Тема урока: Давление. Конспект урока по физике: «Давление

Таблица с нормами артериального давления у детей по возрасту лежит под стеклом у многих педиатров. Родителям рекомендуется отксерокопировать и иметь дома эту табличку. Зачем? Чтобы избежать ненужной паники или своевременно выявить отклонения от нормативов, когда ребенок капризничает и жалуется на головные боли. Да, родители не ослышались. Детские показатели намного отличаются от стандартных 120/80, поэтому стоит рассмотреть, какие цифры допустимы для малышей в зависимости от возраста.

Таблицы детских норм

Чем младше ребенок, тем шире у него просвет артерий, а значит, ниже АД и чаще пульс. Например, малыш в год отлично чувствует себя при показателях 90/50 и с сердцебиением 130. Для взрослого человека такие цифры стали бы поводом для медицинского обследования на гипотонию и тахикардию.

По мере роста детей давление будет повышаться, а пульс постепенно замедляться. Артериальное давление у детей 8 лет в норме уже составляет 100/60, а число сокращений сердца снижается до 80-90 в минуту. Существенная разница? Именно поэтому таблица соотношения детского АД и пульса должна быть у всех родителей.

Нормальное систолическое (верхнее) АД.

Допустимое диастолическое (нижнее) давление

Пульсовые показатели

0-1 месяц 60-80 40-70 110-170
1 месяц – год 80-110 50-70 100-160
1-4 года 100-110 60-70 90-140
4-6 лет 100-110 60-70 85-125
6-8 лет 100-120 60-70 75-115
8-12 лет 100-120 70-80 70-110
12-15 лет 110-130 70-85 70-105

Следует отметить, что максимальный систолический или диастолический артериальный показатель считается критическим. Если он сохраняется длительное время, то может стать признаком развития детской гипертонии. Родителям необходимо внимательно следить за самочувствием детей и немедленно обратиться к врачу, если возникли такие симптомы:

  • повышенная утомляемость;
  • нарушение концентрации внимания (у школьников падает успеваемость, а малыши становятся неусидчивыми);
  • беспричинные носовые кровотечения;
  • головные боли;
  • снижение остроты зрения;
  • проблемы с координацией;
  • тошнота и рвота;
  • нарушения чувствительности кожи (в тяжелых случаях развиваются парезы).

Вышеперечисленная симптоматика служит тревожным признаком и требует немедленной консультации у педиатра.

Правильные ли замеры?

Существует несколько методик контроля давления:

  1. Аускультативный. Его до сих пор используют врачи, проводя замеры с помощью фонендоскопа и механического тонометра.
  2. Осциллометрический. Лежит в основе действия всех электронных приборов.
  3. Допплерографический. Эта разновидность УЗИ дает возможность определения систолического давления у новорожденных и грудничков. В более позднем возрасте не применяется.

Если допплерография требует специальной аппаратуры, то первые 2 способа могут использоваться в домашних условиях. Для получения достоверных результатов необходимо соблюдать ряд правил:

  1. Манжетка по возрасту. Использование взрослого варианта на маленькой ручке, когда возникает необходимость придерживания ее пальцами, искажает результат. Детские манжетки можно приобрести в большинстве аптек или в интернет-магазинах, достаточно лишь указать возраст малыша.
  2. Удобное положение. Детям до 2 лет рекомендуется измерять давление лежа, а тем, кто постарше, можно провести процедуру сидя. Главное условие: рука с манжетой расслаблено укладывается на ровной поверхности, а малыш при этом не должен испытывать страха или беспокойства.

Временно исказить результат может следующее:

  • недосып;
  • переедание;
  • плохое настроение;
  • усталость;
  • большая физическая активность;
  • погодные условия;
  • страх (в первое время малыш может сильно бояться незнакомой процедуры).

Однократное повышение или понижение показателей не повод для паники. К педиатру нужно обратиться, если нарушения сохраняются в течение 3-4 дней или сопровождаются выраженным ухудшением самочувствия.

Например, норма артериального давления у детей 7 лет - 100/60, а замеры по утрам показывают 120/80, но постепенно показатели снижаются в течение дня до привычных нормативов. Скорее всего, причина не в заболевании, а в неправильных условиях сна. Возможно, нужно заменить спальные принадлежности или позаботиться об улучшении вентиляции комнаты.

Почему развивается детская гипо- и гипертензия

Рассмотрев, какое артериальное давление должно быть у детей, можно сделать вывод, что все они гипотоники и чем младше, тем ниже напор крови в сосудах. Но у малышей, как и у взрослых, АД может патологически повышаться.

Причины гипертонии

Артериальную гипертензию в детском организме провоцируют следующие факторы:

  • болезни почек;
  • эндокринные сбои;
  • повышение сосудистого тонуса;
  • патологии головного мозга.

К причинам, вызывающим временную гипертензию, относят изменение гормонального фона при половом созревании и стрессовые условия.

Нередко гипертонический синдром наблюдается у 7-8-летних ребятишек в связи с началом школьной учебы. Это связано с тем, что у бывшего детсадовца резко меняется образ жизни, появляются новые обязанности и требования.

Если норма у ребенка часто находится на верхней границе или превышает допустимые показатели, то стоит пройти немедленное обследование у врача для своевременного выявления патологии.

Если болезнь не диагностирована, то стоит обратить внимание на физиологические причины. Возможно, дети мало отдыхают, слишком стараются соответствовать требованием взрослых или плохо спят.

Родителям, для дополнительного развития записывающим своих ребятишек в различные кружки и секции, стоит помнить, что чрезмерные нагрузки на детский организм опасны. Недостаток полноценного отдыха неблагоприятно сказывается на здоровье.


Факторы, провоцирующие гипотонию

Провоцировать временную гипотензию может следующее:

  • обильная еда;
  • неподвижное пребывание в духоте;
  • физическое переутомление;
  • умственные перегрузки;
  • длительные физические нагрузки;
  • недостаток активности;
  • частые простудные инфекции;
  • быстрый рост.Когда костная система стремительно растет (обычно это наблюдается у детей 8-9 лет), то временно развивается физиологическая гипотензия, не требующая специального лечения.

