Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении примеры. Презентация "Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении"
Урок русского языка в 9 классе по теме: «Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении».
Урок «Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении» проводится в 9 классе. На предыдущих занятиях в классе проводилась следующая работа:
Знакомство со структурными особенностями СПП,
Нахождение главного и придаточного предложений,
Составление схем,
Различение союзов и союзных слов,
Тема урока : «Роль указательных слов в подчинении предложений».
Цель урока : познакомиться со сложноподчиненными предложениями с указательными словами; уметь находить их в предложении; составлять по схемам предложения; составлять схемы к предложениям; закрепить и усовершенствовать навыки выделения придаточного предложения.
Организационный момент. Запись отсутствующих.
Число.
Указательные слова в сложноподчиненных предложениях.
Тип урока - комбинированный (обобщение и систематизация, твор-
ческое применение знаний, контроль знаний).
Оборудование урока :
Компьютер
Проектор
Ход урока.
Организационный момент
Актуализация знаний
Определите часть речи указанных слов.
Вначале, добиться, назубок, заинтересовать, тот, этот, такой, столько, там, тут, туда, тогда, поэтому, так, мячом, соревнованиями, чемпион, никто, не, потому что, для того чтобы
Слов какой части речи больше? Какую роль в сложном предложении выполняет эта часть речи?
В сложном предложении указательные местоимения служат для связи придаточного предложения с главным. Они являются членами главного предложения. Синтаксическая роль указательных слов соответствует виду придаточных предложений, подчёркивает их основное значение
Сформулируйте цели сегодняшнего урока, исходя из темы урока.
Объяснение темы урока.
Тот, кто любит родину, должен служить ей.
В предложении указательное слово тот выполняет роль подлежащего в главном и придаточное по своему значению сближается с ним.
Тот человек, который любит родину, должен служить ей.
В предложении тот выполняет роль определения и придаточное по значению соответствует ему.
Я уверен в том, что наши дети мир увидят в золотом расцвете.
В предложении указательное слово в том выполняет роль дополнения и придаточное по своему виду соответствует ему.
О такой дружбе, которая не выдерживает прикосновения голой правды, не стоит и жалеть.
В предложении придаточное по своему значению соответствует синтаксическая роль указательного слова в составе главного.
Указательные слова не только помогают выяснить вид придаточного, но и служат для связи главного и придаточного.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Составные союзы образовались из сочетаний указательных слов с простыми союзами:
потому что для того чтобы
оттого что с тех пор как
ТОТ – КТО
ТО – ЧТО
ТАКОЙ – КАКОЙ
ТАКОЙ – КОТОРЫЙ
СТОЛЬКО – СКОЛЬКО
ТАКОВ - КАКОВ
ТАМ – ГДЕ
ТУДА – ГДЕ
ТУДА – КУДА
ТАК – ЧТОБЫ
Часто люди гордятся чистотой своей совести, потому что они обладают короткой памятью.
Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью
Установить соответствие между предложением и схемой. Почему невозможно точно выполнить это задание? Что необходимо добавить в схемы? Назовите вид придаточного предложения.
Слайд 1
1.Дерево валят туда, куда оно нагнулось.
2.Каково лето, таково и сено.
3.Астрономия увлекла меня потому, что я считал и считаю до сего времени не только Землю, но отчасти и Вселенную достоянием человеческого потомства .
(СПП)
[ указ. слово], ().
(), [ указ. слово].
[ указ. слово], ().
3. Открываем учебники и читаем п 21 и выполняем упражнение 99 письменно.
4 . Выполнить орфографический разбор указанных слов.
Слайд 2
возгл А влял, о Т дать, соб И рает в свет Е, возр А ст, возбуждё НН ый, обществе НН ый, и З влекать, беС козырка, деревяНН ый, ветреН ый, отрА сль.
Используя сложноподчинённые предложения, объясните написание слов.
Тренировочные упражнения (повторение)
Каковы особенности присоединения придаточных предложений к главному?
