Сообщение дворец халифа что там было. Дворец халифа

Восточная роскошь

Материал "увели" с сайта http://сайт/

Имея такое окружение, халифы Багдада могли по праву считать свой двор самым лучшим в мире. В то же время он был и самым блистательным двором.

Мы можем получить представление о восточной роскоши Багдада, прочитав описание, которое нам оставил арабский историк Абуль-Фида, о церемонии принятия аббасидским халифом посла одного из императоров Востока в 305 г. по хиджре.

Один из видов Багдада, около мечети Ахмет-Кая; по рисунку Фландэна.

Дворец халифа

«Вся армия халифа была вооружена. Кавалерия и пехота насчитывали шесть тысяч человек, военачальники высокого ранга были великолепно одеты и носили портупеи из золота и драгоценных камней, все они располагались вокруг верховного главнокомандующего. Там были и семь тысяч евнухов, из которых четыре тысячи белых, а также семьсот человек из охраны апартаментов. Богато украшенные шлюпки и гондолы сверкали в водах Тигра. Пышность правила и во внутреннем убранстве дворца, где насчитывалось тридцать восемь тысяч настенных ковров, среди которых двенадцать с половиной тысяч из вышитого золотом шелка, а на полу лежало двадцать две тысячи ковров. Халиф держал около сотни львов и столько же охранников для них.

Среди других предметов утонченной стоит назвать дерево из золота и серебра с двадцатью восемью ветвями, на которых как на настоящих ветках сидели разные птицы. Птицы и листья дерева были сделаны из самых драгоценных металлов. Дерево качалось, как качаются деревья в наших лесах, и можно было слышать щебетание разных птиц. Именно в самую середину всего этого пышного убранства греческий посол был препровожден визирем к трону халифа».

Багдадский халиф

Военное могущество багдадского халифа было под стать великолепию его империи. Мы можем судить о том, насколько его уважали по тому факту, что даже императоры Константинополя, наследники греческой и римской цивилизации, были вынуждены платить дань. И напрасно они пытались уклониться от уплаты. Нисефор, наследник императрицы Ирины, написал халифу Харуну ар-Рашиду, что он не будет платить ему дань, и получил лаконичный и сильный ответ, который подтверждает, какое презрение у арабов вызывали слабые потомки греков и римлян. Послание было изложено в следующих словах:

«Во имя милостивого и милосердного Бога, повелитель верующих, Нисефору, римской собаке: я прочитал твое письмо, сын неверного, ты не услышишь моего ответа, ты его увидишь».

«Римская собака» его действительно увидела: Харун полностью разграбил провинции, подчинявшиеся Нисефору, и христианский император Константинополя продолжал платить дань последователю пророка Мухаммеда.

Азиатская империя

Правление Харуна и его сына по праву считается эпохой кульминации политического могущества арабов на Востоке. Их азиатская империя достигала границ Китая, они оттеснили варварские племена Африки вплоть до Эфиопии, греков до пролива Босфор, а на Западе, их границей служил лишь Атлантический океан. Менее чем за два века эти мужественные арабские племена, которых глас объединил в один народ, основали империю такую же великую, какой была Римская, и их империя стала самой цивилизованной и грозной в мире.

ИСКУССТВО ХАЛИФАТА ОМЕЙЯДОВ

В эпоху первых арабских завоева­ний и во времена правления дина­стии Омейядов (661-750 гг.), воца­рившихся в древнем городе Дамаске (Сирия), новые поселения возника­ли вдали от столицы, на путях про­движения военных отрядов. Города Куфа и Ба"сра на юге и Мосу"л на се­вере Ирака, Фустат в Египте и Кайруан в Тунисе скорее напоминали укреплённые военные лагеря. Для защиты и расширения границ му­сульманского мира на его окраинах сооружались крепости - рибаты, обители благочестивых воинов, борцов за веру.

