Сюжет, проблемы, образы одной из поэм М.Ю.Лермонтова.

/ / Демон

Демон стал центральным образом одноименной поэмы М.Ю. Лермонтова. В этом произведении он представлен не как страшное чудище – исчадие ада, а как прекрасное крылатое существо. Демон – это падший ангел, изгнанный с небес за неповиновение. А наказанием для него стали бессмертие и вечное забвение. Вечность он проводит в тоске и одиночестве, его переполняет злость и чувство ненависти к мирским делам.

На страницах поэмы Демон предстает перед нами в трех разных образах.

Сначала мы видим его как существо, которое устало от совершения злых дел. Его ничего не радует и не привлекает внимание. Но все меняется в один миг – он видит прекрасную танцующую девушку. Это была Тамара.

Демон понимает, что поддался земному чувству любви. Он очарован красотой девушки. Демон не хочет снова творить зло. Он пытается избавиться от своего вечного одиночества, он пытается обрести счастье, освободится от проклятий. Услышав песню Тамары, опьяненный чувством любви, Демон проливает слезу, но его слеза не простая, она прожигает камень у монастырской стены.

Злой дух понимает, что его любовь погубит Тамару. Но его цель скинуть оковы вечного проклятия, вернуться в рай, пусть даже ценой жизни ни в чем не повинной девушки.

После того, как Тамара умирает, между ангелом-хранителем и Демоном разворачивается битва за душу девушки. Ангел побеждает, и душа Тамары отправляется в рай.

А Демон остался ни с чем. Он все также одинок. У него нет ни любви ни веры, осталась только вечность.


В поэме Лермонтова образ Демона показан весьма необычно: это не злой, отвратительный и уродливый посланец ада, а прекрасное, крылатое существо. Лермонтовский Демон – это не сатана, а скорее падший ангел, который был низвергнут с небес за неповиновение и мятеж. За свое преступление Демон наказан бессмертием и лишен дара забвения. Он тоскует по утраченному раю, жаждет мести, испытывает лишь презрение к ничтожному и суетному человеческому роду – все это, а еще, невыносимое одиночество изгоя толкает Демона на непрерывную борьбу со всем божьим миром, на равнодушное и какое-то усталое совершение зла.

В поэме Демон предстает перед нами в трех различных образах. Первый – скучающий Демон, уставший от совершения злых дел. Второй – возродившийся Демон, впервые увидевший молодую грузинку Тамару. Ее пленительный, живой образ, представший взору Демона в момент летящего счастливого танца, неожиданно трогает его заблудшую душу, порождая в ней необъяснимое волнение. Демон не ставит перед собой цель совершить очередное зло, погубив соблазненную душу Тамары. Это своего рода протест против установленного Богом порядка, Демон пытается изменить свою судьбу, он хочет уйти от заслуженного наказания и избежать тягостной вечности со злом наедине. Демон страстно желает обрести новую, счастливую жизнь, избавиться от проклятия и вновь вернуться в рай.

Божественное пение монахини Тамары пробуждает в духе настоящую, земную любовь, и на его глазах появляются слезы (таков третий образ Демона). Но сами слезы его неземные. Одна слеза, упав на камень возле стен монастыря, прожигает его. Эта красноречивая деталь напоминает о том, что любовь злого духа опасна, греховна и погибельна для беззащитной смертной женщины. Но Демон, желая избавиться от проклятия и спастись любой ценой, готов принести в жертву безгрешную, юную душу монахини.

Соблазненная Тамара погибает. А между Ангелом и Демоном начинается борьба за душу девушки. Демон хочет забрать ее себе, но Ангел, отпуская ей все грехи за страдания и искреннее чувство, открывает для юной души ворота рая. Демон вновь остается наедине со своим одиночеством в мрачном и холодном мире зла.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2012-05-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Образ демонического героя

в поэме «Демон»

Цель урока : расширить знания о творчестве, помочь студентам понять образ главного героя поэмы «Демон».

