Какие размышления у вас вызвал рассказ кавказ. Анализ рассказа "кавказ" из сборника "темные аллеи"


«Тёмные аллеи»- это цикл рассказов, в которых Иван Алексеевич Бунин открывает нас многогранность чувств любви.
В «Кавказе» автор изображает любовь как смысл жизни. «Но бог с ним, лучше смерть, чем эти муки». Героиня рассказа готова на смерть, нежели жить и не иметь возможности быть с любимым. К гибели же приходит её муж: «…он лёг на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов». Но в конце герой погиб лишь физически. Когда он умер на самом деле? «И был тёмный отвратительный вечер…»- погода в природе отражает «погоду» в душах и сознании всех трёх персонажей, когда они оказываеются на вокзале, когда решаются их судьбы. Но для героини и ее возлюбленного этот час- момент переживания: «…я похолодел от страха: опоздала или он в последнюю минуту вдруг не пустил её!». Офицер же в этот момент, возможно, уже понимал, что больше не увидится со своей женой. Но надежда умирает последней: «Он искал её в Геленджике, в Гаграх, в Сочи». Не найдя жену ни по одному оставленному ею адресу, герой окончательно убеждается, что у него больше не жены, нет смысла жизни. Здесь он умирает духовно, от пули же погибает лишь только тело героя.
Винит ли автор в это смерти женщину? «Я думаю, что он на всё способен при его жестоком, самолюбивом характере». Этими словами героини Бунин даёт понять, что она никогда не любила мужа, в этой семье никогда не было духовной близости: он говорил: «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!» 4 она же и не предположила о его любви, так рассуждая о нём. Но мог ли жестокий человек, выбирая между защитой своей чести и унижением, выстрелить не в любовника своей жены, а в свой собственный висок? Герой благородно отступает перед соперником, не принуждая жену к мукам- свойственен ли такой поступок самолюбивому характеру?
Итак, в рассказе «Кавказ» цикла «Тёмные аллеи» Бунин Иван Алексеевич показывает читателю одну из граней чувства любви, любви как смысл жизни.



