Внутренние качества человека список. Черты характера человека

Инструкция

Большинство характеристик начинается с фразы: "За время работы/учебы/прохождения практики он зарекомендовал себя с положительной/отрицательной стороны". Следует помнить, что даже если характеристика по грустному поводу, не стоит усугублять положение бедолаги, а поискать позитивные факты. Например, сказать: "Зарекомендовал себя как бесконфликтный, исполнительный ". Эта часть важна не сколько психологической глубиной, сколько стилистическим однообразием. Любопытно, что бытовая, не казенная характеристика так же начинается с общей фразы. Например: "Нормальный он человек, этот Иван Иванович" или "Маша Петрова - редкая умница".

Индивидуальные особенности человека. Он педантичен и аккуратен или креативен и способен работать на трех проектах одновременно? Исполнитель или организатор? У него развиты навыки устного или письменного общения? Здесь важно удержаться от искушения почувствовать себя Львом Толстым и рентгеновским аппаратом одновременно. Характеристика - это сухой казенный документ, а не психолого-философский трактат. И уж тем более не подметное письмо, цель которого очернить или обелить человека. Автор характеристики должен показать себя как человек уравновешенный и и соблюсти баланс между позитивными эпитетами и негативными. Для бытовой характеристики действуют те же правила: "Маша Петрова - редкая умница: , заботливая, учится на пятерки".

Контекст, окружение. В случае с учениками описывается семья и . Например, "Растет в полной интеллигентной семье, родители в полной мере оказывают на него влияние, с одноклассниками поддерживает ровные, доброжелательные отношения". Для характеристики работника нужно проговорить его стиль взаимодействия с . Например, "Личных контактов с коллегами не поддерживает, но пользуется и доверием руководства". Типичны фразы: "Имеет собственное мнение и умеет его отстоять", "Соблюдает устав учебного заведения/распорядок дня/режим работы". Главное - четко обозначить, что человек противопоставляет себя коллективу или склонен доминировать?

Соответствие целям. В письменном документе сухим официальным языком высказывается предположение, насколько учащийся или сотрудник годится для нового начинания. Если это характеристика для правоохранительных органов и повод печальный, то этот пункт пропускается, но чуть подробнее расписываются социальные или особенности человека. Например, "Вредных привычек не имеет", "Имеет многочисленные нарекания, связанные с нарушением дисциплины". Соответственно, на бытовом уровне личностная характеристика будет звучать так: "Маша Петрова - редкая умница: добрая, заботливая, на пятерки учится. А уж друзья у нее все такие умные и уважают. Если вы ее замуж хотите сватать, то поторопитесь. Отобьют!"

Психологи называют характером сочетание качеств личности, определяющих её поведение. Можно составить множество списков с чертами человеческих характеров. Если два человека получат задание охарактеризовать третьего, их списки будут отличаться друг от друга. Люди не задумываются, как характер влияет на их успехи или провалы. Но, рассматривая отдельные качества, составляющие характер, легко понять, как они влияют на личность в целом. Черты характера человека развиваются в зависимости от типа нервной деятельности, наследственности, среды воспитания. Они формируются в течение всей жизни. Преобладание тех или иных черт определяет стиль жизни человека.

Черты характера человека: список

Многие учёные-психологи разделяют все черты характера на 4 основные группы:

  • Отношение к окружающим;
  • Отношение к себе;
  • Отношение к материальным ценностям;
  • Отношение к труду.

Внутри каждой группы можно выделить множество качеств.

Например, список черт группы «отношение к окружающим»:

  • сострадание;

  • уважение;
  • надёжность;
  • гибкость;
  • вежливость;
  • умение прощать;
  • щедрость;
  • благодарность;
  • гостеприимство;
  • справедливость;
  • кротость;
  • послушание;
  • лояльность;

  • искренность;
  • толерантность;
  • правдивость.

Черты характера: список группы «отношение к себе»:

  • Осторожность;
  • Довольство (понимание того, что истинное счастье не зависит от материальных условий);
  • Творчество;
  • Решительность;

  • Смелость;
  • Внимательность;
  • Выносливость;
  • Вера;
  • Честь;
  • Инициатива;
  • Самоконтроль.

