Структура и организация совмещенного урока производственного обучения и специальной технологии. О направлении методических рекомендаций Совмещенные уроки

Идея совмещения уроков производственного обучения и спе­циальной технологии родилась в практике обучения. В образова­тельных учреждениях, где есть квалифицированные профессиональ­но-педагогические кадры и соответствующее материально-техни­ческое оснащение учебных мастерских, совмещенное обучение применяется мастерами производственного обучения и препода­вателями специальных дисциплин. В учебных заведениях, где хотя бы несколько раз проводились совмещенные уроки, учащиеся становятся союзниками мастера в совершенствовании методики обучения урока.

На чем базируется идея совмещенного урока? Если рассматри­вать традиционное сводно-тематическое планирование специаль­ной технологии и производственного обучения при подготовке электромонтеров по обслуживанию электрооборудования (срок подготовки - 1 год), нетрудно заметить, что разрыв в изучении смежных тем составляет 2 - 4 недели.

Однако совмещение в планировании изучения смежных тем теоретического и производственного обучения - только одна из


особенностей методики уроков такого вида. Вторая заключается в планировании совмещенных уроков специальной технологии и производственного обучения по конкретной теме.

Суть такого планирования заключается в том, что преподава­тель технологических дисциплин отбирает содержание теорети­ческого материала, который целесообразно изучать одновремен­но с формированием практических умений. Как правило, такое содержание учебного материала включает описание технологии проведения работ. В учебных дисциплинах, посвященных техноло­гии проведения работ, 30 - 40% содержания учебного материала по теме целесообразно совмещать с производственным обучени­ем. Итак, необходимо отобрать материал теоретического обуче­ния, спланировать совмещенные уроки специальной технологии и производственного обучения.

Третья особенность совмещенного обучения касается структу­ры урока. Структура урока совмещенного обучения не совпадает со структурой урока теоретического или производственного обу­чения, так как во время совмещенного урока происходят сочета­ние, чередование, сращивание процессов усвоения теоретических знаний и формирования профессиональных умений. Содержание нового теоретического материала дается порциями; после каждой порции следует практическая деятельность учащихся, т. е. выпол­нение упражнения.

Структуру совмещенного урока можно представить как после­довательное чередование фаз. В свою очередь, каждая фаза состоит из двух шагов. Первый шаг - усвоение порции теоретического ма­териала, второй - практическое формирование умений (рис. 27).

При планировании урока по времени необходимо иметь в виду, что на шаг теории обычно отводятся 10-15 минут шага практи­ки, упражнение по изученной порции теоретического материала занимает у учащихся от 20 до 30 минут.



Следует остановиться отдельно на начале урока, или нулевой фазе. Мобилизуя учащихся на предстоящую работу, формируя интерес к изучению нового теоретического материала, препода­ватель должен раскрыть перед ними всю изучаемую технологию работ по рассматриваемой теме в целом. Учащимся в самом нача­ле урока дается ориентировочная основа деятельности. Затем пре­подаватель переходит к формированию теоретических знаний и практических умений по отдельным частям (блокам) технологи­ческого процесса. Завершает совмещенный урок заключительный инструктаж с подведением итогов работы каждого учащегося.

1-й шаг - формирование знаний

2-й шаг - формирование умений и навыков

Рис. 27. Структура фазы совмещенного урока


Таким образом, обобщенную структуру совмещенного урока можно представить следующей формулой:

У = ф 0 + ф, + ф 2 + ... + ф п + Ф 3 ,

где Ф о - начальная фаза (1-й шаг - организация и целевая уста­новка, 2-й шаг - ориентировка учащихся в предстоящей дея­тельности, краткое объяснение технологии предстоящей рабо­ты); Ф], Ф 2 , ..., Ф„ - промежуточные фазы (1-й шаг - краткие теоретические сведения по блоку знаний, 2-й шаг - содержание практических упражнений); Ф 3 - заключительная фаза (сбор и анализ ученических работ, выставление оценок по теории и прак-.тике).

В заключение приведем пример совмещенного урока по теме «Монтаж электрического контакта проводов».

Цель урока - сформировать первоначальные умения по монтажу электрического контакта проводов. Задачи урока:



Образовательная - изучить свойство электрического контакта проводов, научить учащихся производить пайку медных проводов, опрессовку медных и алюминиевых жил;

Воспитательная - воспитывать бережное отношение к технической документации, инструменту, материалам. Рационально использовать свое рабочее время, соблюдать строго все правила техники безопасности;

Развивающая - в процессе выполнения заданий на основе полученных знаний развивать способности анализировать и осмысливать выполняемую работу.

Вид урока -совмещенный.

Оснащение урока: дидактическое - плакаты «Электромонтаж­ный инструмент», «Пайка проводов», «Опрессование проводов и кабе­лей»; планшеты «Марки проводов», «Электромонтажный материал и из­делия»; электрифицированный стенд «Электрическая схема токарно-винторезного станка модели 1К62».

Образцы электрического контакта проводов: отрезки проводов ПВ - 1 мм 2 , ПГВ - 0,5 мм 2 , АППВ - 2,5 мм 2 , АПВ - 4 мм 2 , ПВ - 2,5 мм 2 ; при­пой ПОС - 40; канифоль; алюминиевые и медные гильзы и наконечни­ки; набор электромонтажного инструмента.

Структура урока

1-я фаза - организационное и мобилизационное обеспечение урока:

а) проверка по журналу присутствующих на уроке, выяснение состояния здоровья (обратить внимание на внешний вид);

б) сообщение цели урока, рассказ о значении правильной подготовки к выполнению электромонтажных работ, о роли надежного электрического контакта, внимательности, самодисциплины, качестве выполняемых работ;

в) объяснение и показ обеспечения электрического контакта с помощью пайки и опрессовки.


2-я фаза - подготовка проводов к монтажу электрического контакта.

