Что такое игровые технологии по фэмп доу. Формирование элементарных математических представлений с помощью нетрадиционных форм работы с детьми дошкольного возраста

Карлова Наталья Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Солнышко"
Населённый пункт: п.Тикси, Булунский район, Республика саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Дата публикации: 22.05.2017
Раздел: дошкольное образование

«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ

МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА»

ВЫСТУПЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ: Карлова Н.М.

«Использование блоков Дьенеша в формировании элементарных

математических представлений у дошкольников»

Игры с блоками Дьенеша как средство формирования универсальных

предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста.

Уважаемые педагоги! «Ум человеческий отмечается такой ненасытной

восприимчивостью к познанию, что представляет собой как бы бездну…»

Я.А. Коменский.

У любого педагога особую тревогу вызывают дети, которые ко всему относятся

равнодушно. Если у ребенка нет интереса к тому, что происходит на занятии,

нет потребности узнавать что – то новое, – это беда для всех. Беда для педагога:

очень трудно обучать того, кто не хочет учиться. Беда для родителей: если нет

интереса к знаниям, пустота будет заполняться иными, далеко не всегда

безобидными интересами. И самое главное, это беда ребенка: ему не только

скучно, но и трудно, а отсюда сложные отношения с родителями, со

сверстниками, да и с самим собой. Невозможно сохранить уверенность в себе,

самоуважение, если все вокруг к чему-то стремятся, чему-то радуются, а он

один не понимает ни стремлений, ни достижений товарищей, ни того, чего от

него ждут окружающие.

Для современной образовательной системы проблема познавательной

активности чрезвычайно важна и актуальна. По прогнозам ученых третье

тысячелетие ознаменовано информационной революцией. Знающие, активные и

образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство, так

как необходимо компетентно ориентироваться во все возрастающем объеме

знаний. Уже сейчас непременной характеристикой готовности к обучению в

школе служат наличие интереса к знаниям, а также способность к

произвольным действиям. Эти способности и умений «вырастают» из прочных

познавательных интересов, потому так важно формировать их, учить мыслить

творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.

Интерес! Вечный двигатель всех человеческих исканий, неугасающий огонь

пытливой души. Одним из наиболее волнующих вопросов воспитания для

педагогов остаётся: Как вызвать устойчивый познавательный интерес, как

возбудить жажду к нелегкому процессу познания?

Познавательный интерес – средство привлечения к обучению, средство

активизации мышления детей, средство заставляющее переживать и увлеченно

работать.

Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Необходимо сделать

обучение занимательным.

Сущностью занимательности является новизна, необычность, неожиданность,

странность, несоответствие прежним представлениям. При занимательном

обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие

пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать,

сравнивать, искать объяснения.

Таким образом, занятие будет познавательным и занимательным, если дети в

ходе его:

Думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);

Удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);

Фантазируют (предвосхищают, создают самостоятельные новые образы).

Достигают (целеустремленны, настойчивы, проявляют волю в достижении

результата);

Вся мыслительная деятельность человека состоит из логических операций и

осуществляется в практической деятельности и неразрывно связана с ней.

Любой вид деятельности, любой труд включает решение мыслительных задач.

Практика является источником мышления. Всё, чтобы ни познал человек

посредством мышления (предметы, явления, их свойства, закономерные связи

между ними), проверяется практикой, которая дает ответ на вопрос, правильно

ли он познал то или иное явление, ту или иную закономерность или нет.

Однако практика показывает, что усвоение знаний на различных этапах

обучения вызывает существенные затруднения у многих детей.

мыслительные операции

(анализ, синтез, сравнение, систематизация, классификация)

в анализе – мысленном разделении предмета на части с последующим их

сравнением;

в синтезе – построении целого из частей;

в сравнении – выделении общих и различных признаков в ряде предметов;

в систематизации и классификации – построении предметов или объектов по

какой-либо схеме и упорядочивании их по какому-либо признаку;

в обобщении – связывании предмета с классом объектов на основе

существенных признаков.

Поэтому обучение в детском саду должно быть направлено, прежде всего, на

развитие познавательных способностей, формирование предпосылок учебной

деятельности, которые тесно связаны с освоением мыслительных операций.

Интеллектуальный труд очень не легок, и, учитывая возрастные возможности

детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить,

что основной метод развития – проблемно – поисковый, а главная форма

организации – игра.

В нашем детском саду накоплен положительный опыт работы по развитию

интеллектуально-творческих способностей детей в процессе формирования

математических представлений

Педагоги нашего дошкольного учреждения успешного используют

современные педагогические технологии и методики организации

образовательного процесса.

Одной из универсальных современных педагогических технологий является

использование блоков Дьенеша.

Блоки Дьенеша придумал венгерский психолог, профессор, создатель авторской

методики «Новая математика» - Золтан Дьенеш.

Дидактический материал основан на методе замещения предмета символами и

знаками (методе моделирования).

Золтан Дьенеш создал простую, но в, то, же время уникальную игрушку,

кубики, которую поместил в небольшую коробку.

Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у

педагогов нашей страны.

Итак, логические блоки Дьенеша предназначены для детей от 2до 8 лет. Как

видим, относятся они к типу игрушек, с которыми играть можно ни один год

путем усложнения заданий от простого к сложному.

Цель: использования логических блоков Дьенеша яеляется - развитие логико-

математических представлений у детей

Определены задачи использования логических блоков в работе с детьми:

1.Развивать логическое мышление.

2.Формировать представление о математических понятиях –

алгоритм, (последовательность действий)

кодирование, (сохранение информации с помощью специальных символов)

декодирование информации, (расшифровка символов и знаков)

кодирование со знаком отрицания (использования частицы «не»).

3. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно

обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, по

двум, трем признакам), объяснять сходство и различие объектов, обосновывать

свои рассуждения.

4. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

5. Развивать пространственные представления, (ориентировка на листе бумаги).

6. Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного

решения учебных и практических задач.

7. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении

цели, преодолении трудностей.

8. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

9. Развивать творческие способности, воображение, фантазию,

10. Способность к моделированию и конструированию.

С точки зрения педагогики, данная игра относиться к группе игр с правилами, к

группе игр, которые направляет и поддерживает взрослый.

