Чингисхан и его женщины. Борте

Вся жизнь Чингисхана, основателя и первого великого хана Монгольской империи, была историей завоеваний земель других народов. Обитатели территорий, захваченных им, говорили о нём с ужасом. А в жизни со своей любимой женой Борте он вёл себя так, как может вести себя не каждый современный мужчина

От оружия Тэмуджина-Чингисхана и его воинов гибли тысячи тех, кого хан объявлял своими врагами. Но всегда ли и со всеми ли был жесток Чингисхан? Нет. Например, в отношении женщин он был способен проявить милосердие.

Нежный деспот

Чингисхана часто сравнивают с другим азиатским завоевателем - Тимуром-Тамерланом. Войска Железного хромца шли по чужим городам и сёлам, уничтожая всё живое огнём и мечом. Тамерлан чинил зверства ради удовлетворения садистских инстинктов и для острастки тех, до кого не дошли ещё руки его воинов. Чингисхан относительно бережно обходился с врагами: солдаты покорённых армий иногда сдавались в плен и позже воевали на его стороне. Он умел прощать то, что многим кажется непростительным. Именно гибкость сделала его повелителем самой большой в истории человечества империи со смежной территорией.

Чингисхан любил женщин. Можно сказать, что он испытывал эстетическое наслаждение от их присутствия.

У полководца было четыре ставки (орды), и в каждой из них его ждала одна из четырёх главных жён, которых звали Борте, Кулан, Есуй и Есурген. Борте была, безусловно, самой первой и самой любимой.

Даже в походах Чингисхана сопровождали красавицы. О повседневном быте монгола повествует китайский генерал Мэнхун: «Когда наш посланник, отправленный на Север, представился их царю, то по окончании церемонии встречи ему велено было сесть пить вино вместе с его женой, царевной Лаймань, и восемью наложницами, которых величали дамами; при всяком угощении и после они также присутствовали. Эти наложницы - ослепительной белизны и красивой наружности…». Хан любил музыку: его спутницами были также примерно 20 красавиц музыкантш. Из них был составлен целый оркестр.

Присутствие красивых женщин в своей жизни Чингисхан считал признаком скорее власти, чем собственной мужской силы. Однажды он спросил одного из своих сподвижников, что можно считать высшим наслаждением. Полководец сказал: «Охоту». Чингисхан не согласился: «Нет, высшая радость человека заключается в том, чтобы победить своих врагов, гнать их перед собою, отняв у них то, чем они владели, видеть лица, которые им были дороги, в слезах, ездить на их конях, сжимать в своих объятиях их дочерей и жён». Некоторые наложницы хана раньше были жёнами представителей завоёванных им народов.

Впрочем, современники отмечали: великий хан не был поборником излишеств в интимной сфере. Он прекрасно понимал: личная жизнь - личной жизнью, а завоевание сопредельных территорий - главное дело в жизни. Так что во многом гарем Чингисхана существовал для удовлетворения эстетических пристрастий повелителя… Иногда он в качестве особо ценных подарков отдавал своих жён и наложниц в жены соратникам по завоеваниям…

Прекрасная Борте

Чингисхан родился в 1155 году на берегу реки Онон. При рождении ему дали имя Тэмуджин. Когда будущему полководцу исполнилось 9 лет, его сосватали 11 - летней девочке Борте. Девочка очень понравилась Есугею - отцу Тэмуджина. Чем она ему приглянулась? Видимо, Борте с детства отличалась выдающейся красотой. Есугей отвёз мальчика в семью будущей невесты и оставил там для того, чтобы дети лучше узнали друг друга. На обратном пути отца будущего повелителя Востока отравили враги, с которыми он давно воевал за скот и пастбища.

После смерти Есугея его двум вдовам и потомству пришлось очень тяжко: их выгнали с насиженных мест. Женщины и малолетние дети жили практически собирательством. Приходилось ещё и делать запасы на зиму. Именно в эти дни в Тэмуджине стал расти будущий завоеватель. До самой смерти он испытывал ужасное отвращение к нужде и лишениям. И желал отомстить тем, кто обрёк его семью на них.