Длительной гипотонии в детском возрасте почти не встречается. Это связано с тем, что по мере роста артерия становится более эластичной, а ее просвет понемногу сужается, благодаря чему давление постепенно возрастает. Но все же не стоит игнорировать пониженное АД: если гипотонический синдром сохраняется длительно, то он может стать первым признаком развивающихся заболеваний:

  • патологии сердца (пороки, сердечная недостаточность);
  • сахарный диабет;
  • анемия (при этом состоянии дополнительными симптомами станут тахикардия и бледность кожи);
  • авитаминоз;
  • аллергические реакции;
  • травмы головы;
  • гипотиреоз.

Длительная гипотензия опасна тем, что при недостаточном АД ткани организма недополучают кислород и питательные вещества, а это может спровоцировать отставание от сверстников в умственном и физическом развитии.

Если нормальный показатель АД часто отклоняется в большую или меньшую сторону, то это повод для врачебного обследования. Нередко изменение артериального давления служит первым признаком развития серьезных отклонений у маленьких пациентов.

Лечение назначит врач в соответствии с полученными данными обследования, а родителям будут даны такие рекомендации:

  1. Уменьшение стрессовых обстановок. Конечно, совершенно защитить ребенка от волнений не получится, но вполне можно обеспечить дома тихую и спокойную обстановку.
  2. Нормализация режима дня. Нужно следить за тем, чтобы ребенок своевременно ложился спать и отдыхал днем. По поводу дополнительных занятий в кружках или секциях лучше предварительно проконсультироваться с педиатром.
  3. Ограничение пользования компьютером или телевизором. Отнять у современного ребенка комп или планшет сложно, и маме с папой придется проявить настойчивость и такт, чтобы не спровоцировать ухудшение состояния. Оптимальным вариантом будет предложить ребенку интересную замену, например, клеить замки из картона или другие развивающие игры.
  4. Умеренные физические нагрузки. Гиподинамия не менее вредна, чем непосильные упражнения, а вот дозированная активность поможет стабилизировать тонус сосудов и укрепить иммунитет. Если нет врачебных противопоказаний, то можно заняться плаванием, верховой ездой или просто гулять на свежем воздухе в парке.
  5. Чипсы, кола, фастфуд и другие вредные продукты должны полностью исчезнуть из детского рациона. В меню следует ввести больше молочной продукции, овощей и фруктов. Не стоит забывать и о животной белковой пище. Мясо и рыба необходимы для растущего организма, но готовить их рекомендуется без специй и не жарить, а запекать в духовке или отваривать. Конечно, детям, особенно маленьким, сложно объяснить необходимость диеты, но если на здоровое питание перейдет вся семья, то малыши с удовольствием последуют примеру взрослых.
  6. Контрастный душ. Хорошо регулирует сосудистый тонус чередование горячей и холодной воды. Сначала обливание может показаться детям неприятным. Но, проявив немного настойчивости и такта, можно приучить малыша к этой процедуре.

Дети не меньше взрослых страдают от колебаний артериального давления, но не всегда могут сформулировать свои жалобы. Задача родителей – своевременно заметить ухудшение состояния ребенка, а таблица детских нормативов поможет обнаружить признаки гипо- и гипертензии.

Ну что, любители спорта и здорового образа жизни, вы тоже, как и многие другие столкнулись и прочувствовали на себе тот факт, что при физической нагрузке повышается артериальное давление, и даже испугались этого? А может, и вовсе решили бросить спорт и оградить себя-гипертоника от любых манипуляций, воздействующих на сердечно-сосудистую деятельность.

И совершенно напрасно! Ну посудите сами, в организме человека, который пристрастился к спортивным занятиям, улучшается кровообращение, это воздействует на гипоталамус, надпочечники и головной мозг. Вследствие этого производится дальнейший выброс адреналина в кровь, увеличивается ЧСС, возрастает кровоток и, как итог, повышается артериальное давление.

Быстрота кровотока напрямую зависит от той или иной интенсивности физической нагрузки, благодаря которой улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы:

  1. Кровь лучше начинает циркулировать по кровеносным сосудам, затрагивая все органы и системы человеческого организма.
  2. Организм обильно снабжается кислородом.
  3. Стенки сосудов начинают интенсивнее сокращаться, подтягиваться, тем самым регулируя кроветворение.
  4. Обменные процессы и гормональный фон в организме улучшаются.

Из вышеперечисленного следует, что когда АД после занятий спортом поднимается, это считается нормой, если только допустимые показатели не превышены. Ведь перегруз может негативно влиять не только на деятельность сердечно-сосудистой системы, но и на весь организм в целом.

Показатели для каждой возрастной категории различны, в связи с чем спортивные тренировки рекомендуется проводить так, чтобы не навредить собственному организму. Поэтому необходимо придерживаться определённых правил, помогающих контролировать артериальное давление и деятельность сердечно-сосудистой системы.

Для того чтобы при физических нагрузках или после них не спровоцировать момент повышения артериального давления, необходимо:

  • Во-первых, посещать и прислушиваться к специалистам в области медицины.
  • Во-вторых, контролировать уровень АД, то есть измерять артериальное давление, в особенности если человек профессионально занимается спортом. Делать замеры нужно за 15 минут до начала тренировки и через 10 минуток после неё.
  • В-третьих, при любых физических нагрузках необходимо надевать на себя правильную, не стесняющую тело одежду.
  • Для лучшего насыщения организма кислородом целесообразнее проводить тренировки и спортивные мероприятия на улице или в хорошо проветриваемом помещении.
  • При упражнениях физического характера рекомендуется поглощать в сутки до 2 литров воды, а с увеличением интенсивности занятий – до 2,5 в день.

