Упражнения для развития памяти pdf. Память: развитие памяти

Мы часто пренебрегаем памятью: умение запоминать кажется почти бесполезным, когда все нужные сведения за секунду может выдать Google. Но на самом деле всё, что мы делаем, связано с нашей памятью - даже само умение пользоваться поисковиками.

Как формируются воспоминания и закрепляются новые навыки? Какое место отводилось памяти в разных культурах? Как можно усовершенствовать способность к запоминанию, не перегружая свой мозг бесполезными фактами?

Мы собрали 9 самых информативных, умных и полезных книг, которые помогут разобраться в этих вопросах.

1. Джошуа Фоер - «Эйнштейн гуляет по луне. Наука и искусство запоминания»

Американский научный журналист (и брат писателя Джонатана Фоера) однажды написал несколько статей о турнирах мнемоников - супергероев в мире памяти. А затем узнал о механизмах запоминания и уже через год сам стал чемпионом США в этом странном виде спорта.

Его книга - своеобразное сочетание мемуаров и теоретического трактата: описание мнемонических приёмов, корни которых уходят ещё в античную риторику, сочетается с рассказами об эксцентричных персонажах вроде саванта Дэниела Таммета и Е.Р., память которого ограничена несколькими секундами, и дневниковыми отчётами о месяцах тренировок. Вместе с тем это книга с хорошей, почти детективной интригой и множеством интересных наблюдений, от которых иногда хочется смеяться, а иногда - плакать.

Джошуа Фоер

(род. в 1982 г.)

Вот что я понял: то, как мы воспринимаем мир и как ведем себя в нем, зависит от того, как и что мы помним. Мы все - просто набор привычек, которым придает форму наша память. Мы контролируем свою жизнь, постепенно меняя эти привычки, то есть меняем структуру нашей памяти. Мы можем находить смешное в мире, связывать прежде не связанные понятия, генерировать новые идеи и создавать культуры - и все эти способности, человеческие по своей сути, связаны с памятью.

Никогда ещё роль памяти в культуре не ослабевала столь стремительно, как сегодня, и никогда прежде у нас не было такой насущной необходимости в совершенствовании своих способностей помнить.

2. Александр Лурия - «Маленькая книжка о большой памяти (ум мнемониста)»

Книга, написанная одним из основателей нейропсихологии ещё в 1965 году, основана на 30-летних наблюдениях за человеком с очень странной памятью. Ш. (Соломон Шерешевский) мог запомнить и почти мгновенно воспроизвести бессвязный ряд чисел и букв даже спустя десяток лет.

Это одно из первых подробных описаний синестезии. Теми приёмами, которыми Ш. поначалу пользовался интуитивно - метод мест, образа и фона, ярких ассоциаций - может овладеть и абсолютно нормальный человек. Лурия не только делает научное описание мнемоника, но и сочувственно вглядывается в его жизнь.

Александр Лурия

(1922–1977)

Человек, в сознании которого звук сливался с цветом и вкусом, у которого каждое мимолетное впечатление рождало яркий и неугасающий образ, для которого слова имели такое непохожее на наши слова значение, такой человек не мог складываться, как другие люди, иметь такой же внутренний мир, такую же биографию.

Человек, который всё видел и синестезически переживал, не мог так же, как мы, ощущать вещи, видеть других и переживать самого себя.

3. Дональд Норман - «Память и научение»

Книга известного американского психолога-когнитивиста и теоретика дизайна, которая послужит отличным введением в когнитивные и нейрофизиологические основы памяти и поможет лучше понять, как она связана с мышлением и приобретением новых навыков.

Главная функция памяти - не просто запоминание, а выстраивание ассоциаций, семантических сетей. Не смотря на все технологические революции, это свойство человеческой психики ничем заменить пока не удалось.

Дональд Норман

(род. в 1935 г.)

