Трансперсональная психология грофа основные понятия. Западное и трансперсональное кредо

«В научном мире сложилась достаточно неадекватная ситуация. С одной стороны трансперсональная психология заявила о себе большим количеством публикаций, научных исследований и прикладных психотехнологий. С другой стороны, в академической психологии трансперсонального направления почти не заметно (при этом направление трансперсональной психотерапии уже признано Общероссийской профессиональной психотерапевтической лигой и Министерством здравоохранения).

Уильям Джеймс был первым психологом, который использовал термин «transpersonal» (трансперсональное) в своем курсе в Гарвардском университете в 1905 году и он по праву считается первым трансперсональным психологом за свою пионерскую работу «Многообразие религиозного опыта». В ходе многочисленных дискуссий о том, как назвать новое психологическое направление, в 1968 году кругом его основателей - Э. Сутичем, А. Маслоу, С. Грофом и другими - было узаконено название «трансперсональная психология». Существует немало интерпретаций самого слова «трансперсональное». Видный транспсрсональный психолог Кен Уилбер слово «трансперсональное» поясняет как: «личное +...» и считает, что трансперсональная ориентация эксплицитно включает все остальные области личностной психологии и затем добавляет к ним более глубокие и высокие аспекты человеческого опыта, которые трансцендируют обычные и повседневные переживания. Он считает, что трансперсональное - или «более чем персональное» - это попытка более глубоко, аккуратно и научно представлять весь спектр возможного человеческого переживания. Оно включает в себя полный спектр сознания.

По определению Р. Уолша и Ф. Воон, трансперсональными можно назвать переживания, в которых чувство самотождественности выходит за пределы индивидуальной, или личной, самости, охватывая человечество в целом, жизнь, дух и космос.

Трансперсональные дисциплины изучают трансперсональные переживания и связанные с ними явления, расширяя для этого возможности различных специальных областей знания.

Трансперсональная психология - это учение о трансперсональных переживаниях, их природе, разнообразных формах, причинах и следствиях, а также о тех проявлениях в областях психологии, философии, практической жизни, искусства, культуры, жизненного стиля, религии и т. д., которые вдохновляются ими или которые стремятся их вызвать, выразить, применить или понять.

Трансперсональная психиатрия - это область психиатрии, занимающаяся изучением трансперсональных переживаний и феноменов. Ее предметное поле то же, что и у трансперсональной психологии, с особым интересом к клиническим и биомедицинским аспектам трансперсональных явлений.

Трансперсональная антропология изучает кросскультурные аспекты трансперсональных явлений и отношения между сознанием и культурой.

Трансперсональная социология занимается социальными аспектами и следствиями трансперсональных феноменов.

Трансперсональная экология изучает экологические аспекты, следствия и применения трансперсональных феноменов.

Трансперсональное движение - это междисциплинарное движение, объединяющее и интегрирующее отдельные трансперсональные дисциплины.

Эти определения характеризуют направления исследования и задачи трансперсональных дисциплин. Важно отметить, однако, что они не исключают персонального, не ограничивают типологию расширения личности, не привязывают трансперсональные дисциплины к какому-либо определенному философскому подходу или мировоззрению, к конкретным методам исследования.

Трансперсональные дисциплины не исключают и не обесценивают персональную сферу. Скорее, они помещают область персонального в более широкий контекст, охватывающий и трансперсональный опыт. Одна из интерпретаций термина трансперсональный подразумевает, что трансцендентное выражается через (trans) личное (Р. Уолш, Ф. Воон).

Трансперсональная психология - направление, возникшее в США в конце 60-х годов XX века на базе трансперсонального проекта в культуре. Основателями этого направления выступили широко известные философы, психологи и психотерапевты: А. Маслоу, С. Гроф, А. Уотс, М. Мерфи, Э. Сутич и др. В теоретическом отношении проблемное поле этого направления психологии разрабатывали психологи психоаналитического, гуманистического и трансперсонального направлений, а также передовые ученые и мыслители из других областей знания: У. Джеймс, 3. Фрейд, О. Ранк, В. Райх, К. Г Юнг, К. Роджерс, А. Маслоу, Ч. Тарт, К. Уилбер, К. Прибрам, Д. Чью, Ф. Капра и др.

В отечественной литературе отдельные аспекты исследуемой темы рассматривались в работах В. В. Налимова, П. С. Гуревича, В. В. Майкова, В. В. Козлова, Е. А. Файдыша» (В. Козлов, В. Майков, 2000 г. стр. 5, 12, 13)

Трансперсональная психология включает в себя переживания и состояния, выходящие за пределы ego, привычного отождествления с Я.

В противовес бытующему термину - изменённые состояния сознания (ИСС), которые сравнивают с нормальными (и как только к нормальным можно отнести раздражение, гнев, страх и т. п. ?) - Гроф предлагает использовать термин «расширенные состояния сознания», т. е. включающие в себя более широкий спектр объектов бытия и типов познания (например, отождествление). Мне кажется более правильным использовать термин «нормальное состояние сознания» (как нормально для человека зрение), которого мы лишены («... по земле не виденьем ходим, но верою»), в сравнении с «ссуженными, обыденными состояниями сознания», которые ограничивают спектр потока информации и осознания её. Т. е. слепотой души, и, в связи с этим, «суженное» - в том смысле, как использует этот термин Э. Шнейдман («Душа самоубийцы») - как состояние потенциально суицидное и неизбежный спутник суицида.

В моём понимании, суицидные устремления являются лишь продолжением «смертного мира» - того, что хочется забыть (по разным причинам), и что не оставляет серьёзного следа в памяти (души). Родители, социум проводят человека через процесс отчуждения от мира переживаний, провоцируя прогрессирующую слепоту души, что во внутреннем мире вызывает разлад и остроту конфликтов, а во внешнем - наркоманию и подобное. Однако, сказанное акцентирует внимание на существующей иерархии ценностей, главное же, с моей точки зрения, в том, что «мир зрячих» от «мира слепых» отличается по иным (непривычным, вечным, духовным) ценностям, на фоне которых указанные психические и социальные проблемы оказываются производными.

Западная материалистическая наука огульно отрицала любые духовные понятия и виды деятельности, включая даже те, которые на протяжении многих веков основывались на систематическом интроспективном исследовании психики. Во многих из великих мистических традиций разработаны особые методы вызова духовных переживаний, и достигнуто соответствие наблюдений теоретическим выводам не хуже, чем в современной науке.

Интересно, что многие великие учёные, произведшие революцию в современной физике: Альберт Эйнштейн, Нильс Бор, Эрвин Шредингер, Вернер Гейзенберг, Роберт Оппенгеймер и Давид Бом - находили своё научное мышление вполне совместимым с духовностью, с мистическим мировоззрением. (В. Козлов и В. Майков, 2000г. с14)

Далее В. Козлов и В. Майков отмечают новаторские представления С. Грофа о духовном кризисе, в которых он показал, что множество классифицируемых традиционной психиатрией заболеваний, таких как функциональные (неорганические) неврозы и психозы зачастую являются не болезнями, а кризисами роста. Традиционная психиатрия, нечувствительная к этому процессу, в своих классификациях замораживает его отдельные фазы как различные виды патологии, рассматривая их как ненормальности, а не как стадии эволюционного процесса стремительного преображения психики. Те, кто зачисляется психиатрией в невротики и психотики - это нередко люди, которые спонтанно встретились с мощным духовным опытом и не сумели справиться с ним. (В. Козлов, В. Майков, 2000 г., с. 114)

К трансперсональным переживаниям относятся:

I. Основанное на опыте расширение сознания в рамках «объективной действительности».

А. Временное расширение сознания.

Эмбриональные и плодные переживания.
Родовые (наследственные) переживания.
Коллективные и расовые переживания.
Филогенетические (эволюционные) переживания.
Постинкарнационные переживания.
Предвидение, ясновидение, яснослышание и путешествия во времени.

Б. Пространственное расширение сознания.

Трансценденция эго в межперсональных отношениях и переживания двойственности целого.
Идентификация с другими людьми.
Групповая идентификация и групповое сознание.
Идентификация с животными.
Идентификация с растениями.
Слияние со всей жизнью и со всем творением.
Сознание неорганической материи.
Планетарное сознание.
Внепланетарпое (экстрапланетарное) сознание.
Внетелесные переживания.
Ясновидение, яснослышание, путешествия в пространстве и телепатия.

В. Пространственное сужение сознания.

Сознание на уровне отдельного органа, ткани и клетки.

II. Основанное на опыте расширение сознания, выходящего за рамки «объективной действительности».

Спиритические и медиумические переживания.
Переживания встречи со сверхчеловеческими духовными сущностями.
Переживания других миров и встреча с их обитателями.
Архетипические переживания и сложные мифологические ряды (ход событий).
Переживания встречи с различными божественными сущностями.
Интуитивное понимание универсальных символов.
Активизация чакр и подъём змеевидной энергии (Кундалини).
Сознание универсального Mind.
Сверхкосмическая и мета космическая пустота».
(С. Гроф «Опыт исследования ЛСД-терапии», цитируется по «Практика холотропного дыхания», Breathe, М., 2000 ).

Здесь уместно привести взгляд Ричарда Альперта (Рам Дасса) - в прошлом профессора кафедры психологии Гарвардского университета: «Уровень психотерапии зависит от уровня психотерапевта. Если вам посчастливится, и вашим психотерапевтом будет Будда, вы в процессе взаимодействия сможете получить просветление. Это не шутка. Действительно, если стоять в стороне от всякой мелодрамы, вы и ваш психотерапевт будете свободны от влипания в разнообразные роли. Если психотерапевт будет привязан к какой-нибудь роли, - все, что он может дать вам - это заменить одну роль, в которую вы влипли, на другую. Поэтому пациенты, которых лечат по методу Фрейда, к концу становятся фрейдизированы, а те, которых лечат по методу Юнга, - юнгизированы. Целая армия терапевтов имеет модель того, что они делают, и как все должно происходить. Всё, поступающее от пациента, проходит через этот фильтр и выходит в форме ответа, согласованного с моделью.

На протяжении восьми лет, помимо всего остального, я работал психотерапевтом в Службе Здоровья в Гарварде и Стенфорде. У меня было восемь пациентов, с которыми я работал ежедневно по методике Фрейда. После того, как я начал принимать психоделики, мне стало ясно, что модель, которую я использовал, как раз и не давала произойти реальному изменению в моем пациенте. Я считал себя врачом - это была единственная роль, доступная мне, и, как врач, я нуждался в пациенте. Роли были распределены: один из нас должен был быть врачом, другой - пациентом. У меня, так же, как у пациента, было много непонятного, но игра состояла в том, что я - врач, а он - пациент. Суть игры состоит в том, каким станет пациент по её окончании» (Рам Дасс, 1994).

Мнение кажется мне принципиально важным, т. к. (и это мы увидим в последующих главах) в правилах трансперсональной психологии отсутствуют (или предельно минимизированы) роли терапевта и пациента: лечит - переживание, ведущий же - проводник, помощник (можно конечно и это назвать ролями).

Понимание тех черт, которые выделяют трансперсональную психологию из ряда других направлений в сжатом и наглядном виде изложено в работе С. Грофа «Целительные возможности необычных состояний сознания». Текст этой, на мой взгляд, ключевой для понимания темы работы дан в приложении (цитируется по книге «Практика холотропного дыхания», Breathe, М., 2000).

Трансперсональная психология. Новые подходы Тулин Алексей

Методы исследования трансперсональной психологии

Трансперсональная психология обозначена как «ненаучная дисциплина», поскольку у нее нет объекта исследования или он недостаточно четко сформулирован. Однако свой неоднозначный статус данная дисциплина во многом получила благодаря «серьезным» ученым психологической науки, которых настораживает тот факт, что трансперсональная психология слишком большое внимание уделяет различным эзотерическим и лженаучным учениям. Трансперсональная психология возникла в 70-е годы XX века вместе с другими направлениями психологии и к началу XXI веку была подкреплена большим исследовательским материалом. При этом стоит отметить, что у нее сложился определенный объект изучения – измененные состояния сознания. Что касается различных эзотерических и лженаучных учений, как бы наивно это ни прозвучало, они являются своего рода «приложением» к данной дисциплине, которое во многом обусловлено мировоззрением различных авторов – ученых, трансперсональную психологию создававших. А. Маслоу, Э. Сутич, С. Гроф стояли у истоков трансперсональной психологии, они желали создать дисциплину, которая изучала бы особые состояния сознания или аномальные состояния психики человека, такие как транс, мистический/религиозный опыт, мистические переживания и т. д.

В связи с этим представляется возможным дать следующее определение современной трансперсональной психологии:

Трансперсональная психология – научное направление, исследующее трансперсональные состояния человеческой психики с помощью восточных и западных психотехник и практик.

Основной парадигмой трансперсональной психологии стало когда-то очень популярное направление в физике – квантовая механика.

Наряду с этим трансперсональная психология оперирует огромным количеством практических, абсолютно научных методов. Перечислим некоторые из них.

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) – график электрической активности головного мозга, получаемый в процессе электроэнцефалографии. Применяется для исследования активности мозга при измененных состояниях сознания.

Самочувствие. Активность. Настроение. Тест (САН) – разновидность опросников состояний и настроений. Разработан В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шараем и М. П. Мирошниковым в 1973 году.

САН представляет собой карту (таблицу), которая содержит 30 пар слов, отражающих исследуемые особенности психоэмоционального состояния (самочувствие, настроение, активность). При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния – самочувствие, активность и настроение – могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существует континуальная последовательность промежуточных значений. Однако сегодня получены данные о том, что шкалы САН имеют чрезмерно обобщенный характер. Факторный анализ позволяет выявить более дифференцированные шкалы: «самочувствие», «уровень напряженности», «эмоциональный фон», «мотивация» (А. Б. Леонова, 1984). САН широко применяется при оценке психического состояния больных и здоровых людей, психоэмоциональной реакции на нагрузку, для выявления индивидуальных особенностей и биологических ритмов психофизиологических функций.

Методика INSPIRIT (Индекс базовых духовных переживаний ). Изначально была разработана для изучения «базовых духовных переживаний», убедивших человека в существовании Бога, оценки их значимости для личности, а также определения отношения респондента к религиозным практикам. Ниже приведены примеры из опросника.

Насколько религиозным или духовным человеком вы себя считаете? Примерно как часто вы уделяете время религиозным или духовным практикам?

Насколько часто вы ощущали присутствие мощной духовной силы? Насколько близким(-ой) к Богу вы себя ощущаете?

Было ли у вас когда-нибудь переживание, которое убедило вас в существовании Бога?

Согласны вы или не согласны с утверждением «Бог находится внутри человека»?

Данная методика, переведенная по согласованию с автором на русский язык специально для нашего исследования, была апробирована на выборке здоровых студентов, испытывающих повседневный стресс. В оригинальной версии INSPIRIT оценки по всем семи заданиям методики в финальной факторизации образовывали одну шкалу, характеризуя тем самым полюс «внутренней религиозной ориентации» по типологии Г. Олпорта, определяющей, в частности, динамику духовного роста личности.

По данным Левина и Шиллера, изучавших взаимосвязь здоровья и духовности, внутренняя, или зрелая, религиозность способствует формированию у субъекта положительных психологических отношений, которые являются своеобразным буфером, предохраняющим человека от стрессорного воздействия различных эндо– и экзогенных факторов. Валидизация шкалы INSPIRIT была проведена на базе ряда кардиологических, травматологических и онкологических стационаров в США, где у пациентов изучалась связь выраженности базовых духовных переживаний и динамики выздоровления (модель стресса, обусловленного соматической патологией). Выборка насчитывала 83 испытуемых в возрасте от 25 до 72 лет, преимущественно женщин (66 %) и белых американцев (94 %). Из них 37 % были католиками, 23 % протестантами и 40 % исповедовали иудаизм.

Тест-опросник (уровня) религиозности («ТОР»; Ю. В. Щербатых с соавторами, 1996), состоявший из 40 вопросов, которые можно было разбить на 8 субшкал (гносеологические корни религиозности и склонность к идеалистической философии; отношение испытуемого к магии; тенденция личности искать в религии поддержку и утешение; внешние признаки религиозности; тенденция веры в Творца и признание существования высшей силы, создавшей мир, и др.).

Опросник ИСС («Признаки измененных состояний сознания», Л. И. Спивак, 1992, модификация 2004) был разработан в рамках отечественной научной школы исследования ИСС по данным массовых обследований, а также с учетом структуры наиболее авторитетных зарубежных опросников. Опросник ИСС направлен на измерение выраженности тех составляющих религиозно-психологического опыта, которые мы определяем в порядке первого приближения как «предрелигиозные». Включенные сюда необычные психические переживания, такие как прекогнитивные («вещие») сны, когнитивные инсайты («прозрения»), мистические озарения, аудиовизуальные иллюзии, яркие амбивалентные эмоции, весьма часто служат промежуточной стадией при нарастании религиозно-психологической доминанты либо же, при «задержке» на данной стадии, в течение достаточно долгого времени могут подменять собой отправление религиозного культа (в современной культуре они проявляют тенденцию к оформлению в виде самодостаточной «новой духовности» типа нью-эйдж). Опросник состоит из 15 шкал, представляющих основные признаки качественного изменения сознания, по данным которых рассчитывается интегральный индекс.

Опросник ИСС направлен на регистрацию достаточно краткосрочных, волатильных, реактивных компонентов религиозно-психологических переживаний.

Психологический опросник «Особенности мистической личности» (А. В. Тулин) состоит из 81 утверждения и из восьми шкал. Цель ОМЛ – исследование предрасположенности личности к мистическим верованиям и роли в них самого человека, а также изучения влияния мистических учений на детей и взрослых. Психолог должен понимать, что «трансцендентное», с которым человек столкнулся, будь это инопланетяне или что-либо еще, как правило, сильно меняет мировоззрение. Во многих случаях человек не может справиться с возникшей у него проблемой, в том числе может переживать так называемый духовный кризис.

Из книги Пробуждение: преодоление препятствий к реализации возможностей человека автора Тарт Чарльз

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

1. Предмет психологии. Отрасли психологии. Методы исследования 1. Определение психологии как науки.2. Основные отрасли психологии.3. Методы исследования в психологии.1. Психология – это наука, которая занимает двойственное положение в ряду других научных дисциплин. Как

Из книги Психология труда: конспект лекций автора Прусова Н В

2. Методы исследования психологии потребителя Методы исследования психологии потребителя:1) наблюдение;2) опросы общественного мнения;3) фокус-группы.Проективные методики позволяют узнать реальное отношение клиента к товарам или услугам:1) ролевые игры – эта методика

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

Из книги Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции Том I. Мировой трансперсональный проект автора Козлов Владимир Васильевич

Глава III. Трансперсональный проект в глубинной психологии: научно-психологические предпосылки трансперсональной

Из книги Аномалии личности автора Братусь Борис Сергеевич

Глава IV. Школы и исследовательские проекты трансперсональной

Из книги Общая психология автора Шишкоедов Павел Николаевич

1. Общенаучные и социокультурные предпосылки трансперсональной психологии Трансперсональная психология, как и другие крупные проекты психологии, родилась конечно же не на голом месте. И мы не можем понять трансперсональную психологию, наблюдая только внутреннюю логику

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

16. Интегративные подходы в трансперсональной психологии: поиск общей основы Психологи-профессионалы, получившие академическое образование по психологии, достаточно хорошо представляют, что современная психология занимается более всего картами психического, т.е.

Из книги Трансперсональная психология. Новые подходы автора Тулин Алексей

ГЛАВА III. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ (ВЗАИМООТНОШЕНИЕ «ОБЪЯСНЕНИЯ» И «ПОНИМАНИЯ» В ПСИХОЛОГИИ) Достаточно часто психологу приходится слышать от специалистов других областей, прежде всего естественнотехнических, что психология вовсе не наука, поскольку не располагает

Из книги Холотропное дыхание. Новый подход к самоисследованию и терапии автора Гроф Станислав

Глава 3 Методы исследования в психологии 3.1. Методы научных исследований в психологииПсихология располагает целым рядом методов исследования человека и особенностей его психики.Методы научных исследований – приемы и средства, с помощью которых ученые получают

Из книги автора

12. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Методы психологии – основные пути и приемы научного показания психических явлений и их закономерностей.В психологии принято выделять четыре группы методов изучения

Из книги автора

14. ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ Принцип детерминизма. Этот принцип означает, что психика определяется условиями жизни и меняется с изменением образа жизни. Если говорить о психике животных, то считается, что ее развитие определяется естественным

Из книги автора

Часть 1 История трансперсональной психологии

Из книги автора

Становление трансперсональной психологии Вэтом разделе я постараюсь подробно описать возникновение трансперсональной психологии. Я расскажу о людях, которые стояли у истоков этого направления. К большому сожалению, информации мало и очень многое может остаться за

Из книги автора

Значение трансоанализа для трансперсональной психологии Трансоанализ появился в 2008 году и определился мною как исследования глубинных структур психики человека, в том числе и сознания в широком смысле этого слова.Трансоанализ также можно назвать «глубинным анализом

Из книги автора

4. Абрахам Маслоу, Энтони Сутич и рождение трансперсональной психологии В 1960-х гг. результаты исследований необычных состояний сознания – анализ переживаний в психоделических сеансах и изучение Маслоу спонтанного мистического опыта («пиковых переживаний») –

Московский Государственный Университет

Приборостроения и Информатики

<<Трансперсональная психология>>

Выполнил:

Студент 3 курса,ПР-7(1101)

Мискиншоев Денис Бокирович

Москва 2013

Введение.....

1. Трансперсональная психология - как новое направление в психологической науке

2. Трансперсональный подход к человеку Станислава Грофа. Ребёфинг. Понятие «родовой травмы» и ее причины

3. Вивейшн - как уникальная дыхательная техника интеграции личности

4. Психосинтез -трасперсональная система Р. Ассаджиоли

5.Заключение

6.Литература

Введение

Трансперсональная психология - новое направление в западной психологии, объясняющее психические явления «мистическими переживаниями», «космическом сознанием», т.е. формами особого духовного опыта, требующих взгляда на психику человека с нетрадиционных позиций.

Все эти направления коренным образом отличаются друг от друга, по-своему обслуживают практику деятельности и общения людей на Западе, однако их нужно всегда правильно осмысливать и принимать во внимание.

Трансперсональная психология, появившаяся в 70-е гг. XX в. ищет новую теоретическую парадигму, позволяющую описывать явления, не получившие достаточного обоснования в рамках других направлений психологии. В первую очередь это относится к предельным возможностям человеческой психики, к тому, что называется «мистическими переживаниями», «космическим сознанием» и т. п., то есть, формам особого духовного опыта, требующим, при анализе, взгляда на человека с нетрадиционных позиций.

В центре трансперсональной психологии (то есть «психологии за пределами личности») - так называемые - измененные состояния сознания, переживание которых может привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности.

Основной целью моей работы явилось изучение трансперсональной психологии как направления современной психологической науки.

Исходя из темы и цели работы, я решил следующие задачи:

1. Рассмотреть трансперсональную психологию как направление современной психологической науки;

2. изучить трансперсональный подход к человеку Станислава Грофа;

3. проанализировать дыхательную технику Вивейшн;

4. рассмотреть трасперсональную систему Р. Ассаджиоли - психосинтез.

Для достижения намеченной цели и решения поставленных задач я использовали следующие методы: сбор и анализ литературы, метод сравнения, методы анализа и синтеза, методы дедукции и индукции.

1. Трансперсональная психология - как новое направление в психологической науке

Трансперсональная психология - это сравнительно новое направление психологии, которое, однако, имеет глубокие корни в философской и религиозной мысли человечества. К теоретическим источникам трансперсональной психологии относятся учение средневековых мистиков (особенно Иогана Экхарта, XIII-XIV вв.), восточная философия (главным образом индийская), аналитическая психология К. Юнга. Современным представителем направления является Станислав Гроф.

Сущность теоретических представлений здесь такова: источники, детерминанты человеческого поведения и источники психологических проблем находятся за пределами индивидуального, прижизненного опыта.

Человек, с его прижизненно сформированной психикой, опытом, качествами, по традиции обозначается как «persona». Кроме этого в человеке существует нечто, вне его индивидуального опыта, вне «персоны», т.е. трансперсональное. Этим «нечто» является по концепции мистиков - несотворенная частица человека, единосущная Богу; в философии веданты - атман; у К. Юнга - архетипы (первообразы) коллективного бессознательного, которое является отражением опыта прежних поколений (центральное место среди архетипов Юнг отводил архетипу «самости» как потенциальному центру личности). С. Гроф говорит также о перинатальном опыте человека (опыте процесса рождения), который является первым в жизни человека и закладывает основу для определенного типа психического развития.

Терапевтическая работа в рамках трансперсональной психологии - это работа с глубокими слоями бессознательного. Путь достижения этих глубоких слоев - главным образом через измененные состояния сознания, а именно - трансовые медитативные техники. С. Гроф первоначально использовал в терапевтических целях галлюциноген ЛСД; позднее он разработал методику, позволяющую достигать аналогичных эффектов без применения наркотика. Методика получила название «холотропное дыхание»; оно представляет собой сочетание особой техники дыхания со специально подобранной музыкой.

Российская психологическая наука придерживается диалектико-материалистического взгляда на происхождение психики. В разное время она по-разному развивалась. В советский период ее исследования носили неоднозначный характер. В них активно участвовали П.П. Блонский, Л.С. Выготский, К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др. Однако с началом массовых сталинских репрессий в 30-е годы XX в. эти исследования прекратились на тридцать лет. В 60-80-е годы началось возрождение отечественной психологии. Значительный вклад в разработку ее проблем внесли Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, А.А. Бодалев, Е.С. Кузьмин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Б.Д. Небылицын, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Б.М. Теплов и др. Крысько В.Г. Психология и педагогика: курс лекций. - М., 2004. - с. 21.

В настоящее время, отвечая потребностям практики, отечественная психология уделяет особое внимание современным проблемам: деловому общению, менеджменту, профессиональной деятельности, консультированию, различным тренингам и т.д.

Есть в природе нечто, что не любит стен
и хочет их разрушить.

Психология как наука всегда пыталась дать ответы на вопросы касающиеся познания человеческой сущности или интерпретировать поведение человека во всех его стимулах, мотивах и поступках за пределами эго. Психика как совокупность когнитивных, аффективных и поведенческих проявлений все больше и больше порождает вопросы, ответы на которые все тяжелее найти с точки зрения того самого психоанализа, бихевиоризма или же когнитивной психологии, которая заняла лидирующие позиции в мире науки. Трансперсональная психология, которая сначала являлась ответвлением гуманистической психологии и питала свои идею сначала, например, с концепции А. Маслоу, занимает на сегодня достаточно значительную часть психологической мысли. И этому объяснение, как по мне, простое, по сколько сайентизм (ориентация на науку как на истину познания мира) во многом уступает антисайентизму, который утверждает, что все проблемы, которые мы имеем на сегодняшний день являются результатом научной деятельности человечества. Трансперсональная психология питается наоборот отойти от устоявшихся догматов науки и сделает свою почву на самоактуализации личности путем традиционных практик и методов, которые она использует в своей терапии. Не зря трансперсональную психологию многие именуют квазинаукой, которая не имеет достаточних оснований называться наукой из-за недостатка закономерностей и законов, принципов и эмпирических подтверждений. Но следует вспомнить того самого А. Пуанкаре и его конвенционализм, который говорит, что любая парадигма в науке является договором ученых в данной области. Так что же мы тогда можем считать чистой воды наукой??!
Следует заметить, что трансперсональная психология не появилась не из чего. Я имею виду, что психология как наука дала свой толчок для разработки теории и практики, аппарата науки как таковой. Основные идеи трансперсональной психологии на ее основании были взяты, как отмечалось выше, с гуманистической психологии. Представители гуманистов утверждали, что самоактуализация личности является главной целью на пути жизненных переживаний и психологических состояний, что проявлялось в субъективном и объективном опыте. Первое раскрывает опыт человека в его связью с природой, всем человечеством и даже космосом, а второе – факторы, которые влияют на нас в совокупности всего, что нас окружает на микро- и макро- уровнях. Но фундамент, который заложила гуманистическая психология для трансперсональной устоялся, окреп и трансперсональность как феномен вышла на новый уровень. Любая идея есть результатом истории ее творения, так и с трансперсональной психологией. Протонаука, которая является матерью всех наук, а именно философия древности, древних духовных традиций Востока и Запада дала настолько богатые медитативные практики, духовный опыт, что гуманистические идеи скоро себя исчерпали в глазах трансперсональной психологии стали для нее всего лишь скелетом истории и основой для пояснения общих процессов в данной области. Медитативные практики и трансперсональные состояния личности, вот что интересует трансперсональнаю психологию в 21 ст.. Психологи данной отрасли утверждают, что традиционные взгляды на психику человека потерпели крах, по сколько они упустили такие важные факторы формирования личности как духовность в ее формах переживания, изменения сознания и других психологический состояний человека.
Особенностью школы трансперсональной психологии является то, что она соединила, сделала своеобразный синтез всех знаний духовных практик для самоактуализации личности и отвергла модель человека как механизма, доминанты разума над чувствами, что истина недосягаема (скептицизм). Трансперсональная психология выработала свою парадигму восприятия мира и утверждает, что все есть единое, неподдельное и каждый из нас есть зеркалом Вселенной. Мы есть микрокосмосом в миниатюре, который отображает все что происходило в данный момент и будет происходить. Идея про Вселенную внутри нас раскрывает возможность восприятия всего опыта который когда – либо был или будет и помогает нам понять, что все едино, ничего не происходить бесследно и просто так, понять в первую очередь нас самих, нашу сущность и неделимость с миром, с природой, со всей Вселенной.

Трансперсональная психология практики. Учение Уилбера

Основной интерес в 21 ст. трансперсональной психологии направлен на изучение практик в области:
1) Развитие и расширение сознания личности;
2) Духовный и религиозней опыт всех народов мира;
3) Целостность личности.
Первое рассматривается в рамках учения Кенона Уилберома, который является очень известным философом в США в области интегрального подхода, который гласит, что все открытия которые когда – либо были есть результатом чего-то едино целого, которое следует рассматривать для достижения истины. Другими словами, чтоб не было плюрализма никому ненужных знаний и методов для достижения поставленной цели. В рамках трансперсональной психологии Уилбером была разработана идея «спектра сознания» выходя из которой восприятие личностью бытия и материи проходит три стадии:
1) преэгоическая (доличностный уровень развития);
2) эгоическая (личностный уровень развития);
3) трансэгоическая.(трансперсональный уровень развития).
Уилбер пишет, что человек, который развивается идет по пути комплексного и осознанного пути и основной его целью есть расширение спектра сознания через интегральный подход изучения мира и человека в нем.
Рассматривая духовный и религиозный опыт как направление в изучении трансперсональной психологии, следует отметить, что духовность для человека есть центральной проблемой, которые пытаются решить транспсихологи всего мира. Проблема заключается главным образом в том, что повседневная действительность заставляет менять отношение человека к вопросам более важным, нежели приземленным, в результате мы имеем социализацию личности по пути машины потребления, но никак не духовности и самоактуализации, познании себя хотя бы частично, осознании индивидуальности каждого из нас.

Трансперсональная психология Грофа


Станисав Гроф, основоположник трансперсональной психологии, утверждает, что социальные роли, которые являются чем-то сложным, тем самым разъединяют целостность личности. Данные роли через некоторое время покидают нас и не дают нам быть самим собой. Потому проблема духовности и поиска себя есть центральной для транспсихологов.
Целостность личности – это процесс синтеза основных структур психики человека, которое ведет к гармонии и душевному здоровью личности. Идею целостности личности разработал Роберто Ассаджиоли, который утверждал, что утрата смысла существования, отсутствие позитивных ценностей и наличие противоречий могут привести к психическим расстройствам и заболеваниям. Если структуры психики приобретают единую картину, то человек набирается энергией жизни и его прогресс на пути к самоактуализации преобретает целостный характер, жизнь становиться осмысленной и целенаправленной. Ассаджиоли как представитель трансперсональности в своей теории психосинтеза раскрывает ряд задач, которые должен поставить перед собой человек для психического здоровья, а именно: познание своего духовного Я, обретение гармонии с самим сабой и внутренним миром и здоровые отношения с людьми и миром.

Поняв основные направления, по которым трансперсональная психология строит свою теорию, можно выделить основные принципы, то бишь основополагающие положение, по которых трансперсональная психология живет:
1. Принцип единства всего, что есть во Вселенной;
2. Принцип самоактуализации личности;
3. Принцип развития сознания за пределы привычного;
4. Принцип духовного здоровья.
Вся методология, которая имеется на сегодня в трансперсональной психологии, являет собой трансперсональную терапию, которая питается достичь поставленных целей духовного здоровья личности, его целостности и самоактуализации.
Трансперсональная терапия – это метод трансперсональной психологии, который позволяет работать с подсознательными слоями психики для лечения вытесненных психотравм. Транспсихологи утверждают, что все психотравмы, которые скрываются в нас не дают нам развиваться по позитивному пути. Только трансформация всего негатива, который в нас заложен, на позитивную энергию через трансформацию поможет нам понять суть психотравмы и исцелиться. Только вот вопрос в том, как освободить эту энергию? Трансперсональная психология идет по пути трансперсональних состояний, в которых человек переживает эти психотравмы, что является своего рода катализатором поиска ответа на вопрос и как результат выделение внутренней энергии человеком для исцеления. Это состояние можно назвать метафизическим и совсем не вредоносным. Просто человек через данную практику питается взглянуть на проблему не путем вытеснения, а путем правильного восприятия и понимания. Тем самым личность освобождается от психотравмы. Взгляд на проблему проходит не шаблонным, навязанным обществом сценарием поведения, а приобретает новый качественный уровень осознания и как следствие решения, переходит в режим контроля ума и эго.

Трансперсональная психология практические методы. Холотропное дыхание, Ребёрфинг.


В трансперсональную терапию входят такие распространенные практики (методы):
1. Холотропное дыхание;
2. Ребёрфинг.
3. Экзистенциальные практики;
4. Медитации и йога.
Первые две практики относятся к дыхательным практикам, которые имеют свои особенности и каждая из них на сегодня имеет свою технику и число поклонников. Данные техники вызывают комплекс переживаний у человека, которые ведут к разным результатам в соответствии с приемами, которые применяются в техниках и тем самых разделяют их.
Экзистенциальная практика затрагивает основные категории, которыми оперирует экзистенциальная психология. В первую очередь это смысл жизни и комплекс ценностей личности. Сама практика проходит в активном монологе поиска личностью смысла в совокупности вспомогательных средств.
Медитации есть частью этнокультурных и старинных духовных практик, которая призвана активировать внутренний потенциал и достичь самоисцеления.
Данная практика используется как оздоровительная и несет в большинстве случаев духовно – религиозный опыт.
Как правило, все практики в трансперсональной психологии имеют комплексный характер, потому используются сообща. Следует понимать, что изучение духовных практик и традиций в ракурсе индуизма, буддизма, кабали, суфизма и др. раскрывают новые техники и приемов. Все эти направления входят в предмет изучения трансперсональной психологии и направлены на поиск полной картины мира и реальности бытия.
Можно утверждать, что основа трансперсональной психологии имеет очень спорные и тяжелые для восприятия тезисы такие как абсолютная истина, жизнь после смерти или отвержения транспсихологами универсальных научных методов. Но важно понять, что отсутствие ответов на вопросы делает экспансии данной области знаний все популярней и обоснованней. Духовное развитие, путь к самоактуализации и постижение самого себя – не так уж плохо для психического здоровья. Главное что бы каждый нашел свой путь к истине и те ключи по пути были сопоставимы с его индивидуальностью.

Васильковский Илья


Трансперсональная психология – это определенное направление в психологии, которое изучает переживания человека вне его «Эго», в процессе пребывания в измененном состоянии сознания. Этот вид психологической деятельности способен решить особые виды проблем, которые поддаются решению только с помощью определенных приемов и техник.

Область применения

Трансперсональная психология решает вопросы и проблемы человека, в том числе те, которые относятся к типу нерешаемых. Нерешаемые проблемы человека зачастую лежат вне биологической плоскости человека. Частое и достаточно распространенное явление, когда человек имеет какую-то хроническую проблему, которая возникла из-за психофизического диссонанса. Это такая проблема, которая возникла из-за психического и психологического нарушения, но проявилась в виде физического заболевания или повреждения. Решение этих проблем как раз и лежит в этой трансперсональной плоскости. То есть, решив проблему в этой плоскости, она исчезает из физической, телесной плоскости человека.

Какие методики используются?

Данные проблемы невозможно решить, прибегая лишь к методам и практикам традиционной психологии и психотерапии. Необходимо создать комплексный всесторонний и всеохватывающий подход. К таким методикам можно отнести:

  • Эмоционально-образная терапия. Этот вид терапии основан на воздействии на определенные образы, которые выражают и символизируют собой ту или иную психологическую проблему. Человек по средствам механических воздействий на образный символ проблемы визуализирует ее решение путем уничтожения этого образа.
  • Гештальт-терапия. Этот вид терапии направлен на восстановление психологических и эмоциональных каналов связи человека с самим собой, по средствам проработки чувств, эмоций и воспоминаний человека.
  • Телесно-ориентировочная терапия. Это целый комплекс направлений, нацеленных на связь психологического тела человека и физического. То есть, избавляя тело от определенных физических проблем, происходит воздействие на эмоционально-духовное, психическое тело человека.
  • Холотропная терапия. При помощи определенных техник человек погружается в состояние некого транса, в бессознательное. При помощи холотропной терапии можно решить глубинные подсознательные проблемы.

В данный список можно включить еще массу направлений и практик, но их объединяет то, что все они направлены на решение проблем человека, охватывая и физическую и психическую составляющую.

Целью всех этих направлений является непосредственное нахождение ядра системы конденсированного опыта, СКО. Ядро этой системы – это основание, на котором строятся все психофизические проблемы личности: детские проблемы и переживания, процессы, запускающие механизмы фрустрации и подобные ситуации.

Сложностями для нахождения этого ядра СКО являются ситуации, когда это ядро было сформировано в довербальный период, то есть когда человек уже был способен к запоминанию, но еще не развил речевые навыки. Еще более сложная ситуация, когда ядро СКО было сформировано вне плоскости биологической истории или в более глубоких областях трансперсонального.

Необходимо осознать причины психофизических проблем и найти те плоскости, в которых они лежат. В противном случае, эти глубинные нерешаемые проблемы будут постепенно разрушать и физическую оболочку человека и психическую.