Страус эму прогресс или регресс. Мои уроки

Контрольная работа по теме: "Микроэволюция. Макроэволюция", 11 класс, УМК Сонин и другие. Разноуровневая контрольная работа предназначена для контроля знаний и подготовке выпускников к Государственной итоговой аттестации. задания взяты из "Решу ЕГЭ" и с сайта ФИПИ. Надеюсь на по, что работа полезна. Желаю удачи!Пояснения к контрольной работе по теме: "Микроэволюция. Макроэволюция", 11 класс, УМК Сонин и другие.

150.000₽ призовой фонд 11 почетных документов Свидетельство публикации в СМИ

Контрольная работа по биологии 11 класс 2017 на тему МИКРО МАКРОЭВОЛЮЦИЯ ПОЯСНЕНИЯ.doc

Картинками

Контрольная работа по теме: «Микроэволюция. Макроэволюция». Вариант 1. Задание 1. Установите последовательность таксономических единиц в классификации клевера, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. Пояснение. 1) отдел Покрытосеменные 2) семейство Бобовые 3) порядок Бобовоцветные 4) царство Растения 5) класс Двудольные 6) род Клевер Царство: Растения. Отдел: Покрытосеменные. Класс: Двудольные. Порядок: Бобовоцветные. Семейство: Бобовые. Род: Клевер. О т в е т: 415326. Задание 2. Расположите в правильном порядке систематические группы животных, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) Млекопитающие 2) Куньи 3) Лесная куница 4) Хордовые 5) Хищные Пояснение. В систематике животных: Царство - тип - класс - отряд - семейство - род - вид. Но так как по условию просят начинать с наибольшей, начинаем с типа: Тип: Хордовые. Класс: Млекопитающие. Отряд: Хищные. Семейство: Куньи. Вид: Лесная куница. О т в е т: 41523. Задание 3. Установите правильную последовательность возникновения важнейших ароморфозов у растений. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. 1) возникновение многоклеточности 2) появление корней и корневищ 3) развитие тканей 4) образование семени 5) возникновение фотосинтеза 6) возникновение двойного оплодотворения Пояснение. Ароморфоз - прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов. Для того, чтобы успешно справиться с данным заданием, необходимо вспомнить у какой группы возник указанный ароморфоз (указано в скобках). Ароморфозы растений: возникновение фотосинтеза (цианобактерии) развитие возникновение многоклеточности (водоросли) → → → тканей (мхи) папоротники, голосеменные) О т в е т: 513246. → появление корней и корневищ (папоротниковидные) образование семени (семенные → возникновение двойного оплодотворения (покрытосеменные). Задание 4. Установите последовательность формирования ароморфозов в эволюции хордовых животных. 1) возникновение лёгких 2) образование головного и спинного мозга 3) образование хорды 4) возникновение четырёхкамерного сердца Пояснение. лёгких (земноводные) О т в е т: 3214. Образование хорды (ланцетник) → образование головного и спинного мозга (рыбы) возникновение четырёхкамерного сердца (птицы и млекопитающие). → → возникновение Установите правильную последовательность возникновения приспособлений организма к окружающей Задание 5. среде. Пояснение. проявление признака ний. О т в е т: 214356. Задание 6. 1) возникновение мутации 2) влияние фактора внешней среды 3) внешнее проявление признака 4) передача мутации потомству 5) сохранение и усиление признака естественным отбором 6) появление приспособлений Влияние фактора внешней среды воз→ никновение мутации пе→ редача мутации потомству → со→ хранение и усиление признака естественным отбором нее по→ явление приспособле­ внеш Установите соответствие между организмом и направлением эволюции, по которому в настоящее время происходит его развитие: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ОРГАНИЗМЫ А) страус эму Б) дождевой червь В) домовая мышь Г) комнатная муха Д) уссурийский тигр НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ 1) биологический прогресс 2) биологический регресс Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: A Б В Г Д Пояснение. Прогресс характеризуется увеличением численности особей популяции,расширением ареала, генетиче­ ской разнородностью особей, преобладанием молодых особей, процветанием вида. В прогрессе: дождевой червь, домовая мышь, комнатная муха. В биологоческом регрессе: страус эму, уссурийский тигр. О т в е т: 21112. Задание 7. Установите соответствие между примерами эволюционных процессов и направлениями, в которых они протекали: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИМЕРЫ А) Различия в формах клюва у галапагосских вьюрков. Б) Форма тела акулы и дельфина. В) Появление аналогичных органов. Г) Различия в форме черепа у млекопитающих. Д) Крылья бабочек и летучих мышей. Е) Различные породы голубей. ПРОЦЕССЫ 1) дивергенция 2) конвергенция Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В Г Д Е Пояснение. Дивергенция: различия в формах клюва у галапагосских вьюрков; различия в форме черепа у млекопитающих; различные породы голубей. Конвергенция: форма тела акулы и дельфина; появление аналогичных органов; крылья бабочек и летучих мышей. О т в е т: 122121. Задание 8. Установите соответствие между характером приспособления и направлением органической эволюции. ПРИСОСОБЛЕНИЕ А) роющие лапы крота Б) редукция пальцев на ногах копытных В) возникновение полового размножения Г) появление шерсти у млекопитающих Д) развитие плотной кутикулы на листьях растений, обитающих в пу­ стыне Е) мимикрия у насекомых НАПРАВЛЕНИЕ ОР­ ГАНИЧЕСКОЙ ЭВО­ ЛЮЦИИ 1) ароморфоз 2) идиоадаптация Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: A Б В Г Д Е Пояснение. Ароморфозы - это крупные преобразования, которые приводят к более высокой ступени развития. Из перечисленных приспособлений ароморфозами являются возникновение полового размножения и появление шерсти у млекопитающих. Остальные перечисленные признаки являются идиоадаптациями. О т в е т: 221122. Задание 9. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры ароморфозов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1) Ароморфозы - это крупные изменения в строении организмов, повышающие их адаптивные возможности. (2) Значительно изменился, например, уровень организации у паразитических гельминтов, прекрасно приспособившихся к своему образу жизни. (3) Появление гомологичных органов способствовало дивергенции в строении конечностей у ластоногих и китообразных. (4) Растения завоевали сушу благодаря формированию проводящих тканей и вегетативных органов. (5) Расширению адаптивных возможностей млекопитающих способствовало появление шерсти. (6) Возникновение теплокровности способствовало развитию более интенсивного обмена веществ у птиц и млекопитающих. Пояснение. Ароморфоз - прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов. Ароморфоз - это расширение жизненных условий, связанное с усложнением организации и повышением жизнедеятельности. Три предложения, в которых даны примеры ароморфозов: (4) Растения завоевали сушу благодаря формированию проводящих тканей и вегетативных органов. (5) Расширению адаптивных возможностей млекопитающих способствовало появление шерсти. (6) Возникновение теплокровности способствовало развитию более интенсивного обмена веществ у птиц и млекопитающих. О т в е т: 456. Контрольная работа по теме: «Микроэволюция. Макроэволюция». Вариант 2. Задание 1. Установите последовательность таксономических единиц в классификации ромашки начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) Двудольные 2) Ромашка 3) Растения 4) Ромашка аптечная 5) Цветковые, или Покрытосеменные 6) Сложноцветные Пояснение. Царство: Растения. Отдел: Цветковые, или Покрытосеменные. Класс: Двудольные. Семейство: Сложноцветные. Род: Ромашка. Вид: Ромашка аптечная. О т в е т: 351624. Задание 2. Расположите в правильном порядке систематические категории, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) Пресмыкающиеся 2) Гадюка 3) Хордовые 4) Гадюка обыкновенная 5) Чешуйчатые Пояснение. В систематике животных: Царство - тип - класс - отряд - семейство - род - вид. Но так как по условию просят начинать с наименьшей, начинаем с вида: Вид: Гадюка обыкновенная. Род: Гадюка. Отряд: Чешуйчатые. Класс: Пресмыкающиеся. Тип: Хордовые. О т в е т: 42513. Задание 3. Установите правильную последовательность важнейших ароморфозов у растений. 1) фотосинтез 2) образование семян 3) появление вегетативных органов 4) возникновение цветка и плода 5) возникновение многоклеточности Пояснение. Пояснение. множество сегментов О т в е т: 2143. Задание 5. Важнейшие ароморфозы у растений: фотосинтез (синезеленые водоросли) - возникновение многокле­ точности (нитчатые водоросли)- появление вегетативных органов (мхи, папоротниковидые) - образование семян (семенные папоротники, голосеменные) - возникновение цветка и плода (покрытосеменные). О т в е т: 15324. Задание 4. Установите последовательность ароморфозов в эволюции беспозвоночных животных. 1) возникновение двусторонней симметрии тела 2) появление многоклеточности 3) возникновение членистых конечностей, покрытых хитином 4) расчленение тела на множество сегментов Появление многоклеточности → возникновение двусторонней симметрии тела → расчленение тела на → возникновение членистых конечностей, покрытых хитином. Установите последовательность этапов изменения окраски крыльев у бабочки березовой пяденицы в процессе эволюции. 1) сохранение темных бабочек в результате отбора 2) изменение окраски стволов берез вследствие загрязнения окружающей среды 3) размножение темных бабочек, сохранение в ряде поколений темных особей 4) уничтожение светлых бабочек птицами 5) изменение через некоторое время окраски особей в популяции со светлой на темную Пояснение. При изменении условий среды, начинает действовать движущий отбор, в результате которого отбираются особи с новыми признаками и передают этот признак по наследству. Из­за изменения окраски стволов берез светлые бабочки уничтожались птицами чаще темных. Это привело к тому, что темные бабочки стали численно превалировать над светлыми. Размножаясь, темные бабочки передавали свой цвет следующим поколениям, а светлые все больше уничтожались птицами, и через некоторое время были полностью уничтожены. Окраска особей в популяции изменилась со светлой на темную. О т в е т: 24135. Задание 6. Установите соответствие между видом организмов и направлением эволюции, которые для него характерно: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ВИДЫ А) рыжий таракан Б) мышь полевая В) сизый голубь Г) латимерия Д) секвойя КРИТЕРИЙ ВИДА 1) биологический прогресс 2) биологический регресс Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: A Б В Г Д Пояснение. Прогресс характеризуется увеличением численности особей популяции,расширением ареала, генетиче­ ской разнородностью особей, преобладанием молодых особей, процветанием вида. В прогрессе: рыжий таракан, мышь полевая, сизый голубь. В биологическом регрессе: латимерия, секвойя. О т в е т: 11122. Задание 7. Установите соответствие между приспособленностью организмов и эволюционным процессом, в резуль­ тате которого она сформировалась. ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ А) ласты кита и роющие конечности крота Б) крылья птицы и крылья бабочки В) обтекаемая форма тела дельфина и акулы Г) разные формы клюва у вьюрков Д) крылья летучей мыши и крылья совы ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС 1) дивергенция 2) конвергенция Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: A Б В Г Д Пояснение. Дивергенция - расхождение признаков и свойств у первоначально близких групп организмов в ходе эво­ люции: ласты кита и роющие конечности крота; разные формы клюва у вьюрков. Конвергенция - процесс сближения, схождения признаков у не родственных групп организмов: крылья птицы и крылья бабочки; обтекаемая форма тела дельфина и акулы; крылья летучей мыши и крылья совы. О т в е т: 12212. Задание 8. Установите соответствие между эволюционными изменениями и главными направлениями эволюционного процесса. ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ A) возникновение семени у растений Б) возникновение четырёхкамерного сердца хордовых B) выживаемость бактерий в вечной мерзлоте Г) утрата пищеварительной системы у цепней Д) приспособленность растений к опылению ветром Е) появление копыт у лошадей НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ 1) ароморфоз 2) идиоадаптация 3) общая дегенерация Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: A Б В Г Д Е Пояснение. Ароморфоз - прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов. Ароморфоз - это расширение жизненных условий, связанное с усложнением организации и повышением жизнедеятельности. Идиоадаптация, одно из главных направлений эволюции, при котором возникают частные изменения строения и функций органов при сохранении в целом уровня организации предковых форм. Дегенерация - процесс резкого упрощения организации, связанного с исчезновением органов и функций, а также целых систем органов. О т в е т: 112322. Задание 9. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры биологического регресса некоторых видов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1) Если условия окружающей среды меняются достаточно быстро, то некоторые виды не успевают адаптироваться к новым условиям. (2) Признаки, полезные организмам в прежних условиях, оказываются вредными в новых условиях среды. (3) Так, слишком большие рога торфяного оленя стали мешать ему в борьбе с новыми хищниками. (4) В условиях похолодания вымерли древние пресмыкающиеся и саблезубые тигры. (5) Вероятность выживания организмов определяется не только сменой природных условий среды, но и антропогенным фактором. (6) Так, например, резко сократилась численность осетровых рыб в результате браконьерства. Пояснение. Биологический регресс противоположен прогрессу и характеризуется: уменьшением численности особей; сокращением ареала распространения; уменьшением числа систематических группировок. Преобразование одной группы организмов в другую происходит в состоянии биологического прогресса, когда начинается дифференциация исходной группы на новые систематические группы. Биологический регресс приводит в конце концов к вымиранию. Три предложения, в которых даны примеры биологического регресса некоторых видов: (3) Так, слишком большие рога торфяного оленя стали мешать ему в борьбе с новыми хищниками. (4) В условиях похолодания вымерли древние пресмыкающиеся и саблезубые тигры. (6) Так, например, резко сократилась численность осетровых рыб в результате браконьерства. О т в е т: 346. Контрольная работа по теме: «Микроэволюция. Макроэволюция». Вариант 3. Задание 1. Установите последовательность таксономических единиц в классификации тюльпана начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) Лилиецветные 2) Растения 3) Цветковые, или Покрытосеменные 4) Лилейные 5) Однодольные 6) Тюльпан Пояснение. Царство: Растения. Отдел: Цветковые, или Покрытосеменные. Класс: Однодольные. Порядок: Лилиецветные. Семейство: Лилейные. Род: Тюльпан. О т в е т: 235146. Задание 2. Расположите в правильном порядке элементы классификации вида Серая жаба, начиная с наименьшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) класс Земноводные 2) тип Хордовые 3) род Жабы 4) царство Животные 5) отряд Бесхвостые Пояснение. В систематике животных: Царство - тип - класс - отряд - семейство - род - вид. Но, так как по заданию требуется начинать с наименьшей категории, порядок будет обратный: Род: Жабы. Отряд: Бесхвостые. Класс: Земноводные. Тип: Хордовые. Царство: Животные. О т в е т: 35124. Задание 3. Установите правильную последовательность появления на Земле основных групп животных. 1) Членистоногие 2) Кольчатые черви 3) Бесчерепные 4) Плоские черви 5) Кишечнополостные Пояснение. → Коль черви О т в е т: 54213. Последовательность появления на Земле основных групп животных: Кишечнополостные → Плос кие чатые черви Чле→ нистоногие Бес→ черепные. Задание 4. Установите правильную последовательность, в которой, предположительно, возникли перечисленные классы животных. 1) многощетинковые кольчецы 2) насекомые 3) саркодовые 4) сосальщики 5) пресмыкающиеся 6) хрящевые рыбы Пояснение. Первыми появились амебы, это саркодовые, затем появляются кишечнополостные, но их в перечне нет, они дают начало плоским червям, к ним относится сосальщик, далее круглые и кольчатые черви, к которым относятся кольчатые черви, после этого образовались насекомые, затем хордовые - хрящевые рыбы и пресмыкающиеся. О т в е т: 341265. Задание 5. Установите последовательность действия движущих сил эволюции. 1) борьба за существование 2) размножение особей с полезными изменениями 3) появление в популяции разнообразных наследственных изменений 4) сохранение преимущественно особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями Пояснение. 5) формирование приспособленности к среде обитания Появляются мутации, идет борьба за существование, лучшие признаки остаются, передаются по наследству, и возникают новые приспособления к среде обитания. О т в е т: 31425. Задание 6. Установите соответствие между направлениями эволюции систематических групп и их признаками. ПРИЗНАКИ А) Многообразие видов. Б) Ограниченный ареал. В) Небольшое число видов. Г) Широкие экологические адаптации. Д) Широкий ареал. Е) Уменьшение числа популяций. НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ 1) биологический прогресс 2) биологический регресс Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: А Б В Г Д Е Пояснение. Регресс ведет к уменьшению ареала и численности вида. О т в е т: 122112. Задание 7. Установите соответствие между примером и процессом, к которому этот пример относится. ПРИМЕР А) разнообразие пород голубей Б) сходство функций крыла бабочки и летучей мыши В) строение глаза осьминога и человека Г) зависимость формы клюва у галапагосских вьюрков от способа добывания пищи Д) сходство в форме и функциях конечностей крота и медведки Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: ПРОЦЕСС 1) дивергенция 2) конвергенция A Б В Г Д Пояснение. Дивергенция: разнообразие пород голубей; зависимость формы клюва у галапагосских вьюрков от спосо­ ба добывания пищи. Конвергенция: сходство функций крыла бабочки и летучей мыши; строение глаза осьми­ нога и человека; сходство в форме и функциях конечностей крота и медведки Дивергенция - расхождение признаков и свойств у первоначально близких групп организмов в ходе эволюции. Конвергенция - процесс сближения, схождения признаков у не родственных групп организмов. О т в е т: 12212. Задание 8. Установите соответствие между признаком птиц и направлением эволюции, в результате которого этот признак сформировался. ПРИЗНАК A) четырёхкамерное сердце Б) окраска оперения B) теплокровность Г) наличие перьевого покрова Д) ласты у пингвинов Е) длинный клюв у птиц болот НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ 1) ароморфоз 2) идиоадаптация Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: A Б В Г Д Е Пояснение. Ароморфоз: четырёхкамерное сердце, теплокровность, наличие перьевого покрова. Идиоадаптация: окраска оперения, ласты у пингвинов, длинный клюв у птиц болот. Ароморфоз - прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов. Ароморфоз - это расширение жизненных условий, связанное с усложнением организации и повышением жизнедеятельности. Идиоадаптация - частное приспособление организмов к определённому образу жизни в конкретных условиях внешней среды. О т в е т: 121122. Задание 9. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры конвергенции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1) В процессе эволюции приспособленность и разнообразие организмов достигалось разными путями. (2) У лошадей или слонов, например, прогрессивные изменения в строении конечностей или хобота происходили внутри поколений одного вида. (3) У неродственных групп организмов, живущих в сходных условиях среды, развиваются сходные адаптации - например, плавники акул и дельфинов, лапы крота и медведки. (4) Внутри одной группы возникали различия в строении конечностей у представителей типа Членистоногих. (5) Очень часто можно наблюдать возникновение у животных органов, имеющие разное анатомическое строение и происхождение, но выполняющих сходные функции - например, крылья птиц и бабочек, глаза осьминога и зайца. (6) В растительном мире такие приспособления возникают при сходстве видоизменённых, но разных по происхождению органов - например, листьев барбариса и колючек на стебле ежевики. Пояснение. Конвергентная эволюция - эволюционный процесс, при котором возникает сходство между организмами различных систематических групп, обитающих в сходных условиях. Три предложения, в которых даны примеры конвергенции: (3) У неродственных групп организмов, живущих в сходных условиях среды, развиваются сходные адаптации - например, плавники акул и дельфинов, лапы крота и медведки. (5) Очень часто можно наблюдать возникновение у животных органов, имеющие разное анатомическое строение и происхождение, но выполняющих сходные функции - например, крылья птиц и бабочек, глаза осьминога и зайца. (6) В растительном мире такие приспособления возникают при сходстве видоизменённых, но разных по происхождению органов - например, листьев барбариса и колючек на стебле ежевики. О т в е т: 356. Контрольная работа