В сельских районах Палестины и Сирии Омейяды строили свои по­местья. С запустением этих мест они превратились в «замки пустыни». Са­мые знаменитые из них - Кусейр-Амра (10-е гг. VIII в.), Мшатта (пер­вая половина VIII в.) в Иордании и Хирбет аль-Мафджар (40-е гг. VIII в.) в Израиле, Каср аль-Хайр аш-Шарки (около 728 г.) в Сирии - были укра­шены орнаментальными и сюжетны­ми росписями, мозаиками, рельефа­ми из камня и стука (искусственного мрамора). Эти замки и сохранив­шиеся в тунисских городах Сус и Монастир рибаты сложены были из тёсаного камня. Внешние стены с башнями-бастионами и единствен­ным входом в центре главного фаса­да образовывали в плане квадрат. Все помещения выходили на мощёный внутренний двор.

Развитие культовой архитектуры халифата Омейядов в Сирии и Палестине началось, когда в Иеруса­лиме воздвигли знаменитую Куббат ас-Сахру (Купол Скалы) - третью по значению после Каабы в Мекке и мечети Пророка в Медине святыню мусульман. Традиция связывает сооружение Куббат ас-Сахры с важ­нейшим событием Священной ис­тории ислама - чудесным вневре­менным ночным путешествием Мухаммада из Мекки в Иерусалим и восхождением к престолу Аллаха. Тогда Пророку было дано наставле­ние относительно обязательной ежедневной пятикратной молитвы и показаны древо, венчающее мир, небесная Кааба, рай и ад.

Куббат ас-Сахра была воздвигну­та в 687-691 гг. на вершине горы, священной для иудеев, христиан и мусульман, - здесь, по преданию, Авраам в подтверждение своей веры готов был принести в жертву Богу сына, а Соломон построил Иеруса­лимский храм. По словам историка X в. аль-Мукаддаси, это здание долж­но было затмить находящуюся ря-

Кусейр-Амра. 10-е гг. VIII в. Иордания .

****Авраам почитается в иудаизме, христианстве и исламе. Мусульмане зовут его Ибрахимом и чтят как первого проповедника единобожия, родоначаль­ника евреев и арабов, а также восстановителя разрушенной Потопом Каабы. Соломон (965-928 гг. до н. э.)-древнееврейский царь, почитаемый мусульманами как пророк Сулейман.

*Сталактиты - вид архитектурного украшения, внешне напоминающею природные сталактиты (известковые отложения в пещерах), за что они и получили такое название.

**Фонарь - выделенная часть архитектурного сооружения с проёмами для освещения и вентиляции.

***Шатёр - коническое или пирамидальное четырёх - или многогранное перекрытие здания.

дом христианскую церковь Святого Гроба, «дабы не ослеплялись умы му­сульман» её великолепием и огром­ностью. В 874 г. арабский историк аль-Йакуби писал по поводу места возведения и архитектуры иеруса­лимской святыни: «Это Скала, о ко­торой сообщают, что на неё Послан­ник Божий поставил свою стопу... затем Абд аль-Малик (халиф в 685- 705 гг. -Прим. ред.) построил над Скалой купол... и люди взяли в обы­чай обходить Скалу точно так, как они это делали вокруг Каабы». Му­сульмане воспринимали Куббат ас-Сахру как символ победы и торже­ства ислама.

Зодчим удалось создать сооруже­ние, действительно царящее над городом: в панораме Старого Иеру­салима сразу бросается в глаза ог­ромный, излучающий золотое сия­ние купол, вознесённый над скалой. На половине высоты центральная, купольная часть здания окружена восьмиугольной галереей, внутрен­нее помещение которой разделено столбами и колоннами надвое, соз­давая двойной обход вокруг священ­ной скалы. Под скалой находится пещера, превращённая в небольшое святилище.