БУНИН Иван Алексеевич (1870-1953), русский писатель, почетный академик Петербургской АН (1909). В 1920 эмигрировал. В лирике продолжал классические традиции (сборник "Листопад", 1901). В рассказах и повестях показал (подчас с ностальгическим настроением) оскудение дворянских усадеб ("Антоновские яблоки", 1900), жестокий лик деревни ("Деревня", 1910, "Суходол", 1911), гибельное забвение нравственных основ жизни ("Господин из Сан-Франциско", 1915). Резкое неприятие Октябрьской революции в дневниковой книге "Окаянные дни" (1918, опубликована в 1925). В автобиографическом романе "Жизнь Арсеньева" (1930) - воссоздание прошлого России, детства и юности писателя. Трагичность человеческого существования в новеллах о любви ("Митина любовь", 1925; книга "Темные аллеи", 1943). Мемуары. Перевел "Песнь о Гайавате" Г. Лонгфелло (1896). Нобелевская премия (1933).
* * *
БУНИН Иван Алексеевич , русский писатель; прозаик, поэт, переводчик.
Птенец разоренного гнезда
Детство будущего писателя протекало в условиях дворянской скудеющей жизни, окончательно разорившегося "дворянского гнезда" (хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии). Он рано выучился читать, с детства обладал фантазией и был очень впечатлителен. Поступив в 1881 в гимназию в Ельце, проучился там всего пять лет, так как семья не имела на это средств, завершать гимназический курс пришлось дома (осваивать программу гимназии, а потом и университета ему помогал старший брат Юлий, с которым писателя связывали самые близкие отношения). Дворянин по рождению, Иван Бунин не получил даже гимназического образования, и это не могло не повлиять на его дальнейшую судьбу.
Средняя Россия, в которой прошло детство и юность Бунина, глубоко запала в душу писателя. Он считал, что именно средняя полоса России дала лучших русских писателей, а язык, прекрасный русский язык, подлинным знатоком которого он был сам, по его мнению, зародился и постоянно обогащался именно в этих местах.
Литературный дебют
С 1889 началась самостоятельная жизнь - со сменой профессий, с работой как в провинциальной, так и в столичной периодике. Сотрудничая с редакцией газеты "Орловский вестник", молодой литератор познакомился с корректором газеты Варварой Владимировной Пащенко, вышедшей за него замуж в 1891. Молодые супруги, жившие невенчанные (родители Пащенко были против брака), впоследствии перебрались в Полтаву (1892) и стали служить статистиками в губернской управе. В 1891 вышел первый сборник стихов Бунина, еще очень подражательных.
1895 год - переломный в судьбе писателя. После того как Пащенко сошлась с другом Бунина А. И. Бибиковым, писатель оставил службу и переехал в Москву, где состоялись его литературные знакомства (с Л. Н. Толстым, чья личность и философия оказали сильнейшее влияние на Бунина, с А. П. Чеховым, М. Горьким,Н. Д. Телешовым, участником "сред" которого стал молодой писатель). Бунин водил дружбу и со многими известными художниками, живопись его всегда притягивала к себе, недаром его поэзия так живописна. Весной 1900, находясь в Крыму, познакомился с С. В. Рахманиновым и актерами Художественного театра, труппа которого гастролировала в Ялте.
Восхождение на литературный Олимп
В 1900 появился рассказ Бунина "Антоновские яблоки", позднее вошедший во все хрестоматии русской прозы. Рассказ отличает ностальгическая поэтичность (оплакивание разоренных дворянских гнезд) и художественная отточенность. В то же время "Антоновские яблоки" подверглись критике за воскуренный фимиам голубой крови дворянина. В этот период приходит широкая литературная известность: за стихотворный сборник "Листопад" (1901), а также за перевод поэмы американского поэта-романтика Г. Лонгфелло "Песнь о Гайавате" (1896), Бунину была присуждена Российской Академией наук Пушкинская премия (позже, в 1909 он был избран почетным членом Академии наук). Поэзия Бунина уже тогда отличалась преданностью классической традиции, эта черта в дальнейшем пронижет все его творчество. Принесшая ему известность поэзия сложилась под влиянием Пушкина, Фета, Тютчева. Но она обладала только ей присущими качествами. Так, Бунин тяготеет к чувственно-конкретному образу; картина природы в бунинской поэзии складывается из запахов, остро воспринимаемых красок, звуков. Особую роль играет в бунинской поэзии и прозе эпитет, используемый писателем как бы подчеркнуто субъективно, произвольно, но одновременно наделенный убедительностью чувственного опыта.
Семейная жизнь. Путешествие по Востоку
Семейная жизнь Бунина уже с Анной Николаевной Цакни (1896-1900), также сложилась неудачно, в 1905 скончался их сын Коля.
В 1906 Бунин познакомился с Верой Николаевной Муромцевой (1881-1961), ставшей спутницей писателя на протяжении всей его последующей жизни. Муромцева, обладая незаурядными литературными способностями, оставила замечательные литературные воспоминания о своем муже ("Жизнь Бунина", "Беседы с памятью"). В 1907 Бунины отправились в путешествие по странам Востока - Сирии, Египту, Палестине. Не только яркие, красочные впечатления от путешествия, но и ощущение нового наступившего витка истории дали творчеству Бунина новый, свежий импульс.
Поворот в творчестве. Зрелый мастер
Если в произведениях более ранних - рассказах сборника "На край света" (1897), а также в рассказах "Антоновские яблоки" (1900), "Эпитафия" (1900), Бунин обращается к теме мелкопоместного оскудения, ностальгически повествует о жизни нищих дворянских усадеб, то в произведениях, написанных после первой русской Революции 1905, главной становится тема драматизма русской исторической судьбы (повести "Деревня", 1910, "Суходол", 1912). Обе повести имели огромный успех у читателей. М. Горький отмечал, что, тут писателем был поставлен вопрос "... быть или не быть России?". Русская деревня, считал Бунин, обречена. Писателя обвиняли в резко негативном отражении жизни деревни.
