Ванька тепляшин краткое содержание читать.

  1. Найдите в тексте рассказа слова, которыми может быть сформулирована его основная идея.
  2. «Надо человеком быть!»

  3. В чем вы усматриваете основную тему и идею рассказа?
  4. Основная идея рассказа выражена в словах его героя «Надо человеком быть!», которые он дважды произносит. Тем са-мым Шукшин выдвигает в качестве веду-щей проблемы произведения человече-ское достоинство личности, недопусти-мость его унижения.

  5. Охарактеризуйте героя рассказа. Почему у не-го постоянно возникают конфликты с окружающи-ми людьми?
  6. Конфликты возникают из нежелания смириться с несправедливостью. Об этом мы узнаем из слов матери. «Нигде ты, сы-нок, как-то не можешь закрепиться, — сказала мать свою горькую думу. — Из ФЗУ тада тоже…» Слова «Надо человеком быть!», в которых выражена идея расска-за, Ванька Тепляшин относит не только и не столько к красноглазому вахтеру (вос-питывать его уже поздно), сколько к лю-дям, которые героя окружают, и прежде всего к самому себе, чтобы и впредь оста-ваться бескомпромиссным к проявлениям несправедливости и бесчеловечности. Ав-тор солидарен с ним, хотя и не принимает те средства борьбы против зла, которые избирает Ванька.

    Душу героя щемила униженность мате-ри. Его поразило, какой у нее стал жалкий голос, даже какой-то заученно жал-кий, привычно жалкий. Ему стало стыдно за мать. Второй раз вспоминает он об уни-жении матери, когда доктор Сергей Нико-лаевич уговаривает его остаться долечи-ваться. И это воспоминание усилило ре-шение Ивана уйти из больницы. Наконец, по дороге домой он вновь вспоминает обидную для него сцену и говорит матери: «Не проси так никого, как давеча этого красношарого просила. Никогда никого не проси. Ясно?» Герой рассказа органи-чески не принимает приспособленческой морали, которая проявляется и в унижен-ных просьбах матери, и в намеках соседей по палате и гардеробщика Евстигнеева на всесильный полтинник, и в упреке докто-ра, зачем связался (слово неоднократно повторяется в тексте) с вахтером. Поэтому и не принимает он столь заманчивого предложения врача, который был готов поселить Ванькину мать у себя в доме.

    Симпатия писателя по отношению к ге-рою выразилась в сочетании мягкого юмо-ра и лиризма в повествовании.

  7. В каких ситуациях, изображенных Шукши-ным, особо остро отстаивается авторская позиция?
  8. Прежде всего, в сцене столкновения Ваньки Тепляшина с вахтером, в диа-логах героя с доктором, соседями по пала-те, с Евстигнеевым. Автор не приемлет нравственных компромиссов и потому со-лидаризируется с Ванькой, когда тот ре-шает покинуть больницу, несмотря на симпатию к Сергею Николаевичу.

  9. Можно ли Ваньку Тепляшина отнести к раз-ряду шукшинских «чудиков»? Мотивируйте свой ответ.
  10. Разумеется, да. «Чудики» Шукшина пытаются понять, осмыслить жизнь, что-бы «душа не болела». Они открывают правду жизни страстно и мучительно, их поведение воспринимается стандартны-ми, прагматичными людьми как отклоне-ние от нормы. Таков и Ванька Тепляшин.

  11. Какое социально-нравственное явление сим-волизирует образ красноглазого вахтера? Какие ху-дожественные средства использованы для его со-здания? Какие синонимы заменяют слово «гово-рил» по отношению к вахтеру? В чем их смысл?
  12. Другая, не менее важная мысль звучит в рассказе: быть человеком — значит быть личностью. Между тем на фоне искренней радости встречи с матерью сына читатель с гневом воспринимает бездушие, настоя-щую бесчеловечность красноглазого вах-тера. Он не произнес, не сказал, а «дере-вянно прокуковал: «В субботу, среду, вос-кресенье». Писатель передает его речь отрывочными фразами и восклицаниями: «Назад! Ко мне! Тут произвол!»

    Столкновение Ваньки Тепляшина и красноглазого обрисовано также с по-мощью приема контраста. Если вахтер с презрением относится к людям, не счита-ет нужным реагировать на их просьбы и объяснения, разве что может его смягчить полтинник, то Ванька с достоинством тре-бует уважения к себе, даже в драке не на-падает, а отбивается, чтобы поменьше ле-тели стулья и тумбочки.

  13. Почему Ваньке не понравилось в больнице?
  14. Ивану грустно от пребывания в город-ской больнице, потому что он испытывает чувство одиночества. Там он тоскует не только по родному саду, селу, но и по доб-рому человеческому отношению, в кото-ром заключено понимание людьми его индивидуальности. Здесь же он только «тематический больной». Тоскливое со-стояние усугубляется и видом из окна — все люди кажутся ему одинаковыми.

