Американские астронавты на Луне: афера или сенсация? (10 фото). Сколько людей было на Луне и кто они

МОСКВА, 20 июля - РИА Новости. Прославленный космонавт Алексей Леонов, лично готовившийся к участию в советской программе освоения Луны, опроверг многолетние слухи, что американские астронавты не были на Луне, а кадры, транслировавшиеся по телевидению во всем мире, якобы смонтированы в Голливуде.

Об этом он рассказал в интервью РИА Новости в преддверии 40-летия отмечаемой 20 июля первой в истории человечества высадки астронавтов США Нейла Армстронга и Эдвина Олдрина на поверхность спутника Земли .

Так были или не были американцы на луне?

"Всерьез верить в то, что американцы не были на Луне, могут только абсолютно невежественные люди. И, к сожалению, вся эта нелепая эпопея о якобы сфабрикованных в Голливуде кадрах, началась именно с самих американцев. Кстати, первый человек, который начал распространять эти слухи, был посажен в тюрьму за клевету", - отметил в этой связи Алексей Леонов.

Откуда пошли слухи?

"А началось все с того, что когда на праздновании 80-летия знаменитого американского кинорежиссера Стенли Кубрика, создавшего по книге фантаста Артура Кларка свой блестящий фильм "Одиссея 2001 года" журналисты, встретившиеся с женой Кубрика, попросили рассказать о работе ее мужа над фильмом в студиях Голливуда. И она честно сообщила, что на Земле есть всего два реальных лунных модуля - один в музее, где никогда никаких съемок не велось, и даже запрещено ходить с фотоаппаратом, а другой находится в Голливуде, где для развития логики происходящего на экране и производились досъемки высадки американцев на Луну", - уточнил советский космонавт.

Зачем применялась студийная досъемка?

Алексей Леонов пояснил, что для того, чтобы зритель смог видеть на киноэкране развитие происходящего от начала до конца, в любом кино применяются элементы досъемки.

"Нельзя же, например, было снять реальное открытие Нейлом Армстронгом люка спускаемого корабля на Луне - с поверхности это же просто некому было снять! По той же причине нельзя было снять и спуск Армстронга на Луну по лесенке из корабля. Вот эти моменты, действительно доснятые Кубриком в студиях Голливуда для развития логики происходящего, и положили начало многочисленным сплетням о том, что вся высадка якобы была смоделирована на съемочной площадке", - объяснил Алексей Леонов.

Где начинается правда и заканчивается монтаж

"Реальная съемка началась, когда Армстронг, впервые ступивший на Луну, немного освоился, установил остронаправленную антенну, через которую осуществлялась трансляция на Землю. Его напарник Базз Олдрин тогда уже тоже вышел из корабля на поверхность и начал снимать Армстронга, а тот в свою очередь снимал его перемещение по поверхности Луны", - уточнил космонавт.

Почему американский флаг развевался в безвоздушном пространстве луны?

"Приводят аргумент, что вот флаг американский на Луне развевался, а не должен бы. Флаг действительно не должен развеваться - ткань применялась с довольно жесткой армированной сеткой, полотнище было скручено в трубочку и заправлено в чехол. Астронавты взяли с собой гнездо, которое сначала вставили в лунные грунт, а затем воткнули в него древко флага, и уже потом сняли чехол. И вот когда сняли чехол, полотнище флага в условиях пониженной гравитации стало разворачиваться, а остаточная деформация пружинистой армированной сетки создала впечатление, что флаг полощется, как на ветру", - объяснил "феномен" Алексей Леонов.

"Рассуждать же о том, что весь фильм был снят на Земле - просто нелепо и смешно. В США имелись все необходимые системы, которые отслеживали сам старт ракеты-носителя, разгон, коррекцию орбиты полета, облет Луны спускаемой капсулой и ее приземление", - заключил прославленный советский космонавт.

К чему привела "лунная гонка" две космические сверхдержавы

"Мое мнение - это самое лучшее соревнование в космосе, которое когда-либо осуществляло человечество. "Лунная гонка" между СССР и США - достижение высочайших вершин науки и техники", - считает Алексей Леонов.

По его словам, после полета Юрия Гагарина президент США Кеннеди, выступая в Конгрессе, заявил, что американцы просто поздно подумали о том, какого триумфа можно достигнуть, запустив человека в космос, и поэтому русские триумфально стали первыми. В послании Кеннеди было четко обозначено: в течение десяти лет высадить человека на Луну и благополучно вернуть его обратно на Землю.

"Это был очень верный шаг великого политика - он объединил и сплотил для достижения этой цели американскую нацию. Были задействованы также огромные по тем временам средства - 25 миллиардов долларов, на сегодняшний день, это, пожалуй, все пятьдесят миллиардов. Программа предусматривала облет Луны, затем полет Тома Стаффорда до точки зависания и выбора площадки под посадку на "Аполло-10". Отправка "Аполло-11" предусматривала уже непосредственную посадку Нэйла Армстронга и Бэзза Олдрина на Луну. Майкл Коллинз при этом оставался на орбите и ждал возвращения товарищей", - рассказал Алексей Леонов.