"Беспощадную правду" бунинского письма отмечали самые разные литераторы (Ю. И. Айхенвальд, З. Н. Гиппиус и др.). Однако реализм его прозы неоднозначно традиционен: с убедительностью и силой рисует писатель новые социальные типы, явившиеся в пореволюционной деревне.
В 1910 Буниными было предпринято путешествие сначала в Европу, а затем в Египет и на Цейлон. Отголоски этого путешествия, впечатление, которое произвела на писателя буддийская культура, ощутимы, в частности, в рассказе "Братья" (1914). Осенью 1912 - весной 1913 опять за границей (Трапезунд, Константинополь, Бухарест), затем (1913-1914) - на Капри.
В 1915-1916 выходят сборники рассказов "Чаша жизни", "Господин из Сан-Франциско". В прозе этих лет ширится представление писателя о трагизме жизни мира, об обреченности и братоубийственном характере современной цивилизации (рассказы "Господин из Сан-Франциско", "Братья"). Этой цели служит и символическое, по мысли писателя, использование в этих произведениях эпиграфов из Откровения Иоанна Богослова, из буддийского канона, литературные аллюзии, присутствующие в текстах (сравнение трюма парохода в "Господине из Сан-Франциско" с девятым кругом дантовского ада). Темами этого периода творчества становятся смерть, судьба, воля случая. Конфликт обычно разрешается гибелью.
Единственными ценностями, уцелевшими в современном мире, писатель считает любовь, красоту и жизнь природы. Но и любовь бунинских героев трагически окрашена и, как правило, обречена ("Грамматика любви"). Тема соединения любви и смерти, сообщающего предельную остроту и напряженность любовному чувству, свойственна творчеству Бунина до последних лет его писательской жизни.
Тяжелое бремя эмиграции
Февральскую революцию воспринял с болью, предчувствуя предстоящие испытания. Октябрьский переворот только укрепил его уверенность в приближающейся катастрофе. Дневником событий жизни страны и размышлений писателя в это время стала книга публицистики "Окаянные дни" (1918). Бунины уезжают из Москвы в Одессу (1918), а затем - за границу, во Францию (1920). Разрыв с Родиной, как оказалось позднее, навсегда, был мучителен для писателя.
Темы дореволюционного творчества писателя раскрываются и в творчестве эмигрантского периода, причем в еще большей полноте. Произведения этого периода пронизаны мыслью о России, о трагедии русской истории 20 века, об одиночестве современного человека, которое только на краткий миг нарушается вторжением любовной страсти (сборники рассказов "Митина любовь", 1925, "Солнечный удар", 1927, "Темные аллеи", 1943, автобиографический роман "Жизнь Арсеньева", 1927-1929, 1933). Бинарность бунинского мышления - представление о драматизме жизни, связанное с представлением о красоте мира, - сообщает бунинским сюжетам интенсивность развития и напряженность. Та же интенсивность бытия ощутима и в бунинской художественной детали, приобретшей еще большую чувственную достоверность по сравнению с произведениями раннего творчества.
В 1927-1930 Бунин обратился к жанру короткого рассказа ("Слон", "Телячья головка", "Петухи" и др.). Это - результат поисков писателем предельного лаконизма, предельной смысловой насыщенности, смысловой "вместимости" прозы.
В эмиграции отношения с видными русскими эмигрантами у Буниных складывались тяжело, да и Бунин не обладал коммуникабельным характером. В 1933 он стал первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии. Это был, конечно, удар для советского руководства. Официальная пресса, комментируя это событие, объясняла решение Нобелевского комитета происками империализма.
Вo время столетия гибели А. С. Пушкина (1937) Бунин, выступая на вечерах памяти поэта, говорил о "пушкинском служении здесь, вне Русской земли".
На Родину не вернулся
С началом Второй мировой войны, в 1939, Бунины поселились на юге Франции, в Грассе, на вилле "Жаннет", где и провели всю войну. Писатель пристально следил за событиями в России, отказываясь от любых форм сотрудничества с нацистскими оккупационными властями. Очень болезненно переживал поражения Красной Армии на восточном фронте, а затем искренне радовался ее победам.
В 1927-1942 бок о бок с семьей Буниных жила Галина Николаевна Кузнецова, ставшая глубокой поздней привязанностью писателя. Обладая литературными способностями, она создала произведения мемуарного характера, самым запоминающимся образом воссоздающие облик Бунина ("Грасский дневник", статья "Памяти Бунина").
Живя в нищете, прекратил публикацию своих произведений, много и тяжело болея, он все же написал в последние годы книгу воспоминаний, работал над книгой "О Чехове", вышедшей посмертно (1955) в Нью-Йорке.
Бунин неоднократно выражал желание возвратиться на Родину, указ советского правительства 1946 "О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи..." назвал "великодушной мерой". Однако ждановское постановление о журналах "Звезда" и "Ленинград" (1946), растоптавшее А. Ахматову и М. Зощенко, навсегда отвратило писателя от намерения вернуться на Родину.
В 1945 Бунины вернулись в Париж. Крупнейшие писатели Франции и других стран Европы высоко оценивали творчество Бунина еще при его жизни (Ф. Мориак, А. Жид, Р. Роллан, Т. Манн, Р.-М. Рильке, Я. Ивашкевич и др.). Произведения писателя переведены на все европейские языки и на некоторые восточные.
Похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, под Парижем.

