Цели по smart расшифровка. SMART-цели и их постановка

Постановка целей по smart – «умной» технологии, придающей задачам реалистичность, является мощным инструментом. Он позволяет правильно оценить положение вещей и сделать цели достижимыми.

Критерии постановки цели по smart просты и лаконичны. Но для того, чтобы соответствовать им, нужно провести предварительную работу по декомпозиции – разложение планов до уровня мелких ежедневных действий. А потом применить метод PDCA (цикл Деминга), чтобы ни на шаг не отступать от поставленных задач и в случае необходимости вовремя скорректировать тактику их достижения.

Итак, постановка цели по smart предполагает много работы:

  • декомпозиция, чтобы вписаться в критерии цели по smart;
  • SMART, чтобы закрепить результаты декомпозиции в наглядной и лаконичной форме»;
  • PDCA, чтобы постоянно следовать поставленным задачам.

Цели по системе smart: разбираемся с технологией

Разберем сначала критерии цели по технологии smart. Примеры приведем чуть дальше.

SMART - это изящный акроним, который формирует слово, в переводе с английского означающее – «умный». Каждая буква в нем является первой в названии одного из неотъемлемых параметров правильной цели:

  • S - specific - конкретная;
  • M - measurable - измеримая;
  • A - achievable, ambitious, agressive, аttractive - достижимая, амбициозная, агрессивная, привлекательна;
  • R - relevant, resource - согласованная, ресурс;
  • T - time bound - ограниченная по времени.

S (specific) - конкретная

По сути, это «венец» цели по smart. В коротком тезисе содержится вся необходимая информация, который отвечает на вопросы: что именно должно быть сделано, когда и в каких количественных показателях?

M (measurable) - измеримая

Этот критерий расшифровывает цель. Прописываются чек-поинты, реперные точки, контрольные показатели, выполнение которых приведет к достижению цели. Именно по ним необходимо ориентироваться, достигнута ли цель или нет. Данные показатели вычисляются по методу декомпозиции, но об этом чуть ниже.

A (achievable, ambitious, agres s ive, аttractive) - достижимая, амбициозная, агрессивная, привлекательная

Это многогранный критерий . И у всех она своя. Самое главное, чтобы цель для каждого оставалась привлекательной (аttractive).

Достижимая (achievable) – для сотрудников. Вы спускаете четкие и ясные показатели эффективности подчиненным по их индивидуальной ежедневной активности, которые соответствуют стандартам отрасли. Обеспечиваете ресурсами их выполнение (рабочие места, технологии, , обучение и т.д.). Затем мотивируете на результат материальными и нематериальными методами.

Амбициозная (ambitious) – для руководителей. Для них достижение цели должно стать не просто выполнением показателей, как для рядовых сотрудников, но и вызовом всех их опыту, знаниям, уму и сообразительности. Они должны понимать, что в их руках большой проект и есть определенные ограниченные ресурсы для его реализации.

Агрессивная (agressive) – для собственников. Это самый высокий уровень. Поставленная самим предпринимателем цель должная несколько превосходить его представления и кажущиеся возможности. В противном случае вы просто не будете двигаться вперед.

R (relevant) – реалистичная, актуальная.

Данный параметр отвечает за реалистичность и уместность тех методов, которыми вы будете пользоваться. Чтобы понять, что реально, а что нет, все задачи должны разбиваться на этапы и подзадачи. Это опять же к вопросу о декомпозиции.

T (time bound) - ограниченная во времени

Тут все предельно, ясно. Цель должна иметь сроки. Иначе, все ваши самые лучшие порывы и инициативы превратятся в аморфное состояние. Чтобы соблюдать сроки, контролируйте выполнение промежуточных показателей.

Цели по smart пример

Формулировка цели по smart предполагает ясно изложенные по алгоритму и в соответствии с параметрами технологии тезисы.

Цель должна быть конкретной

Неправильно

Стать лидером рынка

Правильно

Войти в десятку топовых компаний отрасли к 01.01.2019, увеличив выручку на 25%, прибыль на 10%, достигнув оборота 900 000 млн руб. в год.

Цель должна быть измеримой

Неправильно

Делать больше продаж

Правильно

Чтобы достичь цели, каждый продавец должен закрыть 10 сделок в месяц со средним чеком 100 000 руб. (Цифры являются результатом декомпозиции планов по прибыли)

Неправильно

Достичь повышения прибыли на 10%

Правильно

К окончанию второго квартала достичь повышения прибыли на 10%

Цели проекта по smart: их разновидности

Чтобы вам было проще, разберемся, какой может быть постановка целей по smart. Примеры, которые мы приведем, являются стандартными бизнес-задачами. Каждую из них можно и нужно «smartировать».

