Человек который смеется герои романа. «Человек, который смеётся», художественный анализ романа Виктора Гюго

Один из самых известных романов Виктора Гюго был создан в шестидесятые годы XIX века и издан в апреле 1869-го. В нём французский писатель поднял несколько важных общечеловеческих и социальных вопросов, связанных с вечными темами жизни и смерти, духовной любви и телесной страсти, истины и лжи, непреодолимой пропасти, существующей между нищим, страдающим народом и наделённой богатством и властью знатью.

Место действия романа - Англия (Портленд, посёлок Уэймет, городок Мелкомб-Реджис, другие небольшие сельские города страны, Лондон). Время действия - конец XVII - начало XVIII века. Хронотоп романа определяется бродячим характером главных действующих лиц - фигляров, дающих представления в начале в крохотной повозке, а затем в огромном театре на колёсах под названием «Зелёный ящик». Основная часть произведения проходит в двух пространственно-временных плоскостях: в районе плоскогорья Портленда, на берегу которого 29 января 1690 года был оставлен десятилетний уродливый мальчик и в Лондоне, зимой-весной 1705 года, когда двадцатипятилетний Гуинплен узнаёт тайну своего рождения, вечного смеха и смысла жизни.

Все персонажи романа, как главные (вырастивший Гуинплена философ Урсус, слепая девушка Дея, сводный брат «человека, который смеётся» - лорд Дэвид Дерри-Мойр, герцогиня Джозиана, бывший лакей Иакова II, откупорщик океанских бутылок Баркильфедро), так и второстепенные (компрачикосы с урки «Матутина», народ, смотрящий представления артистов из «Зелёного ящика», знать и служащие Палаты лордов) связаны друг с другом через образ центрального героя - Гуинплена/лорда Фермена Кленчарли, пэра Англии.

«Человек, который смеётся», по его же собственному признанию английским лордам, является ужасающим символом насилия, ежесекундно совершаемого знатью над всем остальным человечеством. «Я - народ... Я - действительность... Я - Человек. Страшный «Человек, который смеётся», - говорит о себе Гуинплен. «Смеётся над кем? Над вами. Над собой. Надо всем».

Вечный смех Гуинплена имеет физическую природу. Постоянная ирония Урсуса проистекает из его внутренних моральных установок: знакомый с многочисленными философскими трактатами и реалиями окружающей его жизни, герой только и делает, что ворчит на мир. Он «восхваляет» лордов, описаниями богатств которых наполнен его возок, и «ругает» нищих детей, вздумавших лишить его ужина, детей, которых он примет не на один холодный зимний вечер, а на всю жизнь, став им отцом, учителем и другом до самой смерти.

История жизни Гуинплена - трагическая от начала до конца. Будучи законнорождённым сыном своего отца, лорда Линнея Кленчарли, после смерти родителей он, по приказу короля Иакова II, оказывается лишённым титула и отданным в руки компрачикосов - сообщества бродяг, занимающихся продажей детей, предварительно изуродованных для ярмарочных представлений. После восхождения на престол Вильгельма III, начавшего преследование торговцев детьми, мальчик оказывается брошенным в бухте Портленда.

По всем законам реалистического жанра, в котором, по мнению многих литературоведов, и написан роман «Человек, который смеётся», ребёнок должен был бы погибнуть. Но тут в дело вмешивается высшее (романтическое) провидение, под которым Гюго выводит природу (а фактически - Бога), и мальчик не только выживает, но и спасает от смерти девятимесячную девочку. На пути к жизни ребёнка сопровождают сплошные опасности - холод (действие происходит в одну из самых холодных европейских зим), страх (встреча с трупом контрабандиста), смерть (переход через тонкий Портлендский перешеек и постоянная угроза оказаться либо в море, либо в океане), голод, усталость, человеческое равнодушие. Гуинплен преодолевает всё, приобретая в итоге - дом (не слишком большой, но тёплый и уютный), семью (чужую по крови, но родственную по духу), славу (на ярмарочном уровне), деньги (достаточные для того, чтобы не голодать самому и кормить Дею и Урсуса с Гомо), любовь.

Тема любви в романе раскрыта в двух аспектах: романтическом - любовь Гуинплена и Деи (чистая, возвышенная, духовная) и реалистическом - физическая тяга, существующая между Гуинпленом и Джозианой (страстная, телесная, животная). Образ Джозианы противопоставлен образу Деи: в отличие от слепой девушки, прекрасной, хрупкой, светлой, герцогиня выглядит величественной в своей красоте, желанной, пышущей телесным здоровьем женщиной. К Гуинплену её тянет внутренняя извращённость, соседствующая в Джозиане с физической невинностью. Девушка мечтает отдать свою девственность самому низшему человеку в мире, поднявшись тем самым над презираемым ею высшим светом и покончив с пресыщенностью и скукой.