Противопоказания

От занятий спортом целесообразнее отказаться в следующих случаях:

  • Если в обыденной жизни у человека АД скачкообразное.
  • Имеется патология сердечной деятельности, в особенности наряду с артериальным давлением.
  • Если человек после тренировки, а именно через полчаса после неё, ощущает боль в сердце.

Поэтому десять раз подумайте, прежде чем отказываться от спорта и лишить свой организм элементарнейшего здоровья.

Можно ли быстро снизить АД домашних условиях

  1. Как снизить давление в домашних условиях
  2. Снижение давления при помощи растительных средств
  3. Препараты, помогающие снизить АД
  4. Как снизить давление 150 на 100?

Как быстро снизить давление в домашних условиях желают знать многие. С резким повышением АД хотя бы раз в жизнь сталкивался каждый человек, заблуждением будет считать, что с таким недугом сталкиваются только во взрослом возрасте и, если вы молоды, вам не нужно знать. как можно снизить давление в домашних условиях.

Заболевание значительно «помолодело», повышение АД диагностируется даже у подростков 12-15 лет. Оно сопровождается головной болью, проблемами с почками, инсультами и инфарктами. Если вы диагностировали у себя повышение АД, немедленно нужно принять меры для его нормализации.

Для людей среднего возраста нормой давления считаются показатели 120-140/80-90 мм рт. ст. Если давление свыше 140/90 мм рт.ст. медики относят его к признакам артериальной гипертензии и советуют, чем снизить высокое давление. У взрослых повышенное давление делится на три степени:

  1. 1-ой степени: систолическое составляет 140-160 мм рт.ст., а диастолическое 90-100 мм рт.ст.;
  2. 2-ой степени: 160-180/100-110 мм рт.ст.;
  3. 3-ей степени: систолическое от 180 мм рт.ст и выше, а диастолическое свыше 110 мм рт.ст.

Показатели повышенного давления у детей и подростков несколько отличаются. Показатели нормы АД колеблются в зависимости от возраста ребенка.

Так у новорожденных показатель систолического давления составляет 70-75 мм рт.ст. , к году оно вырастает до 90 мм рт.ст. К 10 годам оно вырастает до 100/65 мм рт.ст, а обычного показателя 120/80 достигает только к 12-ти годам. Нормой будет давление 130/80 мм рт.ст. у подростков в возрасте 12-17 лет.

Как снизить давление в домашних условиях

Если у вас незначительное повышение давления, попробуйте воспользоваться следующими советами, не прибегая к приему лекарственных трав и препаратов.

Снижение давления при помощи растительных средств

Не смотря на то, что эти средства помогают снизить давление, ими можно лишь снять симптомы. Полного излечения добиться при помощи трав невозможно.

Травы при лечении АД помогают не всегда. Тогда необходимо прибегнуть к помощи медикаментов. Необходимые лекарства подбираются для каждого пациента индивидуально.

При лечении медикаментами большое значение имеет изменение образа жизни и питания. Больному необходимо отказаться от курения, наладить режим питания, снизить массу тела и выполнять физические упражнения.

Диета предусматривает отказ от соли, уменьшение объема потребляемой жидкости, необходимо исключить животные жиры. Необходимо потреблять продукты, содержащие клетчатку, магний и кальций.

Выбирая, как снизить давление быстро таблетками, помните, что при помощи препаратов вы добьетесь временного действия. Лечение повышенного АД требуется проводить на протяжении всей жизни ежедневно.

Препараты для снижения АД не дешевые, если ваше материальное положение не позволяет регулярно тратиться на дорогостоящие препараты, стоит тщательно подойти к выбору лечения и подобрать препарат, оптимальный по цене и качеству.

Препараты, помогающие снизить АД

Фармацевтический рынок предлагает широкий выбор гипотензивных (снижающих АД) препаратов, которые способны нормализовать давление. Различаются они по методу действия и силе воздействия. Существует 4 вида антигипертензивных средств:

  • Нейротропные препараты, снижающие повышенный тонус симпатической нервной системы;
  • Угнетающие систему ренин-ангиотензин;
  • Миотропные сосудорасширяющие препараты;
  • Диуретические средства.

Нейротропные гипотензивные препараты

Снижение АД производится при помощи воздействия на центры симпатической нервной системы, поэтому нейротропные средства делят на препараты центрального и периферического действия.

Препараты центрального действия:

  • Моксонидин;
  • Метилдопа;
  • Гуанфацин.

Клонидин является а2-адреномиметиком, который применяется с целью эффективной стимуляции а2А-адренорецепторов продолговатого мозга, возбуждения тормозных нейронов и центров вагуса (именно они являются причиной угнетения сосудодвигательного центра). Данное средство часто рекомендуется в случае гипертонического криза.

Регулярный прием Клонидина оказывает седативное действие, которое проявляется в рассеянности мыслей, депрессивном состоянии, импотенции, сухости глаз. Необходимо подчеркнуть, что быстрое прекращение использование также не рекомендуется, поскольку существует риск развития синдрома отмены: повышается давление и даже развивается гипертонический криз.

Неотложная помощь при гипертоническом кризе — должен знать каждый.

Моксонидин помогает срочно снизить давление в домашних условиях, отвечает за снижение активности сосудодвигательного центра, уменьшая тонус сосудов и сердечный выброс. Специалисты рекомендуют его в качестве средства для постоянного приема.

Метилдопа оказывает действие через 3-4 часа после приема и сохраняет результат в течение суток.

Гуанфацин воздействует на организм в течение суток и рекомендуется в качестве препарата против гипертонии.

Среди препаратов периферического воздействия выделяют:

  • Ганглиоблокаторы, которые расширяют венозные и артериальные сосуды, а также ослабляют сердечные сокращения;
  • Симпатолитики - способны снижать выделения норадреналина, оказывая положительный эффект на уменьшение давления (венозного и артериального);
  • А-адреноблокаторы, которые отвечают за стимуляцию иннервационной активности, влияющей на вены и артерии.