Финансовый результат

Цель по финансовому результату может быть только одна – увеличение прибыли. Это общая и основная задача любого бизнеса. Чтобы подготовить ее к «прогону» по smart, воспользуйтесь методом декомпозиции.

  1. Поставьте цель по прибыли
  2. Вычислите необходимые объем выручки по доле прибыли
  3. Посчитайте количество успешных сделок, разделив выручку на средний чек
  4. Узнайте сколько потребуется лидов с учетом имеющейся и улучшающейся
  5. Установите количество действий на каждом этапе бизнес процесса по промежуточной конверсии.
  6. Разделите полученный результат на количество рабочих дней
  7. Посмотрите способны ли на сегодняшнем уровне закрыть поставленную цель по прибыли. Или придется нанимать дополнительных продавцов? Если, все реально, то сформулируйте цель по smart.

Лидогенерация и лидоконвертация

Это более частные цели, нежели планы по прибыли. Тем не менее, их достижение способно самым существенным образом повлиять на финансовый результат. Задачи по и лидоконвертации также нужно ставить по smart.

Лидогенерация – замеряйте эффективность каналов и работайте с маркетинговым бюджетом.

Лидоконвертация – отслеживайте работу сотрудников на каждом этапе бизнес-процесса, а затем корректируйте их тактику или проводите тренинги.

Повышение показателей активности продавцов

Под показателями активности подразумевается количество действий сотрудников: звонков, встреч, отправленных коммерческих предложений и выставленных счетов. Цель, заключающаяся в повышении этих показателей, также является вспомогательной. Но она должна быть конкретной, и ее достижение напрямую влияет на выручку.

Цель по технологии smart: PDCA

Как только цели поставлены, декомпозированы и очерчены по smart, приступайте к их воплощению по технологии PDCA.

PDCA или цикл Деминга представляет собой постоянный «круг» действий, которые направленны на улучшение всех методов, ведущих к цели по алгоритму:

  • Plan - Планируй
  • Do -Делай
  • Check - Проверяй
  • Act - Корректируй/действуй

На практике сначала ставите цели по методике smart в цифрах, (plan), потом совершаете действия (do), которые приведут к этим целям. Затем проверяете результаты (check) и вносите изменения (act). И так по кругу до тех пор, пока вы не придете к тем цифрам, которые запланировали.

Раскроем подробнее фазы по PDCA – подхода, способствующего реализацию целей по smart.

Планирование

В фазе планирования происходит декомпозиция больших целей до уровня ежедневных показателей для каждого сотрудника коммерческой структуры компании.

  1. Оценка текущей ситуации
  2. Подсчет показателей
  3. Разработка плана мер
  4. Выделение ресурсов для реализации плана мер
  5. Обозначение промежуточных чек-поинтов
  6. Распределение ответственности

Реализация плана

Сотрудники начинают действовать в соответствии с утвержденным планом. Тут важно четко следовать задуманному, чтобы понять, насколько прогнозы совпадают с реальным положением вещей.

Контроль

Контроль осуществляется на ежедневной основе по системе оперативной отчетности. Данная система предполагает оценку персонального результата работы сотрудника по 3 формам отчетности.

1. «План оплат на неделю». В форме в обязательном порядке проставляются ориентировочные даты поступления средств от контрагентов.

2. «План оплат на завтра». Частная форма предыдущего отчета, которая способствует выполнению еженедельного плана.

3. «Факт оплат за сегодня». Все оплаты, которые были запланированы на определенный день должны пройти. Если этого не происходит, значит требуется немедленная коррекция.

Также организационно контроль осуществляется через регулярные совещания с обсуждением целей по smart. Совещания бывают 3 видов:

  1. Еженедельные собрания
  2. Ежедневные собрания
  3. «Летучки»

Еженедельные собрания длятся 1-1,5 часа и затрагивают широкий спектр тем: публичное оглашение планов для каждого менеджера, работа над ошибками, промежуточные результаты конкурсов, точечное обучение.

Ежедневные собрания длятся 30 минут и имеют целью контроль ежедневных результатов, а также промежуточное стимулирование сотрудников.

«Летучки» – это такие пятиминутные планерки с отдельными представителями отдела продаж, тактику которых необходимо «подретушировать».

Самое главное, чтобы совещания всегда имели четкий регламент. Приведем пример.

