Технологические системы учебно производственного процесса. Процесс формирования навыков

  • GNU(рекурсивный акроним от GNU’s Not UNIX - «GNU - не Unix!») - это проект создания свободной UNIX-подобная операционной системы, открытый в 1983 году Ричардом Столлмэном.
  • I. Декларация-заявка на проведение сертификации системы качества II. Исходные данные для предварительной оценки состояния производства
  • I. Особенности формирования отраслевой системы оплаты труда работников учреждений здравоохранения
  • II. Становление и развитие системы общественного призрения
  • II. Структура Системы сертификации ГОСТ Р и функции ее участников
  • IV Этап. Завершение формирования колониальной системы. Конец XIX – начало XX вв.
  • Производственное обучение- это подготовка учащихся к непосредственному практическому осуществлению определенных трудовых процессов на основе полученных знаний. Производственное обучение является учебно- производственным процессом, т.е. содержит элементы учебного и производственного (трудового) процессов во взаимасвязи.

    Под системой производственного обучения понимаются исходные положения, принципы, подходы, определяющие порядок формирования содержания производственного обучения, группировку его частей и последовательность овладения ими учащимися. С учетом принятой системы производственного обучения определяются формы, методы и средства его осуществления. Таким образом, в системе производственного обучения заложена общая концепция процесса производственного обучения.

    Развитие системы производственного обучения в определенной степени характеризует и иллюстрирует историю развития профессионального образования.

    Исторически первой возникла предметная система.Ученик выполнял набор типичных работ, характерных для осваиваемой им профессии. Сложность работ постепенно возрастала. Ученик не знакомился специально с правилами выполнения отдельных трудовых приемов, а старался лишь копировать трудовые действия обучающего.Основной недостаток - в результате такого обучения ученики не могут использовать свои знания и умения для выполнения новой, незнакомой им работы и вынуждены заново обучаться в процессе выполнения каждой новой работы.

    Разделение труда рабочих привело к дроблению технологического процесса на операции. Появилась операционная система профессиональной подготовки, созданная в последней четверти XIX в. группой работников Московского технического училища во главе с Д.К. Советкиным. операционная система-не приковывала учеников к определенному ряду изделий, работ, а вооружала их в рамках профессии универсальными знаниями и умениями. Недостаток-Освоение операций происходило, как правило, в процессе выполнения учебных работ, т. е. труд учеников не носил производительного характера. не предусматривает формирования умений организации труда, планирования последовательности применения операций, без чего рабочий не может считаться подготовленным к труду в производственных условиях.



    В конце 20-х гг. в СССР получила распространение моторно-тренировочная система - так называемая система ЦИТ. В основу положены многократные тренировочные упражнения, имеющие целью научить обучающихся выполнять вначале элементы трудовых движений, затем на основе отработанных трудовых движений отрабатываются трудовые приемы и операции. При обучении по системе ЦИТ широко применялись различные тренировочные приспособления и устройства, имитирующие реальные трудовые процессы. Предполагалось, что благодаря многократному механическому повторению можно «обучить» мышцы выполнять определенные движения и вырабатывать соответствующие навыки без непосредственного участия сознания. Такой подход к обучению не встретил широкой поддержки, и от него впоследствии отказались. Достоинство моторно-тренировочной системы состоит в том, что в ней впервые разработана и примененапоследовательность формирования трудовых умений и навыков: трудовой прием – трудовая операция - трудовой процесс.

    операционно-комплексной системе. Обучение по операционно-комплексной системе состоит в том, что учащиеся сначала осваивают последовательно две-три операции, а затем выполняют комплексные работы, включающие эти операции. Далее они приступают к освоению новых групп операций, после чего выполняют работы комплексного характера, требующие применения всех ранее изученных операций. Главный недостаток операционно-комплексной системы - сложность организации изучения операций в процессе производственного труда учащихся.



    предметно-технологическая система. В основу системы производственного обучения положена предметная структура. Основная учебная единица - объект работы (деталь).Сущность производственного обучения состоит во всестороннем и полном изучении трудовых приемов, операций и процессов, применяемых при обработке типичных для данной профессии изделий-деталей, включенных в учебную программу в порядке возрастания сложности. Детали при этом разделяются на классы, подклассы, группы и типы в зависимости от их назначения, геометрической формы, технологических и трудовых процессов.

    проблемно-аналитическая система. Исходные положения этой системы: современное производство требует от рабочего развитых умений наблюдать за ходом технологического процесса, регулировать работу машин, агрегатов, приборов, обслуживать группу рабочих мест. Труд такого рабочего носит универсальный характер и требует серьезных технических знаний, в профессиональной деятельности его на первый план выдвигается интеллектуальная деятельность.

    конструкторско-технологическая система, разработанная для применения в общеобразовательной школе в процессе трудового обучения. Ведущей идеей этой системы является сочетание исполнительской и творческой деятельности учащихся. Учащиеся ставятся в такие условия, когда непосредственному изготовлению объекта труда должна предшествовать разработка его конструкции и технологии обработки, изготовления. В процессе трудового обучения учащиеся не только выполняют определенные практические трудовые действия, но и решают возникающие в связи с этим технические и технологические задачи.

    Рассматривая вопрос о системах производственного обучения, необходимо подчеркнуть, что в реальных условиях производственное обучение по многим профессиям строится с применением нескольких различных систем на различных его этапах.

    Введение.

    Трудовое обучение – это часть всего учебно-воспитательного процесса в школе, оно служит всестороннему и гармоническому развитию личности учащихся, подготовке к практической деятельности. Роль трудового обучения в умственном воспитании обуславливается тем, что в труде у человека расширяется круг восприятия и представления, совершенствуются познавательные способности, формируются основные процессы умственной деятельности (анализ, синтез, индукция, дедукция), вырабатывается умение самостоятельно приобретать знания и применять их на практике.

    В связи с этим апробировались различные система обучения.

    Цель. В процессе трудового обучения школьников приучить к самостоятельности и настойчивости в решении трудовых задач, вооружить умением планировать и выполнять комплексные работы.

    В соответствии с целью исследования были выдвинуты следующие задачи:

    • Изучить литературу по данному вопросу.
    • Разработать инструкционные карты по темам уроков.
    • Экспериментальным путем доказать эффективность использования операционно-комплексной системы обучения на уроках швейного дела в 10-11 классах.

    Предмет исследования - процесс применения различных систем обучения.

    Объект исследования – процесс обучения учащихся на уроках швейного дела в 10-11 классах.

    Гипотеза исследования заключается в том, чтобы повысить у учащихся:

    • уровень знаний умений и навыков;
    • интерес к изучаемому предмету;
    • способность к самостоятельному решению трудовых задач;

    Ожидаемые результаты:

    • умение учащихся использовать инструкционные каты на уроках;
    • самостоятельное составление технологических карт;
    • самостоятельное изготовление комплексных работ.

    Методы исследования:

    • подобрать систему обучения при работе в классах с различной часовой нагрузкой;
    • адаптировать производственную систему обучения в условиях школы;
    • проверка знаний учащихся в ходе выполнения комплексной работы;
    • завершение выбора системы обучения и оформление его в виде доклада.

    Глава 1. Теоретическая часть.

    1.1. Системы производственного обучения.

    Системой производственного обучения называется содержание и структура производственного обучения, отраженные в соответствующих программах, а также последовательность усвоения знаний умений и навыков.

    Системы производственного обучения:

    1. Предметная.
    2. Операционная.
    3. ЦИТ (центральный институт труда).

    Предметная система обучения.

    Учащиеся, по этой системе, изготавливают отдельные изделия с начала и до конца под руководством учителя. В начале простые изделия, затем все сложнее и сложнее.

    Достоинства:

    • учащихся заинтересованы в работе потому, что они создают нужные вещи;
    • возможность самостоятельно выбирать различные способы и методы труда.

    Недостатки:

    • трудно подобрать изделия по сложности изготовления (сначала сложные, потом простые);
    • обучение длительное и малоэффективное;
    • эта система исключает проведения упражнений по отдельным приемам и операциям.

    Операционная система обучения.

    Русский инженер-механик Советкин, преподаватель Московского технического училища, изучая работу рабочих пришел к следующему выводу. Зачем учить учащихся выполнять отдельные изделия лучше изучить все приемы и операции и тогда этот учащийся сможет выполнять любую работу.

    Советкин разработал программу обучения, где расположил отдельные операции в зависимости от сложности, подобрал изделия, в которых встречаются изучаемые операции.

    Достоинства:

    • хорошо усваиваются отдельные операции (закрепляются основы мастерства);
    • последовательность обучения;
    • сокращается срок обучения;
    • связь теории с производственным обучением.

    Недостатки:

    • учащиеся изучают операции отдельно одна от другой, не увязывая в единый технологический процесс;
    • интерес у учащихся снижается, так как они не делают законченных изделий;
    • учащиеся выполняют операции на негодных кусках материала.