    Большую роль в рассказе играет прием антитезы, с помощью которой автор обли-чает бездушие и ратует за торжество ис-тинной красоты человека. Так, в обста-новке больничной скуки во весь голос «неожиданно вскрикнула радость челове-ческая». «Мама идет!» — закричал он всем в палате радостно». Материал с сайта

  15. Что означают слова «тематический больной»? Какую роль они играют в этом рассказе?
  16. «Тематический больной» — это паци-ент, диагноз которого соответствует про-филю научно-исследовательской работы больницы, кафедры медицинского вуза, расположенной на ее территории, или де-ятельности отдельного врача, работающе-го над кандидатской или докторской дис-сертацией. Такие больницы осуществля-ют специальный подбор пациентов, на которых испытывают новые методы лече-ния. Язва двенадцатиперстной кишки, которой страдал Ванька Тепляшин, была, по-видимому, темой отделения и доктора Сергея Николаевича. В больнице даже медсестры называют Ваньку «тематиче-ский больной». Тем самым Шукшин пока-зал факт обезличивания человека, против чего он сам восставал в своих рассказах, стремясь наделять своих героев индиви-дуальными, не похожими на других чер-тами характера, интересами, манерой по-ведения. Восстает против обезличивания человека и герой рассказа. Выражение «тематический больной» в рассказе ис-пользуется в ироническом смысле.

  17. Как вы думаете, связаны ли с идейным смыс-лом рассказа имя и фамилия героя?
  18. Несомненно, да. Иван, Ванька — ти-пично русское имя, распространенное в деревнях и имеющее широкое бытование в произведениях русского фольклора. Как правило, сказочный Иван открыт, добро-сердечен, общителен, борец за справедли-вость. Характеристика героя по его имен-ной номинации дополняется фамилией Тепляшин, что еще в большей степени усиливает представление о нем как иск-реннем, теплом по отношению к людям человеке. Может быть, в какой-то мере его фамилия указывает на способность к взрыву, вспыльчивость.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • ответы на вопросы по ваньке тепляшкину
  • краткий пересказ шукшина ванька тепляшин
  • охарактеризуйте героя рассказа. Почему у него постоянно возникают конфликты с окружающими людьми. ванька тепляшен
  • шукшин ванька тепляшин краткое содержание
  • можно ли ваньку тепляшина отнести к разряду

Ванька Тепляшин молодой деревенский парень. Он трудится шофером. Однажды у него обнаружили болезнь, язву двенадцатиперстной кишки. Шофера положили в больницу, сначала его лечили в родном селе, а потом перевели в город.

Веселый неугомонный парень, постоянно нарушал больничный режим своими выходками. Ванька частенько курил в уборной лечебного заведения. Соседей по палате он развлекал историями, приключившимися с ним в жизни. Больные с интересом слушали его рассказы. Некоторые полагали, что он выдумывает эти истории, а другие относились серьезно.

Проходя лечение в больнице, веселый парень постоянно тосковал. Глядя из окна больницы, Тепляшин наблюдал за суетливой жизнью городских жителей, разглядывал девушек в коротких платьицах. Однажды за окном он увидел свою мать. Старушка приехала из деревни проведать своего сыночка. Тепляшин запрыгал и закричал от радости, как маленький, чем вызвал бурю смеха соседей по палате.

Ванька побежал навстречу к матери. Но ее не впускают в больницу. Дежурный вахтер говорит старушке, о том, что сегодня не приемный день. Больные давно невзлюбили этого худого мужичонку с красными глазами, за его скверный характер и взяточничество. Старушка умоляет вахтера, впустить ее к сыну, но он неумолим. Спускается Ванька, и видя всю ситуацию, самовольно проводит мать в приемный покой. Обезумевший от такой наглости вахтер пытается задержать Тепляшина, зовет на помощь кладовщика Евстигнеева, но даже вдвоем они не могут остановить парня. На шум сбегаются врачи и санитарки. Ваньку успокаивает и уводит к себе лечащий врач Сергей Николаевич. Доктор стыдит пациента за стычку с вахтером и уговаривает продолжить лечение. Сергей Николаевич даже разрешает Ванькиной матери пожить в больнице, но тот уже твердо решил уехать домой раньше времени. Врач его отпустил.

Евстигнеев, выдавая Ванькины вещи, сказал ему, что скандала с вахтером можно было избежать, сунув ему денег, а Ванька несмышленый не догадался.

Выходя из больницы, мать сетует, что ее непутевый сын нигде не может закрепиться, однажды уже вылетел с училища, и вот опять. Ванька молчком берет вещи, и они едут домой.

Этот рассказ был написан весной 1972 г., как раз в это время Шукшин проходил лечение в больнице. В этом герое, в какой – то степени отражена сущность самого писателя, простого, добродушного русского парня. Произведение учит нас быть людьми.

Картинка или рисунок Ванька Тепляшин

Другие пересказы для читательского дневника

    Матильда мечтает о богатстве и высшем свете, но выходит замуж за простого чиновника. Она не счастлива. Семью приглашают на балл. Матильда берет у богатой подруги бриллиантовое ожерелье и теряет его

  • Краткое содержание Овальный портрет Эдгара По

    Меня мучила сильная лихорадка. За мной ухаживал лишь мой слуга. В этот заброшенный замок слуга вломился и затащил меня, раненного бандитами, чтобы я не замёрз на улице. В качестве временного ночлега мы выбрали одну из маленьких тёмных комнат.