Было сделано 18 кораблей типа "Аполло" для подготовки высадки на Луну - вся программа была реализована великолепно, кроме "Аполло-13" - с точки зрения инженерной ничего особенного там не произошло, просто вышел из строя, а точнее, взорвался один из топливных элементов, энергетика ослабла, и поэтому было принято решение не садиться на поверхность, а облететь Луну и вернуться на Землю.

Алексей Леонов отметил, что в памяти американцев остались лишь первый облет Луны Фрэнком Борманом, затем посадка Армстронга и Олдрина на Луну и история с "Аполло-13". Эти достижения сплотили американскую нацию и заставили каждого человека сопереживать, ходить со "скрещенными пальцами" и молиться за своих героев. Последний полет серии "Аполло" также был чрезвычайно интересен: американские астронавты уже не просто ходили по Луне, а ездили по ее поверхности на специальном луномобиле, делали интересные съемки.

На самом деле был пик холодной войны, и в этой обстановке американцы после успеха Юрия Гагарина просто обязаны были выиграть "лунную гонку". У СССР была тогда и своя лунная программа, и мы ее тоже реализовывали. К 1968 году она уже два года существовала, и были даже сформированы экипажи наших космонавтов для полета к Луне.

О цензуре на достижения человечества

"Запуски американцев в рамках лунной программы транслировались по телевидению, и только две страны в мире - СССР и коммунистический Китай - не стали передавать в эфир эти исторические кадры своим народам. Я и тогда считал, и теперь считаю - зря, мы просто обворовали свой народ, полет на Луну - достояние и достижение всего человечества. Американцы же смотрели старт Гагарина, выход в космос Леонова - почему советский народ не мог это видеть?!", - сокрушается Алексей Леонов.

По его словам, ограниченная группа советских космических специалистов эти запуски смотрели по закрытому каналу.

"У нас на Комсомольском проспекте была военная часть 32103, которая обеспечивала космическую трансляцию, так как ЦУПа в Королеве тогда еще не было. Видели мы, в отличие от всех остальных людей в СССР, и высадку Армстронга и Олдрина на Луну, транслировавшуюся США на весь мир. Американцы выставили на поверхности Луны телевизионную антенну, и все, что они там делали, передавали через телекамеру на Землю, было также сделано несколько повторов этих телеэфиров. Когда Армстронг встал на поверхность Луны, и все в США захлопали, мы здесь, в СССР, советские космонавты, тоже скрестили пальцы на удачу, и искренне желали ребятам успеха", - вспоминает советский космонавт.

Как проходила реализация советской лунной программы

"В 1962 году вышло постановление, подписанное лично Никитой Хрущевым, о создании космического корабля для облета Луны и применения для этого запуска ракеты-носителя "Протон" с разгонным блоком. В 1964 году Хрущев подписал программу о том, чтобы СССР осуществил в 1967 году облет, а в 1968 году - высадку на Луну и возвращение на Землю. А в 1966 году было уже постановление о формировании лунных экипажей - была сразу набрана группа для посадки на Луну", - напомнил Алексей Леонов.

Первый этап облета спутника Земли должен был быть осуществлен с помощью выведения лунного модуля Л-1 ракетой-носителем "Протон", а второй этап - посадка и возвращение обратно - на гигантской и мощнейшей ракете Н-1, оснащенной тридцатью двигателями общей тягой 4,5 тысячи тонн при весе самой ракеты около 2 тысяч тонн. Однако даже после четырех пробных пусков эта сверхтяжелая ракета так и не полетела штатно, поэтому от нее пришлось в конечном итоге отказаться.

Королев и глушко: антипатия двух гениев

"Были и другие варианты, например, с использованием 600-тонного двигателя разработки гениального конструктора Валентина Глушко, однако Сергей Королев от него отказался, так как он работал на высокотоксичном гептиле. Хотя, на мой взгляд, не в этом была причина - просто два лидера, Королев и Глушко - не могли и не хотели работать вместе. В их отношениях были свои проблемы сугубо личного характера: Сергей Королев, например, знал, что Валентин Глушко в свое время написал на него донос, в результате которого он был осужден на десять лет. Выйдя на свободу Королев об этом узнал, а вот Глушко не знал, что он об этом знает", - рассказал Алексей Леонов.

Маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества

Корабль НАСА "Аполлон-11" 20 июля 1969 года с экипажем из трех астронавтов: командир Нейл Армстронг, пилот лунного модуля Эдвин Олдрин и пилот командного модуля Майкл Коллинз - стал первым, достигшим Луны, в космической гонке СССР и США. Американцы не преследовали исследовательских задач в этой экспедиции, цель ее была проста: совершить посадку на спутнике Земли и успешно вернуться.

Корабль состоял из лунного модуля и командного, остававшегося в ходе миссии на орбите. Таким образом, из трех астронавтов побывали на Луне только двое: Армстронг и Олдрин. Им предстояло прилуниться, собрать образцы лунного грунта, сфотографироваться на спутнике Земли и установить несколько приборов. Однако главной идеологической составляющей путешествия все-таки стало водружение на луне американского флага и проведение сеанса видеосвязи с Землей.

