«Смысл крылатых выражений из басен Крылова. Аллегорический смысл басни

Введение

Кто из нас не помнит детской басни «Стрекоза и Муравей»? Кажется, что может быть прозрачнее положенного в ее основу сюжета:

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза...

То, что перед нами аллегория и под насекомыми подразумеваются люди, - мы понимаем. Но вот задумаемся, такое ли уж страшное преступление совершила Стрекоза? Ну - пела, плясала, но ведь никому от этого не было вреда. А Муравей, трудолюбивый, чинный, справедливый, рассудительный - положительный во всех отношениях герой, оказывается по отношению к Стрекозе невероятно жестоким. За легкомыслие, пустозвонство, недальновидность «попрыгуньи» он наказывает ее неизбежной смертью!

Вот вам и «добродушный дедушка Крылов»!

В чем же дело? Почему коллизия труда и безделья решается Крыловым так безжалостно и категорично? Почему за разговором, внешне дружелюбным, кумы и кума (так называют друг друга Муравей и Стрекоза) встает извечный неразрешимый антагонизм?..

Переводные басни и скрытый подтекст

К началу XIX века, к тому времени, когда Крылов стал исключительно баснописцем, он прошел уже большой творческий путь. Он был автором комедий, комических опер, трагедий, сатириком-журналистом и стихотворцем. Менять виды литературной деятельности ему приходилось из-за трудности проведения своих идей через цензуру. В жанре басни для этого открывались наибольшие возможности.

В 1803 году он написал «первую» басню (из тех, что вошли в его басенные сборники) - «Дуб и Трость», а вслед за ней «перевел» из Лафонтена еще одну - «Разборчивая невеста». По своей сути это было собственно крыловское произведение, самостоятельное во всех отношениях - от идей и морали басни до ее языка. Однако представлять собственное произведение как переводное было удобно. Переводы «из произведений» иноязычного автора (традиционно поощрявшиеся в официальных кругах) на долгие годы стали в русской литературе излюбленной формой маскировки собственных политически острых и актуальных идей отечественными писателями (Пушкин, Некрасов и др.). Но конечно, не ради одного стремления обойти цензуру русские писатели обращались к переводам и переложениям. Было здесь и желание перенести близкие автору мысли, мотивы, сюжетные перипетии, образы на родную почву, познакомить с ними соотечественников.

Басня Крылова «Разборчивая невеста» - его раздумье об избранном писателем поприще баснописца: Крылов связал свою судьбу с таким литературным жанром, который к этому времени считался малозначительным и исчерпавшим свои возможности; В этом духе была выдержана и басня «Старик и трое молодых», написанная вслед за первыми двумя. В ней - явное стремление оправдать тот факт, что он, по мнению некоторых, в слишком позднем возрасте взялся за новое дело - вырастить на русской почве дерево басенной поэзии. Произведением программного характера стала и написанная вскоре басня «Ларчик».

В басне «Ларчик» Крылов объясняет читателю, как надо читать его басни, как их понимать. Во всяком деле не следует излишне осложнять задачи, а прежде всего нужно попытаться решить ее самыми элементарными и доступными средствами, т. е. попытаться «просто» «открыть ларчик».

Каждая из крыловских басен - именно такой «ларец с секретом». Возьмем, к примеру, самую первую из его басен, которая ему решительно не давалась (он ее тщательно исправлял, переделывал, явно затрудняясь провести свои идеи, как хотелось бы, через царскую цензуру), но которой писатель особенно дорожил и потому постоянно возвращался к ней, - «Дуб и Трость».

В басне «горделивый Дуб» - вровень с Кавказом (в вариантах басни он «заслоняет солнце долинам целым»). Именно так: царь лесов и полей в своей гордыне не солнцу подобен, как принято говорить о царях, а, наоборот, препятствует солнца лучам, лишает света и тепла все окружающее. Бушующий ветр (в вариантах он назван «бунтующим») «доселе» еще не одолел Дуба, хотя Тростинка и, пожалуй, со злорадством, уверяет, что это не навек. Ее уверенность оправдалась: в конце концов ветер

... вырвал с корнем вон

Того, кто небесам главой своей касался

И в области теней пятою упирался.