«Темные аллеи «- это цикл рассказов, в которых Иван Алексеевич Бунин открывает нас многогранность чувств любви. В «Кавказе» автор изображает любовь как смысл жизни. «Но бог с ним, лучше смерть, чем эти муки». Героиня рассказа готова на смерть, нежели жить и не иметь возможности быть с любимым. К гибели же приходит ее муж: «.. .он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов».

Но в конце герой погиб лишь физически. Когда он умер на самом деле? «И был темный отвратительный вечер. «- погода в природе отражает «погоду» в душах и сознании всех трех персонажей, когда они оказываеются на вокзале, когда решаются их судьбы. Но для героини и ее возлюбленного этот час — момент переживания. «.. .я похолодел от страха: опоздала или он в последнюю минуту вдруг не пустил ее!». Офицер же в этот момент, возможно, уже понимал, что больше не увидится со своей женой. Но надежда умирает последней: «Он искал ее в Геленджике, в Гаграх, в Сочи». Не найдя жену ни по одному оставленному ею адресу, герой окончательно убеждается, что у него больше не жены, нет смысла жизни. Здесь он умирает духовно, от пули же погибает лишь только тело героя.

Винит ли автор в это смерти женщину? «Я думаю, что он на все способен при его жестоком, самолюбивом характере». Этими словами героини Бунин дает понять, что она никогда не любила мужа, в этой семье никогда не было духовной близости: он говорил: «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!» 4 она же и не предположила о его любви, так рассуждая о нем. Но мог ли жестокий человек, выбирая между защитой своей чести и унижением, выстрелить не в любовника своей жены, а в свой собственный висок? Герой благородно отступает перед соперником, не принуждая жену к мукам — свойственен ли такой поступок самолюбивому характеру?

Итак, в рассказе «Кавказ» цикла «Темные аллеи» Бунин Иван Алексеевич показывает читателю одну из граней чувства любви, любви как смысл жизни.


(3 оценок, среднее: 3,00 из 5)

Сочинения по темам:

  1. Любовь – самое светлое, самое высокое чувство, на которое способен человек. Но первая же фраза, которую произносит о себе герой...
  2. «Певец осени, грусти и дворянских гнезд» — так критика характеризовала И. А. Бунина, восторгаясь прекрасным языком автора. По словам же...
  3. Мир в котором живет Господин из Сан — Франциско алчен и глуп. Даже богатый г-н в нем не живет, а...

" Кавказ" - наиболее известный рассказ Бунина из тех, что входят в цикл " Темные аллеи" . Произведение включено в школьную программу. Анализ рассказа Бунина " Кавказ" позволяет изучить художественное мастерство писателя, создававшего удивительно поэтичную прозу.

История создания

Рассказ написан в 1937 году. На тот момент Бунин был уже человеком в летах и давно жил за границей. В основе произведения история, которая с ним приключилась в Москве, еще в конце XIX века. У Бунина была связь с замужней женщиной, с которой он однажды из столицы ехал в Киев на поезде. На вокзале эту женщину провожал муж-офицер. Об измене своей жены он ничего не знал. В противном случае, по мнению Бунина, вероятно, застрелился бы.

Истории о любви

Школьники делают анализ рассказа " Кавказ" Бунина в 8 классе. В действительности же, это небольшое произведение понять в столь юном возрасте могут немногие. То же самое касается и о прочих новелл , входящих в " Тёмные аллеи" .

Произведения этого цикла посвящены любви. А любовь — чувство, которое имеет множество оттенков. Оно бывает эгоистичной или самоотверженной, жестокой или всепрощающей. " Темные аллеи" - сборник коротких, лаконичных, лирических историй. Каждая из них рассказывать не только о любви, но и о целой жизни. Именно поэтому анализ рассказ Бунина " Кавказ" , как и других произведений писателя, довольно сложно сделать подросткам, по понятным причинам не имеющим жизненного опыта, и, в большинстве случаев, литературного вкуса.


Московская осень

Делая анализ рассказа Бунина " Кавказ" , нужно в первую очередь обратить внимание на пейзаж. К описанию природы авторы обращаются нередко для раскрытия душевного состояния героев. Особенно часто этот прием использовал Иван Бунин. Для того чтобы выразить грусть, тоску он нередко прибегал, конечно, к осеннему пейзажу.

С чего следует начать анализ рассказа Бунина " Кавказ" ? Пожалуй, не с характеристики героя, а с сопоставления московского пейзажа кавказскому. Герой приезжает в Москву, останавливается в гостиничном номере, затем, в течение нескольких дней, живёт от встречи до встречи с любимой. Они планируют вместе отправиться на юг и пребывают в предвкушении скорого счастья.