От морального падения Гуинплена защищает всё то же высшее провидение, пятнадцать лет носившее по морю бутылку с запечатанным в неё признанием компрачикосов. Возвеличивание героя становится переломным и финальным этапом его жизни. Став лордом, Гуинплен за один день сталкивается со всеми возможными искушениями - гордостью, тщеславием, похотью, забвением (прошлой жизни), предательством своих близких (мимолётным, но от этого не менее острым). Получив возможность донести до властьимущих правду о страдающем народе, он не может в полной мере реализовать свой статус пэра из-за физического уродства, заставляющего окружающих смеяться, и некоторого косноязычия, обусловленного отсутствием речевой практики общения с высшими слоями общества.

После дебатов в Палате лордов на сторону Гуинплена становится только его сводный брат - Дэвид, отлично знающий народную среду, в которой он крутится под видом матроса Том-Джим-Джека. При этом, поддерживая выдвинутые фигляром идеи, он, в порыве отстоять своё доброе имя и имя своей семьи, вызывает на дуэль не только молодых лордов, но и недавно обретённого брата.

Поражённый низостью высшего общества Гуинплен (в буквальном смысле слова) бежит вниз и, не найдя на прежнем месте «Зелёного ящика», сразу же понимает, что он потерял. Его настоящее имя и жизнь оказались ложью; его уродливая улыбка и игра фигляра - правдой. Как и предсказывал Урсус, истинным счастьем для Гуинплена всегда была одна только Дея, видящая его доброе сердце и любящая его за него самого. Смерть Гуинплена и Деи ставит точку в их отношениях - не имеющих телесного развития на земле, но бесконечно устремлённых в божественный космос.

В историю мировой литературы Гюго вошел прежде всего как выдающийся романист.

"Отверженные" (1862). Замысел большого социального романа в Гюго возник еще в конце 20-х годов, но жизненные проблемы надолго отодвинули его осуществления. В 1840 г.. Был составлен первый рукопись романа под названием "Бедность", а в 1845- 1848 писатель активно работал над пополнением материалов и написал большую его часть. К роману он обратился только в 1860, причем не только дописал новые разделы и книги, но и основательно переработал то, что было написано ранее.

Роман "Отверженные" - произведение необычное и по своей художественной структурой. Это роман философский и символический, но с выразительными элементами романа исторического. Это роман о тех, кто стал подножием социальной лестницы. Главная тема произведения - тема несправедливости и ее жертв. Центральным персонажем романа стал Жан Вольжан, а его жизнеописание составил главную сюжетную линию произведения. Это сельский парень 25 лет, занимался подрезкой деревьев. Когда у него на руках осталась сестра и ее семеро детей, он заменил им отца. Его молодость прошла в труде, но в начале одной зимы он остался без работы. В семье не было и кусочка хлеба. Тогда он разбил окно булочной и украл хлеба. Его осудили за кражу на 5 лет, так он перестал быть Жаном Вольжан, а стал № 24601. О родных слышал лишь однажды. Кто-то видел его сестру, при ней была только 1 ребенок, куда делись остальные, она и сама не знала. Несколько раз заключенный пытался бежать. Его ловили и каждый раз увеличивали срок наказания, который достиг 19 лет.

В тюрьме герой все чаще задумывался над своей жизнью, он осудил себя за поступок молодости, потому что понял, что голод не был оправданием совершенного преступления. Герой долгое время искал ответы на вопрос: только он виноват в своей судьбе, и в конце концов пришел к окончательного определения, что общество осуществило перед ним еще большее преступление. Решив эти вопросы, он осудил общество, обвинил в несчастной судьбе его семьи и дал себе слово поквитаться с ним. Из тюрьмы герой вернулся морально опустошенным, озлобленным, полным ненависти ко всему миру.

Когда он вышел оттуда, умирая от голода и усталости, Жан искал убежища. Но никто не пустил бывшего каторжника даже за деньги. На помощь мужчине появилась старушка, которая подсказала ему обратиться к монсеньора Бьенвеню. Это был епископ. С 15000 лир своей прибыли он оставлял себе только 1000, остальные отдавал бедным и обездоленным. Единственное его богатство - серебряные приборы и подсвечники. Вольжан плохо отблагодарил его за приют: ночью он пробрался к нему в комнату и украл серебро.. Когда жандармы утром привели вора, епископ сказал, что он сам подарил ему серебро. Добрый поступок монсеньора превратил его в настоящего христианина, в полезного члена общества. В один день Жан Вольжан умер навсегда, а взамен родился мэр Мадлен. Он встал на путь добра. Под именем Мадлена нажил себе капитал честным трудом (в основе - техническое изобретение), свое богатство вкладывал в строительство утопической фабрики, чтобы помочь другим обездоленным.