Внутри Куббат ас-Сахры четыре мощных столба с расставленными между ними изящными мраморны­ми колоннами обрамляют скалу, вы­ступающую над уровнем пола на полтора метра. Высота подкупольного пространства (около двадцати метров) равна диаметру купола, что придаёт конструкции здания устой­чивость и удивительную пропор­циональность. Соразмерность Куббат ас-Сахры связана также с тем, что в пей число архитектурных эле­ментов каждого вида кратно четы­рём. Возможно, это не случайно, поскольку число «четыре» ассоции­руется с четырьмя буквами в араб­ском написании слова «Аллах» и с квадратом как символом Каабы.

Внутреннее убранство здания поражает великолепием. Его стены облицованы узорчатыми мрамор­ными панелями; колонны увенчаны золочёными капителями; над ними

Куббат ас-Сахра (Купол Скалы). 687-691 гг. Иерусалим. Израиль.

Куббат-ас-Сахра (Купол Скалы). Интерьер. 687-691 гг. Иерусалим. Израиль.

Мечеть Омейядов. 705-715 гг. Дамаск. Сирия.

протянулись массивные балки, ко­торые, как и притолоки четырёх входных дверей, обшиты снизу бронзовыми пластинами с чекан­кой и позолотой. Верхние части окон и обрамления арок украшают мозаики зелёных, синих, перламу­тровых, пурпурных и золотых то­нов. Купол, заново поставленный в 1022 г., изнутри покрыт узорным рельефом и росписью. Не менее пышно и наружное оформление здания, обновлённое в XVI и XIX вв.

В городах Сирии и Палестины первые соборные мечети строи­лись на участках, купленных у хри­стиан. В новых сооружениях ис­пользовались материалы и части прежних зданий. Так был возведён один из самых значительных па­мятников эпохи - Большая мечеть Омейядов в Дамаске (705-715 гг.), в которую вошли остатки римско­го святилища Юпитера Дамасского и христианской церкви Иоанна Крестителя. Дамасская мечеть внут­ри была украшена цветным узорча­тым мрамором и великолепными мозаиками с картинами фантасти­ческого города-сада.

Памятники изобразительного искусства периода правления Омейядов - мозаики Купола Скалы и Большой мечети в Дамаске, произ­ведения живописи и скульптуры из «замков пустыни» - показывают, как приобретало характерные черты искусство мусульманского Средне­вековья. Сюжетные линии, связыва­ющие изображения с реальностью, постепенно утрачивались. Всё боль­шее значение приобретала декора­тивность. Трёхмерное восприятие пространства сменилось двухмер­ным, объёмная трактовка фигур - их силуэтной или контурной про­рисовкой. В композицию вводились мотивы, выработанные официаль­ным искусством империй Древнего Востока. Позднее, в средневековом искусстве Ирана, Ирака, Сирии, Египта и мусульманской Испании, эти традиции утвердились в узорах, изображённых на тканях, коврах, вышивках, керамике, изделиях из стекла и металла.

ИСКУССТВО ХАЛИФАТА АББАСИДОВ

Халифы династии Аббасидов (750- 1258 гг.) переместили центр Хали­фата в Ирак. Стремление этих пра­вителей утвердить могущество династии выразилось в небывалом размахе градостроительства. Идея города как символа власти воплоти­лась в архитектуре повой столи­цы - Багдада (Ирак), основанного на берегу реки Тигр в 762 г. Перво­начально город назывался Мадинат ас-Салам (Город Мира); предполага­лось, что в нём будут жить предста­вители всех социальных и этничес­ких групп государства. Халиф лично осмотрел намеченный золой на зем­ле план будущего города и поручил астрологам выбрать время его за­кладки. Мадинат ас-Салам - круг­лый в плане, укреплённый стенами и рвом, с четырьмя золотыми купо­лами над городскими воротами, об­ращенными на четыре стороны све­та, с дворцом халифа в центре жилой застройки - в сущности был моделью Вселенной, посереди­не которой стоял трон «повелителя правоверных (мусульман. - Прим. ред. )». Видимый отовсюду зелёный купол дворца халифов украшала бронзовая фигура всадника с копь­ём, которой молва приписывала способность указывать, откуда к столице приближается враг. Зелё­ный купол как бы венчал и дворец, и столицу, и всю империю, симво­лизируя всевластие халифа, которо­го в эпоху Аббасидов стали считать заместителем самого Аллаха.

Подчёркнуто монументальный стиль искусства Аббасидов оконча­тельно сложился в архитектуре и оформлении построенного в сере­дине IX в. города-резиденции Самарры (от арабского названия, которое в переводе означает «при­ятная для глаз»), протянувшейся бо­лее чем на тридцать километров вдоль берега Тигра. Первый из самаррских дворцов, Джаусак аль-

*Астрология (от греч. «астрон» - «звезда» и «логос» - «слово», «знание») - учение о связи расположения небесных светил и исторических событий, судеб людей и пародов.

Хакани, построенный в 836 г., за­нимал территорию, только ширина которой достигала около полутора километров. В Джаусак аль-Хакани были комплексы правительст­венных, парадных и жилых назем­ных и подземных (летних) помеще­ний, анфилады дворов, подземные водосборные цистерны, сады с бас­сейнами, казармы, конюшни. Не превзойдённым по размерам куль­товым сооружением считалась кир­пичная колонная Большая мечеть Самарры площадью 156х240 мет­ров. От неё сохранились стены, укреплённые полукруглыми басти­онами и угловыми башнями, и ги­гантский спиралевидный минарет Мальвия высотой свыше пятидеся­ти метров. В отличие от Багдада, возводившегося как дворец, каждый из дворцов Самарры строился как город, напоминая своей компо­зицией и масштабами резиденции царей Ассирии и Вавилонии.

Самаррская дворцовая живопись с плоскостными контурными фигурами, которые скорее обозначали, чем изображали охоту, пир, танец, тоже отчасти возрождала традиции искусства древневосточных импе­рий. Напротив, рельефы, украшав­шие мечети, дворцы и жилые дома Самарры, свидетельствовали о том, что в тот период в мусульманском искусстве начал формироваться но­вый тип орнамента - арабеска, как назвали его европейцы.

Прекрасно сохранившаяся ме­четь Ибн Тулуна (876-879 г.) в Ка­ире (Египет) блестяще завершила ряд грандиозных аббасидских мече-

Минарет Мальвия. Середина IX в. Самарра. Сирия.

АРАБЕСКА

Арабеска (от франц. arabesque - «арабский») - так назвали европейцы характерный для арабского и иранского искусства сложный узор, созданный на ос­нове точного математического расчёта. Арабеска по­строена на повторении и умножении одного или не­скольких элементов узора - геометрических фигур, растительных мотивов. В рисунок арабески могут вплетаться надписи, изображения животных, птиц, лю­дей и фантастических существ. Такой орнамент фак­тически исключает фон: один узор вписан в другой, плотно заполняя поверхность. Этот принцип европейцы назвали «боязнью пустоты». Рисунок арабески по ритму созвучен арабской классической поэзии и му­зыке и согласуется с представлениями мусульманских богословов о «неопределённо продолжающейся тка­ни Вселенной». Бесконечное, протекающее в за­данном ритме «движение» арабески может быть остановлено или продолжено в любой её точке без на­рушения целостности узора. Арабеску можно разме­щать на поверхности любой конфигурации и разме­ра: не существует никакой принципиальной разницы между орнаментальными композициями на стене здания или ковре, на переплёте рукописи и керами­ческом или ювелирном изделии.

Изразцы из Альгамбры. XIV в. Национальный археологический музей, Мадрид.

Изразцы из дворца Алькасар. XIV в. Севилья. Испания.

тей колонного типа. От иракских предшественниц её отличали более компактная планировка и появление удивительно пропорциональных

высоких стрельчатых арок, кото­рые с этого времени стали характер­ной чертой произведений архитек­туры в мусульманских странах.