Человеческая память удивительна. Её могущество и её недостатки потрясающи. Главное свойство памяти - это стремление создавать связи, взаимоотношения между отдельными элементами. По-видимому, эти ассоциации заложены в самой природе механизмов нашей памяти. Они позволяют соотносить различные наши впечатления, выявлять их общие черты, использовать прошлый опыт как основу для толкования настоящего. Они способствуют силе творческого мышления и в то же время отвлекают от сосредоточенных мыслей.

В наших странствиях по паутине взаимосвязанных воспоминаний каждый встреченный нами предмет стремится отвлечь нас. Для логического мышления нужна душевная глухота, нужно не поддаваться соблазну приятных воспоминаний, а нырять через них прямо к цели.

4. Эрик Кандель - «В поисках памяти»

Научно-биографическая книга нейробиолога, который в 2000 году стал лауреатом Нобелевской премии по физиологии и медицине за работу по изучению взаимосвязей между нейронами.

Это рассказ о биологических основах человеческой психики через историю достижений молекулярной биологии, психологии, нейрофизиологии и других научных направлений XX века, а также рассказ о личной судьбе и карьере автора, который многое говорит не только о памяти, но и о том, каково это - посвятить свою жизнь науке.

Эрик Кандель

(род. в 1929 г.)

На протяжении моей научной карьеры сообщество биологов почти безошибочно продвигалось от открытия молекулярной природы гена и генетического кода к прочтению всего человеческого генома и выяснению генетических основ человеческих болезней. Теперь мы стоим на пороге открытия многих аспектов работы психики, в том числе психических расстройств, а впоследствии, быть может, сумеем разобраться и в биологической природе сознания.

Наше общее достижение - та синтетическая дисциплина, которая возникла в рамках биологических наук за последние пятьдесят лет, - поистине феноменально.

5. Френсис Йейтс - «Искусство памяти»

Классическая работа в жанре «истории идей» рассказывает о традициях искусства запоминания от античности до XVII века: от Симонида Кеосского , которому приписывают открытие техники «дворца памяти», до Лейбница, связывавшего запоминание с математикой, каббалой и монадологией.

Йетс методично и глубоко раскрывает взаимосвязь взглядов на механизмы запоминания с историческим, культурным и идейным контекстом, и показывает, как формировались базовые приёмы мнемотехники, которые используются и сегодня.

Френсис Йейтс

(1899–1981)

История формирования памяти соприкасается с жизненными точками истории религии и этики, философии и психологии, искусства и литературы, научной методологии. Искусная память как часть риторики принадлежит риторической традиции; память как способность души принадлежит теологии.

Когда мы отдаем себе отчет в том, насколько глубоки корни предмета нашего исследования, уже не вызывает удивления, что оно открывает нам новый вид на многие величайшие проявления нашей культуры.

6. Гарри Лорейн, Джерри Лукас - «Развитие памяти»

Пожалуй, первая книга, на которую стоит обратить внимание, если вы ищите легкий и удобный в применении self-help по развитию и укреплению памяти.

Лорейн - один из самых известных мировых специалистов по мнемонике, его работы регулярно появлялись в списках бестселлеров. Запоминать числа, иностранные слова, лица и даты, выступления и прочитанные книги - всё это можно делать лучше с помощью простых мнемонических приёмов, которые принесут пользу в повседневной жизни.

Гарри Лорейн

(род. в 1926 г.)

Как жаль, что такие «шестеренки» воображения, как наблюдательность, любопытство, восторг и так далее, которые крутились как сумасшедшие в детстве, по мере взросления начинают вращаться все медленнее и медленнее. Каким-то образом общество заставляет нас отключать воображение. У детей же никогда не бывает проблем с формированием самых глупых и смешных ассоциаций. Они делают это легко и непринужденно.

Тренировка улучшит вашу способность к воображению, а также наблюдательность - по мере того как вы будете работать над собой. Довольно скоро вы обнаружите, что, думая о двух предметах, вы сразу начинаете связывать их забавными, нелогичными ассоциациями - они первыми приходят вам в голову.