На фабрике герой встретился с Фантино. С 10 лет девушка вынуждена была работать, родителей она никогда не знала. В 15 лет она пришла в Париж искать счастья. Много работала, чтобы выжить, ревностно сохраняя свою честь. Влюбившись девушка была очень счастлива. Но для ее любовника эта связь была не более чем любовная интрига. Он покинул ее, стал префектом, советником, отцом семьи. Фантина родила от него ребенка и оставила ее чужим людям, а сама вернулась на родину. Таки образом она и попала на фабрику. Она честно работала и отсылала для своей девочки все, что имела. Но опекуны ребенка каждый раз увеличивали материальные требования к матери, угрожая выбросить ребенка. На фабрике в Фантины были враги, девушки завидовали ее женской красе. Из-за интриг она осталась без работы. Чтобы зарабатывать деньги для обеспечения своего ребенка, из-за голода и попрошайничество, она вышла на панель. Жизнь и социальный порядок подтолкнули женщину до крайности, как в свое время произошло с Жаном Вольжан.

Попав в полицейский участок, фантина встретила там господина мэра, хозяина той фабрики, которая принесла ей столько горя. Она плюнула ему в лицо за то, что он якобы был причастен к ее освобождению. Этим мэром был бывший каторжник Жан Вольжан. Она рассказала ему о своих жизненных неурядицах. Он пожалел женщину, взвалив и ухаживал до последнего ее вздоха. Перед смертью фантина взяла с него слово, что он поможет ее дочери.

Жан разыскал ребенка в трактире Тенарлье, ей было всего 8 лет. Она мыла, убирала, носила воду. Зимой ходила босая, спала под лестницей в темном уголке. Он выкупил у хозяев ребенка, представившись ей отцом, потому что она не знала своих родителей. Мэр дал Козетте хорошее воспитание в монастыре, она стала мадемуазель Мариус Понмерси с богатым приданым. Девушка вышла замуж за порядочного и честного человека. К смерти Жан Вольжан жил вместе с ними. Перед смертью он рассказал ей о матери, что она была несчастной настолько, насколько была счастливой ее дочь.

Всю жизнь Жана Вольжан - это подвижничество во имя добра и милосердия.

"Человек, который смеется". По проблематике этот роман созвучен "Отверженные". Действие произведения раскрыта в Англии в конце XV II - начале XVIII в., Но всем содержанием связана с современностью.

С первых страниц романа создана атмосфера таинственности: берег моря под покровом ночи, какие-то люди поспешно уходили, оставив одинокого мальчика; ужасе, то наткнулся на виселицу, еще дальше на женщину, которая замерзла в снегу, а у нее мальчик нашел живую девочку с лицом ангела, она оказалась слепой. Прижав ее к себе, он шел равниной и наткнулся на странную колымагу, в которой живет старый комедиант Урсус с медведем. Освещенное лицо парня сначала удивило, а потом испугало старика: на нем застыла гримаса безумно веселого смеха.

Далее сюжет ориентирован на раскрытие тайны происхождения главного героя - Гуинплена, который оказался сыном лорда и стал жертвой королевской произвола. К нему по-разному относились две женщины: Дея, которая горячо любила его всем сердцем, и красавица-аристократка Джовин, в чувствах которой царила только страсть.

В мире простых людей Гуинплена нашел любовь и гуманность. Он всем сердцем полюбил Урсуса и Дею, и никогда бы не оставил их, если бы не выяснилось его знатное происхождение. Он - лорд, имел место в палате лордов, которое ему принадлежало по праву. Однако в парламенте его встретили враждебно: вчерашний клоун, который развлекал в балагане народ не имел места в их среде. Лорд Кленчарли выступил в английском парламенте только один раз, он осудил социальную систему, которая была построена на несправедливости и угнетения народа. Возмущенные такой речью, лорды выгнали его из парламента.

Отстаивая свою идеалистическую позицию, утверждая, что изменить общество могло только милосердие, Гюго не переставал быть защитником обездоленных, врагом деспотизма и рабства.

"93-й год". Созданию эпического полотна способствовало то, что В. Гюго был современником революции 1 830, 1848 и 1870, что он сам в течение многих лет боролся за утверждение республики в стране.