    ЦИТ (Центральный институт труда).

    Обучение по системе ЦИТ заключается в том, что трудовые приемы и операции разбивают на отдельные элементы и каждый элемент заучивают до автоматизма, используя при этом письменные инструкции и тренажеры.

    Достоинства:

    • правильное построение трудовых приемов и операций;
    • организация рабочего места и стойки (позы);
    • высокая производительность труда, у учащихся вырабатываются прочные умения и навыки.

    Недостатки:

    • недооценка теоретических знаний необходимых для сознательного и производительного труда.

    Операционно-комплексная система обучения.

    При обучении по этой системе учащиеся изучают несколько простых операций, затем на изученные операции выполняют комплексную работу, затем снова изучают операции более сложные и снова на изученные операции выполняют комплексные работы и т.д., пока не изучат все операции, затем учащиеся выполняют только комплексные работы.

    Достоинства:

    • обучение предусмотрено в учебных мастерских, а затем на предприятиях;
    • тесная связь теоретического обучения с производственным;
    • обучение на основе производительного труда (что делаем, то подаем);
    • обучение на основе современной технике и технологии (что новое применяется, то и изучается, если устарело, его не изучают).

    1.2. Обоснование выбора систем обучения в классах

    Учение занимает важное место среди основных видов человеческой деятельности. Успешность его связана с наличием как общих, так и специальных (предметных) знаний и умений, положительных мотивов, обеспечивающих познавательную активность.

    Умение – совокупность знаний и навыков, обеспечивающая возможность выполнения определенной деятельности или действия в определенных условиях (К.К. Платонов). Это не любые действия, но лишь такие, которые выполняются успешно, наиболее оптимальным спосбом.

    Что конкретно входит в содержание умения учиться? Усвоенные способы учебной деятельности, включающие как общие (общеучебные) умения, применяемые при изучении всех или многих учебных предметов, так и специальные (предметные) учения, которые используются только в процессе изучения какого-либо одного предмета. Из всех известных нам классификаций учений наиболее упорядоченной и пригодной для использования в практике представляется классификация Кулибабы И.И., по которой все умения можно представить в виде трех групп:

    1) специальные (предметные) умения;

    2) умения рациональной учебной деятельности;

    3) интеллектуальные умения.

    К интеллектуальным относятся умения анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать и другие «приемы логического мышления» (Н.Ф. Талызина). Это, например, умение классифицировать, умение оппонировать и т.д. Сюда можно отнести и такие умения, которые выделены в психологии труда И.С. Якиманской, например, умение создавать пространственные образы и оперировать ими, умение наблюдать и др.

    К умениям рациональной учебной деятельности относят следующие: умение рационально читать текст, планировать и организовывать свою учебную деятельность, управлять ею, контролировать результаты учебного труда, корректировать их. Следует отметить, что это группа умений направлена на самоорганизацию, саморегуляцию учебной деятельности.

    Планируя различные виды познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, необходимо целенаправленно выделять содержание и состав общеучебных и специальный умений.

    Большинство практических работ сопровождается специальной документацией: технологическими, инструкционными картами, карточками-заданиями, технологическими схемами и т.д. Это своего рода руководство к действию, поэтому важно научить школьников анализировать учебную технологическую документацию. С этого и должно начинаться выполнение практической работы.

    Информация по изготовлению различных изделий может быть представлена в виде схем и технологических карт. Чтобы обучить школьниц пользоваться этой документацией, следует ее проанализировать. Это делаться в ходе общей беседы, которой учитель напоминает, что анализ – это мысленное расчленение целого на части с целью раскрытия внутренних связей между ними. Синтез – мысленное или реальное соединение элементов в целое; позволяет в единстве с анализом переходить от частных понятий к более общим.

    Чтобы научиться проводить анализ и синтез, учащиеся могут проделать следующее:

    1) мысленно расчленять объект на составные части;

    2) постараться обнаружить в выделенных частях характерные особенности, детали;

    3) выявить существенные, причинно-следственные связи между отдельными частями;

    4) постараться ответить на вопрос: на основе чего происходит соединение изучаемых частей в единое целое?

    В ходе беседы выясняется, что технологическая карта по обработке того или иного узла включает в себя:

    1) перечень инвентаря, приспособлений,

    2) последовательность выполнения работы,

    3) качественные показатели.

    Кроме того, в технологической карте последовательность обработки дана поэтапная. Учитель подводит к тому, что все составные части технологической карты взаимосвязаны: указанный набор инвентаря и инструментов необходим для обработки.

    Итак, детальное рассмотрение технологической карты позволяет увидеть взаимосвязь предстоящих шагов. Именно умение соединить элементы единицы в единое целое является операцией синтеза, а анализ – это две взаимосвязанные стороны познавательной деятельности.

    Также в процессе трудового обучения необходимо развивать у учащихся способность воспринимать и чувствовать красоту и преобразующую силу труда, умение создавать красивые вещи.

    Успех может быть достигнут в том случае, если для трудового обучения и производительного труда учащихся созданы соответствующие условия: хорошая оснащенность орудиями труда, рациональная расстановка оборудования, соответствующая окраска помещения и т.п., но одно из значимых условия для учащихся является наличие общественно полезных заказов изделий, которые в дальнейшем будут носиться.

    Исходя из вышесказанного, мною была выбрана операционно-комплексная система обучения учащихся, т.к. она отвечает всем современным требованиям формировании знаний в процессе трудового обучения: обучение анализу и синтезу, обучение на основе производительного труда; тесная связь теоретического обучения с производственным. В процессе постепенного овладения знаниями у учащихся накапливается определенный багаж знаний. В последствии учащиеся самостоятельно могут использовать полученные знания при выполнении той или иной комплексной работы.

    Еще Макаренко А.С. говорил, что нет методов заведомо плохих либо хороших, только в системе педагогических средств может быть дана их объективная оценка, проверенная опытом. В ходе работы в разных классах я пришла к выводу нецелесообразности использования операционно-комплексной системы обучения в классах с двухчасовой нагрузкой в неделю. Это объясняется тем, что учащиеся за весь учебный год не успевают после изучения нескольких простых операций, выполнить комплексную работу. В связи с этим пропадает интерес к предмету, поэтому в классах с небольшой часовой недельной нагрузкой целесообразно использовать предметную систему обучения, но при обязательном использовании на уроках технологических карт, т.к. их использование формирует интеллектуальные умения (анализ и синтез).

    Опреационно-комплексная система обучения оправдала себя в профильных классах, с недельной нагрузкой шесть часов. Это приводит к следующему:

    1) соблюдению технологии, соответствия всем качественным показаниям;

    2) умению организовывать рабочее место;

    3) соблюдение дисциплины труда, правил санитарии и техники безопасности;

    4) выполнение работы самостоятельно в срок.

    Глава 2. Практическая часть.

    2.1. Применение операционно-комплексной системы обучения на уроках швейного дела в 10 –11 классах.

    операционных тем. Научить учащихся обращаться с инструментами, оборудованием, приспособлениями и подготавливать их к работе.

  • Научить учащихся правильно и рационально выполнять трудовые приемы.
  • Научить учащихся правильно выполнять трудовые операции.
  • Вводный инструктаж по всей теме проводится для того, чтобы открыть перспективы изучения темы, а также настроить учащихся на выполнение данных учебных заданий. На такой вводный инструктаж затрачивается от 7-10 мин. Он может быть:

    • по простой комплексной работе сообщается наименование темы и количество часов на изучение;
    • по сложной комплексной работе кратко ознакомить учащихся с содержанием темы: сообщить какие работы будут выполняться учащимися по всей теме, показать эти работы и дать краткую их характеристику; указать какой материал из пройденного следует повторить учащимся для лучшего усвоения темы.

    Вводный инструктаж по материалам урока по операционной теме.

    1. Сообщается тема и цель урока.
    2. Проверить теоретическую подготовку учащихся к уроку (задаются вопросы) Учитель задает вопросы краткие и опрашивает как можно больше учащихся. Вопросы задаются не сложные, учитывая способности учащихся.
    3. Объяснить организацию рабочих мест и порядок выполнения операции. Материал излагать учитывая подготовку учащихся методом рассказа-объяснения, используя при этом чертежи, инструкционные карты, образцы.
    4. Показать изучаемые трудовые приемы и операции. Демонстрация трудовых приемов и операций показывается подробно, каждый элемент и всю операцию в рабочем, замедленном и снова в рабочем темпе.
    5. Предупредить о типичных ошибках и способов контроля.
    6. Сообщить технику безопасности.
    7. Проверить, как учащиеся усвоили материал. Задавать самые сложные теоретические вопросы обязательно спросить технику безопасности, повторить приемы и операции учащихся, которые демонстрировал учитель. Желательно наиболее сложные вопросы повторить два раза для слабых учащихся.
    8. Желательно повторить показ трудовых приемов.
    9. Учащиеся приступают к выполнению заданий.

