Статград огэ русский язык тренировочные материалы.

Диагностическая работа в формате ОГЭ-2015

Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий.

На выполнение диагностической работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Работа состоит из 3 частей.

Часть 1 включает одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание записывается в бланке ответов №2.

Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 14 заданий (2– 14).

Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.

В случае записи неверного ответа на задания части 2 зачеркните его и запишите рядом новый.

Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе (бланк ответов №2).

На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Желаем успеха!


Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.


(1) Но дольше всего горел огонек над широким крыльцом школы. (2) Ребята давно разошлись по домам, а за освещенными окнами второго этажа, уютно сдвинув кресла, тихо, по-семейному, беседовали учителя со своими бывшими питомцами.

(3) – Воображаю, как вы там мерзли! – с тревогой говорила старая учительница, которой все еще помнились эти мальчики такими, какими они пришли к ней в первый класс, держась за руки своих матерей.

(4) – Да там не до мороза. (5) Разотрешь снегом уши, и опять ничего, – застенчиво поглядывая друг на друга, рассказывали молодые бойцы. (6) В одном из классов за партой сидел Алеша-снайпер. (7) Его ноги не помещались под скамейкой, длинная фигура возвышалась над полированной крышкой.

(8) Он любовно и тщательно оглядывал парту и с сожалением говорил:

(9) – Тут у меня и буквы были вырезаны: А. М. (10) Эх, другая парта, верно! (11) Или краской затерли...

(13) – А ты, кажется, здесь вожатый теперь? – спросил Алеша. (14) – Я ведь помню тебя. (15) Когда мы уходили на фронт, ты был в седьмом, кажется?

(16) – В седьмом. (17) А теперь в девятом. (18) Учусь! (19) С ребятами воюю! –засмеялся Митя, присаживаясь на край Алешиной парты.

(20) – А что, трудный состав? – деловито осведомился тот. (21) И, не дожидаясь ответа, серьезно сказал:

(22) – Главное – дисциплина. (23) Ты их, знаешь, сразу приучай. (24) Дисциплина, брат, – великое дело!

(25) Он вскочил, прошелся по классу и, остановившись перед Митей, щелкнул пальцами:

(26) – Сразу приучай! (27) А то потом ох и трудно будет! (28) Вот где я это понял – на фронте! (29) Там, знаешь, с нами нянчиться некому. (30) Алеша присел рядом с Митей, указал глазами на дверь и понизил голос:

(31) – Это здесь ведь учителя уговаривают, объясняют, прощают... а там фронт... война... приказ... (32) Дисциплина – это все!

(33) – Точно! – решительно подтвердил Митя. (34) – Ребят распускать никак нельзя! (35) Алеша посмотрел на него и вдруг расхохотался.

(36) – По себе знаем, верно? (37) Мы один раз тут такую штуку устроили!.. – с увлечением сказал он.

(38) Перебивая друг друга, они стали вспоминать первые годы учебы, свои проделки и шалости, учителей и строгого директора.

(39) – Ух ты! (40) Я его и сейчас побаиваюсь. (41) А ведь чего, кажется, – добрейший человек!

(По В. Осеевой)



В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Алеша-снайпер утверждает, что главное – дисциплина»?

1) Это здесь ведь учителя уговаривают, объясняют, прощают... а там фронт... война... приказ...

2) Ты их, знаешь, сразу приучай.

3) Перебивая друг друга, они стали вспоминать первые годы учебы, свои проделки и шалости, учителей и строгого директора.

4) Тут у меня и буквы были вырезаны: А. М.

Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является метафора:

1) Дисциплина, брат, – великое дело!

2) Когда мы уходили на фронт, ты был в седьмом, кажется?

3) Ребята давно разошлись по домам, а за освещенными окнами второго этажа, уютно сдвинув кресла, тихо, по-семейному, беседовали учителя со своими бывшими питомцами.

4) А ведь чего, кажется, – добрейший человек!

Из предложений 30-34 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от рядом стоящего согласного.

Ответ: ___________________________

Из предложений 7-9 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса

Н - от существительного, основа которого оканчивается на - Н, пишется НН».

Ответ: ___________________________

Замените разговорное слово расхохотался в предложении 35 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: _________________________

Замените словосочетание любовно оглядывал (предложение 8), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: _________________________

Выпишите грамматическую основу предложения 34.

Ответ: _________________________

Среди предложений 4-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите его номер.

Ответ: _________________________

В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

А ведь чего,1 кажется,2 – добрейший человек! Перебивая друг друга,3 они стали вспоминать первые годы учёбы,4 свои проделки и шалости,5 учителей и старого директора.

Ответ: _________________________

Укажите количество грамматических основ в предложении 2.

Ответ: _________________________

В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Ты их,1 знаешь,2 сразу приучай! Ребята давно разошлись по домам,3 а за освещёнными окнами второго этажа,4 уютно сдвинув кресла,5 тихо,6 по-семейному,7 беседовали учителя со своими питомцами.

Ответ: _________________________

Среди предложений 1-3 найдите сложное предложение, в составе которого есть сложноподчиненное c последовательным подчинением. Напишите номер этого предложения.

Ответ: _________________________

Среди предложений 7-10 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите его номер.

Ответ: _________________________

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания: «Писать безграмотно – значит посягать на время людей, к которым адресуемся, а потому совершенно недопустимо». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами.

Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста: «Дисциплина, брат, великое дело!». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте

цитирование.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Как Вы понимаете значение слова ДИСЦИПЛИНА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дисциплина», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

За верное выполнение заданий части 2 диагностической работы ученик получает по одному баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.

Вариант 1

.

Часть 1

Модуль "Алгебра"

1. Найди значение выражения + 0,31.

2. В таблице приведены нормативы по бегу на 30 метров для учащихся 8 класса.

Какую отметку получила девочка, пробежавшая эту дистанцию за 5.63 секунды?

    отметка «5»

    отметка «4»

    отметка «3»

    норматив не выполнен

3.

4. Найди значение выражения

5. На графике изображена зависимость атмосферного давления от высоты над уровнем моря. На горизонтальной оси отмечена высота над уровнем моря в километрах, на вертикальной - давление в миллиметрах ртутного столба. Определи по графику, на какой высоте атмосферное давление равно 240 миллиметрам ртутного столба. Ответ дайте в километрах.