В романе три главных героя - маркиз де Лантенак - председатель контрреволюции в 1793 году, его внучатый племянник Говэн, который стоял во главе революционных войск, представитель Конвента Симурден, который наблюдал за деятельностью Говена по поручению организации. Лантенак появился очень жостоко человеком, он сжигал целые деревни, расстреливал женщин. Причина такой жестокости героя - ненависть к революции. Говэн - энтузиаст, он считал, что с врагом надо бороться открыто, а когда враг повержен, требанадаты ему помощи. Симурден - террорист, он считал, что любые средства хороши для победы революции. Сам Гюго считал, что выше революции и классовой борьбе - милосердие и любовь к человеку. К этому же выводу постепенно пришли и три героя произведения.

Лантенак, после того, как его замок был взят, а сам он спасся через подземный переход, вернулся назад: в библиотеке остались дети, которых спасти мог только он. Он был схвачен, и он ждал казни. Но Говэн не мог казнить врага, который оказался таким благородным. Он звильтнив его, а себя отдал в руки правосудия. Революционные войска, которые любили Говена, просили его освобождения. Симурден казнил Говена на гильотине. Но в тот момент, когда нож падал на голову Говена, он сам убил себя, потому Говэн был его любимцем и воспитанником. Так Гюго показал противоречия между революцией и моральным человечески законом. Республика "милосердие" одержала победу над республикой "террора".

Роман начато рассказом об острой борьбе, которую вынуждена вести молодая республика как с внутренними врагами, так и с внешними. В этом произведении Гюго остался романтиком, доказательством чего стали исключительные характеры и события; концентрируя отражения действительности, субъективность и открытость авторской позиции, антитеза добра и зла, гротеск.

Виктора Гюго назвали пророком, который "своими утопиями заставлял трепетать сердца". Его слава давно перешугнула национальные границы, еще при жизни он стал принадлежать всему миру.

Для французов В. Гюго - это прежде всего великий национальный поэт, выдающийся драматург, и уже по этому Гюго романист. За пределами Франции, в том числе и у нас, Гюго - прежде всего гениальный романист, тогда уже драматург и поэт. Объяснялось это прежде всего тем, что полноценный перевод поэзии - очень сложная вещь, и судьба великих национальных поэтов в иностранных странах зависит от того, появляются там их переводы высокого уровня и становится ли она благодаря этому достоянием национальной культуры. Таких переводов поэзия Гюго не имела и осталась за пределами Франции недостаточно известной и освоенной.

Однажды Виктор Гюго сказал, что "жизнь - это оборванная фраза". Но фраза, которую он писал всю жизнь, такая длинная, сложная, так переполнена мыслями и чувствами, что вряд ли когда-нибудь оборвется. В этой фразе вся его творчество: его поэмы, пьесы, романы и статьи, памфлеты и дорожные зарисовки, эссе. Человечество никогда не забудет того, кто перед смертью, подводя выводы своей творческой деятельности, с полным правом сказал: "Я в своих книгах, драмах, прозе и стихах заступался за малых и несчастных, упрашивал мощных и неумолимых. Я восстановил в правах человека шута, лакея, каторжника и проститутку ".

Художественный метод Гюго

o считал, что изображать надо не повседневное, а исключительное;

o стремился нарисовать в произведениях большую панораму жизни;

o использовал прием контраста;

o выбирал острую, интересную фабулу, чтобы сделать напряженным сюжет;

o утверждал, что изменить мир может только милосердие.

Гюго и Украины. Поэзией Гюго интересовалась Леся Украинка. Она перевела стихотворение-декларацию "Мягкие поэты, пойте..." и поэму "Сирома" с поэтического сборника "Легенды веков". Поэтическим творчеством выдающегося французского художника увлекалась и мать Леси Украинский Елена Петровна. Она также переводила его стихи. Всего между эстетическими и общественными взглядами Леси Украинский, Елены Пчелки и Виктора Гюго было много общего, они считали необходимым ставить перед поэзией существенные вопросы своей эпохи. Темы вечности, жизни и смерти глубоко волновали их. В XX в. Украинский язык были переведены и изданы все романы Гюго. М. Рыльский перевел несколько драм и стихов писателя. Свой вклад в это дело сделали Бажай, Тен и др. поэты и переводчики.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие характерные особенности французского романтизма?

2. В чем заключается новаторство В. Гюго?

3. Раскройте суть реформы французской поэзии писателя?

4. Какие специфические черты драматургии Гюго?

5. Почему в историю мировой литературы Гюго вошел как писатель-романист? В чем его заслуга?