«Отношение к материальным ценностям» можно характеризовать по следующим качествам:

  • Бережливость;
  • Организованность;
  • Щедрость;
  • Мудрость.

«Отношение к труду» демонстрируют качества характера:

  • Трудолюбие;
  • Энтузиазм;
  • Инициативность;
  • Пунктуальность;

Психологи имеют также классификацию черт характера по волевому, эмоциональному и интеллектуальному признаку. Свойства личности выступают в сочетаниях. Например, доброжелательность, щедрость и гостеприимство, как правило, свойственны одной и той же личности. Характеризуя человека, окружающие выделяют ведущие черты или комплекс признаков. Говоря: «Он добрый и искренний парень» или «Она ленива и неорганизованна», люди подчёркивают главное. Это не значит, что ленивая девушка не может быть доброй и честной. Просто данные черты не преобладают в её поведении.

Положительные и отрицательные черты характера

Для гармоничного взаимодействия во всех четырёх сферах (с обществом, материальными ценностями, работой и самим собой) человек должен демонстрировать свои лучшие качества и сводить к минимуму худшие. Традиционно принято выделять «плюсы» и «минусы» в характеристике личности. Каждая позитивная черта имеет свою противоположность. Даже дети легко называют антонимы: «добрый – злой», «трудолюбивый – ленивый», и т.д. Определить однозначно положительные черты характера сложно. Например, для профессий педагога, продавца, врача, официанта важны такие черты, как: доброжелательность, вежливость, толерантность. Эти качества не существенны для работы программиста, бухгалтера, чертёжника, которым больше требуются организованность, пунктуальность, ответственность.

Существует особое понятие «профессиональные черты характера». Ярко выраженное качество, подходящее для той или иной работы, помогает человеку добиться большого профессионального успеха. Вместе с тем, характер формируется в течение всей жизни. Профессия накладывает отпечаток на личность. Поэтому, когда говорят «он образцовый полицейский», все понимают, что речь идёт о человеке дисциплинированном, мужественном, справедливом. Выражение «учитель от бога» означает добрую, мудрую, толерантную личность. Человек, мечтающий о хорошей карьере, должен развивать у себя лучшие свойства своей профессии.

Хорошие черты характера бывают спорны и в обыденном смысле. Быть щедрым – хорошо, но если из-за щедрости человек раздаёт необходимое имущество, страдает его семья и он сам. Послушность, за которую ребёнка хвалят дома и в детском саду, может пойти ему во вред и сформировать безвольную, пассивную личность.

Гораздо проще люди понимают отрицательные черты характера. Можно сказать, что эти качества универсальны. Гнев, зависть, лживость, лень, жадность вошли в список смертных грехов христиан. Но отрицательно воспринимаются такие свойства у людей всех конфессий. Мусульмане считают худшим грехом лицемерие. Равнозначно не любят лицемеров во всех странах, у всех народов. Негативные черты характера человека, если они выступают в комплексе, делают личность весьма непривлекательной для окружающих. Отрицательные персонажи – неуживчивые соседи, склочные коллеги, злобные родственники. Это люди, доведшие негативные стороны своей натуры до крайности.

Каждый человек в определённой мере лжив, завистлив, вспыльчив, но разумные люди стараются не демонстрировать окружающим своих негативных качеств. Отрицательные стороны характера можно корректировать. Если окружающие часто утверждают: «Ты слишком груб», «С тобой трудно общаться из-за твоего высокомерия», нужно сделать выводы и начать работу над собой. Психологи советуют выписать на лист бумаги негативные качества своего характера и работать с каждым в отдельности. Например, можно вспомнить среди своих знакомых человека, который ведёт себя прямо противоположно вам – не груб, а корректен, не вспыльчив, а терпелив. Нужно представить себя в определенной ситуации на месте этого человека. При этом важно вызывать в воображении реальную картинку и настоящие эмоции. Подобная психоэмоциональная тренировка помогает перенастроить поведение и выработать в себе желаемое качество.