6. Реши уравнение 2x 2 + 2x − 4=0.

(

7. Стоимость проезда в автобусе составляет 142 рублей. Студентом предоставляется скидка 50 %. Сколько рублей будет стоить проезд для 3 взрослых и 7 студентов?

8. На диаграмме показано содержание питательных веществ в молочном шоколаде.

    В 1000 граммах шоколада содержится примерно 500 г жиров, белков и углеводов.

    В 1000 граммах шоколада содержится примерно 160 г жиров.

    В 1000 граммах шоколада содержится примерно 240 г углеводов.

    В 1000 граммах шоколада содержится примерно 352 г белков.

9. На тарелке лежат пирожки, одинаковые на вид: 6 с повидлом, 12 с творогом и 2 со сгущёнкой. Сашка наугад выбирает один пирожок. Найди вероятность того, что пирожок окажется со сгущёнкой.

(ответ запиши в виде десятичной дроби)

10.

1) y = - ; 2) y = 4− x 2 ; 3) y = 2x + 4.

11. В последовательности чисел первое число 6, а каждое следующее больше предыдущего на 3. Найдите шестнадцатое число.

12. Найдите значение выражения 9b + 11a − 9b2b при a= 9, b= 90.

(ответ запиши в виде десятичной дроби)

13. Чтобы перевести значение температуры по шкале Цельсия в шкалу Фаренгейта, пользуются формулой t F = 1,8t C + 32, где t C - температура в градусах Цельсия, t F - температура в градусах Фаренгейта. Скольким градусам по шкале Фаренгейта соответствует 8 градусов по шкале Цельсия?

14. Укажи решение системы неравенств .

    x ∈[−2,1;+∞)

    x ∈(−∞;−2,1]

    x ∈[-12;−2,1]

    x (-12;−2,1)

Модуль "Геометрия"

15. Наклонная крыша установлена на трёх вертикальных опорах, основания которых расположены на одной прямой. Средняя опора стоит посередине между малой и большой опорами. Высота малой опоры 1,4 м, высота средней опоры 1,9 м. Найдите высоту большой опоры. Ответ дайте в метрах.

16. В равнобедренном треугольнике ABC с основанием AC внешний угол при вершине C равен ∡1=114°. Найдите величину угла BAC. (Ответ дайте в градусах )

17. Найди длину хорды окружности радиусом 13, если расстояние от центра окружности до хорды равно 5.

18. Найди площадь трапеции, изображённой на рисунке, где BC=9, AH=11, BH=14, HD=14.

19.

20. Какие из следующих утверждений верны?

(Укажи несколько правильных вариантов ответа)

    Через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести прямую, параллельную этой прямой.

    В любом параллелограмме есть два равных угла.

    Треугольник со сторонами 1, 2, 4 существует.

Часть 2

Модуль "Алгебра"

21.

22. Рыболов в 6 часов утра на моторной лодке отправился от пристани против течения реки, через некоторое время бросил якорь, 2 часа ловил рыбу и вернулся обратно в 11 часов утра того же дня. На какое расстояние от пристани он отплыл, если скорость течения реки равна 2 км/ч, а собственная скорость лодки 6 км/ч?

23. Постройте график функции y = и определите, при каких значениях c прямая y=c имеет с графиком ровно одну общую точку.

Модуль "Геометрия"

24. В прямоугольном треугольнике ABC с прямым углом C известны катеты: AC=28, BC=45. Найди медиану CK этого треугольника.

25.

26. Основание АС равнобедренного треугольника ABC равно 6. Окружность радиуса 4,5 с центром вне этого треугольника касается продолжений боковых сторон треугольника и касается основания AC. Найди радиус окружности, вписанной в треугольник ABC.

Диагностическая работа по математике в формате ОГЭ

2 вариант

Ответами к заданиям 1 – 20 являются цифра, число или последовательность цифр, которые следует вписать в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Если ответом является последовательность цифр, то запишите её без пробелов, запятых и других дополнительных символов .

Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

Часть 1

Модуль "Алгебра"

1. Найди значение выражения 12+0,47. (ответ запиши в виде десятичной дроби)

2. В таблице приведены нормативы по бегу на 30 метров для учащихся 10 класса.

Какую отметку получила девочка, пробежавшая эту дистанцию за 5.8 секунды?

    норматив не выполнен

    отметка «3»

    отметка «5»

    отметка «4»

3. На координатной прямой отмечена точка A.

Известно, что она соответствует одному из четырёх указанных ниже чисел. Какому из чисел соответствует точка A?

4. Найди значение выражения

5. На графике изображена зависимость атмосферного давления от высоты над уровнем моря. На горизонтальной оси отмечена высота над уровнем моря в километрах, на вертикальной - давление в миллиметрах ртутного столба. Определи по графику, на какой высоте атмосферное давление равно 340 миллиметрам ртутного столба. Ответ дайте в километрах.

6. Реши уравнение x 2 + x − 56=0.

(если уравнение имеет более одного корня, в ответ запиши больший из корней)

7. Стоимость проезда в автобусе составляет 176 рублей. Студентом предоставляется скидка 50 %. Сколько рублей будет стоить проезд для 6 взрослых и 8 студентов?

8. На диаграмме показано содержание питательных веществ в сушёных белых грибах.

* к прочему относятся вода, витамины и минеральные вещества.

Какие из следующих утверждений верны? (Укажи несколько правильных вариантов ответа)

    В 1000 граммах грибов содержится примерно 160 г жиров.

    В 1000 граммах грибов содержится примерно 500 г жиров, белков и углеводов.

    В 1000 граммах грибов содержится примерно 347 г белков.

    В 1000 граммах грибов содержится примерно 240 г углеводов.

9. На тарелке лежат пирожки, одинаковые на вид: 3 с повидлом, 13 с творогом и 4 со сгущёнкой. Сашка наугад выбирает один пирожок. Найди вероятность того, что пирожок окажется со сгущёнкой.

(ответ запиши в виде десятичной дроби)

10. Установи соответствие между графиками функции и формулами, которые их задают.

1) y = ; 2) y = 2x; 3) y= 2 − x 2 .

В таблице под каждой буквой укажите соответствующий номер.

11. В последовательности чисел первое число 6, а каждое следующее больше предыдущего на 5. Найдите пятнадцатое число.