    Текущий инструктаж по операционной теме.

    При обходе рабочих мест учитель подходит к каждому учащемуся, учитывая индивидуальные способности, наблюдает за работой. Если учащиеся допускают ошибки, останавливают работу, и при помощи наводящих вопросов добиваются, чтобы сам учащийся нашел ошибку и исправил ее, если учащийся не может найти ошибку или исправить, мастер практически показывает трудовой прием и операции. Если учащийся справляется с заданием, необходимо похвалить и инструктировать следующих учащихся.

    Заключительный инструктаж по операционной теме.

    1. Подвести итоги за рабочий день. Обычно проводится методом беседы. При разборе работ можно вызвать наиболее подготовленного учащегося, чтобы он дал характеристику данному изделию. Указал ошибки и как их исправить, указал причины, которые повлияли на ошибки.
    2. Разобрать работы учащихся (2 – 3 изделия), в которых допущены более часто повторяющиеся ошибки, и 1 – 2 отличные работы. Учащемуся, отлично выполнившему работу, предлагается объяснить, как он выполнял предложенное задание или наоборот вызвать худшего учащегося, чтобы он разобрал лучшую работу.
    3. Сообщить оценки за данный урок.
    4. Сообщается тема следующего урока.
    5. Домашнее задание. Повторить теоретический материал, который нужен к следующему уроку.

    Задачи, стоящие перед учителем при изучении комплексных тем. Учитель должен закрепить у учащихся умение и навыки по заранее изученным операциям и научить их сочетать эти операции в различных работах.

  • Совершенствовать умение и навыки по ранее изученным операциям.
  • Формирование умений и навыков самостоятельно планировать технологические процессы.
  • Учитель должен приучить учащихся выполнять работу в более быстрых темпах, вводить нормы времени.
  • Учитель должен предъявлять более повышенные требования к качеству работы.
  • Вводный инструктаж по материалам урока по сложным комплексным работам.

    1. Сообщить тему и цель урока.
    2. Повторить материал необходимый для изучения темы урока.
    3. Разобрать чертежи, инструкционные карты и указать технологические требования к работе.
    4. Объяснить последовательность выполнения работы (часто работа рассчитана на несколько уроков, поэтому на первом уроке учитель кратко объясняет весь технологический процесс и подробно то, что будет делаться на уроке, опережая объяснение на один–два часа работы учащихся). Изложение материала проводится методом беседы, мастер показывает самые сложные трудовые операции, где учащиеся могут допустить ошибки, или операции, которые учащиеся ранее не изучали.
    5. Показать и объяснить наиболее сложные приемы и операции. К показу могут привлекаться учащиеся, показ постепенно приобретает второстепенный характер, поэтому время на вводный инструктаж уменьшается. Основное внимание на вводном инструктаже учитель заостряет на качестве работы и на выполнении нормы времени.
    6. Указать на типичные ошибки, меры их предупреждения, объяснить и показать способы контроля качества работы.
    7. Дать необходимые указания по технике безопасности.
    8. Проверить, как учащиеся усвоили материал вводного инструктажа.

    Текущий инструктаж по материалам урока по комплексным работам.

    Коллективный текущий инструктаж по комплексным работам.

    Проводится, когда учащиеся допускают одну и туже ошибку. Остановить работу всей группы, позвать к своему рабочему месту, указать на ошибку и разобрать причины возникновения этой ошибки. Подробно показать трудовой прием или операцию, где была допущена ошибка. Опросить учащихся, если всем понятно, приступают к выполнению задания.

    Индивидуальный текущий инструктаж.

    Чаще всего проводится способом целевого обхода рабочих мест.

    При обходе рабочих мест, учитель ставит цели:

    • Проверить организацию рабочего места, все ли учащиеся приступили к работе;
    • Как учащиеся выполняют трудовые приемы и операции;
    • Как учащиеся используют контрольные и измерительные инструменты, правильно ли выполняют трудовые приемы и операции;
    • Как учащиеся пользуются учебно-технической документацией и соблюдают технику безопасности;
    • Принятие выполненных работ, проверка уборки рабочего места и хранения инструмента.

    Методика проведения текущего инструктажа по материалам урока по сложным комплексным работам.

    При выполнении комплексных работ у учащихся есть небольшой производственный опыт, поэтому при обходе рабочих мест, учитель вмешивается в работу учащихся лишь в тех случаях, когда нарушается техника безопасности и будет явный брак в работе.

    Учитель обращает внимание на качество работы, на соблюдение нормы времени, на технологический процесс, дает больше самостоятельности учащимся в использовании в работе приемов и способов труда.

    Заключительный инструктаж по материалам урока по сложным комплексным работам.

    Проводится методом беседы. Учащиеся под руководством учителя разбирают ошибки, допущенные в работе, причины их возникновения, как исправить. Лучшим учащимся предлагается рассказать технологические процессы, приемы и способы обработки изделий. Домашнее задание дается более сложное. Описать технологический процесс или выполнить инструкционно-технологическую карту по темам следующих уроков.

    Вводный инструктаж по сложным комплексным работам (учащиеся на одном и том же уроке выполняют различные работы).

    Схема проведения вводного инструктажа точно такая же, как по простым комплексным работам.

    Отличия заключаются в том, что в этих случаях вводный инструктаж проводится в два этапа:

    1. В начале проводится коллективный вводный инструктаж, где разбираются повторяющиеся элементы или работа, которую выполняют несколько учащихся, или наиболее сложная работа.

    2. Затем учащиеся приступают к работе, а учитель идет инструктировать тех учащихся, которые не получили объяснение на коллективном вводном инструктаже.

    Часто при выполнении сложных комплексных работах учащиеся встречаются с новыми приспособлениями и инструментами, с которыми они не работали, поэтому учителю нужно показать, как работать с этими инструментами и предупредить учащихся, что в начале может понизится качество выполняемой работы.

    Учебно-техническая документация.

    Для последовательного усвоения знаний, умений и навыков по операционно-комплексной системе обучения необходима учебно-технологическая документация, постоянно используемая на уроках. В эту документацию входят:

    • чертежи,
    • эскизы,
    • инструкционно-технологические карты,
    • технологические.

    Заключение.

    Можно сделать вывод о том, что выбранная система обучения оправдала поставленную цель: в процессе трудового обучения школьников приучить к самостоятельности и настойчивости в решении трудовых задач, вооружить умением планировать и выполнять комплексные работы. По результатам работы выдвинутая гипотеза в целом подтвердилась. Что при специальной организации учебного процесса возможно обучение учащихся при учете принципов трудового обучения:

    • деятельность учащихся на занятиях связывать не только с усвоением знаний, приобретением практических умений и навыков, но и с созданием материальных ценностей – общественно полезным, производительным трудом;
    • раскрывать естественнонаучные основы технологических процессов, показывать их всеобщий характер на конкретных примерах;
    • указывать на области применения отдельных технологических процессов в различных отраслях производства;
    • сравнивать технологические способы, осуществляемые в учебных мастерских и непосредственно на производстве;
    • формировать у учащихся общетрудовые умения.

    Для достижения поставленной цели были решены поставленные задачи. У учащихся значительно повысилась познавательная деятельность. Вырисовывается картина последовательного системного ознакомления учащихся со способами изготовления изделия, что в итоге позволяет осуществлять им осмысленный выбор для использования в конкретных условиях.

    Список литературы.

    1. Учителю трудового обучения. Методические рекомендации./В надзагл.: ЯРИУУ, Якутское отд.педобщесва РСФСР. – 1990 г.
    2. Поляков В.А., Ставровский А.Е. Общая методика трудового обучения в старших классах. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение. 1980 г.
    3. Основы методики трудового и профессионального обучения / В.А. Кальней, В.С. Капралова, В.А. Поляков; Под ред. В.А. Полякова. – М.: Просвещение, 1987.
    4. Обслуживающий труд в школе. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1972.
    5. Кулько В.А., Цехмистрова Т.Д. Формирование у учащихся умений учиться. М., 1983.
    6. Поспелов Н.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. М., 1989.
    7. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984.
    8. Пунский В.О. Азбука учебного труда. М., 1988.
    9. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.. 1975.
    10. Якиминская И.С. Формирование интеллектуальных умений и навыков в процессе производственного обучения. М., 1979.

    Традиционно упражнения называют основным методом производственного обучения.

    Вместе с тем во многих пособиях, в которых рассматриваются организация и методика производственного обучения, при толковании сущности упражнений как метода обучения имеют место определенные противоречия. С одной стороны, упражнения декларируются как "основной метод производственного обучения", с другой - при раскрытии системы упражнений рекомендуется правильно устанавливать их количество, целесообразно распределить во времени, отмечается, что непрерывные упражнения могут продолжаться до тех пор, пока происходит улучшение навыка и не наступит утомление.