  • Факт за прошедший день (по каждому сотруднику и отделам);
  • План на сегодня (по каждому сотруднику и отделам);
  • Что сделать, чтобы повторить успех или наоборот не допустить ошибок;
  • Итоги по отдельным показателям эффективности.

Корректировка

По результатам проверки могут быть выявлены некоторые несоответствия между целями по smart и реальным положением вещей. В этом случае требуется корректировка тактик. Однако, чем качественнее смартированы задачи, тем незначительнее будут вносимые изменения.

Мы рассказали, как правильно обращаться с целями: ставить, декомпозировать, проверять и затем воплощать их. Придерживайтесь алгоритма и совершенствуйте свои методы.

До сих пор не знаете, что такое программа SMART? Имеете примерное представление, но никак не решаетесь взяться? Тогда вам стоит ответить на такой вопрос: как часто вы ставите перед собой ? Сложно ответить, не правда ли? Вот почему планирование SMART необходимо для человека, так как главная задача – это максимальная помощь в достижении собственных желаний. Здесь вы сможете цели перед собой ставить, и добиваться их, то в лучшую сторону.

Немного из истории системы планирования SMART

Эта хитрая аббревиатура означает постановку правильных задач, их управление и личностное развитие. Человек, который придумал SMART, не так хорошо известен, зато ясно одно – такая вещь придумана не просто так, она несет в себе глубокий смысл. В переводе с английского языка данное слово обозначает отличную характеристику человека, т.е. «умный». Вот почему с самого начала планирование называется именно данным термином, ведь это самая настоящая умная формула. В своих работах активно применяет методику SMART ученый Дж. Доран.

Расшифровка аббревиатуры SMART

  1. S – specific – конкретный. Все верно, поставленная перед собой цель должна быть максимально конкретной. Здесь не должно быть воды и дополнительных напрашивающихся вопросов. Не стоит путать specific с simple. Простота не сможет сделать желаемую цель ближе к реализации. Конкретика – вот главное качество вашей задачи. Более того, цель должна иметь ответ на все пять вопросов:
  • что необходимо достичь?;
  • для чего важно желаемое, есть ли выгоды?;
  • кто работает с поставленной задачей?;
  • где происходит работа?;
  • есть ли ограничения к работе?
  1. M – measurable – измеримый. Для каждой цели важны рамки ее достижения, а так же степени реализации. Эти критерии необходимы, так как без них невозможно контролировать процесс и оценивать выполненный результат. Измеримость – это как график выполнения работы, с помощью которого можно отслеживать время, потраченное на работу. Отлично, если у человека получается закончить проект раньше указанного срока. Это означает, что он пользуется измеримым материалом для достижения своих интересов.
  2. A – achievable – достижимость. Чтобы цель была выполнена, над ней стоит работать. Данное качество в цепочке SMART включается в себя самоотдачу, самоконтроль, самоорганизацию, трудоспособность. Поставленная перед собой задача должна быть умной, сделанной не зря. Вот почему достижимость является важным моментом.
  3. R – relevant – актуальность. Поставив перед собой четкую задача, необходимо прокрутить ее в себе несколько раз и понять, нужно ли это все вам. Достаточно ли актуально то, к чему вы решили идти? Стоит ли вообще действовать? Будет ли все это в дальнейшем полезно для развития? Если хотя бы на один вопрос нет ответа – значит, вы ставите перед собой не ту планку, которой стоит добиваться. Цель SMART должны быть максимально актуальной.
  4. T – time-bound – время. Какими бы ни были временные рамки, все же следует достигать свою цель как можно быстрее. От темпа зависит личный рост, развитие и реализации задачи. Время – очень растяжимое понятие, у него нет границ. Человек должен создать свои рамки, в которые он точно уложится. А лучше всего – сделать все раньше указанного срока.

Если методика SMART не работает

Иногда СМАРтирование целей не подходит некоторым людям. Дело здесь вовсе не в плохой методике, и не в том, что люди что-то делают неправильно, основываясь на аббревиатуру. Скорее всего, планирования не получается, потому что у человека сложный характер, он не может себя заставить что-то сделать. Вот лишь несколько примеров, когда SMART не работает:

  1. Нет смысла ставить перед собой цель, которая в итоге все равно не будет достигнуть. Речь идет о времени и о том, как человек планирует его потратить. Разве задача является актуальной, если временные рамки каждый день меняются? Если вы поставили перед собой четкий план, то нужно ему следовать и не откладывать на потом.
  2. План собственных действий – важная часть СМАРТирования, это нельзя игнорировать. Если человека лень написать на бумаге свой план – это уже говорит о том, что никакого достижения не будет. Как добиться того, что даже не показано хотя бы визуально? Шаги к цели без шаблона – это бесполезные действия, которые ни к чему не приведут.
  3. Стоит подкорректировать SMART идею, если результат не так важен, как правильное движение к нему.
  4. SMART цели не подойдут тем людям, кто считает, что все происходит по щелчку пальцев. Действия по наитию – это не самый лучший способ планирования. Возможно, кому-то данный метод отлично помог, но уж точно не в СМАРтировании. Полагаться на удачу может каждый, а вот сделать первые шаги к осуществлению задуманного – это уже настоящий труд.

SMART цели: примеры

Вся вышеперечисленная теория ничто по сравнению с практикой. Итак, цель звучит так: зарабатывать больше. Теперь, рассмотрим SMART критерии к данной задаче.

  1. S – конкретика состоит в том, насколько больше хочет зарабатывать человек. В числах желательно тоже не быть как можно точнее. Не обязательно озвучивать точную сумму, достаточно лишь дать точный процент. Например, заработанная сумма должна быть на 20% выше нынешнего заработка. Желаете взять планку выше? Не стесняйтесь собственных желаний.
  2. M – задайтесь вопросом, возможно ли измерить доход? Сядьте и посчитайте, что составит 120% от нынешнего заработка. Это приведет к конечной измеримой цели.
  3. A – цель при любом раскладе является достижимой. Здесь необходимо лишь постараться ее воплотить в жизнь. Корректная и четкая постановка задачи – это уже путь к успеху. В данном случае важно мотивировать себя каждый день, чтобы добиться желаемого результата.
  4. R – о том, реальна ли ваша цель – судить только вам. Но чтобы было легче определить ее актуальность, вот ряд вопросов, которые обязательно помогут.
  • готовы ли вы с головой погрузиться в работу ради достижения цели?;
  • сможете ли вы справиться с самоорганизацией и гарантировать себе ?;
  • не скажется ли достижение поставленной задачи на вас и ваших родных?;
  • готовы ли вы жертвовать, чтобы добиться желаемого результата?;
  • есть ли выгоды?

Эти вопросы не просто так, на них важно ответить честно.

  1. T – продумайте, сможете ли вы достичь желаемого за определенное время. Поставьте для себя указанный срок и постарайтесь максимально уложиться в это период. Думаете, что не справитесь за сжатые сроки? Тогда перед достижением цели лучше подумать о более длинном периоде. Стоит помнить, что этот пункт продумывается перед тем, как предпринимаются пути реализации, а не после.

Нюансы планирования SMART

Некоторые люди ставят перед собой очень необдуманные цели. Например, покататься на тигре, окончить среднее учебное заведение с медалью, переплыть океан на матрасе. Идей, на самом деле, очень много – почти столько же, сколько фантазий. Кстати, не стоит путать цель с мечтами. Это абсолютно две разные вещи, которые никак не соприкасаются друг с другом. Мы не любим слишком практичных людей, но именно для них SMART планирование покажется логичным и правильным. Так же, именно у таких людей все получается, так как их цели зачастую достижимы и конкретны. Если же перед вами стоит четкая задача получить хорошее высшее образование, то стоит не забывать о том, что здесь имеются свои подпункты:

  • назвать конкретное учебное заведение для поступления, факультет, а так же поступить туда;
  • присутствовать на занятиях, выполнять домашние задания и все, что просит преподаватель;
  • не останавливаться на обучении в рамках вуза и развиваться самостоятельно, отличный тому совет – репетиторы или обучающих программы на компьютере.

Почему необходимо указывать временные рамки? Человек может хоть всю жизнь идти к задуманному, многие так и не добиваются того, чего так сильно хотят. Почему? У них не сформулированы временные рамки SMART идеи, хотя все остальные пункты выполняются на отлично. Указанный период – это собственная мотивация к успеху, толчок к тому, что необходимо действовать каждый день, чтобы был результат. Посмотрите на эти 2 цели, вроде бы в них нет ничего особенного, но временной промежуток очень четко сформулирован.

  • к концу этого года заработать 60000 долларов созданием сайтов для строительства и отделки квартир;
  • за 3 года выучить французский язык, чтобы устроиться на работу в Париж.

