Анатомия наука о строении. Что изучает анатомия и физиология анатомия наука

Лекция №1

Тема «Введение в предмет»

План:

1) Понятие о предмете Анатомия и физиология человека

2) Основные физиологические термины

3) Конституция человека. Великие ученые анатомы и физиологии.

1. Анатомия и физиология как науки

Это составные части биологии - науки обо всем живом. Они составляют фундамент медицинского образования, медицинской науки. Достижения этих дисциплин позволяют медикам осознано вмешаться в жизненные процессы с целью их изменения в нужном для человека направлении: квалифицированно лечить, способствовать гармоничному развитию организма человека и удовлетворению его потребностей.

Анатомия - это наука о строении человека с учетом биологических закономерностей, присущих всем живым организмам, а также возрастных, половых и индивидуальных особенностей.

Анатомия - морфологическая наука (от греч.morhe - форма ). На современном этапе различают анатомию

- описательную - описание органов при вскрытии трупов;

-систематическую - изучает строение тела человека по системам - систематический подход;

-топографическую - изучает расположение органов и их взаимоотношения между собой, их проекции на скелет и кожный покров;

-пластическую - внешние формы и пропорции тела человека;

-функциональную - структура организма рассматривается в неразрывной связи с функцией- функциональный подход;

-возрастную - строение тела человек в зависимости от возраста;

-сравнительную - сравнивает строение различных животных и человека;

-патологическую анатомию – выделилась в качестве самостоятельной науки, изучает поврежденные той или иной болезнью органа и ткани.

Современная анатомия является функциональной, так как рассматривает строение тела человека в связи с его функциями. Основными методами анатомического исследования являются изучение макроскопического и микроскопического строения органов.

Физиология - наука о процессах жизнедеятельности (функциях) и механизмах их регулирования в клетках, тканях, органов, системах органов и целостном организме человека.

Физиология человека делится на нормальную - изучает деятельность здорового организма - и патологическую - закономерности появления и развития того или иного заболевания, а также механизмы выздоровления и реабилитации.

Нормальную физиологию делят:

На общую , изучающую общие закономерности жизнедеятельности человека, его реакции на воздействия окружающей среды;

- специальную (частую) - особенности функционирования отдельных тканей, органов и систем;

-прикладную - закономерности проявления деятельности человека в связи со специальными задачами и условиями (физиология труда, спорта, питания).

Основной метод исследования - эксперимент :

-острый - искусственная изоляция органов, введение лекарств и т.д.;

-хронический - целенаправленные хирургические операции.

Во всех случаях во внимание принимаются признаки, характерные для каждого конкретного человека- индивидуума (индивидуальный подход), одновременно выясняют причины и факторы, влияющие на человеческий организм (причинный подход) , анализируются особенности каждого органа (аналитический подход, по системам (систематический подход) тела человека, изучается целостный организм, подходя к нему систематически.

Систематическая анатомия изучает строение нормального , то есть здорового, человека, у которого ткани и органы не изменены в результате болезни или нарушения развития. В связи с этим нормальным (от лат. normali s - нормальный, правильный) можно считать такое строение человека, при котором обеспечивается полноценное выполнение функций организма. Это понятие условно, так как существуют варианты строения тела здорового человека, крайние формы и типичные, наиболее часто встречающиеся, которые определяются как наследственными факторами, так и факторами воздействия внешней среды.

Наиболее резко выраженные стойкие врожденные отклонения от нормы аномалиями (от греч. anomalia- неправильность). Одни аномалии не изменяют внешнего вида человека (правостороннее положение сердца), другие резко выражены и имеют внешние проявления. Такие аномалии развития называют уродствами (недоразвитие черепа, конечностей и др.). Уродства изучает наука тератология (от греч. teras, род.падеж teratos-урод).

Человека - основные предметы теоретической и практической подготовки медработников. Анатомия - наука о форме, строении и развитии организма. Основным методом анатомии было рассечение трупа (anatemne- рассечение). Анатомия человека изучает форму и строение человеческого тела и его органов. Физиология изучает функции и процессы организма, их взаимосвязь. Анатомия и физиология - составные части биологии, относятся к медико-биологическим наукам. Анатомия и физиология - теоретический фундамент клинических дисциплин. Первоосновой медицины является изучение тела человека. «Анатомия в союзе с физиологией - царица медицины» (Гиппократ). Человеческий организм является целостной системой, все части которого связаны между собой и с окружающей средой.

На ранних этапах развития анатомии проводилось лишь описание органов человеческого тела, которые наблюдали при вскрытии трупов, так появилась описательная анатомия. В начале 20 века возникла систематическая анатомия, т.к. организм стали изучать по системам органов. При хирургических вмешательствах потребовалось точно определять местоположение органов, так появилась топографическая анатомия. С учетом запросов художников выделилась пластическая анатомия, описывающая внешние формы. Затем сформировалась функциональная анатомия, т.к. органы и системы стали рассматривать во взаимосвязи с их функциями. Раздел, изучающий двигательный аппарат дал начало динамической анатомии. Возрастная анатомия изучает изменение органов и тканей в связи с возрастом. Сравнительная изучает сходства и различия организма человека и животных.