Задачи :

Обучающие:

1. познакомить обучающихся с понятиями «демонизм», «демоническая личность», выявить черты демонического героя в лирике Лермонтова;

Развивающие:

1. продолжить развитие навыков анализа поэтического текста, умения воспринимать, истолковывать, интерпретировать литературный текст;

Воспитывающие:

1. продолжить формирование «человека культуры» через знакомство обучающихся с классикой мировой культуры;

2. продолжить воспитание духовно-нравственных ценностей

Тип урока : урок изучения нового материала

Методы : беседа, использование художественного слова, использование иллюстраций, мультимедийной презентации

Формы : групповая, фронтальная

Оборудование: Портрет М. Лермонтова, репродукции картин М. Врубеля «Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный», текст поэмы «Демон»; аудиозапись: Р. Вагнер «Полет Валькирий», мультимедийная презентация, мультимедийное оборудование: компьютер, проектор, экран.

Межпредметные связи : мировая художественная культура

Компетенции, формирующиеся у обучающихся в ходе урока: коммуникативная (устная коммуникация/публичное выступление), информационная (извлечение информации, обработка информации)

План урока :

Организационный момент. Объявление темы урока, цели. Анализ произведения. Работа с репродукциями картин. Общие выводы по уроку. Выставление и обоснование оценок. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово преподавателя.

В мировом искусстве есть образы, волнующие умы людей на протяжении многих веков. Со временем они меняются, но не исчезают. Все новые и новые поколения поэтов, художников, композиторов обращаются к ним, чтобы разгадать тайну и сказать свое слово. Демон – один из таких образов.

Сегодня на уроке мы будем говорить о самом загадочном и противоречивом образе в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова – образе Демона. Анализируя поэму, слушая друг друга, мы должны будем составить портрет демонического героя в поэме Лермонтова, также внимательно рассмотреть репродукции картин М. Врубеля, соотнести Демона Лермонтова и Врубеля. Цель нашего урока : расширить знания о творчестве, попытаться понять образ главного героя поэмы «Демон»

Запишем тему нашего урока в тетрадях: «Образ демонического героя в творчестве ».

III. Анализ произведения.

Звучит музыка Вагнера «Полет Валькирий».

– Какие ассоциации у вас вызывает слово «демон»?

Студенты отвечают.

– Как понимался этот образ в эпоху античности, в христианской мифологии?

Студенты отвечают на вопросы (опережающее домашнее задание)

Студенты отвечают: Одно из первых упоминаний о Демоне относится к античности, где «демоническое» знаменует самые разнообразные человеческие порывы-стремления к знанию, мудрости, счастью. Это двойник человека, его внутренний голос, часть его «непознанного» я. Для древнегреческого философа Сократа «демоническое» сопряжено с познанием самого себя.

Библейский миф гласит о демоне – падшем ангеле, возгордившемся своим могуществом и взбунтовавшемся против Бога. Демоны – падшие ангелы, которые служат сатане. Согласно Святому Писанию, они обладают силой, но ограничены Богом в своих действиях.

Демон как дух отрицания в средневековых легендах, в стихотворениях. Здесь демон – двойник сатаны, «враг человеческий». В древнегреческой мифологии: демон – дух, который может обладать как положительными, так и отрицательными качествами.

Давайте обратимся к истории создания и публикации поэмы «Демон» (смотрят видеофрагмент)

Что мы узнали из просмотренного видеофрагмента? Сколько лет работал над поэмой? Менялось ли содержание поэмы?

Студенты отвечают

Итак, каков же Демон Лермонтова? Перескажите кратко сюжет.

Как вы понимаете первую строку («Печальный демон, дух изгнанья…»)?

Студенты отвечают: Определение «печальный» погружает нас в мир человеческих переживаний: Демон наделён способностью к страданью. Но «демон», «дух изгнанья» – бесплотное созданье, чуждое «грешной земле». Вместе с тем «дух изгнанья» – персонаж библейской легенды (в прошлом «счастливый первенец творенья», изгнанный из «жилища света»).