1-й шаг - физические свойства электрического контакта. Материал (его свойства) для изготовления монтажных проводов. Выпрямление про­водов. Зачистка изоляции монтажных проводов. Способы разделки кон­цов проводов.

Постановка вопросов:

К чему ведет слабый электрический контакт?

К чему может привести несоблюдение норм при разделке монтаж­
ных проводов?

Почему при пользовании монтерским ножом нельзя делать движе­
ния на себя?

2-й шаг - закрепление знаний на основе следующих упражнений:

а) выпрямление монтажных проводов марки ПВ - 1 мм 2 ; АПВ - 4 мм 2 ; АППВ -2,5 мм 2 ;

б) зачистка изоляции монтажных проводов;

в) разделка концов монтажных проводов.

3-я фаза - технология пайки медных проводов.

1-й шаг - определение марок проводов для пайки. Вспомогательный материал для пайки. Инструмент и приспособления, применяемые при пайке. Правила пользования инструментом и приспособлениями. Пайка жил монтажных проводов.

Постановка вопросов:

В чем отличие марки припоя ПОС-40 от ПОС-30?

Можно ли перед пайкой не зачищать жилы проводов?

Что может произойти, если для электрического паяльника во время
работы не использовать специальную подставку?

2-й шаг - закрепление знаний на основе упражнений:

а) зачистка жил провода в местах соединений;

б) пайка монтажных проводов ПГВ сечением от 0,5 мм 2 до 1 мм 2 и ПВ от 1 мм 2 до 2,5 мм 2 .

4-фаза - опрессование медных и алюминиевых жил проводов.

1-й шаг - определение марок проводов для опрессования. Инстру­мент и приспособления для опрессования. Правила пользования инстру­ментами и приспособлениями. Наконечники и соединительные гильзы. Технология опрессования жил монтажных проводов.

Постановка вопросов:

Что произойдет, если при соединении медных жил проводов применять алюминиевую гильзу?

Какие будут последствия в ходе эксплуатации контактного соединения, если не соблюдать нормы контактного давления, глубины опрессовки?

Что будет, если при соединении алюминиевых жил не использовать кварцевазелиновую пасту?

2-й шаг - закрепление знаний на упражнениях:

а) снятие оксидной пленки с жил проводов;

б) опрессование медных жил проводов марки ПВ сечением 2,5 мм 2 ;

в) опрессование алюминиевых жил проводов марки АПВ сечением 4 мм 2 ;


г) нанесение кварцевазелиновой пасты на контактные соединения алюминиевых жил.

Заключительная фаза:

а) оценка знаний учащихся, уровня сформированности умений и навыков и проявления качеств - точности, пунктуальности, внимательности, дисциплинированности и организованности;

б) задание на дом - повторить тему «Соединение и оконцевание жил проводов и кабелей».

У педагогов могут возникнуть следующие вопросы.

Ведет ли совмещенное обучение к сокращению часов на изуче­ние технологических дисциплин? Ведет. Изучение теоретического материала проводится во время шестичасового урока производ­ственного обучения по данной теме. Традиционный урок специ­альной технологии не проводится. Сокращенное время целесооб­разно использовать для совершенствования профессиональных знаний и умений учащихся.

Кто проводит совмещенные уроки производственного обуче­ния? Можно ли их вести без участия мастера производственного обучения? Как правило, совмещенный урок проводит преподава­тель специальной технологии совместно с мастером производствен­ного обучения. Преподаватель формирует теоретические знания учащихся, показывает технологию проведения работ, упражне­ний и т.д. Мастер подключается для показа отдельных операций, краткого инструктажа перед выполнением упражнений, проведе­ния текущего инструктажа во время формирования практических навыков. Однако уже сегодня мастера, имеющие профессиональ­но-педагогическое образование, проводят уроки по специальной технологии, а проведение совмещенных уроков не вызывает у них методических затруднений.

Вопросы и задания

1. Какова типовая структура урока теоретического обучения?

2. Перечислите признаки учебного материала, которые указывают на
необходимость проведения лабораторных работ.

3. Какова типовая структура урока производственного обучения?

4. Перечислите основные условия применения совмещенного урока.

1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педа­
гогика, 1989. - 190 с.

2. Беспалько В. П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение
учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: учеб.-ме­
тод, пособие. - М.: 1989. - 144 с.

3. Блинчевский Ф.Л. Что такое урок производственного обучения? //
Производственное обучение. - 1946. - № 15. - С. 5-12.

4. Вертгеймер М. Продуктивное мышление: пер. с англ. - М.: Про­
гресс, 1987. - 336 с.

5. Гомоюнов К. К. Совершенствование преподавания технических дис­
циплин: методические аспекты анализа учебных текстов. Л.: Изд-во Ле-
нингр. ун-та, 1983. - 206 с.

6. Дридзе Т. М. Понятие и метод установления содержательной струк­
туры теста применительно к учебному тексту (информативно-целевой
анализ). Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и осо­
бенности его восприятия / под ред. Ю.А.Жлуктенко, А.А.Леонтьева. -
Киев: Выща шк. Изд-во при Киев, ун-те, 1978. - 100 с.

7. Дьячков В. П. Использование экономических опорных записей учеб­
ного материала в ПТУ. - М.: Изд-во ВНМЦ, 1993. - 62 с.

8. Ерецкий М. И. Совершенствование обучения в техникуме. - М.: Высш.
шк., 1987. - 264 с.

9. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педа­
гогических поисках. - М.: Арена, 1994. - 222 с.

10. Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. - М.: Просвещение,
1966. - 523 с.

11. Мучник Б. С. Человек и текст: основы культуры письменной речи. -
М.: Книга, 1985. - 252 с.

12. Педагогическая энциклопедия: в 4 т. - ML: Сов. энцикл., 1964. - Т. 2. -
848 с.

13. Пинский А.А., Голин Г. М. Логика науки и логика учебного пред­
мета // Сов. педагогика, 1983. - № 12. - С. 54-64.

14. Программа предмета «Электротехника» для средних профессио­
нально-технических училищ. - М.: Изд-во ВНМЦ, 1984. - 54 с.