Среди средств, способных угнетать систему, следует уделить внимание на следующие:

  • Аккупро;
  • Каптоприл;
  • Капозид;
  • Лизиноприл.

Не менее эффективными оказываются миотропные гипотензивные препараты, которые расслабляют кровеносные сосуды и тем самым снижают артериальное давление. Если вы ищите чем в домашних условиях снизить давление, самыми распространенными медикаментами являются:

Перед приемом любого препарата следует предварительно проконсультироваться со специалистом.

Артериальное давление – один из важнейших показателей жизнедеятельности человека, а именно сила, с которой поток крови в сосудов давит на стенки. Его уровень зависит от объема крови, которую сердце пропускает через себя за минуту.

Для здорового взрослого человека абсолютная норма — 120/80 мм. рт. ст., 130/85 мм. рт. ст. – уже слегка повышенным и лучше заранее знать, как снизить давление без таблеток. Небольшой подъем давления не опасен, даже не заметен. Но при серьезных скачках возникают головные боли, тошнота, чувство тревоги, головокружение, шум в ушах, боли в районе сердца, вплоть до потери сознания.

У каждого человека существует ряд вещей, которые он активно скрывает, в том числе собственное состояние здоровья. Те, кто не хочет выдавать наличие гипертонии (постоянно повышенного артериального давления) при медицинском осмотре, могут без особых затруднений его скрыть.

Самый простой и незатейливый способ снизить давление перед медосмотром– это приготовить завтрак сугубо из продуктов, понижающих давление. А именно: йогурты, простокваши, кефир, миндаль, шпинат, брокколи, сельдерей, укроп.

Особое внимание стоит удалить чаям и отварам из трав, которые быстрее усваиваются и соответственно быстрее действуют на организм. К таким относятся зеленый и черный чаи, отвары из ромашки, мяты, календулы, укропа пахучего и многих других.

Как снизить давление 150 на 100?

Артериальное давление, которое без видимых причин поднялось до уровня 150/100 мм. рт. ст. доставляет серьезный дискомфорт. Первый и самый распространенный способ его снижения давления 150 на 100 – это медикаментозный.

Чаще всего используют столовый уксус, а точнее его раствор (5-6%). Компресс накладывают на ступни (не больше 20 минут) и параллельно протирают виски и затылок смоченной в растворе тканью. Воду желательно использовать чуть выше комнатной температуры.

Подобный эффект производят и горчичники. Их кладут на плечи. Низ шеи и область икроножных мышц. Под влиянием температуры, сосуды начнут расширяться и в течении 10-15 минут и у вас получится снизить давление в домашних условиях.

Этот способ может показаться не эффективным, но не стоит обманываться. Он помогает снизить давление без лекарств в домашних условиях. Лучшее лекарство от повышенного давления – это спокойствие.

Даже когда уровень уже критический и голова раскалывается, необходимо расслабиться. В первую очередь – занять удобно положение, сидя или лежа не имеет значения.

Желательно убрать все раздражающие факторы и начать дыхательную гимнастику, а именно – глубокий вдох и на выдохе задержка в 7-8 секунд. Длительность выполнения — 3-4 минуты.

Если все сделать правильно, то можно снизить давление с помощью дыхания и оно упадет на 20-30 единиц. При необходимости можно повторить после перерыва в несколько минут.

Для поддержания нормального артериального давления достаточно вести здоровый образ жизни, соблюдать режим сна и максимально исключить стрессы, переживания и любые негативные эмоции. Ведь не зря тибетские монахи говорят о том, что счастливый человек не может быть больным.

Урок по теме "Давление твердых тел. Единицы давления". 7-й класс

Цели урока.

Образовательная: Знание: понятие давление.

Умение: решать задачи на нахождение давления; работа с приборами.

Развивающая: развитие теоретического мышления.

Воспитательная: воспитание культуры учебного труда.

Тип урока: урокизучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Форма проведения урока: беседа, рассказ, самостоятельная работа.

Форма работы учащихся : коллективная работа, работа в парах, индивидуальная работа.

Технологии : ИКТ, проблемное обучение, здоровьесберегающая технология, дифференцированный подход.

Структура урока

Этап урока

Время, мин

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный

Настраивает на урок

Психологически настраиваются на урок

2. Актуализация знаний

Кроссворд по пройденному материалу, в результате которого появляется тема урока

Разгадывают кроссворд

3. Изучение нового материала

1. Организует эвристическую беседу, с проблемными вопросами.
2. Показывает презентацию

1. Участвуют в беседе, делают выводы, формулируют определения, работают по презентации.
2. Решают задачи

4. Фронтальный эксперимент

Ставит задачу

Выполняют эксперимент.
Делают выводы

5. Домашнее задание

Поясняет задание

Записывают задания

6-7. Закрепление и подведение итогов урока

Предлагает задания

Делают вывод.
Отвечают на вопросы.

1 этап. Организационный

Здравствуйте, прошу садиться. Нарисуйте настроение, с которым вы пришли на урок.

2 этап. Актуализация знаний

Вопросы кроссворда: (слайд 1-9)

1. Изменение формы и размера тела. (Деформация)

2. Физическая величина, мера инертности. (Масса)

3. Сила, с которой тело действует на опору или подвес. (Вес)

4. Мера взаимодействия тел. (Сила)

5. Явление, возникающее при соприкосновении тел и препятствующее их относительному движению. (Трение)

6. Единица измерения силы. (Ньютон)

7. Прибор для измерения силы. (Динамометр)

8. Сила, с которой Земля притягивает все тела. (Тяжести)

И так тема нашего урока “Давление. Единицы давления” (слайд №10). Записываем в тетрадь.

Прошу вас сформулировать для себя цель урока. Цель должна начинать словами:

“Я должен узнать ….”

“Я должен научиться….”. (Слайд № 11) (Учащиеся отвечают)

После как все высказываются, подвожу итог:

Я должен узнать:

Что называется давлением;

Какой буквой обозначается;

В каких единицах измеряется;

От чего зависит давление.