Игра имеет классическую структуру:

Задачу (задачи).

Дидактический материал (собственно блоки, таблицы, схемы).

Правила (знаки, схемы, словесную инструкцию).

Действие (в основном по предложенному правилу, описанному либо моделями,

либо таблицей, либо схемой).

Результат (обязательно сверяемый с поставленной задачей).

И так, откроем коробку.

Игровой материал представляет собой набор из 48 логических блоков,

различающихся четырьмя свойствами:

1. Формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;

2. Цветом - красные, желтые, синие;

3. Размером -большие и маленькие;

4. Толщиной -толстые и тонкие.

Будем доставать фигуру из коробки и говорить: «Это большой красный

треугольник, это маленький синий круг».

Просто и скучно? Да, согласна. Именно поэтому, было предложено огромное

количество игр и занятий с блоками Дьенеша.

Неслучайно же, многие детские сады России занимаются с детьми по данной

методике. Мы хотим показать, как это интересно.

Наша цель – заинтересовать Вас, а коль она будет достигнута, то мы уверены,

коробка с блоками пылиться на полках у вас не будет!

в совместной деятельности с детьми и самостоятельной игре.

С чего же начать?

Работа с Блоками Дьенеша, строиться по принципу - от простого к сложному.

Как уже говорилось начинать работу с блоками можно с детьми младшего

дошкольного возраста. Хотим предложить этапы работы. С чего начали мы.

Хотим предупредить, что строгое следование одного этапа за другим

необязательно. В зависимости от того, с какого возраста начинается работа с

блоками, а также от уровня развития детей, педагог может объединять или

исключать некоторые этапы.

Этапы обучения игр с блоками Дьенеша

1этап «Знакомство»

Перед тем, как непосредственно перейти к играм с блоками Дьенеша, мы на

первом этапе дали детям возможность познакомиться с блоками:

самостоятельно достать их из коробки и рассмотреть, поиграть по своему

усмотрению. Воспитатели могут наблюдать за таким знакомством. А дети могут

построить башенки, домики и т.д. В процессе манипуляций с блоками дети

установили, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

Хотим пояснить, что на этом этапе дети знакомятся с блоками самостоятельно,

т.е. без заданий, поучений со стороны воспитателя.

2 этап «Обследование»

На этом этапе дети проводили обследование блоков. При помощи восприятия

они познавали внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму,

величину). Дети подолгу, не отвлекаясь, упражнялись в преобразовании фигур,

перекладывая блоки по собственному желанию. Например красные фигуры к

красным, квадраты к квадратам и т.д.

В процессе игр с блоками у детей развиваются зрительные и осязательные

анализаторы. Дети воспринимают в предмете новые качества и свойства,

обводят пальчиком контуры предметов, группируют их по цвету, размеру,

форме и т. д. Такие способы обследования предметов имеют важное значение

для формирования операций сравнения, обобщения.

3 этап «Игровой»

А когда знакомство и обследование произошло, предложили детям одну из игр.

Конечно, при выборе игр следует учитывать интеллектуальные возможности

детей. Большое значение играет дидактический материал. Играть и

раскладывать блоки интереснее для кого – то или чего – то. Например, угостить

зверей, расселить жильцов, посадить огород и т.д. Отметим, что комплекс игр

представлен в небольшой брошюре, которая прилагается к коробке с блоками.

(показ брошюры из комплекта к блокам)

4 Этап «Сравнение»

Затем дети начинают устанавливать сходства и различия между фигурами.

Восприятие ребенка приобретает более целенаправленный и организованный

характер. Важно, чтобы ребенок понимал смысл вопросов «Чем похожи

фигуры?» и «Чем отличаются фигуры?»

Аналогичным образом дети устанавливали различия фигур по толщине.

Постепенно дети начали пользоваться сенсорными эталонами и их

обобщающими понятиями, такими как форма, цвет, размер, толщина.

5 этап «Поисковый»

На следующем этапе в игру включаются элементы поиска. Дети учаться

находить блоки по словесному заданию по одному, двум, трем и всем четырем

имеющимся признакам. Например, им предлагалось найти и показать любой

6 этап «Знакомство с символами»

На следующем этапе знакомили детей с кодовыми карточками.

Загадки без слов (кодирование). Объясняли детям, что угадать блоки нам

помогут карточки.

Ребятам предлагались игры и упражнения, где свойства блоков изображены

схематично, на карточках. Это позволяет развивать способность к

моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать

информацию.

Такая интерпретация кодировки свойств блоков предложена самим автором

дидактического материала.

Воспитатель, пользуясь кодовыми карточками, загадывает блок, дети

расшифровывают информацию и находят закодированный блок.

Пользуясь кодовыми карточками, ребята называли «имя» каждого блока, т.е.

перечисляли его признаки.

(Показ карточек на альбоме с кольцами)

7 этап «Соревновательный»

Научившись с помощью карточек вести поиск фигуры, дети с удовольствием

загадывали друг другу фигуру, которую необходимо отыскать, придумывали и

рисовали свою схему. Напомню, что в играх необходимо присутствие

наглядного дидактического материала. Например, «Рассели жильцов», «Этажи»

и т.д. В игру с блоками включился соревновательный элемент. Есть такие

задания к играм, где нужно быстро и правильно найти заданную фигуру.

Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется как при шифровке, так и при поиске

закодированной фигуры.

8 этап «Отрицание»

На следующем этапе игры с блоками значительно усложнились за счет введения

значка отрицания «не», который в рисуночном коде выражается

перечеркиванием крест - накрест соответствующего кодирующего рисунка «не

квадрат», «не красный», «не большой» и т.д.

Показ - карточек

Так, к примеру, «небольшой» – означает «маленький», «немаленький» -

означает «большой». Можно ввести в схему один знак отрезания – по одному

признаку, например «не большой», значит маленький. А можно вводить знак

отрицания по всем признакам «не круг, не квадрат, не прямоугольник», «не

красный, не синий», «не большой», «не толстый» - какой блок? Желтый,

маленький, тонкий треугольник. Такие игры формируют у детей понятия об

отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не».

Если вы начали знакомить детей с блоками Дьенеша в старшей группе, то этапы

«Знакомство», «Обследование» можно объединить.

