Способы уменьшения силы трения. Что такое трение

«Природа силы трения» - Используя рисунок, определите силу трения, действующую на автомобиль. В технике сила трения имеет большое значение. Решение: Масштаб: 1 деление = 100 H Fтяги = 600 H Fтр = 600 H. Не будь трения, предметы выскальзывали бы из рук. Простейший подшипник состоит из внешнего кольца и внутреннего кольца. Трения в природе и технике.

«Трение физика» - История изучения трения. Направление силы трения. Тефлон – дитя химии 20 века. Сдвинуть книгу по гладко отполированному столу легче, чем по шершавому. От чего зависит сила трения покоя? На Марсе сила тяжести в два раза меньше земной, а атмосфера сильно разрежена. Первые «шведские спички» Лундстрема дошедшую практически до наших дней.

«Трение» - Какие трения бывают? Трение покоя. Трение движения. Трение покоя Трение скольжения Трение качения. Разработка Габдрахмановой З. К. Тюлячинский район Саушская средняя общеобразовательная школа. Понятие о трении. Сила трения. Физика 7 класс. Трение скольжения.

«Трение тел» - Цель урока: Ответ: ходьба, качение и покой. Задачи урока: Замените брусок цилиндром и проделайте то же самое. II (2) При смазке трущихся поверхностей сила трения... 1. не изменяется. 2. увеличивается. 3. уменьшается. Полезна или вредна сила трения? V (2) Трактор при вспашке земли, двигаясь равномерно, развил силу тяги 15 кН.

«Трение сила» - Задачи 1 группы: Задачи проекта: Результат 2 группы. Способы увеличения силы трения. Для уменьшения силы сопротивления воды, воздуха используют обтекаемую форму. 1.Сравнение силы трения скольжения и силы трения качения. Результат 3 группы. Изучить виды силы трения. Результат 1 группы. Все силы по-разному действуют на тело.

«Сила трения» - Примеры. Сила трения. Сдвиг предмета с места. Но в других случаях трение вредно. Ввинчивание шурупа. Добывание огня современным способом. Трение - сила знакомая, но таинственная. Движение автомобиля (трение колеса о дорогу). Трение – один из видов взаимодействия тел. Письмо ручкой по бумаге. Катание на коньках.

Всего в теме 19 презентаций

Тема: Сила трения. Способы уменьшения и увеличения силы трения.
(7 класс)
Тип урока: Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.
Цель: Дать понятие о трении, причинах его возникновения, сформировать знания о силе
трения, как физической величине.
Задачи:
Образовательные




изучить три вида сил трения (трение покоя, скольжения, качения);
выяснить природу, направление сил трения, от чего зависит сила трения;
способы увеличения и уменьшения её, полезное и вредное значение;
проверить и закрепить полученные знания
Развивающие
 формировать умение делать логические заключения на основе анализа, сравнивать
явления, делать выводы и обобщения
развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные


воспитание убежденности в возможности познания природы.
развивать сотрудничество, выслушать товарищей, уважать мнение других.
Оборудование:
Презентация по теме: “Сила трения”,компьютер (ноутбук), мультимедийный
проектор, набор грузов, динамометры, трибометры, бруски лабораторные.
I. Орг. момент
Настрой на урок
Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.
Ход урока
II. Повторение изученного материала.
На последних уроках мы с вами изучали силы, существующие в природе, сегодня мы
продолжим изучать эту большую тему, но прежде, давайте повторим ранее изученный
материал и поработаем устно.
1. Что такое сила? (мера взаимодействия тел)
2. Какие силы вам известны? (­сила тяжести, ­сила упругости, ­сила трения)
3. От чего зависит результат действия силы? (Результат действия силы зависит от
её модуля, направления, точки приложения.)
4. Какую силу называют силой тяжести?(Сила с которой Земля притягивает к себе
тела.)
5. Какую силу называют силой упругости?(Силу, возникающую при деформации тел и
направленную в сторону, противоположную приложенному усилию.)
III. Изучение нового материала.
1