Прекрасная девочка Борте стала для Тэмуджина самым светлым воспоминанием. Он мечтал вернуться в дом, где жил счастливо, любуясь её красотой.

А судьба тем временем подготовила новые испытания. Таргутай, главный враг Есугея, стал бояться за пастбища, некогда принадлежавшие отцу Тэмуджина: как бы молодой наследник не захотел их себе вернуть… Он поймал будущего великого хана и заковал его в колодки - две доски с отверстием для головы и рук, тем самым лишив его не только сна, но даже элементарной возможности, к примеру, почесаться. Тэмуджин сбежал и спрятался от врагов в озере, куда он погружался, оставляя на поверхности только ноздри.

Будущего хана спас простой крестьянин. После этого испытания будущий повелитель огромной страны почувствовал себя сильным и самостоятельным. Первым его желанием стало отыскать прекрасную Борте, чей образ не шёл у него из головы даже в дни тяжких невзгод.

Он женился на избраннице. В знак преданности мать преподнесла Борте на свадьбу роскошную соболью шубу.

История не донесла до нас никакой информации о конфликтах между Тэмуджином и его старшей женой. Судя по всему, супруги жили мирно, несмотря на то что Борте была далеко не единственной женщиной хана.

Пару ждали другие испытания. Первыми серьёзными врагами Тэмуджина стали представители племени меркитов - предков современных бурят. Конечно, со временем, хан захватил и их земли. Но поначалу они не просто оказывали ему сопротивление - меркиты вели себя нагло.

Меркиты в роли греков

В 1184 году произошло нечто напоминающее историю с Еленой Троянской. Меркиты похитили прекрасную Борте.

Тэмуджин бросил вслед похитителям целую орду, в которой было четыре тьмы по 10000 человек. Войско прошло быстрым маршем вдоль реки Селенги к восточному берегу Байкала. На карте такой марш-бросок выглядит вполне грамотно с точки зрения военной стратегии. Но только на политической карте. Физическая карта показывает: на пути монголов были пропасти, быстрые реки, болота и стремнины. Страшно даже подумать о том, как воины проводили коней по узким тропам над пропастями. Но не тем человеком был Тэмуджин, чтобы отказываться от своих замыслов. Его войска в короткие сроки пришли к меркитам. И, конечно, отбили у них прекрасную Борте. Но тут-то и выяснилась пикантная подробность: жена хана оказалась беременна. И тут Тэмуджин повёл себя не как деспотичный восточный властитель, который бы отказался от «нечистой» супруги и потомства от неё, а как понимающий и глубоко порядочный современный мужчина. Он заявил, что в момент похищения Борте уже была беременна от него.

В легенды вошла сцена встречи Тэмуджина и Борте. Меркитов обратили в бегство. Те улепётывали сломя голову, даже не захватив с собой пленницу, из-за которой и разгорелся весь сыр-бор. Борте узнала своего мужа, молча подошла к его коню и покорно схватилась за стремя.

В том же 1184 году у Борте родился сын, которого назвали Джучи. Тэмуджин признал его своим ребёнком. Вообще, он считал своими законными наследниками только четырёх сыновей, которых родила ему Борте. От них пошёл аристократический род так называемых чингизидов. Дети завоевателя от остальных жён и наложниц канули в историческую Лету.

Джучи же стал отцом хана Батыя - того самого, который предпринял в 13-м веке несколько походов на Русь.

Как дальше сложилась судьба «нечистой» Борте? Она исправно рожала детей от Тэмуджина, который в 1206 году на курултае объявил себя Чингисханом, что в вольном переводе означает «Повелитель Вселенной». По свидетельствам многих современников, великий хан относился к старшей жене с неизменной преданностью и уважением.

А вот отношения с Джучи у него были сложные. Некоторые считают: Чингисхан на самом деле никогда не ощущал его своим ребёнком, поэтому относился к сыну хорошо лишь с формальной точки зрения. Джучи стал также известным полководцем. Но в сердце родителя он не мог конкурировать с детьми, в отцовстве которых хан был уверен…

Чингисхан скончался в 1227 году, оставив своим потомкам огромную империю. Борте пережила его на 3 года.