Я должен научиться:

Применять формулу давления для решения задач;

Научиться рассчитывать давление, которое оказывают разные тела.

(Слайд № 12,13)

3 этап. Изучение нового материала

В возрасте почемучек дети задают много вопросов. Моя дочь не исключение.

Однажды я читала ей сказку Г.Х.Андерсена "Принцесса на горошине"

(слайд 14, приложение 1.)

Правда ли таким способом можно выявить девицу благородного происхождения? Вы как думаете?

Затем пришло время приготовлений к школе. (слайд 15) И мы с ней отправились в магазин школьных принадлежностей. Подошла очередь портфеля. И тут:.

А почему не мишкой, он красивее?

Сейчас моя дочь учится в институте и точно знает ответы на эти детские вопросы.

Почему? Пришло время изучать новый предмет - физика.

Физика - наука экспериментальная. Эксперимент может быть мысленный и опытный (лабораторный), индивидуальный и фронтальный, демонстрационный.

Начнем с первого. МЫСЛЕННЫЙ эксперимент. (см. слайд 16)

Представим, себя в зимнем лесу. (слайд 16) . Глубокие сугробы, белый искристый снег, вокруг тишина, МАЛЬЧИК В СУГРОБЕ. Проанализируйте ситуацию. (слайд 16)

ЧТО изменится, если теперь рядом с ребенком встанет взрослый человек.

Мальчик в зимнем лесу на лыжах.

ЧТО можете сказать в этой ситуации?

(слайд 16)

Давление - величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности.
Обозначения: p - давление

S – площадь (Слайд 17)

За единицу давления принимается давление, производимое силой в 1 Н на поверхностьплощадью 1 м 2 перпендикулярно этой поверхности. (Слайд 18)

Эта единица называется паскалем .

1 гПа =100 Па

1 кПа =1 000Па

1 МПа =1 000 000 Па

4 этап. Фронтальный эксперимент

“Определение давления твёрдых тел”. (Слайд № 19)

Определите давление бруска на стол.

    Определите площади опоры бруска, измерив длину, ширину и высоту при помощи линейки.

    Определите вес бруска при помощи динамометра.

    Рассчитайте давление.

Определение давления бруска на стол (по рядам).

Сделайте вывод.

5 этап. Домашнее задние

§ 27, 28; т-т. № 1,2, 3 с. 46, № 3 с. 49, № 1 с.49, № 2 с. 51 (Слайд № 20)

6 этап. Проверка усвоения знаний

Спасибо за урок, сегодня все работали достаточно хорошо.

7 этап. Итог урока

Подведём итог нашего урока.

Вы ставили перед собой цель, мне хотелось бы узнать достигли ли вы поставленной цели. Ответы начните словами:

Я узнал…

Я научился… . Слайд № 36

Тренкеншу И.Ю.

Учитель физики МБОУCOШ №17

Краткая характеристика урока:

Давление. Давление твердых тел.

Урок изучения нового материала

Цель: раскрыть прикладное значение понятия давление твердых тел, на примере строительства зданий, сооружений, конструкций.

Задачи

Образовательные:

Способствовать усвоению учащимися понятия давление твердых тел на опору;

Научить видеть применимость принципов увеличения или уменьшения давления твердых тел на поверхность для достижения технических целей.;

Развивающие:

Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать вывод;

Развивать умения осуществлять перенос знаний и умений в новой нестандартной ситуации;

Развивать творческие (подготовка слайдов к уроку с необычными архитектурными сооружениями России) и логические навыки;

Воспитательные:

Повысить интерес к физике, как к науке, объясняющей огромное количество окружающих явлений и объединяющей в себе знания множества других наук;

Формировать коммуникативные и деловые качества при работе в малых группах;

Воспитать гордость за свою Родину, активизируя патриотические чувства на примере строительства необычных архитектурных сооружений.

Знать: определение понятия давление; единицы измерения; формулу для расчета давления твердых тел.

Уметь: находить новые примеры использования знаний о давлении твердых тел; решать стандартные задачи на определение давления твердых тел; анализировать и систематизировать различные виды информации. Навыки: поисковой деятельности при работе со справочной литературой при создании слайдов в программе PowerPoint.

ПК Windows ХР, Office 2003; мультимедийный проектор с экраном, приборы, необходимые для демонстрации зависимости давления твердых тел от площади, презентация к уроку.

Ход урока:

1. Орг. момент, актуализация знаний, необходимых для усвоения нового материала

2. Сообщение темы и цели урока, мотивация учебной деятельности (через создание проблемной ситуации и выявление личного опыта учащихся по теме урока)

3. Изучение нового материала, демонстрационный эксперимент, культурно-исторический экскурс

4. Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление

5. Рефлексия, дифференцированное домашнее задание

Ход урока

Сегодня нам необходимо рассмотреть проблемы строительства жилья.

Обычно их решают архитекторы, инженеры - строители, прорабы, каменщики. Все эти профессионаы имеют определенные знания о понятии, которое мы с вами сегодня изучим.

Почему в основу дома укладывают бетонные блоки, а не куриные яйца?

Почему над окнами и дверьми в строящихся помещениях укладывают поперечные

конструкции?

Чтобы научно ответить на эти вопросы нам необходимо рассмотреть новое понятие «давление».

Демонстрация «Зависимость давления от площади опоры» Что вы увидели в этом эксперименте?

Демонстрация «Зависимость давления от приложенной силы»

Что показывает этот опыт?

Как можно записать ваши выводы?

Давление = сила: площадь

Введем обозначения величин:

Р- давление

F- сила

S- площадь.

Наша зависимость будет выглядеть таким образом:

В чем же будем измерять давление? 1Н: м2=1Па

Паскаль - едиица измерения давления, названная в честь французского ученого Блеза Паскаля.

Существуют другие единицы измерения давления: килопаскали,гектопаскали

Благодаря сформированности знаний о давлении твердых тел возможно создание самых необычных конструкций.