    Это означает, что под упражнениями при таком их толковании понимается только практическая отработка первоначальных умений выполнять изучаемые трудовые приемы и операции, т.е. "тренировочные упражнения". То же, что происходит в процессе производственного обучения после освоения основ профессии, т.е. после проведения тренировочных упражнений, отнесено уже к другому методу - "самостоятельным работам" учащихся, где главной целью является не столько решение учебных задач, сколько выполнение учебно-производственных работ.

    Таким образом, утверждение, что упражнения являются основным методом производственного обучения, не соответствует раскрытию их сущности.

    В этой связи рассмотрим место и роль упражнений в процессе производственного обучения, исходя из того, что они действительно являются основным методом производственного обучения.

    В основу системы упражнений (а все многообразие упражнений составляет стройную систему) должны быть заложены их дидактические цели. Выше, при характеристике логики процесса производственного обучения, были выделены основные его дидактические цели, находящиеся в иерархической взаимозависимости: отработка правильности и точности выполнения трудовых действий; выработка скоростных показателей трудовых действий; формирование профессиональной самостоятельности; воспитание (формирование) творческого отношения к труду. При этом каждая последующая цель обязательно включает предыдущую; каждое предыдущее упражнение подготавливает выполнение последующего. Это обеспечивает системность в построении и системы упражнений, обеспечивает их преемственность, последовательнее поступательное продвижение учащихся в освоении основ профессионального мастерства.

    Для рассмотрения особенностей рациональной организации и методики руководства выполнением упражнений (а именно от этого зависит успешность производственного обучения в целом) необходимо их определенным образом классифицировать. Выделять виды упражнений по их дидактическим целям, т. е. по отработке правильности выполнения трудовых действий, точности, скорости, самостоятельности выполнения, воспитанию (формированию) творческого отношения к труду, нецелесообразно, так как достижение этих целей в учебном процессе происходит постоянно, на каждом этапе обучения, не "привязано" к какому-то определенному временному периоду учебного процесса, а такая "привязка" очень важна для эффективной организации процесса непрерывного обучения.

    Наиболее приемлемым основанием для классификации видов упражнений является их содержание на определенных периодах процесса обучения. По такому основанию можно выделить упражнения: по отработке элементов трудовых действий - трудовых приемов и способов; по

    освоению трудовых операций; по освоению выполнения целостных трудовых процессов; по управлению автоматизированными технологическими процессами.

    Как видно, при такой классификации эти виды упражнений "покрывают" весь процесс производственного обучения, так как производственное обучение - это и освоение приемов и способов трудового процесса, и освоение основных, характерных для профессии трудовых операций и видов работ, и совершенствование и развитие профессиональных умений и навыков в ходе освоения (выполнения) разнообразных целостных трудовых процессов, характерных для профессии, специальности, и освоение способов управления технологическими процессами (при обучении в основном профессиям аппаратурного труда).

    Таким образом, классификация упражнений на основе их содержания с учетом времени (периода) выполнения еще раз подтверждает дидактическое утверждение о том, что упражнения являются основным методом производственного обучения. Более того, исходя из такой классификации можно утверждать, что весь процесс производственного обучения - это последовательная цепь постепенно и постоянно усложняющихся упражнений , в процессе которых решаются все новые и новые учебно-трудовые задачи, достигаются новые дидактические цели.

    Вначале, при изучении трудовых приемов и операций, происходит отработка правильности трудовых действий, далее - достижение быстроты действий, точности, скорости, профессиональной,

    "сноровки"; при выполнении учебно-производственных работ, характерных для осваиваемой профессии (упражнения в освоении трудовых процессов, упражнения в управлении технологическими процессами), новыми задачами процесса производственного обучения, т.е. системы упражнений, является достижение заданной производительности труда, темпа, ритма работы, освоение различных вариантов сочетания технологических операций в реальном технологическом процессе, различных типичных и специфичных способов использования инструментов, приспособлений, приборов, механизмов и т.д. Постоянными, сквозными, все более усложняющимися целями и задачами является достижение трудовой самостоятельности, формирование технической культуры, овладение профессиональным творчеством, имеющим безграничное множество проявлений и уровней. Даже и без специально сформулированной учебной цели она в процессе производственного обучения присутствует всегда - накопление и совершенствование производственного опыта в различных его проявлениях.

    Таким образом, понятие о процессе производственного обучения как о последовательной цепи упражнений - не логический вывод, а реальное педагогическое явление .

    Рассматривая метод упражнений, необходимо иметь четкое представление о соотношений понятий "упражнения" и "самостоятельная работа учащихся", имея в виду, что эти термины часто употребляются рядом, что самостоятельную работу учащихся в ряде случаев относят к самостоятельному методу производственного обучения. Исходя из утверждения, что производственное обучение - это последовательная цепь упражнений, термин "самостоятельная работа учащихся" в понимании самостоятельного метода производственного обучения неправомерен. Самостоятельную работу учащихся следует рассматривать также как упражнения, характерные для периодов производственного обучения, когда учебная деятельность учащихся носит в значительной степени самостоятельный, т. е. независимый от мастера, характер. Ведущей дидактической целью при этом является отработка, формирование профессиональной самостоятельности учащихся в различных ее проявлениях. Таким образом, "упражнения" и

    "самостоятельная работа" учащихся соотносятся как целое и часть.

    Почему делается такой акцент на обосновании утверждения, что производственное обучение - это цепь, система постоянно усложняющихся взаимосвязанных упражнений? Потому что упражнения - это метод обучения, более того - собственно производственное обучение . Такое понимание процесса производственного обучения неизбежно приводит мастера к приоритету решения учебных задач над решением задач чисто производственных, к подходу ко всему процессу производственного обучения прежде всего как к процессу учебному. Сведение процесса производственного обучения к "самостоятельным работам" учащихся вольно или невольно

    "педагогически демобилизует" мастера, превращает его больше в организатора производительного труда учащихся, нежели в учителя их профессиональному мастерству. Как видим, такое чисто теоретическое рассуждение ведет к важным практическим выводам.

    Рассмотрим особенности каждого вида упражнений такой классификации.

    Упражнения в освоении трудовых приемов и способов

    Это в основном тренировочные, предварительные упражнения по освоению элементов, приемов выполнения трудовых операций.

    Ориентировочную основу выполнения таких упражнений составляют теоретические знания учащихся; демонстрация мастером соответствующих трудовых приемов и способов и необходимые пояснения при этом; описания и инструктивные указания и пояснения в инструкционной карте; изображение способа выполнения приема, вида работ на наглядном пособии - плакате, слайде, кино- видеофрагменте. Основная цель проведения указанных упражнений - формирование первоначальных умений учащихся правильно выполнять основные элементы трудового процесса - трудовые приемы и способы действия , соответствующие показанному мастером образцу и описанию в инструкционной карте. Такие упражнения являются, как правило, начальным этапом освоения новой операции или вида работы. Проводятся они обычно в течение небольшого отрезка времени - не более 1-2 часов проводятся путем выполнения чисто учебных работ, не имеющих производственной ценности (плитки, учебные валики, пластины, обрезки ткани, отходы проводов и т. п.) и заключаются в многократных повторениях разучиваемых трудовых действий (трудовых движений, установки, перестановки, настройки, регулировки, заправки, пробной обработки, сборки-разборки и т. п.).

    По мере освоения профессии и накопления опыта учащихся при переходе к изучению новой трудовой операции, предусмотренной учебной программой, упражнения по первоначальной отработке приемов и способов ее выполнения проводятся выборочно - только по отработке более сложных, новых по содержанию приемов и способов. Более простые и легкие для освоения элементы трудовой операции отрабатываются при выполнении операции в целом.

    Особую разновидность упражнений в освоении трудовых приемов и способов составляют упражнения по отработке правильной последовательности трудовых действий. Такие упражнения наиболее характерны при.освоении приемов включения-выключечния и управления машиной, наладки, настройки, регулировки, ввода данных, снятия показаний-результатов и т. п. технологических операций, где для получения положительного результата требуется алгоритмически четкая последовательность действий. При их проведении обычно вводное инструктирование в нарастающей профессии сочетается с собственно упражнениями. При этом при многократном повторении уже освоенной последовательности действий с добавлением каждый раз нового элемента целостного действия создается определенный стереотип соответствующей трудовой деятельности, который закрепляется в ходе упражнений.

    Упражнения в освоении первоначальных приемов и способов выполнения некоторых сложных по конструкции операций (преимущественно ручного труда) выполняются с использованием тренировочных приспособлений, имеющих устройства, сигнализирующие о правильности отработки трудовых движений.