Особенности структуры игр и упражнений позволяет по – разному варьировать

возможность их использования на различных этапах обучения. Дидактические

игры распределены по возрасту детей. Но каждую игру, возможно, использовать

в любой возрастной группе (усложняя или упрощая задания), тем самым

предоставляется огромное поле деятельности для творчества педагога.

Речь детей

Так как мы работаем с детьми ОНР, то большое значение уделяем развитию

речи детей. Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: дети учатся

рассуждать, вступают в диалог со своими сверстниками, строят свои

высказывания, используя в предложениях союзы «и», «или», «не», и др., охотно

вступают в речевой контакт со взрослыми, обогащается словарный запас,

пробуждается живой интерес к обучению.

Взаимодействие с родителями

Начав работу с детьми по этой методике, мы познакомили своих родителей с

этой занимательной игрой на практических семинарах. Отзывы у родителей

были самые положительные. Они считают эту логическую игру полезной и

увлекательной, не зависимо от возраста детей. Родителям мы предложили

использовать плоскостной логический материал. Изготовить его можно из

цветного картона. Показали как легко, просто и интересно с ними играть.

Игры с блоками Дьенеша чрезвычайно многообразны и вовсе не исчерпываются

предложенными вариантами. Существует большое разнообразие различных

вариантов от простых до самых сложных, над которыми и взрослому интересно

«поломать голову». Главное, чтобы игры проводились в определенной системе с

учетом принципа «от простого к сложному». Уяснение педагогом значимости

включения данных игр в образовательную деятельность, поможет ему более

рационально использовать их интеллектуально-развивающие ресурсы и

игра для его воспитанников станет «школой мышления» - школой естественной,

радостной и сосем не трудной.