  • Краткое содержание Томас Мор Утопия

    Общение с читателем в повествовании Томаса Мора ведётся от его собственного лица. Однажды по прибытию во Фландрию ему посчастливилось познакомиться с человеком, который всю свою жизнь посвятил мореплаванию.

  • Краткое содержание Виннипегский волк Сетона-Томпсона
  • Краткое содержание Иосиф и его братья Томас Манн

    Основой книги является библейская история об Израилевой семье. Исаак и Ревекка имели сыновей близнецов Иакова и Исава. Ревекка сильнее всего любила Иакова. Старый и слабый Исаак позвал старшего сына и попросил приготовить дичь

Ванька Тепляшин лежал у себя в сельской больнице с язвой двенадцатиперстной кишки. Лежал себе и лежал. А приехал в больницу какой-то человек из районного города, Ваньку вызвал к себе врач, они с тем человеком крутили Ваньку, мяли, давили на живот, хлопали по спине… Поговорили о чем-то между собой и сказали Ваньке:

– Поедешь в городскую больницу?

– Зачем? – не понял Ванька.

– Лежать. Так же лежать, как здесь лежишь. Вот… Сергей Николаевич лечить будет.

Ванька согласился.

В горбольнице его устроили хорошо. Его там стали называть «тематический больной».

– А где тематический больной-то? – спрашивала сестра.

– Курит, наверно, в уборной, – отвечали соседи Ванькины. – Где же еще.

– Опять курит? Что с ним делать, с этим тематическим…

Ваньке что-то не очень нравилось в горбольнице. Все рассказал соседям по палате, что с ним случалось в жизни: как у него в прошлом году шоферские права хотели отнять, как один раз тонул с машиной…

– Лед впереди уже о так от горбатится – горкой… Я открыл дверцу, придавил газку. Вдруг – вниз поехал!.. – Ванька, когда рассказывает, торопится, размахивает руками, перескакивает с одного на другое. – Ну, поехал!.. Натурально, как с горки! Вода – хлобысь мне в ветровое стекло! А дверку льдиной шваркнуло и заклинило. И я, натурально, иду ко дну, а дверку не могу открыть. А сам уже плаваю в кабине. Тогда я другую нашарил, вылез из кабины-то и начинаю осматриваться…

– Ты прямо, как это… как в баню попал: «вылез, начинаю осматриваться». Меньше ври-то.

Ванька на своей кровати выпучил честные глаза.

– Я вру?! – Некоторое время он даже слов больше не находил. – Хот… Да ты что? Как же я врать стану! Хот…

И верно, посмотришь на Ваньку – и понятно станет, что он, пожалуй, и врать-то не умеет. Это ведь тоже – уметь надо.

– Я, значит, смотрю вверх – вижу: дыра такая голубая, это куда я провалился… Я туда погреб.

– Да сколько ж ты под водой-то был?

– А я откуда знаю? Небось недолго, это я рассказываю долго. Да еще перебивают…

– Ну, вылез… Ко мне уже бегут. Завели в первую избу…

– Сразу – водки?

– Одеколоном сперва оттерли… Я целую неделю потом «Красной гвоздикой» вонял. Потом уж за водкой сбегали.

…Ванька и не заметил, как наладился тосковать. Стоял часами у окна, смотрел, как живет чужая его уму и сердцу улица. Странно живет: шумит, кричит, а никто друг друга не слышит. Все торопятся, но оттого, что сверху все люди одинаковы, кажется, что они никуда не убегают: какой-то загадочный бег на месте. И Ванька скоро привык скользить взглядом по улице – по людям, по машинам… Еще пройдет, надламываясь в талии, какая-нибудь фифочка в короткой юбке, Ванька проводит ее взглядом. А так – все одинаково. К Ваньке подступила тоска. Он чувствовал себя одиноко.

И каково же было его удивление, радость, когда он в этом мире внизу вдруг увидел свою мать… Пробирается через улицу, оглядывается – боится. Ах, родная ты, родная! Вот догадалась-то.

– Мама идет! – закричал он всем в палате радостно.

Так это было неожиданно, так она вольно вскрикнула, радость человеческая, что все засмеялись.

– Где, Ваня?

– Да вон! Вон, с сумкой-то! – Ванька свесился с подоконника и закричал: – Ма-ам!

– Ты иди встреть ее внизу, – сказали Ваньке. – А то ее еще не пропустят: сегодня не приемный день-то.

– Да пустят! Скажет – из деревни… – Гадать стали.

– Пустят! Если этот стоит, худой такой, с красными глазами, этот сроду не пустит.

Ванька побежал вниз.

А мать уже стояла возле этого худого с красными глазами, просила его. Красноглазый даже и не слушал ее.

– Это ко мне! – издали еще сказал Ванька. – Это моя мать.

– В среду, субботу, воскресенье, – деревянно прокуковал красноглазый.

Мать тоже обрадовалась, увидев Ваньку, даже и пошла было навстречу ему, но этот красноглазый придержал ее.

– Да ко мне она! – закричал Ванька. – Ты что?!

– В среду, субботу, воскресенье, – опять трижды отстукал этот… вахтер, что ли, как их там называют.

