Виды ощущений. Характеристика ощущений

Чувствительность человека : в психологии этот термин (а также связанный с ним антоним нечувствительность) обычно используется для описания соотношения между силой ощущения, вызываемой некоторым стимулом, и силой данного стимула. Данный термин применяется как в отношении физических ощущений, так и эмоциональных чувств. (ист. Wikipedia – свободная энциклопедия)

В последнее время, все больше и больше общаясь с людьми разных профессий, возрастных категорий и социальных групп, прихожу к выводу, что наша человеческая раса стоит на пороге новой эры «Человека Чувствующего» (Homo Sensitive).

Давайте посмотрим, что же происходит вокруг.

Дети Индиго – термин, впервые использованный в 1982 году. Эти дети рождены с небывалой эмоциональной связью с Землей и мыслями других людей. Мы наблюдаем лавинообразный процесс увеличения количества таких детей на планете и сейчас термин «индиго» слышен практически каждый день. Считается, что на сегодняшний день 97% детей в возрасте до 10 лет и 70% в возрасте от 15 до 25 являются «индиго». Для чего эти люди пришли в наш Мир?

Экстрасенсы. Безусловно, их популярность и огласка обязана средствам массовой информации. Но нельзя отрицать тот факт, что эти люди были везде и во все времена. И по информации из разных источников, каждый год людей, обладающих экстрасенсорными способностями, становится все больше и больше. Почему?

И самое главное, мы с Вами . А теперь устремите свой взгляд внутрь себя… Подумайте, какие Вы, что Вас интересует, к чему Вы стремитесь, каково Ваше предназначение, кто Вы? Какие изменения произошли в Вас за последние несколько лет?

Уверен, что Вы для себя являетесь самым ярким примером изменения всего человечества. Сколько людей начало задумываться о смысле жизни, о жизненных ценностях, о своем предназначении? Сколько людей начало интересоваться другими людьми, построением отношением, пониманием себя и других. Недаром, сейчас наблюдается огромное количество людей, изучающих психологию и связывающих с ней свою жизнь. Если вспомнить, то чуть больше сотни лет назад такой науки как «психология» вообще не было. А что такое психология – это, в дословном переводе, учение о душе. А что, как ни душа, является нашим главным органом чувствования.

Но и психология, это только лишь ступенька, мостик, связывающий человека мыслящего (Homo Sapiens) с человеком чувствующим(Homo Sensitive). Позже появятся другие науки о душе и о людях, это процесс бесконечный.

Все больше и больше людей, оставляют свою престижную работу, свой привычный образ жизни, свой механистическо-материальный мир и уходят на встречу к самому дорогому, что у них есть, к своей душе и Богу.

Поздравляю Вас! Мы просыпаемся от долгого и глубокого сна! Мы меняем свое воплощение! Мы входим в Мир, где каждый будет чувствовать каждого, как самого себя. В Мир, где тело каждого будет Храмом его души. В Мир, где Земля для нас будет матерью. В Мир, где не будет войн, потому что воевать с другим – значит воевать с самим собой, потому что завидовать другому – значит завидовать самому себе, убивать другого – убивать самого себя, а любить другого – значит любить самого себя – любить Бога и Творца который создал нас.

P.S. Помните, что каждый день Ваша чувствительность увеличивается, хотите Вы этого или нет, т.к. это глобальный процесс. Вы начинаете лучше чувствовать и понимать себя, каждого человека и все, что Вас окружает от маленького жучка до бескрайнего неба. Мы все – одно целое и никто нас никогда не разделял, кроме нас самих!

Ощущение – это психический познавательный процесс, заключающийся в отражении отдельных свойств предметов, которые оказывают значительное воздействие на органы чувств личности. Ощущение в жизни человека занимает особую позицию: помогает воспринимать окружающий мир, выстраивать межпредметные связи на основе собственных впечатлений. Ощущения человека очень тесно взаимодействуют со всеми чувствами: зрение, слух, обоняние и осязание являются «проводниками» в таинственный внутренний мир индивида.

Ощущения одновременно и объективны, и субъективны. Объективность заключается в том, что в данном процессе всегда происходит отражение внешнего раздражителя. Субъективность выражается в индивидуальном восприятии конкретного анализатора.