7. Артур Думчев - «Помнить всё»

Артур Думчев

Специальные мнемотехники позволяют любому человеку запоминать неограниченные объёмы информации, причем не имеет значения, какими способностями вы обладаете. Этот процесс можно сравнить с использованием автомобиля: не обязательно быть Шумахером, чтобы добраться из точки А в точку Б. Хотя Шумахер и сможет приехать быстрее, любой человек, умеющий водить автомобиль, всегда обгонит пешехода. В книге вы найдете и правила дорожного движения, и инструкцию к использованию транспортного средства.

8. Стивен Роуз - «Устройство памяти. От молекул к сознанию»

Прекрасный пример научно-популярной литературы на стыке разных дисциплин: нейрофизиологии, психологии, философии и социологии. Роуз - известный нейропсихолог, работавший над лекарством от болезни Альцгеймера и автор книг, предназначенных для широкой аудитории, которая хочет разобраться в механизмах работы мозга, памяти и обучения.

В 1993 году эта книга получила приз Лондонского королевского общества за лучшую работу о науке. Она не устарела до сих пор - главным образом благодаря ясному языку и полной вовлечённости автора в то, о чём он пишет.

Стивен Роуз

(род. в 1938 г.)

Одновременно я рассчитываю хотя бы немного сгладить противоречие в собственной жизни, связанное с тем, что в лаборатории я выступаю по возможности в роли объективного наблюдателя, а за её стенами становлюсь субъективным, как любой другой человек.


У спящего память функционирует не столь точно и не может работать со столь сложными комплексами воспоминаний, как память бодрствующего человека, которая имеет в своем распоряжении все его умственные способности и с их помощью может опираться на коллективный опыт, гораздо более устойчивый, лучше организованный и гораздо более обширный, чем его собственный.

Если вы знаете какие-то книги о памяти, которые заслуживают внимания, но были нами возмутительным образом проигнорированы, будем рады увидеть ваше мнение в комментариях.

Американский актер и комик Джордж Бернс как-то пошутил: «К восьмидесяти годам вы уже знаете всё. Вот только как это вспомнить?». Не проблема узнать что-то новое и полезное, но запоминать информацию в мире, где ее так много, становится всё сложнее. Хорошо, что есть разнообразные методики от психологов и нейробиологов, которые они излагают в своих литературных работах. Мы выбрали самые свежие и лучшие, которые к тому же интересно читать.

1. «Развитие памяти. Классическое руководство по улучшению памяти» — Гарри Лорейн, Джерри Лукас

Работы Гарри Лорейна по развитию памяти переводят в России уже несколько десятилетий. Их часто можно видеть на прилавках с заголовками «Суперпамять», «Как тренировать память» и другими похожими. Его методика проверена временем и тысячами читателей, однако совсем недавно работы Лорейна были пересмотрены и обновлены, чтобы не терять актуальность. Так у книги появился соавтор, а издательство «Манн, Иванов и Фарбер» издало его в доступном и изысканном оформлении и получило награду за хороший перевод.

Методика Лорейна акцентирует внимание на запоминании фактов и жизненно важных мелочей: телефонных номеров, иных цифр, имен, названий, фамилий, иностранных слов и всего прочего, что так быстро вылетает из памяти благодаря своей конкретике и точности. Больше всего по этой книге нужно будет работать с ассоциациями.

2. «Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания» — Джошуа Фоер

Журналист Джошуа Фоер как-то задался целью принять участие в конкурсе на запоминание. В чем только эти американцы не соревнуются! Память у него была так себе, так что на подготовку он потратил целый год, зато и результат того стоил - он не просто успешно выступил, а победил многих чемпионов. В своей книге Фоер рассказывает о том, что он узнал за год. В ней говорится не только о конкретных способах что-то запомнить, но и объясняется сам принцип работы мозга и памяти. Так что это не только научит вас быстрее запоминать что-то, но и расширит кругозор в области нейробиологии, ведь Фоер, как хороший журналист, пишет понятно и совсем нескучно.