Приспособление характера к обществу

Любая культура, народ и цивилизации имеют определенные рамки поведения. Человек не может существовать вне общества. С детства ребёнку приходится приспосабливаться к требованиям среды – семьи, детского сада, школы. На взрослого человека влияют множество общественных сил, от супругов до политики, религии, социального слоя. Характер человека поневоле приспосабливается к требованиям социума. При этом подвергаются давлению многие естественные склонности личности.

История знает множество примеров, когда гениально одаренные люди вступали в конфликты со средой из-за невозможности вести тот образ жизни, которого требовала их натура. Вместе с тем, общественные нормы позволяют человеку вести безопасную жизнь в окружающем его социуме. Такие черты социального характера, как лояльность, толерантность, вежливость позволяют безболезненно контактировать с окружающими. Неприятие общественных норм, прежде всего, законов и морали, создают асоциальную личность.

В современной психологии имеется термин «национальные черты характера». Каждая нация формирует у своих представителей некие общие, типичные особенности поведения. Например:

  • Народы Северной Европы и американцы уверенны в себе, честны, практичны, упорны, свободолюбивы. Общеизвестны консерватизм и тонкий юмор британцев, пунктуальность немцев, немногословие скандинавов.
  • Жители Южной Европы и Латинской Америки энергичны, темпераментны, эмоциональны, жизнерадостны, чувственны. Романтичный итальянец, страстная испанка, очаровательная француженка, неугомонные бразильцы – в этих стереотипах немало реальности;

  • Представители Восточной Европы (русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи) любят постоянство, великодушны, щедры, самоотверженны, отзывчивы, склонны к раскаянию и прощению. Распространенный стереотип – «загадочная русская душа» имеет под собой много оснований.
  • Народы Востока намного почтительнее относятся к родителям и, вообще, старшим, чем европейцы. Для восточных обществ, гораздо больше, чем для европейских, характерны гостеприимство, честь рода, достоинство, скромность, доброжелательность, толерантность.

Черты, имеющие социальный характер, неразрывно связаны с религиозными нормами. Нормы христианской морали включают следующие качества:

  • Отсутствие зависти;
  • Целомудрие;
  • Кротость;
  • Щедрость;
  • Общительность;
  • Сострадание.

Влияние религиозной культуры в истории общества очень сильно. Даже современные атеисты европейских стран считают лучшим свойством личности главную христианскую ценность — любовь к людям.

Исламское общество формирует в людях следующие черты:

  • Почтение к старшим;
  • Гостеприимство;
  • Скромность;
  • Мужество;
  • Смирение.

Особенности характера мужчин и женщин

Огромную роль в формировании характера играет половая принадлежность человека. Не только особенности пола развивают те или иные качества, но и общественное мнение. Стандартные черты характера мужчины:

  • Лидерство;
  • Способность защищать;
  • Внутренняя сила;
  • Надёжность;
  • Верность;

Женщины руководствуются больше интуицией и чувствами, чем разумом, они более разговорчивы, мягки в общении, хитры. Безусловно, в большинстве случаев женщины и мужчины соответствуют своим гендерным характеристикам. Но до сих пор не изучено в деталях, что больше влияет на формирование гендерных черт – природа или воспитание. Часто мужчинам и женщинам приходится исполнять ту роль, которую навязывает им общество. Например, средневековое общество предписывало женщине быть скромной, послушной родителям и мужу. Современность требует от женщины большей независимости.

В мире полно мужчин и женщин, не соответствующих принятым характеристикам. Многие девушки обладают лидерскими и организаторскими способностями. И, наоборот, большое количество мужчин деликатны, не агрессивны и эмоциональны.

С какого возраста формируется характер

Любая мама, воспитавшая несколько детей, скажет, что все её малыши были совершенно разными с младенчества. Даже грудные дети по-разному реагируют на еду, купание, игру. Бывают темпераментные, крикливые младенцы, встречаются тихие и неактивные. Здесь сказывается наследственность, а также природный темперамент, который зависит от телосложения, здоровья и условий воспитания.