Государственное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа 5 города Сызрани структурное подразделение реализующее программы дошкольного образования «Детский сад»
Зимняя методическая неделя
Тема выступления: «Современные технологии в формировании элементарных математических представлений в среднем дошкольном возрасте»
Составил: воспитатель ГБОУ СОШ№5 СП ДОУ№29 Горшунова Галина Михайловна
Сызрань, 2013
Введение государственного стандартного образования открывает возможность грамотно и творчески использовать различные образовательные программы. В нашем детском саду используют программу «Игралочка» Л.Г.. Петерсон Е.Е. Кочемасова.
Многолетний опыт работы показывает, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание и
привычку думать, стремление узнать что-то новое. Важно научить их общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую и общественно-полезную деятельность и т.д. По-этому основными задачами математического развития дошкольников в программе «Игралочка.» являются:
Задачи:
1) Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
2) Увеличение объема внимания и памяти.
3) Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
4) Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей.
5) Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
6) Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
7) Формирование обще учебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.).
Эти задачи решаю в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками. Новое зздание не даю детям в готовом виде, оно постигается
ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Таким образом, математика входит в жизнь детей как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира. Подвожу детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия. Так, например, детям предлагаю прокатить через ворота два предмета. В результате собственных предметных действий они устанавливают, что шар катится, потому что он «круглый», без углов, а кубу мешают катиться углы.
Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия по сути являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение - они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками LEGO... Вся система организации занятий должна восприниматься ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.
Насыщенность учебного материала игровыми заданиями и определила название пособия - «Игралочка».
Большое внимание в программе уделяю развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Начиная с самых первых занятий, им систематически предлагаются задания, допускающие различные варианты решения. В дошкольном возрасте
эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации образовательной области с детьми является атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Это важно не только для познавательного развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья.
Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим, темпом. Механизмом решения задачи разноуровневого обучения является подход, сформировавшийся в дидактике на основе идей Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» ребенка.
Известно, что в любом возрасте у каждого малыша существует круг дел, с которыми он может справиться сам. Например, он сам моет руки, убирает игрушки. За пределами этого круга - дела, доступные для него только при участии взрослого или недоступные вообще. Л.С. Выготский показал, что по мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослыми. Другими словами, завтра малыш будет делать сам то, что сегодня он делал вместе с воспитателем, с мамой, с бабушкой...
Поэтому работа с детьми в данном курсе веду на высоком уровне трудности (то есть в зоне их «ближайшего развития», или «максимума»): им предлагаю, наряду с заданиями, которые они могут выполнить самостоятельно, и такие задания, которые требуют от них догадки, смекалки, наблюдательности. Решение их формирует у детей желание и умение преодолевать трудности. В
итоге все дети без перегрузки осваивают необходимый для дальнейшего продвижения «минимум», но при этом не тормозится развитие более способных детей.
Таким образом, основой организации работы с детьми в данной программе является следующая система дидактических принципов:
- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);
- обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);
- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
- обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации
развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.
Программа «Игралочка» методически обеспечена пособиями:
1) Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников 3 - 4 и 4 - 5 лет (методические рекомендации). -М.,Ювента2010.
2) Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. Тетради «Игралочка», ч. 1-2. Дополнительный материал к практическому курсу «Игралочка».-М.Ювента 2010.
Практический курс «Игралочка» содержит методические рекомендации для воспитателей и родителей по организации занятий с детьми. Их объем и содержание могут корректироваться в соответствии с конкретными условиями работы, уровнем подготовки детей, особенностями их развития.
Следует подчеркнуть, что формирование математических представлений не ограничивается одной областью образования, а включается в
контекст всех других видов деятельности: игры, рисования, аппликация, конструирования, и т.д.
При знакомстве с цифрами использую стихи Маршака «Цифры».Для закрепления прямого и обратного счета использую сказки В. Катаева «Цветик -семицветик», «Белоснежка и семь гномов», различные игры например: «Прогулка в лес». (Дети с помощью треугольников изображают (зеленым и белым, елка и береза) считают, сравнивают, устанавливают равенство. Создаю затруднения в игровой ситуации: в лесу жила болтливая сорока, она не верила,что елок и березок поровну. Дети раскладывают квадратики (сороки) над елками и березками.
При представлении о цвете и оттенках использую игры « Рисуем рассказ» (разложить картинку с помощью разноцветных кружков), « Нарядим елку»(соотносят елки и игрушки), «Компот», (использую две банки, в одной банки светло-красный компот, а другой темно- красный). Подвожу детей
к самостоятельному открытию, предлагаю самим сварить компот.
Для закрепления понятия «длинный», «короткий» создаю мотивационную ситуацию, игра «Магазин». В магазине перепутались ленточки, нужно их разложить по длине от самой длинной до самой короткой.
Для знакомства с пространственными понятиями (на-над-под, выше-ниже,слева-справа, вверху-внизу, шире-уже,шире-уже, внутри-снаружи)): провожу такие игры: «Подарок зайцу» (взять в правую руку большую морковку, а в левую маленькую, подарить зайчику), «Сказка « Репка» (закрепление понятия «впереди», «сзади», « Одеяла» (подобрать одеяло зайке и мишке, познакомить с понятием широкий-узкий), «Белочка» (дети собирают грибы, ягоды, по сигналу «ночь» встают в обруч (внутрь).
Для формирования понятия ритм использую времена года (последовательность), игры «Художники»(выкладывают квадраты чередуя по цвету), « В разном ритме» (двигаются под музыку в определенном ритме).
Для знакомства детей с понятием «Пара» использую игру «Собираемся на каток» (дети перечисляют, что нужно одеть и взять парами), дети делают вывод, есть вещи которые используются только вместе.
Также знакомлю детей с геометрическими фигурами: квадрат, круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник;
геометрическими телами: куб, цилиндр, конус, призма, пирамида.
Для этого применяю игровую ситуацию «Магазин» (находят предметы геометрических форм), «Прямоугольник и квадрат», «Необычный детский сад» (знакомство с конусом), «Найди паспорт» (подбирают к карточке геометрические тела).
Для индивидуальной работы удобно использовать ситуации одевания, прогулки, приготовления к обеду. Например, можно спросить у ребенка, сколько пуговиц на его рубашке, какой из двух шарфов длиннее (шире),
чего больше на тарелке - яблок или груш, где правая варежка, а где левая и т.д.
В своей работе использую физкультминутки: « Отдых в лесу» (дети лежат на ковре рассматривают различных жучков), «Дикие и домашние животные» (изображают движениями и голосом различных животных, « Велосипед»(лежа на спине имитируют движения езды на велосипеде), и т.д. тематически связанные с заданиями.
Это позволяет переключать активность детей (умственную, двигательную, речевую), не выходя из учебной ситуации. Веселые стихи и считалочки для физкультминуток желательно разучивать заранее. Их можно использовать также во время прогулок, в течение дня в группе для снятия напряжения и переключения на другой вид деятельности.
Тетради «Игралочка» представляют собой дополнительный материал для индивидуальной работы с детьми. В образовательной деятельности их использование не предполагается - они предназначены для совместной работы детей с родителями, или в индивидуальной работе, которая проводится в течение недели.
Тетради яркие, с интересными картинками, поэтому, однажды попав к малышу в руки, они рискуют быть закрашенными и просмотренными от начала до конца.
Работу по тетради следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят каким-либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра - дело добровольное!
Сначала надо рассмотреть с ним картинку, попросить назвать известные ему предметы и явления, рассказать о неизвестных. Ни в коем случае не следует торопить или останавливать малыша - каждый ребенок должен работать в своем темпе.
Нельзя сразу же объяснять малышу, что и как он должен делать. Он должен пробовать сам! Своим невмешательством взрослый как бы говорит ребенку: «У тебя все в порядке! Ты справишься!».
Надо набраться терпения и выслушивать даже самые, на первый взгляд, абсурдные предложения малыша: у него своя логика, нужно выслушать до конца все его мысли.
Не следует настаивать на том, чтобы ребенок сделал все задания на листе за один раз. Если у малыша пропал интерес - надо прерваться. Но уже начатое задание лучше довести до конца, мотивируя это значимым для ребенка образом. Например: «Петушок расстроится, если у него не будет раскрашено одно крыло, ведь над ним будут смеяться» и т.п.
Методическое пособие по развитию математических представлений
Тетради «Игралочка», части 1-2 являются дополнительным пособием к курсу «Игралочка» для детей 3-4 и 4-5 лет.
В них представлен материал, позволяющий закрепить и расширить знания по программе «Игралочка» в индивидуальной работе детей с родителями или воспитателями.
Учебно – методические пособия «Игралочка» по развитию математических представлений детей 3-4 и 4-5, соответственно является начальным звеном непрерывного курса математики «Школа 2000…». Содержат краткое описание концепции, программы и проведения занятий с детьми в соответствии с новыми требованиями к организации образовательной области « Познание» по дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000…».

Формирование элементарных математических представлений с помощью нетрадиционных форм работы с детьми дошкольного возраста.

    Формы работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.

    Нетрадиционные формы работы в непосредственной образовательной деятельности по математике с детьми дошкольного возраста.

1.Формы работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.

Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами. математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Математическое развитие осуществляется во всех структурах педагогического процесса: в совместной деятельности взрослого с детьми (организованная образовательная деятельность и режимные моменты), самостоятельной детской деятельности, в индивидуальной работе с детьми и при проведении кружковой работы, тем самым, детям предоставляется возможность анализировать, сравнивать, обобщать. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется на занятиях и вне их, в детском саду и дома.

Занятия являются основной формой развития элементарных ма­тематических представлений в детском саду. На них возлагает­ся ведущая роль в решении задач общего умственного и математи­ческого развития ребенка и подготовки его к школе. На занятиях реа­лизуются практически все программные требования; осуществление образовательных, воспитательных и развивающих задач происходит комплексно; математические представления формируются и разви­ваются в определенной системе.

Занятия по формированию элементарных математических пред­ставлений у детей строят­ся с учетом общедидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, наглядности, связи с жизнью, ин­дивидуального подхода к детям и др.

Формы организации занятий разнообразны. Наряду с традици­онным занятием, где происходит знакомство с новым материалом и способами обследовательской, счетной, измерительной, вычис­лительной, поисковой деятельности, используются игры-занятия, беседы-занятия, путешествие-занятие, проблемно-поисковые ситу­ации, занятия-инсценировки, игротека.