3. «Помнить всё. Практическое руководство по развитию памяти» — Артур Думчев

Российский автор, в отличие от зарубежных коллег, берет с места в карьер и напирает на практику. Никакой воды и долгих предисловий, никаких надоевших в научпопе рассказов о соседке Марте и знакомом Джоше, которые пришли к успеху. Конкретные советы и техники, конкретные упражнения - всё предельно ясно и по полочкам. Именно такая собранность и способность визуализировать помогли Артуру Думчеву запомнить число Пи до 22 528 знака после запятой. Вам это вряд ли может понадобиться, но визуальная мнемотехника годится не только для цифр и впечатления кого-нибудь на вечеринках.

4. «Японская система развития интеллекта и памяти» — Рюта Кавашима

Если вам не по душе западный подход к развитию памяти, то можно воспользоваться восточным. Японцы славятся своей точностью и аккуратностью, вот и пошаговое руководство от ведущего специалиста Страны восходящего солнца по томографии мозга достаточно строгое. Вам предлагается в течение 60 дней выполнять специальные упражнения для разминки мозга, которые будут стимулировать его деятельность, улучшать доступ крови к коре головного мозга и помогать памяти становиться крепче. В комплекте с книгой часто идут еще и специальные тетради для упражнений.

5. «Питание для мозга» — Нил Барнард

Нил Барнард подходит к вопросу улучшения памяти с биологической стороны, поэтому область его советов необычайно широка. Он не только рассказывает об упражнениях для укрепления памяти, но и просвещает читателей обо всех потребностях мозга для хорошей работы. Из руководства можно узнать о том, как правильно питаться, сколько спать и как минимизировать вред от информационного шума, чтобы мозг мог пользоваться своими возможностями на 100%.

6. «Запомнить всё: Усвоение знаний без скуки и зубрежки» — Питер Браун, Макдэниэл Марк, Генри Рёдигер

Целый коллектив авторов создал эту книгу для тех, кто хочет быстро запоминать учебную информацию. Эта методика не связана с фактами, цифрами и конкретными словами, она учит работать с лекциям, книгами, учебными материалами, методичками и всем остальным, с чем приходится сталкиваться в школе, университете, а затем на долгом пути самообразования. Специалисты по педагогике объясняют нам, почему мы так быстро забываем материал после сессий и проверок, и что можно сделать, чтобы этого избежать.

7. «Суперпамять» — Мэрилу Хеннер

В мире живут всего 12 человек, которые могут похвастаться абсолютной памятью. Это значит, что они помнят всё с момента своего рождения до мельчайших деталей, как если бы это случилось пару минут назад. И даже лучше, потому что мы обычно не запоминаем всё досконально даже на такой короткий срок. В сериале «Доктор Хаус» пациентка с абсолютной памятью была несчастна из-за своего дара, так как помнила все обиды и несправедливости, которые с ней случились. Мэрилу Хеннер - полностью противоположный пример. Она снималась в популярном сериале «Такси», открыла свою школу танцев и написала несколько книг. Одна из них - о развитии памяти на жизненные события, детали, сцены и лица. Конечно, после нее мы не сможем всё запомнить так же, как она, однако Мэрилу приводит целый ряд разработанных ею упражнений, которые помогут навсегда запечатлеть в сознании наиболее важные для вас вещи.

Память - процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. В ходе онтогенетического развития происходит смена способов запоминания, возрастает роль процессов выделения в материале осмысленных, семантических связей. Различные виды памяти - моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая - иногда описываются как этапы такого развития. [Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - C.249].