Осталось ответить на вопрос - кого же следует подразумевать под гибкой Тростью? Ясно, что не народ, чье стихийное восстание автор стремился представить в образе «бунтующего» ветра». Она - Тростинка, - сам автор, а шире - интеллигенция, идейно близкая ему. Она склоняется перед бунтующим ветром, а не противопоставляет себя ему. А у Дуба не просит покровительства, несмотря на все его предложения укрыть ее в своей «густой тени» и «защитить от непогод». Тростинка пророчествует:

Не за себя я вихрей опасаюсь; Хоть я и гнусь, но не ломаюсь; Так бури мало мне вредят...

В первой своей книге басен, увидевшей свет в 1809 году, Крылову единственный раз в жизни удалось провести в печать безоговорочное утверждение, что лучшей формой государственного правления является «правление народно». В басне «Лягушки, просящие Царя», он утверждал, что только в приступе безумия возможно отказаться от того, чтобы «на" воле жить». Последовательный ряд царей, обретаемых лягушечьим обществом, убеждает читателя, что лучшим может быть лишь самый первый -«осиновый» чурбан», царь полностью бездеятельный, всякий же иной вариант самодержавия - это смена одной тирании другой; одного кровавого самоуправства - еще более жестоким.

В другой басне - «Мор зверей» - Лев прямо назван царем и показан в полном согласии с другими хищниками, сильными «иль когтем, иль зубком» в отношении простого и беззащитного народа. Когда же речь заходит о грехах и их отпущении, все хищники - во главе со Львом - оказываются «со всех сторон Не только правы, чуть не святы».

Обе последние басни не вошли в первую книгу при оформлении окончательного текста всех басен: их программа носила характер уже не литературно-творческий, а прямо социально-политический, со всеми вытекающими из их публикации последствиями...

Эта программа - и литературно-творческая, и социально-политическая, ясная читателям уже в первых баснях издания 1809 года, была выдержана Крыловым во всех остальных книгах его басен (так он стал отныне называть разделы своих басенных сборников). Слава замечательного баснописца была в том же году упрочена за Крыловым хвалебной статьей-рецензией В. А. Жуковского.

Благодаря своим комедийным, лирическим и сатирическим произведениям, Иван Андреевич Крылов занял почетное место среди великих литераторов 18- 19 века. Но славу «народного мудреца» писатель заслужил исключительно благодаря своим знаменитым басням.

Крылов обладал уникальной способностью, будучи представителем дворянства, смотреть на события, происходящие в государстве, в том числе и на феодально-крепостнический строй, глазами простого народа. Его сатира беспощадна к алчным личностям, необразованным людям, угнетающих низшие слои населения.

«Ворона и лисица»

В басне «Ворона и лисица» Крылов уличает такой порок человечества как лесть. Неразумная ворона, которая раздобыла ля себя кусок сыра, не устояла перед одами в свой адрес, сочиненными хитрой лисицей. Для того чтобы согласиться с мнением лисы о собственной неотразимости, ворона раскрыла рот - кусок сыра упал прямо в лапы хитрого зверя.

«Кукушка и петух»

Еще один порок - лицемерие, попал под сатирический прицел Крылова в басне «Кукушка и петух». Петух начал хвалить кукушку за ее райское пение, подчеркивая, что никогда в жизни не слышал более красивого голоса птицы. Кукушка не замедлила с ответом и также похвалила петуха, говоря ему о том, что он поет лучше, нежели райские птицы.

Эту картину наблюдал соловей - птица, которая действительно красиво поет. Набравшись смелости, соловей заявил, что у них обоих ужасные голоса, а хвалят они друг друга безосновательно. Действительно, лицемерие часто присуще людям. Без должной искренности мы начинаем ложно хвалить человека, и получаем в свой адрес такой же набор ответной сладкой и приятной лжи.

«Волк и Ягненок»

Данная басня - это отражение крепостнических отношений в России. Сильные и властные люди (прототипы волка) ищут пути, как получить выгоду от простых беззащитных крестьян (прототипы ягненка). В конечном итоге, не найдя логических объяснений будущим противозаконным действиям, угнетатели выставляют главной причиной собственное желание.

«Демьянова уха»

Остро и сатирично в басне «Демьянова уха» автор высмеивает людей, которые, не считаясь с чужими интересами, навязывают другим людям свои идеи. В частности, Крылов имел в виду бездарных писателей, уверенных в своей гениальности, которые заставляют других людей хвалить собственные произведения, тем самым убеждаясь в своих творческих способностях.