За запуском корабля наблюдали президент США Ричард Никсон и ученый-создатель германской ракетной техники Герман Оберт. На космодроме и смонтированных смотровых площадках за стартом наблюдали в общей сложности около миллиона человек, а телетрансляцию, по заявлениям американцев, смотрели во всем мире более миллиарда человек.

"Аполлон-11" стартовал к луне 16 июля 1969 года в 13.32 по Гринвичу и вышел на лунную орбиту через 76 часов. Командный и лунный модули были расстыкованы примерно через 100 часов после старта. Несмотря на то, что НАСА предполагало посадку на поверхность Луны в автоматическом режиме, Армстронг, как командир экспедиции, принял решение сажать лунный модуль в полуавтоматическом режиме.

Лунный модуль прилунился в Морю Спокойствия 20 июля в 20 часов 17 минут 42 секунды по Гринвичу. Армстронг спустился на поверхность Луны 21 июля 1969 года в 02 часа 56 минут 20 секунд по Гринвичу. Всем известна фраза, которую он произнес, ступив на Луну: "Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества".

Через 15 минут на Луну вышел и Олдрин. Астронавты собрали необходимое количество материалов, разместили приборы и установили телевизионную камеру. После этого они в поле зрения камеры установили американский флаг и провели сеанс связи с президентом Никсоном. Астронавты оставили на Луне памятную табличку со словами: "Здесь люди с планеты Земля впервые ступили на Луну. Июль 1969 года новой эры. Мы пришли с миром от имени всего Человечества".

Олдрин пробыл на Луне около полутора часов, Армстронг - два часа десять минут. На 125-м часу миссии и 22-м часу пребывания на Луне лунный модуль стартовал с поверхности спутника Земли. Экипаж приводнился на голубой планете примерно через 195 часов после начала миссии, вскоре астронавтов подобрал подоспевший авианосец.

В 2020 году российские космонавты полетят на Луну. Такое заявление недавно сделало руководство Роскосмоса, разбередив нашу старую рану. Ведь первый полёт человека на Луну в СССР планировался ещё в 1968 году, но, увы, не состоялся... Почему? По каким причинам в конце 60-х годов мы проиграли «лунную гонку» американцам, которым удалось-таки несколько раз слетать на ближайший спутник Земли? Или, может быть, русские всё-таки побывали на Луне, но полёт закончился катастрофой, и поэтому от нас скрывают правду?

Лунная команда

Сама идея - отправить человека на Луну - сначала пришла в голову американцам. В 1961 году американский президент Джон Кеннеди заявил, что для США будет делом чести первыми побывать на Луне, чтобы взять реванш в космосе после полёта Юрия Гагарина и «утереть нос» Советам.

После этого в СССР тоже заговорили о Луне. Постановление ЦК КПСС и Совмина о лунной программе было подписано главой государства Никитой Хрущёвым в 1964 году. Планировали, что в 1967 году три пилотируемых космических корабля для начала облетят Луну, а в 1968-м на планете-спутнике состоится высадка космонавта.

По разработанной схеме, на Луну должен был ступить только один советский космонавт, предположительно - Алексей Леонов. Предполагали, что второй член экипажа в это время останется в корабле на лунной орбите. Чтобы уменьшить вес лунного корабля, конструкторы собирались отказаться от орбитального отсека для космонавтов.

«Это означало, что экипаж семь суток должен был работать и спать в скованном сидячем положении, - объяснял потом лётчик-космонавт Алексей Леонов. - Но мы были готовы на всё». Леонов, в 1965 году выходивший в открытый космос, был назначен руководителем «лунной группы».

Всего в ней числилось три экипажа по два космонавта: Алексей Леонов - Олег Макаров, Валерий Быковский - Николай Рукавишников, Павел Попович - Георгий Гречко. По словам Леонова, к полёту на Луну советские космонавты готовились очень серьёзно.

В конструкторском бюро в подмосковных Подлипках был создан супер-тренажёр, имитирующий космический корабль. Он раскручивался на огромной центрифуге, и космонавты находились внутри в состоянии невесомости. Они учились «рулить» кораблём вручную в условиях аварийной ситуации и отказа автоматики.

По словам Леонова, «лунным» космонавтам необходимо было хорошо знать все звёзды Южного полушария Земли.«Заход на посадку происходит сугубо с южной стороны Земли, точнее - с Антарктиды», - пояснил он. Чтобы изучить южное небо, космонавты занимались в обсерваториях Грузии, Армении и даже Сомали.

«Все этапы пути на Луну и обратно мы отработали, как «Отче наш», - рассказал Алексей Леонов. - И стали ждать приказа прибыть на Байконур. Однако время шло, а отмашки всё не было...». Как выяснилось, главная проблема, из-за которой полёт на Луну откладывался, была связана с ракетой-носителем: лететь-то, собственно, было не на чем.

Царь-ракета

Как выяснилось, за право сконструировать мощную ракету, которая смогла бы вывести космический корабль на лунную орбиту, в СССР боролись три ведущих конструкторских бюро: ОКБ-1 Сергея Королёва, ОКБ-52 Владимира Челомея и ОКБ-586 Михаила Янгеля.