  1. Адам Д. Восприятие, сознание, память. Размышления биолога / Под ред. Е.Н. Соколова. - М.: Мир, 1983. - 152 с. - С.131-147.
  2. Алишаускас А. Исследование словесной памяти глухих школьников // Дефектология. - 1980. - № 6.
  3. Арден Дж. Развитие памяти "для чайников". - М.: Вильямс, 2003. - 351 с.
  4. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1980. - 528 с.
  5. Аткинсон Р., Шифрин Р. Человеческая память: система памяти и процессы управления // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.517-546.
  6. Блонский П.П. Память и мышление. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
  7. Блонский П.П. Основные предположения генетической теории памяти // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.380-389.
  8. Веккер Л.М., Лещинский М.В. Современная теория памяти и обобщенность представлений // Материалы симпозиума по памяти. - Харьков, 1970.
  9. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Культурное развитие специальных функций: память // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.406-419.
  10. Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. - М., 1980.
  11. Джеймс У. Память // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.200-214.
  12. Егорова Т.В. Некоторые особенности памяти и конкретного мышления младших школьников с пониженной обучаемостью. - М., 1971.
  13. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. - М., 1973.
  14. Жане П. Забывание в связи с последовательной сменой различных сознаний // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.76-129.
  15. Жане П. Эволюция памяти и понятие времени // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.371-379.
  16. Завьялова Е. К. Адаптация психологической субъективной оценки памяти // Физиология человека. - 1985. - Т. 15. - № 15.
  17. Заика Е.В., Назарова М.П., Маренич И.А. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти школьников // Вопросы психологии. - 1995. - № 1.
  18. Зейгарник Б.В. Воспроизведение незавершенных и завершенных действий // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М., 1979.
  19. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.465-476.
  20. Зинченко Т. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 320 с.
  21. Иванова Е.О гендерных особенностях памяти // Гендерные исследования. - 1999. - № 3.
  22. Исследование памяти / Отв. ред. Н.Н. Корж. - М.: Наука, 1990. - 216 с.
  23. Йейтс Ф. Искусство памяти / Пер. с англ. Е.В. Малышкина. - СПб.: Университетская книга, 1997.
  24. Колеватов В.А. Социальная память и понимание. - М.: Мысль, 1984. - 190 с.
  25. Количественная оценка нарушений памяти у неврологических и нейрохирургических больных: Методические рекомендации / Сост. О.А. Кроткова, Т.А. Карасева, В.Л. Найдин. - М., 1983.
  26. Костромина Н.И. Как увеличить объем памяти ребенка. Зрительные диктанты // Начальная школа. - 2000. - № 4.
  27. Лапп Д. Искусство помнить и забывать. - СПб.: Питер, 1995. - 216 с.
  28. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте / Пер.с фр.. - СПб.: Питер, 2002. - 224 с.
  29. Левин К. Об экспериментах Г.В. Биренбаум и Б.В. Зейгарник // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М., 1979.
  30. Леонтьев А.Н. Логическая и механическая память // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.626-652.
  31. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.420-436.
  32. Лорейн Г. СуперПамять / Пер. с англ. - М.: Эксмо-Пресс, 2006. - 383 с.
  33. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М.: Эйдос, 1994 - 96 с.
  34. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.149-165.
  35. Никитина Т. Самоучитель по развитию памяти. - М.: AD&T, 2002. - 304 с.
  36. Норман Д. Память и научение / Пер. с англ. Н.Ю. Алексеенко; Под ред. П.В. Симонова. - М.: Мир, 1985. - 159 с.
  37. Норман Д.А. Память и научение. - М., 1985.
  38. Нуркова В.В. Автобиографическая память как проблема психологического исследования. // Психологический журнал. - 1996. - № 2.
  39. Нуркова В.В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности. - М, 2000.
  40. Поддубная Н.Г. Своеобразие процессов непроизвольной памяти у первоклассников с ЗПР //Дефектология. - 1980. - № 4.
  41. Познавательная активность в системе процессов памяти / Под ред. Н.И. Чуприковой. - М.: Педагогика, 1989. - 188 с.
  42. Психология памяти: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2000. - 814 с.
  43. Психофизиологические закономерности восприятия и памяти: Сб. статей / Отв. ред. А.Н. Лебедев. - М.: Наука, 1985. - 224 с.
  44. Роговин М.С. Проблемы теории памяти. - М., 1977.
  45. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. - М., 1978.
  46. Середа Г.К. Что такое память? // Психологический журнал. - 1985. - Т. 6, № 6.
  47. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. - М., 1966.
  48. Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.476-486.
  49. Смирнов А.А. Психология памяти. - М.: Просвещение, 1965.
  50. Соколов Е.Н. Нейронные механизмы памяти и обучения. - М., Hаука, 1981.
  51. Соловьев И.М. Развитие репродуктивной словесной памяти у глухих и слышащих школьников // Дефектология. - 1973. - № 5.
  52. Солсо Р. Модели памяти // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.547-563.
  53. Уотсон Д. Удерживание видимых телесных навыков, или "память" // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.264-269.
  54. Фирсов Л.А. Память у антропоидов. Физиологический анализ. - Л., 1972.
  55. Фрейд З. Забывание впечатлений и намерений // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.134-148.
  56. Фрейд З. Забывание иностранных слов // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.130-133.
  57. Фрейд З. Заметки о "вечном блокноте" // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.27-32.
  58. Херманн Д. Язык памяти. - М.: Эксмо-Пресс, 2002. - 256 с.
  59. Хофман И. Активная память: Экспериментальные исследования и теории человеческой памяти / Пер. с нем. К.М. Шоломина; Общ. ред. и предисловие Б.М. Величковского, Н.К. Корсаковой. - М.: Прогресс, 1986. - 308 с.
  60. Черемошкина Л.В. Психология памяти: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2002. - 368 с.
© Составитель: Чаплина Галина Владимировна