Как работает механизм анализатора? Его задача состоит из трех этапов:

Раздражитель оказывает влияние на рецептор, в результате чего у последнего возникает процесс раздражения, которое передается соответствующему анализатору. К примеру, если громко крикнуть, индивид обязательно повернется в сторону источника шума, даже если он и не обращен к нему лично.

Природа ощущений человека чрезвычайно многообразна. Что можно отнести к ощущениям? Это, прежде всего, наши чувства, которые составляют сущность эмоций: ощущения тревоги, чувство опасности, нереальности происходящего, неконтролируемая радость и печаль. Процесс ощущения складывается из многочисленных переживаний, которые, создавая движущуюся вереницу событий, формируют эмоциональную сферу человека с ее индивидуальными особенностями.

Виды ощущений

  • Зрительные ощущения формируются в результате соприкосновения световых лучей с сетчаткой человеческого глаза. Она – то и является рецептором, на который оказывается воздействие! Зрительный анализатор устроен таким образом, что светопреломляющий компонент, состоящий из хрусталика и стекловидной прозрачной жидкости, формирует изображение. Ощущения могут возникнуть различные. Так, один и тот же раздражитель оказывает разное влияние на людей: какой — то человек при виде подбегающей к нему собаки осторожно свернет в сторону, другой спокойно пройдет мимо. Сила воздействия раздражителя на нервную систему зависит от развития эмоциональной сферы и индивидуальных особенностей.
  • Слуховые ощущения возникают посредством специальных раздражителей – слуховых волн, которые распространяют колебания звука. Слуховые ощущения, которые может уловить человеческий анализатор, состоит из трех типов – речевые, музыкальные и шумы. Первые возникают в результате восприятия речи другого человека. Когда мы слушаем монолог, то невольно начинаем обращать внимание не только на смысл произнесенных фраз, но и на интонацию, тембр голоса. Музыкальные звуки способны подарить нашему слуху невообразимое эстетическое наслаждение. Слушая определенные мелодии, человек успокаивается или, наоборот, возбуждает свою нервную систему. Известны случаи, когда музыкальное сопровождение помогало личности в решении сложных задач, вдохновляло на новые открытия, творческие свершения. Шум почти всегда негативно воздействует на слуховые анализаторы личности и на его душевное состояние. Постоянное нахождение в условиях шума негативно сказывается на психике и может привести к полной или частичной потере слуха.
  • Вибрационные ощущения относят тоже к слуховым. Замечено, что у людей с ограниченными возможностями (слепых и глухих) способность воспринимать вибрации возрастает в несколько раз! На здорового человека недлительные колебания оказывают положительное воздействие: успокаивают, стимулируют к деятельности или побуждают к конкретным шагам. Однако, если однотипные вибрации будут повторяться слишком долгое время, то станут источником плохого самочувствия и приведут к состоянию раздражения.
  • Обонятельные ощущения призваны находиться «на страже» нашего здоровья. Прежде чем принять пищу, человек чувствует ее аромат. Если продукт несвежий, обонятельный анализатор немедленно подаст сигнал в мозг, что данную пищу нельзя употреблять. Также по запаху можно узнавать знакомые места или возвращаться к различным переживаниям. Например, вдыхая аромат свежей клубники, нагретой на солнце, мы вспоминаем теплое лето и особенное настроение, которое в тот момент сопутствовало отдыху.
  • Вкусовые ощущения напрямую связаны с возможностью распознавать вкус пищи и наслаждаться его многообразием. На языке расположены вкусовые рецепторы, которые чувствительны к этим ощущениям. Причем разные доли языка неодинаково реагируют на одну и ту же пищу. Так, сладкое лучше всего воспринимается кончиком, кислое – краями, горькое – корнем языка. Для создания полной картины вкусовых ощущений необходимо, чтобы пища была как можно более разнообразная.
  • Тактильные ощущения несут в себе возможность познакомиться с состоянием физического тела, определить, какое оно: жидкое, твердое, липкое или шероховатое. Больше всего скоплений тактильных рецепторов на кончиках пальцев, губах, шее, ладонях. Благодаря тактильным ощущениям, человек даже с закрытыми глазами может безошибочно определить, какой предмет находится перед ним. Слепым людям руки частично заменяют зрение.
  • Ощущение давления воспринимается как сильное прикосновение. Характерной особенностью этого ощущения является полная сосредоточенность на одном месте, в результате чего сила воздействия увеличивается.
  • Болевые ощущения формируются в результате воздействия на кожные покровы или внутренние органы неблагоприятных факторов. Боль может быть колющая, режущая, ноющая, она различается по интенсивности. Болевые ощущения расположены под кожей глубже, чем рецепторы прикосновения.
  • Температурные ощущения связаны с функцией теплообмена. На теле человека расположены рецепторы, которые неодинаково реагируют на тепло и холод. Так, например, спина и ступни ног более всего чувствительны к холоду, а грудь остается теплой.
  • Кинестетические ощущения называют собственно тактильными. Они необходимы для формирования чувства равновесия, определения положения тела в пространстве. Человек даже с закрытыми глазами легко может сказать, лежит он сейчас, сидит или стоит. Восприятие движение и двигательная активность – важные составляющие кинестетических ощущений. Они создают чувство уверенности при перемещении тела в пространстве.