– Да не знала я, – взмолилась мать, – из деревни я… Не знала я, товарищ. Мне вот посидеть с им где-нибудь, маленько хоть…

Ваньку впервые поразило – он обратил внимание, – какой у матери сразу сделался жалкий голос, даже какой-то заученно-жалкий, привычно-жалкий, и как она сразу перескочила на этот голос… И Ваньке стало стыдно, что мать так униженно просит. Он велел ей молчать:

– Помолчи, мам.

– Да я вот объясняю товарищу… Чего же?

– Помолчи! – опять велел Ванька. – Товарищ, – вежливо и с достоинством обратился он к вахтеру, но вахтер даже не посмотрел в его сторону. – Товарищ! – повысил голос Ванька. – Я к вам обращаюсь!

– Вань, – предостерегающе сказала мать, зная про сына, что он ни с того ни с сего может соскочить с зарубки.

Красноглазый все безучастно смотрел в сторону, словно никого рядом не было и его не просили сзади и спереди.

– Пойдем вон там посидим, – изо всех сил спокойно сказал Ванька матери и показал на скамеечку за вахтером. И пошел мимо него.

– Наз-зад, – как-то даже брезгливо сказал тот. И хотел развернуть Ваньку за рукав.

Ванька точно ждал этого. Только красноглазый коснулся его, Ванька движением руки вверх резко отстранил руку вахтера и, бледнея уже, но еще спокойно, сказал матери:

– Вот сюда вот, на эту вот скамеечку.

Но и дальше тоже ждал Ванька – ждал, что красноглазый схватит его сзади. И красноглазый схватил. За воротник Ванькиной полосатой пижамы. И больно дернул. Ванька поймал его руку и так сдавил, что красноглазый рот скривил.

– Еще раз замечу, что ты свои руки будешь распускать… – заговорил Ванька ему в лицо негромко, не сразу находя веские слова, – я тебе… я буду иметь с вами очень серьезный разговор.

– Вань, – чуть не со слезами взмолилась мать. – Господи, господи…

Красноглазый на какое-то короткое время оторопел, потом пришел в движение и подал громкий голос тревоги.

– Стигнеев! Лизавета Сергеевна!.. – закричал он. – Ко мне! Тут произвол!.. – И он, растопырив руки, как если бы надо было ловить буйно помешанного, пошел на Ваньку. Но Ванька сидел на месте, только весь напружинился и смотрел снизу на красноглазого. И взгляд этот остановил красноглазого. Он оглянулся и опять закричал: – Стигнеев!

Из боковой комнаты, из двери выскочил квадратный Евстигнеев в белом халате, с булочкой в руке.

– А? – спросил он, не понимая, где тут произвол, какой произвол.

– Ко мне! – закричал красноглазый. И, растопырив руки, стал падать на Ваньку.

Ванька принял его… Вахтер отлетел назад. Но тут уже и Евстигнеев увидел «произвол» и бросился на Ваньку.

…Ваньку им не удалось сцапать… Он не убегал, но не давал себя схватить, хоть этот Евстигнеев был мужик крепкий и старались они с красноглазым во всю силу, а Ванька еще стерегся, чтоб поменьше летели стулья и тумбочки. Но все равно, тумбочка вахтерская полетела, и с нее полетел графин и раскололся. Крик, шум поднялся… Набежало белых халатов. Прибежал Сергей Николаевич, врач Ванькин… Красноглазого и Евстигнеева еле-еле уняли. Ваньку повели наверх. Сергей Николаевич повел. Он очень расстроился.

– Ну как же так, Иван?..

Ванька, напротив, очень даже успокоился. Он понял, что сейчас он поедет домой. Он даже наказал матери, чтоб она подождала его.

– На кой черт ты связался-то с ним? – никак не мог понять молодой Сергей Николаевич. Ванька очень уважал этого доктора.

– Он мать не пустил.

– Да сказал бы мне, я бы все сделал! Иди в палату, я ее приведу.

– Не надо, мы счас домой поедем.

– Как домой? Ты что?

Но Ванька проявил непонятную ему самому непреклонность. Он потому и успокоился-то, что собрался домой. Сергей Николаевич стал его уговаривать в своем кабинетике… Сказал даже так:

– Пусть твоя мама поживет пока у меня. Дня три. Сколько хочет! У меня есть где пожить. Мы же не довели дело до конца. Понимаешь? Ты просто меня подводишь. Не обращай внимания на этих дураков! Что с ними сделаешь? А мама будет приходить к тебе…

– Нет, – сказал Ванька. Ему вспомнилось, как мать униженно просила этого красноглазого… – Нет. Что вы!

– Но я же не выпишу тебя!

– Я из окна выпрыгну… В пижаме убегу ночью.

– Ну-у, – огорченно сказал Сергей Николаевич. – Зря ты.

– Ничего. – Ваньке было даже весело. Немного только жаль, что доктора… жалко, что он огорчился. – А вы найдете кого-нибудь еще с язвой… У окна-то лежит, рыжий-то, у него же тоже язва.

– Не в этом дело. Зря ты, Иван.

– Нет. – Ваньке становилось все легче и легче. – Не обижайтесь на меня.

– Ну, что ж… – Сергей Николаевич все же очень расстроился. – Так держать тебя тоже бесполезно. Может, подумаешь?.. Успокоишься…

– Нет. Решено.