Для того чтобы любой человек мог функционировать в мире, а проще говоря, жить полноценной и качественной жизнью, он должен обладать рядом определённых навыков и качеств таких как умение приспосабливаться к обстоятельствам, стрессоустойчивость, коммуникабельность, целеустремлённость, мотивация, желание расти и развиваться как личность и многими другими. И далеко не последнее место среди них занимает именно память. Ведь, как уже говорилось в нашем тренинге по развитию памяти, она является тем навыком, без которого мы не имели бы возможности общаться, мыслить и выполнять другие важные функции. От того насколько хорошо развита наша память зависит развитие и нашего интеллекта, и способности к восприятию информации, и умение взаимодействовать с другими людьми, и другие ментальные и психические характеристики нашей личности. Но если у одних людей память от природы развита очень хорошо, то у других она может быть на более низком уровне. Может ли человек как-то повлиять на свою память и развить её? Конечно! И одним из лучших средств для этого по праву считаются обучающие материалы, а именно: книги. Для того чтобы познакомить вас с ними мы и подготовили представляемый вашему вниманию материал.

Ниже нами будут рассмотрены одни из самых лучших ныне существующих работ, рассчитанных на тренировку и улучшение изучаемого нами в этом курсе навыка. Те книги, которые мы рассмотрим, представляют собой предельно эффективные, действенные и полезные книги на развитие памяти, т.к. они содержат в себе огромное количество всевозможных приёмов, техник, примеров и упражнений для тренировки способности запоминать информацию. Все они будут полезны тем, кто заинтересован в работе над собой и стремится улучшить показатели своей личной продуктивности.