Поначалу между ними шли бесконечные споры по поводу будущего корабля. Сергей Королёв настаивал на разработке новой ракеты Н-1, а Челомей хотел усовершенствовать свой «Протон». В качестве топлива Челомей хотел использовать азотный тетраоксид, а Королёв - керосин, кислород и водород.

По поводу конфликта ведущих конструкторов космонавт Алексей Леонов говорил так: «Очень сложные отношения и конкуренция между Королёвым и Челомеем не пошли на пользу общему делу. Их всё время сталкивали, противопоставляли друг другу. Несогласие закончилось поражением самой «лунной программы».

В середине 60-х в конструкторской войне победил Сергей Королёв, который пользовался тогда огромным авторитетом. ОКБ-1 было поручено разработать лунную ракету-носитель Н-1, которую окрестили «царь-ракетой»: высота - 105 метров, диаметр основания - 17 метров, масса - около 3 тысяч тонн.

Однако в 1966 году Сергей Королёв скоропостижно умер в самый разгар работы. «Для нас, космонавтов, это был чуть ли не конец света, - рассказывал Алексей Леонов. - Именно Королёв больше всех был «заряжен» лететь на Луну. После него «лунное дело» пустили на самотёк».

По словам Леонова, преемник Королёва, академик Василий Мишин, хоть и был неплохим проводником «королёвских идей», но «ничего не мог сдвинуть с места». «Мишин был очень хороший инженер и аналитик, но никудышный руководитель, - писал Леонов. - И не стратег...»

Четыре испытания ракеты Н-1 в 1969 - 1972 годах закончились авариями. Вот как рассказывал об этом Алексей Леонов:

«При первом запуске двигатели поработали 20 секунд и... вырвало днище. Начался пожар. Пришлось дать команду на подрыв ракеты на высоте 80 километров. Вторая ракета вообще через 10 секунд грохнулась. С третьей тоже что-то случилось. Короче, сплошная полоса неудач из-за нелепости заложенных конструкторских решений...»

Подробности этих катастроф засекречены и мало известны. Каким-то образом просочились в прессу детали одной из них, которая случилась 3 июля 1969 года:

«Через несколько секунд после старта взорвался один из двигателей, и ракета рухнула на стартовый комплекс. Байконурская степь заходила ходуном, с неба хлынул дождь из горячего металла. Люди, присутствовавшие на запуске, посыпались, как горох, в укрытия. Наутро вся степь была усыпана трупами мёртвых зверьков и птиц».

Самое обидное, что вскоре после этой катастрофы на Байконуре, а именно - 20 июля 1969 года, американские космонавты уже высадились на Луну и первыми в мире прогулялись по планете-спутнику. Лунная гонка нашей страной была проиграна.

Комплекс Луны

Если верить академику Василию Мишину, переиграть США в борьбе за Луну мы объективно не могли.

« Кишка у нас была тонка и денег не было! - говорил Мишин. - Мы были в состоянии выводить аппараты только на околоземную орбиту. А полёт к Луне - это затраты на порядок выше! США в то время могли пойти на такие огромные затраты, а мы - нет...»

Такой же точки зрения придерживался и космонавт Алексей Леонов. «Американский конгресс на освоение Луны выделил астрономическую сумму — 25 миллиардов долларов. СССР на лунную программу потратил 2,5 миллиарда рублей. Исходя из этих цифр и надо сравнивать, что сделали они и что сделали мы...»

По мнению Василия Мишина, реально слетать на Луну мы могли бы только в 1976 году. Последнее испытание ракеты Н-1 в 1974 году прошло успешнее предыдущих: она взорвалась лишь за семь секунд до отделения первой ступени, отработав 95 процентов положенного времени. По его словам, до победы оставалось полшага - нужно было ещё немного усовершенствовать двигатель.

Однако в 1974 году руководство СССР решило сначала приостановить, а затем - окончательно прекратить лунную программу. Была разобраны две уже практически готовые для испытаний ракеты, замерла работа на сотнях заводов космической отрасли.

Академик Василий Мишин считал, что руководство страны потеряло интерес к Луне сразу же после того, как американцы опередили нас в лунной гонке. «Раз опоздали, раз не первые - значит, всё...» - говорил он в интервью.

Ещё есть версия, что мы уступили американцам Луну взамен на их политические уступки. Якобы после того как свернули советскую лунную программу, в отношениях между СССР и США наступила разрядка напряжённости. И всё это якобы стало результатом неких политических договорённостей.

Возможно, что так оно и было. Но с тех пор Луна осталась для русских космонавтов непокорённой вершиной и нереализованной мечтой. Теперь остаётся только надеяться, что хотя бы в 2020 году наши мечты о полёте на Луну наконец-то осуществятся.

МОСКВА, 20 июля - РИА Новости. Прославленный космонавт Алексей Леонов, лично готовившийся к участию в советской программе освоения Луны, опроверг многолетние слухи, что американские астронавты не были на Луне, а кадры, транслировавшиеся по телевидению во всем мире, якобы смонтированы в Голливуде.

Об этом он рассказал в интервью РИА Новости в преддверии 40-летия отмечаемой 20 июля первой в истории человечества высадки астронавтов США Нейла Армстронга и Эдвина Олдрина на поверхность спутника Земли .