Черты характера ребенка развиваются под воздействием, прежде всего, семьи. Ответственные любящие родители уже в возрасте трех-четырех лет видят, какой тип темперамента достался малышу от природы: холерик, сангвиник флегматик или меланхолик. В зависимости от врожденных качеств, можно формировать позитивный, социально приемлемый характер. Если в семье отсутствует любовь и внимание к детям, они имеют меньше шансов вырасти доброжелательными и трудолюбивыми. С другой стороны, примеры многих выдающихся политиков, писателей, художников, выросших в неблагополучных условиях, подтверждают важность врождённых черт характера и самовоспитания.

Was last modified: Август 2nd, 2016 by Елена Погодаева

Для тех, кому не нравится собственный «психологический портрет», есть утешение: недостатки темперамента можно восполнить положительными чертами характера.

Именно понимание того, что себя можно изменить в лучшую сторону, является наиболее притягательной чертой , как науки.

Итак, если темперамент – это врожденные особенности личности, то характер человек воспитывает сам. Совершая поступок, мы каждый раз усиливаем или ослабляем какую-то его черту.

Таким образом, можно исправить даже самый скверный нрав.

Относительно темперамента можно лишь напомнить, что Гиппократ разделил его на четыре типа, которые используются до сих пор:

  1. Флегматики — неспешные и невозмутимые;
  2. Холерики – вспыльчивые и неуравновешенные;
  3. Меланхолики – впечатлительные и ранимые;
  4. Сангвиники – живые, подвижные и веселые.
  1. Фиксируем результаты

Результаты своей борьбы лучше записывать. Можно составить таблицу, и каждый день фиксировать там успехи и неудачи. Или сделайте так: отметьте на географической карте два города. Один будет условно обозначать ваше нынешнее состояние, второй – поставленную цель.

Каждый раз, когда делаете что-то для исправления своего характера, ставьте новую точку на пути между этими городами. А если что-то пропускаете – вернитесь на точку назад.

В плане весьма интересным представляется . Обязательно прочитайте об этом великом человеке, опыт которого может оказать вам бесценную помощь.

Наверняка у читателя может возникнуть вопрос: влияют ли на формирование личности и ее отдельных черт?

Однозначно дать ответ на этот вопрос достаточно трудно. Определенная связь в наклонностях и особенностях поведения между детьми и родителями, безусловно, прослеживается.

Однако утверждать, что «я такой и не могу быть другим, потому что такая моя мама или папа» , для взрослого человека, по меньшей мере, несерьезно.

Считается, что темперамент изменить невозможно, а вот черты характера – это под силу любому желающему. Нужно только иметь решимость заняться этим делом.

Акцентуация характера

Акцентуация характера — находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим.

Может определение понятия акцентуации покажется вам немного сложным, но на самом деле оно довольно простое.

Само слово «акцентуация» (от лат. accentus — ударение) обозначает выраженный акцент на чем-то.

Говоря иначе, эта особенность заключается в том, что некоторые черты характера необыкновенно развиты, что вызывает ущербность других, менее развитых черт.

Наверное, все видели, как маленькие дети, при виде незнакомых людей, к одним располагаются и начинают улыбаться, а при виде других хмурятся и убегают.

Это связано с тем, что черты лица очень тесно связаны с чертами нашего характера. Дети же интуитивно это чувствуют, «сканируя» лицо незнакомца.

Да и взрослые на глубоко подсознательном уровне могут «ощущать» хороший или плохой перед ними человек. Это тоже происходит потому, что наш мозг умеет «считывать» информацию с характерных особенностей лица человека.

Важно понимать, что от характера человека во многом зависит то, как сложится его жизнь, добьется ли он успеха.

Английский писатель XIX века Уильям Теккерей писал:

«Посейте поступок – и вы пожнете привычку, посейте привычку – и вы пожнете характер, посейте характер – и вы пожнете судьбу».

Если вам нравятся интересные факты – подписывайтесь на в любой социальной сети. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

В понимании обывателя личность - это человек, обладающий сильным характером, имеющий собственное мнение, способный нестандартно мыслить и действовать, не боясь осуждения толпы. Иначе говоря, по мнению большинства, далеко не все люди заслуживают этого высокого звания. Ведь многие предпочитают позицию серой мышки, мирно живущей в собственном мирке и беспокоящейся о том, что же о ней скажут соседи и сослуживцы.