Задание №1.

Какой метод следует использовать для изучения сезонных изменений в природе?

1. Измерение

2. Наблюдение

3. Эксперимент

4. Классификацию

Объяснение: сезонный изменения в природе мы можем только наблюдать. Правильный ответ - 2.

Задание №2.

У цианобактерий ядерное вещество расположено в цитоплазме и не окружено оболочкой, поэтому их относят к

1. Эукариотам

2. Автотрофам

3. Гетеротрофам

4. Прокариотам

Объяснение: цианобактерий относят к прокариотам, а отсутствие ядерной оболочки и наличие кольцевой ДНК - главные характеристики прокариот. Правильный ответ - 4.

Задание №3.

Процесс синтеза органических веществ из неорганических за счет энергии окисления неорганических веществ - это

1. Фотосинтез

2. Диссимиляция

3. Хемосинтез

4. Метаболизм

Объяснение: такой процесс называется хемосинтезом. Он характерен для хемосинтезирующих бактерий (нитрификаторы, серобактерии, железобактерии, водородные бактерии). Правильный ответ - 3.

Задание №4.

В процессе оогенеза образование одинарного набора хромосом яйцеклетки происходит во время фазы

1. Роста

2. Созревания

3. Размножения

4. Формирования

Объяснение: рассмотрим этапы оогенеза.

Как мы видим, одинарный набор хромосом остается в ооцитах на стадии созревания. Правильный ответ - 2.

Задание №5.

В процессе зародышевого развития млекопитающих животных скелетная мускулатура формируется из

1. Энтодермы

2. Мезодермы

3. Нервной трубки

4. Собственно дермы

Объяснение: из эктодермы формируется эпителиальная ткань и нервная система, из энтодермы формируется пищеварительная, дыхательная, выделительная и эндокринная системы, из мезодермы - соединительная, мышечная ткани, почки, сердечно-сосудистая и половая системы. Правильный ответ - 2.

Задание №6.

Определите вероятность рождения ребенка с голубыми глазами, если у женщины глаза голубые, а у мужчины - карие, и он гетерозиготен по этому признаку.

1. 75%

2. 50%

3. 25%

4. 0%

Объяснение: напишем схему скрещивания.

Р: аа х Аа

Г: а х А, а

F1: Аа - карие глаза

аа - голубые глаза

Вероятность рождения ребенка с каждым из генотипов - 50%.

Правильный ответ - 2.

Задание №7.

Причина болезни Дауна - проявление мутации

1. Геномной

2. Генной

3. Хромосомной

4. Комбинативной

Объяснение: причина синдрома Дауна - трисомия по 21-ой хромосоме (то есть нерасхождение хроматид), что является геномной мутацией. Правильный ответ - 1.

Задание №8.

В селекции для преодоления бесплодия отдаленных гибридов используют

1. Полиплоидные организмы

2. Чистопородных особей

3. Гетерозиготные организмы

4. Особей одного пола

Объяснение: межвидовой скрещивание полиплоидных организмов возможно, так и преодолевается бесплодие отдаленных гибридов. Правильный ответ - 1.

Задание №9.

Синтезировать органические вещества из неорганических соединений, используя энергию химических соединений, способны

1. Одноклеточные зеленые соединений

2. Хемосинтезирующие бактерии

4. Бактерии гниения

Объяснение: совершать такое превращение способны хемосинтезирующие бактерии (см. Задание №3.). Правильный ответ - 2.