Особая роль отводится дидактическим играм. Они имеют непре­ходящее значение для познавательного развития дошкольника. С их помощью уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Игры способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Они могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания, а использование наглядного материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать ее привлекательной для детей.

Чтобы математика вошла в жизнь дошкольников как способ знакомства с интересными явлениями окружающего мира необходимо использовать наряду с традиционными нетрадиционные формы работы. Они побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности. Процесс формирования элементарных математических представлений у детей становится более эффективным и интересным, если педагог использует игровые методы и приемы. Умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели в образовательной деятельности и повседневной жизни.

Важную роль в развитии познавательного интереса дошкольников к математике играет специально организованная педагогами деятельность. Большой интерес вызывают занятия в нетрадиционной форме: по мотивам сказок, в форме игр-путешествий, расследований, экспериментов, экскурсий, викторин, сюжетно- ролевых игр, КВН, «Поля-чудес», занятия с использованием ИКТ и др.

2.Нетрадиционные формы работы в непосредственной образовательной деятельности по математике с детьми дошкольного возраста.

Что сделает занятия по математике эффективными?

Нетрадиционная форма.

Учет индивидуальных, возрастных и психологических

особенностей детей.

Задания развивающего, проблемно-поискового характера.

Игровая мотивация.

Благоприятная психологическая атмосфера и эмоциональный настрой.

Интеграция разных видов деятельности (игровой, музыкальной,

двигательной, изобразительной, конструктивной и др.)

на основе математического содержания.

Чередование видов деятельности.

К нетрадиционным формам занятий относятся:

Занятия-соревнования. Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д. Математические КВН. Предполагают разделение детей на 2 подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина.

Театрализованые занятия. Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию. Занятие-консультации. Когда ребёнок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребёнка.

Занятия-взаимообучения. Ребёнок-«консультант» обучает других детей.

Занятия-аукционы . Проводятся как настольная игра «менеджер».

Занятия-сомнения (поиска истины). Исследовательская деятельность детей типа «тает-не тает, летает-не летает».

Бинарные занятия. Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.

Занятия-концерты . Отдельные концертные номера несущие познавательную информацию.

Занятия -диалоги . Проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной.

Занятия типа «Следствие ведут знатоки». Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией.

Занятия типа «Поле чудес». Проводится как игра «Поле чудес» для читающих детей. Занятие «Интеллектуальное казино». Проводится как игра «Интеллектуальное казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда. Экспериментирование и опыты . Одним из современных методов обучения математике являются элементарные опыты. Детям предлагается, например, перелить воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить: объем воды одинаков; взвесить на весах два куска пластилина разной формы (длинная колбаска и шар), чтобы определить, что они одинаковые по массе; расставить стаканы и бутылочки один к одному (бутылочки стоят в ряд далеко друг от друга, а стаканы в кучке близко друг к другу), чтобы определить, что их количество (равное) не зависит от того, сколько места они занимают.

Экскурсии и наблюдения . Для формирования элементарных представлений дошкольников об окружающем мире и элементарных математических знаний огромное значение имеет опыт детей, который они получает во время экскурсий и наблюдений. Такие экскурсии и наблюдения могут быть организованы как в условиях дошкольного учреждения, так и во время семейных прогулок. Все любые прогулки с детьми, даже дорога до детского сада, могут стать ценнейшим источником развивающей информации. В ходе экскурсий и наблюдений дошкольники знакомятся:

С трехмерным пространством окружающего мира (формой и величиной реальных объектов);

С количественными свойствами и отношениями, существующими в реальном пространстве помещений, на участке детского сада и за территорией, то есть в окружающем ребенка мире;

С временными ориентировками в естественных условиях, соответствующих тому или иному времени года, части суток и т.п.

Экскурсии могут быть ознакомительными, уточняющими ранее полученные представления, закрепляющими, то есть итоговыми. Количество их определяется необходимостью расширения и обогащения элементарного математического опыта детей. В зависимости от целей и задач математического обучения, экскурсии можно проводить до начала занятия по ознакомлению детей с какими-либо математическими свойствами и отношениями, существующими в реальном природном и социальном мире, а также по мере освоения математического материала. На экскурсиях дети знакомятся с деятельностью людей, включающей элементы математического содержания в естественных условиях. Например, они наблюдают следующие ситуации: покупатели приобретают продукты и платят деньги (количественные представления); школьники идут в школу (временные представления); пешеходы переходят улицу (пространственные представления); строители строят дом, и на стройке работают различные по высоте краны (представления о величине) и т.п. В ходе экскурсий внимание детей обращается на особенности жизни людей, животных и растений в разное время года и суток.

Использование художественной литературы в играх и упражнениях.

Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников очень важно использовать занимательные проблемные ситуации. Жанр сказки позволяет соединить в себе и собственно сказку, и проблемную ситуацию. Слушая интересные сказки и переживая с героями, дошкольник в то же время включается в решение целого ряда сложных математических задач, учится рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений. Воздействие художественной литературы на умственное, речевое и эстетическое развитие детей дошкольного возраста общеизвестно. Неоценимо его значение и в процессе формирования элементарных математических представлений и профилактики нарушений счетной деятельности. Литературное произведение как средство математического развития детей необходимо рассматривать в единстве содержания и художественной формы. При выборе литературных произведений для занятий с математическим содержанием необходимо учитывать состояние связной речи и сформированность элементарных математических представлений у дошкольников. Если внимательно прочитать произведения для детей, то можно заметить, что практически каждое из них с помощью образного слова передает определенное математическое содержание. Тем не менее рекомендуется использовать для чтения и занятий прежде всего такие художественные тексты, которые формируют представления детей о временах года, времени суток, днях недели, о величине и пространственных ориентировках, количественные представления. Художественные произведения, прежде всего стихотворные, педагог может использовать на занятиях, во время прогулок, гигиенических процедур, обучения навыкам самообслуживания, трудовым навыкам и т.п. литературные произведения включаются в театрализованные и сюжетно- дидактические игры, подвижные игры, то есть игры с правилами. Одно и тоже произведение можно использовать в разных игровых ситуациях. Таким образом, оно как бы проходит через жизненный и игровой опыт ребенка. Для математического развития детей дошкольного возраста рекомендуется, прежде всего, произведения народного творчества (потешки, загадки, песенки, сказки, пословицы, поговорки, стихи), так и авторские стихи, сказки и другие произведения. При формировании временных представлений у детей рекомендуются стихотворения «Часы» (Г.Сапгир), «Машенька» (А.Барто), «Пастушок» (Г.Демченко), «Зазвонил будильник» (Г.Ладонщиков). У С.Маршака есть целый цикл стихотворений, посвященных временам года. Он называется «Круглый год». Ему же принадлежит в полном смысле математическое стихотворение «Веселый счет». Таким образом, умение отбирать лексические средства, наиболее точно раскрывающие математический смысл, проявляется как в контексте формирования математических представлений, так и в контексте обучения произвольности построения связного высказывания. Например: сказка «Теремок» - поможет запомнить не только количественный и порядковый счёт (первой пришла к теремку мышка, второй лягушка и т.д.), но и основы арифметики. Дети легко усваивают, как увеличивается количество на единичку. Прискакал зайка, и стало и трое. Прибежала лисица, и стало их четверо. Сказки «Колобок» и «Репка» хороши для освоения порядка счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался колобку третьим? В репке можно и о размере поговорить. Кто самый маленький? Мышка. Кто самый большой? Дед. Кто стоит пред кошкой? А кто за бабкой? Сказка «Три медведя» - это математическая супер - сказка. И медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), соотнести мишек с соответствующими стульями, тарелками. В «Красной шапочке» поговорить о понятиях «длинный», «короткий». Особенно если нарисовать или выложить из кубиков дорожки и посмотреть, по какой из них быстрее пробегут маленькие пальчики или игрушечная машинка. В сказке «Про козлёнка, который умел считать до десяти» - дети вместе с козлёнком пересчитывают героев сказки, легко запоминают количественный счёт до 10 и т.д.

Перспективным методом обучения дошкольников математике на современном этапе является моделирование : оно способствует усвоению специфических, предметных действий, лежащих в основе понятия числа. Дети использовали модели (заместители) при воспроизведении такого же количества предметов (покупали в магазине шапок столько, сколько кукол; при этом количество кукол фиксировали фишками, так как поставлено условие - кукол в магазин брать нельзя); воспроизводили такую же величину (строили дом такой же высоты, как образец; для этого брали палочку такой же величины, как высота дома-образца, и делали свою постройку такой же высоты, как величина палочки). При измерении величины условной меркой дети фиксировали отношение мерки ко всей величине либо предметными заместителями (предметы), либо словесными (словами-числительными).

Занятия с использованием новых информационных технологий.

Применение компьютерной техники позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным и доступным для восприятия детей. В практике используют мультимедийные презентации и обучающие программы, поскольку учебный материал, представленный различным информационными средами (звук, видео, графика, анимация) легче усваивается дошкольниками. Использование мультимедийных технологий активизирует познавательную деятельность детей, повышает их мотивацию, совершенствует формы и методы организации математических занятий. Они ориентируют детей на их творческое и продуктивное использование в своём обучении.

Включение мультимедийных технологий дополняет традиционную программу для дошкольных учреждений по формированию счетной деятельности дошкольников. Используя мультимедийные технологии в дошкольном математическом образовании, можно создать эффективные педагогические условия для формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Проектная деятельность Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка как на “саморазвивающуюся систему”, при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей.

Одна из таких технологий – проектная деятельность. Проектируя деятельность, воспитатель совместно с детьми создает план. Все сюжетно-дидактические игры объединяются в один проект по теме. Предлагаемый сюжет должен у дошкольников вызвать положительные эмоции, стремление включиться в процесс сюжетно-дидактической игры. Надо, чтоб ребенку было комфортно от выполнения различных действий, мотивированных логикой развития сюжета. Проектная деятельность оказывается достаточно эффективным методом обучения практически всем естественнонаучным дисциплинам, к числу которых относится и математика. Главная цель организации проектной деятельности - развитие у детей глубоких, устойчивых интересов к предмету математики, на основе широкой познавательной активности и любознательности Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников. В основе технологии лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение. Основная цель метода проектов состоит в предоставлении ребятам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. В курсе математики метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких занятий. Осуществляя эту работу, дети могут составлять задачи с различными героями. Это могут быть сказочные задачи, «мультяшные» задачи, задачи из жизни группы, познавательные задачи и так далее. Проект – это система постепенно усложняющихся практических заданий. Таким образом, у ребёнка происходит накопление собственного опыта, углубление его знаний и совершенствование умений. У дошкольника развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия и др., что прописано в Федеральных государственных образовательных стандартах, в Целевых ориентирах ДО - социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня ДО.

Вывод :

Использование непосредственно образовательной деятельности в нетрадиционной форме помогает привлечь к работе всех детей.

Можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль.

Нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи дошкольников.

НОД способствует развитию умения работать самостоятельно.

В группе меняются отношения между детьми и воспитателем (мы партнеры).

Ребята с удовольствием ждут таких игр.

Список литературы

1. Белошистая А. В. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей //Дошкольное воспитание. 2002 г. № 2 с. 69-79

2. Березина Р.Л., Михайлова З.А., Непомнящий Р.Л., Рихтерман Т.Д., Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Москва, изд-во "Просвещение", 1990.

3. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение 1989 г.

4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Мозаика - Синтез, 2008. - 112 с.

5. Колесникова Е. В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет. М; «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998 с. 128.

6. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М; Просвещение, 1974

Именно в первые годы жизни у ребенка есть возможность усвоить огромное количество важной информации. Существует специальная методика формирования элементарных математических представлений, с помощью которой маленький человек получает навыки логического мышления.

Особенности психолого-педагогических исследований

Диагностики, неоднократно проводимые в государственных дошкольных учреждениях, подтверждают возможность формирования в 4-7-летнем возрасте основ математического мышления. Та информация, которая в огромном объеме обрушивается на ребенка, предполагает поиск ответов с применением логических навыков. Разнообразные ролевые игры по ФЭМП в средней группе учат дошкольников воспринимать объекты, сопоставлять и обобщать наблюдаемые явления, понимать простейшие взаимосвязи между ними. В качестве основного источника познания в данном возрасте выступает интеллектуальный и чувственный опыт. Ребенку сложно самостоятельно правильно выстроить логические цепочки, поэтому ведущая роль в формировании мышления принадлежит педагогу. Любое занятие по ФЭМП в средней группе направлено на развитие детей, подготовку к обучению в школе. Современные реалии требуют от воспитателя применения основ развивающего обучения, активного использования в работе инновационных приемов и способов развития основ математического мышления.