SMART мотивация

Этот пункт не менее важен, так как для того, чтобы что-то сделать, необходимо этим загореться. Вот здесь и появляется мотивация, которая толкает человека на то, чтобы действовать. Вместе с мотивацией приходит и стимул, что так же немаловажно. Чтобы SMART идея была желанной, говорите себе каждый день, что вы справитесь, у вас все получится, победа не за горами. Ваше подсознание начнет в это верить, пропадет такое качество как лень. Мало мотивации? Посмотрите видео на тему вашей поставленной цели, обратите внимание на людей, которые всего добились и были такими же когда-то, как и вы. Запишите на бумаге то, что в итоге вы получите, перечитывайте все это, что мотивировать себя внутренне. Стоит знать, что сила мысли – это мощная штука, ведь почти все, о чем человек часто думает – сбывается. Попробуйте мотивировать себя и через этот метод.

Настрой на достижение цели

Для поставленной задачи необходим соответствующий отличный настрой. Если действовать без интереса, то ничего не получится. Мыслите шире, творчески, ищите во всем неординарное и креативное, принимайте уникальные решения, не бойтесь рисковать. Многие известные люди добились желаемых результатов, потому что подошли к SMART идее с огоньком в глазах, с жадным интересом. Яркий тому пример – бизнесмены, у которых за плечами огромные преодоленные преграды на пути к цели. Зато сейчас у них нет проблем в зарабатывании денег, ведь когда-то давно они поставили перед собой планку добиться чего-то, набрались терпения и превратили задачу в очень интересный этап своей жизни. Этот период учит чему-то новому, прибавляет мудрости. Это ли не самое главное – быть не по годам умным? Достижение цели прямо пропорционально зависит от того, насколько вы будете мудры и хитры в своих решениях.

СМАРТирование – это гениальная вещь, если вдуматься в нее внимательно. Все зависит от человека, насколько сильно он желает добиться поставленной перед собой планки. Абсолютно каждый может к чему-то прийти в жизни, просто не все люди считают, что смогут это сделать. На основе пережитых неудач или малого багажа знаний, мы часто пренебрегаем такой идее как СМАРТ. Мы считаем, что все это не для нас, что этим могут воспользоваться только умные и опытные люди. На самом же деле, все с точности наоборот. Достаточно лишь знать, чего вы хотите, а остальное уже будет автоматически идти по гениальной SMART технологии.

Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня мне бы хотелось поговорить о целях и секретах их достижения. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему у одних людей получается практически все, как будто препятствия рассыпаются перед ними, как только они берутся за дело, а у других все валится из рук и малейшие сложности превращаются в глобальную стену, парализующую всякую активность? Одним из главных факторов успеха является умение правильно ставить цели. Можно ли этому научиться? Конечно. В практике менеджмента давно и успешно используется SMART техника постановки целей, которая позволяет ставить цели, неизменно приводящие к успеху.

Почему эта методика может быть эффективна в обычной жизни каждого человека и помогать воплощать мечты в реальность? Потому что в ее основе лежат основные принципы работы мозга, регулирующие активность человека.

Введение

Фактически технология СМАРТ позволяет сознательно запустить внутренние механизмы мотивации, направить жизненные силы в нужную сторону. Кажется фантастикой, но именно то, как сформулирована цель, оказывает решающее влияние на главное: удастся ли убедить мозг направить энергию на ее достижение.

Спросите себя: какой лев поймает антилопу? Ленивый, нехотя шевелящий лапами, кое как оглядывающийся по сторонам, или стремительно летящий по прериям, вкладывающий все силы в охоту и ничего не замечающий вокруг, кроме будущей добычи? Ответ очевиден. Технология СМАРТ – это удивительный способ мобилизовать энергию и направить ее на получение необходимого результата.

Как работает технология СМАРТ и в чем секрет ее эффективности?

Слово SMART состоит из первых букв слов, обозначающих главные критерии оценки того, правильно ли поставлена цель:

  • S — Specific , что значит конкретный, выраженный в понятиях реальности;
  • M — Measurable , то есть измеримый, выраженный в каких-то конкретных единицах: штуках, килограммах, рублях – чем угодно, лишь бы были числа.
  • А — Achievable - что можно перевести как достижимый, то есть действие, осуществление которого оценивается сознанием как вполне возможное.
  • R — Realistik - полезный, актуальный, нужный для чего-то действительно значимого для человека.
  • Т- Timed - ограниченный во времени, когда для получения результата намечена четкая дата: день, месяц и год, иногда даже и час.

Давайте рассмотрим, почему и как цели, соответствующие каждому из этих критериев, открывают в человеке прилив внутренних сил, пробуждают вдохновение и энтузиазм для получения результата.