Так были или не были американцы на луне?

"Всерьез верить в то, что американцы не были на Луне, могут только абсолютно невежественные люди. И, к сожалению, вся эта нелепая эпопея о якобы сфабрикованных в Голливуде кадрах, началась именно с самих американцев. Кстати, первый человек, который начал распространять эти слухи, был посажен в тюрьму за клевету", - отметил в этой связи Алексей Леонов.

Откуда пошли слухи?

"А началось все с того, что когда на праздновании 80-летия знаменитого американского кинорежиссера Стенли Кубрика, создавшего по книге фантаста Артура Кларка свой блестящий фильм "Одиссея 2001 года" журналисты, встретившиеся с женой Кубрика, попросили рассказать о работе ее мужа над фильмом в студиях Голливуда. И она честно сообщила, что на Земле есть всего два реальных лунных модуля - один в музее, где никогда никаких съемок не велось, и даже запрещено ходить с фотоаппаратом, а другой находится в Голливуде, где для развития логики происходящего на экране и производились досъемки высадки американцев на Луну", - уточнил советский космонавт.

Зачем применялась студийная досъемка?

Алексей Леонов пояснил, что для того, чтобы зритель смог видеть на киноэкране развитие происходящего от начала до конца, в любом кино применяются элементы досъемки.

"Нельзя же, например, было снять реальное открытие Нейлом Армстронгом люка спускаемого корабля на Луне - с поверхности это же просто некому было снять! По той же причине нельзя было снять и спуск Армстронга на Луну по лесенке из корабля. Вот эти моменты, действительно доснятые Кубриком в студиях Голливуда для развития логики происходящего, и положили начало многочисленным сплетням о том, что вся высадка якобы была смоделирована на съемочной площадке", - объяснил Алексей Леонов.

Где начинается правда и заканчивается монтаж

"Реальная съемка началась, когда Армстронг, впервые ступивший на Луну, немного освоился, установил остронаправленную антенну, через которую осуществлялась трансляция на Землю. Его напарник Базз Олдрин тогда уже тоже вышел из корабля на поверхность и начал снимать Армстронга, а тот в свою очередь снимал его перемещение по поверхности Луны", - уточнил космонавт.

Почему американский флаг развевался в безвоздушном пространстве луны?

"Приводят аргумент, что вот флаг американский на Луне развевался, а не должен бы. Флаг действительно не должен развеваться - ткань применялась с довольно жесткой армированной сеткой, полотнище было скручено в трубочку и заправлено в чехол. Астронавты взяли с собой гнездо, которое сначала вставили в лунные грунт, а затем воткнули в него древко флага, и уже потом сняли чехол. И вот когда сняли чехол, полотнище флага в условиях пониженной гравитации стало разворачиваться, а остаточная деформация пружинистой армированной сетки создала впечатление, что флаг полощется, как на ветру", - объяснил "феномен" Алексей Леонов.

"Рассуждать же о том, что весь фильм был снят на Земле - просто нелепо и смешно. В США имелись все необходимые системы, которые отслеживали сам старт ракеты-носителя, разгон, коррекцию орбиты полета, облет Луны спускаемой капсулой и ее приземление", - заключил прославленный советский космонавт.

К чему привела "лунная гонка" две космические сверхдержавы

"Мое мнение - это самое лучшее соревнование в космосе, которое когда-либо осуществляло человечество. "Лунная гонка" между СССР и США - достижение высочайших вершин науки и техники", - считает Алексей Леонов.

По его словам, после полета Юрия Гагарина президент США Кеннеди, выступая в Конгрессе, заявил, что американцы просто поздно подумали о том, какого триумфа можно достигнуть, запустив человека в космос, и поэтому русские триумфально стали первыми. В послании Кеннеди было четко обозначено: в течение десяти лет высадить человека на Луну и благополучно вернуть его обратно на Землю.

"Это был очень верный шаг великого политика - он объединил и сплотил для достижения этой цели американскую нацию. Были задействованы также огромные по тем временам средства - 25 миллиардов долларов, на сегодняшний день, это, пожалуй, все пятьдесят миллиардов. Программа предусматривала облет Луны, затем полет Тома Стаффорда до точки зависания и выбора площадки под посадку на "Аполло-10". Отправка "Аполло-11" предусматривала уже непосредственную посадку Нэйла Армстронга и Бэзза Олдрина на Луну. Майкл Коллинз при этом оставался на орбите и ждал возвращения товарищей", - рассказал Алексей Леонов.

Было сделано 18 кораблей типа "Аполло" для подготовки высадки на Луну - вся программа была реализована великолепно, кроме "Аполло-13" - с точки зрения инженерной ничего особенного там не произошло, просто вышел из строя, а точнее, взорвался один из топливных элементов, энергетика ослабла, и поэтому было принято решение не садиться на поверхность, а облететь Луну и вернуться на Землю.