Задание №10.

Из вегетативной почки развивается

1. Сочный плод

2. Зародыш

3. Зигота

4. Стебель с листьями

Объяснение: вегетативная почка является зачаточным вегетативным побегом, так как содержит зачаточные листья, зачаточный стебель и зачаточные почки. То есть из вегетативной почки образуется побег - стебель с листьями. Правильный ответ - 4.

Задание №11.

1. Имеют цветок и плод

2. Размножаются семенами

4. Имеют вегетативные органы

Объяснение: отличительный признак покрытосеменных от всех других групп растений - наличие цветка и плода. Приведем пример.

Правильный ответ - 1.

Задание №12.

Прогрессивная особенность членистоногих, по сравнению с кольчатыми червями, - появление

1. Отделов тела и наружного скелета

2. Незамкнутой кровеносной системы

3. Нервной системы узлового типа

4. Пищеварительной системы

Объяснение: тело членистоногих, в отличие от тела кольчатых червей, разделено на отделы (голова, грудь, брюшко) и покрыто наружным скелетом, состоящим из хитина. Правильный ответ - 1.

Задание №13.

Какой из перечисленных признаков впервые появился у хордовых?

1. Кишечник

2. Нервная система

3. Кровеносная система

4. Внутренний скелет

Объяснение: у подавляющего большинства хордовых животных есть внутренний костный скелет (или хрящевой), это и является прогрессивным признаком. Правильный ответ - 4.

Задание №14.

Потовые железы участвуют в регуляции температуры тела

1. Птиц

2. Земноводных

3. Млекопитающих

4. Пресмыкающихся

Объяснение: у земноводных потовых желез еще нет, так как они имеют тонкую влажную кожу, через которую дышат. Пресмыкающиеся уже не дышат кожей но имеют на ней роговые чешуйки (теплообмен в таких условиях невозможен). У птиц из кожных желез присутствует только копчиковая, которая выделяет секрет для перьев. А вот у млекопитающих теплообмен осуществляется через кожу при помощи потовых желез. Правильный ответ - 3.

Задание №15.

В организме человека участвует в расщеплении жиров, усилении перистальтики кишечника

1. Поджелудочный сок

2. Соляная кислота

3. Инсулин

4. Желчь

Объяснение: эмульгированием жиров и усилением перистальтики кишечника занимается желчь, она выделяется печенью, а накапливается в желчном пузыре. Правильный ответ - 4.

Задание №16.

Какая эндокринная железа вырабатывает адреналин?

1. Надпочечники

2. Гипофиз

3. Поджелудочная железа

4. Щитовидная железа

Объяснение: адреналин вырабатывается мозговым слоем надпочечников. Адреналин - гормона стресса, при его выработке учащается пульс, расширяются зрачки, притупляется чувство голода и другие признаки готовности к опасной ситуации. Правильный ответ - 1.

Задание №17.

Вегетативная нервная система человека осуществляет регуляцию

1. Работы мускулатуры брюшного пресса

2. Сокращение мышц шеи

3. Движения тела в пространстве

4. Изменения просвета кровеносных сосудов

Объяснение: движение скелетной мускулатуры (брюшной пресс, мышцы шеи, движение тела в пространстве) контролируется центральной нервной системой, а гладкая мускулатура (оболочка кровеносных сосудов) регулируется вегетативной нервной системой. Правильный ответ - 4.

Задание №18.

Укус таежного клеща опасен для человека, так как клещ

1. Вызывает малокровие

2. Разрушает лейкоциты

3. Переносит возбудителя болезни

4. Служит возбудителем заболевания

Объяснение: таежный клещ является переносчиком возбудителя энцефалита - опасного заболевания головного мозга. Правильный ответ - 3.

Задание №19.

Творческая роль естественного отбора, как главной движущей силой эволюции, заключается в

1. Формировании новых видов и увеличении биоразнообразия

2. Создании искусственных популяций: пород и сортов

3. Развитии новой оболочки Земли - ноосферы

4. Образовании особей с полезными для человека свойствами

Объяснение: естественный отбор происходит в природе и является одной из движущих сил эволюции, так как участвует в формировании новых видов и способствует увеличению биоразнообразия. Правильный ответ - 1.

Задание №20.

Сходный состав органических соединений, присущий особям одного вида, характеризует критерий

1. Морфологический

2. Биохимический

3. Генетический

4. Физиологический

Объяснение: состав органических соединений в организме описывает биохимический критерий. Правильный ответ - 2.

Задание №21.

1. Теплокровность у птиц

2. Наличие плавательного пузыря у рыб

3. Отсутствие конечностей у змей

4. Внешнее оплодотворение у земноводных

Объяснение: ароморфоз - изменение организма, приводящее к повышению его уровня организации (например, появление теплокровности, четырехкамерного сердца, внутреннего оплодотворения и т.д.). Самым крупным прогрессивным изменением из представленных вариантов ответа является теплокровность птиц. Правильный ответ - 1.

Задание №22.

Как называют взаимоотношения собаки и пастбищного клеща?

1. Симбиозом

2. Конкуренцией

3. Хищничеством

Задание №23.

Сообщество, в котором выращивают культурные растения, - это

1. Березовая роща

2. Опытная станция

3. Биогеоценоз

4. Агроценоз

Объяснение: культурные растения выращивает человек. Сообщества, выращиваемые человеком, называются агроценозами. Как правило, они не очень устойчивы из-за незамкнутых пищевых цепей и преобладания монокультур. Правильный ответ - 4.

Задание №24.

Космическая роль растений в биосфере состоит в

1. Участии в круговороте веществ

2. Аккумуляции солнечной энергии

3. Выделении углекислого газа в атмосферу

4. Поглощении воды и минеральных веществ

Объяснение: растения и космос соединяет солнечный свет, поглощаемый растениями и перерабатываемый в энергию химических связей (основа процесса фотосинтеза). Правильный ответ - 2.

Задание №25.

Верны ли следующие суждения о фотосинтезе?

А. Благодаря фотосинтезу растения обеспечивают себя и все живое на Земле необходимыми органическими веществами и кислородом.

Б. Фотосинтез - процесс синтеза органических соединений из неорганических за счет химической энергии, получаемой при окислении неорганических веществ.

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

Объяснение: А - верно (отражена суть фотосинтеза), Б - неверно, так как данный процесс происходит за счет переработки солнечной энергии в энергию химических связей. Правильный ответ - 1.

Задание №26.

По каким признакам грибы можно отличить от животных?

1. Питаются готовыми органическими веществами

2. Имеют клеточное строение

3. Растут в течение всей жизни

4. Имеют тело, состоящее из нитей-гифов

5. Всасывают питательные вещества поверхностью тела

6. Имеют ограниченный рост

Объяснение: и грибы и животные питаются готовыми органическими веществами и имеют клеточное строение. Но грибы, в отличие от животных, растут в течение всей жизни, имеют тело, состоящее из гиф и всасывают питательные вещества всей поверхностью тела. Правильный ответ - 3, 4, 5.

Задание №27.

Гладкая мышечная ткань, в отличие от поперечнополосатой мускулатуры, в организме человека

1. Состоит из многоядерных клеток

2. Состоит из вытянутых клеток с овальным ядром

3. Обладает большей скоростью сокращения

4. Составляет основу скелетной мускулатуры

5. Располагается в стенках внутренних органов

6. Сокращается медленно, ритмично, непроизвольно

Объяснение: гладкая мускулатура состоит из одноядерных вытянутых клеток, иннервируется вегетативной нервной системой (без нашего желания), располагается в стенках внутренних органов, сокращается медленно, ритмично, непроизвольно. Правильный ответ - 2, 5, 6.

Задание №28.

Какие примеры иллюстрируют достижение биологического прогресса у растений путем ароморфоза?