– Каким вы увидели Демона в поэме «Демон»? Найдите описание характера, поступков героя; выберите все «за» и «против», относящиеся к характеристике Демона. Назовите основные черты. И пока каждый из вас устно характеризует Демона, остальные записывают его характеристику в таблицу.

Положительные черты

Отрицательные черты

– Можем ли мы сказать, больше положительного или отрицательного начала, добра или зла, ангельского или сатанинского заложено в характере, поступках героя?

Студенты отвечают.

Вывод: в основе образа – противоречие, конфликт между добром и злом. Понятия добра и зла не абсолютны, порой пересекаются одно в другом в разных обстоятельствах.

Беседа по вопросам.

– Что происходит с Демоном, когда он видит Тамару? (Чтение фрагмента 9 главы 1 части)

– Как вы думаете, возможно ли возрождение Демона? (Чтение эпизода гибели жениха Тамары)

– Каков же Демон во 2 части поэмы?

– Почему действие 2 части перенесено в монастырь?

– Что значит для Тамары уход в монастырь?

– Что чувствует Демон там?

Анализ эпизода клятвы Демона.

Чтобы лучше понять образ Демона, необходимо услышать его голос. (Ученик выразительно читает отрывок с клятвой) Какие интонации вы слышите? Выпишите ключевые слова.

(«Царь познанья и свободы, враг небес, зло природы, новый ангел в блеске новом, раб твой, кого никто не любит)

– Отчего Демон презирает человеческую любовь, само существо человека? Чем соблазняет он Тамару?

Студенты отвечают: Любовь Демона открывает Тамаре «пучину гордого познанья», она отлична от «минутной» любви человека. Клятва героя пропитана презрением к человеческому прозябанию на земле, «где нет ни истинного счастья, ни долговечной красоты».

Как мы с вами видели, в поэме происходит противостояние Демона и Бога. В чем его смысл?

– Какую роль в поэме играет Ангел?

– Сравните 2 эпизода: встреча Ангела с героем в келье и на небесах.

Любовь Демона противоречива, как и его натура. Клятва в келье – отречение от злых стяжаний и средство обольщения. В любви его слились человеческое волнение, порыв, «мечта безумная», жажда возрождения и вызов Богу. Как персонаж Бог не появляется ни разу. Но его присутствие безусловно, именно к нему обращает свой бунт Демон. На протяжении всей поэмы к Богу мысленно устремляется и прекрасная дочь Гудала. Уходя в монастырь, она становится Его послушницей, Его избранницей. От имени Бога в поэме действует Ангел, бессильный на земле, он побеждает Демона на небе. Первая встреча с Ангелом в келье Тамары пробуждает в «сердце, полном гордыни» ненависть. Очевидно, что в любви Демона происходит фатальный поворот – теперь он сражается за Тамару с Богом:

Здесь больше нет твоей святыни,

Здесь я владею и люблю.

Отныне (или изначально) любовь Демона, его поцелуи настояны на ненависти и злобе. Страшен его образ, лишённый поэтического ореола, после «посмертной измены» Тамары:

Каким смотрел он злобным взглядом,

Как полон был смертельным ядом

Вражды, не знающей конца,

И веяло могильным хладом

От неподвижного лица.

– Кто побеждает в этом поединке?

– Можно ли сказать, что Демон повержен?

– Почему поцелуй Демона оказался смертельным для Тамары? Почему её душа отправляется в рай? В чём внутренний конфликт героя?

Промежуточные выводы.

Слово преподавателя.

Мотив демонизма, демонической личности был характерен для творчества Лермонтова. Демоническая личность – герой умный, сильный, гордый, возвышающийся над остальными, играющий «демоническую» роль в их судьбах. Это трагический герой, отвергнувший мир и отвергнутый миром, живущий без любви, без дружбы, без надежды.