Она замужем. Муж — офицер, который, возможно, догадывается о ее измене. Женщина, ее имени автор не называет, говорит однажды своему возлюбленному: " он не остановится ни перед чем" . Всё это автор обрамляет сумрачным, серым осенним пейзажем. В Москве идут холодные дожди, похоже, что лето уже не вернётся. На вокзал главный герой отправляется " тёмным, отвратительным вечером" . Его сердце замирает от тревоги - он боится, что в последний момент его возлюбленную строгий муж не отпустит.

Серый, неприглядный пейзаж здесь полностью соответствует душевному состоянию влюблённых. Они томятся, им тяжело в Москве. Они мечтают поскорее покинуть этот мрачный город. Пугает их, конечно, не ненастье, а ревнивый офицер, который, в этом уверена героиня, узнав об измене, убьет своего соперника.

Кавказ

Если изображению Москвы автор уделяет всего два абзаца, то на кавказский пейзаж не скупится. Здесь есть и яркие краски, и метафоры, и удивительные описания растительного и животного мира. Это непременно следует подчеркнуть при художественном анализе произведения " Кавказ" . Бунин, к слову сказать, ни в Геленджике, ни в Сочи никогда не был. Но о Кавказе рассказывает так подробно и с таким чувством, словно провел здесь лучшие годы.

На юге она отправила своему мужу несколько открыток: написала, что не знает, где остановится: то ли в Гаграх , то ли в Геленджике, то ли в Сочи. У них в запасе было всего три недели. По утрам они отправлялись на берег моря, который почти всегда был пустынным. Купались, лежали на солнце. Затем на веранде пили белое вино, ели рыбу, орехи и фрукты.

Все эти подробности лишь на первый взгляд могут показаться неважными. На самом деле это детали кавказского пейзажа, символизирующего временное, но абсолютное счастье героев. Вдали от Москвы, ревнивого и самолюбивого офицера, они не испытывают страха, тревоги. Правда, время от времени она вдруг начинает плакать, вспомнив о том, что совсем скоро придется возвращаться в опостылевший дом, к нелюбимому мужу.

Пришло время рассказать о третьем персонаже. Кто он - этот муж-ревнивец? Так ли самолюбив и жесток, как утверждает его жена ?


Ревнивый офицер: характеристика

" Кавказ" Бунина - небольшая история любви с трагическим концом. Молодая женщина уезжает на юг. На вокзале ее тайно ожидает возлюбленный, холодея от страха. Поезд отправляется, они наконец-то вместе. На Кавказе она вспоминает о муже, и мысли о нём вызывают неприятные чувства. Ни жалость, ни укоры совести, ни чувство вины - только страх и неприязнь.

Однажды муж сказал, что не остановится ни перед чем. Но это была отнюдь не угроза. Он искал ее в Геленджике, Сочи, Гаграх . Не обнаружив, понял, что жена его обманывает, но искать ее и мстить сопернику не стал. В одной из гостиниц офицер провел целый день: купался, пил шампанское, курил сигары. А к вечеру застрелился. Такова история человека, который однажды понял, что нелюбим, обманут и предан.

Любовные треугольники непременно приводят к душевным мукам. Хорошо, если концовка будет не так трагична, как в рассказе И.А.Бунина «Кавказ».

Автор ведет повествование от первого лица любовника замужней женщины, не указывая никаких имен. Он называет себя вором и затворником, понимая низость своего поступка. Он не борется за любовь в открытую, предпочитая тайну.

Женщину Бунин характеризует мнительной и растерянной. Она боится мужа, называя его жестоким и самолюбивым. Нет ни одного слова о бывшей к нему любви. Скорее всего, офицера она не любила никогда: «…лучше смерть, чем эти муки…». У нее не хватило смелости во всем признаться, поэтому утопала во лжи, сбежав с любовником. Сочувствие и жалость к героине проявляется в момент спокойствия, когда «она радостно плакала глядя на…» стаю орлят. Она не вспоминала офицера и была счастлива.

Третий герой, казалось бы, играет второстепенную роль, пока в финале не стало известно, что именно муж - заложник несчастной трагической любви. В начале рассказа автор описывает его бесчувственным человеком с сильным характером: «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!». В итоге он не может пережить предательство любимого человека.

Автор ни слова не говорит о чувствах офицера, но поступки явно указывают на преданность. Он везде искал любимую и, когда понял, что не найдет, «выстрелил себе в виски из двух револьверов». Почему Бунин подчеркивает, что именно из двух? Я думаю, что автор тем самым указывает на решительность офицера и боязнь промазать. Он решил прекратить свои душевные муки.