Данная книга представляет собой уникальный учебник мнемотехники – особого искусства запоминать точную информацию. Результаты научных исследований уже не раз доказали огромные возможности человеческой памяти – при определённых условиях человек может развить свою память до такого уровня, что сможет запомнить информацию, содержащуюся в нескольких библиотеках, а при стимуляции определённых отделов головного мозга он сможет вспомнить абсолютно всё, что когда-либо видел, слышал и знал. Материал этой книги позволит вам научиться запоминать сведения из энциклопедий, тексты самых сложных структур, различные определения, статьи, таблицы, списки, стихи и многое другое. В качестве доказательства этого после прочтения вы будете помнить всю таблицу Менделеева.

На основе всего вышеизложенного можно сделать вывод, что изучение способности человека к запоминанию информации на сегодняшний день находятся на довольно высоком уровне, а результаты проводимых в данной области исследований представляют собой важнейшую информацию, которую можно успешно применять для развития не только памяти, но и многих других способностей и качеств.

Рассмотренные нами книги по развитию памяти - это, конечно, не все материалы, к которым может обратиться человек, заинтересованный в личностном росте и повышении своей личной продуктивности. Но даже это небольшое количество книг на развитие памяти способно раскрыть скрытые возможности вашего потенциала. Но главное – это не только знание о том, что эти книги есть, а то, что вы сделаете с этим знанием. Даже самая лучшая в мире книга покроется пылью и не даст вам ровным счётом ничего, если вы просто положите её на стол и не будете открывать.

Мы желаем вам всяческих успехов в тренировке памяти и развитию других своих способностей!

Способность к запоминанию, накоплению и воспроизведению информации – одна из главных составляющих успеха человека. От этой способности во многом зависят интеллект, эрудированность, коммуникативные навыки, возможности карьерного роста.

Многолетние исследования работы ЦНС подтвердили, что память – это такой же навык, как письмо или чтение, то есть ее можно развивать и совершенствовать.

Способности каждого человека заложены природой от рождения, но по оценкам ученых даже талантливые люди используют не белее 10% своих ресурсов памяти. Это значит, что потенциал любого из нас огромен.

Как развить память, с чего начать и какие методики использовать? Эти вопросы изучали многие специалисты, создавая собственные программы и тренинги. Ниже описаны лучшие книги по развитию памяти.

Эта книга – учебник мнемотехники, то есть особого способа запоминания информации. Авторы описывают специальные приемы, с помощью которых можно не только облегчить запоминание и увеличить объемы хранящейся в памяти информации, но и научиться усваивать самые сложные тексты и понятия.

После прочтения книги и освоения методики можно будет с легкостью воспроизвести последовательность из 200 цифр, список из 100 телефонных номеров, 50 событий в хронологической последовательности с указанием точных дат.

Новая суперспособность пригодится при изучении иностранных языков, так как авторская методика направлена на развитие способности точно воспроизводить последовательность информации.

Также в книге много внимания уделяется развитию скорости запоминания. Мнемотехника позволяет 100 несвязанных между собой слов запомнить последовательно за 10 минут.

А. Р. Лурия “Маленькая книжка о большой памяти”

Наблюдая и анализируя людей с удивительной способностью отлично усваивать и запоминать огромные объемы информации, А.Р.Лурия создал собственную методику, открывающую перед ее владельцем практически безграничные возможности.

Также в книге затрагиваются такие вопросы, как человеческое мышление, воображение, логика. Этим процессам автор уделяет внимание с той точки зрения, что все они тесно взаимосвязаны с памятью. Автор утверждает, что развитие данных навыков в совокупности дает поразительные результаты.

Д. Б. Арден “Развитие памяти для чайников”

Данный сборник подходит для всех возрастных категорий, так как в нем отдельно описаны упражнения, подходящие для школьников и студентов, молодых карьеристов и пенсионеров, которые заинтересованы в личностном росте.

Натренировать память так, чтобы после одного прочтения можно было воспроизвести практически дословно 90% текста, может каждый. Автор книги в этом уверен. Соединив существующие практики и доработав многие из них, он разработал собственный уникальный метод, который одновременно прост и эффективен.