Ольга СОКОЛОВСКАЯ

9877 0

Борте сумела стать не просто женой и матерью, но и мудрым советником, «голосом разума» Чингисхана

Эта представительница казахского племени конырат была путеводной звездой для своего могущественного супруга, опорой и самым верным товарищем. Разве не говорят, что восточные женщины не должны вмешиваться в дела мужчин? Начнем с того, что мы сегодня называем восточными женщинами представительниц мусульманской уммы. Монголки же двенадцатого века, современницы Чингисхана, наравне с мужчинами пасли скот, скакали на лошадях, стреляли из лука, неспроста мать Чингисхана Оэлун имела прозвище «Мерген», что значит «меткая». Согласно древним законам кочевых племен у правителей были многочисленные жены и наложницы, но, как правило, первая всегда занимала особое место. Что касается Борте, то она была старшей и главной женой Чингисхана, и на протяжении всей жизни великий полководец прислушивался к ее советам. Это исторический факт. И только сыновья Борте - Джучи, Чагатай, Угэдэй и Толуй, унаследовали крупнейшую за всю историю человечества империю - Империю Чингисхана. Их же прямые потомки - Жанибек и Керей основали Казахское ханство. Эта женщина своей рассудительностью и своим умом добивалась исполнения своей воли.

Историческая хроника гласит, что согласно обычаям своего народа, по уговору родителей, дочь вождя коныратов Дай-Сечена - Борте и сын Есугэй-бахадура из рода Кият-Борджигин - Чингисхан были обручены в возрасте десяти лет. По воле судьбы Темучин рано потерял отца, но в назначенный срок, вопреки всем преградам, Темучин сумел взять в жены Борте. Она всегда была рядом с Темучином, и в лихие годы, когда от него отвернулись сородичи, друзья и близкие, и в годы первых побед над врагами и становления его предводителем Монгольского улуса.

В сведениях о Борте нет подробных описаний того, какой она была, какова была в действительности ее судьба. Оно и понятно, в кочевом обществе женщина ограничивалась ролью продолжательницы рода, матери, хранительницы очага. Она полностью зависела от воли своего отца, старших братьев, а затем и мужа, которого не могла даже сама выбирать. В некоторых источниках Борте часто описывается как красивая женщина, мудрая ханша, одетая в белое шелковое платье, с золотыми монетами в волосах, с белым ягненком и верхом на белом коне. Ее настоящее имя звучит как Борте-фуджин или Борте-уджин. В переводе с монгольского «Борте-уджин» означает «госпожа».

Испытывал ли Темучин любовь к Борте, мы не знаем. Но в течение всей долгой супружеской жизни, Борте оставалась не просто первой женой, но и неизменно старшей женой Чингисхана, и он всегда относился к ней с чувством глубокого уважения и особой привязанности. Борте являлась важным человеком в жизни императора, он ценил её больше остальных женщин, которых у великого правителя было немало. Никто из женщин и мужчин, окружавших Темучина, не был прославлен более, чем Борте. Она всегда оставалась высокочтимой хатун, госпожой и содействовала триумфам завоевателя вселенной.

В истории монгольского императора Борте было суждено сыграть особую роль. Она стала для него тем, чем Земля была для Антея. Прежде всего, она родила ему четырех сыновей, что для средневекового монгола имело первостепенное значение. Более того, жена была для Чингисхана советником, к словам которой он прислушивался. Она, будучи мудрой женщиной, не раз давала ему советы при принятии им важных решений. В критические моменты, особенно советы Борте, подсказывали будущему императору единственно правильное решение. Именно Борте посоветовала мужу отделиться от Джамухи в один из критических моментов их взаимоотношений, когда монгольские племена стремились к единству. Джамуха с Темучином пытались воспользоваться этой ситуацией. Вопрос заключался лишь в том, кто добудет из этого для себя большую выгоду. Это хорошо понимала Борте, и Темучин прислушался к совету жены, и тем самым спасся от гибели. Отсюда следует, что Борте, как мы сейчас утверждаем, оказывала воздействие на высокую политику, сыграв огромную роль в превращении Темучина в Чингисхана.