S — Specific: Почему конкретные цели осуществить легко?

Что лежит в основе сложностей, связанных с постановкой конкретных целей? Шутка, которую сыграла с нами природа. Научившись мыслить абстрактно и оперировать понятиями на самом высоком уровне обобщения, действовать человек по-прежнему может только с конкретными предметами. Мозг вырабатывает ферменты, стимулирующие активность, только если получает сигнал к действию в окружающем его физическом мире.

Поэтому к достижению даже самой абстрактной цели могут привести лишь конкретные действия и только тогда, когда они будут осуществлены.

Одной только силой мысли ничего не добьешься.

Стать счастливым в физическом мире может означать жениться и родить детей, или занять высокую должность в респектабельно компании, или переехать жить в теплую страну. Стать богатым – заработать 100000000 долларов или построить дом, купить ферму и т.д.

Как только цель формулируется на языке реальности, мозг начинает ее воспринимать не как объект рассуждений, а как команду к действию. Тут же запускаются имеющиеся в нашем сознании механизмы, включающие привычные паттерны мышления и наш мозг, иной раз даже подсознательно, начинает подыскивать пути к достижению цели, искать решения возникающих проблем. А кто ищет, тот всегда найдет.

M — Measurable: Как сила чисел влияет на прилив сил?

Почему так сложно достигать неизмеримых целей? Ответ прост. Даже если вы их уже достигли, вы не сможете этого понять. Только когда желаемый результат выражен в каких-то точных единицах, можно сказать присутствует он или нет. Можно даже точно определить сколько единиц уже есть, а скольких не хватает. Для человеческого сознания это очень важно.

Доказательством могут служить эксперименты, проведенные учеными в группах детей. Испытуемым предлагались неинтересные, монотонные задания, например, зачеркивать клеточки в тетради. Если в начале работы участники действовали активно, то к концу она надоедала, дети начинали отвлекаться, или вообще прекращали работу. Тогда экспериментатор говорил, что до конца задания осталось зачеркнуть 10 клеточек.

После этого увлеченность работой и скорость выполнения задания значительно возрастали, потому что дети точно знали, сколько нужно сделать, чтобы достичь желанной цели.

А — Achievable: Почему невозможно сделать то, во что не веришь?


Почему нельзя достичь недостижимых целей? Человеческий мозг устроен так, что стремится экономить жизненную энергию, заставить его тратить силы впустую не так-то просто.

Поэтому, если сознательно или подсознательно вы не верите, что действие возможно завершить с запланированным результатом, вопреки твердо принятым решениям, вас одолеет лень или вы найдете миллион поводов и отговорок, чтобы отложить дело в долгий ящик.

Только понимание достижимости цели, четкое осознание того что и в каком порядке нужно сделать, яркий и значимый образ конечного результата позволяет пробудить в себе активность, азарт и работоспособность.

А ведь без этого достичь результата практически невозможно. Именно поэтому, сформулировав цель так, что ее достижимость станет очевидной, тщательно продумав план и порядок действий, инвентаризировав и признав наличие средств для решения поставленных задач, человек запускает природный мотивационный механизм, испытывает прилив сил и желание действовать, превращается в мощную машину по осуществлению мечты.

R — Realistik: Можно ли достичь того, что не нужно?

Всем известно, что просто так даже мухи не летают и если что-то делается, значит, оно кому-нибудь нужно. Эти пословицы заслужили народную любовь неслучайно. Для совершения любого действия человеком, необходима энергия, а за ее расход отвечает наш умный мозг.

Если ваше сознание воспринимает цель, которую вы перед ним поставили, ни как не связанной с имеющимися на данный момент потребностями, той системой целей и задач, которая существует в вашей голове, то как бы вы ни старались, вас одолеет лень или поиск бесконечных отговорок и оправданий. Это значит, что ваш мозг не признает, что поставленная цель позволит удовлетворить насущные потребности.

Т — Timed: Для чего знать точное время выполения?

Цели без конкретной даты достижения тонут в потоке текущих дел и событий. Каждый день вы осмысливаете, что уже сделано и что необходимо сделать завтра. Чтобы мечта сбылась, а результат был получен, цель должна попасть в этот непрерывный поток сознательного или бессознательного планирования.

Иначе, спустя недели, месяцы, годы вы даже не сможете понять, как идут дела, движется ли работа по достижению цели вперед или стоит на месте.

