Ввс финляндии. Ввс финляндии в зимней войне

Бытует мнение, особенно среди петербуржцев, что «в Финляндии смотреть нечего». Ну разве что в коттедже пожить, половить рыбу на лесном озере или покататься на лыжах. К счастью, это не так. Кроме аквапарков, лыжных спусков и магазинов с Fairy и красной икрой в стране Суоми имеются и другие достопримечательности. Одна из них - авиационный музей в Тиккакоски, в 20 километрах от города Ювяскюля.

Когда-то авиационный музей в Тиккакоски носил статус «Официального музея ВВС Финляндии». В 1970-е годы это тихое местечко, наверное, было мечтой советских разведчиков. Почему? Все просто - здесь расположено Управление ВВС Финляндии, Центр обучения пилотв ВВС, Информационная служба и Летная школа с базой учебных самолетов. Помимо Академии финских Военно-воздушных сил в Тиккакоски находится также крупнейшее в стране научно-исследовательское подразделение, специализирующееся на разработке авиационных систем… В общем, место для музея выбрано не случайно. К слову сказать, еще один финский авиационный музей находится неподалеку от Хельсинки в пригороде Вантаа, но пока посещать его не доводилось.

Но вернемся в Тиккакоски. Первое, что поражает в экспозиции - обилие свастики. Сама по себе свастика ничего негативного не представляет. Это один из самых древних графических символов обозначающий движение Солнца вокруг Земли, с востока на запад. В европейской культуре XIX века этот символ пользовался огромной популярностью на волне моды арийской теории.

На крылья самолетов финская свастика «хакаристи» попала в время гражданской войны: 6 марта 1918 года шведский граф Эрик фон Русен подарил белой армии Маннергейма первый самолет со свастикой на борту. После этого в общем-то выбора у финнов не оставалось - приказом Маннергейма эта эмблема вошла в символику и нагрудные знаки молодой республики.

Получается, что свастика в финской авиации появилась задолго до того, как она стала государственным символом фашистской Германии. Впрочем, исторически финская свастика «хакаристи» никакого отношения к «немецко-фашистскому» символу не имела.

В годы Второй Мировой войны финские ВВС использовали «хакаристи» в качестве опознавательного знака самолетов страны Суоми - голубая свастика в белом круге, наносилась на крылья и фюзеляж самолета.

После Второй Мировой войны от свастики финской авиации пришлось отказаться, уж слишком одиозным стал этот символ, прочно ассоциирующийся с германским фашизмом.

Сегодня на эмблеме Воздушных сил Финляндии вместо «хакаристи» изображен нейтральный бело-синий круг, повторяющий цвета национального флага Финляндии.

Если говорить про музейное здание, то это один немалых размеров железобетонный ангар, скорее похожий на большой заводской цех. Наверно, в силу недостатка места, самолеты располагаются очень плотно к друг дургу и иногда кажется, что это не музей, а большой склад старых летательных аппаратов.

Удивительно, но «капиталистическая» Финляндия в 1960-80х годах активно и с удовольствием использовала военные самолеты советского производства. К примеру, на снимке - бомбардировщик Ил-28Р. С 1961 по 1981 три таких самолета использовалиьс в качестве буксировщиков мишений, а кроме того имелся и один «настоящий» бомбардировщик Ил-28Р. Предполагаю, что именно эта машина и стоит в музее.

В истребительной авиции служили «наши» МиГ-21. Вообще первые самолеты МиГ в количестве 4 штук поступили на вооружение финских ВВС в 1962 году. Это были учебно-тренировочные МиГ-15УТИ. Один из них в ярко-зеленой, «кислотной», окраске стоит перед входом в музей, а его фото размещено в начале сегодняшнего поста. Позже были получены еще несколько десятков МиГ-21. Один из самолетов, как раз и изображен на снимке.

Самолеты МиГ состояли на вооружении Финских военно-воздушных сил до 1990-х годов (в истребительной авиации - до конца 1980-х). Сегодня кабина одного из самолетов находится в музее и любой желающий, усевшись в нее, может почувствовать себя военным летчиком. Интересно, что основная часть надписей на приборной панели вполнена по-фински, но если присмотреться, то находятся и знакомые кириллические символы.

Рядом с кабиной самолета МиГ располагается часть фюзелжа шведского самолета SAAB 35 Draken. Как минимум, по количеству приборов, скандинавский самолет проигрывает «нашим» МиГам… Интересная подробность - бортовые системы «советских» самолетов МиГ были доработаны компанией Nokia (да, да, то самой…), что обеспечивало единый формат данных, поступавший с борта самолетов SAAB и МиГ-21.

А это американский Douglas.

К сожалению, из-за обилия экспонатов запомнить их все нет никакой возможности. Однако общее впечатление о музее осталось положительное - разнообразно, интересно, необычно. Для детей особенно важно, что в некоторые самолеты можно садиться и даже «рулить», ощутив себя настоящим пилотом.
Ну, а на память с собой можно прикупить подлинную техническую документацию на самолеты 50-70-х годов. Ставшие уже ненужными инструкции, чертежи, схемы, в том числе и на отечественные машины (и даже на русском языке!) продаются по умеренной цене в сувенирном киоске на выходе из музея.

Благодаря работе финских историков Калеви Кескинена и Кари Стенмана, в книгах которых приведена история службы практически каждого самолета, использовавшегося финской военной авиацией в период Второй Мировой войны, вопросы определения численности самолетов в ВВС Финляндии на определенную дату, их потерь и пополнений новыми самолетами не должны вызывать больших затруднений вот уже многие годы и даже десятилетия. Для получения точного ответа на любой подобный вопрос достаточно просто произвести посамолетный подсчет по работам этих историков. В последние годы, после того как Государственный архив Финляндии приступил к оцифровке своих фондов и выложил большое количество документов ВВС Финляндии, относящихся к периоду Второй Мировой войны, в свободный доступ на сайте http://digi.narc.fi/ , появилась простая возможность сравнить данные, приведенные Кескиненом и Стенманом, непосредственно с оригинальными документами. Тем не менее, даже сегодня, даже специалисты, серьезно интересующиеся историей ВВС Финляндии, испытывают определенные трудности, обращаясь к данным вопросам. Ярким примером неудачной работы на эту тему стал недавний пост лучшего отечественного специалиста в истории Советско-Финляндской войны Олега Киселева ( slon_76 ) "Опять считаем потери финских ВВС в "зимней войне" . Вместо того, чтобы разбирать допущенные Олегом ошибки, я решил опубликовать собственную версию подсчетов численности и потерь ВВС Финляндии за период Советско-Финляндской войны. Вся необходимая информация сведена в таблицы, приведенные далее. Однако, как обычно, прежде чем перейти к рассмотрению таблиц, необходимо дать некоторые пояснения, раскрывающие смысл приведенных в них данных.




Младший сержант Кауко Олави Туомикоски перед истребителем Fiat G.50 FA-22 "черная 3" (бывший итальянский MM 4946) из состава 2/LLv 26, Йоройнен, конец июня 1941 г.
11 марта 1940 пара Фиатов из LLv 26 (лейтенант Олли Пухакка на FA-21 и ст. сержант Диего Манзоччи на FA-22) перехватила над Коуволой большую группу ДБ-3 Особой авиагруппы ВВС СЗФ. Пухакке удалось сбить один ДБ-3 7 дбап, после чего финские истребители сами были атакованы ст. лейтенантом Борисом Овечкиным из 15 иап, который входил в состав группы И-153, прикрывавшей бомбардировщики. В результате, Диего Манзоччи, итальянский доброволец, прибывший в Финляндию в начале февраля, был ранен в грудь и совершил вынужденную посадку на лед озера Иколанярви, в 10 км к северо-западу от Коуволы. При пробеге самолет налетел на укатанную зимнюю дорогу, пересекавшую озеро, и скапотировал - раненный летчик оказался заперт в кабине самолета. Упавший истребитель был обнаружен подростком, жившим в доме на берегу озера, который немедленно сообщил о своей находке военным. Местные жители, собравшиеся у самолета некоторое время спустя, слышали иностранную речь и стук из его кабины, но даже не пытались вытащить летчика, думая, что он русский. Когда, через три часа после вынужденной посадки, на место происшествия добрался отряд спасателей, высланный расквартированной в Куусанкоски учебной ротой, Манзоччи был уже мертв. Судьба самолета оказалась гораздо счастливее. 19 апреля 1941, после завершения ремонта, он вновь был передан в LLv 26 и прослужил в этой части, с небольшими перерывами, до 1 июня 1944, когда его передали в резервную эскадрилью T-LeLv 35. Всего в составе ВВС Финляндии на этом самолете было выполнено 349 боевых вылетов и одержано 1,5 воздушные победы; общий налет составил 425 часов 15 минут. Последний полет на FA-22 был совершен 28 августа 1944, в феврале следующего года его передали на хранение, а 31 мая 1945 окончательно списали. (c) Keskinen & Stenman.


Боевой состав ВВС Финляндии на 30 ноября 1939 и 13 марта 1940 гг

Количество самолетов, указанное в таблицах подсчитано по историям службы отдельных самолетов, опубликованных в работах Кескинена и Стенмана, при незначительных дополнениях из других источников. За каждым числом, приведенным в таблицах стоят конкретные самолеты с известными регистрационными номерами - это результат точного поименного подсчета, а не обезличенного суммирования непонятно что значащих цифр. При составлении таблиц применялись следующие условности:

1)Датой поступления самолета в состав ВВС для самолетов произведенных в Финляндии (таких в период Советско-Финляндской войны не было) или мобилизованных у гражданских владельцев считается дата передачи самолета ВВС Финляндии, а для самолетов, поступивших из-за границы - дата прибытия самолета на территорию Финляндии.

2)Датой исключения самолета из состава ВВС считается дата происшествия, в результате которого самолет был списан из состава ВВС, а для самолетов, списанных по износу или в связи с устареванием - дата передачи самолета на хранение, после которого самолет был списан. В действительности самолет мог быть списан через несколько дней, месяцев или даже лет после аварии или передачи на хранение.

Если сравнить приведенную ниже таблицу самолетного состава ВВС Финляндии на 13 ноября 1939 с таблицей, хранящейся в Государственном архиве Финляндии: http://digi.narc.fi/digi/view.ka?kuid=1618567 , то обнаруживается разница в три самолета - в архивной таблице общее количество самолетов равно 301, а в моей - 298. Эта разница объясняется тем, что в архивной таблице учтены самолеты, которые были разбиты в октябре-ноябре 1939-го, но не были списаны до начала войны:

1)Гэймкок II GA-43, LLv 29 - разбит 20.10.1939, списан 11.10.1941
2)Фоккер D.XXI FR-88, LLv 24 - разбит 8.11.1939, списан 11.03.1940
3)Сяяски IIA SÄ-148, ISK - разбит 23.11.1939, списан 12.02.1940

В моей таблице, в соответствии с приведенным выше правилом 2, эти самолеты не учтены. В основном, этой же причиной объясняется и отличие суммарной цифры, приведенной в моей таблице за 13 марта 1940 от данных архивной таблицы за 15 марта 1940: http://digi.narc.fi/digi/view.ka?kuid=1618582 . Разница только в том, что количество разбитых, но не списанных самолетов к концу войны заметно возросло.

Несколько сложнее вопрос распределения самолетов между боевыми частями, небоевыми частями и ремонтными заводами. Дело в том, что в историях отдельных самолетов указаны только известные перемещения самолетов из одной части в другую, кроме того известны случаи, когда самолет официально числясь в одной части, мог в течение какого-то времени использоваться другой частью. Все различия в распределении самолетов между архивными и моими таблицами имеют объяснимые причины, но здесь я на них подробно останавливаться не буду, тем более, что они не влияют на конечную цель данной работы - сведение общего баланса самолетного состава ВВС Финляндии. Остановлюсь только на одном примере. В архивной таблице за 30 ноября 1939 указано, что в боевых частях находилось 16 бомбардировщиков Бленхейм, а еще две машины находились в ремонте на заводе. В моей таблице за это же число в боевых частях числятся 17 Бленхеймов, а в ремонте на заводе - только один. Разница возникла из-за Бленхейма BL-111, который был поврежден на посадке в Йоройнене 23 ноября 1940. Когда через несколько дней бомбардировщики LeR 4 перебазировались на аэродром Луонетярви, то BL-111 туда, естественно перелететь не смог, так что 30 ноября на Луонетярви было только 16 бомбардировщиков - в полном соответствии с данными архивной таблицы. Однако, уже к 3 декабря 1939 BL-111 был восстановлен и вошел в состав 3/LLv 44. Передавался ли этот самолет в ремонт на завод, как подразумевает архивная таблица или он был отремонтирован на месте в Йоройнене - остается только догадываться.

Разделение самолетов на боевые и небоевые было произведено в соответствии с правилами, действовавшими в то время в ВВС Финляндии. А правила эти были довольно простыми - если данный тип самолета использовался в боевых частях для выполнения боевых задач, то он считался боевым. В результате разделение на боевые и небоевые типы было не всегда очевидным, а иногда - курьезным. Так, древние Юнкерсы F 13, использовавшиеся T-LLv 39 для противолодочного патрулирования над Аландским морем учитывались, как боевые самолеты, а аналогичный F 13, входивший в состав шведской добровольческой авиафлотилии F 19 - как небоевой. Точно так же боевым самолетом считался транспортный DC-2, переоборудованный в бомбардировщик и совершивший один ночной боевой вылет в составе 2/LLv 44. С другой стороны, не такие уж старые истребители Гонтлет сразу по прибытии в Финляндию отправлялись в резервные эскадрильи для использования в качестве учебно-боевого истребителя и поэтому с самого начала учитывались как небоевые самолеты. Еще интереснее была ситуация с Бульдогами IVA. К началу войны они входили в состав LLv 26 и учитывались, как боевые истребители. Однако в начале февраля, после того, как LLv 26 была перевооружена на Гладиаторы, Бульдоги передали в резервную эскадрилью и перевели в разряд небоевых самолетов. Это обстоятельство необходимо учитывать при определении баланса поступлений и потерь боевых самолетов ВВС Финляндии, поскольку количество боевых самолетов сокращалось не только из-за понесенных потерь, но и за счет перевода боевых самолетов в разряд небоевых.

Поступления и потери самолетов в ВВС Финляндии в период Советско-Финляндской войны

В таблице поступления самолетов в ВВС Финляндии приведены сведения по всем самолетам поставленным в Финляндию или потерянным при перегонке в Финляндию в период Советско-Финляндской войны, а также всем самолетам, прибывшим в Финляндию после войны, решение о поставке которых было принято до ее окончания. В эту же таблицу включены трофейные советские самолеты, попавшие в руки финнов в ходе войны, которые впоследствии были включены в состав ВВС Финляндии, самолеты, входившие в состав шведской добровольческой авиафлотилии F 19, и самолеты, мобилизованные у гражданских владельцев и включенные в состав ВВС после начала войны.

Одним из самолетов, мобилизованных после начала войны, стал принадлежавший авиакомпании "Аэро Ою" Ju 52/3m OH-ALK. Этот самолет был передан в состав ВВС 1 декабря 1939, и в тот же день его регистрационный номер был изменен на OH-LAK. 21 февраля этот Юнкерс вернули обратно "Аэро Ою", а вместо него в состав ВВС передали другой принадлежавший авиакомпании Ju 52/3m – OH-ALL. Таким образом всего за время войны было мобилизовано два Ju 52/3m, но одновременно в составе ВВС находился только один из них.

В таблицу потерь включены все самолеты, безвозвратно потерянные ВВС Финляндии в результате Советско-Финляндской войны. К боевым потерям отнесены только те самолеты, которые были потеряны в результате целенаправленных действий советских войск. Все остальные потери отнесены к небоевым. В частности, Фоккер D.XXI FR-77 из состава LLv 24, сбитый огнем финской зенитной артиллерии 1 декабря 1939 при отражении налета советских бомбардировщиков отнесен к небоевым потерям, а два Харта из шведской F 19, столкнувшиеся в воздухе 12 января 1940 при выполнении противозенитного маневра под огнем советской ПВО, отнесены к боевым потерям. Всего за время войны ВВС Финляндии (включая шведскую добровольческую авиафлотилию) безвозвратно потеряли по боевым причинам 49 самолетов – 41 боевой самолет был сбит в воздушных боях, шесть боевых самолетов было уничтожено зенитным огнем (в том числе два упомянутых выше самолета, которые столкнулись в воздухе), еще один боевой и один небоевой самолет были уничтожены на аэродромах.

В числе безвозвратных потерь ВВС Финляндии учтены и два самолета, уничтоженные финнами на аэродроме Вяртсиля 15 марта 1940 перед тем, как аэродром был передан советской стороне. Несмотря на то, что эти самолеты были потеряны уже после окончания боевых действий, их уничтожение являлось непосредственным следствием только что закончившейся войны.

Как уже было сказано, в начале февраля 1940 истребители Бульдог VIА были переклассифицированы из боевых в небоевые самолеты. В соответствии с этим были разделены и потери, понесенные Бульдогами - BU-64 сбитый 1 декабря 1939 отнесен к потерям боевых самолетов, а BU-61, разбившийся 7 февраля 1940 – к потерям небоевых самолетов.

Наконец, следует упомянуть одну особенность учета потерь, понесенных при перегонке самолетов в Финляндию из-за границы. Дело в том, что один из двух Харрикейнов, учтенных как потерянные при перегонке из Великобритании в Финляндию на самом деле не был разбит. 28 февраля 1940 у Харрикейна HU-461 (британская регистрация N2325) при посадке на аэродроме Уик в Шотландии сложилась правая стойка шасси, в результате чего самолет получил умеренные повреждения. После ремонта он был передан в 11 EFTS (школу первоначальной летной подготовки) и в дальнейшем служил в различных небоевых частях Королевских ВВС вплоть до начала 1945 года. Однако, для ВВС Финляндии этот самолет был потерян безвозвратно. Именно поэтому он учтен в числе безвозвратных потерь этих ВВС.


Баланс самолетов в ВВС Финляндии в период Советско-Финляндской войны

После того как мы привели в порядок все цифры, сведение баланса движения самолетов в ВВС Финляндии за рассматриваемый период сводится к простой арифметике:




Количество самолетов в ВВС Финляндии на 30 ноября 1939 и поступление самолетов в состав ВВС за период войны взяты непосредственно из таблиц. Из общего количества потерь самолетов на территории Финляндии исключены два самолета, уничтоженные 15 марта 1940 (77-2=75), поскольку на 13 марта они еще существовали. Кроме того, учтено уменьшение самолетного состава ВВС Финлядии за счет возврата Ju 52/3m OH-LAK авиакомпании "Аэро Ою" и за счет подлежащего списанию Аэро A-32GR AEj-55, который был передан на хранение 13 января 1940 и не учтен в составе ВВС Финляндии на 13 марта 1940 в соответствии с правилами, использовавшимися при составлении таблиц.

В мае 1928 года в Великобритании были закуплены три истребителя Gloster Gamecock Mk.II , ещё 15 (получившие наименование «Kukko») в 1929-1930 гг. были выпущены по лицензии в Финляндии

В мае 1937 года был заключен контракт на поставку 7 голландских истребителей-монопланов Fokker D.XXI с двигателями Bristol Mercury VIII, а также на поставку ещё 21 комплекта для лицензионной сборки в Финляндии. Самолеты голландской сборки были поставлены до конца 1937 года, а сборка лицензионных машин велась с октября 1938 года по июль 1939 года на государственном авиазаводе «Валтион лентоконетехдас » в Тампере. На эти самолеты также ставились двигатели Mercury VII финского производства. Кроме того, в конструкцию и вооружение финских «Фоккеров» был внесен ряд изменений. На 30 ноября 1939 года в составе ВВС Финляндии числился 31 (по другим данным 39) истребитель Fokker D.XXI, сведенных в авиагруппу «Лентолавио-24», часть из которых после начала Зимней войны была переоснащена на лыжное шасси. Именно данный истребитель стал основой финской истребительной авиации во время боев с авиацией РККА в ноябре 1939 - марте 1940 года.

До подписания перемирия (13 марта) перехватчики «Лентолавио-24» сбили, по финским данным, 127 советских самолетов, 13 из которых записал на свой личный счет капитан Сараванто («Замба»), лучший финский ас «зимней войны». Собственные безвозвратные потери по тем же источникам - 12 машин и только 8 пилотов. Общий итог сбитых финскими ВВС самолетов ВВС РККА составил по финским данным 521 самолет (по-советским 261 самолет, но по уточненным данным общие потери ВВС РККА в Советско-Финской войне составили 579 самолетов).

В 1939-м ещё до начала войны Финляндия заключила дополнительное лицензионное соглашение на сборку ещё 50 истребителей Fokker D.XXI, которая велась с января 1940 года по март 1941 года уже с американскими двигателями Pratt & Whitney R-1535 Twin Wasp Junior (из-за недостатка авиамоторов Bristol Mercury VIII). Во время «Продолженной войны » в составе финских ВВС «Фоккеры» с американскими звездообразными моторами использовались в основном для разведки и штурмовки наземных целей, а также в учебных подразделениях. Безвозвратные потери составили 39 машин. Последняя партия из 5 истребителей Fokker D.XXI была изготовлена в августе - ноябре 1944 года с двигателями Pratt & Whitney R-1535 Twin Wasp Junior и приняла участие уже в боях против Люфтваффе во время «Лапландской войны » вплоть до весны 1945 года. Последние «Фоккеры» были списаны из учебных летных подразделений только в 1952 году.

Осенью 1939-го в Италии также была закуплена партия истребителей Fiat G.50 Freccia , которые из-за протестов СССР попали в Финляндию только в феврале-марте 1940 года и, сменили английские «Гладиаторы», но принять участие в боях до заключения перемирия практически не успели. Они приняли активное участие в «Продолженной войне» с июня 1941 до мая 1944 года, хотя и были плохо приспособлены для эксплуатации в зимнее время.

В период после Второй мировой войны ВВС Финляндии оснащались импортной авиатехникой как советского производства (истребители МиГ , вертолеты Ми и др.), так и производства других стран (например, шведскими истребителями Saab и проч.), а также собственной авиатехникой лицензионного производства (Valmet).

По состоянию на 1978 год, военно-воздушные силы Финляндии насчитывали 3 тыс. военнослужащих и около 50 боевых самолётов (2 истребительные и 1 учебно-тренировочную эскадрильи), а также одну транспортную эскадрилью, одну эскадрилью общего назначения, одну эскадрилью связи и одну вертолётную эскадрилью .

В 2007 году в Швейцарии были закуплены учебно-тренировочные самолёты «Хок» Mk.66 , в 2010 году было принято решение провести ремонт и модернизацию 18 машин (общая стоимость работ составляет 40 млн евро) .

По состоянию на 2011 год, военно-воздушные силы Финляндии насчитывали 3,85 тыс. чел., 121 боевой самолёт (55 - F/A-18C ; 7 - F/A-18D ; один - F-28 «Maritime Enforcer»; два - F-27 «Friendship» ; 58 - «Хок»; три - «Learjet 35А» ; восемь - Valmet L-90 "Redigo" ; пять - Piper PA-31-350 "Chieftain"

Музей авиации Южной Карелии находится в аэропорту города Лаппееенранты. Музей совсем не велик и содержится энтузиастами. Финны тоже любят покопаться в лесах и отыскать какие-нибудь обломки минувших эпох. На базе этих находок и была создана в 1996 году ассоциация авиационных музеев Южной Финляндии, а сам музей авиации Южной Карелии был открыт в 2000 году. В настоящий момент в ассоциации состоит 6 музеев, .

Всего в музее авиации Южной Карелии экспонируется 9 самолетов и один вертолет. Многие из них производства СССР, так что можно сказать, что посещение музея это прикосновение к истории авиации Российской империи, СССР и к нашей совместной с Финляндией непростой истории.

Список всех крупных экспонатов:

  1. Nieuport 17 (replica) 1.D.453. (OH-U323)
  2. Mig 21 Bis (СССР)
  3. Mig 21 F (СССР)
  4. Mig 21 UM (СССР)
  5. Fouga CM 170 Magister (Франция)
  6. Folland Gnat (GN-3 and GN-106) (Великобритания)
  7. Saab D 91 Safir (SF-31) (Швеция)
  8. Saab 35 J Draken (Швеция)
  9. Вертолет Mi-8, Mi-4 (body) (СССР)
  10. Pik-3 Glider OH-420

Кроме самих самолетов в ангаре выставлено много обломков самолетов времен Второй Мировой, фотографий, документов. Подписи к экспонатам только на финском языке к сожалению, но название моделей можно разобрать и по-фински.

Мы посетили музей авиации Южной Карелии 12.06.2015. Музей находится в аэропорту города Лаппеенранта. Музей работает только летом с 1.06 по 31.08 и только по будним дням с 12-00 до 18-00, поэтому именно 12 июня почти единственный день за все лето, когда мы могли туда попасть, поскольку 12 июня выходной в России, а в Финляндии рабочий день.

В годы молодости я и мой муж закончили Ленинградский институт авиационного приборостроения, так что интерес к авиации и технике пока сохранился.

Как найти музей авиации Южной Карелии

Музей находится в аэропорту Лаппеенранты, нужно проехать около 1 км дальше по дороге от основного входа. С дороги музей и парковка при нем выглядит так, как на фото ниже.

Парковка и ангары музея авиации Южной Карелии

Вокруг много парковок аэропорта. Сам аэропорт очень тих, при нас на было никаких подвижек, самолеты не взлетали и не садились. Такое впечатление, что жизнь там остановилась. Я только побеспокоила работниц кухни аэропорта, они курили на улице, чтобы спросить у них, а где же здесь музей и девушки очень бойко по-английски мне объяснили. Стоимость посещения музея 4 евро за взрослый билет, дети бесплатно.



Главный выставочный ангар музея авиации Южной Карелии

О свастике и опознавательных знаках ВВС Финляндии

Мы были единственными посетителями этого заведения. Сразу, конечно, бросается в глаза фашистская свастика на эмблеме при входе и на самолетах внутри ангара. Но если немного подумать, то сразу на ум приходит мысль, что во времена основания аэропорта, о Гитлере еще никто не слышал. Дата основания аэропорта Лаппеенранты написана на эмблеме музея.



Эмблема музея авиации Южной Карелии, капли это дождь

Свастика в разных культурах используется, как символ счастья. В западном мире она ассоциируется с символом национал-социализма Гитлеровской Германии и вызывает ужас и отвращение. Однако это Гитлер испортил этот древний символ своим прикосновением, а не наоборот.

Символ свастики находят на предметах, найденных при археологических раскопках в Финляндии, датируемых железным веком. Свастикой украшали посуду, текстиль. В странах северной Европы свастика несколько тысячелетий использовалась именно, как символ счастья. В независимой Финляндии символ свастики использовали женская военизированная организация «Лотта Свиярд», существовавшая с 1919 по 1944 год, вооруженные силы Финляндии, Ассоциация медицинских сестер Финляндии.



Броши женской организации Лотта Свиярд

Датой рождения финской авиации считается 6.03.1918. В это день шведский граф Эрик фон Розен подарил Финляндии первый аэроплан шведского производства, который представлял собой копию французского аэроплана. Граф фон Розен позднее преподавал в авиационной школе и именно на его самолете впервые был изображен синий символ свастики в белом круге, тогда это был просто личный символ графа на счастье.

Граф Эрик фон Розен и Герман Вильгельм Геринг, политический, государственный и военный деятель нацистской Германии, рейхсминистр Имперского министерства авиации, были женаты на сестрах. Причем это именно Эрик фон Розен познакомил Геринга с сестрой своей жены в своем фамильном замке в Швеции. В те времена Геринг был всего лишь героем Первой Мировой войны. Поэтому многие сомневаются в невинности символа финской свастики.



Nieuport 17 (replica) 1.D.453. (OH-U323)

Не много позднее символ свастики стал использоваться, как опознавательный знак финских ВВС. По понятным причинам в 1945 году отказались от применения этого символа и заменили его на голубой круг.



Опознавательные знаки ВВС Финляндии

Но символ свастики всплыл вновь в 1957 году. Официальным флагом ВВС Финляндии стало ниже приведенное изображение.



Официальный флаг ВВС Финляндии

И до сих пор это изображение является официальным флагом ВВС Финляндии. Финские власти отрицают принадлежность этого символа к идеям национал социализма.

История аэропорта Лаппеенранты

В 1918 году на месте будущего аэропорта Лаппеенранты был тренировочный луг царской кавалерии. А 10.05.1918 года на это поле был передислоцирован Второй Авиационный батальон из Pääklahti. В то время на аэродроме располагались самолеты следующих типов: Nieuport 10, 17, 23, C.F.W. C.V, and N.A.B. typ 9 Albatros, and N.A.B. typ 17 Albatros Jagar.



Внутри ангара — Nieuport 17 (replica) 1.D.453. (OH-U323)

Финляндию и Россию в те тяжелые времена сотрясали катаклизмы гражданской войны, интервенции, революции, в общем это было тяжелое время. Несколько самолетов типа Nieuport в Лаппенранту пригнали русские летчики из Санкт-Петербурга, еще ряд аналогичных самолетов были захвачены в Тампере.



Nieuport 17 (replica) 1.D.453. (OH-U323) — фото с фотографии

Эта авиа флотилия принимала участие в ходе гражданской войны в 1918 году, в Финляндии победили белые под командованием Маннергейма. После окончания гражданской войны аэропорт почти не использовался. Однако он опять понадобился во время Зимней войны. К летнему кризису 1944 года аэропорт Лаппенранты был самым оборудованным в Финляндии.

В 1945 году аэропорт был закрыт и возобновил свою деятельность только 1951 году на этот раз, там базировались только гражданские самолеты. По сей день из Лаппеенраты можно вылететь в Европу достаточно бюджетно. Отсюда, например, летает известный лоукостер Rianair.

Экспозиция музея в ангаре

Первым делом мы обратили внимание на катапультируемое кресло от самолета МИГ 21, поскольку увидели русские буквы. Миг 21 был разработан в середине 50-х годов двадцатого столетия и производился вплоть до 1985 года.

Кресло-катапульта от МИГ-21, все надписи на русском Противоперегрузочный костюм Костюм летчика времен второй мировой войны

Целый угол отдан останкам советского бомбардировщика СБ-2 М 103, сбитого 11-го марта 40-го г. Командир экипажа капитан Орлов направил горящую машину на скопление финской техники, за что был удостоен звания Героя Советского Союза 7-го апреля 40-го года.



Обломки самолетов времен второй мировой войны

Обломки машины и карта настоящие, а личные вещи экипажа (в том числе деньги, карточки, удостоверения и т. п.) — фотокопии. Обратите внимание на презервативы (весьма неожиданный предмет экипировки советских летчиков — оказывается, секс в СССР все-таки был!), да еще и с англоязычными надписями (на экспорт шли?..) и контур красной звезды на обломках фюзеляжа.



Советские 50 рублей (1938 год)

Агитация На заднем плане двигатель, что означает надпись не знаю

Фотография в музее

Фотографий там много, делать фотографии с фотографий неблагодарное занятие, снимки сильно бликуют.

Экспозиция на улице



Русские самолеты МИГ

Эмблема на хвосте самолета МИГ.



Символика на самолете МИГ

На советских самолетах сохранилось множество надписей на русском языке, только в кабине надписи были переведены на финский и то не все.



Осталось много русских надписей

Ниже шведский истребитель Saab 35S Draken, разработанный, как и наши МИГ 21 в середине 50-х годов.



Saab 35S Draken

Символика на Saab 35S Draken

Русский вертолет МИ-8

Ми-8 — салон

МИ-8 кабина, большинство надписей на русском

СМ-170 Fouga Magister - двухместный реактивный учебно-боевой самолёт, спроектированный во Франции, основным назначением которого являлась лётная подготовка пилотов ВВС. Первый полет 1958 год.



На переднем плане Fouga Macister CM170 /Twin seater Trainer

Старинный Range Rover

Вот в общем и вся экспозиция музея авиации Южной Карелии. Было весьма занимательно. До посещения этого музея я вообще не интересовалась финской символикой и не подозревала о финской свастике.

Господа специалисты, если я допустила ошибки в терминологии, просьба сообщить мне об этом, буду исправлять.

| 9 | 2 221, сегодня 3 304 |