Образ Демона волновал не только поэтов, но и художников, композиторов. Решающую и трагическую роль сыграл он в жизни и творчестве гениального художника к. XIX – нач. XX века М. Врубеля.

IV. Работа с репродукциями картин.

1. «Демон сидящий».

– Что вы видите на картине? Какой образ возникает? Какие краски использует художник?

Сидящий Демон молод, и его печаль незлобна, им владеет только тоска по живому миру, полному цветения и тепла, от которого он отторгнут. Цветы же, которые его окружают, холодные, каменные цветы: художник подсмотрел их формы и краски в изломах горных пород с их причудливыми вкраплениями и прожилками. Передано то странное состояние души, когда охватывает чувство бесконечного одиночества и кажется, что от всего окружающего ты отгорожен непроницаемой стеклянной стеной.

2. «Демон поверженный». Какой здесь возникает образ?

С этой картиной связывают болезнь художника (сумасшествие). Известно, что когда картина уже была выставлена, Врубель каждый день переписывал её.

Демон низринут в ущелье среди скал. Некогда могучие руки стали плетьми, жалко заломленными. Тело деформировано, крылья разметались. Вокруг упавшего лиловый мрак и голубые струи. Дико и жалко лицо падшего с мучительно искривлённым ртом, хотя в его венце ещё горит розовый отблеск.

Золото, сумрачно-синий, млечно-голубой, дымно-лиловый и розовый – все излюбленные цвета Врубеля образуют здесь феерическое зрелище. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел».

– Какой из Демонов Врубеля подходит к образу Лермонтова, почему?

V. Выводы.

Сегодня на уроке мы попытались понять образ демона и демонической личности в творчестве Лермонтова и живописи Врубеля. Зло всегда привлекательно для людей. Бес, дьявол, сатана, демон привлекают своей свободой, силой, бунтарством. Однако мы не должны забывать, что это силы зла, а они разрушают человека. Это видно и на судьбах героев литературных произведений, и на судьбах реальных людей.

Суть героя – в непримиримых противоречиях, в утверждении, что даже такие понятия, как Добро и Зло не абсолютны. Эти противоречия заложены в самой жизни. Человек получает способность к познанию и борьбе, а в душе каждого живет свой демон.

Демон появляется в поэме как дух изгнанья, летящий над грешной землей, бессильный оторваться от нее и приблизиться к небесам. Он изгнан из рая, сброшен с неба и оттого печален. Он сеет зло, но это не приносит ему наслаждения. Все, что он видит, приносит либо холодную зависть, либо презрение и ненависть. Ему все наскучило. Но он горд, он не способен подчиняться воле других, пытается преодолеть самого себя…

Неземная любовь помогает герою бороться со злом внутри себя, а его страдающая душа хочет примириться с небом, хочет веровать добру. Этот конфликт добра и зла похож на столкновение света с тьмой. В нем сливаются два начала, и он предстает перед нами, готовый повернуться лицом как к добру, так и к злу:

То не был ада дух ужасный,

Порочный мученик – о нет!

Он был похож на вечер ясный:

Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет!...

Душа, вечно балансирующая на грани «двойного бытия », как сказал:

О вещая душа моя,

О сердце, полное тревоги!

О, как ты бьешься на пороге

Как бы двойного бытия!

Выставление и обоснование оценок.

VI. Домашнее задание (на выбор).

А) Напишите сочинение на тему: «В чём внутренний конфликт Демона?»

Б) Рассмотрите репродукции и сделайте письменный анализ, ответив на вопрос: «Какой из «Демонов» М. Врубеля наиболее полно воплощает лермонтовский образ и почему?»

В) Нарисуйте свою иллюстрацию к поэме «Демон», подберите к ней строки из произведения.

«Демон» (1829-1841). Образ восходит к библейскому мифу об изгнании из рая, содержание которого свободно-поэтически переработано Лермонтовым. В повести Д.— персонифицированный человеческий дух, наделенный божественным бессмертием.