«Петух и жемчужное зерно»

В басне «Петух и жемчужное зерно» автор критикует глупых людей, мещанство, которые не замечают истинных ценностей жизни, гоняться только за земными благами. Многие люди, не понимая смысл и ценность вещей, сразу отправляют их в разряд пустых и ненужных. Крылов ударяет сатирой по человеческому невежеству и ограниченности, заставляя читателя задуматься о том, не присущи ли ему подобные качества.

«Тришкин кафтан»

В своем произведении, Крылов поднимает весьма актуальный для своего вопрос обедневших помещиков. Чтобы раскрыть смысл басни обратимся к истории. В период, предшествующий воне 1812 года, многие помещики обеднели из-за того, что привыкли жить на «широкую ногу».

Чтобы не ограничивать себя в возможности веселиться и гулять, они начали массово закладывать в залог свои поместья, чтобы получить кредитные средства. Прогуливая все деньги, помещики не могли выплатить необходимые проценты и лишались своих имений. Именно такие расточительные дворяне и стали прототипам Тришки, который чинил свой кафтан неразумно, и в итоге остался вовсе без него.

Аллегорический смысл басни

Прототипами большинства басней Крылова служили реальные исторические личности, включая правящих монархов.

Цели:

  • показать роль басни в литературе разных времён и народов, обличение в басне несправедливых общественных порядков и недостатков людей;
  • закрепить изученное по теории литературы: басня, мораль, аллегория, метафора, ирония;
  • формировать навыки выразительного чтения, внимание к художественной детали;
  • способствовать развитию образного и аналитического мышления, развивать творческую фантазию.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, иллюстрации к басням Крылова художника Е. М. Рачева, скульптурное изображение Эзопа, портрет Лафонтена кисти Никола Ларжильера.

Словарь: аллегория, ротозейство.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы, цели, урока.

Беседа.

Сегодня у нас заключительный урок по басням. Поговорим об истории басни, о том, что вы узнали на предыдущих уроках, послушаем выразительное чтение басен Крылова.

Что такое басня?

(Короткий занимательный рассказ в стихах или прозе с обязательным нравоучительным выводом).

Что такое мораль? Для чего баснописцы её включают в басню?

(Мораль – нравоучение, поучение. Басня содержит мораль, чтобы автор мог показать собственное отношение к рассказанному в басне, донести до читателя авторскую идею).

В басне, как и в сказках о животных, главными героями являются животные. Чем же басни отличаются от сказок о животных?

(В басне животные не имеют собственных имён, за их обобщёнными образами скрываются люди с их характерами и недостатками).

Когда появилась басня?

(6 век до н.э., в Древней Греции).

II. Основная часть урока.

1. Рассказ о первом баснописце.

О жизни Эзопа почти не сохранилось сведений. Известно, что Эзоп был рабом. Благодаря своему уму он добился свободы. Даже правители Греции прислушивались к его советам, выраженным в иносказательной форме. В своих баснях под видом животных Эзоп высмеивал глупость, жадность и другие пороки людей. Многие принимали это на свой счёт. Чтобы отомстить Эзопу, обиженные им люди подложили в его котомку золотую чашу, украденную из храма.

Согласно легенде, когда Эзопа схватили, его должны были либо казнить, либо он снова должен был признать себя рабом – и тогда хозяин уплатил бы штраф, а Эзоп сохранил бы жизнь. Эзоп не захотел терять свободу и выбрал смерть свободного человека.

Благодаря Эзопу в обиходе появилось выражение «Эзопов язык». Что означает это выражение?

(Иносказательное выражение мыслей).

С какой целью поэты пользовались Эзоповым языком?

(Эзопов язык, понятный искушённому читателю, позволял избегать преследований властей и выражать запретные мысли при помощи различных приёмов).

При помощи каких приёмов писатели-баснописцы выражали свои мысли?

(Аллегория – иносказание; метафора – употребление слов в переносном значении для определения предмета на основе сходства значения, уподобления; ирония – скрытая насмешка, иносказание).

2. Чтение басни Эзопа.

Послушайте басню Эзопа и скажите, с какой басней Крылова её можно сопоставить.

Ворон и лисица.

Ворон унёс кусок мяса и уселся на дерево. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царём над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него ещё и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос: выпустил он мясо и закаркал. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать».

Как называется басня Крылова с похожим сюжетом?

(Ворона и лисица).

Какой человеческий порок высмеивает баснописец в данной басне?

(Глупость, неразумность).