Этот герой противоречив. Его поступок можно рассматривать как действия не безумно влюбленного, а просто человека слова. Он пытался защитить свою честь мужа и не смог. Возможно, именно от безысходности он покончил с собой. Однако его прощание с супругой все-таки доказывает обратное: «целуясь с ней, крестя ее…». Он не хотел ее отпускать из-за сильной привязанности.

Особенность произведения в развязке. На фоне соединения влюбленной пары и мелких деталей описания их жизни, читатель забывает об офицере. Пока автор не сообщает, что педантичный, строгий мужчина, потеряв смысл жизни, прекращает свое существование.

Как расценивать его поступок? Слабость это или сила? Я симпатизирую мужу, и мне кажется, что он проявил силу характера. Он знал, что не сможет полюбить другую, и позволил любимой быть счастливой.
Отдельное место в произведении автор отдает описанию Кавказа: «место первобытное», «страшные тучи», «злобная буря», «чернота лесов», «быстро прыгала…прозрачная речка».

В рассказе И.А.Бунина «Кавказ» раскрывается проблема нравственного выбора людей и вопрос о цене счастья.

Цели:

развивающая:

  • формировать исследовательские навыки учащихся;
  • развивать монологическую речь: понимание авторской позиции и умение высказать и доказать свою точку зрения на героя или проблему;
  • развивать коммуникативную компетенцию учащихся и познавательную активность через исследовательскую работу на уроке;

обучающая:

  • познакомить учащихся с творчеством И.А. Бунина;
  • раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказа “Кавказ”;
  • совершенствовать умение проводить анализ художественного текста;

воспитательная:

  • вызвать личностно значимые переживания, затронуть личные потребности и интересы подростков, побудить к поиску ответов на свои жизненные вопросы в художественном тексте;
  • воспитывать правильное отношение к чувствам другого человека, сдержанность своих чувств, душевную чуткость и внимание.

Тип урока: урок-исследование.

Оборудование: экран, мультимедиа-проектор, презентация , акустическая система.


Всеволод Рождественский

Ход урока

I. Мотивационно-ориентировочный этап.

1. Эмоциональная настрой.

Видеоряд с музыкальным сопровождением. (1мин.)

Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на нашем уроке? (О любви)

Есть ли другое мнение?

Что же такое любовь? На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, поэты и обычные люди.

Любовь, любовь – загадочное слово,
Кто мог бы до конца его понять?

У любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание. Если бы нам предложили “раскрасить любовь”, какие бы цвета вы использовали?

Спасибо, мне было интересно ваше мнение. Я вижу, что у вас это слово ассоциируется с яркими, светлыми красками.

2. Целеполагание.

А мы посвящаем наш урок теме любви в рассказе Бунина “Кавказ”.

(Появляется тема урока на доске) “..... любовь в рассказе И.А.Бунина “Кавказ”.

Прочитайте тему. Что вас удивило?

Одно слово в теме пропущено. Его мы попытаемся восстановить в конце нашего занятия. Определите цель нашего урока, используя слова из формулировки темы.

Расширить знания о И.А.Бунине.

Выяснить, какую любовь изобразил Бунин на страницах рассказа “Кавказ” и с помощью каких средств воплощается авторский замысел.

3. Знакомство с личностью Бунина. Видеоролик.

А что вы уже знаете о Бунине? Что он за человек? (Ответы уч-ся)

Посмотрите фрагмент из фильма о Бунине, который делали мои ученики, и ответьте на вопросы:

1) Каким предстал перед вами И.А.Бунин? (I вариант)

2) Почему его сборник рассказов о любви называется “Тёмные аллеи”? (II вариант)

Произнесите словосочетание “темные аллеи”. Какие ассоциации оно вызывает? (Трагическая любовь, боль, трудная судьба, мука, безысходность, любовь, полная драматизма...)

Обобщение учителя. “Темные аллеи” здесь вовсе не значит “тенистые” – это темные, трагические, запутанные лабиринты любви. “Эта книга, - писал Бунин, - говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном, - думаю, что это самое оригинальное, что я написал в жизни”.

II. Исследовательская работа в парах.

А рассказ “Кавказ” открывает знаменитый бунинский цикл, следуя там непосредственно за новеллой “Тёмные аллеи”.

Сюжет рассказа прост. У героя и героини тайный роман. Они вынуждены скрываться ото всех, потому что героиня замужем. Она боится своего мужа, который, как ей кажется, что-то подозревает. Но, несмотря на это, герои совершают дерзкий побег на Кавказ. А в финале мы узнаём: “Он искал её в Геленджике, в Гаграх, в Сочи. На другой день по приезде в Сочи он купался утром в море, потом брился, надел чистое бельё, белоснежный китель, позавтракал в своей гостинице на террасе ресторана, выпил бутылку шампанского, пил кофе с шартрёзом, не спеша выкурил сигару. Возвратясь в свой номер, он лёг на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов”.