1. Наличие двойного оплодотворения у цветковых растений

2. Образование корней у папоротникообразных

3. Снижение испарения путем образования воскового налета на листьях

4. Усиление опушенности листьев у покрытосеменных растений

5. Защита семени в плодах у покрытосеменных растений

6. Сокращение срока вегетации у растений, произрастающих в суровом климате

Объяснение: ароморфоз - изменение организма, приводящее к повышению его уровня организации (например, появление теплокровности, четырехкамерного сердца, внутреннего оплодотворения и т.д.). Такими прогрессивными изменениями являются: наличие двойного оплодотворения цветковых растений (что дает образование сочного плода и способствует распространению семян), образование корней у папоротников, по сравнению с мхами (у них ризоиды) и защита семени в плодах у покрытосеменных растений (по сравнению с голосеменными). Правильный ответ - 1, 2, 5.

Задание №29.

Установите соответствие между характеристикой обмена и его видом.

Характеристика Вид обмена

А. Окисление органических веществ 1. Пластический обмен

Б. Образование полимеров из мономеров 2. Энергетический обмен

В. Расщепление АТФ

Г. Запасание энергии в клетке

Д. Репликация ДНК

Е. Окислительное фосфорилирование

Объяснение: пластический обмен - процесс образование сложных молекул из простых (полимеров из мономеров). Энергетический обмен - процесс распада сложных органических молекул с выделением энергии. Поэтому к энергетическому обмену отнесем окисление органических веществ, запасание энергии в клетке и окислительное фосфорилирование. Все остальное относится к пластическому обмену. Правильный ответ - 211212.

Задание №30.

Установите соответствие между особенностью развития растений и отделом, для которого она характерна.

Особенность развития Отдел растений

А. Взрослое растение - гаметофит 1. Моховидные

Б. В цикле развития доминирует спорофит 2. Папоротниковидные

В. Образование спор происходит в коробочках

Г. Споры формируются на нижней стороне листьев

Д. При смене поколений образуется заросток

Е. Споры прорастают в зеленую нить

Объяснение: рассмотрим жизненные циклы обоих отделов.

Моховидным характерно наличие гаметофита (взрослого растения), образование спор в коробочках и прорастание спор в зеленую нить. Все остальное - признаки папоротников. Правильный ответ - 121221.

Задание №31.

Установите соответствие между признаком регуляции функций в организме и его видом.

Признак Вид регуляции

А. Доставляется к органам кровью 1. Нервная

Б. Большая скорость ответной реакции 2. Гуморальная

В. Является более древней

Г. Осуществляется с помощью гормонов

Д. Связана с деятельностью эндокринной системы

Объяснение: нервная регуляция осуществляется посредством нервной системы, при этом имеет большую скорость ответной реакции (так как сигнал идет при помощи нервных импульсов), является более древней (нервные клетки появились у очень древних и не высоко организованных животных). Все остальное относится к гуморальной (гормональной) регуляции, которая осуществляется при помощи гормонов - активных веществ крови, выделяемых железами внутренней секреции. Правильный ответ - 21122.

Задание №32.

Установите соответствие между организмом и направлением эволюции, по которому в настоящее время происходит его развитие.

Организмы Направления эволюции

А. Страус эму 1. Биологический прогресс

Б. Дождевой червь 2. Биологический регресс

В. Домовая мышь

Г. Комнатная муха

Д. Уссурийский тигр

Объяснение: Биологический прогресс - увеличение приспособленности особей, сопровождающееся ростом численности, расширением ареала и внутривидовой изменчивостью. Биологический регресс - уменьшение приспособленности особей, сопровождающееся снижением численности, уменьшением ареала и дальнейшим вымиранием вида. Поэтому к прогрессивным видам отнесем дождевого червя, домовую мышь и комнатную муху, так как численность этих видов только возрастает, а численность страусов эму и уссурийских тигров сокращается, поэтому им свойственен биологический регресс. Правильный ответ - 21112.

Задание №33.

Установите последовательность этапов в цикле развития человеческой аскариды, начиная с яйца.

1. Выход личинок из яйца

2. Попадание яиц в организм человека

3. Продвижение личинок по дыхательным путям к глотке

4. Внедрение личинок в стенку кишечника и попадание их в кровь

5. Попадание оплодотворенных яиц из кишечника человека в почву

6. Развитие половозрелой аскариды в тонком кишечнике

Объяснение: рассмотрим жизненный цикл человеческой аскариды.

Итак, яйца аскариды попадают в организм человека, там они выходят из яиц и попадают в кишечник, где прободают стенку кишечника и по крови проникают в легкие, затем человек откашливает личинок и они снова оказываются в ЖКТ, где в тонком кишечнике аскарида достигает половозрелости и, затем, оплодотворенные яйца снова выходят в почву и цикл начинается заново. Правильный ответ - 214365.

Задание №34.

Биологическое разнообразие - основа устойчивости природных экосистем на земном шаре. Назовите наиболее устойчивую экосистему Земли и причины ее устойчивости.

Объяснение: устойчивость экосистемы связана с разнообразием видов, обитающих в ней, а также с длиной трофических цепей (если в экосистеме большое количество видов, то и цепи будут длинные). Именно поэтому самыми устойчивыми экосистемами являются смешанный лес, тропики. Искусственные экосистемы (то есть те, которые связаны с деятельностью человека) не являются устойчивыми, так как имеют ограниченное число видов (часто преобладают монокультуры), короткие пищевые цепи и незамкнутый круговорот веществ.

Задание №35.

Назовите зародышевый листок позвоночного животного, обозначенный на рисунке вопросительным знаком. Какие типы тканей, системы органов и структуры формируются из него?

Объяснение: на рисунке вопросительным знаком обозначена эктодерма - наружный зародышевый листок. Из него формируется эпителиальная ткань (эмаль зубов, эпидермис, ногти, волосы, сальные и потовые железы и т.д.) и нервная система.

Задание №36.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. В жизненном цикле цветковых растений преобладающим поколением является спорофит. 2. Ядро генеративной клетки делится мейозом, формируя два спермия. 3. Мужской гаметофит представлен пыльцевым зерном, состоящим из генеративной и вегетативной клеток. 4. В процессе двойного оплодотворения один из спермиев сливается с двумя ядрами центральной клетки, образуя гаплоидный эндосперм. 5. Женский гаметофит представлен гаплоидной яйцеклеткой.

Объяснение: 2 - ядро генеративной клетки делится митозом, а не мейозом. 4 - в процессе двойного оплодотворения один из спермиев сливается с яйцеклеткой, а второй сливается с еще одной клеткой (из которой впоследствии образуется околоплодник). 5 - женский гаметофит представлен не гаплоидной яйцеклеткой, а восьмиядерным зародышевым мешком.

Задание №37.

Почему лишайники выделили в отдельную систематическую группу организмов? Приведите не менее трех доказательств.

Объяснение: 1. Лишайники не являются систематической группой, а являются комплексными организмами.

2. Лишайники состоят из водоросли и гриба.

3. При этом водоросли (автотрофы) создают органические вещества из неорганических при помощи солнечной энергии, а грибы (гетеротрофы) потребляют эти органические вещества и разлагают их до минеральных.

4. Размножаются частями слоевища.

Задание №38.

Опишите этапы естественного отбора, который ведет к сохранению особей со средним значением признака.

Объяснение: форма отбора, при которой сохраняются особи со средним значением признака, называется стабилизирующей. Она характерна для популяций, живущих в постоянных условиях среды. При этом не выживают особи с отклоняющимся от среднего значением признака и различными мутациями, а также формируется популяция, наиболее приспособленная к данным условиям среды и стабильная в этих условиях.

Задание №39.

В синтезе белка последовательно участвовали тРНК с антикодонами АЦА, АУГ, ГУА. Определите состав молекулы ДНК и РНК.

