Траектория развития фирмы. Индивидуальная траектория развития в координатах личность – компетентность

Ты уже знаешь, что задача Университета Талантов – помочь каждому талантливому школьнику раскрыть и реализовать свой талант, а потом и построить успешную карьеру в компании или собственном бизнесе – т.е. построить каждому его траекторию развития и поддержать ее реализацию.

Построить свою индивидуальную траекторию развития – процесс увлекательный, но непростой. Как и у любого предмета, здесь есть основы, которые обязательно нужно знать: понимание своей цели и ее правильная постановка, оценка своих сильных сторон и зон роста, определение эффективного набора действий и умение анализировать полученные результаты.

«Чтобы начать создавать жизнь своей мечты … нужны практические методики решения проблем, умение планировать, соответствующие навыки, а также доступ к необходимым материалам, информации и контактам» - так пишет самый известный спикер по достижению своих желаний и целей Барабара Шер.

Поэтому Университет Талантов создал программу, которая состоит из трех модулей. Каждый модуль – отработка навыка, который нужен для успешного профессионального роста:

  • «Цель и мотивация» . Отвечаем на вопросы: «Как найти и поставить цель?», «А если она уже есть, где взять мотивацию на движение к ней?». Разбираем теорию от мировых экспертов, практикуемся на реальных кейсах и применяем полученные навыки к своей жизни.
  • . Разбираемся с тем, как планировать свои действия, чтобы успеть все. Учимся задавать критерии желаемых результатов и оценивать соответствие планов и цели.
  • «Рефлексия и возможности для развития» . Проведем анализ своих целей, совершенных действий и полученных результатов. Будем учиться строить новые алгоритмы для достижения цели. Также сыграем в деловую игру, где соберем свою траекторию успеха из существующих возможностей Татарстана.

По итогам модуля каждый получает домашнее задание, которое нужно будет выполнять в течении месяца. В личных кабинетах на портале Университета Талантов будут созданы специальные группы, где ты вместе с другими студентами, сможешь делиться своими успехами при выполнении заданий. Также любые вопросы в работе над своими целями и планами ты можешь обсудить со своим наставникам.

Каждый модуль проходит один раз в месяц в течении выходных. Общая продолжительность модуля – 2 дня (суббота и воскресенье).

Трансфер (автобусы до места проведения и обратно), проживание и питание предоставляет Университет Талантов.

Регистрация на участие для студентов Университета Талантов в личном кабинете. Для тех, кто еще не является студентом, по форме ниже.

Даты ближайших модулей:

1. Модуль №1 «Цель и целеполагание» (70 мест):

  • Дата: 10-11 ноября 2018 г.
  • Место проведения: г. Казань

2. Модуль №2 «Планирование и оценка результатов» (70 мест):

  • Дата: 17-18 ноября 2018 г.
  • Место проведения: г. Казань

3. Модуль №2 «Планирование и оценка результатов» (30 мест):

  • Дата: 24-25 ноября 2018 г.
  • Место проведения: г. Альметьевск

4. Модуль №2 «Планирование и оценка результатов» (30 мест) :

  • Дата: 24-25 ноября 2018 г.
  • Место проведения: г. Набережные Челны

По вопросам:

  • обращаться по номеру 8 917 902 67 49 - Диана Валиуллина, тренер проекта
  • писать на почту: - Аделя Ахметова, руководитель проекта.

П.С. не забывайте представляться и указывать город, когда пишите или звоните.

Серия

«Работа с одарёнными детьми»

Траектория индивидуального развития

младшего школьника

«Ступеньки роста»

Составители:

Малафеева Е.К., Голубева К.А.

учителя начальных классов

ВВЕДЕНИЕ

Успех – это не просто хороший результат какой-либо работы. Успех – это состояние человека, качественная характеристика деятельности, чувство уверенности в собственных силах, высокая позитивная оценка себя. Ощущение успеха возникает у человека при достижении полного физического, душевного и социального благополучия.

В чём состоит секрет успеха младшего школьника?

Во-первых, успех кроется в особой образовательной среде. Успешным ученик может стать в условиях только той образовательной среды, которая способна обеспечить соблюдение его прав, создать комфортные условия для получения образования.

Во-вторых, в здоровьесберегающих технологиях и личностно-ориентированных подходах, которые реализует учитель, школьник получает дополнительные возможности развития способностей.