С момента изобретения микроскопа образовалась микроскопическая анатомия:

1. Описательная.

2. Систематическая.

3. Топографическая.

4. Пластическая.

5. Функциональная.

6. Динамическая.

7. Возрастная.

8. Сравнительная.

9. Микроскопическая.

10. Патологическая.

Методы анатомии:

1. Рассечение, вскрытие, препаровка на трупе с помощью скальпеля на трупе.

2. Наблюдение, осмотр тела невооруженным глазом - макроскопическая анатомия

3. Изучение с помощью микроскопа - микроскопическая анатомия

4. С помощью технических средств (рентген-лучи , эндоскопия)

5. Метод инъекции красящих веществ в органы

6. Метод коррозии (растворение тканей и сосудов, полости которых были заполнены нерастворяющимися массами)

Физиология - экспериментальная наука. Для экспериментов используют методы раздражения, удаления, пересадки органов, фистул.

Отцом физиологии является Сеченов (перенос газов по крови, теории утомления, активный отдых, центральное торможение, рефлекторная деятельность головного мозга).


Разделы физиологии:

1. Медицинская.

2. Возрастная (геронтология).

3. Физиология труда.

4. Физиология спорта.

5. Физиология питания.

6. Физиология экстремальных условий.

7. Патофизиология.

Основными методами физиологии являются: эксперимент и наблюдение. Эксперимент (опыт) может быть острым, хроническим и без оперативного вмешательства.

1. Острый - вивексия (живосечение) - Гарвей 1628 год. От руки экспериментаторов гибло около 200 млн. подопытных животных.

Он, рискуя жизнью, добывал трупы для изучения на кладбищах и на основе собственного препарирования создал труд «семь книг о строении тела человека». Дедушкой анатомии считают Гиппократа. Сервет и Гарвей опровергнули теорию Галена о кровообращении. Сервет правильно описал малый круг кровообращения, Гарвей - большой. Для утверждения данных теорий важное значение имело открытие Мальпиги капилляров (1661). Азелио описал лимфатические сосуды в брыжейке собаки. Очень важным для развития физиологии явилось открытие в 1 половине 18 века рефлекса французским физиологом Рене Декартом и теория Дарвина о том, что организмы развиваются в процессе эволюции под действием борьбы за существование, естественного отбора и наследственности.

В 1839 году Шванн открыл клеточную теорию организмов, в которой доказал, что новые клетки образуются путем деления материнских, животные клетки отличаются от растительных… В 17 веке в Москве создается первая медицинская школа при аптекарском приказе. Основатель первой анатомической школы - Загорский, его ученик - Буяльский - профессор кафедры анатомии - предложили метод бальзамирования трупов. Основоположник топографической анатомии - Пирогов Н.И . - разработал метод последовательных распилов замороженных трупов для изучения топографии органов. Развитию анатомии способствовали труды Мечникова , Бехтерева , Тимирязева, Северцова, Воробьева, Стефаниса, Зернова.

Воробьев разработал метод исследования нервной системы при помощи бинокулярной лупы с предварительной обработкой материала растворами слабых кислот.

Збарский вместе с Зерновым разработали метод бальзамирования (Ленин). Тонков вместе с учениками проводили опыты и исследования сосудистой системы. Изучением кровеносных сосудов и периферических нервов занимался Шевкуненко. Достижения в изучении лимфатической системы связаны с именами Иосифова, Стефаниса, Жданова.

Значительные результаты были получены благодаря открытию новых методик электрической регистрации деятельности органов. Изучение нервной регуляции явилось одним из самых крупных достижений физиологии 19 века (Сеченов - процесс торможения, 1862 год). В начале 20 века И.П. Павловым было создано учение о ВНД и о двух сигнальных системах. Посников открыл причины смерти на органном уровне. Клод Бернар - о внутренней среде организма (pH)., Овсянников - с/с центр, Сеченов - перенос газов кровью, утомление, активный отдых, центр торможения, рефлекторная деятельность головного мозга, Введенский - регистрация биопотенциалов, парабиоз. 1889 год - Лунин - открытие витаминов, Анохин - функциональные системы.

Огромны заслуги Павлова и в изучении физиологии кровообращения и пищеварения. Им и его учениками был разработан метод физиологической хирургии. В настоящее время больших успехов достигло исследование физиологических процессов, происходящих в в отдельных клетках и их структурных элементах. Успехи электрофизиологии тесно связаны с использованием электроники и радиотехники. Электрофизиологические исследования получили большое значение в медицине (электрокардиография , электроэнцефалография).