15. Психология восприятия: Материалы сов.-норв. симпоз. - М.: На­
ука, 1989. - 197 с.

16. Теоретические основы содержания общего среднего образования /
под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. - М.: Педагогика, 1983. - 352 с.

17. Техника в ее историческом развитии / под ред. С. В. Шухардина. -
М.: Наука, 1982. -510 с.

18. Шапоринсшй С.А. Вопросы теории производственного обучения:
Профтехпедагогика. - М.: Высш. шк., 1981. - 208 с.

19. ШихинА.Я. Электротехника. - М.: Высш. шк., 1987. - 336 с.



Введение...................................................................................................................... 3

Разработка плана совмещенного урока

Рис. 8. Структура фазы совмещенного урока

И производственного обучения (бинарный)

Совмещенный урок специальной технологии

Основные характеристики урока:

Последовательное чередование видов деятельности учащихся (по­знавательной и практической);

Изучение локального отрезка теоретического материала, выполнение упражнений и решение учебно-производственных задач;

Результатом деятельности учащихся на уроке является сформиро­ванная система теоретических знаний и практических умений, опредмечен-ная в материальных объектах;

Длительность урока равна учебному дню (6 или 7 ч);

В структуре урока четко выражены фазы, шаги, характеризующие целевые функции этапов формирования теоретических знаний и практиче­ских умений.

Структуру совмещенного урока можно представить как последова­тельное чередование фаз. В свою очередь, каждая фаза состоит из двух ша­гов. Первый шаг - усвоение порции теоретического материала, второй -практическое формирование умений (рис. 8).

1-й шаг – формирование знаний

2-й шаг – формирование умений и навыков

При планировании урока по времени необходимо иметь в виду, что на шаг теории обычно отводится 10-15 мин; шаг практики (выполнение уп­ражнений по порции теоретического материала) занимает у учащихся от 20 до 30 мин.

Обобщенную структуру совмещенного урока можно представить в виде следующей формулы:

Y = Ф о + Ф1+ Ф 2 + ...+ Ф n + Ф 3 ,

где Ф о - начальная фаза (1-й шаг - организация и целевая установка урока,

2-й шаг - ориентировка учащихся в предстоящей деятельности);

Ф1,Ф 2 , ...,Ф n - промежуточные фазы (1-й шаг - краткое объяснение технологии предстоящей работы, вопросы по проверке знаний, 2-й

шаг - практические упражнения);

Ф 3 - заключительная фаза (сбор ученических работ, анализ работ уча­щихся, выставление оценок по теории и практике).

1. Сформулировать цели совмещенного урока.

2. Определить перечень основных фаз урока.

3. Разработать структуру трех фаз урока.

4. Привести подробный план одной из перечисленных фаз урока.

Недостатки традиционных уроков – типовая структура урока, вовлечение обучающихся в традиционные формы учебной деятельности и как следствие - снижение интереса к предмету, ориентация преподавателя на среднего учащегося и на общие дидактические цели, преобладание репродуктивной деятельности учащихся на уроке.

Инновационный урок - занятие, имеющее гибкую нестандратную структуру, проводимое с целью активизации деятельности учащихся путем вовлечения их в различные нетрадиционный формы организации учебной деятельности, направленные на повышение интереса учащихся к предмету.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области основная общеобразовательная школа с. Старое Максимкино муниципального района Кошкинский Самарской области

Конкурс

«Лучшая методическая разработка урока

в совмещенных классах в малокомплектной школе»

«Математика»

2-3 класс

Номинация

«Лучший урок в начальной школе»

Учитель начальных классов

ГБОУ ООШ с.Старое Максимкино

Григорьева Наталья Геннадьевна

2015 г

Пояснительная записка

Данный урок по математике проводится в 2 и 3 классах в 3 четверти.

1. Характеристика класса

В 2,3 классах всего 10 учащихся.

2 класс - 4 учащихся: 2 девочки и 2 мальчика. Из них на «5» и «4» обучаются 4 уч. Место и роль данного урока в курсе математики были определены правильно, урок находится в связи с предыдущими и последующими уроками.

Материал урока способствует развитию устных вычислительных навыков, подготавливает к письменному приему умножения. Обеспечивает прочность знаний и совершенствование вычислительных умений и навыков.

3 класс – 6 учащихся: 3 девочки и 3 мальчика. Из них обучаются на «5»и «4» 3учащихся, 3 учащихся - на «3».

Класс работоспособный, познавательная активность высокая.

2. Характеристика темы.

3. Система целей.

Темы:

2 класс - Письменные способы сложения и вычитании в пределах 100

Тип урока: урок закрепления знаний.

Форма урока : урок - игра

Дидактическая цель: вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Цели урока:

    закрепить устные приемы табличного умножения и деления, сложения двузначных чисел в пределах 100;

    совершенствовать умение решать задачи на нахождение периметра, задачи на нахождение площади;

    совершенствовать вычислительные навыки;

    развивать умение рассуждать, делать умозаключения;

    воспитывать интерес к математике положительную мотивацию к учебе;

Структура урока.

    Оргмомент – 1 мин.

    Мотивационная установка, планирование работы – 1 мин.

    Повторение изученного. Актуализация знаний учащихся – 8 мин.

    Минутка чистописания

    Устный счёт

    Ромашка вопросов

    Закрепление полученных знаний – 30 мин.

    Решение задачи (в паре)

    Физминутка

    Геометрический материал (периметр, площадь)

    Разноуровневая самостоятельная работа

    Игра с палочками

    Графический диктант

    Подведение итогов урока. Рефлексия. – 3 мин.

    Сообщение домашнего задания, инструктаж. – 2 мин.

Предмет: математика

Класс: 2,3

2 класс - Письменные способы сложения и вычитания в пределах 100

3 класс - Устные приёмы умножения и деления в пределах 100

Образовательные

    Закрепить письменные приёмы сложения двузначных чисел в пределах 100

    Совершенствовать умение решать задачи в два действия, нахождение периметра

Развивающие

Воспитательные

Здоровьесберегающие

    Обеспечение двигательной активности на уроке.