Алексей Леонов отметил, что в памяти американцев остались лишь первый облет Луны Фрэнком Борманом, затем посадка Армстронга и Олдрина на Луну и история с "Аполло-13". Эти достижения сплотили американскую нацию и заставили каждого человека сопереживать, ходить со "скрещенными пальцами" и молиться за своих героев. Последний полет серии "Аполло" также был чрезвычайно интересен: американские астронавты уже не просто ходили по Луне, а ездили по ее поверхности на специальном луномобиле, делали интересные съемки.

На самом деле был пик холодной войны, и в этой обстановке американцы после успеха Юрия Гагарина просто обязаны были выиграть "лунную гонку". У СССР была тогда и своя лунная программа, и мы ее тоже реализовывали. К 1968 году она уже два года существовала, и были даже сформированы экипажи наших космонавтов для полета к Луне.

О цензуре на достижения человечества

"Запуски американцев в рамках лунной программы транслировались по телевидению, и только две страны в мире - СССР и коммунистический Китай - не стали передавать в эфир эти исторические кадры своим народам. Я и тогда считал, и теперь считаю - зря, мы просто обворовали свой народ, полет на Луну - достояние и достижение всего человечества. Американцы же смотрели старт Гагарина, выход в космос Леонова - почему советский народ не мог это видеть?!", - сокрушается Алексей Леонов.

По его словам, ограниченная группа советских космических специалистов эти запуски смотрели по закрытому каналу.

"У нас на Комсомольском проспекте была военная часть 32103, которая обеспечивала космическую трансляцию, так как ЦУПа в Королеве тогда еще не было. Видели мы, в отличие от всех остальных людей в СССР, и высадку Армстронга и Олдрина на Луну, транслировавшуюся США на весь мир. Американцы выставили на поверхности Луны телевизионную антенну, и все, что они там делали, передавали через телекамеру на Землю, было также сделано несколько повторов этих телеэфиров. Когда Армстронг встал на поверхность Луны, и все в США захлопали, мы здесь, в СССР, советские космонавты, тоже скрестили пальцы на удачу, и искренне желали ребятам успеха", - вспоминает советский космонавт.

Как проходила реализация советской лунной программы

"В 1962 году вышло постановление, подписанное лично Никитой Хрущевым, о создании космического корабля для облета Луны и применения для этого запуска ракеты-носителя "Протон" с разгонным блоком. В 1964 году Хрущев подписал программу о том, чтобы СССР осуществил в 1967 году облет, а в 1968 году - высадку на Луну и возвращение на Землю. А в 1966 году было уже постановление о формировании лунных экипажей - была сразу набрана группа для посадки на Луну", - напомнил Алексей Леонов.

Первый этап облета спутника Земли должен был быть осуществлен с помощью выведения лунного модуля Л-1 ракетой-носителем "Протон", а второй этап - посадка и возвращение обратно - на гигантской и мощнейшей ракете Н-1, оснащенной тридцатью двигателями общей тягой 4,5 тысячи тонн при весе самой ракеты около 2 тысяч тонн. Однако даже после четырех пробных пусков эта сверхтяжелая ракета так и не полетела штатно, поэтому от нее пришлось в конечном итоге отказаться.

Королев и глушко: антипатия двух гениев

"Были и другие варианты, например, с использованием 600-тонного двигателя разработки гениального конструктора Валентина Глушко, однако Сергей Королев от него отказался, так как он работал на высокотоксичном гептиле. Хотя, на мой взгляд, не в этом была причина - просто два лидера, Королев и Глушко - не могли и не хотели работать вместе. В их отношениях были свои проблемы сугубо личного характера: Сергей Королев, например, знал, что Валентин Глушко в свое время написал на него донос, в результате которого он был осужден на десять лет. Выйдя на свободу Королев об этом узнал, а вот Глушко не знал, что он об этом знает", - рассказал Алексей Леонов.

Маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества

Корабль НАСА "Аполлон-11" 20 июля 1969 года с экипажем из трех астронавтов: командир Нейл Армстронг, пилот лунного модуля Эдвин Олдрин и пилот командного модуля Майкл Коллинз - стал первым, достигшим Луны, в космической гонке СССР и США. Американцы не преследовали исследовательских задач в этой экспедиции, цель ее была проста: совершить посадку на спутнике Земли и успешно вернуться.

Корабль состоял из лунного модуля и командного, остававшегося в ходе миссии на орбите. Таким образом, из трех астронавтов побывали на Луне только двое: Армстронг и Олдрин. Им предстояло прилуниться, собрать образцы лунного грунта, сфотографироваться на спутнике Земли и установить несколько приборов. Однако главной идеологической составляющей путешествия все-таки стало водружение на луне американского флага и проведение сеанса видеосвязи с Землей.

За запуском корабля наблюдали президент США Ричард Никсон и ученый-создатель германской ракетной техники Герман Оберт. На космодроме и смонтированных смотровых площадках за стартом наблюдали в общей сложности около миллиона человек, а телетрансляцию, по заявлениям американцев, смотрели во всем мире более миллиарда человек.

"Аполлон-11" стартовал к луне 16 июля 1969 года в 13.32 по Гринвичу и вышел на лунную орбиту через 76 часов. Командный и лунный модули были расстыкованы примерно через 100 часов после старта. Несмотря на то, что НАСА предполагало посадку на поверхность Луны в автоматическом режиме, Армстронг, как командир экспедиции, принял решение сажать лунный модуль в полуавтоматическом режиме.