В-третьих, эффективная реализация технологии индивидуального сопровождения учащегося - решающее условие обучения, обеспечивающее благоприятное развитие личности младшего школьника, находится в зависимости от личности учителя, его позиция по отношению к ребенку.

В-четвертых, определяющим успех младшего школьника является уровень развития его мотивации. Представление младших школьников о своих высоких способностях - вот то, что обеспечивает мотивацию обучения в гораздо большей степени, чем истинный уровень этих способностей. Он может быть высоким, как и отметки, но он не мотивирует к успехам в учебе. Уровень интеллекта может быть невысоким, но если при этом уровень «Я могу» высок, ученик будет учиться с удовольствием. Его ощущение успеха будет не только формальным (по оценкам), но и эмоциональным. Такие ученики хорошо чувствуют себя в школе, так как они чувствуют себя успешными.

Траектория индивидуального развития школьника

« Ступеньки роста»

пример индивидуальной траектории развития одного учащегося с признаками одарённости по математике рассчитанной на 4 года

Индивидуальная траектория развития младшего школьника или индивидуальный образовательный маршрут это персональный путь реализации личностного потенциала одарённого ученика в образовательном процессе. Индивидуальная образовательная траектория - это эффективное средство формирования эмоционально-волевой сферы ребёнка через развитие его рефлексивных умений.

Этот маршрут может быть оформлен в тетради, альбоме, на отдельных листах. Его может вести сам ученик или совместно с учителем, или родителями. Этой траекторией может пользоваться каждый ученик для саморазвития и самосовершенствования.

1 ступенька – «Кто я» - представляет собой стартовые возможности ребёнка, его личностные особенности и диагностику, с помощью которой их можно определить и выявить. Здесь представлены рисунки ребёнка, опросники и анкеты.

2 ступенька - « Проба сил» - отражает участие ребенка в различных олимпиадах, конкурсах и представляет собой таблицу, в которую все записывается. В течение 4 лет обучения учащийся совместно с педагогом заполняет таблицу, цветом показывая участие в олимпиадах и результат.

3 ступенька – «К чему я стремлюсь» - фиксирует цели деятельности ребенка, его выбор на определенных этапах обучения. Цветом он показывает наиболее значимые для него в данный период и добавляет свои.

4 ступенька - «Мой путь» - отражает содержание образовательного маршрута ученика и разрабатывается совместно с учителем. Итогом работы является выход на создание проекта.

5 ступенька - « Мой проект» - отражает план работы над проектом и его осуществление. Учитель консультирует и помогает составить план работы над проектом, поддерживает при его реализации.

6 ступенька - «Мои достижения» - отражает уровень достигнутого и представляет собой таблицу, в которой учащийся отмечает знаком (+,-,v..) свои достижения. Таблицу достижений можно составлять на год, полугодие, вносить изменения, дополнять.

7 ступенька - «Как я изменился» - осознание пройденного и достигнутого, своих усилий, затраченных на образовательном маршруте. Представляет собой диаграммы, на которых учащийся отмечает значком (+,-,v…) результаты. На свободных диаграммах он может вписать свои успехи.

Кто «Я»

  1. рисунок « Моя семья»;
  2. рисунок «Мой класс»;
  3. рисунок «Мой экипаж»;
  4. рисунок «Мои друзья»;
  5. рисунок «Моё любимое занятие»;
  6. опросник для детей младшего школьного возраста;
  7. анкета «Познавательные и творческие интересы родителей»;
  8. анкета «Свободно ли «свободное время»?»;
  9. анкета «Выбор любимых занятий на уроке».

Проба сил

Отмечаю разным цветом в таблице участие, успех и победу.

4 класс

3 класс

4. участие в ЭМУ

2 класс

1. участие в школьной олимпиаде по математике

2. участие в математической игре «Кенгуру»

3. участие в олимпиаде «Познание и творчество»

4. участие в Эрудит Марафоне Учащихся

5. подготовка устного счёта к уроку математике

5. участие в школьной научно-практической конференции «За страницами учебника»

7.работа консультантом в классе

8. выпуск газеты к неделе математики в школе.

1 класс

1. участие в школьной олимпиаде по математике

2. участие в школьной научно – практической конференции учащихся начальной школы «За страницами школьных книг»

3. участие в математической игре «Кенгуру»

4. подготовка классного часа «Птичья арифметика»

7. работа консультантом в микрогруппе

1.участие в школьной олимпиаде по математике

2. участие в работе школьной научно-практической конференции учащихся начальных классов «за страницами школьных книг»

К чему я стремлюсь

Выбери из предложенного то, что

считаешь важным для себя.