    Упражнения в освоении трудовых операций, видов работ

    Цели проведения таких упражнений более сложные по сравнению с упражнениями по освоению трудовых приемов и способов. Они включают формирование у учащихся умений правильно и качественно выполнять все приемы и способы изучаемой операции в различных их сочетаниях в соответствии с показанным мастером образцом и рекомендациями инструкционной карты; расширение и совершенствование специальных знаний учащихся. В учебных программах производственного обучения на выполнение подобных упражнений ("операционных" тем программы) отводится сравнительно небольшое количество времени, достаточное только для первоначального овладения операцией в целом, имея в виду, что закрепление и совершенствование предварительно освоенных операций и видов работ, формирование прочных профессиональных умений и навыков будет осуществляться на более поздних этапах производственного обучения, когда основным средством производственного обучения (а следовательно, последующих упражнений) будут работы комплексного характера, включающие ранее освоенные основы профессии.

    Успешность выполнения упражнений в решающей степени зависит от руководства ими со стороны мастера производственного обучения. Применительно к упражнениям по освоению трудовых операций и видов работ цели такого руководства можно сформулировать следующим образом:

    • 1) добиваться, чтобы учащиеся выполняли разучиваемые трудовые действия с наименьшим количеством ошибок;
    • 2) добиваться, чтобы ошибки и недостатки учащихся обязательно устранялись настойчиво и до конца; ни в коем случае нельзя допускать, чтобы неправильные действия учащихся закрепились;
    • 3) обеспечивать такой процесс проведения упражнений, чтобы учащиеся постоянно продвигались из урока в урок в освоении профессии - это один из основных признаков упражнений как метода обучения.

    Методические приемы и правила рационального руководства на этом этапе обучения могут быть самыми разнообразными, в зависимости от места операции в общем процессе производственного обучения, от содержания упражнений, от реального уровня подготовленности учащихся, от педагогической квалификации мастера производственного обучения и др. Главным здесь является то, что мастер должен проявлять особую "педагогическую внимательность" и даже

    "педагогическую бдительность", чтобы не допустить педагогического брака, когда не все учащиеся достаточно хорошо усвоили азы профессии. Очень трудно, а подчас и невозможно наверстывать упущенное впоследствии, когда перед мастером встанут новые задачи технико-технологического характера, вольно или невольно отвлекающие его от решения задач собственно производственного обучения. Именно на этапе освоения учащимися основ профессии должно проявляться истинно педагогическое мастерство мастера производственного обучения.

    Упражнения в освоении трудовых процессов

    Это наиболее широко применяемый вид упражнений. Фактически после освоения основных приемов и операций, составляющих основу профессии, дальнейший процесс производственного обучения представляет собой упражнения по освоению трудовых процессов, ибо практическая часть содержания профессии - это выполнение определенных трудовых процессов - изготовления деталей и изделий, ремонта, обслуживания, наладки, регулировки оборудования, сборки, монтажа, пошива одежды, обслуживания покупателей и т. д.

    Важный дидактический вопрос: почему содержание учебно-производственной деятельности учащихся в этот период производственного обучения составляют упражнения? Ведь упражнения как метод производственного обучения - это многократные повторения определенных трудовых действий в целях их совершенствования. Когда речь шла об упражнениях в освоении трудовых приемов, операций, такого вопроса не могло возникнуть. Многократное повторение приемов и операций проводилось в целях их освоения и совершенствования, на это отводилось определенное время. Что же тогда при выполнении упражнений по освоению трудовых процессов многократно повторяется, что совершенствуется, в чем состоит суть упражнений учащихся?

    Выше уже подчеркивалось, что процесс производственного обучения есть прежде всего процесс обучения, и все, что делают учащиеся в рамках этого процесса, необходимо рассматривать с позиций решения учебных задач. Каковы же эти задачи в период выполнения учащимися разнообразных, типичных для соответствующей профессии, специальности учебно- производственных работ комплексного (т. е. сочетающего все ранее освоенные трудовые приемы, способы, операции, виды работ) характера?

    Во-первых, происходит дальнейшая отработка , совершенствование способов выполнения ранее освоенных трудовых приемов и операций, доведение сформированных при этом первоначальных умений до уровня навыков, автоматизированных компонентов умелой деятельности, что достигается путем многократного выполнения (повторения). Во-вторых, осваиваются типичные способы рационального объединения ранее отработанных трудовых операций в целостный процесс выполнения работ комплексного (законченного) характера. Причем освоение происходит не само по себе, этому надо учить. В-третьих, формируется и развивается профессиональная самостоятельность учащихся . Стихийно это также не может происходить, данным процессом необходимо управлять. В-четвертых, профессиональное мастерство учащихся - основная цель производственного обучения - это определенный уровень производительности

    труда. Она (производительность труда) не формируется спонтанно, в ходе выполнения работ, ее тоже надо специально формировать, применяя специальные методические приемы. В-пятых, учащийся - будущий квалифицированный рабочий, специалист, естественно, не может и не должен выполнять работы, применяя только те трудовые приемы и операции и в том их содержании (конструкции, последовательности выполнения, сочетаниях и взаимосвязях), в каком они были освоены им на начальных этапах обучения. Способы выполнения работ по мере овладения техническими навыками совершенствуются, учащиеся осваивают новые, передовые, высокопроизводительные приемы выполнения работ. По мере приобретения опыта они осваивают новые технологии, специальные виды работы и т. д. И всему этому их надо обучать. Поэтому отнесение к упражнениям всего процесса выполнения учащимися все усложняющихся производственных работ вполне оправданно.

    Кроме того, в этот период производственного обучения у учащихся формируются такие важные качества, характеризующие их профессиональное мастерство, как культура труда, творческое отношение к труду, экономическая целесообразность их учебного и производственного труда. Процесс их формирования, как и сугубо профессиональных качеств, требует особого внимания, особой целеустремленности как со стороны мастера, так и учащихся.

    Организация руководства в освоении учащимися трудовых процессов во многом определяется спецификой раскрытых выше учебных задач, а также содержанием выполняемых учебно- производственных работ. Общие подходы и правила такого руководства в целом те же, что и при руководстве упражнениями по отработке трудовых операций. Однако следует подчеркнуть, что характер указаний мастера учащимся в процессе текущего инструктирования по мере накопления ими опыта в значительной степени меняется - теперь от них все чаще требуется самостоятельно принять решения, самостоятельно проверять правильность выполненной работы и оценивать ее результаты.

    Особо следует подчеркнуть важность контроля правильности выполнения учащимися ранее изученных приемов, организации рабочих мест, безопасности труда. Эти показатели профессионализма имеют "сквозной" характер, и отрабатывать указанные элементы необходимо постоянно, на протяжении всего периода производственного обучения, на каждом его этапе. Правильность выполнения приемов и применение способов работы обеспечивает точность, скорость, качество и производительность труда и является основой профессионального мастерства учащихся.

    Упражнения в управлении технологическими процессами

    Эти упражнения занимают особое место, так как в определенной степени "вбирают" в себя упражнения в освоении трудовых приемов и способов, а также упражнения в освоении трудовых операций. Такие упражнения наиболее характерны при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов, содержание труда которых в значительной степени затрудняет или вовсе исключает выделение "учебных единиц" для их планомерного изучения и практической отработки в условиях учебного заведения (операторы и аппаратчики химического (нефтехимического) производства, аппаратчики и операторы оборудования пищевой промышленности и другие специалисты, содержанием труда которых являются функции контроля и регулирования производственных процессов, связанные с анализом полученных данных о состоянии процесса и принятием необходимых решений, а также двигательными навыками, необходимыми для быстрого и правильного осуществления принятого решения; в определенной степени водители транспортных средств, машинисты дорожно-строительных машин, кранов и др.), позволяет сразу использовать действующую производственную технику в учебных целях. Специфическая особенность подготовки таких рабочих и специалистов заключается в том, что в условиях учебного заведения практически невозможно иметь соответствующую материальную базу для их полноценного производственного обучения - промышленные аппараты, установки, агрегаты и т. п. Поэтому практическое профессиональное обучение таких рабочих и специалистов осуществляется, как правило, в производственных условиях вначале путем упражнений-наблюдений, а затем дублерства.

    Большое значение для освоения способов управления технологическими процессами имеет предварительная теоретическая подготовка учащихся , знание сущности технологических процессов, происходящих в аппаратах, установках, агрегатах, машинах. Однако для управления технологическим процессом, даже на основе развернутого представления о явлениях и процессах,

    происходящих в аппаратах, недостаточно одних только знаний, полученных по специальным предметам. Изучая на рабочих местах схемы технологических процессов, устройство и правила эксплуатации оборудования, учащиеся одновременно знакомятся с основными способами управления технологическим процессом: как производится пуск и остановка аппаратов, как регулируются отклонения от нормального хода процесса, как выполняются отдельные технологические операции, как фиксируются их результаты и т. п.