Развитие ощущений и восприятия

Для развития всех видов ощущений необходимо использовать специально подобранный комплекс упражнений. При этом рекомендуется обращать внимание на раздражители, которые будут возникать в течение дня естественным образом и стараться наблюдать за ними. Так, восход солнца может принести не меньше удовольствия, чем занятие живописью или игра на музыкальном инструменте. Научаясь замечать красоту окружающей среды, человек «тренирует» свои ощущения, задействует их работу, утончает восприятие, а потому сам становится счастливее. Ниже представлены упражнения, которые можно использовать как в совокупности, так и отдельно друг от друга.

«Наблюдение за деревом»

Это упражнение можно выполнять на протяжении довольно длительного времени. И чем дольше вы станете его делать, тем глубже сможете освоить и развить свои зрительные ощущения. Суть его заключается в следующем: недалеко от своего жилища необходимо выбрать одно дерево, за которым вы будете периодически наблюдать. Интервалы в наблюдении должны иметь равный промежуток: два – пять дней, самое большое — неделя. Время года неважно, но желательно, чтобы была возможность понаблюдать сезонные изменения.

В установленный час выходите из дома и направляетесь к выбранному объекту. В течение десяти – пятнадцати минут просто созерцайте природную красоту, воплощенную в данном конкретном дереве. Можно подумать о чем – то своем, но главное не забывайте отмечать существенные детали. Рассматривая дерево, постарайтесь наиболее полно ответить себе на следующие вопросы: как оно выглядит, какие чувства у вас возникают, что изменилось за время последнего посещения (например, стало больше желтых листьев осенью или появились свежие, зеленые весенней порой). Упражнение прекрасно развивает наблюдательность, предоставляет уникальную возможность отдохнуть душой от ежедневных забот и переживаний. Сила этого задания заключается в его простоте и доступности для каждой личности.

«Кто громче поёт?»

Данное упражнение направлено на развитие слуховых ощущений и может применяться на практике как взрослыми, так и детьми. Находясь на прогулке, поставьте себе целью различать пение птиц, прислушиваться к звукам, произносимым живой природой. Лучше всего «слушать» птиц ранним утром, когда еще отсутствуют посторонние звуки и на улице мало людей. Вы удивитесь, как многого не замечали прежде. Обязательно отмечайте ваши наблюдения в специальном блокнотике, записывайте важные мысли, которые пришли в голову.

«Угадай – ка»

Играть в эту игру можно хоть всей семьей. Упражнение направлено на развитие обонятельных ощущений. Задача несложная в исполнении: вы покупаете в магазине несколько продуктов разной категории и сортов. Продукты можно выбирать на свой вкус, однако, учтите, что домашние не должны знать, на чем именно остановился ваш выбор. После вы предлагаете родственникам с закрытыми глазами на близком расстоянии определить продукт. Подносите им к носу по очереди огурец, очищенный банан, йогурт, молоко, помидор. Задача ваших оппонентов – угадать, какие именно продукты питания вы принесли домой. Детям при этом разрешается задавать наводящие вопросы. Упражнение прекрасно поднимает настроение.

«Что я чувствую прямо сейчас?»

Суть этого упражнения заключается о том, чтобы как можно яснее составить для себя спектр температурных и тактильных ощущений. Чтобы достичь желаемого эффекта, выполняйте несложные рекомендации: принимая душ, включайте поочередно прохладную и теплую воду. Отмечайте свои ощущения, возникающие в эти промежутки времени. Пришедшие мысли можете записывать в специальную тетрадь, потом будет интересно читать.