Б. Гаврилов. «Чингисхан». Бурятский академический театр драмы им. Х. Намсараева (Улан-Удэ).
Режиссер Цырен Бальжанов, художник Цыремжит Цыренжапова

Что нужды Россиянину, что какой-нибудь Чингис-Хан татарский был завоевателем Китая и он там много наделал добрых дел? <…> Надобно наперед узнать, что происходило в нашем отечестве.

П. А. Плавильщиков, 1792 г.

В нашем Отечестве находится Бурятия, для которой Монголия географически — за углом, а Чингисхан — канонизированный, введенный монголами в буддистский пантеон национальный герой, о котором, мы, увы, знаем мало. Только из пьесы молодого бурятского драматурга Булата Гаврилова (живущего в Москве и пишущего по-русски) я узнала про «столицу мира» Хара-Хорин, которую построил великий монгольский завоеватель. Посол Папы Римского Плано Карпини, посетивший Хара-Хорин, ошеломленно воскликнул: «Я обошел десятки стран и краев, я побывал во множестве самых разных городов, но такого красивого города, как Хара-Хорин, я нигде больше не видел!» Недавно японцы сняли пятисерийный фильм о столице монголов средних веков. Сложные компьютерные расчеты позволили воссоздать облик города. «Лучшие архитекторы и каменщики со всех стран мира построили удивительный город, в котором соседствовали кварталы Багдада и Хорезма, Византии и Варшавы, Будапешта, Венеции… Там высились церкви и костелы, мечети и синагоги, ратуши, башни, крепости… И не было в этом никакой эклектичности, все было необыкновенно продумано и точно реализовано. Хара-Хорин явился своего рода метафорой всей жизни и цели Чингисхана — объединение противоборствующих цивилизаций и реализации Вечно Синего Неба, Духа Небесного на Земле»*. Словом, столица империи к исходу жизни великого монгола Чингисхана была не только пристанищем «словесности, наук и художеств», центром культуры и политики, но и воплощением на Земле человеческой связи с Космосом.

* Краткий комментарий к пьесе Б. Гаврилова «Чингисхан»

Макет этого «города Солнца» и выносят в начале спектакля. Около него задумчиво сидят двое детей. Горят свечи…

Если, приехав на край света и придя в какой-нибудь театр, вы увидите простое пространство с некоторыми абстрактными «геометрическими» деталями (кубами, призмами или шарами)…

Если в это пространство ритмически точно, сообразуясь с геометрией декорации, медленно войдут фигуры со свечами и образуют выразительную композицию…

Сцена из спектакля.
Фото из архива театра

Если они замрут в статичных позах и через паузу начнут чисто и ясно подавать текст… — знайте: этот спектакль поставил ученик Анатолия Васильева.

В данном случае — Цырен Бальжанов.

Геометрия пространства в «Чингисхане» окрашена в цвета и формы старинного Востока, это некое абстрактно-архитектурное сооружение, символизирующее поднебесную империю и город Хара-Хорин, в котором поет итальянский уличный певец, танцует китаянка… Здесь живет старый Чингисхан, Чингис-Богдохан (Георгий Бутуханов). Он прошел все для исполнения воли свыше, уверенный, что «Бог приходит только тогда, когда восстаешь против Бога». Но главное — чтобы Бог пришел. И к нему он пришел давно.

Пьеса Гаврилова претендует на особое прочтение легендарной судьбы Темуджина-Чингисхана. В предуведомлении зрителю авторы ставят его в ряд великих мудрецов, рядом с Магометом, Буддой, Платоном, Христом, они хотят сделать спектакль о Чингисхане «театральным посланием каждому зрителю, говорящим о том, что каждому из нас в жизни требуется напряженная внутренняя, искренняя и концентрированная работа души и ума, необходимая сегодня для выхода из состояния депрессии» (цитирую программку).