Из всех сил, существующих в природе, мы уже познакомились с силой тяжести и силой
упругости, а какую силу мы будем изучать сегодня? (силу трения)
Тема нашего урока: Сила трения. Способы уменьшения и увеличения силы трения.
Откроем тетради и запишем число и тему урока.
С явлением трения мы знакомы с раннего детства. Но многое нам с вами ещё
непонятно.
Что такое трение?
Трение – явление.
Враг оно нам или друг?
Это знают все вокруг:
Если б трение пропало
Чтоб со всеми нами стало?
Мы ходить бы не смогли,
Оттолкнувшись от земли.
Помогает трение
Начинать движение
Всем машинам, тракторам,
Мотоциклам, поездам.
Ну а также тормозить
И их всех остановить.
Но при том приносит вред
И не мало разных бед:
В станках, приборах
Трутся части
И это главное несчастье.
И поэтому вопрос
Не настолько уж и прост
Тренье друг нам или враг?
Ответ двоякий: так и так!
Оказывается, что первые исследования трения проведены великим итальянским
ученым Леонардо да Винчи, более 400 лет назад, но его работы не были опубликованы.
Законы трения открыли французские ученые Гильом Амонтон (1699 г) и Шарль Огюстен
Кулон (1785г).
Сегодня мы с вами проведем небольшие исследования, найдем ответы на основные
вопросы.
определение силы трения;(дадим определение этой силе)
причины возникновения трения; (выясним причины её возникновения)
виды сил трения; (рассмотрим виды трения)
способы уменьшения силы трения; (узнаем способы изменения этой силы)




 трение в природе и технике;(выясним роль силы трения в повседневной
жизни)
2

Взаимодействие, возникающее в месте соприкосновения тел и препятствующее их
относительному движению, называется трением.
Сила трения – сила возникающая, при взаимодействии тел, направленна против скорости
движения.
Сила трения обозначается Fтр
Прикладывается в точку взаимодействия тел.
Направлена против движения тел.
Виды трения
 Трение скольжения


трение качение
трение покоя
Для дальнейшего изучения этой физической величины каждой группе учащихся
предлагается провести эксперимент и сделать вывод по результатам эксперимента.
Задания для групп учащихся
1. Измерить силу трения покоя, скольжения и качения.
Для измерения силы трения покоя расположите деревянный брусок на линейке и
при помощи динамометра определите силу, при которой брусок начинает движение.
Для измерения силы трения скольжения расположите деревянный брусок на
линейке и при
поверхности линейки.
Для измерения силы трения качения расположите деревянный колесо на линейке и
при помощи динамометра определите силу, при которой происходит качение.
Результаты запишите в тетрадь:
Fпокоя= , Fскольжен.= , Fкачения=

Измерить силу трения при скольжении различных поверхностей.
2.
помощи динамометра определите силу, при которой брусок скользит по деревянной
линейке.
Используя разные бруски определите F1= , F2= , F3= .
Результаты запишите в тетрадь.
Сравните полученные значения и сделайте вывод по результатам эксперимента.
3.
Измерить силу трения при скольжении брусков разной массы.
3

Для измерения силы трения расположите деревянный брусок на линейке и при
помощи динамометра определите силу, при которой брусок скользит по
деревянной линейке.
Используя брусок с 1 грузом, 2 грузами и 3 грузами.
Сравните полученные значения и сделайте вывод по результатам эксперимента.
4.
Измерить силу трения скольжения при разной поверхности соприкосновения
одного и того же бруска.
Для измерения силы трения расположите деревянный брусок на линейке и при
помощи динамометра определите силу, при которой брусок скользит по
деревянной линейке. Брусок необходимо располагать различными способами,
каждый раз записывая значение силы трения скольжения.
Определите F1= , F2= , F3= . Результаты запишите в тетрадь.
Сравните полученные значения и сделайте вывод по результатам эксперимента.
Для проведения эксперимента отводится 5 минут.
Далее следует отчет каждой группы учащихся о проделанной работе с оглашением
результатов и выводов.
Физическая пауза
IV. Закрепление изученного.
Итак, подведём итоги
Причины возникновения силы трения:
1. шероховатость соприкасающихся тел (рисунок 2)
2. взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел (рисунок 3)
А теперь попробуем ответить на вопрос: приносит трение нам пользу или от него
вред?
Польза Вред
Если сила трения нам мешает, приносит вред, можно ли что­нибудь с ней сделать
чтобы она не мешала?
Замена трения скольжения трением качения

Смазка
4

Шлифование
А обратная ситуация, когда она приносит пользу?
Использование специальных материалов
Ответьте на вопросы:
1. Зачем зимой дорожки посыпают песком?
2. Зачем зимой на задние колеса автомобилей надевают цепи?
3. Зачем на обуви, шинах автомобилей наносят протектор?
4. Зачем в двигатель автомобиля наливают масло?
5. Зачем спортсмены­лыжники на лыжи наносят особую смазку?
6. Зачем легкоатлеты надевают спортивную обувь с шипами?