1. По-ня-тие и ме-тод ана-то-мии.

2. Связь ана-то-мии с дру-ги-ми нау-ка-ми.

3. Дис-ци-п-ли-ны, вхо-дя-щие в со-став ана-то-мии.

4. Струк-ту-ра сис-те-ма-ти-че-ской ана-то-мии.

5. Ос-нов-ные тер-ми-ны.

- гис-то-ло-гия — нау-ка о тка-нях;

- эм-брио-ло-гия , ко-то-рая изу-ча-ет про-цес-сы об-ра-зо-ва-ния по-ло-вых кле-ток, оп-ло-до-тво-ре-ние, за-ро-ды-ше-вое раз-ви-тие ор-га-низ-мов.

3. Ана-то-мия че-ло-ве-ка вклю-ча-ет сле-дую-щие ча-ст-ные дис-ци-п-ли-ны:

- нор-маль-ную ана-то-мию, изу-чаю-щую строе-ние здо-ро-во-го че-ло-ве-ка и его ор-га-ны;

- па-то-ло-ги-че-скую ана-то-мию - мор-фо-ло-гию боль-но-го че-ло-ве-ка;

- то-по-гра-фи-че-скую ана-то-мию - нау-ку о ме-сто-на-хо-ж-де-нии лю-бо-го ор-га-на в че-ло-ве-че-ском те-ле;

- ди-на-ми-че-скую ана-то-мию, изу-чаю-щую дви-га-тель-ный ап-па-рат с функ-цио-наль-ных по-зи-ций, что име-ет зна-че-ние для пра-виль-но-го фи-зи-че-ско-го раз-ви-тия че-ло-ве-ка.

4. В со-став сис-те-ма-ти-че-ской ана-то-мии вхо-дят :

- ос-тео-ло-гия — уче-ние о кос-тях, со-став-ляю-щих ске-лет;

- арт-ро-син-дес-мо-ло-гия — о со-еди-не-нии кос-тей и сус-та-вов;

- мио-ло-гия — о мыш-цах ске-ле-та;

- спланх-но-ло-гия — о внут-рен-но-стях;

- ан-гио-ло-гия — о со-су-ди-стой сис-те-ме;

- кар-дио-ло-гия — о серд-це;

- нев-ро-ло-гия — о нерв-ной сис-те-ме;

- эн-док-ри-но-ло-гия — об ор-га-нах внут-рен-ней сек-ре-ции;

- эс-те-зио-ло-гия — об ор-га-нах чувств.

5. Че-ло-век (Homo sapiens) от-но-сит-ся к ти-пу хор-до-вых (Chordata), под-ти-пу по-зво-ноч-ных (Vertebrata), клас-су мле-ко-пи-таю-щих (Mammalia), и вме-сте с выс-ши-ми обезь-я-на-ми со-став-ля-ет от-ряд при-ма-тов (Primates),

Те-ло че-ло-ве-ка по-строе-но по ти-пу дву-бо-ко-вой сим-мет-рии - де-лит-ся сре-дин-ной плос-ко-стью на две сим-мет-рич-ные по-ло-ви-ны.

Ос-нов-ные тер-ми-ны, ис-поль-зуе-мые при рас-смот-ре-нии раз-лич-ных ор-га-нов те-ла че-ло-ве-ку:

Плос-кость, де-ля-щая те-ло в вер-ти-каль-ном на-прав-ле-нии на две сим-мет-рич-ные по-ло-ви-ны, на-зы-ва-ет-ся сре-дин-ной;

- плос-ко-сти, па-рал-лель-ные сре-дин-ной - са-гит-таль-ны-ми;

- плос-кость, пер-пен-ди-ку-ляр-ная сре-дин-ной, - фрон-таль-ной;

- по-пе-реч-ные (го-ри-зон-таль-ные) плос-ко-сти пер-пен-ди-ку-ляр-ны сре-дин-ной и фрон-таль-ной плос-ко-стям;

Тер-мин "ме-ди-аль-но" обо-зна-ча-ет часть те-ла бли-же к сре-дин-ной плос-ко-сти;

- "ла-те-раль-но" — даль-ше от нее.

Анатомия человека — это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдель-ные органы, их конструкцию, микроскопическое строение. В зада-чи анатомии входит исследование основных этапов развития человека в процессе эволюции, особенностей строения тела и отдельных органов в различные возрастные периоды, формирова-ния человеческого организма в условиях внешней среды.

Строение тела человека современная наука рассматривает с позиций диалектического материализма. Изучать анатомию человека следует с учетом функций каждого органа и системы органов. «...Форма и функция обусловливают взаимно друг дру-га»". Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций, равно как нельзя представить себе особенности функции любого органа без понимания его строения. Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом, без объединяющей роли нервной и сосудистой систем.

Знание анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766-1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент меди-цинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассуд. ки», — писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев (1855-1931).