12. Найдите значение выражения при a = 17, b=68.

(ответ запиши в виде десятичной дроби)

13. Чтобы перевести значение температуры по шкале Цельсия в шкалу Фаренгейта, пользуются формулой t F =1,8t C + 32, где t C - температура в градусах Цельсия, tF -температура в градусах Фаренгейта. Скольким градусам по шкале Фаренгейта соответствует 30 градусов по шкале Цельсия?

14. Укажи решение системы неравенств

  1. x∈[−2,4;+∞)

  2. x∈(−∞;−2,4]

Модуль "Геометрия"

15. Наклонная крыша установлена на трёх вертикальных опорах, основания которых расположены на одной прямой. Средняя опора стоит посередине между малой и большой опорами. Высота малой опоры 1,4 м, высота средней опоры 1,8 м. Найдите высоту большой опоры. Ответ дайте в метрах.

16. В равнобедренном треугольнике ABC с основанием AC внешний угол при вершине C равен ∡1=107°. Найдите величину угла BAC. (Ответ дайте в градусах )

17. Найди длину хорды окружности радиусом 10, если расстояние от центра окружности до хорды равно 6.

18. Найди площадь трапеции, изображённой на рисунке, где BC=11, AH=13, BH=20, HD=20.

19. Найди тангенс острого угла, изображённого на рисунке.

20. Какие из следующих утверждений верны?

(Укажи несколько правильных вариантов ответа)

    Расстояние от точки, лежащей на окружности, до центра окружности равно радиусу.

    Если три угла одного треугольника равны соответственно трём углам другого треугольника, то такие треугольники равны.

    Треугольник со сторонами 1, 2, 4 не существует.

Часть 2

При выполнении заданий 21–26 используйте бланк ответов №2. Сначала укажите номер задания, а затем запишите его решение и ответ. Пишите чётко и разборчиво. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.

Модуль "Алгебра"

21. Реши уравнение x 4 =(5x−24) 2 .

22. Рыболов в 6 часов утра на моторной лодке отправился от пристани против течения реки, через некоторое время бросил якорь, 2 часа ловил рыбу и вернулся обратно в 11 часов утра того же дня. На какое расстояние от пристани он отплыл, если скорость течения реки равна 3 км/ч, а собственная скорость лодки 9 км/ч?

23. Постройте график функции y = и определите, при каких значениях c прямая y = c имеет с графиком ровно одну общую точку.

Модуль "Геометрия"

24. В прямоугольном треугольнике ABC с прямым углом C известны катеты: AC=12, BC=35. Найди медиану CK этого треугольника.

25. В параллелограмме ABCD точка E - середина стороны AB. Известно, что EC=ED. Докажите, что данный параллелограмм - прямоугольник.

26. Основание АС равнобедренного треугольника ABC равно 8. Окружность радиуса 5 с центром вне этого треугольника касается продолжений боковых сторон треугольника и касается основания AC. Найди радиус окружности, вписанной в треугольник ABC.

Диагностическая работа в формате ОГЭ

Вариант 1

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2-14

(1) У нас был урок – труд. (2) Раиса Ивановна сказала, чтобы мы сделали каждый по отрывному календарю, кто как сообразит. (3) Я взял картонку, оклеил ее зелёной бумагой, посредине прорезал щёлку, к ней прикрепил спичечную коробку, а на коробку положил стопочку белых листиков, подогнал, подклеил, подровнял.

(4) Получился очень красивый календарь для маленьких детей. (5) Например, если у кого куклы, то для этих кукол. (6) И Раиса Ивановна поставила мне пять. (7) И я пошёл к себе и сел на место.

(8) В это время Лёвка Бурин тоже стал сдавать свой календарь, а Раиса Ивановна посмотрела на его работу и говорит: «Наляпано». (9) И поставила Лёвке тройку.

(10) Наступила перемена – Лёвка остался сидеть за партой. (11)У него был довольно-таки невеселый вид. (12) А я в это время как раз промокал кляксу, и, когда увидел, что Лёвка такой грустный, я прямо с промокашкой в руке подошёл к Лёвке. (13) Я хотел его развеселить, потому что мы с ним дружим и он один раз подарил мне монетку с дыркой. (14) И ещё обещал принести мне стреляную охотничью гильзу, чтобы я из нее сделал атомный телескоп. (15) Я подошёл к Лёвке, состроив ему косые глаза, сказал: «Эх ты, Ляпа!» (16) И тут Лёвка ни с того ни с сего как даст мне пеналом по затылку. (17) Вот тогда я понял, как искры из глаз летят. (18) Я страшно разозлился на Лёвку и треснул его изо всех сил промокашкой по шее. (19) Но он, конечно, даже не почувствовал, а схватил свой портфель и пошёл домой. (20) А у меня даже слезы капали из глаз – так здорово поддал мне Лёвка – капали прямо на промокашку и расплывались по ней, как бесцветные кляксы… (21) И тогда я решил отомстить.

(22) Я взял у папы с письменного стола его синий разрезальный нож из пластмассы и целый день точил его о плиту. (23) Он медленно затачивался, но я все точил и все думал, как приду завтра в класс и мой верный синий кинжал блеснет перед Лёвкой...

(24) И когда я лег спать, то все ворочался с боку на бок и вздыхал, потому что мне было жалко Лёвку – хороший он человек, но вспыльчивый, теперь пусть несет заслуженную кару, раз он стукнул меня пеналом по голове.

(25) Утром я ничего не мог есть. (26) Потом пошел в школу. (27) И перед тем как пойти в класс, я долго стоял у дверей и не мог войти, так сильно билось сердце. (28) Но все-таки я себя переборол, толкнул дверь и вошел. (29) В классе все было как всегда, и Левка стоял у окна с Валериком. (30) Я, как его увидел, сразу стал расстегивать портфель, чтобы достать кинжал. (31) Но Левка в это время подбежал ко мне. (32) Я подумал, что он опять стукнет меня пеналом или чем-нибудь еще, и стал еще быстрее расстегивать портфель, но Левка вдруг остановился около меня и как-то затоптался на месте, а потом вдруг наклонился ко мне, протянул золотую гильзу и сказал: «На». (33) И глаза у него стали такие, как будто он еще что-то хотел сказать, но стеснялся. (34) А мне вовсе и не нужно было, чтобы он говорил, просто я вдруг совершенно забыл, что хотел мстить…

(По Д.Драгунскому)

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой-рассказчик решил отомстить Лёвке?»