Объясните поговорки:
Не подмажешь – не поедешь!
Пошло дело, как по маслу.
Угря в руках не удержишь!
Лыжи скользят по погоде.
Из навощенной нити сеть не сделаешь.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились ещё с одной силой, которая
называется силой трения. Эта сила очень важна для нас. Благодаря силе трения мы
можем ходить, лежать, стоять, принимать пищу, держать предметы в руках, т.е.
жить той жизнью, к которой мы привыкли. Сила трения возникает при
соприкосновении одного тела с другим и препятствует его движению. Молодцы
ребята, очень хорошо потрудились, хорошо решали задачи, внимательно слушали и
принимали активное участие в работе. Как для каждого прошел урок, мы сейчас
увидим по результатам самодиагностики.
V. Домашнее задание к следующему уроку. § 30,31,32, прошу вас написать рассказ на
тему «Если бы не было силы трения на Земле» (задание выполняется по желанию).
VI. Подведение итогов урока, объявление оценок учащимся, рефлексия.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы
из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…


я понял, что…
теперь я могу…






меня удивило…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
5

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…
Урок окончен, можете идти. До свидания.
6

трение закон скольжение качение

В технике для уменьшения влияния сил сухого трения между поверхностями вводят смазку (вязкую жидкость, создающую тонкий слой между твёрдыми поверхностями).

Влияние смазки заключается в том, что между трущимися поверхностями вводится слой вязкой жидкости, которая заполняет все неровности поверхностей и, прилипая к ним, образует два трущихся слоя жидкости (рис. 15)

Рис. 15.

Поэтому вместо трения двух твердых поверхностей при смазке возникает внутреннее трение жидкости, которое значительно меньше внешнего трения двух твердых поверхностей. Применение смазочных масел уменьшает трение в 8-10 раз. Типичный пример значения смазки представляет бег конькобежца на коньках. В результате действия силы со стороны конькобежца на нож конька снег тает и под коньком появляется вода, которая вновь замерзает, после того как пробежал конькобежец и исчезло давление. Однако в механизмах вода для смазки не годится, поскольку вследствие малой вязкости она выдавливалась бы из зазора неровностей между трущимися поверхностями.

Во всех машинах есть одна общая черта: в любой из них что-нибудь обязательно вращается. И везде есть неразлучная пара - ось и её подпорка - подшипник

Поскольку силы трения качения значительно меньше сил трения скольжения, то в машинах и механизмах в большинстве случаев подшипники скольжения заменяют подшипниками качения (рис. 16).

Рис. 16.

Подшипник состоит из двух колец. Одно из них - внутреннее - плотно насажено на ось и вращается вместе с ней. Другое - наружное кольцо - неподвижно зажато между основанием и крышкой подшипника.

Эти кольца - обоймы имеют на обращенных друг к другу поверхностях выточенные канавки. Между обойм находятся стальные шарики. При кручении подшипника шарики катятся по канавкам в обоймах.

Чем лучше отполированы поверхности дорожек и шариков, тем меньше трение. Чтобы шарики не сбегались в одну кучу, их разделяет сепаратор. Сепараторы обычно делаются пластиковые, стальные или бронзовые.

При вращении в таком подшипнике появляется трение качения. Потери на трение в шариковом подшипнике раз в 20-30 меньше, чем в подшипнике скольжения! Подшипники качения делают не только с шариками, но и с роликами разной формы. Без подшипников качения современная промышленность и транспорт были бы невозможны.

В настоящее время широко применяется такой способ уменьшения трения при движении транспортных средств, как воздушная подушка.

Воздушная подушка (рис. 17) -- это слой сжатого воздуха под транспортным средством, который приподнимает его над поверхностью воды или земли. Слой сжатого воздуха создаётся вентиляторами. Отсутствие трения о поверхность позволяет снизить сопротивление движению. От высоты подъёма зависит способность такого судна двигаться над различными препятствиями на суше или над волнами на воде.

Рис. 17

Схема работы судна с воздушной подушкой: 1 -- маршевые винты; 2 -- поток воздуха; 3 -- вентилятор; 4 -- гибкая перепонка (юбка).

Первым идею подобной машины на воздушной подушке высказал К.Э. Циолковский в 1927 году, в работе «Сопротивление воздуха и скорый поезд». Это бесколесный экспресс, который мчится над бетонной дорогой, опираясь на воздушную подушку - слой сжатого воздуха.

В технике для уменьшения влияния сил сухого трения между поверхностями вводят смазку (вязкую жидкость, создающую тонкий слой между твёрдыми поверхностями).

Влияние смазки заключается в том, что между трущимися поверхностями вводится слой вязкой жидкости, которая заполняет все неровности поверхностей и, прилипая к ним, образует два трущихся слоя жидкости.