Основными методами анатомического исследования являются наблюдение, осмотр тела, вскрытие (от греч. anatome — рассе-чение, расчленение), а также наблюдение, изучение отдельного органа или группы органов (макроскопическая анатомия), их внутреннего строения (микроскопическая анатомия).

Макроскопическая анатомия (от греч. makros — большой) изучает строение тела, отдельных органов и их частей на уровнях, доступных невооруженному глазу, или при помощи приборов, дающих небольшое увеличение (лупа). Микроскопическая ана-томия (от греч. mikros — малый) изучает строение органов при помощи микроскопа. С появлением микроскопов из анатомии выделилась гистология (от греч. histos — ткань) — учение о тканях и цитология (от греч. kytos — клетка) — наука о строении и функциях клетки.

Анатомия широко пользуется современными техническими средствами исследования. Строение скелета, внутренних органов, расположение и вид кровеносных и лимфатических сосудов познают, используя рентгеновское излучение. Внутренние покро-вы многих полых органов исследуют (в клинике) методами эндоскопии. Для изучения внешних форм и пропорций тела чело века пользуются антропометрическими методами.

Для обозначения положения тела человека в пространстве, расположения его частей относительно друг друга используют понятия о плоскостях и осях. Исходным принято считать такое положение тела, когда человек стоит, ноги вместе, ладони обращены вперед. Человек, как и другие позвоночные, построен по принципу двусторонней (би-латеральной) симметрии, тело его делится на две половины — правую и левую. Границей меж-ду ними является срединная (медианная) плоскость,распо-ложенная вертикально и ориен-тированная спереди назад в сагиттальном направлении (от лат. sagitta — стрела). Эту плоскость называют также са-гиттальной.

Сагиттальная плоскость от-деляет правую половину тела (правый — dexter) от левой (левый — sinister). Вертикаль-ная плоскость, ориентирован-ная перпендикулярно сагит-тальной и отделяющая переднюю часть тела (передний — ante-, rior) от задней (задний — pos-terior), называется фронталь-ной (от лат. frons — лоб). Эта плоскость по своему направле-нию соответствует плоскости лба. В качестве синонимов тер-минов «передний» и «задний» при определении положения органов можно использовать соот-ветственно термины «брюшной», или «вентральный» (ventralis), «спинной», или «дорсальный» (dorsalis).

Горизонтальная плоскость ориентирована перпендикулярно двум предыдущим и отделяет лежащие ниже отделы тела (ниж-ний — inferior) от вышележащих (верхний — superior).

Эти три плоскости : сагиттальная, фронтальная и горизон-тальная — могут быть проведены через любую точку тела челове-ка; количество плоскостей может быть произвольным. Соответ-ственно плоскостям можно выделить направления (оси), которые позволяют ориентировать органы относительно положения тела. Вертикальная ось (вертикальный — verticalis) направлена вдоль тела стоящего человека. По этой оси располагаются позвоночный столб и лежащие вдоль него органы (спинной мозг, грудная и брюшная части аорты, грудной проток, пищевод).

Вертикальная ось совпадает с продольной осью (продольный — longitudinalis), которая также ориентирована вдоль тела человека независимо от его положения в пространстве, или вдоль конечности (нога, рука), или вдоль органа, длинные размеры которого преобладают над другими. Фронтальная (поперечная) ось (поперечный — transversus, transversdlis) по направлению совпадает с фрон-тальной плоскостью. Эта ось ориентирована справа налево или слева направо. Сагиттальная ось (сагиттальный — sagittalis) расположена в переднезаднем направлении, как и сагиттальная плоскость.

Для определения проекции границ органов (сердце, легкие, плевра и др.) на поверхности тела условно проводят вертикаль-ные линии, ориентированные вдоль тела человека. Передняя сре-динная линия, linea mediana anterior, проходит по передней поверхности тела человека, на границе между правой и левой его половинами. Задняя срединная линия, linea mediana poste-rior, идет вдоль позвоночного столба, над вершинами остистых отростков позвонков. Между этими двумя линиями с каждой стороны можно провести еще несколько линий через анатоми-ческие образования на поверхности тела.

Грудинная линия, linea sternalis, идет по краю грудины, среднеключичная линия, linea medioclavicularis, проходит через середину ключицы, нередко совпадает с положением соска молочной железы, в связи с чем ее называют также linea mammildris — сосковая линия. Перед-няя подмышечная линия, linea axillaris anterior, начинается от одноименной складки (plica axillaris anterior) в области подмы-шечной ямки и идет вдоль тела. Средняя подмышечная линия, linea axillaris media, начинается от самой глубокой точки под-мышечной ямки, задняя подмышечная линия, linea axillaris posterior, — от одноименной складки (plica axillaris posterior). Лопаточная линия, linea scapuldris, проходит через нижний угол лопатки, околопозвоночная линия, linea paravertebralis, — вдоль позвоночного столба через реберно-поперечные суставы (попе-речные отростки позвонков).