    Значительное место в обучении учащихся управлению технологическими процессами занимают специальные упражнения с использованием тренажеров (вопросы организации и методики упражнений с применением тренажеров будут раскрыты в отдельном разделе главы).

    Важной задачей, решаемой в ходе упражнений по управлению технологическими процессами, является развитие способностей учащихся принимать рациональные решения в сложившихся производственных ситуациях. Одним из эффективных методических приёмов реализации этих задач является решение так называемых технологических задач, организуемых мастером в форме деловых игр. В технологических задачах дается словесное описание производственных ситуаций, характеризующих как нормальный ход, так и различные нарушения технологического процесса, в том числе и аварийных.

    От учащихся требуется определить как способ поддержания нормального процесса работы обслуживаемого оборудования, так и способ обнаружения заданного нарушения, возможные его причины, наметить решение и описать действия по устранению нарушений и приведению системы в норму в каждом конкретном случае.

    Технологические задачи могут предлагаться в двух вариантах: с ответами на поставленные вопросы и без ответов. В первом случае сущность упражнений - разбор конкретных ситуаций и изучение типовых технологических решений. Такие варианты задачи предлагаются учащимся на первоначальном этапе обучения (например, в учебной лаборатории процессов и аппаратов химического производства) и являются хорошим дополнением к инструкции по обслуживанию аппарата, установки, агрегата.

    По мере накопления учащимися опыта их необходимо привлекать к самостоятельному принятию решений вначале в простых, а затем и в более сложных производственных ситуациях. Поэтому на этом этапе им предлагаются технологические задачи, составленные по второму варианту.

    Как правило, рабочие, специалисты указанных профессий (химики-аппаратчики, операторы различных установок, машинисты различных агрегатов и т. п.) получают сведения о работе аппарата или установки на основе показаний приборов. Поэтому наряду со словесными описаниями определенных ситуаций в таких задачах приводятся показания приборов. Это могут быть рисунки или фотографии приборов с соответствующими заданной ситуации показаниями приборов. В этих же целях практикуют изготовление макетов щитов управления агрегатом с макетами приборов, на которых стрелки и указатели выставляются в положение, предусмотренное условием технологической задачи. При работе с подобными моделями зрительная информация (показания приборов) может дополняться соответствующей слуховой (воспроизведение звукозаписи шумов, сигнализаторов и т. п.).

    Упражнения с применением тренажеров

    Тренажеры, моделирующие условия и содержание производственной деятельности человека, позволяют создавать оптимальные условия для эффективного формирования профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения этой деятельности. С применением тренажеров в процессе производственного обучения учащиеся выполняют упражнения по отработке трудовых умений и навыков в тех случаях, когда условия процесса обучения не позволяют эффективно организовать такие упражнения в реальной производственной обстановке.

    Применение тренажеров обладает следующими преимуществами:

    способствует лучшей ориентировке учащихся при переходе от изучен мя теории на занятиях по специальным предметам к овладению практическими действиями, активизирует процесс обучения;

    создает возможность приблизить учащихся к производственной обстановке, в то же время исключая опасность аварий, поломок оборудования;

    позволяет задавать учащимся, повторять и варьировать нужные режимы работы оборудования и производственные ситуации в любой момент, что зачастую в производственных условиях невозможно;

    моделирует (имитирует) сложные условия работы, вплоть до аварийных ситуаций, с которыми учащиеся при работе на действующем оборудовании ознакомиться не могут;

    позволяет многократно моделировать и прогнозировать помехи и неисправности до полного их устранения;

    способствует закреплению у учащихся приемов самоконтроля - решающего фактора формирования многих умений и навыков, особенно при оснащении тренажеров специальными средствами и устройствами обратной связи.

    Существенным достоинством тренажеров является применение ускоренного масштаба времени. В производственных условиях изменения параметров реальных технологических процессов, например, химического и нефтехимического производства происходят сравнительно медленно, и для того чтобы выполнить все действия по управлению агрегатами в обычном масштабе протекания процессов, требуется значительное время. Ускоренное протекание технологического процесса на модели-тренажере агрегата, установки позволяет освоить процесс управления в значительно более короткое время.

    Тренажер как средство, позволяющее моделировать технические объекты, производственную среду и, соответственно, деятельность учащихся, должно отвечать педагогико-эргономическим требованиям, предусматривающим оптимальное сочетание технических, психолого- физиологических и дидактических параметров. В классификационной системе средств обучения тренажеры относятся к моделям управляемых технических объектов, воспроизводящих или имитирующих с различной степенью точности их характеристики.

    Важным фактором использования тренажеров является упрощение и расчленение осваиваемой учащимися трудовой деятельности с тем, чтобы обучение могло быть продолжено в реальных производственных условиях. Поэтому в учебных целях моделируется не вся производственная среда, не вся осваиваемая учащимися трудовая деятельность и не все операции, а только наиболее трудные в обучении и наиболее значимые в реальных условиях трудового процесса, от которых зависит успех будущей самостоятельной работы учащихся. Однако чем более модель приближена к реальным условиям выполнения соответствующей технологической операции, тем выше ее эффективность как средства обучения.

    По конструкции и назначению применяемые тренажеры можно подразделить на следующие группы.

    1. Тренажеры, моделирующие устройство и функции технических объектов. Они предназначены для отработки приемов, способов обслуживания и управления реальными объектами. К ним относятся, например, автомобильные тренажеры, тренажеры, моделирующие технологические установки химического производства и т.д. Тренажеры, моделирующие устройства и функции технических объектов, могут быть построены на принципах физического и математического моделирования на базе электронно-вычислительной техники. В большинстве случаев такие тренажеры представляют собой физические модели, под которыми понимают предмет, процесс, ситуацию и др., обладающие рядом физических свойств, сходных с оригиналом, но отличающиеся размерами, массой и отсутствием второстепенных явлений и деталей. Большое количество тренажеров - физических моделей - создано для предварительного практического обучения машинистов грузоподъемных машин, водителей транспортных средств и др. Все эти устройства, в большей или меньшей степени приближения, воспроизводят кабину водителя, машиниста и основные органы управления, с которыми связана система световых, звуковых и других сигналов. На таких тренажерах обычно удается формировать начальные умения выполнять последовательные действия в основных элементарных ситуациях, при этом обеспечивается немедленная сигнализация о всех неправильных действиях и полностью исключаются несчастные случаи и поломки.

    Получили распространение и тренажеры для обучения операторов и наладчиков автоматических станков и линий, а также специалистов, обслуживающих пульты управления энергетических установок и систем. Обычно они представляют собой упрощенные модели пульта контроля и управления соответствующим технологическим процессом на производстве. На них воспроизведены системы сигнализации о процессе, рукоятки, кнопки и другие органы дистанционного управления.

    • 2. Тренажеры, предназначенные для формирования умений интеллектуальной деятельности. К ним относятся, например, тренажеры-имитаторы, фиксирующие неисправность работы оборудования, аппаратуры и предназначенные для обучения поиску неисправностей; тренажеры для обучения наладчиков станков-автоматов и автоматических линий поиску причин брака и т.п. При этом не ставится задача моделирования, копирования устройства и функций технических объектов. Назначение таких тренажеров - обучить учащихся алгоритмам, правилам выполнения определенных умственных действий (например, правилам анализа причин брака и т. п.).
    • 3. Тренировочные устройства, предназначенные для облегчения формирования какого-либо двигательного навыка. Тренировочные устройства не моделируют, как правило, устройство и функции технических объектов. Примером таких тренировочных устройств является тренажер для отработки координации движений рук при опиливании металла напильником, резания слесарной ножовкой, координации движений рук при фигурном обтачивании деталей на токарном станке и т. п. В последние годы в связи с широким внедрением в учебный процесс электронно- вычислительной техники все большее применение находит компьютерное моделирование технологических и других производственных процессов с применением специально создаваемых педагогических программных средств (ППС). При этом основным сродством имитации технологического процесса и обратной связи является непосредственно компьютер. Тренажер операторской деятельности при этом строится на основе наглядного изображения реального объекта, совпадающего с ним настолько, что работа с компьютером имитирует реальную исполнительскую

    деятельность.

    Как показали экспериментальные исследования и передовой педагогический опыт, все частные технологии тренажерного обучения по управлению автоматизированным оборудованием основываются на общем алгоритме упражнений, включающем следующие основные этапы: задание мастером определенной ситуации, режима тренировки на тренажере > анализ учащимися содержания задания > определение состояния моделируемой на тренажере системы, выявление отклонений от нормы, их величины и характера > принятие учащимися решения и определение алгоритма приведения системы в норму > работа учащихся с органами управления тренажером по приведению системы в норму > отработка способов деятельности > текущий контроль состояния системы на основе данных информационной части тренажера > анализ мастером и учащимися успешности тренировочных упражнений по показаниям контрольного пульта управления тренажером > обоснование учащимися полученных результатов.