Однако научный подход к этому понятию дает совсем другие результаты. В психологии личностью принято считать каждого человека, независимо от набора качеств и черт, которыми он обладает. Для создания базового «портрета» того или иного члена сообщества ученые используют определенный набор критериев. Попробуем разобраться в том, что характеризует человека как личность с точки зрения науки.

Что такое личность?

Под этим термином принято понимать совокупность психических и физических особенностей человека, его привычек, опыта и знаний, приобретенных им в повседневной жизни и в процессе взаимодействия с окружением - людьми и предметами. Все эти компоненты проявляются в поведении, выражаясь в смене «масок», подходящих для различных социокультурных групп и ситуаций. Проще говоря, личность - это сложное понятие, включающее социальные навыки, психические характеристики и установки, базирующиеся на опыте межличностных отношений.

Какое же место занимает термин личность в системе современной психологии? Он находится между индивидом и индивидуальностью. При этом индивид - это отдельно взятый представитель человеческого рода, а под индивидуальностью подразумевается отражение специфических наследственных или приобретенных черт конкретного человека.

Составляющие личности

Чтобы полностью осветить многогранность каждого из нас, используются признаки, характеризующие человека как личность. К ним, по мнению современных ученых, относятся:

  • характер,
  • темперамент,
  • мотивация,
  • способности.

Каждое из этих понятий раскрывает человеческую натуру с определенной стороны. Поэтому только после тщательного анализа всех пунктов и соединения полученной информации в единое целое можно говорить о создании исчерпывающего портрета члена общества.

Характер

Как правило, под характером понимается совокупность стабильных черт человека, влияющих на его поведение. При этом принято разделять все свойства на 4 группы, каждая из которых отражает отношение личности к одному из аспектов жизни:

  • к другим людям,
  • к труду,
  • к вещам,
  • к себе.

Основываясь на этих данных, можно приписать каждому из нас один из наиболее распространенных типов характеров:

  • психастенический - нерешительный, склонный к самоанализу и размышлениям;
  • шизоидный - замкнутый, отстраненный от окружающего мира;
  • гипертимный - подвижный и общительный;
  • эпилептоидный - с низкой реакцией, угрюмый, скрупулезный и консервативный;
  • сенситивный - робкий, впечатлительный;
  • астеноневротический - устающий от общения, раздражительный и тревожный;
  • истероидный - эгоцентричный, жаждущий всеобщего внимания и одобрения;
  • эмоционально-лабильный - склонный к частым сменам настроения;
  • инфантильный - отказывающийся от ответственности за себя и свои поступки;
  • неустойчивый - слабый, безвольный, тяготеющий к развлечениям и безделью.

Разумеется, поведение человека не всегда определяется только его характером. Однако в большинстве случаев именно он оказывает решающее влияние на поступки и слова.

Темперамент

Темперамент служит основой характера и обуславливается типом высшей нервной деятельности. Иначе говоря, базой для него становятся психофизиологические особенности человека, а значит, его можно отнести к врожденным свойствам личности. Темперамент в основном влияет на активность и интенсивность действий, а не на их содержание.

Выделяют 4 типа темперамента:

  • холерик - взрывной, нередко агрессивный, подвижный и подверженный частым и резким сменам настроения;
  • меланхолик - впечатлительный и ранимый, утомляемый и склонный к самобичеванию;
  • флегматик - спокойный и уравновешенный, с большим трудом адаптирующийся к новым условиям и задачам;
  • сангвиник - энергичный и общительный, активный и жизнерадостный.

«Чистых» представителей того или иного темперамента практически не существует. Поэтому чаще всего человека относят к одному из типов, ориентируясь на преобладающие черты.

Мотивация

Чтобы человек начал действовать, демонстрируя свои личностные характеристики, ему нужна мотивация. Она представляет собой психофизиологический процесс, стимулирующий на совершение того или иного поступка. От силы мотивации зависит активность и направленность деятельности, а также ее результативность. При этом оптимальными являются средние показатели. При слишком слабой или чрезмерно сильной мотивации производительность резко снижается.