Точкой отсчёта в сюжете романа является 29 января 1690 года , когда в Портленде при таинственных обстоятельствах оказывается брошенный ребёнок.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ ТОМ ХОЛЛАНД-ШКОЛЬНИК КОТОРЫЙ СМОГ! ТРАНСФОРМАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА-ПАУКА. Tom Holland Before They Were Famous

    ✪ Человек, который не мылся 60 лет. История Аму Хаджи

    ✪ Звезды, продавшие душу Дьяволу

    Субтитры

Введение

Художественный метод

Первая часть романа («Море и ночь»)

Жизнь и смерть в детском и взрослом сознании

Детское сознание, согласно основным принципам романтизма, является совершенным. В связи с этим оно не может находить границу между жизнью и смертью, так как в сознании ребёнка человек живёт и после смерти. Автор в первой книге экстраполирует мысли, чувства, переживания ребёнка на реальную жизнь. В результате появились эпизоды борьбы трупа контрабандиста со стаей ворон и встречи мальчика с мёртвой женщиной и её ребёнком. И контрабандист, и женщина для Гуинплена живы. Более того они поступают благородно (контрабандист защищает Гуинплена от ворон, а женщина отдаёт всё своё тепло слепой девочке), следовательно, они не лишились нравственных основ после смерти. Одна из идей автора (которая впоследствии определяет эволюцию характера главного героя) состоит в том, что Гуинплену удалось сохранить детское сознание (пусть в несколько ином виде) в течение всей жизни. То есть Гуинплен - это романтический герой , который противостоит окружающему косному миру, и, следовательно, его сознание не было «овзрослено» реальностью.

Совершенно иное сознание у пассажиров урки. Взрослые люди понимают разницу между жизнью и смертью и делают всё, чтобы во время бури спасти себе жизнь. Примечательным персонажем урки становится «мудрый» и «сумасшедший» старик. В его образе проявляются романтические признаки. Во время катастрофы его сознание окончательно становится детским. Не побуждая людей спасаться, он призвал их принять смерть. Особое значение здесь играет произнесение заключительной молитвы «Отче наш » (на латинском, испанском и ирландском языках). Молясь, люди приобретают детскую простоту. Смерть перестаёт казаться чем-то страшным. Все остались на коленях, несмотря на то что вода покрыла головы пассажиров урки.

Вторая часть романа («По приказу короля»)

Начинается со знакомства с именем «Гуинплен» (Gwynplaine), ставшим последним словом предыдущей части. Природа «наделила его ртом, открывающимся до ушей, ушами, загнутыми до самых глаз, бесформенным носом, …, и лицом, на которое нельзя было взглянуть без смеха». Несмотря на всё это, Гуинплен был счастлив и порой даже жалел людей.

Один из самых известных романов Виктора Гюго был создан в шестидесятые годы XIX века и издан в апреле 1869-го. В нём французский писатель поднял несколько важных общечеловеческих и социальных вопросов, связанных с вечными темами жизни и смерти, духовной любви и телесной страсти, истины и лжи, непреодолимой пропасти, существующей между нищим, страдающим народом и наделённой богатством и властью знатью.

Место действия романа – Англия (Портленд, посёлок Уэймет, городок Мелкомб-Реджис, другие небольшие сельские города страны, Лондон). Время действия – конец XVII – начало XVIII века. Хронотоп романа определяется бродячим характером главных действующих лиц – фигляров, дающих представления в начале в крохотной повозке, а затем в огромном театре на колёсах под названием «Зелёный ящик». Основная часть произведения проходит в двух пространственно-временных плоскостях: в районе плоскогорья Портленда, на берегу которого 29 января 1690 года был оставлен десятилетний уродливый мальчик и в Лондоне, зимой-весной 1705 года, когда двадцатипятилетний Гуинплен узнаёт тайну своего рождения, вечного смеха и смысла жизни.

Все персонажи романа, как главные (вырастивший Гуинплена философ Урсус, слепая девушка Дея, сводный брат «человека, который смеётся» - лорд Дэвид Дерри-Мойр, герцогиня Джозиана, бывший лакей Иакова II, откупорщик океанских бутылок Баркильфедро), так и второстепенные (компрачикосы с урки «Матутина», народ, смотрящий представления артистов из «Зелёного ящика», знать и служащие Палаты лордов) связаны друг с другом через образ центрального героя – Гуинплена/лорда Фермена Кленчарли, пэра Англии.

«Человек, который смеётся», по его же собственному признанию английским лордам, является ужасающим символом насилия , ежесекундно совершаемого знатью над всем остальным человечеством. «Я – народ... Я – действительность... Я – Человек. Страшный «Человек, который смеётся» , - говорит о себе Гуинплен. «Смеётся над кем? Над вами. Над собой. Надо всем» .

Вечный смех Гуинплена имеет физическую природу. Постоянная ирония Урсуса проистекает из его внутренних моральных установок: знакомый с многочисленными философскими трактатами и реалиями окружающей его жизни, герой только и делает, что ворчит на мир. Он «восхваляет» лордов, описаниями богатств которых наполнен его возок, и «ругает» нищих детей, вздумавших лишить его ужина, детей, которых он примет не на один холодный зимний вечер, а на всю жизнь, став им отцом, учителем и другом до самой смерти.