История средневекового мусульманского мира насыщена бурными по­литическими событиями. В XI-XII вв. турки-сельджуки покорили Среднюю Азию, Иран, Северное Междуречье и Малую Азию. В XIII в. им на смену при­шли монголы, захватившие Багдад в 1258 г. Они положили конец халифа­ту Аббасидов.

В Северной Африке и Южной Испании распространилась власть дина­стий Альморавидов (1056-1146 гг.) и Альмохадов (1121/1122-1269 гг.). Око­ло трёх столетий в сердце мусульманского мира правили (вплоть до 1171 г.) основатели Каира (969 г.) халифы Фатимиды, а затем султаны Айюбиды (конец XII - первая половина XIII в.) и Мамлюки (1250-1517 гг.). На Среднем Востоке в результате захватнических войн среднеазиатского правителя Тимура (1370-1405 гг.) была создана держава, положившая на­чало эпохе великих мусульманских империй позднего Средневековья.

June 16th, 2015 , 07:45 pm

В заключительной части нашей прогулки по Иерихону мы посетим главную достопримечательность этого прекрасного города - уникальные руины эпохи омейядского халифата, известные под названием Хирбет аль-Мафджар или дворец Хишама.





Руины находятся примерно в пяти километрах к северу от современного Иерихона, дворец, комплекс бань и сельскохозяйственные угодья. Сначала дворец относили к эпохе омейядского халифа Хишама ибн Абдул-Малика (724-743), но теперь есть основания полагать, что дворец построил его племянник и наследник Аль-Валид II ибн Язид (743-744).

Аль-Валид назначил своими наследниками двух сыновей, которых он прижил от рабыни. Это привело к напряженности в семье, и его убили. Поэтому правил халиф всего два года, за которые вроде как и успел построить этот монументальный комплекс - что еще более впечатляет.

Увы, "прожил" дворец Хишама - Аль Валида II всего пять лет - в 749 году в регионе произошло сильное землетрясение, которые практечески полностью уничтожило импозантное сооружение.

Раскопки Хирбет аль-Мафджар начались в 1934 году под руководством археологов Димитрия Барамки и Роберта Гамильтона, и продолжались до 1948 года (большинство находок находятся в Музее Рокфеллера в Иерусалиме - ). Последний опубликовал результаты своих трудов в 1959 году в книге Khirbat al-Mafjar: An Arabian Mansion in the Jordanian Valley , однако исследования Барамки в ней отсутствуют, и опубликованы не были. Также не были опубликованы результаты раскопок, которые проводили в северной части комплекса в 60-х годах прошлого века.

В 2006 году раскопки возобновились под предводительством д-ра Хамдана Тахи и якобы они проводятся до наших дней при помощи Чикагского университета. Я не совсем понял, что там происходит, но место выглядит абсолютно заброшенным, не считая маленького музея на территории комплекса. Хирбет аль-Мафджар никак не огорожена, и любой может легко попасть к развалинам и совершить над ними акт вандализма. Я удивляюсь, что этого еще никто не сделал.

Вот так это выглядит на подъезде к комплексу. Дворец и прочие сооружия ограждены "стеной" примерно в полметра, перепрыгнуть которую может любой восьмилетный ребенок. Никакой охраны, особенно в ночные часы, я догадываюсь, здесь нет.

Ну а теперь давайте войдем на территорию комплекса

Прогуляемся, потрогаем камни своими мерзкими грязными ручонками посмотрим на все своими глазами, и попытаемся впитать атмосферу этого уникального места. Как мне кажется, ее невозможно передать никакими фотографиями, но все-же я попытаюсь.

В нашей группе была разношерстная публика, как всегда бывает в такого рода поездках. Кто-то интересуется историей и археологией больше, кто-то меньше, но в данном случае реакция была практически одинаковой - при входе на территорию комплекса все на секунду теряли дар речи, а потом признавали, что дворец Хишама - это "машеу мейухад", что-то особенное.