История появления ФЭМП в дошкольном образовании

У современной методики формирования простейших математических навыков у малышей долгий исторический путь. Впервые вопрос о методах и содержании дошкольного обучения арифметике рассматривался в 17-18 веках зарубежными и отечественными педагогами и психологами. В своих образовательных системах, рассчитанных на 4-6-летних детей, К. Д. Ушинский, И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменский указывали важность формирования четкого представления о пространстве, мерах измерения разных величин, размерах предметов, предлагали алгоритм действий.

Ребята в дошкольном возрасте, учитывая особенности физического и психического развития, проявляют нестабильный интерес к следующим математическим понятиям: время, форма, количество, пространство. Им трудно связать данные категории между собой, упорядочить их, применять полученные знания к конкретным жизненным ситуациям. Согласно новым федеральным образовательным стандартам, разработанным для детских садов, ФЭМП в средней группе является обязательным элементом.

Особое место в дошкольном математическом образовании принадлежит развивающему обучению. Любой конспект по ФЭМП в средней группе подразумевает применение наглядных средств (пособий, эталонов, картин, фотографий), благодаря чему малыши получают полное представление об объектах, их свойствах и характеристиках.

Требования к в ДОУ

В зависимости от образовательных задач, индивидуальных и возрастных особенностей детей, есть определенные правила, которым должны в полной мере соответствовать наглядные математические материалы:

  • разнообразие по размерам, цвету, форме;
  • возможность применения в ролевых играх;
  • динамичность, прочность, устойчивость;
  • эстетичные внешние характеристики;

Е. В. Сербина в своей книге предлагает «педагогические заповеди», которые применяет в работе воспитатель дошкольного учреждения:

  • «Не спешить с результатом». Каждый ребенок развивается по своему «сценарию», важно направить его, а не пытаться ускорить желаемый результат.
  • «Поощрение - лучший путь к успеху». НОД по ФЭМП в средней группе предполагает поощрение любых усилий малыша. Воспитатель должен найти такие моменты, за которые можно поощрить ребенка. Ситуация спеха, создаваемая я каждого воспитанника, способствует скорейшему развитию логических навыков, повышению интереса к математике.

Специфика работы с дошкольниками

Дошкольный возраст не подразумевает использования отрицательных отметок, порицаний со стороны воспитателя. Нельзя сравнивать достижения одного малыша с результатами другого воспитанника, допускается лишь анализ индивидуального роста дошкольника. Педагог должен использовать в работе те методы и приемы, которые вызывают у его подопечных неподдельный интерес. Занятия «по принуждению» не принесут пользы, напротив, они приведут к формированию негативного отношения к математике, вычислительным навыкам. При наличии личного контакта и доброжелательных отношений между ребёнком и его наставником гарантирован положительный результат.

Разделы дошкольного математического образования

В программе дошкольного математического образования предполагается изучение следующих разделов: величина, количество, геометрические фигуры, ориентация в пространстве во времени. В четыре года ребята осваивают навыки счета, используют числа, проводят устно простейшие вычислительные операции. В данный период можно проводить игры с кубиками разных размеров, цветов, формы.

Во время игры воспитатель развивает у малышей следующие умения и навыки:

  • оперирование свойствами, числами, объектами, выявление простейших изменений в форме, размерах;
  • сравнение, обобщение групп предметов, соотнесение, вычленение закономерностей;
  • самостоятельность, выдвижение гипотезы, поиск плана действий

Заключение

ФГОС для дошкольных учреждений содержит перечень тех понятий, которые должны быть сформированы у выпускников детских садов. Будущим первоклассникам должны быть известны формы предметов, структурные части различных геометрических фигур, размеры тел. Для того чтобы сравнить два геометрических объекта, 6-7-летний ребенок использует речевые и познавательные умения и навыки. Исследовательский и проектный методы помогают развивать в малышах любознательность. Воспитатель при разработке математических мероприятий подбирает такие формы и приемы работы, которые бы способствовали всестороннему развитию дошкольников. В на первом месте находится не содержание проводимых занятий, а формирование личности будущего школьника.

  • РАЗВИТИЕ НАУКИ
  • ДОШКОЛЬНИК
  • МАТЕМАТИКА

В статье описана история развития формирования математических представлений дошкольников через анализ работ учёных разных стран в контексте методов, содержания, приемов обучения.

  • Практическая работа по астрономии «Заполнение диаграммы Герцшпрунга-Рассела»
  • Познавательная самостоятельность как путь самореализации личности в обучении
  • Использование виртуальных учебных материалов с целью саморазвития студентов медицинских вузов
  • Физическая культура в обеспечении здорового образа жизни студентов

Педагог дошкольного образования должен быть знаком с современным состоянием развития теории и технологии развития математических представлений дошкольников с целью дать качественное математическое образование своим воспитанникам. При этом необходимо помнить, что темпы развития общества не обеспечивают профессиональной подготовки на весь трудоспособный период жизни человека. Поэтому воспитатель должен быть готов к непрерывному образованию в течение всей жизни, повышению квалификации, приобретению и развитию навыков сочетания, переноса, взаимосвязи уже усвоенных знаний с новыми .

Современная ситуация теоретического и технологического развития формирования математических представлений у детей дошкольного возраста была сформирована в 80-90-е гг. XX вв. В 80-е гг. ученые стали искать пути улучшение дошкольного математического образования через оптимизацию содержания и новые методы обучения детей .

Формирование начальных математических представлений было заложено психологами. Гальперин П.Я. разработал линию по ознакомлению с элементарными математическими понятиями и действиями. Она была построена на введении мерки. Число при таком подходе понимается как отношение измеряемой величины к избранной мерке, как результат измерения. Формирование понятия числа через освоение детьми действий комплектования, уравнивания, измерения и психологический механизм счета как умственной деятельности, были описаны в трудах Давыдова В.В. В своих работах Березина Р.Л., Лебедева 3.Е., Проскура Е.В., Непомнящая Р.Л., Левинова Л.А., Щербакова Е.И., Тарунтаева Т.В. показали, что возможно развить у детей дошкольного возраста представления о величине и о взаимосвязи между счетом и измерением .