Ванька помчался в палату – собрать кой-какие свои вещички. В палате его стали наперебой ругать:

– Дурак! Ты бы пошел…

– Ведь тебя бы вылечили здесь, Сергей Николаевич довел бы тебя до конца.

Они не понимали, эти люди, что скоро они с матерью сядут в автобус и через какой-нибудь час Ванька будет дома. Они этого как-то не могли понять.

– Из-за какого-то дурака ты себе здоровье не хочешь поправить. Эх ты!

– Надо человеком быть, – с каким-то мстительным покоем, даже, пожалуй, торжественно сказал Ванька. – Ясно?

– Ясно, ясно… Зря порешь горячку-то, зря.

– Ты бы полтинник сунул ему, этому красноглазому, и все было бы в порядке. Чего ты?

Ванька весело со всеми попрощался, пожелал всем здоровья и с легкой душой поскакал вниз.

Надо было еще взять внизу свою одежду. А одежду выдавал как раз этот Евстигнеев. Он совсем не зло посмотрел на Ваньку и с сожалением даже сказал:

– Выгнали? Ну вот…

А когда выдавал одежду, склонился к Ваньке и сказал негромко, с запоздалым укором:

– Ты бы ему копеек пятьдесят дал, и все – никакого шуму не было бы. Молодежь, молодежь… Неужели трудно догадаться?

– Надо человеком быть, а не сшибать полтинники, – опять важно сказал Ванька. Но здесь, в подвале, среди множества вешалок, в нафталиновом душном облаке, слова эти не вышли торжественными; Евстигнеев не обратил на них внимания.

– Ботинки эти? Твои?

– Не долечился и едешь…

– Дома долечусь.

– До-ома! Дома долечисся…

– Будь здоров, Иван Петров! – сказал Ванька.

– Сам будь здоров. Попросил бы врача-то… может, оставют. Зря связался с этим дураком-то.

Ванька не стал ничего объяснять Евстигнееву, а поспешил к матери, которая небось сидит возле красноглазого и плачет.

И так и было: мать сидела на скамеечке за вахтером и вытирала полушалком слезы. Красноглазый стоял возле своей тумбочки, смотрел в коридор – на прострел. Стоял прямо, как палка. У Ваньки даже сердце заколотилось от волнения, когда он увидел его. Он даже шаг замедлил – хотел напоследок что-нибудь сказать ему. Покрепче. Но никак не находил нужное.

– Будь здоров! – сказал Ванька. – Загогулина.

Красноглазый моргнул от неожиданности, но головы не повернул – все смотрел вдоль своей вахты.

Ванька взял материну сумку, и они пошли вон из хваленой-прехваленой горбольницы, где, по слухам, чуть ли не рак вылечивают.

– Не плачь, – сказал Ванька матери. – Чего ты?

– Нигде ты, сынок, как-то не можешь закрепиться, – сказала мать свою горькую думу. – Из ФЗУ тада тоже…

– Да ладно!.. Вались они со своими ФЗУ. Еще тебе одно скажу: не проси так никого, как давеча этого красношарого просила. Никогда никого не проси. Ясно?

– Много так сделаешь – не просить-то!

– Ну… и так тоже нельзя. Слушать стыдно.

– Стыдно ему!.. Мне вон счас гумажки собирать на пенсию – побегай-ка за имя, да не попроси… Много соберешь?

– Ладно, ладно… – Мать никогда не переговорить. – Как там, дома-то?

– Ничо. У себя-то будешь долеживать?

– Та-а… не знаю, – сказал Ванька. – Мне уже лучше.

Через некоторое время они сели у вокзала в автобус и поехали домой.


Василий Шукшин

ВАНЬКА ТЕПЛЯШИН

Ванька Тепляшин лежал у себя в сельской больнице с язвой двенадцатиперстной кишки. Лежал себе и лежал. А приехал в больницу какой-то человек из районного города, Ваньку вызвал к себе врач, они с тем человеком крутили Ваньку, мяли, давили на живот, хлопали по спине… Поговорили о чем-то между собой и сказали Ваньке:

Поедешь в городскую больницу?

Зачем? - не понял Ванька.

Лежать. Также лежать, как здесь лежишь. Вот… Сергей Николаевич лечить будет.

Ванька согласился.

В горбольнице его устроили хорошо. Его там стали называть «тематический больной».

А где тематический больной-то? - спрашивала сестра.

Курит, наверно, в уборной, - отвечали соседи Ванькины. - Где же еще.

Опять курит? Что с ним делать, с этим тематическим…

Ваньке что-то не очень нравилось в горбольнице. Все рассказал соседям по палате, что с ним случалось в жизни: как у него в прошлом году шоферские права хотели отнять, как один раз тонул с машиной…

Лед впереди уже о так от горбатится - горкой… Я открыл дверцу, придавил газку. Вдруг - вниз поехал!.. - Ванька, когда рассказывает, торопится, размахивает руками, перескакивает с одного на другое. - Ну, поехал!.. Натурально, как с горки! Вода - хлобысь мне в ветровое стекло! А дверку льдиной шваркнуло и заклинило. И я, натурально, иду ко дну, а дверку не могу открыть. А сам уже плаваю в кабине. Тогда я другую нашарил, вылез из кабины-то и начинаю осматриваться…

Ты прямо, как это… как в баню попал: «вылез, начинаю осматриваться». Меньше ври-то.