История жизни Гуинплена – трагическая от начала до конца. Будучи законнорождённым сыном своего отца, лорда Линнея Кленчарли, после смерти родителей он, по приказу короля Иакова II, оказывается лишённым титула и отданным в руки компрачикосов – сообщества бродяг, занимающихся продажей детей, предварительно изуродованных для ярмарочных представлений. После восхождения на престол Вильгельма III, начавшего преследование торговцев детьми, мальчик оказывается брошенным в бухте Портленда.

По всем законам реалистического жанра , в котором, по мнению многих литературоведов, и написан роман «Человек, который смеётся», ребёнок должен был бы погибнуть. Но тут в дело вмешивается высшее (романтическое) провидение, под которым Гюго выводит природу (а фактически – Бога), и мальчик не только выживает, но и спасает от смерти девятимесячную девочку. На пути к жизни ребёнка сопровождают сплошные опасности – холод (действие происходит в одну из самых холодных европейских зим), страх (встреча с трупом контрабандиста), смерть (переход через тонкий Портлендский перешеек и постоянная угроза оказаться либо в море, либо в океане), голод, усталость, человеческое равнодушие. Гуинплен преодолевает всё, приобретая в итоге – дом (не слишком большой, но тёплый и уютный), семью (чужую по крови, но родственную по духу), славу (на ярмарочном уровне), деньги (достаточные для того, чтобы не голодать самому и кормить Дею и Урсуса с Гомо), любовь.

Тема любви в романе раскрыта в двух аспектах: романтическом – любовь Гуинплена и Деи (чистая, возвышенная, духовная) и реалистическом – физическая тяга, существующая между Гуинпленом и Джозианой (страстная, телесная, животная). Образ Джозианы противопоставлен образу Деи : в отличие от слепой девушки, прекрасной, хрупкой, светлой, герцогиня выглядит величественной в своей красоте, желанной, пышущей телесным здоровьем женщиной. К Гуинплену её тянет внутренняя извращённость, соседствующая в Джозиане с физической невинностью. Девушка мечтает отдать свою девственность самому низшему человеку в мире, поднявшись тем самым над презираемым ею высшим светом и покончив с пресыщенностью и скукой.

От морального падения Гуинплена защищает всё то же высшее провидение, пятнадцать лет носившее по морю бутылку с запечатанным в неё признанием компрачикосов. Возвеличивание героя становится переломным и финальным этапом его жизни. Став лордом, Гуинплен за один день сталкивается со всеми возможными искушениями – гордостью, тщеславием, похотью, забвением (прошлой жизни), предательством своих близких (мимолётным, но от этого не менее острым). Получив возможность донести до властьимущих правду о страдающем народе, он не может в полной мере реализовать свой статус пэра из-за физического уродства, заставляющего окружающих смеяться, и некоторого косноязычия, обусловленного отсутствием речевой практики общения с высшими слоями общества.

После дебатов в Палате лордов на сторону Гуинплена становится только его сводный брат – Дэвид, отлично знающий народную среду, в которой он крутится под видом матроса Том-Джим-Джека. При этом, поддерживая выдвинутые фигляром идеи, он, в порыве отстоять своё доброе имя и имя своей семьи, вызывает на дуэль не только молодых лордов, но и недавно обретённого брата.

Поражённый низостью высшего общества Гуинплен (в буквальном смысле слова) бежит вниз и, не найдя на прежнем месте «Зелёного ящика», сразу же понимает, что он потерял. Его настоящее имя и жизнь оказались ложью; его уродливая улыбка и игра фигляра – правдой. Как и предсказывал Урсус, истинным счастьем для Гуинплена всегда была одна только Дея, видящая его доброе сердце и любящая его за него самого. Смерть Гуинплена и Деи ставит точку в их отношениях – не имеющих телесного развития на земле, но бесконечно устремлённых в божественный космос.

Бродяга Урсус предстаёт разносторонним человеком, способным на многочисленные фокусы: он умеет чревовещать и передавать любые звуки, варить целебные отвары, он прекрасный поэт и философ. Вместе со своим ручным волком Гомо, который является не домашним питомцем, а другом, помощником и участником шоу, они путешествуют по всей Англии в деревянном возке, украшенному в весьма необычном стиле. На стенах был длинный трактат о правилах этикета английских аристократов и не более короткий перечень владений всех властьимущих. Внутри этого сундука, лошадьми для которого выступали сами Гомо и Урсус, располагалась химическая лаборатория, сундук с пожитками и печка.