От себя отмечу, что дворец Хишама или Хирбет аль-Мафджар оставила на меня неизгладимое впечатление. Думаю, это одно из самых красивых мест, что я видел в своей жизни.

Это "окно" я мечтал увидеть не меньше, чем уже упомянутый много раз монастырь Каранталь - . И оно не разочаровало)

Еще немного о династии Омейядов - хочу упомянуть несколько любопытных комплексов, связанных с халифатом. Некоторые из них находятся в Израиле, например умопомрачительная и абсолютно заброшенная Хурват Миним - , о которой, похоже, вообще никто не знает. Еще в Израиле находится Аль-Синнабра или Синн эн-Набра, а по нашему Хирбет аль-Карак или Бейт-Яреах - древний город, развалины которого находятся между мошавой Кинерет и кибуцем Дгания - .

Еще три любопытных места находятся уже за пределами нашей исторической: Каср аль-Хайр аль-Шарки, "Восточный замок" в центре Сирийской пустыни и построенный неподалеку двойник Каср аль-Хайр аль-Гхарби в византийском стиле. "Близнецы" находятся в 80 километрах от Пальмиры - , за судьбу которой беспокоится сейчас вся просвещенная часть человечества. Ну и напоследок Каср аль-Халлабат и находящиеся в двух километрах к востоку от него бани комплекс Каср Хаммам ас-Сара - все часть "Замка в пустыне", находящегося неподалеку от Аммана, столицы Иордании. Архитектурно и дворец Хишама принадлежит к категории "Замок в пустыне".

Кроме этого Омейяды основали в Израиле небезизвестный город Рамле - , а халиф Сулейман ибн Абдул-Малик возвел в нем крепостные стены, рынок и большую Белую Мечеть, от которой сохранился только 27-метровый минарет, в наши дни носящий название "Белая башня". Также Омейяды построили любимый всеми нами Купол Скалы в Иерусалиме и не менее знаменитую Мечеть Омейядов или Большую Мечеть в Дамаске - одна из крупнейших и самых старых мечетей в мире. Туда шансы попасть у меня примерно такие же, как в Пальмиру, так что хорошо, что хоть удалось пробраться в Иерихон)

Ну а теперь войдем во дворец

Дворец Хишама - двухэтажное квадратное здание с круглыми башнями по углам. Центральный зал обрамляли четыре арочные галереи, служившие помещениями для гостей и слуг, а также хранилищем. В северной части находилась маленькая мечеть, а лестницы по краям центрального зала вели на второй этаж, где были жилые помещения.

Здесь на переднем плане мы видим развалины мечети, которые почему-то очень по стилю напоминают церкви в набатейском городе Шивта - , еще одном потрясающем месте, которое я всем рекомендую посетить. Ну а мы пока вернемся ко дворцу.

Полюбуемся его колоннами, к сожалению, как я понимаю, в большинстве своем отреставрированными, но вы можете себе представить, как это выглядело.

Орнаментами Стукко (с этим конкретным артефактом связаны какая-то история, но я к тому моменту уже слишком охуел от всего этого прекрасного, и ее не запомнил).

Это еще не учитывая тот факт, что главная достопримечательность дворца, великолепная мозаика на полу, недоступна нашим глазам - ее засыпали песком, очевидно от варваром. Можно обозреть лишь отдельные фрагменты.

Вот так это выглядит во всем своем великолепии

Мозаики есть и в главных банях на территории комплекса, но туда посетителей не пускают. Однако главная мозаика находится в "Диване" - маленькой комнате для особых гостей в северо-западном углу фриджидариума, и ее мы да можем увидеть, хотя бы сверху.

Внутрь Дивана тоже не пускают, но можно подняться наверх и увидеть это, без преувеличения, чудо света. Для вашего удобства я перевернул мозаику и даю ее отдельным кадром.