Если же точная дата назначена, то факт недостижения результата к сроку может стать причиной для поиска проблем, тормозящих приближение желанного, а, следовательно, и разработки их решений. Ведь отрицательный результат – тоже результат.

Как несбыточную мечту превратить в Смарт цель и осуществить ее?


Итак, чтобы пробудить свои внутренние силы, раскрыть вулкан энергии к получению желаемого, нужно вялые и безжизненные мечты, которые так и не осуществились, выразить другими словами по методике СМАРТ.

И вот яркий пример. Как по волшебству, «журавль в небе», недостижимая голубая мечта «Съездить бы когда-нибудь к теплому морю», которая не выходит из головы уже десяток лет, превращается в «синицу в руках», сформулированная как СМАРТ цель: «В июле будущего года отправиться в Тайланд на 1 неделю» .

Именно такая формулировка подстегнет вас поискать недорогие путевки в интернете, задуматься о возможности поиска дополнительного заработка, чтобы откладывать на поездку в течение года, изобретение способов уговорить шефа дать недельный отпуск следующим летом.

И даже если с отпуском не получится сразу, а найти дополнительный доход потенциально проблематично, всегда можно поставить промежуточную СМАРТ-цель уже по этому конкретному поводу: «В течение 30 дней найти 5 вариантов дополнительного дохода не меньше 3000 рублей в месяц в газетах, интернете, через друзей и сослуживцев». А если через 30 дней результат не будет достигнут, можно проанализировать свои ошибки и сформулировать новую цель.

Важно помнить, что под лежачий камень вода не течет, и все проблемы разрешимы, если их решать.

Попробуйте, и у вас получится.

Заключение

Всего доброго, дорогие читатели, подписывайтесь на блог и вы не пропустите полезные советы, способные сделать вашу жизнь лучше. Если информация была интересна для вас, возможно и вашим друзьям она покажется небесполезной, поделитесь статьей в социальных сетях.

SMART является аббревиатурой, расшифровка которой: Specific, Measurable, Achievable, Relevant, Time bound. Каждая буква аббревиатуры SMART означает критерий эффективности поставленных целей. Рассмотрим каждый критерий smart цели более подробно.

Specific: Конкретный.

Цель по SMART должна быть конкретной, что увеличивает вероятность ее достижения. Понятие «Конкретный» означает, что при постановке цели точно определен результат, который Вы хотите достичь. Сформулировать конкретную цель поможет ответ на следующие вопросы:

— Какого результата я хочу достичь за счет выполнения цели и почему?

— Кто вовлечен в выполнение цели?

— Существуют ли ограничения или дополнительные условия, которые необходимы для достижения цели?

Всегда действует правило: одна цель - один результат. Если при постановке цели выяснилось, что в результате требуется достичь нескольких результатов, то цель должна быть разделена на несколько целей.

Measurable: Измеримый

Цель по SMART должна быть измеримой. На этапе постановки цели необходимо установить конкретные критерии для измерения процесса выполнения цели. В постановке измеримой цели помогут ответы на вопросы:

— Какой показатель будет говорить о том, что цель достигнута?

— Какое значение у данного показателя должно быть для того, чтобы цель считалась достигнутой?

Achievable or Attainable: Достижимый

Цели по SMART должны быть достижимы, так как реалистичность выполнения задачи влияет на мотивацию исполнителя. Если цель не является достижимой - вероятность ее выполнения будет стремиться к 0. Достижимость цели определяется на основе собственного опыта с учетом всех имеющихся ресурсов и ограничений.

Ограничениями могут быть: временные ресурсы, инвестиции, трудовые ресурсы, знания и опыт исполнителя, доступ к информации и ресурсам, возможность принимать решения и наличие управленческих рычагов у исполнителя цели.

Relevant: Значимый

Для определения значимости цели важно понимать, какой вклад решение конкретной задачи внесет в достижение глобальных стратегических задач компании. В постановке значимой цели поможет следующий вопрос: Какие выгоды принесет компании решение поставленной задачи? Если при выполнении цели в целом компания не получит выгоды - такая цель считается бесполезной и означает пустую трату ресурсов компании.

Иногда Relevant заменяют на Realictic (реалистичный).

Time bound: Ограниченный во времени

Цель по SMART должна быть ограничена по выполнению во времени, а значит должен быть определен финальный срок, превышение которого говорит о невыполнении цели. Установление временных рамок и границ для выполнения цели позволяет сделать процесс управления контролируемым. При этом временные рамки должны быть определены с учетом возможности достижения цели в установленные сроки.