1) Он решил унизить мальчишку, сделать ему больно.

2) Он был уверен, что отмщение – заслуженное наказание, которое

должен понести Лёвка.

3) Он хотел привлечь к себе внимание одноклассников, завоевать авторитет.

4) Он рассчитывал прославиться, совершая данный поступок.

2. Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является сравнительный оборот ?

1) А у меня даже слёзы капали из глаз – так здорово поддал мне Лёвка – капали прямо на промокашку и расплывались по ней, как бесцветные кляксы.

2) Я взял у папы с письменного стола его синий разрезальный нож из пластмассы и целый день точил его о плиту.

3) Я, как его увидел, сразу стал расстегивать портфель, чтобы достать кинжал.

4) В классе всё было как всегда, и Лёвка стоял у окна с Валериком.

3. И з предложений 12-14 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется рядом стоящим согласным.

4. Из предложений 2-3 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от значения.

5. Из предложений 22-24 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксе полной формы страдательного причастия прошедшего времени пишется НН» ?

6. Замените разговорное слово наляпано (предложение 8) нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание нож из пластмассы (предложение 22), построенное на основе управления , синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 21.

9. Выпишите грамматическую основу предложения 25.

10. Среди предложений 13-16 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите его номер.

11. Среди предложений 1-7 найдите предложения с однородными членами. Напишите их номера.

12. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.

Например, 1 если у кого куклы, 2 то для этих кукол. И ещё он обещал принести мне стреляную гильзу, 3 чтобы я из нее сделал атомный телескоп.

13. Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой.

14. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

И ещё обещал принести мне стреляную охотничью гильзу, 1 чтобы я из нее сделал атомный телескоп. Но все-таки я себя переборол, 2 толкнул дверь и вошел. И глаза у него стали такие, 3 как будто он ещё что-то хотел сказать, 4 но стеснялся.

15. Среди предложений 7-10 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите его номер.

Ключ

За верное выполнение заданий части 2 диагностической работы ученик получает по одному баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.

Номер задания

1 вариант

2 вариант

3 вариант

Развеселить

приставили

Прикрепил

Сделана

Заслуженную

Насильно

Намазано

Наверно

Пластмассовый нож

Трубка из железа

Диагностическая работа в формате ОГЭ
Инструкция по выполнению работы
Диагностическая работа состоит из 3­х частей, включающих в себя 13 заданий.
На выполнение диагностической работы по русскому языку отводится 3 часа 55
минут (235 минут). Работа состоит из 3 частей.
Часть 1 включает одно задание и представляет собой небольшую письменную
работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого
изложения прослушивается 2 раза. Это задание записывается в бланке ответов №2.
Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 12 заданий (2–
12).
Ответы к заданиям 2–12 записываются в виде слова (словосочетания), числа,
последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.
В случае записи неверного ответа на задания части 2 зачеркните его и запишите
рядом новый.
Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (15.1,
15.2 или 15.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание
выполняется на отдельном листе (бланк ответов №2).
На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не
учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь
выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
Желаем успеха!

Текст для изложения
И окончательный выбор всегда остаётся
Универсального рецепта, как выбрать правильный путь в жизни, нет и быть не
за человеком.
может.
Этот выбор мы делаем уже в детстве, когда выбираем друзей, учимся строить
отношения, играть. Но большинство важнейших решений мы принимаем в юности. Как
считают учёные, вторая половина второго десятилетия жизни – самый ответственный
период. Именно в это время человек выбирает самое главное на всю жизнь: друга, круг
интересов,профессию.
Такой выбор – дело ответственное. Его нельзя отложить на потом. Ошибку уже нельзя
будет исправить. И неверные решения без последствий не останутся. Успех приходит к
тем, кто знает, чего хочет, верит в себя и упорно достигает намеченных целей. (По А.
Москвину)
Вариант 1.
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе.
Сначала
1


целом.


Часть 2

(1) Я был тогда молодым учителем, только что окончившим педагогический институт и
приехавшим в глухую деревушку сеять разумное, доброе и вечное. (2) Не могу сказать, чтобы меня
одолевали мысли о каком­то высоком призвании, я не считал себя тем самым пламенным пророком,
который откроет детям какие­то неведомые истины… (3) Но мне хотелось, чтобы ученики под моим
воздействием изменились, чтобы они стали добрее, внимательнее друг к другу. (4) И мысль о том, что я,
двадцатитрехлетний парень, стану чем­то вроде путеводной звезды для подростков, признаюсь, тешила
моё самолюбие.
(5) Мне дали классное руководство в шестом классе. (6) Неугомонном, озорном, горластом. (7)
И я решил начать своё благодатное воспитательное воздействие с похода. (8) В походе, как я полагал, мы
сможем лучше узнать друг друга, сможем сблизиться, найти общий язык… (9) Тут в голове моей родился
замысел, как традиционный поход превратить в увлекательное приключение.

(10) Дома у меня была оригинальной формы малахитовая шкатулка, подаренная когда­то отцом.
(11) В этой шкатулке хранились значки, которые я лениво коллекционировал в детстве. (12) Шкатулку я
решил использовать в качестве клада. (13) Вечером сходил на место предполагаемой стоянки, у сухой
сосны закопал шкатулку, а рядом бросил записку. (14) Она начиналась словами: «Сними у каждого слова
голову, и ты узнаешь великую тайну!»