    Организуя упражнения на тренажере, необходимо ознакомить учащихся со специальным визуальным языком, способами кодирования информации; формой, размером, пространственной ориентацией, буквами, цифрами, цветом, яркостью, частотой мельканий, логограммами, знаками изображения, используемыми в дисплеях тренажера, различного рода индикаторах, экранах, табло. Это особенно важно при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов самых разных профилей, например, для аппаратчиков (операторов) химических и нефтехимических производств. На тренажере, предназначенном для обучения таких специалистов, имитируется нормальный технологический режим и характерные отклонения и неполадки, в том числе аварийные ситуации. При выходе параметров процесса за допустимые пределы срабатывает звуковая и световая сигнализация. Учащиеся, получая по показаниям контрольно-измерительных приборов информацию о нарушении того или иного параметра, принимают определенное решение и возвращают процесс к нормальному режиму, что осуществляется при помощи органов ручного или дистанционного управления. Тренажер позволяет также демонстрировать работу установки в автоматическом режиме. За правильностью действий учащихся мастер следит по показаниям контрольно- измерительных приборов, а также поданным звуковой и световой сигнализации. Кроме того, действия учащихся фиксируются на самопишущих приборах, что позволяет осуществлять контроль и самоконтроль.

    Применение тренажеров в профессиональном образовании - это не самоцель и не дань моде, а настоятельная необходимость. Это разумное создание искусственных условий, имеющих большие дидактические преимущества и потенциальные резервы. Такие искусственные условия создают реальные возможности, во-первых, для планирования всех звеньев процесса обучения (предъявление учебной информации, усвоение ее, выполнение учебной деятельности, анализ характера и качества этой деятельности, корректирующие воздействия на нее и др.), во-вторых, для оптимального их функционирования, в-третьих, для управления познавательной деятельностью учащихся. Именно

    наличие возможностей для управления познавательной деятельностью учащихся обеспечивает эффективность применения упражнений с использованием тренажеров.

    Системы производственного обучения

    Наименование параметра Значение
    Тема статьи: Системы производственного обучения
    Рубрика (тематическая категория) Производство

    Содержанием производственного обучения выступает трудовой процесс. Какое место занимает трудовой процесс в структуре технологического процесса? Трудовой процесс направлен на управление или обслуживание технологического процесса, который, в свою очередь, является компонентом производственного процесса. Дадим определœение производственного, технологического и трудового процессов.

    Производственный процесс – совокупность действий людей и орудий труда, необходимых на данном предприятии, в учреждении для производства продукции, ремонта͵ обслуживания или выполнения других услуᴦ. Производственный процесс включает технологический и вспомогательный процесс.

    Технологический процесс – материальное воздействие на предмет производства, вызывающее в нем целœесообразные изменения формы, размеров, свойств, пространственного положения. Совокупность способов применения, изготовления, обработки, ремонта; операции для превращения компонентов предмета производства в готовый продукт с помощью техники.

    Вспомогательный процесс - действия по обеспечению возможности изготовления, осуществления, ремонта (транспортировка, контроль качества продуктов и услуг).

    Технологический процесс составляют трудовой процесс и естественный процесс.

    Трудовой процесс – трудовая деятельность рабочего, охватывающая всœе его действия, связанные с выполнением определœенного вида завершенных работ, типичных для данной профессии; направлен на обслуживание и управление технологического процесса (поддержание его режима и нормы).

    Естественный процесс – изменение формы, размера, свойств, положения предмета производства или услуги в результате действия физических, химических явлений без непосредственного вмешательства человека.

    Трудовая деятельность работника состоит из этапов:

    1. Планирование трудового процесса.

    2. Подготовка к осуществлению трудового процесса.

    3. Осуществление трудового процесса по операциям, выполнение операционных или комплексных работ, типичных для данной профессии.

    4. Контроль хода и результатов трудового процесса.

    Основная цель производственного обучения - вооружение учащихся профессиональными навыками, умениями и практическими знаниями, необходимыми для овладения профессиональным мастерством. Это мастерство проявляется в специфически предметной деятельности - в производительном труде, выполнении трудовых процессов, имеющих сложный характер.

    Трудовые процессы состоят из трудовых операций, для каждой из которых характерно применение, к примеру, однотипных инструментов, приспособлений исходных способов труда. Каждая трудовая операция, в свою очередь, состоит из трудовых приемов, которые тоже бывают под­разделœены, на более дробные элементы, к примеру трудовые движения или действия.

    Следует отличать понятие трудовой операции от технологической операции. Технологическая операция характеризуется прежде всœего взаимодействием орудия труда (к примеру, фрезы фрезерного станка или резца токарного станка) с предметом труда (обрабатываемой заготовкой), определœенным режимом работы оборудования (к примеру, металлорежущего станка) и выбором соответствующего инструмента.

    Трудовая операция есть часть деятельности работника, которая должна быть как непосредственно обработочной (к примеру, при работе ручным слесарным или столярным инструментом), так и достаточно сложной, связанной со слежением за контрольными приборами, особенностями

    протекания технологического процесса посредством слуховых восприятий (к примеру, за появлением дополнительных шумов в работе станка, машины, аппарата и т. п.) и соответствующими воздействиями на органы управления техникой, работающей в полуавтоматических, а нередко и автоматических режимах.

    По этой причине важной отличительной особенностью трудовой деятельности рабочего, управляющего технологическими процессами, является сложное сочетание трудовых навыков и умений, которые бывают двигательными (моторными), позволяющими выполнять трудовые движения с крайне важно й силой, точностью и быстротой, сенсорными (чувственными), в которых главная роль принадлежит органам чувств, и умственными, благодаря которым проявляются способности достаточно быстро ориентироваться в производственной обстановке, применяя имеющиеся знания и опыт для принятия решения (для изменения режимов обработки, выполнения оперативных расчетов, а нередко и предупреждения аварийных ситуаций).

    Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, даже из такой самой общей характеристики особенностей трудовой деятельности видно, что общая система производственного обучения, предполагающая единство его содержания, методов, форм и дидактических средств, достаточно сложна и имеет существенные отличия от преподавания теоретических предметов.

    Структура трудового процесса включает: трудовые операции, трудовые приемы, трудовые действия, трудовые движения.

    Трудовая операция – составная часть трудового процесса, направленная на достижение конкретной цели и характеризующаяся применением однотипного оборудования.

    Трудовой прием – часть трудовой операции, имеющая самостоятельную, логически завершенную частную цель. В методике ПРО выделяют: приемы планирования, рабочие приемы (пуск, остановка, переключение), приемы контроля, приемы организации рабочего места.

    Трудовое действие – часть трудового приема, совокупность движений, выполняемых без перерыва одним или несколькими рабочими органами человека, при этом выделяют подготовительные, исполнительные, корректирующие действия.

    Трудовое движение – однократное, однородное непрерывное перемещение работником тела или его частей с целью ʼʼвзятьʼʼ, ʼʼпереместитьʼʼ, ʼʼотпуститьʼʼ, ʼʼосвободитьʼʼ, ʼʼподдержатьʼʼ в определœенном состоянии.

    Трудовые движения бывают: короткие – длинные, горизонтальные - вертикальные, прямолинœейные – радиальные, индивидуальные – совмещенные, прерывистые – непрерывные, приноровительные – решительные, рабочие и холостые, с постоянным направлением и переменным направлением.

    Одним из наиболее значимых в теоретическом и практическом аспектах является понятие ʼʼсистема производственного обученияʼʼ, которая относится к конкретной группе профессий и определяет структуру и последовательность изучения программного материала, а также соотношение объёма и содержания учебно-тренировочных упражнений, учебно-производственных заданий и производительного труда на предприятиях. Система - целое, состоящее из взаимосвязанных частей, множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определœенную целостность, единство. Система производственного обучения - объективное единство содержания, его структурирования (расчленения) и последовательности изучения, а также форм, методов и дидактических средств, ᴛ.ᴇ. технологии обучения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ при соответствующей помощи и руководстве со стороны мастера обеспечивает обучающимся последовательное оптимальное овладение рабочими приемами, трудовыми операциями, комплексами трудовых операций. Изменение и совершенствование систем производственного обучения обусловлено развитием производства и профессионального образования. В конечном счете, уровень развития техники, технологии и разделœения труда вызывали изменения и совершенствование действующих и возникновение новых систем производственного обучения.

    Выбор системы производственного обучения зависит от следующих базовых факторов:

    ‣‣‣ уровня развития производства;

    · принципов обучения (воспитывающий, образовательный и развивающий характер производственного обучения, связь теории и практики и т.д.);

    ‣‣‣ особенностей рабочих профессий.