Знание анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766—1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент меди-цинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассуд. ки», — писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев (1855-1931).

Наука анатомия, что она изучает

Анатомия - это наука, изучающая форму и строение человеческого тела . Она относится к числу медико-биологических наук. Наряду с биологией , физиологией , биохимией , биомеханикой , спортивной медициной и другими дисциплинами она создает естественнонаучную базу физического образования и физического воспитания.

Анатомия исследует закономерности развития и строения человеческого тела в связи с его функцией, особенностями происхождения человека и взаимодействия его с окружающей средой. Анатомию человека невозможно понять, не зная его антропогенеза - происхождение как вида, филогенеза - эволюционного развития низших и высших организмов и онтогенеза - процесса индивидуального развития человека начиная с оплодотворения и заканчивая смертью.

Отечественная анатомия благодаря выдающемуся ученому П.Ф. Лесгафту (1837-1909) развивалась как анатомия функциональная. Она не ограничивалась описанием строения организма человека, а стремилась все особенности строения связать со своеобразием функций. В 1884 г. П.Ф. Лесгафт издал «Основы теоретической анатомии», в которых впервые изложил новые взгляды и подходы к изучению строения человека.

П.Ф. Лесгафт отчетливо показал, что формирование организма происходит в определенной биологической и социальной среде, причем влиянию внешней среды он отводил особенно значительную роль. Из своих теоретических положений П.Ф. Лесгафт сделал важный практический вывод: специальный комплекс систематических тренировочных нагрузок, направленных на повышение функции органов, неизбежно должен вести за собой изменение их формы и структуры, поддерживающих и закрепляющих новую функцию.

П.Ф. Лесгафт первым установил и доказал связь между анатомическим строением организма и воздействием на него физических нагрузок, создав научно обоснованную систему физического воспитания.

Традиционно основным методом исследования в анатомии является изучение трупа путем вскрытия полостей тела и препарирования режущими инструментами органов и тканей, т.е. методом расчленения целого трупа на части, отчего и пошло название анатомии (anatomio - «рассекаю»). Однако, по меткому замечанию П.Ф. Лесгафта, основным объектом изучения анатомии должен быть живой человек, а труп должен служить как дополнение общего процесса познания. В последнее время в анатомии широко используется изучение живого человека с помощью различных методов исследования: антропоскопии, или соматоскопии (внешнего осмотра), антропометрии, или соматометрии (измерение размеров и пропорций тела). Большими возможностями в изучении «живой анатомии» обладает рентгеновский метод. Он позволяет изучать расположение и строение органов на живом человека и применяется в виде рентгенографии (с последующим изучением снимков) и рентгеноскопии - просвечивания на специальном экране. Основоположниками рентгеновского метода в анатомии были отечественные анатомы П.Ф. Лесгафт и В.Н. Тонков.

Исследования на человеке часто дополняются экспериментами на животных (экспериментальная анатомия), так как в эксперименте возможно создание широкого спектра воздействия на организм, в том числе и дозированных физических нагрузок.

Еще одним преимуществом экспериментальной анатомии является возможность применять все современные методы для обработки и исследования полученного материала: гистологические, цитогенетические, электронно-микроскопические, иммунногистохимические и другие.

Изучение внешней формы и внутреннего строения органов может идти на двух уровнях: невооруженным глазом или приборами с малым увеличением - это макроскопическая анатомия (macros - «большой», scopeo - «смотрю»). В противоположность ей существует микроскопическая анатомия (micros - «малый»). Она изучает детали тонкого строения организма с помощью светового микроскопа, увеличивающего изображение в 400-800 раз, а также электронного, увеличивающего объект в 100 000 раз и более.

В микроскопической анатомии выделяют науку о клетке - цитологию (cytos - «клетка», logos - «учение»), науку о тканях организма - гистологию (gistos - «ткань»).

Анатомия, гистология, цитология и эмбриология составляют общую науку о форме, строении и развитии организма, называемую морфологией (morphe - «форма»).

В зависимости от целевой и практической направленности анатомии различают:
- нормальную анатомию;
- патологическую анатомию;
- топографическую анатомию;
- пластическую анатомию;
- возрастную анатомию;
- динамическую анатомию;
- спортивную морфологию.

Каждая из перечисленных разновидностей имеет определенное значение для специалистов по физической культуре. Наиболее важной является нормальная анатомия, так как она составляет общую основу знаний спортсмена о здоровом человеке.

Знания патологической анатомии необходимы, когда речь идет о перетренировках, хронических и острых травмах у спортсменов.

В практической деятельности педагогу или тренеру приходится иметь дело с лицами различного пола и возраста, поэтому необходимы знания о возрастных и половых особенностях организма человека, что является предметом возрастной анатомии.