Мотивацию делят на внутреннюю и внешнюю. Первая связана с самим действием, приносящим человеку удовольствие и пользу. А в основе второй лежат «побочные эффекты», появляющиеся в результате осуществления какой-либо деятельности.

Также существует положительная и отрицательная мотивация. Базой для такого деления служит полярность стимулов. В первом случае идет речь о получении в результате действия награды, пользы или удовольствия. А во втором случае выполнение задач направлено на то, чтобы избежать наказания, штрафа, порицания.

На устойчивость мотивации влияет источник стимула. Нужды самого человека создают постоянные предпосылки для выполнения действий. А вот если поведение обуславливают внешние факторы, то для сохранения импульса требуется постоянное подкрепление.

Способности

Чтобы вся активность приносила ожидаемый эффект, нужны способности. Под этим словом понимаются не только умения и навыки, позволяющие заниматься определенной деятельностью, но и скорость и глубина их освоения. Такие параметры зависят от внутренних психических процессов.

Способности принято делить на общие и специальные. Первые - поисковая активность, творческий подход и интеллект - необходимы для совершения практически всех действий. Поэтому степень их развития нередко коррелирует с успешностью человека в целом. Специальные способности более конкретны: например, склонность к музыке, литературе, математике, конструированию, спорту и т. д. Без них невозможно достичь достойных результатов в специфических областях деятельности.

Для оценки тех или иных способностей создана следующая «лестница»:

  • задатки,
  • способности,
  • талант,
  • гениальность.

Как правило, переход с одной «ступеньки» на другую требует огромных усилий, а зачастую и вовсе не возможен. Однако в стрессовых ситуациях нередко происходит всплеск, обострение уже известных способностей или неожиданное проявление новых.

Итак, критериями, определяющими личность, служат не только качества ее характера, но и особенности ее деятельности - источники мотивации и качество исполнения принятых на себя ролей. При этом основное значение имеет активность, направленная на установление межличностных отношений. Ведь именно под личностью, а не индивидом или индивидуальностью нередко подразумевается то самое «социальное существо», которое формируется и проявляет свои черты исключительно во время взаимодействия с себе подобными и окружающей средой.

Не имеет значения, в какой момент вам может потребоваться описывать себя, - при написании резюме, при подготовке к собеседованию или просто при знакомстве с новыми людьми. Какими бы ни были причины, этот навык очень полезен. То, как вы описываете себя, это то, как вы представляете себя другим. Чтобы сделать это правильно, важно хорошо понимать себя.

Шаги

Как описать себя как личность

    Подберите слова. Тесты на анализ характера и описания типов личностей помогут вам собрать необходимые слова. Если вам не удается подобрать нужные слова самостоятельно, можно также полистать специальные книги и словари.

    • Прилагательные для описания личности можно найти и в интернете с помощью поисковых систем.
  1. Знайте, каких слов стоит избегать. Некоторые слова звучат нормально, но лишь тогда, когда кто-то описывает вас ими, а не вы сами себя. Если вы будете использовать их сами, вы покажетесь тщеславным и отталкивающим человеком. Откажитесь от следующих слов:

    • Харизматичный. Так вы покажетесь напыщенным.
    • Щедрый. Пусть другие люди решают, щедрый вы или нет, основываясь на вашем поведении.
    • Скромный. Скромный человек вряд ли назовет себя скромным.
    • Юморной. Люди, которые считают себя обладателями отличного чувства юмора, чаще всего его не имеют. Даже у самых юморных людей есть много сомнений на этот счет.
    • Чуткий. Эмпатия также проявляется в действиях. Называть себя чутким - это практически то же самое, что называть себя скромным.
    • Бесстрашный. У каждого из нас есть страхи. Если вы назовете себя бесстрашным, вы покажетесь излишне самоуверенным. Кроме того, так людям будет сложнее найти с вами общий язык.
    • Умный. Умного человека видно сразу, об этом не нужно говорить.
    • Симпатичный. Кому вы кажетесь симпатичным? Всем? Если назвать себя этим словом, возможно, люди начнут подсознательно искать в вас что-то отталкивающее.
  2. Описывайте ситуации. Самый удачный способ описать себя - это рассказать истории из своей жизни. Многие писатели стараются не писать что-то прямым текстом, а описать. Это касается и описания вашей личности, особенно при собеседованиях на работу.