Объяснение: запишем состав молекул тРНК, иРНК и ДНК.

ДНК: АЦА АТГ ГТА

иРНК: УГУ УАЦ ЦАУ

тРНК: АЦА АУГ ГУА

Задание №40.

У человека имеется два вида слепоты, и каждая определяется своим рецессивным аутосомным геном, которые не сцеплены. Какова вероятность рождения слепого ребенка, если отец и мать страдают одним и тем же видом слепоты и оба дигомозиготны? Какова вероятность рождения слепого ребенка, если оба родителя дигомозиготны и страдают разными видами наследственной слепоты?

Объяснение:

Первое скрещивание:

Р: ААвв х ААвв

Г: Ав х Ав

F1: ААвв - слепой ребенок.

Проявляется закон единообразия. Вероятность рождения слепого ребенка - 100%.

Второе скрещивание:

Р: ААвв х ааВВ

Г: Ав х аВ

F1: АаВв - здоровый ребенок.

Проявляется закон единообразия. Оба вида слепоты отсутствуют. Вероятность рождения слепого ребенка - 0%.

1) улучшению минерального питания растений

2) повышению интенсивности фотосинтеза

3) экономному расходованию воды

4) улавливанию солнечного света

1) ароморфоза 2) дегенерации

3) биологического прогресса 4) биологического регресса

А14. Образование новых видов в природе происходит в результате

1) возрастного изменения особей

2) сезонных изменений

3) природоохранной деятельности человека

4) взаимодействия движущих сил эволюции

А15. Пример внутривидовой борьбы за существование –

1) соперничество самцов из-за самки

2) «борьба с засухой» растений пустыни

3) сражение хищника с жертвой

4) поедание птицами плодов и семян

А16. При переходе от плоских к круглым червям произошли следующие ароморфозы:

1) появилась полость тела

2) появились органы дыхания

3) появилась замкнутая кровеносная система

4) появились специальные органы движения

В1. Установите соответствие между особенностью строения организма человека и видом сравнительно-анатомических доказательств его эволюции

ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ ВИДЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

А) развитие хвоста 1) атавизмы

Б) аппендикс 2) рудименты

В) копчик

Г) густой волосяной покров на теле

Д) многососковость

Е) складка мигательной перепонки

В2. Какие из перечисленных примеров относят к идиоадаптациям?

1) развитие образовательных тканей у растений

В3. Искусственный отбор, в отличие от естественного

1) проводится человеком целенаправленно

2) осуществляется природными экологическими факторами

3) осуществляется быстро

4) происходит среди особей природных популяций

5) завершается получением новых культурных форм

6) завершается возникновением новых видов

В4. Установите соответствие между организмом и направлением эволюции, по которому в настоящее время происходит его развитие

ОРГАНИЗМЫ НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ

А) страус эму 1) биологический прогресс

Б) серая крыса 2) биологический регресс

В) домовая мышь

Г) комнатная муха

Д) уссурийский тигр

В5. Установите последовательность этапов эволюции растений

1) возникновение псилофитов

2) появление многоклеточных водорослей

4) возникновение папоротниковидных

5) возникновение покрытосеменных

6) появление одноклеточных водорослей

В6. Установите последовательность событий, протекающих в популяции в процессе микроэволюции

А) фенотипическое проявление мутаций, перешедших в гомозиготное состояние

Б) дивергенция внутри вида, образование новых популяций и подвидов

В) попадание под действие естественного отбора новых наследственных изменений

Г) накопление фенотипически не проявляющихся наследственных изменений

Д) постоянно протекающий мутационный процесс и свободное скрещивание особей внутри популяции

С1. Муха-осовидка сходна по окраске и форме с осой. Назовите тип её защитного приспособления, объясните его значение и относительных характер приспособленности

Вариант 3 Тема «Эволюция органического мира» ЕГЭ

1) появление спор 2) образование семян

3) образование плода 4) видоизменение листьев

А2. Следствием эволюции организмов нельзя считать

1) приспособленность организмов к среде обитания

2) многообразие органического мира

3) наследственную изменчивость

4) образование новых видов

А3. Микроэволюция приводит к изменению

1) видов 2) родов

3) семейств 4) отрядов

А4. Эффективность действия естественного отбора в природе повышается при

1) усилении мутационного процесса

2) ослаблении внутривидовой борьбы

3) снижении численности популяций

4) увеличении числа гомозиготных особей

А5. Рудиментарные органы – пример доказательств эволюции

1) эмбриологических 2) палеонтологических

3) сравнительно-анатомических 4) биогеографических

А6. Свойство организмов приобретать новые признаки, а также различия между особями в пределах вида – это проявление

1) наследственности 2) борьбы за существование

3) индивидуального развития 4) изменчивости

А7. Приспособление вида животных к среде обитания – результат

1) заботы о потомстве 2) упражнения органов

3) отбора случайных наследственных изменений

4) высокой численности особей популяций

А8. О существовании древовидных папоротников в истории природы Земли свидетельствует

1) существование травянистых и древесных форм

2) наличие их отпечатков и окаменелостей

3) их способ размножения

4) их современное многообразие

А9. Какой тип покровительственной окраски называют мимикрией?

1) окраску, расчленяющую тело

2) яркую окраску, сигнализирующую о ядовитости и несъедобности организма

3) сходство в окраске менее защищенных организмов одного вида с защищенными организмами другого вида

4) приспособление, при котором форма тела и окраска животных сливаются с окружающими предметами

А10. Виды лютик едкий и лютик ползучий объединяют в более крупную систематическую категорию –

1) род 2) семейство

3) порядок 4) класс

А11. Верны ли следующие суждения о критериях вида?

А) Только в совокупности все критерии позволяют выявить видовую принадлежность

Б. Главным критерием при определении вида считается генетический – одинаковое число, форма, и размер хромосом

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А12. Популяция служит структурной единицей

1) рода 2) вида 3) семейства 4) отряда

А13. Примером межвидовой борьбы за существование является

1) распределение ролей во время охоты в волчьей стае

2) миграция стаи одной популяции лосося к месту нереста

3) выживание кукушонка и гибель других птенцов в гнезде

4) образование журавлиных стай для осенних миграций

А14. Верны ли следующие суждения о критериях вида?

А. Генетический критерий вида характеризуется одинаковой реакцией особей на воздействие факторов среды обитания

Б. В соответствии с генетически критерием все особи вида имеют одинаковый химический состав и сходные процессы жизнедеятельности

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А15. Какой критерий вида основывается на различиях у особей процессов жизнедеятельности?

1) физиологический

2) экологический

3) генетический

4) морфологический

А16. Впервые термин «эволюция» был использован

1) К.Линнеем 2) Ш.Бонне

3) Ч.Дарвином 4) Ж.Б.Дамарком

Часть В. Выберите три верных ответа

В1. Установите соответствие между признаком обыкновенной беззубки и критерием вида, который он характеризует

ПРИЗНАК КРИТЕРИЙ ВИДА

А) тело покрыто мантией 1) морфологический

Б) раковина имеет две створки 2) экологический

В) обитает в пресных водоёмах

Г) кровеносная система незамкнутая

Д) питается водными микроорганизмами

Е) личинка развивается в воде

В2.Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства Растений, начиная с наименьшей

А) Мятлик

Б) Мятлик луговой

В) Однодольные

Г) Покрытосеменные

Д) Злаки (Мятликовые)

В3. Результатом эволюции является

1) дрейф генов

2) многообразие видов

3) мутационная изменчивость

4) приспособленность организмов к условиям внешней среды

5) повышение организации живых существ

6) борьба за существование

В3. Установите соответствие:

А) ласты кита и роющие конечности крота 1) дивергенция

Б) крылья птицы и крылья бабочек 2) конвергенция

В) обтекаемая форма тела дельфина и акулы

Г) разнообразие форм клюва у вьюрков

Д) крыло летучей мыши и совы

В4. Какие из перечисленных примеров относят к идиоадаптациям

1) развитие образовательных тканей у растения

2) наличие ловчих аппаратов у насекомоядных растений

4) появление триплоидного эндосперма у покрытосеменных

5) мелкая, сухая пыльца у ветроопыляемых растений

6) железистые волоски на листьях душистой герани

В5. К ароморфозам относят

1) возникновение хорды у животных

2) образование пятипалых конечностей у наземных позвоночных

3) наличие у коров четырёхкамерного желудка

4) наличие у комара колюще-сосущего ротового аппарата

5) появление зеленой окраски покровов у кузнечика

6) возникновение полового размножения

1 вариант

В части А к каждому заданию приводится 4 ответа, один из которых верный

А 1.Среди перечисленных примеров ароморфозом является

    Плоская форма тела у ската

    Покровительственная окраска у кузнечика

    Четырехкамерное сердце у птиц

А 2. Биологическая эволюция – это процесс

    Индивидуального развития организма

    Исторического развития органического мира

    Эмбрионального развития организма

    Улучшения и создания новых сортов растений и пород животных

А 3.В ответ на увеличение численности популяции жертв в популяции хищников происходит

    Увеличение числа новорожденных особей

    Уменьшение числа половозрелых особей

    Увеличение числа женских особей

    Уменьшение числа мужских особей

А 4.К причинам экологического кризиса в современную эпоху не относится

    Рациональное природопользование

    Строительство плотин на реках

    Сельскохозяйственная деятельность человека

    Промышленная деятельность человека

А 5.Определенный набор хромосом у особей одного вида считают критерием

    Физиологическим

    Морфологическим

    Генетическим

    Биохимическим

А 6. Отбор особей с уклоняющимися от средней величины признаками называют

    Движущим

    Методическим

    Стабилизирующим

    Массовым

А 7. Основу естественного отбора составляет

    Мутационный процесс

    Видообразование

    Биологический прогресс

    Относительная приспособленность

А 8. На каком этапе эволюции человека ведущую роль играли социальные факторы

    Древнейших людей

    Древних людей

    Неандертальцев

    Кроманьонцев

А 9. Видовая структура биогеоценоза леса характеризуется

    Ярусным расположением животных

    Числом экологических ниш

    Распределением организмов в горизонтах леса

    Многообразием обитающих в нем организмов

А10. Биогеоценоз считают открытой системой, так как в нем постоянно происходит

    Приток энергии

    Саморегуляция

    Круговорот веществ

    Борьба за существование.

В 1. К факторам эволюции относят

    Кроссинговер

    Мутационный процесс

    Модификационную изменчивость

    Изоляцию

    Многообразие видов

    Естественный отбор

В 2. Саморегуляция в экосистеме тайги проявляется в том, что

    Численность деревьев сокращается в результате лесного пожара

    Волки ограничивают рост численности кабанов

    Массовое размножение короедов приводит к гибели деревьев

    Численность белок зависит от урожая семян ели

    Популяция кабанов поностью уничтожается волками

    Совы и лисицы ограничивают рост численности мышей

В заданиях В3 и В4 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов

В 3. установите соответствие между организмами и направлениями эволюции

Организмы Направления эволюции

    Страус эму А) биологический прогресс

    Серая крыса Б) биологический регресс

    Домовая мышь

    Синезеленые (цианобактерии)

    Орел беркут

    Уссурийский тигр

В 4. Установите сответствие между признаками отбора и его видами

Признаки отбора Вид отбора

    Сохраняет особей с полезными в данных условиях признаками А) естественный

    Приводит к созданию новых пород животных и сортов растений Б) искусственный

    Способствует созданию организмов с нужными человеку

    1. Изменениями

    Проявляется внутри популяции и между популяциями одного вида

    Действует в природе миллионы лет

    Приводит к образованию новых видов

    Проводится человеком

    Божья коровка

    Листья растений

В 6. – Установите хронологическую последовательность антропогенеза

    Человек умелый

    Человек прямоходящий

    Дриопитек

    Неандерталец

    Кроманьонец.

C 1 Численность популяций окуней в реке сокращается в результате загрязнения воды сточными водами, уменьшения численности растительноядных рыб, уменьшения содержания кислорода в воде зимой. Какие группы экологических факторов представлены в данном перечне?

С 2. Чем природная экосистема отличается от агроэкосистемы?

А1-3; А2-2; А3-1; А4-1; А5 -3; А6 -1; А7 -1; А8-2; А9-4; А10-1.

В 1. – 2,4,6; В 2. – 2,4,6; В 3. – БАААББ; В 4. – АББАААБ; В 5. – 51324; В 6. – 31245;

С 1. Абиотические, биотические, антропогенные.

С 2. 1) Большим биоразнообразием и разнообразием пищевых связей и цепей питания

2) Сбалансированным круговоротом веществ

3) Участием солнечной энергии в круговороте веществ и продолжительными сроками существования

Итоговая проверочная работа 11 класс

2 вариант

В части А к каждому заданию приводится 4 ответа, один из которых верный

А 1. Какой ароморфоз способствовал выходу позвоночных животных на сушу

    Жаберное дыхание

    Появление конечностей

    Наличие позвоночника

    Появление легочного дыхания

А 2. Общую территорию, которую занимает вид, называют

    Экологической нишей

    Биоценозом

  1. Кормовой территорией

А 3. Биомасса растений в океане уменьшается на глубине вследствии

    Понижения температуры воды

    Уменьшения освещенности

    Уменьшения числа животных

    Уменьшения питательных веществ в воде

А 4. Парниковый эффект на Земле явдяется следствием повышения в атмосфере концентрации

    Кислорода

    Углекислого газа

    Сернистого газа

    Паров воды

А 5. Уровень организации любой лягушки остромордой

    Молекулярно – клеточный

    Биосферно – биотический

    Популяционно – видовой

    Организменный

А 6. Концентрационная функция живого вещества биосферы заключается

    В аккумуляции солнечной энергии в процессе фотосинтеза

    Избирательном накоплении химических элементов организмами

    Круговороте химических элементов, входящих в состав организмов

    Переносе органических веществ и энергии по цепям питания

А 7. Согласно взглядам Ч. Дарвина результатом естественного отбора является

    Выживание наиболее приспособленных особей

    Гибель наименее приспособленных особей

    Появление приспособленности у организмов

    Появление изменчивости признаков у организмов

А 8. Элементарным материалом для эволюции служат

    Фенотипы группы особей популяции

    Генотипы отдельных особей популяции

    Мутации генов у особей популяции

    Модификации генотипов у особей популяции

А 9. Увеличение числа видов в экосистеме, образование разветвленных цепей питания, ярусность – это признак

    Устойчивого развития экосистемы

    Перехода устойчивой экосистемы в неустойчивую

    Отмирания экосистемы

    Смены одной экосистемы другой

А10. Укажите неверное утверждение. Оставленный человеком агроценоз гибнет, так как

    Культурные растения вытесняются сорняками

    Он не может существовать без удобрений и ухода

    Он не выдерживает конкуренции с естественными биоценозами

    Усиливается конкуренция между культурными растениями.