Лунный модуль прилунился в Морю Спокойствия 20 июля в 20 часов 17 минут 42 секунды по Гринвичу. Армстронг спустился на поверхность Луны 21 июля 1969 года в 02 часа 56 минут 20 секунд по Гринвичу. Всем известна фраза, которую он произнес, ступив на Луну: "Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества".

Через 15 минут на Луну вышел и Олдрин. Астронавты собрали необходимое количество материалов, разместили приборы и установили телевизионную камеру. После этого они в поле зрения камеры установили американский флаг и провели сеанс связи с президентом Никсоном. Астронавты оставили на Луне памятную табличку со словами: "Здесь люди с планеты Земля впервые ступили на Луну. Июль 1969 года новой эры. Мы пришли с миром от имени всего Человечества".

Олдрин пробыл на Луне около полутора часов, Армстронг - два часа десять минут. На 125-м часу миссии и 22-м часу пребывания на Луне лунный модуль стартовал с поверхности спутника Земли. Экипаж приводнился на голубой планете примерно через 195 часов после начала миссии, вскоре астронавтов подобрал подоспевший авианосец.

Первыми из землян на Луну высадились американские астронавты Нил Армстронг и Базз Олдрин.

Расскажем о них.

Нил Олден Армстронг

Нил О́лден А́рмстронг (19300805) - американский астронавт НАСА (Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства) , лётчик-испытатель, космический инженер, профессор университета, военно-морской лётчик США, первый человек, ступивший на Луну 21 июля 1969 г. в ходе лунной экспедиции корабля «Аполлон-11».

Начальная биография

Нил Армстронг родился в 1930 г. в городе Уапаконета, штат Огайо в семье аудитора правительства штата. У него шотландско-ирландское и немецкое происхождение. В связи с работой отца семья часто переезжала из города в город, пока не осела в Уапаконете в 1944 году. Нил был активным участником движения бойскаутов Америки, а в 1947 г. начал изучать авиационную промышленность в Университете Пердью. Оплату его обучения в колледже взяло на себя государство, а взамен Нил обязывался отслужить 3 года в армии после двух лет обучения. По окончании Университета получил степень бакалавра наук по авиационной технике. А в 1070 г. получил степень магистра наук по аэрокосмической технике в Университете Южной Калифорнии.

Путь в космос

Служил в ВМС США в Льюисском исследовательском центре лётчиком-испытателем, испытывал реактивные самолёты. Принимал участие в Корейской войне, совершил 78 боевых вылетов на истребителе-бомбардировщике и был один раз сбит. Был награжден: Авиационная медаль и две Золотые звезды.

В 1958 г. был зачислен в группу, в которой готовились к полетам на экспериментальном ракетоплане, в 1960 г. состоялся его первый полет. А всего он совершил 7 полетов, но вскоре разочаровался в этих полетах и ушел их группы. Но уже в сентябре 1962 г. был зачислен во 2-ой набор астронавтов НАСА.

Первый космический полет

Первый полет Армстронга состоялся в марте 1966 г.: он был командиром экипажа космического корабля «Джемини-8». Он и астронавт Дэвид Скотт осуществили первую стыковку двух космических кораблей (с беспилотной ракетой-целью «Аджена»). Полёт был прерван досрочно из-за серьёзного сбоя в работе системы двигателей ориентации корабля, который угрожал жизни астронавтов.

Второй космический полет на Луну

В июле 1969 г. Армстронг командовал экипажем космического корабля «Аполлон-11», задачей которого была первая в истории посадка на Луну. 20 июля он стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны. Об этом полете читайте на нашем сайте: Первый полет на Луну . Армстронг и Базз Олдрин провели на поверхности Луны два с половиной часа.

Посещение СССР

В 1970 г. Нил Армстронг посетил СССР: был в Ленинграде на конференции Комитета по космическим исследованиям (КОСПАР) при Международном совете по науке. После окончания конференции он в сопровождении космонавтов Георгия Берегового и Константина Феоктистова посетил Новосибирск, а затем Москву, где выступил в Академии наук ССС. Позже Армстронг рассказал корреспондентам, что наиболее трогательными и волнующими для него в ходе всего пребывания были встречи с Валентиной Гагариной и Валентиной Комаровой, вдовами погибших космонавтов.

После окончания космической деятельности

Армстронг оставил работу в NASA в 1971 году, до 1979 г. преподавал в Университете Цинциннати, был членом Национального комитета по космонавтике, вице-председателем следственной комиссии, изучавшей обстоятельства гибели шаттла «Челленджер». Занимался бизнесом.

В 1999 году принял участие в телевизионном проекте «BBC: Планеты» в качестве эксперта.

7 августа 2012 г. Армстронгу была сделана операция аортокоронарного шунтирования. Но из-за возникших после операции осложнений он скончался 25 августа 2012 г.

Замечательное заявление в связи с его смертью сделала его семья, оно заканчивалось словами: «…к тем, кто, возможно, спросит, как они могут отдать дань уважения Нилу, у нас есть простая просьба. Почтите пример служения, достижений и скромности, который он подал. А в следующий раз, когда погожим вечером вы выйдете на улицу и увидите Луну, улыбающуюся вам, подумайте о Ниле Армстронге и подмигните ему».