Мозаика называется "Древо Жизни" и символизирует два главных состояния души - войну и мир. Причем следует смотреть на мозаику именно наоборот, сверху, так чтобы война была слева, а мир - справа. Арабы никогда не протянут для рукопожатия левую руку - это считается неуважением, так как правая рука более чистая.

Главный фрагмент мозаики, лев, раздирающий оленя. Такого уровня мозаику даже в уникальном музее Доброго Самаритянина не найдешь - . На полу более простой узор, а по сторонам - "скамеечки", на которых и сидели почетные гости. Счиатется, что сам халиф любил сидеть в центре, на самом Древе Жизни.

Общий кадр - Диван и дворец Хишама

А теперь прогуляемся немного по "сельскохозяйственной" части комплекса, которая указывает на то, что халиф, будь то Хишам или его наследник, построили дворец не только для развлечений и отдыха - здесь работали, выращивали сельскохозяйственную продукцию и делали вино.

Здесь были обнаружены любопытные фрагменты орнамента

А в доме эпохи Абассидского Халифата кто-то создал дорогу, вымощенную синим кирпичем

Макет центрального зала дворца Хишама. Собор Св. Петра нервно курит в углу.

Ну а теперь переходим к павильону

Павильон располагался в центре сада перед дворцом. В середине павильона был расположен фонтан, а вокруг фонтана - бассейн, окруженный восьмиугольными стенами с высокими арками. Предполагается, что сад и дворец когда-то соединял мост, с которого халиф мог любоваться окрестными пейзажами и наблюдать за лошадиными гонками.

Сохранившийся фрагмент орнамента, не менее знаменитый чем "звездное окно" во дворце.

Мост очевидно был где-то здесь

Полубуемся еще немного как общим так и фрагментарным видом

И, чтобы немного передохнуть от всего этого великолепия, зайдем в музей Хишама.

Животнаэ (устал, уж не обессудьте)

Виноградэ и сосудэ

Есть здесь и про историю Хирбет аль-Мафджар и халифат Омейядофф

Ваза Амфораэ

К сожалению было обнаружено и свастикэ. Очевидно Омейяды были скрытые нацисты.

На самом деле "Э", я взял у Расина, что еще раз указывает на вред высшего образования, а в особенности чтения "Федры" на французском.

Уходим из дворца Хишама

Ну и напоследок - еще один кадр Хишамского Каранталя - окна со звездой. На этом мое путешествие по Иерихону заканчивается, и нет лучшей финальной ноты, чтобы его завершить.

Я уже скучаю. И мечтаю вернуться.

ДВОРЕЦ ХАЛИФА
ХИШАМА
Учитель истории и
обществознания
Скопкарева К.П.

В Израиле. Недалеко от рыночной
площади современного Иерихо есть холм
высотой в 20 метров. Здесь в начале нашего
века археологи открыли то, что осталось от
древнего Иерихона, одного из старейших
городов мира.
К северу от раскопок древнего Иерихона
(примерно в трех километрах) находятся
руины дворца халифа Дамаска Хишама ибн
Абдаль-Малика, жившего в первой половине
VIII века нашей эры.

Дворец Хишам или Хирбет эль Мафджар являет из
себя прекрасно сохранившийся памятник Омеядской
архитектуры. Строительство дворца началось во времена
правления Валида Второго - халифа омеядской династии
в то время когда правителем в Святой земле был халиф
Хишам ибн Абд эл-Малик (724 - 743).

Этот дворец, представляющий собой большое
двухэтажное квадратное здание, украшенное
великолепными мозаичными узорами. Он
состоял из двух коллонад, двух мечетей и двух
бань с великолепным мозаичным полом. Он был
разрушен в результате землятресения 4 года
спустя. Вероятно, только во дворце Хишама
можно
увидеть
наиболее
сохранившуюся
великолепную мозаику Израиля. Остатки резьбы
по камню, найденные в этом месте, дают
представление о том, насколько впечатляющим
был сам дворец.