Молодой Чингисхан, подозреваю, не был подвержен депрессии, и в начале спектакля он (Баир Бадмаев) — вольный юноша, никак не расположенный к подвигам и скачущий на лошадях с любимой девушкой Борте (это самая живая и грациозная сцена спектакля, Борте — Туяна Бальжанова ведет ее с юмором и обаянием). В трагический момент своей жизни (Борте украли меркиты) Темуджин встречает шамана Тэб-тэнгэри, который посвящает его силам Вечно Синего Неба. В финале этой сцены Темуджин сидит в виде Будды на одной из ступенек «лестницы в небо». То есть завоеватель Чингисхан — человек богоизбранный и призванный на подвиги высшими силами Неба, он — если не одно из воплощений Будды, то дитя буддизма и вместе с тем христианства (эпиграф на программке «От Луки» — «Царство Божие внутри нас» — вторит буддистским заповедям).

Спектакль Ц. Бальжанова складывается, с одной стороны, из желания работать с ритмизированным Словом, как учил Васильев, с другой — поставить спектакль «большого стиля», с третьей — сделать «спектакль-медитацию». «Медитация» заявлена в программке жанром «Чингисхана», но вот тут-то и начинаются противоречия.

Срединное состояние покоя (медитация), предполагающее внутреннюю тихую сосредоточенность, явно вступает в противоречие с сюжетом пьесы и фактурой спектакля. Сценический «Чингисхан» — зрелище торжественное, он сочетает эстетские формы ритуального театра и внеисторическую декоративность: парча и шелк изобилуют в костюмах древних монголов, в реальности явно предпочитавших кожи (недаром сохранилось изречение одной из второстепенных жен Чингисхана, не монголки, а найманки Гурбесу: «Костюм у монголов невзрачен на вид, // От них же самих нестерпимо смердит»).

Визуальная яркость соединяется с интонационной агрессией, криком. На сцене не медитационная связь мученика Великой Идеи Чингисхана с Небом, а нарядные, профессионально поставленные эпизоды имперской истории, где зрелый Чингисхан (Михаил Елбонов) только и делает, что забирает себе пленниц, посылает на казнь брата и т. д. Диалектика призванности (читай — святости) и государственности — диалектика непостижимо сложная. Думаю, одно другому противоречит по сути, по форме, по идее. Спектакль легко минует это центральное место всякого исторического сюжета, в том числе сюжета, ставшего мифом (Чингисхан — национальный миф). Видимо, ни тень А. С. Пушкина, ни тень А. К. Толстого, исследовавших трагическую несовместность святости и тиранства, своевременно не посетили создателей бурятского спектакля воспоминаниями о тяжести «шапки Мономаха». Что же касается Ц. Бальжанова, то на его веку Школа Васильева исповедовала абстрактные, внеисторические ценности. («Каменного гостя» играли в кимоно…)

Оригинально соединяющий эстетизм школы Васильева с эстетикой бурятского театра, спектакль с жанра медитации быстро сбивается на жанр апофеоза, явно чуждый буддизму. То есть я вовсе не хочу сказать, что радостное разноцветье костюмов, жизнеутверждающая энергия мизансцен, своеобразная изысканность противоречат философии Будды. Отнюдь. Но радость жизни, ее приятие, столь привлекательное в буддизме (там от богатого не требуют стать нищим, там просят не придавать особого значения ни богатству, ни бедности) — это одно. А торжественная поступь талантливого «имперского» спектакля, голосовой и музыкальный натиск (музыка Б. Дондокова, Р. Щедрина, А. Шнитке утяжеляет историю посвящения Вечно Синему Небу) — это несколько другое.

В финале Чингисхан передает власть сыну со словами: «Мы не кара божья, мы божья любовь», обрекая его на продолжение своего пути словами: «Чтобы стать небом, надо быть адом».

Наверное, трудно было бы сочинить спектакль о богоизбранности Петра, Наполеона… Очевидно, Чингисхан, даже если принять концепцию его «посвященности», изначально был поставлен создателями не в тот ряд. Он все же не Будда, не Христос, не Платон. Он — человек великого деяния, суть которого противоречит медитации и покою. Ему бы стоять рядом с Александром Македонским или Петром. Б. Гаврилов и Ц. Бальжанов приняли его как миф и стали играть с ним. Но вызванная к жизни тень Чинхисхана властно вышла на сцену Бурятского национального театра и повернула все по-своему: развернулись в марше «полки» и «легкая конница»…

На территории спектакля завоеватель Чингисхан победил философа Будду.