Придаточное присоединяется союзами и союзными словами ко всему главному предложению, но по смыслу придаточное поясняет:
- одно слово (один член главного предложения);
Например: Деревня , где скучал Евгений, была прелестный уголок. (А. Пушкин.) Я давно угадал , что мы сердцем родня. (А. Фет.) Зарядив винтовку, Андрей вновь поднялся над грудой камней, соображая , куда надо стрелять. (М. Бубеннов.) ;
- словосочетание;
Например: Стояла та сказочная тишина , которая приходит с морозами. (П. Павленко.) И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал... (А. Пушкин.) Эти снега горели румяным блеском так весело, так ярко , что, кажется, тут бы и остался жить навеки. (М. Лермонтов.);
- всё главное предложение: Дом стоял на косогоре , так что окна в сад были очень низко от земли. (С. Аксаков.) Чем глуше становилась ночь, тем ярче разгоралось небо . (К. Паустовский.)
Роль указательных слов в подчинении предложений
В главной части сложноподчинённого предложения иногда могут использоваться указательные слова тот, такой, весь, каждый, никто, там, тогда и др.
Роль указательных слов в организации сложноподчинённого предложения неодинакова.
Во-первых , они могут быть конструктивно необходимы (предложение с данной придаточной частью без них не может быть построено).
Например: Я тот, кого никто не любит. Включение необходимых для строения предложения соотносительных слов обязательно для структурной схемы таких СПП:
Во-вторых , соотносительные слова могут быть факультативны, их роль в предложении в таком случае усилительно-выделительная (соотносительные слова можно опустить без потери смысла):
Он запомнил того человека, который был в гостях у Петрова.
Указательные слова являются членами главного предложения.
5 . При помощи схем объясните разницу в постановке знаков препинания в указанных предложениях.
Слайд 3
1. Встреча не состоится из-за того, что планы неожиданно изменились.
2. Встреча не состоится, из-за того что планы неожиданно изменились.
1.[ указ. слово], (что).
2., (что).
Работа в группах (особенности присоединения придаточного предложения к главному § 21, упр.100 письменно. Выписать предложения, расставить пропущенные знаки препинания
Какова особенность присоединения придаточного предложения к главному? Схемы предложений.
Синтаксический разбор указанного предложения.
Через определённое время, один человек от группы, знакомит с выводом, другой рисует схемы предложений, третий выполняет синтаксический разбор, четвертый фонетический разбор слова - цену.
6 . 1 группа . 1.Я выглянул в окно и зажмурился от чистого и ярко-синего неба, в котором ещё плавала одна истончившаяся от рассвета, прозрачная звёздочка .
2. В том, что всюду по ущелью здесь растёт арча, мы убедились с первых минут пребывания в горах.
3. Многие любители цветов, вероятно, замечали, что некоторые цветы нельзя соединять в одной вазе.
Придаточное присоединяется союзными словами ко всему главному предложению, но по смыслу придаточное поясняет одно слово (от неба, в том, замечали)
2 группа. 1.Было видно, как орёл, неподвижно паря и скользя, поворачивает голову туда и сюда, чтобы разглядеть нас получше.
2. В тот день, о котором идёт рассказ, ребята пришли пораньше в спортзал.
3. Гостю постлали в зале на диване и, чтобы ему не было темно, зажгли лампу.
Придаточное присоединяется союзами и союзными словами ко всему главному предложению, но по смыслу придаточное поясняет словосочетание (поворачивает голову туда и сюда, в тот день, зажгли лампу)
3 группа. 1. Можно было легко потерять друг друга, так как на этой площади собралось много народа.
2. Старик говорил с увлечением, как будто изливал перед приезжим свою душу.
3.Чтобы попасть без промаха мячом в корзину, вначале нужно отработать движения кисти руки, плеча.
Придаточное присоединяется союзами ко всему главному предложению, по смыслу придаточное поясняет всё главное предложение
Упр. (методика незаконченного предложения).
7. Слайд 4
При помощи команды «Перо» восстановить текст.