Большое значение имеет топографическая анатомия, изучающая взаимное распо-ложение органов, особенно для тех, кто будет осваивать спортивный массаж и травматологию.

Внешние формы и пропорциональные особенности человека (пластическая анатомия) играют большую роль в отборе и спортивной ориентации.

Умение использовать знания анатомии при анализе положений и движений тела, т.е. динамическую анатомию (изучающую анализ работы мышц и движений в суставах), необходимо будущим специалистам по физической культуре и спорту.

Значительного развития в последние годы достигла спортивная морфология. Эта ветвь функциональной анатомии изучает воздействия систематических физических нагрузок в спорте на строение организма спортсмена (адаптация); изучает особенности строения тела, помогающие добиться высоких результатов в спорте (ориентация) и учит методам, позволяющим оценивать физическое развитие спортсмена (контроль тренированности). Эта дисциплина непосредственно вторгается в спорт высших достижений, где результаты настолько плотны, что умение использовать индивидуальные особенности строения организма при прочих равных условиях помогает добиться победы.

У истоков отечественной спортивной морфологии стоял П.Ф. Лесгафт, который впервые выявил закономерности перестройки костей под влиянием мышечной тяги: кость увеличивается в своих размерах тем значительнее, чем больше деятельность окружающих ее мышц.



Дальнейшее развитие спортивной морфологии связано с именами таких ученых, как В.В. Бунак, М.Ф. Иваницкий, М.Р. Сапин, А.А. Гладышева, В.И. Козлов, Б.А. Никитюк, Г.Э. Мартиросов, П.К. Лысов и др. Исследованиями в области спортивной морфологии активно занимаются и ученые кафедры анатомии НГУ им. П.Ф. Лесгафта.

УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОГО ОРГАНИЗМА . В современной морфологии различают пять уровней организации тела человека (рис. 1).

1. Субклеточный . На биохимическом уровне ткани состоят из молекул, которые объединяются в микро- и макромолекулы.
2. Клеточный . Клетка является элементарной частицей живого, способной передавать генетическую информацию путем самовоспроизведения, которая представляет собой сложную систему биополимеров, образующих внутриклеточные структуры - органеллы.
3. Тканевый . Ткань - это эволюционно сложившаяся совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, строение и функцию.
4. Органный . Органы - сложные структуры, состоящие из различных тканей и имеющие определенную пространственную форму, специализированные на выполнение определенной функции.
5. Системный . Различные по строению органы, связанные выполнением одноименной функции, объединяются в системы или аппараты органов. Организму свойственна совокупность всех вышеперечисленных уровней структурной организации. Целостность его обеспечивается благодаря тесным функциональным и межтканевым взаимоотношениям, а также нервной и гуморальной регуляции.

Наиболее известные ветви анатомии

  • анатомия растений - изучает структуры и взаимное расположение тканевых комплексов у растений.
  • анатомия животных - изучает структуры и взаимное расположение тканевых комплексов у животных.
  • анатомия человека - изучает структуры и взаимное расположение тканевых комплексов у человека . Эта ветвь науки имеет значение как для биологии, так и для медицины . Кроме того, знание анатомии необходимо в прикладном искусстве для правильной передачи пропорций, поз, жестов и мимики человека.

Область применения и подразделы анатомии

Как многие другие науки, анатомия имеет две стороны: практическую и теоретическую . Первая излагает правила исследования подлежащего материала, способы, приемы и технические средства, при помощи которых приобретаются сведения о строении живых существ; вторая занимается не самым исследованием, а его результатами, то есть описывает эти результаты, объясняет их, приводит в систему и делает им сравнительную оценку. Другими словами, первая есть искусство, вторая - наука анатомии.

В прежнее время анатомические исследования имели своим предметом почти исключительно человека, и только в случае крайности, когда нельзя было располагать человеческими трупами, прибегали к рассечению млекопитающих. Поэтому под собственно анатомией понимали преимущественно анатомию человека (Антропотомия). Позднее наука стала заниматься также строением животных. Таким образом возникла животная анатомия, или зоотомия. Затем начались исследования внутреннего строения растений, что составило новую отрасль науки, растительную анатомию, или фитотомию.

Так как между человеком и позвоночными, а также между всеми животными вообще существует много общего со стороны их анатомического строения, то наука неизбежно должна была прийти к изучению сходств и различий этого строения, и таким образом появилась сравнительная анатомия , которая изучает основные этапы эволюции организма человека и животных. Она связана с палеонтологией и генетикой , составляя важную опору учению о происхождении видов.

Изобретение увеличительных линз позволило увидеть, то, что кажется однородным невооруженному глазу, вследствие этого от анатомии отделилась особая наука под названием микроскопическая анатомия , или гистология , изучающая организмы на тканевом уровне. Изменения строения органических существ, связанные с постепенным развитием их из простого зародыша в зрелую особь, составляют предмет эмбриологии . Последняя вместе с гистологией носит название общей анатомии , и в противоположность этому систематической анатомии дается название частной , или описательной анатомии.