Демонстрация слайдов со зданиями и сооружениями необычных форм.

Теперь давайте попробуем помочь нашим строителям:

Какое давление оказывает на фундамент дома один красный кирпич. Для справки: его масса 3,6 кг, размеры 25*12,5*6,25 см.

Грани кирпича строители называют ложок, тычок, ребро.

Построен дом, периметр которого составляет 38 м. Какое давление на фундамент окажет кирпич, уложенный на фундамент в один ряд на ложок, если высота стен составляет 3 метра. Толщиной швов пренебречь.

Длина стены 38 метров. Кирпич имеет ширину 12,5 см =0,125м. Значит площадь поверхности составляет 0,125*38= 4,75 м

Вес кирпича можно расчитать, если узнать количество кирпичей, лежащих на стене. Учитывая длину кирпича, равную 25 см, можно сказать, что в 1 м - 4шт., значит в 38 метрах -152 кирпича. Высота стены составляет 3 метра, что равно 48 рядам. Значит всего в стене кирпичей 152*48=7296 штук. По условию каждый кирпич имеет массу 3,6 кг. Общая масса стен -3,6*7296=26265,6 кг.

Теперь расчитаем давление кирпича на фундамент.

Р= 262656/4,75=55296 Па.

Давайте сравним давление кирпича на фундамент с давлением мальчика на пол (пример из учебника).

Скажите, как изменится давление кирпича на землю, если мы будем выкладывать стену на ребро из того же количества кирпича? На тычок?

Сегодня мы изучили давление твердых тел. Применили новые знания для решения количественных задач и объяснения некоторых фактов в строительном деле.

Скажите, в каком случае вам пригодятся полученные знания?

Домашнее задание.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ

Урок 31

Тема урока: . Давление. Единицы давления.

Тип урока: урок изучения нового материала с первичным закреплением

Формы работы учащихся : индивидуальная, фронтальная, групповая

Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, частично-поисковый; эксперимент, работа с учебником, использование ИКТ, наблюдение, решение задач.

Цель урока: Сформировать основное понятие темы - давление твердого тела, умение рассчитывать давление аналитически и практически. Применение полученных знаний при решении задач и в жизни.

Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД ) :

сформировать основное понятие темы - давление твердого тела

определить его зависимость от других физических величин,

ввести единицу измерения,

вывести формулу для нахождения давления твердого тела,

сформировать умение рассчитывать давление, одного тела на другое.
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД ) :
способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу, воспитание толерантности.

- развивающие (формирование регулятивных УУД ) :
создать условия для развития творческих и исследовательских навыков.

Добиваться правильного произношения, написания, толкования новых физических терминов.

Развивать умения и навыки решения физических задач, применения полученных теоретических знаний на практике, в конкретной ситуации.

Необходимое техническое оборудование; учебник, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор и экран, лабораторное оборудование на каждый стол: стальной, алюминиевый цилиндр, поддон с песком
Структура урока :


  1. Организационный момент (2 мин)

  2. Мотивация (8мин)

  3. Целеполагание (5 мин)

  4. Изучение нового материала (10 мин)

  5. Закрепление изученного материала (10мин)

  6. Рефлексия (3мин)

  7. Домашнее задание (2 мин)



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Вре

Познавательные УУД

Коммуникативные

Регулятивные

1

Организационный момент

Проверяет готовность учащихся к уроку. Настраивает учащихся на урок

Психологически настраиваются на урок

2

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

самоконтроль

2

Мотивация

Сейчас любимое вами время года зима. Вы любите гулять по лесу зимой. Посмотрите на картинку(слайд 2) и ответе на вопрос как легче идти по снегу и почему?Верно! А сейчас проделайте небольшую практическую работу.(работа в парах) На каждой парте стоит ящик с песком, стальной и алюминиевый цилиндр. Возьмите стальной и алюминиевый цилиндры и поставьте их основаниями на песок. Опишите результаты их погружения. Теперь положите эти цилиндры на бок. Сравните результаты опытов. Сделайте вывод.

Высказывают свои предположения Приходят к единому мнению и делают вывод. Проделывают практическую работу. Отвечают на вопросы. Делают и озвучивают выводы.

8

Умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать.

Умение выражать мысли, волевая саморегуляция. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.



Умение прислушиваться к мнению одноклассников

3

Целеполагание

Итак, мы с вами выяснили, что результат действия силы определяется не только силой и ее модулем, но и площадью поверхности, перпендикулярно которой действует эта сила.

Т.е, чтобы охарактеризовать результат действия силы, нам необходима другая физическая величина, которая учитывает оба фактора. Разгадаем кроссворд. И тема сегодняшнего урока (слайд 3)«Давление. Единицы давления».


Учащиеся сами на основе проделанной практической работы и разгаданного кроссворда формулируют тему урока и записывают в тетрадь.

5

Строить логические рассуждения и делать выводы.

Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Продолжить работу по развитию «зоркости»мышления.

4.

Изучение нового материала

Цель нашего урока?

Что означает слово «Давление».Очень часто когда вы идете по деревянному полу или по тонкому льду мы слышим скрип и лед и пол прогибаются. Что происходит? Объясните почему. Ответ верен. Что нужно сделать, чтобы тонкий лед не прогибался и не скрипел? Молодцы, верно. Давайте сделаем вывод в какой пропорциональной зависимости находится давление от силы и площади. Кто попробует ответить на вопрос: Что такое давление. Значит давление тем больше, чем больше модуль силы, оно прямо пропорционально силе. И давление меньше, если площадь поверхности, перпендикулярно которой действует сила, больше и оно обратно пропорционально площади. А теперь откройте учебник и найдите определение давления и запишите в тетрадь Давление равно отношению силы к площади поверхности. Давление – это физическая величина, равная отношению модуля силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности. Запишите определение. (слайд 6)

Сила давления - любая сила, действующая на тело перпендикулярно поверхности. P = F/S/ (слайд 7)Теперь подставьте в формулу единицы измерения физических величин. Эта единица называется Паскалем(слайд 8) Блез Паска́ль (1623-1662)- французский математик, физик, литератор и философ. Можно ли изменить давление? Привести примеры.