Чтобы вычленить в сложном предложении придаточное, необходимо, во-первых, найти ______________________________, во-вторых, отыскать __________________________ (______________), в-третьих, поставить _____________________________________. Придаточное предложение может пояснять ________, _________________,_____________________.
Выборочный диктант. Записать только те пословицы, в которых есть указательные слова. Эту же работу можно проделать и по-другому. Выписать только номера предложений с указательными словами.
Кто ищет, тот всегда найдет.
Горюет Фома, что пустая голова.
Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.
И кафтан греет, когда шубы нет.
Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
Где песня льется, там легче живется.
Зеркало не виновато, что рожа кривовата.
Не ведает царь, что делает псарь.
Поселись там, где поют.
И мы видали, как бояре едали.
9 .Устно. Работа с учебником. Упражнение103. Найдите ошибки. Употребите указательные слова в нужной форме или исключите их.
10. - тестовая работа (каждому индивидуально, можно по вариантам, на карточках). За каждый правильный ответ по одному баллу.
1. Укажите сложноподчинённое предложение
А. Я собирался было встать, как вдруг глаза мои остановились на неподвижном человеческом образе.
Б. Я вгляделся: то была молодая красивая девушка.
В. Она сидела в двадцати шагах от меня, задумчиво потупив голову и уронив руки себе на колени.
2. На месте каких цифр должны стоять запятые?
В воздухе (1) куда ни взглянешь (2) кружатся целые облака снежинок (3) так (4) что не разберёшь (5) идёт ли снег с неба (6) или с земли.
А.1,2,3,4,5,6
Б.1,2,3,5
В. 2,4,5,6
Г.1,3,4,5
3. К чему относится придаточная часть сложноподчинённого предложения?
1. Но я любитель старых тополей,
Которые до первой зимней вьюги
Пытаются не сбрасывать с ветвей
Своей сухой заржавленной кольчуги (Н.Заболоцкий).
А. Придаточная часть относится ко всей главной части предложения в целом.
Б. Придаточная часть относится к одному слову в главном предложении.
В. Придаточная часть относится к словосочетанию в главной части
4. Определите при помощи чего присоединяется придаточное предложение к главному.
1. Можно было бы сказать, что Чехов побуждает нас видеть мир и самих себя с элегическим раздумьем о прошлом (М.Громов).
2. Позови своих воевод да спроси их, что они скажут (С.Голицын).
А. Союз
Б. Союзное слово.
5. Сколько придаточных в сложноподчинённом предложении?
В Михайловском нашёл я всё по-старому, кроме того, что нет уж в нём няни моей и что около знакомых старых сосен поднялась во время моего отсутствия молодая сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых уже не пляшу (А.С.Пушкин).
А. Три
Б. Четыре
В. Пять
Кавалергард – военнослужащий одного из полков гвардейской тяжёлой кавалерии.
11 . Подведение итогов урока.
– Что вы узнали о роли указательных слов СПП?
– Назовите средства связи в СПП?
Предмет русский язык
Класс 9 б
Тема. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении.(Слайд 1.)
Тип урока: комбинированный урок.
Задачи урока: .(Слайд 2.)
1.Образовательная:
углубить понятие учащихся о сложноподчинённом предложении и средствах связи главного предложения с придаточным;
формировать умение выделять в сложноподчинённых предложениях указательные слова;
с помощью вопроса к ним определять синтаксическую роль придаточной части;
составлять схемы сложноподчинённых предложений с указательными словами, с составными союзами;
2.Воспитательная:
воспитывать языковое чутьё;
внимание к происходящим процессам.
3.Развивающая:
расширять и углублять предметную компетенцию учащихся;
Оборудование: учебник, таблицы, раздаточный материал.