Выходя в теплую погоду на улицу, постарайтесь мысленно настроиться на восприятие температуры. Заметьте, как рецепторы кожи «радуются» солнечному свету, насколько вам приятно ходить в легкой одежде, сквозь которую свободно проникает воздух. Придя домой, зафиксируйте ваши наблюдения на бумаге.

Таким образом, роль ощущений в жизни человека достаточна значительна. Благодаря ощущениям становится возможным различать краски и цвета собственного настроения, видеть окружающий мир во всем его многообразии. Процесс ощущения наделяет каждого из нас способностью становиться творцом своей индивидуальности.

Ощущением человека называют форму непосредственного отражения в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений реальной действительности. Ощущения человека делятся следующим образом:

Каковы виды ощущений человека

1)механические (осязание, кинестезия, слух);

2)температурные, вызванные тепловыми изменениями;

3)химические (вкус, обоняние);

4)фотохимические (зрение, поскольку химическая реакция представляет один из обязательных этапов зрительного акта на участке между действием света и возбуждением зрительных рецепторов);

5)болезнь.

Кроме того, с физиологической и анатомической точки зрения выделяют:

1)экстерорецепторы, которые получают информацию извне.

2)интерорецепторы (рецепторы внутренних органов и систем). Поэтому мы ощущаем как отдельные свойства признаки окружающих объектов, так и изменения, происходящие внутри нашего организма. Необычные внутренние ощущения человека часто оказываются первыми сигналами о болезненных изменениях в организме, а описание их составляет большую часть жалоб больного. Яркость ощущений обусловлена для человека не только новизной и неожиданностью действия раздражителя. Большое значение имеет опыт предварительных встреч с раздражителем и чувствительность того органа чувств, на который данный раздражитель действует. В связи с этим важным параметром чувствительности является ее порог.

Порог ощущения человека

Порогом ощущения человека называют минимальную интенсивность раздражителя, которая вызывает ощущение соответствующего свойства. Величина чувствительности всегда обратно пропорциональна порогу ощущения. Чувствительность ряда анализаторных систем настолько высока, что превосходит самые современные технические устройства. Световая чувствительность человеческого глаза, например, является почти абсолютный, глаз улавливает световой поток интенсивностью в два кванта, иными словами, две мельчайшие световые частицы. Ощущения представляют собой не только одну из наиболее простых категорий познания, они стимулируют развитие центральной нервной системы и поддерживают ее деятельность. Состояния, формирующиеся в результате лишения ощущений (слепота, глухота, длительная вынужденная неподвижность и т.д.), отличаются в первую очередь психическим инфантилизмом, а полная социальная изоляция может привести к психозу. Известно, что у лиц, лишенных с рождения одних органов чувств, компенсаторно усиливается чувствительность других. Дени Дидро описал слепого, который имел столь тонкую тактильную чувствительность, что раньше, чем специалисты с их сложными приборами, отмечал начало солнечного затмения.

Адаптация человека

Адаптация – одно из типичных свойств ощущения. Этим термином обозначают постепенное снижение чувствительности на повторяющиеся сильные раздражители или, наоборот, повышение чувствительности под действием повторных слабых раздражителей. Адаптация свойственна любому виду ощущений. Если иметь в виду вкусовые ощущения человека (вкус сладкого, горького, кислого, соленого), то наиболее яркой иллюстрацией может служить сладковатый вкус обычной питьевой воды, который она приобретает у тех, кто перед тем съел лимон. Очень типична так называемая темновая адаптация: по мере пребывания обследуемого в темноте чувствительность глаза увеличивается и достигает максимума через 30–40мин. В механизме адаптации существенную роль играет сенсибилизация органов чувств, происходящая в результате действия пороговых раздражений. Наличие адаптации к болевым ощущениям подтверждено многими клиническими наблюдениями. Болевые ощущения довольно часто являются первым сигналом заболевания, поэтому психотерапевтические воздействия, направленные на повышение адаптации больного к боли, могут быть оправданы лишь в двух случаях:

1)при функциональном или физиологическом происхождении болей (например, роды, истерический невроз);

2)при болях органического происхождения (например, за счет отека тканей) для уменьшения их интенсивности и облегчения страданий больного.

Изменения и расстройства ощущений многообразны и их очень важно учитывать во взаимоотношениях больного и врача.