В лаборатории он варил снадобья, которые потом продавал, завлекая людей своими представлениями. Несмотря на свои многочисленные таланты, он был бедным и зачастую оставался без пищи. Его внутренним состоянием всегда была глухая ярость, а внешней оболочкой – раздражение. Тем не менее, он сам выбрал свою судьбу, когда встретил Гомо в лесу и предпочёл бродяжничество жизни у лорда.

Аристократов он ненавидел и считал их правительство злым – но всё равно раскрасил повозку трактатами о них, считая это небольшим довольством.

Вопреки преследования компрачикосов, Урсус всё ещё умудрялся избегать проблем. Сам он не принадлежал к этой группе, но тоже был бродягой. Компрачикосы были шайками бродяжных католиков, которые превращали детей в уродцев на потеху публике и королевскому двору. Для этого они использовали различные хирургические методы, деформируя формирующиеся тела и создавая карликов-шутов.

Часть первая: стужа, висельник и младенец

Зима с 1689 на 1690 выдалась поистине суровой. В конце января в бухте Портленда остановилась бискайская урка, куда восемь мужчин и маленький мальчик начали грузить сундуки и продовольствие. Когда работа была выполнена, мужчины уплыли, оставив ребёнка замерзать на берегу. Тот безропотно принял свою долю, отправившись в путь, чтобы не замёрзнуть насмерть.

На одном из холмов он увидел облитое смолой тело висельника, под которым лежала обувь. Даже несмотря на то, что сам мальчик был бос, он испугался брать обувку мертвеца. Внезапно налетевший ветер и тень вороны испугали мальчика, и он бросился бежать.

Тем временем на урке мужчины радуются своему отплытию. Они видят, что буря наступает, и решают повернуть на запад, но и это не спасает их от гибели. Судно каким-то чудом остаётся целым после того, как налетело на риф, но оказалось переполнено водой и пошло ко дну. Прежде чем команда погибла, один из мужчин пишет письмо и закупоривает его в бутылке.

Мальчик бредёт сквозь снежную бурю и натыкается на женские следы. Он идёт по ним и натыкается на тело мёртвой женщины в сугробе, рядом с которой лежит живая девятимесячная девочка. Малыш забирает её и идёт в посёлок, но все дома оказываются запертыми.

В конце концов, он нашёл приют в повозке Урсуса. Конечно, тот не особенно хотел пускать мальчика и грудную девочку в свой дом, но не смог оставить малышей замерзать. Он поделился своим ужином с мальчиком, а молоком накормил малышку.

Когда дети уснули, философ похоронил мёртвую женщину.

Утром Урсус обнаружил, что на лице мальчика застыла маска смеха, а девочка слепа.

Лорд Линней Кленчарли представлял собой «живой осколок прошлого» и был ярым республиканцем, который не перешёл на сторону восстановленной монархии. Он сам отправился в изгнание на Женевское озеро, оставив в Англии любовницу и незаконнорожденного сына.

Любовница быстро сошлась с королём Карлом II, а сын Дэвид Дерри-Мойр нашёл себе место при дворе.

Позабытый лорд нашёл себе законную жену в Швейцарии, где у него родился сын. Однако к моменту, когда Иаков II взошёл на престол, он уже умер, а его сын таинственно исчез. Наследником стал Дэвид Дерри-Мойр, который влюбился в прекрасную герцогиню Джозиану, незаконную дочь короля.

Королевой стала Анна, законная дочь Иаков II, а Джозианна и Дэвид всё никак не играли свадьбу, хотя очень нравились друг другу. Джозианну считали развратной девственницей, так как от многочисленных любовных похождений её ограничивала далеко не скромность, а гордыня. Она никак не могла найти достойного себе.

Королева Анна, некрасивая и глуповатая особа, завидовала сводной сестре.

Дэвид не был жестоким, но обожал различные жестокие развлечения: бокс, петушиные бои и прочие. Он часто проникал на такие турниры, переодевшись простолюдином, а потом из доброты платил за весь ущерб. Его псевдонимом было Том-Джим-Джек.

Баркильфедро был одновременно тройным агентом, который следил одновременно за королевой, Джозианой и Дэвидом, однако каждый из них считал его своим надёжным союзником. Под покровительством Джозианы он попал во дворец и стал откупорщиком океанских бутылок: он имел право открывать все бутылки, выброшенные на сушу из моря. Он был сладок снаружи и злобен внутри, искренне ненавидя всех своих господ, а в особенности Джозиану.