3. Рассказ о Лафонтене (1621-1695).

Имя ещё одного известного баснописца, француза, Лафонтена уже упоминалось на наших предыдущих уроках.

При дворе Людовика Четырнадцатого во Франции жил Жан Лафонтен. Он, как и Эзоп, писал басни о животных, в которых современники без труда различали людей с их пороками. 12 книг басен были созданы Лафонтеном на протяжении 26 лет. Перед читателями в образах животных представали общественные типы той эпохи от крестьян до самого короля. Лафонтен был необычайно смелым человеком, и это не нравилось королю Людовику, поэтому Лафонтен подвергался изгнаниям.

Вот одна из басен Лафонтена о дровосеке.

Дровосек и смерть.

Дровосек устал и изнемог. В лесу он зовёт смерть. Когда она приходит, он отказывается от её услуг и просит её взвалить на его спину вязанку хвороста. Этот человек поборол минутную слабость и выдержал испытание.

«Оба они, - писал Пушкин, сопоставляя Лафонтена с Крыловым, - вечно останутся любимцами среди своих современников и потомков».

4. Викторина.

В отличие от басен Эзопа и Лафонтена, басни Крылова вам хорошо известны с самого раннего детства. Сейчас мы проведём викторину на знание басен Крылова.

Отгадайте, из каких басен взяты строки (выборочно: назвать мораль басни и человеческие качества, высмеиваемые в басне).

1. Ты всё пела? это дело:
Так поди же, попляши.

(«Стрекоза и Муравей»). Высмеиваются лень, глупость. Мораль: чтоб что-то получить, надо трудиться.

2. Ай, Моська!
Знать, она сильна,
Что лает на Слона.

(«Слон и Моська»). Высмеиваются люди, которые, пользуясь чужим авторитетом, пытаются приобрести вес в обществе. Мелкий человек, прячась за спину человека могущественного, пытается обратить на себя внимание.

3. Спой, светик, не стыдись!

(«Ворона и Лисица»). Высмеивается глупость, ротозейство, хитрость.

4. У сильного всегда бессильный виноват.

(«Волк и Ягнёнок»). Высмеивается злобность, бесчестность, лицемерие; правда на стороне силы, а это несправедливо.

5. Ты сер, а я, приятель, сед.

(«Волк на псарне»). Отражены события войны с Наполеоном. Высмеивается лицемерие; показано превосходство мудрости, ума и жизненного опыта над лицемерием и злобностью.

6. Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт.

(«Лебедь, Рак и Щука»). Высмеивается несогласованность в действиях.

7. А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь.

(«Квартет»). Высмеивается глупость, самоуверенность, невежество.

8. Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею.

(«Свинья под дубом»). Высмеивается невежество: невежда бранит ученье, не понимая, что вкушает его плоды. Пословица: не руби сук, на котором сидишь.

5. Работа у доски.

Аллегорией каких человеческих качеств являются в баснях эти животные? Выберите правильный ответ, соедините стрелками.

Ответы:

храбрость

трусость

невежество

трудолюбие

Стрекоза

беззащитность

легкомыслие

злобность

легкомыслие

беззащитность

хитрость

ротозейство

упрямство

ротозейство

Во время работы у доски класс разгадывает кроссворд:

Аллегорией каких человеческих качеств являются в баснях эти животные?

Слова для справки: хитрость, упрямство, ротозейство, храбрость, трусость, невежество, злобность, легкомыслие, трудолюбие, беззащитность.

Если вы правильно вставите слова в клетки, то в выделенных клетках по вертикали прочтёте один из приёмов, которыми пользуются баснописцы для создания образа.

(Полученное слово – аллегория).

6. Выразительное чтение.

Для того чтобы показать те качества, которые высмеивает поэт в баснях, нужно уметь выразительно читать басню. Предлагаю прочитать басню наизусть по ролям.

Свинья под дубом.

Каков в басне образ Свиньи? Почему Крылов вводит в басню образы ворона и дуба?

Образ Свиньи – самоуверенный невежда, образ Дуба и Ворона, которые не случайно живут так долго – мудрые, житейски опытные люди. Устами автора выражена мораль: невежественные люди недальновидны, они часто «рубят сук, на котором сидят».

Какой звук в речи Свиньи повторяется чаще всего?

С, р, о, ж: хрюканье и чавканье свиньи, процесс жевания, поедания желудей; подчёркнута её некультурность.