В характеристике Д. изначальный символический смысл приобретает его положение «изгнанника рая». Божье наказание состоит в том, что Д. обречен на скитания и вечное одиночество. Д., как «дух отрицанья», «дух сомненья», наделен исключительной зоркостью в отношении несовершенства мира. Его положение трагично: по своей природе он ничего не может принять на веру (до опыта), а в результате опыта (познания) разрушается целостность познаваемых явлений. Как некая мировая субстанция Д. выступает источником зла, но пребывает в постоянном взаимодействии с противоположным началом. Превращенный ангел, он помнит о временах райского блаженства. В сущности, представляемое Д. зло — это месть миру за его нетождественность идеалу красоты и совершенства. Следует добавить, что Д. Лермонтова не совпадает с христианско-библейскими источниками, не равен Люциферу или Сатане. Он — индивидуальный миф русского поэта.

В основу повести легла идея о возможной перемене участи отщепенца Д. К началу действия Д. не удовлетворен предназначенной ему в мире ролью сеятеля зла, он утомлен и недоволен («зло наскучило ему»). Внезапно в его душе вспыхивает к земной женщине — грузинке Тамаре. Сюжет строится на взаимодействии двух самостоятельных лиц — таинственного духа и обольщаемой человеческой души. Масштаб и напряженность чувств Д. соответствуют его безумной идее преодолеть божье проклятие, а символическим условием возвращения в утраченный рай является осуществление абсолюта в любовных отношениях с Тамарой.

Характеризуя личность Д., Лермонтов выделяет в нем две определяющие черты: загадочную непостижимость и небесное очарование , перед которым не может устоять земная женщина. «Материализация» Д., воплощение духа в реальное существо дается в восприятии Тамары. Вопрос о реальности Д.— важнейший. Несомненно, для самого Лермонтова Д.— не призрак, не болезненная фантазия, но воплощение духа в осязаемых и видимых формах.

Д. является земной Тамаре в ночное время, в ее снах. Он соотносится со стихией воздуха и проявляется как дыхание и «голос». Внешняя характеристика Д. отсутствует. Подобно фантому сновидений, он не только бесплотен, но и промежуточен по состоянию. В восприятии Тамары «ои… похож на вечер ясный: ни день, ни ночь,— ни мрак, ни свет!». В ее видениях Д. «скользит без звука и следа», «сияет тихо, как звезда», «зовет и манит». Тамару тревожит его «волшебный голос», «чудная нежность речей». Погубив своего соперника, жениха Тамары, Д. прилетает к ней навевать «сны золотые». Его песня (колыбельная по жанру) волшебным образом освобождает Тамару от земных тревог. Д. поет о жизни «неуловимых облаков», что в небе «ходят без следа». Отсутствие цели, безвольность движения, бесслед-ность исчезновения, безучастность ко всему пребывающему в мире — такие качества «облаков» моделируют своего рода идеальную форму существования. Эта жизнь без затрат, противоположная земному бытию, вызывает грезы о невозможном покое. Д.— ночное божество, магия которого связана именно с ночным временем. В его «колыбельной» присутствует эта распространенная в романтической традиции поэтизация ночного мира: «звуков» тишины, веянья ветерка, распускания ночного цветка. Таким образом, Д. предстает демиургом утопической вселенной, которая властно притягивает Тамару звуковой гармонией, чувственно-телесными ощущениями блаженства.

В чем же демонизм (убивающее действие) «песен» Д.? Д. заражает душу Тамары тоской по тому, чего не бывает в действительности, обезволивает и внушает равнодушие ко всему земному. В его речах значительное место занимает отрицание жалкой краткой человеческой жизни, в которой невозможны «ни истинное счастье, ни долговечная красота». Отказаться от «земли», чего требует Д. от Тамары, на языке человеческих представлений означает этическое безразличие, губительное в мире людей. Д. развращает сердце Тамары новой красотой, в которой примиряются в странном единстве все оппозиции человеческого понимания мира: добро и зло, небо и ад. Смерть Тамары, которая поверила Д., проявляет до конца индивидуалистическую природу героя, сосредоточенного исключительно на своем положении и на своих страданиях. Эта смерть является одновременно разоблачением несостоятельности Д. и высшей точкой его отчаяния. Попытка героя вернуться к миру добра и красоты трагически оборвалась, и вину за неудачу Д. не может принять на себя одного.