Чингисхан родился в 1155 году, в час победы монголов над татарскими племенами. Его отец, знатный вождь большого племени, Есугай-баатур, посчитал рождение сына предзнаменованием и нарёк ребёнка Темучином (Тэмуджином), что означало «кузнец». В 1164 году Есугай-баатур женил сына, когда тому едва исполнилось девять лет…

Девушка происходила из менее знатной семьи, однако была родом из Унгиратского племени, которое издавна славилось особой красотой девочек. Борте была старше своего малолетнего жениха на три года, хорошо воспитана и красива. Она стала первой супругой маленького Темучина и оставалась преданной ему до конца своей жизни. Они прожили больше сорока лет. В 1206 году Темучин стал великим ханом монгольской империи, взяв себе имя Чингисхан.

По давним традициям, монголы могли иметь несколько жён, однако хан не желал приводить в дом других женщин. Он любил Борте, но она уже была стара и больше не могла производить на свет наследников. Поэтому близкое окружение хана стало упрашивать его привести в дом вторую супругу, а мудрая Борте не стала противиться и во всём подчинилась любимому мужу. Тот привозил из военных походов молодых девушек, делал их наложницами, и спустя несколько лет у владыки было уже около двух тысяч женщин, некоторых из которых, он, впрочем, даже ни разу не увидел.

Однажды прославленный монгол задумал выгнать со своих земель татар. Истребляя и прогоняя их с родных степей, Чингисхан увидел молодую татарку Есуган. Она была так красива, что великий повелитель приказал своим воинам привести её в гарем, сделав наложницей, и решил жениться на девушке. Когда Чингисхан пришёл к ней и сообщил о своём намерении, Есуган, опустив голову, заплакала.

Удивлённый хан немедленно потребовал от наложницы ответа, и та рассказала историю о старшей сестре, Есуй, которую очень любила и не хотела, чтобы та погибла от рук разъярённых и ожесточённых монголов. Чингисхан велел отыскать Есуй, желая посмотреть на девушку.

Когда же воины нашли её и привели в покои к великому хану, тот, ослеплённый красотой молодой женщины, тотчас же приказал готовиться к свадьбе. Есуган, обняв сестру, уступила ей своё место, а спустя несколько дней красавица Есуй стала женой монгольского хана. Однако такой любви, какую ждал от новой ханши великий владыка, не последовало. Есуй была молчалива, грустна и часами сидела возле юрты, вглядываясь куда-то вдаль.

Не раз пытался разгадать тайную печаль девушки хан, однако она так и не раскрыла своё сердце. И лишь однажды младшая сестра рассказала её тайну: Есуй была давно влюблена в молодого татарина, которому хотела стать любимой и верной женой. Девушка страдала, плакала по ночам и ждала своего возлюбленного, веря, что тот когда-нибудь придёт за ней.

Разгневанный Чингисхан, узнав обо всём, велел двум своим воинам не спускать глаз с молодой супруги и охранять её даже по ночам.

Однажды уставший хан, отдыхая у юрты со своими жёнами, заметил, как неожиданно вздрогнула Есуй. Чингисхан тут же приказал своим воинам встать со своими семьями. И когда было выполнено приказание повелителя, все увидели чужого молодого юношу. Тот вёл себя отважно, не боясь гнева хана, заявил, что он жених Есуй. Удивившись смелости юноши, разгневанный хан приказал своим воинам отрубить ему голову. Есуй потеряла сознание и несколько дней не выходила из юрты, оплакивая своего любимого, и только младшая сестра Есуган была рядом с ней, утешала, боясь за её жизнь. Старшая жена хана Борте не любила молодых жён хана и оставалась равнодушной к её горю.