Таким образом, согласно традиционной методике обучения число является результатом счета. Особенностью нового способа введения понятия явилось представление числа как отношения измеряемой величины к единице измерения (условной мерке), т.е. число, как результат измерения. Поэтому в программу обучения детей внедрили новый раздел «Величина» .

Анализ содержания обучения дошкольников с точки зрения новых задач дал возможность исследователям разработать методику обучения детей обобщенным способам решения познавательных задач, построению связей, зависимостей и т.д. Для этого стали предлагаться новые средства обучения: модели, схематические рисунки, которые отражали существенное в познаваемом содержании .

Маркушевич А.И., Папи Ж. и др. обратили внимание на необходимость пересмотра содержания знаний по математике для детей шести лет. Они считали, что следует обогатить, добавить новые представления, относящиеся к комбинаторике, множествам, вероятности, графам и т.д. Маркушевич А.И. рекомендовал строить методику по обучению математике, опираясь на положения теории множеств. Считал, что необходимо обучать дошкольников при помощи простых операций с множествами, развивать у них пространственные и количественные представления. Папи Ж. разработал методику по формированию представлений у детей о функциях, отношениях, отображениях, порядке и др. при помощи использования многоцветных графов .

Попытки формирования количественных представлений у детей раннего возраста, а так же пути совершенствования этих навыков у детей дошкольного возраста были рассмотрены Ермолаевой Л.И., Даниловой В.В., Тархановой Е.А. .

Методы, приемы математического развития дошкольников при помощи игры сформулированы Игнатовой Т.Н., Смоленцевой А.А., Щербининой И.И. и др. .

Метлиной Л.С. разработаны: комплексный подход к обучению, эффективные дидактические средства, разнообразные приемы обучения. Ее работы стали использовать при написании конспектов занятий по формированию элементарных математических представлений, методических рекомендаций .

Разработка новых методик по обучению детей дошкольного возраста математике осуществлялась и в других странах, таких как Германия, Польша, США, Франции .

Ученые из Польши и Германии, Дум Э., Альтхауз Д., Фидлер М., обратили внимание на развитие представлений о числах в процессе практических действий с множествами предметов. Учёными были предложены игры и упражнения, которые помогали детям овладеть умениями упорядочивать, классифицировать предметы по разным признакам, в том числе и по количеству .

Ученые из США Лаксон В. и Грин Р. в качестве развития представлений о понятии числа и математических действиях изучали понимание детьми количественных отношений на конкретных множествах предметов. Ими уделялось большое внимание изучению вопроса понимания детьми принципа сохранения количества в процессе практических действий в преобразовании непрерывных и дискретных величин .

Французские учёные считали, что дети до четырёх лет должны учиться считать самостоятельно без помощи взрослого потому, что играя с песком, водой и другими предметами у детей формируется представление о количестве, величине на сенсорном уровне .

Педагог французских материнских школ Полина Кергомар считала, что способность к пониманию математики зависит от качества обучения. Педагогами из Франции была разработана система логических игр. Считалось, что в игре у детей формируется и развивается способность к пониманию, рассуждению, самоконтролю. Дети учатся переносить усвоенные навыки в новые ситуации. Используя математический язык, дети 5-6 лет постигают элементарные математические понятия, учатся кратко и точно выражать свои мысли, находить и исправлять ошибки .

В 90-х гг. XX в. было выделено несколько основных научных направлений в методике и теории развития математических представлений у детей дошкольного возраста. В первом направлении Пиаже Ж., Поддьяков Н.Н. и др., рассматривали содержание развития и обучения, приемы и методы по формированию у дошкольников интеллектуально-творческих способностей, таких как: наблюдательность, умение сравнивать, обобщать и т.д. Вторым направлением, которое рассматривали Шпрангер Э., Эльконин Д.Б. и др., является развитие у детей сенсорных способностей, процессов, например, при использовании моделирования. Моделирование – это одно из интеллектуальных умений детей дошкольного возраста. Дошкольники способны оперировать несколькими видами моделей: конкретными, условно-символическими, обобщенными. Георгиев Л.С., Давыдов В.В. и др. выделили третье направление. Его суть заключается в том, что до освоения чисел, происходит практическое сравнение величин. Данное сравнение осуществляется через выявление в предметах общих признаков, а именно: длина, масса, ширина, высота. Столяр А.А., Соболевский Р.Ф. и др. разработали четвертое теоретическое направление. Оно опирается на становление и развитие одного вида мышления в процессе понимания и усвоения детьми свойств и отношений. В процессе действий с разными множествами, цветом, предметов, формой, размером и т.д., дети учатся выполнять логические задачи над свойствами разных подмножеств .

Таким образом, теоретические основы современной методики по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста основываются на четырех направлениях, новых и традиционных идеях.

Список литературы

  1. Белошистая А. В. Развитие математических способностей дошкольников. - М.: Просвещение, 2004.
  2. Будько Т.С. Развитие математических представлений у дошкольников. - М.: Просвещение, 2008.
  3. Киричек К.А. О некоторых активных формах проведения занятий у бакалавров профиля «Дошкольное образование» // Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов XXXIX Всероссийской научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. – С.66-71.
  4. Киричек К.А. Подготовка бакалавров профиля «Дошкольное образование» к осуществлению математического развития детей в образовательных организациях // Kant. – 2016. - №1(18). - с.37-40.
  5. Михайлова 3.А., Непомнящая Р.Л., Полякова М.Н. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. - М.: Центр педагогического образования, 2008.
  6. Смолякова О.К., Смолякова Н.В. Математика для дошкольников. В помощь родителям при подготовке детей 3-6 лет к школе. - М.: Издат-школа, 2002.
  7. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. - М.: Просвещение, 2007.
  8. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников. - М.: Просвещение, 2002.
  9. Федлер М. Математика уже в детском саду. - М.: Просвещение, 2003.