вышли в русло.Вскоре берега сблизились, набрали высоту и покрылись сплошь лиственным лесом, Кунья понеслась в каньоне. Паводковое течение очень быстрое, до 8-10 км в час. Препятствий до конца маршрута не встретилось. По обдертым стволам деревьев (навскидку им лет по пятьдесят) у воды, можно было подтвердить, что в реке давненько не было такого уровня, иначе за пару лет ледоход уничтожил бы их (деревья). Иногда по водным валам можно было определить, что проходим над шиверой или порогом. Проблем с выбором места для стоянки не было, если не считать часто покрытые снегом берега. Но местечко, к которому можно применить термин "отличная стоянка", мы выделить не смогли. Дров на всем протяжении маршрута много, в лесах бурелом. На всех стоянках встречали огромное количество следов различных животных.
Большая скорость прохождения маршрута превратила наш поход в этнографическую экспедицию. Мы постоянно останавливались у хуторов, деревень, общались с местными жителями. Молодежи практически нет. Народ добрый, дружелюбный. Многие деревушки нежилые. Посещение их оставляет в душе тоскливый отпечаток. Перекошенные трухлявые от времени домики наполнены домашней утварью тех времен: почти в каждом есть жернова, прялка, какой-нибудь станок, фотографии со счастливыми надписями типа: родителям от молодоженов, "любимым дедушке и бабушке"... и т.п. Без труда читаются обои из газет 1947, 1952, 1964 года, в каждой с радостью говорится о достигнутых и новых рубежах социалистического строя. И жили люди, строились, расширялись, пахали от зари до зари, любили, рожали детей и верили... верили в свое счастливое будущее, в будущее детей, внуков, правнуков. И вот оно настало... Вот оно кругом. Мы ходим по нему... Тоска... Невольно задумываешься: а что изменилось?
Встречаются и разграбленные деревни, они больше походят на наши в Чернобыльской зоне. В одной из таких подобрали пару угольных утюгов, видимо, чем-то не устроивших черных искателей. Мне достался метровый черпак с дырявым литровым ковшом из цельного дерева. Но попал он ко мне не сразу: перед тем как сесть в байдарки, кто-то для измерения скорости течения решил бросить в воду какую-нибудь деревяшку. И тут под руку попался невзрачный черпак с намерзшей глиной. Он приводнился в середине реки и начал свое водное путешествие. Вскоре мы его обогнали и решили, что на каком-нибудь повороте его прибьет к берегу под кусты и т.д. Пройдя четыре км, мы остановились в деревеньке докупить хлеба. Я сидел на высоком берегу, рассматривая окружающие ландшафты, и вдруг на середине реки увидел знакомый черпак. Я закричал вниз Валере: "Смотри, черпак нас догнал!!!". Тот был в байдарке и поэтому без труда выловил его. После некоторых рассуждений о жизни вещей Валера подарил его мне. Так я стал обладателем черпака-путешественника, что особо приятно, водника.
За д. Краснодубье на правому берегу Куньи высится Воронцовский собор. Ему 100 лет со всеми вытекающими последствиями: после революции склад, затем пожарная часть, потом снова склад и запустение. Сейчас собор находится в стадии реставрации. До ближайшей от него деревни 2 км.
За обозначенным на карте порогом (по нашей воде метровые валы) перед д. Паршино, в улове удалось выловить четырех щук. Далее берега становятся еще выше. К лиственным лесам примешиваются сосны и ели. Обрывы достигают высоты 15-20 метров, в основном сложены из глины, иногда с мощными прослойками голубой глины.
В устье Сережи на высоком мысу старинное кладбище и развалины деревянной церквушки, берег изрыт окопами. Последнюю ночевку сделали за устьем р. Б. Тудер на левом берегу. Буквально за следующим поворотом Кунья впадает в Ловать. Остановиться для сборки и сушки плавсредств лучше на левом берегу пе-ред автомобильным мостом. Город Холм - скорее большая деревня. По сравнению с исчезающими по Кунье деревеньками видно, что он растет и строится (много новых деревянных домов). Четыре часа ожидания мик-роавтобуса были скрашены наблюдением за проходящим на набережной кубком Новгородской области по русской лапте среди девушек. Мы так увлеклись, что в финале уже по-настоящему переживали за всех. На вопрос холмского тренера, за кого болеем, я ответил: "за малайцев", на что тот сделал умный вид, начал на-прягаться, в какой же части области это находится, и такой задумчивый удалился к спортсменкам. А победили девчонки из г. Сольцы.
P.S. Транспорт за нами не приехал. Пришлось нанять местный микроавтобус, который завез нас в Новосокольники. Черпак повесил в бане. В телевизоре говорят как по написанному в старых обоях. Одно сильно радует - сезон открылся... Значит, скоро в поход!
Фото: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.