Образовательные

    Закрепить устные приемы табличного умножения и деления

    Совершенствовать умение решать составные задачи, задачи на нахождение площади

    Совершенствовать вычислительные навыки

Развивающие

    Развивать умение рассуждать, делать умозаключения.

    Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, грамотную и правильную речь.

Воспитательные

    Воспитание познавательных интересов к предмету

    Воспитание коммуникативных навыков

    Воспитывать интерес к математике положительную мотивацию к учебе

    Воспитывать уважение к одноклассникам, умение вести себя в гостях

Здоровьесберегающие

    Создание условий для снятия физического напряжения;

    Создавать условия для возникновения ситуации успеха и психологического комфорта на уроке

    Индивидуальный подход к учащимся

    Обеспечение двигательной активности на уроке.

Ход урока:

I. Орг. момент.

Настрой учащихся на сотрудничество и на успешную работу.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый наш класс.

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

II . Мотивационная установка, планирование работы

Наш урок я хотела бы начать с пословицы: «Каждый день прибавляет частицу мудрости.

Как вы понимаете её? (Каждый день мы изучаем что-то новое.)

Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём и используем.

Сегодня мы проверим наши знания. Будем работать дружно, помогать друг другу и у нас все получиться.

Правила дружной работы:

    Не говорить всем сразу.

    Не спорить, а обсуждать и доказывать.

    Стараться понять друг друга.

    Точно, чётко и грамотно формулировать ответ.

    Обращаться за помощью к учителю по необходимости

С каким настроением вы приметесь за работу? (С хорошим, …)

Улыбнитесь друг - другу! В путь!

Я пригласила сегодня в гости наших любимых героев, поэтому скучать нам сегодня не придётся.

А вот и они. Встречайте их! (на экране появляются Маша и Медведь.)

III . Повторение изученного. Актуализация знаний учащихся.

    Минутка чистописания

    Закрепление полученных знаний

Сегодня Маша собирается в гости к Мише. Надо помочь собрать гостинцы.

2 класс собирает в корзину яблоки (числа меньше 90)

57, 91, 25, 34, 93, 61, 85, 80

Прочитайте числа. Какое число лишнее? Почему?

Запишите числа в тетрадь в виде суммы разрядных слагаемых.

Взаимопроверка. Поменялись тетрадями, проверяем.

91=90+1

93=90+3

3 класс собирает груши (числа, в которых отсутствуют десятки)

102, 340, 506, 967, 830, 702, 400, 208

Прочитайте числа? Какое лишнее и почему?

Запишите в тетрадь оставшиеся числа, запишите в виде суммы разрядных слагаемых

340=300+40+0

967=900+60+ 7

830=800+30+0

Самопроверка

Ромашка вопросов

    Как называются компоненты сложения? (1,2 слагаемое, сумма)

    Как называется фигура, у которой все стороны равны? (квадрат, ромб)

    В трамвае ехали несколько человек. На остановке вышли 5, а вошли 9 человек. Увеличилось или уменьшилось количество людей в трамвае и на сколько? (увеличилось на 4)

    Как называется фигура, у которой все углы прямые? (прямоугольник)

    Продолжи высказывание: от перестановки слагаемых… (сумма не изменяется)

    Как найти вычитаемое? (из уменьшаемого вычесть разность)

Ромашка вопросов

1.Как называются компоненты умножения? Деления?

2. Как определяется площадь прямоугольника?

3. Делимое 74, делитель 2. Укажи частное.

4. Как узнать, сколько раз по 3 содержится в 17?

5.Сумму чисел 63 и 12 раздели на 3.

6. Продолжи предложение: «Умножение двух чисел можно проверить так…»

Маша часто плохо себя ведет. Давайте напомним ей, как нужно вести себя в гостях.

Поблагодари, если тебя приглашают в гости.

    Сначала спроси разрешения у родителей, а потом уже дай ответ.

    Если обещал, приди обязательно.

    Не опаздывай в гости, но и не приходи слишком рано.

    На день рождения принято приходить с подарком. В подарке главное не его стоимость, а внимание к человеку.

    В гостях будь приветлив и весел.

    Веди себя в гостях просто, не привлекай внимания окружающих к себе, не смейся слишком громко, не кричи и не балуйся.

    Если тебя угощают, не следует привередничать или спешить попробовать вкусные угощения.

    Выходя из-за стола, не забудь сказать «спасибо».

Идёт Маша к Мишке и по дороге рассматривает божьих коровок и бабочек

Подберите ответ к выражению (на бабочках ответы)

8+5= 15-7=

9+3= 11-8=

7+4= 16-9=

9+9= 14-5=

Полюбовались? К какой группе животных они относятся?

А теперь мы их отпустим на свободу.

Села Маша на пенёк передохнуть и начала на Ромашке гадать (Ромашка вопросов – 2 штуки) по очереди

    На полке 16 книг, а на столе 4. Во сколько раз меньше книг на столе, чем на полке? (4)

    Как найти делимое? (частное умножить на делитель)

    Бабушке 60 лет. Внук в 10 раз моложе бабушки. Сколько лет внуку? (6)

    Уменьши 9 в 9 раз. (1)

    Продолжи высказывание: от перестановки множителей… (произведение не изменяется)

    Когда журавль стоит на одной ноге, он весит 3 кг. Сколько будет весить журавль, если встанет на две ноги? (3кг).

Для начинки медведь взял 18 больших ягод клубники, а маленьких на 5 больше. Сколько всего ягод медведь положил в пирог?

О чём задача? Какие ягоды медведь положил в пирог? Значит, какие слова запишем в краткое условие?

Можем сразу узнать, сколько больших ягод в пироге?

Почему? А можем узнать: сколько маленьких? Каким действием?

Как узнать сколько всего? Почему?