    • К примеру, вместо того чтобы сказать, что вы добры и терпеливы, можно рассказать о том, как вы помогли сгладить конфликт с клиентом на предыдущей работе.
    • Вместо того чтобы назвать себя любителем приключений, расскажите друзьям, в каких путешествиях вы бывали и что вам запомнилось больше всего: например, сложный семидневный поход или месяц, который вы провели в Азии «дикарем».
  3. Уделите внимание фактам. Если вы пытаетесь подобрать слова для резюме, лучше сконцентрироваться на фактах, а не на описании себя с помощью прилагательных. Прилагательные позволят работодателю узнать, как вы видите себя, а факты с прежнего места работы и ваши достижения будут говорить сами за себя.

    • Например, если вы хотите получить должность специалиста по работе с клиентами, приведите примеры, в которых было бы видно, что вы терпеливы и готовы помогать людям, у которых возникла проблема.
  4. Корректируйте набор слов в зависимости от ситуации. Описать себя друзьям или родственникам и описать себя потенциальному работодателю - это разные вещи. В обоих случаях важно будет сказать правду, однако на собеседовании вам придется описывать себя с наилучшей стороны.

    • Можно также подбирать слова в зависимости от конкретной ситуации. Важно честно говорить о своих сильных и слабых сторонах, но то, о чем вы скажете или промолчите, будет зависеть от ситуации.
    • Например, вы хотите получить должность, связанную с работой с людьми. Даже если вам хорошо удается взаимодействовать с людьми, если вы скажете, что вы интроверт, который предпочитает проводить время наедине с собой, ваш потенциальный работодатель может решить, что вы не подходите.
  5. Расскажите о своих увлечениях и прежнем опыте. Лучше не описывать себя прилагательными, а рассказать о том, что вам нравится и что вы делали в прошлом. Представьте ситуацию, в которой вам надо было бы описать себя только прилагательными. Это было бы довольно забавно (и неловко):

    • «Здравствуйте, меня зовут Алексей. Я опрятен, активен, внимателен к мелочам, чуток, и я рад знакомству с вами». Возможно, такой текст подошел бы для сайта знакомств, но даже там он смотрелся бы странно.
    • Лучше сказать так: «Меня зовут Алексей. Я бариста, и мне очень нравится моя работа, потому что я люблю кофе, джаз, рисунки на кофейной пене и передники. Еще я люблю кино (особенно научную фантастику и документальные фильмы) и походы».
  6. Не стоит говорить только о себе. Если вы хотите описать себя другу или парню либо девушке, которому(-ой) хотите понравиться, помните, что нужно также задавать вопросы. Чтобы людям было приятно находиться в вашем обществе, вы должны уметь слушать.

    Никогда не врите о себе. Когда вы узнаете себя получше, вы поймете, что есть вещи, которые вы можете и не можете делать, и это нормально. Честно говорите о своих сильных и слабых сторонах и признавайте их в себе.

    • Если вы будете врать себе или другим о своих сильных и слабых сторонах, вы, возможно, устроитесь на работу, которая не будет вам подходить, или станете общаться с людьми, с которыми вам не удастся сблизиться.

    Как понять свой характер

    1. Ведите дневник. Если вам не удается разобраться в том, кто вы, начните вести дневник. Регулярные записи о своих мыслях и чувствах помогут вам лучше понимать себя. Можно использовать дневник именно для того, чтобы анализировать то, что делает вас вами.

      Заведите альбом о себе. Если хотите понять, кто вы, вам поможет книга или альбом со всеми вещами, которые вы используете в попытках понять себя. Там можно хранить дневниковые записи, результаты личностных тестов, отрывки прозы, рисунки - все, что вы сами захотите.