План урока:
Этап урока | Время (мин.) |
||
Организационный момент | Нацелить учащихся на урок | ||
Проверка домашнего задания | Актуализировать имеющиеся у учащихся знания о сложноподчинённом предложении | ||
Подготовительная беседа | Актуализация имеющихся у учащихся знаний о сложноподчинённом предложении | ||
Знакомство с новым материалом | Указать на то, что учащиеся должны запомнить; дать дополнительные сведения о структуре сложноподчинённого предложения | ||
Практическая работа | Научить систематизировать полученные знания | ||
Работа по развитию речи | Развить речевые умения учащихся | ||
Самостоятельная работа | Отработка умения расставлять знаки препинания в сложноподчинённом предложении; схематически изображать структуру СПП. | ||
Рефлексия. Подведение итогов урока | Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке | ||
Сообщение домашнего задания | Разъяснить содержание домашнего задания |
ХОД УРОКА
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Проверка домашнего задания
Первый ученик рассказывает о том, как отличить союзы от союзных слов, учащиеся рецензируют монологическую речь отвечающего.
Второй ученик читает сложноподчинённые предложения из упр. 96, указывает, в каких предложениях для связи придаточного с главным употреблены союзы, а в каких - союзные слова.
Третий ученик читает сжатое изложение «Почему этимология вызывает интерес», указывает сложноподчинённые предложения, учащиеся рецензируют ответ, указывают грамматические и речевые недочёты.
Обратите внимание, ребята, на памятку «Как совершенствовать написанное» на с. 193.
2.«Лови ошибку» .(Слайд 3.)
Беззаботный, бесснежный, безкрайний, бесхарактерный, безшумный, раскопать, изцарапать, расшевелить, разжечь, разчертить, исчерпать, исдать, сдать.
2.Практическая работа: конструирование безличных предложений .(Слайд 4.)
Работа с предложениями, записанными на доске.
Весна начиналась прибавкой света. В лесу были слышны птичьи голоса. На снегу были заметны сорочьи и грачиные следы. На опушке были вырублены все старые деревья. Площадку решили использовать для вольеров. Для их строительства умельцы найдутся.
Перестройте предложения так, чтобы они из двусоставных превратились в безличные предложения.
Укажите, чем выражен главный член в безличных предложениях.
Объясните лексическое значение слова вольеров.
Словарная работа по словарю иностранных слов, определить значение и род существительного вольеров.
Вольер (и вольера) (фр. vоliеге) - открытая или закрытая площадка, огороженная сеткой, часто с примыкающим к ней убежищем (клеткой, домиком, навесом); предназначена для содержания пушных зверей, кроликов, собак, птиц и диких животных.
Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя
Сложное предложение всегда интонационно закончено. Как следует произносить сложноподчинённые предложения? Обычно между главным и придаточным предложениями соблюдают паузу, а на указательном слове (если оно есть) в главном предложении делают логическое ударение. Указательные слова в главном предложении обычно отвечают на те же вопросы, имеют то же синтаксическое значение, что и придаточные предложения. Основная функция указательных слов - быть предвестниками придаточных предложений. Поэтому в большинстве случаев указательное слово может подсказать вам, к какому типу относится придаточное предложение. Какова же роль указательного слова в подчинённом предложении?
Работа над темой урока .(Слайд 5.)
Объяснение учителя
Роль указательных слов в организации СПП неодинакова.
Во-первых, они могут быть конструктивно необходимы (предложение с данной придаточной частью без них не может быть построено). Например: Я тот, кого никто не любит . Включение необходимых для строения предложения союзных слов обязательно для структурной схемы таких
[тот] , (кого...)
Во-вторых, союзные слова могут быть факультативны, их роль в предложим в таком случае усилительно-выделительная (союзные слова можно опустить без потери смысла): Он запомнил того человека, который был в гостях Петрова.
[того + сущ.], (который...)
Указательные слова являются членами главного предложения.
2.Ознакомление с таблицей, сопровождаемое комментариями учителя (запись на доске) .(Слайд 6.)