- Решаем самостоятельно

- Самопроверка

Сколько ягод в начинке всего? (41 ягода)

Пирог получился на славу!

Форму какой фигуры имеет пирог? (прямоугольник) Докажите.

Найдите периметр пирога.(работа у доски)

Р=30 см+20 см+30 см+20см=100см

Выразите в дм.

А медведь ждёт Машу и решил он испечь для неё пирог клубникой (самостоятельная работа)

Придумать задачу по условию и решить её (работа в паре)

Сахар- ? 2 стакана по 100 г

Мука -? 3 стакана по 100 г

Сколько всего?

Взаимопроверка.

Во сколько действий решили задачу?

Что узнали в 1 действии?2?3?

Найдите периметр (сильные учащиеся разными способами) и площадь пирога.

(Работа в парах)

Р=(30+20)*2=100 см

S =30*20=600 см 2

Игра с палочками

Выложите из палочек

2класс - лампу, 3 класс – телевизор.

Из каких геометрических фигур состоит лампа? Телевизор?

Вот и Маша пришла, обрадовался Мишка и начал танцевать!

Музыкальная физминутка с героями урока

В гости к Маше и медведю пришел заяц.

Угостил Миша гостей и стали они играть в игру

- «Догони меня» (разноуровневая самостоятельная работа). Давайте и мы поиграем в эту игру

    уровень

1.Из чисел 48, 1, 14. 4, 40. 81, 8, 18, 84, 44, 80, 88 выпиши все двузначные числа в порядке возрастания

2 уровень

Реши уравнение :

30 + х = 67

3 уровень

Вычисли значения выражений:

40 + 5 = 30 + 20 =

26 + 2 = 70 + 13 =

4 уровень*

В коробке 15 конфет. Когда Саша съел 6 конфет и несколько конфет съел его брат, в коробке осталось 7 конфет. Сколько конфет съел брат?

Проверка по шаблону. Самопроверка

Ребята кто у нас оказался впереди? Кто успел выполнить все задания?

- Танаграм «Зайка» (складывают на партах)

- «Догони меня» (разно- уровневая самостоятельная работа)

1 уровень

Сравните числа:

401 … 386 699 … 700 220 … 202

2 уровень

Реши уравнение :

х : 6 = 9

3 уровень

Найдите значение выражений:

47 + 5 · 3 – 18 = (36: 6 + 3) · 2 =

4 уровень*

Каждые вторник, четверг и субботу Алёша смотрит по одному новому мультфильму. Сколько новых мультфильмов Алёша посмотрит за 6 недель?

- Самопроверка

-Проверка по шаблону. Самопроверка

Наша встреча подходит к концу, Маша решила сделать вам подарок, а какой, вы сейчас узнаете, выполнив графический диктант

Отступи 3 клетки слева, 3 клетки сверху поставь точку и начинай рисовать

Что вам подарила Маша?) (Цветочек)

Попрощаемся с нашими героями

Итог урока

Рефлексия

Ели вам понравился урок, похлопайте в ладоши, если нет - потопайте ногами.

Какие задания понравились?

Какое было самым трудным?

Что было интересным на уроке?

Выставление оценок

Домашнее задание

Приложение

Список использованной литературы

1. Калинина И.Г. Развитие внимания на уроках математики в малокомплектной школе. / Начальная школа, 1999г

2. Математика. 2 класс. Учеб. пособие для общеобр. учрежд. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2012

3. Математика. 3 класс. Учеб. пособие для общеобр. учрежд. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2013

4. Ситникова Т.Н. , Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике 2 класс – М.: ВАКО, 2013.

5. Ситникова Т.Н. , Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике 3 класс – М.: ВАКО, 2013.

6. Суворова Г.Ф. Совершенствование учебного процесса в малокомплектной школе. – М.: Педагогика, 1999г

Интернет ресурсы:

Идея совмещения уроков производственного обучения и спе­ци­альной технологии родилась в прак­ти­ке обучения. В образовательных учреждениях, где есть квалифицированные профессионально-педагогические кадры и со­от­ветству­ющее ма­те­ри­ально-тех­ни­чес­кое оснащение учебных мастерских, совмещенное обучение применяется мастерами производственного обучения и пре­по­да­ва­те­ля­ми специальных дисциплин. В учебных заведениях, где хотя бы несколько раз проводились совмещенные уроки, учащиеся становятся союзниками мастера в со­вер­шенство­ва­нии методики обучения урока.

Однако совмещение в пла­ни­ро­ва­нии изучения смежных тем теоретического и про­из­водствен­но­го обучения – только одна из особенностей методики уроков такого вида. Вторая заключается в пла­ни­ро­ва­нии совмещенных уроков специальной технологии и про­из­водствен­но­го обучения по конкретной теме.

Суть такого планирования заключается в том, что преподаватель технологических дисциплин отбирает содержание теоретического материала, который целесообразно изучать одновременно с фор­ми­ро­ва­ни­ем практических умений. Как правило, такое содержание учебного материала включает описание технологии проведения работ. В учебных дисциплинах, посвященных технологии проведения работ 30–40% содержания учебного материала по теме целесообразно совмещать с про­из­водствен­ным обучением. Итак, материал теоретического обучения отобран, совмещенные уроки специальной технологии и про­из­водствен­но­го обучения спланированы.

Третья особенность совмещенного обучения касается структуры урока. Структура урока совмещенного обучения не совпадает со структурой урока теоретического или производственного обучения, так как во время совмещенного урока происходят сочетание, чередование, сращивание процессов усвоения теоретических знаний и фор­ми­ро­ва­ния профессиональных умений. Содержание нового теоретического материала дается порциями, дозами; после каждой порции следует практическая деятельность учащихся, т. е. вы­пол­не­ние упражнения.

Структуру совмещенного урока можно представить как последовательное чередование фаз. В свою очередь, каждая фаза состоит из двух шагов. Первый шаг – усвоение порции теоретического материала, второй – практическое формирование умений (рис. 30).