Часть третья: бродяги и влюблённые

Гуиплен и Дея остались жить у Урсуса, который официально усыновил их. Гуиплен стал работать фигляром, завлекая покупателей и зрителей, которые не могли сдержать хохота. Популярность их была запредельной, отчего трое бродяг смогли обзавестись новым большим фургоном и даже осликом – теперь Гомо не было нужды тянуть возок на себе.

Внутренняя красота

Дея выросла в прекрасную девушку и искренне любила Гуиплена, не веря в то, что её возлюбленный уродлив. Она считала, что если он чист душой и добр, то не может быть некрасивым.

Дея и Гуиплен буквально боготворили друг друга, их любовь была платонической – они даже не прикасались друг к другу. Урсус любил их как своих детей и радовался их отношениям.

Денег у них было достаточно, чтобы ни в чём себе не отказывать. Урсус даже смог нанять двух цыганок, чтобы те помогали по хозяйству и во время выступлений.

Часть четвёртая: начало конца

В 1705 году Урсус с детьми приезжает в окрестности Саутворка, где его арестовывают за публичные выступления. После длительного допроса философа отпускают.

Тем временем Дэвид под своей личиной простолюдина становится постоянным зрителем выступлений Гуинплена, и в один вечер он приводит Джозиану посмотреть на уродца. Та понимает, что именно этот юноша должен стать её любовником. Гуинплен и сам поражён красотой женщины, но он всё ещё искренне любит Дею, о которой теперь начал мечтать как о девушке.

Герцогиня присылает ему письмо, где приглашает к себе.

Гуинплен мучается всю ночь, однако на утро всё же решает отказаться от приглашения герцогини. Он сжигает письмо, и артисты приступают к завтраку.

Однако в этот момент приходит жезлоносец и забирает Гуинплена в тюрьму. Урсус тайно следует за ними, хотя этим он и нарушает закон.

В тюрьме юношу не пытают – он, напротив, становится свидетелем жутких пыток другого человека, который сознаётся в своём преступлении. Оказывается, он был тем, кто изуродовал Гуинплена в детстве. На допросе несчастный сознаётся ещё и в том, что на самом деле Гуинплен – лорд Фермен Кленчарли, пэр Англии. Юноша падает в обморок.

В этом Баркильфедро видит отличный повод для мести герцогине, так как та теперь обязана выйти замуж за Гуинплена. Когда юноша приходит в себя, его приводят в его новые покои, где он предаётся мечтам о будущем.

Шедевр Виктора Гюго и в наши дни остается очень популярным произведением, что так же подтверждается множеством вариантов его экранизации и театральных постановок.

В нашей следующей статье мы больше узнаем о – выдающегося французского писателя и поэта, творчество которого оставило неизгладимый след в истории литературы.

Часть шестая: личины Урсуса, нагота и палата лордов

Урсус возвращается домой, где разыгрывает перед Деей представление, чтобы она не заметила пропажи Гуинплена. Тем временем к ним приходит судебный пристав, который требует, чтобы артисты покинули Лондон. Также он приносит вещи Гуинплена – Урсус бежит к тюрьме и видит, как оттуда выносят гроб. Он решает, что его названный сын умер и начинает плакать.

Тем временем сам Гуинплен ищет выход из дворца, но натыкается на покои Джозианы, где девушка осыпает его ласками. Однако узнав о том, что юноша должен стать её мужем, прогоняет того. Она считает, что жених не может занять место любовника.

Королева вызывает Гуинплена к себе и отправляет его в палату лордов. Так как остальные лорды стары и подслеповаты, они не замечают уродца новоиспечённого аристократа, и потому сначала выслушивают его. Гуинплен рассказывает о нищете народа и об его бедах, о том, что скоро страну захлестнёт революция, если ничего не изменить – но лорды лишь поднимают его на смех.

Юноша ищет утешения у Дэвида, своего сводного брата, но тот даёт ему пощечину и вызывает на дуэль за оскорбление матери.

Гуинплен убегает из дворца и останавливается на берегах Темзы, где размышляет о своей прежней жизни и о том, как он позволил тщеславию захлестнуть его. Юноша понимает, что сам променял свою настоящую семью и любовь на пародию, и решает покончить с собой. Однако появившийся Гомо спасает его от такого шага.

Заключение: смерть влюблённых

Волк приводит Гуинплена на корабль, где юноша слышит, как его приёмный отец разговаривает с Деей. Та говорит, что вскоре умрёт и отправится вслед за возлюбленным. В бреду она начинает петь – и тут появляется Гуинплен. Однако сердце девушки не выдерживает такого счастья и она умирает на руках у юноши. Тот понимает, что ему нет смысла жить без возлюбленной и бросается в воду.

Урсус, потерявший сознание после смерти дочери, приходит в себя. Рядом с ними сидит Гомо и воет.