Способ выражения указательных слов
Разряд | Перечень слов | Примеры |
1.Указательные местоимения и местоимённые наречия | Тот, этот, такой, там, туда, оттуда, тогда, так, настолько, столько, потому, оттого и др. | Так вот тот что он обещал ей сделать через десять лет (К. Г. Паустовский). Нет величия там, где нет простоты, добра и правды (Л. Н. Толстой). |
2.Определителные местоимения и местоимённые наречия | Весь, все, каждый, всякий, везде, всюду, всегда и др. | В 1.Весь день, что мы провели в Загорске, я помню по минутам (А.А. Федосеев). 2.Везде , где мы побывали, нам видны следы запустения (В.Солоухин ). |
3. Отрицательные местоимения и местоимённые наречия | Никто, ничто, нигде, никогда и др. | Я не знаю никого ,кто бы мог заменить старого графа (Н. С. Лесков). |
4.Неопределённые местоимения и местоимённые наречия | Кто – то, что – то,где-то, когда-то и др. | По какой – то причине, о которой мы не догадывались, в доме все говорили шёпотом и ходили чуть слышно (Н. С. Лесков). |
5.Существительные и цельные сочетания существительных с указательными местоимениями | При условии (что, если, когда),в то время (когда, как), в том случае (когда, если), по той причине (что), с той целью (чтобы), до такой степени (что) | А это удаётся в том случае , если сам он относится к словам неравнодушно и непривычно (С. Я. Маршак). |
3. Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока .(Слайд 7.)
Прочитайте материал на с.62 – 67 учебника.
Какова роль указательных союзов в главном предложении сложноподчинённого предложения?
Какой частью речи являются указательные союзы?
В чём отличие сложноподчинённых предложений с двойными союзами и сложноподчинённых предложений с составными союзами?
Систематизация, обобщение знаний и умений учащихся
1. Наблюдение над языковым материалом: стилистический эксперимент .(Слайд 8.)
Задание. Объясните расстановку знаков препинания. Проведите эксперимент: замените предложенные союзные слова словом который ; опустите указательные слова. Почему авторы употребили эти союзные слова, а не который и использовали указательные слова?
Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба (А. С. Пушкин). 2. И по его щекам поползли вниз блестящие капельки, какие бывают на окнах во время дождя (А. П. Чехов). 3. Она до сих пор не может забыть ту минуту, когда на неё в первый раз надели шёлковое платье и поцеловали у ней ручку (И. С. Тургенев). 4. Мы бежали к старой скирде камыша, что стояла на берегу, на курганчике (Г. Н. Троеполъский). 5. За ним [Аденауэром] закрепилось малопочтенное звание «рыцаря холодной войны», кое он разделял с бывшим государственным секретарём США Даллесом (Из газет).
Предмет русский язык
Класс 9 б
Тема. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении.(Слайд 1.)
Тип урока: комбинированный урок.
Задачи урока: .(Слайд 2.)
1.Образовательная:
углубить понятие учащихся о сложноподчинённом предложении и средствах связи главного предложения с придаточным;
формировать умение выделять в сложноподчинённых предложениях указательные слова;
с помощью вопроса к ним определять синтаксическую роль придаточной части;
составлять схемы сложноподчинённых предложений с указательными словами, с составными союзами;
2.Воспитательная:
воспитывать языковое чутьё;
внимание к происходящим процессам.
3.Развивающая:
расширять и углублять предметную компетенцию учащихся;
Оборудование: учебник, таблицы, раздаточный материал.
План урока:
Этап урока | Время (мин.) |
||
Организационный момент | Нацелить учащихся на урок | ||
Проверка домашнего задания | Актуализировать имеющиеся у учащихся знания о сложноподчинённом предложении | ||
Подготовительная беседа | Актуализация имеющихся у учащихся знаний о сложноподчинённом предложении | ||
Знакомство с новым материалом | Указать на то, что учащиеся должны запомнить; дать дополнительные сведения о структуре сложноподчинённого предложения | ||
Практическая работа | Научить систематизировать полученные знания | ||
Работа по развитию речи | Развить речевые умения учащихся | ||
Самостоятельная работа | Отработка умения расставлять знаки препинания в сложноподчинённом предложении; схематически изображать структуру СПП. | ||
Рефлексия. Подведение итогов урока | Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке | ||
Сообщение домашнего задания | Разъяснить содержание домашнего задания |
ХОД УРОКА
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Проверка домашнего задания
Первый ученик рассказывает о том, как отличить союзы от союзных слов, учащиеся рецензируют монологическую речь отвечающего.