Анатомия здорового человека подразделяется соответственно употребляемому ею методу изложения на систематическую и топографическую .

Систематическая, или описательная, анатомия занимается изучением внешних свойств, вида, положения и взаимной связи органов, рассматривая их в том порядке, в каком они слагаются для образования однородных систем, служащих для достижения одной общей конечной цели. По мере накопления информации и появления новых методов исследований, систематическая анатомия дифференцировалась на ряд научных дисциплин: остеология - учение о костях, с включением суставных хрящей (хондрология); синдесмология - учение о связках между составными частями скелета, которые связывают кости в одно подвижное целое; миология - учение о мышцах; спланхнология - учение о внутренних органах, входящих в состав дыхательной, пищеварительной и мочеполовой систем; ангиология - учение о сосудах, о кровеносной и лимфатической системах; неврология - учение о центральной, периферической нервной системах и ганглиях (нервных узлах); эстезиология - наука об органах чувств; эндокринология - наука о строении и функциях эндокринной системы.

Пластическая анатомия, изучаемая художниками (также скульпторами и некоторыми мультипликаторами), в сущности та же топографическая анатомия, но она обращает преимущественное внимание на внешние очертания тела, пропорции, на зависимость их от внутренних частей, в особенности от мышц в их различных состояниях напряжения, наконец, на общие размеры отдельных частей тела и их взаимные отношения.

Функциональная анатомия ставит задачи выяснения взаимосвязей в строении органов и систем человеческого организма с характером их функционирования, изучает формирование органов на уровне индивидуального развития, определяя крайние пределы изменчивости, что востребовано лечебной практикой.

Большинство болезней сопровождается различными структурными изменениями в положении или строении различных органов и их тканей - исследование этих болезненных изменений составляет предмет так называемой патологической анатомии .

См. также

Литература

  • Привес М. Г., Лысенков Н. К. Анатомия человека. - 11-е переработанное и дополненное. - Гиппократ. - 704 с. - 5000 экз. - ISBN 5-8232-0192-3

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Анатомия" в других словарях:

    - (греч. anatome, от ana раз, temnein резать, сечь). Наука о формах строения органических существ. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АНАТОМИЯ греч. anatome, от ana, через, раз, и temnein, резать, сечь.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Современная энциклопедия

    АНАТОМИЯ, анатомии, мн. нет, жен. (от греч. anatome разрезание). Наука о внутреннем строении органических тел. Анатомия человека. Анатомия растений. Описательная анатомия. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Анатомия - (от греческого anatome рассечение), наука о строении (преимущественно внутреннем) организма, раздел морфологии. Различают анатомию животных, анатомию растений, анатомию человека (основные разделы нормальная анатомия и патологическая анатомия) и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Анатомия - наука о строении человеческого тела и его органов.

Анатомия - очень древняя наука. Возраст её насчитывает несколько тысяч лет. Первые анатомические сведения встречаются уже в письменных источниках древних египтян и античных греков, хотя и скудные и часто неточные. Неточность описаний может объясняться тем, что, к примеру, в древней Греции было запрещено вскрывать человеческие трупы, и Аристотель, интересовавшийся, кроме прочего, анатомией, вынужден был удовлетворять свой учёный интерес, вскрывая трупы животных. Римский врач Клавдий Гален также вскрывал трупы животных, в частности обезьян, полагая, что их анатомия мало отличается от анатомии человека. Изредка Галену удавалось изучать и человеческое тело - он вскрывал трупы самоубийц, выловленные из Тибра. Гален составил подробные описания костей, суставов, мышц и пр. В течение многих столетий труды Галена оставались главным источником знаний по анатомии. Большой вклад в развитие анатомии как науки внёс врач из Бухары Абу-Али Ибн-Сина (Авиценна), несмотря на то, что религия мусульман запрещала производить вскрытия.

Основательное изучение человеческого тела начинается в Европе в эпоху Возрождения, когда католическая церковь несколько ослабляет запрет на вскрытия. Леонардо да Винчи, художник и учёный, начинает систематически препарировать трупы и делать зарисовки с подробными описаниями. Он произвёл несколько десятков вскрытий и оставил после себя 13 томов рисунков по анатомии. Леонардо да Винчи развеял заблуждения в отношении некоторых органов, например, сердца, мозга, он открыл щитовидную железу, классифицировал мышцы. Настоящим реформатором науки анатомии стал фламандец Андрей Везалий (1514-1564), происходивший из семьи придворного аптекаря. Он учился в университете города Лувена, затем в Парижском университете у знаменитого анатома Сильвия. После, занимаясь анатомией самостоятельно, он испытывал немалые трудности. Ему приходилось похищать кости с кладбищ из разрытых собаками могил, а также забирать по ночам трупы казнённых преступников и тайно вскрывать их в подземелье. Можно представить себе, какие слухи пустил бы о Везалий современник, прознай он о его действиях. С 1537 г. Андрей Везалий живёт в Венецианской республике. В падуанском университете молодой доктор медицины преподаёт анатомию. Правительство Венецианской республики поддерживало образованных людей и создавало более-менее благоприятные условия для развития науки. У Везалия появляется возможность продолжить исследования. Окружённый сотнями студентов, он производит одно вскрытие за другим. В «материале» особого недостатка не было: Везалию дозволили вскрывать трупы казнённых преступников.