Квартет.

Авторская ирония выражена в словах Соловья. Кроме того, и в других высказываниях: проказница Мартышка, косолапый Мишка, пленять своим искусством свет, уселись чинно в ряд. Ирония видна и в подборе самих музыкантов с их музыкальным невежеством. Ирония – насмешка, иносказание.

Горе-музыканты вызывают у читателей чувства, совершенно противоположные ими задуманным, ожидаемым. Читатель не восхищается их талантом, а смеётся над их глупостью, самоуверенность, невежеством.

Какова мораль басни?

Мораль заключается в том, что любое дело, а тем более искусство, требует умений и способностей, а дилетанты выглядят нелепо и смешно.

Волк и Ягнёнок.

Сколько персонажей в этой басне?

Речь Волка – наглого, уверенного в своей безграничной власти и безнаказанности хищника, может быть спесивой, надменной, угрожающей и в то же время лицемерной. Ведь Волк поначалу притворяется обиженным и оскорблённым, как бы играет с Ягнёнком, пытаясь придать своим хищническим намерениям «законный вид», замаскировать их, якобы желая отмщения и справедливости. Однако в конце басни он сбрасывает маску жертвы, он «устал» притворяться и обнажил свою истинную сущность – злобную и беспринципную.

В речи Ягнёнка звучит испуг, удивление, робкая надежда на то, что Волку можно что-то объяснить, доказать, что справедливость восторжествует. Наивный Ягнёнок верит Волку, считая, что тот просто заблуждается. Но, несмотря на то, что смышлёный Ягнёнок разрушил его лицемерную систему обвинений, он будет всё равно съеден. Ни невиновность, ни логика его не спасли. Ведь на стороне Волка власть и грубая сила.

Вопросы после прослушивания: кому удалось передать характер персонажа наиболее убедительно?

III. Подведение итогов урока.

Закрепление. Тест.

Укажите правильный вариант ответа.

  1. Басня:
    А) нравственный поучительный вывод;
    Б) образное преувеличение;
    В) короткий рассказ с обязательным моральным выводом.
  2. Мораль:
    А) построение художественного произведения;
    Б) противопоставление;
    В) нравственный поучительный вывод.
  3. Аллегория - …
    А) иносказание;
    Б) преувеличение;
    В) противопоставление;
  4. Метафора - …
    А) короткий рассказ с обязательным моральным выводом;
    Б) употребление слов в переносном значении;
    В) род фольклора и литературы.
  5. Ирония - …
    А) нравственный поучительный вывод.
    Б) скрытая насмешка;
    В) краткое изречение, заключающее в себе народную мудрость.
  6. Первый баснописец – …
    А) Лафонтен;
    Б) Эзоп;
    В) Крылов.

Варианты ответов : 1-в, 2-в, 3-а, 4-б, 5-б, 6-б.

Басни мы любим читать с самого детства. У многих из нас хранятся в памяти образы из басен, которые при тех или иных ситуациях всплывают в нашей голове. Эти рассказики, небольшие по размеру, но с глубоким смыслом, учат нас уму-разуму и сопровождают по жизни.

Что такое басня?

Басня - это краткий нравоучительный рассказ, который носит иносказательный сатирический характер. В баснях, как правило, действующими лицами являются не люди, а животные, которым присущи человеческие личностные качества: хитрость - лисе, упрямство - ракам или баранам, мудрость - сове, глупость - обезьяне. Предметы также могут выступать в качестве главных героев этих коротких рассказов.

Форма речи басни - это проза или стихотворение. В баснях довольно часто присутствуют мотивы социальной критики, но зачастую высмеиваются человеческие пороки и неправильные поступки.

Возникновение сатирических рассказов-басен на Руси

Басня - это рассказ, появившийся на Руси как перевод сочинений Эзопа в начале 17-го века. Первым переводчиком стал Гозвинский Федор Касьянович. Именно он впервые ввел в употребление определение басни как литературного жанра. Считалось, что басня - это небольшое произведение в прозе или стихах, которое построено на принципах аллегории и содержит нравоучительный характер. Истина проявлялась через ложную историю.

В 18-м веке в этом жанре творили Антиох Д.К., Тредиаковский В.К., Сумароков А.П., Хемницер И.И. Они выполняли переводы басенных рассказов, преимущественно Эзопа, а также работ европейских баснописцев: Геллерта Х., Лессинга Г., Мура Т., Жана де Лафонтена.