(15) На следующий день мы пришли на это место. (16) Мальчики стали натягивать палатку,
девочки пошли к роднику за водой. (17) Я даже подпрыгивал от нетерпения: так мне хотелось, чтобы они
поскорее нашли записку и прочли её. (18) Но они ходили туда­сюда, не обращая никакого внимания на
сложенный вчетверо листок, который валялся у них под ногами. (19) Потом они стали искать дрова, и
кто­то из ребят даже несколько раз наступил на бумажку, но так за ней ни разу и не нагнулся. (20) Я уже
упал было духом, как вдруг белобрысый Серёжка Лисицын увидел листок, поднял его, развернул и начал
читать. (21) На его лице изобразилось недоумение, он пожал плечами, потом скомкал записку и положил
её в кучу хвороста. (22) Вскоре задымился костёр, девочки сварили густой картофельный суп, потом
пекли картофель в золе, и уютный запах дома, тепла наполнил всю поляну.
(23) Я смотрел на звёзды, которые, будто малиновые угли, вспыхивали в сумрачном небе, и на
фоне красной луны сухая сосна с обломанной чёрной верхушкой казалась похожей на остов избы,
сожжённой жестокими кочевниками. (24)Я так и не смог улучить минуту, чтобы выкопать свой клад и
спрятать шкатулку в рюкзак. (25) Никому не нужная записка, догорающий костёр, кисловатый запах
дыма, печально взирающие на нас с неба звёзды… (26) Мне тогда показалось, что всё происшедшее
наполнено глубоким смыслом, как будто прямо на моих глазах жизнь простым и доходчивым языком
рассказала мне не очень весёлую, обыкновенную историю о нас, людях, о том, какие мы и почему мы
такие.
(По Д.Семёнову)


2

вопрос: «Почему герой­рассказчик решил отправиться в поход с учениками?»
1.В походе герой­рассказчик хотел завоевать авторитет у ребят.
2.Герой­рассказчик с учениками отправился искать спрятанную малахитовую шкатулку.
3.В походе была возможность лучше узнать друг друга, сблизиться, подружиться, найти общий язык.
4.Молодой учитель хотел перевоспитать детей, сделать их выносливыми, физически сильными.

Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является сравнительный
оборот?
3
1. Я смотрел на звёзды, которые, будто малиновые угли, вспыхивали в сумеречном небе, и на фоне
красной луны сухая сосна с обломанной чёрной верхушкой казалась похожей на остов избы, сожженной
жестокими кочевниками.
2. Я так и не смог улучить минуту, чтобы выкопать свой клад и спрятать шкатулку в рюкзак.
3.Потом они стали искать дрова, кто­то из ребят уже несколько раз наступил на бумажку, но так за ней
ни разу и не нагнулся.
4. И мысль о том, что я, двадцатитрёхлетний парень, стану чем­то вроде путеводной звезды для
подростков, признаюсь, тешила моё самолюбие.
Ответ: ___________________________
Из предложений 1­3 выпишите слово, в котором правописание приставки обусловлено её
значением "приближения".
Ответ: ___________________________
Из предложений 13­16 выпишите слово, в котором правописание суффикса проверяется формой
1 лица ед. ч. глагола настоящего или будущего времени?
4
5
Ответ: ___________________________
6
Замените разговорное слово валялся в предложении 18 стилистически нейтральным
синонимом. Напишите этот синоним.

7
8
9
10
11
12
Ответ: ___________________________
Замените словосочетание малахитовая шкатулка (предложение 10), построенное на основе
согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся
словосочетание.
Ответ: ___________________________
Выпишите грамматическую основу предложения 7.
Ответ: ___________________________
Среди предложений 9­12 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его
номер.
Ответ: ___________________________
В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите
…И мысль о том,1 что я, 2 двадцатитрёхлетний парень, 3 стану чем­то вроде
путеводной звезды для подростков, 4 признаюсь,5 тешила моё самолюбие.
Ответ: ___________________________
Укажите количество грамматических основ в предложении 21.
Ответ: ___________________________
В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру(­ы), обозначающую(­ие) запятую(­ые) между частями, связанными
подчинительной связью.
Не могу сказать,1 чтобы меня одолевали мысли о каком­то высоком
призвании,2 я не считал себя тем самым пламенным пророком,3 который откроет
детям какие­то неведомые истины,4 способные изменить их жизнь…
Ответ: ___________________________



Часть 3
15.1
Напишите сочинение­рассуждение, раскрывая смысл высказывания Николая Васильевича
Гоголя: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок…». Аргументируя
свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера
предложений или применяйте цитирование.

лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами Н.В. Гоголя.

15.2

«Мне тогда показалось, что всё происшедшее наполнено глубоким смыслом, как будто
прямо на моих глазах жизнь простым и доходчивым языком рассказала мне не очень
весёлую, обыкновенную историю о нас, людях, о том, какие мы и почему мы такие».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши
рассуждения.

цитирование.



Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3

Сформулируйте и

такое приключение», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис,


ПРИКЛЮЧЕНИЕ?
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный
текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант 2
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе (бланк ответов №2). Сначала
напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.
1
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в
целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2­14
(1) Это случилось в Кисловодске. (2) Сюда приезжают люди лечить сердце. (3) И поэтому жизнь
здесь размеренная и тихая. (4) Каждое утро сердечники поднимаются в горы. (5) Идут медленно, часто
отдыхают и любуются белоснежной грядой Кавказских гор и высоченным Эльбрусом. (6) Я тоже
подымался в горы.
(7) Однажды, возвращаясь с прогулки, я увидел на отвесной скале мальчишку. (8) Высота скалы
метров пять. (9) Как он забрался туда – непонятно. (10) Но только он застрял там крепко. (11) А на
тропинке стоял его друг – второй мальчишка.
– (12) Как он туда попал? – спросил я.
– (13) Хотел сократить расстояние, – сказал мальчишка, – свернул с основной тропинки. (14) А
теперь, если начинает двигаться, то камни под ним осыпаются.

– (15) Я сейчас прыгну! – сказал мальчишка на скале.
– (16) Хочешь ноги переломать? – услыхал я чей­то бас. (17) Рядом со мной стоял толстый
мужчина в широкополой шляпе. (18) – Куда забрался! (19) Надо его снять и выпороть!
(20) Постепенно собралось несколько человек. (21) Толстый мужчина с синим носом, толстый
мужчина в очках и молчаливый толстый мужчина. (22) Они давали советы мальчику, как ему выбраться
из трудного положения, и тут же их сами отвергали.
(23) Мальчишка сидел на скале и терпеливо ждал. (24) И тут среди нас появились еще двое:
коренастый мужчина с девочкой. (25) Мужчина был в спортивных брюках, а майку нес в руке. (26) Никто
даже не успел ему ничего объяснить. (27) Он отдал майку девочке, снял тапочки, выхватил у меня
веревку и полез на скалу, которая нависала над мальчишкой. (28) Влез, остановился, прикинул