Авторское отношение к герою сложно. С одной стороны, в произведении имеется автор-повествователь, рассказывающий «восточную легенду» из давних времен, точка зрения которого не совпадает с индивидуальными позициями героев и отличается широтой и объективностью. На разных уровнях текста осуществляется авторский комментарий судьбы Д., в том числе на уровне сюжетной организации. Развязка романтической истории — Д. убивает Тамару своей любовью — воспринимается как форма суда над героем.

С другой стороны, Д.— глубоко интимный образ поэта. Многие страстные медитации Д. перекликаются с лирикой Лермонтова и окрашиваются непосредственной авторской интонацией. Образ такого масштаба оказался созвучным исторической судьбе молодого поколения 30-х годов, к которому принадлежал Лермонтов. В Д. отразились неприкаянность этого поколения, его философские сомнения в правильности мироустройства, его искания абсолютной свободы, глубокая тоска по утраченным идеалам. В глубинах своего духа Лермонтов угадал и пережил многие стороны зла как определенного типа мировосприятия и поведения личности. Он угадал, например, демоническую природу мятежного отношения к миру при нравственной невозможности смириться с его неполноценностью. Лермонтов угадал также демонические опасности, таящиеся в творчестве, посредством которого человек может выйти из потока всего временного, преходящего, «мелкого», заплатив за это равнодушием к реальности. До конца жизни Лермонтов не смог освободиться от власти образа Д. над собой. Д. остался тайной. По мнению большинства исследователей, писавших о «восточной повести», Д. уходит из таким же непроясненным, каким входит в него.

Образ лермонтовского Д. был воплощен в опере А.Г.Рубинштейна «Демон» (1871-1872). В либретто П.А.Висковатова отсечены мотивы «познанья и свободы», вражды с небом, проигнорировано философское содержание поэмы. «Златокованый» лермонтовский стих значительно разбавлен низкопробными вставками. Огромный диапазон чувствований вселенского изгнанника сведен к обыденному любовному чувству, что превратило Д. в банального соблазнителя.

Сюжет, проблемы, образы одной из поэм М.Ю.Лермонтова.

«Демон» – поэма, над которой М.Ю.Лермонтов работал на протяжении всего своего творческого пути. Образ Демона владел
чувствами и мыслями поэта с четырнадцатилетнего возраста. Он много раз переделывал начатую поэму. Но с каждой новой
переделкой поэма становилась всё более художественной по содержанию и по форме.
В основе поэмы «Демона» – древний миф о гордом ангеле, восставшем против Бога. Сюжет поэмы не сложен. Основное место в
поэме занимают монологи Демона, раскрывающие его мысли и чувства, описания природы, подробные изображения переживаний
героини – Тамары.
Демон, «печальный дух изгнанья», которому в жизни наскучило всё, видит смертную девушку, красавицу Тамару… Он очарован
ею. Охваченный чувством любви, он мечтает о возрождении. Ему кажется, что любовь Тамары приведёт его к добру, к правде.
Он проникает в монастырь, где после гибели жениха скрывается Тамара, и своими пламенными речами возбуждает к себе
жалость и сочувствие Тамары. Поцелуй Демона оказывается смертельным для Тамары. Демон пытается овладеть её душой, когда
светлый ангел уносит её в рай. «Она моя!» – восклицает Демон, но ангел отвергает его.

И проклял Демон побеждённый
Мечты безумные свои,
И вновь остался он, надменный,
Один, как прежде, во вселенной,
Без упованья и любви!..