Везалий опроверг многие, бытовавшие до его времени, представления Галена, в том числе и о строении человеческого сердца, и о вместилище души. Ученики и последователи Везалия - Бартоломео Евстахий, Габриель Фаллопий, Леонардо Боталло, Констанцо Варолий и др. также посвятили свою жизнь анатомическим исследованиям, и в современной медицинской терминологии можно встретить их имена (Евстахиева труба, Боталлов проток, Варолиев мост и т. д.).

С XVII в. анатомия как наука усиленно развивается университетами Англии, Франции и Нидерландов. Фредерик Рюйш создаёт анатомический музей, Уильям Гарвей публикует знаменитое «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных», Марчелло Мальпиги открыл капиллярные сосуды в почках и лёгких.

В это же время появляется большой интерес к анатомии в России. Епифаном Славинецким была переведена на русский язык книга Везалия, Петром I куплена и перевезена в Россию коллекция анатомических препаратов Рюйша, в Главном морском госпитале в Петербурге начато преподавание науки анатомии с публичным вскрытием трупов, в середине XVIII века был издан анатомический атлас. Широко известны имена первых русских ученых-анатомов: ученика Ломоносова А. П. Протасова, профессора Московской госпитальной школы К. И. Щепина, С. Г. Зыбелина, читавшего курс анатомии в Московском университете, врача-хирурга и одновременно прекрасного рисовальщика М. И. Шеина.

В начале XIX века в России появились первые учебники по анатомии: руководство П. А. Загорского «К познанию строения человеческого тела», «Курс анатомии» Е. О. Мухина; М. И. Шейном переведён на русский язык труд по анатомии Гейстера.

Поистине отцом топографической анатомии можно назвать Н. И. Пирогова, создавшего учение о расположении основных кровеносных сосудов и нервных стволов, придумавшего для изучения топографии метод распилов замороженных трупов: распилы проводятся в разных плоскостях и это проясняет картину взаимного расположения органов.

Учёному П. Ф. Лесгафту принадлежат многие сочинения по теоретической анатомии. Он занимался изучением функционально-анатомических связей. Предмет его знаменитой книги «Основы теоретической анатомии» - взаимозависимость функций органов и их строения.

Советскому анатому В. П. Воробьёву принадлежит - идея нового подхода к изучению анатомии человека, не в статике, как это делалось прежде, а в динамике. Воробьёв - автор многотомного «Атласа анатомии человека». Вместе с профессором Б. И. Збарским Воробьёв бальзамировал тело Ленина.

Анатомия является одной из основных медицинских наук. Без знания анатомии невозможно понимание жизнедеятельности организма, причин и развития заболеваний. Анатомия как наука тесно связана со многими другими науками, в частности, с физиологией, гистологией (наукой о тканях), цитологией (наукой о клетке). Анатомия состоит из ряда разделов. Остеология - раздел, рассматривающий костную систему, ангиология - сосудистую, миология - мышечную, неврология занимается нервной системой, спланхнология - органами пищеварительной, дыхательной, мочеполовой систем и т. д.

В зависимости от изложения различают анатомию систематическую или описательную (здесь описывается форма и строение органов), топографическую (занимающуюся не отдельными органами и системами, а всей совокупностью их в определённой части тела), имеющей большое значение в хирургии, и пластическую, обращающую особое внимание на изучение наружных форм тела.

Если анатомия занимается изучением здоровых органов и систем, то она называется нормальной анатомией, если же она рассматривает болезненные изменения в органах, то называется патологической.

Сравнительная анатомия (этот термин был предложен английским философом Фрэнсисом Бэконом) изучает сходные черты в строении различных животных и человека. Сравнительная анатомия освещает происхождение и родственные связи между различными группами организмов в процессе эволюции.

Чтобы предупредить процессы гниения в тканях тела, анатомы применяют формалин, спирт и другие жидкости.

Помещения, в которых производятся вскрытия, препарирование и преподавание анатомических знаний, по традиции называются анатомическими театрами.

Анатомический инструментарий очень разнообразен. К нему относятся скальпели, ножницы разных видов, пинцеты, пилы, шприцы, крючки, костные кусачки, зажимы, зеркала и пр. Широко используются микроскопы, рентгеновские установки, с недавнего времени - компьютеры.