Перед нами “любовный треугольник”. Встречались ли вы с подобной ситуацией в произведениях русской классики? (А.П.Чехов “О любви”).

В рассказе Бунина нет имён, потому что автора больше интересуют не герои, а ситуация, её нравственный аспект. Смогут ли впоследствии эти люди быть счастливыми?

Чтобы ответить на вопрос, поставленный вами в начале урока, заглянем в творческую лабораторию Ивана Алексеевича Бунина и проведём исследование.

Ребята, есть ли среди вас любители литературы? Те, кто много читает? Для вас у меня приготовлено особое задание.

У всех остальных задание уже на партах. Работать вы будете в парах, а свои наблюдения вносить в специальные карты. (10 минут)

Задача вашей группы – дать характеристику герою (героине).

Порядок работы.

1. Заполните карту наблюдений. Для этого выпишите из текста слова и словосочетания, характеризующие героев, их поведение, отношения.

2. Составьте выступление по опорному тексту, вставляя необходимые слова на месте пропуска.

3. Выразительно прочитайте.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Закройте глаза, расслабьтесь. Представьте, что вы идёте по тёмной аллее. Посмотрите направо....

2. Отчёт о проделанной работе.

а) Выступление 1-го ряда.

ВЫРАЗИТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ, ЧТОБЫ ПРОЗВУЧАЛА ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯ И ЕЁ ВСЕ УСЛЫШАЛИ.

Он молод и, конечно, очень влюблён, так как согласен был жить затворником от свидания до свидания с Нею. Странное чувство, которое потрясало его жалостью и восторгом при встрече с Нею, подтолкнуло героя на осуществление плана, план был дерзок. Желание уехать с Нею на Кавказ было велико, но сердце героя замирало от тревоги и холода. Способность переживать за судьбу другого человека особенно проявилась в сцене “На вокзале”: Он пробежал бегом, надвинув на глаза шляпу... И даже похолодел от страха. Он ведёт себя так, словно украл что-то. Отшатнулся от окна, чтобы его не заметили. Самая выразительная деталь, характеризующая Его как человека чувствительного, наблюдательного, крайне взволнованного всем происходящим, - “ледяная рука”.

Бунин представил портрет человека, испытывающего муки любви.

б) Выступление 2-го ряда.

Наша задача – дать характеристику герою ОНА. В рассказе Бунина “Кавказ” мы нашли достаточно слов и словосочетаний, которые помогли нам представить её портрет.

Она была бледна прекрасной бледностью любящей женщины – так представляет её автор читателю. Мы сразу представили женщину тонкую, хрупкую, красивую. При встрече с героем

(Им) Она волновалась, голос у неё срывался. Она боялась мужа, поэтому считала, что должна быть осторожна. Улыбается жалостно. Ей трудно играть эту страшную роль до конца. Она даже готова принять смерть, чем терпеть такие муки. Чувства, которые Она переживает,– очень сложные, поэтому часто плачет, закрываясь газовым шарфом. Но находясь рядом с Ним, она плакала радостно.

Тайный роман тяготит героиню и одновременно делает её счастливой. Бунин явно ставит свою героиню в безвыходное положение.

в) Выступление 3-го ряда.

Составить характеристику героя Мужа из рассказа Бунина “Кавказ” нам помогли слова и словосочетания, взятые из текста автора.

Сначала читатель узнаёт о Муже и уст жены. Он что-то подозревает, прочитал письмо, подобрал ключ к столу. Все эти действия выдают в Муже человека ревнивого. Ревнивый человек при жестоком, самолюбивом характере способен на многое. Он не остановится ни перед чем, защищая свою честь, честь мужа и офицера. Любит ли он свою жену – не ясно, но он привлекателен тем, что провожает её на вокзал, смотрит, хорошо ли устроил её носильщик, целуясь с ней и крестя её. Делает все по-хозяйски.

Измены жены он не вынес – выстрелил себе в виски из двух револьверов.

Этот поступок вызывает сочувствие к мужу.

В финале рассказа происходит подлинная трагедия, трагедия обманутого мужа. Не потому ли этот финал отделён от основного повествования чертой – последней чертой (последней в буквальном и метафорическом смысле...).

В произведении Бунина есть ещё один главный герой. Читая рассказ, вы обратили внимание, что в нём много пейзажных зарисовок. Какую роль играют картины природы?