Примеры SMART целей

Приведем несколько примеров постановки SMART целей в компании:

Направление задачи Пример цели по SMART Комментарии автора
Увеличение продаж Увеличить продажи бренда А на данной территории к концу года на 25% Конкретность цели определяется указанием % роста, региона продаж и названия бренда. Цель ограничена по времени годовым периодом, может быть измерена с помощью статистики продаж компании. Достижимость цели может быть определена только специалистами компании. Но предположим, что бренд получит необходимый уровень инвестиций для роста продаж. Цель значима, так напрямую связана с эффективностью бизнеса.
Продвижение товара Достичь уровня знания товара А среди молодой аудитории на уровне 51% через 3 года, после запуска товара на рынок. Цель конкретна, так как указана целевая аудитория и название бренда. Цель ограничена во времени и может быть измерена с помощью опроса. Достижимость может быть определена только специалистами компании, но предположим, что компания выделит необходимый уровень инвестиций для достижения планового показателя. Цель значима, так как знание товара имеет прямую корреляцию с продажами продукта.
Увеличение дистрибуции Завести бренд компании в количестве 3 SKU в ТОП-10 ключевых торговых сетей до июля 2014 года. Конкретность цели подтверждается указанием количества позиций и списка сетей. Цель имеет четкий срок выполнения и может быть явно измерена с помощью проверки отгрузок компании в данные сети. Достижимость цели может оценить только специалист по продажам, но предположим, что компания обеспечит отдел продаж необходимым бюджетом и рекламными материалами для листинга. Цель значима, так как дистрибуция в ключевые сети имеет прямое влияние на рост продаж.

SMART цели - исключительно полезный инструмент для руководителя. Это требования к постановке цели как для подчиненных так и для себя.

Суть SMART целей. Любая цель, которую мы ставим, или с которой работаем, должна быть SMART («умной»). Это означает, что цель должна быть:

  • S pecific (конкретной)
  • M easurable (измеримой)
  • A ttainable (достижимой)
  • R elevant (сопоставимой, уместной)
  • T ime-bound (определенной во времени)

Только когда цель отвечает всем требованиям SMART , только тогда она начинает работать как инструмент управления.

Давайте разберем подробнее. Для удобства возьмем — альтернативную аббревиатуру SMART-целей на кириллице ДИСКО- цели . Итак цели должны быть:

Достижимимы при постановке цели подчиненный должен понимать, что цель может быть достигнута и при этом результат достаточно амбициозен. Цель должна попадать под определение «трудно, но выполнимо».

Измеримыми — цель должны бать измерима, чтобы можно было узнать, что она достигнута.

Сопоставимыми подчиненномудолжно быть понятно, каким образом поставленная цель соотносится с целями отдела (подразделения) и другими целями сотрудника.

Конкретными подчиненный должен понимать, в чем эти цели состоят.
Ограниченными во времени и других ресурсах для каждой цели должны быть обозначены границы ресурсов.

Давайте рассмотрим несколько примеров постановки SMART целей

Мы предлагаем

Как нужно ставить SMART цели

Smart цели пример:

Самостоятельно к 15 августа 2013 г. осуществить подбор не менее 3-х кандидатов на замещение освобождающейся должности менеджера по обеспечению производства, удовлетворяющих квалификационным требованиям по должности.

Smart цели пример:

Снизить к концу 4-го квартала 2012 г. количество сверхурочных часов отрабатываемых сотрудниками в период подготовки налоговой отчетности на 30% по сравнению с имеющимися на сегодняшний день без привлечения дополнительных средств.

Постановка цели по smart пример:

Иванова (старший кладовщик сырьевого склада) ложится на плановую операцию. В срок до 1 апреля 2011 г. Ивановой самостоятельно подготовить кладовщика Петрову для передачи ей обязанностей по выполнению функций старшего кладовщика.

Как не нужно ставить СМАРТ цели:

Примеры смарт целей (как нельзя ставить цели)

Для увеличения объема продаж, завершить работы с клиентской базой до конца 2013 г.

Смарт цели (антипример)

По результатам аудиторской проверки выявлено 18 замечаний. Необходимо их срочно исправлять.

Смарт цели (антипример)

Провести анализ причин, ведущих к возникновению ошибок в учете отгруженной готовой продукции без привлечения внутренних аудиторов.

Посмотрите мини-лекцию Евгения Неделина «SMART цели»

Обратите внимание на программу тренинга в котором подробно разбираются инструменты эффективного руководителя, в том числе и SMART – цели.

Статьи по теме :