Фаза

1-й шаг – формирование знаний

2-й шаг – формирование умений и навыков

При планировании урока по времени необходимо иметь в ви­ду, что на шаг теории обычно отводятся 10–15 ми­нут шага практики, упражнение по изученной порции теоретического материала занимает у уча­щих­ся от 20 до 30 ми­нут.

Следует остановиться отдельно на начале урока, или нулевой фазе. Мобилизуя учащихся на предстоящую работу, формируя интерес к изу­че­нию нового теоретического материала, преподаватель должен раскрыть перед ними всю изучаемую технологию работ по рассматриваемой теме в це­лом. Учащимся в са­мом начале урока дается ориентировочная основа деятельности. Затем преподаватель переходит к фор­ми­ро­ва­нию теоретических знаний и прак­ти­чес­ких умений по отдельным частям (блокам) технологического процесса. Завершает совмещенный урок заключительный инструктаж с под­ве­де­ни­ем итогов работы каждого учащегося.

Таким образом, обобщенную структуру совмещенного урока можно представить следующей формулой

У=Ф 0 +Ф 1 +Ф 2 +…+Ф п +Ф з,

где Ф 0 – начальная фаза (1‑й шаг – организация и це­ле­вая установка, 2‑й шаг – ориентировка учащихся в предсто­ящей деятельности, краткое объяснение технологии предстоящей работы);

Ф 1 , Ф 2 , …, Ф n – промежуточные фазы (1‑й шаг – краткие теоретические сведения по блоку знаний, 2‑й шаг – содержание практических упражнений);

Ф з – заключительная фаза (сбор и ана­лиз ученических работ, выставление оценок по теории и прак­ти­ке).

У педагогов могут возникнуть следующие вопросы .

1. Ведет ли совмещенное обучение к сок­ра­ще­нию часов на изучение технологических дисциплин? Ведет. Изучение теоретического материала проводится во время шестичасового урока производственного обучения по данной теме. Традиционный урок специальной технологии не проводится. Сокращенное время целесообразно использовать для совершенствования профессиональных знаний и уме­ний учащихся.

2. Кто проводит совмещенные уроки производственного обучения? Можно ли их вести без участия мастера производственного обучения? Как правило, совмещенный урок проводит преподаватель специальной технологии совместно с мас­те­ром производственного обучения. Преподаватель формирует теоретические знания учащихся, показывает технологию проведения работ, упражнений и т. д. Мастер подключается для показа отдельных операций, краткого инструктажа перед выполнением упражнений, проведения текущего инструктажа во время формирования практических навыков. Однако уже сегодня мастера, имеющие профессионально-пе­да­го­ги­чес­кое образование, проводят уроки по специальной технологии, а про­ве­де­ние совмещенных уроков не вызывает у них методических затруд­нений.

Интегративный урок - это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изуче­нии одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделя­ются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисципли­ны вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточ­нению материала ведущей дисциплины. Интегративные уроки могут объединять самые разные дисципли­ны как в полном их объеме, порождая интегративные предметы типа «Основы безопасности жизнедеятельности» или «Мировая художествен­ная культура», а могут включать лишь отдельные составляющие - содержание, методы. Например, можно интегрировать содержание дисциплин с сохранением методов обучения ведущей дисциплины. Так, хорошо интегрируются уроки физики, литературы и музыки. Урок физики в случае интеграции становится ведущим и сохраняет прису­щие ему методы. По ходу раскрытия темы в него вставляются стихи и музыка, описывающие или имитирующие в художественной форме изучаемые физические явления. Также можно интегрировать мето­дику обучения разным дисциплинам при сохранении содержания только одного предмета. На уроке истории можно провести экспе­римент на ЭВМ по системному прогнозированию развития того или иного исторического события на основании смены факторов его про­текания. На уроке химии вполне можно заняться, например, поиском и изучением архивных материалов о жизни и деятельности отече­ственных ученых-химиков и т.д.

Билет№20 Понятие о содержании образования. Факторы, определяющие содержание образования. Основные концепции содержания образования+ см. слайды

Содержание образования – это система знаний, включающая факты и обобщения, умения и навыки (Б.П. Есипов, Н.К. Гончаров), основные знания, умения и навыки соответствующей области научных знаний (Т.А. Ильина), система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-этических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения; система научных знаний, умений и навыков, мировоззренческих, нравственно-эстетических идей, элементы социального, познавательного и творческого опыта.

Содержание образования – это система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всесторонне развитие умственных и физических способностей школьников, формирование их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к общественной жизни и труду. В этом определении присутствуют все элементы социального опыта, накопленного человечеством, и содержание образования рассматривается как один из компонентов процесса обучения.

Общие требования к содержанию образования: «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства. Содержание образования должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества».

В.С. Ледневым определены факторы , оказывающие существенное влияние на отбор структурных компонентов содержания образования. К числу таковых им отнесены:

– факторы глобального уровня, на основе которых образование делится на основные отрасли и последовательные ступени;

– определяющие структуру содержания общего, политехнического и специального образования с учетом их разделения на теоретическую и практическую части;

– факторы, лежащие в основе содержания отдельных уч. курсов, практик и уч. проектов.

Современные концепции новых типов содержания образования

Параметры

Деятельностное

(В.В. Давыдов)

Мыследеятельностное

и метапредметное

(Ю.В Громыко)

Личностно ориен-

тированное и метапредметное (А.В.Хуторской)

Сущность,

ценности

Развитие и саморазвитие, формирование мышления и рефлексивного сознания

Единство процессов мышления, коммуни-кации и действия на основе рефлексии

Личное творчест-во, самоизменение личного опыта

Теоретическая, развивающая, выращивание субъекта деятельности

Порождение знаний и самого себя

Актуализация субъ-ективного образа, поиск смысла

Личный опыт

Структура

Система учебных задач, мыслитель-ный акт

Единство мышления, коммуникации и действия

Процедуры и этапы конструирования идеальной системы знаний

Модель образования

Школа развиваю-щего и развиваю-щегося образования

Мыследеятельностная школа, меташкола

Школа творчества

2. Понятия о группах. Виды и классификация групп. Характеристика учебной группы.

Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, структуры, уровня развития.

Виды групп : большая группа, малая группа.

Психология малых групп и межгруппового взаимодействия

Малая группа - это небольшое по размеру объединение людей, связанных непо­средственным взаимодействием. Ее нижние и верхние границы определяются каче­ственными признаками, основными из которых являются контактность и целост­ность. Контактность - это возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями. Целостность определяется как социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая восприни­мать их как единое целое.

За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принима­ет три человека, поскольку в группе из двух человек (диаде) групповые социально-пси­хологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5-12 человек. В меньших по размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие, в которых индивиды связаны более тесными контактами. В этой связи принято выделять небольшие по размеру группы первичные, то есть наименьшие по размеру и далее неделимые общности и вторичные, формально представляющие собой единые общности, но включающие в себя не­сколько первичных групп.

Формальные группы - группы, членство и взаимоотношение в которых носят пре­имущественно формальный характер, то есть определяются формальными предпи­саниями и договоренностями. Формальными малыми группами являются, прежде всего, первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов. Организационные и институциональные малые группы представляют собой элементы социальной структуры общества и создаются для удовлетворения общественных по­требностей. Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных малых групп является совместная деятельность. Неформальные группы - объединения лю­дей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в об­щении, принадлежности, понимании, симпатии и любви.

Лидерство в малых группах

Лидерство в малой группе - это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов. Основными признаками лидерства являются:

Более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач;

Большая информированность о решаемой задаче, о членах группы и о ситуации в целом;

Более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы;

Большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе;

Большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы.

Основные функции лидера - организация совместной жизнедеятельности в раз­личных ее сферах, выработка и поддержание групповых норм, внешнее представи­тельство группы во взаимоотношениях с другими группами, принятие ответственно­сти за результаты групповой деятельности, установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе.

Лидерство - феномен воздействия или влия­ния индивида на мне­ния, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов.

Конформизм и групповое давление

Конформизм (от лат. conformis - подобный) - это изменение мнений, установок и поведения индивидов под влиянием окружающих.

Групповое давление - это процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения членов группы на мнения и поведение индивида. Нормативное влияние характеризу­ется принятием индивидом мнения большинства в каче­стве групповой нормы, зависимостью индивида от группы и его стремлением к согласованию своего поведения и сво­их установок с поведением и установками группы. Инфор­мационное влияние характеризуется влиянием других членов группы как источника информации, важной для принятия решения и учитываемой индивидом.

Психология больших социальных групп и массовых явлений

Каждый человек включен в различные социальные общности, или большие груп­пы. Существуют два вида общностей людей, которые определяют специфические со­циально-психологические особенности групп. Основанием для разделения этих ви­дов групп служит характер связей. В первом случае - это объективные социальные связи данной общности. Так, социальный класс как большую группу характеризует место, которое он занимает в системе объективных социально-экономических отно­шений и которое определяется общественным разделением труда. Основанием для выделения нации как социальной группы служит определенная система объектив­ных социальных связей. Для половозрастных общностей существуют реальные со­циально-демографические характеристики. Принадлежность людей к этим группам не зависит от их воли и сознания. Она определена объективно. К другому типу общно­стей относятся группы, принадлежность к которым является результатом сознатель­ного стремления людей к объединению на основе общих целей и ценностей. Примера­ми таких общностей являются профессиональные ассоциации, партии, общественные движения. Психологические явления составляют основание этих объединений. Это - психологические общности.

Большие социальные группы классифицируются и по другим признакам.

По длительности существования выделяют более долговременные (классы, нации) и менее долговременные (митинги, аудитории, толпа) группы.

По характеру органи­зованности группы делятся на стихийно возникающие (толпа) и сознательно орга­низованные (партии, ассоциации).

Можно также говорить об условных и реальных группах . При этом существенным считается признак контактности и взаимодействия. Половозрастные и профессиональные группы являются не реальными, а условными. К реальным большим группам с короткими, но тесными контактами относятся ми­тинги и собрания.

Большие социальные группы могут быть открытыми и закрыты­ми. Членство в последних определяется внутренними установлениями групп.

3. Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности .

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении, в том числе и по математике.

В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Передо мной, как и перед моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

Часто педагогическую технологию определяют как:

Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса;

Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;

Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).

В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:

v Информационно – коммуникационная технология

v Технология развития критического мышления

v Проектная технология

v Технология развивающего обучения

v Здоровьесберегающие технологии

v Технология проблемного обучения

v Игровые технологии

v Модульная технология

v Технология мастерских

v Кейс – технология

v Технология интегрированного обучения

v Педагогика сотрудничества.

v Технологии уровневой дифференциации

v Групповые технологии.

v Традиционные технологии (классно-урочная система)

Мастер - класс

«Методика проведения спаренных уроков»

Дата: 24.10.2014 год Учитель I кв. категории МОУ-СОШ с. Писаревка Антипова Валентина Ивановна Цели: Взаимообмен опытом рационального применения методов обучения в классе –комплекте при проведении спаренных уроков через конкретные приёмы и формы работы в условиях внедрения ФГОС; активный поиск путей роста педагогического мастерства.

Содержание.

Вступление. Уважаемые коллеги, хочется начать нашу работу со слов В.А. Сухомлинского «Становится мастером педагогического труда скорее всего тот, кто почувствовал в себе исследователя». Всех Вас я приглашаю к исследованию и взаимообмену опытом по проблеме «Методика проведения спаренных уроков в классе – комплекте в условиях реализации ФГОС». В информативной части мастер-класса я предлагаю рассмотреть основные принципы работы учителя в классе-комплекте, остановиться на методах и приёмах, позволяющих решать задачи по формированию универсальных учебных действий (УУД) и достижению предметных, метапредметных и личностных результатов. В практической части, я попрошу Вас выступить в роли учеников и с помощью технологической карты урока «примерить» и оценить эффективность используемых приёмов и методов работы в условиях класса-комплекта. И в заключительной части мы проведём рефлексию: обмен мнениями и подведение итогов работы мастер-класса.