Я предоставляю слово экспертам, у которых было индивидуальное задание.

Пейзаж в рассказе “Кавказ”

Эпизоды рассказа Описания природы (ключевые фразы) Чувства и настроение героев
Вечер в Москве накануне отъезда на юг. Холодные дожди, грязно, сумрачно, улицы мокро и чёрно блестели; тёмный, отвратительный вечер; холодно. Волнение, ощущение страха, тревоги и опасности...
Место, которое нашли герои для отдыха. Солнечно, душно; место первобытное... цветущий кустарник; горячее солнце было уже сильно, чисто и радостно; душистый туман; предвечная белизна снежных гор; часть моря... имела цвет фиалки и лежала ровно, мирно... Природа ассоциируется с райским садом, а герои счастливы, испытывают блаженство, безмятежное счастье... Но: ещё две-три недели - и опять Москва!
Южная ночь. На закате громоздились... удивительные облака; они пылали великолепно; ночи теплы и непроглядны; сверкали, светили топазовым светом огненные мухи; колокольчиками звенели лягушки; выступали звёзды;

НО: страшные тучи, злобная буря; гробовая чернота лесов; раскалывались... удары грома...

Тревога, приближение беды

г) Выступление 4-й группы.

Пейзаж в произведении помогает писателю передать чувства и настроение героев. В рассказе Бунина “Кавказ” в описании природы можно найти соответствия счастливому состоянию героев.

Место, которое нашли герои для отдыха, великолепное. Бунин назвал его первобытное. Уединённость так необходима влюблённым! Вокруг цветущий кустарник. Днём горячее солнце было сильно, чисто и радостно. Утром поднимался душистый туман, а вечером их восхищала белизна снежных гор. А главное – это море! Оно имело цвет фиалки и лежало ровно, мирно. Для влюблённых это место – райский сад, где они счастливы, и счастье их безмятежно.

Казалось бы, план удался, влюблённые скрылись, ничто им не угрожает, счастье так возможно, так близко... НО согласятся ли с нами....... Можно ли сказать, что ничто не мешает переживать полное блаженство и счастье?

д) Выступление 5-й группы.

Пейзаж в произведении помогает писателю передать чувства и настроение героев. В рассказе Бунина “Кавказ” в описании природы можно почувствовать приближение беды, которая ожидает героев.

Первую пейзажную зарисовку можно назвать “Вечер в Москве накануне отъезда на юг”. Идут холодные дожди, грязно и сумрачно. Улицы мокро и чёрно блестели. Бунин называет этот вечер тёмным и отвратительным. Герои, собравшиеся на юг, в этот вечер чувствуют страх, тревогу.

Вторую пейзажную зарисовку назовём “Южная ночь. Приближение грозы”: Бунин пишет о страшных тучах, злобной буре, гробовой черноте лесов. Во всём предчувствие катастрофы.

Вывод: с помощью системы антитез Бунин ярко противопоставляет осень в Москве, холодные дожди, страх и тревогу влюбленных – и “нестерпимое сухое” солнце юга, первобытно красивые чащи чинар и магнолий, безмятежное счастье героев.

Пейзаж в рассказе помогает понять, что райское блаженство – лишь точка во времени и пространстве, а вокруг неё – реальность, грозящая катастрофой.

III. Рефлексивно-оценочный этап.

1. Обобщение.

Ребята, а какого “цвета любовь” у Бунина? (Ответы учащихся)

Теперь, я думаю, вы сможете ответить на вопрос, поставленный нами в начале урока: “Какую любовь изобразил писатель на страницах рассказа”? Какой эпитет должен стоять в названии темы нашего урока на месте пропуска? (Трагическая)

- “Трагическая хвала сущему” - так охарактеризовал творчество Ивана Алексеевича Бунина один из выдающихся русских философов Федор Степун, друг писателя в эмиграции.

Наш урок подходит к концу. Мне с вами было интересно работать. Было ли интересно вам? Получили ли вы ответы на вопросы, поставленные вами в начале урока?

2. Творческая работа.

Я согласен (согласна) с мнением И.А.Бунина, что любовь.........., потому что........

Я не согласен (согласна) с мнением И.А.Бунина, что любовь.........., потому что........

А кто-то, может, даст своё определение любви, продолжив одну из фраз:

  • “Любовь – это...”,
  • “Любить – это...”,
  • “С любви начинается...”.

Дорогие ребята! Вы ещё молоды, у вас всё впереди. Я вам от всей души желаю, чтобы “аллеи” вашей любви были самыми светлыми, красивыми и чистыми.