Все ощущения в зависимости от темперамента, характера и особенностей личностных качеств подразделяют на:

1)гипостезию (низкая чувствительность);

2)гиперестезию (обостренная чувствительность);

3)анестезию (отсутствие чувствительности);

4)парестезию (извращение чувствительности);

Такие изменения или нарушения чувствительности изменяют поведение больного, несут видоизменения в его представление о болезни и могут служить основанием для недооценки или переоценки состояния больного врачом. В связи с этим простейшая проверка состояния чувствительности анализаторов входит в обязательный минимум осмотра больного врачом любой специальности, в том числе и психотерапевтом. Например, больной с выраженной близорукостью не проявляет бестактность или неуважение, если пристально и подчеркнуто рассматривает лицо врача, (он плохо видит его), но если врач не знает о близорукости пациента, контакт между ними может никогда не состояться, аналогичным является пример с тугоухостью (снижением слуха).

Ощущение человека представляют простейший сознательный акт, не только биологический, но и контролируемый корой головного мозга и подвластный направленный коррекции. Диапазоны чувствительности анализаторных систем отличаются дополнительным параметром – резервом возможностей возбудимости. Одни люди обычно работают почти на весь запас возможностей, и предел последних очень близок. Другие, наоборот, располагают значительным запасом обычно не используемых мозговых систем и поэтому гораздо более широкой способностью реагировать на новые запросы жизни, большими возможностями приспособления к новым условиям жизни. Поэтому такие люди легче переносят напряженную психическую деятельность и проще адаптируются к конфликтным ситуациям. Таким образом, воспитание как у больного, так и у врача спокойного отношения к внутренним и внешним обстоятельствам, упорядочных уравновешенных реакций на них равноценно образованию широкого диапазона (запаса) возможностей всех функциональных систем.

Восприятие человека

Восприятие – это форма отражения целостных объектов действительности в единстве присущих им свойств и качеств. Если ощущения мы получаем через отдельные рецепторы и органы чувств, то в акте восприятия участвуют многие анализаторы с пре-и-муществом одного из них. В связи с этим говорят, например, о зрительных или слуховых восприятиях. Акт восприятия можно разделить на два этапа.

1.Перцепция – это процесс непосредственного отражения объекта: при возникновении ощущений возникает определенный образ, осознаваемый человеком. Механизм такого осознания состоит в сопоставлении данного образа с иными, ранее сформировавшимися, сличении его с образами, накопленными в результате опыта.

2.Апперцепция – это процесс сопоставления образа впечатления с индивидуальными особенностями собственного опыта. Очень важен тот факт, что между отраженным объектом и образом впечатления не бывает абсолютного тождества. Хотя акт восприятия связан с непосредственным действием объекта на органы чувств, степень абстрагирования от реального объекта в нем более значительна, чем в акте ощущения. Несоответствие между объектом и образом впечатления не является недостатком или несовершенством восприятия. Наоборот, такое несоответствие оказывается движущей силой развития психики и механизмом проникновения в природу вещей (познания).

> Как человек ощущает?

Как человек ощущает?

Как человек ощущает?

Человек получает очень много знаний из внешнего мира с помощью ощущений. Ощущения бывают разные:

1. Осязательные ощущения — это то, как человек своей кожей может чувствовать то, к чему прикасается и признаки того, к чему прикасается.

2. Зрительные ощущения. Их можно назвать самыми главными ощущениями человека. С помощью глаз человек получает большую часть всей знаний, которые к нему попадают.

3. При помощи слуховых ощущений человек получает все сведения, которые попадают в виде звука к нему в ухо.

4. Обонятельные ощущения — это запахи окружающего мира, которые человек узнает, дыша своим носом.

5. Вкусовые ощущения. Они позволяют человеку чувствовать вкус пищи, которую он ест.

Человек может управлять своими ощущениями. Например, он может принюхиваться к незнакомому запаху. Используя все ощущения, человек получает постоянно большое количество знаний о том, что с ним находится рядом, о том, с чем или с кем он взаимодействует.

Почему человек чувствует запах?