Собираясь в новый военный поход, Чингисхан взял с собой Борте и Есуй. Он чувствовал вину перед Есуй и пытался своим вниманием, частым посещением её юрты, сгладить свою вину. Есуй выполняла все прихоти мужа, но была холодна и молчалива. С горя и досады, отчаявшись покорить девушку, Чингисхан увеличил свой гарем, в котором стал проводить всё свободное от походов время. И его двадцать шесть законных жён, оставшиеся без внимания хана, жаловались, что у них не рождаются наследники (у Чингисхана было двое сыновей – от Борте и Хулан). И только одна Есуй ни на что не жаловалась.

За несколько лет до смерти Чингисхана, всегда печальная и молчаливая Есуй спросила о том, кто же будет править народом после его смерти. Хан встревожился и впервые, осознавая что он смертен, провёл несколько бессонных ночей. Мечтая обрести бессмертие, вспомнил о китайских монахах, которые умеют продлевать себе жизнь, велел отыскать их и привезти к нему. Даосский мудрый монах Цю Чуцзи, прибывший в мае 1222 года, рассказал хану об учении даосизма. «Нет средства бессмертия, можно лишь продлить свою жиХулань». Чингисхан сознавал, что доживает последние годы. Его здоровье и силы были подорваны чрезмерными чувственными увлечениями и частыми военными походами. Храброго и смелого Угедея, сына старшей жены Борте, Чингисхан назначил своим наследником.

В 1227 году в возрасте семидесяти двух лет около реки Хуанхе умер великий основатель монгольской империи Чингисхан. Говорят, что преданные воины хана убивали всех, даже птиц и зверей, кто был свидетелем похоронной процессии. Все приближенные хана, его драгоценности, золото, военные трофеи были похоронены вместе с ним. Никому неизвестно местонахождение гробницы великого хана. Много раз историки пытались организовать экспедиции по раскопкам могилы Чингисхана, но безуспешно. Жители тех мест протестуют и считают, что никто не должен знать тайну великого монгола и если могила хана будет найдена, то на них падёт страшное проклятие.

Отсюда и Отсюда

Сходили недавно на новую постановку "Ромео и Джульетта" в Бурдраме. Талантливые ребята. Отличная постановка. костюмы, декорации супер. Сразу наводят на ассоциации с работами Даши Намдакова и Зорикто Доржиева. В общем, можно вывозить хоть в Москву, хоть за бугор. Все это хорошо.

Но после спектакля я задумался, неужели в нашей Истории нет примеров Великой Любви, которые не стыдно было бы вынести на российскую и мировую сцену?

Мне сразу же пришел пример любви Тэмуджина и Борте. Великие без всякого сомнения люди, реальные причем в отличие от героев Шекспира. Хранящие верность традициям предков (в отличие от Ромео и Джульетты, которые ради любви пошли наперекор родне), что очень немаловажно в нынешние особенно времена. И совершающие подвиг, известный по сути всем в мире.

В тот же вечер примерно продумал основную канву спектакля (пьесы).

Часть 1

Маленький мальчик слушает историю своего приемного отца. Тот рассказывает, как в молодости он любил прекрасную девушку, но потерял её. Точнее, её отняли, когда они ехали по степи в родной улус. Он позорно бежал, спас свою жизнь, но мучается теперь всю свою жизнь. Девушку звали Оэлун, его - Чиледу, а мальчика - Чильгир.

Оэлун с сыном Тэмуджином. Он вырос и женится на девушке, которую ему сосватал когда-то его отец, Есугей. Оэлун дает ему напутствие перед женитьбой. чтобы он берег её лучше, чем это сделал её первый нареченный.

Свадьба, все веселятся. Борте и Тэмуджин видевшие друг друга лишь в далеком детстве, влюбляются друг в друга. мечтают о счастливом будущем, детях, мире в семье.

Слухи о свадьбе Тэмуджина и Борте, их семейном счастье разносятся по всей степи. но не все этому рады. Враги семьи Есугея готовят нападение на их семью.

Нападение на курень, паника, все бегут, спасаются как могут. Борте и Оэлун кричат Тэмуджину, чтобы он убегал, думая, что хотят убить именно его. Тэмуджин убегает.