Второй ученик читает сложноподчинённые предложения из упр. 96, указывает, в каких предложениях для связи придаточного с главным употреблены союзы, а в каких - союзные слова.
Третий ученик читает сжатое изложение «Почему этимология вызывает интерес», указывает сложноподчинённые предложения, учащиеся рецензируют ответ, указывают грамматические и речевые недочёты.
Обратите внимание, ребята, на памятку «Как совершенствовать написанное» на с. 193.
2.«Лови ошибку» .(Слайд 3.)
Беззаботный, бесснежный, безкрайний, бесхарактерный, безшумный, раскопать, изцарапать, расшевелить, разжечь, разчертить, исчерпать, исдать, сдать.
2.Практическая работа: конструирование безличных предложений .(Слайд 4.)
Работа с предложениями, записанными на доске.
Весна начиналась прибавкой света. В лесу были слышны птичьи голоса. На снегу были заметны сорочьи и грачиные следы. На опушке были вырублены все старые деревья. Площадку решили использовать для вольеров. Для их строительства умельцы найдутся.
Перестройте предложения так, чтобы они из двусоставных превратились в безличные предложения.
Укажите, чем выражен главный член в безличных предложениях.
Объясните лексическое значение слова вольеров.
Словарная работа по словарю иностранных слов, определить значение и род существительного вольеров.
Вольер (и вольера) (фр. vоliеге) - открытая или закрытая площадка, огороженная сеткой, часто с примыкающим к ней убежищем (клеткой, домиком, навесом); предназначена для содержания пушных зверей, кроликов, собак, птиц и диких животных.
Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя
Сложное предложение всегда интонационно закончено. Как следует произносить сложноподчинённые предложения? Обычно между главным и придаточным предложениями соблюдают паузу, а на указательном слове (если оно есть) в главном предложении делают логическое ударение. Указательные слова в главном предложении обычно отвечают на те же вопросы, имеют то же синтаксическое значение, что и придаточные предложения. Основная функция указательных слов - быть предвестниками придаточных предложений. Поэтому в большинстве случаев указательное слово может подсказать вам, к какому типу относится придаточное предложение. Какова же роль указательного слова в подчинённом предложении?
Работа над темой урока .(Слайд 5.)
Объяснение учителя
Роль указательных слов в организации СПП неодинакова.
Во-первых, они могут быть конструктивно необходимы (предложение с данной придаточной частью без них не может быть построено). Например: Я тот, кого никто не любит . Включение необходимых для строения предложения союзных слов обязательно для структурной схемы таких
[тот] , (кого...)
Во-вторых, союзные слова могут быть факультативны, их роль в предложим в таком случае усилительно-выделительная (союзные слова можно опустить без потери смысла): Он запомнил того человека, который был в гостях Петрова.
[того + сущ.], (который...)
Указательные слова являются членами главного предложения.
2.Ознакомление с таблицей, сопровождаемое комментариями учителя (запись на доске) .(Слайд 6.)
Способ выражения указательных слов
Разряд | Перечень слов | Примеры |
1.Указательные местоимения и местоимённые наречия | Тот, этот, такой, там, туда, оттуда, тогда, так, настолько, столько, потому, оттого и др. | Так вот тот что он обещал ей сделать через десять лет (К. Г. Паустовский). Нет величия там, где нет простоты, добра и правды (Л. Н. Толстой). |
2.Определителные местоимения и местоимённые наречия | Весь, все, каждый, всякий, везде, всюду, всегда и др. | В 1.Весь день, что мы провели в Загорске, я помню по минутам (А.А. Федосеев). 2.Везде , где мы побывали, нам видны следы запустения (В.Солоухин ). |
3. Отрицательные местоимения и местоимённые наречия | Никто, ничто, нигде, никогда и др. | Я не знаю никого ,кто бы мог заменить старого графа (Н. С. Лесков). |
4.Неопределённые местоимения и местоимённые наречия | Кто – то, что – то,где-то, когда-то и др. | По какой – то причине, о которой мы не догадывались, в доме все говорили шёпотом и ходили чуть слышно (Н. С. Лесков). |
5.Существительные и цельные сочетания существительных с указательными местоимениями | При условии (что, если, когда),в то время (когда, как), в том случае (когда, если), по той причине (что), с той целью (чтобы), до такой степени (что) | А это удаётся в том случае , если сам он относится к словам неравнодушно и непривычно (С. Я. Маршак). |
3. Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока .(Слайд 7.)