К созданию собственной басни первым приступил именно Иван Иванович Хемницер. В 1779 году вышел его сборник под названием «Басни и сказки NN в стихах». Продолжил традицию издания собственных басен Иван Иванович Дмитриев, который старался сформировать новый, собственный подход к литературе. На рубеже 18-го и 19-го веков популярностью пользовались произведения Измайлова А.Е. Однако наиболее значимым вкладом в развитие басенного жанра считают творчество великого классика Ивана Андреевича Крылова. К этому жанру в разное время также обращались Державин, Полоцкий, Хвостов, Фонвизин, Бедный и многие другие.

Что такое метафора

Басня - это произведение, в котором авторы употребляют метафоры - вид троп, в которых осуществляется перенос свойств с одного предмета на другой. Метафора является скрытым сравнением, в котором основные слова фактически опущены, но подразумеваются. Так, например, человеческие отрицательные качества (упрямство, хитрость, лесть) переносятся на животных или неодушевленные предметы.

Животные басни

Фактически басня - это герои-звери с человеческим характером. Они действуют как человек. Хитрость свойственна лисице, коварство - змее. Гусь, как правило, отождествляется с глупостью. Льву присваивается мужество, храбрость и отвага. Сова считается мудрой, а баран или ослик - упрямым. Каждый из персонажей обязательно обладает какой-либо одной характерной чертой человека. Морализированное естествознание животных из басен в итоге было оформлено в серию сборников, известных под общим названием «Физиолог».

Понятие морали в басне

Басня - это небольшой рассказ поучительного характера. Мы часто думаем, что не стоит задумываться над прочитанным и искать тайный смысл в словах. Однако это в корне неправильно, если мы хотим научиться лучше понимать друг друга. У басни необходимо учиться, обдумывать ее. Мораль басни - это ее краткое нравоучительное заключение. Она охватывает всю проблему целиком, а не концентрируется на каком-то конкретном эпизоде. Басни написаны так, чтобы человек не просто посмеялся над ее содержанием, но и понял свои собственные просчеты и хотя бы попытался исправиться в лучшую сторону.

Польза, которую несут басни

Жизненные проблемы, которые высмеиваются в баснях, безграничны и бесконечны. Чаще всего критикуются лень, ложь, глупость, невежество, хвастовство, упрямство, жадность. Каждый из нас может найти в баснях похожего на себя персонажа. Все ситуации, которые описаны в этих небольших сатирических рассказах, очень жизненны и реалистичны. Благодаря иронии басня учит не просто замечать за собой те или иные пороки, но и заставляет предпринимать попытки к собственному совершенствованию. Чтение юмористических произведений подобного характера весьма благотворно влияет на психологическое здоровье человека.

В баснях, помимо прочего, часто высмеивается политический строй государства, социальные проблемы общества и общепринятые поддельные ценности.

Басня «Ворона и лисица» - в чем мораль?

Пожалуй, это одно из наиболее известных творений Крылова. Автор предупреждает своих читателей - нельзя быть черезчур доверчивым, идти у всех на поводу. Не стоит слепо верить тем, кто льстит и хвалит вас без какой-либо причины. Ведь известно же, что от природы ворона не умеет петь, но ведь все равно поверила в хвалебные оды хитрой лисички. Что показательно, автор не осуждает сообразительную лису. Он, скорее, критикует глупость птицы, говоря о том, что нужно верить лишь в то, что точно видишь и знаешь.

Басня «Обоз» - для детей или взрослых?

В этом произведении Крылов сравнивает действия молодой лошади и более опытной (добрый конь). Старая лошадь действует медленно, не спеша, продумывая каждый шаг, чтобы спустить воз в целости и сохранности. А вот молодой и слишком хвастливый конь считает себя лучше и умнее и постоянно упрекает старую лошадь. В итоге все заканчивается печально.

Басня - это отображение исторических событий. «Обоз» является именно таким произведением. Автор отождествляет героев басни с участниками битвы под Аустрелицем, произошедшей в 1805 году. Михаил Кутузов, который был блестящим полководцем, довольно часто отступал назад и оттягивал крупные сражения, зная и понимая слабость своей армии. Однако такое положение вещей совершенно не нравилось императору Александру І. Именно перед тем злополучным сражением он решил взять ситуацию в свои руки и возглавить войско, что привело к поражению Русско-Австрийской коалиции.