О. А. Андреев, Л. Н. Хромов ” Техника тренировки памяти”

Изложенные в книге методики универсальны и доступны пониманию каждого. Интересно, что они направлены не только на развитие памяти, но и помогают существенно повысить скорость чтения, способствуют лучшему усвоению материала, концентрации внимания, раскрывают творческое начало.

Техника подходит для людей разного возраста и уровня образования. Каждый может научиться быстро усваивать и запоминать огромный объем материала.

Т. Бьюзен “Усовершенствуйте свою память”

Тони Бьюзен – британский психолог, ученый, который создал уникальную методику запоминания – “карту памяти” (ее также называют “интеллект-карта” или “карта ума”). Данная “карта” открывает широкие возможности перед каждым, кто решит ею воспользоваться.

Она помогает максимально использовать собственный потенциал, раскрыть новые способности, научиться образно мылить и творить. Автор также много внимания уделяет мнемотехнике.

Бестселлер “Усовершенствуй свою память” помогает не только существенно улучшить память, но и увеличить скорость чтения, также рассказывает, как активировать функции мозга после 60-ти лет.

Для них как развлечение Тони Бьюзен придумал Чемпионат памяти, который сегодня стал популярным мероприятием в международной культурной практике.

У. Аткинсон “Память и уход за ней”

При написании этой книги автор отталкивался от идеи, что память – это огромна кладовая, которая занимает большую часть подсознания. Для содержании ее в порядке и возможности поместить туда как можно больше информации, “кладовая” нуждается в так называемом уходе.

Также в книге описаны законы сохранения и воспроизведения мозгом информации. Аткинсон утверждает, что только понятие самой сути всех психических процессов, связанных с памятью, поможет человеку научиться оказывать на нее стимулирующее воздействие.

Данный труд содержит высокоэффективные упражнения с элементами эзотерического учения и ментальной науки, что делает его очень востребованным среди читателей.

Г. Лорейн “Развитие памяти и способности концентрироваться”

Своей целью автор поставил разработать систему приемов, способных задействовать весь потенциал мозга человека. Он предлагает упражнения для организации разума, тренировки и развития таких навыков, как внимание, наблюдательность, способность к концентрации, логическое мышление и, конечно, память.

Освоение данной методики поможет запоминать любую информацию: тексты, списки, числа, таблицы, символы, схемы, карты и прочий материал. Эта способность пригодится в любой сфере деятельности.

Э. Хойль “Искусство концентрации: как улучшить память за 10 дней”

Книга предназначена для широкого круга читателей. Автор разработал простые и вместе с тем действенные упражнения, которые помогут улучшить память любому человеку, вне зависимости от возраста и социального положения.

Лаконичное изложение и конкретика – вот что отличает стиль данной книги. Эберхард Хойль не углубляется в тайны человеческого мышления и психики, он дает четкие рекомендации, как научиться запоминать больше и быстрее.

Другие полезные книги для развития памяти

Кроме предложенных книг существуют и другие замечательные методики по улучшению памяти:

  • С. Мюллер “Вспомни всё: секреты суперпамяти. Книга-тренажёр”, “Развитие суперпамяти и супермышления у детей. Быть отличником просто!”;
  • Ю. Пугач “Развитие памяти – система приёмов”;
  • Н. Грейс “Улучшение памяти и внимания”;
  • Д. Лапп “Улучшаем память в любом возрасте”;
  • Д. Букин “Развитие памяти по методикам спецслужб”;
  • Ф. Лезер “Тренировка памяти”;
  • Д. Фоер “Эйнштейн гуляет по луне. Наука и скусство запоминания”;
  • М. Байстер, К. Лоберг “Быстрый ум. Как забывать лишнее и помнить нужное”.

Каждый должен выбрать для себя методики с учетом индивидуальных способностей. Но в любом случае упражнения обязательно улучшат способности запоминать и долго хранить в “кладовой” нужную информацию.