Прочитайте материал на с.62 – 67 учебника.
Какова роль указательных союзов в главном предложении сложноподчинённого предложения?
Какой частью речи являются указательные союзы?
В чём отличие сложноподчинённых предложений с двойными союзами и сложноподчинённых предложений с составными союзами?
Систематизация, обобщение знаний и умений учащихся
1. Наблюдение над языковым материалом: стилистический эксперимент .(Слайд 8.)
Задание. Объясните расстановку знаков препинания. Проведите эксперимент: замените предложенные союзные слова словом который ; опустите указательные слова. Почему авторы употребили эти союзные слова, а не который и использовали указательные слова?
Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба (А. С. Пушкин). 2. И по его щекам поползли вниз блестящие капельки, какие бывают на окнах во время дождя (А. П. Чехов). 3. Она до сих пор не может забыть ту минуту, когда на неё в первый раз надели шёлковое платье и поцеловали у ней ручку (И. С. Тургенев). 4. Мы бежали к старой скирде камыша, что стояла на берегу, на курганчике (Г. Н. Троеполъский). 5. За ним [Аденауэром] закрепилось малопочтенное звание «рыцаря холодной войны», кое он разделял с бывшим государственным секретарём США Даллесом (Из газет).
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении.
Повторение Облачко превратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась и росла. По каким признакам можно определить что это СПП? Каковы средства связи между главной частью и придаточной?
О такой дружбе, которая не выдерживает голой правды, не стоит жалеть.
Синтаксическая роль указательных слов соответствует виду придаточных предложений, подчеркивает их основное значение.
Гуляли мы до тех пор, пока в окнах дач не стали гаснуть отражения звезд.
Место запятой может повлиять на значение придаточного предложения. Я устал так, (как?) что не мог идти дальше. (придаточное образа действия) Я устал, (Что из этого следует?) так что не мог идти дальше. (придаточное следствия)
Составной союз Указательное слово + союз Оттого что Оттого, что Потому что Потому, что Для того чтобы Для того, чтобы С тех пор как С тех пор, как
Вначале, добиться, назубок, заинтересовать, тот, этот, такой, столько, там, тут, туда, тогда, поэтому, так, мячом, соревнованиями, чемпион, никто, не, потому что, для того чтобы
Указательные местоимения: Тот, таков, этот, все, всё, каждый, всякий, никто, ничто, кто-то, что-то и др. Наречия: Оттуда, тогда, так, везде, всюду и др.
В сложном предложении указательные местоимения служат для связи придаточного предложения с главным. Они являются членами главного предложения. Синтаксическая роль указательных слов соответствует виду придаточных предложений, подчеркивает их основное значение.
Дерево валят туда, куда оно нагнулось [ указ.слово ] ,(). Каково лето, таково и сено. (), [ указ. слово ] Астрономия увлекла меня потому, что я считал и считаю до сего времени не только Землю, но отчасти и Вселенную достоянием человеческого потомства. [ указ.слово ] ,().
Я выглянул в окно и зажмурился от чистого и ярко-синего неба в котором еще плавала одна истончившаяся от рассвета прозрачная звездочка. В том что всюду по ущелью здесь растет арча мы убедились с первых минут пребывания в горах. Многие любители цветов вероятно замечали что некоторые цветы нельзя соединять в одной вазе.
Было видно как орел неподвижно паря и скользя поворачивает голову туда и сюда чтобы разглядеть нас получше. В тот день о котором идет рассказ ребята пришли пораньше в спортзал. Гостю постелили в зале на диване и чтобы ему не было темно зажгли лампу.
Можно было легко потерять друг друга так как на этой площади собралось много народа. Старик говорил с увлечением как будто изливал перед приезжим свою душу. Чтобы попасть без промаха мячом в корзину вначале нужно отработать движения кисти руки плеча.
Слайд 1
Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении
Слайд 2
продолжим разговор о средствах связи в СПП;
поговорим об указательных словах в СПП;
узнаем, зачем нужны указательные слова в СПП.
Сегодня мы…
Слайд 3
Сложноподчинённое предложение – предложение, части которого связаны на основе подчинительной связи, при помощи подчинительных союзов (союзных слов, указательных слов) и интонации.
Вспомним…
1. Одна часть – главная, а вторая – придаточная.
2. От главной части к придаточной ставится вопрос.
Слайд 5
Наши собеседники не знают, что мы хотим использовать СПП.
Но откуда мне знать, что в главном предложении ты сообщил не всю информацию?
Я видел картину, которую ты представить себе не можешь.
Это было в музее,
где сейчас выставка.
Для меня очевидно было, что картину рисовал мастер.
Правда?!
Ух ты!
Неужели?!
Слайд 6
Поэтому в CПП используются указательные слова.
Я видел такую картину, которую ты представить себе не можешь.
Это было в том музее,
где сейчас выставка.
Для меня очевидно было то, что картину рисовал мастер.
Теперь главные части предложений какие-то неполные!
Слайд 7
Указательные слова подчеркивают неполноту главного предложения. Они указывают на то, что за главным предложением следует придаточное.
Где я могу получить информацию?
Сложноподчинённое предложение
Придаточное вон там!
Слайд 8
Указательные слова
Местоимения
тот, таков, этот, все, всё, всякий, каждый, который, какой, никто, кто-то, что-то и т.д.
Наречия
туда, оттуда, везде, всюду, так, тогда и т.д.
Слайд 9
Запомните!
Т
от
ак
уда
огда
аков
акой
В
се
сё
езде
сюду
сякий
Слайд 10
Запомните!
К
акой
аждый
оторый
то-то
ни
то
Слайд 11
В предложениях указательные слова
образуют пары с союзами и союзными словами.
то − что
Мы с союзом ходим парой.
тот − кто
такой − какой
такой − который
столько − сколько
так − как
там − где
тогда − когда
Слайд 12
Передай мне тот учебник, что лежит в верхнем ящике стола.
Я хотел бы такой подарок, который запомнится до конца жизни.
Путешественники устремились туда, откуда доносились звуки.
В предложениях указательные слова
образуют пары с союзами и союзными словами.
Слайд 14
В других CПП указательные слова необходимы.
Я с удовольствием выслушаю то, что ты скажешь.
Ты знаешь столько историй, сколько я никогда не знала.
Счастье иногда находят не там, где искали.
Слайд 15
Указательными словами могут становиться
части некоторых союзов.
потому
что
Указательные слова
Союзы
так
как
оттого
что
для того
чтобы
,
,
,
,
Слайд 16
Союз.
Сравните!
Указательное слово + союз.
Слайд 17
Чем отличаются такие предложения?
Я не пришёл в школу, потому что заболел.
Я не пришёл в школу потому, что заболел.
Потому!
Потому!
И ещё раз потому!
Вот причина.
При помощи указательного слова подчеркивается событие в главной части СПП.
Слайд 18
потому
что
Указательные слова
Союзы
так
как
оттого
что
для того
чтобы
,
,
,
,
Слова-подсказки
и, не,
только, лишь,
ещё и,
именно,
прежде всего,
очевидно,
вероятно,
может быть
Слайд 19
Он брал уроки у репетитора, для того чтобы выучить английский язык.
Союз.
Он брал уроки у репетитора только для того, чтобы выучить английский язык.
Сравните!
Указательное слово + союз.
Он брал уроки у репетитора именно для того, чтобы выучить английский язык.
Указательное слово + союз.
Слайд 20
Указательные слова такого рода в предложении выделяются дополнительно.
Союз
Доп. слово
Указ. слово