Допиши свои цели.

очень хочу

интересно

попробую

Мой путь

У меня всегда есть выбор, что делать, и я нахожусь в поиске.

1. Поиск книг, журналов с нестандартными задачами по математике совместно с родителями, учителем и библиотекарем.

  1. Создание каталога изданий с задачами нестандартного вида.
  2. Решение логических задач.
  3. Знакомство с биографией выдающихся математиков.
  4. Обмен заданиями с одноклассниками, учащимися других школ и городов через Интернет.
  5. Создание проекта «Математический калейдоскоп».

Мой проект

Мне интересны проблемы окружающего мира, и я пытаюсь решить какие-то из них, которые мне под силу. Вместе с учителем я осваиваю проектирование – разрабатываю проект, защищаю его и, при возможности, реализую.

Форма демонстрации материалов

Сроки

1.Постановка цели.

2. Освоение приёмов работы с литературой и в том числе с научно-популярными изданиями.

3. Изучение приёмов оформления газеты.

4. Изучение возможностей и интересов одноклассников (интервью, мониторинг, анкетирование)

5.Предъявление учащимся класса наработанного материала.

6.Обучение способам решения логических задач одноклассников.

7.Анализ, классификация и отбор материала для газеты.

8. Защита проекта.

Оформление выставки книг и журналов

Разноуровневые задания для микрогрупп

Использование материала для организации устного счёта и классных часов

Консультации, устные журналы. Математические пятиминутки

Консультация с активом класса

Представление газеты

Сентябрь

В течение года

Еженедельно

Сентябрь-декабрь

Сентябрь-декабрь

Сентябрь-декабрь

Январь

Февраль

Мои достижения

Как ты считаешь, какого уровня ты достиг. Отметь в таблице знаком + ,- ,v...

Я умею

На общем уровне

На повышенном уровне

Производить письменные вычисления

Решать типовые задачи

Решать задачи повышенной трудности

Самостоятельно работать в классе

Самостоятельно готовить устный ответ на вопрос учителя

Находить информацию в справочниках или других источниках

Делать устные или письменные сообщения по теме

Работать в группе учеников, выполнять коллективные задания

Заинтересовать одноклассников математикой

Как я изменился

успех

Индивидуальная траектория развития – хороший помощник в воспитании и обучении детей. Составляя индивидуальную траекторию с детьми, работая по ней, мы заметили, как помогает она в выявлении творческих способностей детей, их склонностей, интересов, стремлений. Постоянно возвращаясь к намеченным целям, анализируя свои достижения, учащийся невольно занимается самовоспитанием, самосовершенствованием, становится более самостоятельным. Работая над проектом, готовя материал для одноклассников, чувствуя их поддержку, ребенок ощущает значимость своего труда, желание выполнить работу еще лучше. Дети, составлявшие собственные траектории развития, добились более значительных результатов в учебе, стали организованнее, любознательнее, они с удовольствием участвовали в олимпиадах и добились успехов в них.

Думаем, что работа по индивидуальным траекториям развития в начальных классах поможет детям в дальнейшем планировать и организовывать свою работу, реально оценивать свои возможности и перспективы, ставить цели и задачи и находить пути их решения и достижения.


Тенюнина И.А.

Аспирант кафедры педагогики, ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова»

ТРАЕКТОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Аннотация

В статье рассматриваются подходы к определению категории траектория профессионального развития студентов в период их обучения в вузе, приводится ряд веских оснований для уточнения данного понятия. А также рассматривается само определение траектории профессионального развития студентов, т.к. оно не имеет общепринятого значения и постоянно меняется под влиянием различных научных подходов. В настоящей статье под траекторией профессионального развития студентов будет пониматься процесс саморазвития, самообразования и преобразования личности, построение конструкта своего профессионального «Я», включающий готовность в процессе профессиональной деятельности успешно приспосабливаться к меняющимся условиям профессионально-педагогической среды.

Ключевые слова: профессиональное развитие, траектория профессионального развития.

Key words: professional development, trajectory of professional development.

Современные условия быстро меняющегося общества предъявляют всё возрастающие требования к совершенствованию теоретической и практической подготовки педагогов, способных продуктивно решать задачи, связанные с социализацией, адаптацией молодежи к современным реалиям жизни в обществе. При этом важно оказать будущему специалисту поддержку в его профессиональном становлении, например, при помощи построения индивидуальной траектории профессионального развития студента в период профессионального обучения в вузе на ранней стадии профессионализации. При закладке фундамента будущего профессионального роста нужно иметь в виду, что разные люди достигают ступени взрослости, отличаясь друг от друга по уровню своего здоровья, сформированных личностных свойств и, прежде всего, мотивационно-потребностной сферы и характера. И поскольку жизнеспособность у них различна, а по содержанию, интенсивности и динамичности проявлений их мотивационно – потребностные сферы неодинаковы, как неодинаково развитие общих и специальных способностей, выражающихся в степени успешности приобретения знаний, навыков и умений и оперирования ими, они всегда в большей или меньшей степени отличаются друг от друга и как субъекты деятельности. Таким образом, и возможности для дальнейшего развития как индивидов, личностей и субъектов познания, общения и труда тоже будут не совпадать. В связи с этим, траектории личностного профессионального развития у всех студентов будут разными.

Обратимся к понятию «траектория». С.И. Ожегов в толковом словаре русского языка понятие «траектория» определил как «линия движения чего-либо» . Движение в развитии человека – это есть его становление, формирование личностных качеств, обозначение его настоящего и ориентация на дальнейшую цель. Развитие происходит в деятельности, которую современная наука рассматривает как систему, включенную в общественные отношения. По мнению А.Н. Леонтьева , вне этих отношений человеческая деятельность не существует. Основным видом деятельности человека является труд, а именно, профессиональная деятельность. Поскольку человек существо социальное – то также принято считать, что развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания. Являясь объектом социальных воздействий он, прежде всего, субъект социального развития, а также активный субъект саморазвития, в том числе и самовоспитания. Процесс социализации не прекращается и в зрелом возрасте, он продолжается непрерывно на протяжении всей жизни человека. С педагогической точки зрения, социализация – это процесс и результат усвоения и последующего активного производства индивидом социального опыта . В этом процессе образование имеет практическое и символическое значение. Практическое значение образования отражается в конкретных знаниях, навыках и умениях, символическое – в общественном престиже образования. Социализация не может происходить без включения субъекта в активный деятельностный процесс, который играет большую роль в его развитии. С.Л. Рубинштейн отмечал, что перед человеком должны все время вставать задачи, значимые для него, в решение которых он должен включаться . Только через активную деятельность личность может добиться успеха и в профессиональной сфере. Профессиональный рост личности осуществляется путем постепенного накопления опыта взаимодействия с окружающим социумом, усвоения общественных форм сознания и поведения. Говоря о социализации, отмечаем, что этот процесс накладывает отпечаток на профессиональное развитие, так как в целом профессиональное развитие – это присвоение различных аспектов труда (профессиональных ролей, мотивации, знаний, навыков, опыта), то есть – это процесс социализации, происходящий в онтогенезе человека, направленный на присвоение им различных аспектов мира труда. Основной движущей силой профессионального развития является стремление личности к интеграции в социальный контекст на основе идентификации социальным группам и институтам. Началом активного профессионального развития является принятие личностью профессионализации как жизненной задачи, ее личностно-смысловое «встраивание» в общий жизненный план.

Рассмотрев некоторые аспекты понятия «развитие личности» и «профессиональное развитие», мы определились в мысли, что внутреннее развитие личности сопровождается влиянием извне, которое можно определить как основу для моделирования определенного вектора, траектории развития, в том числе и профессионального.

Э.Ф. Зеер движение личности в развивающемся профессиональном пространстве определяет следующими тремя факторами:

– возрастными изменениями, обусловливающими периодизацию развития личности;

– системой непрерывного образования;

– ведущей профессионально-ориентированной деятельностью.

Взаимовлиянием данных трех факторов является профессиональное развитие личности – движение личности в профессионально-образовательном пространстве и времени профессиональной жизни. Оно охватывает период развития личности с начала формирования профессиональных интересов и склонностей до окончания профессиональной биографии. Э.Ф. Зеер отмечает, что «индивидуальная траектория профессионального становления личности характеризуется изменением направления вектора развития, обусловленное нарушением последовательного, линейного, упорядоченного процесса профессионального становления и образованием моментов неустойчивости (точек бифуркаций). «Нарушителями» эволюционного развития выступают психологические барьеры: дезадаптация, кризисы, деформации, профессионально обусловленные акцентуации, социально-профессиональные инциденты, неблагоприятное стечение обстоятельств, случайности. Область, ограниченная этими координатами, образует личностно-профессиональный потенциал человека» .

Профессиональным пространством для студента является обучение в вузе. Установление закономерностей профессионального развития личности будущего специалиста обуславливается, с одной стороны, содержанием и организацией учебно-воспитательного процесса, а с другой – субъективными факторами. Во время обучения в вузе обучающийся сознательно или нет, но изменяет себя. У него возникают, развиваются, начинают доминировать одни качества или ослабевают, перестают играть должную роль другие. В этом процессе необходимо найти определенные методы учебно-воспитательной работы, чтобы профессиональное развитие студентов не было спонтанным, а шло под руководством в русле определенной для каждого студента своей траектории. Нельзя не согласиться с мыслью Ф.И. Перегудова о том, что: «Поскольку любая личность неповторима, то в идеале каждый человек имеет право на дружественную ему систему образования, продвижение по «собственной образовательной траектории», которой не чужд индивидуальный подход, постоянная психодиагностическая и профориентационная поддержка» . Интерес представляет также точка зрения Т.А. Макаренко, которая индивидуальную траекторию профессионального развития студента рассматривает как путь саморазвития личности в будущей профессиональной деятельности посредством создания профессиональной среды, организации психолого-педагогической поддержки, оказания помощи в профессиональном росте, исходя из проявления индивидуальных качеств личности .

Рассмотрение вышеобозначенных моментов, подвело нас к формулировке понятия индивидуальная траектория профессионального развития студента, которая понимается нами как процесс саморазвития, самообразования и преобразования личности, построение конструкта своего профессионального «Я», включающий готовность в процессе профессиональной деятельности успешно приспосабливаться к меняющимся условиям профессионально-педагогической среды. В нашем исследовании мы исходим из того, что профессиональное полевуза, то есть соответствующе организованный учебно-воспитательный процесс становится внешним регулятором по отношению к каждому студенту. Возможность стать субъектом образовательной и профессиональной деятельности происходит в процессе перехода внешних регуляторов во внутренние. Эффективность этого процесса зависит и от внешних условий и от внутренних субъективных позиций студента, которые развиваются в период обучения. Развитие субъектной позиции студента включает: формирование умений самопознания, рефлексии, эмпатийной способности, коммуникабельности; овладение ценностями и смыслами учебно-образовательной деятельности, усиление личностной и профессиональной самореализации. Субъектность выступает высшим уровнем активности студента и отражается в направленности и осознанности его деятельности, в его способности к саморазвитию . Все эти моменты, как нам видится, должны формироваться на базе индивидуальных программ личностно-профессионального саморазвития, а также благодаря усилению роли учебно-воспитательного процесса, психолого-педагогического сопровождения и повышению значимости у студентов личностных и профессиональных позиций.

Литература

1. Бордовская, Н.В. Педагогика: Учебник для вузов [Текст] / Н.В. Бордовская, А.А. Реан – СПб., Питер, 2000. – 298с.

2. Ведерникова, Л.В. Теория и практика становления и развития исследовательской компетентности педагогов: моногр. [Текст] / Л.В. Ведерникова, Ю.В. Рындина. – Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2012. – 128 с.

3. Зеер, Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности: синергетический подход [Текст] / Э.Ф. Зеер // Образование и наука – 2003. № 5. – С. 79 – 90.

4. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] /А.Н. Леонтьев – Москва: Политиздат, 1975. – 304с.

5. Макаренко, Т.А. Формирование индивидуальной траектории профессионального развития будущих социальных педагогов [Текст]: автореф. дис. … кандидата педагогических наук / Т.А. Макаренко. – Якутск, 2006.

6. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] // Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.

7. Перегудов, Ф.И. Системная деятельность и образование [Текст] / Ф.И. Перегудов // Качество высшего образования. – Хельсинки, 1990. – 253 с.

8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – Москва: Педагогика, 1989. – в 2-х т.

Траектория развития фирмы

Было бы неправильным объяснять возникновение и распространение тех или иных моделей внутрифирменной структуры только их сравнительной эффективностью в решении проблемы принципала и агента. Вполне реальна ситуация, когда потребность в развитии новой внутрифирменной структуры возникает, однако так и остается нереализованной. Альфред Чандлер приводит в качестве примера ситуацию, сложившуюся в начале века в электротехнической промышленности. Несмотря на практически одновременное появление первых электротехнических предприятий в Великобритании, Германии и Соединенных Штатах, лидирующее положение на мировых рынках вскоре заняли лишь германские (AEG) и американские ("General Electric") производители. Более того, британские фирмы оказались вытесненными со своего национального рынка: AEG в этот период продавала в Британии больше своих продуктов, чем любая из английских фирм. Британским производителям, заключает Чандлер, "не удалось развить организационные качества, необходимые для конкуренции на равных с германскими и американскими фирмами" 27 .

Следовательно, при объяснении внутрифирменной структуры необходимо учитывать не только динамику трансакционных издержек (в первую очередь издержек мониторинга и предупреждения оппортунизма), но зависимость организации от предшествующей траектории развития (organizational path-dependency), по аналогии с "эффектом исторической обусловленности развития" в динамике институтов. Речь идет об интерпретации организационного развития фирмы как ее движения по особой траектории структурных изменений. Анализ "эффекта исторической обусловленности развития" в развитии организации требует дополнения и частичного пересмотра тех аргументов, которые были сформулированы относительно динамики институтов 28 .

Во-первых, в рамках организации функции, аналогичные тем, которые выполняет идеология на институциональном уровне, переходят к организационной культуре. "В любой организации: предприятии, профсоюзе или политической партии, существует общая когнитивная составляющая, организационное знание" 29 . Организационная культура материализуется в нормах, правилах и традициях, на основе которых строятся взаимоотношения принципала и агентов. Интерпретативная функция организационной культуры заключается в ее использовании агентами для оценки обоснованности решений принципала при наступлении тех или иных непредвиденных обстоятельств. "Организационная культура дает ex ante подчиненным представление о том, как организация будет реагировать на те или иные непредвиденные обстоятельства, строго говоря, благодаря ее существованию организация получает свою идентичность" 30 . Таким образом, однажды сформировавшаяся организационная культура препятствует изменению типа взаимоотношений принципала и агента.

Организационная культура – совокупность норм, правил и традиций, регулирующих взаимодействия членов организации, являющаяся отражением их коллективных знаний и опыта.

Рассмотрим в качестве примера организационной культуры выдержки из "конституции" (совокупности формальных и неформальных норм), на основе которой строят свои отношения между собой и клиентами работники магазина спортивной одежды "Спорт Мастер", расположенном на проспекте Мира в Москве 31:

Глава 1 . Основы внутреннего устройства

Статья 6. Магазин "Спорт Мастер" – социальный магазин, политика которого направлена на создание условий, наиболее приемлемых для клиентов и обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие работников.

Глава 2. Права и обязанности работников

Статья 8 1 . Все равны перед начальством.

Статья 8 2 . Начальство гарантирует равенство прав работников независимо от пола, возраста и занимаемой должности.

Статья 12. Каждый работник имеет право на приобретение любой понравившейся ему в магазине вещи со скидкой.

Статья 13. Каждый работник имеет право на получение премии в процентном выражении в зависимости от его объема продаж.

Статья 151. Каждый работник имеет право на хорошую добрую шутку.

Статья 152. Шутка не должна ущемлять достоинство начальства и клиентуры.

Глава 4. Менеджер-консультант

Статья 20. В случае возникновения коллизионной ситуации менеджер-консультант обязан воздерживаться от прямой конфронтации с клиентом.

Глава 5. Кладовщик

Статья 27. Кладовщик должен иметь хорошие отношения со всеми менеджерами-консультантами.

Во-вторых, важное место в повседневном функционировании организации занимает рутина. Рутина определяется в данном контексте как "запоминание действия через его регулярное повторение" (remember by doing) 32 . Рутина играет центральную роль в обеспечении информационного обмена между членами организации: она лежит в основе их способности получать, интерпретировать, формулировать и передавать сообщения. Каждая организация имеет свой "организационный диалект", ни в одной организации не говорят ни на "чистом" английском, ни на "чистом" русском языке. Например, вряд ли кто-либо за пределами Высшей школы экономики поймет, что означают фразы "найти на Гнезде", "он не из Вышки", "прогулять КПЗ". Не поймет тот, кто регулярно не ходит в одно из ее зданий в Большом Гнездниковском переулке, кто регулярно не имеет дело с предметом "Конституционное право зарубежных стран", т.е. тот, кто исключен из рутины повседневной жизни ВШЭ. Далее, осуществление контроля существенно облегчается, если процедура контроля приобретает характер рутины 33 . Продолжая пример университетской жизни, отметим, что рутинный характер контроля посещаемости студентов (в начале или в конце семинара) предотвращает прогулы, мотивированные лишь надеждой на то, что в этот раз проверить посещаемость забудут. Итак, способствуя решению проблемы принципала и агента через снижение информационной асимметрии внутри организации и облегчение контроля, рутина в то же самое время приводит к воспроизводству уже сложившихся взаимоотношений ее участников.

Движение по заданной траектории предполагает накопление и закрепление на основе организационной культуры и рутин определенного типа взаимоотношений принципала и агентов. Поэтому важно знать ту ситуацию, в которой начинается организационное развитие, – она содержит в зародыше все варианты последующей эволюции. Ведь может случиться так, что "унитарная фирма в нестабильной среде имеет очень плохие показатели с точки зрения экономии трансакционных издержек, но она же оказывается более эффективной и жизнеспособной, чем фирма с гибкой организационной структурой, в условиях стабильности" 34 . Следовательно, внутрифирменная структура, сформировавшаяся в условиях нестабильности и задавшая траекторию последующего развития фирмы, обусловит потери в будущем, когда внешняя среда стабилизируется. Парадокс заключается в том, что в долгосрочной перспективе наиболее выгодной может оказаться неоптимальная в краткосрочной перспективе структура. Именно этот парадокс иллюстрирует пример послевоенного развития японских фирм, начинавших свою эволюцию с высокой степени интеграции и централизации структуры, которая обусловила потери на первом этапе и преимущества на последующих 35 .

Основные типы фирм

Специфика траекторий развития предприятий обусловливает национальные отличия в организационной структуре предприятий. Несмотря на то что сегодня большинство крупных предприятий в любой стране действуют с учетом складывающихся на мировом рынке тенденций, наблюдается разнообразие их структур и используемых ими стратегий. Ведь совокупность факторов, повлиявших на выбор траектории организационного развития, в каждой стране уникальна. К факторам, определяющим траекторию организационного развития, следует отнести:

Институциональную среду, в том числе траекторию институционального развития;

Степень специфичности активов (степень развитости конкурентного рынка);

Степень неопределенности внешней среды (степень стабильности рынка);

Степень склонности к риску (доля людей, нейтральных к риску, в общем населении страны);

Степень сложности сделок, зависящая от общего уровня социально-экономического развития;

Соотношение цены доступа к закону и цены внелегальности.

Отличия национальных траекторий организационного развития касаются не только структуры, унитарной, холдинговой или мультидивизиональной, но и целевой функции, поведения предприятия относительно поставщиков, наемных работников и потребителей, целого ряда других параметров функционирования предприятия. Так, институциональная среда влияет на цели, которые индивиды ставят в своем взаимодействии, и на нормы, которые они используют. Постараемся описать несколько идеальных типов предприятий: предприятие, действующее в командной экономике; американская фирма (фирма A); японская фирма (фирма J ) и предприятие переходного типа.

Для того, чтобы представить перспективу развития предприятия в долгосрочном периоде, необходимо представить, как будут увеличиваться объемы производства продукта и, соответственно, затраты на приобретение двух переменных факторов. Задача для производителя на каждом этапе роста объемов производства остается прежней: необходимо оптимизировать затраты факторов x и y и «увязать» их с бюджетными возможностями предприятия (рис.76).

Соединив точки касания изоквант изокостами, получим траекторию расширения экономической деятельности фирмы или траекторию развития производственной деятельности предприятия (на рис.76 - указана стрелкой OK).

Линия роста фирмы (изоклиналь): линия, определяющая совокупность оптимальных объемов производства фирмы как множество касаний карты изокост и изоквант. Изоклиналь показывает оптимальные объемы производства фирмы при разных производственных мощностях.

20. Теория затрат. Бухгалтерские и экономические затраты. Постоянные и переменные издержки. Общие, средние и предельные издержки производства.

Экономические затраты.

Затраты - затрачиваемые ресурсы, расходы (включая затраты времени) на производство приобретение товаров и услуг.

Затраты (издержки) производства представляют собой расходование факторов производства при создании какого либо товара или услуги. Они могут быть представлены в виде совокупности физических или стоимостных единиц ресурсов, израсходованных при изготовлении какого-либо продукта. Например при создании велосипеда расходуются материалы (металл, пластмасса, резина), энергия, изнашивается оборудование, выплачивается зарплата рабочим и служащим. Если выразить ценность всех этих ресурсов в денежных единицах, то мы получим стоимостное выражение затрат на производство велосипеда.

Затраты бывают:

1). Постоянные затраты (FC) - те которые не зависят от изменения объёма выпуска продукции. Их фирма должна оплачивать даже в случае, когда выпуск будет равен нулю. Таковы выплаты процентам по долговым обязательствам, рентные платежи, амортизационные отчисления, страховые взносы, оплата персонала, занимающего ключевые позиции.

2). Переменные затраты(VC) - те которые возрастают по мере увеличения выпуска и уменьшаются по мере его сокращения. Они включают затраты на сырьё, топливо, энергию, оплату основной массы занятых.

3). Общие затраты - это сумма переменных и постоянных затрат. Их переменная часть является контролируемой путём манипулирования объёмом выпуска, в то время как постоянная не поддаётся эффективному контролю и должна возмещаться независимо от объёма выпуска.

4) Средние затраты издержки фирмы на единицу произведенной продукции. По величине они равны общим издержкам ТС производства какого-то количества продукции, деленное на количество произведенной продукции (д), т.е.

Бухгалтерские затраты. В бухгалтерском учете под элементом затрат понимают экономически однородные виды расходов. Эти расходы делятся на прямые и непрямые.

Прямые - расходы, связанные с производством отдельных видов продукции (на сырьё, основные материалов, полуфабрикаты), которые могут быть включены в их себестоимость.

Непрямые - расходы, связанные с производством нескольких видов продукции. Расходы на производство продукции делятся на текущие и одноразовые.

Текущие расходы - т.е. косвенные это обычные расходы или расходы с периодичностью меньше месяца.

Одноразовые расходы - это одноразовые расходы или расходы, которые осуществляются периодически (периодичность больше месяца), и направлены на обеспечения производства на протяжении длительного времени.

В краткосрочном периоде некоторые ресурсы, связанные с техническим оборудованием предприятия остаются неизменными. Количество других ресурсов может изменятся. Отсюда следует, что в краткосрочном периоде различные виды издержек могут быть отнесены либо к постоянным либо к переменным. ” Постоянными называются такие издержки величина которых не меняется в зависимости от обьема производства К ним относятся: арендные платежи, аммортизация, жалование высшему управленческому персоналу и т.д. Переменные издержки зависят от количества производимой продукции, складываются из затрат на сырье, материалы, зарплату рабочим и т.д. Для измерения издержек на производство единицы продукции используются категории средних, средних постоянных и средних переменных издержек. Средние издержки равны частному от деления валовых издержек на количество произведенной продукции. Средние постоянные издержки определяются делением постоянных издержек на количество произведенной продукции. Средние переменные издержки образуются делением переменных издержек на количество произведенной продукции.

Общая сумма издержек - это сумма постоянных и переменных издержек при данном объеме производства. При нулевом объеме производства общие издержки будут равны постоянным. Сумма переменных издержек изменяется по вертикали от горизонтальной оси, а сумма постоянных издержек каждый раз прибавляется к вертикальному измерению суммы переменных издержек для получения кривой общей суммы издержек

Рассматривая издержки фирмы в краткосрочном периоде, будем исходить из предположения, что фирма не может влиять на цену используемых её ресурсов.

Общие издержки (ТС) - суммарные издержки фирмы, связанные с выпуском данного объёма готовой продукции. Общие издержки делятся на две части: общие постоянные издержки (TFC) и общие временные издержки (TVC). Общие постоянные издержки не меняются с ростом или уменьшением выпуска продукции. Более того они имеет место даже тогда, когда готовая продукция вообще не выпускается. Во многом наличие TFC объясняется использованием в краткосрочном периоде постоянных факторов производства. К таким издержкам относятся процент с кредита, взятого для преобретения оборудования, амортизационные отчисления, страховые взносы, арендная плата - они должны оплачиваться вне зависимости от объёмов готовой продукции. Общие переменные издержки меняются с увеличением выпуска продукции: фирма нанимает для этого больше рабочих, покупает больше сырья и т.п.