Нас везде окружают разнообразные запахи. Они бывают разные: неприятные и приятные, едкие и резкие и многие другие. Человеку нужно чувствовать запах, чтобы получать информацию о пище. Человек может понюхать еду и понять свежая она или нет. Запах предусмотрен для человека самой природой. Так, человек может почувствовать запах дыма и понять, что рядом пожар. Тогда он может спасти жизнь себе и другим людям. Получается, что запахи, которые чует человеческий нос, очень полезны в освоении им окружающего мира.

Нос человека состоит из хрящей. В носу есть специальная слизистая оболочка, на которой находятся нюхательные приспособления — рецепторы. Они и позволяют людям чувствовать запахи окружающего мира.

Почему человек чувствует вкус?

Люди чувствуют очень много разных вкусов, благодаря своему языку. Язык человека поделен на несколько разных зон, каждая из которых отвечает за какой-либо вкус. Человек различает следующие вкусы: сладкий, соленый, кислый, горький, вяжущий и острый. Каждый из этих вкусов, попадая на какую-либо часть языка, дает информацию о своих качествах, которые передаются затем по нервам человека в мозг.

Существуют ощущения, близкие к вкусовым, например, жгучий вкус или терпкий, а еще есть жирный вкус. Однако их не относят к числу основных вкусов. А если использовать в пищу продукты, которые соприкасались с металлами, то можно почувствовать металлический привкус. Следует знать, что это ощущение может служить и признаком некоторых заболеваний, отравлений металлами или пестицидами (вещества, которые используются для борьбы с вредными организмами), а также действия некоторых лекарственных средств и т.д.

Что такое горячо и что такое холодно?

Люди чувствуют тепло и холод в зависимости от климатических условий, в которых они находятся. Например, на Северном Полюсе, всегда холодно, и люди всегда чувствуют там холод. В тропиках всегда жарко, и люди там привыкли чувствовать жару.

Холод — это температура, которая намного меньше температуры человеческого тела. При холоде человек начинает мерзнуть, то есть низкая температура начинает забирать у него тепло. Он старается надеть на себя теплые вещи и зайти в теплый дом. Жара — это довольно высокая температура, которая близка к температуре человеческого тела — это +36ºС или даже выше. При жаре человеку горячо, он пытается укрыться от жары в тень, либо старается пить прохладительные напитки.

Почему человеку становится больно?

Люди часто чувствуют боль. Боль — это страдание человека, который мучается, если какая-то часть его тела повреждена. Например, человек упал с велосипеда и получил ссадины, ему больно, так как повреждена нога или рука. Но, с другой стороны, боль очень полезна, потому что она сигнализирует о том, что у человека болит, и он вовремя может обратиться к врачу, не запуская болезнь. К примеру, если человек чувствует, что у него болит зуб, то он идет в больницу к стоматологу, где врач лечит ему кариес. А если бы он не чувствовал боли, то его зуб мог бы совсем разрушиться и лечение было бы бесполезно. Таким образом, боль стоит на страже человеческого здоровья, поэтому если ее нет, считается, что человек здоров. Но полностью доверять этому утверждению не стоит, потому что в начале развития болезни человек может совсем не чувствовать боли.

Как человек видит?

Люди могут видеть с помощью глаз, ведь именно на их специальный орган — сетчатку и попадает изображение. Потом полученное изображение попадает в мозг человека, где уже и создается картинка, которую мы постоянно видим. Глаза очень сложные и уязвимые части человеческого тела, поэтому их нужно беречь. Если сильно поранить глаз, то можно лишиться зрения и человек станет слепым. Люди с плохим зрением носят очки. Ни в коем случае нельзя передразнивать их. Плохое зрение и слепота лишают человека многих радостей жизни, таких людей нельзя обижать, а наоборот нужно делать им добро, например, помогать переходить дорогу.

Как человек слышит?

Человек слышит звуки окружающего мира благодаря ушам. В ухо попадает звук. Этот звук при помощи специального органа воспринимается ухом. Ухо состоит из нескольких составляющих: ушной раковины, барабанной перепонки, молоточка, наковальни и стремени.

Человек слышит двумя ушами — это создает хорошее восприятие звука. Если у человека из-за болезни слышит только одно ухо, то он воспринимает все звуки окружающей среды не так четко, как двумя ушами.

Страх неизбежной смерти - для многих людей это одно из самых неприятных ощущений, особенно это касается тех, кто боится умиреть в одиночестве. И как выяснили ученые, для таких страхов у людей есть все основания.