Нетрудно убедиться в том, что отец Тамары и её жених – фигуры второстепенные. Главными героями являются Демон и Тамара.
Лермонтов называет Демона «духом познанья и сомненья» и наделяет чувством неукротимой гордости. Демон отрицает
существование гармонии в мире, с презрением смотрит на несчастный род людской и находится в непрерывной и вечной борьбе
с божеством. Он горд и одинок, замкнут в своих переживаниях, и холод одиночество причиняет ему безграничное страдание.
Это – символ индивидуализма. Но если Демон является символом, то естественно видеть и в образе Тамары нечто
символическое. Иначе вся поэма обратится в сказку, лишенную смысла и значения. В Тамаре сильно подчёркнута одна черта –
необычайная красота.

…Ни единый царь земной
Не целовал такого ока;
Гарема брызжущий фонтан
Ни разу жаркою порою
Не омывал подобный стан,
Ещё ничья рука земная,
По милому челу блуждая,
Таких волос не расплела.

Итак, Тамара – символ красоты. Влечение Демона к Тамаре – это отчаянная попытка замкнутого в себе индивидуалиста выйти
из состояния отчуждённости и вынужденного бездействия, найти в красоте отраду и забвение. Но любовь гордого
индивидуалиста заканчивается печально.
В развязке выступает «Ангел» – символ противоположных Демону начал: любви и прощения. Появление Ангела подчёркивает всю
безысходность положения Демона: на пути, по которому он идёт, на пути индивидуализма, когда собственное «я» ставится в
центре всего существующего, нет ни счастья, ни живой деятельности.
Образ Демона является двойственным. С одной стороны в нём воплощено отрицание всего косного, отрицание человеческой
пошлости, ограниченности, устаревших авторитетов, преданности старым устоям и традициям. Демон произносит страстную
речь, в которой клеймит земную жизнь,

Где нет ни истинного счастья,
Ни долговечной красоты,
Где преступленья лишь да казни,
Где страсти мелкой только жить,
Где не умеют без боязни
Ни ненавидеть, ни любить.

В этих словах многие справедливо видели характеристику современного им дворянского общества.
Но взамен «жалкого света» , отрицаемого Демоном, он не обещает Тамаре безмятежного благополучия. Он зовёт её в тот мир,
где она будет жить полной, истинно человеческой жизнью, где ждёт «иное страдание», «иных восторгов глубина». Он обещает:

Пучину гордого страданья
Взамен открою я тебе…

И содержание речей Демона, и горячее чувство, которым они насыщены, привлекают нас к герою поэмы. И всё же Демон в
поэме осуждён.В нём осуждён его крайний индивидуализм. Он презирает людей. Мечтая о любви Тамары, которая должна спасти
его от страшной многовековой тоски, дать смысл его существованию, Демон думает только о себе. Его любовь к Тамаре
целиком эгоистична. Вот почему он не может дать счастья ни ей, ни ему, и после попытки овладеть ею он вновь обречён на
скитания.
В романтическом образе Демона отразились и различные черты некоторых людей лермонтовской эпохи: резко отрицательное
отношение их к отжившим устоям и авторитетам, сочетавшееся в них с гордой замкнутостью, с крайним индивидуализмом.
Но одновременно в Демоне остались черты неотразимо-привлекательные: протест против деспотизма, откуда бы он ни исходил,
порыв к свободе, неустрашимая мысль.
Современники Лермонтова воспринимали его поэму как призыв к освобождению и как осуждение существующих общественных
условий. Увлечение «Демоном» было велико: он в рукописях ходил в публике, как некогда ходило «Горе от ума».
По словам одного из известных критиков того времени, все увлеклись так «Демоном» потому, что пафос его есть с «небом
гордая вражда».

Задачи и тесты по теме "Сюжет, проблемы, образы одной из поэм М.Ю.Лермонтова."

  • Формы слова. Окончание. Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова - Состав слова 3 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

  • Синтаксис и пунктуация - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку