Ученическое самоуправление в современной школе. Ученическое самоуправление

Ученическое самоуправление в школе. Деятельность организаций и объединений учащихся

    Суть ученического самоуправления.

    Формы школьного самоуправления. Условия, способствующие развитию самоуправления.

    Детское движение и детские объединения как фактор развития личности, ее социализации.

    Функции детских объединений: Содержание и методика деятельности детских объединений и организаций.

    Неформальные объединения детей и молодежи.

Л итература

1. Кабуш, В. Т. Гуманистическая воспитательная система: теория и практика / В. Т. Кабуш. - Минск: АПО, 2003. – 332 с.

2. Маленкова, Л. И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие / Л. И. Маленкова. - М. : Педагогическое общество России, 2002. - С. 209-224.

3. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. пед. вузов: в 2 кн. / И. П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. - Кн. 2: Процесс воспитания. - С. 60-91.

4. Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М И. Рожков, Л. В. Байбародова. - М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. - С. 96-ПО.

5. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е, Н. Шияиов; под ред. В. А, Сластенина. - М. : Изд. центр «Академия», 2002. – С. 363-364.

6. Степаненков, Н. К. Педагогика школы: учеб. пособие / Н. К. Степаненков. - Минск: Адукацыя i выхаванне, 2007. - С. 373-^05.

7. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. - Минск: Універсітэцкае, 2000. - С. 349-367.

    Суть ученического самоуправления.

Один из важных принципов школьного управления - принцип демократизации - невозможно реализовать в работе школы без таких составляющих этой работы, как собственно управление, соуправление и самоуправ­ление. Управление школой - целеустремленная деятельность субъектов управления, направленная на обеспе­чение оптимального функционирования школы и ее развития. Соуправление - участие в выработке и принятии решений представителей всех групп школьного коллектива (педагогов, учащихся, родителей); школьное само­управление - передача ряда функций управления учащимся и педагогам, их органам и организациям. Если те или иные функции управления передаются учащимся, их органам или организациям, то речь идет об учениче­ском (школьном, классном) самоуправлении. Проблема самоуправления в детском коллективе была поставлена Н. К. Крупской, разрабатывалась С. Т. Шацким, А. С. Макаренко, позже И. П. Ивановым, В. М. Коротовым, В. Т. Кабушем и другими педагогами.

Ученическое самоуправление - атрибут коллектива школьников и важное условие формирования коллективных отношений. Ученическое самоуправление - такая организация групповой (коллективной) деятельности, которая основана на развитии самостоятельности детей в принятии и реализации решений для достижения значимых групповых (коллективных) целей. Субъектами самоуправления являются избранные лица (группа лиц), которым коллектив делегирует (передает полномочия) право планировать совместную жизнедея­тельность, распределять поручения, контролировать и оценивать качество их выполнения.

К школьному ученическому самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные учениками и выражающие их интересы. Основными целями ученического самоуправления являются: демократизация жизни ученического коллектива и формирование у школьников готовности к участию в управлении обществом. Развитие самоуправления помогает учащимся сформировать свою социальную позицию, определить возмож­ности в реализации организаторских функций, почувствовать сложность социальных отношений, прожить от­ношения ответственной зависимости, выражающие взаимозависимость и взаимоответственность личности и коллектива. Итогом развития ученического самоуправления является перевод коллектива класса из системы управляемой в систему самоуправляемую.

Сущность самоуправления раскрывается в его функциях :

    Освоение управленческой культуры - дает возможность осуществить самостоятельной выбор в принятии решений, осознать свободу и ответственность;

    Адаптационная - обеспечивает личности гармонию взаимоотношений в коллективе;

    Прогностическая - помогает на основе диагностики и рефлексии определить реальные перспективы;

    Самоактивизации - приобщение как можно большего числа учащихся к решению управленческих проблем и вовлечение учащихся в управление новыми сферами деятельности;

    Коллективный самоконтроль - постоянный самоанализ органами самоуправления своей деятельности и поиск на его основе более эффективных путей решения управленческих задач;

    Формы школьного самоуправления. Условия, способствующие развитию самоуправления.

В теории воспитания был сделан важный вывод о том, что самоуправление не может и не должно создаваться «сверху» формированием его органов, а должно «вырастать снизу» в процессе самоорганизации тех или иных видов деятельности. В этом случае самоуправление в своем развитии проходит следующие этапы:

    разделение конкретного дела на законченные части и объемы;

    формирование соответствующих микрогрупп, выбор ответственных за каждый участок деятельности; объединение ответственных в единый орган самоуправления;

    выбор главного ответственного лица.

Этот алгоритм обеспечивает формирование органов самоуправления в зависимости от конкретных дел и видов деятельности, в реализацию которых включены школьники в данный момент Педагогический смысл такого подхода заключается в том, что органы самоуправления создаются всегда с определенной целью, являются временными, что позволяет варьировать отношения руководства - подчинения.

Формы ученического самоуправления разнообразны. Общешкольное ученическое самоуправление решает задачи, стоящие перед школой, и не регламентирует инициативу и самостоятельность классных коллективов.

Высшим органом школьного ученического самоуправления является обычно общее собрание учащихся, где выдирают органы самоуправления (общешкольный ученический комитет или совет, школьный парламент, школьная дума, старостат, советь дел, штабы, комиссии, клубы, секции и другие) и определяет их полномочия.

В ученическом коллективе высшим органом самоуправления может быть классное собрание, в ходе которого происходит обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в организации деятельности учащихся, их участия в общешкольных делах. Классное собрание как форма работы ученического коллектива предполагает совместную деятельность учащихся и классного руководителя, где выбирают старосту (командира и т. п.), представителей в органы ученического коллектива, заслушивают информацию о текущих делах, отчеты о выполнении поручений, утверждают планы, обсуждает разные памятки, положения (например, о консультантах по предмету). Высшим органом самоуправления в классе в период между ученическими собраниями может быть классный ученический совет, избираемый классным собранием и водящий свои заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

В целом структура ученического самоуправления зависит от возраста учащихся, от уровня развития организаторских умений и навыков, от традиций школы и класса. Особенно важно, чтобы функции и роли детей организации своей жизни и деятельности менялись. Поручения даются как индивидуальные, так и групповые, в ходе которых учащиеся приобретает опыт сотрудничества и сотворчества. Получая какое-то поручение, ребенок должен хорошо представлять своих обязанностей и видеть пути выполнения этой работы.

    Детское движение и детские объединения как фактор развития личности, ее социализации.

Детские, молодежные объединения и организации являются воспитательными системами в социуме. В самом общем виде детское общественное объединение или организация могут быть охарактеризованы как особое социально-педагогическое формирование детей и взрослых, объединяющихся на добровольной основе для реализации индивидуальных и социальных потребностей, способствующих социализации личности ребенка.

Педагогическая сущность детских и молодежных объединений и организаций проявляется прежде всего в их целях, связанных с воспитанием и развитием личности ребенка. В частности, в основе целей детских и молодежных организаций с гуманистическим характером деятельности лежат общечеловеческие, национальные, гражданские ценности. Так, в Уставе «БРСМ» (Белорусского республиканского союза молодежи) записано, что целью этого общественного объ­единения является создание условий для всестороннего развития молодежи, раскрытия ее творческого потенциала, содействие развитию в Республике Беларусь гражданского общества, основанного на патриотических и духовно-нравственных ценностях белорусского народа.

История детского и молодежного движения свидетельствует, что эти объединения и организации достигают наиболее эффективных результатов, если они предоставляют своим членам возможность самовыражения, самореализации, самоусовершенствования и самоутверждения. Детские и молодежные объединения и организации в социальной структуре современной Беларуси занимают особое место. Их развитие и поддержка - одно из на­правлений государственной молодежной политики. Через общественные организации молодежь реализует свои экономические, культурные, образовательные, информационные потребности, развивает свои организаторские способности, учится планировать свое свободное время. Отличительной особенностью детского движения яв­ляется его вариативность. В 2003 году в Министерстве юстиции Республики Беларусь было зарегистрировано более 130 молодежных и детских организаций с республиканским и международным статусом, в 2006 году уже 183 организации работали с детьми и молодежью.

Наряду с самой массовой общественной организацией - БРСМ (создан в 2002 году) - в Республике Беларусь действуют: Белорусская республиканская пионерская организация (БРПО), Белорусская республиканская скаутская организация (БРСО), Ассоциация белорусских гайдов (ДОО «АБГ»), Лига добровольного труда молодежи, организация «Молодежь против преступности» и другие детские и молодежные объединения.

Например, общественное объединение «Белорусская республиканская пионерская организация» (БРПО) возникло в условиях подъема детского движения в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века. В Республи­ке Беларусь начался процесс обновления пионерской организации. 13 сентября 1990 года состоялся очередной IX слет пионеров Беларуси, на котором было заявлено о самодеятельном неполитическом характере организа­ции и принят первый Устав Белорусской республиканской пионерской организации.

Согласно Уставу Белорусская республиканская пионерская организация - это добровольное общественное объединение детей, подростков и взрослых, ориентированное на общечеловеческие ценности, представляющее и защищающее интересы и права своих членов. Цель данной организации - помочь каждому пионеру стать гражданином, своими поступками приносить пользу себе и своей Родине, то есть содействовать социализации личности ребенка. В соответствии с целью БРПО решает следующие задачи: формирование мотивов социальной (общественно значимой) деятельности; формирование социальных умений; создание условий для удовлет­ворения интересов детей, развития личности, раскрытия ее творческого потенциала; стимулирование самопознания и самовоспитания членов организации.

Важно также отметить, что БРПО отвечает всем признакам детского общественного объединения. Так, более 70 % состава организации это дети-подростки. Пионерская организация создана по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей и взрослых и не является структурным подразделением государственных учреждений. Кроме того, БРПО осуществляет социально-творческую деятельность и не ставит своей целью получение прибыли и распределение ее между членами организации.

    Функции детских объединений: Содержание и методика деятельности детских объединений и организаций.

Функции детских, молодежных организаций и объединений:

Развивающая - обеспечивает гражданское, нравственное становление лич­ности ребенка, развитие его социального творчества, умение взаимодействовать с людьми, выдвигать и достигать значимые для всех и каждого цели.

Ориентационная – обеспечение условии для ориентации детей в системе социальных, нравственных, культурных ценностей, адаптации к условиям современной жизни.

Компенсаторная - созда­ние условий для реализации потребностей, интересов, актуализации возможностей ребенка, не востребованных в других общностях, членом которых он является, для устранения дефицита обще­ния и соучастия

Обновленная пионерская организация стремится, с одной стороны, сохранить положительные традиции, исторически сложившие в детском пионерском движении, а с другой - учесть требования времени и современные тенденции развития детских и молодежных объединений. В основу деятельности БРПО положены следующие принципы :

□ принцип социально значимой деятельности через реализацию способностей ребенка на пользу себе, семье, другим людям;

□ принцип добровольности при вступлении, выборе вида деятельности, выхода из ор­ганизации;

п принцип коллективизма, понимаемого как взаимодействие, сотрудничество в органи­зации детей, подростков и взрослых.

Эти принципы оформлены в виде законов для детей и подростков, предписывающих беречь свое доброе имя и достоинство организации; заботиться о тех, кто нуждается в по­мощи; уважать труд; быть верным дружбе; уважать мнение своих товарищей; держать свое слово; быть хозяином своей организации.

    Неформальные объединения детей и молодежи.

Впедагогике исследуют как организованные формальные (учебная группа, кружок, спортивная секция, временные детские коллективы и другие), так и стихийно образующиеся неформальные группы-коллективы. Неформальная группа или объединение - группа людей, добровольно объединившихся на основе общих интересов, личностных симпатий, взаимной пользы. Эта группа не имеет юридически фиксированного статуса. Нередко влияние неформальных объединений, как правило, исповедующих ценности молодежной субкультуры, оказывается для подростков и юношей решающим с точки зрения их социализации. Именно неформальная группа бывает главным регулятором поведения подростка. Для большинства подростков уход в неформальные объединения является одной из форм протеста против привычного уклада жизни, установленных правил, опеки и контроля со стороны старших.

Желание подростков быть членами неформальной группы объясняется их потребно­стью, во-первых, в информации (особенно по проблемам, решить которые они не могут в школе или семье), во-вторых, в общении и эмоциональном контакте, в-третьих, в реали­зации индивидуальных притязаний (на лидерство, на самореализацию в тех или иных ви­дах деятельности и др.). Нередко мотивом участия подростка в неформальном объединении является состояние тревожности, которое он испытывает в школе или дома. Неформальная группа принимает подростка таким, каков он есть, а также дает ему возможность «быть как все» в одежде, манерах поведения, в языке, ценностях, предпочтениях и т. д.

Большинство подростковых и юношеских групп характеризуется стабильностью состава, сплоченностью, функциональной направленностью, наличием собственной символики и атрибутики. Эти и другие факторы определяют структуру неформальных объединений.

Степень влияния неформальной группы на поведение подростка обусловлена его индивидуальными психологическими особенностями, структурой и социальной направленностью группы. Одни подростки воспринимают «законы» и нормы группы сознательно, другие - в силу выраженной в этом возрасте конформности (подчинение личности группе, принятие мнения большинства, отсутствие собственной позиции). Принадлежность к антисоциальным или к асоциальным неформальным группам повышает риск формирования девиантного поведения.

Существуют разные классификации неформальных молодежных или подростковых групп. Например, по социальной направленности они делятся на:

    просоциальные, демократические по структуре, социально-активные; их деятельность направлена на общественно полезные дела;

    асоциальные, стоят в стороне от серьезных социальных проблем и формируются на основе совместных развлечений;

    антисоциальные, по структуре чаще всего автократические, направлены на нарушения общественного порядка, создают напряженные ситуации, нередко такими группами руководят взрослые правонарушители.

Для того чтобы избежать конфронтации с такими учащимися, педагогам важно разобраться в сущности молодежной субкультуры, неформальных объединений. Л. И. Маленковой предложены правила общения с представителями неформальных объединений:

    принять подростка или старшеклассника таким, каков он есть;

    использовать умения и навыки, полученные учеником в неформальной группе, включив его в разнообразную деятельность классной группы;

    в зависимости от социальной направленности неформальной группы постепенно формировать позитив­ные или негативные отношения к ценностям, которые приняты в этой группе, при этом общение с подростком строить в логике «диалога культур»;

    активно поддерживать социально ценные инициативы неформальной группы, приобщая к ним учащихся класса или школы.

Социальный педагог, классный руководитель и другие педагоги стремятся направить энергию подростковых и юношеских групп на социально ценные дела, содействовать самоутверждению подростков и старшеклассников в организациях социально полезной направленности, учреждениях внешкольного образования, из которых учащиеся «принесут» в неформальные объединения начала позитивного отношения к окружающему миру.

Проблема детских и молодежных общественных объединений ; - организации так называемого школьного (ученического ) самоуправления и свободного времени учащихся ; ... воспитанию учащихся сельских школ - их участие в работе органов ученического самоуправления , ...

Самоуправление как эффективная форма организации досуга учащихся

Краткий анонс: Грамотно созданная структура (модель) самоуправления помогают учитывать все интересы учащихся при организации досуговой деятельности. С помощью ученического самоуправления мы не принуждаем учащихся, а предоставляем возможности для активного, полезного и интересного времяпровождения. Данный материал, может быть, применим в воспитательном процессе школы.

Самоуправлениекак эффективная форма организации досуга учащихся
(из опыта работы ГУО «Средняя школа № 43 г. Гомеля»)

Достаточно много в различных изданиях рассматривался вопрос ученического самоуправления. Необходимо ли оно в современной школе, или без него можно обойтись? Может ли самоуправление содействовать в организации досуга учащихся? Мы хотим раскрыть свою точку зрения на эту проблему. Почему проблему? Подчас многие не осознают, насколько грамотно организованное ученическое самоуправление поможет готовить школьников не только жить в обществе и государстве, но и вносить посильную лепту в его создание. Ученическое самоуправление на современном этапе – это не только грамотная организация досуга учащихся, но и возможность школьников самостоятельно выбирать пути развития, осознавать ответственность за свои действия. Другими словами ученическое самоуправление помогает учащимся приобрести личный опыт демократических отношений и формы его осознания. Ведь молодёжь – это свое рода один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность.
Обществу нужны люди, которые способны самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально – экономическое процветание.
Как воспитать таких людей? Необходимо создать адаптивные условия обучения и воспитания в учреждении для активной деятельности учащихся. Это возможно только при самоуправлении.
В ГУО «Средняя школа № 43 г. Гомеля» вопрос ученического самоуправления рассматривается уже давно. Обратившись к проблеме, мы предлагаем решение через создание и функционирование четкой модели ученического самоуправления. Только тогда, когда каждый участник образовательного процесса будет чувствовать собственную значимость, можно смело полагаться - Ваше учреждение образования стало не только центром досуга учащихся, но и вторым домом, в котором хорошо, комфортно и интересно каждому.
Взрослых и детей в нашей школе объединяет не просто цель, а именно вера в возможность преодоления трудностей. Без общего воодушевления сотрудничества достигнуть трудно. Общая цель только тогда будет достигнута, когда будут приложены все усилия педагогов и учащихся. В нашей школе много талантливых учеников и педагогов, которые постоянно стремятся создать творческую атмосферу. Они прилагают все усилия, чтобы жизнь в школе была интересной, увлекательной, насыщенной, чтобы школа стала очагом культуры, добра, справедливости.
Школьное самоуправление учащихся направлено на вовлечение каждого в общие дела, общий поиск и творчество.
В начале пути самоуправление учащихся рассматривалась как организация досуга, отдыха, развлечений. По мере развития самоуправления все больше места должно отводиться в содержании его деятельности общественно-полезным делам, направленным на организацию жизни, учебы, труда учащихся, участие в управлении гимназией, на защиту своих прав и интересов.
Структура органов самоуправления учитывает периодическую отчётность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе основывается на взаимодействии разных органов.
Органы самоуправления, исходя из потребностей и интересов всего коллектива, определяют цели и задачи деятельности, перспективы работы детского коллектива.
Важной организационной стороной взаимосвязи педагогического управления и ученического самоуправления является делегирование ответственности и полномочий, т.е. передача части управленческих функций от педагогов к учащимся.
Эффективную занятость учащихся помогает организовать Парламент школы во главе с Лидером. Для того чтобы занятость учащихся была организована во всех направления, было создано 5 министерств: 1. Образования и науки; 2.Спорта и туризма; 3. Информатизации; 4. Культуры и досуга; 5. Труда и заботы; а также в Совет Министров входят секретарь БРСМ и председатель БРПО. Возглавляют Министерства, не назначенные педагогами, а выбранные всеми участниками образовательного процесса учащиеся.
В период выборов Лидера и Министров школы каждый кандидат предлагает свою программу, в которой отражает мероприятия, социально-значимые акции и полезные дела интересные и необходимые на его взгляд для школы. В течение недели учащиеся школы знакомиться с предложенными программами, и выбирают не просто хорошего человека, а инициативного «руководителя». В нашей школе это мероприятие не «одного дня». Учащиеся должны прочувствовать: насколько значимо, почетно и ответственно возглавлять Парламент школы, а избиратели должны иметь возможность узнать о своем Лидере. Выборы проводятся в соответствии с «Положением о выборах Лидера школы» по плану:

Понедельник - представление программ кандидатов в лидеры школы (каждый кандидат оформляет красочный плакат с описанием биографии и предлагаемых мероприятий, социально-значимых дел, КТД и т.д., размещает в фойе школы)
Вторник - Пресс-конференция кандидатов с избирателями.
Среда - Видео обращение кандидатов в лидеры к избирателям
Четверг - Открытая агитация кандидатов в лидеры школы
Пятница - «День тишины» перед выборами
Суббота - Творческое представление кандидатов, Выборы лидера, танцевальный вечер.
После выборов Лидера школы и утверждения Министров, Советом школы утверждается Программа, которая состоит из мероприятий, предложенных детьми, а не навязанных педагогами. В этом учебном году были предложены:
День самоуправления (в День Учителя 01.10.2016);
Организация благотворительной акции «Подари елку детям»;
Организация шефства над начальной школой;
Конкурс «Мистер и Мисс школы 23.12.2016»;
Рождественский бал 28.01.2017
Акция «Уважай возраст» 01.10.2016;
Участие в субботнике «На благо родного района» и многое другое.
Пусть предложенные мероприятия кардинальным образом не отличаются от запланированных администрацией, но это предложения детей. Именно поэтому каждый Министр чувствует ответственность за реализацию своего дела. Одно из направлений Программы – шефская помощь, организует занятость не только учащихся старших классов, но и помогает, проведению мероприятий, акций для малышей. Такое направление воспитывает ответственность не только за себя, но и за других. Стимулом в качественном выполнении поручений и массовом участии, является традиционный конкурс «Лучший класс школы». Экран соревнований классов определяет ежемесячно лучший класс четверти. Награда за плодотворную работу, и умение организоваться – переходящий приз - символ лучшего класса «Скрипичный ключ», так как школа имеет музыкальную направленность. Цель конкурса- подготовка молодых граждан к участию в управлении своей страной, начиная с управления своим ученическим коллективом.
ЗАДАЧИ:
- формирование в школе демократических отношений между педагогами и учащимися, защита прав учеников;
- активизация участия в организации повседневной жизни своего класса, в реализации своих интересов и потребностей, в совершенствовании работы своей школы;
- развитие социально-значимых проектов.
Суть традиции в том, что на протяжении всей четверти учащиеся 5-11 классов соревнуются за звание лучшего. Их оценивают исходя из следующих направлений:
- соблюдение делового стиля одежды;
- поведение в столовой при приёме пищи;
- участие в акции «Макулатура»;
- организация и участие в мероприятиях ОО «БРПО», «БРСМ»;
- благоустройство территории школы;
- работа классного самоуправления;
- участие в общешкольных мероприятиях, посещение культурных мест, организация экскурсий.
Результаты работы по данным направлениям можно увидеть на специальном экране, который заполняется каждую неделю отметками по пятибалльной системе.
На наш взгляд такая работа позволяет каждому учащемуся найти свое место, чувствовать себя неотъемлемой частью, значимым подразделением. Здесь понятие «середнячек» не существует: даже если ты еще не определился, какую пользу можешь принести обществу, все равно каждый – составляющая часть целого. Пусть даже в роли исполнителя.
Самоуправление выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и осуществлять их в интересах своего коллектива. Самоуправление призвано всеми средствами, содействовать появлению у молодых людей чувства гражданского долга, стремлению разумно сочетать личные и общественные интересы, вносить реальный вклад в решение важнейших проблем общества и является одним из важнейших этапов социализации личности молодого человека, его самореализации и самоопределения. А годовая циклограмма деятельности ученического коллектива позволяет школе стать центром досуга.
С помощью ученического самоуправления мы не принуждаем учащихся, а предоставляем возможности для активного, полезного и интересного времяпровождения.
Самоуправление специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности.
Грамотно созданная структура (модель) самоуправления помогают учитывать все интересы учащихся при организации досуговой деятельности.
Обучение навыкам самоуправления, свободного выбора и ответственности позволяет развить у учащихся желание участвовать в общественной жизни, не остаться равнодушным к событиям своего государства, реализовывать свои права и свободы, отвечать за свои поступки, выбирать власть и свой путь в жизни.
Без самоуправления невозможно подлинное развитие личности в коллективе.

В школе должна быть создана обстановка, при которой каждый школьник ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей в реальном управлении своим коллективом. Развитие самоуправления помогает им почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.

Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через свое участие в управлении делами школьники вырабатывают у себя качества необходимые для преодоления сложностей социальной жизни.

Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их инициативы и самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Настоящее самоуправление предполагает, что его органы обладают конкретными правами и несут реальную ответственность за свою работу.

Целесообразно выделить специфические самоуправленческие функции. К таким функциям можно отнести три: самоактивизация, организационное саморегулирование, коллективный самоконтроль.

Самоактивизация предполагает приобщение как можно большего числа членов коллектива к решению управленческой проблемы, систематическую работу по вовлечению учащихся в управление новыми сферами деятельности.

Организационное самоуправление предполагает гибкость в реализации организаторских функций членами ученических коллективов, устойчивое влияние актива на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру с целью более успешного решения организаторских задач.

Коллективный самоконтроль предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого поиск более эффективных путей решения управленческих задач.



Содержание деятельности органов самоуправления существенным образом зависит от тех задач, которые определяет ученический коллектив. Проявления самоуправления могут быть самыми разнообразными, но всех их должно объединять одно: деятельностный подход к структуре органов управления. Сначала надо увлечь учащихся каким-либо общественно значимым делом, а затем создать соответствующий орган самоуправления для его организации. Таким образом, появляется новый участок работы – образуется новый орган самоуправления.

В педагогике широко известен опыт школьного самоуправления. В авторской Школе самоуправления А.Н. Тубельского (московская средняя школа № 734), где большое внимание уделяется организации уклада школьной жизни. Учителями, учениками и родителями разработаны, приняты и постоянно изменяются и пополняются конституция школы и школьные законы, действуют избираемые демократическим путем совет школы и суд чести. Такое самоуправление школы напоминает игру, в которой дети живут настоящей жизнью и развиваются.

Наряду с постоянными органами самоуправления (совет коллектива, учком) в ученических коллективах создаются различные временные органы самоуправления (совет дела, инициативная группа), роль которых усиливается с развитием самостоятельности и инициативы учащихся. Целесообразно при создании временных органов самоуправления помнить следующее:

Создание временных органов самоуправления определяется конкретной задачей, стоящей перед коллективом;

Решение о создании этих органов принимается ученическим коллективом и общественными организациями;

В составе временных органов самоуправления могут быть только те учащиеся, которые участвуют в решении данной конкретной задачи;

Органы самоуправления независимо от срока, на который они созданы, должны отчитаться перед коллективом о своих достижениях, т.е. о выполнении поставленных задач;

Осуществив решение организаторской задачи, они прекращают свое существование.

Динамичность и вариативность органов самоуправления предусматривает, что их структура должна быть опосредована целями деятельности учащихся; содержание этих целей постоянно меняется в зависимости от стратегических и тактических задач, стоящих перед ученическим коллективом. Это требование означает необходимость систематического поиска такой организационной структуры, которая сочетает в себе постоянные органы самоуправления, определенные положениями и уставами, и временные органы самоуправления, создаваемые коллективом для решения текущих задач.

Содержанием самоуправляемой деятельности может быть: изучение своих прав и обязанностей; трудовая деятельность в разных видах: дежурство по классу, школе, генеральные уборки, ремонт помещений, мебели; работа на пришкольной территории и т.д.; подготовка театрализованных представлений, спектаклей; устройство спортивных площадок и организация состязаний; издание рукописных журналов, стенных газет и т.д.

Одним из существенных факторов развития ученического самоуправления является подготовка учащихся к организаторской деятельности. В этой подготовке можно выделить три главных структурных компонента.

Первый компонент – информационный . Учащимся в различной форме сообщается разнообразная информация, необходимая для их участия в решении организаторских задач.

Второй компонент – операционный . Он включает в себя формирование у учащихся организаторских навыков и умений на основе практического применения управленческих знаний в моделированных управленческих ситуациях. Это осуществляется во время различных занятий, знакомящих учащихся с методами решения организаторских проблем.

Третьим компонентом (практическим) является управленческая практика , в процессе которой закрепляются приобретенные знания, навыки и умения, осуществляется коррекция управленческих действий.

Еще одним условием развития ученического самоуправления является педагогическое стимулирование лидерства . Что предполагает конструирование ситуаций, способствующих максимальному проявлению лидерского потенциала у наибольшего числа воспитанников.

Перечисленные организационно-педагогические условия позволяют сделать процесс развития самоуправления в коллективах школ непрерывным и существенно влияющим на социальное становление учащихся.

3.4.5. Детские объединения и организации .

Школа не может не учитывать влияния на воспитание детей различных социальных институтов. Среди них особое место занимают различные детские объединения и организации.

Цель деятельности любого объединения можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, с другой – как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детских объединений.

Детское объединение представляет собой важный фактор воздействий на ребенка, влияя двояким образом: с одной стороны, создает условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей ребенка, формирования новых устремлений; с другой стороны, происходит отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора, корректировки в связи с общественными нормами, ценностями, социальными программами. Детское объединение выполняет также и защитные функции, отстаивая, охраняя интересы, права, достоинство, уникальность ребенка.

Объединения различаются по содержанию деятельности, по времени существования, по форме управления. По содержанию различаются общественно-политические, трудовые, религиозные, патриотические, познавательные и другие объединения детей.

Задачи организации трудовой деятельности детей. Они предполагают решение задач развития способностей и склонностей детей, проблем предоставления им возможностей для общения, самовыражения и самоутверждения. Например, ученические кооперативы, создаются чаще всего для совместной трудовой деятельности детей по решению личных экономических проблем.

По длительности существования детские объединения могут быть постоянными, которые, как правило, возникают на базе школы, учреждений дополнительного образования, по месту жительства детей (клуб «Романтик», зеленый патруль). Типичными временными объединениями детей являются детские летние центры, туристические группы объединения детей, создаваемые для решения какой-либо задачи, не требующей много времени (участники акции шефской помощи, слета и т.п.).

По характеру управления среди детских объединений можно выделить формальные неформальные объединения детей.

Большое значение для воспитания детей имеют их объединения и организации, которые обладают особыми воспитательными возможностями: создаются реальные условия для динамичного и интенсивного общения ребенка со сверстниками, предоставляются разнообразные варианты реализации его творческой активности. Интенсивность общения и специально заданная деятельность позволяют ему входить в контекст общечеловеческой культуры, изменять свои представления, стереотипы, взгляды на самого себя, сверстников, взрослых. В детском объединении подростки пробуют самостоятельно организовать свою жизнедеятельность, занимая при этом позицию от пассивного наблюдателя до активного организатора жизнедеятельности объединения. Если процесс общения и деятельности в объединении проходит в доброжелательной обстановке, внимание уделяется каждому ребенку, то это помогает ему создать положительную модель поведения, способствует эмоционально-психологической реабилитации. При организованной деятельности временное детское объединение располагает богатством и разнообразием социальных связей, благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания каждого.

Таким образом, различные детские объединения расширяют зону формирования общей культуры, способствуют становлению внутреннего мира детей, формированию новых ценностных ориентаций, стимулируют социальное развитие ребенка.

1) Теоретические основания организации ученического самоуправления в общеобразовательной школе

Целью школьного образования является адаптация молодого человека к существующей действительности общества, в котором будет протекать его дальнейшая жизнь. Наиболее эффективная система образования ориентирована на требования, предъявляемые обществом человеку. Современная жизнь требует от человека следующих качеств: умение учиться, умение выбирать, умение общаться. Именно такие качества способствуют самореализации человека в настоящей действительности.

Одна из задач школьной системы образования - подготовка детей к выполнению функций граждан демократического государства: воспитание умения защищать свои права и выполнять свои обязанности; воспитание политической культуры. Сегодня обществу требуются инициативные люди, умеющие самостоятельно принимать решения, достигать их, сознательно отвечать за их выполнение. Воспитанию таких качеств личности способствует организация школьного ученического самоуправления и его деятельность.

Ученическое самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей .

Самоуправление учащихся выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Как правило, самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений.

Ученическое самоуправление должно рассматриваться, в первую очередь, не в качестве одного из элементов воспитательной работы школы, а в качестве самостоятельного общественного института, позволяющего ученикам реализовать своё право на участие в управлении образовательным учреждением. Полноправное ученическое самоуправление даёт ребятам серьезные рычаги влияния на школьную политику - не только на свою собственную жизнь в школе, но и на жизнь взрослых, на приятие тех или иных решений, на выбор путей решения различных проблем школьной жизни, в конечном итоге - на направление развития школы. Такое самоуправление - это способ превращения учеников из «клиентов» образовательного процесса в его заказчиков.

Для становления ученического самоуправления как самостоятельного общественного института, необходимо создать, как минимум, следующие базовые условия:

Наделение ученического самоуправления правами по участию в управлении школой - реальными полномочиями, которые дают возможность серьезно влиять на школьную политику;

Разработка технологии ученического самоуправления, дающей возможность ученикам и их педагогам-наставникам проектировать и создавать системы самоуправления в условиях каждой конкретной школы;

Передача ученическому самоуправлению эффективных технологий работы, позволяющих решать актуальные школьные проблемы. Преимущественно, это технологии, используемые в работе общественных организаций;

Создание системы поддержки развития ученического самоуправления, в том числе на уровне образовательной политики, в области выстраивания взаимодействия ученического самоуправления со структурами гражданского общества, в плане информационной, методической поддержки, работы по развитию организаторских способностей школьных активистов.

При организации самоуправления важны развитие активности всех членов ученического коллектива, возложение полномочий и смена лидеров. В школе должна быть создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. Развитие самоуправления помогает им почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.

Современный подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для социального становления учащихся, что обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через свое участие в решении проблем школьники вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности учащихся. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. Проявления самоуправления могут быть самыми разнообразными, но всех их должно объединять одно: деятельностный подход к структуре органов управления. Сначала надо увлечь учащихся каким-либо общественно значимым делом, а затем создать соответствующий орган самоуправления для его организации. Таким образом, появляется новый участок работы -- образуется новый орган самоуправления.

Можно выделить несколько направлений деятельности органов ученического самоуправления:

· представительское направление - участие ученического совета в обсуждении школьных проблем и принятии решений, выработка мнения учеников по вопросам школьной жизни, участие в работе органов общешкольного самоуправления

· разрешение конфликтов - посредничество в разрешении конфликтов внутри школы на принципах добровольности

· информационное направление - информирование школьников о школьных проблемах и путях их решения, деятельности ученического совета

· шефское направление - организация шефства старших над младшими

· внешние связи - организация взаимодействия с внешкольными структурами, органами самоуправления соседних школ, привлечение внешних ресурсов к решению проблем учеников и школы в целом

· организаторское направление - поддержка досуговых, социально-значимых и иных инициатив школьников

· правозащитное направление - защита прав учеников в школе

Приведенный список не является исчерпывающим. Возможно, ученическое самоуправление в данной конкретной школе будет вести только одно направление деятельности. Ученический совет может вести и два-три направления работы, при этом делая всю работу единой командой - как правило, небольшой группе активистов продуктивнее работать в качестве единого целого, нежели дробиться на более мелкие группы.

2) Педагогическая система организации ученического самоуправления в общеобразовательной школе.

Функции педагогов общеобразовательного учреждения по развитию ученического самоуправления.

Развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении в огромной степени зависит от директора и его заместителей. Их заинтересованность, уважительное отношение к органам самоуправления, их представителям, понимание важности их многообразия, умение найти компромиссное решение, материальная и моральная поддержка педагогов, обучающихся и родителей, активно включенных в самоуправление, - все это является важным условием создания в школе эффективной системы самоуправления, где реальную роль играют все участники образовательного процесса .

Директор общеобразовательного учреждения отвечает за разработку стратегии воспитательного процесса, включая деятельность ученического самоуправления. Кроме того, директор регулирует процессы создания правовой базы и материально-технического обеспечения функционирования ученического самоуправления.

Заместитель директора по воспитательной работе принимает активное участие в разработке концепции и программы развития ученического самоуправления, занимается вопросами методического обеспечения и обучения актива школьников. Очень важно, чтобы заместитель директора сотрудничал с классными руководителями, выбирая вместе с ними подходящий вариант самоуправления в каждом классе, его соответствие общешкольной модели. Кроме того, в его компетенцию входит консультирование органов ученического самоуправления по всему кругу вопросов.

Педагог-организатор занимается практическими вопросами, поддерживая органы ученического самоуправления, как на уровне общеобразовательного учреждения, так и на уровне первичных коллективов. Это один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих воспитательные программы различной направленности в общеобразовательном учреждении. В его функционал, как правило, входит координирование деятельности детских и молодежных общественных объединений, действующих в общеобразовательном учреждении, их взаимодействие с ученическим самоуправлением.

Классный руководитель, который имеет возможность хорошо изучить интересы обучающихся, найти путь индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые возникают в коллективе класса, также призван внести вклад в создание условий для развития ученического самоуправления. Такой педагог, обладающий серьезными социально-психологическими знаниями, способен оказать поддержку своим коллегам в реализации принципов самоуправления в различных сферах школьной жизни (организация досуга, спорт, СМИ и т. д.)

Педагог-психолог призван сыграть особую роль в развитии ученического самоуправления. Благодаря своим профессиональным знаниям, он может помочь выявить лидерские, организаторские способности детей, организовать постоянно действующую систему психологической поддержки активистов самоуправления; консультировать классных руководителей, педагогов и администрацию по различным проблемам, возникающим в процессе организации ученического самоуправления.

Учитель-предметник также может внести свой вклад в развитие ученического самоуправления, консультируя школьников по профилю своего предмета, например, во время подготовки очередного мероприятия, проводимого силами актива обучающихся (викторина, олимпиада, конкурс и т. п.), при подготовке нормативных актов. При желании он может привнести образовательные элементы, содержательно связанные с ученическим самоуправлением, в проведение конкретных уроков. Учителя обществознания, истории и права имеют возможность проработать вопрос о включении проблем, связанных с самоуправлением, в учебные курсы. Кроме того, учитель имеет возможность непосредственно включиться в самоуправление общеобразовательного учреждения в качестве обычного участника.

Таким образом, в эффективной системе самоуправления общеобразовательным учреждением, одной из задач которого является активизация ученического самоуправления, участвует в той или иной степени почти весь педагогический коллектив.

Учить самоуправлению -- значит создавать коллективную перспективу и планировать пути ее реализации, учить каждого оценивать результаты этой деятельности и вырабатывать общую оценку. Это значит учить ребят видеть в каждом человеке личность, которая по-своему реагирует на действительность, имеет свои индивидуальные вкусы и потребности и рассчитывает на внимательное и бережное отношение.

В работе с детьми по организации ученического самоуправления важны: существо дела, позиция учителя, реальные полномочия учащихся. Ученическое самоуправление есть там, где школьники ощущают себя хозяевами школы, ответственными за происходящие в ней события, где они проявляют инициативу и творчество в совершенствовании собственной жизни, стремятся к лучшей ее организации, где каждому есть дело до каждого. Ввести в школе самоуправление -- значит поставить всех детей в позицию организаторов школьной жизни, чтобы они чувствовали себя хозяевами и действовали как хозяева. При этом установить правильное соотношение педагогического руководства, самоуправления, саморегуляции и соуправления в процессе педагогического управления, добиться их оптимального соотношения, установить связь межу ними -- главная задача управления школой.

Важной особенностью деятельности педагога-организатора, классных руководителей и педагогов является обеспечение детей и молодежи возможностью участия в разнообразных видах деятельности, которые соответствуют их интересам и склонностям, а также предоставление им социальных и моральных гарантий на развитие задатков, способностей, талантов, дарований.

Не менее важным специфическим направлением являются защита личной ценности и достоинства воспитанников, ограждение их от авторитаризма, унижений и оскорблений. Нужно создать в учреждении благоприятную и комфортную для ребенка атмосферу, отслеживать, чтобы права детей соответствовали их обязанностям, а практическая роль школьника соответствовала его статусу.

Необходимо отметить, что типичной ошибкой педагогов -- организаторов ученического самоуправления является такое взаимодействие с учащимися, когда педагог, поставив цель перед ученическим коллективом, как правило, стремится к тому, чтобы она обязательно была им принята. Добившись этого, он часто сам становится организатором ее реализации, выдвинув в качестве единственно возможного свой вариант ее достижения. Самоуправление же развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Подведение итогов, групповая рефлексия позволяют подвести учащихся к новой цели совместной деятельности, при этом на последующих этапах с каждым циклом они все самостоятельнее определяют цель, реализуемую впоследствии детским коллективом .

В современной методической литературе под ученическим самоуправлением понимают – форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Ученическое самоуправление - это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны. Это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт. Этот опыт будет особенно значим для общества, если он соответствует принципу 10 “Декларации о правах ребенка”: “Растить будущих граждан в полном сознании, что их энергия и способности должны посвящаться служению на пользу другим людям”.

Я работаю над темой ученического самоуправления в течение нескольких лет. Эта тема тесно связана с методической темой школы “Индивидуально-ориентированное обучение и воспитание как условие формирования конкурентоспособной личности школьника”.

Коллектив нашей школы считает, что тема самоуправления очень актуальна для нас, так как школа должна обучать не только наукам. Но также она должна научить человека быть самостоятельным, совершать добрые дела, отвечать за свои поступки, принимать решения, защищать свои права. Ученики должны приходить в такую школу, которая сможет подготовить их к жизни в изменяющихся условиях. И если в школе нет самоуправления, то вряд ли она может идти в ногу со временем.

В нашей школе есть несколько форм включения педагогов, учащихся, родителей в организацию обучения и воспитания, в формирование приоритетных ценностей школьного коллектива, в совместное осмысление перспектив развития.

Временные творческие группы. Они создаются на период подготовки и проведения различных учебных, воспитательных и организационных дел. Входят в них педагоги, дети, а иногда и родители.

Ежемесячные встречи директора и администрации с президентским советом. Это одна из важных структур управления школой и ее демократизации.

Еженедельные встречи ЗДВР с представителями классов. Это совещательно-информационный орган детского самоуправления.

Существуют следующие уровни ученического самоуправления:

Индивидуальный – ученик. Деятельность личности по добросовестному выполнению поручений формирует добросовестность к порученному делу. Выполнение общественных поручений, при которых ученик сам находит и использует некоторые способы его осуществления, формирует навык самоконтроля и требовательности к себе. Ученик может сам выбрать себе дело и определить пути его выполнения. Этим характеризуется творческое отношение личности к конкретному делу.

Самоуправление, цель которого адаптация ребенка к жизни в изменяющихся условиях, дает каждому ребенку возможность проявить себя, раскрыть свои способности и познать новое, научиться общению со сверстниками, с младшими и старшими по возрасту.

В процессе развития ученического самоуправления проявились тенденции: чем более активно школьник участвует в самоуправлении, тем более высоким оказывается уровень его самостоятельности и ответственности как высших показателей его личностного роста.

Уровень первичного коллектива – класс. Органы самоуправления в классе избираются под каждый вид деятельности так, чтобы все учащиеся входили в тот или иной орган. Каждый сектор выбирает из своего состава председателя. Из председателей составляется совет класса. Все члены совета по очереди исполняют роль старосты. У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности. Совет класса готовит информацию и предложения в вышестоящие органы самоуправления – президентский совет и ученическое собрание.

Классное самоуправление помогает найти сферы личностно - и общественно-полезной деятельности детей, определить круг их обязанностей, укрепляет сферу дружеских отношений, передает опыт демократических отношений: личной ответственности, стремление к согласию, свободы мнения, сменяемости позиций (руководитель-исполнитель), помогает учитывать мнения каждого и меньшинства, помогает учащимся вырабатывать навыки самостоятельной работы.

Уровень коллектива образовательного учреждения – президентский совет. В президентский совет избираются наиболее активные учащиеся 9-11 классов, пользующиеся авторитетом у своих товарищей, способные повести за собой. Каждый учащийся старших классов имеет возможность предложить свою кандидатуру в президентский совет. Ученическое собрание рассматривает кандидатуры и избирает.

Развитие ученического самоуправления мы рассматриваем как часть системы гражданского воспитания, которое стало очень актуально. Задачи гражданского воспитания – это воспитать лидера, научить демократическому общению, умению работать в коллективе, развить творческие способности. Мы хотим, чтобы наши дети понимали запросы и требования общества и через ученическое самоуправление могли реализовать и сопоставить себя с теми требованиями, которые выдвигает общество.

В концепции и программе развития нашей школы говорится о том, что школа ориентирована на обучение, воспитание и развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В годовом плане одним из главных является раздел воспитательной работы.

Одной из программ нашей “Многоаспектной системы развития личности” является программа “Лидер”. Воспитательные задачи этой программы: обеспечить условия для самореализации творческих возможностей и потребностей ребенка; создать развивающую среду, способствующую самоутверждению личности в различных видах деятельности; формирование коммуникативных навыков, умения понимать себя и других. Основное содержание: раскрытие и реализация организаторских и творческих способностей; формирование ощущения значимости и причастности к решению проблем школы; формирование опыта ведения предвыборной и выборной компаний. Все это осуществляется через президентский совет, организацию КТД, проведение праздничных мероприятий, праздник школьной организации “Содружество”, деловые и ролевые игры, школу актива. Также мы стараемся вовлечь в соуправление “ученик – учитель - родитель” и родителей. Для этого используются различные формы: родительские собрания, организация кружков и секций, творческие группы, “Мужской совет”.

Мы ставим перед собой задачу научить ребенка социальным умениям:

  • Осуществлять выбор в рамках принятых правил и быть успешным в выбранной деятельности;
  • Развивать свои силы и способности;
  • Понимать и принимать других;
  • Адекватно оценивать свои силы и способности;
  • Контролировать себя;
  • Адаптироваться к социальным условиям.

Мы считаем, что органы ученического самоуправления в школе представляют собой одну из форм детского саморазвития, и как любое развитие оно требует определенных условий. Условия известны:

  • Наличие личностно и социально значимой деятельности. Ведь еще А.С. Макаренко говорил, деятельность рождает самоуправление, а не наоборот.
  • Присутствие и поддержка взрослых. Если старшие предоставят детей самим себе, оставят без поддержки, любая детская самостоятельность угаснет: детская независимость есть одна из форм зависимости младшего поколения от старшего.
  • Социально ценные чувства и переживания, которые для детей бесконечно значимы, которые в сущности и воспитывают.
  • Какими же путями мы шли к созданию жизнеспособных органов самоуправления:
  • Нашли сферы полезной для школы и значимой для учеников школьной деятельности
  • Сделали эти сферы эмоционально насыщенными и интересными
  • Предоставили педагогическую поддержку и помощь
  • Какие области можно отдать ребятам:
  • Досуг, школьные вечера, дискотеки, праздники, КТД
  • Деятельность школьной прессы
  • Спорт и спортивные мероприятия
  • Тимуровская работа
  • Уборка пришкольной территории, самообслуживание в столовой
  • Реальное участие ребят в педсоветах, конференциях, родительских комитетах (необходимо, чтобы ребята верили, что их мнение может повлиять на управленческие решения администрации, педагогов).

При таком подходе самоуправление в школе возможно, более того оно необходимо. Мы сможем воспитать субъектов своей собственной жизни только в том случае, если в самом начале жизни ребята почувствуют, поймут и уверуют, что они что-то могут, на что-то способны. Только в сообществе себе подобных ребенок лучше познает правила общежития, самого себя, учится строить взаимоотношения, вооружается более разнообразными способами самопроявления.

Эффективность воспитательной работы достигается благодаря сочетанию традиционных и инновационных методов. Одним из инновационных методов включения учащихся в общественную жизнь является социальное проектирование, которое ориентировано на формирование таких качеств, как чувство социальной ответственности, неравнодушное отношение к судьбе Отечества, умение адаптироваться к современным экономическим условиям. В этом учебном году группа старшеклассников приступила к работе над социально – значимым проектом “Я – гражданин России”. Сейчас мы находимся на стадии сбора информации и разработки собственного решения проблемы.

Еще один проект, над которым мы работаем – это школьная газета “Содружество”. Цель проекта: реализация интеллектуально – творческого потенциала школьников в создании газеты. Задачи: развитие навыков самостоятельной, исследовательской и творческой деятельности, помощь в профориентации, саморазвитие и самореализации школьников.

Реализация данных проектов способствует социализации учащихся, так как создаются условия для применения ими “гражданских знаний и умений” в повседневной жизни. Школьники учатся соизмерять эти знания и умения со своим характером, стилем поведения и взаимоотношениями с окружающими,давать оценку всех сторон жизни, общества, истории, политики, культуры в соответствии со своими возрастными возможностями, использовать различные способы участия в управлении государством.

Деятельность структурных компонентов ученического самоуправления средней школы №51

Президентский совет

  • Выполняет решения ученической конференции
  • Взаимодействует с органами самоуправления педагогов и родителей
  • Участвует в работе педагогического совета, совещаниях при директоре
  • Участвует в планировании и организации внеклассной и внешкольной работы учащихся
  • Утверждает план проведения школьных мероприятий
  • Устанавливает шефство старшеклассников над младшими школьниками
  • Корректирует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддержание дисциплины и порядка в школе
  • Вносит предложения в администрацию школы об изменениях в Уставе школы
  • Работает с учащимися группы “риска”, “трудными” учащимися
  • Участвует в рассмотрении вопросов поощрения и наказания учащихся школы

Спортивный центр

  • Организует соревнования по различным видам спорта между классами и школами
  • Участвует в организации и проведении общешкольной спартакиады, дней здоровья
  • Определяет лучших спортсменов и награждает их

Культмассовый центр

  • Организует участие классов в общешкольных КТД и мероприятиях
  • Организует и контролирует проведение экскурсий, посещение выставок, театров
  • Организует и проводит общешкольные дискотеки, огоньки
  • Участвует в еженедельных заседаниях президентского совета

Пресс-центр

  • Подбирает материалы для общешкольной газеты “Содружество”
  • Выпускает газету “Содружество”
  • Организует художественное оформление школьных мероприятий
  • Работает с корреспондентами классов
  • Оценивает конкурсы на лучшую газету
  • Участвует в еженедельных заседаниях президентского совета

Трудовой центр

  • Организует и проводит сборы макулатуры
  • Организует и проводит дежурства по школе и в столовой
  • Организует уборки территории, субботники
  • Помогает ЗДВР в организации летней трудовой практики
  • Помогает ЗДВР в организации ремонтных бригад
  • Участвует в еженедельных заседаниях президентского совета

Учебный центр

  • Организует консультативные группы для помощи отстающим
  • Проверяет дневники и учебники
  • Проверяет посещаемость и успеваемость
  • Участвует в подготовке школьных олимпиад, предметных недель
  • Участвует в проведении тематических вечеров, конкурсов по предметам
  • Участвует в организации встреч с интересными людьми
  • Участвует в еженедельных заседаниях президентского совета
  • Распределяет занятость класса по интересам

Музыкальный центр

  • Подбирает видео-, аудиоматериалы для тематических классных часов, дискотек, общешкольных мероприятий
  • Музыкально оформляют и озвучивают праздники
  • Участвует в еженедельных заседаниях президентского совета

Краеведческий центр

  • Ведет работу по изучению истории родного края
  • Участвует в районных, городских и республиканских мероприятиях
  • Прививает интерес к родному краю

Центр патриотического воспитания

  • Проводит мероприятия патриотического характера
  • Ведет работу по созданию школьного музея
  • Проводит акции “Дети о дедах”, операцию “Открытка”
  • Взаимодействует с Советом ветеранов
  • Анализирует и планирует работу по гражданско-патриотическому направлению