Согласно исследованию ученых из Медицинского центра Лангоне при Нью-Йоркском университете (NYU Langone School of Medicine), момент умирания - если это можно теперь так назвать – нечто совершенно иное, чем люди считали прежде.

Оказывается, умершие некоторое время даже после официальной констатации смерти все еще находятся в сознании. И более того – они понимают, что они умерли и полностью чувствуют окружающий мир.

Это выяснила группа исследователей под руководством профессора Сэма Парниа. На протяжении многих лет его команда наблюдает за состоянием умирающих, а также собирает показания тех, кто пережил клиническую смерть. После долгих лет работы авторы собрали воедино данные, обобщили их и опубликовали первые итоги.

Главный вывод исследования: после официальной констатации смерти - то есть, после остановки сердца - человеческий мозг все еще функционирует и остается активным. Ум живет. А значит, в большинстве таких случаев люди могут понимать, что они скончались.

При этом умерший чувствует, что его тело больше не реагирует на внешние раздражители. Даже если он захочет пошевелить рукой, его собственное тело не послушается. Человек как бы чувствует себя заключенным в собственном теле. Слышит слова, видит окружающих, но уже не может подать им знак.

Некоторые из пациентов после клинической смерти смогли рассказать ученым, что во время «отключки» слышали врачей и могли отрывочно пересказать переговоры персонала.

Как оказалось, смерть - нечто совершенно иное, чем мы считали прежде.

Ученые объясняют свои выводы тем, что мозг умирает медленнее, чем сердце, поэтому человек, его разум, живет некоторое время даже после констатации смерти.

По данным Американской ассоциации сердца (AHA), термины «остановка сердца» и «сердечный приступ» часто используются взаимозаменяемо, но они не являются идентичными. Во время сердечного приступа блокированная артерия нередко предотвращает попадание крови только в одну часть сердца, что может привести к смерти именно этого участка - хотя в целом сердце продолжает биться. Во время остановки сердца электрические сигналы, приводящие к его работе, нарушаются, сердце перестает биться, наступает смерть.

В подавляющем большинстве случаев врачи определяют смерть, основываясь на том, что сердце больше не бьется, поясняет профессор Сэм Парния, руководитель отделения критической медицины и реанимации в NYU Langone School of Medicine: «Именно так в большинстве случаев устанавливается время смерти человека».

И именно с момента остановки сердца кровь перестает поступать в мозг - его работа замедляются.

Замедляется - но не останавливается!

Такое замедление цепной реакции клеточных процессов, которые в конечном итоге приводят к гибели клеток всего мозга, может занять несколько часов после смерти сердца.

И работа коры головного мозга - так называемая «мыслящая часть» - все это время будет хоть и замедленно, но продолжаться. А человек жить и чувствовать.

И значит то, что обычно называется смертью (остановка сердца), по словам врачей, является всего лишь первой ее фазой.

Мозг умирает медленнее, чем сердце, поэтому некоторое время человек живет даже после констатации смерти.

В России могут запретить вещание телеканала CNN
Исследование ученых из Нью-Йорка подтверждает итоги более раннего открытия, которое сделали канадские специалисты из Университета Западного Онтарио. Тогда также заявлялось, что жизнь после смерти далека от завершения: после прекращения работы многих органов мозг все еще продолжает работать, и довольно долго.

КСТАТИ

Современной медицине, впрочем, и ранее было известно, что мозг умирает позднее сердца (благодаря чему стала возможна, например, трансплантация сердца, сегодня эта операция проводится успешно во многих странах). Однако считалось, что если жизнедеятельность мозга не поддерживать специальными медицинскими препаратами, то мозг скоро умрет вслед за сердцем. И вот теперь исследование ученых из Нью-Йорка показало, что это время значительно больше.

А вот команда врачей из больницы в Иерусалиме Haddassah проанализировала истории людей, которые оказались близки к смерти, и обнаружила, что возвращение к воспоминаниям о жизни может быть связанно с той частью мозга, которая хранит воспоминания. Врачи полагают, что эта часть мозга - последняя часть, затронутая дефицитом кислорода и потерей крови. А потому способна работать, даже когда человек теряет сознание и медленно умирает.

Медики отмечают, что часто воспоминания умирающих людей особенно эмоциональны. При этом между воспоминаниями не существуют линейной прогрессии, человек не может ответить, почему к нему пришли именно эти воспоминания, а не другие.