    Информативная часть.

В соответствии с новым СанПиНом, 2.4.2.2821-10 п. 10.15., вступившим в действие 01.09.2011 года в малокомплектных сельских образовательных учреждениях в зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их возрастных особенностей допускается формирование классов-комплектов из обучающихся на I ступени образования. Оптимальным при этом является раздельное обучение обучающихся разного возраста I ступени образования. При объединении обучающихся I ступени образования в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4).

При проведении спаренных уроков в классе - комплекте мною выбраны приёмы и формы работы, соответствующие конкретному методу и характерные для малочисленной школы. Они представлены на слайдах презентации «Проблемы организации современного урока в условиях объединённых классов».

1.Понятие малокомплектной школы. Преимущества и недостатки малокомплектной школы.

2.Преимущества малокомплектной школы.

3.Проблемы малокомплектной школы.

4. Решение проблем.

    Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках.

Цели самостоятельной работы.

Условия самостоятельной работы.

Содержание самостоятельной работы:

    Использование опорных таблиц.

    Исполь зование разноуровневых карточек.

    Использование тестов в начальных классах .

    Использование ТСО.

    Формы организации учебных занятий в классе-комплекте.

- Условия совмещения уроков.

5.Структура урока в классе-комплекте.

6. Технологическая карта уроков математики 1,3 класс.




    Практическая часть.

1.Анализ технологической карты уроков математики в 1, 3 классах по теме: Сантиметр- единица длины (1 кл.). Квадратный сантиметр (3 кл.). Цели: Знакомство с единицей измерения длины – сантиметром (1 класс). Знакомство с единицей площади – квадратным сантиметром (3 класс). Формируемые УУД: Регулятивные (самоопределение как способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)). Познавательные Коммуникативные

Оборудование уроков: 1 класс – полоски – мерки, линейки, печатные тетради, кружки для рефлексии, электронное приложение к уроку, электронная физминутка для глаз, электронная презентация слайдов «Устный счёт 1, 3» компьютер, проектор, экран. 3 класс – модель квадратного сантиметра, цветные прямоугольники, учебники математики 3 кл, электронная презентация слайдов «Устный счёт 1, 3» кружки для рефлексии.

этапа/ время

1.Задание для практической работы: (Учитель раздаёт мерки разной длины и предлагает измерить длину парты.) - Ребята, а вы можете измерять? Вы можете измерить, например, длину своей парты? Возьмите мерки и измерьте длину своей парты. Результат запишите на доске. Работаем в парах. 2. Решение проблемной ситуации. -Почему ответы вышли разные? Какая же длина у парты? Посмотрите и послушайте как измеряли длину отрезков ёж и лиса. (Учитель включает электронное приложение к уроку.)

Выполняют физминутку .

2.Работа с учителем. 1.Проверка.

Ребята, вспомните сюжет и сделайте вывод о величине мерки.

Как называется единая мера для измерения небольших расстояний.

2.Задание : Измерить длину отрезков и записать результат в пустые клеточки рядом с отрезками. Раздаёт памятки. Просит их прочитать.

3. Включает физминутку для глаз.

1.Работа с учителем. Выполняют практическую работу в парах под руководством учителя: «Измерение длины парты мерками.» Фиксируют результаты измерений на доске.

Поиск выхода из проблемы.

2.Самостоятельная работа с электронным приложением к учебнику.

Слушают, смотрят сюжет и делают вывод.

Вспоминают сюжет из приложения и находят решение проблемной ситуации. Вывод : мерки должны быть одинаковой длины. Знакомятся с названием единицы измерения – сантиметр. Сантиметр – это единая мера для измерения небольших расстояний. Линейка- прибор для измерения длины. На ней у каждого см стоят цифры. Пишут на доске обозначение – см.

3.Самостоятельная работа. 4. Выполняют практическую работу в тетрадях на печатной основе с опорой на памятку. Измеряют длину отрезков с помощью линейки. Применяют алгоритм измерения длины: точка 0 - начало отрезка цифра на конце - результат.

Выполняют физминутку для глаз.

1.Знакомство с новой единицей измерения площади. Вы пользовались такой меркой? (показ модели квадратного см) Задание : изучить мерку, дать ей название.

Проверка : отчет ответственных.

Оценивание : на листах самооценки определить уровень понимания материала на данном этапе урока. 2. Учитель даёт задание для практической работы: Найти площадь прямоугольника, используя новую единицу измерения. Резервный номер: с. 58 № 1.

Проверка : отчет ответственных. Вывод : результат у всех одинаковый.

Подведение итога работы на данном этапе урока.

Учитель просит вспомнить, чем дети занимались и сформулировать тему урока.

1.Самостоятельная работа. 1.Работают в группах, аргументируют свою точку зрения. В случае затруднения обращаются к теоретическому материалу учебника с. 58.

2.Работа с учителем. Делают вывод. Вывод: Квадратный сантиметр –это площадь квадрата, сторона которого 1 см. Площадь фигур измеряется квадратным см.

Осуществляют предварительную оценку. Проводят физминутку.

2.Самостоятельная работа.

Работа в группах. Выполняют задание: измеряют площадь прямоугольника с помощью квадратных сантиметров.

2.Работа с учителем. Высказывают свое мнение.

«Мы узнали, что такое кв. см.и научились измерять площадь фигур с помощью кв. см.» Формулируют тему урока: «Квадратный сантиметр»

2. Работа участников мастер-класса в роли обучающихся. 3. Рефлексия и подведение итогов: - Самоанализ мастер-класса. - Обмен мнениями.

Приложение.

Самоанализ

мастер-класса