Поэтому вместо трения двух твердых поверхностей при смазке возникает внутреннее трение жидкости, которое значительно меньше внешнего трения двух твердых поверхностей. Применение смазочных масел уменьшает трение в 8-10 раз. Типичный пример значения смазки представляет бег конькобежца на коньках. В результате действия силы со стороны конькобежца на нож конька снег тает и под коньком появляется вода, которая вновь замерзает, после того как пробежал конькобежец и исчезло давление. Однако в механизмах вода для смазки не годится, поскольку вследствие малой вязкости она выдавливалась бы из зазора неровностей между трущимися поверхностями.

Во всех машинах есть одна общая черта: в любой из них что-нибудь обязательно вращается. И везде есть неразлучная пара-ось и её подпорка - подшипник

Поскольку силы трения качения значительно меньше сил трения скольжения, то в машинах и механизмах в большинстве случаев подшипники скольжения заменяют подшипниками качения.

Подшипник состоит из двух колец. Одно из них - внутреннее - плотно насажено на ось и вращается вместе с ней. Другое наружное кольцо неподвижно зажато между основанием и крышкой подшипника.

Эти кольца - обоймы имеют на обращенных друг к другу поверхностях выточенные канавки. Между обойм находятся стальные шарики. При кручении подшипника шарики катятся по канавкам в обоймах.

Чем лучше отполированы поверхности дорожек и шариков, тем меньше трение. Чтобы шарики не сбегались в одну кучу, их разделяет сепаратор. Сепараторы обычно делаются пластиковые, стальные или бронзовые.

При вращении в таком подшипнике появляется трение качения. Потери на трение в шариковом подшипнике раз в 20-30 меньше, чем в подшипнике скольжения! Подшипники качения делают не только с шариками, но и с роликами разной формы. Без подшипников качения современная промышленность и транспорт были бы невозможны.

В настоящее время широко применяется такой способ уменьшения трения при движении транспортных средств, как воздушная подушка.

Воздушная подушка - это слой сжатого воздуха под транспортным средством, который приподнимает его над поверхностью воды или земли. Слой сжатого воздуха создаётся вентиляторами. Отсутствие трения о поверхность позволяет снизить сопротивление движению. От высоты подъёма зависит способность такого судна двигаться над различными препятствиями на суше или над волнами на воде.

Первым идею подобной машины на воздушной подушке высказал К.Э. Циолковский в 1927 году, в работе «Сопротивление воздуха и скорый поезд». Это бесколесный экспресс, который мчится над бетонной дорогой, опираясь на воздушную подушку - слой сжатого воздуха.

Трение: вредное, полезное, любопытное

2.5 Способы уменьшения трения

трение закон скольжение качение

В технике для уменьшения влияния сил сухого трения между поверхностями вводят смазку (вязкую жидкость, создающую тонкий слой между твёрдыми поверхностями).

Влияние смазки заключается в том, что между трущимися поверхностями вводится слой вязкой жидкости, которая заполняет все неровности поверхностей и, прилипая к ним, образует два трущихся слоя жидкости (рис. 15)

Рис. 15. Влияние смазки.

Поэтому вместо трения двух твердых поверхностей при смазке возникает внутреннее трение жидкости, которое значительно меньше внешнего трения двух твердых поверхностей. Применение смазочных масел уменьшает трение в 8-10 раз. Типичный пример значения смазки представляет бег конькобежца на коньках. В результате действия силы со стороны конькобежца на нож конька снег тает и под коньком появляется вода, которая вновь замерзает, после того как пробежал конькобежец и исчезло давление. Однако в механизмах вода для смазки не годится, поскольку вследствие малой вязкости она выдавливалась бы из зазора неровностей между трущимися поверхностями.

Во всех машинах есть одна общая черта: в любой из них что-нибудь обязательно вращается. И везде есть неразлучная пара - ось и её подпорка - подшипник

Поскольку силы трения качения значительно меньше сил трения скольжения, то в машинах и механизмах в большинстве случаев подшипники скольжения заменяют подшипниками качения (рис. 16).

Рис. 16. Подшипник.

Подшипник состоит из двух колец. Одно из них - внутреннее - плотно насажено на ось и вращается вместе с ней. Другое - наружное кольцо - неподвижно зажато между основанием и крышкой подшипника.

Эти кольца - обоймы имеют на обращенных друг к другу поверхностях выточенные канавки. Между обойм находятся стальные шарики. При кручении подшипника шарики катятся по канавкам в обоймах.

Чем лучше отполированы поверхности дорожек и шариков, тем меньше трение. Чтобы шарики не сбегались в одну кучу, их разделяет сепаратор. Сепараторы обычно делаются пластиковые, стальные или бронзовые.