расстояние до мальчишки. (29) Потом сделал на концах веревки большие петли. (30) Одну петлю надел
себе на плечи, вторую петлю бросил мальчишке.
– (31) Надень петлю, как я! – крикнул он.
(32) Мальчишка не мог дотянуться до веревки. (33) Тогда мужчина лег на землю и склонился над
скалой. (34) Он почти висел в воздухе.
– (35) Ему же нельзя! – сказала девочка. – (36) У него больное сердце, ему нельзя волноваться и
напрягаться.
(37) Мальчишка продел руки и голову в петлю, и мужчина стал медленно подтягивать веревку
вверх. (38) Было видно, как у него напряглись мышцы рук и покраснело лицо. (39) Стало даже немножко
страшно: он не удержит мальчишку, потому что упадет вниз и разобьется. (40) Но он удержался, и через
минуту мальчишка уже стоял среди нас.
– (41) Даже на отдыхе нельзя обойтись без волнения, – сказал молчаливый толстяк. – (42) Вот
сегодня выскочил из режима, опоздал на завтрак. (43) Ох, уж эти дети!
– (44) Ты видел, какой у него шрам на спине? – спросил один мальчишка у другого.
– (45) Видел. Пулевое или осколочное ранение. (46) – Он посмотрел мужчине и девочке вслед.
(47) – Давай догоним!
(48) Мальчишки убежали.
(49) Мне сверху было видно хорошо, как они догнали мужчину и девочку и пошли рядом. (50)
Они разговаривали с девочкой как старые знакомые. (51) И, видно, уже забыли про толстяков. (52) Им
нравился мужчина, который шел впереди.
(По В. Железникову)
ее
Жел зников Владимир Карпович
– русский детский писатель, кинодраматург,
заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Его книги посвящены отношениям между
людьми, проблемам взросления, детству, отрочеству.
Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово
(словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на
вопрос: «Почему коренастый мужчина, не раздумывая, кинулся спасать мальчишку?»
1) Он хотел выделиться перед окружающими, чтобы заслужить похвалу.
2) Коренастый мужчина хотел доказать, что он может совершить подвиг.
3) У него не было другого выбора, потому что остальные стояли и давали абсурдные
советы.
4) Он искренне испугался за ребенка, поэтому ничего не говоря начал действовать.
Ответ: ___________________________
Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является просторечное
слово?
1) Мальчишка не мог дотянуться до верёвки.
2) Надо его снять и выпороть!
3) И поэтому жизнь здесь размеренная и тихая.
4) Он посмотрел мужчине и девочке вслед.
Ответ: ___________________________
Из предложений 13­16 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от рядом
стоящего согласного.
Ответ: ___________________________
Из предложений 3­6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется
правилом: «В суффиксе полной формы страдательного причастия прошедшего времени пишется
НН».
2
3
4
5

Ответ: ___________________________
Замените слово выпороть из предложения 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите
6
этот синоним.
7
8
9
10
11
12
Ответ: ___________________________
Замените словосочетание Кавказских гор (предложение 5), построенное на основе связи
согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся
словосочетание.
Ответ: ___________________________
Выпишите грамматическую основу предложения 47.
Ответ: ___________________________
Среди предложений 6­13 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите его
номер.
Ответ: ___________________________

цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Вот сегодня выскочил из режима,1 опоздал на завтрак. И,2 видно,3 уже забыли про
толстяков. Ох,4 уж эти детки!
Ответ: ___________________________
Укажите количество грамматических основ в предложении 27.
Ответ: ___________________________
В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными
подчинительной связью.
Мужчина был в спортивных брюках,1 а майку нес в руке. – Ты видел,2 какой у него
шрам на спине? Он отдал девочке майку,3 снял тапочки,4 выхватил у меня веревку и
полез на скалу,5 которая нависала над мальчиком.
Ответ: ___________________________
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе (бланк ответов
№2) ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите
номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
15.1
Напишите сочинение­рассуждение, раскрывая смысл высказывания Алексея Макимовича
Горького: «Слово – одежда всех фактов, всех мыслей». Аргументируя свой ответ, приведите
два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера предложений или
применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на
лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами А.М. Горького.
Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2

Напишите сочинение­рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста:
«Им нравился мужчина, который шел впереди». Приведите в сочинении два аргумента из
прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный
текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3
Как Вы понимаете значение слова
Сформулируйте и
прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение­рассуждение на тему: «Что
такое пассивность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис,
приведите 2 (два) примера­аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример­
аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
ПАССИВНОСТЬ?
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный
текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант 3
Часть 1

напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.
1
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в
целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2­14
(1)На большой перемене Васек вместе с ребятами вышел на школьный двор. (2)Ребята сейчас же
затеяли перестрелку снежками, но Васек потихоньку удалился в самый угол двора и, засунув руки в
карманы пальто, стал ходить по дорожке вдоль забора. (3) Его беспокоила заметка, которую он обещал
сегодня же дать в стенгазету. (4) Он завидовал Одинцову, который легко справлялся с такими вещами.
(5) "Он, может, вообще будущий писатель, а я, наверно, архитектор какой­нибудь – о чем мне писать? –
Васек сердился на всех и на себя. – (6) Если б я еще дома сел и подумал, а так сразу –какая это заметка
будет!"
(7) Он слышал веселые голоса и хохот ребят, видел, как ожесточенно нападали они друг на друга,
как шлепались о забор и разлетались белые комочки снега. (8) "Бой с пятым классом. (9)Наши дерутся.
(10) А я здесь..."
– (11) Трубачев, Трубачев, сюда! – несся издали призыв Саши.
(12) Закрываясь руками, он боком шел на врага, сзади него стеной двигались ребята из четвертого
"Б", и даже девочки поддерживали наступление, обстреливая неприятеля со стороны. – (13)Трубачев!..
(14) Васек рванулся на призыв, но вдруг остановился, круто повернулся спиной к играющим, присел на
сложенные у забора бревна и вытащил из кармана бумагу и карандаш.