Ученики формулируют свою цель: 1. Определение давления. 2.Буквенное обозначение.3.От чего и как зависит давление. 4. Формула.5.Единицы измерения.6.Давление в жизни. Учащиеся объясняют значение слова.

Отвечают на вопросы, делают выводы. Формулируют определение и записывают его в тетрадь.

Записывают формулу для расчета давления.

p = F/S


10

Структурирование знаний.

Сформировать понятие давление, определить способ его нахождения, ввести единицу измерения давления


Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

5

Закрепление материала

Устная беседа. Решим задачу вместе с классом. Какое давление оказывает ученик 7 класса на горизонтальную поверхность пола, если его масса равна 45 кг, площадь подошвы одной ступни 38см 2 . Далее решим несколько задач. Для этого класс разделим на 3 группы(по рядам) Каждой группе дается задание, которое необходимо выполнить в течение 5 минут. Пользуясь формулой для определения давления твердого тела, решить две задачи:1 группа Определить давление оказываемое учебником «Физика 7», лежащая на столе

2 группа. Определить давление оказываемое учебником «Физика 7», если он лежит на длинной и узкой грани.

3 группа . Определить давление оказываемое учебником «Физика 7», если он лежит на короткой и узкой грани. Сравнить результаты и сделать вывод.


Устная работа в форме диалога.

Решают задачу. Один ученик у доски.

Решают задачи, общаясь в парах.Затем один представитель от каждой группы у доски показывают результаты труда. Делают выводы.


10

Умение применять на практике, в том числе, при решении задач полученный материал.

Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимообучении.

составление плана и последовательности действий. Самостоятельное создание способов решения

6

Рефлексия

Беседа по вопросам:

Что нового Вы узнали на уроке?

Интересно вам было на уроке?

Какая цель стояла перед нами на этом уроке?

Достигнута ли наша цель?

Зачем нам нужны знания о давлении?

Какие профессии применяют знания о давлении?


Анализируют свою деятельность на уроке, оценивают степень освоения материала. Делают вывод.
Отвечают на вопросы.

3

степень правдивости при рефлексии

оценка

7

Домашнее задание

Прочитать параграфы §§ 33-34

Выполнить письменно в тетради упражнения:


Записывают домашнее задание в дневники.

2

Самостоятельный выбор и осмысление учащимися характера и содержания домашней работы

Литература:


    1. Перышкин А.В. Физика: 7 класс. Учебник для общеобразовательных заведений. М:-Дрофа, 2015г. ФГОС

    2. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина "Физика 7кл", Е.М.Гутник и др. М.–Дрофа 2014г.

    3. Лукашик В.И. Сборник задач по физике 7-9кл. М. Просвещение.2009г.

    4. Рабочая тетрадь по физике. К учебнику А. В. Перышкина «Физика 7 класс» ФГОС Р. Д. Минькова, В.В. Иванова. – 10-е изд – М. :Издательство «Экзамен» 2015Г

    5. ЦОР « 1С: Образование 4.Школа. Цифровые образовательные ресурсы. Физика и астрономия 7 класс под редакцией Пинского А. А.; Издательство «Дрофа»

    6. А.И. Сёмке. Физика. Занимательные материалы к урокам. 7 класс, - М.: НЦ ЭНАС, 2001 г.

Тема: Давление. Единицы давления.

Цель урока: Ввести новую физическую величину «давление»; определить способ его нахождения; показать учащимся значение, которое имеет давление одного тела на другое в природе, быту и технике; обосновывать необходимость увеличения или уменьшения давления, а также наблюдать, анализировать и обобщать; развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные примеры деятельности, сообщая интересные сведения.

Структура урока:

  1. Домашнее задание.
  1. Повторение изученного материала.

На уроках физики у нас с вами речь шла о предварительном знакомстве с миром физических явлений.

С какими физическими явлениями мы познакомились?

А недавно мы начали знакомство с физическими величинами, которые будут входить в формулы, законы, описывающие эти и другие явления. Посмотрите на доску и скажите:

Что записано в левом столбике?

Давайте вспомним, что называют физической величиной?

А в правом столбике, что записано?

Задание. Соедините стрелками обозначение физической величины с ее единицей. (К доске выходит 1 ученик, класс проверяет),

V кг

S м²

F м³

Ρ с

T кг/м³

Изучение физики, исследование различных явлений и закономерностей, выполнение лабораторных работ связано с измерением физических величин.

А что значит измерить физическую величину?

У вас на руках находится измерительный прибор.

Как он называется?

Какую физическую величину можно определить или измерить динамометром?

Задание. Определите вес цилиндров и грузиков, находящихся у вас на партах.

Чему он равен?

Итак, физические величины. В физике физических величин очень много. И с некоторыми из них мы уже познакомились.

С какими?

  1. Изучение нового учебного материала.

Сегодня на уроке мы введем еще одну физическую величину, это – давление. Запишем тему урока. Давление. Единицы давления.

Рассматривая новую физическую величину, что мы должны выяснить?

1.определение 2. формула 3. единицы измерения 4. способы измерения давления

В конце урока мы должны будем ответить на все поставленные нами вопросы.

Слово «давление» вам хорошо известно из нашей повседневной жизни.

Вы очень хорошо понимаете смысл следующих предложений:

- «Наутилус» скользнул в бездонные глубины, несмотря на огромное давление внешней среды.

А у вас какие ассоциации вызывает слово «давление»?

Во всех этих предложениях слово «давление» использовано в разных ситуациях и имеет разный смысл.

Но в физике ряду слов, используемых для описания физических явлений, придается совершенно определенное значение.

Нам известно, что под действием силы тела деформируются, иногда даже разрушаются; острым ножом вы можете разрушить поверхность палки, которую обстругиваете.