      Составляйте списки. Списки вещей, которые важны вам, помогут вам лучше понимать себя. Вот несколько примеров таких списков:

      • «Что мне нравится и не нравится?» Сложите лист бумаги пополам, в верхней половине напишите то, что вам нравится, а в нижней - то, что вам не нравится. Это может занять много времени и места, поэтому постарайтесь ограничиться одной категорией на список: фильмы, книги, еда, игры, люди.
      • «Что бы я сделала, если бы у меня было неограниченное количество денег?» Можно набросать ряд идей или нарисовать что-то. Составьте список из вещей, которые вы могли бы купить, или из дел, которыми бы занялись, если бы вы не были ограничены финансами.
      • «Чего я боюсь больше всего?» В чем заключаются ваши самые большие страхи? Вы боитесь пауков, смерти, одиночества? Запишите все.
      • «Что меня радует?» Составьте список вещей, которые вас радуют. Можно даже описать конкретные ситуации, в которых вы чувствовали или могли бы чувствовать себя счастливым человеком.
    2. Задайте себе вопрос «почему». Составить список - это лишь первый шаг. Следующий шаг - это обдумать, почему вам нравится или не нравится что-то либо почему что-то пугает вас, а что-то другое - радует. Если вы сможете ответить на вопрос «почему», вы лучше поймете себя.

      Изучите личностные характеристики в интернете или по книгам. В книгах по выбору работы и по психологии часто содержатся списки личностных характеристик, а также тесты для самостоятельного прохождения, которые помогут вам определить тип своей личности.

      Пройдите личностные тесты. Их можно найти в специализированной литературе и в интернете. Есть множество сайтов, где можно найти бесплатные тесты, но при этом важно использовать надежный источник.

      • Не проходите тесты на популярных развлекательных сайтах, поскольку часто люди, которые их составляют, не имеют специального образования в сфере психологии. Есть сайты, которые известны своими тестами. Их интересно проходить, однако в их основе нет научной информации.
      • Если на сайте вас попросят ввести какие-либо личные данные помимо адреса электронной почты, возраста и пола, убедитесь, что сайт не мошеннический. У бесплатных сайтов нет оснований просить вас ввести данные вашей карточки, точную дату рождения, полное имя или адрес.
    3. Соедините свои увлечения с личностными характеристиками. Когда узнаете, какие есть личностные характеристики, пройдитесь по своим спискам и записям в дневнике, чтобы понять, есть ли там определенные черты, о которых вы читали.

      • Если вам нравится делать что-то опасное или вы часто говорите о приключениях, вы, возможно, опишете себя как смельчака, любителя риска.
      • Если вы замечаете, что часто стараетесь помогать людям, возможно, вы щедры и верны (либо о вас все вытирают ноги, а вы пытаетесь угодить всем).
      • Если вы часто смешите людей, можно сказать, что вы весельчак. Но это также может быть признаком того, что вы пытаетесь скрыть свою тревожность и нервозность под юмором (при условии, что вы часто шутите, когда нервничаете).
    4. Расспросите друзей и родственников. Если вы хотите знать, как вас воспринимают окружающие, спросите друзей и родственников, как бы они могли описать вас. Но помните, что никто не знает вас лучше, чем вы сами.

      • Важно учитывать то, что говорят другие люди, однако они оценивают все через призму своего опыта, а опыт у всех разный. Ваша мама может сказать, что вы неопрятны и суетливы, а ваши друзья - что вы собраны и спокойны.
      • Суммируйте все, что скажут ваши друзья и родственники, а затем сделайте свои собственные выводы. Если все будут говорить, что вы бываете скупым, вам следует задуматься об этом (и поработать над исправлением ситуации).
    5. Помните, что ваша личность может меняться. Люди меняются со временем и с опытом. Тот человек, которым вы являетесь сейчас, будет отличаться от того человека, которым вы будете через 10 лет. Анализируя свою личность, не забывайте, что что-то может поменяться.

    6. Старайтесь жить в гармонии с собой. У вас есть сильные и слабые стороны, положительные и отрицательные черты. Принимайте все части себя. Радуйтесь тем, которые вам нравятся, и работайте над теми, которые вам не нравятся, но никогда не ругайте себя за то, кто вы есть.

      • Конечно, у вас есть слабости, но и сильные стороны у вас тоже есть, а слабости можно побороть. На самом деле, слабости могут даже быть сильными сторонами, которые вы не сразу рассмотрите.