(15) Несколько любопытных малышей вприпрыжку подбежали к нему.
– (16)Куда? (17) Кыш отсюда! – грозно крикнул на них Васек и, устроившись поудобнее,
решительно написал:
«(18)Ребята! (19) Ничего нельзя делать в последнюю минуту, потому что торопишься и ничего
толком не думаешь. (20) Эту заметку я мог бы написать дома, а сейчас пишу на большой перемене. (21)
Последняя минута – самая короткая из всех минут, а сейчас я вспомнил, что мог бы о многом написать –
о дисциплине, например. (22) Но в школе уже звонок, а заметку я обещал дать во что бы то ни стало, и
получилось у меня плохо. (23) Давайте, ребята, ничего не будем оставлять на последнюю минуту! В.
Трубачёв».
(24) Васек решительно свернул листок и зашагал по тропинке.
– (25) Одинцов, прими заметку, – не глядя на товарища, сказал он.
– (26) Уже? – удивился Одинцов, вытирая шарфом мокрое, разгоряченное лицо. – (27) Я так и
знал, что ты пишешь! (28) А мы тут пятых в угол загнали. (29) Как окружили их со всех сторон – и давай,
и давай! (30) Сашка орет: (31) "Трубачев! Трубачев!" Слышал?
– (32) Слышал... я на бревнах сидел, – с сожалением сказал Васек. – (33)Сам себя наказал... да еще
написал плохо...
– (34) Плохо? Посмотрим, – важно сказал Одинцов, пряча заметку. (35)Он почувствовал себя
ответственным редактором. – (36) Плохо, так исправишь.
– (37) Отстань, пожалуйста! (38) Я и эту­то наспех писал, когда мне исправлять ее? (39) Не на
уроке же! – рассердился на товарища Васек. – (40) Плохо – не бери. (41) Вот и все!
(42) "И зачем это я такую дурацкую заметку дал? (43) Может, лучше назад взять, а то все надо
мной смеяться будут. (44) Пойти к Одинцову?"

плохой заметкой.
(45) Но к Одинцову он не пошел, сомневаясь, что лучше: не выполнить обещание или осрамиться с
(По В.Осеевой)
Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово
(словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
2
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на
вопрос: «Почему Васёк «сердился на всех и на себя»?».
1) Он завидовал Одинцову, который отказался писать заметку в стенгазету.
2) Он рассчитывал в последнюю минуту написать интересную заметку.
3) Его беспокоила заметка, которую он обещал дать в стенгазету.
4) Он хотел играть с мальчишками, но не мог, так как надо было писать
статью.
3
4
Ответ: ___________________________
Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является сравнение?
1) Закрываясь руками, он боком шёл на врага, сзади него стеной двигались ребята из
четвёртого «Б», и даже девочки поддерживали наступление, обстреливая неприятеля.
2) И зачем это я такую дурацкую заметку дал?
3) А мы тут пятых в угол загнали.
4) Последняя минута – самая короткая из всех минут, а сейчас пишу на большой перемене.
Ответ: ___________________________
Из предложений 3­6 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от рядом
стоящего согласного.
Ответ: ___________________________

5
6
7
8
9
10
11
Из предложений 12­15 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется тем,
что глагол, от которого оно образовано, относится к первому спряжению.
Ответ: ___________________________
Замените слово осрамиться из предложения 45 стилистически нейтральным синонимом.
Напишите этот синоним.
Ответ: ___________________________
Замените словосочетание ожесточенно нападали (предложение 7), построенное на основе
примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся
словосочетание.
Ответ: ___________________________
Выпишите грамматическую основу предложения 23.
Ответ: ___________________________
Среди предложений 16­20 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите
его номер.
Ответ: ___________________________
В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифру (­ы), обозначающую (­ие) запятую (­ые) при вводном слове.
Может,1 лучше назад взять,2 а то все надо мной смеяться будут. Давайте,3
ребята,4 ничего не будем оставлять на последнюю минуту! Эту заметку я мог бы
написать дома,5 а сейчас пишу на большой перемене.
Ответ: ___________________________
Укажите количество грамматических основ в предложении 14.
Ответ: ___________________________
12. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру (­ы), обозначающую (­ие) запятую (­ые) между частями
сложного

предложения,
– Уже? – удивился Одинцов,1 вытирая шарфом мокрое,2 разгорячённое лицо. Я и
эту­то наспех писал,3 когда мне исправлять её? Ничего нельзя делать в последнюю
минуту,4 потому что торопишься и ничего толком не думаешь.
Ответ: ___________________________
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе (бланк ответов
№2) ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите
номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
15.1
Напишите сочинение­рассуждение, раскрывая смысл высказывания Льва Николаевича
Толстого: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит
дать движение фразе». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного
текста. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на
лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами Л.Н. Толстого.
Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2
Напишите сочинение­рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста: «Но
к Одинцову он не пошел, сомневаясь, что лучше: не выполнить обещание или осрамиться с
плохой заметкой».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста,
подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный
текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3
Как Вы понимаете значение слова ОТВЕТСТВЕННОСТЬ? Сформулируйте и
прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение­рассуждение на тему: «Что
такое ответственность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой
тезис, приведите 2 (два) примера­аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример­
аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный
текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант 4
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе (бланке ответов №2). Сначала
напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.
1
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в
целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2­14
– (1) Я хочу, чтобы ты не повторял в жизни моих ошибок! – часто говорит мама. (2) Но, чтобы не
повторять ее ошибок, я должен знать, в чем именно они заключаются. (3) И мама мне регулярно об этом
рассказывает.
(4) Об одной маминой ошибке мне известно особенно хорошо. (5) Я знаю: мама "погибла для
большого искусства". (6) Зато в "малом искусстве" она проявила себя замечательно! (7) "Малым
искусством" я называю самодеятельность. (8) Папа спорит со мной.
– (9) Нет больших ролей и нет маленьких! (10) Так утверждал Станиславский. (11) И ты не
можешь к нему не прислушиваться, – сказал как­то папа. (12) – В Москве, рядом с Большим театром,
находится Малый. (13) Но он так называется вовсе не потому, что хуже Большого.
– (14) Но ведь мама сама говорит, что погибла для большого искусства, – возразил я.
– (15) Она имеет право так говорить, а ты нет. (16) Искусство – это искусство. (17) И талант – это
талант!