А теперь постарайтесь ответить на следующие вопросы, которые написаны на листочках, лежащих на ваших столах, не объясняя ответы.

1. Ученик стоял на снегу сначала на лыжах, а затем – без лыж. В каком случае снег под ним деформируется больше?

2. Трехлетний ребенок и его папа встали по очереди на одни и те же лыжи. В каком случае деформация снега была больше?

3. На лыжи встали папа масса которого 100кг и сын массой 30кг. У папы длина каждой лыжи 210см, ширина 10см, у сына соответственно 120см и 8см. Под кем из них снег деформируется сильнее?

На первые два вопроса вы ответили без труда, в этом вам помог жизненный опыт. Для ответа на третий вопрос ваших знаний оказалось недостаточно. Но в дальнейшем и на этот вопрос вы сможете дать ответ. А для этого проделаем опыт.

Возьмем небольшую доску, в которую вбиты четыре гвоздя и проделаем 2 опыта. С начало поместим ее остриями вверх на песок, а сверху на нее поставим гирю. А потом перевернем ее и снова вместе с гирей поставим на песок.

В каком случае гвозди войдут в песок глубже. Вы можете ответить на этот вопрос?

Правильно. Давайте проверим, проделав опыт.

Почему результат оказался разным? Ведь в первом и во втором случаях на доску действовала одна и та же сила, равная весу гири.

Итак, зависит ли результат действия силы от площади опоры? Как?

Обратимся к задаче №1 на листочках. Еще раз ответим на вопрос задачи и объясним ответ.

Но дело не только в площади.

Как вы считаете, будет ли изменятся результат деформации песка, если при постоянной S на доску будем действовать разной силой?

Проверим. Что мы наблюдаем?

Значит важную роль играет и величина прикладываемой силы.

Обратите внимание, что мы прикладываем силу перпендикулярно поверхности. Эту силу называют силой давления.

Обратимся к задаче №2 на листках. Еще раз ответим на вопрос задачи и объясним ответ.

Итак, проделанные нами опыты говорят о том, что результат действия силы зависит не только от площади опоры, но и от силы давления.

Физическая величина, учитывающая обе эти зависимости называется – давление.

Давление – физическая величина, равная отношению модуля силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности.

ρ = F/S

где ρ – давление; F – модуль силы давления; S – площадь.

Обратите внимание F – сила давления, характеризует действие одного тела на другое без учета площади их соприкосновения; давление ρ – характеризует это действие в зависимости и от силы, и от площади.

Давление – физическая величина, введем его единицу.

За единицу давления принимают такое давление, которое производит сила в 1Н, действующая на поверхность площадью 1 м², перпендикулярно этой поверхности.

В честь французского ученого Блеза Паскаля (1623 – 1662 гг) эта единица давления называется Паскале (сокр. Па).

[ρ] = [Н/м²] = [Па]

1Па – очень маленькое давление. Чтобы вы произвели на снег около 1Па, вам понадобятся «лыжи» площадью около 600м².

Учебник «Физика-7» создает давление 100 Па, а 1 лист 1 Па.

В тех случаях, когда силой давления является вес находящегося на поверхности тела F = ρ = mg, давление оказываемое телом можно найти по формуле:

ρ = mg/S

Можем ли мы теперь ответить на вопрос задачи №3? Что для этого надо сделать?

На практике давление иногда надо уменьшить, а иногда увеличить. Как это сделать? Для ответа на этот вопрос воспользуемся формулой: ρ = F/S.

Что надо сделать, чтобы увеличить давление?

Каблучки туфель девушки создают давление на землю больше, чем ноги слона, хотя она действует с меньшей силой, чем слон.

Как можно уменьшить давление?

Правильно, так поступают когда надо уменьшить создаваемое давление. Если ученик оказался на тонком льду, то не следует убегать, если вдруг лед затрещит. Необходимо перемещаться по тонкому льду, не отрывая подошвы, или лечь не лед, тем самым увеличится площадь соприкосновения со льдом.

Посмотрите на наш демонстрационный стол. Вы видите физические тела, в форме прямоугольного параллелепипеда.

Одинаково ли давление создают эти тела на стол и почему?

А теперь?

  1. Закрепление изученного материала.

Мы выяснили, что величину давление можно уменьшить и увеличить. Это имеет большое значение не только в жизни человека в быту, в технике, но и в жизни животных. Например, заяц, оказывающий давление в 1,2 кПа может сравнительно легко убежать от волка (давление 12 кПа) по рыхлому снегу, но не спасется от него на твердой почве.

Сейчас мы выполним следующее задание. На партах у себя вы видите листочки. Их надо будет заполнить. Как? На экране вы увидите картинки. Они все относятся к нашей сегодняшней теме.

Например: клыки тигра.

В какую колонку отнести клыки?

Для чего создала природа клыки зверей такими острыми? Да, для увеличения давления. Поэтому записываем клыки в колонку №2 увеличение давления.

Продолжаем: 1.клыки животных; 2. вездеход; 3. шипы розы; 4.шасси самолета; 5. когти; 6. шайбы под гайки; 7. лыжи; 8. жало комара; 9. колючки; 10. клюв птицы; 11. нож; 12. шпалы под рельсы; 13. топор; 14. гусеницы танка; 15. гвозди; 16. трактор; 17. иглы ели.

Уменьшение давления

Увеличение давления

1. вездеход

1. клыки

2. шасси самолета

2. шипы

3. шайбы под гайки

3. когти

4. лыжи

4. жало

5. шпалы под рельсы

5. колючки

6. гусеницы танка

6. клюв

7. трактор

7. нож

8. топор

9. гвозди

Проверяем задание.

Вспомним, какую цель мы ставили в начале урока? Что мы должны были выяснить?

Дайте определение давления?

В каких единицах измеряется давление?

Как можно изменить давление?

  1. Домашнее задание

§ 25 задание №3, №5 (дополнить таблицу) по желанию.