Утро. Все возвращаются домой. Все целы, кроме Борте. Её похитили. Тэмуджин понимает, какую ошибку он совершил и принимает решение спасти жену. Его пытаются отговорить, говорят про песчинку в степи и т.д..

Он обращается к крутым родственникам (Алтану, Хучару и Даритай-Отчигину). Но те насмехаются над ним, говорят, чтобы он нашел себе другую невесту, дескать, женщин полно, а жизнь одна. Но он настойчив, просит хотя бы немного воинов. Тогда Алтан делает ему предложение: собери сколько сможешь воинов сам, а родственники дадут ему столько же.

С этим предложением он уходит, а они остаются пировать и смеются над ним.

Тэмуджин выходит к людям и говорит, что ему нечего терять. Он пойдет до конца. Всех, кто ему поможет в трудную минуту, он не забудет никогда. Тэмуджин говорит о несправедливости, о том, что нужно покончить с грабежами, бандитизмом, войнами, которые разоряют простых людей, в которых страдают все люди.

Он бросает клич: кто пойдет за мной? выходит один мужчина: "Меня зовут Боорчу! Я пойду с тобой!". за ним второй - "Меня зовут Мухали! Я пойду с тобой!" - третий - Джэбэ.

Быстро набирается целая дружина. Но нет оружия. Тут на сцену выходит местный кузнец, Джарчиудай, высыпает груду мечей и говорит: "Возьми на такое правое дело еще моих сыновей Джэлмэ и Субэдэя!"

Часть 2

Улус меркитов. нападавшие делят добычу. с хохотом вырывают из рук в руки Борте. Смеются, что она молодая жена того самого Тэмуджина, сына Есугея, который украл невесту у Чиледу. Предлагают её Чильгиру ставшему уже взрослым воином, её сначала в шутку. Но он отбирает её у воинов и уводит к себе.

Дома у Чильгира и Чиледу. Борте плачет, говорит, что пусть они лучше убьют её, чем опозорят. Чиледу и Чильгир клянутся, что волос не упадет с её головы. Чиледу рассказывает ей о своей любви к Оэлун, которую он пронес через всю свою жизнь. Тем временем Чильгир влюбляется в Борте, но не показывает виду.

Войско Тэмуджина нападает на кочевье меркитов. Паника, монголы рубят мужчин, Тэмуджин везде ищет Борте. наконец, она выбегает к нему. Они обнимаются, плачут от счастья.

Воины подводят захваченных в плен мужчин-меркитов. среди них Чиледу и Чильгир. Тэмуджину предлагают решить самому их судьбу. Борте настойчиво просит его отпустить их, рассказывает об их отношении к ней. Тэмуджин выслушивает из её уст историю трагической любви Чиледу к матери Тэмуджина прекрасной Оэлун. Он приказывает дать им лошадей, все их добро и отпустить на свободу.

В стане монголов ликование, родственники произносят льстивые похвальбы в честь Тэмуджина. слышатся крики "Тэмуджин наш Хан! С ним мы завоюем весь мир!".

Уходящие Чиледу и Чильгир останавливаются,вслушиваются в крики. Чиледу говорит:

"Он-то точно будет Великим Ханом! Ради своей любимой девушки начать целую войну!!! А ведь он мог быть моим сыном!".

Чильгир спрашивает его: "А как же я, Отец? Ведь Тэмуджин - сын Есугея!". Чиледу отвечает: "Такова Судьба, сын мой. У каждого своя Дорога Жизни. У него своя, у нас - своя". Чильгир оборачивается назад и говорит "Прощай, Борте!". Они уходят.

Это, конечно, наметки, грубые причем. Замысел.

Основные сюжетные линии:
Тэмуджин - Борте.
Чиледу - Оэлун.
Чильгир - Борте.

PS от АРД: Чингис-хаан никогда не имел сомнений, что первый сын Джучи - его родной. Хотя многие сомневались, не прижила ли Борте в меркитском плену ребенка?

PPS от АРД : Нашли интересную зарисовку про Борте и сыновей Чингис-хаана...