А астронавт Майкл Коллинз сказал очень просто: «Он был лучшим, и мне его будет страшно не хватать».

Базз Олдрин

Базз Олдрин (Эдвин Юджин Олдрин-младший) - американский авиационный инженер, полковник ВВС США в отставке и астронавт НАСА. Участник Корейской войны. Выполнял обязанности пилота лунного модуля корабля миссии «Аполлон-11», совершившего первую в истории пилотируемую посадку на Луну. 21 июля 1969 г. он стал вторым человеком, ступившим на поверхность Луны , после командира миссии Нила Армстронга.

Ранняя биография

Эдвин Олдрин родился в 1930 г. в небольшом городке Глен Ридж, штат Нью-Джерси в семье офицера Эдвина Юджина Олдрина-старшего. Род Олдринов имеет шотландские, шведские и немецкие корни. После окончания в 1946 г. средней школы в городе Монклэр поступил в Военную академию США в Вест-Пойнте. Прозвище «Buzz» возникло у Олдрина ещё в детстве: его младшая сестра не могла выговорить слово «brother» («брат») и сокращала его до «buzzer», а затем и вообще «buzz». В 1988 г. Олдрин официально сменил своё имя на Базз.

После окончания в 1951 г. Военной академии получил степень бакалавра технических наук. В том же году поступил на военную службу в ВВС США, прошел лётную подготовку в качестве лётчика-истребителя. В 1953 г. принимал участие в Корейской войне в качестве пилота самолёта F-86 «Sabre». Выполнил 66 боевых вылетов и сбил два самолёта МиГ-15.

Путь в космос

В октябре 1963 г. Олдрин вошёл в состав третьей группы астронавтов НАСА.

Первый полет

Впервые отправился в космос в качестве пилота корабля «Джемини-12» с 11 по 15 ноября 1966 г. (командиром корабля был Джеймс Ловелл, впоследствии командир героического полета «Аполлон-13»). Это был последний полёт корабля серии «Джемини», за время которого он сделал 59 оборотов вокруг Земли.

Основной целью полёта являлось сближение и стыковка с мишенью «Аджена-XII», поднятие её на орбиту высотой 555,6 км и выход в открытый космос. Второстепенные задачи: 14 различных экспериментов, отработка стыковочных манёвров и автоматическая посадка. Олдрин совершил три успешных выхода в открытый космос, в ходе которых отрабатывались навыки перемещения и выполнения различных работ, а также в одном из выходов был присоединён трос к корпусу «Аджены». С помощью присоединённого троса была проведена гравитационная стабилизация связки «Джемини-Аджена». Длительность выхода составила 5 часов 30 мин. Этот полёт доказал, что астронавты могут эффективно работать в открытом космосе. Олдрин стал первым человеком, трижды выходившим в открытый космос.

В последующие годы дважды был дублером экипажей.

Второй полет

В январе 1969 г. Олдрин был назначен пилотом лунного модуля корабля «Аполлон-11». 21 июля 1969 г. Эдвин «Базз» Олдрин стал вторым человеком, ступившим на другое небесное тело, совершив километровую прогулку по поверхности Луны. Это был его четвёртый выход в безвоздушное пространство, чем он побил свой же предыдущий мировой рекорд.

Базз Олдрин - сторонник пресвитерианской церкви. После прилунения он сообщил на Землю: «Хочу воспользоваться возможностью и попросить всех, кто меня слышит, обдумать события последних часов и вознести благодарность наиболее приемлемым для каждого способом». Тогда же Олдрин, пользуясь правами старейшины пресвитерианской церкви, провел краткую частную службу с причастием.

После НАСА

Завершив карьеру в НАСА в июле 1971 г., Олдрин стал руководителем Школы лётчиков-испытателей ВВС США на базе ВВС Эдвардс в Калифорнии. В марте 1972 г., после 21 года службы в ВВС, Олдрин ушёл в отставку. Напряжение при подготовке к полёту и потрясение от самого факта высадки на Луну оказали на Олдрина негативное воздействие. Цели, сопоставимой с полётом на Луну, больше не было. У него началась депрессия, и он начал понемногу пить. В результате ему пришлось лечь на лечение в госпиталь Сан-Антонио. Его автобиографические книги «Возвращение на Землю» и «Великолепное опустошение», опубликованные соответственно в 1973 и в 2009 гг., рассказывают о его борьбе с клинической депрессией и алкоголизмом в первые годы после ухода из НАСА. Его жизнь значительно изменилась, когда он в 1987 г. женился в третий раз на Лойс Кэннон.

После ухода из НАСА он по-прежнему занимается пропагандой освоения космоса. В 1972 г. основал консалтинговую компанию и стал её президентом. В 1985 г. стал профессором Центра аэрокосмической науки при Университете Северной Дакоты. В 1996 г. основал компанию в городе Лагуна-Бич и является её президентом.

Он видит целью НАСА в ближайшие два десятилетия возвращение на Луну, а затем полёт на Марс.