Ванька на своей кровати выпучил честные глаза.

Я вру?! - некоторое время он даже слов больше не находил. - Хот… Да ты что? Как же я врать стану! Хот…

И верно, посмотришь на Ваньку - и понятно станет, что он, пожалуй, и врать-то не умеет. Это ведь тоже - уметь надо.

Я, значит, смотрю вверх - вижу: дыра такая голубая, это куда я провалился… Я туда погреб.

Да сколько ж ты под водой-то был?

А я откуда знаю? Небось недолго, это я рассказываю долго. Да еще перебивают…

Ну, вылез… Ко мне уже бегут. Завели в первую избу…

Сразу - водки?

Одеколоном сперва оттерли… Я целую неделю потом «красной гвоздикой» вонял. Потом уж за водкой сбегали.

…Ванька и не заметил, как наладился тосковать. Стоял часами у окна, смотрел, как живет чужая его уму и сердцу улица. Странно живет: шумит, кричит, а никто друг друга не слышит. Все торопятся, но оттого, что сверху все люди одинаковы, кажется, что они никуда не убегают: какой-то загадочный бег на месте. И Ванька скоро привык скользить взглядом по улице - по людям, по машинам… Еще пройдет, надламываясь в талии, какая-нибудь фифочка в короткой юбке, Ванька проводит ее взглядом. А так - все одинаково. К Ваньке подступила тоска. Он чувствовал себя одиноко.

И каково же было его удивление, радость, когда он в этом мире внизу вдруг увидел свою мать… Пробирается через улицу, оглядывается - боится. Ах, родная ты, родная! Вот догадалась-то.

Мама идет! - закричал он всем в палате радостно. Так это было неожиданно, так она вольно вскрикнула, радость человеческая, что все засмеялись.

Где, Ваня?

Да вон! Вон, с сумкой-то! - Ванька свесился с подоконника и закричал: - Ма-ам!

Ты иди встреть ее внизу, - сказали Ваньке. - А то ее еще не пропустят: сегодня не приемный день-то.

Да пустят! Скажет - из деревни… - гадать стали.

Пустят! Если этот стоит, худой такой, с красными глазами, этот сроду не пустит.

Ванька побежал вниз.

А мать уже стояла возле этого худого с красными глазами, просила его. Красноглазый даже и не слушал ее.

Это ко мне! - издали еще сказал Ванька. - Это моя мать.

В среду, субботу, воскресенье, - деревянно прокуковал красноглазый.

Мать тоже обрадовалась, увидев Ваньку, даже и пошла было навстречу ему, но этот красноглазый придержал ее.

Да ко мне она! - закричал Ванька. - Ты что?!

В среду, субботу, воскресенье, - опять трижды отстукал этот… вахтер, что ли, как их там называют.

Да не знала я, - взмолилась мать, - из деревни я… Не знала я, товарищ. Мне вот посидеть с им где-нибудь, маленько хоть…

Ваньку впервые поразило, - он обратил внимание, - какой у матери сразу сделался жалкий голос, даже какой-то заученно-жалкий, привычно-жалкий, и как она сразу перескочила на этот голос… И Ваньке стало стыдно, что мать так униженно просит. Он велел ей молчать:

Помолчи, мам.

Да я вот объясняю товарищу… Чего же?

Помолчи! - опять велел Ванька. - Товарищ, - вежливо и с достоинством обратился он к вахтеру, но вахтер даже не посмотрел в его сторону. - Товарищ! - повысил голос Ванька. - Я к вам обращаюсь!

Вань, - предостерегающе сказала мать, зная про сына, что он ни с того ни с сего может соскочить с зарубки.

Красноглазый все безучастно смотрел в сторону, словно никого рядом не было и его не просили сзади и спереди.

Пойдем вон там посидим, - изо всех сил спокойно сказал Ванька матери и показал на скамеечку за вахтером. И пошел мимо него.

Наз-зад, - как-то даже брезгливо сказал тот. И хотел развернуть Ваньку за рукав.

Ванька точно ждал этого. Только красноглазый коснулся его, Ванька движением руки вверх резко отстранил руку вахтера и, бледнея уже, но еще спокойно, сказал матери:

Вот сюда вот, на эту вот скамеечку.

Но и дальше тоже ждал Ванька - ждал, что красноглазый схватит его сзади. И красноглазый схватил. За воротник Ванькиной полосатой пижамы. И больно дернул. Ванька поймал его руку и так сдавил, что красноглазый рот скривил.

Еще раз замечу, что ты свои руки будешь распускать… - заговорил Ванька ему в лицо негромко, не сразу находя веские слова, - я тебе… я буду иметь с вами очень серьезный разговор.

Вань, - чуть не со слезами взмолилась мать. - Господи, господи…

Сюжет короткого рассказа с названием «Ванька Тепляшин» на первый взгляд кажется незатейливым и незамысловатым. Но за обыденной историей, рассказанной автором, скрывается глубокий нравственный смысл. Впрочем, так В. Шукшин писал всегда.