    Рассмотрим некоторые из систем производственного обучения. Предметная система - одна из первых систем производственного обучения. Применялась еще в практике ремесленного производства и ученичества. Сущность предметной системы состояла в том, что ученик изготавливал последовательно от начала до конца определœенное количество всœе усложняющихся изделий, предметов, овладевая таким образом необходимыми навыками. Система проста͵ с первых дней обучающиеся начинают выпускать продукцию. При этом они не получают элементарных умений в выполнении трудовых приемов и операций по профессии. Не юдаются основные принципы дидактики, отсутствуют возможности для авления программ обучения, взаимосвязи производственного и ретического обучения. Характерна для ручного производства, кустарной мышленности.

    Операционная система производственного обучения разработана в 60-70-х годах XIX века под руководством инженера-механика Д.К. Советкина - сотрудника Московского технического училища. Это первая дидактически обоснованная система обучения слесарным, токарным, столярным и кузнечным работам. Разработанная им программа производственного обучения, систематичность и полнота обучения, тщательно подобранные учебные задания, порядок структурирования (расчленения) содержания производственного обучения, методика обучения и контроля составили операционную систему, которая в Америке и Европе применялась под названием русской.

    Соответствовала запросам мануфактурного производства, в котором рабочий стал выполнять лишь отдельную производственную операцию в общем технологическом процессе.

    Вместо изготовления предметов, вещей, изделий, содержанием обучения стало выполнение определœенных перечней операций, выделœенных специально для усвоения и представляющих собою определœенную структуру элементов труда. Но далеко не всœегда учебные операции являлись операциями в производственном понимании. Речь идет о несоответствии объектов упражнений реальным объектам, что затрудняло освоение навыков выполнения работы в целом.

    При этом в ʼʼчистом видеʼʼ операционная система применялась, недолго: незавершенность предметов, не имеющих потребительской ценности, отсмствие плавного перехода от обучения в учебных мастерских к работе гаводских условий потребовали ее совершенствования.

    Операционно-предметная система производственного обучения, предложенная видным русским деятелœем профтехобразования

    С. А. Владимирским, явилась дальнейшим совершенствованием русской системы производственного обучения. Основные положения системы и программы производственного обучения были проверены С.А. Владимирским в Московском ремесленном училище, а основные принципы одобрены в 1888 году общим собранием Московского политехнического общества.

    Системой предусматривалось изучение обучающимися трудовых операций в процессе изготовления тщательно подобранных изделий. Подбор изделий осуществлялся таким образом, чтобы при изготовлении первого из них осваивались три-четыре наиболее легкие операции, а при изготовлении последующих изделий - более сложные операции. К достоинству системы относилось то, что изготовление полезных предметов пробуждало у учащихся интерес и стремление к производительной работе.

    Существенными недостатками системы являлись: слабое усвоение отдельных операций, что объяснялось отсутствием упражнений в их выполнении, и обучающиеся не овладевали соответствующими навыками; приобретенные навыки не отличались гибкостью, так как изделия обычно изготавливались по определœенным шаблонам; даже при незначительном изменении технологии обучающиеся испытывали серьезные затруднения при выполнении работы.

    При использовании системы нарушалось важное педагогическое требование - ставить перед обучающимися конкретные и посильные учебные задания.

    Получалось так, что операционно-предметной системе произ­водственного обучения были присущи недостатки и предметной, и операционной систем, вследствие чего она не получила распространения.

    Система производственного обучения ЦИТа (Центрального института труда). Применялась в 1920-1930 гᴦ. В основу обучения по системе ЦИТа положены многократные тренировочные упражнения, чтобы научить обучающихся выполнять вначале отдельные элементы трудовых движений, затем трудовые движения и действия, трудовые приемы и операции. Обучение по системе ЦИТа включало в себя следующие периоды тренировочных упражнений:

    ‣‣‣ по освоению трудовых движений и приемов с помощью специальных технических средств (направителœей, тренажеров и т.п.);

    ‣‣‣ по выполнению трудовых операций, в которые входят изученные приемы и движения;

    ‣‣‣ комплексные работы, сочетающие освоенные трудовые операции в процессе изготовления несложных изделий;

    ‣‣‣ самостоятельное выполнение характерных производственных работ. Среди положительных сторон системы ЦИТа - четкость и стройность ее моторно-тренировочной части, построенной на базе научной разработки биомеханических основ трудовых действий; тщательная выработка методики обучения и выполнения действий, в т.ч. в виде инструкций мастеру и обучаемому, организация рабочих мест, выработка и применение различных тренажеров и т.п.

    При этом механическая тренировка под команду инструктора (особенно при выполнении отдельных движений) в известной мере противоречила требованиям системности и сознательности усвоения обучающимися целостных трудовых процессов и действий, что не способствовало развитию творческих способностей обучающихся. Речь идет и о недостатке теоретических знаний и др.

    В то же время отрицание этой системы вряд ли можно оправдать. Научно-технический анализ содержания труда ряда базовых профессий, детальное изучение построения и последовательности движений, приемов и операций, методы объективной регистрации процессов и результатов труда, тренажеры и многое другое с успехом применяется и сегодня.

    Операционно-комплексная система разработана, педагогически обоснована и внедрена в 1935-1936 гᴦ. работниками школ ФЗУ. Впитывает в себя достижения предшествующих систем производственного обучения.

    Используется и сейчас при построении программ производственного обучения в образовательных учреждениях начального профессионального образования. Сущность операционно-комплексной системы состоит в том, что обучающиеся вначале упражняются в выполнении базовых трудовых приемов по специальности и овладевают двумя-тремя производственными операциями. Далее они выполняют комплексные работы, включающие пройденные операции. Комплекс - это совокупность операций, не составляющая всœего содержания по данной профессии, но имеющая законченность и вариативность (разные группы операций).

    В дальнейшем такие циклы (несколько новых операций - комп­лексные работы) повторяются до тех пор, пока не будут освоены всœе предусмотренные операции и сложные производственные работы. Обучение завершается на рабочих местах предприятий, где обучающиеся осваивают новую технику и технологию, выполняют работы, характерные для данного производства.

    Операционно-комплексная система производственного обучения не является универсальной и применимой к подготовке рабочих по всœем профессиям. Она возникла как частная система обучения профессиям ручного и машинно-ручного труда (слесари, столяры, станочники). К недостаткам этой системы следует отнести подмену трудовых действий (приемов, операций, процессов) технологическими операциями, установку на простые виды технологии и техники и др.

    Операционно-поточная система производственного обучения вызвана поточной формой организации производства, когда рабочий выполняет одну операцию и передаст (отправляет) обработанную им деталь по постоянному маршруту на следующее рабочее место. Деталь (изделие) проходит столько рабочих мест, на сколько операций разбит весь технологический процесс. Обучающийся узнает не только приемы выполнения операций, но и место каждой из них в технологическом процессе. Система позволяет обучающимся овладеть современными способами выполнения операций и перейти на многостаночную работу на высокомеханизированных поточных производствах.

    Операционно-поточной системе присущи всœе основные недостатки ее предшественницы - операционной системы.

    Предметно-технологическая система производственного обучения соответствует автоматизированному производству. Объект изучения -комплекс технологических операций, объединœенных общностью технологических процессов изготовления изделий, и способы их выполнения, а также приемы выполнения работ по обслуживанию применяемого автоматического управления и систем управления.

    Обучение состоит из двух циклов общеотраслевой подготовки и специализации, определяемой формой разделœения труда на данной стадии развития автоматизированного производства и должно соответствовать требованиям госстандарта профессионального образования. Обучение в данный период проводится, как правило, по операционно-комплексной системе.

    Процесс разработки и апробации предметно-технологической системы еще не завершен.

    Проблемно-аналитическая система производственного обучения разработана и апробирована академиком С.Я. Батышевым в I960- 1970 гᴦ.

    На базе анализа изучаемых процессов труда весь программный материал расчленяется на отдельные учебные проблемы, имеющие самостоятельное значение; определяются элементы, из которых складывается процесс труда по данной проблеме и выявляются функции умственной деятельности обучающихся, необходимые при выполнении работ по регулированию технологических аппаратурных процессов, агрегатных и автоматических станков и автоматических линий. Изучение каждой проблемы проводится не изолированно, а во взаимодействии с другими проблемами в таком порядке:

    ‣‣‣ общее знакомство с технологическим процессом в целом;

    ‣‣‣ производится расчленение (делœение) технологического процесса на проблемы;

    ‣‣‣ затем каждая проблема изучается в отдельности;

    ‣‣‣ раскрываются структурные части проблемы - ситуации.

    Учитывая зависимость отхарактера проблемы ее изучают на уроках, лабораторно - практических занятиях, в ходе практического (производственного) обучения. После изучения всœех проблем переходят к изучению техпроцесса в целом, ноуже детальнее и на более высокой научной основе.

    Системы производственного обучения - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Системы производственного обучения" 2017, 2018.