При вращении в таком подшипнике появляется трение качения. Потери на трение в шариковом подшипнике раз в 20-30 меньше, чем в подшипнике скольжения! Подшипники качения делают не только с шариками, но и с роликами разной формы. Без подшипников качения современная промышленность и транспорт были бы невозможны.

В настоящее время широко применяется такой способ уменьшения трения при движении транспортных средств, как воздушная подушка.

Воздушная подушка (рис. 17) -- это слой сжатого воздуха под транспортным средством, который приподнимает его над поверхностью воды или земли. Слой сжатого воздуха создаётся вентиляторами. Отсутствие трения о поверхность позволяет снизить сопротивление движению. От высоты подъёма зависит способность такого судна двигаться над различными препятствиями на суше или над волнами на воде.

Рис. 17 Воздушная подушка.

Схема работы судна с воздушной подушкой: 1 -- маршевые винты; 2 -- поток воздуха; 3 -- вентилятор; 4 -- гибкая перепонка (юбка).

Первым идею подобной машины на воздушной подушке высказал К.Э. Циолковский в 1927 году, в работе «Сопротивление воздуха и скорый поезд». Это бесколесный экспресс, который мчится над бетонной дорогой, опираясь на воздушную подушку - слой сжатого воздуха.

Загадка природы физического вакуума

Исходя из того, что фазовый переход вакуум-вещество следует относить к процессам самоорганизации...

Колебания

Исследование вынужденных колебаний при наличии трения вполне аналогично произведенному в п. 1.2 вынужденные колебания. Мы остановимся здесь подробно на представляющем самостоятельный интерес случае периодической вынуждающей силы...

С трением мы сталкиваемся на каждом шагу. Вернее было бы сказать, что без трения мы и шагу ступить не можем. Но несмотря на ту большую роль, которую играет трение в нашей жизни, до сих пор не создана достаточно полная картина возникновения трения...

Коэффициент трения и методы его расчета

Но в большей степени интересна не сила трения, а коэффициент трения. Как его вычислить и определить? И я нашел только два способа определения силы трения. Первый способ: очень простой. Зная формулу и определив опытным путем и N...

Материя, движение, пространство, время

В земных условиях трение и сила трения всегда сопутствуют механическому движению. Сила трения возникает при непосредственном соприкосновении тел и всегда направлена вдоль поверхности соприкосновения. Этим она отличается от силы упругости...

Сила трения

Первая формулировка силы трения приписывается Леонардо да Винчи. Он утверждал, что сила трения, возникающая при контакте тела с поверхностью другого тела, пропорциональна нагрузке (силе прижатия)...

Сила трения

Для того чтобы понять хотя бы основы трибологии, следует, прежде всего, обратиться к топографии поверхностей контактирующих между собой частей реальных механизмов. Эти поверхности никогда не являются идеально плоскими, имеют микронеровности...

Сила трения

Трением называется сопротивление соприкасающихся тел движению друг относительно друга. Трением сопровождается каждое механическое движение, и это обстоятельство имеет существенное следствие в современном техническом прогрессе...

Сила трения

Силы трения имеют электромагнитную природу, т.е. в основе сил трения лежат электрические силы взаимодействия молекул. Они зависят от скорости движения тел относительно друг друга. Существует 2 вида трения: сухое и жидкое...

Сила трения

сила трение скольжение покой В технике для уменьшения влияния сил сухого трения между поверхностями вводят смазку (вязкую жидкость, создающую тонкий слой между твёрдыми поверхностями). Влияние смазки заключается в том...

Пусть тело веса Р движется под действием силы Т по шероховатой поверхности С одной стороны, поверхность не позволяет телу падать вниз под действием силы тяжести Р. С другой стороны...

Трение: вредное, полезное, любопытное

Как выглядел бы мир без трения? А представьте себе... что пол в вашей комнате стал ещё более скользким, чем каток; вот в этом случае вы и получите отдалённое представление о ходьбе в мире без трения - она в таком мире почти невозможна...

Хроника аварии на Фукусиме

фукусима атомная электростанция авария Тяжёлые аварии на АЭС отличаются от обычных промышленных аварий глобальным радиационным воздействием, несравнимой длительностью последствий и сильнейшим психологическим стрессом, связанным с тем...

Частотный датчик уровня

В ряде отраслей промышленности требуются автоматические датчики для измерения уровня заполнения емкостей и сосудов...

Экономия электроэнергии на предприятии

Для организаций и предприятий, а так же на производстве рекомендуется проведение следующих мероприятий для уменьшения объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования: 1...