Рассказы о чудиках

В. М. Шукшин родился в крестьянской семье и никогда не скрывал своих корней. Уже став известным писателем, он не раз обращался к образу деревенского жителя, чьи простота, искренность, неспособность притворяться были хорошо знакомы ему с детства. Это герои, которые наделены самобытным характером и лучшими Стремясь познать мир и свое место в нем, они часто рассуждают над вопросами из категории вечных. Например, в чем смысл человеческой жизни? Как принести пользу обществу? Можно ли сделать действительность лучше, чем она есть на самом деле?

Необычные качества «чудиков» ярче проявляются, когда они оказываются в непривычной для себя среде. При этом их поведение большинству других людей кажется нестандартным и не соответствующим норме. Это происходит потому, что они никогда не идут на компромисс с совестью, всегда и во всем придерживаются строгих Именно таким человеком является, как считает В. Шукшин, Ванька Тепляшин - краткое содержание и анализ его истории даются ниже. Бесхитростный и простодушный, ненавидящий лицемерие и притворство, всегда открытый для общения с другими, он надолго запоминается читателю.

«Ванька Тепляшин»: краткое содержание. Знакомство с героем

Деревенский парень попал в больницу с язвой двенадцатиперстной кишки. Сначала его лечили сельские врачи. Потом вдруг приехал Сергей Николаевич и после тщательного осмотра забрал Тепляшина с собой. В горбольнице Ваньку все называли «тематическим», т. е. пациентом, чьи диагноз и лечение помогают в исследованиях и написании научной работы.

На новом месте парня устроили хорошо. Чаще всего он пропадал в курилке или беседовал с другими больными. Много интересного о своей жизни рассказал он соседям по палате. Например, в произведении живо описана история с утонувшим автомобилем - герой, бывший ее водителем, тогда еле выбрался на берег. Всех удивляла его речь: насыщенная просторечиями и вместе с тем завораживающая. Многие из слушателей считали, что все, о чем им поведал Ванька Тепляшин, сочинение и не более того. Однако герой, всякий раз услышав сомнения в правдивости своих слов, честно выпучивал глаза - и каждому становилось ясно: врать он и в самом деле не умеет.

А вскоре Ванька «наладился тосковать» - именно так передает одолевшее его чувство Шукшин. Он подолгу стоял у окна, наблюдал за суетливой городской жизнью, что разворачивалась внизу, и поражался тому, что здесь никто никого не слышит. Все постоянно куда-то торопились, и этот непрекращающийся бег одинаковых людей сверху казался загадочным и бесполезным. От этого Ванька Тепляшин чувствовал себя в городе совсем одиноким.

Неожиданная гостья

Каково же было удивление героя, когда в один из дней он разглядел в толпе спешащих людей направляющуюся к больнице мать. Парень радостно закричал на всю палату и высунулся из окна. Непритворное чувство восторга от предстоящей встречи передалось всем, кто находился в палате. И кто-то посоветовал ему быстрее спускаться вниз, так как сегодня был не приемный день и женщину, скорее всего, не впустят.

Дежурил человек, прозванный пациентами красноглазым. С ним трудно было договориться (если только за деньги), потому его не очень любили - отмечает Шукшин. Ванька Тепляшин - краткое содержание последующей сцены позволяет понять героя - увидел мать, просившую вахтера хоть ненадолго пустить ее к сыну. Но красноглазый был непреклонен. Он механически - автор подчеркивает это словами «прокуковал», «отстукал» - перечислял приемные дни. Не убедило его и то, что женщина приехала из деревни. А мать все оправдывалась, что она не знала об установленном графике. И все умоляла: хоть бы немного посидеть и поговорить.

Противостояние

Увидевший это Ванька Тепляшин вдруг испытал стыд за унижение матери. Он подошел к красноглазому и попытался вежливо объяснить ситуацию. Что они просто недолго поговорят. Но тот продолжал безучастно смотреть в сторону. Тогда парень указал матери на стоящую за вахтером скамейку и сделал по направлению к ней несколько шагов. В этот момент раздался брезгливый окрик «назад». Но как только красноглазый попытался дотронуться до Ваньки, молодой человек решительно отвел его руку в сторону. Мать знала, как легко может разозлиться сын, и всячески сдерживала его. Но на призывные крики вахтера уже выскочил сидевший неподалеку Евстигнеев. Краткое содержание «Ваньки Тепляшина» подходит к развязке. Герою, не пожелавшему подчиняться, все же удалось противостоять двум крепким мужчинам. Однако во время обороны он задел стулья и тумбочки - правда, всячески старался этого избежать. Вскоре появились сестры и Сергей Николаевич. Но парень уже принял решение: он едет домой. Сейчас же. И сразу почувствовал, как ему стало легче на душе.

Разговор с доктором

Сергей Николаевич убедительно просил Ваньку не горячиться и продолжить лечение. Он предложил его матери пожить какое-то время в его квартире, и тогда женщина каждый день сможет приходить в больницу. Уверял, что если бы парень сразу же обратился к нему, то никаких проблем со встречей не возникло бы. Но Ванька Тепляшин был непоколебим и тверда стоял на своем. Затем он быстро сбегал в палату, собрал свои вещи.