(18) Папа считает, что почти все люди на свете талантливы. (19) В той или иной степени... (20)
Все, кроме него. (21) Но особенно талантлива мама! (22) С годами я понял, что в "малом искусстве"
можно проявить себя гораздо полнее и ярче, чем в большом. (23) Ну, например, профессиональные
драматические артисты – это артисты и всё. (24) Мама же успела проявить себя и в драматическом
кружке, и в хоровом, и даже в литературном. (25) Иногда, после самодеятельного концерта, мама
спрашивает отца, что ему больше всего понравилось. (26) Он пытается спеть, но из этого ничего не
выходит, потому что у папы нет слуха. (27) Все песни он исполняет на один и тот же мотив.
(28) У нас дома никогда и ничего не запирают на ключ. (29) Ничего, кроме ящика, в котором папа
хранит альбомы. (30)"Мама в ролях" – написано на одной обложке. (31) "Мама поет" – написано на
другой. (32) "Мама в поэзии"– написано на третьей.
(34) Мы довольно часто переезжаем из города в город, потому что папа – строитель, он
"наращивает мощности" разных заводов. (35) Мы приезжаем, наращиваем и едем дальше... (36) Но,
прежде чем перебраться на новое место, папа обязательно узнает, есть ли там клуб или Дом культуры.
(37) Когда выясняется, что есть, он говорит:
– (38) Можем ехать!..
(39) Переезжать с места на место – нелегкое дело. (40) Но мама делает вид, что это очень
приятно.
– (41) Видишь, там есть хоровой коллектив, – сказала она однажды папе. (42) – А я так давно не
пою!
– (43) Кто виноват, что я умею делать только то, что я делаю? – словно бы извинился отец.
– (44) Путешествовать гораздо лучше, чем сидеть на одном месте, – пробормотала мама. (45) –
Об этом пишут в стихах и поют в песнях.
(46) И хоть папа прекрасно знал, что мама успокаивает его, он поверил стихам и песням.
Анатолий Георгиевич Алексин – русский прозаик, драматург. Автор повестей «Саша и
Шура», «Необычные похождения Севы Котлова», «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле», в которых
изображаются столкновения детей и подростков с миром взрослых.
Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово
(словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
(По А.Алексину)

обоснования
ответа на
2. В каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для
вопрос: "Почему автор­рассказчик считает, что в
1) Ну, например, профессиональные драматические артисты – это артисты и всё.
2) "Малым искусством" я называю самодеятельность.
3) Мама же успела проявить себя и в драматическом кружке, и в хоровом, и даже в литературном.
4) Но, прежде чем перебраться на новое место, папа обязательно узнает, есть ли там клуб или Дом
культуры.
"малом искусстве" можно проявить себя ярче?"
Ответ: ___________________________
3. Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является метафора:
1) Я знаю: мама погибла для большого искусства.
2) Он пытается спеть, но из этого ничего не выходит, потому что у папы нет слуха.
3) Нет больших ролей и нет маленьких!
4) Ничего, кроме ящика, в котором папа хранит альбомы.
Ответ: ___________________________
4. Из предложений 35­38 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением
«приближение».
Ответ: ___________________________

5. Из предложений 24­26 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется формой 1
лица ед. ч. глагола настоящего или будущего времени.
Ответ: ___________________________
6. Замените слово пробормотала из предложения 44 стилистически нейтральным синонимом. Напишите
этот синоним.
Ответ: ___________________________
7. Замените словосочетание хоровой коллектив (предложение 41), построенное на
согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
словосочетание.
Напишите
основе
получившееся
Ответ: ___________________________
8. Выпишите грамматическую основу предложения 28.
Ответ: ___________________________
9. Среди предложений 28­32 найдите предложение с обособленным дополнением.
номер.
Напишите его
Ответ: ___________________________
10. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все
Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
запятые.
В Москве,1 рядом с Большим театром,2 находится Малый. Но он так
называется вовсе не потому,3 что хуже Большого. Ну,4 например,5
профессиональные
драматические артисты – это артисты и всё.
Ответ: ___________________________
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 37.
Ответ: ___________________________
12. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все
Выпишите цифру(­ы), обозначающую(­ие) запятую(­ые) между частями
связанными подчинительной связью.
сложного
запятые.
предложения,
Папа считает,1 что почти все люди на свете талантливы. Мама же успела
проявить себя и в драматическом кружке,2 и в хоровом,3 и даже в литературном. Он
пытается спеть,4 но из этого ничего не выходит,5 потому что у папы нет слуха.
Ответ: ___________________________
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе (бланк ответов
№2) ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите
номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
Часть 3
15.1
Напишите сочинение­рассуждение, раскрывая смысл высказывания Александра Сергеевича
Пушкина: «Грамматика не преидписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его
обычаи». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя
примеры,
указывайте номера предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на
лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами А.С.Пушкина.
Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2

Напишите сочинение­рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста: «С
годами я понял, что в "малом искусстве" можно проявить себя гораздо полнее и ярче, чем в
большом». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих
Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный
текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3
Как Вы понимаете значение слова ТАЛАНТ? Сформулируйте и прокомментируйте данное
Вами определение. Напишите сочинение­рассуждение на тему: «Что такое талант», взяв в
качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера­
один пример­аргумент приведите из
аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения:
прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный
текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
За верное выполнение заданий части 2 диагностической работы ученик получает по одному баллу за
каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.
КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ
Номер задания
Правильный ответ
Вариант 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
3
1
приехавшие
натягивать
лежал
шкатулка из малахита
я решил начать
10
4,5
2
1,2,3
Номер задания
Правильный ответ
Вариант 2
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
4
2
возвращаясь
размеренная
побить
гор Кавказа
давай догоним
7
2,3
2
2,5

Номер задания
Правильный ответ
Вариант 3
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
3
1
беспокоила
играющим
опозориться
нападали с ожесточением
давайте не будем оставлять
17
1
1
3,4
Номер задания
Правильный ответ
Вариант 4
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
3
1
приезжаем
спрашивает
проговорила
коллектив хора
не запирают
29
4,5
3
1,5
ПЕРЕВОД ПЕРВИЧНЫХ БАЛЛОВ
в оценки по пятибалльной шкале
Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся за
выполнение всей диагностической работы, – 37.
0-14 баллов - отметка «2»

 15-25 баллов - отметка «3»
 26-34 баллов (из них не менее 4 баллов по критериям ГК1­
ГК4) - отметка «4»

35-37 баллов (из них не менее 6 баллов по критериям ГК1­ГК4) -
отметка «5»