В заданиях В 1 – В 2 выберите три верных ответа

В 1. Устойчивые биогеоценозы характеризуются

    Сложными пищевыми цепями

    Простыми пищевыми цепями

    Отсутствием видового разнообразия

    Наличием естественного отбора

    Зависимостью от деятельности человека

    Устойчивым состоянием

В 2. Почему популяцию считают единицей эволюции

    В ней происходит свободное скрещивание

    Многие виды состоят из ряда популяций

    Особи популяции подвергаются мутациям

    Особи популяции имеют различные приспособления к среде обитания

    Происходит саморегуляция численности популяций

    Под воздействикм естественного отбора в популяции сохраняются особи с полезными мутациями

В заданиях В3 и В 4 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов

В 3. Установите соответствие между видами изменчивости и их характеристикой

Характеристика изменчивости Виды изменчивости

    Изменение признака исчезает после прекращения А) модификации

действия вызвавшего его фактора Б) мутации

    изменение возникает внезапно

    изменение имеет ненаправленный характер

    возникающее изменение, как правило, соответствует

изменениям среды

    проявляеся у всех особей вида

    проявляется у отдельных особей вида

В 4. Установите соответствие между направлениями эволюции и их характеристиками

Характеристики Направления эволюции

    Расширение ареала А) Биологический прогресс

    Снижение приспособленности Б) Биологический регресс

    Возрастание численности

    Уменьшение численности

    Уменьшение разнообразия

    Увеличение разнообразия

В 5. Установите последовательность объектов в пастбищной пищевой цепи

    Жук жужжелица

  1. Гусеницы

В 6. Установите в какой хронологической последовательности появилист основные группы растений на Земле

    Цветковые

    Папоротникообразные

    Псилофиты

    Водоросли

С 1. Какое значение для эволюции имеет изоляция популяций?

С 2, Почему растения (продуценты) считают начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме?

А1-4; А2-3; А3-2; А4-2; А5 -3; А6 -1; А7 -1; А8-3; А9-1; А10-3.

В 1.- 1,4,6; В 2, - 1,5,6; В 3, -АБАБАБ; В 4. – АБАББА В 5. – 23154; В 6. – 54312;

С 1. Способствует накоплению мутаций в популяции.

С 2. 1) Создают органические вещества из неорганиченских

2) Аккумулируют солнечную энергию

3) Обеспечиваюторганическими веществами и энергией организмы других звеньев экосистемы.

Прогресс и регресс в эволюции . Органический мир Земли развивался от простого к сложному, от низших форм к высшим, что является прогрессивным развитием. Но это не единственное из возможных направлений эволюции. Крупный отечественный биолог-эволюционист А. Н.Северцов (1866—1936) разработал теорию морфофизиологического и биологического прогресса и регресса.

А.Н.Северцов

Биологический прогресс — это победа вида (или иной систематической единицы) в борьбе за существование.

Основные признаки биологического прогресса — стабильное увеличение численности и расширение занимаемого ареала. Расширение ареала вида приводит, как правило, к образованию новых популяций. По определению, примерами биологического прогресса служат представители типов простейших, моллюсков, членистоногих (различные виды и даже целые отряды насекомых — двукрылые, жесткокрылые и др.), хордовых (отдельные группы рыб, птиц — например, воробьинообразные, млекопитающих — например, грызуны и др.).

Ошибочно полагать, что в состоянии биологического прогресса находятся только классы птиц и млекопитающих. Следует помнить, что далеко не все группы птиц и млекопитающих иллюстрируют собой биологический прогресс. Он достигается различными путями, которые не всегда связаны лишь с повышенным уровнем организации систематических групп.

Биологический регресс характеризуется альтернативными признаками: снижением численности, сокращением ареала, снижением внутривидовой дифференциации (например, снижением популяционного разнообразия).

В конечном счете биологический регресс может привести к вымиранию вида. В типе хордовых примерами естественного биологического регресса служат: двоякодышащие и кистеперые рыбы (кл.Костные рыбы); гаттерия, крокодилы, слоновые черепахи (кл. Рептилии); киви, некоторые виды журавлей (например, американский журавль), аистов (кл.Птицы); яйцекладущие, неполнозубые, хоботные (кл. Млекопитающие).

Гаттерия

Основной причиной биологического регресса является отставание в эволюции группы от скорости изменений окружающей среды. Ускоренная трансформация окружающей природной среды вследствие антропогенного фактора, прямое преследование и истребление переводят целый ряд видов и групп животных в состояние биологического регресса и даже ставят некоторые из них на грань вымирания: хищные птицы (калифорнийский и андский кондоры, филиппинский орел и др.), большинство видов журавлей (стерх, черный журавль и др.), африканские страусы, казуары, эму, нанду, гавайские цветочницы, попугаи (72 вида), китоглав (отр. Листообразные), крупные китообразные (синий кит, финвал и др.), слоны, носороги, львы, тигры, гепарды, снежный барс, некоторые виды медведей, челове-кообразные обезьяны и многие другие.

Снежный барс

Пути биологического прогресса (по А.Н.Северцову).

Под ароморфозом, или морфофизиологическим прогрессом, понимается достижение биологического прогресса путем повышения общего уровня организации живых организмов.

Примерами главнейших ароморфозов служат: переход к многоклеточности; эволюционные преобразования основных систем органов у позвоночных (кровеносной, нервной, дыхательной и других систем); приобретение высшими позвоночными механизмов физической и химической терморегуляции. Однако не всегда корректна противопоставлять высокую организацию низкой (об этом писал еще Ч.Дарвин): например, пойкилотермные организмы (те же насекомые, моллюски) и без повышения соответствующей организации находятся на вершине биологического прогресса. То же можно сказать и об одноклеточных организмах. Ароморфоз в мире растений — это переход от спор к размножению семенами, переход от голосеменных к покрытосеменным.

Ароморфозы животных

Идиоадаптации представляют собой частные приспособления видов, не связанные с изменениями уровня их биологической организации и позволяющие им приспособиться к конкретным условиям среды.

Например, в пределах класса млекопитающих без всякого изменения уровня организации сформировались различные по образу жизни группы животных: воздушные (рукокрылые), водные (китообразные), роющие (кроты, цокоры, слепыши и др.), лазающие (обезьяны, ленивцы и др.), бегающие (копытные и др.) и т.д. Для всех этих групп млекопитающих характерны гомойотермность (относительная независимость температуры тела от окружающей среды), живорождение, выкармливание детенышей молоком, т.е. черты, общие для всего класса. Примеры покровительственной окраски и формы, отмечающиеся у самых различных животных, также должны быть отнесены к частным приспособлениям, или идиоадаптациям. К идиоадаптациям относятся конкретные приспособления к условиям существования у дарвиновых вьюрков.

У растений примерами идиоадаптаций являются многообразные приспособления цветка к опылению ветром, насекомыми, птицами, приспособления к распространению плодов и семян (с помощью ветра, воды, животных).

Ленточный червь

Асцидии, ведущие во взрослом состоянии сидячий образ жизни, утратили хорду, органы передвижения; их органы чувств и нервная система в ходе метаморфоза дегенерировали. И лишь по личиночной стадии, имеющей хорду, удалось установить принадлежность асцидий к типу хордовых.

Для пещерных обитателей (пещерные рыбы, хвостатые земноводные — протеи) характерны редукция или даже полная утрата органов зрения, снижение или отсутствие пигментации. Генетической основой упрощения уровня, организации считают мутации. Так, известны мутации, вызывающие рудиментарность органов (например, недоразвитие крыльев у насекомых) или снижающие степень пигментациипокровов (например, возникновение альбинизма у млекопитающих). При благоприятных условиях такие мутации могут прогрессивно распространяться в популяциях.

Протей европейский

Соотношение путей эволюции . Из всех рассмотренных путей достижения биологического прогресса наиболее редки ароморфозы, поднимающие ту или иную систематическую группу на качественно новый, более высокий уровень развития. Ароморфозы определяют переломные пункты, новые этапы развития жизни на Земле, открывают для групп, подвергшихся соответствующим морфофизиологическим преобразованиям, новые возможности в освоении внешней среды. Иногда это совершенно новая среда (например, выход позвоночных на сушу). В дальнейшем эволюция группы идет по пути идиоадаптаций.

Соотношение путей эволюции