Одежду выдавал Евстигнеев, который еще несколько минут назад помогал красноглазому одолеть пациента. Теперь он решил, что Ваньку выгнали из больницы, и потому выражал ему свое сожаление. Вахтеру достаточно было дать пятьдесят копеек, чтобы он впустил мать - добавил Евстигнеев, подтверждая ранее высказанные кем-то из палаты слова о взяточничестве красноглазого.

Домой

Тема рассказа «Ванька Тепляшин»

Как уже было отмечено, несмотря на незамысловатый сюжет, произведение В. Шукшина наполнено весьма глубоким смыслом. Его автора интересуют взаимоотношения, складывающиеся между людьми в обыденной жизни. Поэтому в рассказе, прежде всего, обращают на себя внимание сцены, где описываются встреча и разговоры сына с матерью.

Тот радостный возглас, который раздается в палате, когда Ванька увидел дорогого ему человека, свидетельствует о его безграничной любви и нежности. «Родная моя» - первое, что приходит на ум пареньку в этот миг. Позже он решительно встает на защиту уже постаревшей женщины, вынужденной унижаться перед незнакомым ей человеком ради того, чтобы несколько минут поговорить с собственным ребенком.

Отношения между сыном и матерью помогают понять и ту невероятную тоску, которая охватила Тепляшина в городской больнице. Да, условия ему здесь были созданы хорошие, но парень находился вдали от дома и близких ему людей.

Основная мысль произведения

Совсем по-другому складываются отношения главного героя с красноглазым. Последний оказался не способен переступить через казенщину и понять, что чувствуют после долгой разлуки близкие друг другу люди. Идея произведения, по сути, заложена в словах главного героя, произнесенного во время прощания с Евстигнеевым: «Надо человеком быть…». Фраза, появившаяся как отклик Ваньки на замечание, что вахтеру следовало заплатить, напрямую соотносится с поведением красноглазого. Однако она может служить напоминанием каждому человеку: ведь только так, оставаясь человеком, можно бороться с несправедливостью, царящей в обществе.

Тема и идея рассказа «Ванька Тепляшин», контраст между главным героем и вахтером дают понять, что не все в жизни измеряется деньгами и благосостоянием. Есть вещи, которые можно почувствовать только сердцем. Важен еще один момент: никогда нельзя забывать о собственном достоинстве. Только так можно сохранить уважение к самому себе. Именно поэтому парень настойчиво убеждал мать никогда и ни за кого так больше так не просить. А еще не согласился на предложение доктора, хотя оно и шло от чистого сердца.

Характеристика главного героя

Заметим, что Ванька быстро нашел общий язык с соседями по палате, так как по натуре своей был человеком открытым и общительным. Но даже веселые разговоры не спасли его от тоски. Для деревенского жителя, привыкшего всегда быть при деле, город кажется чужим и непонятным. Не увидел здесь наблюдательный, тонко чувствующий окружающий мир герой и понимания между людьми. Странной показалась ему сама жизнь горожан, которую он долго пытался понять, стоя у окна. Его поражали шум, которого было много, и полное безразличие по отношению друг к другу. В этой связи необходимо отметить, как Шукшин описывает героя в те моменты, когда он увидел мать - помчался вниз и принял важное для себя решение, поскакал наверх собирать вещи. Ванька словно ожил, почувствовав связь с родным домом. Важно и то, что парень весело попрощался не только с соседями по палате, но и с обидевшим его красноглазым. Таким образом, Ванька Тепляшин, анализ поведения которого свидетельствует о том, насколько честным, искренним и бесхитростным он был, не мог угождать, хитрить и приспосабливаться. Он всегда оставался самим собой. И это дает ответ на вопрос о том, почему герой нигде не мог надолго задержаться. Он просто жил по совести, что часто не нравится окружающим.

Ванька Тепляшин: смысл имени

Не секрет, что писатели обычно называют своих героев не просто так. Имя - это один из так как оно может многое рассказать о человеке. Начнем с фамилии главного героя. Тепляшин - сразу возникают явные ассоциации: теплый, душевный. А Ванька - имя, довольно распространенное в русских сказках. И хотя очень часто этого героя, младшего из трех сыновей, называют Иваном-дураком, именно он оказывается самым находчивым, трудолюбивым, умелым и добивается всего в жизни благодаря своим качествам. К тому же Шукшин использует уменьшительную форму: Ванька, и он сразу становится ближе читателю.

Если же обратиться к значению имени, то обнаружится, что Иван значит «Божья благодать». Таким образом, уже сочетание «Ванька Тепляшин» подчеркивает доброту, простодушие главного героя.

Значение рассказа В. Шукшина

Ч. Айтматов писал: «Если человек прекращает свою борьбу со злом, он перестает быть человеком». Можно считать, что эти слова - еще одна прекрасная характеристика Ваньки Тепляшина. Его уверенность в незыблемости моральных норм, готовность отстаивать собственные взгляды и бороться с несправедливостью, протест против приспособленчества в любом его виде вызывают симпатию у читателя. И пусть не всегда оказываются приемлемыми формы борьбы, которые выбирает главный герой, само существование его и подобных ему людей вселяет уверенность в то, что победа добра еще возможна в нашем мире.