«Древо жизни» - так называется одна из самых
красивых мозаик Ближнего Востока, если не всего мира.
Ею был устелен пол гостевой комнаты банного
комплекса. Имитирующая прекрасные персидские
ковры, мозаика относительно неплохо сохранилась,
лишь немногим пострадав от землетрясений.

Многие статуи, колонны, мозаики и т.д. сегодня
хранятся в Музее Израиля и в музее Рокфеллера в
Иерусалиме

Дворец Хишама являлся национальным парком.
Сегодня, это памятник архитектуры под защитой
Палестинской автономии.

В результате масштабной битвы 637 года Сасанидская империя падает под нашествием арабов-мусульман. В результате этого события Ирак полностью переходит под владение Арабского халифата. Долгое время столицей халифата выступал Дамаск, пока Абу-Джафар Ал-Мансур не перенес ее в Багдад, на то время еще являющейся небольшим селением. Тогда еще можно было догадываться, что город приобретет легендарную мировую славу.

Недалеко от Багдада сейчас находятся развалины старой крепости Ухайдир. Дорога туда проходит через пустыню, и создается впечатление, что очертания огромных стен всплывают будто мираж.

История крепости

В течение длительного времени у исследователей даже не было версий истории этого дворца-крепости. Не было найдено ничего, что могло развеять эту загадку. Приблизительное время постройки дворца - VII -VIII век. Англичанин Крессвел предположил, что владельцем и строителем Ухайдира мог быть Иса ибн Муса, являющийся племянником ас-Саффаха. Последний отдал право быть халифом своему брату ал-Мансуру, при условии, что его наследником выступит Иса ибн Муса. Первые годы для Исы сложились удачно, его назначили губернатором Куфы и построили дворец. Но вскоре ал-Мансуру захотелось передать трон своему сыну, и он начал искать пути устранения Исы.

Иса посылался в самые горячие военные передряги, но выходил оттуда живым. Его пытались отравить, но и тут он отделался выпадением усов и бороды. Последним испытанием для Исы стала попытка на его глазах задушить родного сына, после чего он добровольно отказался от притязаний на трон. Но за ним осталось право перехватить власть, если ему удастся пережить сына халифа.

Новая волна репрессий Исы начинается после смерти халифа в 775 году. Новый халиф желает поставить в наследники опять же своего сына ал-Хади, поэтому необходимо устранить притязателя. Иса лишается губернаторства, и в 778 году уходит в изоляцию, вероятно, как раз во дворец Ухайдир. К этому времени Ухайдир, скорее всего, уже выступал как загородная резиденция губернатора Куфы.

Описание дворца

В этом дворце Иса и проводил почти безвыездно все свои дни. Дворец имеет размеры 175 на 169 метров. Внешне он окружен стеной высотой 17 метров. Стена отлично укреплена для возможного штурма - здесь есть и угловые круглые башни, и полубашни с бойницами, а в прошлом была крытая галерея. Интересно и наличие навесных бойниц для обстрела противника, подошедшего прямо к стене. Европа начала возводить подобное сооружение лишь в XIV веке.

Попасть внутрь можно лишь через единственные ворота. Справа можно заметить руины старой мечети. В северном углу находится сам дворец.

Во дворце три этажа. Множество комнат и коридоров объединены в сложносплетающуюся сеть. Здесь же предусмотрены помещения под хранения запасов и оружия. Судя по всему, владелец дворца серьезно заботился о собственной безопасности. Причем все комнаты не соединены друг с другом, для этих целей выделен коридор. Но до нашего времени не сохранилось все внутреннее убранство помещений, и лишь местами попадается кирпичная кладка.

Дворец Ухайдир принадлежит к ранней эпохе правления Аббасидов. Именно здесь зародилось множество будущих архитектурных решений арабского мира.